Манифест 17 октября 1905 года вызвал: 1. Манифест 17 октября 1905 года вызвал а) недоверие рабочих б) еще большее озлобление крестьян…
Содержание
Октябрьский манифест кратко
Октябрьский манифест (манифест 17 октября 1905 года) – законодательный акт, разработанный правительством и подписанный Императором Николаем 2 с целью положить конец многочисленным беспорядкам и забастовкам рабочих и крестьян.
Манифест стал ответной реакцией правительства на непрекращающиеся забастовки и народные выступления, проходящие в стране с 12 октября, автором документа стал С.Ю.Витте.
«Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» был вынужденной мерой, на которую пошел Николай 2, чтобы стабилизировать обстановку. Суть манифеста заключалась в том, чтобы пойти на уступки рабочим и выполнять ряд их требований – дать гражданские права и свободы – тем самым прекратив хаос в стране.
Предпосылки создания Манифеста
Данный документ стал одним из самых заметных событий в период первой русской революции 1905-1907 годов и являлся ее своеобразным итогом.
В начале 20 века экономическая и политическая ситуация в России была очень сложной. Отмена крепостного права сильно изменила экономику страны, однако старая система (самодержавная монархия) не могла адекватно реагировать на происходящие изменения и поддерживать новый тип экономики. В стране произошел промышленный спад, так как на заводах работать было некому, внутренний долг страны рос с каждым днем, а несколько подряд неурожайных годов привели к тому, что страна голодала. Экономический кризис, а также неудачи России на военном поприще привели к тому, что власть вызывала все меньше доверия у народа.
Рабочие, которым было нечего есть, требовали, чтобы их наделили гражданскими правами и дали больше свободы, чтобы экономика могла регулироваться не только указами государя, но и волей народа. В этот период стал все чаще звучать лозунг – «долой самодержавие».
Несмотря на недовольства, правительство еще кое-как справлялось с ситуацией, однако после трагических событий «Кровавого воскресенья», когда мирная демонстрация рабочих была расстреляна императорскими войсками, остановить революцию было уже невозможно. По всей стране начались бунты и забастовки – люди требовали свергнуть Императора.
Пик забастовок пришелся на октябрь, когда бастовало более 2 миллионов человек. Забастовки сопровождались погромами и кровавыми столкновениями.
Реакция правительства на революцию. Создание Манифеста 17 октября 1905 года
В начале революции правительство пыталось справиться с ситуацией выпуская многочисленные законодательные акты и указы, а также применяя силовые методы. В частности, Николай 2 выпустил сначала указ, согласно которому каждый гражданин или группа граждан могли подать на рассмотрение документ об изменении государственного порядка, но затем сразу же вышел второй указ – он говорил о том, что вся власть принадлежит исключительно императору. Разумеется, народ был недоволен тем, что им пытаются дать права лишь на бумаге. Демонстрации разгорались сильнее.
В мае 1905 года на рассмотрение в Думу поступил новый законопроект, который предусматривал создание в России совершенно нового законотворческого органа, который бы стал своеобразным посредником между государем и народом – этот орган занимался бы рассмотрением предложений граждан и процессом внесения соответствующих поправок в официальное законодательство. Императору подобный законопроект не понравился, его содержание по приказу Николая 2 было изменено в пользу самодержавия и власти монархии.
Когда бунты достигли пика, Николай 2 вынужден был вернуться к первой редакции нового законопроекта, потому что другой возможности остановить кровавые события не было. Он издал приказ немедленно составить текст Манифеста.
Манифест положил начало новому государственному строю – конституционной монархии.
Содержание Манифеста 17 октября 1905 года
Новый царский Манифест, прежде всего, давал ряд свобод гражданам и общественным институтам. Провозглашалась свобода слова, свобода собраний и свобода создания союзов и общественных организаций. Сразу же после издания Манифеста в России было создано более сотни самых различных обществ и объединений.
Манифест также давал избирательное право тем слоям населения, которые раньше им не обладали. Суть этого была в том, чтобы дать возможность принимать участие в судьбе страны всем слоям населения, вне зависимости от сословия и материального положения. Это было началом демократического общества.
Нововведением было также то, что все законопроекты теперь рассматривались и утверждались государственной Думой, император перестал быть единоличным правителем и законотворцем, его власть ослабла.
Итоги Манифеста 17 октября 1905 года
Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.
Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.
К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.
Манифест об учреждении законосовещательной Государственной думы
НАЧАЛО РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
В обстановке развития революции император Николай II должен был спешить с выполнением обещаний, возвещенных в рескрипте министру внутренних дел А.Г.Булыгину. 6 августа 1905 г. был издан Манифест о созыве представительного органа — Государственной думы. Последняя получала совещательные права, и власть императора, таким образом, по-прежнему оставалась неограниченной. Выборы в Думу предполагалось сделать многостепенными. Все избиратели делились на три курии: землевладельческую (преимущественно — помещики), городскую (крупные городские собственники) и крестьянскую. Депутаты Думы должны были выбираться губернскими избирательными собраниями, членами которых являлись выборщики, представлявшие соответствующие курии. Широкие слои населения (женщины, рабочие, учащиеся, военнослужащие и др. ) избирательных прав не получали.
Обещание созвать Государственную думу являлось бесспорно уступкой со стороны самодержавия, но уступкой весьма скромной и запоздалой. Дальнейшие события сорвали созыв «Булыгинской Думы». В октябре 1905 г. разразилась Всероссийская политическая стачка, в которой участвовало около 2 млн. человек. В рядах забастовщиков, требовавших свержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, оказались не только рабочие, но и служащие, интеллигенты. Вся жизнь страны была парализована. Не имевшая в своем распоряжении достаточного количества надежных войск власть попала в критическое положение, теряя контроль над ситуацией. В правящих кругах усиливались колебания. Репрессивные меры не давали эффекта. В этих условиях роль спасителя династии сыграл С.Ю. Витте, пребывавший (после отставки в 1903 г. с поста министра финансов) в опале. Выход из сложившейся ситуации С.Ю.Витте видел в либеральных реформах, способных привлечь на сторону самодержавия оппозицию. 17 октября 1905 г. Николай II подписал после долгих колебаний Манифест, составленный в духе программы С.Ю.Витте. Этот акт обещал даровать населению демократические свободы, предоставить Думе законодательные права, расширить круг лиц, имевших возможность участвовать в выборах депутатов. 19 октября 1905 г. именным указом был реорганизован существующий еще с 1857 г., но крайне редко собиравшийся Совет министров. Он превратился в постоянно действующее высшее учреждение — в правительство Российской империи. Руководство Советом было возложено на особое должностное лицо — председателя Совета министров, призванного играть роль главы правительства. Первым председателем Совета министров стал С.Ю.Витте.
Таким образом, «Булыгинская дума» существовала только как идея, а реакция на нее стала основанием для последующих преобразований.
По материалам кн.: История России от древнейших времен до начала XX в. Под. ред. И.Я.Фроянова.
http://www.hrono.ru/sobyt/1900sob/1905bulygduma.php
ИЗБИРАТЕЛИ И ПОРЯДОК ВЫБОРОВ
На подлинном Собственною Его императорского величества рукою написано: «Быть по сему»
Положение
I. Общие положения
1. Выборы в Государственную думу производятся: а) по губерниям и областям и б) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Астрахани, Баку, Варшаве, Вильне, Воронежу, Екатеринославу, Иркутску, Казани, Киеву, Кишеневу, Курску, Лодзи, Нижнему Новгороду, Одессе, Орлу, Риге, Ростову-на-Дону, совместно с Нахичеванью, Самаре, Саратову, Ташкенту, Тифлису, Туле, Харькову и Ярославлю.
Примечание: Выборы в Государственную думу от губерний Царства Польского, областей Уральской и Тургайской и губерний и областей Сибирских, генерал-губернаторств Степного и Туркестанского и наместничества Кавказского, а также выборы от кочевых инородцев производятся на основании особых правил.
2. Число членов Государственной думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
3. Избрание членов Государственной думы по губерниям и областям (ст. 1, п. а) производится губернским избирательным собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей и в) уполномоченных от волостей и станиц.
4. Общее число выборщиков по каждой губернии или области, а равно распределение их между уездами и съездами устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
5. Избрание членов Государственной думы от указанных в пункте б статьи 1 городов производится избирательным собранием, образуемым под председательством городского головы или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых: в столицах — в числе ста шестидесяти, а в остальных городах — в числе восьмидесяти.
6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.
7. Кроме указанных в предшедшей (6) статье лиц, в выборах не участвуют также: а) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного чрез обман имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; б) отрешенные по судебным приговорам от должности — в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силою Всемилостивейшего манифеста или особого Высочайшего повеления; в) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте а или влекущих за собой отрешение от должности; г) подвергшиеся несостоятельности, впредь до определения свойства ее; д) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастною; е) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат и ж) осужденные за уклонение от воинской повинности.
8. Не принимают участия в выборах: а) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники — в пределах подведомственных им местностей и б) лица, занимающие полицейские должности — в губернии или городе, по которым производятся выборы.
Из «Высочайше утвержденного положения о выборах в Государственную Думу» от 6(19) августа 1905 г.
БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА – КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПРОЕКТ
В начале июля в Москве собрался четвертый земский съезд. На нем впервые в лице кн. Н. Ф. Касаткина-Ростовского, избранного курским земством, раздался голос правых. Но огромное большинство съезда было настроено еще левее, чем прежде. То, что было известно о «Булыгинском проекте», не удовлетворяло конституционные круги. Июньские вспышки не смутили земцев, а скорее убедили их в необходимости принять более резкий тон. «На реформу рассчитывать нечего, — говорил И. И. Петрункевич. — Мы можем рассчитывать на себя и на народ. Скажем же это народу. Не надо туманностей… Революция — факт. Мы должны ее отклонить от кровавых форм… Идти с петициями надо не к Царю, а к народу». (Это заявление вызвало демонстративный уход со съезда трех правых делегатов.)
Съезд постановил обратиться с воззванием к народу и решил уполномочить свое бюро «в случае надобности входить в соглашение с другими организациями». Эта краткая формула вызвала больше всего прений и прошла только 76 голосами против 52. Она открывала возможность соглашений между земской организацией и другими, открыто революционными силами, в первую очередь Союзом союзов.
Государь был возмущен и встревожен такими решениями, принятыми через какой-нибудь месяц после приема делегации — после так лояльно и искренне звучавшей речи кн. Трубецкого. Он поручил сенатору Постовскому запросить руководителей земских съездов — как понимать такое противоречие между словами и делами? Запрошенные лица доказывали, что никакого противоречия нет, что обращение к народу — только «новый шаг на прежнем пути»; а фактически руководившая июльским съездом группа «земцев-конституционалистов» прямо постановила: «Посылка депутации 6 июня представляется не актом земских конституционалистов, а актом коалиционного съезда, и результат ее ни в чем не связывает нас».
Таким образом, когда государь захотел снестись с «земскими людьми», которые приходили к нему с хорошими словами, — вдруг оказалось, что обращаться не к кому. Это оставило горький след в его душе и создало в нем убеждение, что на эти крути «положиться нельзя». Между тем, сознательной неискренности тут не было ни с чьей стороны: земские съезды не были организованной силой; они бывали только орудием других, более сплоченных групп, и прежде всего «Союза освобождения».
18 июля в Петергофе начались совещания по поводу проекта Государственной думы. В них участвовало несколько десятков человек — великие князья, министры, наиболее видные члены Гос. совета, несколько сенаторов, а также известный историк проф. В. О. Ключевский. Председательствовал государь. Когда статья была достаточно обсуждена, государь объявлял, утверждает ли он ее или нет; это заменяло голосование.
Наибольшие споры вызвала статья, по которой проекты, отвергнутые Гос. думой, не могли представляться на утверждение государя: в этом усмотрели ограничение царской власти; статья была изменена.
Во время прений об избирательном законе некоторые члены совещания настаивали на том, чтобы можно было избирать и неграмотных, которые — элемент благонадежный и говорят «эпическим языком», — на что министр финансов В. Н. Коковцов с присущим ему сухим юмором заметил: «Не следует слишком увлекаться желанием выслушивать в Думе эпические речи неграмотных стариков… Они будут только пересказывать эпическим слогом то, что расскажут им другие». Требование грамотности для депутатов было сохранено.
Проект, обсуждавшийся в Петергофе с 19 по 26 июля, был затем опубликован в день Преображения и получил прозвание «закон 6 августа» или «Булыгинская Дума». Он устанавливал совещательное народное представительство, имеющее право обсуждать проекты законов и государственную роспись, задавать вопросы правительству и указывать на незаконные действия властей путем непосредственного доклада своего председателя государю. Наряду с Думой сохранялся существующий Государственный совет как учреждение, имеющее опыт в разработке законов. Государь мог издавать законы и вопреки заключениям Думы и Совета; но обсуждение проектов в двух «палатах» давало возможность выяснить отношение общества, и можно было ожидать, что без серьезных оснований монарх едва ли стал бы действовать против ясно выраженного мнения выборных от населения.
Избирательный закон был всецело основан на идее лояльности крестьянства. Все крестьяне, а также землевладельцы могли участвовать в избрании выборщиков, которые затем сходились для выбора депутатов. В городах, наоборот, избирательное право было очень ограниченным; голосовать могли только домовладельцы и наиболее крупные плательщики квартирного налога. Рабочие и интеллигенция были почти совершенно исключены.
«Привлекши без всякого ценза огромную крестьянскую массу к выборам в Думу, — писало «Освобождение», — самодержавная бюрократия признала, что народное представительство в России может быть основано только на демократической основе…»
Закон 6 августа не вызвал восторга почти ни в ком: большинство общества не мирилось с совещательным характером Гос. думы, а в дворянских кругах были недовольны отказом от сословного начала при выборах и преобладанием крестьянских выборщиков. Некоторые правые круги были также недовольны тем, что евреи допускались к выборам на общем основании.
Государь надеялся, что крестьянская Дума будет соответствовать тому истинному облику русского народа, в который он продолжал глубоко верить.
С.С. Ольденбург. Царствование императора Николая II
http://www.empire-history.ru/empires-210-35.html
РЕАКЦИЯ ЛИБЕРАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Приехав после этого в Москву, я очутился перед подготовкой патриотической демонстрации иного рода, способной действительно выразить, если не «народное», то национальное негодование. В Москве заседала как раз тогда небольшая группа земского меньшинства для выяснения своего отношения к предстоявшим выборам в «Булыгинскую» Думу. Представитель большинства земских съездов, Ф. А. Головин от имени бюро съездов предложил Д. Н. Шипову, отложив на этот раз, в виду серьезности момента, разделявшие «земцев» разногласия, собраться вместе на общий («коалиционный») съезд 24 мая. Не без колебаний, это предложение было принято, хотя тотчас же обнаружились глубокие разногласия относительно цели объединения. Меньшинство шло на съезд с целью «поддержать власть» в трудную минуту. Большинство хотело добиться от власти «изменения государственного строя». В этом духе был составлен и проект «адреса-петиции» для представления царю.
Из воспоминаний П.Н. Милюкова.
ЛЕНИН О БОЙКОТЕ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
…Ясно, что наша тактика должна состоять в настоящий момент, во-первых, в поддержке идеи бойкота. Самый вопрос об этом бойкоте есть вопрос внутри буржуазной демократии. Рабочий класс тут прямо не заинтересован, но он безусловно заинтересован в поддержке той части буржуазной демократии, которая революционнее, он заинтересован в расширении политической агитации и обострении ее. Бойкот Думы — есть усиленное обращение буржуазии к народу, развитие ее агитации, увеличение числа поводов для нашей агитации, углубление политического кризиса, т. е. источника революционного движения. Участие либеральной буржуазии в Думе — есть ослабление ее агитации в настоящем, обращение ее более к царю, чем к народу, приближение контрреволюционной сделки между царем и буржуазией.
Октябрьский манифест
Петербургский бюллетень с сообщением об Октябрьском манифесте.
Октябрьский манифест — документ, изданный царем Николаем II в разгар революции 1905 года. Он обещал социальные и политические реформы, в частности выборы Государственной Думы для участия в правительстве.
Значение
После десяти месяцев народных волнений, забастовок, насилия и политических дебатов царь утвердил и опубликовал Октябрьский манифест. Многие считали, что без значительных реформ царизм, скорее всего, будет повержен.
Известие об Октябрьском манифесте было встречено большинством, особенно либералами и умеренными социалистами, с одобрением. Создавалось впечатление, что русский царизм приступил к реализации долгожданной программы политических и социальных реформ.
Когда многие убедились, что перемены неизбежны, многие революционные силы 1905 года начали рассеиваться или угасать. Это позволило царскому режиму выжить и получить передышку, чтобы восстановить свою власть — но обещания, данные в Октябрьском манифесте, не были выполнены с какой-либо искренностью и смыслом.
Предыстория
Октябрьский манифест был рожден волнениями 1905 года. К лету Россия находилась в кризисе, и крах царского правительства был вполне возможен. Николай II все еще скрывался за дворцовыми стенами в целях собственной безопасности после убийства своего дяди и зятя, великого князя Сергея Александровича.
5 февраля Николай выступил с заявлением, в котором осудил «злоумышленных лидеров» революции, желавших «создать для страны новое правительство, основанное на ценностях, чуждых нашему отечеству». Он также призвал россиян «твердо стоять вокруг престола [и] поддерживать самодержавие». Но он также постановил, что один из его министров (Булыгин) рассмотрит предложения о выборном законодательном собрании, состоящем из «достойнейших людей».
Письмо царя к матери, написанное позже в 1905 году, объясняет его противоречивое мышление:
«Открывались только два пути… Найти энергичного солдата и подавить восстание одной лишь силой. Тогда будет время передохнуть, но, вероятно, через несколько месяцев придется снова применять силу; это будет означать реки крови и, в конце концов, мы должны быть там, где мы начали [и без] возможности достижения прогресса. Другой выход — дать народу его гражданские права, свободу слова и печати, а также утвердить все законы Государственной Думой [и] конституцией».
Шлюзы открылись
Царское воззвание открыло шлюзы для дебатов о политической реформе в России. В ближайшие месяцы вновь созданные и существующие политические группы встретились, чтобы сформулировать предложения об изменениях. Все основные политические партии России составили манифесты, в которых изложили свою позицию относительно того, как следует реформировать правительство. Царские министры и ведомства были завалены письмами и петициями, содержащими идеи реформ.
В июне царь встречал либеральную делегацию от товарищества земства . Николай возобновил свою приверженность избранному законодательному органу, сказав им: «Желание царя созвать представителей народа непоколебимо. Привлечение их к работе в государстве будет осуществляться планомерно. Я занимаюсь этим вопросом каждый день».
Искренность этого заявления была поставлена под сомнение две недели спустя, когда Николай встретился и одобрительно выслушал консервативные делегации, выступавшие за сохранение самодержавия.
«План Булыгина»
Споры о реформе продолжались до августа, когда царский режим опубликовал собственный план, так называемый «Булыгинский проект». При таком образце Государственная дума избиралась бы состоятельными лицами и руководителями крестьянских общин; простые россияне не будут принимать непосредственного участия в его выборах.
Булыгинская система была явно рассчитана на создание Думы с преобладанием консервативных элементов, особенно дворянства. Почти все социалистические и либеральные политические группы отвергли план Булыгина; они рассматривали это как продолжение самодержавия, свидетельство того, что приверженность Николая реформам была неискренней.
Беспорядки и насилие 1905 года не только не утихли, но и стали еще более радикальными. Кульминацией этого стало формирование Санкт-Петербургского Совета и организация массовой всеобщей забастовки в начале октября.
Витте призывает к реформам
Русская карикатура, изображающая Витте в образе волшебника, способного вызывать реформы из царизма.
Теперь, когда России угрожала полномасштабная революция, некоторые из советников царя убеждали его согласиться на более значимые реформы. Руководил этим призывом Сергей Витте, великий экономический реформатор 1890s, который к этому времени был председателем царского министерского совета.
Николай отказался прислушаться к совету Витте и пойти на дальнейшие уступки, однако решил на этот раз подавить мятеж. Он приказал генералу Дмитрию Трепову, губернатору Санкт-Петербурга, жестко бороться с забастовщиками и протестующими, «не останавливаясь на применении силы» (Трепов проигнорировал это указание).
Царь также рассматривал введение военного положения. Он пытался завербовать своего двоюродного брата Николая Николаевича в качестве военного диктатора. К чести Николаевича, он отказался, сказав царю, что скорее покончит жизнь самоубийством, чем примет такую миссию.
Николай отступает
Художественное изображение реакции Ильи Репина на Октябрьский манифест.
К середине октября у Николая не было иного выбора, кроме как смягчиться и согласиться на дальнейшие политические реформы. Под руководством Витте правительственные советники разработали Манифест об улучшении госзаказа ; он был одобрен царем и опубликован 17 октября.
Октябрьский манифест, как стало известно, не имел конституционной силы и не имел обязательной юридической силы. Это было просто заявление об обещании или намерении, которому следовало следовать и заменить обязательной конституцией. Однако в нем содержалось достаточно подробных обещаний, чтобы удовлетворить запросы большинства россиян.
В манифесте предлагались реформы в трех основных областях: гражданские права и свободы всех людей; выборы в Государственную Думу с всеобщим избирательным правом; и деятельность Думы как органа, через который должны проходить все государственные законы.
Реакция на Манифест
Реакция на Манифест была разной. С его, казалось бы, искренней преамбулой, явной заботой о бедственном положении русского народа и широкомасштабными реформами российские либеральные группы, такие как кадеты, приветствовали его. Так же поступил и российский средний класс, который рассматривал обещанные реформы как прекрасную возможность. На картине Ильи Репина, показанной здесь, изображены бурные торжества в день издания манифеста.
Однако на политической периферии манифест рассматривался как уступка, а не серьезная реформа. Для марксистов это был постепенный переход от феодального царизма к буржуазно-парламентарной демократии.
Вновь сформированные Советы осудили Октябрьский манифест как мало или совсем ничего не делавший для обедневших и эксплуатируемых фабричных рабочих. Это был документ высоких разговоров и абстракций, который никак не мог облегчить страдания пролетариата. Одни считали это царской уловкой, попыткой сдержать революционные силы 19-го века. 05 при перегруппировке самодержавия. Как оказалось, последняя из этих оценок была, пожалуй, самой точной.
Взгляд историка:
«Вне зависимости от того, считаете ли вы Октябрьский манифест подлинной политикой примирения или попыткой «подкупить» революционное движение, он способствовал расколу оппозиции. Это оказалось слишком много для консерваторов и слишком мало для социал-демократов, которые продолжали свою агитацию… Либералы также разделились на умеренных, выражавших удовлетворение уступками, и «прогрессистов» (кадетов), которые продолжали требовать дальнейших парламентских реформ».
Дэвид Уэлч
1. Поскольку Россия была парализована революцией 1905 года, повсеместно звучали требования политических реформ и опасения, что царизм может быть свергнут.
2. В феврале 1905 г. Николай согласился рассмотреть предложения об образовании Государственной думы, выборного органа для участия в управлении государством и законотворчестве.
3. Первое предложение, избрание Думы на основе ограниченного избирательного права, было широко отвергнуто и вызвало новые волнения среди русского народа.
4. В октябре царь согласился на более широкий набор политических реформ, хотя и после того, как его предложения о военных репрессиях были проигнорированы.
5. Октябрьский манифест обещал введение Государственной думы, избираемой всеми россиянами, наряду с улучшением индивидуальных гражданских и юридических прав.
Информация для цитирования
Название: «Октябрьский манифест»
Авторы: Дженнифер Ллевеллин, Майкл МакКоннелл, Стив Томпсон
Издатель: Alpha History
URL: https://alphahistory.com/russianrevolution/october-manifesto/
Дата публикации: 26 июля 2019 г.
Дата обращения: 2 28 ноября 2007 г. Содержание этой страницы не может быть повторно опубликовано без нашего явного разрешения. Для получения дополнительной информации об использовании, пожалуйста, обратитесь к нашим Условиям использования.
Русская революция | История западной цивилизации II
30.2.1: Русская революция 1905 года
Русская революция 1905 года была волной массовых политических и социальных волнений, охвативших обширные территории Российской империи и сопровождавшихся забастовками рабочих, крестьянскими волнениями и военными мятежами.
Цель обучения
Описать события революции 1905 года, ее успехи и неудачи
Ключевые моменты
- В январе 1905 года произошел инцидент, известный как «Кровавое воскресенье», когда отец Гапон повел огромную толпу на Дворец в Санкт-Петербурге для представления царю челобитной.
- Когда процессия достигла дворца, казаки открыли огонь по толпе, убив сотни.
- Русские массы были так возбуждены резней, что была объявлена всеобщая забастовка с требованием демократической республики, что положило начало русской революции 1905 года.
- Советы (советы рабочих) появились в большинстве городов для руководства революционной деятельностью.
- В октябре 1905 г. царь Николай неохотно издал знаменитый Октябрьский манифест, в котором признавалось создание национальной Думы (законодательного органа), а также право голоса и утверждалось, что ни один закон не должен вступать в силу без утверждения Думой.
- Умеренные группы были удовлетворены, но социалисты отвергли уступки как недостаточные и попытались организовать новые забастовки.
- К концу 1905 г. среди реформаторов наметился разброд, и положение царя на время укрепилось.
Ключевые термины
- Русификация
- Форма культурной ассимиляции, при которой нерусские общины вольно или невольно отказываются от своей культуры и языка в пользу русской. В историческом смысле этот термин относится как к официальной, так и к неофициальной политике Императорской России и Советского Союза в отношении их национальных составляющих и национальных меньшинств в России, направленной на господство России.
- Государственная Дума
- Нижняя палата законодательного собрания поздней Российской империи, заседавшая в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Он собирался четыре раза в период с апреля 1906 года до распада империи в феврале 1917 года. Он был основан во время русской революции 1905 года как ответ царя на восстание.
- Конституция России 1906 г.
- Крупный пересмотр Основных законов Российской империи 1832 года, превративший прежде абсолютистское государство в государство, в котором император впервые согласился разделить свою самодержавную власть с парламентом. Он вступил в силу 6 мая 19 года.06, накануне открытия первой Государственной Думы.
Русская революция 1905 года была волной массовых политических и социальных волнений, охвативших обширные территории Российской империи, часть из которых была направлена против правительства. Он включал в себя забастовки рабочих, крестьянские беспорядки и военные мятежи и привел к конституционной реформе, включая учреждение Государственной Думы, многопартийную систему и Конституцию России 1906 года. из 1905 четыре проблемы в российском обществе способствовали революции. Во-первых, новоосвобожденные крестьяне слишком мало зарабатывали, и им не разрешалось продавать или закладывать наделенную им землю. Во-вторых, этнические меньшинства негодовали на правительство из-за его «русификации», дискриминации и репрессий, как социальных, так и формальных, таких как запрет на участие в выборах и службу в гвардии или флоте, ограничение посещения школ. В-третьих, зарождающийся промышленный рабочий класс возмущался тем, что правительство слишком мало делало для его защиты, запрещая забастовки и профсоюзы. Наконец, образованный класс разжигал и распространял радикальные идеи после того, как ослабление дисциплины в университетах позволило вырасти новому сознанию среди студентов.
Взятые по отдельности, эти вопросы могли и не повлиять на ход русской истории, но вместе они создали условия для возможной революции. Историк Джеймс Дефронцо пишет: «На рубеже веков недовольство царской диктатурой проявлялось не только в росте политических партий, выступавших за свержение монархии, но и в промышленных забастовках за повышение заработной платы и условий труда, протестах и беспорядках. среди крестьян, университетские демонстрации и убийства правительственных чиновников, часто совершаемые эсерами».
В декабре 1904 года на Путиловском заводе (поставщик железных дорог и артиллерии) в Санкт-Петербурге произошла забастовка. Забастовки сочувствия в других частях города увеличили количество забастовщиков до 150 000 рабочих на 382 фабриках. К 21 января 1905 года в городе не было электричества, и распространение газет было прекращено. Все общественные места были объявлены закрытыми.
Противоречивый православный священник Георгий Гапон, который возглавлял спонсируемое полицией рабочее объединение, возглавил огромную рабочую процессию к Зимнему дворцу, чтобы доставить петицию царю в воскресенье, 22 января 1905. По словам Сергея Витте, войскам, охранявшим дворец, было приказано запретить демонстрантам проходить определенную точку, и в какой-то момент войска открыли огонь по демонстрантам, в результате чего погибло от 200 до 1000 человек. Это событие стало известно как Кровавое воскресенье и рассматривается многими учеными как начало активной фазы революции.
События в Петербурге вызвали общественное возмущение и серию массовых забастовок, быстро распространившихся по промышленным центрам Российской империи. Польские социалисты призвали к всеобщей забастовке. К концу 19 января05 мая в российской Польше бастовали более 400 000 рабочих. В 1905 г. бастовала половина промышленных рабочих Европейской России, в Польше — 93,2%. Были также забастовки в Финляндии и на побережье Балтийского моря.
Националистические группы были возмущены русификацией, предпринятой со времен Александра II. Поляки, финны и прибалтийские провинции стремились к автономии и свободе использовать свои национальные языки и продвигать свою культуру. Активно действовали и мусульманские группы — 19 августа состоялся Первый съезд Мусульманского союза.05. Некоторые группы воспользовались возможностью урегулировать разногласия друг с другом, а не с правительством. Некоторые националисты предприняли антиеврейские погромы, возможно, с помощью правительства, в результате чего было убито более 3000 евреев.
Царь Николай II дал согласие 18 февраля на создание Государственной думы Российской империи только с совещательными полномочиями. Когда его слабые полномочия и ограничения на электорат были раскрыты, волнения удвоились. Был сформирован Санкт-Петербургский Совет, который призвал к всеобщей забастовке в октябре, отказу от уплаты налогов и изъятию банковских вкладов.
В июне и июле 1905 г. было много крестьянских восстаний, в ходе которых крестьяне захватывали землю и орудия труда. Волнения в контролируемом Россией Конгрессе Польши достигли высшей точки в июне 1905 года в Лодзинском восстании. Удивительно, но только один домовладелец был зарегистрирован как убитый. Гораздо больше насилия было применено к крестьянам за пределами коммуны: зарегистрировано 50 смертей.
Октябрьский манифест, написанный Сергеем Витте и Алексеем Оболенским, был представлен царю 14 октября. к всеобщему избирательному праву и установлению Думы как центрального законодательного органа. Царь ждал и спорил три дня, но наконец подписал манифест 30 октября 19 года. 05, сославшись на его желание избежать резни и осознание того, что военной силы недостаточно для использования альтернативных вариантов. Он пожалел, что подписал документ, сказав, что его «тошнит от стыда за это предательство династии… предательство было полным».
Когда был провозглашен манифест, во всех крупных городах прошли стихийные демонстрации в поддержку. Забастовки в Санкт-Петербурге и других местах официально прекратились или быстро прекратились. Также была предложена политическая амнистия. Уступки сопровождались возобновлением жестоких действий против беспорядков. Была также негативная реакция со стороны консервативных элементов общества, когда правые нападали на забастовщиков, левых и евреев.
В то время как российские либералы были удовлетворены Октябрьским манифестом и готовились к предстоящим выборам в Думу, радикальные социалисты и революционеры осудили выборы и призвали к вооруженному восстанию для уничтожения Империи.
Часть ноябрьского восстания 1905 года в Севастополе, возглавляемого отставным лейтенантом флота Петром Шмидтом, была направлена против правительства, часть была ненаправленной. Он включал терроризм, забастовки рабочих, крестьянские волнения и военные мятежи и был подавлен только после ожесточенных боев. Забайкальская железная дорога попала в руки стачечных комитетов и демобилизованных солдат, возвращавшихся из Маньчжурии после русско-японской войны. Царю пришлось отправить по Транссибирской магистрали особый отряд верных ему войск для наведения порядка.
С 5 по 7 декабря прошла очередная всеобщая забастовка русских рабочих. 7 декабря правительство ввело войска, и начались ожесточенные уличные бои. Через неделю был развернут Семёновский полк, который применил артиллерию для разгона демонстраций и обстрелов рабочих кварталов. 18 декабря, когда погибло около тысячи человек и часть города лежала в руинах, рабочие сдались. После окончательного спазма в Москве восстания прекратились.
Русская революция 1905: Паровоз, опрокинутый бастующими рабочими на главном железнодорожном депо в Тифлисе в 1905 г.
По данным, представленным в Думе профессором Максимом Ковалевским, к апрелю 1906 г. было расстреляно более 14 000 человек и 75 000 заключено в тюрьму.
После революции 1905 года царь предпринял последние попытки спасти свой режим и предложил реформы, аналогичные реформам большинства правителей, находившихся под давлением революционного движения. Военные оставались верными на протяжении всей революции 1905, о чем свидетельствует их расстрел революционеров по приказу царя, что затрудняет свержение. Эти реформы были изложены в предшественнике Конституции 1906 года, известном как Октябрьский манифест, которым была создана Императорская Дума. Конституция России 1906 года, также известная как Основные законы, установила многопартийную систему и ограниченную конституционную монархию. Революционеры были подавлены и удовлетворены реформами, но этого было недостаточно, чтобы предотвратить революцию 1917 года, которая позже свергла царский режим.
Атрибуция
- Русская революция 1905 года
«Государственная Дума (Российская Империя)». https://en.