Миниатюры это в истории: МИНИАТЮРА это

Разное

Искусство миниатюры от средневековья до наших дней

Библиографическое описание:


Наимов, С. Т. Искусство миниатюры от средневековья до наших дней / С. Т. Наимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 918-920. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9183/ (дата обращения: 13.12.2022).

В статье кратко рассмотрена связь миниатюры Ближнего Востока и Средней Азии средневековья до наших дней.

Миниатюра Востока… Уникальное явление в истории мирового искусcтва, привлекающее своим особым видением мира прекрасного,вобравшее художественный опыт многих поколений и народов Среднего и Ближнего Востока, Средней Азии. Исследователи видят истоки миниатюрной живописи в сказочно-мифологических образах книг, монументальной «стенописи». Современные художники черпают в произведениях миниатюр вдохновение. Для историков и этнографов — это бесценные документы прошедших эпох, свидетельства культурно-материального уклада жизни людей в период средневековья. Старинные рецепты лакокрасочных материалов изучают химики…

Миниатюра как своеобразное явление восточной живописи неразрывно связана с развитием литературы средневековья.

У миниатюры свой, выработанный столетиями эволюции выразительный язык живописи… Перспективу и связанные с нею пространственные планы восточный мастер передает условно, как бы с «птичьего полёта», что позволяет показывать на небольшой плоскости многофигурные композиции, включать одновременно и архитектурный декор экстерьера и интерьера, то есть создавать целый микромир.

В своей эволюции восточная миниатюра прошла долгий и сложный путь от скромных, сдержанных форм 12–13 веков до богатейших живописных традиций миниатюрной живописи I5–17 веков. В эти периоды и определились основные центры миниатюрного искусства: ши-разская, тебризская, гератская, среднеазиатская, исфаханская школы, миниатюрная живопись Великих Моголов (государства на севере Индии).

Гератский центр миниатюры, пожалуй, наиболее полно изучен в историко — этнографическом и, собственно, искусствоведческом плане. Этот период блестящего расцвета литературы, исторических хроник, изобразительного и прикладного исскусств, архитектуры освещён в фундаментальных трудах Г.Пугаченковой, Л.Ремпеля, Л.Долинской, О.Галеркиной, М.Ашрафи и др.

Гератская школа живописи по своей географической роли в 15–16 веках выходит за обычные территориалные рамки одного государства. Богатейшим культурным наследием гератского художественного центра по праву гордятся Иран, Афганистан, Средняя Азия, Азербайджан и могольская (мусульманская) Индия. Все народы этих стран являются культурными наследниками замечательных достижений одного из центров цивилизаций 14–16 веков. В эпоху правления династии Тимуридов Герат считался второй после Самарканда столицей огромной империи Тимурланга.

Герат второй половины 15 века был средоточием культурной жизни Востока. Здесь процветали наука, литература, искусство, возводились великолепные здания.

Творчество гениального миниатюриста Камал ад-Дина Бехзада знаменует высочайщую вершину в развитии искусства Востока. Уже при жизни слава его широко распостранилась по всему Ближнему и Среднему Востоку.

С конца 16 века наибольшую известность получает исфаханская школа живописи Ирана. Но уже в 17 веке европейское искусство оказывает серьёзное воздействие на мастеров исфаханской школы миниатюр.

В 18 веке в Средней Азии воцаряется власть Аштарханидов. В начале века, особенно в первой половине, искусство и наука еще процветают. Таким образом, после высокого искусства живописи Герата, Тебриза, Бухары, Исфахана, могольской школы Империи Бабуридов, в 18–19 веках миниатюра постепенно приобретает с одной стороны черты европейской живописи и с другой — в ней появляется лубочный стиль. Многоплановость, праздничная декоративность с ювелирной точностью изображения деталей, гармония цветов и ритма уступают место более живому, непосредственному воспроизведению жизни.

Итоги анализа эволюции миниатюрной живописи в Средней Азии дают основание сказать, что миниатюра 15–17 веков позволяет осознать эстетические идеалы народов Средней Азии того периода, их видение окружающей действительности. И главное — дают основу для творческого применения их в обучении современных художников миниатюристов приобщения к «секретам» древнего живописного ремесла, творческого применения приёмов миниатюры в самых различных отраслях изобразительного и декоративно — прикладного искусства. Технология миниатюрной живописи Востока — это сложное, многогранное искусство; его рецепты и методы передавались из поколения к поколению, тщательно оберегались. Мастера древности придавали огромное значение качеству художественных материалов, справедливо считая, что от этого зависит очень многое. На основе наработанных приёмов и изобразительных средств, мастера кисти средневекового Востока создали неповторимый по синтезу условного и реального стиль, идеально отвечающий поэтике и прозе классической литературы и исторической хроники Востока.

На сегоднящный день художники-миниатюристы стараются также сохранить особую неторопливость старины, спокойное достоинство мастеров — художников прошлых столетий, не склонных оскорблять свою работу спешкой и изображающих мир сосредоточено и благовейно. И когда мы, сталкиваясь по воле мастеров миниатюры с новой композиционной «структурой», сравниваем изображенные ими персонажи с самими предметами, на которые они нанесены, это графически отвлеченная ритмическая «живость» изображения и певучест локальных цветовых пятен помогают нам яснее почуствовать стилистическую законченность и свободу их произведений. Ритм наглядно выступаеть формообразующим элементом стиля, а связи между предметами усиливают воздействие этих предметов на наше восприятие, насыщая окружающую среду «духовным» напряжением. Вырабатывается определенная система приемов, выражающих и закрепляющих вкус народа, его представления о жизненных ценностях, красоте — это то общественно-художественная основа, среда, которая формирует личность художника. Отсюда высокая значимость приема, духовная содержательность формы в произведениях органичного стиля.

Работы узбекских художников-миниатюристов-это пример сложения стилевого единства при развитом «личностном», индивидуальном начале, чем и объясняется эмоциональная насыщенность и цельность их произведений. Характерно, что стилизация под «псевдонародные искусство» здесь почти не встречается, ибо уроки подлинно народного искусства вошли вплоть и кровь современного художественного мышления мастеров. Возникает как бы новый, небывалый тип современного искусства, где эмоционально-психологический склад личности-народа-находит, как в музыке, непосредственное выражение в самом строе, сложно-гармоническом складе произведений.

Знакомство с восточной миниатюрой — это не только радость встречи с прекрасным, это необходимость осознания истоков современного искусства Востока.

Литература:

1.                  Ашрафи М. М. Бехзад и развитие бухарской школы миниатюры 16 в. Под ред. Н. Н. Негматова, Н. И. Пригорина. Душанбе: Дониш, АН Тадж.ССР, 1987.

2.                  Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И. Очерки искусства Средней Азии. Древность и средневековье. М., изд-во «Искусство»1982.

Основные термины (генерируются автоматически): Азия, век, миниатюрная живопись, Ближний Восток, восточная миниатюра.

О миниатюре — Азербайджан

Миниатюра — это произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшим размером и особой тонкостью художественных примеров. Это искусство было создано как иллюстрации к книгам, была применена в научных, исторических и художественных произведения, развивалась под непосредственным влиянием восточной классической поэзии. 

История миниатюры в Азербайджане

Первые образцы искусства миниатюры Среднего Востока, были созданы в городах Азербайджана — Тебриз, Магара. Оформление книг и искусство миниатюры в Азербайджане существовало давно.Самым совершенными образцами этого искусства являются дошедшие до настоящего времени — «Варга и Гюльша» (начало XIII века, музей «Топкалы», Стамбул), «Джами ат — таварих» Рашид ад — дина (1307 и 1314 гг., музеи Парижа. Лондона, Стамбула).

В XV веке формирование этого искусства, как самостоятельной художественной школы (Тебризская школа миниатюры) нашло свое отражение в миниатюрах знаменитой рукописи, именуемой «Великая Тебризская Шах — Наме» (книга царей) или «Шах — Наме — Демотт», относящейся к 1340 — 1350 годам. Большинство  миниатюр были написаны известными художниками того времени — Ахмедом Мусой и Шамседдином. В настоящее время они хранятся во многих музеях и библиотеках по всему миру. На сегодняшний день известно о 58 миниатюр данной рукописи. 

К началу XV века особенности художественного стиля искусство Азербайджанской миниатюры становится гораздо более совершенными.

Стиль иллюстраций к поэме Низами Генджеви «Хосроф и Ширин» (1405 — 1410 года, галерея «Фрир», Вашингтон), иллюстрации гениального художника Абд — аль — Хаййина к стихам Султана Ахмеда «Диван» — собрание сочинений поэта (1405 — 1410 гг., галерея «Фрир», Вашингтон), а так же к произведению Ассара Тебриза «Договор и покупатель» (1449 г.) указывают на совершенство Тебризской школы. 

В XV веке под воздействием Тебризкой школы в городах Шемахе и Баку началось развитие искусства миниатюры. Относящиеся к этому периоду — «Антология восточной поэзии» или же «Шемахинская антология (1468 г. , Британский музей, Лондон), однофигурные и двухфигурные портреты, принадлежащие кисти Абдулбаги Бакуви — «Конюх», «Два эмира» (музей «Топканы», Стамбул), входят в ряд лучших миниатюр Шемахинских и Бакинских художников.

Пик развития Тебризской школы миниатюр приходится на середину 16 века. В связи с зарождением централизованного государства Сефевидов, столица Азербайджана — город Тебриз, снова превращается в основной центр художественного творчества, эстетической мысли, культуры Ближнего и Среднего Востока.

В дворцовых библиотеках Шаха Исмаила и Тахмасиба в Тебризе под руководством великого мастера Султана Магомеда работали и творили наряду с местными художниками, калиграфы Востока, мастера своего дела — Мир Муссевир, Мирза Али Тебризи, Мир Сеид Али, Муззафер Али, Камаледдин Бехзад, Шейхзаде, Агаширак Исфагани. Шах Махмуд Нишапури.

В XV веке привлекают внимание иллюстрации, перенесенные в рукописи из миниатюр, сосредоточившие в себе особенности художественного стиля Тебризской школы. Это «Хамса», написанная в 1524 году (Музей «Метрополитен», Нью — Йорк), «Шах — Наме» (Институт востоковедения, Санкт — Петербург), «Джанни ат — таварих», написанная в 1528 году (библиотека им. М.Ю. Салтыкова — Щедрина, Санкт — Петербург).

В 1530 — 1540 годах в лице Тебризской школы, Искусство Восточной миниатюры достигает наивысшего этапа развития. В этот период созданы рукописи, выполненные в высшей степени тонко — «Шах и Дервиш», состоящая из 3-х маленьких миниатюр (библиотека им. М.Ю. Салтыкова — Щедрина, Санкт — Петербург), «Шах — Наме», украшенная 258 миниатюрами (1537 г., часть миниатюр хранится в музее — «Метрополитен», Нью — Йорка, а оставшаяся часть в коллекции «Хауфтон», Нью — Йорк) и «Хамса», состоящая из 14 редкостных миниатюр завоевавших мировую славу (1539 — 1543 гг., Британский музей, Лондон). Отмечающиеся богатым художественным оформлением, изящным декоративным украшением, эти произведения являются шедеврами книжного искусства и миниатюрной живописи на Востоке.

В искусстве миниатюры 16 века происходит восхождение отдельно встречающихся станочных миниатюр, до уровня особого жанра. В отличии от книжных иллюстраций, в таких самостоятельных миниатюрах изображались в основном события из обычной жизни — сцены охоты и битв, гуляний и музыки, дворцовые развлечения, портреты шахов и аристократов, в редких случаях поэтические сюжеты взятые из классической литературы. Данные миниатюры — Мирза Али Тебриза «Музыкальная встреча во дворце», триптих Султана Мухаммеда «Сцена охоты», картины Мир Сеида Али «Сельская жизнь» и  «Городская жизнь», хранятся во многих музеях и библиотеках России, Турции, Европы и США, а также собранны в особые альбомы. Кроме того, художниками того времени — Султаном Мухаммедом, Мир Мусаввиром, Дуст Мухаммедом  была создана серия портретных миниатюр.

В 16 веке развитие искусства Азербайджанской миниатюры связано с творчеством Сиявуш бека, Мир Зейналабадина Тебризи, Мухаммеда и Садых бека Афшара.

В книжных иллюстрациях этого периода изображены свободные миниатюры, отображающие реальную жизнь и обычные бытовые сцены.  

В начале 17 века в искусстве миниатюры и в составлении Азербайджанских книг наступает определенный застой. 

В 18 — 19 веках миниатюры, изображенные в рукописях и литографических книгах — по рисункам, композициям и колориту, носили простой, схематический характер. Иллюстрации художников к книгам — Авазали Мугунлы «Калима и Джимна» (1809 г.), Мирзы Алигулу «Шах Наме» (1850 г.), Мир Мохсуна Навваби «Бахр — уль Хазан» (Море горестей) (1864 г.), Наджафгулу Шамахалы «Юсуф и Зулейха» (1887 г., Институт рукописей АРЕА), по своему образному выражению указывают на распад искусства классической миниатюры.

Стилистические особенности искусства классической миниатюры используются в последующем периоде развития Азербайджанского изобразительного искусства. Современным художником Микаилом Абдуллаевым (1921 — 2002 гг) был создан ряд произведений, связанных с классическим наследием. Художник оформил зал станции Бакинского метрополитена «Низами», где он создал мозаичное панно в стиле миниатюр, на основе сюжетов произведений поэта, использовав иллюстрации к книгам «Китаби Деде — Коркут» (Изданы в 1962 и 1979 годах, прошлого века). Миниатюры, созданные Гусейновым (1943 г.) — «Азербайджанские сказки», «Праздник Новруз», приобрели широкую известность. Нужно также отметить имена современных художников, работающих в жанре миниатюры это — Алтай Гаджиев, Рафик Исмаилов, Нусрет Гаджиев и Орхан Гусеинов.

Краткая история миниатюр
– Магазин миниатюр

Можно с уверенностью сказать, что люди были очарованы миниатюрами на протяжении всей истории человечества. В конце концов, миниатюры бытовых предметов находили в артефактах, возраст которых насчитывает тысячи лет.

Самые ранние миниатюры

Некоторые из самых ранних миниатюр были созданы египтянами 5000 лет назад. Они делали миниатюрные копии лодок, животных, мебели и даже слуг. Эти миниатюры ручной работы были помещены в гробницы внутри пирамид. (Как бы заставляет вас переосмыслить идею «вы не можете взять это с собой», верно?)

Рассвет кукольных миниатюр

Кукольные миниатюры появились около 400 лет назад. Именно тогда в Европе дебютировали так называемые «детские дома». Несмотря на свое название, эти миниатюрные домики были запрещены для детей. Это потому, что «детские домики» представляли собой коллекционные миниатюрные предметы, в которых было много прекрасных архитектурных деталей, а в интерьерах была кропотливо изготовленная миниатюрная мебель.

«Детские домики», также известные как «кабинетные домики», стали хитом среди богатых покровителей в Голландии, Англии и Германии. Только элита могла позволить себе их, поскольку их цена могла соперничать со стоимостью настоящего дома! (См. изображение выше для примера «домика для младенцев».)

Миниатюры из него также служили образовательным целям: матери в 17 веке использовали кукольные домики и миниатюры, чтобы учить своих дочерей, как поддерживать порядок в доме. Со временем все больше родителей позволяли своим детям играть с миниатюрами, поскольку важность детских игр стала приобретать все большее значение.

Германия, в частности город Нюрнберг, производила большинство миниатюр вплоть до Первой мировой войны. Германии даже приписывают создание критериев, по которым будут производиться все будущие (и современные) кукольные домики и миниатюры. Немецкие миниатюры пользовались большим спросом не только в Европе, но и в Северной Америке.

Вступление Германии в Первую мировую войну сильно подорвало ее способность производить и экспортировать миниатюры. Именно в это время другие страны, такие как Япония и США , начали делать миниатюры. Известные производители миниатюр в США в начале двадцатого века включали Roger Williams Toys, Schoenhut, Tootsietoy и Wisconsin Toy Co. В то время компании начали массово производить миниатюры наряду со многими другими товарами.

Массовое производство миниатюр резко возросло после Второй мировой войны. Это резко снизило стоимость миниатюр и позволило еще большему количеству людей открыть для себя удивительный мир миниатюр и кукольных домиков. Обратной стороной является то, что многим из этих серийно выпускаемых миниатюр не хватало деталей более ранних миниатюр. К 1950-м годам типичный кукольный домик был построен из окрашенного листового металла и снабжен миниатюрной мебелью из пластика.

Современные миниатюры

Современные миниатюры можно условно разделить на две разновидности: миниатюры, предназначенные для детских игр, и миниатюры, предназначенные для хобби взрослых.

Детские миниатюры часто изготавливаются из пластика или других недорогих прочных материалов. Эти миниатюры часто имеют масштаб 1/6 (также известный как «игровой масштаб»). Этот масштаб означает, что миниатюра составляет 1/6 размера объекта в реальной жизни. Он считается самым большим из миниатюрных масштабов. Большинство детских миниатюр почти всегда массовое производство

Миниатюры, предназначенные для взрослых любителей, обычно изготавливаются из дерева, фанеры или МДФ. Кукольные домики, предназначенные для взрослых, включают готовые кукольные домики, а также комплекты кукольных домиков, которые требуют сборки. Еще один популярный, менее трудоемкий вариант – миниатюрная комнатная коробка.

Многим взрослым очень нравится собирать набор для кукольного домика, а затем настраивать его по своему вкусу с помощью краски, миниатюрных обоев, миниатюрного освещения и многого другого. Веселье на этом не заканчивается, потому что любители миниатюр проведут годы, обставляя свои кукольные домики миниатюрной мебелью, миниатюрной едой, миниатюрными аксессуарами для дома и многим другим.

Сегодня миниатюры вызывают новый интерес благодаря социальным сетям, форумам миниатюр, интернет-магазинам миниатюр, таким как Little Shop of Miniatures, и этому блогу. Мелкие мастера-миниатюристы находят свое место среди серийно выпускаемых миниатюр и способствуют росту интереса к миниатюрам.

Разработка масштаба миниатюр

Самые первые миниатюры не соответствовали ни одному установленному масштабу миниатюр. Только в 20 веке производители начали соответствовать стандартизированным миниатюрным масштабам. Наиболее часто используемым масштабом в то время был миниатюрный масштаб 1/18, который также известен как масштаб 2/3 дюйма. Это означает, что объект размером в один фут в реальной жизни был уменьшен до 2/3 дюйма в миниатюре. 

Сегодня наиболее распространенным является миниатюрный масштаб 1/12, также известный как миниатюрный масштаб в один дюйм. В последние годы набирают обороты еще более мелкие миниатюрные масштабы. Они включают миниатюрный масштаб 1/24, миниатюрный масштаб 1/48 и даже миниатюрный масштаб 1/144. (Чтобы узнать больше о масштабе миниатюр, прочтите запись в нашем блоге.)

Миниатюры существуют уже давно и с годами, безусловно, эволюционировали. Одна вещь, которая не меняется, — это радость, которую миниатюры приносят людям во всем мире.

________________________________________________________________

Если вы хотите попробовать (или погрузиться глубже!) в удивительный мир миниатюр, обязательно загляните в Магазин миниатюр. Мы предлагаем лучшие миниатюры в Интернете, а также бесплатную доставку по цене 65 долларов США, 30-дневную политику возврата и дружелюбное обслуживание клиентов.


Назад к мини-блогу Small Talk

Замечательная история миниатюры

Время чтения: 3 минуты

Миниатюры очаровывали и обучали на протяжении тысячелетий. Они являются координационными центрами для галерей, музеев, частных коллекций и выставочных залов. Почему нас восхищают миниатюры, чему они могут нас научить и какую ценность они представляют?

Самые ранние из известных миниатюр были созданы более пяти тысяч лет назад и помещены в египетские гробницы. Древние египтяне верили, что эти миниатюры оживут, чтобы присоединиться к умершим в загробной жизни. Они являются одними из самых распространенных артефактов Древнего Египта. 1

Желание древних увековечить эти предметы дает нам представление о том, что их действительно заботило. Диорамы часто включают ценных членов семьи, слуг и изображения общих дел.

модель спортивной лодки. Изображение музея Метрополитен. ок. 1981–1975 гг. до н.э. https://www.metmuseum. org/art/collection/search/544126Группа кукол Шабти. Изображение Роба Купмана. https://www.flickr.com/photos/koopmanrob/3707884304/

Чтобы проследить происхождение нашего современного интереса к миниатюрам, мы должны взглянуть на появление детских домиков в 16 веке. В отличие от современных кукольных домиков, сделанных как игрушки для детей, детские домики обычно заказывались высшим классом.

Детский домик с куклами и замысловатой мебелью имел денежную стоимость, эквивалентную полноразмерному дому того же периода. 2 Помимо того, что детские домики были объектами интриг и символами статуса, они использовались для обучения домработниц и прислуги обязанностям, связанным с ведением домашнего хозяйства. 3

Кукольный дом Петронеллы Оортман. Изображение от Wayback Machine. https://web.archive.org/web/20060112163859/http://www.rijksmuseum.nl/images/aria/bk/z/bk-nm-1010.z

С превращением детских домиков в современные кукольные, доступность и популярность миниатюр увеличились. В 20 веке миниатюры стали замечать за их ценность в массовой культуре и рекламе.

В конце 1950-х годов United Airlines поручила компании Pacific Miniatures создать в разрезе модель своего самолета DC-8, который только что поступил на вооружение. United Airlines представила модель в короткометражном фильме, который вы можете посмотреть здесь. С помощью этого фильма United Airlines надеялась демистифицировать и нормализовать концепцию коммерческих рейсов. 4

Внешний вид модели DC-8 в разрезе Модель DC-8 в разрезе, интерьер Модель DC-8 в разрезе, интерьер

Чтобы узнать больше о Douglas DC-8 в разрезе, посетите веб-сайт SFO Museum.

Реконтекстуализируя объекты, миниатюры вызывают созерцание. В своем «Манифесте миниатюр» Луиза Красневич объясняет, что взаимодействие с миниатюрами — это не обязательно средство бегства от реального мира, как могут предположить некоторые, «но способ вовлечь, противостоять, подвергнуть сомнению, критиковать или обдумать».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts