Митрополит геронтий: Геронтий, митрополит Московский и всея Руси
Содержание
Геронтий, митрополит Московский и всея Руси
— святитель, митрополит Московский и всея Руси.
† 1489, память в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых.
В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря.
В 1453 году (по БЭЛ — в 1455; по ЖМП — в 1461 году) хиротонисан во епископа Коломенского.
29 июня 1473 года, после смерти митрополита Филиппа, возведен в сан митрополита Московского и всея Руси.
В 1479 году им был освящен Успенский собор Московского Кремля.
Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
Митрополит Геронтий был человек с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю.
Твердость и настойчивость проявил он в возникшем споре о том, «посолонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви». Этот спор возник вскоре после освящения (12 августа 1479 года) Успенского собора. Какие-то «прелестники» наговорили великому князю, что митрополит Геронтий ходил вокруг церкви со крестами не по солнцу. Князь прогневался на митрополита. Открылось публичное расследование вопроса. Но в книгах об этом ничего не нашли. Сам митрополит Геронтий приводил во свидетельство то, что диакон при каждении престола начинает с правой стороны и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Много спорили, но ничего не решили. Важные гражданские дела и особенно нашествие татарского царя Ахмата отвлекли великого князя от этого церковного дела. Но через три года он снова начал распрю с митрополитом за то, что он при освящениии соборной церкви ходил вокруг нее с крестами не по солнцу.
Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь, оставив в соборе свой посох и взяв с собою только ризницу. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам приехал к нему, «бил челом», признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого владыка Геронтий возвратился на кафедру.
Оставшись победителем в названном споре, митрополит Геронтий не проявил великодушия к тем из духовенства, кто в споре стоял против него, но нашел повод отомстить им, в частности чудовскому архимандриту Геннадию, которого спасло только заступничество великого князя.
Отношения митрополита Геронтия с великим князем всегда были не особенно мирные. Великий князь не любил своего митрополита. Когда преосвященный Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его «не восхоте». И только после долгих и настойчивых просьб митрополита великий князь разрешил ему возвратиться.
Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, митрополит Геронтий усердно служил ему и чем мог помогал в делах гражданских.
Болезнуя о свободе русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. А когда русские полки во главе с великим князем (в 1480 году) стояли против татарских на р. Угре, митрополит отправил великому князю послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял князя не отступать до полной победы.
Время святительства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. Он заново отстроил митрополичий дом. В 1484 году заложил каменную церковь «Пречистыя Ризы Положение», которая была освящена им в 1486 году; достраивал Успенский собор Кремля.
Митрополит Геронтий помнил о своей обязанности учителя духовенства и паствы и написал несколько грамот и посланий.
Труды:
Правая грамота о Кирилловом монастыре // Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании Общества любителей духовного просвещения. — СПб., 1895 (Памятники древней письменности, № 111). Послание митрополиту Геннадию // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV— нач.ХУ1 в. — М.; Л., 1955, Приложение, №№ 14—15. Послание Ивану III на Угру 1480 года (рукопись, Государственный исторический музей, Синодальное собрание, № 562, л. 199 об.—202). Два послания вятчанам 1486—1489 гг. о подчинении великокняжеской власти // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. — СПб., 1841, т. 1, №№ 97, 98; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. — СПб., 1880, т. 6, № 114.
Литература:
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1902—1904, т. 2,1-я половина тома, с. 549, 566.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 6, с. 63—80.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 27, 66. Марков Н. М., священник. Коломенская епархия. — М., 1888, с. 217. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 2 т. — 2-е изд. — Чернигов, 1865, декабрь, с. 506. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 9, ч.2, май, с. 171—173. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 1398,1426—1428,1542,1544—1546,1548,1550. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901— 1902, т. 2, с. 555.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 352.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 133. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 97. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 5, 46,149,1029. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 521.
Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908, т. 1. — № 266.
Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб. , 1841—1842, т. 1, № 90, 97, 98. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 4, с. 151, 155; т. 6, с. 33, 34, 221, 222, 233, 239.
Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 4, с. 70, 71.
Исторический вестник. — 1891, февраль, с. 598. Русский архив. — 1900, кн. 2, № 7, с. 331, 333, 335, 337, 339.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т.4, с. 335—338; т.12, с. 355. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 641; т. 2, с. 1411. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 5, с. 83—85.
Большая биографическая энциклопедия.
2009.
Митрополит Геронтий — сподвижник великого князя Ивана III
Религия
Митрополит Геронтий
При святителе Геронтии Московское государство окончательно избавилось от власти татар
Кирилл Брагин
30 июня, 2018 12:00
В отличие от Католической церкви, пытавшейся установить власть над светскими правителями Европы, Русская Православная Церковь с княжеской, а впоследствии царской властью, вела равный диалог. Ровными эти отношения не были никогда, но тот принцип отношения Церкви и государства, который в Византии называли симфонией, на Руси был приближен к идеалу. Напряжённых споров о первенстве власти на Руси не возникало. В критические минуты Церковь всегда приходила на помощь светской власти, а та, помня о своей миссии, оказывала Церкви поддержку и покровительство.
И, всё же, попытки оспорить у светской власти решение в общих вопросах со стороны церковных иерархов случались и на Руси. Одним из самых выразительных примеров оказалось служение митрополита Геронтия. Великий князь московский Иван III Васильевич хотел видеть в нём лояльного к себе иерарха, поскольку Геронтий, занимавший до этого в течение 20 лет Коломенскую кафедру, на место предстоятеля Русской Церкви был избран при согласии великого князя Собором епископов.
Однако Геронтий, митрополичья интронизация которого состоялась 29 июня 1473 года, проявил склонность к независимости не только от Матери Церкви — Константинопольского Патриархата, в юрисдикции которого находилась Русская Церковь, но и от главы великого княжества. Некогда весьма значительная власть Царьградского Патриарха, посылавшего на Русь для занятия первенствующей кафедры своих ставленников, со временем ослабла, а влияние великокняжеской власти, напротив усилилось.
Несколько лет отношения с великим князем сохраняли характер взаимопомощи и поддержки. Митрополит благословил поход московских дружин на Новгород, что привело к ликвидации новгородской государственности. Но со временем случаи вмешательства государственной власти в церковные дела участились. Так, в 1478 году великий князь произвел частичное изъятие церковной недвижимости в Новгородской земле. Другой причиной охлаждения отношений стал спор о порядке избрания предстоятеля Русской Церкви, митрополит Геронтий придерживался традиционного взгляда, что преемника должен назначать сам первосвятитель, Иван III считал это правом великого князя. Также Иван Васильевич бесцеремонно вмешивался в назначения на менее значимые церковные должности.
Следующий конфликт произошёл по поводу, который для сегодняшнего дня выглядит удивительным. Основанием для спора послужило решение вопроса о том, по солнцу или против солнца следует идти при освящении храмов. Однако спор этот захватил практически всех священнослужителей, причём большинство духовенства поддержало митрополита. Встретив упорство князя, митрополит Геронтий, вопреки его ожиданиям, покинул кафедру и удалился в Симонов монастырь.
Иван III был благоразумным правителем и не стал разрывать отношения из-за небольшого вопроса. После этой маленькой «победы» митрополит Геронтий принял меры, направленные на восстановление внутрицерковных отношений в соответствии с каноническими принципами.
Отношения между этими двумя властными людьми были непростыми, но, несмотря на это, предстоятель Русской Церкви оказывал князю много поддержки в государственных делах. Переживая о свободе Русской земли, находившейся под властью Большой Орды, митрополит понудил великого князя выступить на борьбу с татарами и сбросить иноземное иго. В 1480 году русские полки во главе с Великим князем встали против татарской орды на реке Угре, и ни одна из сторон не решалась дать решающее сражение. В те дни митрополит Геронтий просил князя, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству» и позже, чувствуя его колебания, укреплял, посылая грамоты.
Несмотря на такую мощную духовную поддержку, Иван III не оставлял планов по замене Геронтия на более лояльного иерарха, но этого ему сделать не удалось. Святитель Геронтий скончался в 1489 году и был погребён в построенном при нём Успенском соборе Кремля.
Благословение митрополитом Геронтием великого князя Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода.
Святитель Петр, митрополит Московский / Патриархия.ru
Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам.
За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рате он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.
Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской (память 22 ноября), направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.
По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.
Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.
В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.
В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.
По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли.
21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.
Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте (сведения о нем 14 марта), он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.
О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа.
Иконописный подлинник | |
Москва. 1480-е.Свт. Петр с житием. Икона. Москва. 1480-е гг. Успенский собор Кремля. Москва. | |
Новгород. XV.Святые Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. | |
Москва. XV.Свт. Петр Митрополит. Икона. Москва или Тверь. 1-я половина XV в. 158 х 96. Возможно, из Тверского Отроча монастыря. ГТГ. Москва. | |
Русь. О. 1497.Свт. Петр. Икона. Русь. Около 1497 г. 191 х 74.5. КБИАХМЗ. Кириллов. | |
Русь. XVI (?).Свт. Петр Московский. Икона. Русь. XVI (?) век. | |
Вологда.XVI. Свт. Петр с житием. Икона. Вологда. 3-я четверть XVI в. (1560-е годы). 139 х 99.3. Из ц. архангела Гавриила в Вологде. Вологодский областной краеведческий музей. | |
Москва. 1574.Свт. Петр. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва. 1574 г. 200 х 105. Из Успенского собора Московского Кремля. | |
Русь. XVI.Свтт. Петр Московский, Леонтий Ростовский и прп. Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Оборот таблетки «Вход в Иерусалим». Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. | |
Москва.XVI. «Боголюбская» с избранными святыми. Истома Савин. Икона — Складень трехстворчатый. Москва. Конец XVI — начало XVII в. Размер створок 35 х 15. Написана для Максима Яковлевича Строганова. В 1930 году из ГИМа проступила в ГТГ. Москва. | |
Русь. XVII.Минея — Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
Геронтий, митрополит Московский и всея Руси, православный святой
21 февраля 2016 г.
975 просмотров
Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона конца XVII — начала XVIII в.
Митрополит Геронтий родился в начале (?) XV века
- Незадолго до 1445 года стал настоятелем Симонова монастыря.
- В 1447 году возведён в сан архимандрита.
- Был участником Собора в Москве, направившего Дмитрию Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору.
- В 1453 году хиротонисан во епископа Коломенского.
- 29 июня [7 июля] 1473 г.- был возведён в сан митрополита Московского и всея Руси.
- Время его было ознаменовано интенсивным строительством храмов и иных зданий в ведомстве митрополичьей кафедры: был заново отстроен митрополичий дом; в 1484 году был заложен каменный митрополичий собор Ризы Положения, который был освящён им в 1486 году; было завершено строительство нынешнего здания Успенского собора.
- Часто конфликтовал с Великим Князем Иоанном Васильевичем по церковным вопросам, но поддерживал его военно-государственные предприятия. В октябре 1477 года благословил поход Великого Князя на Новгород.
- Умер 28 мая (6 июня) 1489 г.
- Погребён в Успенском соборе Кремля.
- После кончины началось почитание святителя. В XVII веке в Успенском соборе была известна икона святителя Геронтия. В «Иконописном подлиннике» содержится указание о написании его изображения вместе со святителями Киприаном, Фотием и другими русскими первоиерархами. Образ святителя Геронтия пишется на поле Волоколамской иконы Божией Матери.
- 2-3 февраля 2016 г. — Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении святителя Геронтия
Праздники святому Геронтию установлены:
- 28 мая (10 июня)
- в Соборе Московских святых
Ответить
Скрыть
1.3 Митрополиты в княжение Иоанна II (Филипп и Геронтий). Церковно-государственные отношения в московско-киевский период (1461-1589)
Похожие главы из других работ:
Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига
3 Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига
Удельная разрозненность Руси была одной из мер общеимперского правительства Золотой Орды, с помощью которых поддерживалось иго над Русью. Поэтому первым делом монголы восстановили значение титула великого князя Владимирского…
Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига
3.1 Борьба за великое княжение посредством обращения к хану Золотой Орды (1238-1276 гг.)
…
Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига
3.2 Борьба за великое княжение в ходе политического объединения на Руси
Основные причины начала объединения русских земель:
— экономическая причина — развитие феодальных отношений «вширь» и «вглубь»: происходило распределение этих отношений на всю территорию Северо-Вос-точной Руси и появление наряду с вотчинами…
Владимирский край в ХIV-XV веках
1. Борьба князей за великое Владимирское княжение
владимирский княжение калита иконописец
В первой четверти XIII в. территория Владимирского княжества охватывала огромное пространство от Оки на юге до Северной Двины на севере, от Торжка и Зубцова на западе. ..
Военное дело в античности
2.1 Филипп II и Александр Македонский — создатели новой античной армии
военное античное римская армия
На боевых традициях Эпаминонда в Фивах воспитывался живший там в качестве заложника будущий царь Македонии Филипп II. Он создал новую военную систему…
Дмитрий Донской и Сергий Радонежский: взаимоотношение великокняжеской власти и церкви во второй половине XIV в.
1.1 Дмитрий Донской: борьба за великое княжение
Дмитрий Иванович (12 октября 1350 г. — 19 мая 1389 г.) — Московский князь с 1359 г., великий князь Владимирский с 1362 г., дальновидный политик и талантливый полководец…
Образование российского централизованного государства
1. Княжение Ивана III. Свержение ига Золотой Орды
История населена людьми. Никакие географические, природные, экономические, внешнеполитические и прочие условия не «заработают», если их не приведут в действие люди, в первую очередь лидеры, видные деятели той или иной страны. ..
Первые этапы завоевания Римом восточного Средиземноморья
2. Рим и Филипп V. Проблемы начального этапа римского наступления на Балканах
В начале правления популярность Филиппа в Греции была велика (Polyb. IV.77). По мнению Полибия, его господство держалось не только силой оружия, но и личным обаянием царя (Polyb. VI. 12). Хотя трудно согласиться…
Русская церковь в период опричнины
Глава I. Митрополиты русской церкви в 60-70-е гг. XVI в.
XVI в. можно считать одним из наиболее сложных периодов в существовании русской православной церкви. На положении церкви влияли политические процессы, проходящие в обществе — процесс централизации русских земель вокруг Московского княжества…
Установление единодержавия в Московской Руси и возвышение значения великокняжеской власти
5. Новые титулы великого князя и венчание на великое княжение.
Это сознание проявилось чрезвычайно определенно в новых титулах, которыми он стал вели-чаться в сношениях с иностранными дворами и домами. Великий князь Иван Васильевич нашел для себя неприличным именоваться по-русски Иваном…
Юрий Всеволодович и основание Нижнего Новгорода
4. Княжение во Владимире
Вскоре после свадьбы Всеволод заболел. Он послал за старшим сыном Константином, чтобы передать ему законный престол. Трижды писал он сыну, но Константин не явился. В своих ответах он предлагал оставить себе княжение в Ростове…
Светильник, не укрывшийся под спудом. Свт. Геронтий, митрополит Московский и всея Руси
19 июня 2019 г.
К 530-летию упокоения
Имя святителя Геронтия, митрополита Московского (начало XV в. — 1489) включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви лишь 2-3 февраля 2016 г. — более чем через пять веков после упокоения святого (хотя местное почитание началось сразу же после его кончины). Но один из ярчайших светильников Церкви не укрылся под спудом: по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 марта 2017 г. имя святого Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Геронтия было включено в Собор Московских святителей (насчитывающий отныне 13 имен).
Святитель Геронтий стоял у духовных истоков события, которое Карамзин назвал «триумфом начала русской государственности» — «Великого стояния на Угре» 1480 г., которое положило конец ордынскому игу на Руси и рождению единого Русского государства. Он повторил духовный подвиг прп. Сергия Радонежского, благословившего св. блг. князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Свт. Геронтий — в то время как лукавые советники предательски уговаривали великого князя Иоанна III или спасаться бегством, или не противиться супостатам и откупиться от Орды, продолжив платить ей дань, — благословил правнука Димитрия Донского, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству». Своим духовным авторитетом святитель способствовал прекращению гибельных княжеских междоусобиц и сплоченному противодействию хану Ахмату единым фронтом. Проявили послушание и восставшие ранее братья великого князя, недовольные усилением централизованной власти, — Борис Волоцкий и Андрей Большой. Они заявили о прекращении мятежа и выдвинулись со своими полками к Оке. Митрополит, в отличие от многих бояр, не покинул Москву, а, напротив, содействовал возвращению в столицу матери Иоанна III инокини Марфы, что воодушевило москвичей. В ситуации полной неопределенности — быть Руси или не быть? — он повелел перенести из Владимира чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, избавившую Москву от нашествия Тамерлана при деде Иоанна III — Василии I в 1395 г. По горячей коленопреклонной молитве всех верующих — женщин, детей, стариков — Пресвятая Богородица вновь явила Свое заступничество. Вскоре митрополит Геронтий установил празднование Сретения Владимирской иконы Божией Матери 23 июня /6 июля в честь чудесного спасения Москвы от нашествия хана Ахмата.
Святитель поддерживал собирание земли русской Иоанном III. Будучи его добрым советчиком и союзником в делах государственных, митрополит Геронтий твердо и непреклонно отстаивал независимость Церкви от вторжения государя всея Руси в церковные дела. В 1481 г., после конфликта с князем, он вернулся в Симонов монастырь с намерением отказаться от кафедры, если государь не покается. Абсолютное большинство духовенства и иноков заняли сторону митрополита (в защиту мнения Иоанна III выступал только его духовник) — и правитель был вынужден уступить. Он самолично прибыл в Симоново и обещал впредь быть послушным святителю.
Правление митрополита Геронтия пришлось на трудный период, когда Русская Церковь разделилась на две митрополии — Московскую и Киевскую — вследствие того что Константинополь и Ватикан пытались добиться признания заключенной ими Ферраро-Флорентийской унии. Еще в бытность епископом Коломенским святитель Геронтий являлся одним из ближайших помощников митрополита Ионы, впервые избранного собором русских архиереев, и исполнял его особо важные поручения, в том числе связанные с противодействием попыткам Константинополя заменить своими ставленниками «отщепенцев» независимой Русской Церкви.
Лишь в 1686 г. Вселенский Патриарх Дионисий IV и Священный Синод Константинопольской Церкви издали Томос о передаче Киевской митрополии в каноническое ведение Московского Патриарха. Как известно, спустя более чем 300 лет Патриарх Варфоломей принял решение дезавуировать данное соборное решение, что спровоцировало нынешние гонения на каноническую Украинскую Церковь.
В следующем, 2020 году, 11 ноября будет отмечаться 540 лет со дня окончания Великого стояния на Угре. Мы можем почтить память наших предков молитвой в скиту Владимирской иконы Божией Матери Свято-Тихоновой Пустыни, трудами братии которой создана историческая диорама. Она выполнена студией военных художников им. М. Б. Грекова под руководством заслуженного художника России Павла Рыженко и народного художника РФ Александра Сытова. При освящении 9 сентября 2014 г. музейного комплекса Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Мы с вами находимся в замечательном месте. Здесь развернулась одна из самых эпических страниц истории нашего Отечества. От того, что произошло на этом месте, во многом зависело будущее нашей страны, нашего народа и нашей Церкви».
Описание |
|
---|
Успенский, Царский собор | Иван III пригласил Аристотеля…
Иван III пригласил в Москву Аристотеля Фиораванти, известного архитектора и инженера из Болоньи, Италия, и поручил ему построить собор с нуля в традициях русской архитектуры. Успенский собор во Владимире снова был взят за образец здания, и поэтому Фиораванти отправился во Владимир, чтобы изучить русские методы строительства. Он спроектировал светлый и просторный шедевр, в котором соединились дух Возрождения с русскими традициями.Фундамент нового собора был заложен в 1475 году, а в 1479 году новый собор освятил митрополит Геронтий. Интерьер расписан фресками и украшен множеством икон, в том числе Владимирской и Влачернитисской Богородицы.
Дизайн новой церкви с ее пятью куполами, символизирующий Иисуса Христа и четырех евангелистов, оказался чрезвычайно популярным и был взят за образец для многих других церквей по всей России.
В 1547 году в этом соборе прошла коронация первого русского царя Ивана Грозного.С 1721 г. здесь проходила коронация русских императоров. В этом соборе также проходила обрядовая инсталляция митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви, и здесь находятся их могилы.
За свою историю собор пострадал от множества бедствий, включая пожары в 1518, 1547, 1682 и 1737 годах, а также разграбления войсками Речи Посполитой в Смутное время 1612 года. был разграблен и использовался как конюшня.
Капитально реставрировался в 1894-1895 и 1910-1918 годах. 21 ноября 1917 года в соборе установили митрополита Московского Тихона (Белавина) как первого патриарха восстановленного Московского Патриархата. Однако после русской революции 1917 года новое большевистское правительство закрыло все церкви в Московском Кремле и превратило собор в музей. По специальному разрешению Владимира Ленина последняя Пасха была проведена в 1918 году.Завершающим моментом этой пасхальной службы стала неоконченная картина Павла Корина «Прощание с Русью». Большая часть церковных ценностей была передана в Оружейную палату Кремля или продана за границу.
Существует легенда, что зимой 1941 года, когда нацисты уже подошли к порогу Москвы, Иосиф Сталин тайно приказал провести в Успенском соборе службу в память о спасении страны от вторгшихся немцев.
Здание ремонтировалось в 1949/50, 1960 и 1978 годах.
В 1990 году Успенский собор был возвращен церкви для периодических богослужений, всего за несколько лет до распада Советского Союза. Он был возвращен Русской Православной Церкви в 1991 году.
Сделанный
Успенский собор — Academic Kids
Успенский собор — Academic Kids
От академических детей
В Википедии нет статьи с таким точным названием.
- Если вы создавали эту страницу в последние несколько минут, а она еще не появилась, она может не отображаться из-за задержки в обновлении базы данных. Попробуйте очистить ( https://academickids. com:443/encyclopedia/index.php?title=Cat Cathedral_of_the_dormition&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
- Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, она могла быть удалена. Просматривайте кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация
Академическое детское меню
- Искусство и культура
- Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
- Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
- культур ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
- Музыка ( http: // www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
- Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
- Биографии ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
- Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
- География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php / География )
- стран мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Countries )
- Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
- Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
- Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
- История ( http: // www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
- Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
- Industrial Revolution ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
- Средневековье ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
- Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php / Предыстория )
- Возрождение ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
- Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
- Всемирная история ( http: // www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
- Человеческое тело ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
- Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mat Mathematics )
- Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
- Наука ( http://www.academickids. com/encyclopedia/index.php / Science )
- Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
- Aviation ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
- Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
- Земля ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
- Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php / Изобретения )
- Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
- Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
- Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
- Социальные исследования ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
- Антропология ( http: // www.academickids.com/encyclopedia/index. php/Anthropology )
- Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
- Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
- Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
- Праздники ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
- Космос и астрономия
- Солнечная система ( http: // www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
- планет ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
- Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
- Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
- Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
- Штаты США ( http: // www.academickids.com/encyclopedia/index. php/US_States )
Информация
- Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
- Свяжитесь с нами ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )
Успенский собор — старейший храм Кремля, а также самый важный: резиденция Русской Православной Церкви была перенесена сюда из Владимира в 1326 году, что сделало его центром Московского государства, а Московское государство — самым могущественным из них. Русские княжества.Здесь короновались русские императоры, а до них цари и великие князья. Здесь также хиротонировали патриархи (высший чин духовенства), митрополиты (церковные руководители крупных митрополий) и епископы. В эпоху, когда государственная власть и религия едва ли были отделены друг от друга, он был также центром государственных ритуалов — местом, где читались правительственные указы и проводились официальные государственные службы. Внутри собора Престол Патриарха и Трон Мономаха, вырезанные в 1551 году для Ивана Грозного, отмечают физическое присутствие двух сторон этого исторического союза. Первоначальный собор был построен во время правления Ивана Калиты, чей стратегический брак с дочерью татарского хана принес Москве известность. Часовни выросли вокруг маленькой церкви, и в 1472 году Иван III, который занимался реконструкцией Кремля, чтобы отразить мощь своего нового российского государства, «Третьего Рима», построил новое здание. Псковские мастера Кривцов и Мишкин, продолжившие строительство Благовещенского собора, начали проект, но в 1474 году случилась катастрофа: недостроенное здание неожиданно рухнуло из-за чудовищного землетрясения.Руины пролежали в Кремле почти год, прежде чем закончить строительство было поручено болонскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Он изучил архитектурные традиции Новгорода, Суздаля и Владимира и принялся за дело. Скорость строительства собора поразила наблюдателей, и подвиг был подробно описан в хрониках. Церковь была освящена в 1479 году митрополитом Геронтием и стала одним из самых влиятельных архитектурных памятников в истории русской церкви. Здание простое и строгое — сводчатый блок из известняка, увенчанный пятью золотыми куполами.Фрески с остроконечными крышами на восточной и западной сторонах были добавлены в 1660-х годах, в остальном внешний вид почти не изменился и по сей день. Внутри иконостас собора датируется в основном 1652 годом, но с несколькими более старыми иконами внутри него, в том числе двумя, приписываемыми мастеру Дионисию, самому известному и талантливому живописцу своего времени. Русский православный иконостас состоит из ярусов икон с изображением разных святых и праздников, соответствующих церкви, в которой находится иконостас.Первый, самый низкий ранг — это местные иконы, включая икону, которой посвящен собор. В Успенском соборе местный ярус являлся символом единства нового русского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. За иконостасом — каменная завеса с нереставрированными фресками, изображающими первых святых. Некоторые из этих фресок также приписывают Дионису. Большинство фресок в Успенском соборе относятся к 17, -му веку.Специальным указом царя Михаила Федоровича Романова, изданным в 1642 году, для украшения собора в Москву из разных городов были привезены около ста пятидесяти художников. Руководили коллективом иконописцы Иван и Борис Пайсеины, Сидор Поспеев. Это их картины, которые мы видим сейчас, хотя многие из них отсутствуют. На протяжении веков собор страдал вместе с русским народом. Войска Наполеона поставили здесь своих лошадей во время его русской кампании, а в 1918 году собор был поврежден в результате перестрелки между белыми и большевиками.Последняя литургия была совершена на Пасху 1918 года Патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы большевиками. Однако, по слухам, когда нацистские войска подошли к окраинам Москвы в 1941 году, Сталин тайно разрешил провести здесь службу, чтобы спасти нацию от смертельной опасности. Собор был открыт для публики в 1990 году. |
Успенский собор — Поленов, Василий — Галерея
Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927)
Успенский собор.Южные ворота, 1877
Холст, масло
40х28 см
Третьяковская галерея, Москва, Россия
Успенский собор Московского Кремля
Дата создания: 1474 — 1479.
Автор: Аристотель Фиораванти
Место проведения: Государственный Исторический -Музей культуры — Заповедник «Московский Кремль»
Материал: кирпич, белый камень
Пятиглавый Успенский собор, главный храм Москвы, был средоточием религиозной деятельности. Этот собор с пятью куполами был построен еще при Иване Калите.Митрополит Петр некоторое время уговаривал его построить собор Пресвятой Богородицы в Москве, как Успенский собор в столице Владимире. Он сказал ему: «Сын мой, если ты послушаешь меня, ты прославишься выше всех князей, и вся твоя семья и этот город будут превозноситься выше всех других городов России . ..» Строительство кафедрального собора началось. 4 августа 1326 г. В следующем году Москва стала столицей Владимиро-Суздальского княжества, а затем и всей Руси.
К концу XV века церковь пришла в упадок, и в 1472 году псковские архитекторы Кривцов и Мышкин начали строительство нового собора. Два года спустя здание близилось к завершению, когда оно внезапно рухнуло из-за землетрясения — крайне редкое событие в Москве. В Москву был приглашен знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, которому было поручено построить собор с нуля в традициях русской архитектуры. Успенский собор во Владимире снова был взят за образец здания, и поэтому Фиораванти отправился во Владимир, чтобы изучить русские методы строительства.Фундамент нового собора был заложен в 1475 году, а в 1479 году новый Успенский собор был освящен митрополитом Геронтием. Здесь хранятся уникальные образцы античного искусства: византийская икона Владимирской Богородицы (11 век), иконы Святого Георгия (12 век) и Святой Троицы (13 век).
На примере Успенского собора можно увидеть принципы, на которых построена Русская Православная Церковь. Русское слово храм (то есть собор) происходит от славянского хоромы, что означает «дом».’Церковь состоит из трех частей: святилища с алтарем, как символа Гроба Господня и Престола Христа, центрального пространства внутри церкви — наоса (что в переводе с древнегреческого означает «лодка») и притвора. , где в древних церквях можно было встретить людей, готовящихся к христианскому крещению, и других, исповедующих свои грехи и временно лишенных права участвовать в церковных службах.
Успенский собор — это традиционный для русских церквей высокий пятиъярусный иконостас.В Византии иконостас представлял собой скромную перегородку, отделяющую основную площадь церкви от святилища и алтаря. Верующие ставили на него свои иконы во время молитвы перед ними. На Московской Руси появились очень высокие иконостасы, выражавшие глубокую религиозную идею. Основной идеей иконостаса было единство ветхозаветной и новозаветной церквей во Христе.
Иконостас состоит из ярусов, или ярусов: первый (нижний) ярус — местный. В центре — Святые врата, символизирующие вход в Царство Небесное.Справа — Икона Христа Спасителя, а слева — Икона Богородицы. Вторая иконка справа — это всегда местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которой посвящена церковь. В Успенском соборе местный ярус являлся символом единства Русской земли: он состоит из икон, привезенных из удельных княжеств, объединившихся с Москвой. Второй ярус называется деисусный (от древнегреческого deisus — заступничество). В центре — икона Христа в величии, а справа и слева — Иоанн Креститель и Богородица с евангелистами, молящимися Иисусу о спасении человечества.Третий ярус называется фестивалем и содержит иконы, изображающие основные праздники Православной церкви. Четвертый ярус — для пророков, а в центре изображение Богородицы на престоле с младенцем Христом, а справа и слева от нее пророки со свитками в руках, свидетельствующие о скором пришествии Христа в мир. Мир. Последний ярус — это праотцы с изображениями библейских патриархов. Иконостас завершается распятием или изображением белого голубя как символа Святого Духа.
Пять куполов в православной церкви символизируют Иисуса в окружении четырех евангелистов. Купол церкви символизирует небосвод, поэтому внутри него есть изображение Христа Вседержителя, как в Успенском соборе, или Бога Саваофа, как в Арльском соборе. На западной стене православного храма обычно изображена картина Судного дня. Это последнее, что бросается в глаза, когда кто-то покидает церковь, и напоминает всем без исключения о тех испытаниях, с которыми мы все столкнемся.
В 1547 году в Успенском соборе прошла коронация первого русского царя Ивана Грозного, а с 1721 года здесь коронация русских императоров. В этом соборе проходила ритуальная инсталляция митрополитов и патриархов Православной Церкви, здесь же находятся их могилы. Патриархат был упразднен Петром Великим и восстановлен только после Февральской революции 1917 года. 21 ноября 1917 года в соборе был установлен патриарх Московского митрополита Тихона (Белавина).Впоследствии он был канонизирован. После перехода большевистского правительства в Москву службы в соборах Кремля были запрещены. Только с особого разрешения Ленина в 1918 году было проведено последнее пасхальное богослужение. Последние моменты этого пасхального богослужения стали сюжетом неоконченной картины Павла Корина «Прощание с Русью».
Есть история, что зимой 1941 года, когда гитлеровцы уже подошли к порогу Москвы, Сталин тайно приказал провести в Успенском соборе службу в память о спасении страны от вторгшихся немцев.В 1990 году церкви вернули Успенский собор, хотя в нем до сих пор действует музей.
Итальянский инженер и архитектор 15 века, уроженец Болоньи, который, по общему признанию, руководил реконструкцией Палаццо дель Подеста. В Италии он прославился инженерными работами по укреплению и перемещением крупных построек и был приглашен Иваном III в Москву за плату 10 рублей в месяц. Аристотель Фиораванти должен был заново построить Успенский собор в Московском Кремле. Старый Успенский собор 1327 года был снесен до самого основания в 1472 году из-за его плохого состояния и небольших размеров. В этот момент были найдены мощи московского митрополита Петра, самого почитаемого святого Русской Православной Церкви. На старом месте псковские мастера возвели новый собор, который внезапно рухнул. Таким образом, Аристотелю Фиораванти пришлось снова построить собор.Строительные работы длились четыре года. Хотя на подготовку ушло довольно много времени: расчистили руины и строительную площадку, построили кирпичный завод возле Андронникова монастыря, подготовили невиданное в Москве техническое оборудование, в том числе тараны и шкивы. Кроме того, Аристотель Фиораванти объездил Владимирскую и Ростовскую области, чтобы познакомиться с русской архитектурой. Якобы ходил и в Соловецкий монастырь. В 1479 году строительство было завершено. Последующий летописец повторил похвалу, пораженную размером и высотой собора. 20 августа 1479 г. митрополит Геронтий освятил новый собор. В росписи главного собора принимали участие лучшие мастера. В перегородке алтаря сохранились самые старые фрески Московского Кремля, изображения монахов-отшельников, выполненные в 1481 году артелью прославленного иконописца Дионисия.Предположительно, после работ на Успенском соборе Аристотель Фиораванти участвовал в качестве инженера и артиллерийского командира в походах на Новгород (1477-78 гг.), Казань (1482 г.) и Тверь (1485 г.), основал пушечную литейную, чеканил монеты и др. 1478 г. построен мост через Волхов. |
Благовещенский собор
Элегантный Благовещенский собор с золотыми куполами расположен недалеко от Большого Кремлевского дворца в юго-западной части Соборной площади.
Благовещенский собор — известный храм Москвы, расположенный на Соборной площади и освященный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Первоначально на месте нынешней каменной церкви стояла деревянная Благовещенская церковь, построенная на каменном фундаменте в начале 14 века. В конце века на месте старой церкви был построен новый белокаменный собор, ставший часовней для великокняжеской семьи. В этом соборе крестились великие князья московские; вот они пришли исповедоваться.Иногда случались свадебные церемонии.
Масштабная перестройка Кремля, начатая при Иване Калите, включала и Благовещенский собор. В 1484 году здание разобрали и заново заложили. Иконостас и иконы старой церкви были сохранены и перенесены в новую. Строительные работы были выполнены российскими (псковскими) мастерами за пять лет. В таком состоянии собор сохранился. Псковским архитекторам удалось придать храму внушительность, идеально сочетающуюся с изящной орнаментальностью — оригинальными перемычками на куполах и многими другими элементами.Строительство собора было завершено в 1489 году и освящено митрополитом Геронтий. В то время собор венчали три купола. Но в середине 16 века в соборе было девять. Объясняется это тем, что он был посвящен Благовещению: в русской церковной архитектуре купола представляют собой образ Пресвятой Богородицы — Царицы Небесной Церкви, состоящий из девяти чинов Праведного Неба и девяти чинов ангелов.
Главный собор Благовещенского собора был соединен с царским домом и с востока окружен садом с фруктовыми деревьями и прудами.Южный вход в собор был предназначен исключительно для императора и его семьи. Пол храма вымощен мрамором, яшмой и агатом. Иконостас собора — один из старейших в России. Он состоит из икон 14-19 веков. Многие исследователи считают, что некоторые из икон были написаны знаменитым Феофаном Греком, а некоторые из них созданы величайшим средневековым русским художником Андреем Рублевым. Особый интерес представляют фрески Благовещенского собора.Стены храма расписаны изображениями известных византийских императоров, русских князей: Владимира Мономаха, Александра Невского, Даниила Московского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III. Среди них вы увидите Аристотеля, древнегреческого поэта Менандра, Плутарха, Платона, римского поэта Вергилия со свитками в руках.
Благовещенский собор — вместилище многих православных святынь: образ Благовещения, образ Спасителя Милосердного с горящими лампадами перед ними, чудотворная икона Пресвятой Богородицы Донской, владельцем которой был Дмитрий Донской ; Самая почитаемая в Москве чудотворная икона Пресвятой Богородицы Нежданной Радости.Благовещенский собор сильно пострадал в ноябре 1917 года во время Великой Октябрьской революции. Через год Благовещенский собор закрыли, как и сам Кремль. Только в 1955 году собор был вновь открыт для посетителей как музей.
Кто построил Благовещенский собор в Москве?
Ответить на вопрос, кто построил Благовещенский собор, непросто. По этой причине существуют разные мнения. В описаниях собора, относящихся к 19 веку, была опубликована легенда (не подтвержденная, однако, другими источниками) о строительстве в 1291 году деревянной церкви Благовещения Андреем Александровичем, князем, сыном Александра Невского. Поскольку в это время в Москве существовал княжеский двор, в нем обязательно должен был быть построен храм. Так появился Благовещенский собор Кремля. Фото этого здания в нынешнем виде представлены в нашей статье.
Другая перспектива
Однако Благовещенский собор, упомянутый в Русских летописях, появляется только в 1397 году, когда из Византии в Москву икона была перевезена под названием «Сохраненная в белом размере». Таким образом, исследователи относят строительство каменного здания собора к концу 14 века.Датируется она либо 1397 годом (Забелин, Извеков), либо 1393 годом (Скворцы, Красовский).
Причиной второй даты стали сведения о том, что княжна Евдокия создала в 1395 году церковь Рождества Богородицы (часовню). Считалось, что некоторые должны были получить храм принца. В 1405 году, как сообщает летопись, церковь начали писать мастера Феофана Гречина, «Человека с городца» Прохорова и Андрея Рублева. Закончено в том же году.
Строительство каменного собора
Появляется в 1416 году новая запись, в которой говорится о создании каменной церкви Благовещения 18 июля.
Другие сведения об этом памятнике основаны на перестройке кремлевского ансамбля, которая произошла на рубеже 16-17 веков. Закладка нового здания собора состоялась 6 мая 1484 года. Иван III во время строительства приказал поставить шатер возле Большого дворца для своего духовного отца, чтобы он был неотделим от храма. Спустя 5 лет, в 1489 году (9 августа), новый храм освятил митрополит Геронтий.
Рекомендовано
Мэр города: полномочия и обязанности.Выборы мэра
Нормальное функционирование всех систем поселения, грамотное и своевременное выполнение задач в сфере экономического, социального и других направлений развития невозможно без контроля мэра. Но как избиратели могут оценить качество работы …
Франсиско Франко: биография и политическая деятельность
Когда в Испании началась гражданская война, генерал Франсиско Франко (Франсиско Паулино из Hermenegildo Teodulo Franco Bahamonde — полное имя) отпраздновал свою аракацаилею, но он казался уже уставшим от жизни и намного старше своих лет. К непрезентабельному виду …
Иван III в конце 15 века начал строительство великолепной новой резиденции князя. В это время построены новые стены Кремля, Успенского и Благовещенского соборов. Архитекторы Кривцов и Мышкин, построившие Успенский, потерпели неудачу. Первая попытка, сделанная ими, пришла к выводу, что стены здания во время землетрясения были разрушены.
Псковские мастера
И все-таки, кто построил Благовещенский собор? Имя главного архитектора нам неизвестно.Однако, по данным одного летописца, в 1474 году можно судить о том, что Благовещенский собор (каменный) построили псковские мастера. В зданиях, которые занесены в эту летопись, сохранился дух (Троица в летописях) церкви, а также убранство мантии в Кремле. Все они имеют характерные черты псковской архитектуры: столбы, квадрат в плане, приподнятые арки. На основании этих данных можно судить о том, кто построил Благовещенский собор.Это были псковские мастера. Однако есть и элементы ранней Москвы: порталы килевидной формы, стены украшены узорчатым поясом. Так что однозначно сказать о том, кто построил Благовещенский собор, невозможно. Он тоже был кирпичный, хотя основным строительным материалом в Пскове в то время был белый камень. Итак, несмотря на то, что основная часть исследователей относит Благовещенский собор к псковским постройкам, некоторые до сих пор считают его творением московских мастеров.
Благовещенский собор сегодня
Сегодня Благовещенский собор в Москве состоит из трех частей, построенных в разное время. Основа его — крестово-купольная церковь, четырехколонная апсида. Построенный в конце 15 века основной объем скопировал план и, возможно, размеры храма, существовавшего ранее, в начале этого века. Отличие этих двух построек состоит в том, что позже храм со всех сторон окружала галерея-притвор.Считалось, что все, кроме Востока, было создано вместе с собором, однако было открыто до середины 16 века. Исследования, относящиеся к 60-м годам ХХ века, показывают, что своды Северной и Западной галереи облицованы тем же кирпичом, что и Собор. Исходя из этого, можно предположить, что они близки по времени или одновременно к основному корпусу храма. К нему с восточной стороны примыкала Казначейская палата, которая была построена вместе с собором и снесена в 18 веке.
Собор становится девятиглавым
Благовещенский собор в Москве изначально венчал три главы — две располагались над восточными углами здания, а одна — в центре. В сводах галерей во второй половине 16 века было устроено четыре нефа, которые также имели головные. Кроме того, на основной том были добавлены еще два. Со временем собор стал храмом. Был изготовлен пирамидальный конец от центральной секции к головам проходов.Подчеркнут его новаторские особенности и овальные фронтоны, расположенные у основного барабана. Центральный капитул в 1508 году был золочен, а позже, во второй половине 16 века, это было сделано с другими девятью. Крыша была покрыта позолоченной медью. Собор из-за этого получил название «Златоверхий». Изображение Пресвятой Девы Марии символизирует девятииглая — девять ангельских чин и Праведников Небес.
Благовещенский собор
Размеры Благовещенского собора Кремля небольшие.Это потому, что он был предназначен в первую очередь для семьи князя. Первоначально восточные столбы примыкали к иконостасу Благовещенского собора, который был лишь немного ниже существующего. Подчеркнутые пропорции вертикальности отличает центральное пространство. Это высокая ступенчатая арка, поддерживающая барабан. По вертикали это движение усиливалось освещением. Затемнение было в нижней части, а в верхней стекал поток света из окон барабана.
В западной части расположены широкие хоры, опирающиеся на невысокие массивные арки.Их устройство конца 15 века было уже архаичным. Это связано, скорее, с предназначением постройки как семейного храма. Не исключено, что это связано с желанием сохранить план, который имел предыдущее здание. Также предполагалось (в 19 веке), что хоры предназначались для представителей королевской семьи во время богослужений. Однако выяснилось, что изначально они были разделены стеной высотой около двух метров и толщиной в два кирпича. Хоры развивались, таким образом, в замкнутом пространстве, которое слушать Литургию было непригодно.В них, скорее всего, могли разместиться часовни. К ним два хода: винтовая лестница снизу в юго-западный угол здания, который находится в более толстых стенах; и от дворца, который опирается на арку.
Крыльцо
Здание Кафедрального собора, когда застройку окружали крыльцы, было. Достаточно изучен их первоначальный вид и время появления. Восток (вместе с государственным домом) был снесен, а юг практически полностью утратил свой первоначальный облик.Крыльцо, украшенное резьбой, ведет к южному крыльцу. Он, по легенде, был построен для царя Ивана Грозного, так как он после четвертого брака, лишенный права посещать храм, повелел пристроить к зданию притвор, который во время службы стоял.
Пол и крыльцо
Легенда, связанная с Иваном Грозным, а также внешний вид пола, существующий сейчас. Он состоит из небольших кремниевых блоков с вкраплениями яшмы и агата. Считается, что Павел был привезен из Ростова Великого, этот царь, где он когда-то был из Византии. Крыльцо, выходящее на северо-восточную площадь, было парадным. При сводах его в 1564 году была построена часовня, под ней для усиления конструкции подведены столбы, поэтому древние формы утратили. Крыльцо изначально было похоже на Южное, было проще. Его своды поддерживаются колоннами с резными капителями. В толще столба остался один из них. Перестроили и лестницу — изначально она была крутой и короткой.
Храм с притворами являются порталами. Западный и Северный исполнены итальянскими резчиками. Южный при переделке 1836 г. Южный притвор был разрушен, перестроен в 1949 г., остатки.
Роспись собора
Василий III, великий князь, наследник Ивана III, повелевшего в начале царствования украшать и расписывать прекрасные иконы Собора серебряными и золотыми окладами. Есть предположение, что собор перенесен на иконы Андрея Рублева (из старого дерева) и что ранее была полная и новая роспись по точному образцу. Эту работу проделал Федор Адикаев.
Появились в результате на крыльце фрески изображения различных греческих мудрецов, живших до Рождества Христова (Сократа, Платона, Плутарха, Зенона, Птолемея, Фукидида, Аристотеля) со свитками в руках, содержащими изречения, похожие на христианские. идеи. Об этой картине существует множество версий. По одной из них, это новая Федора Эмикеева. Другие считают, что первыми митрополитами русского происхождения были греки, чтили святые и мудрые люди, даже не христиане.
Святыня Благовещенского собора
В Благовещенском соборе хранится много реликвий. На стене храма нанесено редкое по своему иконографическому типу изображение Благовещения. Он представлял восточную традицию, согласно которой девой был ангел Гавриил у колодца в Назарете, и принес ей радостную весть о том, что она родится Спасителем.
Образ Всемилостивого Спасителя находился в притворе Собора. По легенде, людям от одного сановника была оказана чудесная помощь. Этот человек, который гнев царя на себя, через молитву получил возвращение к службе и прощение. После этого к имиджу стали приходить люди, ожидающие милости и хороших новостей.
Здесь хранилась и донская икона Пресвятой Богородицы, подаренная Дмитрию Донскому после Куликовской битвы. Он благословил этот образ, по легенде, Сергием Радонежским. В честь этой иконы в 17 веке был построен Донской монастырь в Москве. Сейчас она находится в Третьяковской галерее.
Кафедральный собор и Кремлевские куранты
История колоколов в Кремле также началась с Благовещенского собора. Москва впервые начала узнавать еще в 1404 году точное время. Тогда Афонским монахом Лазарем Сербином на башне дворцовых часов был установлен деревянный (старый) Благовещенский собор, каждый час отмеряющий время ударным молотком. В 1624 году русские мастера и Шумило Жданов, и Христофор Галов (англичанин) на Спасской башне установили главные часы страны.
В ноябре 1917 года во время обстрела сильно пострадал Благовещенский собор Москвы.