Митрополит геронтий: Геронтий, митрополит Московский и всея Руси

Разное

Содержание

Геронтий, митрополит Московский и всея Руси

святитель, митрополит Московский и всея Руси.

† 1489, память в воскресение перед 26 августа в Соборе Московских святых.

В 1447 году упоминается архимандритом Симонова монастыря.

В 1453 году (по БЭЛ — в 1455; по ЖМП — в 1461 году) хиротонисан во епископа Коломенского.

29 июня 1473 года, после смерти митрополита Филиппа, возведен в сан митрополита Московского и всея Руси.

В 1479 году им был освящен Успенский собор Московского Кремля.

Скончался 28 мая 1489 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Митрополит Геронтий был человек с твердым характером и в делах церковных не раз обнаруживал свою самостоятельность даже по отношению к великому князю.

Твердость и настойчивость проявил он в возникшем споре о том, «посолонь ли или против солнца должно ходить при освящении церкви». Этот спор возник вскоре после освящения (12 августа 1479 года) Успенского собора. Какие-то «прелестники» наговорили великому князю, что митрополит Геронтий ходил вокруг церкви со крестами не по солнцу. Князь прогневался на митрополита. Открылось публичное расследование вопроса. Но в книгах об этом ничего не нашли. Сам митрополит Геронтий приводил во свидетельство то, что диакон при каждении престола начинает с правой стороны и, следовательно, ходит вокруг престола против солнца. Много спорили, но ничего не решили. Важные гражданские дела и особенно нашествие татарского царя Ахмата отвлекли великого князя от этого церковного дела. Но через три года он снова начал распрю с митрополитом за то, что он при освящениии соборной церкви ходил вокруг нее с крестами не по солнцу.

Видя упорство князя, митрополит даже покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь, оставив в соборе свой посох и взяв с собою только ризницу. Он не возвратился до тех пор, пока великий князь сам приехал к нему, «бил челом», признал себя во всем виновным и обещал слушаться митрополита. Только после этого владыка Геронтий возвратился на кафедру.

Оставшись победителем в названном споре, митрополит Геронтий не проявил великодушия к тем из духовенства, кто в споре стоял против него, но нашел повод отомстить им, в частности чудовскому архимандриту Геннадию, которого спасло только заступничество великого князя.

Отношения митрополита Геронтия с великим князем всегда были не особенно мирные. Великий князь не любил своего митрополита. Когда преосвященный Геронтий вторично покинул кафедру и уехал в Симонов монастырь по болезни, а затем, поправившись, захотел возвратиться, то великий князь его «не восхоте». И только после долгих и настойчивых просьб митрополита великий князь разрешил ему возвратиться.

Несмотря на неоднократные столкновения с великим князем, митрополит Геронтий усердно служил ему и чем мог помогал в делах гражданских.

Болезнуя о свободе русской земли, митрополит Геронтий понуждал великого князя выступить на борьбу с татарами, сбросить позорное иго. А когда русские полки во главе с великим князем (в 1480 году) стояли против татарских на р. Угре, митрополит отправил великому князю послание, в котором от имени всего духовенства воодушевлял князя не отступать до полной победы.

Время святительства Геронтия было ознаменовано усиленным строительством церквей и различных церковных зданий. Он заново отстроил митрополичий дом. В 1484 году заложил каменную церковь «Пречистыя Ризы Положение», которая была освящена им в 1486 году; достраивал Успенский собор Кремля.

Митрополит Геронтий помнил о своей обязанности учителя духовенства и паствы и написал несколько грамот и посланий.

Труды:

Правая грамота о Кирилловом монастыре // Никольский Н. К. Правая грамота митрополита Геронтия. Отчет о заседании Общества любителей духовного просвещения. — СПб., 1895 (Памятники древней письменности, № 111). Послание митрополиту Геннадию // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV— нач.ХУ1 в. — М.; Л., 1955, Приложение, №№ 14—15. Послание Ивану III на Угру 1480 года (рукопись, Государственный исторический музей, Синодальное собрание, № 562, л. 199 об.—202). Два послания вятчанам 1486—1489 гг. о подчинении великокняжеской власти // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. — СПб., 1841, т. 1, №№ 97, 98; Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссиею. — СПб., 1880, т. 6, № 114.

Литература:

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1902—1904, т. 2,1-я половина тома, с. 549, 566.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 6, с. 63—80.

Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. — М., 1896, с. 27, 66. Марков Н. М., священник. Коломенская епархия. — М., 1888, с. 217. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 2 т. — 2-е изд. — Чернигов, 1865, декабрь, с. 506. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 9, ч.2, май, с. 171—173. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 1, с. 1398,1426—1428,1542,1544—1546,1548,1550. Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901— 1902, т. 2, с. 555.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 352.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 133. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 97. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1405. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 5, 46,149,1029. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 521.

Московский некрополь: в 3 т. — СПб., 1907— 1908, т. 1. — № 266.

Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб. , 1841—1842, т. 1, № 90, 97, 98. Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 4, с. 151, 155; т. 6, с. 33, 34, 221, 222, 233, 239.

Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 4, с. 70, 71.

Исторический вестник. — 1891, февраль, с. 598. Русский архив. — 1900, кн. 2, № 7, с. 331, 333, 335, 337, 339.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 13. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т.4, с. 335—338; т.12, с. 355. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 641; т. 2, с. 1411. Русский биографический словарь: в 25 т. — СПб.; М., 1896—1913, т. 5, с. 83—85.

Большая биографическая энциклопедия.
2009.

Митрополит Геронтий — сподвижник великого князя Ивана III

Религия

Митрополит Геронтий

При святителе Геронтии Московское государство окончательно избавилось от власти татар

Кирилл Брагин

30 июня, 2018 12:00

В отличие от Католической церкви, пытавшейся установить власть над светскими правителями Европы, Русская Православная Церковь с княжеской, а впоследствии царской властью, вела равный диалог. Ровными эти отношения не были никогда, но тот принцип отношения Церкви и государства, который в Византии называли симфонией, на Руси был приближен к идеалу. Напряжённых споров о первенстве власти на Руси не возникало. В критические минуты Церковь всегда приходила на помощь светской власти, а та, помня о своей миссии, оказывала Церкви поддержку и покровительство.

И, всё же, попытки оспорить у светской власти решение в общих вопросах со стороны церковных иерархов случались и на Руси. Одним из самых выразительных примеров оказалось служение митрополита Геронтия. Великий князь московский Иван III Васильевич хотел видеть в нём лояльного к себе иерарха, поскольку Геронтий, занимавший до этого в течение 20 лет Коломенскую кафедру, на место предстоятеля Русской Церкви был избран при согласии великого князя Собором епископов.

Однако Геронтий, митрополичья интронизация которого состоялась 29 июня 1473 года, проявил склонность к независимости не только от Матери Церкви — Константинопольского Патриархата, в юрисдикции которого находилась Русская Церковь, но и от главы великого княжества. Некогда весьма значительная власть Царьградского Патриарха, посылавшего на Русь для занятия первенствующей кафедры своих ставленников, со временем ослабла, а влияние великокняжеской власти, напротив усилилось.

Несколько лет отношения с великим князем сохраняли характер взаимопомощи и поддержки. Митрополит благословил поход московских дружин на Новгород, что привело к ликвидации новгородской государственности. Но со временем случаи вмешательства государственной власти в церковные дела участились. Так, в 1478 году великий князь произвел частичное изъятие церковной недвижимости в Новгородской земле. Другой причиной охлаждения отношений стал спор о порядке избрания предстоятеля Русской Церкви, митрополит Геронтий придерживался традиционного взгляда, что преемника должен назначать сам первосвятитель, Иван III считал это правом великого князя. Также Иван Васильевич бесцеремонно вмешивался в назначения на менее значимые церковные должности.

Следующий конфликт произошёл по поводу, который для сегодняшнего дня выглядит удивительным. Основанием для спора послужило решение вопроса о том, по солнцу или против солнца следует идти при освящении храмов. Однако спор этот захватил практически всех священнослужителей, причём большинство духовенства поддержало митрополита. Встретив упорство князя, митрополит Геронтий, вопреки его ожиданиям, покинул кафедру и удалился в Симонов монастырь.

Иван III был благоразумным правителем и не стал разрывать отношения из-за небольшого вопроса. После этой маленькой «победы» митрополит Геронтий принял меры, направленные на восстановление внутрицерковных отношений в соответствии с каноническими принципами.

Отношения между этими двумя властными людьми были непростыми, но, несмотря на это, предстоятель Русской Церкви оказывал князю много поддержки в государственных делах. Переживая о свободе Русской земли, находившейся под властью Большой Орды, митрополит понудил великого князя выступить на борьбу с татарами и сбросить иноземное иго. В 1480 году русские полки во главе с Великим князем встали против татарской орды на реке Угре, и ни одна из сторон не решалась дать решающее сражение. В те дни митрополит Геронтий просил князя, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству» и позже, чувствуя его колебания, укреплял, посылая грамоты.

Несмотря на такую мощную духовную поддержку, Иван III не оставлял планов по замене Геронтия на более лояльного иерарха, но этого ему сделать не удалось. Святитель Геронтий скончался в 1489 году и был погребён в построенном при нём Успенском соборе Кремля.

Благословение митрополитом Геронтием великого князя Иоанна III Васильевича в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода.

Святитель Петр, митрополит Московский / Патриархия.ru

Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей Феодора и Евпраксии. Еще до рождения сына в сонном видении Господь открыл Евпраксии благодатную предызбранность ее сына. В 12 лет юный Петр поступил в монастырь. К тому времени он успешно изучил книжные науки и с особой ревностью стал исполнять монастырские послушания. Много времени уделял будущий святитель внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам.

За добродетельную подвижническую жизнь игумен обители рукоположил инока Петра в сан иеромонаха. После многолетних подвигов в монастыре иеромонах Петр, испросив благословение игумена, оставил обитель в поисках уединенного места. На реке Рате он поставил келию и стал подвизаться в безмолвии. Впоследствии на месте подвигов образовался монастырь, названный Новодворским. Для приходивших иноков был выстроен храм во Имя Спаса. Избранный игуменом, святой Петр кротко наставлял духовных чад, никогда не гневался на провинившегося инока, словом и примером поучал братию. О добродетельном игумене-подвижнике стало известно далеко за пределами обители. Нередко в монастырь приходил Галицкий князь Юрий Львович, чтобы услышать духовные наставления святого подвижника.

Однажды обитель посетил Владимирский митрополит Максим, обходивший Русскую землю со словом поучения и назидания. Принимая святительское благословение, игумен Петр принес в дар написанный им образ Успения Пресвятой Богородицы, перед которым святитель Максим до конца своей жизни молился о спасении вверенной ему Богом Русской земли. Когда митрополит Максим скончался, Владимирская кафедра некоторое время оставалась незанятой. Великий князь Владимирский, а им был в это время святой Михаил Тверской (память 22 ноября), направил к патриарху Константинопольскому своего сподвижника и единомышленника игумена Геронтия с просьбой о поставлении его на Русскую митрополию.

По совету Галицкого князя Юрия игумен Петр также отправился к Константинопольскому Патриарху для принятия святительской кафедры. Бог избрал для окормления Русской Церкви святого Петра. Плывшему Черным морем Геронтию ночью, во время бури, явилась Божия Матерь и сказала: «Напрасно трудишься, сан святительский не достанется тебе. Тот, кто написал Меня, Ратский игумен Петр, возведен будет на престол Русской митрополии». Слова Божией Матери в точности исполнились: Патриарх Константинопольский Афанасий (1289-1293) с собором возвел на Русскую митрополию святителя Петра, передав ему святительские облачения, жезл и икону, привезенные Геронтием. По возвращении в Россию в 1308 году митрополит Петр в течение года пребывал в Киеве, а затем переехал во Владимир.

Много трудностей испытал Первосвятитель в первые годы управления Русской митрополией. В страдавшей под татарским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру приходилось часто менять места своего пребывания. В этот период особенно важны были труды и заботы святителя об утверждении в государстве истинной веры и нравственности. Во время постоянных объездов епархий он неустанно поучал народ и духовенство о строгом хранении христианского благочестия. Враждовавших князей он призывал к миролюбию и единству.

В 1312 году святитель совершил поездку в Орду, где получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

В 1325 году святитель Петр по просьбе великого князя Иоанна Данииловича Калиты (1328-1340) перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. Это событие имело важное значение для всей Русской земли. Святитель Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России.

По его благословению в Московском Кремле в августе 1326 года был заложен собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это было глубоко знаменательное благословение великого первосвятителя Русской земли.

21 декабря 1326 года святитель Петр отошел к Богу. Святое тело Первосвятителя было погребено в Успенском соборе в каменном гробу, который он сам приготовил.

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте (сведения о нем 14 марта), он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители.

О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа.

Иконописный подлинник


Москва. 1480-е.

Свт. Петр с житием. Икона. Москва. 1480-е гг. Успенский собор Кремля. Москва.


Новгород. XV.

Святые Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей.


Москва. XV.

Свт. Петр Митрополит. Икона. Москва или Тверь. 1-я половина XV в. 158 х 96. Возможно, из Тверского Отроча монастыря. ГТГ. Москва.


Русь. О. 1497.

Свт. Петр. Икона. Русь. Около 1497 г. 191 х 74.5. КБИАХМЗ. Кириллов.


Русь. XVI (?).

Свт. Петр Московский. Икона. Русь. XVI (?) век.


Вологда.

XVI.

Свт. Петр с житием. Икона. Вологда. 3-я четверть XVI в. (1560-е годы). 139 х 99.3. Из ц. архангела Гавриила в Вологде. Вологодский областной краеведческий музей.


Москва. 1574.

Свт. Петр. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва. 1574 г. 200 х 105. Из Успенского собора Московского Кремля.


Русь. XVI.

Свтт. Петр Московский, Леонтий Ростовский и прп. Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Оборот таблетки «Вход в Иерусалим». Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля.


Москва.

XVI.

«Боголюбская» с избранными святыми. Истома Савин. Икона — Складень трехстворчатый. Москва. Конец XVI — начало XVII в. Размер створок 35 х 15. Написана для Максима Яковлевича Строганова. В 1930 году из ГИМа проступила в ГТГ. Москва.


Русь. XVII.

Минея — Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.


Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии

Геронтий, митрополит Московский и всея Руси, православный святой

21 февраля 2016 г.

975 просмотров

Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона конца XVII — начала XVIII в.

Митрополит Геронтий родился в начале (?) XV века

  • Незадолго до 1445 года стал настоятелем Симонова монастыря.
  • В 1447 году возведён в сан архимандрита.
  • Был участником Собора в Москве, направившего Дмитрию Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору.
  • В 1453 году хиротонисан во епископа Коломенского.
  • 29 июня [7 июля] 1473 г.- был возведён в сан митрополита Московского и всея Руси.
  • Время его было ознаменовано интенсивным строительством храмов и иных зданий в ведомстве митрополичьей кафедры: был заново отстроен митрополичий дом; в 1484 году был заложен каменный митрополичий собор Ризы Положения, который был освящён им в 1486 году; было завершено строительство нынешнего здания Успенского собора.
  • Часто конфликтовал с Великим Князем Иоанном Васильевичем по церковным вопросам, но поддерживал его военно-государственные предприятия. В октябре 1477 года благословил поход Великого Князя на Новгород.
  • Умер 28 мая (6 июня) 1489 г.
  • Погребён в Успенском соборе Кремля.
  • После кончины началось почитание святителя. В XVII веке в Успенском соборе была известна икона святителя Геронтия. В «Иконописном подлиннике» содержится указание о написании его изображения вместе со святителями Киприаном, Фотием и другими русскими первоиерархами. Образ святителя Геронтия пишется на поле Волоколамской иконы Божией Матери.
  • 2-3 февраля 2016 г. — Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении святителя Геронтия

Праздники святому Геронтию установлены:

  • 28 мая (10 июня)
  • в Соборе Московских святых

Описание

    Русская старина : ежемесячное историческое издание. — Г.1-49. — С.-Петербург, 1870-1918

.

1. Отечественные сериальные и продолжающиеся издания (коллекция). 2. Народ (коллекция). 3. Русский язык (коллекция). 4. Россия — История — до 1917 — Периодические издания. 5. Исторические журналы — Россия — 19-20 вв..

ББК 63.3(2)я52
    Г. 44 1913, Т. 155, кн. 7-9, июль-сентябрь. — Тип. П. Усова, 1913. — 576 с. : ил., портр., табл. —
Содерж.: Летопись и мысли старого педагога / [соч.] Н. Якубовича. Из воспоминаний старого врача А. А. Синицына / сообщ. Н. Д. Романов. Вновь на р. Шипрее / [соч.] Г. И. Бобрикова. Материалы для биографии высокопреосвященного Гавриила, митрополита Новгородского и С.-Петербургского / сообщ. Н. А. Лашков. К истории кулачных боев на Руси / [соч.] В. Лебедева. «Варшавский дневник» при князе Н. Н. Голицыне / [соч.] И. И. Соневицкого. Московский митрополит Геронтий / [соч.] Ф. Ильинского. Генерал Моро на службе в русских войсках / [соч.] Ал. Попова. Дневник поездки по России в 1841 г. / [соч.] А. А. Голомбиевского. Из жизни инженера путей сообщения / [соч.] Л. Н. Любимова, [и др.]. — Библиогр. листок: с. 575-576. — Библиогр. в подстроч. примеч.. — Книги, вышедшие по истории и истории литературы с 10 по 17 янв. 1912 г.: с. 188-191, 355-384. — Книги, вышедшие по истории и истории литературы с 17 апр. по 30 июля 1912 г.: с. 549-572. — Оглавление т. 155 1913 г., июль-сентябрь в конце кн.

.

Источник электронной копии: ПБ
Место хранения оригинала: МОГНБ




Успенский собор — старейший храм Кремля, а также самый важный: резиденция Русской Православной Церкви была перенесена сюда из Владимира в 1326 году, что сделало его центром Московского государства, а Московское государство — самым могущественным из них. Русские княжества.Здесь короновались русские императоры, а до них цари и великие князья. Здесь также хиротонировали патриархи (высший чин духовенства), митрополиты (церковные руководители крупных митрополий) и епископы. В эпоху, когда государственная власть и религия едва ли были отделены друг от друга, он был также центром государственных ритуалов — местом, где читались правительственные указы и проводились официальные государственные службы. Внутри собора Престол Патриарха и Трон Мономаха, вырезанные в 1551 году для Ивана Грозного, отмечают физическое присутствие двух сторон этого исторического союза.

Первоначальный собор был построен во время правления Ивана Калиты, чей стратегический брак с дочерью татарского хана принес Москве известность. Часовни выросли вокруг маленькой церкви, и в 1472 году Иван III, который занимался реконструкцией Кремля, чтобы отразить мощь своего нового российского государства, «Третьего Рима», построил новое здание. Псковские мастера Кривцов и Мишкин, продолжившие строительство Благовещенского собора, начали проект, но в 1474 году случилась катастрофа: недостроенное здание неожиданно рухнуло из-за чудовищного землетрясения.Руины пролежали в Кремле почти год, прежде чем закончить строительство было поручено болонскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Он изучил архитектурные традиции Новгорода, Суздаля и Владимира и принялся за дело. Скорость строительства собора поразила наблюдателей, и подвиг был подробно описан в хрониках. Церковь была освящена в 1479 году митрополитом Геронтием и стала одним из самых влиятельных архитектурных памятников в истории русской церкви.

Здание простое и строгое — сводчатый блок из известняка, увенчанный пятью золотыми куполами.Фрески с остроконечными крышами на восточной и западной сторонах были добавлены в 1660-х годах, в остальном внешний вид почти не изменился и по сей день.

Внутри иконостас собора датируется в основном 1652 годом, но с несколькими более старыми иконами внутри него, в том числе двумя, приписываемыми мастеру Дионисию, самому известному и талантливому живописцу своего времени. Русский православный иконостас состоит из ярусов икон с изображением разных святых и праздников, соответствующих церкви, в которой находится иконостас.Первый, самый низкий ранг — это местные иконы, включая икону, которой посвящен собор. В Успенском соборе местный ярус являлся символом единства нового русского государства и состоял из икон, привезенных из всех княжеств, объединенных под Москвой. За иконостасом — каменная завеса с нереставрированными фресками, изображающими первых святых. Некоторые из этих фресок также приписывают Дионису.

Большинство фресок в Успенском соборе относятся к 17, -му веку.Специальным указом царя Михаила Федоровича Романова, изданным в 1642 году, для украшения собора в Москву из разных городов были привезены около ста пятидесяти художников. Руководили коллективом иконописцы Иван и Борис Пайсеины, Сидор Поспеев. Это их картины, которые мы видим сейчас, хотя многие из них отсутствуют.

На протяжении веков собор страдал вместе с русским народом. Войска Наполеона поставили здесь своих лошадей во время его русской кампании, а в 1918 году собор был поврежден в результате перестрелки между белыми и большевиками.Последняя литургия была совершена на Пасху 1918 года Патриархом Тихоном, после чего собор был закрыт, а его сокровища реквизированы большевиками. Однако, по слухам, когда нацистские войска подошли к окраинам Москвы в 1941 году, Сталин тайно разрешил провести здесь службу, чтобы спасти нацию от смертельной опасности. Собор был открыт для публики в 1990 году.

Итальянский инженер и архитектор 15 века, уроженец Болоньи, который, по общему признанию, руководил реконструкцией Палаццо дель Подеста. В Италии он прославился инженерными работами по укреплению и перемещением крупных построек и был приглашен Иваном III в Москву за плату 10 рублей в месяц. Аристотель Фиораванти должен был заново построить Успенский собор в Московском Кремле.

Старый Успенский собор 1327 года был снесен до самого основания в 1472 году из-за его плохого состояния и небольших размеров. В этот момент были найдены мощи московского митрополита Петра, самого почитаемого святого Русской Православной Церкви. На старом месте псковские мастера возвели новый собор, который внезапно рухнул.

Таким образом, Аристотелю Фиораванти пришлось снова построить собор.

Строительные работы длились четыре года. Хотя на подготовку ушло довольно много времени: расчистили руины и строительную площадку, построили кирпичный завод возле Андронникова монастыря, подготовили невиданное в Москве техническое оборудование, в том числе тараны и шкивы. Кроме того, Аристотель Фиораванти объездил Владимирскую и Ростовскую области, чтобы познакомиться с русской архитектурой.

Якобы ходил и в Соловецкий монастырь.

В 1479 году строительство было завершено.

Последующий летописец повторил похвалу, пораженную размером и высотой собора. 20 августа 1479 г. митрополит Геронтий освятил новый собор. В росписи главного собора принимали участие лучшие мастера. В перегородке алтаря сохранились самые старые фрески Московского Кремля, изображения монахов-отшельников, выполненные в 1481 году артелью прославленного иконописца Дионисия.Предположительно, после работ на Успенском соборе Аристотель Фиораванти участвовал в качестве инженера и артиллерийского командира в походах на Новгород (1477-78 гг.), Казань (1482 г.) и Тверь (1485 г.), основал пушечную литейную, чеканил монеты и др. 1478 г. построен мост через Волхов.