Многоликий бог в индии: Многоликие боги индийской политики – Огонек № 39 (5535) от 15.10.2018

Разное

Многоликие боги индийской политики – Огонек № 39 (5535) от 15.10.2018

Президент Трамп грозит санкциями за приобретение у Москвы комплекса C-400. В Нью-Дели дают понять, что угроз не боятся. Пока мир гадает, как Индия намерена дальше строить отношения с РФ и США, за ответами правильнее всего обратиться к божествам индуизма


Президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Нарендра Моди в Хайдарабадском дворце

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ  /  купить фото

Этой осенью в Нью-Дели зачастили высокие гости. В начале сентября индийскую столицу посетили госсекретарь США Майкл Помпео и глава Пентагона Джеймс Мэттис, они провели переговоры с главой МИД Сушмой Сварадж и министром обороны Нирмалой Ситараман. Министры много говорили о дружбе, развитии сотрудничества, было подписано соглашение о совместимости средств связи и безопасности.

А уже в начале октября в Нью-Дели состоялся очередной, 19-й российско-индийский ежегодный саммит. Был подписан контракт на поставку зенитно-ракетных систем С-400, и это несмотря на острое недовольство Вашингтона (накануне подписания этого номера в печать президент Трамп обещал выразить его в конкретных мерах в самое ближайшее время).

Мало того, по ходу саммита Индия заявила, что намерена продолжать закупать нефть у Ирана — опять-таки несмотря на американские угрозы ввести санкции.

Со стороны может показаться, что Нью-Дели колеблется и, словно в годы холодной войны, решает, к кому примкнуть. Но на самом деле политические боги «самой большой демократии мира», как любят называть себя индийцы, весьма четко понимают, чего они хотят. И — от кого…

Брахма с четырьмя ликами

Все знают, что богов индуизма нередко изображают многорукими. А у бога Брахмы еще и четыре лика, которые смотрят на все четыре стороны света. Брахма — один из трех верховных богов индуизма, создатель мира, и это он задает миру законы и правила. К тому же это прекрасный символ страны — ведь Индия исторически считала себя расположенной в центре мира, откуда свысока глядит на всех.

И Нью-Дели отнюдь не собирается ни к кому присоединяться. Государство, рассчитывающее к середине столетия войти в число мировых сверхдержав, население которого вот-вот станет больше населения Поднебесной, чья экономика растет бурными темпами, это государство явно дает понять: колониальные времена давно позади и в будущем действовать Индия будет исходя лишь из своих представлений о необходимости.

«У Индии нет постоянных друзей или постоянных врагов — у Индии есть только постоянные интересы»,— эта фраза знаменитой женщины-премьера Индиры Ганди (парафраз знаменитой британской максимы XIX столетия) была сказана еще в 1970-е, но прекрасно и поныне характеризует ее политику. Как в отношении США, так и в отношении России: в сторону каждой из этих стран смотрит своя голова бога Брахмы. Конкретика прилагается.

— Комплексное соглашение о приобретении русских зенитных ракет С-400 — взвешенное и хорошо рассчитанное решение,— сказал «Огоньку» источник, близкий к индийскому МИДу. И объяснил это весьма парадоксально. — Индия чувствует, что у нее сложились хорошие отношения с США. Эти отношения достаточно хороши, чтобы США готовы были признать, что Индии нужны С-400.

То есть Индии позволено то, что США не позволяют другим партнерам? В Нью-Дели хотят в это верить.

Известный политолог, вице-президент базирующегося в столице Индии исследовательского фонда Observer Нандан Унникришнан объясняет: «Нужно понимать, что

если Вашингтон введет санкции против Индии из-за приобретения русских ракет, то все три страны — не только Индия и Россия, но и США — окажутся в проигрыше. Индия рассчитывает, что это понимают и в Вашингтоне. Не нужно быть Эйнштейном, чтобы понять: Индия проанализировала все возможные сценарии».

В общем, у индийского бога Брахмы есть все резоны и дальше смотреть на все стороны света, не выделяя ни одну из них. В самом деле, какими бы демонстративными ни казались жесты, которые адресуют друг другу Вашингтон и Нью-Дели, ссориться они не собираются. Эти страны нужны друг другу, причем вдолгую: Соединенные Штаты явно рассматривают Индию как противовес Китаю. К тому же американские компании весьма привлекает огромный индийский рынок — в том числе и оборонный.

Вот цифры. В этом году американское Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности (Defense Security and Cooperation Agency) подсчитало, что с 2010 по 2017 год американцы поставили индийцам вооружений и оборонной продукции на 7,93 млрд долларов. Это много больше, чем за 60 предыдущих лет: с 1950 года по 2009 год эта цифра составила всего 1,45 млрд. Впечатление производит простой перечень: Индия получила военно-транспортные самолеты C-130J Hercules, транспортные самолеты C-17 Globemaster III, транспортные вертолеты CH-47F Chinook, ударные вертолеты AH-64D Apache, самолеты морской разведки P-8I.

Торговый оборот между США и Индией в 2017 году составил свыше 74 млрд долларов (для сравнения: с Россией в том же году — около 10 млрд, страны планируют увеличить его к 2025 году до 30 млрд долларов). «Мы дружили с СССР и дружим с Россией, но делать карьеру или бизнес охотнее едем в США» — так сказал мне однажды местный журналист, и это видится лучшим комментарием к этим цифрам. К слову, в США проживает огромная индийская община — более 5 млн человек, по разным оценкам.

И Нью-Дели вряд ли будет ставить на карту все это из-за — пусть самых лучших! — зенитно-ракетных систем из РФ. Но при этом явно рассчитывает, что и США, в свою очередь, не захотят рисковать двусторонними связями и смирятся (в той или иной форме) с С-400. При этом Вашингтону дали понять, что Индия не готова разорвать тесные связи с Россией, особенно в области обороны, в обмен на наказание Москвы за «провинности», которые индийцев никак не касаются.

«Цель Индии — стать тем полем, на котором активно действуют и США, и Россия — на благо Индии»,— растолковал «Огоньку» дипломатический источник.

Харихара — соединение разного

Пожалуй, самым необычным божеством Индии можно назвать Харихару — оно составлено из двух половинок двух отдельных верховных богов Индуизма, Вишну и Шивы. Два весьма разных по характеру и образам божества слиты в одно. Признаться, после нескольких лет работы в Индии, я не раз ловил себя на мысли, что единый кумир, созданный из двух совсем разных, наиболее точно отражает многие черты этой огромной страны.

Это касается и политики, например, отношения к санкциям, которые ввел Вашингтон против России и готовится ввести против Ирана. Это отношение Индии к санкциям тоже словно склеено из двух половинок. «Индия готова соблюдать только те санкции, которые одобрены ООН. И это Нью-Дели не раз повторял Вашингтону»,— подчеркивает Нандан Унникришнан.

И тут же добавляет, что, «конечно, при этом необходимо учитывать экономическое влияние Вашингтона, его финансовый потенциал. К тому же США — важный экономический партнер Индии».

Другими словами, если на политическом уровне Нью-Дели однозначно выступает против односторонних санкций, то на уровне банков, компаний, корпораций, в том числе и государственных, все не так просто. Многие представители индийского бизнеса боятся попасть в санкционный список США и стараются не иметь дело с теми, кто уже есть в этом «черном списке».

Эта проблема уже сказалась на расчетах за российское оружие, поставленное в Индию: начались задержки выплат, банки с осторожностью относятся к платежам в адрес предприятий российского ВПК. В кулуарах недавнего саммита в Нью-Дели вице-премьер РФ Юрий Борисов сообщил ТАСС, что Россия и Индия уже нашли пути урегулирования проблемы, связанной с задержкой платежей по оружейным контрактам. Однако можно ожидать, что проблемы такого рода будут повторяться.

Причем касается это не только России. Еще одна проблема – Иран, точнее иранская нефть. Весной президент США Дональд Трамп заявил, что выходит из Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 года (этот план ограничивал ядерные разработки Тегерана в обмен на отмену тогдашних санкций СБ ООН и других мер, введенных США и ЕС). Трамп объявил о возобновлении строгих санкций с 4 ноября и призвал (даже потребовал) от союзников отказаться от иранской нефти.

Индия была крайне недовольна. Мало того что еще летом Иран вышел на второе место среди поставщиков нефти в Индию после Ирака, оттеснив Саудовскую Аравию. Так еще и многие нефтеперерабатывающие заводы на западе Индии настроены на иранскую сырую нефть. Чтобы повторно настроить такой завод на работу с другой нефтью, нужно и время, и средства. При этом Тегеран предлагает невысокие цены и длинный период выплат по нефтяным кредитам. Более того, Иран даже готов привозить нефть в Индию своими танкерами, после того как индийские компании-перевозчики отказались это делать, опасаясь попасть под американские санкции.

Теперь Нью-Дели ищет пути обхода этих санкций и, как сообщают индийские источники, опирается в этом на европейцев, тоже недовольных Вашингтоном. Добавьте сюда пошлины на индийские сталь и алюминий (25% и 10%), введенные США, и станет понятно, что в Нью-Дели есть определенная усталость от Трампа.

«Он непредсказуем. Вспомните, как в прошлом году тогдашний госсекретарь США Рекс Тиллерсон убеждал Индию отозвать посольство из КНДР. А теперь Трамп сам начал диалог с Кимом. И в каком дурацком положении оказалась бы сегодня Индия, если бы тогда поддалась на призывы Вашингтона?» — сказал «Огоньку» индийский политолог Бхану Пракаш.

А вот источник, близкий к МИД Индии, наоборот, доволен главой Белого дома: «Все проблемы, о которых вы говорите, решаемые. Но Трамп занял жесткую позицию по отношению к Пакистану». (Вашингтон обвиняет Пакистан в поддержке радикалов в Афганистане, а в начале 2018 года Трамп даже написал в «Твиттере», что от Пакистана исходят «только ложь и обман»). «Индия приветствует это!»

В общем, склеенная из противоречий Харихара индийской политики уверенно идет вперед, и противоречия ее не смущают. Главное — верное направление.

20 аватар Вишну

Сенсацией саммита в Нью-Дели стало подписание соглашения о поставках в Индию зенитно-ракетных комплексов С-400. Менее заметной для российских СМИ прошла еще одна новость: президент РФ пригласил премьер-министра Индии Нарендру Моди посетить Восточный экономический форум в сентябре 2019 года в качестве главного гостя.

А вот индийские журналисты это сообщение как раз обсуждали активно. Объяснение простое: весной 2019-го в Индии должны пройти парламентские выборы, и Нарендра Моди, строго говоря, к сентябрю может уже и не быть премьером. Хотя весьма вероятно, что его переизберут. Как бы то ни было, многие в Индии восприняли это приглашение как знак: Кремль в благодарность заявил о поддержке Моди на выборах. Возможно, приглашение президента России и было простой вежливостью, но стоит учитывать, что Индия уже начинает жить предстоящим голосованием.

Именно этим многие обозреватели здесь склонны объяснять поведение индийского премьера. Мол, за несколько месяцев до выборов Моди не мог «дать слабину» под давлением американцев в вопросе об С-400 и должен был особо подчеркнуть готовность защищать индийские интересы. Но при этом ему важно не рассориться с Вашингтоном, поэтому он сказал много хороших слов о развитии индийско-американской дружбы.

Теперь же, как полагают многие, индийский премьер будет избирать свой образ в зависимости от обстоятельств. Как индусский бог Вишну, который являет себя людям двумя десятками аватар: то в виде грозного Парашурамы с топором, способного снести головы сотням воинов, то царя Притху, превратившего землю в прекрасный сад, а то и философа Капилы.

Только в отношении России его образ пока неизменен: Моди постоянно подчеркивает старые и глубокие дружеские связи Нью-Дели и Москвы.

Как указывают многие собеседники «Огонька», с Россией индийцам действительно проще иметь дело. Правила игры, на которых основаны двусторонние отношения, были заложены еще в советские времена, когда все решалось централизованно. Конечно, сейчас времена изменились, и частные компании предпочитают действовать самостоятельно. Но многие черты в двусторонних отношениях остались.

«Индийцы очень непростые партнеры. Западные компании с трудом воспринимают индийскую привычку на ходу менять правила игры, заявлять все новые условия. На Западе частным компаниями указывать не принято. А в России всегда есть кто-то на разных уровнях, кто может дать соответствующее поручение, и работа с индийцами продолжится»,— так сказал один из собеседников.

Однако дело, конечно, не только в удобствах для реализации важных оборонных или межгосударственных контрактов. «Россия и Индия действительно нашли друг друга. С Москвой у Нью-Дели нет принципиальных разногласий. Россия не ставит экономические или политические отношения в зависимость от идеологии, не требует присоединяться к каким-то санкциям. В наших отношениях есть проблемные вопросы, но они решаются»,— сказал «Огоньку» обозреватель Пракаш.

К тому же отношения двух стран действительно имеют большую историю — к ним успели привыкнуть, кажется, не только индийцы, но и их боги. Даже в оборонной области — первое оружие из СССР стало поступать на вооружение Индии еще в начале 1960-х, а советская техника, в частности истребители МиГ-21, до сих пор стоят на вооружении ВВС страны. Вместе с новыми уже российскими Су-30МКИ.

Что же касается возможных американских санкций, то один из экспертов, близкий к индийскому ВПК, дал понять на условиях анонимности, что все решит форма. Если под них попадет некая специальная структура, ответственная за контракт по C-400, это неприятно, но, в общем, переживаемо. Главное для Индии, чтобы санкции не затронули частный сектор, поскольку основной оборот товаров и услуг с США идет через него. Впрочем, это же главное и для Трампа, который, как не раз говорил, вводит санкции, чтобы экономически усилить Америку.

Уже сам этот — как нетрудно заметить, весьма гибкий — подход наводит на мысль, что индийские боги подскажут своей стране и, возможно, правительству, каким из лиц следует обернуться к какой части света в эпоху санкций.

Евгений Пахомов, собкорр ТАСС в Нью-Дели — для «Огонька»

Вишну — самый многоликий бог Индии

Индуизм – древняя, сложная и многогранная религия, в которой выделяется несколько направлений. Одно из них называется вишнуизмом, поскольку во главе культа стоит Вишну, могущественный бог, хранитель вечного порядка и принципов мироздания. Он предстаёт перед нами как один и верховной триады богов (Тримурти). 

Непосредственно с Вишну связаны герои индийского эпоса Кришна и Рама, которые не просто персонажи мифов, а воплощения этого бога. Кроме того, Вишну символизирует созидающую энергию, которая приводит в порядок космические силы. Что рассказывают мифы о нём? Каков нрав Вишну? В чём причины его популярности в современной Индии?

Вишну – хранитель мировой гармонии

Вишну и его символы

Как я заметила в начале рассказа о Вишну, он входит в триаду верховных богов-творцов, а его “коллегами” являются Брахма и Шива. Нередко мифы описывают некое соперничество между великими божествами (чаще всего между Вишну и Шивой), однако оно неизменно завершается перемирием. Конечно, страшно представить, что произошло бы в мире, если бы настолько могущественные боги вдруг оказались врагами. 

На мой взгляд, предания о соревнованиях между главными богами пантеона указывают на важность направлений индуизма. Не секрет, что вайшнаиты (или вишнуиты) – приверженцы монотеистической религии, что признаёт лишь одного верховного бога – Вишну.

Портрет Вишну, как и многих других индуистских богов, полон скрытых символов. У него есть четыре руки, что отражают гармонию между умом, самовосприятием, сознанием и интеллектом.  

Четыре направления олицетворяют различные физические и духовные аспекты человеческой личности. Вишну одним своим обликом призывает к самосовершенствованию и равновесию всех составляющих. 

Наиболее распространены два изображения бога. На одних Вишну восседает на лотосе. Этот цветок – символ чистоты, духовного развития, светлых помыслов и намерений. Но чаще всего бог изображён в полёте на своём “ездовом” орле, покровителе птиц Гаруде. 

Я советую вам также присмотреться к тому, что держит в руках этот бог. Обычно это диск, ракушка, булава, лотос. Значение последнего символа нам уже известно, а вот булава является воплощением силы, диск – мудрости, раковина – первозданной энергии.

Рядом с Вишну всегда находится его любимая жена Лакшми

Аватары великого бога

О рождении Вишну рассказывает множество преданий. Его особенность – смена обличий (аватаров), перерождение и новое появление. Наиболее известные легенды связаны с богами-героями Рамой и Кришной. 

Когда на земле стали властвовать грешники, что стремились утопить мир во лжи и пороках, в мир был послан Вишну, рождённый в облике Кришны. Ребёнок, являвшийся божеством, появился на свет в царской семье. Её глава ненавидел детей сестры, стремился погубить всех их. 

Чтобы Кришна избежал гибели, его отдали в семью пастуха, где мальчик и воспитывался. В единстве с природой Кришна вырос сильным и благородным юношей. Он узнал о своей истории и отомстил дяде, свергнув его с престола. Место правителя занял Уграсен. Знатные династии стали служить царю и исповедовать учения Кришны. 

Интересно, что сам герой предпочёл скромную должность возничего. Очень ярким является эпизод преданий, где кришна воодушевляет воинов перед боем. Его речь становится залогом успеха в бою, тем самым он спасает своих друзей от гибели.

Как ни странно, но гибель Кришны может показаться нелепой. Он пал от стрелы охотника, что принял его в лесной чаще за зверя. Казалось бы, это не слишком почётный финал жизни для героя и аватара бога, но здесь я вижу скрытый смысл. Бог Вишну знает, что всему в мире отведен свой срок, он не вмешивается в космический порядок, не пытается стать выше него.  

По сути, он в своих воплощениях равен людям, хотя неизменно несёт добро и свет. Несмотря на трагическую гибель, учение Кришны помогает найти путь к бессмертию души, познать истину и пребывать в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Вишну – бог-защитник и множество его образов

Воплощений Вишну великое множество, а порой он может одновременно принимать облик нескольких аватаров. Бог превращается как в людей, так и животных. Например, один из его обликом – рыба Матсья, которой Вишну стал во время потопа. 

Также бог принимал внешний вид черепахи Курмы, что своим панцирем создала гору Манадру. Нередко Вишну приходится принимать обличье аватара для борьбы с демонами и их соратниками. После того, как тёмный злой Нарасинха стал властвовать в небесном и земном мирах, сея смерть и жестокость, Вишну превратился в получеловека-полульва, что уничтожил демона.

Сегодня в Индии существует много самых разных храмов Вишну – от огромных и величественных городских сооружений до скромных домиков в сельской местности. Во многих жилищах имеются изображения верховного бога и его воплощений. Вишну считается защитником и помощником человечества, он несёт добро и благополучие людям, что поклоняются ему. 

Одна из самых знаменитых индийских мантр – “Харе Кришна”, которую знают даже те, кто далёк от мировоззрения вишнуизма. Индийцы считают, что эта молитвенная песня очищает карму, привлекает счастье и удачу в жизнь человека, отпугивает бедствия и зло.

Вишну и его помощник, бог птиц Гаруда

В чём же секрет такого почитания Вишну? Индийцы называют его могущественным богом, который дарит благополучие, исполняет желания, помогает человеку бороться с трудностями. На мой взгляд, это – только часть трактовки образа божества. Не стоит забывать, что Вишну во все времена стремился находиться среди людей. Он – бог, что хочет не подавлять, а становиться равным человеку. Вероятно, именно в этом его секрет.

Убеждения о Боге в Индии

Почти все индийцы верят в Бога, причем большинство из них абсолютно уверены в этой вере. Но природа божеств, в которых верят индийцы, различается. В то время как большинство индусов (61%) и джайнов (54%) говорят, что существует «только один Бог со многими проявлениями», большинство мусульман (66%), христиан (68%) и сикхов (57%) говорят, что существует «только один Бог.» Между тем, целая треть буддистов вообще не верят в Бога.

Многие индийцы, особенно индусы, верят, что Бог может проявляться в людях, в том числе в людях из низших каст. Гораздо меньше людей верят, что Бог может проявляться в людях, которые совершили в своей жизни плохие поступки.

Когда индусы получают возможность выбрать наиболее близкое им божество, они чаще всего выбирают Шиву (44%), которого часто называют богом разрушения. Примерно такие же доли индусов ощущают близость к Шиве, независимо от того, верят ли они, что есть только один Бог (42%), есть один Бог со многими проявлениями (46%) или есть много богов (46%).

В целом индийцы, у которых в прошлом году были финансовые трудности (т. е. у которых были проблемы с оплатой еды, медицинского обслуживания или жилья), похожи на других индийцев в том, как они взаимодействуют с Богом и верят в него, даже когда действия или убеждения коснуться финансовых вопросов. Например, индийцы, которые столкнулись с финансовыми трудностями, с такой же вероятностью когда-либо будут просить Бога о процветании (9).4%), так как они просят здоровья (93%) или прощения (92%) — и эти доли почти одинаковы для тех, кто не сталкивался с финансовыми трудностями. Индусы, которые столкнулись с финансовыми трудностями, так же, как и другие индусы, чувствуют близость с Лакшми, богиней богатства, удачи и успеха (28% против 27%).

Почти все индийцы верят в Бога

Вера в Бога почти универсальна в Индии (97%), и примерно восемь из десяти индийцев (79%) говорят, что верят в Бога с абсолютной уверенностью. Большинство среди всех основных религиозных групп верят в Бога. Однако треть буддистов делать не вообще верят в Бога, и менее половины буддистов верят с абсолютной уверенностью (43%).

В то время как доли индийских мужчин и женщин верят в Бога с абсолютной уверенностью примерно одинаковые (78% и 80% соответственно), мужчины-мусульмане несколько чаще, чем женщины-мусульманки, верят с уверенностью (81% против 76%).

Индусы в различных регионах Индии верят в Бога примерно с одинаковой скоростью. Но мусульмане на Востоке с меньшей вероятностью, чем мусульмане в других местах, верят в Бога с полной уверенностью (67% против 79%).% по стране).

Как и во многих других аспектах религиозной веры, индусы, которые положительно относятся к партии Бхаратия Джаната (БДП), кажутся несколько более набожными по этому показателю: в Бога с абсолютной уверенностью (81% против 74%).

Но, в отличие от большинства других религиозных верований, индийцы из каст общей категории в этом отношении немного более религиозны. Общая категория Индийцы немного чаще, чем индийцы из низших каст, уверенно верят в Бога (82% против 78%), особенно среди христиан (85% против 76%).

Немногие индийцы верят, что «есть много богов»

Хотя в Индии вера в Бога распространена почти повсеместно, виды богов, в которых верят индийцы, различаются. Большинство или множество мусульман (66%), христиан (68%), сикхов (57%) и буддистов (39%) говорят, что «есть только один Бог». Напротив, большинство индуистов (61%) и джайнов (54%) говорят, что существует «только один Бог со многими проявлениями».

Во всех основных религиозных общинах Индии гораздо меньшее число людей верят в то, что «есть много богов», в том числе всего 7% индусов, выбравших этот вариант из трех возможных ответов.

В большинстве регионов не менее половины индусов верят в единого Бога со многими проявлениями, но на северо-востоке большинство индусов верят только в одного Бога (56%). А индусы на юге несколько чаще, чем в других регионах, говорят, что богов много (18% против 7% по стране).

Точно так же южные мусульмане (10%) и христиане (8%) чаще, чем мусульмане и христиане в других частях Индии, говорят, что богов много.

Многие индусы чувствуют себя ближе к Шиве

В ходе опроса индусов, сикхов, буддистов и джайнов, которые говорят, что верят в Бога, к какому богу они чувствуют себя ближе всего, были опрошены, пытаясь измерить концепцию ишта девата («личный бог»). Респондентам показывали 15 изображений богов на карточке в качестве возможных вариантов (хотя они могли назвать и других божеств), и они могли выбрать до трех богов. 23

Индусы чаще всего чувствуют себя ближе к Шиве (44%). В индуистских храмах Шива представлен как в своей мужской форме, так и в виде символа, известного как лингам. В индуистской философии роль Шивы в разрушении не обязательно имеет негативный оттенок. На самом деле разрушение считается центральным элементом созидания, поскольку оно может проложить путь к благотворным изменениям.

Кроме того, примерно треть индусов чувствуют близость к Хануману (35%), богу, символизирующему силу и верность, или Ганеше (32%), устранителю препятствий, которого особенно почитают перед началом новых проектов. Среди джайнов наиболее популярными ответами являются Лакшми (20%) и Ганеша (17%), хотя шесть из десяти джайнов (59%) говорят, что есть «еще один бог», не названный опросом, к которому они чувствуют себя ближе всего.

Среди сикхов и буддистов ни одного бога не выбирают более чем каждый десятый респондент (хотя примерно трое из десяти в каждой группе выбирают вариант «другого бога»). Дополнительные 29% сикхов отказываются отвечать на вопрос, а треть буддистов не верят в Бога и поэтому не получили этот вопрос.

В то время как Шива является наиболее распространенным божеством, которое индусы считают близким на национальном уровне, значительно меньшая доля индусов на западе Индии ощущают эту связь (30%). Вместо этого на Западе наиболее распространенным божеством, к которому индуисты чувствуют близость, является Ганеша (46%).

На Северо-Востоке 46% индусов говорят, что чувствуют себя ближе всего к Кришне, которого часто изображают любовником и шутником, чей диалог с принцем во время битвы является основой для Бхагавад-гиты. Кришна более популярен на северо-востоке, чем в любом другом регионе. И Хануман, и Господь Рам, бог рыцарства и добродетели и герой эпоса Рамаяна, находят далеко меньше родства среди индусов на северо-востоке, чем в других местах.

Заметная доля индусов на Юге чувствует себя близко к нескольким божествам, у которых почти нет индуистских последователей в других частях страны: Муруган (14% южных индусов), Айяппа (13%) и Минакши (7%).

Индуистские мужчины гораздо чаще, чем индуистские женщины, чувствуют близость с Хануманом (41% против 29%). Между тем, индуистские женщины чаще, чем мужчины, говорят, что они ближе всего к богине Лакшми (33% против 22%).

Многие индийцы верят, что Бог может проявляться в других людях

Большинство индийцев говорят, что Бог может проявляться в природе, такой как горы, реки и деревья (69%). Кроме того, большинство говорит, что Бог может проявляться в животных (62%), и столько же говорят, что Бог может проявляться в людях. Индусы гораздо чаще, чем представители других религиозных общин, верят, что каждое из этих проявлений возможно.

Около трех четвертей индусов говорят, что Бог может проявляться в природе (76%) — наиболее распространенное проявление, по мнению индусов, возможно. Напротив, мусульмане и христиане более склонны верить, что Бог может быть проявлен в людях (44% и 46% соответственно), чем в природе или животных.

Индийцы, которые положительно относятся к БДП, значительно чаще, чем индийцы, которые не одобряют правящую партию, думают, что Бог может проявляться любым из этих способов. Например, в то время как две трети сторонников БДП говорят, что Бог может проявляться в животных, примерно половина противников БДП (52%) разделяют это убеждение.

Верования индейцев в то, как Бог может быть проявлен, связаны с тем, где они живут. Городские индийцы реже, чем сельские, говорят, что Бог может проявляться в природе, животных и людях. А южные индийцы реже всего говорят, что Бог может проявляться в людях.

Половина индийцев верят, что Бог может проявляться в людях низшей касты

Респондентов опроса, которые сказали, что Бог может проявляться в людях, затем спросили, может ли Бог проявляться в людях, принадлежащих к низшей касте, или, отдельно, кто сделали плохие вещи в своей жизни. Чуть более половины индусов говорят, что Бог может проявляться в людях, принадлежащих к низшей касте (53%). Меньше людей говорят, что Бог может быть проявлен в людях, которые сделали плохие вещи в своей жизни (30%).

Люди, принадлежащие к зарегистрированным кастам и племенам и другим низшим кастам, чаще, чем представители каст общей категории, говорят, что Бог может быть проявлен в человеке, принадлежащем к низшей касте (56% против 48%). Но существенных различий в ответах по кастам на то, может ли Бог проявляться в людях, совершивших плохие дела, нет.

Индусы чаще, чем члены других религиозных групп, говорят, что Бог может проявляться в людях из низших каст и в людях, совершивших плохие поступки, отчасти потому, что индусы более склонны, чем представители других религиозных общин, утверждать, что Бог может быть проявляется в людях вообще.

Индийцы почти повсеместно просят у Бога крепкого здоровья, процветания и прощения

Индийцев, которые выражают веру в Бога, также спрашивали, просят ли они когда-нибудь Бога дать им или их семьям несколько вещей: крепкое здоровье, процветание и прощение. По крайней мере, девять из десяти индийцев просят Бога за каждого. Буддисты реже всего когда-либо просят Бога об этих вещах, но во многом это связано с тем, что треть буддистов говорят, что не верят в Бога; подавляющее большинство буддистов, которые верят в Бога, просят у Бога здоровья, процветания и прощения.

Взрослые индийцы, которые говорят, что религия очень важна в их жизни, чаще, чем другие, просят Бога о хорошем здоровье (93% против 85%), с аналогичными моделями просьб о процветании или прощении. Однако среди христиан те, кто считает религию очень важной, немного на меньше, чем другие христиане, на вероятность просить у Бога здоровья (92% против 96%).

Подавляющее большинство индийцев, столкнувшихся с финансовыми трудностями в прошлом году, говорят, что просят Бога о процветании (94%), а также крепкое здоровье (93%) и прощение (92%). Но индийцы, которые недавно столкнулись с финансовыми трудностями, лишь немногим чаще, чем другие индийцы, просят Бога о каждой из этих вещей, включая процветание (94% и 92% соответственно).

В то время как индийцы с разным уровнем образования также с одинаковой вероятностью просят у Бога здоровья, процветания и прощения, христиане с высшим образованием несколько более склонны, чем другие христиане, когда-либо просить у Бога прощения (98% против 90%), эта же закономерность наблюдается и среди сикхов (95% против 86%).

Многоликий бог в разных религиях мира

Чего не могли вообразить боги! Но самыми главными обычно были два качества: бессмертие и безграничные возможности. В одной из их древних религий, возникшей на Земле, индуизме, и появился многоликий бог. Сначала он был один — творец всего сущего Брахма. Затем к нему присоединились Вишну и Шива, образовав божественную триаду. На изображении выше все боги верхнего пантеона изображены с женами (слева направо): Сарасвати, Лакшми и Парвати.

Каким был Брахма

Вообще индийские дела понимаются довольно тяжело, потому что в Индии думают не так, как в Европе. Все категории разные. Но не будем вдаваться в них, а попробуем взглянуть на верховное божество — на Брахму. По иронии судьбы, он отнюдь не самый почитаемый. В Индии мало храмов, посвященных Брахме, мало кто поклоняется ему. Даже для индийцев это совершенно непонятно. Им интересны, пожалуй, только люди из касты брахманов. Они чтут и знают его.

Чем занят Брахма?

Брахма, многоликий бог, возглавляет Тримурти, триаду божеств, двумя другими из которых являются Шива и Вишну. О Браме не рассказывают сказок и легенд, поэтому простому сердцу трудно любить. Он — понятие абстрактное, непонятное простодушному неграмотному индийцу. Брахма, многоликий бог, находится где-то в неведомых далях и всегда во сне. И это хорошо. Потому что когда-то он создал мир как единое целое, а потом взял и разбил свое творение на мельчайшие кусочки, и мы получили тот мир, который имеем сейчас. Он создал множественность из единства. И все индийские мудрецы, практикующие тапаз, стремятся слиться с целостным абсолютом. Брахму сложно представить, но все же в индийской иконографии он показан так, как показано на картине с изображением Тримурти. У него четыре лица. Однажды он влюбился в женщину и хотел видеть ее, где бы она ни была. Поэтому многоликий бог имеет четыре лика, чтобы наблюдать за своей избранницей во всех уголках мира.

Вишну Хранитель

Здесь Вишну — бог, у которого понятная всем биография. А для чего это нужно, всем понятно. Он должен охранять мир, созданный Брахмой. От кого он охраняет? Конечно, от демонов. Но он преодолел их и спокойно живет в поднебесной дали, в своем царстве. Там течет Ганг, но не земной, а небесный, есть пять озер, в которых растут лотосы, и возвышаются золотые сияющие чертоги. Вишну восседает на белоснежном лотосе, который помещен на золотом троне.

У его ног всегда покорно восседает жена — прекрасная, вечно юная Лакшми. Это символ материнства, богатства и красоты. Вообще, темнокожие Вишну и Лакшми — пример гармонии в семье для всех индийцев. Куда бы ни пошел Вишну, даже если он спустится на землю, Лакшми всегда будет его верным спутником.

Вишну не другой человек. Это видно на его изображении с женой.

Деяния Вишну на земле

Вишну спускался на землю девять раз, чтобы победить зло. Первый раз это было до потопа. Он превратился в рыбу и спас благочестивого человека, от которого потом произошел человеческий род.

Во второй раз он принял облик черепахи и помог богам с помощью асуров (демонов) добыть из океана напиток бессмертия. Затем из лона вод появилась ослепительно красивая Лакшми, которую Вишну взял себе в жены. Но бесы завладели напитком бессмертия. Затем Вишну превратился в девушку невиданной красоты, которой предстояло определить, кто из демонов первым выпьет эту жидкость. И, получив с ней сосуд, Вишну бесследно исчез. Он вернулся к богам. Обманутые демоны бросились в бой, но тысячами гибли, а боги, обретшие бессмертие, побеждали. Не раз Вишну спускался на землю, но последнее, десятое, его пришествие должно разрушить царство зла на земле, и тогда все будут жить счастливо.

Тройное Божество

Божественная триада, как считал Карл Юнг, является архетипом в истории религии. Число «три» имеет долгую историю мифических ассоциаций.

В классической древности ярким примером является Афродита, которая представлялась в образе Урании (небесной) и Пандемоса (общенародной). А также музы (Аониды — песня, Мелета — практика, Мнемосин — память). Это очень древнее, оригинальное представление. Позже их стало девять.

В римский период богиня Луны ассоциировалась у древних с Луной, изливающей свет в небе, с Дианой, безупречной на земле, и Гекатой или Прозерпиной, которые ассоциировались с колдовством и попадали в Ад.

В Капитолийский период римская триада состояла из Юпитера, Юноны и Минервы, которая представляла собой могущественную семью.

Судьба в греко-римской мифологии представлена ​​тремя Мойрами: Клото, Лахезис и Антропос.

В норвежской мифологии богиня-мать появлялась в трех образах: Фрейя, Фригг и Скади.

Примеров еще много, но мы закончим двумя последними из славянской и греческой мифологии. Бог Триглав в Словении, Сербии и Хорватии изображался в виде трехголового человека или в виде человека с тремя козлиными головами. В христианский период все его изображения были уничтожены. Это было трехликое божество. Как и триколор Гекаты, изображение которого сохранилось до наших дней. Судя по всему, это был один из ее древнейших культов.

Ну и самый последний уже не бог, а всем известное мифическое существо — чудовищный пес Цербер, которого изображали с тремя головами и охранял Аид.

Римское божество

Бог Янус одно из древнейших римских божеств, предшествовавшее появлению в пантеоне греческих богов. Его изображали с двумя лицами. Один из них был молодой, другой — старый. Или одно из лиц было мужским, а второе женским. Его храм был построен на площади в центре древнего Рима, а внутри сооружения стояла статуя Януса из бронзы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts