Молитва что это такое: Молитва — что это? Виды молитв и значение молитвы в православии

Разное

Молитва

  • Раздел «О молитве»
  • Раздел «Молит­во­слов»
  • Вни­ма­ние к молитве
  • Почему Бог не всегда испол­няет наши молитвы?
  • Как пре­успеть в молитве
  • Как же Хри­стос гово­рил: «А молясь, не гово­рите лиш­него…»?
  • Беседа о молитве свящ. Вадим Кор­жев­ский
  • Аудио о молитве
  • Видео о молитве

Моли́тва – обра­ще­ние чело­века к Богу или к Его святым (Бого­ро­дице, анге­лам, душам пра­вед­ни­ков) как к нашим хода­таям перед Богом, с целью пока­я­ния, хвалы, испра­ши­ва­ния мило­стей или бла­го­да­ре­ния.

Пре­по­доб­ный Силуан Афон­ский гово­рил, что лишь с помо­щью молитвы можно достиг­нуть испол­не­ния запо­ве­дей Божиих, так как «чело­век сам бес­си­лен их испол­нить».

В основе хри­сти­ан­ства лежит не просто сумма знаний, но живой опыт обще­ния с Богом. Молитва уста­нав­ли­вает именно эти отно­ше­ния. Поэтому не моля­ще­гося хри­сти­а­нина невоз­можно себе пред­ста­вить. Не уме­ю­щий или неже­ла­ю­щий молиться чело­век в каком-то смысле атеист. Бог, конечно, есть, но не для него; ведь у него нет с Ним ника­кой связи… Веру­ю­щий чело­век – это чело­век моля­щийся!

Молит­вой мы не Бога при­бли­жаем к Себе, а себя к Богу. Бог всегда рядом. Свя­щен­но­му­че­ник Дио­ни­сий Аре­о­па­гит исполь­зо­вал для иллю­стра­ции этого такой образ: как бы нахо­дясь в корабле, схва­тив­шись за канаты, при­креп­лен­ные к скале и про­тя­ну­тые нам, чтобы мы при­ча­лили, мы бы при­тя­ги­вали к себе не скалу, а самих себя и корабль – к скале.

Молитва есть воз­но­ше­ние ума и сердца к Богу, это духов­ная пища, необ­хо­ди­мая душе как воздух телу. Молитвы не вычи­ты­вают, а творят или совер­шают.

Виды молитвы

Молитвы про­си­тель­ные, – когда просим у Бога помощи. Пока­ян­ные, когда сделав худое дело, просим про­ще­ния. Бла­го­дар­ствен­ные, когда бла­го­да­рим и про­слав­ляем Бога.

Один старец гово­рил, что один раз про­из­не­сён­ное «Слава Тебе, Боже» стоит десяти «Гос­поди, поми­луй».  

Сту­пени молитвы

Раз­ли­чают три сту­пени в каче­стве молитвы — устную, ума и сер­деч­ную, между кото­рыми есть, конечно, много про­ме­жу­точ­ных поло­же­ний.

Первая сту­пень — молитва устная, когда хри­сти­а­нин, говоря слова молитвы, не может еще спра­виться с рас­се­ян­но­стью мысли.

Вторая сту­пень — когда разум обла­дает уже спо­соб­но­стью к сосре­до­то­чен­но­сти и вполне улав­ли­вает смысл про­из­но­си­мых молит­во­сло­вий. Умная молитва не обя­за­тельно про­из­но­сится про себя.

Тре­тьей сту­пе­нью явля­ется молитва сер­деч­ная — когда мы про­из­но­сим молитву языком, и пони­маем ее умом, и чув­ствуем серд­цем.

Молитва и жертва

Самая силь­ная молитва — та, кото­рая сопря­жена с личным подви­гом моля­ще­гося. Есть древ­няя тра­ди­ция соче­тать сугу­бые молит­вен­ные про­ше­ния с постом, пешим палом­ни­че­ством, мило­сты­ней. Иначе мы просим у Бога чуда, а сами не хотим и мини­маль­ную жертву при­не­сти в под­твер­жде­ние важ­но­сти нашей просьбы.

Пре­по­доб­ный Паисий Афон­ский рас­ска­зы­вал:
Отец девочки, тяжело боль­ной раком, пришел на Святую Гору к старцу и попро­сил молитв о своей дочке. Отец принес с собой и неко­то­рые вещи ребенка, чтобы батюшка пере­кре­стил их.

Старец сказал несчаст­ному:
– Я буду молиться, но и ты, как отец, должен при­не­сти какую-нибудь жертву, т.к. Бог сильно «подви­га­ется» от жерт­вен­ной любви.

Отец девочки спро­сил:
– Чем же пожерт­вую, батюшка?

Старец сказал:
– Пожерт­вуй какую-нибудь одну свою страсть.

Тот, имея слабое пред­став­ле­ние о духов­ной жизни, отве­тил:
– Нет у меня ника­кой стра­сти.

Тогда старец спро­сил:
– Сига­реты куришь?
– Да, – отве­тил отец девочки.
– Итак, брось курить, по любви к дочери, и Бог сде­лает её здо­ро­вой, – потре­бо­вал старец.

Тот немед­ленно бросил курить. Девочка начала посте­пенно поправ­ляться и совер­шенно выздо­ро­вела, что под­твер­дили и врачи.

Отец, однако, забыв­шись, нару­шил свое обе­ща­ние Богу и опять начал курить. Одно­вре­менно же у дочери его опять начал обна­ру­жи­ваться рак, и девочка снова пришла в преды­ду­щее тяже­лое состо­я­ние. И тогда отец её опять пришел к старцу.

Но старец с твёр­до­стью сказал ему:

– Если ты, будучи отцом, не имеешь любо­че­стия и не жерт­ву­ешь стра­стью, раз­ру­ша­ю­щей твое тело, ради жизни ребёнка, то и я не могу тебе помочь ни в чём.

Почему Бог не всегда испол­няет наши молитвы или медлит с их испол­не­нием?

• Потому, что часто люди живут без Бога, не испол­няют Его запо­ве­дей и взы­вают к Нему лишь с потре­би­тель­ской уста­нов­кой. Такую уста­новку можно назвать «молит­вен­ным взя­точ­ни­че­ством». В Свя­щен­ном Писа­нии читаем: «и чего ни попро­сим, полу­чим от Него, потому что соблю­даем запо­веди Его и делаем бла­го­угод­ное перед Ним» (1Ин.3:22).
По словам одного бого­слова «мы слиш­ком часто гово­рим о Его мол­ча­нии, но слиш­ком редко о нашей глу­хоте».

• Потому, что мы неми­ло­сердны. По словам свт. Иоанна Зла­то­уста «Что ты наде­ешься на то, что Бог даст тебе про­си­мое, если ты не дал своему ближ­нему?».

• Потому, что ещё не пришло время. Мы же не обла­даем все­ве­де­нием, как Бог, кото­рый абсо­лютно точно всегда знает что и когда нам тре­бу­ется для спа­се­ния.

• Потому, что хотим полу­чить без труда. Иногда моля­щи­еся бывают как дети, но не в смысле искрен­но­сти, к кото­рой при­зы­вал Хри­стос, а в тре­бо­ва­нии полу­чить про­си­мое немед­ленно и без труда. Есть пого­ворка: Молись так, как будто всё зави­сит только от Бога; дей­ствуй так, как будто всё зави­сит только от тебя. Гос­подь ждёт, когда и мы при­ло­жим соб­ствен­ные усилия для дости­же­ния про­си­мого. Он готов помочь нам, дать Свою бла­го­дать, а мы просим сде­лать за нас.

Пре­по­доб­ный Авва Доро­фей: «Если ты про­сишь семени для своего поля, то удобри прежде поле к при­ня­тию семени».

• Потому, что решаем за Бога каким обра­зом Он должен отве­тить на нашу просьбу. Мы счи­таем, что молитва должна испол­ниться опре­де­лён­ным обра­зом, но Бог всегда знает как лучше её испол­нить, ведь мы можем оши­баться, а Он нет. Напри­мер, просит чело­век вни­ма­ния в молитве, Бог авто­ма­ти­че­ски не лишает его помыс­лов, а при­во­дит в цер­ков­ную лавку к книге, кото­рая учит нерас­се­ян­ной молитве. Или мы просим о здра­вии тяжело боль­ного чело­века, а Бог не исце­лит его, но через болезнь или земную кон­чину при­ве­дёт к себе его близ­ких и спасёт и боль­ного по их молит­вам.

• Чтобы даро­вать нам ещё больше, воз­на­гра­див за тер­пе­ние (Ин.20:29). Чело­век раз­ви­ва­ется пре­одо­ле­вая труд­но­сти, в духов­ной жизни та же зако­но­мер­ность. Неко­то­рые подвиж­ники не молили Бога об избав­ле­нии от стра­стей, желая боль­ших венцов в Цар­ствии Небес­ном.

• Когда мы просим того, что не полезно. То, что мы хотим, не всегда на пользу. Бог желает каж­дому чело­веку веч­ного спа­се­ния и бла­жен­ства, а не сию­ми­нут­ного уте­ше­ния.

• Дли­тель­ность про­ше­ний испы­ты­вает сте­пень жела­ния. Неда­ром ска­зано: «Дол­го­тер­пите в молит­вах». Посмот­рим при­меры из Еван­ге­лия: рас­слаб­лен­ный ожидал исце­ле­ния у купальни 38 лет; сог­бен­ная жен­щина 18 лет, кро­во­то­чи­вая – 12 лет.

Нередко после усерд­ной молитвы чело­век думает: «Нужно ли мне это в дей­стви­тель­но­сти?» Моля­щийся дух ведь не только сту­чится в Небес­ные двери. Он еще и спус­ка­ется в глу­бины сердца. Мино­вав поверх­ност­ные слои, те места, где живут при­выч­ные жела­ния, чело­век сходит глубже, туда, где этих жела­ний может уже не ока­заться. Там могут ока­заться другие нужды и просьбы, более важные и не такие замет­ные на первый взгляд.

• В то же время можно ска­зать, что молитва нико­гда не бывает без­от­вет­ной. По словам прп. Иоанна Лествич­ника: «Долго пре­бы­вая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не при­об­рел. Ибо самое пре­бы­ва­ние в молитве есть уже при­об­ре­те­ние; и какое благо выше всего, при­леп­ляться ко Гос­поду и пре­бы­вать непре­станно в соеди­не­нии с Ним?»

Можно ли читать молитвы от жен­ского лица?

Молитва – не мантра, не закли­на­ние, а живое обра­ще­ние к Богу, святым или бес­плот­ным силам. Поэтому есте­ственно жен­щине обра­щаться в молитве от соб­ствен­ного имени.

Как научиться молитве?

Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спро­сить, а как Вы учи­тесь?

  • Тре­бу­ется изу­чать опыт тех, кто пре­успел в молитве. Суще­ствует много книг об этом. См. книги о молитве.
  • Необ­хо­димо посе­щать цер­ков­ные бого­слу­же­ния, где всё при­спо­соб­лено для кон­цен­тра­ции на молитве.
  • Важна регу­ляр­ная личная молитва.

Точно так же, как спортс­мен должен застав­лять себя тру­диться во время тре­ни­ро­вок, хри­сти­а­нин при­ла­гает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется.

Молитва — это то, что вызы­вает есте­ствен­ный бунт пад­шего чело­ве­че­ского есте­ства.

С одной сто­роны, молитва – это дар Божий. Но дар молитвы дается моля­ще­муся. Когда чело­век понуж­дает себя к посто­ян­ной, еже­днев­ной молитве, тогда, в конце концов, при­об­ре­тает и навык и бла­го­дать, укреп­ля­ю­щую его в молит­вен­ном подвиге.

Не путайте молитву и молит­во­сло­вие: первая от сердца, вторая устами.

Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): Все пре­пят­ствия встре­ча­е­мые на поприще молитвы, побеж­да­ются посто­ян­ством в молитве.

Как же Хри­стос гово­рил:

«А молясь, не гово­рите лиш­него, как языч­ники, ибо они думают, что в мно­го­сло­вии своем будут услы­шаны; не упо­доб­ляй­тесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего про­ше­ния у Него» (Мф.6:7-8)?

Язы­че­ская молитва пред­став­ляла собой одно­об­раз­ное повто­ре­ние слов, обра­щен­ных к боже­ству, и лишен­ных искрен­них чувств, как мантру. В Св. Писа­нии есть пример язы­че­ской молитвы. Жрецы Ваала, собрав­шись на Кармил, от утра до полу­дне при­зы­вали имя своего идола, говоря: “Ваале, услыши нас!” (3Цар.18:26). Этот прин­цип исполь­зо­вали и фари­сеи.

Цель молитвы — не ска­зать как можно больше слов. Цель – войти в молит­вен­ное состо­я­ние. Это такое состо­я­ние, состо­я­ние духа, ума, при кото­ром молитва не про­яв­ля­ется в каком-то выра­же­нии, а она посто­янно при­сут­ствует в сердце.

Что каса­ется про­дол­жи­тель­ных молит­вен­ных правил, то они сло­жи­лись в полном согла­сии со сло­вами Спа­си­теля: “Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его” (Мф.11:12). В молитве, кроме бла­го­дар­но­сти и сла­во­сло­вия, могут быть и земные про­ше­ния, о чем гово­рит Иисус Хри­стос: “Про­сите и дастся вам” (Мф.7:7). При этом Гос­подь при­зы­вает к настой­чи­во­сти (Лк.18:1-7), (Лк.11:5-13). Сле­до­ва­тельно 8‑ой стих гово­рит не о про­дол­жи­тель­но­сти наших молитв и настой­чи­во­сти в про­ше­ниях, а о каче­стве ее. Подвиж­ники веры опытно убеж­да­лись, что долгий молит­вен­ный труд очи­щает и осве­щает душу.

Почему иногда молитвы испол­ня­ются, но не так, как нам бы хоте­лось?

Бог пре­мудр и все­ве­дущ, Он всегда пред­ла­гает чело­веку то, что для чело­века дей­ственно и посильно. Его дей­ствие направ­лено в первую оче­редь на духов­ное исце­ле­ние, спа­се­ние в веч­но­сти.

Прот. Максим Козлов:
“Нужно созна­вать цену молитве. Скажем, мать, про­ся­щая об избав­ле­нии от стра­сти нар­ко­ма­нии своего сына, должна пони­мать, что это менее всего веро­ятно про­изой­дет так, что завтра он проснется аки агнец, забыв­ший о своих при­стра­стиях, тру­до­лю­би­вый, воз­дер­жан­ный и любя­щий своих ближ­них. Скорее всего, прося об избав­ле­нии сына, она просит ему скор­бей, болез­ней, тех или иных очень непро­стых жиз­нен­ных обсто­я­тельств, с кото­рыми сын может столк­нуться – может быть, армии, тюрьмы.
Цену молитвы нужно осо­зна­вать, но молиться, тем не менее, нужно о пра­виль­ном и не бояться Бога”.

Суще­ствуют ли особо силь­ные молит­во­сло­вия против дья­вола?

Дьявол боится не текста, не опре­де­лён­ных слов, а искрен­ней веры. Вспом­ним, что сам дьявол, во время иску­ше­ния в пустыне, сво­бодно цити­рует Христу 90‑й псалом кото­рый счи­та­ется осо­бенно силь­ным ору­дием против демо­нов.

На молитве сле­дует осте­ре­гаться:

  • Игры вооб­ра­же­ния, пред­став­лять себе тех, к кому обра­ща­ешься.
  • Поиска бла­го­дат­ных состо­я­ний. Нужно исклю­чить искус­ствен­ное подо­гре­ва­ние эмоций, чтобы не при­нять душев­ное уте­ше­ние за духов­ное и не встать на путь духов­ного само­удо­вле­тво­ре­ния.
  • Виде­ний и откро­ве­ний. Им не сле­дует дове­рять и счи­тать себя недо­стой­ными их.
    Из “Отеч­ника”: Неко­то­рому брату явился диавол, пре­об­ра­зив­шись в Ангела света, и сказал ему: «Я – Архан­гел Гав­риил, послан к тебе». Монах на это отве­чал: «Смотри! не к кому ли дру­гому ты послан? потому что я недо­стоин того, чтобы посы­ла­лись ко мне Ангелы». Диавол тотчас исчез.
  • Зло­сло­вия. “Отцы церкви строго запре­щали при­зы­ва­ние про­кля­тий, даже на головы врагов, — в молитве за других можно про­сить только того, что про­сишь для себя, то есть пре­иму­ще­ственно благ небес­ных и духов­ных”. патро­лог. А.И. Сидо­ров

Нужно ли застав­лять себя молиться?

Сна­чала нужно понуж­даться к молитве; вскоре она начнет достав­лять уте­ше­ние, и этим уте­ше­нием облег­чать понуж­де­ние, обод­рять к понуж­де­нию себя. Но к молитве нужно понуж­де­ние в тече­ние всей жизни, и редкие подвиж­ники изба­ви­лись, по при­чине обиль­ней­шего бла­го­дат­ного уте­ше­ния, от понуж­де­ния себя: молитва дей­ствует убий­ственно на нашего вет­хого чело­века; доколе он жив в нас, дотоле про­ти­вится молитве как вку­ше­нию смерти. Падшие духи, зная силу молитвы и ее бла­го­твор­ное дей­ствие, ста­ра­ются вся­че­ски отвлечь от нее подвиж­ника, под­учая упо­треб­лять время, назна­чен­ное для молитвы, на другие дела: или же они ста­ра­ются уни­что­жить и осквер­нить ее сует­ною и гре­хов­ною рас­се­ян­но­стью, при­нося во время совер­ше­ния ее бес­чис­лен­ные житей­ские и гре­хов­ные помыслы и меч­та­ния. (свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов))

Непра­вильно гово­рят, что молитва легка, что молитва – радость. Нет, молитва есть подвиг. Святые отцы гово­рят, что когда чело­век молится легко, с радо­стью, это не он молится сам, а ангел Божий молится с ним, вот ему и хорошо так! Когда же молитва не ладится, когда ты устал, хочешь спать, когда не хочется тебе молиться, а ты все же молишься, вот тогда-то и дорога для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься сам, тру­дишься для Бога, Он видит этот твой труд и раду­ется этому твоему усилию, этой работе для Него. (свмч. Сера­фим (Звез­дин­ский), епи­скоп Дмит­ров­ский)

Цитаты о молитве

«Молитва есть вели­чай­ший, бес­цен­ный дар Творца твари, чело­веку, кото­рый чрез нее может бесе­до­вать с Твор­цом своим, как чадо с Отцом, изли­вать пред Ним чув­ства удив­ле­ния, сла­во­сло­вия и бла­го­да­ре­ния».
св. пра­вед­ный Иоанн Крон­штад­ский

«Конечно, всякая доб­ро­де­тель, тво­ри­мая ради Христа, дает бла­го­дать Духа Свя­таго, но более всего дает молитва, потому что она как всегда в руках наших как орудие для стя­жа­ния бла­го­дати Духа».
св. Сера­фим Саров­ский

«Мать всех доб­ро­де­те­лей – молитва: она не только может очи­щать и питать, но и про­све­щать и в состо­я­нии сде­лать подоб­ными солнцу искренне моля­щихся».
св. Нил Синай­ский

«Да не отхо­дит от мысли твоей убеж­де­ние, что одно воз­но­ше­ние ума к Богу и одно сми­рен­ное коле­но­пре­кло­не­ние во славу и честь Божию несрав­ненно более ценно, чем все сокро­вища мира».
св. Нико­дим Свя­то­го­рец

«Кто может усердно молиться, тот богаче всех, хотя бы он был беднее всех. Напро­тив, кто не при­бе­гает к молитве, тот, хотя бы сидел на цар­ском пре­столе, слабее всех.
Молитва, совер­ша­е­мая с усер­дием, есть свет для ума и души, свет неуга­си­мый.
Молитва и слу­же­ние Богу есть знак всякой пра­вед­но­сти, она явля­ется неким боже­ствен­ным и духов­ным оде­я­нием, про­ли­вает в наши мысли боль­шую кра­соту, управ­ляет жизнью каж­дого, не поз­во­ляет ничему дур­ному и неумест­ному гос­под­ство­вать над умом, убеж­дает почи­тать Бога и ува­жать ту честь, какая от Него дару­ется нам, учит уда­лять от себя всякое ухищ­ре­ние лука­вого, изго­няет постыд­ные и непри­лич­ные раз­мыш­ле­ния, при­во­дит душу каж­дого в состо­я­ние пре­зре­ния к удо­воль­ствиям».
св. Иоанн Зла­то­уст

«Не нужны Богу наши молитвы! Он знает, и прежде про­ше­ния нашего, в чем нуж­да­емся; Он, Пре­ми­ло­сер­дый, и на не про­ся­щих у Него изли­вает обиль­ные щед­роты. Нам необ­хо­дима молитва: она усво­яет чело­века Богу. Без нее чело­век чужд Бога, а чем более упраж­ня­ется в молитве, тем более при­бли­жа­ется к Богу».
свт. Игна­тий Брян­ча­ни­нов

«Мно­го­слов­ная молитва не есть то же, что и про­дол­жи­тель­ная молитва, поскольку одно дело гово­рить долго, и совсем другое – долго бла­го­го­веть. Ведь ска­зано же, что Гос­подь, желая подать нам пример, “молился еще”, про­ведя в молитве всю ночь». И далее он про­дол­жает: «Когда молитва немно­го­словна, моли­тесь дотоле, доколе сохра­ня­ете рев­ност­ное вни­ма­ние. Ведь мно­го­слов­ность молитвы озна­чает выра­же­ние нужды в излишне многих словах, тогда как про­дол­жи­тель­ность её есть стук непре­рывно бла­го­го­ве­ю­щего сердца в двери Того, Кому мы молимся. К тому же само это деяние куда чаще учи­ня­ется сте­на­ни­ями, а не сло­вами, сле­зами, а не речью».
блж. Авгу­стин

«Без молитвы и чтение свя­то­оте­че­ских писа­ний, и пост, и память смерт­ная ока­жутся чем-то совер­шенно мерт­вым и пустым, напо­до­бие книг, сто­я­щих на полке у негра­мот­ного чело­века».
схи­и­гу­мен Авраам (Рейд­ман)

«Молиться – это значит нахо­диться в том особом внут­рен­нем состо­я­нии, когда духов­ное начало в чело­веке входит в таин­ствен­ное и непо­сред­ствен­ное сопри­кос­но­ве­ние с Гос­по­дом Богом и поту­сто­рон­ним неви­ди­мым миром».
про­то­и­е­рей Вален­тин Свен­циц­кий

16. О молитвах — Православное образование

16.1. Что такое молитва?

– Молитва, по определению святителя Филарета (Дроздова), есть возношение ума и сердца к Богу. Молитва – это беседа человека с Богом, в которой он изливает свои сердечные желания, прошения, воздыхания.

16.2. Зачем надо молиться?

– Молитва есть первое дело в христианской жизни. Она помогает человеку пребывать в духе истинной веры, покаяния, смиренномудрия и любви, быть под водительством Святого Духа: «Ибо все водимые Духом Божиим, суть Сыны Божии» (Рим. 8:14), «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.  8:9).

Молитва также необходима душе как дыхание телу. «Через моление происходит одуховление души Духом Святым. Есть молитва – живет Дух; нет молитвы – нет жизни в духе» (святитель Феофан Затворник).

Молитва – это выражение веры, надежды, любви и благодарности человека к Богу, милосердия к людям и благодатная помощь во всех нуждах самому молящемуся. «Основание молитвы – стремление образа к Первообразу, как подобного к подобному» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

16.3. Когда надо молиться?

– Апостол Павел завещает: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Христианин должен молиться ежедневно: утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и после окончания всякого дела. Хорошо приучить себя мысленно молиться в продолжение всего дня краткими молитвами.

16.4. Какие бывают молитвы?

– Молитвы бывают просительные, благодарственные, славословные (хвалебные). В просительных молитвах просят у Бога прощения за грехи: за дурные дела, слова и даже мысли, о помощи в различных нуждах, болезнях. Самая краткая просительная молитва: «Господи, помилуй!»

В благодарственных молитвах благодарят Бога за все Его благодеяния, например, за здоровье, благополучие, за то, что обрели веру и смысл жизни. Самая краткая благодарственная молитва: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!»

Славословная молитва – это самый чистый, высший вид молитвы. Ангелы в Царстве Небесном славословят Бога. Самая краткая славословная молитва: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!»

Молитва может быть соборная (в храме) и частная (дома).

16.5. О чем можно просить Бога в молитве?

– Просить следует о прощении грехов, об очищении от страстей, о примирении враждующих, об исцелении, о даровании молитвы, терпения, разумения, смирения, покаяния, об укреплении веры, о спасении души своей и ближних, об избавлении от опасности, о помощи в различных ситуациях.

В молитве прежде всего следует искать благ не земных, а небесных. Господу лучше ведомо то, что человеку полезно. Поэтому молиться хорошо так: «Предаю, Господи, себя, детей своих и всех родных в Твою святую волю». Перед началом всякого дела хорошо попросить помощи Божией словами «Господи, благослови!» Во время совершения дела – «Господи, помоги!», а совершив его – «Господи, слава Тебе!»

16.6. Зачем идти на молитву в храм, если Бог в душе и можно молиться Ему дома?

– Бог, действительно, всегда рядом и молиться Ему можно в любом месте. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Однако уже много тысячелетий люди посещают храмы – места особого присутствия Божия. Сам Бог так заповедал: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них; все сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» (Исх. 25:8–9). В храме совершается общая молитва, для которой люди должны собираться вместе по примеру апостолов: «И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк.  24:53). В храме совершаются богослужения и таинства, в которых человеку подается Божия помощь.  Когда человек не ходит в храм, он лишает себя этой помощи.

Быть христианином и не ходить в храм, значит, сознательно отстраняться от того, что даровал Христос – очищения от грехов в покаянии, единения с Ним в Евхаристии, исцеления от болезней в Елеосвящении, благодатного общения со святыми и многих духовных даров, которые люди обретают лишь в храме.

Христианская вера предполагает соответствующую жизнь, а жизнь проявляется в конкретных формах. Христианин спасается лишь в единстве с Церковью.

Кто говорит, что он может помолиться и дома, обычно дома не молится. А если он не обращается к Богу, то о какой вере, а значит, и о присутствии в его душе Божества, может идти речь? Вера предполагает, что человек не надеется сам на себя, он не самодостаточен, а зависим от Бога, воле Которого должен следовать. Человек не может быть полностью автономным и независимым, особенно когда это касается такого ответственного вопроса, как спасение души. Если христианин не ходит в храм, то есть опасность, что он лишится подлинного общения с Богом, которому надо приобщаться и учиться там, где богообщение реально совершается, то есть в храме.

16.7. Как представлять себе того, кому молишься?

– Молясь Богу, не надо воображать Его никак, а только веровать, что Он близко и все видит и слышит. Святые отцы категорически запрещают что-либо или кого-либо представлять во время молитвы, так как от этого можно впасть в болезненное духовное состояние, называемое прелестью.

16.8. Почему Бог исполняет не все просьбы?

– Не все, что человек просит у Бога, полезно для него, а все, что Бог посылает (даже и тяжкие испытания) душеполезно. Есть Промысл Божий о каждом человеке, но поступки и желания людей не всегда сходятся с ним, вот почему и кажется, что Господь не выполняет то, о чем просили, будто бы не слышит. Человек должен понимать, что все посылаемое Богом направлено к его пользе и спасению души, хоть порой это кажется неоправданным с человеческой точки зрения. Таков закон жизни, установленный, опять же, не человеком, а Творцом всего сущего, то есть закон Божественный, понимание которого зачастую не подвластно человеческому ограниченному разуму.

16.9. Кому следует молиться о воинах?

– О воинах молятся Господу и Божией Матери, в православных молитвословах есть молитвы о воинах к архистратигу Михаилу и к святым: великомученику Георгию Победоносцу; благоверному великому князю Александру Невскому; благоверным князьям Борису и Глебу; преподобному Сергию Радонежскому; мученику Иоанну-воину; великомученику Димитрию Солунскому; великомученику Феодору Стратилату; священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси; святителю Никите епископу Новгородскому; преподобному Иову игумену и чудотворцу Почаевскому.

За воинов также читают 90-й и 26-й псалмы.

16.10. Какие допустимы формы поминовения номинальных и отпавших от Церкви православных христиан? Можно ли на проскомидии вынимать частицы за тех взрослых христиан, которые не принимают участия в церковной жизни, не исповедаются и не причащаются? А если такие люди отрицательно относятся к Церкви, выражают неверие в Бога или богохульствуют?

Многие святые Православной Церкви (например, св. Симеон Солунский и преп. Лев Оптинский) выражали мнение, что на проскомидии священник не может приносить частиц за отпавших от Церкви и за тех, кто живет нераскаянно. Подобный подход был у святых отцов и относительно усопших христиан.

Существует мнение, что в древности подобный запрет был обусловлен тем, что приношение хлебов на проскомидию христианами сопровождалось их причащением, в чем и выражалась принадлежность к Церкви.

Относительно частиц, вынутых на проскомидии блаженный Августин Иппоннийский (V век) говорил, что «за весьма добрых они служат благодарением; для не совсем дурных они служат очищением от грехов; и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но за то служат утешением для живых».

В настоящее время в каждом  конкретном случае священнику и прихожанам весьма затруднительно и даже духовно опасно пытаться искать грань между «совершенно злыми, упорными во зле», «не совсем дурными (т.е. грешными)», кающимися грешниками или маловоцерковленными христианами. К тому же молитва на литургии за отпавших от Церкви, за инославных христиан, или  погрязших в грехах дозволяется и прямо предписывается в литургии святителя Василия Великого: «лукавыя благи сотвори», «прельщенныя обрати и совокупи Святей Твоей Церкви», «и любящих…, и ненавидящих нас помяни».

Поэтому на проскомидию следует принимать записки за крещенных православных христиан, исповедующих веру в Святую Троицу и Боговоплощение во Христе, не хулящих Святую Православную Церковь и Святые Таинства (или умерших в мире с Церковью). За ушедших в секты, потерявших веру и богохульствующих, тяжко и открыто согрешающих без покаяния христиан можно молиться своими словами о спасении и Божьем вразумлении.

16.11. Что означают поклоны?

– Поклоны – символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом. Коленопреклонение и восстание символизирует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа. Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, в знак смирения молитву сопровождают поклонами.

Отказ от поклонов с Великой Среды до праздника Св. Троицы выражает уверенность христиан в победе Господа над смертью: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим.6:9). По словам патриарха Вальсамона, «дни пятидесятницы означают ожидаемое нами воскресение».

16.12. Какие бывают поклоны?

– Поклоны бывают поясные, когда наклоняются до пояса, и земные, когда, кланяясь, становятся на колени и касаются головой земли (пола).

16.13. Что важно в молитве и поклонах?

– Надо помнить, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Молитва должна быть мирной, причем прежде молитвы нужно примириться с ближними. Надо иметь благоговение перед Богом, покаянное чувство и сознание своего недостоинства и вины перед Ним за отступление от Его спасительных заповедей и несоответствие высокому званию христианина. Молитву надо совершать с усердием, со вниманием, в тишине и спокойствии, вникая в слова молитвы, отгонять посторонние помыслы и устремлять ум к Богу.

Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как Всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин. 4:23). Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейным молитвенным внутренним поклонением.

16.14. Каким должно быть обязательное ежедневное молитвенное правило?

– В православных молитвословах напечатаны «Молитвы утренние» и «Молитвы на сон грядущим», которые и составляют обязательное ежедневное молитвенное правило христианина. По совету со священником это молитвенное правило может быть сокращено или увеличено. При определении объема молитвенного правила учитываются жизненные обстоятельства и духовный опыт христианина. Время и силы должны быть распределены так, чтобы их хватало и на молитву, и на прилежное выполнение домашних и служебных обязанностей.

16.15. Каким чтением можно заменить утреннее и вечернее правила?

Для начинающих церковную жизнь и немощных в православных молитвословах имеются сокращенные варианты утренних и вечерних молитвенных правил. Сокращение или увеличение молитвенного правила желательно согласовывать со священником.

16.16. Как лучше читать молитвы – наизусть или по молитвослову?

– Нет такого церковного правила, чтобы заучивать молитвы наизусть. Главное – читать молитвы благоговейно, внимательно, с покаянным чувством.

Хорошо знать на память «Символ веры» и основные молитвы: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» Если ежедневно исполнять утреннее и вечернее молитвенные правила, то они  через некоторое время запомнятся наизусть.

16.17. Можно ли молиться совсем без молитвослова и Псалтири своими словами?

– Молитвы, слова которых по внушению Святого Духа составлены святыми – это некие образцы прошений, то, что нужно просить у Бога, чтобы быть услышанными и получить желаемое, если это желаемое соответствует Божьему Промыслу. Прежде чем молиться своими словами, надо научиться правильно обращаться к Богу, просить полезное для спасения души. Именно для этого и существуют молитвы святых – образцы возношения ума и сердца к Богу.

Тем не менее к Богу можно обращаться и своими словами.

16.18. Что такое молебен?

– Молебном называют особое богослужение, состоящее из молитв о живых, в котором просят Господа, Богородицу и святых о ниспослании милости, помощи в делах и различных нуждах или благодарят за благодеяния Божии.

16.19. Какие бывают молебны?

– По церковной традиции молебны служатся Господу, Божией Матери, святым Ангелам и святым угодникам Божиим.

Наиболее часто совершаются молебны о болящих, о путешествующих, об учащихся, о благословении на всякое доброе дело, на Новолетие, на освящение воды и благодарственные. Благодарственные молебны адресуются Господу, но могут восполняться благодарственными молитвами Матери Божией и молитвами к святым.

В  православном требнике имеется также множество молитв, молитвенных чинов и последований, вносимых в молебны или читаемых отдельно: о примирении враждующих, об умножении любви, при бедствиях (война, засуха, эпидемия) и в других жизненных нуждах.

Совершение молебна может происходить в храме, в доме, в больнице, в школе, в поле (при освящении посевов) и т.д.

16.20. Что такое панихида?

– Панихидой называется особое богослужение, состоящее из молитв о прощении грехов и упокоении в Царствии Небесном душ усопших православных христиан.

16.21. Чем отличается молебен от панихиды?

– На молебнах молятся о живых, а на панихидах – об усопших.

16.22. Что такое ектения?

– Ектения (в переводе с греческого «протяжное моление») – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на постоянное сосредоточение внимания. Цельная молитва делится на ряд кратких прошений, произносимых диаконом (или священником), которые чередуются с пением еще более кратких молитвенных восклицаний: «Господи, помилуй», «Подай, Господи».

Ектения произносится от лица всех верующих. Во время Божественной Литургии после чтения Евангелия совершаются ектении, на которых читаются поданные записки о здравии и об упокоении.

Наиболее употребительных ектений пять:

1) Великая, или мирная, ектения, которая начинается словами «Миром Господу помолимся». Она имеет много молений и прошений, и после каждого из них поется «Господи, помилуй».

2) Малая ектения есть сокращение великой. Она начинается словами «Паки и паки (т.е. еще и еще) миром Господу помолимся» и имеет всего два прошения.

3) Сугубая ектения начинается словами «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй». На каждое прошение сугубой ектении хор отвечает троекратным «Господи, помилуй». Потому и сама ектения называется сугубой, то есть усиленной.

4) Просительная ектения начинается словами «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви» (Господу). После каждого прошения просительной ектении, кроме первых двух, хор поет «Подай, Господи».

5) Заупокойная ектения состоит из прошений ко Господу о том, чтобы Он упокоил в Царстве Небесном души умерших, простив им все согрешения.

Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.

Что такое молитва? | GotQuestions.org

ГлавнаяМатериалы ИндексМолитваОсновы молитвы Что такое молитва

Вопрос

Ответ

Самое простое определение молитвы — это «разговор с Богом». Молитва — это не медитация или пассивное размышление; это прямое обращение к Богу. Это общение души человека с Господом, сотворившим душу. Молитва – это основной способ для верующего в Иисуса Христа сообщить Богу о своих эмоциях и желаниях и установить с Ним общение.

Молитва может быть слышимой или молчаливой, личной или публичной, формальной или неформальной. Всякая молитва должна возноситься с верой (Иакова 1:6), во имя Господа Иисуса (Иоанна 16:23) и в силе Святого Духа (Римлянам 8:26). Как сказано в Международной стандартной библейской энциклопедии , «христианская молитва в ее полном новозаветном значении — это молитва, обращенная к Богу как Отцу, во имя Христа как Посредника и посредством действенной благодати пребывающего Духа» («Молитва» Дж. К. Ламберта). У нечестивых нет желания молиться (Псалом 10:4), но у детей Божьих есть естественное желание молиться (Луки 11:1).

Молитва описывается в Библии как искание милости Божией (Исход 32:11), излияние души Господу (1 Царств 1:15), вопль к небу (2 Паралипоменон 32:20), приближение к Богу (Псалом 73:28, KJV) и преклонение колен перед Отцом (Ефесянам 3:14).

Павел писал: «Не заботьтесь ни о чем, но во всяком случае в молитве и прошении с благодарением открывайте свои просьбы Богу. И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:6–7). Не беспокойтесь ни о чем; молитесь обо всем.

Все? Да, Бог хочет, чтобы мы говорили с Ним обо всем. Как часто мы должны молиться? Библейский ответ: «непрестанно молитесь» (1 Фессалоникийцам 5:17). Мы должны поддерживать постоянный разговор с Богом в течение всего дня. Некоторым помогает формула молитвы ДЕЯНИЯ, но на самом деле в Библии нет специальной формулы молитвы. Мы должны просто сделать это. Мы можем молиться при любых обстоятельствах. Молитва развивает наши отношения с Богом и демонстрирует наше доверие и полную зависимость от Него.

Молитва — это способ общения христианина с Богом. Мы молимся, чтобы прославить Бога и поблагодарить Его и сказать Ему, как сильно мы любим Его. Мы молимся о том, чтобы насладиться Его присутствием и рассказать Ему о том, что происходит в нашей жизни. Мы молимся, чтобы обращаться с просьбами, искать руководства и просить мудрости. Бог любит этот обмен со Своими детьми так же, как мы любим обмен, который мы имеем со своими детьми. Общение с Богом – это сердце молитвы. Слишком часто мы упускаем из виду, насколько простой должна быть молитва.

Когда мы обращаемся к Богу с просьбами, мы позволяем Богу точно знать, где мы находимся и что мы хотели бы видеть. В наших молитвах мы должны признать, что Бог больше нас и, в конечном счете, знает, что лучше всего в той или иной ситуации (Римлянам 11:33–36). Бог благ и просит нас доверять Ему. В молитве мы, по сути, говорим: «Да будет не Моя воля, а Твоя». Ключом к получению ответа на молитву является молитва согласно воле Бога и в соответствии с Его Словом. Молитва – это не поиск собственной воли, а стремление более полно присоединиться к воле Бога (1 Иоанна 5:14–15; Иакова 4:3).

Библия содержит множество примеров молитвы и множество призывов молиться (см. Луки 18:1; Римлянам 12:12 и Ефесянам 6:18). Дом Божий должен быть домом молитвы (Марка 11:17), а народ Божий должен быть людьми молитвы: «Дорогие друзья, назидая себя на святейшей вере вашей и молясь Духом Святым, сохраняйте себя в Божьем любовь» (Иуды 1:20–21).

Вернуться к:

Вопросы о молитве

Что такое молитва?

Подписаться на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Что такое молитва?

В Библии много говорится о предмете молитвы. Молитва — это разговор с Богом. Это наш способ сообщить Ему наши мысли, нужды и желания. Это путь, который Бог предусмотрел для верующих, чтобы они могли раскрыть самые глубокие чувства нашего сердца.

Молитва — это действие

Молитва — это действие, а не просто отношение. Это видно из того, как Писание говорит о молящихся людях.

Он [Иисус] молился в одном месте, и когда Он закончил, один из Его учеников сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как Иоанн учил Своих учеников (Луки 11:1).

Обратите внимание, здесь сказано, что Иисус молился, а затем закончил молиться. Это означает, что молитва – это действие. Вы его начинаете и вы его заканчиваете.

Просьба к Богу

Основная идея молитвы – прошение, прошение у Бога чего-либо. Иисус сказал:

Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и вам откроют. Ибо всякий, кто просит, получает; кто ищет, тот находит; и тому, кто стучится, отворят (Матфея 7:7,8).

Как часто мы должны молиться

Если возможно, мы должны молиться в определенное время каждый день. По мере необходимости в промежутках между этими периодами следует совершать молитву. Библия повелевает нам:

Непрестанно молитесь (1 Фессалоникийцам 5:17).


Молитесь наедине

Иисус сказал, что наши молитвы должны совершаться наедине.

Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец ваш, видящий тайное, воздаст вам явно (Мф. 6:6).

Есть время для общественной молитвы, но как личности мы должны говорить с Богом наедине.

Продолжать молиться

Мы также должны продолжать молиться. Мы не просто молимся о чем-то один раз, а потом продолжаем.

Затем они пришли на место, которое называлось Гефсимания; и сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts