Молитва каплуновская икона божией матери: Запрошенная Вами страница не была найдена на нашем сайте.
Икона Божьей Матери Казанская (Каплуновская)
В конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии, в недавно возникшем сельце Каплуновке, на реке Хухре, жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов. В 1689 г. ему явился чудотворный образ Богоматери.
8 сентября, в день Рождества Богородицы, он видел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет. У этого третьего старец приказал взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя; за это священнику обещаны от Богоматери милость и благодать. После этого сна о. Иоанн постился и ежедневно совершал литургию. На третий день, возвращаясь из церкви домой, он увидел идущих к нему трех престарелых иконописцев. Он пригласил их к себе, радушно принял, затем у старшего взял связку икон, и восьмая, как было во сне предсказано, оказалась Казанской. Иконописцы в благодарность за хороший прием хотели отдать икону даром и едва согласились взять за нее 15 копеек. После этого они продолжали свой путь.
Отец Иоанн Уманов поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему:
— Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!
Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда о. Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Он немедленно собрал народ, рассказал о происхождении иконы и о событиях последней ночи, и икона после молебна торжественно была перенесена в храм, где прославилась чудесами. По имени села ее стали звать Каплуновской.
Отец Иоанн долго еще после этих событий служил в селе и утешался все возраставшей славой иконы. Ему же выпала на долю радость видеть то общегосударственное значение, которое икона получила во время войны Карла XII с Петром Великим.
Когда шведский король Карл XII вторгся со своими войсками в Малороссию, Петр, идя к нему навстречу и ища помощи Небесной, вызвал к себе в Харьков отца Иоанна с Каплуновской иконой, которую и оставил при армии. Между тем Карл, добравшись с Мазепой до Каплуновки, расположился там на отдых и занял дом о. Иоанна. Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которыми они обложили храм, не загорались. Карл видел все это из окна и попросил у Мазепы объяснения того, как это люди не могут зажечь храма. Мазепа сказал, что храм, вероятно, охраняет Богоматерь, так как здесь находится Ее икона, признаваемая чудотворной. Шведский король велел привести к себе кого-нибудь из каплуновских жителей. Сыскали одного человека в лесу, и Карл стал расспрашивать его, где стоит Петр с войсками. Тот отвечал, что в Харькове. Затем Карл спросил, тут ли икона Богородицы. Узнав, что она унесена в армию, он сказал Мазепе:
— Церкви и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там, наверное, придется нам очень плохо.
Перед началом Полтавского боя Петр приказал носить Каплуновскую икону по рядам русской армии и со слезами молился перед образом. Затем после битвы священник Иоанн с иконой был вытребован в Москву и оттуда уже отпущен с святыней домой. Петр сделал на икону серебряную вызолоченную ризу с драгоценными каменьями и серебряный ковчег.
На киоте этом — надпись: «В сем ковчеге император Петр I по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны, прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Богоматери».
В 1744 году в Харькове составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений, полученных от священника о. Иоанна Уманова. Позже сюда включены свидетельства о последующих знамениях и исцелениях, бывших от иконы.
Празднование этой иконе совершается еще 8 июля, в день Казанской иконы.
14 июня 2020 года чудотворная Каплуновская икона Божией Матери была передана в дар патриаршему собору в честь Воскресения Христова – главному храму Вооруженных сил Российской Федерации.
Чудотворная Каплуновская икона Божией Матери / Православие.Ru
К 300-летию Полтавской битвы
Каплуновская
икона Божией Матери (день празднования 11/24 сентября)
явлена была в селе Каплуновка Харьковской губернии.
Место это раньше принадлежало полковнику Ивану
Ивановичу Перекресту, стольнику Ахтырскому, который
получил эти земли по жалованной грамоте и назвал
образовавшееся здесь поселение черкасов по имени
Осадчего Каплуна – Каплуновкой. В 1688 году Иван
Перекрест построил в этом селении храм в честь
Рождества Пресвятой Богородицы, а первым священником в
нем был поставлен митрополитом Белгородским и Обоянским
Авраамием (Юховым; † 1702) Иоанн Ильич Уманов
(† 1713), выходец из польских пределов, возможно
из Умани. При нем и явилась эта чудотворная икона.
Однажды священнику Иоанну Уманову во сне явился
благоговейный старец и сказал: «На третий день после
этого к тебе придут из Москвы три иконописца, один лет 60,
другой – 80, а третий – 90 лет; у старшего из
них сними сверху связки семь икон и возьми восьмую –
Казанскую икону Божией Матери, и узреши благодать».
По преданию, это случилось 8 сентября 1689 года, в ночь
перед престольным праздником храма – Рождеством
Пресвятой Богородицы. Действительно, на третий день
священник, возвращаясь из храма домой, встретил трех
странников, которых и пригласил к себе. Увидев связку с
иконами, священник упросил старца дать ему восьмую икону,
которая оказалась копией Казанской Божией Матери, как и
было предвещено ему в сновидении. Старец отдал икону, не
взявши предложенных за нее 15 копеек. Икона эта оставалась
в доме священника две недели, а на третьей неделе в ночь с
субботы на воскресение священник увидел второй сон:
явилась ему во сне Дева необыкновенной красоты, сказавшая
ему: «Иерей Иоанн, не держи Меня в твоей храмине,
отнеси в храм Божий». Священник так и поступил.
Новоявленная икона стала привлекать в Каплуновку
многочисленных богомольцев. Весть о ней достигла и Москвы,
о ней узнал и Петр Великий. Как знак благоговейного
отношения к сей святыни храму было подарено святое
Евангелие 1699 года, в серебряной вызлощенной оправе, с
такой надписью по краям оклада: «1705 г[ода]
февр[аля] 25-го д[ня] по указу в[еликого] государя
построено сие св[ятое] Евангелие Ингерманландской
канцелярии на государевы деньги Ахтырского уезда в с.
Каплуновку в церковь Пресв[ятой] Богородицы весом серебра
15 фунт[ов] 4 золотн[ика], а на позолоту 35
червонцев».
Когда Карл XII приближался к Слободской Украине (область
Украины, входившая в Российское государство), то
епархиальное начальство предписало чудотворную икону
Каплуновскую перенести в Харьков как в более безопасное
место. Шведский король Карл XII, войдя в Каплуновку,
остановился в доме священника Иоанна Уманова, который в
это время находился в Харькове при чудотворной иконе.
Воины Карла разорили село и хотели сжечь церковь, но все
их усилия были тщетны. Три раза они пытались сжечь храм,
но ничего не могли сделать. Это очень удивило Карла,
спросившего Мазепу, бывшего с ним, о причине такого
странного явления. На это Мазепа ответил: «Здешний
храм славится чудесами иконы Божией Матери». Король
Карл XII велел найти кого-либо, чтобы расспросить об этой
иконе, а кстати и узнать, где находится царь Петр. Около
села нашли пастуха Григория Журавля и привели к шведскому
королю.
«Где царь Петр?» – спросил его Карл XII.
Пастух ответил: «По слухам, в Харькове».
– «А где икона ваша?» – «По
приказанию начальства, взята священником в Харьков».
Тогда Карл, обратившись к Мазепе, сказал: «Смотри,
если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет
присутствовать сама икона, мало нам надежды на
успех». Все эти сведения помещены в описании явления
и чудес святой иконы Каплуновской, составленном в 1744
году «в Харьковской академии» (в Харьковском
коллегиуме) среди многих других чудес, связанных с этим
замечательным образом Пресвятой Богородицы. Это знамение,
явленное Каплуновской иконой, быстро распространилось
среди русских воинов, вот почему Петр Великий и решил
взять икону к войскам. Эта святыня могла вызвать особенное
воодушевление в русских войсках и укрепить ревность их в
битве за честь Отечества. Накануне Полтавского сражения
икону носили по всему войску и благословляли ею
коленопреклоненных воинов. Известно, что Петр неоднократно
накануне Полтавского сражения молился перед этим
чудотворным образом, испрашивая благословения и победы.
Священник Иоанн Уманов все это время находился при иконе,
был он и под Полтавой во время сражения, а позже приглашен
был в Москву, где проживал некоторое время до своего
возвращения в Каплуновку с богатыми дарами для иконы и
церкви. Петр Великий принес в дар храму в Каплуновке
серебряную позолоченную ризу художественной работы и
ковчег на икону. На нижней доске ковчега вырезана была
следующая надпись: «В сем ковчеге император Петр I,
по окончании 1709 года с Карлом XII под Полтавой войны,
прислал обратно в Каплуновку чудотворный образ Божией
Матери». Сын, внук и правнук священника Иоанна
Уманова были также священниками при этой церкви, а более
дальний его потомок – Владимир Васильевич
Уманов-Каплуновский, родившийся в 1865 году, – был
писателем.
Иная судьба была уготована полковнику Ивану Ивановичу
Перекресту. Полковник Ахтырского Слободского полка, видный
деятель Слободской Украины конца XVII и начала XVIII
веков, Иван Перекрестов принимал участие в походах князя
Голицына в Крым; его полк оберегал население от татарских
набегов; принимал он участие в Северной войне и, в
частности, в сражении у Эрестфера 29 декабря 1701 года. В
этой битве, принесшей первую крупную победу русскому
оружию в Северной войне, особо отличились казаки
Ахтырского полка, которые, атаковав и уничтожив шведский
авангард, преследовали бегущего противника на протяжении
трех верст. Полковник Иван Перекрест за эту победу получил
28 февраля 1702 года из рук царя Петра Алексеевича
«Жалованную грамоту с объявлением милости и
учреждением формы». Однако уже в 1704 году полковник
был отстранен по высочайшему повелению от полковничьего
уряда, а его огромные имения были у него отобраны в
государственную казну: будучи прекрасным и смелым воином,
он был заражен недугом стяжательства. Известно, что в 1714
году он, находясь в опале, жил на своем небольшом хуторе.
В 1721 году началось дело по расхищению имущества в его
бывших имениях, и он был вызван на расследование в
Архангельск, но по дороге скончался. Вероятнее всего,
причиной гонения были грубые нарушения полковника, не
пренебрегавшего недостойными методами для приобретения
себе богатств: осталось много челобитных на полковника за
притеснения и обиды, им чинимые. Много жалоб было и от его
соперников – Андрея Прокофьева, полковника бывшего,
и Романа Герасимовича – полковника будущего. Только
малая доля некогда огромного имения Ивана Перекреста
досталась его сыновьям и дочери. Внук его, Василий
Данилович, женившийся на вдове Осиповой, разбогател и стал
именоваться Перекрестов-Осиповым. Этому роду перешло село
Каплуновка. Стараниями Еремея Васильевича
Перекрестов-Осипова, а после его смерти – супруги
его Елизаветы Степановны в селе был выстроен новый
огромный каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы,
освященный в 1789 году. Здесь до революции и хранился
чудотворный образ Каплуновской иконы Божией Матери.
Милосердный Господь Бог не оставил двух участников явления
прославленной иконы Божией Матери, исправляя скорбями
одного из них для спасения.
Храм Рождества Богородицы, где хранилась чудотворная
икона, старанием государя и многих почитателей иконы,
особенно получивших от нее помощь, преображался и
украшался. Строительство каменного храма начиналось еще во
времена царствования императрицы Елизаветы Петровны,
распорядившейся об этом. Построение храма происходило под
особенным наблюдением Святейшего Синода, который выдавал
от себя книгу для сбора подаяний. Ахтырский протоиерей
Максим Яновский определен был в попечители построения
храма.
Огромный главный купол с двадцатью окнами был окружен
четырьмя малыми куполами. Храм был так велик, что в нем
свободно находились до 2000 человек. Кроме главного
престола, два придельные: южный – во имя митрополита
Петра; северный – во имя преподобного Иеремии и
праведной Елисаветы; а прежде был еще престол во имя
святителя Николая в верхней галерее, которая позже была
уничтожена по ветхости.
Впоследствии на чудотворную икону была возложена золотая
риза с драгоценными камнями – дар благодарности
Матроны Гамалеевой, принесенный в 1804 году; а риза
царская возложена на копию чудотворной иконы, стоявшую в
храме за левым клиросом. Размеры храма были так велики,
что, по воспоминаниям жителей, в годы Великой
Отечественной войны в храм въехал, развернулся и выехал
немецкий танк.
В советское время в 1929 году храм был закрыт и, к
сожалению, после Великой Отечественной войны разобран.
Много чудес сотворено было по молитвам Каплуновскому
образу Богородицы. Каждый год после жатвы каплуновское
духовенство ездило с чудотворной иконой по храмам
Харьковской губернии, в Полтаву, Сумы, и тысячи верующих
шли к иконе, молились с благоговением и надеждой на
поддержку и помощь Божией Матери, и вера их не
посрамлялась.
Каплуновскую икону Божией Матери как споспешницу
Полтавского сражения особо чтили в день этой великой
победы – 27 июня, который в прошлые века ежегодно
торжественно отмечался крестными ходами, торжественными
службами и панихидами воинам-героям, положившим жизнь свою
за Отечество. В этот день панихиды по воинам служились во
многих храмах России: так Отечество ценило подвиг своих
воинов. Особенно торжественно было чествование в 1909
году, посвященное 200-летию Полтавского сражения, когда из
деревни Каплуновка крестным ходом несли чудотворный образ
в Полтаву, на поле битвы почти десять дней. Сюда же
крестным ходом была принесена из села Жукова другая
знаменитая икона, которую шведские воины обратили в
шахматную доску. Слившиеся с крестными ходами из Полтавы
во главе с преосвященным Иоанном (Смирновым) и 200
священниками в золоченых ризах и из села Горбиневка, при
звоне колоколов Самсониевского храма и громе пушечных
выстрелов, торжественная процессия вышла на поле брани.
Здесь в присутствии императора, войска, духовенства и
сонма народа с крестами, иконами и хоругвями митрополитом
Киевским Флавианом (Городецким) были отслужены
благодарственный молебен, а позже, на следующий день,
торжественная панихида. Никогда Полтава со дня ее
основания не видела более величественной картины.
Ныне храм восстановлен стараниями удивительной женщины
– библиотекаря Александры Ивановны Гук. Долгие годы
она собирала свидетельства об иконе и добивалась
разрешения восстановить церковь. 29 декабря 1999 года
бывшая церковная сторожка, превращенная в храм, открыла
свои двери для верующих. Церковь расписала дочь Александры
Гук – художница Валентина Василенко. Священник
Василий Иванович Громов служит в ней со дня ее открытия.
Небольшое село, прославленное иконой Божией Матери,
связано и с некоторыми другими историческими персонажами.
В нем проживали родители Григория Чухрая, известного
кинорежиссера, а Павел Григорьевич Чухрай, достойный
восприемник отцовской профессии, провел в нем детские
годы, живя с бабушкой и дедушкой. Здесь родился Герой
Советского Союза Григорий Евдокимович Гапон –
командир танкового взвода 87-го отдельного Житомирского
Краснознаменного танкового полка 7-й гвардейской
Житомирской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого
кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского
корпуса 1-го Украинского фронта.
«По вере вашей да будет вам» (Мф. 9: 29),
– напоминает нам Евангелие. По своему маловерию мы
не сподобляемся тех ярких знамений и чудес, с которыми
пребывали наши предки, уповавшие на Господа и Его
Пречистую Матерь. Но Господь Бог не оставляет и нас, а
особым Промыслом высвечивает замечательные страницы нашей
истории, воскрешает веру наших отцов и Своею Благодатию
очищает наши сердца для сближения с истиной.
|