Молитва михаила архистратига: Молитва Архистратигу Михаилу | Полный Православный Молитвослов — сборник молитв

Разное

Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу — Молитвослов

«Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» явля­ет­ся, веро­ят­но, одной из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных в наши дни апо­кри­фи­че­ских молитв1. Она часто назы­ва­ет­ся про­сто «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу» (ее не сле­ду­ет сме­ши­вать с молит­ва­ми Архан­ге­лу Миха­и­лу, не содер­жа­щи­ми апо­кри­фи­че­ских элементов).

При­ве­дем тот из совре­мен­ных вари­ан­тов этой молит­вы, кото­рый, по нашим наблю­де­ни­ям, явля­ет­ся одним из самых попу­ляр­ных (орфо­гра­фия и пунк­ту­а­ция тек­ста остав­ле­ны нами без изменений):

Гос­по­ди, Боже Вели­кий, Царю без­на­чаль­ный, пошли Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Тво­им (имя­рек). Защи­ти, Архан­ге­ле, нас от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Демо­нов сокру­ши­тель, запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Шести­кры­лый пер­вый Князь и Вое­во­да Небес­ных Сил – Херу­ви­мов и Сера­фи­мов, буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския, егда услы­шишь нас, греш­ных, моля­щих­ся Тебе, и при­зы­ва­ю­щих имя Твое Свя­тое. Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил. О, Гос­по­день Вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле! Помо­ги нам греш­ным (имя­рек) и избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла, от вра­га льсти­ва­го, от бури поно­си­мой, от лука­во­го избавь нас все­гда, ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь. Свя­той Архи­стра­тиг Божий Миха­ил, мол­ние­нос­ным мечом Тво­им отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя. Аминь.

Этот текст пред­став­ля­ет собой несколь­ко изме­нен­ную вер­сию широ­ко рас­про­стра­нен­ной в народ­ной сре­де в XVI – нач. XX вв. «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил»2. В 1913 г. А. И. Яци­мир­ский опуб­ли­ко­вал несколь­ко спис­ков этой апо­кри­фи­че­ской («лож­ной») молит­вы и ука­зал на рус­ское про­ис­хож­де­ние это­го тек­ста3. Один из вари­ан­тов молит­вы («Молит­ва к Гос­по­ду наше­му Ису­су Хри­сту, ко свя­то­му архан­ге­лу Михай­лу») был опуб­ли­ко­ван Д. С. Лиха­че­вым по спис­ку XVII века из Биб­лио­те­ки Рос­сий­ской Ака­де­мии наук. Д. С. Лиха­чев счи­тал, что дан­ная молит­ва была напи­са­на в 1572 или 1573 г. Ива­ном Гроз­ным под псев­до­ни­мом Пар­фе­ний Уро­ди­вый вме­сте с Кано­ном Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де4.

Одна­ко А. А. Тури­лов и А. В. Чер­не­цов ука­за­ли на сомни­тель­ность подоб­ной атри­бу­ции. Они обна­ру­жи­ли спи­сок молит­вы, состав­лен­ный не позд­нее сере­ди­ны XVI в. Кро­ме того, иссле­до­ва­те­ли отме­ти­ли, что дан­ная молит­ва была очень попу­ляр­на в пись­мен­но­сти XVI–XIX вв. и сохра­ни­лась в сот­нях спис­ков, неред­ко она вклю­ча­лась в сбор­ни­ки заго­во­ров5. Одним из вари­ан­тов «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» явля­ет­ся «Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам»6.

Рас­про­стра­нен­ные в наши дни вари­ан­ты «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» не осо­бен­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га. Раз­ли­чия могут быть вызва­ны ошиб­ка­ми и иска­же­ни­я­ми при копи­ро­ва­нии. Так, вме­сто сотво­ри их яко овцы мы можем най­ти сотво­ри их яко выцы. Раз­нит­ся так­же сте­пень «осо­вре­ме­ни­ва­ния» язы­ка молит­вы. Цер­ков­но­сла­вян­ские язы­ко­вые фор­мы (посли, сокру­ши­те­лю, кня­же, вое­во­до, Пре­свя­тыя, льсти­ва­го, мечем7) могут заме­нять­ся рус­ски­ми (пошли, сокру­ши­тель, князь, вое­во­да, Пре­свя­той, льсти­во­го, мечом).

В послед­ние годы «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» рас­про­стра­ня­ет­ся так­же под назва­ни­ем «Молит­ва за пре­зи­ден­та Рос­сии». В этом вари­ан­те «имя­рек» заме­ня­ет­ся на име­на и В. В. Пути­на, и Д. А. Мед­ве­де­ва: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли Гос­по­ди Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабам Сво­им Димит­рию и Вла­ди­ми­ру; или: Гос­по­ди Боже, Вели­кий Царю, Без­на­чаль­ный, пошли, Гос­по­ди, Архан­ге­ла Тво­е­го Миха­и­ла на помощь рабу Сво­е­му Вла­ди­ми­ру (Димит­рию).

* * *

Субъ­ект «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» про­сит защи­тить его от лука­во­го (изба­ви нас от вся­кия пре­ле­сти диа­воль­ския; отже­ни от мене духа лука­во­го, иску­ша­ю­ще­го и томя­ще­го мя). Моля­щий­ся хочет полу­чить защи­ту от вся­ких вра­гов, види­мых и неви­ди­мых (запре­ти всем вра­гам, борю­щим­ся со мною, и сотво­ри их яко овцы, и сми­ри их злоб­ные серд­ца, и сокру­ши их, яко прах перед лицем вет­ра; избавь нас… от вра­га льсти­ва­го). Он стре­мит­ся обес­пе­чить соб­ствен­ную без­опас­ность в раз­ных жиз­нен­ных ситу­а­ци­ях, кото­рые подроб­но пере­чис­ля­ют­ся (буди нам помощ­ник во всех бедах, скор­бях, в печа­лях, в пусты­ни и на морях тихое при­ста­ни­ще; избавь нас от тру­са, пото­па, огня, меча и напрас­ной смер­ти, от вели­ко­го зла).

Отме­тим, что в тек­сте «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» отсут­ству­ют такие обыч­ные для кано­ни­че­ской молит­вы про­ше­ния, как, напри­мер, сле­ду­ю­щие: «Цар­ствия Божия при­част­ни­ка мя сотво­ри»8, «наста­ви мя на путь спа­се­ния,… моли­ся за мя ко Гос­по­ду, да утвер­дит мя в стра­се Сво­ем»9, «испро­си… пад­шим воз­став­ле­ние»10, «умо­ли Гос­по­да Бога даро­ва­ти ми остав­ле­ние всех моих гре­хов»11, «воз­ста­ви мя пад­ша­го­ся мно­ги­ми гре­хи; обно­ви душу мою пока­я­ни­ем»12. Про­ше­ний о даро­ва­нии пока­я­ния, об остав­ле­нии гре­хов нет и в дру­гой рас­про­стра­нен­ной апо­кри­фи­че­ской молит­ве – совре­мен­ной «Молит­ве задер­жа­ния»13.

Но там, где нет истин­но­го пока­я­ния и само­уни­чи­же­ния, там не может быть и пра­виль­но­го молит­вен­но­го настро­е­ния. Иска­ние «Цар­ства Божия и прав­ды Его» (Мф. 6:33) вытес­ня­ет­ся из созна­ния субъ­ек­та молит­вы забо­той о зем­ном и стра­хом перед види­мы­ми и неви­ди­мы­ми врагами.

* * *

Одно из про­ше­ний «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» зву­чит так: Уско­ри нам на помощь и побо­ри всех, про­ти­вя­щих­ся нам, силою Чест­на­го и Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня, молит­ва­ми Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, молит­ва­ми свя­тых Апо­сто­лов, Свя­ти­те­ля Чудо­твор­ца Нико­лая, Андрея, Хри­ста ради, юро­ди­во­го, св. про­ро­ка Илии и всех свя­тых вели­ко­му­че­ни­ков: св. муче­ни­ков Ники­ты и Евста­фия, и всех пре­по­доб­ных отцов наших, от века Богу уго­див­ших и всех свя­тых Небес­ных Сил.

Одна­ко в цер­ков­ной тра­ди­ции обра­щать­ся с подоб­ным про­ше­ни­ем мож­но толь­ко к Гос­по­ду! Скла­ды­ва­ет­ся впе­чат­ле­ние, что в созна­нии субъ­ек­та молит­вы Архан­гел Миха­ил зани­ма­ет место Бога. Епи­скоп Сум­ской Евло­гий (Гут­чен­ко) заме­ча­ет: «В этой молит­ве неиз­вест­ны­ми сочи­ни­те­ля­ми при­пи­сы­ва­ет­ся Архан­ге­лу Миха­и­лу чуть ли не Боже­ское досто­ин­ство, к нему молит­ся Матерь Божия и свя­тые угод­ни­ки. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние ста­вит Бого­ро­ди­цу выше Херу­ви­мов и Сера­фи­мов и всех Небес­ных Сил. Матерь Божия, свя­тые архан­ге­лы и анге­лы и угод­ни­ки Божии совер­ша­ют свою молит­ву о нас не перед Архан­ге­лом Миха­и­лом, а перед Гос­по­дом Богом». Таким обра­зом, в «Молит­ве Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» име­ет место откро­вен­ное иска­же­ние уче­ния Церк­ви14.

В неко­то­рых спис­ках XVI-нач. XX вв. Архан­ге­лу Миха­и­лу усво­я­ет­ся Свя­той Дух: «О чюд­ный архи­стра­ти­же страш­ный Михай­ле архан­ге­ле, хра­ни­те­лю неиз­ре­чен­ных таин, егда услы­ши­ши глас раба Божия имрек, при­зы­ва­ю­ща­го тя на помощь, Михай­ле архан­ге­ле, услы­ши и уско­ри на помощь мою и про­же­ни от мене вся про­тив­ныя нечи­стыя духи, силою Свя­то­го тво­е­го Духа, молит­ва­ми свя­тых апо­стол и свя­тых про­рок, свя­тых свя­ти­тель и свя­тых муче­ник и свя­тых пустын­ник, свя­тых без­мезд­ник и свя­тых столп­ник, свя­тых муче­ниц и всех свя­тых пра­вед­ник, уго­див­ших от века Хри­сту молит­ва­ми их»15. Суще­ство­ва­ли спис­ки «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», в кото­рых субъ­ект молит­вы обра­ща­ет­ся к Гос­по­ду и Архан­ге­лу Миха­и­лу как к одно­му лицу: «Гос­по­ди, Гос­по­ди вели­кий Архан­ге­ле Миха­и­ле, услы­ши глас греш­на­го раба сво­е­го (имя­рек), моля­ща­го­ся к тебе и при­зы­ва­ю­ща­го на помощь мою имя твое пре­свя­тое, уско­ри щед­рый на помощь мою и услы­ши молит­ву мою»16. В том вари­ан­те, кото­рый изве­стен под назва­ни­ем «Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам», в созна­нии субъ­ек­та молит­вы сме­ши­ва­ют­ся обра­зы Гос­по­да и обо­их этих Архан­ге­лов: «Гос­по­ди, Гос­по­ди, вели­кий архи­стра­ти­зе, демо­нов сокруш­ни­цы, запре­ти­те всем вра­гам, борю­щим­ся со мною… Гос­по­ди, Гос­по­ди вели­ки, Миха­и­ле и Гав­ри­и­ле архи­стра­ти­зи, когда услы­ши­те гла­гол раба сво­е­го (имя река), при­зы­ва­ю­ща­го вас на помощь себе, ско­ри­те на помощь мою… огра­ди­те мя силою Свя­та­го Духа и молит­ва­ми Пре­чи­стыя Вла­ды­чи­цы нашея Бого­ро­ди­цы и При­сна­де­вы Марии, свя­тых небес­ных сил, ангел и архан­гел, и свя­тых апо­сто­лов, про­ро­ков и свя­тых свя­ти­те­лей, пре­по­доб­ных отец, пра­вед­ни­ков и без­среб­ре­ни­ков, и свя­тых муче­ни­ков, и муче­ниц, пре­по­доб­ных жен и всех свя­тых отец молит­ва­ми вели­ким вое­во­дам небес­ных сил»17.

В отли­чие от апо­кри­фи­че­ских тек­стов, цер­ков­ное веро­уче­ние не допус­ка­ет како­го-либо сме­ше­ния анге­лов с Гос­по­дом – Твор­цом ангелов.

* * *

В неко­то­рых вари­ан­тах «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» сопро­вож­да­ет­ся при­пис­ка­ми, сви­де­тель­ству­ю­щи­ми о том, что она мог­ла играть роль обе­ре­га: «Аще кото­рый чело­век кото­ра­го дни про­чи­та­ет молит­ву сию, того дня не при­кос­нет­ся к нему диа­вол, ни злой дух, и той чело­век будет иметь на души и серд­ци сво­ем весе­лие. И аще кото­рый чело­век пре­ста­вит­ся от жития сего, то ад душу его не при­мет»18; «Аще кото­рый чело­век кото­ра­го дни про­чи­та­ет молит­ву сию и того дни не при­кос­нет­ся к нему дья­вол незлой чело­век ниле­но­стию блаз­нит­ся серд­це его аще или чело­век пре­ста­вит­ся от жития сего, то над душой его не при­мет силы»19.

Из подоб­ных «инструк­ций» сле­ду­ет, что вла­дель­цу молит­вы нет необ­хо­ди­мо­сти стре­мить­ся к жиз­ни во Хри­сте, соблю­дая запо­ве­ди. Дей­стви­тель­но, зачем нуж­но жить «достой­но бла­го­вест­во­ва­ния Хри­сто­ва» (Флп. 1:27), если доста­точ­но лишь еже­днев­но читать «молит­ву сию», и избав­ле­ние от ада и «на души весе­лие» гарантированы?..

В народ­ной сре­де функ­ци­я­ми обе­ре­га наде­ля­лась не толь­ко «Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», но и дру­гие апо­кри­фи­че­ские тек­сты, напри­мер, «Сон Бого­ро­ди­цы»: «Кто этот сон ста­нет по три­жды в день чита­ти, на гла­ве дер­жа­ти и в чисто­те носи­ти, тот чело­век от Бога спа­се­ние полу­чит»20; «И аще кто его в пути сво­ем с собою носит, тому чело­ве­ку во вся­ком пути не при­кос­нет­ся дия­вол, ни злой чело­век, ниже нечи­стой дух. И еще кото­рый чело­век сон твой, Бого­ро­ди­це, в дому у себя дер­жит, и тому чело­ве­ку ни тать­бы, ни раз­бой­ни­кам; в том дом – рабом здра­вие и ско­том житие, гос­по­ди­ну при­бы­ток; по водам – тихое при­ста­ни­ще и во бесе­де – честь»21; «Аще кото­рой чело­век при смер­ти сво­ей помя­нет или про­чи­та­ет, или кому даст про­чи­тать, и кто с верой послу­ша­ет сего Боже­ствен­на­го писа­ния, тот чело­век муки веч­ной и огня паля­ща­го, и тар­та­ра­ра пре­ис­под­ня­го избав­лен будет… Аще кото­рый сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напи­шот, или кто с верою послу­ша­ет сего Боже­ствен­на­го писа­ния,… и тот чело­век иметь себе будет отпу­ще­ние гре­хов, и вос­при­и­мут душу его анге­лы гос­под­ни из тела его, и доне­сут до цар­ствия небес­на­го Авра­аму в рай»22.

Во всех тако­го рода слу­ча­ях мы встре­ча­ем­ся с суе­вер­ной убеж­ден­но­стью в том, что мож­но достичь зем­но­го бла­го­по­лу­чия и веч­но­го спа­се­ния путем чте­ния либо про­сто хра­не­ния тек­ста, кото­ро­му при­пи­сы­ва­ет­ся маги­че­ская сила.

* * *

Порой к тек­сту «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» дела­ют­ся сле­ду­ю­щие при­ме­ча­ния: «Сия молит­ва напи­са­на на папер­ти Архан­ге­ла Миха­и­ла в Москве, яже име­ну­ет­ся Чудов мона­стырь»; «Молит­ва эта была напи­са­на на папер­ти хра­ма Архи­стра­ти­га Миха­и­ла в Москве, в Крем­ле, в Чудо­вом мона­сты­ре, взо­рван­ном вско­ре после октябрь­ско­го переворота».

Нет ника­ких досто­вер­ных источ­ни­ков, кото­рые мог­ли бы под­твер­дить истин­ность этой вер­сии про­ис­хож­де­ния молит­вы. Здесь мы име­ем дело со стрем­ле­ни­ем созда­те­лей и рас­про­стра­ни­те­лей апо­кри­фи­че­ских про­из­ве­де­ний вызвать дове­рие к сомни­тель­ным тек­стам. Ска­жем, ссыл­ка на имя свя­то­го подвиж­ни­ка долж­на при­дать апо­кри­фам боль­ше веса в гла­зах чита­те­лей. «Молит­ва Кипри­а­на», напри­мер, свя­зы­ва­ет­ся с име­нем сщмч. Кипри­а­на, епи­ско­па Антио­хии Писи­дий­ской (память 2/15 окт.), одна из редак­ций апо­кри­фи­че­ско­го «Ска­за­ния о две­на­дца­ти пят­ни­цах» – с име­нем сщмч. Кли­мен­та, папы Рим­ско­го, «Молит­ве задер­жа­ния» при­пи­сы­ва­ет­ся про­ис­хож­де­ние из сбор­ни­ка молитв афон­ско­го стар­ца Пан­со­фия. Попыт­ка свя­зать про­ис­хож­де­ние «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» имен­но с Чудо­вым мона­сты­рем объ­яс­ня­ет­ся, веро­ят­но, тем, что этот мона­стырь был осно­ван свт. Алек­си­ем Мос­ков­ским при хра­ме, освя­щен­ном во имя Чуда Архан­ге­ла Миха­и­ла в Хонех23.

Рас­ска­зы о чудес­ном появ­ле­нии тек­ста и о его маги­че­ской силе встре­ча­ют­ся и в так назы­ва­е­мых «маги­че­ских пись­мах». К это­му типу сакраль­но­го тек­ста отно­сят­ся «свя­тые», «небес­ные» пись­ма и «пись­ма сча­стья». Чудес­ное появ­ле­ние «небес­но­го пись­ма» явля­ет­ся обос­но­ва­ни­ем его маги­че­ской силы: «Эта молит­ва берет свое нача­ло в Иеру­са­ли­ме, и кто полу­чит ее, дол­жен в тече­ние 9 дней посы­лать ее дру­гим лицам. Кто испол­нит это – будет иметь осво­бож­де­ние от несча­стий»24; «В Иеру­са­ли­ме, во вре­мя литур­гии, был слы­шен голос гово­ря­щий: „вся­ко­му, кто будет читать эту молит­ву, того Бог изба­вит от бед­ствий!“ Эта молит­ва была при­сла­на Епи­ско­пу, что­бы он разо­слал ее девя­ти лицам, и ска­за­но: кто не хочет это­го сде­лать, того постиг­нет боль­шое несча­стье»25. Чудес­ное появ­ле­ние маги­че­ско­го пись­ма, как и про­ис­хож­де­ние «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», может свя­зы­вать­ся с папер­тью мона­сты­ря. В одном из «небес­ных писем», кото­рые рас­про­стра­ня­лись в СССР во вто­рой поло­вине 1920‑х – нача­ле 1930‑х гг., ска­за­но: «Посла­ние это най­де­но на папер­ти закры­то­го мона­сты­ря во имя 42х муче­ни­ков на Новом Афоне. Кто про­чтет это посла­ние и пере­пи­шет на 7 листах и разо­шлет 7 веру­ю­щим, тому про­ща­ет­ся 49 гре­хов»26. Свер­хе­сте­ствен­ное «обре­те­ние» неко­то­рых вари­ан­тов «свя­тых писем» свя­зы­ва­ет­ся с ико­ной или алта­рем Архан­ге­ла Миха­и­ла: «Это пись­мо было най­де­но в горо­де Риме, в алта­ре Свя­то­го Архан­ге­ла Миха­и­ла, никто не знал отку­да оно, напи­сан­ное золо­ты­ми бук­ва­ми…»; «пись­мо… висе­ло на иконе свя­то­го архан­ге­ла Миха­и­ла на Мас­ли­но­вой горе, пись­мо висе­ло на мас­ли­но­вом дере­ве»; «сие пись­мо най­де­но в зем­ле Бри­тан­ской, на горе Табо­ре, под обра­зом св. Миха­и­ла»27.

* * *

В тех спис­ках «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил», кото­рые были рас­про­стра­не­ны в XVI – нач. XX вв., встре­ча­лись заго­вор­ные фор­му­лы: «соблю­ди раба Божия в бедах и в скор­бех и в печа­лех, на рас­пу­ти­ях, на реках, и в пусты­нях, в ратех, в царех, и в кня­зех, в вель­мо­жах, и в людех, и во вся­кой вла­сти»28, «сотво­ри­те мя чест­на у царя и у вла­стей, и у кня­зей, и у вель­мож и у людей»29. В вари­ан­тах молит­вы, име­ю­щих хож­де­ние в наши дни, фольк­лор­ные эле­мен­ты ста­ли менее замет­ны. И все же «оцер­ко­вить» текст, изна­чаль­но быв­ший нецер­ков­ным, не уда­ет­ся. Отсут­ствие под­лин­но хри­сти­ан­ско­го молит­вен­но­го настро­е­ния вку­пе с лож­ным пред­став­ле­ни­ем об Архан­ге­ле Миха­и­ле про­дол­жа­ют сви­де­тель­ство­вать об апо­кри­фи­че­ском про­ис­хож­де­нии «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил».

См. так­же: Апо­криф об Архан­ге­ле Миха­и­ле – осво­бо­ди­те­ле душ из ада


1 Об апо­кри­фи­че­ских, или нека­но­ни­че­ских, молит­вах см. : «Молит­ва задер­жа­ния».

2 См., напр.: Молит­ва Архан­ге­лу Миха­и­лу, гроз­но­му вое­во­де небес­ных сил // П. С. Ефи­мен­ко. Закли­на­ния, наго­во­ры, обе­ре­ги. М.: 1878. Ч. 2. Народ­ная сло­вес­ность. С. 164—165. ; Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу // Там же. С. 165. ; Молит­ва Архи­стра­ти­гу Миха­и­лу Гроз­но­му вое­во­де небес­ной силы // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Там же. С. 11—12.

3 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

4 Там же. См. так­же: Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

5 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

6 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

7 Здесь и далее цита­ты из «Молит­вы Архан­ге­лу Миха­и­лу, Гроз­но­му вое­во­де Небес­ных Сил» выде­ле­ны кур­си­вом.

8 Молит­ва Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из кано­на Анге­лу Хра­ни­те­лю // Пра­во­слав­ный молит­во­слов и Псал­тирь. Изда­ние Свя­то-Дани­ло­ва мона­сты­ря, 1995. С. 70.

9 Молит­ва 9‑я, ко Анге­лу Хра­ни­те­лю. Из молитв утрен­них // Там же. С. 16.

10 Молит­ва Пре­по­доб­но­му Сер­гию, Радо­неж­ско­му чудо­твор­цу // Там же. С. 211.

11 Молит­ва Свя­ти­те­лю Нико­лаю // Там же. С. 215.

12 Молит­ва ко свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че. Из кано­на свя­то­му Иоан­ну Пред­те­че // Там же. С. 81.

13 «Молит­ва задержания».

14 Архи­манд­рит Евло­гий (Гут­чен­ко), рек­тор Одес­ской Духов­ной Семи­на­рии. Основ­ные усло­вия пра­виль­ной молитвы.

15 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

16 См.: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

17 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

18 Цит. по: В. М. Быко­ва. Молит­ва архан­ге­лу Миха­и­лу в руко­пис­ном собра­нии музея-запо­вед­ни­ка «Кижи» // Киж­ский вест­ник № 10. Ред.-сост. И. В. Мель­ни­ков. Музей-запо­вед­ник «Кижи». Пет­ро­за­водск. 2005.

19 Молит­ва Миха­и­лу Архан­ге­лу Гроз­но­му Вое­во­де Небес­ных сил // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.

20 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Мати моя воз­люб­лен­ная, где ты была-побы­ва­ла?. .») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.

21 Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы («Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы, Мати Хри­ста Бога наше­го спа­ла еси…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.

22 [Сон Пре­свя­тыя Бого­ро­ди­цы] («Опо­чи­ва­ла еси Вла­ды­чи­ца наша…») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.

23 См., напр.: Алек­сий, свт., митр. всея Руси.

24 А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

25 Молит­ва («…поми­луй нас и всех людей тво­их!..») // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.

26 Цит. по: А. А. Пан­чен­ко. Усколь­за­ю­щий текст: про­ро­че­ство и маги­че­ское письмо.

27 Е. Н. Кви­лин­ко­ва. Вари­ан­ты «эпи­сто­лий» о вос­крес­ном дне, зафик­си­ро­ван­ные в гагауз­ских селах юга Молдовы.

28 Д. С. Лиха­чев. Канон и молит­ва Анге­лу Гроз­но­му вое­во­де Пар­фе­ния Уро­ди­во­го (Ива­на Грозного).

29 Молит­ва Миха­и­лу и Гав­ри­и­лу архан­ге­лам // Н. Вино­гра­дов. Заго­во­ры, обе­ре­ги, спа­си­тель­ные молит­вы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» | Кижский вестник №10| Электронная библиотека

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №04-04-00291а.

В древнерусской православной культуре архангел Михаил известен, прежде всего, как грозный и непреклонный борец со злом. Таким он предстает в сюжете о свержении с небес сатаны и создании ангельского собора
[1]
, в Откровении Иоанна (12:7–9), на некоторых иконах (крылатый воин с мечом или крылатый всадник, поражающий змея) и в других произведениях письменности и искусства.

Однако образ архистратига Михаила не исчерпывается данными представлениями. В ряде памятников древнерусской культуры архангел Михаил выступает в роли милостивого заступника, молящегося за весь человеческий род. В качестве примера можно привести иконографические деисусные изображения архангела, апокрифические видения и откровения (Видение апостола Павла, Видение Исайи, Откровение Варуха).

Многочисленные молитвы, обращенные к архангелу Михаилу, объединяют эти, на первый взгляд, несовместимые черты и создают образ грозного, но милостивого ангела. Особое место среди таких текстов занимают апокрифические молитвы. Одна из них входит в состав рукописей из собрания музея–заповедника «Кижи».

В данном собрании находятся две рукописи, содержащие молитву архангелу Михаилу. Это сборник «Духовные молитвы», написанный в 1911 г. Г.П.Корниловым
[2]
(КП
[3]
–4261/6), и миниатюрная рукопись (8 листов) второй половины XIX в., которая состоит только из этой молитвы (КП–4861).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia. ru]

Текст молитвы в данных рукописях совпадает дословно, есть только одно разночтение: в КП–4861 традиционное наименование «имярек» конкретизировано – Петр. Вероятно, это Петр Корнилов, так как рукопись принадлежала Корниловым. Данная рукопись, судя по ее маленьким размерам и содержащемуся в ней имени собственному, могла выполнять функцию оберега, амулета. В коллекции Корниловых имеются и другие рукописи с подобным назначением
[4]
.

Первой работой, посвященной «ложным» молитвам (в том числе и интересующей нас молитве), стала статья А.И.Яцимирского
[5]
. В ней исследователь опубликовал несколько списков молитвы архангелу Михаилу и указал на русское происхождение этого текста. А.И.Яцимирский отметил также, что иногда в рукописях молитва архангелу Михаилу сопровождалась предисловием, содержавшим определенные обещания за чтение этой молитвы: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет»
[6]
. Подобное обещание придавало молитве особую мистическую силу. При издании молитвы в молитвенниках и требниках данное предисловие опускалось.

По нашим наблюдениям, это предисловие встречается крайне редко: среди изученных нами 23 списков молитвы XVI–XIX вв. только два сопровождаются предисловием. Молитвы архангелу Михаилу из собрания музея–заповедника «Кижи» такого предисловия не имеют.

Сам текст молитвы в рукописной традиции варьируется незначительно. Можно сказать, что списки молитвы отличаются друг от друга степенью полноты набора определенных словесных формул и мотивов. Молитва архангелу Михаилу, представленная в кижских рукописях, является кратким вариантом, по сравнению с другими списками. Например, в ней отсутствуют такие устойчивые определения архангела Михаила, как «сокрушитель демонов», «неизреченный хранитель». В конце данной молитвы опущена просьба, которая читается в большинстве известных нам списков: «Избави мя от труса и потопа, от огня и меча, и от напрасныя смерти, и от всякаго зла и бури, наносимыя от лукаваго, избави мя, великий Михаиле архангеле»
[7]
.

Более полный, чем в КП–4261/6, текст молитвы был опубликован Д.С.Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук (33.3.20)
[8]
. Д.С.Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1570–1580-е гг. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с каноном ангелу грозному воеводе. На сомнительность подобной атрибуции указали А.А.Турилов и А.В.Чернецов — они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в.
[9]
. Это список из Российской Государственной библиотеки (Москва), из собрания В.М.Ундольского, №55.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX веков и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров. Некоторые рукописи содержат следующую запись: «Сия молитва написана в паперте в Москве, яже именуется Чудов монастырь»
[10]
. Но, как отмечают А. А.Турилов и А.В.Чернецов, проверить это свидетельство нельзя.

Молитва архангелу Михаилу публикуется по рукописи КП–4261/6 с соблюдением орфографии источника. Знаки препинания расставляются по современным правилам пунктуации.

// (л. 8) Молитва Михаила Архистратига

Господи Боже великий царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила на помощь мнѣ грѣшному рабу своему (имярекъ). // (л.8об.) Избави мя, Господи, отъ врагъ моихъ видимыхъ и невидимыхъ, запрети всемъ врагомъ моимъ борющимся со мною, сотвори ихъ яко овца, сокруши ихъ яко прахъ предъ лицемъ вѣтра. Господи, Господи, великий Михаилѣ архангеле, первый княже и воевода небесныхъ силъ, херувимъ и серафимъ шестокрылатыхъ и всѣхъ ангелъ и архангелъ, чудный и страшный честный архангеле Михаиле, буди мне помощникъ рабу своему (имярекъ) въ бѣдахъ и в скорбехъ и въ печалехъ и въ пустыняхъ и в тесныхъ местехъ, на ратѣ и на рѣкахъ и на распутияхъ и отъ всякия прелести // (л.9) вражия избави мя. Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши гласъ грѣшнаго раба своего (имярекъ), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою. Великий архангеле Михаиле, победи вся противляющиеся мне силою Святаго Духа, молитвами Пречистыя Богородица и святыхъ святителей и исповедниковъ и безмездныхъ и святыхъ мученикъ и мученицъ. Архангеле Михаиле, помози мне грѣшному рабу своему (имярекъ) всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ. Аминь. Конецъ.

  • [1] Собор архистратига Михаила празднуется 8 ноября (по старому стилю). История о том, как архангел Михаил возглавил ангельское воинство, низверг сатану в ад и стал грозным воеводой небесных сил, излагается в различных древнерусских текстах, посвященных этому празднику. См., например, статьи на 8 ноября в Великих Минеях Четьих, Прологе, Торжественнике.
  • [2] Описание коллекции заонежских крестьян Корниловых см.: Шилов Н. И. Архив и библиотека заонежских крестьян Корниловых в собрании музея-заповедника «Кижи» // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения–95»: Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 310 – 317.
  • [3] Книга поступлений.
  • [4] Это рукопись КП–4261/2. Описание и публикацию данного памятника см.: Воробьева С.В., Пигин А.В., Шилов Н.И. Рукописные заговоры–молитвы из библиотеки заонежских крестьян Корниловых // Отреченное чтение в России XVII –XVIII веков / Отв. ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.233–245.
  • [5] Яцимирский А.И. К истории ложных молитв в южнославянской письменности // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1913. Т.18. Кн.3. С.1–102; СПб., 1914. Т.18. Кн.4. С.16–126.
  • [6] Там же. Т.18. Кн.3. С.51.
  • [7] Сборник молитв XVIII в. из рукописного собрания Общества любителей древней письменности (Российская Национальная библиотека) – ОЛДП. О.9. Л.16.
  • [8] Лихачев Д.С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С.10–27.
  • [9] Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченные верования в русской рукописной традиции // Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков / Отв. ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.58–60.
  • [10] Там же. С.60.

//
Кижский вестник №10
Ред.-сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи».
Петрозаводск.
2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании,
что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Св. Архангел Михаил Новена — Молитесь больше Новенас

Новенький тут? Присоединяйтесь к нам в молитве!
кликните сюда
чтобы получать напоминания Novena по электронной почте!

  • Святой Михаил Архангел Новена

Св. Архангел Михаил несколько раз упоминается в Библии и почитается как «Князь ангелов».

Он известен тем, что ходатайствует за нас о защите от зла ​​и об исцелении.

В христианском искусстве его часто изображают в доспехах, вооруженным мечом или копьем и убивающим дракона, змея или сатану.

Подробнее об Архангеле Михаиле

Католическая церковь называет Архангела Михаила Святым Михаилом, несмотря на то, что он ангел, а не святой, признанный в результате канонизации. Он считается принцем всех Божьих ангелов и защитником церкви.

Было несколько случаев, когда святой Михаил упоминается в Библии, среди них:

  • В Книге Даниила святой Михаил упоминается как «Великий князь и защитник вашего народа»
  • Как ангел с мечом, представившийся Джошуа незадолго до падения Иерихона, как командующий войском Господа.
  • Как предводитель Ангелов, изгнавших Сатану и его приспешников согласно Книге Откровений
  • Как Архангел в Послании Иуды
  • В Послании к Фессалоникийцам упоминается архангел, который возвестит второе пришествие Христа. Хотя это не идентифицировано, считается, что это относится к Святому Михаилу.

Святой Михаил почитается как целитель и защитник католической церкви. Его праздник отмечается 29 сентября, но мы молимся новене в феврале.

Святой Михаил Архангел Новена — День 1

Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь.

Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.

Святой Архангел Михаил, моли Бога, чтобы мы были благословлены Богом с усердием жить в соответствии с учением Христа.

Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.

Именно в духе этого смирения мы просим твоего заступничества в наших прошениях…

(изложи свои прошения)

«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нашей защитой от нечестия и сетей дьявол. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь.

Святой Михаил Архангел Новена — День 2

Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.

Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы мы имели благодать видеть образ Божий в наименьшем из наших братьев и сестер.

Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.

Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…

(изложить свои прошения)

«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Михаил Архангел Новена — День 3

Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.

Святой Архангел Михаил, молись, чтобы мы были защищены от сетей дьявола, чтобы мы могли избежать всех случаев греха.

Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.

Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…

(изложить свои прошения)

«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Михаил Архангел Новена — День 4

Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.

Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас было непреодолимое желание смириться перед Богом в служении Его Воле.

Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.

Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…

(изложить свои прошения)

«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Михаил Архангел Новена — День 5

Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.

Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас были нравственные силы победить беспорядочные желания и страсти, которые заменят собой Всемогущего Бога.

Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.

Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…

(изложить свои прошения)

«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Михаил Архангел Новена — День 6

Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.

Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас была вера, чтобы по-настоящему доверить свою жизнь любящей заботе нашего Небесного Отца.

Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.

Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…

(изложить свои прошения)

«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Михаил Архангел Новена — День 7

Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.

Святой Архангел Михаил, молись, чтобы у нас была благодать с радостью посвящать все, что мы делаем, во славу Божию.

Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.

Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…

(изложить свои прошения)

«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Михаил Архангел Новена — День 8

Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.

Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас была воля верно повиноваться Богу во всех Его заповедях.

Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.

Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…

(изложить свои прошения)

«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Михаил Архангел Новена — День 9

Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.

Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога

Святой Архангел Михаил, молись, чтобы у нас была благодать разделить вечность с нашим Небесным Отцом.

Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.

Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…

(укажите ваши прошения)

«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».

Аминь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Аминь

Святой Архангел Михаил, Покровитель…

Святой Архангел Михаил является покровителем бакалейщиков, моряков, десантников, полиции и болезней.

Щелкните здесь, чтобы найти другие новенны, подобные этой.

Зарегистрируйтесь здесь, чтобы молиться больше новенен с тысячами верных людей со всего мира!

Святой Михаил, его молитва и версия, которую вы никогда не видели

Поклонение Святому Михаилу является древним и широко распространенным. Перед лицом восстания падших ангелов и человечества этот архангел стоит как Князь Небесных Сонмов, охраняя мир, жители которого, похоже, полны решимости свергнуть и заменить Бога.

Сегодня, когда демонические нападения на семью, общество и культуру достигли своего пика, его защита абсолютно необходима.

Самым важным способом поиска его помощи, конечно же, является молитва Святого Михаила, которую читают католики во всем мире.

Но знаете ли вы, что на самом деле говорилось в версии этой молитвы 1888 года, что довольно пугающе?

Давайте узнаем факты об истории этой молитвы, но сначала — мы должны сосредоточиться на самом Архангеле.

Святой Михаил: воин с самого начала

Св. Михаил появляется как в Ветхом, так и в Новом Завете. Его имя на иврите — Михаэль , что означает «Кто подобен Богу?»

Он был предводителем небесного воинства с тех пор, как ангелы испытали его, в котором он возмутился неповиновением сатаны и восстал, чтобы сделать свой собственный выбор служить Господу и защищать Его святое имя и все, что Он сделал .

…среди переворота в ангельских чинах, среди тех, кто избрал против Бога и Его воли, раздался другой крик от ангела, поставленного в один из нижних чинов, архангела, который взывал с силой любви, преодолевающей всякую личную гордость:  Бог совершенен. Богу все хорошо. Кто равен Ему в мудрости или силе? Кто подобен Богу?

Эти слова, первый риторический вопрос в истории творения, были сформированы в совершенной истине, любви и смирении. Они отождествляют и называют ангела, говорившего их: Михаила, который становится предводителем небесных воинств в первом столкновении воли между ангелами Божьими и теми, кто стал его противниками…

о. Джон Хорган, Его ангелы на нашей стороне

Сам св. Гавриил называл Михаила «Михаилом, князем твоим» и «одним из главных князей» пророку Даниилу (Дан. 10:13, 21), ибо Михаил поддерживал Гавриила в его духовной битве против различных языческих царей.

Считается, что Святой Михаил был личным опекуном Иисуса Христа, пока Он был на земле. Церковь всегда глубоко почитала этого архангела, который является ее верным защитником и заклятым врагом сатаны. Святилища были построены в его честь с 1 века, и многие святые глубоко почитали его.

Согласно христианской традиции, Святой Михаил выполняет четыре функции:

  1. Он борется с сатаной
  2. Он спасает души верующих от власти врага, особенно в час смерти
  3. Он защитник Божьего народа и покровитель Церкви
  4. Он посещает умирающих приводит их души на суд

Святой Михаил известен тем, что помогает экзорцистам изгонять бесов. Адам Блай, демонолог и тренер экзорцистов, отмечает, что демоны боятся Майкла и «редко бывают достаточно смелыми, чтобы ругать его или бросать ему вызов». Демоны были вынуждены признать во время экзорцизма, что Михаил — «величайший и самый большой из ангелов» и что они «боятся его».

Святой Михаил лично вмешался в тщательно задокументированный экзорцизм 1949 года «Робби Мангейма» (настоящее имя защищено). Месяцы экзорцизма священников наконец закончились в пасхальное воскресенье, когда в разгар молитв экзорцизма властный голос назвал себя Михаилом и приказал сатане уйти СЕЙЧАС «во имя Господина (Господа)». Последовали сильные конвульсии бесноватого и «своего рода звуковой удар», по словам священника, — и дьявол был изгнан из тела мальчика раз и навсегда. Полдюжины священников, молящихся на богослужении в соседней церкви колледжа, также слышали бум  и увидел невероятный свет, наполнивший всю церковь.

Эти истории должны усилить наше благоговение перед Святым Михаилом, Хранителем Католической Церкви, и побудить нас искать его заступничества за наши семьи и вселенскую Церковь.

Я с большим почтением отношусь к Святому Архангелу Михаилу; у него не было примера для подражания в исполнении воли Бога, и тем не менее он верно исполнял волю Божью.

Святая Фаустина Ковальска

Происхождение молитвы св. Михаила

Папа Лев XIII

Молитва св. Михаилу — относительно новое явление в истории Церкви. Он был составлен Папой Львом XIII и включен в «Молитвы после мессы» 1886 года, которые были добавлены и должны были быть произнесены после всех низких месс в латинском обряде.

Что вдохновило эту молитву? Существуют различные версии истории, объясняющие это.

Основная версия состоит в том, что Папе Льву XIII однажды было ужасное видение, вскоре после его утренней мессы. В некоторых источниках говорится, что он потерял сознание; другие говорят, что он был в трансе и смотрел на него с ужасом. В некоторых источниках говорится, что он подслушал разговор между Богом и дьяволом; другие говорят, что он просто увидел ужасное видение о делах сатаны, которые произойдут в 20-м веке.

История кажется правдоподобной, хотя у нас нет абсолютных доказательств. Например, у нас есть слова современника папы Льва XIII, «который был кардиналом и знал своего личного секретаря», и неназванного человека, который имел короткую аудиенцию у папы и написал об этом в немецком издании в 1891 году. Попав в Германию, история, похоже, распространилась по всему миру.

Вот убедительная версия, опубликованная в 1891 году:

Довольно своеобразное обстоятельство побудило Папу Льва XIII сочинить эту мощную молитву. Однажды после мессы он был на совещании с кардиналами. Внезапно он опустился на пол. Было вызвано сразу несколько врачей, но пульса не нашли — казалось, сама жизнь ушла из хрупкого и стареющего тела. Внезапно он оправился и сказал: «Какое ужасное видение было мне показано!» Он видел грядущие века, обольстительные силы и бредни бесов против Церкви в каждой стране. Но св. Михаил явился в минуту величайшего бедствия и низверг сатану и его сподвижников обратно в бездну ада. Таков был случай, который побудил Папу Льва XIII предписать эту молитву для вселенской Церкви.

Рассказ монсеньора Карла Фогла, представленный в Папа Лев XIII и молитва святому Михаилу Кевина Саймондса

Молитва 1888 года и молитва «Изгнание нечистой силы» 1890 года святому Михаилу

Знакомая нам молитва взята из «Молитв после (мало)мессы» 1886 года, составленных Папой Львом XIII.

Как мы узнаем из книги Кевина Саймондса об истории молитвы Святого Михаила:

Исторические свидетельства также свидетельствуют о том, что [Папа] Лев, возможно, издал — если не сочинил сам — 1888 г. Preactio ad S. Michaelem Archangelum молитва, которая, как мы обсуждали, стала частью молитвы 1890 Exorcismus .

[Т] он стиль молитвы 1890 Exorcismus отличался от обычных молитв экзорцизма. Разница в том, что молитва была не об изгнании бесов из человека, а о том, чтобы воспрепятствовать деятельности дьявола и его ангелов внутри Церкви.

Папа Лев XIII и молитва святому Михаилу Кевина Саймондса

Вот текст молитвы 1888 года:

Преславный князь небесных воинств, архангел святой Михаил, защити нас в битве и в великой борьбе, которую мы ведем против Начал и Властей, против владык мира тьмы и всякой нечисти. Приди на помощь человеку, которого Бог сотворил бессмертным, сотворил по Своему образу и подобию и спас ценой великой цены от тирании дьявола. С великой армией святых ангелов сражайся сегодня в битве Господней, как ты сражался в древности с Люцифером, предводителем гордых, и его ангелами-отступниками, которые были бессильны против тебя, и им не было больше места на Небесах. ; и то чудовище, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий весь мир, был низвержен в ад с ангелами своими.

Но теперь к этому первому врагу и убийце вернулась его наглая смелость. Приняв вид ангела света, он вторгся на землю и со всем своим сонмом злых духов бродит среди людей, стремясь изгладить имя Бога и Христа Его, схватить, погубить, влечь на вечную гибель души, предназначенные к венцу вечной славы. Этот злобный дракон изливает, как грязный поток, в души людей с загубленным умом и испорченным сердцем яд своего злодейства, дух лжи, нечестия и богохульства, чумное дыхание нечистоты и всякого порока и беззакония. . Хитрейшие враги наполнили озлоблением и облили желчью Церковь, Непорочную Жену Агнца, и подняли нечестивые руки на все самое святое в ней. Даже в том святом месте, где для просвещения мира поставлен престол блаженного Петра и престол истины, они воздвигли гнусный престол своего нечестия с беззаконной надеждой, что будет поражен Пастырь и рассеется стадо.

Восстань же, непобедимый князь, защити народ Божий от нападений нечестивых духов и дай им победу. Святая Церковь почитает тебя как своего хранителя и покровителя; оно славится тобой как своим защитником от злобных сил ада; тебе Бог вверил души, которые должны быть переданы местам Благословенных в вечном счастье. Молитесь же Богу мира, чтобы Он поверг сатану под наши ноги, настолько полностью побежденного, что он уже не может больше держать людей в рабстве и причинять вред Церкви. Вознеси молитвы наши пред Всевышним, чтобы милости Господни воспрепятствовали нам, и схвати дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и низвергни его, скованного цепями, в бездну, где он может больше не соблазнять души людей. Аминь.

V. Вот Крест Господень, летите враждебными рядами.

Р. Победил Лев из колена Иуды, Корень Давидов.

V. Да совершится в нас, Господи, милость Твоя.

Р. Как мы на Тебя надеялись.

V. Господи, услышь мою молитву.

Р. И да придет вопль мой к Тебе.

Да пребудут с нами милости Твои, Господи. / Как мы надеялись на тебя.

Господи, услышь мою молитву. / И пусть мой крик придет к тебе.

Помолимся.

О Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, мы призываем святое имя Твое и смиренно молим Твое милосердие, чтобы, через заступление приснонепорочной Девы и нашей Матери Марии, и славного Архангела Святого Михаила, Ты соблаговолишь помочь нам против сатаны и всех других нечистых духов, которые рыскают по миру на великую опасность для человеческого рода и потери душ. Аминь.

Папа Лев XIII

Михайловская молитва Заученный католиками

Вот текст широко известной сегодня молитвы, взятой из первого сочинения Папы Льва XIII.

Запоминать легко и важно. Многие католики читают его после чтения Розария:

.

Святой Архангел Михаил, защити нас в бою;
будь нашей защитой от зла ​​и сетей дьявола.
Да укорит его Бог, смиренно молим;
и ты, о князь небесного воинства,
силою Божией,
низвергнуть в ад Сатану и всех злых духов
, которые бродят по миру в поисках гибели душ.
Аминь.

Начиная с 1886 года, эту молитву священники и прихожане произносили после каждой мессы латинского обряда. После различных изменений, произошедших после Второго Ватиканского Собора, низшая месса была прекращена, а молитва св. Михаила, к сожалению, больше не читалась примерно с 1965 года. 

Однако в 1994 году Папа Иоанн Павел II призвал католиков чаще читать эту молитву. Вероятно, благодаря его поддержке молитва св. Михаила, хотя она больше не является частью мессы, стала совместно читаться мирянами во многих приходах после окончания мессы.

Ваш собственный приход может сделать это сегодня. Если нет, вы можете спросить своего приходского священника, может ли прихожане вместе читать эту молитву после мессы.

Крепко держитесь за это духовное оружие — молитесь ему ежедневно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts