Молитва михаила архистратига: Молитва Архистратигу Михаилу | Полный Православный Молитвослов — сборник молитв
Содержание
Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу — Молитвослов
«Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является, вероятно, одной из наиболее распространенных в наши дни апокрифических молитв1. Она часто называется просто «Молитва Архангелу Михаилу» (ее не следует смешивать с молитвами Архангелу Михаилу, не содержащими апокрифических элементов).
Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):
Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.
Этот текст представляет собой несколько измененную версию широко распространенной в народной среде в XVI – нач. XX вв. «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил»2. В 1913 г. А. И. Яцимирский опубликовал несколько списков этой апокрифической («ложной») молитвы и указал на русское происхождение этого текста3. Один из вариантов молитвы («Молитва к Господу нашему Исусу Христу, ко святому архангелу Михайлу») был опубликован Д. С. Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук. Д. С. Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1572 или 1573 г. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с Каноном Ангелу Грозному воеводе4.
Однако А. А. Турилов и А. В. Чернецов указали на сомнительность подобной атрибуции. Они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в. Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX вв. и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров5. Одним из вариантов «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам»6.
Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем7) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).
В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию).
* * *
Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).
Отметим, что в тексте «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» отсутствуют такие обычные для канонической молитвы прошения, как, например, следующие: «Царствия Божия причастника мя сотвори»8, «настави мя на путь спасения,… молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем»9, «испроси… падшим возставление»10, «умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов»11, «возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием»12. Прошений о даровании покаяния, об оставлении грехов нет и в другой распространенной апокрифической молитве – современной «Молитве задержания»13.
Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами.
* * *
Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.
Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога. Епископ Сумской Евлогий (Гутченко) замечает: «В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом». Таким образом, в «Молитве Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» имеет место откровенное искажение учения Церкви14.
В некоторых списках XVI-нач. XX вв. Архангелу Михаилу усвояется Святой Дух: «О чюдный архистратиже страшный Михайле архангеле, хранителю неизреченных таин, егда услышиши глас раба Божия имрек, призывающаго тя на помощь, Михайле архангеле, услыши и ускори на помощь мою и прожени от мене вся противныя нечистыя духи, силою Святого твоего Духа, молитвами святых апостол и святых пророк, святых святитель и святых мученик и святых пустынник, святых безмездник и святых столпник, святых мучениц и всех святых праведник, угодивших от века Христу молитвами их»15. Существовали списки «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», в которых субъект молитвы обращается к Господу и Архангелу Михаилу как к одному лицу: «Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего (имярек), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою»16. В том варианте, который известен под названием «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам», в сознании субъекта молитвы смешиваются образы Господа и обоих этих Архангелов: «Господи, Господи, великий архистратизе, демонов сокрушницы, запретите всем врагам, борющимся со мною… Господи, Господи велики, Михаиле и Гаврииле архистратизи, когда услышите глагол раба своего (имя река), призывающаго вас на помощь себе, скорите на помощь мою… оградите мя силою Святаго Духа и молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснадевы Марии, святых небесных сил, ангел и архангел, и святых апостолов, пророков и святых святителей, преподобных отец, праведников и безсребреников, и святых мучеников, и мучениц, преподобных жен и всех святых отец молитвами великим воеводам небесных сил»17.
В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.
* * *
В некоторых вариантах «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она могла играть роль оберега: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет»18; «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию и того дни не прикоснется к нему дьявол незлой человек ниленостию блазнится сердце его аще или человек преставится от жития сего, то над душой его не примет силы»19.
Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» (Флп. 1:27), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы?..
В народной среде функциями оберега наделялась не только «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», но и другие апокрифические тексты, например, «Сон Богородицы»: «Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит»20; «И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом – рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам – тихое пристанище и во беседе – честь»21; «Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай»22.
Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.
* * *
Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».
Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. Здесь мы имеем дело со стремлением создателей и распространителей апокрифических произведений вызвать доверие к сомнительным текстам. Скажем, ссылка на имя святого подвижника должна придать апокрифам больше веса в глазах читателей. «Молитва Киприана», например, связывается с именем сщмч. Киприана, епископа Антиохии Писидийской (память 2/15 окт.), одна из редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» – с именем сщмч. Климента, папы Римского, «Молитве задержания» приписывается происхождение из сборника молитв афонского старца Пансофия. Попытка связать происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» именно с Чудовым монастырем объясняется, вероятно, тем, что этот монастырь был основан свт. Алексием Московским при храме, освященном во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех23.
Рассказы о чудесном появлении текста и о его магической силе встречаются и в так называемых «магических письмах». К этому типу сакрального текста относятся «святые», «небесные» письма и «письма счастья». Чудесное появление «небесного письма» является обоснованием его магической силы: «Эта молитва берет свое начало в Иерусалиме, и кто получит ее, должен в течение 9 дней посылать ее другим лицам. Кто исполнит это – будет иметь освобождение от несчастий»24; «В Иерусалиме, во время литургии, был слышен голос говорящий: „всякому, кто будет читать эту молитву, того Бог избавит от бедствий!“ Эта молитва была прислана Епископу, чтобы он разослал ее девяти лицам, и сказано: кто не хочет этого сделать, того постигнет большое несчастье»25. Чудесное появление магического письма, как и происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», может связываться с папертью монастыря. В одном из «небесных писем», которые распространялись в СССР во второй половине 1920‑х – начале 1930‑х гг., сказано: «Послание это найдено на паперти закрытого монастыря во имя 42х мучеников на Новом Афоне. Кто прочтет это послание и перепишет на 7 листах и разошлет 7 верующим, тому прощается 49 грехов»26. Сверхестественное «обретение» некоторых вариантов «святых писем» связывается с иконой или алтарем Архангела Михаила: «Это письмо было найдено в городе Риме, в алтаре Святого Архангела Михаила, никто не знал откуда оно, написанное золотыми буквами…»; «письмо… висело на иконе святого архангела Михаила на Маслиновой горе, письмо висело на маслиновом дереве»; «сие письмо найдено в земле Британской, на горе Таборе, под образом св. Михаила»27.
* * *
В тех списках «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», которые были распространены в XVI – нач. XX вв., встречались заговорные формулы: «соблюди раба Божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти»28, «сотворите мя честна у царя и у властей, и у князей, и у вельмож и у людей»29. В вариантах молитвы, имеющих хождение в наши дни, фольклорные элементы стали менее заметны. И все же «оцерковить» текст, изначально бывший нецерковным, не удается. Отсутствие подлинно христианского молитвенного настроения вкупе с ложным представлением об Архангеле Михаиле продолжают свидетельствовать об апокрифическом происхождении «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил».
См. также: Апокриф об Архангеле Михаиле – освободителе душ из ада
1 Об апокрифических, или неканонических, молитвах см. : «Молитва задержания».
2 См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12.
3 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
4 Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).
5 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
6 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.
7 Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.
8 Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.
9 Молитва 9‑я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.
10 Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.
11 Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.
12 Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.
13 «Молитва задержания».
14 Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы.
15 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).
16 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
17 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.
18 Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
19 Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.
20 Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала?. .») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.
21 Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.
22 [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.
23 См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси.
24 А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.
25 Молитва («…помилуй нас и всех людей твоих!..») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.
26 Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.
27 Е. Н. Квилинкова. Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы.
28 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).
29 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.
Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» | Кижский вестник №10| Электронная библиотека
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №04-04-00291а.
В древнерусской православной культуре архангел Михаил известен, прежде всего, как грозный и непреклонный борец со злом. Таким он предстает в сюжете о свержении с небес сатаны и создании ангельского собора
[1]
, в Откровении Иоанна (12:7–9), на некоторых иконах (крылатый воин с мечом или крылатый всадник, поражающий змея) и в других произведениях письменности и искусства.
Однако образ архистратига Михаила не исчерпывается данными представлениями. В ряде памятников древнерусской культуры архангел Михаил выступает в роли милостивого заступника, молящегося за весь человеческий род. В качестве примера можно привести иконографические деисусные изображения архангела, апокрифические видения и откровения (Видение апостола Павла, Видение Исайи, Откровение Варуха).
Многочисленные молитвы, обращенные к архангелу Михаилу, объединяют эти, на первый взгляд, несовместимые черты и создают образ грозного, но милостивого ангела. Особое место среди таких текстов занимают апокрифические молитвы. Одна из них входит в состав рукописей из собрания музея–заповедника «Кижи».
В данном собрании находятся две рукописи, содержащие молитву архангелу Михаилу. Это сборник «Духовные молитвы», написанный в 1911 г. Г.П.Корниловым
[2]
(КП
[3]
–4261/6), и миниатюрная рукопись (8 листов) второй половины XIX в., которая состоит только из этой молитвы (КП–4861).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia. ru]
Текст молитвы в данных рукописях совпадает дословно, есть только одно разночтение: в КП–4861 традиционное наименование «имярек» конкретизировано – Петр. Вероятно, это Петр Корнилов, так как рукопись принадлежала Корниловым. Данная рукопись, судя по ее маленьким размерам и содержащемуся в ней имени собственному, могла выполнять функцию оберега, амулета. В коллекции Корниловых имеются и другие рукописи с подобным назначением
[4]
.
Первой работой, посвященной «ложным» молитвам (в том числе и интересующей нас молитве), стала статья А.И.Яцимирского
[5]
. В ней исследователь опубликовал несколько списков молитвы архангелу Михаилу и указал на русское происхождение этого текста. А.И.Яцимирский отметил также, что иногда в рукописях молитва архангелу Михаилу сопровождалась предисловием, содержавшим определенные обещания за чтение этой молитвы: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет»
[6]
. Подобное обещание придавало молитве особую мистическую силу. При издании молитвы в молитвенниках и требниках данное предисловие опускалось.
По нашим наблюдениям, это предисловие встречается крайне редко: среди изученных нами 23 списков молитвы XVI–XIX вв. только два сопровождаются предисловием. Молитвы архангелу Михаилу из собрания музея–заповедника «Кижи» такого предисловия не имеют.
Сам текст молитвы в рукописной традиции варьируется незначительно. Можно сказать, что списки молитвы отличаются друг от друга степенью полноты набора определенных словесных формул и мотивов. Молитва архангелу Михаилу, представленная в кижских рукописях, является кратким вариантом, по сравнению с другими списками. Например, в ней отсутствуют такие устойчивые определения архангела Михаила, как «сокрушитель демонов», «неизреченный хранитель». В конце данной молитвы опущена просьба, которая читается в большинстве известных нам списков: «Избави мя от труса и потопа, от огня и меча, и от напрасныя смерти, и от всякаго зла и бури, наносимыя от лукаваго, избави мя, великий Михаиле архангеле»
[7]
.
Более полный, чем в КП–4261/6, текст молитвы был опубликован Д.С.Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук (33.3.20)
[8]
. Д.С.Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1570–1580-е гг. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с каноном ангелу грозному воеводе. На сомнительность подобной атрибуции указали А.А.Турилов и А.В.Чернецов — они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в.
[9]
. Это список из Российской Государственной библиотеки (Москва), из собрания В.М.Ундольского, №55.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX веков и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров. Некоторые рукописи содержат следующую запись: «Сия молитва написана в паперте в Москве, яже именуется Чудов монастырь»
[10]
. Но, как отмечают А. А.Турилов и А.В.Чернецов, проверить это свидетельство нельзя.
Молитва архангелу Михаилу публикуется по рукописи КП–4261/6 с соблюдением орфографии источника. Знаки препинания расставляются по современным правилам пунктуации.
// (л. 8) Молитва Михаила Архистратига
Господи Боже великий царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила на помощь мнѣ грѣшному рабу своему (имярекъ). // (л.8об.) Избави мя, Господи, отъ врагъ моихъ видимыхъ и невидимыхъ, запрети всемъ врагомъ моимъ борющимся со мною, сотвори ихъ яко овца, сокруши ихъ яко прахъ предъ лицемъ вѣтра. Господи, Господи, великий Михаилѣ архангеле, первый княже и воевода небесныхъ силъ, херувимъ и серафимъ шестокрылатыхъ и всѣхъ ангелъ и архангелъ, чудный и страшный честный архангеле Михаиле, буди мне помощникъ рабу своему (имярекъ) въ бѣдахъ и в скорбехъ и въ печалехъ и въ пустыняхъ и в тесныхъ местехъ, на ратѣ и на рѣкахъ и на распутияхъ и отъ всякия прелести // (л.9) вражия избави мя. Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши гласъ грѣшнаго раба своего (имярекъ), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою. Великий архангеле Михаиле, победи вся противляющиеся мне силою Святаго Духа, молитвами Пречистыя Богородица и святыхъ святителей и исповедниковъ и безмездныхъ и святыхъ мученикъ и мученицъ. Архангеле Михаиле, помози мне грѣшному рабу своему (имярекъ) всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ. Аминь. Конецъ.
- [1] Собор архистратига Михаила празднуется 8 ноября (по старому стилю). История о том, как архангел Михаил возглавил ангельское воинство, низверг сатану в ад и стал грозным воеводой небесных сил, излагается в различных древнерусских текстах, посвященных этому празднику. См., например, статьи на 8 ноября в Великих Минеях Четьих, Прологе, Торжественнике.
- [2] Описание коллекции заонежских крестьян Корниловых см.: Шилов Н. И. Архив и библиотека заонежских крестьян Корниловых в собрании музея-заповедника «Кижи» // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения–95»: Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 310 – 317.
- [3] Книга поступлений.
- [4] Это рукопись КП–4261/2. Описание и публикацию данного памятника см.: Воробьева С.В., Пигин А.В., Шилов Н.И. Рукописные заговоры–молитвы из библиотеки заонежских крестьян Корниловых // Отреченное чтение в России XVII –XVIII веков / Отв. ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.233–245.
- [5] Яцимирский А.И. К истории ложных молитв в южнославянской письменности // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1913. Т.18. Кн.3. С.1–102; СПб., 1914. Т.18. Кн.4. С.16–126.
- [6] Там же. Т.18. Кн.3. С.51.
- [7] Сборник молитв XVIII в. из рукописного собрания Общества любителей древней письменности (Российская Национальная библиотека) – ОЛДП. О.9. Л.16.
- [8] Лихачев Д.С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С.10–27.
- [9] Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченные верования в русской рукописной традиции // Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков / Отв. ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.58–60.
- [10] Там же. С.60.
//
Кижский вестник №10
Ред.-сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи».
Петрозаводск.
2005.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании,
что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Св. Архангел Михаил Новена — Молитесь больше Новенас
Новенький тут? Присоединяйтесь к нам в молитве!
кликните сюда
чтобы получать напоминания Novena по электронной почте!
Святой Михаил Архангел Новена
Св. Архангел Михаил несколько раз упоминается в Библии и почитается как «Князь ангелов».
Он известен тем, что ходатайствует за нас о защите от зла и об исцелении.
В христианском искусстве его часто изображают в доспехах, вооруженным мечом или копьем и убивающим дракона, змея или сатану.
Подробнее об Архангеле Михаиле
Католическая церковь называет Архангела Михаила Святым Михаилом, несмотря на то, что он ангел, а не святой, признанный в результате канонизации. Он считается принцем всех Божьих ангелов и защитником церкви.
Было несколько случаев, когда святой Михаил упоминается в Библии, среди них:
- В Книге Даниила святой Михаил упоминается как «Великий князь и защитник вашего народа»
- Как ангел с мечом, представившийся Джошуа незадолго до падения Иерихона, как командующий войском Господа.
- Как предводитель Ангелов, изгнавших Сатану и его приспешников согласно Книге Откровений
- Как Архангел в Послании Иуды
- В Послании к Фессалоникийцам упоминается архангел, который возвестит второе пришествие Христа. Хотя это не идентифицировано, считается, что это относится к Святому Михаилу.
Святой Михаил почитается как целитель и защитник католической церкви. Его праздник отмечается 29 сентября, но мы молимся новене в феврале.
Святой Михаил Архангел Новена — День 1
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, моли Бога, чтобы мы были благословлены Богом с усердием жить в соответствии с учением Христа.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим твоего заступничества в наших прошениях…
(изложи свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нашей защитой от нечестия и сетей дьявол. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Святой Михаил Архангел Новена — День 2
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы мы имели благодать видеть образ Божий в наименьшем из наших братьев и сестер.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 3
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись, чтобы мы были защищены от сетей дьявола, чтобы мы могли избежать всех случаев греха.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 4
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас было непреодолимое желание смириться перед Богом в служении Его Воле.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 5
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас были нравственные силы победить беспорядочные желания и страсти, которые заменят собой Всемогущего Бога.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 6
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас была вера, чтобы по-настоящему доверить свою жизнь любящей заботе нашего Небесного Отца.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 7
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись, чтобы у нас была благодать с радостью посвящать все, что мы делаем, во славу Божию.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 8
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас была воля верно повиноваться Богу во всех Его заповедях.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 9
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога
Святой Архангел Михаил, молись, чтобы у нас была благодать разделить вечность с нашим Небесным Отцом.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(укажите ваши прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог укорит его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, Покровитель…
Святой Архангел Михаил является покровителем бакалейщиков, моряков, десантников, полиции и болезней.
Щелкните здесь, чтобы найти другие новенны, подобные этой.
Зарегистрируйтесь здесь, чтобы молиться больше новенен с тысячами верных людей со всего мира!
Святой Михаил, его молитва и версия, которую вы никогда не видели
Поклонение Святому Михаилу является древним и широко распространенным. Перед лицом восстания падших ангелов и человечества этот архангел стоит как Князь Небесных Сонмов, охраняя мир, жители которого, похоже, полны решимости свергнуть и заменить Бога.
Сегодня, когда демонические нападения на семью, общество и культуру достигли своего пика, его защита абсолютно необходима.
Самым важным способом поиска его помощи, конечно же, является молитва Святого Михаила, которую читают католики во всем мире.
Но знаете ли вы, что на самом деле говорилось в версии этой молитвы 1888 года, что довольно пугающе?
Давайте узнаем факты об истории этой молитвы, но сначала — мы должны сосредоточиться на самом Архангеле.
Святой Михаил: воин с самого начала
Св. Михаил появляется как в Ветхом, так и в Новом Завете. Его имя на иврите — Михаэль , что означает «Кто подобен Богу?»
Он был предводителем небесного воинства с тех пор, как ангелы испытали его, в котором он возмутился неповиновением сатаны и восстал, чтобы сделать свой собственный выбор служить Господу и защищать Его святое имя и все, что Он сделал .
…среди переворота в ангельских чинах, среди тех, кто избрал против Бога и Его воли, раздался другой крик от ангела, поставленного в один из нижних чинов, архангела, который взывал с силой любви, преодолевающей всякую личную гордость: Бог совершенен. Богу все хорошо. Кто равен Ему в мудрости или силе? Кто подобен Богу?
Эти слова, первый риторический вопрос в истории творения, были сформированы в совершенной истине, любви и смирении. Они отождествляют и называют ангела, говорившего их: Михаила, который становится предводителем небесных воинств в первом столкновении воли между ангелами Божьими и теми, кто стал его противниками…
о. Джон Хорган, Его ангелы на нашей стороне
Сам св. Гавриил называл Михаила «Михаилом, князем твоим» и «одним из главных князей» пророку Даниилу (Дан. 10:13, 21), ибо Михаил поддерживал Гавриила в его духовной битве против различных языческих царей.
Считается, что Святой Михаил был личным опекуном Иисуса Христа, пока Он был на земле. Церковь всегда глубоко почитала этого архангела, который является ее верным защитником и заклятым врагом сатаны. Святилища были построены в его честь с 1 века, и многие святые глубоко почитали его.
Согласно христианской традиции, Святой Михаил выполняет четыре функции:
- Он борется с сатаной
- Он спасает души верующих от власти врага, особенно в час смерти
- Он защитник Божьего народа и покровитель Церкви
- Он посещает умирающих приводит их души на суд
Святой Михаил известен тем, что помогает экзорцистам изгонять бесов. Адам Блай, демонолог и тренер экзорцистов, отмечает, что демоны боятся Майкла и «редко бывают достаточно смелыми, чтобы ругать его или бросать ему вызов». Демоны были вынуждены признать во время экзорцизма, что Михаил — «величайший и самый большой из ангелов» и что они «боятся его».
Святой Михаил лично вмешался в тщательно задокументированный экзорцизм 1949 года «Робби Мангейма» (настоящее имя защищено). Месяцы экзорцизма священников наконец закончились в пасхальное воскресенье, когда в разгар молитв экзорцизма властный голос назвал себя Михаилом и приказал сатане уйти СЕЙЧАС «во имя Господина (Господа)». Последовали сильные конвульсии бесноватого и «своего рода звуковой удар», по словам священника, — и дьявол был изгнан из тела мальчика раз и навсегда. Полдюжины священников, молящихся на богослужении в соседней церкви колледжа, также слышали бум и увидел невероятный свет, наполнивший всю церковь.
Эти истории должны усилить наше благоговение перед Святым Михаилом, Хранителем Католической Церкви, и побудить нас искать его заступничества за наши семьи и вселенскую Церковь.
Я с большим почтением отношусь к Святому Архангелу Михаилу; у него не было примера для подражания в исполнении воли Бога, и тем не менее он верно исполнял волю Божью.
Святая Фаустина Ковальска
Происхождение молитвы св. Михаила
Папа Лев XIII
Молитва св. Михаилу — относительно новое явление в истории Церкви. Он был составлен Папой Львом XIII и включен в «Молитвы после мессы» 1886 года, которые были добавлены и должны были быть произнесены после всех низких месс в латинском обряде.
Что вдохновило эту молитву? Существуют различные версии истории, объясняющие это.
Основная версия состоит в том, что Папе Льву XIII однажды было ужасное видение, вскоре после его утренней мессы. В некоторых источниках говорится, что он потерял сознание; другие говорят, что он был в трансе и смотрел на него с ужасом. В некоторых источниках говорится, что он подслушал разговор между Богом и дьяволом; другие говорят, что он просто увидел ужасное видение о делах сатаны, которые произойдут в 20-м веке.
История кажется правдоподобной, хотя у нас нет абсолютных доказательств. Например, у нас есть слова современника папы Льва XIII, «который был кардиналом и знал своего личного секретаря», и неназванного человека, который имел короткую аудиенцию у папы и написал об этом в немецком издании в 1891 году. Попав в Германию, история, похоже, распространилась по всему миру.
Вот убедительная версия, опубликованная в 1891 году:
Довольно своеобразное обстоятельство побудило Папу Льва XIII сочинить эту мощную молитву. Однажды после мессы он был на совещании с кардиналами. Внезапно он опустился на пол. Было вызвано сразу несколько врачей, но пульса не нашли — казалось, сама жизнь ушла из хрупкого и стареющего тела. Внезапно он оправился и сказал: «Какое ужасное видение было мне показано!» Он видел грядущие века, обольстительные силы и бредни бесов против Церкви в каждой стране. Но св. Михаил явился в минуту величайшего бедствия и низверг сатану и его сподвижников обратно в бездну ада. Таков был случай, который побудил Папу Льва XIII предписать эту молитву для вселенской Церкви.
Рассказ монсеньора Карла Фогла, представленный в Папа Лев XIII и молитва святому Михаилу Кевина Саймондса
Молитва 1888 года и молитва «Изгнание нечистой силы» 1890 года святому Михаилу
Знакомая нам молитва взята из «Молитв после (мало)мессы» 1886 года, составленных Папой Львом XIII.
Как мы узнаем из книги Кевина Саймондса об истории молитвы Святого Михаила:
Исторические свидетельства также свидетельствуют о том, что [Папа] Лев, возможно, издал — если не сочинил сам — 1888 г. Preactio ad S. Michaelem Archangelum молитва, которая, как мы обсуждали, стала частью молитвы 1890 Exorcismus .
[Т] он стиль молитвы 1890 Exorcismus отличался от обычных молитв экзорцизма. Разница в том, что молитва была не об изгнании бесов из человека, а о том, чтобы воспрепятствовать деятельности дьявола и его ангелов внутри Церкви.
Папа Лев XIII и молитва святому Михаилу Кевина Саймондса
Вот текст молитвы 1888 года:
Преславный князь небесных воинств, архангел святой Михаил, защити нас в битве и в великой борьбе, которую мы ведем против Начал и Властей, против владык мира тьмы и всякой нечисти. Приди на помощь человеку, которого Бог сотворил бессмертным, сотворил по Своему образу и подобию и спас ценой великой цены от тирании дьявола. С великой армией святых ангелов сражайся сегодня в битве Господней, как ты сражался в древности с Люцифером, предводителем гордых, и его ангелами-отступниками, которые были бессильны против тебя, и им не было больше места на Небесах. ; и то чудовище, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий весь мир, был низвержен в ад с ангелами своими.
Но теперь к этому первому врагу и убийце вернулась его наглая смелость. Приняв вид ангела света, он вторгся на землю и со всем своим сонмом злых духов бродит среди людей, стремясь изгладить имя Бога и Христа Его, схватить, погубить, влечь на вечную гибель души, предназначенные к венцу вечной славы. Этот злобный дракон изливает, как грязный поток, в души людей с загубленным умом и испорченным сердцем яд своего злодейства, дух лжи, нечестия и богохульства, чумное дыхание нечистоты и всякого порока и беззакония. . Хитрейшие враги наполнили озлоблением и облили желчью Церковь, Непорочную Жену Агнца, и подняли нечестивые руки на все самое святое в ней. Даже в том святом месте, где для просвещения мира поставлен престол блаженного Петра и престол истины, они воздвигли гнусный престол своего нечестия с беззаконной надеждой, что будет поражен Пастырь и рассеется стадо.
Восстань же, непобедимый князь, защити народ Божий от нападений нечестивых духов и дай им победу. Святая Церковь почитает тебя как своего хранителя и покровителя; оно славится тобой как своим защитником от злобных сил ада; тебе Бог вверил души, которые должны быть переданы местам Благословенных в вечном счастье. Молитесь же Богу мира, чтобы Он поверг сатану под наши ноги, настолько полностью побежденного, что он уже не может больше держать людей в рабстве и причинять вред Церкви. Вознеси молитвы наши пред Всевышним, чтобы милости Господни воспрепятствовали нам, и схвати дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и низвергни его, скованного цепями, в бездну, где он может больше не соблазнять души людей. Аминь.
V. Вот Крест Господень, летите враждебными рядами.
Р. Победил Лев из колена Иуды, Корень Давидов.
V. Да совершится в нас, Господи, милость Твоя.
Р. Как мы на Тебя надеялись.
V. Господи, услышь мою молитву.
Р. И да придет вопль мой к Тебе.
Да пребудут с нами милости Твои, Господи. / Как мы надеялись на тебя.
Господи, услышь мою молитву. / И пусть мой крик придет к тебе.
Помолимся.
О Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, мы призываем святое имя Твое и смиренно молим Твое милосердие, чтобы, через заступление приснонепорочной Девы и нашей Матери Марии, и славного Архангела Святого Михаила, Ты соблаговолишь помочь нам против сатаны и всех других нечистых духов, которые рыскают по миру на великую опасность для человеческого рода и потери душ. Аминь.
Папа Лев XIII
Михайловская молитва Заученный католиками
Вот текст широко известной сегодня молитвы, взятой из первого сочинения Папы Льва XIII.
Запоминать легко и важно. Многие католики читают его после чтения Розария:
.
Святой Архангел Михаил, защити нас в бою;
будь нашей защитой от зла и сетей дьявола.
Да укорит его Бог, смиренно молим;
и ты, о князь небесного воинства,
силою Божией,
низвергнуть в ад Сатану и всех злых духов
, которые бродят по миру в поисках гибели душ.
Аминь.
Начиная с 1886 года, эту молитву священники и прихожане произносили после каждой мессы латинского обряда. После различных изменений, произошедших после Второго Ватиканского Собора, низшая месса была прекращена, а молитва св. Михаила, к сожалению, больше не читалась примерно с 1965 года.
Однако в 1994 году Папа Иоанн Павел II призвал католиков чаще читать эту молитву. Вероятно, благодаря его поддержке молитва св. Михаила, хотя она больше не является частью мессы, стала совместно читаться мирянами во многих приходах после окончания мессы.
Ваш собственный приход может сделать это сегодня. Если нет, вы можете спросить своего приходского священника, может ли прихожане вместе читать эту молитву после мессы.
Крепко держитесь за это духовное оружие — молитесь ему ежедневно.