Молитва о принятии святой воды и просфоры: Молитва на принятие просфоры и святой воды

Разное

Содержание

Молитва на принятие просфоры и Святой воды

Что такое Святая вода? Существует ли молитва на принятие просфоры и Святой воды? Почему Церковь молится о водных источниках? Об этом Вы узнаете в статье!

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.


Об использовании святой воды

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода.
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе. Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета.
Нас окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
Крещенская вода, как и святое Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.
Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водой Жилище и всякую вещь, которую освящают.
Преподобный Серафим после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды.
Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу Иорданской (Крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».
Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.


Как было впервые совершено освящение воды?

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.
Не всегда вода нуждалась в освящении. Были времена, когда все на земле было чисто и свято.
«И увидел Бог все, что Он создал, — говорится в книге Бытия,- хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Тогда, до грехопадения человека, все созидалось Словом Божиим, все оживотворялось Духом Святым, который носился над водой. Все на земле было запечатлено всеосвящающим благословением Божиим, и поэтому все земные стихии служили для пользы человека: поддерживали жизнь, предохраняли от разрушения тело. Живя в этом гармоничном, райском окружении, человек, по обетованию Божию, должен был быть бессмертным, ибо «смерти Бог не сотворил» (Прем. 1, 13).
Но человек сам, через общение с духом нечистым, принял в свою душу семя нечистоты. И тогда Дух Божий отступил от нечистого создания: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть» (Быт. 6,3).
Теперь все, к чему прикасались руки грешников, становилось нечистым, все делалось орудием греха, а потому лишалось благословения Божия и подвергалось проклятию. Стихии, служившие прежде человеку, изменились. Земля теперь приносит терния и волчцы, пропитанный тлением воздух становится опасным, а иногда и смертоносным. Вода, сделавшись стоком нечистот, стала заразительной, опасной, и теперь в руках Правосудия Божия стала выступать орудием наказания нечестивых.
Но это не значит, что человечество было лишено святой воды. Изведенный Моисеем из скалы источник струил, конечно, не простую воду, но воду особую. Не простой была вода в источнике Самаряныни, ископанном праотцом Иаковом и освященном позднее беседой Спасителя у этого источника.
Понятие о святой воде встречается еще в Ветхом Завете: «и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд» (Чис. 5,17).
Но совсем особая вода течет в реке Иордан. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить водное естество и сделать его источником освящения для человека. Потому-то, при Крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел Дух Божий и послышался глас Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17).
Так, после грехопадения человека впервые совершилось освящение воды.


Зачем Церковь освящает воду?

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия? Мы, падшие, хотя и обновляемые благодатью Божиею, люди, всегда, до смерти, носим в себе семя древней греховной нечистоты, и потому всегда можем грешить, и тем самым снова и снова вносить в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам свое живое и животворящее слово, даровал верующим право силой веры и молитвы низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа истины. Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки неоскудеваемому в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.
Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов.
Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? «Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем. 16,26).
Отсюда уже и возникает ответ на вопрос, зачем Церковь освящает воду.
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду, силой молитвы и Слова Божия, благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.


Почему вода освящается в особых сосудах?

Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение. Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи — во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше — потиру (в переводе с греческого — сосуд для питья) и так же, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную, а все вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати.

Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.


Как происходит чин великого водоосвящения?

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу…». Оно совершается на литургии в самый день Богоявления, а также и в навечерие Богоявления, когда это навечерие бывает в какой-нибудь день седмицы, кроме субботы и воскресенья. Если же навечерие Богоявления будет в субботу или в воскресенье, то великое водоосвящение совершается в конце вечерни.
В самый день Богоявления (6 января, 19 января по новому стилю) водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом, известным под названием «хода на Иордан». Как в навечерие Богоявления, так и в самый праздник священнослужители выходят для водоосвящения через царские врата. Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди. Выносят Крест на голове в предшествии двух свеченосцев и диаконов с кадилами. Один из священнослужителей несет Святое Евангелие. В таком порядке они идут к большим сосудам, заранее наполненными водой. Здесь священнослужитель, несущий Крест, снимает его с головы. У воды он осеняет Крестом на четыре стороны и полагает его на постланный и украшенный стол. Собравшиеся возжигают свечи, настоятель, предшествуемый диаконом со свечой, кадит трижды около стола, образа, клир и народ.
Начинается великое водоосвящение пением тропарей: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа», «Днесь вод освящается естество» и других. Затем читаются три паримии из книги пророка Исаии (35, 1-10; 55, 1-13; 12, 3-6). Великий ветхозаветный пророк трижды предсказывает Крещение Господне от Иоанна, совершившееся на грани двух Заветов. Он выражает радость и надежду Церкви о почерпании воды от источника спасения: «Жаждущие! идите все к водам… Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55, 1; 6-7).
Затем читают Послание апостола Павла (1 Кор. 10, 1-4) о таинственном прообразе крещения иудеев, во имя Моисея среди облака и моря, и о духовной их пище в пустыне и питии от духовного камня, который был образом грядущего Христа.
Наконец читается Евангелие от Марка (1, 9-12), где апостол, повествует о самом Крещении Господа.
Как поразителен, высок и Божествен голос Церкви, которым она зовет Господа с небес на земные воды наши!
«Велий ecu Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих! Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всяческая: Твоею державою содержиши тварь, и Твоим промыслом строиши мир — Тебе трепещут умныя Силы вся: Тебе поет солнце: Тебе славит луна: Тебе присутствуют звезды: Тебе слушает свет: Тебе трепещут бездны: Тебе работают источницы. Ты простерл еси небо яко кожу: Ты утвердил еси землю на водах: Ты оградил еси море песком: Ты к дыханием воздух излаял еси. Ангельская силы Тебе служат: Архангельстии лицы Тебе кланяются — Бог сый неописанный, безначальный же и несказанный — Сам убо Человеколюбце Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».
Одновременно бывает каждение над водой. Освящение воды при чтении молитвы сопровождается троекратным благословением ее рукой пастыря при произнесении слов: «Сам убо, Человеколюбче, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию».
Великая агиасма (греческое — «святыня», так называется вода, освященная по чинопоследованию Великого освящения) освящается, кроме троекратного погружения в нее честного Креста, еще крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.
«Сам убо, Человеколюбце, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию. И дождь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену», — это говорится о воде, что ей испрашивается исполненность Ангельской крепостью, а если испрашивается, то, значит, с верой, что приобретение водой столь таинственной силы возможно — и будет…
«Ангельская крепости исполнену, да ecu почерпающие и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну… Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение»,- такими сильными и ответственно властными словами молится иерей.

А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения:
«О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу…
О еже дароватися им благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа…
О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия…
О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…
О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную…
О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг…
О черплющих и емлющих ю во освящение домов…
О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея…
О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся».

По окончании чтения всех молитв священник трижды погружает честный Крест в воду, держа его обеими руками прямо, при пении тропаря праздника Богоявления:
«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Священник, взяв сосуд с освященной водой и кропило, кропит крестовидно на все стороны.
Затем к нему подходят для целования Креста, и каждого подходящего священник кропит освященной водой.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет, остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника.
Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
По верованию Церкви агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления,- различны, но на самом деле и в сочельник и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.


Как освящают воду на молебне, заказанном верующими?

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах.

Молебное пение, или молебен, — это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.
Молебны совершаются в храме или частных домах.

В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды.

Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14).

Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем…», «Не умолчим никогда, Богородице…». При этом иерей кадит крестообразно воду.

После чтения псалома 50-го: «Помилуй мя, Боже…», тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома.
По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18), в котором святой Павел говорит о Христе:
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».
Затем читается Евангелие (Ин. 5, 2-4):
«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды.

Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и дождь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (трижды) и «Твоих даров…».
Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого.
После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.


Почему Церковь молится о водных источниках?

«Главное из всех потребностей для жизни человека — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир. 39, 32-33).

«…Какой дар столько необходим для нас, как вода? — говорит священномученик Ипполит Римский. — Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148,4).

И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной.

В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, — не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием.
«Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию…» — молится священник и первый начинает рыть колодец.
Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…»
Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя».

Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.

Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем — в водопроводы, в наши квартиры.

Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.
Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой.
Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана — и святая вода нам не помогает!
Неужели молитвы Церкви бессильны?

Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13. 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство — Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение…

«Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11,29).

Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему.

Чтобы святая вода принесла пользу — будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.


Источник: Сретенский монастырь
«Новая книга» — 1997

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www. instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

У православных верующих всегда был обычай вкушать освященный хлеб и воду в церкви. Наверное, практически каждый верующий хранит дома бутылочку со священной водой.

 

Священнослужители говорят, что когда человек читает молитву на принятие просфоры и святой воды, а затем их употребляет, то это благоприятно влияет на:

  • освящению тела и духа православного человека;
  • мысли верующего озаряются на службу Господу;
  • человек становится, склонен к разной добродетели;
  • к нему не посмеет приблизиться нечистый или бесов дух.

Молитва на принятие просфоры

«Просфора» в переводе с греческого означает «приношение». В древности люди так называли хлеб, который они носили в церковь для Литургии. Этот хлеб состоял всегда из двух частей, которые символизировали мир земной и мир небесный.

По сегодняшний день она делается из двух частей. Примечательно, что каждая частичка делается отдельно, а затем они соединяются. На верхней части святого хлеба (символизирует небесный мир) ставится печать, на которой изображен четырехконечный крест, возле которого есть надпись ХС или IC (Иисус Христос).

Выпекается он только в церкви при Иисусовой молитве. Ее может получить каждый, кто подаст записку «О упокоении» или «О здравии». Она дается после завершения Литургии. Употребление просфоры осуществляется натощак вместе со святой водой.

Молитва перед принятием просфоры

  • В самом конце Литургии всем выносят антидоры (небольшая часть просфоры). Нужно сложить ладони крестом, правая рука ложится на левую. Также нужно поцеловать руку священнослужителя, который принес вам этот дар. Антидор должен быть съеден сразу же в церкви вместе с особым благовением (святой водой).
  • Просфору нужно принести домой. Приготовьте для нее чистую скатерть и поставьте вместе со святой водой в священный угол (рядом с иконами). Перед вкушением хлеба Небесного необходимо прочитать специальные молитвенные слова:

«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевых и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

  • Есть хлеб Небесный необходимо над тарелкой или чистым листиком бумаги. Недопустимо, чтобы хоть одна крошка упала на пол. Потому что это святой Божий хлеб, который необходимо вкушать со смирением, верой и страхом. Также запрещается резать ее ножом.
  • Запрещается угощать или предлагать просфору некрещеным людям.
  • Бумагу, в которой вы несли домой святой хлеб, необходимо сжечь.

Храни Вас Господь!

  • Молитвы православные на все случаи жизни
  • молитва



Руководство по выпечке просфор (святых хлебов) » Православная церковь св. Иоанна Богослова

Просфора (греч. «приношение») — это ломоть святого хлеба, которую православный священник использует для приготовления Евхаристии. В этом руководстве мы научим вас всему, что вам нужно знать о подготовке просфор к восточно-православной Божественной литургии.

Содержание

  • Когда печь просфору?
  • Когда приносить просфору в церковь?
  • Средства для выпечки
    • признание
    • Пост
    • Сайт/Приготовление посуды
    • Молитва
  • Prosphora Ploverys
    • Начальные молитвы
    • Молитвы после выпечки
  • Prosphora Recipe
  • Prosphora Recipe
  • .

    Мы рекомендуем выпекать в пятницу или субботу перед воскресеньем, в которое вы будете его предлагать. Православные готовят в эти дни просфоры в память о времени, когда Христа сняли с креста и приготовили к погребению. Если, однако, вы не можете печь в эти дни по какой-либо причине, вы можете печь, когда это соответствует вашему графику.

    Когда просфору принести в церковь?

    Хлебное приношение в церковь нужно принести в субботу вечером. Это хорошо работает, если ваш приход празднует вечерню. Просто отдайте его священнику или служителю алтаря вместе со своим списком поминок.

    Пожалуйста, не ждите утра воскресенья, чтобы принести хлеб. Священник должен начать проскомидию довольно рано, поэтому брать хлеб, когда вы придете на Литургию, нецелесообразно – к тому времени уже будет поздно. Если Проскомидия начинается поздно, то и Утреня тоже, и Литургия тоже!

    Подготовка к выпечке

    Поскольку просфора является святым приношением Богу, перед выпечкой следует духовно подготовить себя и свое место для приготовления пищи.

    Исповедь

    Важно регулярно исповедовать грехи своему духовнику. Если вы относительно недавно не исповедовались, запишитесь на прием к священнику до того, как собираетесь печь профору.

    Голодание

    Другой частью личной подготовки, которую мы рекомендуем, является голодание с полуночи накануне времени выпечки, если это возможно. Это будет включать в себя продукты (мясо, молочные продукты, яйца, рыба и т. д.) и алкоголь, а также воздержание от сексуальных отношений с вашим супругом. Вы также можете распространить свой пост на все, что представляет страсть, которая искушает вас или требует много вашего внимания. Например, посещение вечеринок, слишком много просмотра телевизора, использование социальных сетей или электроники и т. д.

    Подготовка места/посуды

    Если вы готовите просфору в том же месте, где готовите сырое мясо, хорошо очистите и продезинфицируйте место и посуду. Если возможно, используйте отдельную зону и/или отдельную посуду для выпечки.

    Кроме того, если у вас есть какие-либо открытые язвы или порезы, вы должны полностью закрыть их бинтами и перчатками перед запеканием. Это помогает избежать попадания крови или парши на поверхность выпечки или (не дай Бог) в хлеб. Попробуйте поменяться днями выпечки с кем-нибудь еще в приходе, пока ваши порезы/ядра не заживут. Иногда это невозможно. В этом случае хорошо накройте их (и при необходимости наденьте двойную перчатку)!

    Также дамы традиционно воздерживаются от выпечки просфор во время менструального цикла.


    Быстро в сторону!

    Наш Господь умер на кресте за нас, и Его кровь была пролита за нас. И Он повелел, чтобы мы никогда не приносили кровавую жертву. Именно из любви к этой заповеди православные особо заботятся о том, чтобы всякая кровь не попадала на святое хлебное приношение и на место, где мы будем его печь.

    Молитва

    Еще одна вещь, которую вы можете сделать, чтобы подготовиться, — это помолиться. В следующем разделе мы привели несколько молитв, которые вы можете произносить как до, так и после выпекания просфор.

    Хорошая цель — сохранять молитвенный настрой в течение всего времени, пока вы печете, но с учетом сегодняшнего графика жизни это не всегда возможно. В качестве альтернативы вы можете слушать духовную музыку, духовный подкаст или аудиокнигу; читать о житиях святых; читать Писание; или работать над проектом, связанным с обслуживанием. Все это поможет вам сохранить отношение молитвы и смирения, пока вы будете печь это приношение Господу.

    Не забудьте также зажечь свечу и установить любимую иконку на кухне или на рабочем месте во время выпечки.

    Просфорные молитвы

    Поставьте икону и зажженную лампаду или свечу в духовке, желательно лицом на восток, в ожидании второго славного пришествия Иисуса Христа. С благочестием и смирением молитесь следующими молитвами:

    Молитвы нач.

    Слава Тебе, Боже, слава Тебе.

    Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий и все исполняющий, Сокровище благих и жизни Податель: Приди и вселися в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси души наши, Благой. Один.

    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (трижды)

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, очисти нас от наших грехов. Учитель, прости наши беззакония. Святый, посети и исцели немощи наши ради имени Твоего.

    Господи, помилуй. (трижды)

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    Отец наш, сущий на небесах, да святится имя твое; да придет царство твое; да будет воля твоя на земле, как на небе. Дай нам на сей день хлеб наш насущный; и прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.

    Ибо Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

    Тогда скажи…

    Господи Боже наш, благий и милостивый, я признаю все мои грехи, которые я совершал каждый день в моей жизни, в мыслях, словах и делах, в равной степени телом и душой. Сердечно жалею, что когда-либо оскорбил Тебя, Господи: по милости Твоей прости мне все прежние прегрешения мои и от них избавь меня. Я твердо решаю с помощью Твоей благодати изменить свой образ жизни и больше не грешить, чтобы я мог ходить путем имени праведности и возносить хвалу и славу во Имя Отца и Сына. и из
    Святый Дух, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Всемогущий Бог, наша Помощь и Убежище, Источник Мудрости и Башня Силы, кто знает, что я ничего не могу сделать без Твоего руководства и помощи; помоги мне, молю Тебя, и направь меня к Божественной мудрости и силе, чтобы я
    уготовил сию просфору, верно и усердно, по воле Твоей, да будет полезно мне и другим и во славу Твоей Святое Имя.

    Теперь благословите ингредиенты и посуду крестным знамением.

    Ибо Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. (трижды)

    Молитвы после выпечки

    Дорогой Господь, этот хлеб, который я испекла, представляет каждого в моей семье и в моем собрании. Я предлагаю себя Тебе, всю свою жизнь, в смиренном послушании и полной преданности Тебе. Я возлагаю себя на Твой святой алтарь через этот хлеб, чтобы Ты использовал его любым способом, который, как Ты считаешь, поможет расширить Твое Царство. Прими мой дар и сделай меня достойным получить больший дар, который Ты дашь мне, когда Ты освятишь этот хлеб и вернешь его мне как Твое Драгоценное Тело.

    Готовую просфору благословите крестным знамением.

    От всего сердца благодарю Тебя; к Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Молитвами святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас и спаси. Аминь.

    Рецепт просфоры

    Этот рецепт просфоры дает 2 больших хлеба. Отрегулируйте соответственно в зависимости от того, что может понадобиться вашему приходу.

    6 стаканов муки

    3 стакана теплой воды

    2 ¼ TSP Мгновенный быстрый/быстрый дрожжи (один маленький пакет)

    1 чай быстрорастворимые дрожжи (одна маленькая упаковка)

     1 ч. л. соли

    Указания

    Просфора для богослужений

    ИнгредиентыУказания

    Продолжайте читать:

    Правильное использование Антидорона

     

    Традиционный взгляд и практика согласно

    Акривия (Строгость)

    Пожалуйста, помогите мне понять
    значение антидорон . Как его принимать и обращаться с ним? Если взять
    это домой в течение недели для ежедневного «причастия», это неправильно? Есть ли надлежащее
    как это сделать – перед молитвой, перед едой и т. д.? Когда вы можете или должны принять
    пропсфора в церковь? Следует ли также употреблять вино и масло? Вы приносите имена
    людей, которые будут отмечены этими подарками? (GM, Иллинойс)

    Это очень важный предмет
    к которому мы неоднократно обращались на страницах Православного Предания .
    Когда мы не причащаемся на Литургии, мы получаем антидорон ( ан-ди-то-рон ,
    с твердой «д» и мягкой «д», как в «the») в
    окончание Литургии (то есть освященных хлебов, заменяющих Дары;
    таким образом, антидорон , «вместо Даров»). Те, кто причащается
    во время Литургии получают антидорон или антидорон и вино
    сразу после причастия и не следует принимать его повторно по окончании Литургии.
    Поскольку он благословлен, с антидором следует обращаться осторожно и
    нельзя допускать, чтобы его частицы падали на землю. Это означает, что
    необходимо внимательно наблюдать за детьми при употреблении антидорон и учить
    относиться к нему с благочестивым почтением. Его следует получить у священника в
    окончание литургии и тотчас употреблено. С антидорон дан
    взамен Даров также принимается натощак, по причине чего
    Православные христиане ничего не едят и не пьют с полуночи до
    Божественная Литургия, независимо от того, причащается или нет.

    Антидорон тоже можно принимать
    домой для использования в течение недели. У православных есть благочестивый обычай
    начинать день после утренней молитвы и перед едой с употребления
    частица антидора и питья агиасмос , или освященная вода.

    Просфоро(н) , слово для
    хлеб, который мы предлагаем на Божественной литургии, происходит от греческого слова, означающего
    предложение, просфора . Его принято печь в домашних условиях с молитвами.
    и относят в церковь, где возносят за Божественной литургией. (Кстати,
    женщины из благочестия не должны готовить просфорон во время месячных
    периоды.) Можно также давать масло и вино вместе с просфорон прочее
    «приношения», чтобы обеспечить масляные светильники и остальные
    элемент Евхаристии, хотя это не является обязательным. Это можно сделать для
    любая Литургия. Также принято называть имена православной семьи.
    членов, друзей и родственников с просфорон , так что
    Священник может поминать их на Службе Приготовления ( Проскомидия ).

    Из Православная Традиция , Том. IX, № 4, с. 18.

    + + +

    Мы с братом посетили ваш монастырь.
    услуги были красивыми. Но вы дали антидорон [благословенный хлеб, раздаваемый на
    окончания Божественной литургии Редактор ] моему брату, который, как я вам говорил,
    не православный. Вы также дали ему благословение. Отец [имя удалено] сказал, что нельзя
    дай антидорон и благословение еретикам…. Поможешь мне с этим? я доверяю твоему
    Просмотры. (JF, Калифорния)

    Ответ: Неправославных следует называть «неправославными» или «иноверными»,
    не еретики. Джентльменское поведение и успех православных миссий внутри
    религиозно плюралистическое общество диктует это.

    Ваш Жрец прав в своем мнении, что антидорон не следует давать
    неправославный. Он представляет Святые Дары. (Таким образом, обычай, который сейчас, к сожалению, игнорируется в
    в большинстве Церквей постятся с полуночи до Литургии, даже когда не причащаются.)
    Чтобы не смущать иноверцев, посещающих наши богослужения, мы размещаем порции
    неблагословенная буханка хлеба с одной стороны антидорон лоток и отдайте их
    инославных обычным благословением: «Да будет благословение Господне…»

    Что же касается благословения иноверцев, то как же не благословлять других христиан, или даже
    нехристиане? Не делать этого — значит нарушать христианскую заповедь любви. Более того, в
    Божественной литургии мы молимся за всех мужчин и женщин, православных или нет, благословляя их
    и надеясь привести их к истине Православия.

    Если, сохраняя верность истинной Вере и избегая предательства экуменизма,
    мы не молимся за заблуждающихся, то мы никак не можем принадлежать к Церкви
    Христос. Любовь является наиболее доминирующей чертой Церкви Христовой, и в этой любви мы
    братьями даже наших врагов.

    Из Православное Предание , Vol. В, № 3, с. 62.

    + + +

    Большинство православных христиан знают, что нужно соблюдать строгий и полный пост с
    полуночи до причащения Святых Таин, но следует также принять святую воду и
    антидорон (благословенный хлеб, раздаваемый в конце литургии) пост. Если столько же
    держите запас дома, используйте понемногу каждый день, чтобы разговляться, когда у вас есть
    сказал ваши утренние молитвы и перед едой что-нибудь еще. Если вы посещаете Божественное
    литургии, затем держите пост до окончания службы (как и должно быть в любом случае) и вы
    получите свой антидор от священника. Если по какой-то причине вы ели во время посещения
    литургии, а антидорон взять домой в благословение и употребить в другой день,
    показывая таким образом благоговение перед вещами Божьими и благословением, которое имеет этот хлеб.
    полученный.

    Из Пастух .

    + + +

    Есть благочестивый обычай держать в иконном уголке немного освященного хлеба и святой воды – употребить, разговляясь, с утренними молитвами.

    «Господи Боже мой, да будет святый дар Твой и святая вода Твоя во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление сил моих духовных и телесных, во здравие души и тела моего, во избавление от страсти и немощи безмерной милостивой добротой Твоей, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.»

    Взято из Приходского бюллетеня Русского Православного Иоанно-Предтеченского собора (май 2011 г.).

    + + +

    ОСОБОЕ ЗАМЕЧАНИЕ ПО АНТИДОРОНУ: Мы всегда растем в нашем православном понимании того, что мы
    совершают в богослужении. Перед началом Божественной литургии совершается подготовительная служба,
    Проскомидия, на которой священник готовит дары для Евхаристии. просфора,
    или буханка хлеба, из которой взят Агнец, называется Антидор, что означает «вместо
    дара (Святого Причастия)». Согласно Традиции, это получено после увольнения
    теми, кто не был подготовлен или не мог принять Святое Причастие. Это символ
    Богородица, от которой произошел Христос (Агнец), предназначена для православных христиан.
    Этот Антидор будет поставлен у святой воды возле солеи. Должен быть получен только
    православными во время поста. Его также можно взять домой для использования после утренней молитвы.
    перед едой или питьем чего-либо. После увольнения все могут приложиться к Кресту
    и получите благословенный хлеб*, который будут держать Аколиты или другие лица с каждой стороны.

    Из приходского бюллетеня Крестовоздвиженской Антиохийской Православной Церкви, Якима, Вашингтон.

     

    Примеры пастырского применения

    Икономия

    Несколько слов от редактора OCIC: В наше время большинство священников считают, что достаточно просто охранять Чашу, т. е. не причащать случайно Святое Причастие неправославный. По этой и другим пастырским причинам бесплатная раздача Antidoron всем, кто приходит поклониться Кресту после Божественной литургии, кажется сегодня обычной практикой в ​​большинстве приходов. Это (надеюсь) сделано oikonomia , из любви и уважения к неправославным посетителям, чтобы не смущать их, и с надеждой привлечь их к Православной Вере.

    Православным христианам следует, однако, помнить традиционное учение о Антидоре , уважительно относиться к освященному хлебу, вкушать только после поста, и т.д. , следуют несколько примеров, поддерживающих использование икономия . Также стоит иметь в виду, что есть и другие традиции (, например, , что оглашенные должны выходить в конце Литургии Слова, , т.е. , перед Херувимской песней), которые можно было бы защитить, используя обильные цитаты из святых отцов. . И все же я никогда не слышал, чтобы священник говорил своим оглашенным уйти. Пастырские причины, по которым эта традиция больше не практикуется, вероятно, аналогичны тем, которые оправдывают oikonomia в распределении Антидорон .

    Жестко цепляться за практику традиций, которые не касаются догматов ( например, , Крещение новообращенных не рассматривается, потому что причины, приводимые сегодня для принятия одним только миропомазанием, касаются догматических вопросов, связанных с экклезиологией, и находятся под сильным влиянием экуменизмом) может вести по пути старообрядцев, которые не могли принять (среди прочего) изменения в том, как русские православные совершают крестное знамение. Мы должны стараться «держаться преданий», как писал св. Павел, но и не впадать в заблуждение «сверхправильности».

    + + +

    Помню, когда послушник из монастыря Йосанице, как солдат из Валево, приехал в монастырь Челие на Литургию и
    привел с собой солдата, римско-католического семинариста из Словении, благоговевшего перед православным служением
    о. Иустин, и сестры, и народ, и вот этот серб, послушник, спросил авву: должен ли словенец
    подход к антидору?, и о. Джастин позволил ему и лично отдал ему, сказав:
    «Он ребенок».

    Епископ Атанасий Евтич **

    + + +

    Константинопольские Патриархи Геннадий Схоларий, Досифей Иерусалимский и Архиепископ Охридский
    (Болгария) Димитриос Хоматианос, говоря о тех еретиках, которые почтительно посещают наши православные
    Поклоняйтесь и просите у нас благословения, всем рекомендуем не отсылать их, а наоборот даже предлагать
    антидорон*** и наша святая вода. Характерно, что в то время как Геннадий позволяет православным благословлять еретиков,
    он отговаривает их просить благословения и святой воды у еретиков! «Поэтому достаточно, чтобы вы
    не проси у них благословения, ибо они инославны и отдельны». Деметрий Охридский чувствует потребность оправдаться.
    это его предложение, говоря, что «этот обычай имеет силу постепенно полностью привлекать их к нашему святому духу».
    и догмы».

    Пр. Анастасиос Гоцопулос, «Нельзя молиться вместе с еретиками или раскольниками, часть 2»

    * Этот «благословенный хлеб» не Антидорон . Именно просфора не использовалась во время службы Проскомедии ,
    но был просто благословлен священником в алтаре. Поскольку он не использовался для приготовления Даров, он может быть
    потребляется неправославными. Вот как некоторые особенно традиционные священники пытаются справиться с пастырским вызовом Антидорон дистрибутив.

    ** Тот факт, что послушник почувствовал необходимость спросить святого Иустина о целесообразности передачи Антидора католику, показывает, что он был
    знали о традиционной практике, что в их монастыре не было местного обычая раздавать Antidoron неправославным, за исключением особых обстоятельств, и что
    чтобы его друг встал в очередь, требовалось благословение священника. Этот пример, однако, из монастыря, где обычно поддерживается более строгое соблюдение Священного Предания (например, на Афоне и в других местах).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts