Молитвы на облачение архиерея: Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском служении

Разное

Встреча, входные молитвы и облачение архиерея — КиберПедия


Навигация:



Главная
Случайная страница
Обратная связь
ТОП
Интересно знать
Избранные



Топ:

Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений — деятельность метрологических служб, направленная на достижение…

Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж…

Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации — обмен информацией между организацией и её внешней средой…


Интересное:

Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений…

Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего. ..

Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом…



Дисциплины:


Автоматизация Антропология Археология Архитектура Аудит Биология Бухгалтерия Военная наука Генетика География Геология Демография Журналистика Зоология Иностранные языки Информатика Искусство История Кинематография Компьютеризация Кораблестроение Кулинария Культура Лексикология Лингвистика Литература Логика Маркетинг Математика Машиностроение Медицина Менеджмент Металлургия Метрология Механика Музыкология Науковедение Образование Охрана Труда Педагогика Политология Правоотношение Предпринимательство Приборостроение Программирование Производство Промышленность Психология Радиосвязь Религия Риторика Социология Спорт Стандартизация Статистика Строительство Теология Технологии Торговля Транспорт Фармакология Физика Физиология Философия Финансы Химия Хозяйство Черчение Экология Экономика Электроника Энергетика Юриспруденция




⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 34Следующая ⇒

Возможно два варианта: с обычной встречей и облачением архиерея на архиерейском амвоне или же без встречи и с облачением в алтаре.

1. Как правило, встреча архиерея на литургии Преждеосвященных Даров происходит уже после совершения часов и изобразительных,хотя возможен вариант, когда архиерея встречают перед совершением изобразительных(или даже перед началомчасов).

До прибытия архиерея в храм чередной священник совершает последование часов и изобразительных, а после их совершения все священнослужителивыходят на встречу архиерея.

Перед началом литургии производится звон в малый колокол. Во время пения: «Во царствии Твоем…» производится звон в большой колокол.

Встреча архиереяпроисходит как обычно при архиерейском богослужении, с крестом и при пении «Достойно есть»(скоро). После целования креста на солее следует чтение входных молитв по обычному чину, исключение: в конце чтения входных молитв протодиакон не произносит: «Господу помолимся»,а архиерейне читает молитву: «Господи, низпосли руку Твою…».

Примечание. На первой и Страстной седмицах Великого поста вместо «От восток солнца…»поётсядогматик6 гласа: «Кто тебе не ублажит…».

Облачение архиерея совершается на архиерейском амвоне или в алтаре так же как на полной литургии(см.: VII. Архиерейское богослужение, Особенности служения Божественной литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого архиерейским чином, Облачение архиерея). Во время облачения диаконыпостоянно совершают каждение архиерея. Молитвы на облачение не читаются, только при поднесении каждой одежды протодиакон произносит: «Господу помолимся», а второй диаконотвечает: «Господи помилуй».

Хор поет:«Свыше пророцы…», «Царь небесный…»или«В чермном море» или«ино что дне, или праздника»[274].

После облачения архиерея так же, как обычно при архиерейском служении литургии, протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки…».

Хор поет: «Тон деспотин…».

В это время все священники выходят боковыми дверьми на солею и становятся в одну линию с протодиаконом и вторым диаконом, лицом к архиерею.

Архиерей во время пения: «Тон деспотин…» осеняет народ на четыре стороны. Во время осенения духовенства дикирием и трикирием на восток диаконы кадят архиерея. Затем архиерей отдает дикирий и трикирий иподиаконам.

Далее диаконы кадят архиерея трижды по трижды, а все иподиаконы вместе кланяются три раза архиерею, который их всех благословляет. После этого все священники,диаконы и иподиаконы крестятся на восток и опять кланяются архиерею.

Затем все священники и диаконы спускаются с амвона и идут двумя рядами к архиерейскому амвону (старшие впереди) где выстраиваются в два ряда лицом на восток (старшие ближе к архиерейскому амвону). Диаконы становятся друг за другом между священниками перед архиерейским амвоном (старшие ближе к архиерею). Затем все священнослужители по знаку протодиакона крестятся на восток, кланяются архиерею и поворачиваются лицом друг к другу.

2. Как правило, в обычные седмичные дни Великого поста встреча архиерея на литургии Преждеосвященных Даров не совершается. Архиерейприезжает в храм до началабогослужения, облачается в мантию и совершает входные молитвы(см. выше)на солее перед царскими вратами вместе с сослужащими ему священнослужителями.

По другой практике, архиерейприезжает в храм уже после совершения часов, и заходит в алтарь. Перед совершением изобразительных он в мантии исходит из алтаря царскими вратами на солею[275] для прочтения входных молитв. Царские врата закрываются. Сослужащие священникии диаконы выходят на солею северными и южными дверьми.

Затем после прочтения входных молитв, и в первом и в другом случае, иподиаконы отверзают царские врата: архиерей входит в алтарь и становится пред престолом. Сослужащие ему священнослужители входят в алтарь боковыми дверями, и все прикладываются к престолу. Архиерей отходит на учинённое место, а сослужащие подходят к нему под благословение. Иподиаконы снимают мантию с архиерея и облачают его в священные одежды.В это же самое время сослужащие ему священнослужители также облачаются в священные одежды и становятся в порядке старшинства по сторонам престола.

После облачения архиерей становится перед передней частью престола, а диаконыпо правую и левую сторону отнегопротив передних углов престола.

Служащий священник после облачения, завершает на солее последование изобразительных, а затем возвращается в алтарь южной дверью и становится на свое место предстояния перед престолом.

Во время произнесения служащим священником отпустапервая пара иподиаконов с дикирием и трикирием идет на горнее место. Здесь они трижды крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. На солее они становятся справа и слева от царских врат лицом друг к другу: старший иподиакон с трикирием выходит южной дверью и становится справа перед иконой Спасителя возле жезлоносца, а второй иподиакон с дикирием выходит северной дверью и становится слева перед иконой Божией Матери. Свещеносец со свечойстановитсявнизу солеи посредине лицом к алтарю.

Послезавершенияизобразительных диаконыоткрывают царские врата,затем все священнослужители дважды крестятся, целуют святой престол, крестятся третий раз и кланяютсяархиерею, который их благословляет общим осенением. Первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием спускается с солеи и становится справа и слева от свещеносца лицом друг к другу.

Архиерей выходит через открытые царские врата на солею, принимает от жезлоносца жезл, идет на амвон и благословляет молящийся в храме народ. Все иподиаконы поворачиваются на восток и кланяются в ответ на его благословение (кроме жезлоносца, который также кланяется, но при этом идет справа от архиерея позади него). Свещеносец со свечой отходит и становится слева от аналоя.

Архиерей спускается с амвона и идет по ковровой дорожке на средину храма и становится на приготовленный для не­го орлец на архиерейском амвоне. Перед ним идет первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и свещеносец со свечой, а позади жезлоносец.

Диаконы закрывают царские врата, и все священнослужители вслед за архиереем выходят из алтаря северной и южной дверями на солею и также идут к архиерейскому амвону позади архиерея:священники идутпо­парно (старшие впереди), а за ними диаконы (старшие впереди).Первая пара священников поддерживает архиерея при его восхождении на архиерейский амвон. Священникистановятся справа и слева от архиерея по чину (старшие священники ближе к архиерею), а впереди них становятся диаконы (старшие впереди). Первая пара иподиаконов с дикирием и трикириемстановятсявпередимладших священников перед аналоем с праздничной иконой:старший иподиакон с трикирием справа, а второй с дикирием слева. Свещеносец со свечой становится перед аналоем с праздничной иконой посредине лицом на запад.

Когда все станут на свои места, священники, диаконы и иподиаконыпо знаку протодиакона крестятся на восток, кланяются архиерею, который благословляет их общим осенениеми поворачиваются лицом друг к другу.

Архиерей отдает жезл жезлоносцу.Жезлоносец принимает жезл, и становятся справа перед аналоем с праздничной иконой рядом со свещеносцем лицом на запад. Первая пара иподиаконовподнимается на архиерейский амвон, подаёт архиерею дикирий и трикирий, поправляет рукава на саккосе и затем становится перед архиереем в ряд по бокам от жезлоносца и свещеносца.

Второй диакон произносит: «Господу помолимся», и протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твоя и прославят Отца нашего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».

Хор поет: «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филате (единожды), ис полла эти, дэспота» (трижды).

Архиерей во время пения: «Тон деспотин…» осеняет народ на четыре стороны, а затем отдает дикирий и трикирий иподиаконам. Первая пара иподиаконов кланяется один раз, затем подходит к архиерею, принимает у него дикирий и трикирий и опять становится в ряд с жезлоносцем и свещеносцем.

Далее все иподиаконы вместе кланяются три раза архиерею, который их всех благословляет. Затем все священники,диаконы и иподиаконы крестятся на восток и опять кланяются архиерею.

После этого диаконы становятся друг за другом между священниками перед архиерейским амвоном (старшие ближе к архиерейскому амвону).

В это же время жезлоносец и свещеносец становятся на свои места на солее, а первая пара иподиаконов уходит в алтарь. В алтаре иподиаконы идут на горнее место, где крестятся, кланяются друг другу и становятся перед престолом около царских врат: старший иподиакон с южной его стороны, а второй иподиакон – с северной.


⇐ Предыдущая21222324252627282930Следующая ⇒

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим…

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции…

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства…

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. ..



Да просветится свет твой пред человеки / Православие.Ru

Наша очередная
беседа с заведующим библейской кафедрой Саратовской
православной духовной семинарии Алексеем Кашкиным
посвящена особенностям архиерейского богослужения.
Архиерейские службы любимы прихожанами, они привлекают в
храм очень многих, в этом выражается любовь и традиционное
уважение народа к своему владыке, а еще мы чувствуем некую
особую значимость священнодействия, совершаемого
архипастырем.

— Алексей Сергеевич, начнем
с вопроса: кто такой архиерей, иначе говоря, епископ?
Мы привыкли воспринимать его как начальника,
руководителя, как, если угодно, лидера. Но ведь так
его воспринимают и люди, по отношению к Церкви
внешние. Кто есть епископ в Церкви, коль скоро она
— Тело Христово? Заодно поясните, пожалуйста,
почему, говоря «епископ», мы имеем в виду
не только собственно епископа, но и архиепископа, и
митрополита, и Патриарха?

— С первых лет христианства епископ (в
переводе с греческого — «видящий сверху»
или «надзиратель») в общине верующих —
символический представитель Самого Иисуса Христа. Ведь
первой общиной были апостолы, собравшиеся непосредственно
вокруг Него. А затем апостолы исполняли заповеданное Им
— рукополагали епископов (см.: 1 Тим.
3, 1–5), и епископы становились
представителями Воскресшего для окормляемых ими верующих.
Первое время только епископы совершали Евхаристию; затем,
по мере увеличения количества верующих и открытия новых
приходов в крупных городах, епископы стали назначать себе
помощников, так возникло священство. И сегодня без
епископа нет Церкви, и священник совершает Таинство лишь
постольку, поскольку епископ это ему позволяет. А Таинство
священства, то есть рукоположение, совершает только
епископ.

Церкви присуща кафоличность, этот термин означает
«по всему целому»: Церковь не ограничена ни
временем, ни пространством, ни земными законами; в
применении к каждой отдельно взятой общине это означает,
что в ней присутствует вся полнота благодатных даров, и
Христос в этой общине совершает Таинство руками архиерея
— Своего представителя. Это отражено в устройстве
храма: горнее место в алтаре — символический престол
Иисуса Христа, и на это место восходит только архиерей.

Архиерей и епископ — по сути, синонимы, но нужно
различать два связанных между собой значения слова
«епископ»: архиерей вообще (т. е. и
архиепископ, и митрополит, и Патриарх) и определенная,
младшая ступень архиерейства. Различия в титулатуре среди
епископов возникли с развитием христианской Церкви; они не
означают разницы в благодатных дарах, но лишь в
административных полномочиях.

— Итак, мы пришли в храм на
архиерейское богослужение. И первое, на что мы обращаем
внимание — возвышение посреди храма, на которое
встанет владыка после того, как войдет в храм. Что это
такое?

— Архиерейский амвон. Иногда его не совсем
правильно называют кафедрой. В древней Церкви с этого
возвышения епископ или священник читали Евангелие и
произносили проповедь, и сегодня архиерейский амвон
напоминает нам об учительной роли епископа.

— Архиерея в храме всегда встречают
торжественно…

— В русской традиции было даже такое: архиерея
встречали у его дома и с пением сопровождали до храма.
Сейчас этого нет, но, когда архиерей подходит к дверям
храма, его встречают колокольным звоном, а когда он
переступает порог, настоятель храма на специальном блюде,
покрытом воздухом, выносит ему навстречу крест. Архиерей
целует крест, дает его для целования духовенству, затем
священник возвращает крест в алтарь. Дальше, если это
вечерня, то архиерей поднимается на амвон, целует иконы,
благословляет народ и входит в алтарь. Если это Литургия,
то епископ входит в алтарь не сразу. Протодиакон читает
входные молитвы. Они те же, что и на обычном богослужении,
но если пресвитер перед входом в алтарь читает их тайно,
то в данном случае протодиакон — возгласно. Архиерей
поднимается на амвон, на амвоне читается главная молитва
из входных: «Господи, ниспосли руку
Твою…» — и затем владыка, как всегда
перед совершением Литургии, просит у духовенства и народа
прощения. Протодиакон отвечает: «Бог да простит тя,
владыка святый, прости нас и благослови». Далее
архиерей возвращается на архиерейский амвон, и начинается
облачение.

— Почему облачение епископа происходит
иначе, чем облачение священника — не в алтаре, а у
всех на глазах?

— Так бывает не всегда, архиерей вправе
облачиться и в алтаре. Но облачение на середине храма
соответствует торжественности архиерейского богослужения.
Кроме того, вход архиерея в алтарь — это кульминация
богослужения. Поэтому в большинстве случаев архиерей
облачается до входа в алтарь. Так было и в древности.
Только на архиерейском богослужении мы можем
непосредственно увидеть, как совершается облачение
духовенства вообще.

— Чем облачение архиерея отличается от
облачения священника?

— Такие предметы собственно архиерейского
облачения, как митра и панагия, вторичны, они появились
достаточно поздно в истории Церкви. Главное и древнейшее
отличие — омофор. Без омофора архиерей не может
совершать богослужение. Слово «омофор» в
переводе с греческого означает «носимый на
плечах». Символически омофор означает ту самую овцу,
которую пастырь поднимает на плечи (см.: Лк.
15, 5): архиерей призван подражать Христу
в попечении о каждой овце, о каждой душе в отдельности.
При возложении на архиерея омофора протодиакон произносит:
«На рамех, Христе, заблуждшее взяв естество,
вознеслся еси, Богу и Отцу привел еси всегда, ныне и
присно и во веки веков, аминь». Остальные молитвы на
облачение архиерея совпадают с иерейскими. Только первое
лицо заменяется вторым, потому что произносит их вслух
другой человек — не сам облачаемый. Например, вместо
«Да возрадуется душа моя…» (надевание
иереем подризника или подсаккосника на архиерея) —
«Да возрадуется душа твоя о Господе…».
Конечно, добавляются молитвы на те элементы облачения,
которых нет у священника. Надевание митры, например
— «Положи Господь на главу твою венец от
камений драгих…». По окончании облачения
протодиакон торжественно возглашает: «Тако да
просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая
дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на небесех,
всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (это
— парафраз Мф. 5, 16).

— А когда же архиерей входит в алтарь,
если он совершает Литургию?

— За Литургией архиерей входит в алтарь только
после малого входа (входа с Евангелием). Почему так? Часть
Литургии, предшествующая малому входу, появилась
относительно поздно, и примерно до Х века воспринималась
как нечто необязательное — ее могли и опустить. Для
ранних христиан Литургия начиналась с момента входа
священнослужителей с Евангелием в алтарь. Поэтому сейчас
архиерей входит в алтарь в тот момент, который является
древним началом Литургии.

— Таким образом архиерейское
богослужение возвращает нас в первые века христианской
Церкви?

— Можно сказать, в V–VII век. До малого
входа Литургия идет обычным чином: архиерей находится на
архиерейском амвоне и тайно читает молитвы антифонов. Вход
архиерея в алтарь совершается более торжественно, чем вход
на обычной Литургии, входный стих («Приидите
поклонимся и припадем ко Христу») поется несколько
раз. Сразу после малого входа архиерей совершает каждение.
С V по VII век именно с этого начиналась служба: епископ
входил и совершал каждение. Именно в это время хор поет
«Исполла эти деспота» — в переводе
«На многие лета, владыко». Немаловажная
подробность: именно чинопоследование архиерейского
богослужения включает песнопения на греческом языке. (На
обычном иерейском богослужении пение по­гречески не
обязательно, это выбор настоятеля храма). Перед чтением
Апостола на греческом поется Трисвятое («Агиос о
Феос, агиос Исхирос…»). Трисвятое поется не
три раза, как обычно, а семь раз; после первых трех
архиерей выходит на амвон и говорит слова: «Призри с
небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и,
егоже насади десница Твоя» (см. : Пс.
79, 15–16), благословляя народ
крестом и дикирием. Виноград — народ Божий, в псалме
эти слова относятся к ветхозаветному Израилю, а для нас
— к Церкви. По завершении облачения архиерея поется
«Тон деспотин кэ архиереа…» —
молитва за архипастыря. Пение на греческом объясняется
тем, что Русская Церковь долго была митрополией, и до
середины XV века ею управляли греческие митрополиты.

— Когда епископ входит в алтарь,
проскомидия священниками уже совершена, предложение
Честных Даров находится на жертвеннике: а что такое
архиерейская проскомидия?

— Это довольно поздняя греческая особенность
архиерейской Литургии — вторая проскомидия: архиерей
вынимает частицы из просфор, совершая поминовение живых и
усопших. Лишь после этого совершается покровение Святых
Даров на жертвеннике. Происходит это во время Великого
входа.

— А почему архиерей не выходит вместе
с духовенством во время Великого входа, почему он остается
в алтаре?

— Это тоже отголосок древней практики,
согласно которой Дары освящались в отдельном помещении
(«предложении»; по-гречески оно именовалось
скевофилакион — «сосудохранительница»),
и диаконы приносили их оттуда в алтарь, где уже находился
епископ: он сам в скевофилакион не заходил. Поэтому и
сегодня епископ принимает вносимые дары в алтаре, а не
вносит их в него.

Перед чтением Символа веры в алтаре происходит
целование мира: архиерей говорит каждому подходящему
священнику: «Христос посреди нас», а священник
отвечает: «И есть и будет», целуя при этом
плечи и правую руку архиерея. Затем аналогичный диалог с
целованием друг друга в плечи и руку происходит между
священниками (такое целование бывает на каждой Литургии,
просто на Литургии архиерейским чином выглядит более
торжественно). Евхаристический канон и причащение
духовенства и мирян в данном случае не имеют никаких
отличительных особенностей. Однако есть практика —
архиерей во время канона читает тайные молитвы так, что их
слышат, по крайней мере, все, находящиеся в алтаре.

Газета «Православная вера» № 8 (532)

Богослужебные облачения и молитвенные обряды

Офис для литургических праздников
Высшего Понтиф

Литургические облачения и молитвы

Исторический фон

. и римская светская одежда. В первые века облачение лиц определенного социального уровня («honestiores», лица с имуществом) было принято для христианской литургии, и эта практика сохранилась в Церкви даже после Константиновского мира. Как мы видим у некоторых христианских писателей, священнослужители носили лучшую одежду, которая, скорее всего, предназначалась для литургического использования[1].

В то время как в христианской древности литургические облачения отличались от светских одежд не особой формой, а качеством материала и особым приличием, в ходе нашествий варваров обычаи, а вместе с ними и облачение новых народы были завезены на Запад и вызвали изменения в мирской одежде. Но церковь сохранила без существенных изменений облачения, используемые духовенством при богослужении; таким образом светское использование одежды отличалось от литургического использования.

Наконец, в каролингскую эпоху (начавшуюся примерно в VIII веке) облачения, соответствующие различным степеням таинства орденов, за немногими исключениями, обрели свой окончательный вид, который они сохраняют и по сей день.

Функция и значение

Помимо исторических обстоятельств, священные облачения выполняли важную функцию в литургических богослужениях. » характер, помогает отрешиться от повседневности и ее забот в праздновании божественного поклонения. Кроме того, широкая форма облачений, например, альб, далматик и риза, ставят индивидуальность того, кто их носит, на второе место, чтобы подчеркнуть его литургическую роль. Можно сказать, что «маскировка» тела министра облачением в некотором роде обезличивает его; это та здоровая деперсонализация, которая децентрирует празднующего служителя и признает истинного главного героя литургического действия: Христа. Таким образом, форма облачения говорит о том, что литургия совершается «от лица Христа», а не от собственного имени священника. Тот, кто выполняет литургическую функцию, делает это не как частное лицо, а как служитель Церкви и орудие в руках Иисуса Христа. Священный характер облачений также связан с тем, что они надеваются в соответствии с предписаниями римского ритуала.

В необычной форме римского обряда (так называемая месса Пия V) надевание литургических облачений сопровождается молитвами о каждой одежде, молитвами, текст которых до сих пор можно найти во многих ризницах. Даже если эти молитвы больше не являются обязательными (но и не запрещены) Миссалом обычной формы, обнародованным Павлом VI, их использование рекомендуется, поскольку они помогают священнику в подготовке и воспоминании перед совершением евхаристической жертвы. В качестве подтверждения полезности этих молитв следует отметить, что они включены в «Компендиум Евхаристикум», недавно опубликованный Конгрегацией Богослужения и Дисциплины Таинств[2]. Более того, полезно напомнить, что Пий XII указом от 14 января 19 г.40, назначено послабление в 100 дней для отдельных молитв.

Облачения и молитвы

1) В начале облачения омывает руки, читая соответствующую молитву; Помимо практической гигиенической цели, это действие имеет глубокий символизм, поскольку означает переход от профанного к священному, от мира греха к чистому святилищу Всевышнего. Омовение рук в некотором роде эквивалентно снятию сандалий перед горящим кустом (ср. Исход 3:5).

Молитва намекает на это духовное измерение: «Da, Domine, virtutem manibus meis ad abstergendam omnem maculam; ut sine polle mentis et corporis valeam tibi servire» (Дай силу рукам моим, Господи, чтобы, очистившись от всякой скверны, я может служить вам с чистотой ума и тела).[3]

После омовения рук начинается собственно облачение.

2) Священник начинает с нарамника, прямоугольной льняной ткани с двумя завязками, надеваемой на плечи и на шею; затем завязки завязываются на талии. Нарамник предназначен для прикрытия повседневной одежды, даже если это священническое одеяние священника. В этом смысле важно помнить, что нарамник носится даже тогда, когда на празднующем надет современный альб, который часто не имеет большого выреза на шее, но плотно прилегает к воротнику. Несмотря на плотно прилегающую шею современного альба, повседневная одежда все же остается на виду, и празднующему необходимо даже в этом случае прикрыть воротник. [4]

В римском обряде нарамник надевается перед альбом. Надевая его, священник читает следующую молитву: «Impone, Domine, capiti meo galeam salutis, ad expugnandos diabolicos incursus» (Возложи на меня, Господи, шлем спасения, чтобы я мог победить нападения дьявола).

Со ссылкой на Послание св. Павла к Ефесянам (6:17) нарамник понимается как «шлем спасения», который должен защищать носящего его от бесовских искушений, особенно злых помыслов и желаний, во время литургическое празднование. Этот символизм еще более ясен в обычае, которому со времен средневековья следуют бенедиктинцы, францисканцы и доминиканцы, которые сначала надевали на голову нарамник, а затем опускали его на ризу или далматик.

3) Альб – это длинная белая одежда, которую носят священнослужители, напоминающая о новой и безупречной одежде, которую каждый христианин получил через крещение. Таким образом, альб является символом освящающей благодати, полученной в первом таинстве, а также считается символом чистоты сердца, необходимой для того, чтобы войти в радость вечного видения Бога на небесах (ср. Мф. 5:8).

Это выражено в молитве, которую священник произносит, надевая альб. Молитва является отсылкой к Откровению 7:14: «Dealba me, Domine, et munda cor meum; ut, in sanguine Agni Dealbatus, gaudiis perfruar sempiternis» («Сделай меня белым, о Господь, и очисти мое сердце; в Крови Агнца я могу заслужить вечную награду).

4) Поверх голени и вокруг талии накладывается пояс или пояс, шнур из шерсти или другого подходящего материала, который используется как пояс. Все те, кто носит альбы, должны также носить пояс (часто сегодня этот традиционный обычай не соблюдается).[5] Для диаконов, священников и епископов пояс может быть разного цвета в зависимости от литургического сезона или памятного дня. В символике литургических облачений пояс представляет добродетель самообладания, которую св. Павел также причисляет к плодам Духа (ср. Галатам 5:22). Соответствующая молитва, берущая пример с 1-го Послания Петра (1:13), гласит: «Увещевай меня, Domine, cingulo puritatis, et exstingue in lumbis meis humorem libidinis; Господи, поясом чистоты и угаси в сердце моем огонь похоти, да пребудет во мне добродетель воздержания и целомудрия).

5) Манипула — предмет литургического одеяния, используемый при совершении необычной формы Святой Мессы римского обряда. Он вышел из употребления в годы послесоборной реформы, хотя и не был отменен. Манипула похожа на палантин, но не такая длинная: фиксируется посередине застежкой или завязками, как у ризы. Во время совершения Святой Мессы в экстраординарной форме священнослужитель, диакон и иподиакон носят манипулу на левом предплечье. Этот предмет литургического облачения, возможно, происходит от носового платка, или «маппулы», который римляне носили завязанным узлом на левой руке. Поскольку «мапула» использовалась для вытирания слез или пота, средневековые церковные писатели считали манипулу символом тяжелого труда священства.

Это понимание нашло свое отражение в молитве, произносимой при надевании манипулы: «Merear, Domine, portare manipulum fletus et doloris; ut cum exsultatione recipiam mercedem Laboris» (Да заслужу я, Господи, носить манипулу плача и печаль, чтобы с радостью пожинать плоды своих трудов).

Как видим, в первой части молитвы говорится о плаче и печали, сопровождающих священническое служение, а во второй части отмечается плод труда. Было бы уместно напомнить отрывок из псалма, который, возможно, вдохновил последний символизм манипулы.

Вульгата переводит Псалом 124:5-6 следующим образом: «Qui seminant in lacrimis in exultatione metent; euntes ibant et floebant portantes semina sua, venientes autem venient in exultatione portantes manipulos suos» (Сеющие со слезами будут пожинать с радостью. Идя, они шли и плакали, бросая семена свои, а придя, придут с радостью, неся свои манипулы).

6) Палантин является отличительным элементом облачения рукоположенного служителя и всегда надевается при совершении таинств и таинств. Это вышитая по норме полоска материала, цвет которой меняется в зависимости от литургического сезона или праздника.

Надевая альб, священник читает такую ​​молитву: «Redde mihi, Domine, stolam бессмертный, quam perdidi in praevaricatione primi parentis; et, quamvis indignus accedo ad tuum sacrum mysterium, meear tamen gaudium sempiternum» (Господи, восстанови палантин) бессмертия, которое я потерял из-за сговора наших прародителей, и, хотя я недостоин приблизиться к Твоим священным тайнам, да обрету я еще вечную радость).

Поскольку палантин является предметом огромной важности, который больше, чем любая другая одежда, указывает на состояние рукоположенного служения, нельзя не сетовать на довольно распространенное теперь злоупотребление, при котором священник не носит палантин, когда он носит ризу.

7) Наконец, надевается риза, облачение, присущее тому, кто совершает Святую Мессу. В прошлом в литургических книгах два латинских термина «casuala» и «planeta» использовались как синонимы. В то время как термин «планета» особенно использовался в Риме и до сих пор используется в Италии («пианетта» по-итальянски), термин «казула» происходит от типичной формы облачения, которое вначале полностью покрывало священного служителя, носившего Это. Латинское «casula» встречается в других языках в измененной форме. Таким образом, можно найти «casulla» в испанском, «chasuble» во французском и английском и «Kasel» в немецком.

Молитва о облачении в ризу ссылается на увещевание в Послании к Колоссянам (3:14) — «Прежде всего сего [положись] на любовь, которая есть узы совершенства», — и на слова Господа у Матфея, 11:30: «Domine, qui dixisti: Iugum meum suave est, et onus meum leve: fac, ut istud portare sic valeam, quod consequar tuam gratiam. Аминь» (Господи, сказавший: «Иго мое сладок, а бремя Мое легко», позволь мне нести его так, чтобы заслужить Твою милость).

В заключение хотелось бы надеяться, что повторное открытие символики литургических облачений и молитв облачения побудит священников вновь взяться за практику молитвы во время одевания на литургию, чтобы подготовиться к совершению богослужения с необходимыми воспоминание.

Хотя можно использовать разные молитвы или просто возносить мысли к Богу, тем не менее, тексты облекающих молитв кратки, точны в своем языке, вдохновлены библейской духовностью и веками молились бесчисленными святыми министры. Таким образом, эти молитвы рекомендуются и сегодня для подготовки к литургическому совершению, даже к литургии согласно обычной форме римского обряда.


Примечания

[1] См. например, Св. Иероним, Adversus Pelagianos, I, 30.

[2] (Libreria Editrice Vaticana: Città del Vaticano, 2009), стр. 385–386.

[3] Мы используем текст молитв, который находится в «Римской миссии» 1962 г. Бл. Иоанн XXIII (Харрисон, Нью-Йорк: Книги римских католиков, 1996), с. люкс

[4] «Institutio Generalis Missalis Romani» (2008 г.) под № 336 разрешает отказаться от нарамника, если накидка сделана таким образом, что полностью закрывает воротник, скрывая уличную одежду. В действительности, однако, редко случается, чтобы воротник не был виден, хотя бы частично; следовательно, рекомендация использовать намывник в любом случае.

[5] № 336 «Istitutio» 2008 г. также позволяет отказаться от пояса, если пояс выполнен таким образом, что он плотно прилегает к телу без пояса. Несмотря на эту уступку, важно признать: а) традиционную и символическую ценность пояса; б) тем, что альб — в традиционном стиле, а особенно в стиле модерн — лишь с трудом прилегает к телу. Хотя норма и предусматривает такую ​​возможность, ее следует рассматривать как гипотетическую только тогда, когда принимаются во внимание факты: действительно, конъюнктура всегда необходима. Иногда сегодня можно найти альбы с тканевой застежкой, пришитой к талии одежды, которую можно стянуть вместе. В этом случае молитва может быть произнесена, когда это завязано. Тем не менее, традиционный стиль остается абсолютно предпочтительным.

[6] «[Жрец] при облачении в ризу в соответствии с рубриками не должен опускать епитрахиль. Все ординарии должны быть бдительны, чтобы искоренить любое использование, противоположное». Собрание для божественного поклонения и дисциплины таинств, «Redemptionis sacramentum», 25 марта 2004 г., № 123.


Поп. к вчерашнему посту об обряде облачения епископа для совершения мессы, здесь мы представляем Папские молитвы облачения Миссала св. Пия V на латыни и оригинальный английский перевод NLM. Там, где молитвы цитируют или ссылаются на слова Писания, я максимально следовал переводу Дуэ-Реймса. Эти молитвы изначально предназначались для произнесения по одной при надевании каждой одежды, но по практическим причинам принято читать их все сразу, а затем начинать облачение.

Молитвы для омовения рук и шести облачений (амис, алб, пояс, манипула, епитрахиль, риза) подобны назначенным произносимым священниками, но не тождественны и обыкновенно длиннее; шесть для облачений, принадлежащих епископам. В самом Миссале не упоминаются молитвы об облачении диакона и иподиакона, но для них принято произносить те же молитвы для облачения, что и для священников, где это уместно, добавляя те для далматика и туникла, которые были произнесены епископом.

Общеизвестно, что многие богослужебные облачения изначально представляли собой обычную одежду периода поздней античности, которая со временем стилизовалась. После того, как традиционный набор облачений утвердился, средневековая любовь к символизму и аллегории была применена к нему с энтузиазмом, как и ко всем другим аспектам литургии. Например, третья книга знаменитого комментария Уильяма Дурандуса к литургии, Rationale Divinorum Officiorum , придает по крайней мере одно духовное значение каждому из облачений, присущих различным чинам духовенства. Такие аллегории, когда-то принятые, иногда затем снова читались в самих молитвах об облачении, как это видно в римской молитве о папских перчатках. Аллегорическое значение покровов на руке Иакова в Бытие 27, объясненное святым Августином в десятой главе его книги «Против лжи», цитируется Дурандусом, а также составляет основу молитвы, которую епископ произносит, надевая перчатки. Следует также отметить, что эти молитвы содержат множество ссылок, прямых и косвенных, на Библию, что является типичной чертой литургических обычаев, зародившихся в каролингский период.

* * *

Orationes dicendae ab episcopo Quando в Pontificalibus celebrat

[Молитвы, которые будут произнесены епископом, когда он празднует в Pontificals]

9000

91919. Ad Ad CaleGASEREMER MEREMER. evangelii pacis, и защитите меня в velamento alarum tuarum.

Баскины  Обуй мои ноги, Господи, к приготовлению Евангелия мира и защити меня под покровом Твоих крыл. (Ефесянам 6, 15 и Псалом 60, 5)

Cum exuitur Cappa   Exue me, Domine, veterem hominem cum moribus et actibus suis: et indue me novum hominem, qui secundum Deum creatus est in justitia, et Saintitate veritatis.

Когда Каппа снимется  Сними с меня, Господи, ветхого человека с его нравами и делами: и облеки меня в нового человека, который по Богу создан в справедливости и святости истины .

(Ефесянам 4, 22 и 24)

Cum lavat manus Da, Domine, virtutem manibus meis ad abstergendam omnem maculam immundam; ut sine polle mentis et corporis valeam tibi servire.

Когда он умывает руки  Дай силы моим рукам, Господи, смыть всякое нечистое пятно; чтобы я мог служить Тебе, не оскверняя разума или тела.

Ad Amictum   Impone, Domine, galeam salutis in capite meo, ad expugnandas omnes diabolicas мошенничество, inimicorum omnium versutias superando.

На Нарамнике  Шлем спасения возложи, Господи, на мою голову, чтобы ниспровергнуть все коварства дьявола, одолевшего коварство всех врагов.

(Ефесянам 6, 17)

Ad Albam  Dealba me, Domine, et a delicto meo munda me; ut cum его, qui stolas suas Dealbaverunt in sanguine Agni, gaudiis perfruar sempiternis.

Альб   Очисти меня, Господи, и очисти меня от греха моего; чтобы Мне радоваться и веселиться бесконечно с теми, кто омыл одежды свои в крови Агнца. (Псалом 50, 3 и Апокалипсис 7, 14)

Ad Cingulum  Praecinge me, Domine, cingulo fidei et virtute castitatis lumbos meos, et extingem in humour; ut jugiter maneat in me vigor totius castitatis.

На повороте  Опояшь меня, Господи, поясом веры, чресла мои добродетелью целомудрия и погаси в них гущу похоти; чтобы сила всего целомудрия всегда пребывала во мне.

Cum accipit Crucem pectoralem   Munire digneris me, Domine Jesu Christe, ab omnibus insidiis inimicorum omnium, signo sanctissimae Crucis tuae: ac concedere digneris mihi indigno servo tuo, ut sicut hanc Crucem, Sanctorum tuorum reliquiis refertam, ante pectus meum teneo, sic semper mente retineam et memoriam Passionis, et Santorum victorias Martyrum.

При получении Наперсного Креста   Соблаговоли Ты, Господи Иисусе Христе, охранить мя от всех козней всякого врага знамением Пресвятого Твоего Креста: и соблаговоли даровать мне, Твоему недостойный раб, да как держу пред грудью сей Крест с мощами святых Твоих в нем, так и память о Страстях и победах святых мучеников да буду помнить всегда.

Ад Столам Redde mihi, Domine, obsecro, stolam бессмертный, quam perdidi in praevaricatione primi parentis; et, quamvis indignus accedere praesumo ad tuum sacrum mysterium cum hoc ornamento, praesta, ut in eodem in perpetuum merear laetari.

У Похитителя  Верни мне, Господи, умоляю Тебя, похититель бессмертия, который я потерял в преступлении первого отца; и, хотя я и недостоин дерзнуть приблизиться к Твоей священной тайне с этой одеждой, даруй мне удостоиться вечной радости в ней.

Ad Tunicellam Tunica jucunditatis, et indumento laetitiae induat me Dominus.

У туннеля  Пусть Господь облачит меня в туннель наслаждения и одеяние радости.

Ad Dalmaticam   Indue me, Domine, indumento salutis et vestimento laetitiae; et dalmatica justitiae, окружающие меня всегда.

В Далматике  Одень меня, Господи, в одеяние спасения и одеяние радости; и всегда возлагай на меня далматик справедливости.

Ad Chirothecas Circumda, Domine, manus meas munditia novi hominis, qui de caelo потомок; ut, quemadmodum Jacob dilectus tuus pelliculis hoedorum opertis manibus, paternam benedictionem, oblato patri cibo potuque gratissimo, impetravit; sic et oblata per manus nostras salutaris hostia, gratiae tuae benedictionem mereatur. Per Dominum nostrum Jesum Christum Filium tuum, qui in similitudinem carnis peccati pro nobis obtulit semetipsum.

В перчатках   Возложи на руки мои, Господи, чистоту нового человека, сшедшего с небес; что, как Иаков, возлюбленный Твой, покрыв руки свои козьими шкурами и предложив отцу своему вкуснейшую пищу и питье, снискал отцовское благословение, так и спасительная жертва, принесенная нашими руками, да удостоится благословения благодати Твоей. . Через Господа нашего Иисуса Христа, Сына Твоего, Который в подобии плоти греховной принес Себя за нас.

(Бытие 27, 6–29 и Римлянам 8, 3)

Ad Planetam   Domine, qui dixisti: Jugum meum suave est, et onus meum quoda, possim portesimportes consequi tuam gratiam.

У ризы   Господи, сказавший: иго мое сладостно и бремя мое легко: даруй, чтобы я мог так нести его, чтобы я мог получить Твою благодать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts