Монах нестор сообщение: Краткий курс истории. Тот, кто подарил нам историю

Разное

Нестор Летописец: Биография и Интересные Факты

Преподобный Нестор Летописец был родом из Киева. О точной дате рождения, о подробностях его детства и юношества нам ничего не известно. Есть основания полагать, что Нестор появился на свет в 50‑х годах XI столетия.

Содержание

  1. Краткая биография – Нестор Летописец
  2. Полная биография — Нестор Летописец
  3. 6 интересных фактов из жизни Нестора Летописца

Краткая биография – Нестор Летописец

Вариант 1

Неоценимый вклад в историю русской земли внес величайший сочинитель того времени, историограф, Нестор. Благодаря его работам, люди узнали, как жили их предки, как появилась Русь, какие нравы и обычаи существовали много лет назад.

О жизни Преподобного Нестора мы можем узнать лишь малую часть благодаря его трудам. Точных данных о годах рождения нет. Принято считать, что летописец появился на свет в 1064 году в Киеве. По всей видимости, летописец был родом из зажиточной семьи, потому что в то время хорошее образование было недоступно простым людям. О его родных и близких нет никаких фактов.

Достигнув возраста 17 лет, Нестор стал послушником Киево-Печерского монастыря. Спустя какое-то время юноша принял постриг. В обители было много почтенных монахов. Нестору они стали хорошим образцом для подражания. Он упорно учился, занимался духовным саморазвитием. Главной обязанностью, Нестора было составление летописей. Многие монахи занимались летописанием, так как были грамотными, но для Нестора – это стало делом жизни. Постоянно находясь в учениях и молитве, Нестор испытывал непреодолимое стремление к познанию истории.

Главным трудом великого писателя является работа «». Писать ее Нестор начал в 1112 году. Это произведение доныне представляет собой огромную историческую ценность. Нестор подробно и точно довел до нас информацию о становлении Руси. Он был большим специалистом в этой области, то, что знал сам, о том и поведал миру. Кроме «Повести временных лет» писатель сотворил не менее значимые произведения, такие как «Житие Бориса и Глеба», историю жизни первых святых на земле русской, а также «Житие преподобного Феодосия Печорского», нравоучителя самого Нестора.

Нестор жил в непростое время, на Русь постоянно нападали враги, разорители. Монастырь, в котором жил и трудился великий сочинитель, подвергся набегу кочевников, после этого разгрома, Нестор прибывал в печали, несмотря на неприятности, летописец не опустил руки и продолжил трудиться.

По некоторым данным Преподобный Нестор дожил до 58 лет, а по другим, более поздним,  до 65 лет, похоронен святой в пещерах монастыря, где прошел весь его жизненный путь. Мощи Нестора нетленны и чудотворны. Множество людей обращаются за помощью к Преподобному Нестору, чтят и поклоняются мощам мудрого старца.

Вариант 2

Нестор Летописец был рожден  в ХI веке. О его жизни известно с самой “Повести временных лет”. Будучи еще совсем юным, он обратился к преподобному Феодосию, с просьбой принять его в послушники. Со временем юный Нестор стал монахом Киево-Печерского монастыря. Нестор всегда знал, что знание нужно ценить, именно оно соединяет человека с покаянием и смирением. Изучение книги приносит большую пользу. Духовная жизнь летописца была разнообразной. До наших дней дошли сведения о том, что Нестор был в числе тех монахов, которые изгоняли бесов из затворника Никиты.

В монастыре, в котором жил и работал  Нестор, он был востребованным летописцем. Он описывал жизнь и смерть старцев Глеба и Бориса. Так же Нестор занимался составлением прожитых лет Феодосия Печерского. Получается, что летописец внес большой вклад в историю для будущих поколений. Именно Нестор составил летопись под названием “Летопись временных лет”. Нестор обращается здесь к данным, к которым относится начало Русской земли. Обращается летописец, конечно же, ко многим источникам. Это в свою очередь, монастырские записи, различные сказания, исторические сборники, рассказы старцев. Конечно, брал во внимание Нестор и сказания путешественников и воинов. Все это было связано с единой церковной точкой зрения. Согласовав и дав добро, церковь разрешила Нестору написать такую трактовку исторических данных, которые стали частью изучения истории земель.

“Повесть временных лет” дает познания о том, когда появились первые упоминания о жизни русских людей. Рассказывает о создании первой славянской грамоты, авторами которой являются Мефодий и Кирилл. Нестор вписывает в исторический документ Крещение Руси, подвиги, возникновение первых православных храмов на Руси. Это и сегодня достаточно значимый исторический документ, изучаемый в школах. Жизнь самого Нестора летописца припала на трудные времена. Русские земли подвергались набегам, велись княжеские междоусобицы. Набеги половцев уничтожали не только села и города, в рабство было угнано много русских людей. Нестор сам стал очевидцем созданной ним самим истории. В 1096 году прямо на его глазах разгромили Печерскую обитель.

Жизнь Нестора оборвалась где-то в 1114 году. Его завещанием стала просьба, адресованная другим летописцам, чтобы те продолжили его работы. Приемниками Нестора стали игумен Сильвестр, который помог “Повести временных лет” преобразится в современный вид. А также Моисей Выдубицкий и игумен Лаврентий. Все они смогли достойно продолжить начатое дело Нестора. Преподобного похоронили в Ближних пещерах, каждый год церковь чтит его память. Его работы по сегодняшний день издавались много раз, помогая будущим поколениям познавать историю своей земли, помнить о том, что было раньше, будто переживая это заново.

В нескольких городах Украины были установлены в память о Несторе памятники. Их можно видеть, как в столице Киеве, так и в Борисполе и Владимире. Может быть, если бы ни настойчивость и образованность Нестора, не дошло бы никаких записей о жизни тех времен, он проделал большую работу, передав знания будущим наследникам.

Полная биография — Нестор Летописец

Немстор (ок. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.

Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Текст “Повести временных лет” в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания ее автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в “Житии преподобного Антония”, составленном несколько позже и основанного на устных монастырских преданиях.

Из самой “Повести временных лет” известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям, почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.

Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба», «Житие Феодосия Печерского», «».

Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской православной церкви; память — 27 июля по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.

Преп. Нестор Летописец родился в 50‑х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преп. Феодосию и стал послушником. Постриг будущего летописца преемник преп. Феодосия, игумен Стефан. По Греческому церковному правилу поступающие в монастырь три года остаются на испытании, а посвящаемому в диакона следует быть не меньше 25 лет. И преп. Феодосий установил: поступающего не спешить постригать в монахи, а велеть ему ходить в своей одежде, пока ознакомится с монастырским чином. После этого одеть его в черную одежду и испытывать послушаниями, а затем уже облекать в монашескую мантию. Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше 1078 года.

В Печерской обители было тогда много высоких мужей, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Обитель процветала тогда духовной жизнью. Блаженный Нестор так пишет об этом сам:

«Когда Стефан управлял монастырем и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклонной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой, иные — вареное зелие, другие — только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними и изъявляя полную покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых.

Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимию одного на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании! Если брат выходил из монастыря, то все братия скорбели о том, посылали за ним и звали брата в монастырь, потом шли игумену, кланялись и упрашивали принять брата, и принимали с великой радостью».

Блаженный Нестор Летописец, под влиянием таких примеров, под управлением таких наставников, при своей ревности к подвижничеству, спешно возрастал в духовной жизни. Как было глубоко смирение его, — это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях. Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия; или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным.

Если напоминает он другим о нужде покаяния, о потребности помнить отношения свои к Богу, то спешит обратиться к себе самому с укоризной. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св. Бориса и Глеба, говорит он: «бысть плач в граде, а не радость, грех наших ради… В лепоту паче инех казними есмы. Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни».

Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. А о его высокой духовной жизни говорит и то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника(впоследствии Новгородского святителя).

Быть монахом в средневековье вовсе не означало оградиться от мира. Студийский устав, который был введён на Руси (и в частности в Печерском монастыре), даже обязывал монахов основывать библиотеки, учебные заведения, госпитали, богадельни и прочие структуры, целью которых было удовлетворение всяких общественных нужд. Не был и Нестор спокойным созерцателем того, что происходило вокруг него.

Первые его произведения относятся к агиографическому жанру. Повесть о начале Печерского монастыря, рассказ о печерских подвижниках и «Житие Феодосия Печерского» отличаются живостью изображения монастырского быта, яркими характеристиками монахов и мирян. В конце XII в. Нестор написал «Сказание о житии и погублений блаженных страстнотерпцев Бориса и Глеба», где осудил войну между братьями и изобразил картину их мученической смерти. Но главным его произведением стала «Повесть временных лет» — величайший памятник древнерусской исторической литературы.,

Известно, что летописание было одним из ярчайших проявлений литературного достояния Киевской Руси. Мы имеем блестящее историографическое наследство, представленное целой плеядой выдающихся имён. И Нестору, без сомнения, принадлежит среди них первое место. Его имя как составителя «Повести» названо в более позднем Хлебниковском списке этого произведения (XVI в.). «Киево-Печерский патерик» среди монахов, живших в Печерском монастыре в XI в., называет Нестора, «который написал летописец». Этим «летописцем» могла быть лишь «Повесть временных лет». В тексте сохранились места, где летописец говорит от себя. Анализ таких мест позволяет приписать их именно Нестору.

Летопись Нестора начинается словами, давшими название всему произведению: «Вот повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть». «Повесть» создана в соответствии с канонами мировой средневековой историографии. В её основу положен написанный около 1095 г. в Печерском монастыре так называемый Начальный извод, начинавшийся коротким рассказом об основании Киева братьями-полянами Кием, Щеком и Хоривом. Этот рассказ автор предварил обширным историко-географическим вступлением, где описываются происхождение и древнейшая история славян, дана картина их расселения на огромном пространстве Европы.

Историю соседних с Русью народов летописец отобразил основываясь на византийской хронике Георгия Амартола, а при написании истории восточных славян пользовался фольклорными источниками. Он дополнил сухие и краткие сведения о первых русских князьях, собранные его предшественниками, живописными деталями, заимствованными из народных сказаний и дружинных песен, в частности рассказами о том, как Олег осадил Царьграда и погиб от своего коня; как Ольга отомстила за смерть мужа; как Святослав ходил в походы; как юноша-кожемяка одолел печенежского богатыря, и др. При этом Нестор относился критически к своим источникам: сравнивал разные версии событий, отбрасывая те, которые казались ему ошибочными, и подтверждая правдоподобные. Например, он отбросил легенду, по которой Кий был простым перевозчиком на Днепре, версию о киевском крещении Владимира, так называемую хронологию Иакова Мниха и т.  п.

В летопись внесены важные документальные материалы — тексты договоров князей Олега, Игоря и Святослава с греками, а также документы великокняжеского архива, давшие автору возможность реально отобразить политическую историю Древней Руси. В «Повести временных лет» помещены такие литературные произведения, как «Поучение» Владимира Мономаха, рассказ об ослеплении Василька Теребовлянского, а также византийские и западноевропейские памятники письменности. В 1107 г. Нестор посетил Владимир-Волынский и Зимненский Святогорский монастыри. Результатом путешествия стало включение почти в полном объёме в «Повесть временных лет» Волынской летописи.

Но главным в «Повести» является то, что это произведение, являясь хронологическим изложением исторических событий на Руси, в то же время откликалось на болезненные социальные проблемы современной автору жизни. Нестор жил в сложное время, когда на Руси началась феодальная раздробленность и князья погрузились в междоусобные войны. Нестор был свидетелем начальной стадии этого процесса. На его глазах происходили грандиозные усобицы 1078, 1096, 1097 годов. Государство постепенно теряло былое могущество; половецкие орды, пользуясь тяжёлым его положением, опустошали пограничные земли. Эгоизму и корыстолюбию князей и бояр, их пренебрежению общерусскими интересами автор противопоставляет идею восточнославянского единства, призывает народ Руси объединиться перед угрозой внешней опасности и защитить свою землю.

Для жителей Киевской Руси начала XII в. «Повесть» была книгой о современности и современниках. Значительная часть её героев ещё была жива и так или иначе должна была реагировать на содержание произведения. Некоторые учёные обвиняют автора «Повести» в том, что он был приверженцем киевского князя Святополка Изяславича (1093–1113 гг.), всячески угождал своему патрону и «лепил» из исторических фактов лишь то, что тому нравилось. Это мнение не является безосновательным, но не следует обвинять Нестора. Как известно, летописание на Руси было поставлено на уровень государственного дела. И хотя летописи как правило создавались в монастырях, проходили они через княжескую канцелярию, а чаще заказчиками выступали сами князья.

Своё выдающееся произведение Нестор Летописец завершил около 1113 г. Хроника событий в «Повести» доведена до 1110 г. К сожалению, Нестерова редакция «Повести» не сохранилась в первоначальном виде. После смерти Святополка Изяславича (1113 г.), опекавшего Киево-Печерский монастырь, на киевский стол взошёл Владимир Мономах. Он вступил в конфликт с верхушкой монастыря и передал летописание в основанный его отцом Всеволодом Выдубицкий монастырь. В 1116 г. выдубицкий игумен Сильвестр переделал заключительные статьи «Повести», положительно оценивая деятельность Владимира Мономаха, показывая его мудрым князем, защитником Русской земли. Так появилась вторая редакция. В 1118 г. была создана третья редакция, которая и дошла до нашего времени. Заказчиком и, возможно, одним из ее авторов был сын Мономаха, князь Мстислав. «Повесть временных лет» сохранилась во многих списках. Древнейшие из них — Лаврентиевский (1377 г.) и Ипатьевский (начало XV в.).

Главная историческая заслуга Нестора состоит в том, что он создал историко-художественное произведение, не имевшее аналогов в европейской средневековой историографии. Показал, что наш народ имеет свою историю, которой может гордиться.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет», игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

6 интересных фактов из жизни Нестора Летописца

Девятого ноября мы отмечаем день памяти преподобного Нестора Летописца. Большинство из нас знают его исключительно как автора «Повести временных лет», однако у него было еще множество иных заслуг. Нестора можно смело назвать первым историком, писателем и журналистом в Киевской Руси.

  • 17-летним юношей Нестор пришел к преподобному Феодосию, стал послушником в Киево-Печерской лавре и принял послушание летописца. К 1113 году он создал «Повесть временных лет». Многие из описанных в ней событий произошли задолго до Нестора, поэтому, чтобы восстановить истину, он изучил летописные своды, исторические сборники, монастырские записи, рассказы бояр, воинов и путешественников.
  • Благодаря Нестору мы знаем о создании славянской грамоты Кириллом и Мефодием, о крещении княгини Ольги в Константинополе, а князя Владимира в Херсонесе.
  • Летописец осуждал любое насилие, тем более он был против междоусобиц в родной стране. Свою позицию он четко выразил в «Сказании о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба».
  • Упоминая о себе, Нестор Летописец часто называл себя грешным. Но, тем не менее, он –  единственный русский подвижник, кто входит в число святых римско-католической церкви.
  • Преподобный Нестор скончался в возрасте 65 лет. Сейчас его мощи хранятся в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.
  • К святому Нестору верующие обращаются за помощью в учебе, защитой от всяческого зла и в поисках работы. Он считается покровителем спортсменов, журналистов, историков и тех, кто чему-либо учится.

Нестор-летописец.

Монах историк. — Храм Преображения Господня в Богородском

Elena Праздники и мероприятия, Публикации

Нестор-летописец
(Информационно-библиографический обзор
к 900-летию со дня преставления)

Андрюшина С.В., зав. Православной библиотекой
храма Преображения Господня в Богородском

«Ещё одно последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога,
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил…»
А.С.Пушкин «Борис Годунов»

 

9 ноябре 2014 г. исполняется 900 лет со дня преставления отца русской истории и первого отечественного агиографа преподобного Нестора, инока Киево-Печерского монастыря. В 2011 г. Совет Императорского Русского исторического общества (воссозданного в 2004 г.) выступил с инициативой считать 9 ноября Днём историка, который объединил бы всех, кому дороги отечественные история, культура, духовность. В настоящее время, как информирует журнал «Русская история», этот день отмечается рядом историко-культурных организаций.
Что же можно сказать о жизни и деяниях нашего замечательного предка, преподобного Нестора-летописца? Личная жизнь людей Древней Руси прикрыта от нас лёгким флёром таинственности. Нам неизвестно, где и когда родился будущий летописец Нестор, кто были его родители, где он прошёл обучение, как провёл юность. Единственным биографическим источником является, составленное Нестором, «Житие преподобного Феодосия», где он весьма фрагментарно рассказывает о своём приходе в Печерский монастырь. Датой рождения преподобного Нестора считается приблизительно 1056 г. Вероятно, он был жителем Киева. Семнадцатилетним юношей Нестор пришел к преподобному Феодосию и стал послушником в Киево-Печерском монастыре. В монашеский чин будущего летописца постриг уже преемник преподобного Феодосия игумен Стефан. По греческому церковному правилу, поступающий в монастырь должен был три года оставаться на испытании, посвящаемый же в диакона не должен был быть моложе 25 лет. Однако будущий преподобный довольно быстро прошёл этот путь. И уже к 1078 г. он был рукоположен в иеродиаконы. В Печерской обители в ту пору подвизалось немало мужей высокого ума, у которых можно было обучиться духовному совершенству. Сам Нестор так писал об этом: «Когда Стефан управлял монастырём и блаженным стадом, которое собрал Феодосий, чернецы как светила сияли в Руси… Все пребывали в любви…» Под влиянием примера печерских насельников, под руководством духовных наставников и при своей ревности к подвижничеству Нестор быстро возрастал в духовной жизни. В «Житии» преподобного Нестора сказано, что чистотою жизни юный подвижник даже превзошёл самых известных в то время печерских старцев. В монастыре будущий преподобный стал нести послушание летописца.
Как известно, монастыри на Руси были центрами духовной и культурной жизни. Были они и хранителями русской истории. В монастырских стенах, ожидая своего осмысления, копились свидетельства о важнейших событиях, влиявших на судьбу Руси, и сохранялись благодаря традиции монастырского летописания. Монахи-летописцы вносили в погодные списки всё, что считалось важным для того времени.
Говоря о роли и значении монастырей в жизни Древней Руси, надо помнить о следующих важных вещах. Кириллическая азбука, заменившая, в конечном итоге, языческие «черты и резы» , начала своё проникновение на Русь через немногочисленных ещё христиан лишь в конце IХ — начале Х вв. Как подтверждают источники, первое Аскольдово крещение Руси состоялось в 860г. при византийском патриархе Фотии . Это, несомненно, способствовало развитию письменной культуры Древней Руси. Так, советский историк М.Ю. Брайчевский (1924-2001) утверждал, что Русь умела писать ещё до 988г., и это было засвидетельствовано рядом письменных документов — договором Руси с греками, а также сообщениями некоторых восточных авторов. Упомянутые факты были зафиксированы в исторической литературе. После гибели Аскольда (в крещении Николая) и Дира ростки христианской культуры не увяли. Известный церковный историк А.С.Карташев писал, что «…запрещённая в своём открытом существовании именно Олегом, новорожденная русская церковь … в течение пятидесятилетия со времени её создания славянскими апостолами уже культурно завоевала весь русский народ и его государственную головку, … государственным языком и разговорным, и письменным уже являлся литературный язык, подаренный русскому народу в 861-862 гг. святыми Солунскими братьями» Второе крещение Руси и её официальная христианизация произошли в 988 г. Вскоре после этого события князь Владимир повелел собрать детей «нарочитой чади» для книжного обучения. Ряд исследователей считает, что после крещения Руси стали складываться разнообразные формы обучения — школы начального обучения, где учили чтению, письму и счёту, и школы повышенного типа как, например, дворцовая школа, созданная князем Владимиром. Дворцовая школа была рассчитана на подготовку политической и культурной элиты государства . Школы для обучения юношества создавались при домовых храмах и монастырях, священнослужители которых исполняли также и функции учителей.
Первые монастыри на Руси, как правило, учреждались не монахами, а князьями и другими знатными и богатыми людьми, и носили наименование ктиторских . Изначально они выполняли роль обителей милосердия, воспитания, а также просвещения. Посетивший Русь епископ Титмар из Мерзебурга (Саксония) во времена княжения Владимира, записал в своей «Хронике» (1012-1018 гг. ), что он насчитал в Киеве 400 храмов. Столько храмов было построено за четверть века только в Киеве. Однако и другие русские города не отставали от него. Сколько же было написано книг? Только для богослужебных целей каждому храму необходимо было от восьми до десяти книг. Кроме того, создавались книги и внецерковного характера — исторические сочинения, сборники притч, житий и пр. Всё это требовало большого числа книжников — переводчиков, писцов, художников, украшавших книги миниатюрами, орнаментами . Особый расцвет православная культура обретает в годы княжения Ярослава Мудрого, ибо «любил Ярослав церковные уставы… и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением Божественным…». Именно при его правлении и создаётся такой шедевр древнерусской литературы и богословия, как «Слово о Законе и Благодати», автором которого является русский митрополит Иларион. «Слово…» представляет собой пасхальную проповедь, произнесённую митрополитом Иларионом, вероятнее всего, 26 марта 1049г., когда праздник Пасхи совпал с праздником Благовещения . Именно в княжение Ярослава Мудрого черноризец (монах) Антоний из Любеча основывает в Киеве Печерский монастырь (1051г.). Обустраивает его уже Феодосий из Курска, продолжатель дела прп. Антония Печерского. Насельниками будущей Киево-Печерской Лавры стали не только высоко духовные, но и весьма образованные по тому времени подвижники. И среди них Варлаам, Ефрем, близкие к княжескому кругу, а также таинственный Никон Великий — третья звезда обители после Антония и Феодосия. Число братии монастыря очень быстро достигло невиданной как для Руси, так и Византии цифры — 100. Печерский монастырь становится и училищем благочестия, и школой будущих русских епископов, где получают богословские и канонические знания. Итак, со времени крещения Руси князем Владимиром не прошло ещё и ста лет, а Киевская Русь уже обрела настоящий остров христианской духовности и культуры, Печерский монастырь, где подвизался такой удивительный феномен, как летописец Нестор, который, как сказано в его Житии: «… известен св. Церкви не только святостию жизни, но и назидательными писаниями своими» . Таким образом, Русь за весьма короткий срок сумела не только воспринять христианскую византийскую книжную культуру, но и талантливо обогатить её, наполнить особым национальным содержанием.
Первым произведением, написанным преподобным Нестором, было «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба». Оно было составлено в связи с перенесением мощей страстотерпцев в новый каменный храм, построенный по повелению ещё князя Ярослава Мудрого, в Вышгороде. По мнению М.Д. Присёлкова (1881-1941), одного из замечательнейших исследователей Древней Руси, «Чтения» были написаны в период между 1081-1086 гг.
Тот же Присёлков замечает, что Нестор в «Чтениях» не стал использовать известные в то время «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе» мниха Иакова и летописную повесть, лёгшую в основу «Сказания…». Нестор обратился к рассказам «некых христолюбцев» и вышегородским записям церковного причта. «Нестор не мог располагать большим количеством данных, которые бы помогли ему построить рассказ о жизни Бориса и Глеба до 1015 г. и, располагая здесь крохами, он задался целью показать читателю психологическую правду безропотной смерти братьев» , и таким образом придать ему публицистический характер. В результате житие братьев-страстотерпцев вылилось в изложение глубокой богословско-исторической концепции, по которой жизнь человека должна рассматриваться как арена борьбы диавола и Бога, и борьба эта должна завершиться победой над диаволом. Нестор увязывает жизнеописание страстотерпцев Бориса и Глеба с апостольской проповедью спасения народа Божия, ради которого князь Владимир и крестил русичей, подчёркивая при этом, что «народ оказался достойным Божией милости, потому что крестился без сопротивления и ропота», а «безропотная смерть братьев разрушила козни диавола и стала торжеством всей земли» . Таким образом, преподобный Нестор в своих «Чтениях» впервые применил новую житийную форму изложения, которая получит своё развитие в будущем.
В 80-е же годы преподобный Нестор пишет ещё одно житие, посвящённое одному из родоначальников Печерского монастыря преподобному Феодосию. «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», по словам свт. Филарета Черниговского, «образец превосходного жизнеописания и по духу, и по слогу, и по изложению» А Присёлков особо отмечает: «Всё произведение может вызвать во внимательном читателе чувство удивления перед тем искусством автора, с каким сшивает он этот ковёр пёстрых и отрывочных эпизодов жизни Феодосия в связное и живое произведение, в котором соблюдены, однако, внутренняя хронология и большая точность» «Житие Феодосия» в отличие от «Чтения» лишено какой-либо глубокой внутренней идеи, т. к. касается времени, событий и лиц, ещё памятных большинству современников самого Нестора. Вероятно, поэтому Нестор перечисляет всех лиц, к которым можно обратиться за подтверждением, с чьих слов были записаны конкретные события.
Мимоходом стоит заметить, что для церковного прославления какого-либо лица требовалось краткое «житие», удовлетворявшее церковный обиход. Оба жития, составленные преподобным Нестором, не соответствуют этим требованиям. Среди прочих произведений той эпохи они выделяются и объёмом текста, и свободной литературной манерой изложения, и вдумчивым, оригинальным построением самого текста. Всё это указывает, что автор отмечен печатью крупного таланта. «За изложением фактов и событий стоит автор с его широким богословско-историческим воззрением, с его сознательно проводимым — открыто или в искусном умолчании — национальным чувством и оценкой, каких в такой совокупности мало можно встретить во всей литературе киевского периода» . Такая оригинальность изложения показывает, что оба жития были предназначены для внецерковного, внебогослужебного чтения и, возможно, использовались в монастырях для трапезных чтений.
По окончании этих трудов преподобный Нестор «принялся усердно и с большим талантом описывать жизнь и подвиги первых монахов лавры. Эти рассказы и составили вместе первую часть «Киево-Печерского патерика» — главного памятника монашеской литературы Древней Руси» . Тем не менее существует и иная точка зрения: написание начальной части «Киево-Печерского патерика» ошибочно приписывается Летописцу. Это, в частности, подтверждается мнением русского историка и филолога Г.П.Федотова (1886-1951) .
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление «Повести временных лет» (1112-1113), получившей своё название от начальных строк несторова труда: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля , кто в Киеве нача первее княжити и откуду Руская земля стала есть» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»). Однако оригинал не дошёл до нас целиком. М.Д.Присёлков в своём труде, посвящённом Нестору-летописцу, писал, что в 1116 г. игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр подверг «Повесть…» изменению. Кроме того, в ХIII в. епископ Симон и монах Поликарп, найдя в Печерском монастыре рукописи «Жития Антония» и несторовой «Повести…», не подвергавшихся переработке, решили их обновить. «Повесть временных лет» досталась монаху Поликарпу, который весьма свободно её переработал. Сравнительный анализ переработок, сделанных игуменом Сильвестром и монахом Поликарпом, дал возможность довольно чётко представить первоначальную редакцию труда преподбного Нестора.
Исследования многих спецалистов по древнерусской литературе показали, что летописец в своей работе использовал весьма широкий круг источников — это и предшествующие летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников. Русский историк Н.М. Карамзин писал в «Истории государства Российского»: «Нестор, инок монастыря Киево-Печерского, … одарённый умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей, беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских, читал Византийские Хроники, записки церковные, и сделался первым летописцем нашего отечества» . Известный советский литературовед Д.С.Лихачёв так оценивал этот труд: «Высокое литературное образование Нестора, его исключительная начитанность в источниках, умение выбирать в них всё существенное, сопоставить разноречия и т. д. сделали «Повесть временных лет» не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанными с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной, литературно изложенной историей Руси» . При этом советский филолог-мидиевист О.В.Творогов убедительно доказал, что летопись как литературный жанр возникла именно в ХI веке. Касаясь непосредственно несторовой летописи, он отметил, что «под пером Нестора «Повесть временных лет» превратилась в стройное, подчинённое единой концепции и литературно совершенное произведение о первых веках русской истории».
«Повесть временных лет» преподобного Нестора важна также и тем, что летописец описывает не только события, связанные с историей Руси, но и тем, что «вводит историю Руси в русло истории всемирной» . Описывая историю Руси как составную часть всемирной, преподобный Нестор увязывает её с историей спасения человеческого рода. И одновремено, отмечает профессор И.Я.Фроянов, Нестор, закладывая первые основы всемирности русской истории и русского народа, как бы даёт в руки будущих поколений то кормило, которое в руках наших мыслителей ХIХ века (в частности, Ф. М.Достоевского) примет направление мессианского предназначения России .
Преподобный Нестор начинает повествование с очерка расселения народов после потопа и разделения языков, вводя читателя в праславянскую историю. Доктор исторических наук Петрухин В.Я. в монографии «Древняя Русь. Народ. Князья. Религия» пишет: «… вавилонское смешение языков и появление среди них славянского имело для Нестора особый исторический и провиденциальный смысл. Миссия Кирилла и Мефодия … сделала этот язык «святым» — языком Священного писания, объединяющим разделённые народы» . Историческая часть летописи начинается с 852г., года первого упоминания Руси в греческих источниках. Преподобный Нестор очень внимательно относится ко всем историческим терминам, стараясь дать точное определение и славянскому языку, и славянам. В ходе этих размышлений он разъясняет и такие понятия, как Русь и Русская земля. Упомянутый выше И.Я.Фроянов, подчёркивая историософский подход Нестора к летописанию, определяет «Повесть временных лет» как синкретическое произведение, т. к. автор в ней выступает и как историк, и как богослов, философ, литератор, и фольклорист. «Поэтому она [“Повесть…»] имеет отношение не только к истории общества, но и к истории церковных учений, философии, литературы и устного народного творчества. Иными словами, перед нами энциклопедический памятник. И его автор, преподобный Нестор, заслуживает безусловно имени первого русского энциклопедиста» .
Говоря об истории Руси, Преподобный, как отмечалось ранее, увязывает её с историей становления Русской Православной Церкви, что является логически закономерной связью. Именно в церковных источниках при патриархе Константинопольском Фотии под 866 г. упоминается русский народ, когда Аскольд и Дир совершили неудачный набег на Царьград (Константинополь), но благодаря которому на Русь были занесены первые семена христианства. Из несторовой летописи читатель черпает сведения о создании славянской грамоты свв. равноапп. Солунскими братьями Кириллом и Мефодием, о крещении в Константинополе св. равноап. Ольги. Летопись сохранила сведения о первом православном храме в Киеве (945г.), об исповедническом подвиге варягов-мучеников Тура (в крещении Феодора) и его сына Иоанна (983г.), об «испытании вер» св. равноап. Владимиром (986г.) и Крещении Руси (988г.). Первому русскому историку мы обязаны сведениями и о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, об её основателях и подвижниках. История Руси была доведена преподобным Нестором до 1110 г.
Время преподобного Нестора было нелёгким для Русской земли. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и сёла, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и монастырские обители. Сам преподобный Нестор был очевидцем разгрома половцами Печерского монастыря в 1095г. Его летопись дала богословское осмысление всей отечественной истории. И в то же время, как писал М.Д.Присёлков, «Повесть временных лет» стала для русского человека той книгой «без знания которой не мог обойтись ни один образованный человек, на которой учились знать своё прошлое, не как набор фактов и сведений, а как живое национальное ощущение себя, как исторического народа. Когда всё больше и больше стала политически распадаться «Русская земля» и уже заглохла общерусская традиция Печерского монастыря, «Повесть временных лет» оставалась тем историческим памятником, который будил во всех углах рассыпавшегося единства Русской земли память о своём великом прошлом и о том, что все мы — общих дедов внуки» . Итак, духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят её в ряд высочайших творений мировой письменности. К сожалению, 900-летие создания «Повести временных лет» прошло весьма незаметно. Ни телевидение, ни иные российские СМИ ни словом не обмолвились об юбилее этого литературно-исторического памятника. Лишь на православных сайтах данное событие нашло своё отражение. Так, сайты «Русская линия», «Православие и мир», «Фома», «Богословие.ru» и др. информировали своих читателей о состоявшихся в Киеве (ноябрь 2013 г.) Славянских чтениях, посвящённых 900-летию написания преподобным Нестором Печерским «Повести временных лет», а украинский сайт «Мир православия» сообщил об открытии в Музее истории Киево-Печерской Лавры в связи с юбилейной датой выставки «Источник неисчерпаемый».
Преподобный Нестор скончался около 1114 г., завещав печерским инокам-летописцам продолжать, начатый им труд. Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, игумен Моисей Выдубицкий, продливший несторову летопись до 1200 г., игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших текст «Повести временных лет» ( Лаврентьевская летопись). Наследником агиографических традиций печерского инока стал и свт. Симон, епископ Владимирский (+ 1226).
Погребён преподобный Нестор-летописец в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря.
В преддверии 900-летия со дня преставления преподобного Нестора, хотелось бы знать, как же чтится память великого предка его потомками.
В 1890 г. скульптором М.М.Антокольским была изваяна из мрамора скульптура Нестора-летописца, которая в настоящее время находится в Русском музее Санкт-Петербурга.
И лишь через столетие, в 1988 г., в Киеве недалеко от Печерской Лавры был установлен памятник преподобному Нестору-летописцу (скульптор Ф. Согоян, архитектор Н.Кислый). Помимо Киева памятники Нестору-летописцу были установлены и в других регионах Украины: на старинном Валу в Прилуках, на Замковой горе в пос. Любеч, в Новгород-Северском Спасо-Преображенском мужском монастыре.
В 2009 г. при Киево-Печерской Лавре было создано Церковно-историческое общество имени преподобного Нестора Летописца. Кроме того, Украинской Православной Церковью Московского Патриархата был учреждён орден Преподобного Нестора Летописца, которым награждаются как люди духовного звания, так и миряне «за личный вклад в издательскую, церковно-литературную, писательскую деятельность, а также за распространение светлых идеалов Православия в общественно-политической жизни Украины». К сожалению, в угоду политическим амбициям на Украине в последние годы искусственно создаются исторические казусы. Так, в 1997 г. Указом Президента Украины Л.Кучмы 9 ноября был определён как День украинской письменности и языка, а преподобный Нестор был объявлен родоначальником украинского языка, о чём сам Преподобный вряд ли мог подозревать, написав 900 лет тому назад «откуду есть пошла Руская земля» .
Современная художественная литература одарила читателей единственным произведением, посвящённым великому летописцу и его времени, романом Н.Иртениной «Нестор-летописец», вышедшем в издательстве «Вече» в 2010 г. и переизданном в 2013 г., а на сайте www.stihi.ru в 2011 г. было опубликовано стихотворение малоизвестного поэта А.Ляховецкого «Нестор-летописец». Зато можно найти несколько видеофильмом, посвящённых знаменитому летописцу. Это, к примеру, телефильм «Нестор», снятый ТРК «Глас» в 2007 г., фильм «Преподобный Нестор-летописец», выпущенный телестудией Киево-Печерской Лавры в 2012 г., а также мультипликационный фильм ТРК «Мироздание» 2011 г. «Повесть временных лет».
Можно надеяться, что оставшееся до юбилея время российские историки и филологи посвятят тому, чтобы достойно подготовиться ко Дню памяти отца русской истории, первого агиографа и основателя общероссийской словесности преподобного Нестора Печерского, Летописца.

.

Искать:


  • Сбор гуманитарной помощи доставлен на склад
  • Посещение Дома ребенка

НЕСТОР

НЕСТОР. Арабский Настур نصطور
Христианский монах, проживавший в Сирии, который, как говорят, свидетельствовал о Мухаммеде. Легенда не принята суннитскими писателями и сэром Уильямом Мьюиром («Жизнь Магомета», новое издание, стр. 21). говорит, что это должно быть отвергнуто как ребяческая выдумка. Однако шииты верят в это, и ниже приводится история, изложенная в шиитском труде под названием «Хаяту аль-Калуб» от предполагаемого авторитета Абу Талиба, дяди Мухаммада: приблизился к Шаму (Сирия), — продолжал Абдталиб, — я увидел дома этой страны в движении, и свет, превосходящий яркость солнца, исходящего от них. Толпа, собравшаяся посмотреть на Мухаммеда, этого совершенства Юсуфа из Мусри, делала базары непроходимыми, куда бы мы ни пошли, и так громко раздавались восклицания по поводу его красоты и совершенства, что звук достиг границ Шама. Каждый монах и ученый муж приходил посмотреть на него. Самый мудрый из мудрых среди людей Книги, которого звали Нестор, посетил его и три дня был в его компании, не говоря ни слова. В конце третьего дня, явно переполненный эмоциями, он подошел и обошел Пророка, после чего я сказал ему: «О монах, что тебе нужно от ребенка?» Он сказал: «Я хочу знать его Я сказал ему, что это Мохаммед-бин-Абдулла. При упоминании имени цвет монаха изменился, и он попросил разрешения увидеть плечи Пророка. Как только он увидел печать пророчества [ПЕЧАТЬ ПРОРОЧЕСТВА], он бросился вниз. целовала его и плакала, говоря: «Неси скорее это солнце пророчества к месту его рождения». Воистину, если бы вы знали, какие у него здесь враги, вы бы не привели его с собой.» Ученый человек продолжил свой визит к Пророку, относился к нему с величайшим почтением, а когда мы уезжали из страны, подарил ему рубашку, как память о его дружбе. Я доставил Мохаммеда домой с предельной быстротой, и когда известие о нашем счастливом возвращении достигло Мекки, я был великодушен. маленький вышел, чтобы приветствовать Пророка. кроме Ахуджала, который был пьян и ничего не знал об этом событии».
Другие предания, касающиеся этого путешествия в Сирию, сообщают нам, что оно сопровождалось еще многими чудесами. Дикие звери и птицы небесные воздавали Пророку самые подобострастные почести. И когда группа достигла базаров Бусры, они встретили группу монахов, которые также тотчас изменили цвет, как будто их лица были натерты шафроном, а тела их тряслись, как в лихорадке. Они умоляли нас посетить их вождя в их большой церкви. Мы ответили: какое вам до нас дело? На что они сказали: что плохого в том, что ты приходишь к нам на поклонение? Итак, мы пошли с ними, они полагали, что Мухаммед был в нашей компании, и вошли в очень большую и высокую церковь, где мы увидели их великого мудреца, сидящего среди своих учеников с книгой в руке. Посмотрев в книгу и внимательно изучив нас, он сказал своим людям: «Вы ничего не сделали, объект нашего исследования не здесь». семья этого племени?», — спросил он далее. Мы ответили, что мы из Бани Абдулшемов. Затем он спросил, нет ли других лиц, принадлежащих к нашей партии, кроме присутствующих. Мы сказали ему, что в нашей компании был юноша Бани Хашим, которого звали внуком-сиротой Абдулмуталиба. Услышав это, он вскрикнул, чуть не потерял сознание, вскочил и закричал: «Увы! Увы! Религия насарани разрушена. Затем он оперся на свой посох и надолго погрузился в глубокую думу с восемью патриархами и стоявшими вокруг него учениками. Наконец он сказал: «Вы можете показать мне этого юношу?» Мы ответили утвердительно.
” Затем он сопровождал нас на базар, где мы нашли Пророка, со светом, сияющим от сияющей луны его лица, и большую толпу людей вокруг него, которые были привлечены необыкновенной красотой и покупали его товары по самым высоким ценам, в то время как они продавали ему свои по самой низкой цене. С целью доказать знание мудреца мы указали на другого человека в качестве объекта его расследования, но вскоре он узнал самого Пророка и закричал: «Клянусь правдой Господа Меси, я нашел его!» И, охваченный волнением, подошел и поцеловал его благословенную руку, говоря: «Ты свят! Затем он спросил Мохаммеда о многих вещах, касающихся его самого, и на все он удовлетворительно ответил. Мудрец утверждал, что если бы ему пришлось жить во времена пророчества Мухаммеда, то он бы сражался за него во имя истины, заявив, что всякий, кто повинуется ему, обретет жизнь вечную, а отвергнувший его умрет вечной смертью». Перевод Меррика Хаяту ‘л-Кулуб, стр. 64.)

Основано на словаре ислама Хьюза.

Священномученик Нестор Российский

Священномученик Нестор Российский

Опубликовано 9 сентября 2008 г.
Без категории

Новомученик Нестор

В 1960 году Нестор Савчук родился в Крымской области на юге России. Он никогда не был близок со своей семьей, но всегда был вдали от них. Став молодым человеком, он начал направлять свою энергию на борьбу, бокс и боевые искусства. Он обладал острым сознанием и стоял выше своих сверстников.

У Нестора была и художественная сторона, он был талантливым художником. Когда ему было немного за двадцать, он поехал в Одессу, чтобы работать подмастерьем по росписи религиозных фресок. В Одессе он подружился со старшими художниками. Эти пожилые художники стали вдохновлять Нестора рассказами о праведниках и праведниках, прославивших Бога своим мужественным трудом в монастырях России за последние 1000 лет. Внезапно в сердце Нестора зажглась искра. Он загорелся желанием бежать от мирской суеты и прикоснуться к своим древним христианским корням.

Приняв решение всецело отдать свою жизнь Богу, Нестор уехал из Одессы в древний Почаевский монастырь XIII века. Здесь Нестор начал подвизаться в посвящении сердца, как монах.

В то время монастыри в коммунистической России регулировались государством. Мы требовали, чтобы все монахи были зарегистрированы в государстве, которое было атеистическим. Нестор, протестовавший против атеизма, никогда не регистрировался. В середине 1980-х власти начали преследовать монастырь, в котором он жил, — часть монахов попала в лагеря, а часть просто «исчезла». Поскольку он не был зарегистрирован в штате, Нестор знал, что его посадят в тюрьму или убьют, если его найдут правительственные чиновники. Итак, Нестор продолжал бороться со страстями в условиях войны, живя и скрываясь как «незаконный» монах. Нестор, обладая сильной и смелой душой, в весьма юном возрасте вскоре был рукоположен во иерея-монаха (иеромонаха).

Со временем условия в Почаевском монастыре стали настолько суровыми, что большинство монахов либо ушли, либо были отправлены в лагеря для военнопленных, либо были убиты. Нестор двинулся по великому простору русской деревни и после долгого пути прибыл в маленькое село Жарки и был пастырем катакомбной паствы.

Как и полагается тем, кто стремится к праведности, Нестора ждало много страданий. Полиция предупредила его о банде краж икон, которой руководила русская мафия — бандиты из Одессы, которые воровали иконы из сельских церквей и продавали их на черном рынке за большие деньги. Почти все церкви в округе были ограблены.

Другие трудности возникли из-за местных хулиганов, которые приставали к нему из-за того, что он был священником. Однажды Нестор подправил свои длинные волосы и бороду, как это было у него в путешествии, чтобы оставаться в тени, и направился к автобусной остановке с некоторыми важными документами. На остановке к нему стали приставать трое нетрезвых молодых людей. «Покажи мне свой крест!» они издевались над ним и начали хватать его под курткой, чтобы добраться до его креста. Чтобы не дать им осквернить свой крест, Нестор был вынужден отклонить их руки. Не зная, что Нестор искусен в боевых искусствах, юноши попытались напасть на него, но он увернулся от их ударов и сделал поединок больше похожим на танец. Вдруг, вспомнив, что его документы не охраняются, Нестор замялся; в этот момент он был поражен ударом в глаз. Вскоре прибыла полиция, но Нестор велел им отпустить юношей. Он не забыл, что когда-то тоже был мятежным юношей. Через месяц юноша, ударивший Нестора в глаз, Андрей, пришел к нему домой, чтобы извиниться. Поговорив с ним некоторое время, Андрей решил объединить усилия с Нестором и переехал в его дом, чтобы следовать его строгому образу жизни. Вскоре в Несторе родилась последняя жертва, которую может принести христианин, — желание принять мученическую смерть за веру во Христа.

В 1993 году в знаменитом Оптином монастыре в центральной части России были убиты трое монахов. В 19 веке Оптина была духовной столицей православной Руси, известной своим родом старчества, идущим от преподобного Паисия Величковского. Трое монахов были зарезаны в пасхальную ночь, во время празднования Воскресения Христова. Вскрытие показало, что это было ритуальное убийство — у каждого было перерезано горло, а ножевые ранения имели определенный узор. На территории монастыря был найден окровавленный кинжал с цифрами 666 на лезвии. Позже мужчина сознался в убийствах и признал, что убийства были ритуалом сатанинского культа и что он умышленно убил трех лучших монахов Монастыря.

Нестор часто с большим благоговением отзывался об Оптинских мучениках, и видно было, что он жаждал следовать за ними. Сам жаждал мученического венца. Однажды друг попытался посоветовать ему, что лучше быть долготерпеливым и терпеть утомительные жизненные испытания. На это Нестор ответил: «Знаешь, друг мой, у меня такое пламенное желание получить мученический венец, потому что я в юности вел разгульную жизнь и жил только для себя. Как я могу отплатить Богу за то, что Он дал мне?» Друг ответил ему: «Это слишком дерзко, чтобы принять мученическую смерть; ты должен долго страдать». Нестор снова ответил: «Да, я это понимаю, но, может быть, если я буду молиться о мученической кончине — может быть, я смогу ее вымолить».

Истинно Нестор теперь пылал тем огнем веры, что горит для потустороннего мира. Он видел смерть не как конец жизни, а как начало. Его вера была глубока — до такой степени, что он стал молиться о страдании и даже смерти как о бегстве от этого мира, но для того, чтобы быть мистически распятым со Христом.

Опять церковь ограбили. На этот раз Нестору достаточно того, что его бедную церковь вымогают; он должен был что-то сделать. Он быстро заметил на снегу след от шин, ведущий к грунтовой дороге в лесу, и пошел по ней. Вдали виднелась припаркованная машина. Чтобы скрыть, что он Монах, Нестор снял монашескую шапку, задрал халат и подошел к машине, пошатываясь, как пьяный. Внутри машины сидел гангстер, который тут же выскочил из машины и напал на него. И снова ему на помощь пришел опыт Нестора в боевых искусствах; он смог отразить удары гангстера и таким образом выиграть достаточно времени, чтобы получить номерной знак автомобиля. В конце концов полиция поймала гангстеров и вернула иконы обратно в Несторову церковь. Затем до Нестора дошли слухи, что, если он выдвинет обвинения, мафия выследит его. Затем Нестор встретился с гангстером, который напал на него, и спросил, почему он это сделал; гангстер ответил: «Деньги». Нестор спросил его, сожалеет ли он о краже из церкви, и гангстер без капли слезы раскаяния ответил: «Я ни о чем не жалею». Нестор знал, что должен выступить. Если он позволит мафии запугать себя, его бедная церковь пострадает. Тому, кто пытался отговорить его от этого, Нестор объяснял: «Если бы это были мои личные враги, я мог бы их простить; но эти люди враги простых верующих и Бога. У них нет раскаяния в содеянном зле. Я не могу их отпустить».

Затем было несколько покушений на жизнь Нестора, от которых он чудом избежал. Кражи Икон получили широкое распространение; каждая церковь в регионе хотя бы раз была ограблена со взломом. Нестор стал охранять церковь по ночам. Мафия больше не охотилась только за Иконами, она хотела жизни молодого священника.

Однажды Нестор постучал в дверь. Когда он открыл дверь, его держали под прицелом. Не отступая, Нестор бесстрашно посмотрел прямо в глаза клобуканам, развернулся, прошел в свой дом и запер дверь. Капюшоны последовали за ним, вломившись в окно. Схватив ракетницу, Нестор сделал несколько выстрелов, чтобы отпугнуть их. Но, зная, что он монах и священник и потому стрелять в них не будет, они ворвались в окно. Затем Нестор побежал в свою комнату и запер дверь. Когда он вылезал из окна своей спальни, он порезал руку и начал кровоточить. Он быстро перевязал себе руку и убежал. Когда он бежал, кровь капала на землю — в том самом месте, где он позже истечет кровью.

Зная, что каждый день может стать для него последним, Нестор удвоил свою миссионерскую работу. Один из его близких вспоминает: «Каждому он отдал бы все; они стекались к нему. Порой было очень тяжело. Иногда он запирался в своей комнате на два-три дня, чтобы поститься и молиться. Таким образом, он получил силы идти дальше. За последний год, что я знал его, он стал таким глубоким… простой глубиной, которая пришла из веры в Бога. Он ничего не боялся. Он был необычным человеком, отдавшим себя воле Божией. Он был бесстрашен».

Нестор пробил стену, разделяющую Бога и человека, и Бог стал живой силой внутри него. Близкий друг вспоминает один из своих последних разговоров со иерей-монахом Нестором; «Мы говорили о врагах Церкви. Он сказал мне: «Почему мы должны бояться?» Я сказал: «Но эти злые воры повсюду!» Он сказал спокойно: «На все есть воля Божья. Страдать за Христа — это великая радость». Он говорил о духовной войне, которая идет сегодня в мире… Он уже был готов к смерти».

31 декабря 1993 года иеромонах Нестор был найден мертвым за окном своего дома с перерезанным горлом и множественными ножевыми ранениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts