Монастырь эсфигмен: Ιερά Μονή Εσφιγμένου Αγίου Όρους
Содержание
Игумен мятежного монастыря Эсфигмен на Афоне осужден на 20 лет тюрьмы
АФИНЫ, 28 янв — РИА Новости, Геннадий Мельник. Уголовный суд в Салониках заочно приговорил к 20 годам тюрьмы игумена Мефодия из «старого братства» мятежного монастыря Эсфигмен на Афоне и монаха Антипа за сопротивление и использование «коктейлей Молотова» при попытке их выселения из монастыря в июле 2013 года, сообщает «Газета редакторов».
Монахи до сих пор находятся в осажденном монастыре и вряд ли сдадутся властям.
Решение суда оказалось беспрецедентным – никогда прежде суд не выносил столь жесткие приговоры за использование бутылок с зажигательной смесью. «Коктейли Молотова» являются излюбленным оружием греческих анархистов, но сразу после арестов большинство из подозреваемых немедленно выходят на свободу, а те, кто все-таки попадает на скамью подсудимых, редко получают тюремные сроки, превышающие два-три месяца.
«Новое братство» монастыря Эсфигмен поддержало судебное решение, заявив, что оно продиктовано «здравым смыслом».
История конфликта
Несколько лет назад суд по иску церковных властей Афона обязал по меньшей мере 20 монахов покинуть монастырь и передать его монахам «нового братства», созданного в 2005 году. Монахи «старого братства», которое уже почти полвека противостоит Вселенскому патриарху, отказались оставить монастырь.
Конфликт между Эсфигменом и Константинопольским патриархатом, власть которого признает Афон, начался в 1965 году. Поводом для этого стала встреча Константинопольского патриарха Афинагора с папой Римским Павлом VI и дальнейшее сотрудничество с католиками, которое эсфигмениты расценили как отступничество патриарха от православной веры. Девятнадцать афонских монастырей и назначенная церковными властями «легальная» община Эсфигмена постановили, что нынешние насельники обители являются раскольниками и «старое братство» должно выселиться. Однако монахи отказались покидать монастырь — один из старейших на Афоне. Он был построен в V веке, в нем хранится множество мощей и реликвий, библиотека насчитывает почти 400 старинных рукописей и восемь тысяч книг.
В июле 2013 года произошли столкновения спецназа полиции Греции и мятежных монахов. Монахи оказали активное сопротивление, когда их пытались выселить из подворья монастыря в поселке Кария, неофициальной столице Афона. В полицейских бросали камни, бутылки с зажигательной смесью, горящую паклю.
Судебное решение
Всего на скамье подсудимых были 11 человек, среди них восемь монахов.
Суд признал игумена Мефодия зачинщиком насилия, а монаха Антипа виновным в поджоге, взрыве, хранении и использовании взрывчатых веществ и незаконном использовании оружия и приговорил к 20 годам тюремного заключения. Решение вступает в силу незамедлительно.
Еще шесть монахов как сообщники получили тюремные сроки, максимальный — 10 лет и четыре месяца, их дело будет повторно рассмотрено по апелляции.
Суд признал невиновными троих человек, которые, по их словам, оказались на подворье, поскольку помогали обеспечить основные жизненные потребности монахов.
Мефодий и Антип не присутствовали на суде, их представляли адвокаты. Суд счел, что монахи должны быть немедленно арестованы и доставлены в тюрьму.
«Такое развитие событий, как ожидается, вызовет новую реакцию, так как неясно, захотят ли монахи сдаться властям или останутся в осажденном монастыре. Прецедентов в последние годы в монашеском государстве Афона не было, и в случае отсутствия желания осужденных сдаться — неясно, как власти выполнят решение», — пишет газета.
«Новое братство»
Между тем «новое братство» монастыря Эсфигмен поддержало судебное решение, заявив, что оно продиктовано «здравым смыслом».
«Одно дело исповедание веры, и другое — использование взрывчатых веществ и совершение серьезных преступлений. Одно дело духовные разногласия, и другое — отрицание законов Святой Горы и государства», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте агентства церковных новостей Romfea.
«Новое братство» заявило, что в связи с таким развитием событий оно решило вновь обратиться к людям, «которые решили принять участие в захвате монастыря».
«Мы им повторяем с любовью приглашение, которое было отправлено с самого начала служения в монастыре в 2005 году нашего первого настоятеля, благословенного отца Хрисостома. Приходите к нам с Духом Божиим. Братия и администрация монастыря готовы принять каждого брата, который придет с добрыми намерениями, и приложить все усилия для восстановления их (в службе). Мы можем спокойно и без фанатизма, все вместе способствовать прекращению затяжной тщетной и безнадежной оккупации монастырских помещений», — говорится в заявлении.
Монастырь Есфигмен
Монастырь расположен на берегу маленькой бухты с северной стороны Афонского полуострова. Его стены настолько приближены к морю, что в шторм волны, бывает, бьются о них. Площадка, на которой стоит монастырь, очень небольшая, ее окружают склоны лесистых гор. Поэтому одно из объяснений названия обители кроется в толковании слова как «притиснутый» (к морю). Вне Есфигмена к его западной стене примыкают фруктовый сад и монастырские огороды, сюда направлены водопроводы, собирающие воду отдаленных горных ключей.
С северной и южной стороны монастырь омывает большой поток, стремящийся с гор в море. На этом потоке устроена водосвятница. Недалеко от современного Есфигмена находятся развалины древнейшей Есфигменской обители, разрушенной обвалом горы. По преданию, основателями древнего монастыря были греческий император Феодосий Младший (408–450) и его сестра, святая царица Пульхерия († 453).
Следует заметить, что древние монастыри Афона ничем не походили на более поздние обители-крепости: это были в лучшем случае скопления строений, объединенных небольшим собором. Значительная часть монахов обитала в пещерах и других естественных укрытиях, устраивая в них небольшие часовни. Сколько просуществовал древний Есфигмен, неизвестно, от него уцелел лишь обломок алтарной стены.
Вновь на страницах исторических документов монастырь появляется в 1016 году, затем в 1030 году. Во время набегов сарацин Есфигмен сильно пострадал от варваров и продолжительное время находился в бедственном положении. Обитель была возобновлена усердием византийских, сербских и дунайских правителей.
Благодетелем Есфигмена был и святитель Григорий Палама (1296–1359), знаменитый защитник православного учения о нетварном Божественном свете. Он воспитывался при дворе Андроника II Палеолога (1282–1328). Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору и сделался послушником Ватопедской обители. Под руководством Никодима Ватопедского Григорий начал путь своего подвижничества, принял монашеский постриг. На втором году пребывания у старца явился ему в видении св. евангелист Иоанн Богослов и обещал неотступное покровительство. После кончины своего мудрейшего наставника Григорий перешел в Лавру преподобного Афанасия Афонского, пребывая в великом воздержании.
Однако через три года, стремясь к более высоким степеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель ее, старец Григорий, стал учить молодого монаха сосредоточенной духовной молитве – умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось иноками, начиная с великих пустынников IV века. После того, как в трудах прп. Симеона Нового Богослова (XI в.) подробное освещение получили внешние приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками.
Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. «покой, молчание»), а сами практикующие его стали называться исихастами. Никаким человеческим словом невозможно выразить тех таинств, которых сподобляются исихасты, достигшие того, чтобы ум, сердце и все существо человека слились в единственное желание – благоугождать Богу, любить Бога и непрестанной молитвой отсекать от себя любой помысел. И святой Григорий Палама, погружаясь в глубину молитвенного духа, доходил до такой степени умиления и сердечного плача, что слезы струями текли из его очей, были постоянны и неиссякаемы.
Однако из-за угрозы нападения агарян Григорий вместе с братией перебрался в Солунь, где был рукоположен во священника. Свои обязанности пресвитера он сочетал с жизнью отшельника. В субботу и воскресенье святой пастырь выходил к народу для совершения богослужений и произнесения проповедей. Слышавшие его дивные речи трогались сердечно, увлекались и плакали.
В 1331 году свт. Григорий вернулся на Афон и уединился в скиту свт. Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333 году Григорий Палама был избран игуменом Есфигменской обители, братство которой тогда состояло из 200 монахов. С этой поры он стал составлять систематические свои произведения и проявлять дар чудотворения. В Есфигмене однажды кончился елей. Свт. Григорий пошел вместе со всей братией в подвал, где хранилось продовольствие, и, помолясь, благословил пустой сосуд. Вдруг сосуд этот на глазах у всех наполнился елеем. Узнав, что причиной недостатка елея (оливкового масла) стал неурожай маслин, свт. Григорий вместе с братией пошел в сады и благословил деревья, которые сделались чрезвычайно плодоносными. Всего только три года пробыл Палама игуменом Есфигмена. Желая безмолвия и пустынной тишины, он вернулся в скит свт. Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд великих вселенских апологетов православия. Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам явился на Афоне, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света, не стесняясь насмехаться над рассказами иноков о молитвенных приемах и о духовных озарениях. Святитель Григорий защищал: «Напыщенные мирской и тщетной мудростью и не внимающие мужам, опытным в духовном учении, когда слышат о Свете, осиявшем Господа на горе Преображения и виденном апостолами, думают видеть в нем нечто чувственное и сотворенное…, хотя Сам Просиявший Светом на Фаворе ясно показал, что этот Свет не сотворен, назвав его Царством Божиим (Мф. 16, 28)».
Святой Григорий изложил свои доводы в богословском труде «Триады в защиту святых исихастов» (1338 г.). К 1340 году афонские подвижники с участием святителя составили общий ответ на нападки Варлаама – так называемый «Святогорский томос». Константинопольский Собор 1341 года принял положения Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, как Фаворский Свет, которые обращены к миру и доступны восприятию, но являются несотворенными. Хотя учение Варлаама было осуждено как ересь и сам он был предан анафеме, однако споры между паламитами и варлаамитами не закончились. Святителю Григорию пришлось еще пострадать за истину.
Патриарх Иоанн XIV Каленас отлучил его от Церкви и подверг заключению в темнице. Только через три года, когда кафедру занял Патриарх Исидор, святителя освободили и возвели в сан архиепископа Солунского. За три года до кончины он вернулся в Солунь. Накануне своего преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами: «В горняя! В горняя!» святитель Григорий мирно отошел ко Господу.
Кроме великого святителя Паламы, Есфигмен видел в своих стенах других святых подвижников. Святитель Афанасий I, Патриарх Константинопольский, родом из Адрианополя, в молодости три года исполнял послушание трапезаря. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии Есфигменской обители. Боясь похвал, смиренный монах Акакий, будущий Патриарх, ушел с Афона сначала к святыням Иерусалима, а затем на Патрийскую гору, где долгое время отшельничал.
Оттуда подвижник перешел на Галатийскую гору в монастырь блаженного Лазаря, где постригся в схиму с именем Афанасий, получил священный сан и удостоился Божественного откровения: от Распятия услышал глас Господа, призывавший его к пастырскому служению. Еще раз сподобился свт. Афанасий побывать на Святой Горе, но из-за возникших там нестроений возвратился на Галатийскую гору. В то время кафедра Константинопольской Церкви пустовала после тяжелых потрясений и смут времен латиномудрствующего Патриарха Иоанна Векка. По предложению императора Андроника Палеолога Собор архиереев в 1289 году единодушно избрал свт. Афанасия на кафедру Вселенской Церкви. Строгость его обличений вызвала недовольство влиятельного духовенства, и в 1293 году он был вынужден покинуть кафедру и удалился снова в свой монастырь. В 1303 году святителю вновь был вручен жезл патриаршего служения, которое он достойно нес еще 7 лет. В 1308 году свт. Афанасий поставил в митрополита Киевского и всея Руси святителя Петра, Предстоятеля Русской Церкви. И опять из-за начавшегося недовольства, не желая быть причиной церковных смут, свт. Афанасий в 1311 году оставил управление и ушел в свою обитель, всецело посвятив себя иноческим подвигам. К концу своей 100-летней жизни святитель вновь удостоился видеть Христа: Господь укорил его, что свой долг пастыря Афанасий исполнил не до конца. Обливаясь слезами, он покаялся в своем малодушии и получил от Бога прощение и дар чудотворения.
Преподобный Дамиан Есфигменский (XIV в.) безмолвствовал недалеко от Есфигмена, на горе, называемой Самария, и пользовался особенной дружбой прп. Космы Зографского. Блаженный Дамиан был истинным послушником и твердым хранителем отеческих повелений. По успении его до 40 дня от гроба исходило великое благоухание, чувствовали его даже в Есфигменской обители, находящейся на расстоянии получаса ходу.
Подвиги святых новых преподобномучеников Агафангела и Тимофея относятся ко времени перед Греческим восстанием. Агафангел, еще юношей, под страхом смерти принял ислам. Покаявшись и постригшись в Есфигмене, он возжелал, мученической смерти во очищение греха отречения. Оставив Святую Гору, в Смирне перед Оттоманским судилищем св. Агафангел исповедал Христа и после истязаний был обезглавлен 19 апреля 1819 года. Преподобномученик Тимофей принял мусульманскую веру ради спасения своей жены, попавшей в гарем. К мученическому подвигу в Есфигмене его, принявшего схиму, приуготовлял тот же старец Герман, который руководил св. Агафангелом. За исповедание Христа св. Тимофей был также обезглавлен 29 октября 1820 года в Адрианополе.
Со времен турецкого владычества на высокой башне Есфигмена развеваются два флага желтый флаг Афона и черный с изображением черепа – как символ непокорившейся завоевателям православной обители. На фасаде монастыря надпись: «Православие или смерть».
После разграбления обители турками были проведены большие восстановительные работы, благодаря поддержке Александрийского Митрополита Игнатия. Соборный храм Вознесения Господня в афонском стиле возведен в 1810 году на месте разрушенного старого и расписан в 1818 году. Среди настенных изображений много славянских святых. Иконостас сооружен позднее, иконы в нем в основном XVIII и XIX веков.
Старец Паисий из Панагуды (1924–1994) рассказывал об одном из смиренных подвижников-простецов, старце из Есфигмена, который не знал, казалось, элементарных вещей, но сподобился от Бога дара чудотворений. По своей малограмотности он считал, что слово «Аналипси» («Вознесение») – это имя святой, и молился ей: «Святая Аналипси, моли Бога о нас». Как-то должен был он навестить больного брата, а угостить его было нечем. Тогда старец подошел к морю, простер руки и воскликнул: «Святая Аналипси, пошли мне рыбку для брата!» Внезапно из моря выскочила огромная рыба и оказалась у него в руках.
Помимо Вознесенского собора в Есфигмене 7 параклисов, один из которых посвящен свт. Григорию Паламе. С монастырем тесно связано пребывание на Святой Горе основателя Киево-Печерской Лавры (1051 г. ) преподобного Антония Печерского (983–1073). По преданию, в Есфигмене он постригся в монахи. Дважды затем приходил он из Киева на Святую Гору, изучал Студийский устав, которым пользовались на Афоне, чтобы ввести потом в русских обителях. В 1849 году на месте, где жил прп. Антоний, была возведена малая церковь.
Среди святынь обители – часть Древа Креста Господня, глава ап. Иакова Алфеева, часть левой ноги св. Марии Магдалины, часть главы свт. Афанасия, Патриарха Константинопольского, глава нового преподобномученика Афанасия. В библиотеке хранится 370 древних рукописей. В братстве монастыря 40 монахов.
Ιερά Μονή Εσφιγμένου Αγίου Όρους
«Δεύτε ίδωμεν πιστοί πού εγεννήθη ο Χρ!
Ακούγεται πάλι και φέτος η πρόσκληση του μελωδού, να τον ακολουθήσουμε μέχρι το ταπεινό σπήλαιο της Βηθλεέμ, για να δούμε τον νεογέννητο Χριστό.
Ένα κάλεσμα το οποίο περιέχει φως, χαρά και ελπίδα για εμάς τους χριστιανούς.
Ένα κάλεσμα μυστικό, ουράνιο, που μας οδηγεί στην άσημη Βηθλεέμ, για να γίνουμε μέτοχοι του μυστηρίου της Γεννήσεως του Χριστού. Εκεί θα δούμε τον Αστέρα που οδηγούσε τους μάγους, θα ακούσομε τους αγγέλους να δοξολογούν από τον ουρανό, θα δούμε τους ποιμένες που αγραυλούν, θα δούμε το σπήλαιο το οποίο είναι γεμάτο φως, θα δούμε την άλογη φύση, τα ζώα, να είναι μάρτυρες του Μυστηρίου, ζεσταίνοντας με τα χνώτα τους το Νεογέννητο Βρέφος, θα πλησιάσουμε την Φάτνη, εκεί όπου η Παναγία έχει ήδη σπαργανώσει τον νεογέννητο Χριστό, θα δούμε τον Χριστό σπαργανωμένο ως βρέφος, να αστράπτει από φως. Όλα έχουν γεμίσει με Ουράνιο φως, το φως του Χριστού!
γεννήθηκε ο σωτήρας του κόσμου και το ταπεινό σπήλαιο της βηθλεέμ έγινε πηγή φωτός τηθλεέμ έγινε πηγή φωτός για την ανθργ ττααα ταα τααα τααα τααα τααα τααα. Οι άνθρωποι όμως είχαν «κλειστές» τις πόρτες τους και δεν δέχθηκαν τον Χριστό να έρθει και να γεννηθεί κοντά τους, γιατί «… Ουκ ην τόπος εν τω καταλύματι …» (Λουκ. β΄, 7). Ούτε στα σπίτια, ούτε σε πανδοχείο υπήρξε τόπος να καταλύσει η εγκυμονούσα Παρθένος.
«Κλειστή» η ανθρωπότητα στον εαυτό της και στον κόσμο της. Ήρθε ο Χριστός όμως για να την «ανοίξει». Γνώριζε ο Θεός την κατάσταση του πλάσματός Του, γι’ αυτό έστειλε τον Μονογενή Του Υιό να λάβει σάρκα και οστά, να γεννηθεί ως άνθρωπος για να «ανοίξει» την πόρτα της καρδιάς του ανθρώπου και να την γεμίσει με φως. «Δεύτε», λοιπόν, κι εμείς οι πιστοί, να δούμε τον Χριστό, να γευτούμε αυτό το φως για να φωτίσει η ζωή μας.
Η περίοδος των Χριστουγέννων είναι εορταστική για όλον τον πλανήτη. Γεμίζουν οι δρόμοι, οι πλατείες, τα σπίτια, με αμέτρητα λαμπάκια τα οποία φωτίζουν την κιάν κάάν κάάν Οι άνθρωποι βλέπουν αυτό το φως και χαίρονται. Αυτήν την λάμψη την ονομάζουν γιορτή, πανηγύρι. Όλα δείχνουν χαρούμενα και φωτεινά, τα πάντα φωταγωγημένα.
Μα όλα αυτά τα χριστουγεννιάτικα λαμπιόνια, που έχουν κλέψει τις εντυπώσεις όλων των ανθρώπων, γεμίζοντας με φως τα πάντα, κάποια στιγμή σβήνουν και αμέσως την φωταψία θα διαδεχθεί το σκοτάδι. Οι άνθρωποι θα συνεχίσουν την καθημερινότητά τους και θα ξεχάσουν αυτήν την χαρά που τους προκλήθηκε με το φως που έβλεπαν από τα αμέτρητα λαμπιόνια. Πάλι ο άνθρωπος θα συνεχίσει να παλεύει μέσα στο σκοτάδι του προσπαθώντας αεγί νοτοτάοτάοτάοτάοτάοτάοτάοταοταοταοταοταοτας βι®. Ψάχνει απεγνωσμένα το φως στην ζωή του. Είναι πλασμένος από τον Θεό να ζει κοντά Του, να ζει στο φως. Ανάβει λάμπες και λαμπιόνια στην προσπάθειά του να δημιουργήσει έστω αυτό το τεχνητό φως, το οποίο θα του προκαλέσει χαρά, θα δημιουργήσει εορταστική ατμόσφαιρα. 9
Χάνεται εύκολα μόλις σβήσουν τα φώτα, χωρίς να μένει και να ομορφαίνει την ζωή του.
«Δεύτε ίδωμεν πιστοί…»
αυτό το κάλεσμα ηχεί στα αυτιά μας σήμερα, τόσο έντονα και τόσο αλιθιιθι τόσο έντονα τόσο αιθιθ. Είναι η πρόσκληση που κάνει ο ίδιος ο Χριστός να Τον πλησιάσουμε, να Τον δούμε, να δούμε το φως το αληθινό και όχι το τεχνητό, το φως το οποίο είναι αναμμένο και δεν σβήνει ποτέ, είναι το φως το οποίο δημιουργεί χαρά, η οποία δεν τελειώνει ποτέ.
Είναι η χαρά που νιώθει ο άνθρωπος όταν ζει κοντά στον Χριστό, μέσα στο φως. Νιώθει ένα ουράνιο πανηγύρι μέσα του γιατί βλέπει την αγάπη του Θεού για τον ίδιο, η οποία φανερώνεται με την Γέννηση του Χριστού.
Κατέβηκε ο Χριστός στη Γη για τον κάθε ένα άνθρωπο προσωπικά. Ταπεινώθηκε ο χριστός για να έρθει κοντά στον άνθρωπο, ο οποίος ζούσε και ζει στα σκοτάος ζούσε και ζει στα σκοτάΔα τού και ν ν νο ν ν ν ν Щефу.
Ας εορτάσουμε αγαπητοί μου τα Χριστούγεννα, μη μένοντας μόνο σε απλές τυπικές ευχές, οι οποίες με το πέρασμα του χρόνου έχουν γίνει μία απλή τυπικότητα. Ευχόμαστε χωρίς να το νιώθουμε, απλά, τυπικά, χωρίς καρδιά, «για το καλό».
Ας ευχηθούμε με την καρδιά μας, φέτος, σε όλους, η χαρά των Χριστουγέννων να γεμίσει την καρδιά μας, να φωτίσει την ζωή μας και ο Χριστός, μέσα σε αυτή την χαρούμενη και φωτεινή καρδιά, να γεννηθεί και μαζί με τον Χριστό να αναγεννηθούμε και εμείς.
να είστε χαρούμενοι, φωτεινοί, αισιόδοξοι, με θάρος, ελπίΔα και εμπιστοσύνη στην απδα κ ε εμπιστοσύνη στην αγάδα τ ε ε εούύνη στην αγάΔα τ τ τ ε ε ε ε ε ε ε.
Χρόνια πολλά!
+αρχ. Βαρθολομαίος
Καθηγούμενος Ι. М. Εσφιγμένου
Святой монастырь Эсфигмену
Самый северный из всех афонских монастырей. Нынешний монастырь восходит к 10 веку, хотя по традиции это место использовалось как монастырь еще с 5 века. Есфигмен занимает восемнадцатое место в иерархии афонских монастырей и с начала 1970-х годов втянут в юридические и церковные споры. Это самый большой монастырь на Афоне, в котором проживает около сотни монахов.
Название монастыря буквально означает «затянутый», и существуют противоречивые традиции относительно происхождения названия. Одни связывают это с тем, что монастырь построен на участке земли, стянутом тремя окружающими холмами и морем. Другая традиция приписывает это имя монаху, который либо основал, либо восстановил монастырь, рассказывая, что он носил тугую веревку вокруг талии, поэтому от него монастырь получил свое название «затянутых».
Монастырь процветал до османского завоевания. Этому процветанию способствовали многие византийские императоры, такие как Иоанн V Палеолог, как и другие православные правители. Однако это процветание было омрачено постоянными спорами из-за земли с соседним Ватопедским монастырем, а также многочисленными пиратскими набегами и двумя большими пожарами, повредившими монастырь в 14 веке.
Святой монастырь Эсфигмену
Однако монастырю удалось в конце концов восстановиться, о чем свидетельствует рукопись, датированная 1569 годом.в котором рассказывается о 51 монахе, работающем над его восстановлением. В 1655 году российский царь Алексей I разрешил монахам каждые пять лет путешествовать по его землям, чтобы собрать средства для монастыря.
В тот же период правители Дунайских княжеств также внесли значительный вклад в монастырь. В начале 18 века епископ Григорий Мелениконский сделал пожертвования монастырю и в конечном итоге стал одним из его монахов, проведя реконструкцию монастыря.
Епископ Салоникский Даниил позаботился о финансах монастыря и с согласия афонской общины и Константинопольского Патриарха Герасима III сделал монастырь общежительным. Соответствующий патриарший указ был издан в 1797 году патриархом Константинопольским Григорием V, который также восстановил южную часть разрушенного монастыря.
Группа компетентных аббатов (Акаций, Евфимий, Феодорит и Агафангел) значительно обновили и расширили монастырь до такой степени, что нынешние постройки почти исключительно относятся к их времени. Преемник Агафангелла Лука основал иконописную школу, которая на долгие годы сослужила монастырю большую службу.
Во время греческой войны за независимость монастырь, самый северный на полуострове, сильно пострадал от османских войск, опустошивших гору Афон. Однако в этот период он также испытал некоторую степень процветания. Во время борьбы за Македонию монастырь поддерживал греческих партизан в их борьбе против болгарских комитаджи.
Католикон (главная церковь) Св. Монастыря Эсфигмену
Католикон, посвященный Вознесению Христову, был построен между 1806 и 1810 годами аббатом Феодоритом на месте более раннего католикона по образцу афонских церквей. . Он был освящен патриархом Григорием V в 1811 году. Строительству католикона во многом способствовали личные пожертвования епископа Кассандрийского Игнатия.
Сам храм просторный и величественный, с восемью куполами на покрытой свинцом крыше, причем центральный купол является самым большим. Мрамор, использованный для его строительства, был доставлен на Афон с Тиноса, места происхождения архитектора церкви Павла.
Неф собора был украшен иконописью в 1811 году, алтарь — в 1818 году иконописцами Вениамином, Захарией и Макарием. Убранство было завершено в 1841 году иконографией притвора иконописцами Иоасафом, Никифором, Герасимом и Антимом.
Алтарь, иконостас, а также другие элементы храма относятся к этой эпохе. В частности, иконостас, на котором изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов, выполнен из резного дерева, покрыт золотым напылением и считается одним из самых важных поствизантийских иконостасов на Афоне. В католиконе также есть две часовни, вестибюль и крыльцо, добавленные в 1845 году Вселенским Патриархом Константинопольским Анфимом VI, предыдущим монахом-эсфигменитом.
За юго-восточным углом католикона находится купель (Φιάλη), предназначенная для хранения святой воды. Он был построен в 1815 году аббатом Евфимиосом на месте более старой аналогичной постройки, построенной во времена Иоанна V Палеолога. Сооружение увенчано куполом, поддерживаемым восемью мраморными колоннами, соединенными скульптурными мраморными метопами.
Трапезная — старейшее здание монастыря. Это двухквартирное здание в западном крыле, напротив католикона. Это прямоугольное здание, отреставрированное в 1810 году аббатом Евфимиосом. Его иконография, относящаяся к 16-17 векам, все еще сохранилась, хотя и сильно пострадала от костров, которые османские солдаты зажгли, чтобы устроиться во время своего пребывания в монастыре во время греческой революционной войны.
В монастыре также есть 13 часовен, восемь внутри основного комплекса и пять снаружи. Среди внутренних часовен наиболее важными являются часовня Сретения Марии и часовня Архангелов по бокам католикона. Другие внутренние часовни распределены по разным местам внутри монастыря и не содержат фресок, но содержат важные иконы.
Из внешних часовен наиболее примечательной является часовня святого Антония Киевского, основателя Киево-Печерской Лавры. В житии святого Антония говорится, что он стал монахом на Афоне, и предание гласит, что он жил в уединенной пещере с видом на море, которое до сих пор показывают посетителям, и его поминают на празднике Всех Святых Эсфигмена, что находится прямо напротив монастыря.