Монастырь на афоне ксенофонт: ΙΕΡΑ ΜΟΝΗ ΞΕΝΟΦΩΝΤΟΣ | Ἁγίου Ὄρους Δάφνη
Содержание
Монастырь Ксенофонт
Содержание
• Исторические сведения
• Монастырский комплекс
• Святыни
• 5 фактов о Ксенофонт
Исторические сведения
Устойчивое предание отождествляет основателя монастыря Ксенофонт с Сенатором жившим в 6 в. На месте современного монастыря он построил небольшой храм, посвятив его св. Димитрию Солунскому Мироточивому (306 г.), а также несколько построек.
В 2-х ватопедских рукописях 998 и 1001 гг., на которых находится подпись Ксенофонта содержатся древние исторические свидетельства о монастыре. Здесь он упоминается как посвященный вмч. Георгию Победоносцу. О прп. Ксенофонте также известно из жития прп. Афанасия Афонского как о «игумене одного из святогорских монастырей», зафиксирован факт исцеления прп. Афанасием, Федора брата прп. Ксенофонта в келлии Милопотам. Федор стал следующим игуменом монастыря с 1018 по 1035 г.
Источник монастыря. Появился здесь во время прибытия по морю иконы вмч. Георгия Победоносца
Известно, что прп. Ксенофонт имел хорошее образование, принимал активное участие в деятельности монастырей Афона и подписывал различные документы, вплоть до 1017 г. Он заботился о поддержании построек монастыря и составил «Завещание» или устав, упорядочивающий некоторые стороны киновиальной жизни.
Следующими после Федора игуменами были Дионисий, Григорий, Герасим, Федор, Николай. Одним из благодетелей монастыря в 11 в. стал начальник дворцовой стражи Стефан, происходивший из знатного афинского рода. Стефан передал свое состояние святогорским обителям. Вскоре он принял монашество с именем Симеон и получил прозвище «Освященный», впоследствии принял управление монастырем и фактически был его ктитором.
В 1081 г. Стефан покинул обитель, вернувшись сюда в 1089 г. продолжив свою деятельность в возрождении обители, что привело ее к значительному расцвету. Утрата монастырем древних византийских и поствизантийских рукописей не оставляет сведений о его истории в последующие несколько столетий.
Восточная стена монастыря
Некоторые сведения сообщают, что в 1285 г. обитель разорили пираты. В 14 в. монастырю покровительствуют императоры и выдают соответствующие хрисовулы, например, Андроник II Палеолог (1322 г.), Стефан Душан (1352 г.) и прочие.
В период турецкого владычества, по причине повышения налогов монастырь пережил период кризиса, в то время сюда приходило много монахов из славянских стран. Не смотря на сложный период, в конце15 в. обитель была отреставрирована и вернулась к прежнему состоянию. Все это совершилось благодаря помощи господарей Молдвлахии. Стараниями Иоанна Симона была расписана трапезная, Константин и его брат Раду, пожертвовали средства на роспись 1-го кафоликона (16 в.). Среди покровителей был известный благодетель на Афоне Благое Басараб.
В 1569 г. монастырь пережил секуляризацию земель султаном Селимом II, что привело к новому кризису. По этой причине обитель продолжала действовать как идиоритмическая, впрочем как и остальные обители.
На фото: приемный корпус для встреч гостей с игуменом и башня монастыря внутри которой располагается иконописная мастерская
Материальная поддержка Валахии не прекращалась и в 17 в. Благодаря пожертвованиям Раду Сербана в 1607 г. и Матфея Басараба в 1636 г. был расписан внешний притвор, продолжены строительные работы и укреплены монастырские стены.
По свидетельству Иоанна Комнина и других путешественников, в начале 18 в. монастыре подвизались только сербские и болгарские монахи. Василий Григорович Барский дважды посетивший обитель в 18 в., описывает его малолюдность и сложное положение живших там 3, 4-х монахов. Но уже в конце 18 в. монастырю была оказана материальная помощь от господарей Молдавии и Валахии. В 1784 г. по просьбе братии обитель вернулась к общежительному уставу, что было отражено в грамоте Патриарха Гавриила IV. Через несколько лет и другие монастыри Святой Горы стали преобразовываться в киновиальные, среди них: Великая Лавра св. Афанасия, Симонопетра, Эсфигмен, Констамонит, св. Пантелеимона, Дионисиат, Каракалл.
Монастырская библиотека расположена в юго-западной части обители. Изначально собрание монастырского книгохранилища располагало 136 рукописями еще при ранее упоминаемом игумене прп. Симеоне Освященном, о чем есть запись в документе июля 1089 г.
Литературное богатство библиотеки составляют как рукописные так и печатные книги; ок. 550 рукописей, среди которых 8 книг из пергамента и 3 пергаментных свитка с текстами Литургии. Среди 15000 печатных книг, есть старопечатные издания. Многие рукописи и богослужебная утварь пострадали во время пожара 24 февраля 1817 г. Среди прочего здесь можно встретить интересные поствизантийские кодексы.
Монастырский комплекс
В 18 в. Иоанн Комнин отмечает, что «обитель со всех сторон ограждена стенами, имеет хорошие келлии и все необходимое для монастырской жизни». В начале 19 в. внутренний двор монастыря был расширен в северо-западную сторону, что увеличило его площадь вдвое.
Старый кафоликон монастыря в честь вмч. Георгия Победоносца. Внутри храма находится первая часовня обители ок. 6 в.
Монастырская трапезная архитектурно связана со старым кафоликоном образуя единую постройку. Фрески трапезной относятся к 1496-1497 гг. и припадают на время игуменства Феофила.
Трапезная монастыря примыкает к старому кафоликону через внешний застекленный нартекс
В ризнице, расположенной в южном крыле монастыря находятся различные святыни, предметы исторической ценности, богослужебная утварь и прочее.
Значительное место среди святынь занимают византийские иконы, например, мозаичные иконы вмч. Георгия и св. Димитрия (11 в.), образ Богородицы Одигитрии (12 в.), а также вырезанная из стеатита икона Преображения Господня (13 в.).
Помимо кафоликонов в обители в различные периоды были построены 11 небольших церквей: вмч. Димитрия (с фресками Македонской школы 13 в.), св. Лазаря (с фресками Критской школы 16 в.), свв. Апостолов, св. Стефана, св. ап. Иоанна Богослова, свв. Евфимиии и Марины, свв. Бессребренников, св. Нектария, прпп. Афонских; в честь праздников Введения во храм Пресвятой Богородицы и Успения Богородицы. На братской усыпальнице находится маленький храм в честь Святой Живоначальной Троицы, нижняя часть которого отведена под костницу.
Во дворе, у южной стены нового кафоликона находится сделанный из красного хиосского мрамора фиал водосвятия. В 1901 г. над ним возвели киворий на 8-ми колоннах.
Среди прочих построек, внутри монастырского двора находятся 2 соборных храма, в которых совершаются все богослужения. В центре двора расположен красивый, украшенный белым и красным мрамором с колоннами старый кафоликон, возведенный в конце 10 нач. 11 в. и посвященный вмч. Георгию. В нем некоторые архитектурные элементы сохранились от раннего периода его существования, например, древние колонны и мозаичный пол.
Сегодняшний вид храма в сравнении с первоначальным имеет некоторые пристройки: притвор, добавленный к юго – восточной стене, маленький параклис (1400 г.) в честь св. Лазаря и боковые конхи хоров нач. 16 в. Фрески внутри храма (16 и 17 вв.) расписаны иконописцами Антонием и Феофаном., а росписи купола и парусов 19 в. Сохранился небольшой участок первоначальной росписи ок. 1280 г.
Новый кафоликон находится в северной части монастырского двора и построен в нач. 19 в., после пожара 1817 г. Внутри собор придерживают 4 колонны из белого мрамора, 4 другие составляют часть притвора.
Новый кафоликон монастыря в честь вмч. Георгия Победоносца (1817 г.)
Иконостас кафоликона мраморный, (что не часто встречается в афонских монастырях), с литыми колоннами и иконами в позолоченных окладах. Алтарная сень над престолом пурпурная. Пол выложен разноцветным мрамором. Хорос, подсвечники и паникадило бронзовые. Подобные мраморные иконостасы есть в кафоликонах 19 в. монастырей св. Павла и Констамоните. В Великой Лавре мраморный иконостас более древний.
Новый соборный храм также освящен в честь вмч. Георгия. Построен в как и прочие в афонско-византийском стиле, его отличительной особенностью является наличие второй пары конх, что было характерно для архитектурных решений времени его постройки.
Святыни
Среди икон монастыря особо известны: Богородичный образ «Одигитрии» (14 в.) ранее находившийся в Ватопеде; икона вмч. Георгия Победоносца пришедшая по морю к берегу монастыря в период иконоборчества; Богородичная икона «Обрадованная» (13 в. ). Первые 2 находятся в новом соборном храме, 3-я икона находится в алтаре того же храма на Горнем месте.
В обители хранится часть Честного Креста Господня, а также мощи святых: части десницы и главы вмч. Георгия Победоносца, часть главы первомученика архидиакона Стефана, десница св. Марины, мощи прп. Ксенофонта, часть мощей его сына прп. Аркадия. Частицы мощей апп.: Андрея, Филиппа, Варфоломея, Варнавы; свв. Трифона и Пантелеимона; вмч. Федора Тирона, свт. Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Великого; сщмчч. Елевферия, Игнатия Богоносца; свт. Иоанна Милостивого, свв. Параскевы, Ермолая; вмч. Варвары, прп. Иоанна Дамаскина, Павла Фивейского, вмчч. Иакова Персянина, Феодора Стратилата; свв. Мины Египтянина, Мины Сладкопевца.
В обители также хранятся частицы мощей новомучеников Феодора Византийца и Феодора Митиленского; прмчч. Евфимия, Игнатия, Акакия святогорцев; сщмчч. Игнатия Мефимнского, Григория Асского, а также недавно явленных Рафаила, Николая, Ирины; новомученика Георгия из Янины, свт. Нектария Эгинского, Нифонта Патриарха Константинопольского; Симеона Босого, свт. Феоны архиеп. Солунского, Епифания Кипрского; прп. Алексия человека Божия, часть главы новомученицы Аргиры, сщмч. Серафима еп. Фанарского, прп. Мефодии Кимольской, св. прав. Анны.
Монастырь Ксенофонт на Афоне
Ксенофонт
МонастырьКсенофонт, занимавший шестнадцатое место в Афонской иерархии, находится у подножия холма.
По преданию на его месте в 520 году был возведен храм святым Ксенофонтом, посвященный святому Дмитрию. Преподобный Ксенофонт жил в Х веке. О нем говорится в житии основателя Лавры Афанасия Афонского, что в Милопотаме он исцелил брата Афанасия Феодора.
В исторических текстах обитель впервые упомянута в период императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов Прота 1083 года, сообщается, что сюда великий друнгарий (флотоводец) Никифор Стефан, который принял здесь постриг под именем Симеон. Он собственными средствами реконструировал и расширил обитель. Позднее Ксенофонту были переданы подворья на территории Афона и за его пределами. Монастырь процветал до падения Константинополя. Он разрушался неоднократно от пиратских набегов, но восстанавливался при поддержке византийских императоров, правителей придунайских княжеств и др.
Ксенофонт, первый из монастырей Святой Горы, который согласно грамоте 1784 года патриарха Гавриила IV, сменил идиоритмический образ жизни на общежительный. Важную роль в такой перемене монастыря сыграл кавсокаливский иеромонах, а также первый настоятель обители Паисий из Митилена, которым оказали помощь Константин и архимандрит Захарий, посетивший многие страны и собравший существенную сумму.
В начале XIX века, а именно в 1817году пожар уничтожил значительную часть монастыря и многие старинные документы. Однако монастырь был восстановлен и расширен с помощью бывшего митрополита Самаковского Филофея, покинувшего свою епископию и прожившего здесь монахом до конца свеой жизни. Дела Филофея продолжил настоятель монастыря Никифор из Кимы на Эвбее.
На пожертвования Филофея, в 1809-1819 годах был построен собор в северной части монастыря. Этот собор является самым большим из греческих соборов на Афоне, где находятся мозаичные иконы святых Димитрия и Георгия. Но кроме нового, сохранился также старый собор, который находится в нескольких метрах от входа в Ксенофонт.
Помимо двух соборов, здесь находятся также 11 часовен на ее территории и 8 за ее границами. Монастырю принадлежит келья Святого Андрея в Карее и скит Пресвятой Богородицы, основанный в 1760 году иеромонахом Сильвестром и монахами Евфраимом и Агапием. Скит Пресвятой Богородицы состоит из церкви (кириакон) и 22 калив, большинство из них на сегодняшний день пустует. Здесь проживают 8 монахов. Библиотека скита содержит только печатные книги, среди которых выделяется несколько палеотипов. В библиотеке самого монастыря, расположенной на юго-западной стороне Ксенофонта, находятся приблизительно 600 рукописей, 8 из которых пергаментные, 2 литургических (пергаментных) свитка, турецкие печати и разного рода документы, а также свыше 7.000 печатных книг.
Ксенофонт хранит две чудотворные иконы – Матери Божией и святого Георгия. Здесь находятся также мощи святого великомученика Георгия, святого Аркадия (сына основателя), святого великомученика Феодора Тирона, Апостолов Варнавы и Филиппа, святого Стефана, святителя Иоанна Златоуста, святого Модеста и святой Марины.
Обитель насчитывает как на ее территории, так и за ее пределами около 60 монахов.
Престольным праздником монастыря является 23 апреля (6 мая) день великомученика Георгия Победоносца.
Лучшие отели Халкидики
Больше отелей в Халкидики
Отели Урануполи
Святой Монастырь Ксенофонта
Монастырь Святого Ксенофонта стоит на западном берегу полуострова, между монастырями Дохиар и Святого Пантелеймона. Он имеет долгую историю, которая восходит к 10-му и 11-му векам, ко времени основания Великой Лавры. Его основателем был святой Ксенофонт, который также был его настоятелем.
Монастырь пережил немало превратностей, начиная с момента его основания. Одной из таких трудностей была возникшая в конце 11 века ссора с евнухом Стефаном — впоследствии монахом с именем Симеон — друнгарием императора Никифора Ботанеата. Поначалу монастырю было выгодно то, что Стефан принял монашество: выделение средств позволяло строить здания. Однако его последующая карьера аббата привела его к конфликту с большинством монахов, что привело к его удалению. Обращение Симеона к императору Алексею Комнину закончилось императорским указом о его восстановлении в должности.
Помимо таких эпизодов внутреннего характера, были и другие, вызванные внешними причинами. Будучи монастырем на берегу моря, Ксенофонт часто становился объектом пиратских набегов. В 13 веке его разорили латинские пираты. В Третьем Типиконе он занимал восьмое место, а сегодня его положение в иерархии — шестнадцатое. В период турецкого владычества его поддерживали богатые христиане влахского происхождения либо за счет доходов, поступающих от скита «Ромва», либо за счет двух деревень, подаренных ему румынскими князьями.
В 16 веке большинство монахов были славянами. В следующем столетии было обнаружено, что он должен огромные суммы синдикату еврейских ростовщиков. Результатом стал его финансовый крах — в более общей атмосфере упадка, царившей в то время на Афоне. В 18 веке монастырь был восстановлен, первой заботой было возвращение к общежитию в 1784 году. Энергичный аббат Паосий с Лесбоса построил новые здания и вдохнул новую жизнь в монастырь. Именно тогда было начато строительство большого нового католикона в северной части монастыря. Это было закончено ко времени начала греческой революции в 1821 году.0003
На южной стороне монастыря находится старый собор, украшенный раннехристианскими символами. Его постройка относится к XI веку, хотя были и последующие этапы пристроек (в XVII веке его украсили деревянной алтарной ширмой, перекрасили настенные росписи). Колокольня была построена в 1864 году, а сосуд со святой водой — в 1901 году.
Монастырь насчитывает около 600 рукописей и около 7000 печатных книг. Две иконы XIV века с изображением святого Георгия и святого Димитрия являются важными произведениями искусства; в нем находится и знаменитая чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Среди сокровищ Ксенофонта — частица Животворящего Креста, роскошные реликварии с мощами святых, священные сосуды и облачения. Монастырь имеет 11 часовен на территории и шесть снаружи. Его зависимостями являются скит Благовещения Пресвятой Богородицы и 22 калива, которые, к сожалению, приходят в упадок из-за нехватки проживающих в них монахов. Община насчитывает около 30 трудолюбивых монахов.
Карта Святой Горы АфонСвятой монастырь Ксенофонта
Похожие сообщения Святые монастыри Святой Горы Афон
Свято-Иверский монастырь в честь Успения Богородицы
13 августа 2021 г.
Монастырь был основан в 980 году иберийским дворянином и выдающимся полководцем Иоанном Торником, который существенно расширил и переименовал старый монастырь Климентоса, подаренный ему императором Василием II. От этого более раннего монастыря уцелела, по-видимому, только часть католикона, включенная в часовню Предтечи за нынешним храмом. ..
Святой монастырь апостолов Петра и Павла на Афоне
5 июля 2019 г.
Этот монастырь, кажется, уже существовал в 1018 году, но после многих несчастий он был восстановлен императорами-палеологами в 14 веке. В 16 веке он был разрушен пиратами и восстановлен валашским князем Петросом. Собор, посвященный апостолам Петру и Павлу, был построен между 1548 и 1563 годами и расписан фресками…
Святой монастырь Симоноса Петраса
3 апреля 2013 г.
Монастырь был основан в 1257 году отшельником Святым Симоном на обрывистом Симонос Петра, или скале Симона. Он был восстановлен примерно в 1368 году Иоанном Углеса, деспотом Серрским, но трижды был уничтожен огнем: в 1580, 1622 и последний раз в 189 году.1. Собор, посвященный Рождеству Христову, должен быть построен около 1600 года. Он был разрушен в …
Святой монастырь Костамониту (или Кастамониту)
5 ноября 2011 г.
Монастырь был основан в первой половине XI века человеком из Кастамони в Анатолии, от которого и получил свое название.