Москва третий: Москва — Третий Рим
Содержание
История концепции «Москва – третий Рим»
Крылатое выражение или целая философская концепция? О сути и происхождении фразы «Москва – третий Рим» и о том, что она на самом деле означает, нам рассказал Сергей Реснянский, специалист по истории РПЦ, доктор исторических наук, профессор РУДН и МГОУ.
Возникновение концепции «Москва — третий Рим»
Впервые концепцию сформировал монах Филофей в XVI веке. Он подчеркивал исключительность русского государства на мировом фоне, его роль хранителя истинной православной веры. На основе чего он сделал эти выводы?
Появление такой концепции в России неслучайно. На Руси, в отличие от Западной Европы, складывался иной принцип основ государственной власти и духовной культуры — теономный или теоцентричный, богозаконный. Русь входила в состав православных государств византийского круга. Центром этих государств был Константинополь (Царьград). Именно в этом духовном пространстве и формировалась картина
мира в России.
Славянское язычество радикально преобразилось в рамках православной картины мира, внося в нее ментальные славянские черты. Изменение духовной парадигмы кардинально изменило онтологическую перспективу будущего. Киевское православие принесло идею преображения человека, теозиса.
Новый идеал, который православие сформулировало для славянского этноса, — Святая Русь – предполагал новую управленческую вертикаль власти, теократическую диархию управления государством (священство и царство). Появилось разделение на духовную и светскую власть. Византийская модель церковно-государственных отношений стала доминантной духовной жизни славянского этноса, консолидировав его в единый русский народ. Был создан архетип русского самосознания.
Первым, кто сделал важные выводы, был митрополит Илларион. Он проповедовал идею об особой роли Руси, как богохранимой державе, ее богоизбранности, хранительнице православия. Вопрос о положении Руси в мировой истории занимает и летописца Нестора в его «Повести временных лет». Подобными мыслями была насыщена вся атмосфера русского социума.
Падение Царьграда
Падение Царьграда стало большим ударом для православного мира. Встал вопрос — как быть, кто станет хранителем православия? Стать преемниками Константинополя хотели Сербия и Болгария, но во второй половине XV века и они пали под натиском турецкой державы.
Единственной православной страной, имевшей крепкую централизованную власть, была Русь, самое крупное государство Европы. В связи с этим возникла острая дискуссия о царском титуле великого князя. Известно, что в договоре 1515 г. с императором Священной Римской Империи Максимилианом I, великий князь Василий III впервые в истории был назван императором русов. На этот факт потом будет ссылаться Петр I для обоснования своего императорского титула.
В 1519 году папа Лев X предложил Василию III титул царя, а московскому митрополиту стать патриархом на условиях церковной унии. В 1525 году папа Климент VII предлагал Василию III титул короля, но с условием, что князь согласится на унию с папским престолом. Все эти предложения были отвергнуты, более того, Иван III заключил брак с Софьей Палеолог, племянницей последнего императора Византийской империи, византийский двухглавый орел стал гербом Руси.
Все эти события и концепции впоследствии были осмыслены иноком Филофеем, на их основе он сформировал свою теорию «Москва — третий Рим». Она стала олицетворением православного архетипа России, ее мессианской устремленности в будущее. Она была связана с философской концепцией о переносе центра мира в столицу русского государства. Она определяла направление деятельности Русской православной церкви и русской духовной жизни.
Филофей Псковский — «Москва — третий Рим»
около 1465-1542
Филофей — старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря: мудрец, книжник и полемист, философ XVI века.
О фактах его биографии известно немногое, но о личности можно судить по его религиозным трудам. Учитель владык он творил в форме посланий: именно ему принадлежит знаменитая формула «Москва — третий Рим».
Спасо-Елеазаровский монастырь расположен в 27 км от Пскова по дороге на Гдов. Основан в 1447 году учителем Филофея — Ефросином Псковским, в миру Елеазаром.
Ефросин был современником преподобного Сергия Радонежского и его идейным последователем. Пешком ходил в Константинополь, был принят самим Патриархом, который на благословение пустынножительной обители подарил Евфросину список Цареградской иконы Божией Матери. Икона стала своеобразным символом преемственности русского православия от Византийской церкви.
В этот период происходит падение Константинополя именуемого «Вторым Римом» и православные всего мира ощущали новую историческую ситуацию, искали новой духовной опоры.
О преемственности после Византии Руси и Москвы как центра государства и писал старец в своем послании к молодому Московскому Великому князю Василию III Иоанновичу, сыну Софьи Палеолог: «Церковь древнего Рима пала вследствие принятия аполлинариевой ереси. Двери Церкви Второго Рима — Константинополя рассекли агаряне. Сия же Соборная и Апостольская Церковь Нового Рима — державного твоего Царства, своею христианскою верою, во всех концах вселенной, во всей поднебесной, паче солнца светится. И да знает твоя держава, благочестивый Царь, что все царства православной христианской веры сошлись в одном твоем Царстве, един ты во всей поднебесной христианский Царь. Подобает тебе, царю, сие держати со страхом Божиим. Убойся Бога, поставившего тебя, не уповай на злато, богатство и славу… Уже твое христианское царство другим не останется».
Религиозная концепция Филофея, в том, что Московское Великое княжество самим ходом истории, как единственное тогда православное государство, призвано оказывать покровительство вселенскому Православию перед лицом опасности с Запада и Востока.
В своих посланиях старец убеждал «царя земного» помнить о своем назначении «единственного христианского царя» и защищать Церковь и православных во всех странах. Россия, после гибели Византии осталась единственным последним государственным оплотом Церкви и необходимо во что бы то ни стало его сохранить.
Значение и смысл идеи «Москва — Третий Рим» состоял в объединении русских земель вокруг Москвы. Голос призывавший к объединению и укреплению государства и поддержке власти князя московского исходил из небольшой псковской пустыни, тогда как прославленная Псково-Печерская обитель выступала за сохранение псковской независимости.
Идея была настолько своевременной, что присоединение Пскова произошло именно в ту эпоху, ибо только Великий князь Московский был «броздодержатель святых Божиих престол».
Еще одно широко известное и крупное сочинение Филофея адресовано псковскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину. Основная тема послания — опровержение астрологии, потому что не звезды влияют на судьбы людей и народов, а их верность истине или отпадение от нее. В нем Филофей так же в качества примера приводит падение первого и второго Рима.
В 2000 году Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь, где в XVI веке жил старец Филофей был возвращен Русской Православной церкви и возрожден как женский.
Ныне восстановлен главный храм собор обители – собор Трёх святителей, построенный в 1425 году. Архитектура словно бы выражает все ту же идею объединения: к главному объему в традиционном псковском стиле присоединен придел Рождества Пресвятой Богородицы в московском стиле. Два храма, дополняя друг друга, составляют единый соборный комплекс. В этом заложен глубокий смысл: Псков мыслится как начало русской государственности, Москва как ее становление и величие.
В 2009 году во время исследования участка некрополя XVI века в Спасо-Елиазаровском монастыре псковские археологи нашли могилу, предположительно принадлежащую старцу Филофею.
Подорбнее: Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Издательство: Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры. Киев. 1901 >>>
Дополнительно рекомендуем:
Серебрянский Николай Ильич
Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле : с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории Псковского монашества / Серебрянский Николай Ильич — М. : Синодальная Типография, 1908. — 586 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — сереб до 388.djvu; сереб с 389 -588.djvu; серебрянский.djvu; содер серебрянский.djvu; CD-1 .
Читать полный текст
Серебрянский Николай Ильич
Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле : с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории Псковского монашества / Серебрянский Николай Ильич — М. : Синодальная Типография, 1908. — 586 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — сереб до 388.djvu; сереб с 389 -588.djvu; серебрянский.djvu; содер серебрянский.djvu; CD-1 .
Читать полный текст
Серебрянский Николай Ильич
Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле : с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории Псковского монашества / Серебрянский Николай Ильич — М. : Синодальная Типография, 1908. — 586 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — сереб до 388.djvu; сереб с 389 -588.djvu; серебрянский.djvu; содер серебрянский.djvu; CD-1 .
Читать полный текст
Серебрянский Николай Ильич
Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле : с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории Псковского монашества / Серебрянский Николай Ильич — М. : Синодальная Типография, 1908. — 586 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — сереб до 388.djvu; сереб с 389 -588.djvu; серебрянский.djvu; содер серебрянский.djvu; CD-1 .
Читать полный текст
философ
монастырь
Филофей
Москва: Третий Рим | Оксфордская исследовательская энциклопедия литературы
Выделите поисковый запрос
Сохранять
Цитировать
Отправить этот контент по электронной почте
Поделиться ссылкой
Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте
Отправить этот контент по электронной почте
или скопируйте ссылку напрямую:
https://oxfordre. com/literature/view/10.1093/acrefore/9780190201098.001.0001/acrefore-9780190201098-e-1243
Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.
Ссылка успешно скопирована
Поделись этим
Войти
Навигация по статье
Войти
Имя пользователя
Пожалуйста, введите ваше имя пользователя
Пароль
Пожалуйста, введите ваш пароль
Забыли пароль?
Нет учетной записи?
Статья Содержание
Показ Сводная информация
- https://doi.org/10.1093/acrefore/97801902098.013.1243
- Опубликовано онлайн: 26 мая 2021
Summary
в мае 2021
в мае 2021 года. публиковались русские источники, в которых Москва упоминалась как «третий Рим». Когда российские историки 19-го века обнаружили эти тексты, многие интерпретировали их как свидетельство древней имперской идеологии бесконечной экспансии, идеологии, которая будет определять внешнюю политику России с 16-го века до наших дней. Но что на самом деле имели в виду эти изображения Москвы в XVI веке как третьего Рима? Осталось ли их значение стабильным или изменилось в течение периода раннего Нового времени? И насколько они были значимы для российской имперской идеологии раннего Нового времени в более широком смысле?
Ученые отмечают, что нельзя предполагать, что изображения Москвы как третьего Рима обязательно должны были быть имперскими торжествами как таковыми. Ведь москвичи считали, что первый Рим пал за разные еретические верования, в частности, что Христос не имел души человеческой, а второй Рим, Константинополь, пал перед турками в 1453 году именно потому, что принял некоторые из этих еретиков». латинские учения. Таким образом, образ Москвы как третьего Рима мог означать прославление города как нового имперского центра, но он также мог намекать на долг Москвы защищать «истинную» православную веру после падения — фактического и богословского — Римской империи. Рим и Константинополь. Однако с течением времени нюансы религиозной полемики, когда-то захваченные тропом, были утрачены. В XVII и начале XVIII вв. образ Москвы как третьего Рима приобрел более недвусмысленно империалистический оттенок. Тем не менее, было бы легко переоценить значение намеков на Москву как на третий Рим для имперской идеологии раннего Нового времени в более широком смысле. Этот троп был не только редким и отнюдь не единственным имперским сравнением в московской литературе, но и игнорировался светскими властями и запрещался духовенством.
Keywords
- Byzantium
- Eastern Orthodoxy
- imperialism
- literary history
- medieval literature
- Muscovy
- nationalism
- Old Slavonic literature
- religious polemic
- Russian literature
Subjects
- Middle Ages и Возрождение (500-1600)
- Просвещение и Раннее Новое время (1600-1800)
- XIX век (1800-1900)
- Славянские и восточноевропейские литературы
- Культурология
В настоящее время у вас нет доступа к этой статье
Логин
Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ к полному содержанию.
Подписка
Доступ к полному контенту требует подписки
МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ
МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ
монах Филофей
Тебе, избранному править высшим, всемогущим и
всемогущая рука Бога, по воле Которого правят все правители на земле и Которого все
великие люди восхваляют и о ком сильные пишут правду, я к этим обращаюсь
слова тебе, светлейший государь, великий князь [Московский], оккупант
высокий престол, православный Царь и владыка всего, управляющий
всех Святых Церквей Божиих и Святой Вселенской и Апостольской Церкви и
храма Пресвятой Богородицы, что сделало такое честное и
выдающийся прогресс, который позволил ей одержать победу над римской церковью
а также над Константинопольской церковью.
Аполлинарианская ересь привела к падению старого Рима. Турки использовали свои
топоры, чтобы разбить двери всех церквей Второго Рима, города
Константинополь. Ныне [в Москве] новый Третий Рим, Святая Вселенская
Апостольская церковь вашего суверенного государства сияет ярче солнца в
универсальной православной христианской веры во всем мире. Благочестивый Царь! Пусть [люди
из] вашего государства знайте, что все государства православной веры теперь слились в
один, ваше состояние. Ты единственный истинный христианский правитель под небом!
Царь! Пока вы придерживаетесь этой позиции, всегда помните о Боге. Бог страха
Который дал тебе так много. Не надейтесь на золото, богатство или славу! Все
что собрано здесь и останется здесь на земле. Царь! Помните
Блаженный, державший скипетр в руке и царскую корону на голове и
сказал: «Не обращай сердца твоего к богатству, которое убегает от
тебя.» Мудрый Соломон сказал: «Богатство и золото ценятся не тогда, когда они
прячутся, а когда люди оказывают помощь нуждающимся»…… Царь! Во время
твое правило помни [дополнительно] две заповеди… [Первая]: не
нарушить порядок, избранный твоим великим предшественником [императором]
Константин, блаженный Владимир, великий и богоизбранный Ярослав и все
другие блаженные и святые [правители], от которых вы произошли. [Секунда
is]: Царь! Не вреди святым храмам Божиим и честным монастырям. [Не надо
экспроприировать] то, что было дано Богу в обмен на вечное благословение
память о семье. Пятый Великий и Святой Вселенский Собор издал
очень строгий судебный запрет [против такого действия]…
Теперь я умоляю вас и еще раз умоляю вас, пожалуйста, запомните, что я сказал. Для Бога
ради, пожалуйста, также помните, что теперь все [православные] христианские королевства имеют
слился с вашим царством. Отныне мы можем ожидать прихода только одного царства.
Это Царство вечно. Я написал это, потому что, любуясь тобой, я
обратились и помолились Богу, чтобы Он благословил вас. Измените свой
скупость на щедрость и вашу неприступность на доброту. Утешить тех, кто плачет
и стонать день и ночь. Защитите невинных от их мучителей. Я повторяю
вот что я написал выше. Благочестивый Царь! Слушайте и помните, что все
Христианские царства теперь слились в одно, ваше [царство]. Два Рима имеют
упал. Третий стоит Ifirm].