Можно ли каноны перед причастием читать сидя: Возможно ли чтение молитв, канонов и другой литературы, сидя за столом дома или на работе в минуты перерыва?

Разное

Содержание

положение во время молитвы, жесты, поведение молящегося и соблюдение молитвенных правил : Labuda.blog

Спрашивает: Стефан

Москва, Православие

Здравствуйте батюшка! У меня вот такой вопрос. Есть три канона, которые читаются перед исповедью. В разных источниках я встречал, что нужно читать молебный канон к Пресвятой Богородице, а другом покаянный. Какой правильно, чтоб не во грех? И какие правила чтения канонов и молитв в домашних условиях, допускается ли молитва, сидя и т.д.? Допустим, если при долгом стоянии начинаешь отвлекаться больше на само стояние, чем на молитву… Так же хотелось бы узнать, допустимо ли использовать при домашней молитве, чтение канонов, акафистов и пр. использовать записи молитв в исполнении священников и др., которые сейчас выпускаются во многом количестве, молясь мысленно повторяя за молящимся в записи?

Отвечает: Игумен Даниил (Гридченко)

Степан! Собственно исповедь специальной молитвенной подготовки не предполагает. Особое молитвенное правило вычитывается накануне причастия. Оно действительно обычно кроме непосредственно «Последования ко Святому Причащению» включает в себя три канона — Спасителю, Божьей Матери, Ангелу Хранителю. Какой канон читать — молебный или покаянный, — дело Вашего выбора. Думаю, есть смысл молиться теми словами, которые сегодня имеют для Вас большее значение, скорее касаются души, соответствуют настроению.

Вообще, в выборе молитвенного правила предполагается определённого рода свобода. Оно не может быть одинаковым для всех. Очевидно, время, силы, посвящаемые молитве монахом и человеком, обременённым семьёй и работой — не одно и то же. Люди, приходящие в Церковь отличаются друг от друга возрастом, родом занятий, степенью воцерковлённости…. Тем не менее, апостольская заповедь — непрестанно молитесь

(1Фесс. 5:17), относится ко всем. И какой бы неудобоисполнимой она не казалась, во всяком случае, указывает вектор, направление, в сторону которого должна строиться духовная жизнь всякого человека, считающего себя христианином. Бог есть Дух, — без молитвы, без живой связи со своим Творцом и Господом духовной жизни не может быть в принципе…. Не надо обольщаться: то, что ей иногда называют в светской среде, в лучшем случае, — душевные расположения благонамеренного индивидуума….

Можно молиться стоя, сидя, лёжа, в пути, в ожидании, вслух, мысленно про себя…. Главное, чтобы молитва не была механическим вычитыванием текстов, но сопрягалась с чувством благоговения. Ведь не случайно в православных храмах Богу предстоят… Впрочем, мнение, что лучше иногда сидя думать о Боге, нежели стоя о своих ногах, тоже имеет право на существование…. Важно поэтому, выбирая молитвенное правило, не возлагать на себя бремена неудобоносимые. Ибо нередко правило, взятое не по силам, заканчивается оставлением вообще всякой молитвы…. Дело молитвы, как и всякое благое дело, требует в своём совершенствовании и постепенности, и рассудительности.

О молитве можно говорить много. К сожалению, формат нашего общения этого не предполагает. Но есть святые отцы, посвятившие молитвенному деланию свою жизнь, оставившие после себя тома аскетической литературы. Ознакомиться с ней по нынешним временам не так уж и сложно — было бы желание…. Хорошо, если оно реализуется. Однако, должен предупредить: серьёзное отношение к молитве вне стремления жить по евангельским заповедям, без борьбы со своими греховными страстями, может быть опасным, привести к духовной катастрофе. Будьте бдительны….

Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.

Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность — в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.

Молитва, канон перед Причастиемпризваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться — это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.

Что такое канон

Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.

Первое.

Канон — это свод правил Православной церкви.

Второе.

Канон — своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.

Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием,канонпо болеющим, по усопшим.

Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.

Как устроен канон

Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного — грешную).

Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

Благодарственные молитвы

Мы часто просим, не благодаря. О последнем нельзя забывать. Нам было бы неприятно выполнить чью-то просьбу, а в ответ не услышать спасибо. Почему же Бог должен нам что-то давать, зная нашу неблагодарность?

Можно ли молиться сидя, читать благодарственный акафист или возносить благодарственные молитвы? Вы устали? Плохо себя чувствуете? Болят ноги? Тогда сидите и не переживайте по этому поводу. Сели, взяли в руки акафист или молитвослов, и читаете спокойно, не торопясь, вдумчиво. Огромная польза для молящегося. И Богу радостно видеть такую искреннюю благодарность.

Таинство Причастия

Причастие — это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.

Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.

  • Соблюдать пост.
  • Читать молитвы и каноны перед причастием.
  • Получить на исповеди отпущение грехов.
  • Воздерживаться от плотских отношений.
  • Совершать дела милосердия.

Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3-5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.

Канон перед Причастиемчитается каждый вечер. После него — молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.

Когда мы молимся?

Чаще всего, когда что-то случается в жизни и срочно нужна помощь. Тогда человек начинает молиться и просить этой помощи у Бога. Иной надежды у него просто не остается. Помощь приходит, довольный человек радуется, забывает поблагодарить и отходит от Бога до следующей экстренной ситуации. Правильно ли это? Вряд ли.

В идеале мы должны жить с молитвой. Жить с ней так же, как мы живем с воздухом. Люди же не забывают дышать, ибо без кислорода мы просто умрем через несколько минут. Без молитвы умирает душа, это ее «кислород».

При нашей загруженности и условиях жизни непрестанно находиться в молитве крайне непросто. Суета на работе, суета в быту, окружающие люди — этого всего слишком много. И слишком шумно вокруг нас. Однако мы просыпаемся утром. И о чем думаем в первую очередь? О том, что должны сделать сегодня. Встаем, умываемся, одеваемся, завтракаем и вперед — навстречу новой суете. А нужно немного скорректировать свое утро. Встать и поблагодарить Бога за еще один дарованный день. Попросить Его заступничества в течение дня. Конечно, самый лучший вариант — прочесть утренние молитвы. Но и благодарность от сердца еще никто не отменял.

Кто не допускается к Причастию

  1. Женщины во время месячных.
  2. Отлученные от Святых Тайн.
  3. Не сходившие на исповедь.
  4. Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
  5. Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.

Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.

Подготовка к Причастию

Перед необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения — первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.

Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.

несут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них — вот истинная суть покаяния.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды с крестным знамением и поясным поклоном). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради. Господи, помилуй. (Трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твоё, да прийдет Царствие Твоё, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Господи помилуй (12 раз). Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.) Приидите, поклонимся и припадём Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.) Приидите, поклонимся и припадём Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.) Псалом 50 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие моё аз знаю, и грех мой предо мою есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Сё бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресёх роди мя мати моя. Сё бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твоё от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путём Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отвёрзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушён; сердце сокрушённо и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рождённого прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою живым и мёртвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещения во оставление грехов. Чаю воскресения мёртвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Таинство исповеди

Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.

Канон перед причастиемтакже следует читать и перед исповедью. Это не механическое озвучивание текста, а целенаправленная подготовка души. Что исповедь не стала формальным ритуалом, а несла очищение и прощение.

Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.

Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.

Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.

Каноны перед причастием

Причастие — это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны — каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.

Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу — молитвами.

  1. Покаянный канон перед причастиемко Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Молебный канон по Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю перед причастием.

Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.

После того как три канона перед причастиембудут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.

Молитва в храме

Можно ли молиться сидя православному человеку? Тем более в храме, где все стоят? По немощи — можно. Есть такая замечательная фраза Митрополита Московского Филарета: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».

При некоторых болезнях человеку сложно стоять. И при других немощах не всегда легко. Поэтому не стоит смущаться от того, что присели на лавочку в храме. Есть в богослужении определенные места, при возглашении которых нужно встать. Это Херувимская песнь, чтение Евангелия, молитвы «Верую» и «Отче наш», вынос Чаши. В остальных случаях, если чувствуете, что не можете выстоять службу, присядьте.

Молитвенное правило перед Причастием

Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.

Не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.

Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.

Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.

Искать полезность для души и тела — вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.

Когда нет сил молиться

Бывает такое, что нет сил молиться. Никак. Ни стоя, ни сидя, ни лежа. Не идет молитва, человек не хочет этого делать.

Как быть тогда? Заставить себя подняться, встать перед иконами, взять в руки молитвослов и прочитать хотя бы одну молитву. Через силу. Потому что не всегда нам хочется молиться, как бы это удивительно ни звучало. Разве можно не хотеть общаться с Богом? Это дико, странно, непонятно, но такие состояния бывают. И при их появлении необходимо понуждать себя на молитву.

Но она же будет не от души наверное? А тут уже все зависит от молящегося. Можно вчитываться в каждое слово с предельным вниманием, хотя бы это и всего лишь одна молитва. Такой молитвенный настрой будет куда полезнее, чем если не помолиться вообще или прочитать правило одними губами, когда мысли при этом где-то далеко-далеко витают.

Сколько времени занимает утреннее и вечернее правило? Минут 20, не более. Это потому, что человек быстренько его прочитывает, и все. Так лучше эти 20 минут потратить на прочтение двух молитв, но с толком и сосредоточением, чем отчитать кое-как, потому что положено так.

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое — мирским делам.

Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время подведению итогов дня. За одни — попросить божьего прощения, за другие — поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Важное дополнение

Что необходимо знать, приступая к молитве? Только лишь ответ на вопрос, можно ли молиться сидя или лежа? Нет. Основное, о чем необходимо помнить — что молиться нужно вдумчиво. Пытаться понять каждое слово молитвы. А еще последняя должна исходить из сердца. Вот для чего нужно не только вычитывать правила, но и молиться своими словами.

Совмещенные каноны перед причастием

Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.

Соединяются 3 канона перед причастиемтаким образом:

  • ирмос 1 песни покаянного канона;
  • тропари покаянного канона;
  • тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
  • тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.

Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.

Детская молитва

Можно ли молиться сидя ребенку? Детская молитва считается самой искренней. Потому что дети невинны, наивны и доверяют Богу. Не зря же сам Господь сказал: будьте как дети.

Для деток существуют послабления. В том числе и в молитвенном правиле. Самое главное — это не принуждать ребенка читать длинные и непонятные для него молитвы. Пусть малыш прочитает перед сном, например, «Отче наш» и поговорит с Богом своими словами. Это куда полезнее, нежели вычитывание правила с холодным сердцем, потому что мама так сказала, то есть по принципу «надо взрослым». А надо не взрослым, надо должно быть самому ребенку.

Как читать каноны

Во время говенья необходимо произносить утренние и каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.

Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.

Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.

Как быть больным людям?

А что, если человек настолько болен, что не может самостоятельно подняться? Или прикован к кровати? Или лежит в силу совсем преклонного возраста? Ему даже молитвослов в руки не взять. Как тогда молиться? И вообще, можно ли молиться лежа или сидя?

В таком случае можно попросить кого-то из домочадцев подать молитвослов. Держать его в непосредственной близости от кровати, таким образом, чтобы больной мог самостоятельно дотянуться до него. Точнее, протянуть руку и взять. Что касается чтения Евангелия, то домашние вполне могут выделить пару минут и прочесть по просьбе больного отрывок из него.

Ко всему прочему, лежачий человек способен творить молитву мысленно. Обращаться к Богу своими словами, в этом нет ничего предосудительного. В молитве, идущей из глубины сердца, от всей души, разве может быть что-то оскорбительное для Бога? Даже если она читается в «неустановленной» позе. Господь видит сердце молящегося, знает его мысли. И принимает молитву больного или немощного.

Можно ли молиться дома, сидя или лежа? Да. И не просто можно, а нужно. «Врача к себе не кличут здравые, а вот болящим очень нужен врач». И не только в буквальном смысле этих слов.

Поведение перед Причастием

Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.

Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые — вежливыми. Ленивые — трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.

Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.

Молитва в течение дня

Такое возможно при нашей-то загруженности? Почему бы нет, все возможно. Можно ли молиться сидя, например, в машине? Конечно. Можно ехать на работу, а мысленно молиться Богу.

Сел человек кушать — перед трапезой нужно помолиться мысленно, прочесть «Отче наш». Этого никто не услышит, а какая польза для молящегося! Поел, поблагодарил Господа за трапезу — и снова пошел работать.

можно ли читать акафист сидя, можно ли молиться лежа в постели, допустимо ли читать Евангелие и каноны сидя 🙏 Православный клуб

Содержание

  • 1 Акафист — это духовный гимн, его читают стоя
  • 2 Иногда акафист можно читать сидя и даже лёжа, если человек очень устал, болен или в дороге
  • 3 Молитвы можно читать сидя и в транспорте, если нет другой возможности
  • 4 Читать псалмы можно сидя, рекомендуется делать это вслух
  • 5 Читать Евангелие сидя можно, если это не молитва, а познавательное чтение
  • 6 Каноны можно читать сидя и вместо молитвенного правила

Очень хорошо, что в одном посте собраны практически все популярные вопросы, связанные с молитвами и акафистами. Практически ежедневно то или это верующие спрашивают, как в Интернете, так и напрямую у священников.

Попалось сообщение на форуме:

Очень много тут на форуме читала высказываний, что приемлемо молитвенное правило или даже правило ко Причастию, каноны, Псалтырь — читать по дороге на работу или в храм, на самой работе.

Но большинство священников (я даже порылась в инете на православных сайтах вопросов к священникам) говорят, что молиться сидя можно только  больным и немощным, а ведь в транспорте мы можем и сидеть.

Я понимаю, что время бытротечно, мы ничего не успеваем, вечно спешим, вечно уставшие и в бытовых проблемах, потому часто так и поступаем, но насколько это позволительно?

И что лучше: прочитать одну краткую молитву утром , но с вниманием, или все-таки в толчеи метро прочитать все молитвенное правило, отвлекаясь и т.д. (а не отвлечься в транспорте все равно не получится)?

Лучше вообще не прочитать молитвы перед Причастием, или по-быстрому читать их прямо в храме на часах, не слушая церковные молитвы?

А об этом была речь в одной из тем, и я так поняла, что многие так делают (притом люди достаточно уважаемые у нас на форуме и воцерковленные), не видя в этом ничего особенного.

Мне же раньше казалось, что это формализм какой-то, что-то сродни начетчеству.

Если я неправа, подскажите. Но вот правда, а как сидя читать «Приидите, поклонимся…» например — не могу понять.

Диана

православная христианка

В этом сообщении на форуме — основные вопросы верующих про акафисты.

Форум Слово

А в этом сообщении, пусть и давнем, ёмко собран основной костяк вопросов прихожан. Поговорим про нюансы чтения акафиста, канонов, псалмов и других молитв.

Акафист — это духовный гимн, его читают стоя

Акафист — это форма молитвы. По содержанию она больше всего напоминает гимн. Традиция сочинять подобные произведения на религиозную тему появилась давно — и не в христианстве. К нам она пришла из античности.

Греческие творцы вообще много дали всему человечеству в плане культуры.

Египетский фараон Эхнатон, один из первых кто начал писать хвалебные оды богам

До сих пор во многих сферах мы пользуемся наследием афинских философов, изобретателей и поэтов. Хотя ради справедливости надо заметить, что вовсе не греки придумали сочинять гимны богам.

Ещё египетский фараон Эхнатон писал хвалебные произведения в честь бога Амона. И, конечно же, он тоже не первый

В ранние века это влияние античной культуры было особенно сильным. Большая часть Европы находилась во власти Римской Империи. Собственно, распространению христианства верующие тоже во многом обязаны римской политике.

Христианская церковь формировалась в той нише, которую прежде занимали Олимпийские боги. А потому ритуалы и обычаи Рима и Греции отразились на христианской традиции.

Первый акафист написан в честь Пресвятой Богородицы, его принято читать стоя

Акафист — яркий тому пример.

Поэтический дар направлен на восхваление высших сил.

В некотором смысле это диалог, молитва, но в большей степени — именно гимн.

Первый акафист предположительно написал преподобный Роман Сладкопевец, хотя есть и другие кандидаты. Шёл VI век.

Преподобный Роман Сладкопевец, автор первого акафиста

Церковные традиции почти сформировались, уже зрелая христианская религия обретала свои каноны.

И вот в христианской среде возникает нечто необычное — огромной поэтической силы произведение во славу Божией Матери.

Далеко не сразу акафистам нашли применение. Только через век его впервые исполнили в церковном богослужении. Но с тех пор в подражание появились сотни акафистов разного качества — от восхитительных, до посредственных.

Со временем устоялись особенности и правила чтения акафиста:

  1. В богослужебной практике обязательно чтение только акафиста Пресвятой Богородице. Проводится это в один день в году — на утрене субботы пятой седмицы Великого поста. Другие читать в храмах можно, но это уже по желанию руководства храма. Акафисты не должны быть заменой традиционному богослужению.
  2. Православная церковь рекомендует читать акафист дома. Его можно совмещать с утренними или вечерними молитвами. Также акафист уместно читать в паломничестве или крестных ходах.
  3. Православная церковь разрешает читать акафисты, опубликованные в официальных изданиях. Если же произведения там нет или оно не одобрено Священным Синодом, такой акафист нельзя читать. По крайней мере, в храмах и монастырях это немыслимо.
  4. Акафист следует читать стоя. С греческого «акафист» так и переводится — «не сижу» или «стоячая песнь». Люди поднимаются с кресел во время государственного гимна. С акафистом — то же самое. Довольно странно выглядит, если человек восхваляет святого, Бога или архангела, но при этом располагается в кресле.

Иногда акафист можно читать сидя и даже лёжа, если человек очень устал, болен или в дороге

Рекомендации по чтению акафиста — общие, они не учитывают особых обстоятельств. А ведь в жизни бывают разные ситуации.

Разве можно требовать от пожилого человека, который быстро утомляется, 30 минут стоять? Какую духовную пользу получит он, если переутомится?

Поэтому священники рекомендуют ко всему подходить без фанатизма, с рассуждением. Есть ситуации, когда встать просто невозможно.

К примеру, калека на инвалидной коляске уж точно не способен выполнить это церковное правило.

Смотрите также статью Сколько дней и как правильно читать богородичное правило

Не запретить же лежащему парализованному читать акафист из-за формальности?

Гимн гимном, а Бог, Он смотрит в сердце, а не в ноги.

Можно ли читать лежа? Можно, если нет физической возможности стоять.

Да и обычный человек не обязательно должен быть серьёзно болен, чтобы ему дозволялось присесть. Усталость — это тоже недомогание. Если ноги желают отдохнуть, это не помеха для духовного дела.

Тоже самое касается и людей в транспорте. Встать там нельзя. Но отказывать себе в праве помолиться не стоит.

Об этом рассказывает на видео протоиерей Владимир Головин:

Вот то высказывание, на которое ссылается в видео протоирей:

«Молиться нужно везде и всегда:

и дома,

и на работе,

и в транспорте.

Если ноги крепкие,

лучше молиться стоя,

а если больные,

то, как говорят старцы,

лучше во время молитвы думать о Боге,

чем о больных ногах».

Амвросий (Юрасов)

архимандрит

Так что на вопрос «можно ли читать акафист сидя» ответ — можно, но, если на то есть причины.

Молитвы можно читать сидя и в транспорте, если нет другой возможности

Можно ли сидеть, исполняя утреннее и вечернее молитвенное правило или читая обычную молитву? И если можно, то когда. Ответ священника, протоиерея Александра Билокура:

«Нежелание молиться грехом не является, а есть признак отсутствия веры, любви к Богу и неблагодарность за все Им содеянное.

Например, человек неверующий, атеист, не согрешает тем, что он не молиться, не поститься, не посещает храм.

Т.к. самая большая его проблема это отсутствие веры в Бога, что делает его, по словам Библии, «безумным».

В наших ежедневных молитвах мы реально беседуем с Богом.

Поэтому если у человека есть возможность на молитве постоять, а он этого не делает, этим оскорбляет Бога, проявляет к Нему небрежение и не осознает что молитва это разговор творения со своим Творцом.

Если же человек реально устал, болен, находиться на работе, в транспорте или в другом месте, где он вынужден сидеть, в случае если он будет молиться сидя — это не будет считаться неблагоговейным отношением к Богу».

Александр Билокура

протоирей

Вспомним начало статьи, где пользователь форума спрашивает, можно ли молиться в транспорте, если не успеваешь к причастию. Пожалуй, лучший ответ — пример достойного верующего. На фото — Сербский Патриарх Павел:

Сербский Патриарх Павел в дороге сосредоточен на духовном

А вот что говорит священник настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков), когда его спрашивают, что важнее, почитать правило дома или прийти вовремя на службу:

«Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва».

Пахомий (Брусков)

игумен

И всё же молитва — не повинность. Нельзя читать её, потому что нужно. Желание общаться с Богом должно быть искренним.

Зачем же тогда нужны молитвенные правила? Снова процитируем игумена Пахомия (Брускова):

«Свобода — это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он себе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело.

В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям.

Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила.

Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве.

Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения.

Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться.

Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу.

Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах».

«Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени.

Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние — вечером.

Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий.

Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон?

Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелие».

Пахомий (Брусков)

игумен

Так что вопросы в духе «Можно ли молиться лёжа в постели» не столь существенны, как кажется на первый взгляд. Главное — не как человек выглядит снаружи, а то, что происходит у него внутри. Об этом однозначно говорит Схиигумен Иоанн (Алексеев):

«Святые Отцы сказали,

если и сидя по нужде молишься внимательно,

Господь принимает твою молитву,

а если и стоя молишься, но рассеянно,

Господь не внемлет такой молитве.

Ибо внимание — душа молитвы».

Иоанн(Алексеев)

схиигумен

Читать псалмы можно сидя, рекомендуется делать это вслух

Псалмы — это форма религиозной поэзии. Огромное собрание псалмов содержит книга Псалтырь. Читать Псалтырь лучше вслух, но очень тихо. Так советовал преподобный Серафим Саровский.

Причём если акафист читают стоя, то псалмы — сидя. Слово «кафизма» (раздел Псалтыри) так и переводится — то, что читается сидя.

Вставать же положено при начинательных и заключительных молитвах, а также на «Славах».

Чтобы правильно читать, нужно следить за ударениями. Также полезно предварительно ознакомиться с толкованием псалмов.

Также полезно послушать, как звучит текст Псалтыри в исполнении священников. Когда его читают знающие люди, это хороший образец для подражания.

Читать Евангелие сидя можно, если это не молитва, а познавательное чтение

На вопрос, можно ли читать Евангелие сидя, протоиерея Александр Билокур отвечает:

«Если чтение Священного Писания является частью Вашего молитвенного правила,

например чтение дневного Апостола и Евангелия,

то это нужно делать стоя.

Но если Вы читаете Библию для назидания несколько глав подряд,

то, естественно во время этого чтения можно сидеть».

Александр Билокура

протоирей

Каноны можно читать сидя и вместо молитвенного правила

Канон — это служба из 9 пес, в каждой по четыре тропаря (небольшие молитвы).

Первые два тропаря читают с обращением к тому, к кому адресован канон, например: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».

На видео ниже иерей Алексий Дарашевич отвечает на вопрос, как совмещать молитвенное правило, акафисты и каноны во время домашней молитвы.

Каноническое право и опоздание на мессу

Q1: Если вы опаздываете на мессу в воскресенье, насколько поздно считается слишком поздно? В детстве мне говорили, что нельзя пропускать Евангелие. Позже я слышал, что вы не можете пропустить предложение.

Если вы пропустите Евангелие/приношение, вы обязаны остаться на следующую мессу? Или просто ту часть следующей мессы, которую вы пропустили? Что делать, если месса, на которую вы опоздали, была последней мессой? – Тимоти

Q2:  У меня есть прихожанин, который приходит на ежедневную мессу как раз к Святому Причастию. Я спросил, почему она не посещает всю мессу. Она сказала, что пытается встать раньше, но не может.

Тогда я сообщил ей, что, согласно учению Церкви, мы не должны причащаться, если пропустим чтение Евангелия…. Если вы собираетесь прийти на мессу, Церковь учит, что вы должны быть здесь на протяжении всей литургии.

​Можете ли вы помочь мне​ с тем, где в каноническом праве говорится о правилах получения Святого Причастия в данном случае? Я надеялся, что вы сможете мне помочь, потому что я не могу найти точный абзац. – Отец М.

О: Что говорит канонический закон в ответ на каждый из этих вопросов? Совершенно ничего. В Кодексе канонического права нет ни единого упоминания об этих вопросах, что объясняет, почему отец М. не мог «найти точный абзац».

Однако это не означает, что на них невозможно ответить. Здесь можно легко применить католическую моральную теологию, и это одна из причин, по которой кодексу не нужно решать эту ситуацию. Есть и другие веские причины, по которым каноническое право ничего не говорит об опоздании на мессу, и мы рассмотрим их чуть позже.

Как мы недавно видели в «Какая месса выполняет мой воскресный долг?» Канон 1247 говорит нам то, что мы, католики, уже знаем: по воскресеньям и обязательным праздникам мы обязаны посещать мессу. Таким образом, логично предположить, что если воскресная месса начинается (скажем) в 9:30 утра, мы должны прибыть до 9:30, чтобы мы могли присутствовать на всей мессе.

Но, как мы все знаем, реальная жизнь не всегда так складывается. По миллиону различных причин (подробнее об этом позже) мы можем оказаться в дверях церкви в 9:35 или даже в 10 утра. Что мы должны делать тогда? Для католиков вполне разумно предположить, что на этот счет есть какое-то правило — вроде тех предполагаемых «правил», о которых упоминал Тимофей, о прибытии до Евангелия или Приношения. На самом деле таких правил не существует.

Однако, прежде чем возражать против неспособности церкви установить какие-либо правила, подумайте вот о чем: что произойдет, если католическая церковь официально сообщит верующим, что (например) «пока вы прибываете на мессу в воскресенье или в праздник долг перед Евангелием, ты исполняешь свой долг»? Последствия, которые быстро произойдут из такого заявления, нетрудно представить. Бесчисленное количество католиков, которые до сих пор старались прийти в церковь до начала воскресной мессы, теперь пришли бы к выводу, что в этом нет необходимости, поскольку достаточно опоздать на несколько минут. Многие люди ошибочно решили, что, поскольку можно пропустить те части Мессы, которые происходят перед Евангелием, это означает, что такие элементы, как Confiteor и Gloria не так уж важны — иначе зачем бы Церковь сказала, что мы можем прибыть после того, как эти молитвы закончатся?

Достаточно скоро священники обнаружат, что в то время, когда запланировано начало мессы, церковь практически пуста, и большинство верующих сбивается во время чтений (отвлекая всех в процессе). Некоторые священники могли отреагировать, подождав несколько минут, чтобы начать мессу, но когда прихожане поняли это, они отреагировали, придя еще позже. В конце концов, запланированное время для месс станет бессмысленным!

Что еще хуже, те католики, которые и без того тщетно пытались попасть на мессу вовремя, но при этом все еще прибывали с опозданием на несколько минут, теперь осмелели не торопиться. Стремясь войти в дверь прямо перед Евангелием, они могут вместо этого попасть туда во время чтения Символа веры.

Короче говоря, введение каких-либо правил об опоздании на мессу создаст «скользкую дорожку», создав гораздо больше проблем, чем решив. Сравнимую ситуацию мы видели в «Может ли священник когда-нибудь раскрыть, что говорится на исповеди? (Часть II)», при обсуждении причин, по которым Церковь не сделала официальных исключений из строгой обязанности исповедника хранить таинственную печать. Как только правило перестает быть абсолютным, пути назад нет. Поэтому, когда Церковь говорит нам, что нам нужно ходить на мессу по воскресеньям и в праздники по долгу службы, это означает именно это.

Тем не менее, как уже упоминалось, бесчисленное количество католиков do , по тем или иным причинам, прибывают на мессу после того, как она уже началась — и они были бы благодарны за направление! По иронии судьбы, это предложение содержит ключевую фразу («по той или иной причине»), которая почти всегда упускается из виду в этих обсуждениях. Почему они опаздывают? В чем причина их неявки до начала мессы? Это критический момент, потому что именно здесь вступает в игру моральное богословие.

Неоспорим тот факт, что иногда случаются вещи, которые мы действительно не могли предвидеть и не можем контролировать, в результате чего мы приходим на мессу после ее начала. По дороге ломается машина; ребенок рвет на маму, когда они выходят за дверь, и ей приходится бежать обратно внутрь и переодеваться; авария с участием нескольких автомобилей перекрывает главную дорогу и вынуждает всех выбирать более длинный окольный маршрут; вы врач и по дороге на мессу останавливаетесь, чтобы помочь, потому что видите, что человек упал на тротуар; сегодня автобус, на котором мы обычно ездим, так и не приехал. Если мы искренне делаем мы делаем все возможное прибыть в церковь вовремя, и что-то действительно неожиданное происходит, из-за чего мы опаздываем, любой компетентный теолог скажет вам, что мы не можем нести моральную ответственность. Юристы неизменно будут говорить то же самое в юридической сфере и по тем же причинам: если бы вы не могли знать, что X произойдет, и вы действительно ничего не могли бы с этим поделать, то, как правило, вы не были бы ответственность. Таким образом, «наказание» людей, опоздавших на мессу по подобным причинам, не имеет смысла — и, как мы видели в «Как отличить настоящий закон от незаконного указа?» Здравые законы должны по определению быть разумными.

Конечно, у этой медали есть две стороны. Если мы нажимаем кнопку повтора на будильнике, или мешкаем дома, чтобы проверить наши сообщения, прежде чем отправиться в церковь, или иным образом не торопимся с приходом на мессу… тогда вина за опоздание полностью лежит на нас. Заманчиво попытаться уйти от ответственности («но ведь у нас дети!» — очень популярное оправдание, как будто мы не знали заранее, что нам нужно вставать раньше и/или более настойчиво подталкивать их, чтобы быть готовыми к выйти на мессу вовремя). Очевидное эмпирическое правило заключается в том, что как только мы выясним, во сколько мы должны проснуться/выйти из дома, чтобы прибыть вовремя, делая разумную поправку на случайные вещи, которые могут происходить по пути и которые могут нас замедлить, мы должны не просыпаться/выходить из дома позже, чем это. Ужасно легко найти католиков, которые неделю за неделей опаздывают на мессу по одним и тем же причинам, которые они, конечно, уже должны уметь предвидеть. (И удивительно, что когда они собираются в отпуск, эти же люди каким-то образом всегда умудряются прибыть в аэропорт вовремя к своему рейсу.)

Взглянув через эту призму на случай опоздания на воскресную мессу, мы часто обнаруживаем, что то, что (если что-то) необходимо для исправления, сразу становится ясным. Если вы не виноваты, нет причин наказывать себя; если ты виноват, то естественно должен загладить свою вину. Вот почему, если вы сейчас вернетесь к вопросам Тимоти, станет очевидно, что ответ на все из них — «это зависит».

Здравый смысл подсказывает, что если мы не по своей вине прибудем так поздно, что пропустим большую часть мессы, нам следует посетить еще одну. Это может в значительной степени стать приговором. Преданность и любовь к Богу побуждают многих католиков остаться на всю или часть следующей мессы 9. 0039, потому что они хотят — что прекрасно и абсолютно поощряется, но не является «правилом».

Обратите внимание, что до сих пор мы говорили об опоздании в дни, когда месса обязательна. Посещать мессу в обычные будние дни вовсе не обязательно, хотя это, конечно, похвально. Итак, если вы опоздали на мессу в будний день, , даже если вы полностью виноваты, каковы последствия? Нет ни одного. Вполне понятно, что священнику, такому как отец М., может быть неприятно видеть, как прихожанин изо дня в день опаздывает в церковь на ежедневную мессу; но строго говоря, она не делает ничего противозаконного. В конце концов, что предпочтительнее: опаздывать на ежедневную мессу или вообще не ходить на ежедневную мессу?

Как указывают оба наших собеседника, существует распространенное заблуждение, что опоздание на мессу по любой причине заслуживает какого-то наказания. Но, как мы только что видели, это плохая теология, поскольку вас не следует наказывать, если вы на самом деле не совершили проступка. В частности, представление о том, что «мы не должны принимать Святое Причастие», если (по какой-либо причине) опаздываем на мессу, не имеет прочной основы в католической сакраментальной теологии. Мы видели в различных статьях в прошлом (например, «Можно ли крестить младенца во время Великого поста?», «Может ли священник отказаться выслушать вашу исповедь, если он вас знает?» и «Можем ли мы быть обязаны носить маски на мессе? »), что канон 843.1 ясно указывает, что верующим не может быть отказано в таинствах, если они (1) просят о них в подходящее время, (2) настроены должным образом и (3) им не запрещено законом принимать их. Конкретный пример может служить иллюстрацией того, как в данном случае применяется канон 843.1.

Представьте, что вы обычно посещаете раннюю мессу по воскресеньям после работы в ночную смену в больнице, и обычно вы приходите вовремя без проблем, но на этой неделе возникла непредвиденная чрезвычайная ситуация, которая помешала вам уйти с работы вовремя, из-за чего вы опоздали для мессы. Вы готовы благоговейно принять Господа нашего в Евхаристии (так что вы «правильно настроены»), вы не находитесь под отлучением от церкви или какой-либо другой санкцией (т.е. нет причин, по которым вы были бы «запрещены законом от причащение), и поэтому вы подходите к священнику в тот момент во время мессы, когда он раздает Евхаристию верующим («подходящее время»). При таких обстоятельствах абсолютно нет оснований, богословских или канонических, для отказа вам в Святом Причащении, даже если вы опоздали на мессу. Представление отца М. об «учении Церкви» — сплошная фантазия.

При всем при этом существует ситуаций, когда воздержание от причастия и опоздание на мессу действительно логически связаны. Печально, но факт, что некоторые католики регулярно заходят в церковь с опозданием на добрых 30-40 минут, и как только они садятся, они сразу же начинают болтать или играть в свои телефоны, не делая никаких усилий, чтобы следить за мессой (или за тем, что от нее осталось). Такие люди, очевидно, не собираются посещать мессу, чтобы воздать Всемогущему Богу должное благоговение — на самом деле, часто трудно понять, зачем они вообще утруждают себя приходом в церковь. Хотя мы не можем заглянуть в их умы и сердца, чтобы увидеть, что там происходит на самом деле, их внешнее поведение указывает на то, что они не «должным образом расположены» к принятию Евхаристии в соответствии с каноном 843.1, а значит, и не должны.

В этом конкретном случае опоздание на мессу является лишь одним из многих симптомов, демонстрирующих полное отсутствие веры и благоговения. Но утверждение, что католики, подобные этим, «опоздали на мессу» и «не должны причащаться», далеко от опрометчивого утверждения о том, что опоздание и воздержание от причастия всегда идут рука об руку. Это не так.

Итак, что мы можем извлечь из всего этого? Прежде всего, мы должны делать все возможное, чтобы попасть на воскресную мессу вовремя. Если мы не приложим надлежащих усилий, а затем опоздаем, то виноваты мы и должны что-то сделать, чтобы загладить свою вину перед Богом (в зависимости от того, насколько мы опоздали, лучше всего будет посетить еще одну мессу). Если мы принимаем все разумные меры предосторожности и даем достаточно времени, чтобы добраться до церкви до начала мессы, но происходит что-то действительно непредвиденное, из-за чего мы опаздываем, то морально мы не несем за это ответственности. В то время как мы могли бы решить возместить это Богу, оставаясь для всей или части другой Мессы — предполагая, конечно, что она есть! — строго говоря, мы можем считать себя не обязанными делать это морально.

Что касается принятия Святого Причастия, то нет никакой автоматической связи между этим и прибытием вовремя на мессу; если мы должным образом настроены принять нашего Господа, то мы должны. Любой священник, пытающийся удержать Евхаристию от кого-либо только потому, что он опоздал и ни по какой другой сопутствующей причине , несомненно, нарушил бы право этого человека на получение таинств.

К настоящему моменту должно быть ясно, что Церковь не совершила ошибку, не предоставив каких-либо официальных правил относительно нашего быстрого прибытия на воскресную мессу. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы гарантировать, что мы прибудем туда вовремя— всегда осознавать, что иногда могут происходить неожиданные вещи, над которыми мы не властны и за которые нас нельзя винить.

 

Почему Google скрывает сообщения на этом сайте в результатах поиска? Для получения дополнительной информации нажмите здесь.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Эта запись была опубликована в рубриках Святая месса, Приходская жизнь, Права верующих и помечена как каноническое право, Католицизм, Причастие, поздно, Масса. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Стоять или не стоять. ‘Когда?’ это Вопрос

Стоять или не стоять
Когда? это Вопрос.

Чарльза Уилсона

В ответ на растущее число запросов о литургических обрядах и рубриках,
Колонка «Свет литургии» была разработана, чтобы попытаться ответить на наиболее часто встречающиеся
задал вопросы.

Первая тема, затронутая в «Свете Литургии», — это соответствующая поза
собрание во время мессы.

Мы хотели бы выразить нашу искреннюю благодарность Чарльзу Уилсону и Фонду Святого Иосифа.
Фонд, позволяющий читателям книги «Приди Царствие Твое» извлечь выгоду из своего
знания и многолетний опыт работы с литургическими и каноническими вопросами.

ДЕЙСТВИЯ И ПОЗЫ.

Следующая цитата взята из Приложения I к Общей инструкции для епархий
Соединенные Штаты Америки (пункт 21):

На своем заседании 19 ноября69, Национальная конференция католических епископов проголосовала за
вообще, директивы римского Миссала относительно положения конгрегации
на мессе надо оставить без изменений, а то нет. 21 Общей инструкции следует
приспособлен так, чтобы люди вставали на колени, начиная с пения или чтения Sanctus
до аминь евхаристической молитвы, то есть до молитвы Господней.

GIRM не изменил норм стояния на коленях, равно как и епископы не изменили
политика. Конечно, есть апатия (или хуже) среди некоторых

епископов в соблюдении и обеспечении соблюдения норм ГИРМ, но это не позволяет
по личным прихотям священника вносить произвольные изменения в нормы. Как вы читаете
в цитате, стоя (до, во время и после освящения), даже если
«уполномоченный» пастором неправильно.

Из книги «Подходы к богословию литургии» Джозефа.
Кардинал Ратцингер (Игнатиус Пресс, 19 лет)86):

… Мое второе наблюдение касается значения жестов. Стоя, на коленях,
сидение, поклоны, удары в грудь, крестное знамение — все это имеет
незаменимое антропологическое значение как способ выражения Духа в
тело. Дж. Пипер убедительно показал, что подобные жесты объединяют «внешнее»
и «внутреннее» во взаимных отношениях, одинаково важное для обоих. Здесь я
хотел бы сослаться на жест, который является центральным в поклонении, и тот, который
угроза исчезновения, а именно практика стояния на коленях. Мы знаем, что Господь преклонил колени
молиться (Лк. 22:41), чтобы Стефан (Деян. 7:60), Петр (Деян. 9:40), а Павел (Деяния 20:36)
так же. Гимн Христу в Филиппийцам 2:6-11 говорит о космической литургии как о
преклонение колен перед именем Иисуса, видя в этом исполнение Исайского
пророчество (Ис 45:23) о владычестве Бога Израилева. При сгибании колена в
имя Иисуса, Церковь действует во всей истине; она входит в космический жест,
отдавая дань уважения Виктору и тем самым переходя на сторону Победителя. Для изгиба
колено, мы означаем, что мы подражаем и принимаем позицию того, кто, хотя и
он был «в образе Бога», но «смирился до смерти». Таким образом, по
сочетая пророческое слово Ветхого Завета и образ жизни Иисуса
Христос, Послание к Филиппийцам приняло знак преклонения колен, который он рассматривает
как подходящую позу, которую христиане должны принять во имя Иисуса, и придала ей
космическое значение в истории спасения. Здесь телесный жест приобретает статус
исповедание веры во Христа: слова не могли заменить такого исповедания. ..

В последние пару лет все большую популярность набирает литургическое расхождение.
относительно вопроса стояния или стояния на коленях во время канона мессы и для
прием Причастия. Вкратце, Церковь не отменила практику
стоя на коленях для Причастия или во время канона.

В церковном документе, пункт № 11 говорится: «Церковь
всегда требовал от верующих уважения и благоговения перед Евхаристией при
момент его получения. «Что касается способа причащения,
верующие могут получить его либо стоя на коленях, либо стоя, в соответствии с нормами, установленными
на епископской конференции…».

Национальная конференция католических епископов (NCCB) (соответствующая епископальная
конференция здесь) не обнародовала никакой политики по этому вопросу.

Поскольку упомянутый выше документ Ватикана не допускает отдельных епархиальных
епископам или приходским священникам изменить пункт №11 логично и юридически
разрешено продолжать стоять на коленях для причастия. Canon 214 поддерживает это:

Верующие христиане имеют право поклоняться Богу в соответствии с предписаниями
их собственный обряд, одобренный законными пастырями Церкви, и следовать их
собственную форму духовной жизни, созвучную учению Церкви.

В данном случае «законные пастыри» (те, кто принимает или отменяет ритуальные предписания)
будет Святой Престол или NCCB, и они не изменились, поэтому коленопреклонение остается законной позой при причастии.

Из SC Rites, Инструкция, 25 мая 1967:

34. а. По обычаю Церкви верующие могут получить
причащаться на коленях или стоя. Следует выбрать ту или иную практику
в соответствии с нормами, установленными конференцией епископов, и с учетом
различные обстоятельства, прежде всего расположение церквей и число
коммуникаторы. Верующие должны охотно следовать манере приема
указано пастырями (), чтобы причастие
действительно может быть признаком семейного союза между всеми теми, кто сидит за одним столом
Господин.

б. Когда верующие причащаются, стоя на коленях, нет других признаков почтения к самым
требуется святое таинство, потому что само коленопреклонение выражает поклонение.

Когда они причащаются стоя, настоятельно рекомендуется, подходя
в очереди они делают знак почтения перед принятием причастия. Это должно быть
делается в назначенный момент и в определенном месте, чтобы не мешать приходу и
уход других причастников».

Учитывая вышеизложенное, необходимо учитывать и практические стороны вопроса — помещения,
схемы дорожного движения, безопасность и т. д., когда вы выбираете воспользоваться своим правом встать на колени для
Причащение и возможное влияние или последствия на других прихожан.

Позы на мессе

Поза прихожан на мессе развивалась в различных практиках по всему миру.
мира, взращенного в результате исторического сознания, отчасти в результате культурной адаптации,
другие из-за практических соображений, таких как отсутствие мебели для сидения и
на коленях. Довольно часто эти изменения противоречат действующему законодательству, которое
регулирует эти вопросы. Второй Ватиканский Собор установил принципы, которыми должны руководствоваться
реформа литургии и обнародование норм, которым должны следовать все, будь то духовенство или
лежат, связаны. Это законодательство:

30. Для поощрения активного участия людей следует поощрять к участию посредством
средствами возгласов, откликов, псалмодий, антифонов и песен, а также
действия, жесты и осанка. И в надлежащее время все должны соблюдать благоговейный
тишина» (Второй Ватиканский собор, Конституция о литургии, 4
19 декабря63)

20. Единообразие в положении стоя, на коленях или сидя, которое должно соблюдаться всеми участниками, является
знак общины и единства собрания; одновременно выражает и поддерживает
духовного настроя причастных» (СК Богослужение, Общая инструкция
Римский Миссал, 4-е изд. 27 марта 1975 г., далее ГИРМ)

«21. Ради единообразия в движениях и позах люди должны следовать
указания, данные во время празднования диаконом, священником или другим служителем.
Если не предусмотрено иное, на каждой мессе люди должны стоять с
начало вступительной песни или при входе священника до конца вступления
молитва или сбор; для пения перед Евангелием; в то время как Евангелие
провозглашенный; во время исповедания веры и общего ходатайства; от
молитва над дарами до конца мессы, за исключением мест, указанных далее в этом
параграф. Они должны сидеть во время чтений перед евангелием и во время
ответный псалом для проповеди и вручения даров, и, если это кажется
полезно, в период молчания после причастия. Они должны преклонить колени перед
освящению, если этому не препятствует нехватка места, количество присутствующих или
какая-то другая веская причина. Но конференция епископов должна адаптировать действия
и позы, описанные в Ордене римской мессы, соответствуют обычаям людей.
Но конференция должна убедиться, что такие адаптации соответствуют смыслу
и характер каждой части праздника» (GIRM).

Что касается положения прихожан, этот вопрос был задан, и ответ был дан в
:

«После причастия верующие должны сидеть или нет? Ответ: После причастия они
может стоять на коленях, стоять или сидеть. Соответственно ГИРМ нет. 21 дает такое правило: «Люди
сидеть . . . если это покажется полезным в период молчания после причастия». Таким образом, это
вопрос выбора, а не обязательства. ГИРМ нет. 121, поэтому следует толковать как
номер совпадения 21.» (Нет. 10 [1974] 407)

Немецким к этому обсуждению является еще один принцип, выраженный в Общей инструкции:

62. Во время служения мессы верующие. .. благодарят Отца и возносят
потерпевшего не только через руки священника, но и вместе с ним и научиться
предложить себя. Они должны попытаться прояснить это своим глубоким чувством
благоговение перед Богом и их милосердие ко всем, кто разделяет с ними празднование.

Поэтому они должны избегать любых проявлений индивидуализма или разделения,
их разум, что у них один Отец на небесах и, следовательно, все они братья и
сестры друг к другу.

Они должны стать одним телом… Есть прекрасное выражение этого единства, когда
верующие сохраняют единообразие в своих действиях, стоя, сидя или стоя на коленях».
(ГИРМ)

Обязанность конференций епископов принимать необходимые решения по оставшимся вопросам
им было повторено.

«8… Они должны определить… движения верующих, стояние, коленопреклонение и сидение».
во время мессы; . . . как должно быть дано знамение мира; . . . (SC Divine Worship,
Инструкция , 20 окт 1969). В то время как наиболее распространенный
среда для служения мессы находится вокруг епископа и внутри собрания
прихода и представителя епископа, пастыря, Церковь также распространяет свое
пастырская забота о конкретных группах всех видов. Всякий раз, когда служится месса для
в этих обстоятельствах следует с должным уважением относиться к литургическим законам отдельных групп,
слишком.

«11. Предписания обычного евхаристического совершения распространяются на
жесты и церемонии, а также стояние, преклонение колен и сидение тех,
присутствует.» (SC Divine Worship, Инструкция, 15 мая 1969)

Церковь признала, что есть два пути причастия.

«34. а. В соответствии с церковным обычаем верующие могут получать
причащаться на коленях или стоя. Следует выбрать ту или иную практику
в соответствии с нормами, установленными конференцией епископов, и с учетом
различные обстоятельства, прежде всего расположение церквей и число
коммуникаторы. Верующие должны охотно следовать манере приема
указано пастырями, чтобы причастие действительно могло быть знаком семейного союза
среди всех тех, кто участвует в одной трапезе Господней.

б. Когда верующие причащаются, стоя на коленях, нет других признаков почтения к самым
требуется святое таинство, потому что само коленопреклонение выражает поклонение.

Когда они причащаются стоя, настоятельно рекомендуется, подходя
в очереди они делают знак почтения перед принятием причастия. Это должно быть
делается в назначенный момент и в определенном месте, чтобы не мешать приходу и
уход других причастников».

(Обряды SC, Инструкция, 25 мая 1967)

Как сообщается, NCCB установил некоторые нормы (единственные нормы, касающиеся осанки, таким образом,
далеко), поскольку Архиерейский комитет по литургии напечатал следующий пункт в своем
Информационный бюллетень за декабрь 1969 года:

«На своем заседании 10-14 ноября 1969 г. NCCB принял различные решения, касающиеся
литургические вопросы, которые были указаны в новых литургических обрядах, как в рамках
компетенции епископских конференций. .

По итогам заседания были оглашены следующие решения:

1. Поза собрания. Директивы римского Миссала относительно осанки
общины следует оставить без изменений.

2. Преклонение колен во время евхаристической молитвы. № 21 GIRM следует адаптировать таким
что люди преклоняют колени во время служения мессы, начинающейся после пения или
чтение Sanctus до окончания аминь евхаристической молитвы, то есть до
Господня молитва». (Информационный бюллетень BCCL, т. 5 [1969], нет. 12)

Подводя итоги текущей дисциплины для конгрегаций в рамках
конференции епископов США, N.C.C.B., действует следующий протокол:

Стоять — С начала вступительной песни или при входе священника до конца песни.
собирать

Сядьте- Во время чтений перед Евангелием и ответным псалмом

Стенд — Для пения Аллилуиа пред Евангелием; в то время как Евангелие провозглашается

Сидеть во время проповеди

Стенд — Во время исповедания веры и общего ходатайства

Сидеть- Во время вручения подарков

Стенд — от молитвы над дарами до после Sanctus

Преклоните колени — После Sanctus до Аминь непосредственно перед молитвой Господней

Стенд — После Аминь после евхаристической молитвы до конца Мессы

Опции:

Встаньте во время причастия (совершив рекомендуемый знак
благоговение) или

Встаньте на колени во время причастия.

Сядьте, встаньте или встаньте на колени — во время тишины после причастия, если это кажется полезным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts