Мудрые высказывания святых отцов о жизни: Цитаты из творений святых отцов. Наставления в духовной жизни
Содержание
Цитаты из творений святых отцов. Наставления в духовной жизни
Цитаты из творений святых отцов. Наставления в духовной жизни
<<< БИБЛИОТЕКА >>>
Антология изречений святых отцов церкви
Наставления в духовной жизни
Как часто, на грех себе, мы отмалчиваемся в те минуты, когда в глаза порицают нас, наше Православие, нашу святыню сердца. Ныне, например, во многих обществах, со многими лицами страшно даже и касаться разговоров о предметах религиозных. Сейчас сомнения, недоумения, споры, возражения. Но неужели в самом деле молчать? Молчать, значит как бы поощрять кощунника и невера, как бы соглашаться с ним.
***
Важнейшее дело — учиться истинной вере.
Святитель Амвросий Медиоланский
***
Неверы говорят, что мы не должны веровать, нужно только быть честным (в гражданском смысле) человеком. Архиепископ Макарий Томский отвечал: «Гражданская честность может сохранить от тюрьмы, от виселицы, но не избавит от вечных мук и не приведет на Небо. Гражданская честность говорит: не обманывай, не грабь, не разрушай брачных союзов. Но она раздражительна, мстительна, горда, жестока, заботится только о себе, а не о других… Вера же говорит, что не только уклонись от зла, но и делай добро, не только не обижай, но и обидевшему прости, не только не бери, но и просящему дай. Безбожие говорит: все для себя и ничего для других. Вера же внушает: что желаешь себе, то желай и другому. Нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих.
***
Если ты не имеешь правильной веры, напрасны все твои добродетельные подвиги.
***
Умирающие вне веры и церкви похожи на самоубийц… О самоубийцах церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе, неразрешенном, неочищенном.
Святитель Феофан Затворник
***
Самое важное поминовение для усопших — это проскомидия.
***
Будем крепко хранить веру святую: ибо видите, сколько уклонений бывает от нее, и сколько должны мы благодарить Бога, что не попали в какое-либо заблуждение, но получили и держим веру православную.
***
Главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в церкви, есть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств. Так же важны пост и благотворение ближним.
Святитель Иоанн Кронштадтский
***
Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как забота о братьях и заботливость об их спасении.
Святитель Иоанн Златоуст
***
Что есть вера? Отвечал старец: «Вера есть, если жить в смирении и делать милость».
***
В затруднительных обстоятельствах и малое добро ценится за великое; единый лишь цветок нужен — вера, покаянное чувство и правое рассуждение.
Старец Иоанн Троицкий
***
Но как одна вера без знания может привести к суеверию и фанатизму, так и одно знание, без веры, может привести к надменности и гордыне.
***
Общество людей без веры в Бога и бессмертие души, — это почти стадо диких зверей, хотя и одаренных разумом, которые всегда готовы терзать и истреблять друг друга.
Митрополит Макарий Московский
***
Вера во Христа — не то только, чтобы заботиться о приятностях жизни, но и то, чтобы терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение, в печалях, скорбях, и неприятных случайностях, пока Он явит нам милость Свою.
***
Никакой подвиг не может быть достаточно велик, если от него нет пользы другим.
Святитель Иоанн Златоуст
***
Во время беседы не скрывай того, что нужно и полезно для присутствующих; только приятное излагай прямой речью, а жестокое (строгое) — загадочной.
***
Для чего жить, какова цель жизни — многие из нас задают себе этот вопрос и не находят ответа. Они скучают жизнью, называют ее бесцельной. Но это оттого, что живут только для себя и не приносят никакой пользы другим. «Кому и чем я буду приносить пользу?» — скажут они. Как, чем? Каждый своим: богатый — богатством, здоровый — здоровьем, просвещенный — умом, знаниями своими, добрый — сердцем, сострадательный — добротой своей; все можем и все должны жить для блага и счастья других. И тогда жизнь не будет скучной и бесцельной.
***
Лучше можно научить человека примером, нежели словами.
***
Не ищи своей пользы со вредом для других.
***
Самые приятные слова употребляй в разговоре с ближними.
***
Смотри, да не отринешь кого нуждающегося в тебе (или скорбящего) презрением и оскорбишь невнимательностью, да не прогневается на тебя Господь.
***
Своих убеждений и строгостей относительно жизни другим не навязывать. С людьми других взглядов не спорить. А если и говорить что на пользу, то только в особо благоприятные минуты расположения ближних к такой беседе. От людей неверующих и нечестивых удаляться и никак не вторить им, хотя через это пострадали бы сами материально.
Старец Адриан Югский
***
Главное спасительное дело — послужи ближним во спасение, любя их, как чад Божиих, прощая им грехи, сочувствуя им во всем. За заботы о других Господь Сам незаметно уврачует твои страсти.
***
Брата надо вразумлять кротко, с любовью: мир теряется, если брата будешь вразумлять, но не кротко и с любовью.
Преподобный Силуан Афонский
***
Пусть не подумает кто из вас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царство Небесное; нет, получит тот, кто заповеди Божии соблюдает. Жить должно не себе только, а и ближнему послужить.
***
Богу приятен пост, лишь когда человек не принимает злых мыслей.
***
Все, что мы делаем для ближнего, делаем для (спасения) себя, ибо Господь принимает на Себя сделанное для них, как благо, так и зло.
Старец Макарий Оптинский
***
Цель поста — борьба со страстями и победа над плотью.
***
В пост мы слабеем до крайности, причина очевидна. Тут козни дьявола, который ничего не ищет от нас, кроме нарушения церковного законоположения и кротких убеждений Евангелия.
Иеромонах Серафим Священогорский
***
В святые посты церковный устав предписывает читать Священные книги.
***
Пост — это алчба ради Христа.
***
Святитель Иоанн Златоуст позволяет заменять пост чем другим только по нужде.
***
Если встретится препятствие говеть и приобщиться в пост, это вполне невозбранно можно совершить в другое время.
***
Что пользы, если мы наружно постимся, а внутренне остаемся с теми же греховными привычками и страстями?
Святой Григорий Двоеслов
***
В голове одна мысль должна быть в отношении к ближнему: как бы его не потревожить, не обидеть, чем бы утешить, успокоить… Нужно отмалчиваться, отходить, обходить спорные, неприятные вопросы, но помнить всегда одно: не расстраивать его ни под каким видом.
***
Бойся, как яда, равнодушия и холодности к разным бедам, напастям, болезням, нуждам людским: ибо в сочувствии, особенно в деятельном, выражается любовь и доброта христианская, а в любви — весь закон.
Святитель Иоанн Кронштадтский
***
Особенно надо следить за собой, чтобы быть мягкой, доброй в отношении ближних своих: наше спасение — в ближнем.
Преподобный Пимен Великий
***
Святые отцы были строги к себе и снисходительны к ближним, а мы себе все прощаем, все дозволяем, а братиям своим стараемся выставить на вид и малые их недостатки, готовы за все с них взыскивать строго.
***
Подобает не отвращаться от ищущих от нас пользы под предлогом беседы с Богом: ибо любовь лучше молитвы.
***
Если кто не может по целому дню не есть, пусть ест ежедневно, но с воздержанием и своевременно, за это Бог не осудит. Но вот, если не простим ближним обид, то этого Бог не простит.
***
Истинный христианин не должен оставаться равнодушным, видя вокруг себя заблуждающихся; прямая его обязанность — всячески заботиться о спасении ближних и, особенно, неправомыслящих о вере.
***
Мы должны угождать людям, но не быть человекоугодниками.
Старец Анатолий Оптинский
***
Надобно, чтобы у вас и взор, и выражение лица, и тон речи, — все дышало самой искренней и горячей любовью.
***
Почитай выше всего любовь к ближнему, кроме того случая, когда она вредит любви к Богу.
Святой Нил Подвижник
***
Говорят, что святой Антоний Великий никогда не решался сделать что-либо полезное более для него самого, нежели для ближнего.
***
Святые для того, чтобы совершенно любить ближних, старались ничего с пристрастием не иметь.
Святой Григорий Двоеслов
***
Ласковые обращения и дурных делают хорошими.
***
Что пользы в светильнике, если он не светит находящемуся во мраке? Что пользы и в христианине, если он никому не приносит пользы, никого не руководит в добродетели своим примером, словом и талантом!
***
Никогда не желай слушать о несчастии врагов твоих.
***
Обличение надобно делать постепенно и мало-помалу. Так всегда, если вдруг станешь резко обличать кого-нибудь, то он ожесточится и сделается бесстыдным.
Святитель Иоанн Златоуст
***
Главное — служи ближнему ради Бога; успокаивай его, направляй на доброе, молись за него, так скорее и сам избавишься от страстей благодатью Божией.
***
Праведность есть сострадательность к человеку; милостивость бывает двух родов: одна — выражаемая щедролюбием, другая — утешением словом, которым кто утешает какого-нибудь угнетенного.
***
Нужно молиться Богу, чтобы Он даровал смирение и способность очищать душу покаянием и исповеданием помыслов пред своим духовным отцом. Ибо без труда самоотвержения и без очищения души скорбями и мнениями, а особенно без возможно частого исповедания пред опытным духовником своих греховных помыслов, человек постепенно становится самодовольным, помышляет о своих мнимых достоинствах, как о действительных, и, сравнивая себя с другими людьми, мытарями и грешниками, считает себя безгрешным.
***
Вперед законом себе поставь — никогда никому не изъявлять своего неудовольствия.
Святитель Феофан Затворник
***
Милость может оказать и не имеющий ничего: помоги бедному поработать, утешь его словом, помолись о нем Богу — вот через это можно любовь оказать ближнему.
Старец Даниил Афонский
***
Недостатки ближних должно умалчивать и прикрывать.
***
Снисхождение ближнему и прощение его — выше жертвы Богу.
Преподобный Амвросий Оптинский
***
Всякий грех, тяготеющий на совести, надо спешить открыть духовнику, не дожидаясь поста. Хорошо и одного дня не держать его на душе: ибо грех отгоняет благодать Божию, лишает дерзновения и молитвы.
***
Кто уклоняется от Святых Таинств исповеди и причащения, тот враг самому себе, ибо сам отвергает спасение.
***
Не надо рассказывать про исповедь. Зачем? Исповедь — это тайна твоя и духовника. Мало ли что духовник может сказать тебе на исповеди, что и передать-то другим неудобно.
***
Великое спасение в исповедании грехов, ибо дает возможность пройти мытарства все беспрепятственно.
***
Заочное совершение святых Таинств безусловно исключается.
***
Частое говение с исповедью и святым причастием есть наисильнейшее воспитательное средство в духовной жизни.
***
Приступать ко Святой Чаше причащения нужно с чистым сердцем, а эту чистоту создает только искреннее покаяние с исповедью и разрешением грехов от священника. Тогда только будет чисто и смиренно сердце и дух сокрушенный. А покаяние без исповеди — это протестантизм… Непонятна также и практика давать разрешительную молитву без исповеди. Это есть превращение Святого Таинства в магию: прочел разрешительную молитву и — готово, все грехи прощены. Это большой грех и со стороны «исповедующегося», и со стороны священника, унижающего Святое Таинство.
***
Крепко берегись отчаяния. Если бы случилось впасть в какой-либо грех, даже смертный, нужно прибегать к Богу с покаянием и исповедаться немедленно духовнику, с упованием на милость Божию. Такому человеку, если он падает, Господь дает покаяние и примет оное.
Старец Григорий Афонский
***
Покаяние и смирение нужнее и выше всех добрых дел и до конца жизни не прекращаются.
***
Частое твое соборование я не одобряю, для чего это? Конечно, Таинство это нужно для христианина принять, оно всегда бывает приятно сердцу, но не всегда его употреблять, по летах многих, одно после другого, а ты это очень часто повторяешь без разума… Другое дело — Таинство исповеди и причащения, это нужно и часто повторять.
Бог требует, чтобы человек всегда исповедовал свои грехи, имел бы от того самоуничижение, смиренное мудрование и не презирал других; чтобы каялся каждодневно во всех грехах: волей и неволей, ведением или неведением. Просим у Бога духовную силу распознать козни дьявола.
Преподобный Симеон Новый Богослов
***
Совершенство достигается трудом и временем. Желать смерти можно только святым, а мы, грешные, должны желать покаяния, очищения души.
***
Бремя грехов снимается покаянием и исповедью.
***
Исповедь — оружие самое сильное. Дьявол не терпит быть обнаруженным и объявленным: будучи обличен и объявлен, кидает добычу свою, уходит.
***
Не столько отец любит сына, как Господь кающуюся душу
***
Достойны или недостойны мы приступать к причащению Святых Тайн Тела и Крови Христовой — об этом судить предоставлено священникам при Таинстве покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от причащения подобны еретикам и язычникам.
***
Заочно же на исповеди я не могу разрешать грехи: на это есть правила церковные.
Старец Макарий Оптинский
***
И одна исповедь и откровенность заменяют у иных подвижничество.
Преподобный Нил Синайский
***
Надо знать, что частое падение в грех, исправляемое даже частым покаянием, делает подозрительным само покаяние, что, если после того падения не будет возможности встать снова и начать жизнь для Бога? Этого да страшится всякий легкомысленно смотрящий на грехи.
***
Ни один подвиг не изгоняет грех с таким удобством и силой, как ежедневное исповедание старцу.
***
Призвав свою совесть, потребуем у нее отчета в словах, в делах, в помышлениях. Исследуем, что употреблено на пользу, что во вред нам. Какое слово потрачено худо, на брань, на сквернословие, на оскорбления, какой помысл побудил глаз к любострастию, какое слово перешло на погибель нашу в дело, или посредством рук, или языка или даже глаз; и постараемся отстать от бесполезной траты, а вместо уже худо истраченного собрать иные приобретения, вместо напрасно произнесенных слов — молитвы, вместо бывших невоздержанных взглядов — милостыня, пост.
Святитель Иоанн Златоуст
***
Если не отгонишь худые мысли сразу, то принеси покаяние.
***
Согрешая, умножим покаяние и смирение и Господь оправдает нас, как мытаря.
***
Не сразу можно привыкнуть к проверке себя (т.е. рассматривать свои дела, слова, чувства, мысли за день).
***
Если когда забудешься и не отгонишь худые мысли сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку.
Преподобный Силуан Афонский
***
Как узнать, в благодати ли кто? Верный признак к определению сего — отвращение от всего грешного и страстного. Прибавьте к этому ревность о Богоугождении по вере и в духе веры. В ком жива такая ревность, тот в благодатном состоянии. В Таинствах, достойно приемлемых, благодать подается всем, и начинает действовать.
Святитель Феофан Затворник
***
Благодать Божия возвращается через покаяние, исповедь и самоуничиженную жизнь.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
<<< СОДЕРЖАНИЕ >>>
цитаты учащим и учащимся на каждый день / Православие.Ru
Совсем скоро, 1 сентября, к учебному процессу
приступят множество школьников и студентов. Предлагаем ко
вниманию поучения и наставления святых отцов Церкви об
учении, знаниях и воспитании, которые настраивают на учебу
и будут полезны для всех, кто дает или получает
образование.
Святой Марк Подвижник
«Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот
невежда не только словом, но и разумом».
Святитель Московский Филарет
«Просвещение приносит благие плоды обществу только
тогда, когда основанием ему служит вера».
«Раздраженный наставник не наставляет, а
раздражает».
Святитель Дмитрий Ростовский
«Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего,
которым он прежде напитался: таково и воспитание детей!
Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму».
Иоанн Златоуст
«Какое искусство сравнится с искусством образования
души и просвещения ума юноши? Человек знающий сие
искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и
ваятеля».
«Благоповедение нужно, а не остроумие;
нравственность, а не сила речи; дела, а не слова: это
доставляет царствие, это дарует и действительные блага. Не
язык изощряй, но очищай душу».
«Будем так наставлять наших детей, чтобы предпочитали
добродетель всему другому, а обилие богатства считали за
ничто».
«Не одно рождение делает отцом, но хорошее
образование; и не ношение во чреве делает матерью, но
доброе воспитание».
Святитель Тихон Задонский
«Как маленькое деревце к какой стороне наклонено
будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок,
чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей
жизни склонность будет иметь».
«И из малого отрока может быть и Ангел, может быть и
дьявол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков
и будет».
Святой Иоанн Кронштадтский
«При образовании чрезвычайно вредно развивать только
рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на
сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно
очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый
пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал
направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека,
всей его жизни».
«Можно быть ученым, но, увы, негодным
человеком».
Святой Паисий Святогорец
«Если во время учебы ребята будут как следует
заниматься, то, хотя они и устанут немного, у них не будет
задолженностей, они быстро получат диплом, и впоследствии
им не о чем будет печалиться».
Старец Филофей
«Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь,
принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты
можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на
чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает
маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до
старости.
Преподобный Нил Синайский
«Кто хочет решительно воспитать детей своих, пусть
воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях,
чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со
временем получить плоды трудов своих».
Преподобный Ефрем Сирин
«Как тело без духа мертво, так и знание без
деятельности праздно».
«Знание лучше богатства; малый, но мудрый отрок лучше
старого, но глупого царя».
Преподобный авва Нестерой
«Никто, каким бы знанием ни обладал, по суетной
надменности не должен думать, что он может не нуждаться в
наставлении другого».
Преподобный авва Феона
«Что познается не наукою, а опытом, того неопытный не
может ни передать, ни умом понять или удержать, кроме
того, кто самым делом с подобным усердием приобрел
познание».
Преподобный Исидор Пелусиот
«Изучивший многие знания и искусства, хотя бы он был
даровитее всех людей, не приобретает, без сомнения,
глубоких сведений в каждом, потому что время, какое должно
употребить на упражнение в первом искусстве и на изучение
оного, тратится на изучение другого искусства. Напротив
того, хотя преимуществует знанием многих искусств, но не
преимуществует пред каждым из обучившихся до совершенства
одному искусству. Посему и ты не желай знать все. Ибо
следствием сего будет то, что не приобретешь точного
сведения о каждом предмете. Но имея в виду одну цель, туда
напрягай око разумения. В таком случае овладеешь
делом».
60 Мудрые изречения и цитаты отцов Церкви
60 Мудрые изречения и цитаты отцов Церкви
1. Благодарение в бедствии содействует спасению в нем – Святитель Иоанн Златоуст.
2. Если сердце несовершенно в любви к Богу, то оно поколеблется – Папа Шенуда III.
3. Верьте, что молитва – это ключ, открывающий истинные смыслы писаний – преподобный Исаак Сирин.
4. Если сердце несовершенно в любви к Богу, то воля его непоколебима – Папа Шенуда III.
Статьи по теме
5. Божья любовь к грешникам и кающимся больше, чем к Его детям, которые упорствуют в поклонении без покаяния – полусфера с полным грилем.
6. Иди и примирись с теми, кто тебя обидел, прежде чем он придет, извинится перед тобой и украдет твой венок – Папа Кироллос VI.
7. Душа, живущая в любви, обширнее небес – Святой Августин.
8. Смиренный подобен камню, который опускается до дна, но он тверд и тверд. Что же касается надменных, то они подобны дыму, который поднимается вверх и расширяется, и, поднимаясь, угасает и рассеивается — Анба Муса Черный.
9. Всегда утешай споткнувшегося и всегда покрывай его – Святой Исаак Сирин.
10. Имейте ненасытную любовь к чтению псалмов, ибо они есть пища для души – Святой Исаак Сирин.
60 Мудрые изречения и цитаты отцов Церкви
60 Мудрые изречения и цитаты отцов Церкви
11.
Псалмы – лекарство для исцеления души
12. Испытайте свою любовь терпением, чтобы узнать меру ее безопасность – Папа Шенуда III.
13. Псалтирь – лекарство для исцеления души – Афанасий Апостольский.
14. Если мы не молимся, когда хотим молиться, мы никогда не будем молиться, поэтому молитва нуждается в системе, установленной в определенное время, и поскольку нет большего джихада, чем молитва, поэтому это должен быть организованный джихад – Агафон.
15. Следите за своими глазами, чтобы ваше сердце не наполнилось скрытыми призраками – Анба Муса Черный.
16. Тот, кто пренебрегает целомудрием своего тела, стыдится своих молитв – Анба Муса Черный.
17. Не уступай слову Господню, да будет оно сосудом от всех зол – Анба Антоний.
18. Просите покаяния каждое мгновение и не позволяйте себе лениться ни на одно мгновение – Анба Антоний.
19. Хочешь не грустить, не огорчай кого-нибудь – Иоанн Златоуст.
20. Некоторые могут спросить: если Христос должен был прийти из Вифлеема согласно пророчеству, почему Он жил в Назарете после своего рождения, так что пророчество было стерто? Нет, он не стирает его, а очищает яснее. За то, что пока его мать жила в постоянном ряду в одном месте, а он родился в другом месте, положено, что это было событием божественного распределителя – Иоанна Златоуста.
21. Господь Христос не ушел из Вифлеема сразу после Своего рождения, а оставался там сорок дней, давая возможность любителям внимательно рассмотреть вещи. Есть много вещей об ангелах и пастырях, Анне и Симоне, чего было достаточно, чтобы дать отношения, что это пришествие, ожидаемое в пророчествах, чтобы иудеи не сказали: «Мы не были, Мы знаем, когда и где он родился». – Иоанн Златоуст
22. Путешествие из Иерусалима в Вифлеем вела звезда, и это была не обычная звезда, и она не только двигалась, но и шла (идла вперед), т.е. шла впереди них , направляя их в обстановке дня – Иоанн Златоуст.
23. Возлюбим пост, потому что он есть великое прибежище с молитвой и милостыней – Папа Афанасий Апостольский.
24. Радовались красоте этой жизни и оскорбляли Тебя, Господи, ушли с нею – святой Августин – любовь Божия и я делаю то, что ты хочешь – святой Августин.
25. Лучше человеку споткнуться на пути, чем поспешить с него – Святой Августин.
26. Духовный перевод слова бедствие означает благословения и венцы… Это духовный язык, и всякий, кто его переводит, устает – Его Святейшество Папа Шенуда III.
60 Мудрые изречения и цитаты отцов Церкви
27. Еще избранное из изречений и премудростей святых отцов
28. Если Бог хочет утешить Своих истинных чад, Он не отводит от них искушений… Скорее, Он дает им силы быть с ними терпеливыми – преподобный Исаак Сирин.
29. Если постигнет тебя искушение, не ищи его причины… Но переноси без печали – св. Марк.
30. Кто хочет победить искушения без молитвы и терпения, тот более огорчается из-за – св. Марка.
31. Сколько придет печали и бедствия, будет и утешение, ибо без великого опыта Бог не дает великого дара – Святой Исаак Сирин.
32. Если ты думаешь, что можешь идти путем Господним без испытаний, знай, что ты идешь вовне и вдали от Него, а не по стопам святого преподобного Мар Исаака Сирина.
33. Пролей, Господи, благословения Твои на сердце мое, чтобы семя добродетели взросло в сердце моем, и обещай милости, чтобы по милостям Твоим явились плоды правды – святой Ефрем Сирин.
34. Если ты слишком слаб, чтобы быть богатым для Бога, то держись тех, кто богат им, чтобы ты мог быть счастлив его счастьем – Святой Анба Пахомий.
35. Держись за молитву о спасении, отец наш Михаил Аль-Бехайри.
36. Кто привык говорить в церкви, указывает, что в нем нет страха Божия – Анба Муса Черный.
37. Сделай сегодня день твоего покаяния, чтобы смерть не пришла к тебе в эту ночь – Мар Ефрем Сирин.
38. Ты был со мной, но из-за моего несчастья я не был с тобой, Боже – Святой Августин.
39. Кто хочет победить искушения без молитвы и терпения, тот более огорчается от них – Святой Марк.
40. Корабль жизни моей управляй заповедями Твоими и дай мне разумение торговать гирями, пока есть время, прежде чем мне будет сказано: Приди, покажи мне торговлю твоего времени – Святой Ефрем Сирин.
41. Не делай дела в покаянии твоем без совета, чтобы дни твои прошли легко… И знаю, что ничто так не радует бесов, как человек, скрывающий свои мысли, дурные ли, хорошие ли – духовные шейх.
42. Блаженны плачущие о истине, ибо сквозь слезы непрестанно видят лик Божий – преподобный Исаак Сирин
60 Премудрые изречения и цитаты отцов Церкви
43. Сохранение чувств устраняет грехи
44. Горе нам, потому что тление не наследует нетления, и мы, в презрении к нетлению, безрассудно ведемся к тлению – Святой Исаия Сектский.
45. Прошу Тебя, Боже мой, и живет душа моя, потому что тело мое живет собой, а душа моя Тобою живет – Святой Августин.
46. Если Бог хочет утешить Своих истинных чад, то Он не отводит от них искушений… Наоборот, Он дает им силы быть с ними терпеливыми – преподобный Исаак Сирин.
47. Если человек совершает все добрые дела и имеет в сердце обиду на брата своего, то он чужой Богу – Анба Пахомий.
48. Благословен тот, кто спит со святым именем Твоим на устах, ибо демоны бегут от приближения к нему и не находят в нем ни входа, ни места – Шейх Аль-Рухани
49. Сохранение чувств устраняет грехи, а сохранение сердца отсекает муки, рождающие грехи – Преподобный Исаак Сирин.
50. Податель Спасения, влей в мое сердце хотя бы одну каплю Твоей любви, и возгорится в моем сердце гореть нечистыми помыслами – Святой Ефрем Сирин
51. Подвизайся в юности твоей радоваться в старости век – святой Анба Пахомий.
52. Замолчи свой язык, чтобы твое сердце могло говорить… и твое сердце, чтобы мог говорить Бог! Духовный шейх.
53. Горе нам, предающим души наши в жилище сатаны вместо жилища Бога – Святой Исаия Сектский.
54. Послушай, сын мой, будь вежлив и прими образование. Возлюби наказывающего тебя страхом Божиим – святого Анбу Пахомия.
55. Совершающий добродетель тщеславия безвозмездно – Абуна Михаил Аль-Бухари.
56. Молитва смиренного подобна шепчущему на ухо другому – преподобному Исааку Сирину.
57. К сожалению, легко просить у Бога и не просить самого Бога, как будто дар лучше дающего – св. Августин.
58. Скорби, посланные нам, есть не что иное, как попечение Божие о нас – преподобный Исаак Сирин.
59. Горе нам, которые, если на нас направлены похвалы и лесть, умножают нашу доброту и кротость, а если кто нас возбуждает, то теряем ту добродетель – Святой Исаия Сектский.
60. Остерегайтесь самоуспокоения в деле своего спасения, ибо не знаете, когда кончится срок – Абуна Михаил Аль-Бухайри.
Цитаты по теме
- 25 лучших святых цитат о смерти Иисуса на кресте
- Слава Его Имени – Вниз у Креста – Гимны со Словами
- Цитаты из 25 святых имеют глубоко духовное значение
- Топ-20 цитат святого Франциска Ассизского о вызове пути
lightbook.org
Изречения и рассказы отцов-пустынников
Вечная духовная мудрость из изречений и рассказов ранних христианских монахов пустыни
Первые христианские монахи населяли пустынные земли Ближнего Востока, начиная с конца второго века нашей эры. Известные как «Отцы-пустынники», они бросили все в поисках познания Иисуса Христа, сделав Евангелия абсолютно неотъемлемой частью своей повседневной жизни. Они хотели полностью посвятить себя (тело, душу, разум и волю) тому, чтобы быть учениками Господа Иисуса, с глубоким святым рвением, побуждающим их становиться еще более похожими на Христа. Эти монахи практиковали целостность характера с неослабевающим мужеством, которое требовало, чтобы все их существо оставалось в состоянии постоянного смирения, происходящего от осознания того, что они любимы Богом. Как это ни парадоксально, их необычайно суровые покаяния часто приводили к мягкости и терпению по отношению к другим, особенно к другим монахам, а также к посетителям, которые приходили в поисках понимания сути духовной жизни. Эти монахи более всего стремились испытать единение с Богом в тишине пустыни и в безмолвии своего сердца.
Монастырь Христа в Пустыне предлагает для вашего духовного назидания краткий алфавитный сборник изречений различных пустынных «Аббасов» и актуальный сборник таких рассказов и изречений, в которых перечисляется ряд монашеских и христианских добродетелей, неотъемлемых настоящая духовная жизнь.
Братия хвалили монаха перед авва Антоний монах пришел к нему, Антоний хотел знать, как он будет переносить оскорбления; и видя, что он совсем не в силах снести их, сказал ему: ты подобен селению, пышно украшенному снаружи, но разоряемому изнутри разбойниками.
Авва Антоний также сказал: «Кто хочет жить в уединении в пустыне, тот избавляется от трех конфликтов: слуха, речи и зрения;
Авва Даниил сказал: «Тело преуспевает в той мере, в какой слабеет душа, и душа преуспевает в той мере, в какой слабеет тело. ‘
Абба Илия сказал: «Жил в храме один старец, и бесы пришли к нему и сказали: «Оставь это место, которое принадлежит нам», а старец сказал: «Тебе не принадлежит место. ” Затем они начали разбрасывать его пальмовые листья, один за другим, и старик продолжал собирать их вместе с настойчивостью. Чуть позже черт взял его за руку и потащил к двери. Когда старик подошел к двери, он схватился за притолоку другой рукой, крича: «Иисус, спаси меня». Тотчас дьявол убежал. Тогда старик начал плакать. Тогда Господь сказал ему: «Почему ты плачешь?» И сказал старик: «Потому что бесы посмели схватить человека и так с ним обращаться». Господь сказал ему: «Ты был неосторожен. Как только ты снова повернулась ко мне, ты видишь, что я был рядом с тобой». Говорю это, потому что надо сильно потрудиться, а кто этого не делает, тот не может прийти к своему Богу. Ибо Сам Он был распят за нас.
Авва Епифаний сказал: «Приобретение христианских книг необходимо тем, кто может ими пользоваться. Ибо один только вид этих книг делает нас менее склонными ко греху и побуждает нас более твердо верить в праведность». «Именно нашептыванием змей изгнал Еву из рая, поэтому тот, кто говорит против своего ближнего, будет змеем, ибо он развращает душу того, кто слушает его, и он не спасает своей души».0003
Абба Ор сказал своему ученику Павлу: «Смотрите, чтобы в эту келью не пришло ни одно лишнее слово». в Фиваиде. Он брал в руки разных видов змей и разрезал их посередине. Братия поклонилась ему и сказала: «Скажите, что вы сделали для получения этой благодати?» Он сказал: «Простите меня, отцы, но если кто стяжал чистоту, то все ему покорно, как и Адаму, когда он был в раю, прежде чем он нарушил заповедь».
Абба Пимен сказал об авве Иоанне Карлике, что он просил Бога отвести от него страсти, чтобы он мог освободиться от забот. Он пошел и сказал старику так: «Я нахожусь в мире, без врага», — сказал он. Старец сказал ему: пойди, попроси Бога, чтобы он возбудил брань, чтобы возвратить тебе прежние скорбь и смирение, ибо от брани преуспевает душа. , он уже не молился, чтобы его сняли, но сказал: «Господи, дай мне силы для борьбы».0003
Авва Пимен сказал авве Иосифу: «Скажи мне, как стать монахом». Он сказал: «Если ты хочешь найти покой здесь, вне всяких обстоятельств, скажи: «Кто я? и никого не суди».
В кельях жил брат и в уединении своем тревожился. Он отправился сообщить об этом авве Феодору Ферме . Старец сказал ему: «Иди, будь смиреннее в своих стремлениях, отдай себя в послушание и живи с другими. Позже он вернулся к старцу и сказал: «Я не нахожу мира с другими». Старик сказал ему: «Если ты не в мире ни один, ни с другими, зачем ты стал монахом? Разве это не терпеть испытания? Скажи мне, сколько лет ты носишь эту одежду?» Он ответил: «Восемь лет». Тогда старик сказал ему: «Я ношу эту одежду семьдесят лет и ни в один день не нашел покоя. Надеешься ли ты обрести мир через восемь лет?» При этих словах брат ушел окрепший.
Он также сказал: «В эти дни многие отдыхают прежде, чем Он даст их им». Братия, собравшиеся, сказали авве Памво: «Скажи что-нибудь архиепископу, чтобы он назидался.» Старец сказал им: «Если он не назидается моим молчанием, то не будет назидан и моим словом». .’
Он также сказал, что было три философа, которые были друзьями. Первый умер, оставив сына на попечение остальных. Когда он вырос, у него была связь с женой его опекуна, которая узнала их и выгнала мальчика за дверь.