На ком женился князь владимир: Почему князь Владимир женился на византийской принцессе
Содержание
Почему князь Владимир женился на византийской принцессе
На протяжении многих веков представители правящих династий редко заключали браки по любви. Принцесс рассматривали, скорее, как инструмент в политической игре. И мало кто видел в них девушек, мечтающих о личном счастье, особенно если семейный союз между монаршими особами мог принести мир и процветание стране на долгие годы.
Фото: КириллицаКириллица
Вот и принцесса Анна из Македонской династии в 988 году покинула родной Константинополь, чтобы выйти замуж за князя Владимира I Святославича. Как же сложилась судьба представительницы византийского императорского дома, ставшей киевской княгиней?
Видео дня
Завидная невеста
Принцесса Анна родилась 13 марта 963 года буквально за два дня до смерти своего 24-летнего отца – императора Романа II. Причина трагического события, оставившего новорожденную девочку сиротой, так и осталась невыясненной. Большинство историков полагают, что правитель Византии был отравлен.
Мать принцессы, Феофано, была женщиной незнатного происхождения, армянкой по национальности. Помимо дочери у нее было двое сыновей от императора: Василий и Константин. После смерти мужа вдова вышла замуж за полководца Никифора Фоку, который занял византийский престол.
К царице Феофано у некоторых исследователей неоднозначное отношение. Эту женщину называют коварной обольстительницей, которая очаровала сначала императора Романа II, а затем и Никофора Фоку. Считается, что в 969 году именно с подачи царицы произошел государственный переворот: Феофано посадила на византийский трон своего очередного любовника – Иоанна I Цимисхия. Однако он жениться на вдове императора не захотел. Видимо, опасался стать новой жертвой ее политических интриг.
Феофано с детьми была изгнана из столицы. Впрочем, политическая игра никогда не заканчивается. И через семь лет, в 976 году, после смерти Цимисхия представители Македонской династии вернули свой трон. А братья Анны – Василий II Болгаробойца и Константин VIII – стали соправителями. Заметим, что это большая редкость в истории человечества, когда один трон одновременно занимают два человека.
В возрасте 13 лет Анна стала завидной невестой, к которой начали свататься принцы и короли со всей Европы. Известно, что девушка получила прекрасное образование. Она была одной из самых образованных женщин своей эпохи. История сохранила ее прозвище – Руфа, что значит «рыжая».
В разные годы к представительнице знатного рода сватались германские и болгарские правители, но наиболее влиятельным и перспективным женихом Анны был, по мнению большинства историков, французский король Роберт II из династии Капетингов. Почему сватовство франков не увенчалось успехом, можно только догадываться.
Так или иначе, а самая завидная невеста Европы долго оставалась незамужней – до 25 лет, что по меркам Х века было уже поздно для вступления в брак.
Сватовство князя
Если Анну вся просвещенная Европа того времени считала образцовой девушкой: она и знатная, и богатая, и начитанная, то князя Владимира I Святославича никак нельзя было назвать подходящей партией. На момент сватовства он был правителем языческого народа, что вызывало негативную реакцию со стороны христианских держав.
К тому же у киевского князя был целый гарем: пять официальных жен и большое число наложниц. Будучи старше своей невесты всего на три года, киевский князь успел стать отцом 13 сыновей и более 10 дочерей от разных женщин (точные сведения обо всех детях Владимира I не сохранились).
Брак с принцессой Анной был выгоден князю по нескольким причинам. Во-первых, Византия была наиболее влиятельным и богатым государством той эпохи, союз с такой империей мог принести немало пользы. Во-вторых, династический брак с представительницей столь знатного рода поспособствовал бы государственному становлению Руси как одной из европейских держав. И, в-третьих, женитьба на византийской принцессе поднимала личный статус князя Владимира I, ставя его на одну ступень с представителями влиятельного европейского дома.
Существуют две основные версии событий, побудивших Василия II и Константина VIII выдать свою младшую сестру замуж за киевского князя. «Повесть временных лет» рассказывает об успешном походе Владимира и его боевой дружины в Крым, где русское войско захватило город Херсонес (Корсунь). Этот стратегически важный порт принадлежал Византии. В дополнение ко всему киевский князь отправил в Константинополь письмо, в котором пригрозил, что следующим пунктом его завоевательного похода станет столица империи. Единственной возможностью для Василия II и Константина VIII избежать этого нападения был брак Анны и Владимира I.
Так что, согласно первой версии, причиной свадьбы стала прямая угроза военной интервенции. Кстати, после бракосочетания князь вернул Херсонес под власть Византии в качестве жеста доброй воли.
Другие источники утверждают, что сватовство Владимира I было более миролюбивым. Соправители Византии попросили киевского князя помочь им подавить вооруженный мятеж, который организовал известный полководец Варда Фока. Взамен на поддержку в этой борьбе Василий II, по некоторым источникам, сам пообещал отдать Владимиру I в жены принцессу Анну, что и произошло после успешного разгрома мятежников русской дружиной.
Так или иначе, а Византия стремилась распространить свое влияние на соседние земли путём миссионерской деятельности. Приняв православие, бывшие язычники становились братьями по вере и начинали защищать границы империи от набегов других воинственных племен. Поэтому условие невесты князя Владимира I креститься по греческому церковному канону перед заключением брака было политически обоснованным.
Киевский князь выполнил требование принцессы Анны. Они обвенчались в 988 году. Ей было 25 лет, ему – 28. После свадьбы новообращенный христианин распустил свой многочисленный гарем.
Крещение Руси
Князя Владимира стали называть Святым и Крестителем Руси только после его женитьбы на Анне Византийской. Эта женщина, не имевшая возможности распоряжаться собственной судьбой, во многом определила дальнейший путь развития нашей страны. Если раньше в каждой местности молились своим богам, то после крещения Руси, инициатором которого был киевский князь, появилась общая для всех православная религия, объединившая народ.
Анна Византийская немало сделала для распространения христианства на Руси. Вместе с ней в страну приехали ученые-богословы, священники, архитекторы и мастера. По инициативе княгини было построено несколько храмов, в том числе и церковь Пресвятой Богородицы в Киеве. Это религиозное сооружение чаще называют Десятинной церковью, поскольку на ее содержание направлялась одна десятая часть казны киевского князя. Владимир Святой советовался со своей супругой при решении различных религиозных вопросов.
Византийская архитектура оказала большое влияние на русское зодчество. А распространение христианства привело к созданию знаменитой кириллицы, которой – пусть и в измененном виде – мы пользуемся до сих пор. И во всем этом есть заслуга княгини Анны.
Она умерла в 1011 году, когда ей было 48 лет. Причиной смерти большинство историков считают инфекционное заболевание, в то время эпидемии уносили тысячи жизней. Киевский князь скончался через четыре года. Они оба были похоронены в Десятинной церкви.
Информации о детях этой супружеской пары не сохранилось. Одни источники утверждают, что их не было вовсе. В других сказано, что супруга короля Польши Казимира I – Мария – и была дочерью Владимира I и Анны Византийской.
Анна Византийская — биография, новости, личная жизнь, фото
Анна Византийская (греч. Άννα). Родилась 13 марта 963 года в Византии — умерла в 1011/1012 году в Киеве. Византийская царевна из Македонской династии. Жена киевского великого князя Владимира Великого.
Анна родилась 13 марта 963 года в Византии.
Отец — Роман II Младший (938 — 15 марта 963), византийский император с 9 ноября 959 по 15 марта 963 года, сын Константина VII.
Мать — Феофано (греч. Θεοφανώ; X век), византийская императрица. По одной из версий, она была дочерью трактирщика Кратира, имела при рождении имя Анастасия, а после женитьбы сменила на тронное Феофано. О ней византийский писатель и историк Лев Диакон говорил: «наиболее прекрасная, обольстительная и утонченная женщина своего времени, одинаково выделявшаяся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью».
Брат — Василий II Болгаробойца (Вулгароктон) (греч. Βασίλειος B’ Βουλγαροκτόνος; 958 — 15 декабря 1025), византийский император из Македонской династии.
Анна родилась за 2 дня до смерти своего отца. По сообщению историка Скилицы, смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками», но по слухам он был отравлен. Императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, сразу женившийся на матери Анны, царице Феофано.
Дед Анны — император Константин VII Багрянородный — написал для сына трактат «Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов: «Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу. .. Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа».
Никифор II Фока хотел женить своих пасынков Василия II и Константина VIII на болгарских царевнах, но был свергнут с трона своей женой Феофано, возведшей на престол Иоанна I Цимисхия. Цимисхий, однако, не стал жениться на Феофано, как она того ожидала, а отправил ее в изгнание. Вместе с матерью последовала и 6-летняя Анна. Только после смерти Иоанна Цимисхия в 976 году повзрослевшие Василий II и Константин VIII стали править сами, а багрянородная Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран.
Анну отличали не только знатность и богатство, но, возможно, и красота: хотя описаний внешности Анны не сохранилось, но она могла походить на братьев — голубоглазых, светловолосых, небольшого роста и красивого телосложения. Современники дали ей прозвище Руфа (Рыжая).
Личная жизнь Анны Византийской:
Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III.
В 988 французский король Гуго Капет обратился с письмом к византийским императорам, желая подобрать для своего сына Роберта II «равную ему невесту». Отец короновал Роберта II в декабре 987, и брак должен был укрепить положение новой династии Капетингов во Франции. Гуго Капет не назвал имени невесты, 16-летнему Роберту II скорее подходила в жены Евдокия, дочь императора Константина VIII (другие дочери Зоя и Феодора были младше), нежели Анна, однако в династических браках возраст не всегда принимался во внимание. По неизвестным причинам родственный союз не состоялся. Королевой Франции стала через 60 лет (1051) другая Анна, дочь киевского князя Ярослава, выйдя замуж за сына Роберта II, короля Генриха I.
Согласно «Повести временных лет», Владимир Великий, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жены, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».
По другой версии, женитьба на Анне и предшествующее этому крещение стало результатом просьбы о помощи со стороны византийского императора Василия II, власти которого угрожал мятежный военачальник Варда Фока. Не имея достаточных сил для борьбы с Фокой, Василий отправил Владимиру просьбу о помощи и пообещал за нее не только обычную денежную выплату, но и руку своей сестры Анны. Владимир послал в Византию дружину из 6000 человек и мятеж был подавлен. Теперь Киевский князь мог жениться на Анне, но необходимо было выполнить еще одно условие: Владимир должен был креститься сам и крестить свой народ. Владимир выполнил условие ради престижного брака с сестрой правящего византийского императора.
Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».
При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».
Анну в летописи именовали не княгиней, как обычно — но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном.
Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, ее гробница затем находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей мужа.
Летописи ничего не сообщают о детях Анны, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Однако с XV века возникает тенденция считать сыновьями Анны князей Бориса и Глеба. Эта версия поддерживается некоторыми современными историками. По другой версии, их матерью была неизвестная «болгарыня», возможно из волжских болгар.
Татищев пишет, что у нее от Владимира была дочь Мария, супруга Казимира I, короля польского.
Образ Анны Византийской в кино:
1993 — Владимир Святой (режиссер Юрий Томошевский) — в роли Анны актриса Елена Джордж.
Елена Джордж в роли Анны Византийской
Владимир I и христианизация | Мировая цивилизация
Цель обучения
- Описать переход от языческой культуры к православию при Владимире I
Ключевые моменты
- Владимир I стал правителем Киевской Руси после свержения своего брата Ярополка в 978 году.
- Владимир I заключил союз с Василием II из Византийской империи и женился на его сестре Анне в 988 году.
- После женитьбы Владимир I официально сменил государственную религию на православие и разрушил языческие капища и иконы.
- Он построил первую каменную церковь в Киеве в 989 году, названную Десятинной церковью.
Термины
Константинополь
Столица Византийской империи.
Перун
Языческий бог-громовержец, которому многие местные жители и, возможно, Владимир I поклонялись до христианизации.
Василий II
Византийский император, подстрекавший Владимира к обращению в христианство и предлагавший политический брачный союз с его сестрой Анной.
Владимир I, также известный как Владимир Великий или Владимир Святославич Великий, правил Киевской Русью с 980 по 1015 год и известен христианизацией этой территории во время своего правления. До того, как он занял престол в 980 году, он был князем Новгорода, а его отец, Святослав из династии Рюриковичей, правил Киевом. Во время своего правления новгородским князем в 970-х годах и к тому времени, когда Владимир взял власть после смерти своего отца, он консолидировал власть между современной Украиной и Балтийским морем. Он также успешно укрепил свои границы от вторжений болгарских, балтийских и восточных кочевников во время своего правления.
Ранние мифы о христианизации
Первоначальная территория Руси состояла из сотен небольших городов и районов, каждый со своими верованиями и религиозными практиками. Многие из этих практик были основаны на языческих и местных традициях. Первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь появляются около 860 г. Византийский патриарх Фотий написал в 867 г. письмо, в котором описывал регион Руси сразу после русско-византийской войны 860 г. Согласно Фотию, народ региона с энтузиазмом воспринял новую религию, и он утверждает, что послал епископа для обращения населения. Однако этому низкоранговому чиновнику не удалось успешно обратить население Руси, и потребовалось еще двадцать лет, прежде чем произошли существенные изменения в религиозных практиках.
Истории об этих первых византийских миссиях на Русь в 860-х годах сильно различаются, и нет никаких официальных записей, подтверждающих утверждения византийских патриархов. Любому местному населению в небольших деревнях, принявшему христианские обычаи, пришлось бы бороться со страхом перед переменами со стороны соседей.
Владимир I и его приход к власти
Крупнейшим деятелем христианизации русского мира традиционно считается Владимир I. Родился в 9 г.58, младший из трех сыновей, русскому царю Святославу. Он стал новгородским князем около 969 года, а его старший брат Ярополк стал назначенным наследником престола в Киеве. Святослав умер в 972 году, оставив после себя хрупкую политическую сцену среди трех своих сыновей. Владимир был вынужден бежать в Скандинавию в 976 году после того, как Ярополк убил их брата Олега и насильственно захватил Русь.
Владимир I. Христианское изображение Владимира I, который был первым правителем Руси, официально принесшим христианство в регион.
Владимир бежал к своему родственнику Хокону Сигурдссону, правившему в то время Норвегией. Вместе они собрали армию с намерением восстановить контроль над Русью и сделать Владимира правителем. В 978 году Владимир вернулся в Киевскую Русь и успешно отвоевал территорию. Он также убил своего брата Ярополка в Киеве во имя измены и, в свою очередь, стал правителем всей Киевской Руси.
Константинополь и обращение
Следующее десятилетие Владимир провел, расширяя свои владения, укрепляя свою военную мощь и укрепляя границы для защиты от внешних вторжений. Он также оставался практикующим язычником в эти первые годы своего правления. Он продолжал строить святилища языческим богам, путешествовал с многочисленными женами и наложницами и, скорее всего, продолжал пропагандировать поклонение богу-громовержцу Перуну. Тем не менее, Первая летопись (один из немногих письменных документов об этом времени) сообщает, что в 987 году Владимир решил направить послов для исследования различных религий, соседствующих с Киевской Русью.
Согласно немногочисленным документам того времени, послы, вернувшиеся из Константинополя, сообщали, что празднества и присутствие Бога в христианской православной вере были прекраснее всего, что они когда-либо видели, убеждая Владимира в его будущей религии.
Другая версия событий утверждает, что Василию II Византийскому был нужен военный и политический союзник перед лицом местного восстания под Константинополем. В этой версии истории Владимир потребовал царского брака в обмен на свою военную помощь. Он также объявил, что христианизирует Киевскую Русь, если ему предложат желаемый брачный союз. По обеим версиям событий Владимир претендовал на руку Анны, сестры правящего византийского императора Василия II. Чтобы жениться на ней, он был крещен в православной вере с именем Василий, дань уважения своему будущему шурину.
Десятинная церковь XVII века. Первоначальная каменная Десятинная церковь рухнула в результате пожара и разграбления в 12 веке. Однако две более поздние версии были возведены и разрушены в 17 и 19 веках.
Он вернулся в Киев со своей невестой в 988 году и приступил к разрушению всех языческих храмов и памятников. Он также построил первую каменную церковь в Киеве, названную Десятинной церковью, начиная с 989 года. Эти шаги подтвердили глубокий политический союз между Византийской империей и Русью на долгие годы вперед.
Крещение Киева
Вернувшись в 988 г., Владимир крестил двенадцать сыновей и многих бояр в официальном признании новой веры. Он также разослал послание всем киевлянам, богатым и бедным, явиться на следующий день к реке Днепр. На следующий день явившихся киевлян крестили в реке под молитву православных священников. Это событие стало называться Крещением Киева.
Памятник Святому Владимиру в Киеве. Эта статуя находится недалеко от места первоначального Крещения Киева.
Языческие восстания продолжались по всей Киевской Руси еще как минимум столетие. Многие местные жители яростно отвергли новую религию, и особенно жестокое восстание произошло в Новгороде в 1071 году. Однако Владимир стал символом русской православной религии, и когда он умер в 1015 году, части его тела были разосланы по стране в качестве святых мощей. .
Источники
Ольга и Владимир, первые христианские правители России
Ольга и Владимир, первые христианские правители России
Ольга (или Хельга), родившаяся около 890 г., была женой князя Игоря
России, а после его смерти в 945 г. она была регентом их сына. Она
по светским стандартам, по-видимому, правил хорошо. В 957 году она посетила
Константинополь и то ли тогда, то ли раньше стал христианином. Она сделала
не удалось обратить ее сына или значительное число их
земляки. Она умерла в 969 году, вероятно, 11 июля.
Владимир, правнук Рюрика (традиционный основатель русской
государства), внук Ольги и младший из трех сыновей Святослава
Киев, родился в 956 г. и стал князем Новгородским в 970 г. В 972 г. его
отец умер, и трое сыновей боролись за корону. Ярополк убит
Олед и Владимир бежали к своим сородичам-викингам в Скандинавию. В 980 году он
вернулся с поддержкой викингов, убил Ярополка и занял престол. Он
расширил свою империю серией завоеваний. В 988 году он предложил
военный союз с византийским императором Василием II и брак с
сестра императора Анна. Взамен он согласился превратиться в
Христианство. Договор был заключен, Владимир крестился, и когда
император отменил брак, Владимир вторгся в Крым.
брак должным образом состоялся, и союз процветал.
Владимир серьезно относился к своей христианской приверженности, и под его правлением
Христианизация Руси шла быстрыми темпами. Он отложил свою бывшую
собрание языческих жен и любовниц, уничтоженных идолов и языческих
храмы, строили церкви и монастыри и школы, привезенные в греческом
миссионеров для просвещения своего народа, упразднены или сильно ограничены
смертной казни и щедро раздавал милостыню бедным. В преобразовании его
людей, однако он был готов прибегнуть к военным методам (все его
жизнь, которую он выжил, сражаясь), и некоторые из его бывших языческих жен и
их сыновья подняли против него вооруженный мятеж, в ходе которого
он был убит под Киевом 15 июля 1015 года. Он и его бабушка Ольга
почитаются как основоположники русского христианства.
МОЛИТВА (традиционный язык):
Боже, позвавший рабы Твоих Ольгу и внука ее
Владимира на земной престол, чтобы они могли продвинуть твой
Царство Небесное, и дал им ревность о Церкви Твоей и
любовь к народу твоему: Милостиво даруй, чтобы мы, поминающие
они в этот день могут быть плодотворны в добрых делах и достичь
славный венец святых твоих; через Иисуса Христа, Господа нашего,
живущий и царствующий с Тобою и со Святым Духом, едино
Боже, во веки веков.
МОЛИТВА (современный язык):
Боже, призвавший рабов Твоих Ольгу и внука ее Владимира
На земной престол, чтобы они могли возвысить твое небесное
Царство, и дал им ревность о Твоей Церкви и любовь к Твоей
люди: Милостиво даруй, чтобы мы, поминающие их в этот день,
может быть плодотворным в добрых делах и достичь славного
венец твоих святых; через Иисуса Христа, Господа нашего, живущего
и царствует с Тобою и со Святым Духом, один Бог, во веки веков
Когда-либо.