Национальность ильи муромца: Кем был по национальности Илья Муромец
Содержание
Кем был по национальности Илья Муромец
18 августа 2019
Кириллица
У многих народов есть сказания о легендарных воинах, которые храбро сражаются с полчищами врагов и мифическими созданиями. Но русские былины отличаются тем, что большинство богатырей, о которых ведется повествование, являются людьми приезжими или даже чужестранцами. В стольный град Киев они обычно прибывают на своих боевых конях из разных сел и городов. По этой причине среди исследователей древнерусского фольклора не утихают споры об этническом происхождении многих героев.
Фото: КириллицаКириллица
Святогор – печенег
Видео дня
Самым древним и могучим среди древнерусского былинного пантеона, несомненно, является Святогор. Он символизирует языческую силу природы, оказавшуюся невостребованной, ненужной и даже излишней в христианскую эпоху. Известный исследователь тайн древнего мира, писатель Александр Иванович Белов в книге «Русь арийская. Наследие предков. Забытые боги славян» отметил, что былинный богатырь соединяет в себе черты человека и мифического создания. Он живет на территории Святых гор, потому что сама земля не может его выдержать. А. И. Белов указывает на очевидную ассоциацию, возникающую между именем этого могучего героя и небезызвестным Змеем Горынычем. Поскольку в сознании жителей Древней Руси былинный аналог дракона являлся отражением войска печенегов, часто совершавших свои грабительские набеги, то и Святогора писатель связывает именно с этим народом. Многие исследователи считают, что прообразом Святых гор являлись вершины Кавказа. Хотя Алтай и Тянь-Шань тоже претендуют на это звание. И все же они расположены слишком далеко от древнерусских княжеств. Тюркоязычные кочевники, известные как печенеги, населяли юг современной России (в том числе и Северный Кавказ) в IX-X веках, затем их вытеснили половцы. Святогор мог олицетворять собой когда-то могучий народ, навсегда покинувший свои прежние земли. Вероятно, поэтому данный богатырь изображается в былинах как пережиток прошлой эпохи.
Илья Муромец или булгарин
Былинный богатырь – это образец мужества. Он невероятно силен, проницателен и великодушен. Таким предстает перед слушателями народных сказаний Илья Иванович Муромец – уроженец села Карачарово. Как известно, русские ассимилировали многие малочисленные народы, жившие с ними по соседству. Не избежало этой участи и финно-угорское племя, которое называлось «мурома». Именно эти люди основали город Муром. Авторы учебного пособия «Мурома VII-XI вв.» Валерий Васильевич Гришаков и Юрий Анатольевич Зеленеев утверждают, что данный народ проживал в низовьях Оки, занимаясь преимущественно земледелием и охотой. В XII веке мурома уже полностью утратили национальную идентичность. «Это не означает, что данный народ исчез бесследно. Он оказал свое влияние на этногенез и мордвы, и русских, и мари, и волжских болгар, внес определенные элементы в материальную и духовную культуру этих народов», – считают авторы учебного пособия. Однако есть версия, что Илья Муромец, хоть и происходил из земель, населенных преимущественно финно-угорским народом, но сам был волжским булгарином. Дело в том, что название села Карачарово имеет очевидное тюркское происхождение. Оно может значить: «кара джар» (черный яр) – крутой берег реки или утес, почва которого имеет черный цвет. Действительно, село расположено на высоком холме. С другой стороны, слово «кара» переводится с тюркских языков еще и как глагол «смотри, наблюдай». Поэтому, по другой версии, топоним «Карачарово» означает «дозорный пункт, наблюдательный пост». Известно, что в былинном Х веке мурома, волжские булгары и русичи часто воевали друг с другом, время от времени вступая в стратегические союзы. Карачарово могло быть основано в те времена для наблюдения за ближайшими окрестностями. Большинство этнографов считают, что волжские булгары – это тюркоязычный народ, представители которого являются предками современных казанских татар.
Сухман – половец
Трагически сложилась судьба Сухмана Одихмантьевича, который подобно Илье Муромцу тоже был в Киеве человеком приезжим, кем-то вроде наемного воина при дворе князя Владимира. Интересно, что смертельную рану этот герой получил в битве с несметным полчищем татар, а потом был несправедливо обвинен правителем Киева во лжи. Существуют две версии происхождения Сухмана. Ученый-фольклорист Всеволод Федорович Миллер в книге «Очерки русской народной словесности. Былины» высказал мнение, что отчество богатыря – это искаженный в позднее время вариант произношения. На самом деле, родителем трагического героя был князь Довмонт, правивший в Пскове с 1266 по 1299 годы. Затем один из сказителей назвал Сухмана Дамантиевичем, а второй – Одихмантьевичем. Так и возникла путаница. Согласно этой трактовке, имя «Сухман» произошло от названия пересыхающей реки Сухмень. Академик Борис Александрович Рыбаков не согласился с выводами В.Ф. Миллера. В сочинении «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (Москва, 1963 год издания) известный историк предположил, что былина о Сухмане является в народном сознании отражением русско-половецких отношений. Как известно, представители этого тюркоязычного народа воевали против монголо-татарского войска совместно с русскими воинами. А имя «Сухман» сторонники половецкой теории происхождения богатыря переводят как «Су хан» – князь или правитель воды. Не случайно из его крови, согласно былине, возникла река. Кстати, половцы являются одними из предков современных астраханских татар.
Еруслан Лазаревич из Забулистана
Большой интерес среди исследователей вызывает фигура Еруслана (Руслана) Лазаревича (Залазаровича). Обычно его связывают с легендарным богатырем Рустамом – героем эпической поэмы «Шахнаме», которую на основе народных персидских преданий написал известный поэт Абулькасим Фирдоуси (около 935-1020 гг.). Например, «Мифологический словарь», составленный Елеазаром Моисеевичем Мелетинским, указывает на возможность заимствования русскими персидско-таджикских мифологических сюжетов через посредничество тюркоязычных народов, живших по соседству. Известно, что воин Рустам за свою силу и благородство получил прозвище «Арслан», что означает «лев». А Русланом его стали называть половцы и волжские булгары, заинтересовавшиеся легендами о герое. Просто его прозвище звучало похоже на имя, распространенное среди тюркоязычных народов. От своих соседей эти предания услышали русские, внеся в них отражение собственных представлений. Так воин Рустам стал богатырем Ерусланом. Между персидской легендой и русской сказкой много совпадений. К примеру, отца героя поэмы «Шахнаме» звали Заль-зар. Это имя трансформировалось в сознании народных сказителей сначала в Залазара, а затем и в Лазаря. Боевого скакуна Рустама кличут Рахш, что значит «молния». Примечательно, что Еруслан в одной из сказок обретает богатырского коня Араша. Совпадает и мотив поединка героя с собственным сыном, которого он узнает по кольцу (браслету), когда-то подаренному жене. Согласно поэме А. Фирдоуси, Рустам родился в Забулистане, который расположен между Ираном и Афганистаном. Хотя представители многих народов Закавказья, например, оспаривают персидско-таджикское происхождение воина. Они ссылаются на свои народные предания и легенды. Кстати, совпадение иранских и русских фольклорных произведений может иметь более глубокие корни, обусловленные наличием общих предков – древних ариев.
Ставр Годинович из Алтая
Еще один герой, о происхождении которого ведутся споры, носит имя Ставр Годинович. Из киевского плена его спасла умная и смелая супруга Василиса Микулишна. Она выдала себя за посла из Польши или Золотой Орды (существуют два варианта предания) и преодолела ряд испытаний. Большинство исследователей считают прототипом богатыря реальную историческую личность. Некий Ставр Гордятинич был упомянут в 1118 году в Новгородской летописи. К тому же этот человек оставил свою подпись в виде граффити на стене Софийского собора в Киеве. Надпись была обнаружена в 1960 году во время реставрационных работ, о чем рассказал академик Б.А. Рыбаков в интервью (газета «Красная звезда» от 11 марта 2000 года). Вообще, имя Ставр могло произойти от греческого слова «крест» или от старославянского «сотворенный». Отчество героя распространено среди жителей бывших республик Югославии, имя «Годин» обычно переводят как «годный, ладный». Учитывая постоянную напряженность в отношениях между Новгородом и Киевом, можно предположить, что представитель вольной вечевой республики реально столкнулся с произволом властей «стольного града», и супруге пришлось вызволять его из каземата. Но не все исследователи согласны с новгородской родиной Ставра Годиновича. Например, историк искусства Владимир Васильевич Стасов написал научную работу «Происхождение русских былин», опубликованную в журнале «Вестник Европы» в 1868 году. Автор высказал мнение, что образ этого богатыря был заимствован русскими у алтайцев и сибирских татар, ведь у них есть схожий эпос «Алтаин Саин Суме». Вообще, работа В.В. Стасова проникнута духом борьбы со славянофилами. Во второй половине XIX века многие исследователи заметили явные параллели между фольклорными образами разных народов. Тогда возникла теория заимствования, сторонники которой полагали, что русские лишь художественно преобразовали легенды и предания, услышанные ими от соседей. Славянофилы же, напротив, называли отечественные былины и сказки «отражением духовного богатства души православной». Параллели между Ставром и Алтаином действительно есть. Известный российский этнограф-востоковед немецкого происхождения Василий Васильевич Радлов описал многие алтайские сказания и легенды в своей работе «Сибирские древности: из путевых записок по Сибири. Согласно преданию, Алтаина из плена спасла его находчивая и умелая сестра. Впрочем, в фольклоре многих народов встречаются сюжеты, когда жена, сестра или просто добрая девушка вызволяет из неволи своего возлюбленного или брата. Вспомним хотя бы отважную Герду, которая не побоялась Снежной Королевы. Косвенным подтверждением алтайского происхождения Ставра Годиновича может служить тот факт, что в наиболее распространенной версии былины его супруга без проблем выдала себя за посла Золотой Орды. Она лишь обрезала волосы и переоделась в мужское платье.
Дюк Степанович из Индии
Сказка про хвастливого богача Дюка Степановича, имеющая отчетливые сатирические корни, так называет страну, из которой приехал герой: «Из славного города из Галича, Из Волынь-земли богатые, Да из той Карелы из упрямые, Да из той Сарачины из широкие, Из той Индии богатые». В этом перечислении указано так много географических названий, что поначалу сложно что-то понять. Кроме того, что речь явно идет об иноземце. Доктор филологических наук Борис Николаевич Путилов в книге «Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди» написал: «Ни логически, ни исторически совместить эти противоречия невозможно. Название Галича Волынского могло появиться только после того, как Галич, по мере падения Киева в своем значении в XII-XIII веках, стал возвышаться. Но вместе с тем, однако, Волынь-земля с Галичем называются в одной плоскости с иноземной Карелой, Сарачиной и Индией». Кое-что становится понятным, когда бояре отвечают на вопрос, сколько времени занимает дорога до Индии: «…Да окольной дорогой – на шесть месяцев, Да прямой-то дорогой – на три месяца…» Также известно, что эта Индия невероятно богата. И золота, и серебра, и драгоценных каменьев там меряно-немеряно. Исследователи считают, что вариантов два: либо речь идет о Византии, покорившей убранством храмов послов князя Владимира, либо в сказке описаны сокровища столицы Золотой Орды. А Индия здесь – просто символ далекой страны. Указание на Галицко-Волынское княжество невольно свидетельствует в пользу Нижнего Поволжья, где располагалась ставка потомков хана Батыя. Вспомним, что Волынским (Хвалынским) русичи называли Каспийское море. Вероятно, позднее сказители поняли упоминание далекой «Волынь-земли», как указание на расположенное поблизости Галицко-Волынское княжество. Впрочем, отдельные исследователи полагают, что Дюк Степанович вполне мог быть новгородцем. Вольная вечевая республика успешно торговала с немцами и скандинавами, и народ там не бедствовал. Примечательно, что имя богатыря достаточно условно. В украинском языке слово «дука» (дук) означает «высокопоставленный богач».
Космополитичность древнерусских былин заслуживает отдельного упоминания. Богатырь может приехать из другой страны, и это никак не делает его чужаком. Если воин сражается на стороне добрых (то есть, своих) сил, то он автоматически становится русским в сознании сказителей и слушателей. Стоит отметить, что в этой статье упомянуты лишь герои киевского былинного цикла, прибывшие по тем или иным причинам к князю Владимиру Красное Солнышко. Среди них местным был практически только один – Добрыня Никитич (предположительно, родственник правителя Киева). Новгородские же сказания и легенды других регионов Древней Руси обычно описывают подвиги местных героев: Садко, Василия Буслаева, Гаврилы Алексича и других.
Другое,Владимир Стасов,Всеволод Миллер,Александр Белов,
Илья Муромец — биография богатыря, образ и характер
История персонажа
Статный молодец на коне и в доспехах – такую картину привычно рисует воображение при упоминании Ильи Муромца. Споры вокруг личности великого русского богатыря не утихают много лет. Существовал ли Илья на самом деле? Откуда берут начало слухи о волшебном исцелении мужчины? И правда ли герой выдергивал деревья с корнем из земли?
История создания
Ежегодно 1 января в православии чествуют память святого Ильи. Мужчина встретил старость в Печерской лавре и погиб от руки жестоких половцев. Исследования останков мученика подтверждают мнение, что богатырь Илья Муромец – не вымышленный персонаж, а реальный человек.
Илия Печерский — предполагаемый прототип Ильи Муромца
Анализ мощей, который ученые провели в 1988 году, указывает на специфические особенности: погибший мужчина страдал редким заболеванием, влияющим на способность передвигаться. На костях и тканях святого замечены следы ранений. Перечисленные факты дают повод утверждать, что Илия Печерский (под таким именем похоронен мужчина) – прообраз могучего героя.
Возможно, преувеличения, которые свойственны сказаниям и легендам, – последствия постоянного пересказа. Или создатели былин добавили метафор в рассказ, чтобы произвести впечатление на слушателей.
Мощи Илии Печерского
Муромец и вправду отличался от современников. Описание героя (подтвержденное учеными) доказывает, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. Нужно упомянуть цитаты Бориса Михайличенко, исследователя мощей:
«…на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была развита мышечная система».
«Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе обнаружены изменения в отделе мозга, называемом «турецкое седло». Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят — «косая сажень в плечах».
Первое письменное упоминание Ильи Муромца относится к 1574 году. Литовский воевода в записке к Остафию Воловичу вскользь упоминает об отважном воине «Ilii Murawlenina » и заточении русского героя в темнице киевского князя.
Существует теория, что рукописные свидетельства о подвигах Муромца были специально уничтожены. Якобы незнатное происхождение героя бросало тень на дружинников-бояр и их потомков.
Биография
Ведутся ожесточенные споры о том, откуда родом Илья Муромец. Первоначальная теория гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области.
Илья Муромец на коне
Исследователи жизнеописания героя придерживаются объяснения, что родина силача – село Карачев, расположенное рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.
Получить достоверную информацию о происхождении мужчины пока не представляется возможным. Исключать вероятность, что Илья Муромец – украинец, не стоит. Кстати, отчество прославленного героя – Иванович:
«А во славном во русском царстве,
А во той ли деревне Карачарове,
У честных у славных родителей, у матери
Был спорожен тут сын Илья Иванович,
А по прозванью был славный Муромец».
Малыш, который родился в семье крестьянина, с детства страдал неизвестным заболеванием. Ребенок не чувствовал нижние конечности и не мог самостоятельно передвигаться. В семье поговаривали, что причиной болезни стало проклятье. Дед Ильи не захотел принимать христианство и разрубил православную икону. За неуважение к святым расплачивался потомок язычника.
Илья Муромец на печи
Подробная биография богатыря прослеживается с 33-летия героя. Илья, страдающий от собственной немощности, лежал на печи. Внезапно в дверь постучали. «Калики перехожие» (они же народные врачеватели) помогли будущему дружиннику встать на ноги. За чудесное спасение Илья дал слово, что защитит русскую землю от врагов и замолит грех деда.
Получив долгожданную свободу, мужчина оставил родную деревню и отправился совершать подвиги. По дороге в Киев Илья столкнулся с первым серьезным противником. Соловей-разбойник терроризировал округу, не позволяя путникам преодолеть Брынский лес.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Схватка завершилась быстро, и мужчина доставил смутьяна к покоям князя Владимира. Владыка Руси был впечатлен подвигом мужчины, но крестьянский наряд вызвал у царствующей особы недовольство. Вместо обещанной за разбойника награды царь кинул к ногам Ильи поношенную шубу. Храбрец не стерпел обиды. За дерзкое поведение Муромца посадили под замок.
Возможно, на этом бы и закончились подвиги мужчины, но на Русь напали половцы. Показав военные таланты, физическую силу и крестьянскую смекалку на поле битвы, Муромец заслужил место в дружине царя.
Оружие Ильи Муромца — булава и меч-кладенец
Чуть больше 10 лет богатырь наводил порядки на территории древней Руси. Мужчина совершил немало подвигов, о которых слагали сказания и песни. Любимое оружие Ильи – тяжелая булава и меч-кладенец, который подарил мужчине богатырь Святогор.
Происходит смена власти, и на престол восходит новый владыка. Князь Игорь, о котором повествует «Слово о полку Игореве», ведет дружину в бой со старым врагом. Но кочевников оказывается слишком много, Илью Муромца тяжело ранят. И тут теории о судьбе героя вновь расходятся:
«… от этих татар да от поганых, окаменел его конь да богатырской, и сделались мощи да святыя да со стара казака Ильи Муромца».
Иными словами, герой погиб во время схватки. Другая былина утверждает, что верный конь выносит хозяина с поля боя. Мужчина приходит в сознание у стен монастыря и вспоминает обещание замолить грех деда. Илья бросает амуницию и принимает постриг. Оставшиеся годы мужчина проводит в Киево-Печерском монастыре, дав обещание не брать в руки оружие.
Образ Ильи Муромца у камня
В «Повести временных лет» упоминается междоусобная война между Рюриком Ростиславовичем и Романом Мстиславовичем. В сражении, кроме русских князей, участвовали наемники-половцы. Разбойники добрались до монастыря и убили священнослужителей. Илья, верный обету, не взял в руки оружие и погиб от удара копья в сердце.
Экранизации
Илья Муромец, остановившийся у камня, – привычный с детства образ. Неудивительно, что о богатыре снято много кинолент и мультфильмов, написано множество картин.
Первым примерить на себя роль могущественного дружинника удалось Борису Андрееву. Фильм «Илья Муромец» вышел в 1956 году. В основу сюжета легли классические былины о богатыре и сцены из сказок Пушкина.
Борис Андреев в роли Ильи Муромца
Советский мультфильм о воине увидел свет в 1975 году. Вторая часть была выпущена на экран через три года. Мультипликационные фильмы повествуют о знаковых событиях в жизни дружинника. Музыкальным оформлением служат композиции из оперы «Илья Муромец».
Илья Муромец в советском мультфильме
В 2007 году студия анимационного кино «Мельница» выпустила мультфильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Полюбившийся малышам и их родителям образ немногословного силача (тому, кто озвучивал героя, не пришлось заучивать много текста) позже появится еще в четырех мультфильмах, посвященных русским богатырям. Голосом Муромца стали Валерий Соловьев и Дмитрий Быковский-Ромашов.
Илья Муромец в российском мультфильме
В фильме «Реальная сказка» (2010 год) былинный персонаж перенесен в современную реальность. Илья занимает должность охранника Кощея Бессмертного и вовсе не похож на истинного героя.
Алексей Дмитриев в роли Ильи Муромца в фильме «Реальная сказка»
Помимо кинофильмов, образ сильного и смелого мужчины нашел отражение в живописи, музыкальных композициях, спектаклях и компьютерных играх.
Интересные факты
- Илья Муромец упоминается в германских эпосах. В сказаниях герой носит имя Илья Русский.
- В зарубежных источниках также упоминаются жена и дети воина, по которым мужчина скучает в дальних походах.
- Исследователи утверждают, что Илья умер в возрасте 45-50 лет.
- По неизвестным причинам останки Илья Муромца (вернее, предполагаемого прототипа) не поддались полному разложению. Верующие считают, что святые мощи богатыря исцеляют болезни позвоночника.
Цитаты
«Я иду служить за веру христианскую, и за землю русскую, да и за стольный Киев град…»
«Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович. А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины».
«У моего света-батюшки была корова прожорливая. Тоже много ела. Да под конец у нее пузо треснуло»
«Бегите, окаянные, по своим местам, да чините везде такову славу: Русь-земля не пуста стоит».
«Ты прости меня, мать, не работник я в поле, не добытчик. Калин-царь заготовил стрелу смертную в сердце Киеву. Не велика мне, молодце, честь сидеть в Карачарове».
Илья Муромец – русский богатырь
« Водяной – Водный Лорд
Магия хвостатых целителей »
Илья Муромец – русский богатырь
Илья Муромец был героем русских былин, или былин, русским богатырем. Фамилия Ильи на самом деле эпитет, который просто означает, что он родом из города Мурома, недалеко от Москвы. Он родился в селе Карачарово, и Муромец использовался для опознания его после того, как он уехал из родного города. Илья родился калекой и был слишком слаб, чтобы даже пошевелиться. В возрасте 33 лет он был чудесным образом исцелён группой мужчин, которые дали ему напиток из мёда. Они сказали Илье, как он должен провести свою жизнь.
Вскоре после излечения Илья отправился в Киев, чтобы предложить свои услуги князю Владимиру Яркому Солнышку и его жене Евпраксии. У него был чудесный конь Сивушко, который скакал, как ветер, и одним прыжком срывал горы.
Подъехав к Чернигову, Илья увидел, что город в осаде. Он перебил всю армию, и черниговцы встретили его как героя и предложили сделать своим царем. Илья отказался и уехал в Киев.
Пришел он к ручью Смородинке, у которого в гнезде на дереве жил Соловей-Разбойник (Соловей-Разбойник или Соловей-Разбойник). Как увидел Соловей-Разбойник богатыря, так и свистнул изо всех сил. Все деревья и трава были повалены, и даже лошадь Ильи споткнулась. Богатырь поймал Соловей-Разбойника, привязал его к стремени своего коня и продолжил свой путь.
Три богатыря. Виктор Васнецов
Илья приехал наконец в Киев и представился Владимиру Яркому Солнышку. Муромец был принят великим богатырем и долгие годы верой и правдой служил своему князю.
Однажды, когда он понял, что его конец близок, он решил в последний раз прокатиться по своей любимой местности. По пути он попал на перекресток с тремя путями: одна дорога вела к верной смерти, вторая – к верной женитьбе, а последняя – к верному богатству. Илья пошел первой дорогой. Вскоре он пришел в огромный дворец, дом разбойников. Илья победил их всех, вернулся к указателю и изменил формулировку, чтобы все знали, что дорога теперь безопасна. Затем он вернулся в Киев, и его последним делом было строительство собора. Как только это было завершено, он умер, и его тело превратилось в камень.
Официальной информации о жизни и смерти этого известного защитника Отечества практически нет. Только из пожелтевших листов летописи Киево-Печерской Лавры мы можем узнать, что былинный Илья Муромец — реальная историческая личность.
И его останки хранятся в пещерах Киево-Печерской Лавры вместе с прахом 69 святых угодников земли русской.
Илья Муромец – русский богатырь
Три богатыря во Владимирской области, Россия
Три богатыря в Самаре, Россия
Три богатыря в Ростове-на-Дону, Россия
Три богатыря в Козельске, Калужская область, Россия
Три богатыря отдыхают в Задонске, Липецкой области, Россия
Камень Ильи Муромца на въезд в Муром со стороны Владимира, Россия
Реконструкция черепа Святого Ильи Муромца
Памятник Илье Муромцу в Екатеринбурге, Россия
Памятник Илье Муромцу во Владивостоке, Россия
Памятник Илье Муромцу в Муроме
Памятник Илье Муромцу в Чернигове, Украина
Илье Муромцу в Киеве
Былины об Илье Муромце в картинках
Три путешествия Ильи Муромца. Художник В. Фокеев
Три путешествия Ильи Муромца. Художник Г. Буреев (Палех)
Святогор и Илья Муромец. Художник В. Фокеев
Илья Муромец. Художник В. Фокеев
Илья Муромец. 1895. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри»
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. Художник В. Фокеев
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. Художник В. Фокеев
Илья Муромец на Соколе. Художник В. Фокеев
Илья Муромец на перекрестке с трехсторонним движением
Илья Муромец и Соловей-Разбойник. Художник В. Фокеев
Илья Муромец и Соловей-Разбойник. Художник В. Фокеев
Илья Муромец и Калин Царь. Художник К. Кукулиев (Палех)
Илья Муромец и Калин Царь. Художник В. Фокеев
Илья Муромец и его родители Андрей Клименко
Икона Илья Муромец
Исцеление Ильи Муромца. Художник В. Фокеев
Первые подвиги Ильи Муромца. Художник В. Фокеев
Первые подвиги Ильи Муромца. Художник В. Фокеев
Первые подвиги Ильи Муромца. Художник В. Фокеев
Первые подвиги Ильи Муромца. Художник В. Фокеев
Драка Ильи Муромца с сыном. Художник В. Фокеев
Битва за Илью Муромца. Художник В. Фокеев
Музыкальные размышления: Глиэр — Симфония № 3 «Илья Муромец»
У большинства стран и народов есть свои народные герои. Многие из них основаны на исторических личностях или представляют собой объединение нескольких исторических фигур. Один из самых известных русских народных героев – Илья Муромец. Как и в Англии и Европе, в России был период времени, когда это было феодальное общество, в том числе храбрый и героический рыцарь, сражавшийся с захватчиком. Этих богатырей называли богатырями, а Илья Муромец был одним из величайших. Глиэр использовал эту народную сказку о России как источник вдохновения для своей симфонии.
Рейнгольд Глиэр родился в 1875 году в Киеве. Учился игре на скрипке в Киеве, позже занимался композицией и оркестровкой у учеников Римского-Корсакова, Михаила Ипполитова-Иванова и Антона Аренского. Он окончил школу в 1900 году и начал преподавать, а также сочинять. Одним из его частных учеников был Сергей Прокофьев. Его третья симфония была написана в 1911 году, а премьера состоялась в 1912 году. После революции в России Глиер продолжал преподавать и сочинять. Хотя его третья симфония определенно была современным произведением 1911, его стиль оставался более традиционным, чем авангардным, поэтому он избегал обвинений в формализме (определение которого было: Музыка, которая не нравилась Сталину), угрожавших Шостаковичу, Прокофьеву и другим композиторам советской эпохи. Он преподавал в Московской консерватории до 1941 года, занимался этомузыковедением для создания азербайджанской культурной оперы и продолжал писать кантаты и оперы. Он больше не писал симфоний после номера три.
Глиэр явно выжил. Он не создавал никаких волн, оставался в рамках официально утвержденных музыкальных рамок. Он стал живым классиком, и над ним высмеивались некоторые из более современных композиторов России. Но в своей Третьей симфонии он создал массивную, многочастную тональную поэму, которая является одним из самых обширных музыкальных произведений, когда-либо сочиненных. Он использовал огромный оркестр, по 4 деревянных духовых, 4 трубы, 8 валторн и разнообразные перкуссии. Его темы обширны, их развитие тем более. Третья симфония — это не музыкальное произведение, с которым можно торопиться. Она должна разворачиваться как великая книга рассказов, и это сборник рассказов, написанный музыкой. Сам Глиер отметил партитуру соответствующими событиями того, что изображает музыка. Симфония находится в 4 картинах:
Картины I — Странствующие паломники; Муромец и Свыгатор
Первая часть состоит из двух частей. Первый раздел начинается с медленной, зловещей музыки, изображающей Илью, калеку и неспособного ходить с рождения. Появляются странствующие паломники, обладающие даром врачевания. Илье говорят встать и идти, выйти и творить великие дела, ибо он уже не калека. Музыка движется очень медленно в этом разделе, пока Илья идет своим ходом.
Вторая часть посвящена встрече Ильи с великим богатырем Свигатором, рыцарем настолько большим, что его шлем раздвигает облака, когда он едет на своем гигантском коне. Сначала Илья бросает ему вызов, но после совместного разговора они быстро становятся друзьями, и Свигатор дает Илье много советов и мудрости. Музыка изображает дикие приключения, пока они не натыкаются на огромный каменный гроб. Свигатор ложится в гроб и, пока он в последний раз дышит на Илью и отдает ему всю свою силу и мудрость, на гроб надевается крышка, и он умирает. Смерть Свыгатора звучит в медленном спуске в самую глубину оркестра. Полнотоновая шкала используется для увеличения ужаса и загадочности эпизода. Затем Илья уезжает на своей лошади в Киев.
Картины II — Илья и Соловей-разбойник
Илья собирается поймать страшного монстра Соловья, который прячется под укрытием могучих дубов в грозном лесу. Соловей убивает смертных, которые осмеливаются войти в его лес, издавая громкий пронзительный звук, который убивает их. Струны оркестра играют у подставки своих инструментов (sul ponticello), создавая стеклянный, нереальный звук, символизирующий вход Ильи в опасный лес. Соловей слышит приближение Ильи и, когда тот оказывается рядом, дает волю своему пронзительному свисту, но безрезультатно. Оркестровое изображение свистка Соловья — одна из самых творческих оркестровок , которые Глиер использует в симфонии, известной своей творческой оркестровкой. Теперь Соловей пытается заманить Илью, выпуская на волю трех своих сладострастных дочерей, которые не только красивы, но и используют золото, серебро и жемчуг, чтобы попытаться заманить его в ловушку. Глиэр начинает медленно разворачивать вагнеровскую чувственность, изображая трех дочерей. Музыка нарастает до тех пор, пока Илья не сопротивляется их заклинанию, пуская стрелу в глаз Соловья. Пронзительный свист раздается еще раз, но все еще не действует на Илью, когда он привязывает Соловья к своей лошади и едет в Киев ко двору князя Владимира Солнечного. Неземной звук струн снова слышен, когда Илья выезжает из леса т. р.
Картины III — Двор Владимира Могучего Солнца
Настроение меняется при дворе князя Владимира Солнечного, популярного правителя Киева. Устраивается праздник для бояр (дворян) и богатырей его царства, с пляшущими девами, музыкантами, лучшими в еде и питье. Появляется Илья с Соловьем, все еще привязанным к своей лошади. Он отпускает Соловья со своим ужасным свистом, и все гости праздника в страхе падают на колени. Илья берет шпагу и тут же обезглавливает Соловья, тем самым показывая князю Владимиру и остальным, что он достоин быть богатырем. Князь Владимир принимает его таким, и праздник продолжается. Музыка отражает сюжетную линию и рисует для нее яркую картину, самую короткую часть симфонии, которую можно считать скерцо если по названию, то по назначению, если не по форме. Это движение ослабляет напряжение прошлых движений и подготавливает слушателя к тому, что грядет.
Картины IV — Подвиги и окаменение Ильи
Это движение состоит из двух частей, первая часть изображает в музыке сражения Ильи и других богатырей против захватчиков всех мастей, реальных и вымышленных. Эпохи русской истории, изображенные в этой музыке, были временем принятия христианства князем Владимиром с его крещением и последовавшими за этим битвами с язычниками, пытающимися вернуть страну к язычеству. Глиер сочиняет одни из самых диких фуг, когда-либо написанных для оркестра, чтобы представить битвы. Оркестровка ощетинивается звуком и волнением, когда Илья и Богатыри побеждают каждого врага, который бросает им вызов.
Второй раздел движения изображает окончательный разгром Богатырей и Ильи. Одержав победу в стольких битвах, Богатыри смотрят в небо и спрашивают, есть ли вообще небесное войско, способное победить их. Странствующие паломники первой части, исцелившие Илью, на самом деле сами небесные существа, наблюдавшие за происходящим. Богатыри зашли слишком далеко в своей спеси, и небесное войско спускается на землю и побеждает Богатырей. Пока небесная армия побеждает остальных, Илья пытается сбежать, но на бегу превращается в камень. Оркестр достигает сокрушительной кульминации, поистине грандиозного грохота в тот момент, когда Илья превращается в камень. После этого музыка становится медленной и размышляет обо всем, что произошло. Напев, который во многих обличьях звучал на протяжении всей симфонии, звучит еще раз, на этот раз в приглушенных тонах. Музыка достигает незначительной кульминации, затем медленно испаряется.
Мое первое знакомство с этой симфонией произошло в начале 1970-х годов на двух длинных пластинках старой советской российской звукозаписывающей компании «Мелодия», распространяемых Columbia Records. Я был поражен, буквально измотал запись несколькими прослушиваниями. Это была запись, в которой были вырезаны партитуры и несколько дополнений к партитуре от дирижера Натана Рахлина. Это была ошеломляющая запись, несмотря на сокращения и дополнения, с первоклассным для того времени звуком. Теперь есть еще несколько записей произведения, моей любимой является та, что в сопроводительном видео BBC Philharmonic и дирижера Эдварда Даунса.
Густав Малер, великий дирижер и композитор, считал, что симфония должна быть целым миром сама по себе.