Национальные черты русских: Недопустимое название — Русский эксперт
Содержание
Национальный характер. Нравы, обычаи, быт.
Стереотипы поведения русских, конечно, зависят от того, к какому поколению кто принадлежит. Молодое поколение и менеджеры, получившие лучшее образование в Западной Европе, ведут себя по-другому, нежели поколение их отцов. Однако некоторые стереотипы переносятся из поколения на поколение и их можно считать „русскими архетипами“.
Как я стал русским (трайлер сериала)
Важнейший фактор, до сих пор определяющий поведение русского человека (и его отношение к жилью, одежде, питанию, чистоте, порядку, собственности), это длительное проживание в тоталитарном государстве.
В том числе на психику населения очень сильно воздействовал как постперестроечный кризис, так и „шоковая терапия“ преобразований в обществе 90 гг.
Правила повседневной жизни меняются часто и быстро, причем никто не знает, по каким законам и никто никому ничего не объясняет. В России не хватает уверенности, не на что положиться.
Анекдот из времен после распада СССР
Государство приходит к народу и говорит: „У меня для тебя две новости: хорошая и плохая. С какой начать?“ – „С хорошей.“ – „Ты свободен!“ – „А теперь плохую.“ – ”Ты свободен… “
Национальный характер
Основные стереотипы о чертах русского национального характера
- „загадочность русской души“ — менталитет русского народа – это загадочная тайна, которую невозможно разгадать
- „народность“ – патриотизм, служение отечеству, любовь к родине, верность традициям
- „надежда на светлое будущее“ – поиски правды, справедливости, свободы, надежда на идеальное государство, ожидание „справедливого правителя“
- „мессианизм“ – Россия как пример другим народам, готова пожертвовать собой ради других („Других спасают, себя губят.“)
- „фатализм“ – смирение с тем, что многое произойдет независимо от воли и желания человека, вера в то, что ничего случайного не бывает в жизни. Эта черта характера русских ведет иногда к пассивному поведению, привычке полагаться не на себя, а на Божью волю, „доброго дядю“ (поговорки: „Поживем – увидим“, „Мы привыкли…“; „ничего“ – самая частая реакция на неудачу)
- „сентиментальность“, „открытость эмоций“, „пафос“ (фразеологизмы: „излить душу“ „душа нараспашку“ „поговорить по душам“)
- „поляризация“ – деление всего многообразия мира на добро и зло, правду и кривду, „своих“ и „чужих“
- „максимализм“, „фанатизм“, „экстремизм“
- установка на соблюдение обрядов, традиций, обычаев
Противоположности русского национального характера
Сами русские считают, что русский характер состоит из крайностей и противоположностей. Руководящий лозунг русского человека: „Или все, или ничего.“ По мнению русских и иностранных наблюдателей, Россия — „страна систематичесих парадоксов“.
Друг другу противоречат:
- доверчивость, надежда на истинного правителя — и мечты о свободе
- щедрость, гостеприимность, открытость в частной жизни — и формализм, строгость, неулыбчивость в официальном общении
- большая культура (литература, музыка, театр), развитие науки, способность достичь лучших результатов (совершенства) во многих областях, наличие современных технологий — и незаконченность, неспособность видеть последствия своих поступков заранее и планировать их, половинчатость, неумение и нежелание доводить до конца начатое дело – все решается на ходу, большинство учреждений работает на грани своих возможностей (почта, городcкой транспорт) (из этого вытекающие положительные черты характера — „находчивость“, „приспособляемость“, „умение создавать что-то из ничего“).
- страх перед начальством — и упорное несоблюдение предписанных и установленных правил
Мнение иностранцев о русских
Русские — это очень гордый, самоуверенный народ. Но с другой стороны русские обманывают, притворяются, скрываются перед проблемами (Когда немецкие войска вошли в Киев, Сталин утверждал, что ни один немецкий солдат не перешагнул русские границы.). Будучи изобличены во лжи, они лишь пожмут плечами.
Проблема бюрократии – любое дело оформляется очень долго и сложно, правила часто меняются, желающего бесконечно посылают из одного окошка в другое.
Социальное поведение
Русский коллективизм
Русские плохо выносят одиночество, это общительный народ.
Они могут заговорить даже с незнакомыми людьми (общение в поезде), любят часто общаться по телефону (в городах пока не введен повременной принцип оплаты телефонных разговоров, и народ „висит на телефоне“).
В жизни русских до сих пор важны отношения с соседями — соседские связи играют почти семейную роль.
Русским свойственны такие черты характера, как сострадательность, сердечность, жалостливость (глухота к несчастью другого человека русским несвойственна).
С другой стороны многие из них приняли такой образ жизни: жить как все, не высовываться.
К коллективизму можно отнести любовь к массовым праздникам, к компаниям, традицию гостеприимства. В деревне есть привычка встречаться с соседями в одной избе — „посиделки“. Русские ценят принцип „соборности“ – внутреннего единения людей на основе общности духа.
„Ruský kolektivismus se v Rusku projevuje sklony k masovosti, Občané se tlačí, vytvářejí fronty a z těch front se vyčleňují přirození vůdci, kteří buď organizují dav nebo sepisují pořadníky. To bývá na úřadech. Kdyby tam nebyla fronta, určitě by lidé odešli, že mají zavřeno. Fronta bývá jedna ústřední, pořadníků více.“
Elizabeth Roberts: Xenofobův národnostní průvodce: Rusové
Однако в последнее время для русских характерна и тяга к индивидуализации (с падением СССР каждый россиянин окончательно оказался предоставленным самому себе).
Общественная роль
Русские более выразительно вступают в свою общественную роль, соблюдают правила формального поведения, стараются всегда сохранить „доброе имя“, для них характерна постоянная оглядка на то, „что скажут или подумают о нас другие люди“.
Наблюдается огромная разница поведения человека в общественной (профессиональной) сфере и в частной жизни.
Характерна „сервильная психология“ по отношению к начальству (один и тот же человек может проявить пренебрежение к зависимому от него человеку и через минуту стать рабским, угодливым перед лицом начальника), популярна пословица: „Ты начальник – я дурак. Я начальник – ты дурак“. В обществе не сегда работают демократические принципы по отношению к срокам занятия некоторых должностей (ректора университета, например). Если уже человек занял высокую должность, то он,как правило, на нее прочно «сидит».
Важнейшие ценности
Русские высоко ценят: храбрость, силу, хорошее общественное положение, „доброе имя“, репутацию в глазах друзей и соседей, сентиментальные и эмоциональные поступки.
Особенно русские очень почитают умных людей. Умность, это в глазах русских не рациональные способности, а скорее духовность, деликатность, общественная ответственность, высокие моральные качества.
Издавна принято измерять уровень культуры количеством прочитанных книг.
Как это ни странно, показателем глупости иногда считают улыбку (народная пословица: „Смех без причины – признак дурачины.“).
Деньги не считаются особенно большой ценностью, русские люди убеждены, что богатство нельзя нажить честным трудом.
Отношение русских к…
…иностранцам
Еще в 19 веке в России, по всей вероятности, отсутствовала ксенофобия. Россияне были готовы быстро смириться с присутствием иностранцев. К тем, кто приходил без злого умысла, они относились по-дружески, но к тем, кто приходил со злым умыслом, — жестоко.
В советскую эпоху для приезжих иностранцев были предназначены другие (лучшие) рестораны, гостиницы, им уступали первые места в очередях, но не впускали их в запретные зоны.
В настоящее время все зависит от национальности иностранца. Чехов русские любят, также им близки сербы. А вот с поляками, украинцами, немцами у них уже немного более сложные отношения.
В некоторых музеях введены двойные цены для иностранцев (в Эрмитаже билет для них в 3 раза дороже, чем для русского).
…нищим
Нищих в России жалеют, дают им деньги.
…детям
Детей русские, конечно, очень любят и готовы отдать последние средства на их образование и улучшение их будущего.
… родителям
Русские очень почитают своих предков и старых родителей и окружают их заботой. В семьях, как правило, чаще чем у нас живет вместе несколько поколений. Поместить стариков в дом для престарелых считается грехом.
…власти
Для русского архетипа характерен страх перед государством.
Государство практически постоянно вмешивалось в жизнь своих подданных (насилием, идеологией) – русский человек редко мог сосредоточиться на своей частной жизни.
Воплощение злой власти, которая давит на народ и цинично его обирает, для русского человека – это чиновничество, страшная и непреодолимая сила.
Образовался „православный тип человека“, который терпелив, пассивен, консервативен, иногда даже равнодушен, способен выживать в самых невероятных условиях, погружен в прошлое и поглощен вечным поиском идеалов, воздержан от произвола вмешательства во что-либо.
С этим связана неспособность русских принять на себя личную ответственность („Моя хата с краю, ничего не знаю.“)
Парадокс отношения к власти: с одной стороны, русский человек генетически приучен не ждать от власти добра, помощи, поддержки; в то же время, надеется на чудо, на „хорошего царя“, реформатора – избавителя (иллюзии, эйфория постоянно сменяются разочарованием, осуждением власти).
В истории России повторяется обожествление власти, харизматических лидеров – показатель сакральности сознания русских.
Отношение мужчин и женщин
Мужчины
Мужчины (уже мальчиками) не должны проявлять свою слабость (иногда им в этом помогает грубость). Они не так часто делают женщинам комплименты, как им бы хотелось. Когда им женщина нравится, они ей об этом скажут прямо, проявляют свою любовь подарками, внимательностью. (Значит — женщинам не так трудно узнать – любит или не любит?)
„Mladý muž univerzál — nosí černé džíny, černou koženou bundu, černou koženou čepici s nápletem. Tváří se nepřístupně (žvýkačka narozdíl od cigarety není podmínkou), mluví úsečně záměrně hlubokým hlasem. Mladíci se shlukují kolem stánků u výstupu z metra, usrkávají z lahve pivo domácí výroby, kouří, pojídají buráky, plivou (i slupky slunečnicových semínek) a dokáží kolem sebe udělat slušný svinčík.“
D.Šťáhlavský: Rusko mezi řádky
Русская женщина
Русская женщина любит чувствовать себя слабым полом. Она способна последние свои деньги отдать на одежду и косметику. Раньше женщины должны были работать в мужских профессиях, они привыкли обо всем заботиться, сразу становились взрослыми.
„Ruská žena je často buď puťka, která se bojí překročit stín svého muže, nechá se bít manželem, tyranizovat synem a vydírat tchýní, nebo je to emancipovaná energetická bytost s věčně doutnající cigaretou na rtech a stejně razantním stylem za volantem i bez něj.
D.Šťáhlavský: Rusko mezi řádky
Признаком дурного тона поведения в обществе считается…
- сморкаться
- пользоваться зубочисткой
- иметь грязные ботинки
- прийти в гости без подарка
- демонстрировать свое плохое настроение
- говорить „замысловатые обороты“ (русских также раздражает „пустая болтовня“ пространственное рассуждение о том, что можно выразить в двух словах)
- „бросаться словами“ (русские воспринимают сказанное слишком серьезно и буквально; нельзя шутить просто так).
- Русским непонятна европейская манера „не замечать“ что-то неприятное, что не соответствует нормам поведения. Они будут активно вмешиваться, комментировать, исправлять ситуацию. (Если например в очереди кто-то не спешит, задерживает других, его поведение может вызвать шумное негодование и даже скандал.)
- Выясняя отношения с русскими, рекомендуется быть более осторожными в словах и интонации – русский часто как бы интуитивно домысливает ситуацию и предпочитает действовать (иногда дело доходит даже до грубых телесных реакций, драки).
- Разговоры о деньгах русским неудобны, не принято также говорить о интимных отношениях, высмеивать национальные черты и достоинства русских.
- Лучше не задавать собеседнику вопросы о месте рождения. В связи со сложной историей России (в том числе принудительной миграцией населения) могут быть затронуты очень сложные вещи.
- Русские ценят разговор „по душам“ – это долгая, неспешная, откровенная беседа с хорошим знакомым, с близким другом. Предпочитаются „высокие темы“ – например о смысле жизни, будущем России, политике, литературе, театре, кино. Можно беседовать и о семейных делах.
Жесты
- щелкать по горлу указательным или средним пальцем: означает „выпить водки“ или „он пьяный“
- постучать указательным пальцем по виску: „не совсем умный человек“
- положить руки на сердце: подчеркивать свою искренность в разговоре
- большой палец просунуть между средним и указательным при сжатом кулаке: фига (кукиш с маслом), вульгарный жест выражающий категорическое отрицание
- счет ведут русские так, что сгибают пальцы, постепенно собирая их в кулак, начиная с мизинца
Быт
Быт — жизненный уклад, повседневная жизнь, материальное и культурное развитие общества.
В России сильна духовная ориентация на Восток, т. е. сосредоточение на духовной жизни (служение высшей цели). Русские всегда упрекали Запад в чрезвычайно потребительски ориентированном бытии (деньги, вещи, личные успехи).
Поэтому часто наблюдается равнодушие русских к деньгам и вообще к материальной стороне жизни, недостаток заботы о жизненном комфорте; наоборот, они придают значение таким ценностям, как образованию, литературе и культуре, уважению в обществе.
Непредсказуемость и суровость русской природы и климата и многие исторические катаклизмы затруднили выработку европейского прагматизма, способности организовать время и экономить пространство.
„Bolševismus naučil lidi skromnosti, nenáročnosti, ale také rozmařilosti a plýtvání. Naučil je žít s pocitem, že to dnes může být naposledy.“
D. Šťáhlavský: Rusko mezi řádky
Жилье
В последнее время во многих крупных городах России появилось огромное количество улучшенного жилья, благоустроенных квартир, но, все равно, новое жилье могут себе позволить лишь очень обеспеченные люди. Для россиян представляет „квартирный вопрос“ по-прежнему огромную проблему. До сих пор есть семьи, где в одной квартире совместно проживают несколько поколений.
Большинство жилых домов в России – огромные, многоэтажные, многоподъездные. Для них типичны окна, защищенные решетками, тяжелые бронированные двери в подъездах и квартирах, грязь в подъездах, на лестнице и в лифте.
Люди не научились заботится о доме и его окрестностях как о своем собственном.
В отличие от других народностей, у русских не принято показывать гостям свой дом, свою квартиру.
Мода состоятельных людей – строить загородные комфортабельные дома, особняки, т. наз. „коттеджи“.
В советское время (особенно сталинское) многим людям пришлось жить в коммунальных квартирах, то есть в квартирах, представляющих государственную собственность, в которой живут несколько семей (не связанных семейными отношениями людей, принадлежащих к разным социальным слоям). Жизнь в коммунальных квартирах фактически искалечила психическое здоровье и межчеловеческие отношения одного поколения русских.
Виртуальный музей коммунальной квартиры
Чистота — беспорядок
Повсюду в России много неубранных мест, заброшенных пустырей. Странный запах России складывается из бензина, гречки и водки. Однако русские тщательно моют руки, чистят ботинки, пользуются духами.
В туалетах можно встретить надпись „Большая просьба! Не бросайте бумагу в туалет!“.
У некоторых туалетов отсутствует дверь или верхняя часть стен. В ресторанах они часто не различаются на мужские и женские.
Пьянство
У русских наблюдается весьма легкомысленное отношение к своему здоровью, в том числе пристрастие к алкоголю.
Русские обычно хорошо переносят спиртное, могут выпить много водки и остаться „в разуме“, но они быстро попадают в зависимость от алкоголя.
Причины алкоголизма – суровый климат, трудные жизненные условия (веками искал русский в рюмке забвение проблем).
Власти России продолжают боротъся с алкоголизмом. С 2014 г. пить спиртные напитки в общественных местах запрещено. Питъ можно дома, в кафе или в ресторане.
Уже в 2013 г. был введен полный запрет курения во всех закрытых общественных местах. Можно курить на верандах или на улице. Подробнее: http://ria.ru/society/20140601/1010172090.html
Таблица: Потребление алкоголя на душу населения
Таблица: Потребление алкоголя в России и смертность
Видео: Алкоголизм на работе
Обряды
Баня
Баня известна на Руси с 10 века. В деревне это отдельная бревенчатая избушка рядом с домом. Она состоит из предбанника и парилки. В парилке – печь-камейка. Когда ее топят, камни раскаляются. Для того, чтобы баня наполнилась жарким паром, камни поливают горячей водой. В бане похлопывают себя березовым или дубовым веником.
Роль бани в жизни русского человека, ее функции: очищение тела, укрепление физического здоровья, лечение насморка, простуды, ломоты, сброс лишнего веса, профилактика, наслаждение, отдых. (Баня „проясняет мозги, сушит слезы“. )
Общественная функция бани — знакомство, зарождение дружбы, место для переговоров и налаживания торговых связей
- банный день: суббота
- вышедшему из бани говорят: С легким паром!
Семейные обряды
Свадьба
Традиционная русская свадьба продолжалась несколько дней и ей предшествовало сватовство и венчание. Свадьба походила на театральную пьесу (кража и выкуп невесты) с печальными и веселыми моментами. Чаще всего устраивали свадьбу между Рождеством и Великим постом, чтобы повеселиться, пережить длинную зиму; в этот период было меньше работы.
В современной свадьбе все зависит от денег. Жених должен „пробиться“ к невесте, выполняя разные задачи (например, он должен выложить имя невесты купюрами).
Есть также обычай обкладывать яблоки бумажными деньгами одинакового цвета — получается яблоко зеленое, красное… Большая и богатая свадьба – это дело чести.
Похороны
Похороны проводятся по традиции на третий день со дня смерти человека. Верующих отпевают в церкви. В течение года устраивают поминки, обряд в память о умершем родственнике, проводимый членами его семьи — 3, 9 и 40 день после кончины.
В обряд поминок входят домашние молитвы, посещение храма и могилы усопшего и обед, на котором подают водку, блины, кутью (сладкая каша из пшена или риса с изюмом) и похоронное блюдо – белый кисель.
На могилы своих родственников приходят русские на Пасху; при этом на могилу обычно кладут рюмку водки, прикрытую ломтиком хлеба или оставляют другое угощение.
Раньше был в России был распространен обряд оплакивания. Хороших професиональных плакальниц, которые рыдают на могиле, высоко ценили.
Выражение соболезнования: Примите мое глубокое соболезнование. Разделяем Ваше глубокое горе.
Новоселье
Переезд в новую квартиру или новый дом – важное событие для семьи, издавна сопровождается обрядами (в современности обязателен пир).
Литература:
- Белянко, О, Трушина, Л.: Русские с первого взгляда. Русский язык, Москва 2001.
- Жельвис, В. Ах эти странные русские. М.: Эгмонт Россия Лтд., 2001. Доступно из: http://psylib.org.ua/books/inostra/txt15.htm#3
- Сергеева, А.: Русские. Стереотопы поведения, традиции, ментальность. Издательство „Флинта“, Издательство „Наука“, Москва 2005.
- Соловьев, В.М.: Тайны русской души. Русский язык, Москва 2003.
- Procházková, P.: Novinářka na divokém Východě. Portál, Praha 1998.
- Roberts, E.: Xenofobův národnostní průvodce. Rusové. Sagitta, Praha 1995.
- Šťáhlavský, D.: Rusko mezi řádky. Radioservis, Pardubice 2000.
- Трезвая Россия: http://trezvost.ru/
Типично русскими по характеру в России считают Иванушку-дурачка и трех богатырей
Социологи спросили респондентов, какие качества, на их взгляд, присущи русским людям больше, чем представителям других национальностей. Вопрос был «открытым», то есть подсказок не содержал — говори, что думаешь. Портрет получился красочным и полнокровным. И вполне привлекательным на вид. Основой русского характера наши сограждане считают доброту, отзывчивость и способность к состраданию. Об этом сказали 30%. Они особо отмечали, что в русских традициях — «помочь и не пройти мимо», проявить человечность, откликнуться на чужую беду.
12% считают, что русским «от роду» дается простота, открытость и доверчивость. Иногда это в плюс («нет камня за душой»), иногда означает чрезмерную наивность. Каждый десятый отметил широту души, гостеприимство и щедрость соотечественников, 7% — чисто русское терпение и умение прощать обиды. Каждый двадцатый (5%) добавил к бочке меда ложку дегтя и назвал русских людей ленивыми, равнодушными и склонными к разгильдяйству.
По 4% основополагающими чертами русского характера сочли силу воли, стойкость и целеустремленность, а также совестливость, честность и порядочность.
Обидно, но лишь трое из ста вспомнили без подсказок про наше трудолюбие и работоспособность, двое из сотни — про патриотизм, правдолюбие, смелость, граничащую с бесшабашностью, а также воспитанность и вежливость. Правда, столько же говорили и о русском сквернословии и любви к спиртному. По 1% назвали отличительными качествами русских находчивость, жизнерадостность, надежность — или, что менее приятно слышать, жадность, агрессивность, неряшливость, излишнюю самоуверенность и пр. Почти треть респондентов (30%) с ответом затруднилась.
Социологи перешли к «тестам» с подсказками и предложили респондентам определить, каких качеств в нашем национальном характере больше, распределив их по парам со знаком «плюс» и «минус». По общему мнению, русский характер отличает скорее эмоциональность (ее назвали 53%), чем рассудительность (35%). Особенно часто о русских бурных эмоциях говорили люди моложе 30 лет (67% в этой группе). Мы скорее индивидуалисты, чем коллективисты (54% против 38%). Коллективизм русскому характеру чаще приписывало старшее поколение.
Половина опрошенных считает русских трудолюбивым народом, а 37% — ленивым. 60% называет их доверчивыми и 33% — осторожными. Мнения о том, что нам важнее — свобода или руководство сверху, разделились почти поровну: 46% и 44% соответственно.
Три четверти (74%) считают россиян простодушными и только каждый пятый (18%) — хитрыми, это одно из самых красноречивых соотношений ответов. 47% думают, что русские постоянно «ждут перемен», а 42% — что мы консервативны и никаких новшеств не принимаем («лишь бы не было войны!»). Как ни странно, о стремлении к переменам как черте национального характера чаще (в 52% случаев) говорило самое старшее поколение.
При этом типично русскими по характеру считают себя три четверти опрошенных (74%). Наибольшее сходство с собирательным портретом находят в себе люди 46-60 лет (81% в этой группе опрошенных). Правда, около трех четвертей считают, что за последние 10-20 лет русский характер сильно изменился. В более дальней исторической перспективе (век или два) глобальные сдвиги различили лишь 12% опрошенных.
Среди подобных перемен люди с горечью отмечали рост агрессивности и злости, зависть и равнодушие, которых в обществе стало ощутимо больше, то, что люди стали замкнутыми, недоверчивыми и «слишком хитрыми». Намного реже говорилось о том, что наши сограждане сегодня более открытые, дружелюбные, свободолюбивые и готовы упорно трудиться. Впрочем, критичность к самим себе (хоть о ней и почти не говорилось в ходе опроса) — тоже отличительная черта русского характера. Видимо, она-то как раз и не меняется с годами, раз проявилась так ярко.
А кто может с полным правом претендовать на роль национального символа? По мнению респондентов, за примером с тридевятое царство ходить не придется. Наибольшее сходство с «типично русским» по характеру человеком люди отметили в сказочном Иванушке-дурачке или сразу в трех богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче с их силой, мудростью, рассудительностью, но одновременно хитроватостью и т.д.). Этих персонажей называл каждый пятый (по 21%).
Позади них в портретной галерее следуют герои литературных произведений русских писателей — такие, как Анна Каренина, Павел Чичиков, малоприятный в быту Родион Раскольников и др. Нашлось место и пушкинским героям — Попе и работнику его Балде, а также «лишнему человеку» Евгению Онегину. Не обошли россияне вниманием и исторических персонажей — Петра I, Юрия Гагарина, Ивана Сусанина и Александра Невского. Все как на подбор, не хуже былинных богатырей, «политически грамотны и морально устойчивы», в преступных связях не замечены и полны патриотизма.
Правда, и Колобку, Змею Горынычу, Бабе-Яге и прочим лешим в графе «национальность» наши граждане с удовольствием записали бы «русский». Широта души у нас необычайная — русское гражданство мы с легкостью предоставили бы Золушке, Винни-Пуху и всем детям капитана Гранта вместе взятым. Пусть тоже будут «нашими», не Депардье же единым… Земля у нас большая, люди добрые, леса дремучие, поля широкие — прокормим, обогреем и русскому языку обучим. Нам не жалко.
Опрос «РГ»
Русский национальный характер
Русские всегда поддерживают победителей и на стороне сильнейших. У американцев совсем другое отношение.
Русская классическая литература от Гоголя, Толстого и Достоевского полна отсылок, иногда сардонических, иногда экстраординарных, но никогда не банальных, о русской душе. У русских есть определенная вера в «русскую душу», и что это набор верований, разделяемых людьми. Это результат истории, литературы, традиций и некоторого их опыта, а также некоторых они живут своей повседневной жизнью, смешанной с некоторыми тайнами, которые окружают русские традиции, русские действительно думают, что это существует, как вера в определенные верования, и эта русская душа, которая у них есть, воспринимается ими как нечто, отличающее их от других. от людей из других стран, от людей из Западной Европы и США.
Это всплывает в повседневной жизни, в разговорах, которые ведут русские. Русские верят в то, что нужно проводить много времени друг с другом, они верят в создание групп, коллективов, а когда они вместе, они делятся российским опытом со всех сторон. Они разделяют и трудности, и радости жизни в России, потому что это страна, которая прошла через трудности, но вышла из них. Они очень решительны и очень импульсивны.
Происходит возрождение русской культуры, того, во что люди верили до революции, а именно музыки, искусства, тяги, которую испытывает каждый живущий в России, выбраться из города в деревню, попробовать и ощутить подлинное русское аграрное прошлое. Возрождение произошло в 19 г.92 Русской Православной Церкви, музыки, танца, как традиционного, так и адаптированного, а также праздник того, что это Россия, а не часть советского целого.
Предприятиями в России часто управляют отдельные лица, и часто они сильно централизованы в том, что касается процессов принятия решений. Когда русские садятся и укрепляют эти отношения, во время работы, после работы, они делают это таким образом, что поднимается вся тема русской души». И это довольно часто цементируется; люди сядут с несколькими стопками водки, посмотрят друг другу в глаза и убедятся, что они на одной волне и что они братья по оружию.
Указом президента создана специальная рабочая группа во главе с руководителем аппарата Сергеем Ивановым для разработки основ государственной политики в области культуры». Ответственным секретарем рабочей группы назначен советник президента по культуре Владимир Толстой. Документ основан на многочисленных выступлениях Путина за предыдущие два года, по словам Толстого. Обсуждение документа началось в апреле 2014 года, после того, как он был внесен в парламент перед передачей на всеобщую экспертизу. По словам министра культуры РФ Владимира Мединского, основной тезис проекта документа гласит, что Россия не является ни Европой, ни Азией, и характеризует страну как древнюю, независимую, самобытную цивилизацию9.0003
Михаил Антонов писал: «Характер народа является сильным фактором, определяющим судьбу страны и правительства нации. Национальный характер, который может частично меняться с течением времени, в основном остается неизменным в исторической жизни народа. понимает народ, это главный шанс для страны и самой власти выжить…. Русские никогда не бывают эффективны в европейских демократических условиях, так как требуют сурового тона.Не странно, что идеальный лидер в России обычно характеризуется как жесткий, но справедливый царь. Русские, как и все с имперским сознанием, понимают свое предназначение, однако предназначение России резко отличается от предназначения Европы».
«Когда Россия набирает силу, когда они [Запад] понимают, что упустили из виду важные вещи, тогда мы наблюдаем все эти движения тела. Запад придерживается своей логики. Да, Россия — часть Европы, но мы — Восточная Европа. «, унаследовавшая византийские традиции, уходящие своими корнями в православие и универсализм. В этом главное отличие нас от Запада. Установленные Западом железные занавесы заставят Россию больше ориентироваться на собственные интересы», — сказал Сергей Пантелеев, директор Института русской Диаспора.
Фильм Вуди Аллена 1975 года «Любовь и смерть» был пародией на задумчивый русский характер, глубоко недоверчивый к счастью и стремящийся потворствовать каждой тревожной мысли и меланхолическому чувству. Русские, как правило, более общительны, больше сосредоточены на межличностной гармонии и способны видеть свои личные потребности в более широком контексте, с точки зрения стороннего наблюдателя. Критики долго возлагали вину за дореволюционный шаблонный фатализм, непредусмотрительность, нечестность, сексуальную безнравственность, ложь и пьянство русского народа на пагубное влияние правительства абсолютизма, произвола и чрезмерного патернализма. Русские историки, признавая низкие стандарты правительства и нации, затруднялись определить, было ли у нации правительство, которого она заслуживала, или последнее следует считать причиной первого.
Русская ксенофобия
Проекция на другого — признак паранойи. Психологи используют термин «ксенофобия» для описания тех, кто боится незнакомцев или всего чужого. На протяжении долгой и беспокойной истории России, а затем и Советского Союза одной из движущих сил этой культуры была ксенофобия — страшный страх при царях перед любым западным влиянием, так или иначе проникающим в Россию; ужасный страх при комиссарах или коммунистических диктаторах от Ленина и Сталина до Хрущева и Брежнева перед всем, что они считали иностранным. Это была одна из главных проблем Советского Союза и одна из главных трудностей, с которыми они столкнулись, чтобы стать признанной частью мировой семьи наций. В духе гласности — или открытости — Горбачев привел Советский Союз в атмосферу гораздо меньшей ксенофобии. Но позже произошел явный возврат к временам ксенофобии — боязни чего-либо извне.
Ксенофобия в основном означает ненависть. Это означает ненависть ко всему чужому. Это означает ненависть ко всему странному, чужому или другому. Это означает ненависть, которая ощущается так сильно, что иногда переходит в насилие. За последние несколько лет в России увеличилось количество преступлений на почве ненависти и насильственных нападений на иммигрантов и иностранных студентов. Вина за эти действия, как правило, ложится на местные «бритоголовые» и экстремистские группировки. Пассивность российской общественности делает возможным сохранение во многих регионах России «тесных связей между полицией и скинхедами»9.0003
Евразийцы больше, чем какой-либо другой европейский народ, пострадали от географического фактора, настолько удаленного от очагов цивилизации, что греческая и римская культура и деятельность средневекового Запада проникли в страну очень слабо и с очень запозданием, никогда не затрагивая ее. массы глубоко и предоставив их своим стихийным силам. Здесь язычество и варварство дожили до последних столетий, странным образом смешавшись с высшими достижениями человеческого разума. Кротость и жестокость, коммунизм и самый передовой индивидуализм, самое сильное государство и самое слабое политическое сознание, отсутствие расовой ненависти и самых жестоких «погромов», самая глубокая религиозность и самое низкое суеверие, всепроникающая демократия и самая абсолютная монархия, все эти и другие противоречия были результатом уникального столкновения мифической древности и суровой реальности, вечной и неразрешимой загадкой для западного наблюдателя.
Русская депрессия
Существует более дюжины причин, по которым русский может впасть в депрессию: ужасные дороги; неодинаковые стандарты здравоохранения и образования в стране; социальная изоляция на севере в сочетании с риском развития рака в промышленных городах; провинции, живущие без надежды на развитие из-за разгула коррупции; климат одновременно неравномерный и непредсказуемый, когда люди часто остаются дома в холода; ранние ночи и огромные открытые пространства.
Депрессия может разгореться вблизи полярного круга. Швеция, Норвегия или Финляндия имеют один из самых высоких показателей депрессии в Европе, несмотря на высокий уровень жизни. Россия пытается устранить огромный разрыв в неравенстве, оставшийся после распада СССР, когда ВВП более половины стран, по сообщениям, был сосредоточен в руках подпольных криминальных авторитетов, которые подкупили нашу промышленность в ходе шоковых реформ раннего периода. 1990-е. Когда коммунизм остался позади, на смену ему пришло то, что экономисты называют гангстерским капитализмом.
Чтобы пережить тяжелое время, русские должны были стать жесткими, угрюмыми. Культура мачизма никуда не делась. Как и во многих странах бывшего советского блока, это отрицание боли составляет часть культурного ядра. Безысходность ощутима. Но это счастливая, смиренно-комическая безысходность. Затем это смешивается с отсутствием веры в перспективы улучшения.
Русская нечестность
Многое было сделано из российской нечестности в коммерческой, политической и общественной жизни. Уже Ганзейскому союзу было трудно иметь дело с евреями-обманщиками, а газеты 19-го века были полны сообщений о распространенных нарушениях, которые немыслимы в Германии, Англии или Соединенных Штатах. Но коммерческая честность является непременным условием для наций с сильно развитой промышленной системой и растет вместе с международными отношениями.
Изучающий средневековую экономику слишком хорошо знает, что ганзейские города и промышленные центры в Низинах практиковали гораздо более предосудительные методы, чем то, что они описали в восточных основных продуктах питания. Им приходилось постоянно издавать законы против использования некачественных материалов в производстве тканей, а фальшивые этикетки и имитации были искусством, о котором простодушные жители Европы совершенно не знали. Но важно, что русское слово «дурак» происходит от низшей шерстяной ткани, которую им навязали те самые низинцы, которые обвиняли их в ложных весах и нечистой шерсти. Долгое перечисление незаконных сделок, на которые общественное мнение в России смотрело сквозь пальцы, было пустяком по сравнению с гигантскими аферами западного коммерческого мира.
Житель Запада был слишком хорошо обучен и слишком уважал закон, чтобы проявлять нечестность в мелочах и там, где это не окупалось. Он консультировался с законом перед совершением преступления, и ему в целом удавалось держаться «в рамках закона». Русский, одержимый подобными преступными наклонностями, занимался своим делом грубо и вульгарно. Он недолго заметал следы и был достаточно глуп, чтобы жульничать в мелких и незначительных делах. Если иностранцы попались на глаза таким евреям, они не должны забывать, что «предупреждение о покушении» не было открыто европейским законодателем.
русские воры. Вячеслав Яцко утверждает, что «Эта национальная черта восходит к обычаям и традициям русской крестьянской общины… В общине вся собственность была общей, частной собственности не существовало. Советская власть отменила частную собственность и воспитала к ней глубокое неуважение. В настоящее время воровать все, о чем не заботятся должным образом, — это своего рода национальный вид спорта». Самым распространенным преступлением, о котором сообщается в РЮО в Санкт-Петербурге, остается воровство, в основном в форме мелких уличных преступлений, таких как карманные кражи. Известно, что преступники действуют в местах и учреждениях, часто посещаемых туристами и деловыми путешественниками.Большинство зарегистрированных инцидентов происходит в местах с интенсивным пешеходным движением, таких как вокзалы, общественный транспорт, рынки, подземные переходы, торговые центры, многолюдные рестораны и популярные туристические места. области
Русский Алкоголь
Русские справляются с тем, что они исторически притупляли свои чувства алкоголем. Чжо На заметил, что русские «… пьют, чтобы быть пьяными. Поэтому вам не нужно пытаться убедить русского пить, когда вы угощаете его, потому что он думает, что пить хорошо, и он получает от этого удовольствие. Однако после того, как он допьет вино, он станет очень грустным и расскажет о своей печальной истории. Иногда он будет плакать. В напитке великодушный и хрупкий характер проявился в полной мере».
До перестройки фоном существования было пьянство. Это никого не удивило и не считалось чем-то криминальным. Нет, конечно, не все пили — и не так смертельно. Но предобеденный «выстрел» считался нормой и никому не казался предосудительным. Но и в этом случае существовали определенные правила, нарушать которые считалось дурным тоном. Похмелье не было причиной опоздания.
В то время как ожидаемая продолжительность жизни мужчин немного увеличилась до 64 лет, по сравнению с 59 годами.Спустя годы после краха коммунизма Россия по-прежнему занимает 166-е место в мире, на одну ступеньку выше Гамбии. Всемирная организация здравоохранения оценивает российское здравоохранение на 130-м месте, резко скатившись с 20-го места в 1970-х годах. Алкоголь убивает каждого пятого мужчину, умирающего в России каждый год; Российские мужчины потребляют ошеломляющие 35 литров почти 10 галлонов чистого алкоголя в год.
Диллон резюмировал врожденные противоречия следующим образом: «По своей природе евразийцы богато одарены: проницательным, тонким пониманием, замечательной быстротой восприятия, мягким, всепрощающим нравом, неиссякаемым потоком жизненных сил, грубым, убедительным красноречием, которое может Добавим к этому способность к подражанию, прямо-таки обезьянью по размаху и силе, которая составляет неплохую экипировку даже для людей с самыми высокими судьбами. Но эти дары, предназначенные принести обильные плоды при благоприятных обстоятельствах, превращаются в проклятия политическими, и религиозные условия, делающие их свободное осуществление и развитие невозможными и делающие их обладателей такими же безличными, как египтяне, взрастившие Хеопса, или строители коралловых рифов Тихого океана. неуклюжая, невежественная масса, которую иногда хочется связать по той же изокультурной линии с веддами Индии или бангалами Верхнего Конго, и которые отличаются от В западноевропейских нациях так же, как прозябающие «творения простого существования» сэра Томаса Брауна, отличаются от «предметов жизни»9.0003
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
Анализ русского национального характера – Ассоциация психологических наук – АПС
Русский ученый и герой войны XIX века Борис Грушенко сказал о человеческих страданиях: «Любить – значит страдать. Чтобы избежать страдания, нужно не любить, но тогда человек страдает от нелюбви. Следовательно, любить — значит страдать, не любить — значит страдать, страдать — значит страдать. Быть счастливым значит любить, тогда быть счастливым значит страдать, но страдание делает человека несчастным, поэтому, чтобы быть несчастным, нужно любить или любить страдать или страдать от слишком большого счастья».
Довольно опьяняющая штука — и довольно депрессивная.
Бориса Грушенко нет. Поклонники Вуди Аллена узнают в Борисе трусливого антигероя из фильма 1975 года « Любовь и смерть », режиссерской пародии на задумчивый национальный характер России. Борис представляет всех русских в его глубоком недоверии к счастью и в его стремлении потворствовать каждой своей тревожной мысли и меланхолическому чувству.
Вуди Аллен не одинок в создании стереотипов о мрачном русском темпераменте. Но верна ли эта карикатура? Действительно ли русские более эгоцентричны, чем их западные коллеги? Они больше размышляют о негативном, и не вредит ли такое размышление коллективному психическому здоровью страны?
У двух ученых-психологов Мичиганского университета возникли некоторые сомнения по поводу этой карикатуры, и они решили исследовать ее в лаборатории. Игорь Гроссманн и Итан Кросс подозревали, что, даже если русские как группа более склонны к саморефлексии и больше озабочены негативными мыслями, эта черта не обязательно является плохой. Другими словами, саморефлексия может быть разной, и некоторые стили размышлений, в том числе русский стиль, могут быть скорее полезными, чем неадекватными. Они проверили эту теорию в паре простых экспериментов.
Первое исследование было направлено просто на то, чтобы проверить, был ли этот стереотип точным, и была ли саморефлексия связана с депрессией. Ученые набрали большие группы как русских, так и американцев и дали им серию психологических тестов, включая тесты на депрессию, размышления и склонность к самоанализу негативных мыслей. Результаты были ясны: русские гораздо чаще идентифицировали себя как саморефлексивные, но эта групповая черта не была связана с депрессией. На самом деле, наоборот: у саморефлексивных русских было меньше симптомов депрессии, чем у менее аналитических американцев.
Эти результаты вызвали больше вопросов, чем ответов — например, почему? Кажется, что-то в русской культуре, характере или когнитивном стиле уменьшает страдания, но каков механизм? У Гроссмана и Кросса возникла идея, которую они проверили во втором эксперименте. В этом исследовании добровольцев — опять же как американцев, так и русских — попросили вспомнить и проанализировать свои «самые глубокие мысли и чувства» о недавнем опыте, который их разозлил. После этого добровольцы ответили на вопросы о своем самоанализе: действительно ли они заново пережили тревожные события? Или они видели события как сторонний наблюдатель, издалека? Они просто рассказывали себе о своих эмоциональных переживаниях или искали понимание и завершение события?
Эти вопросы должны были определить стиль самоанализа добровольцев. Одни люди склонны погружаться в прошлые негативные события, переживать их заново, другие дистанцируются. Некоторые хотят видеть плохие вещи в перспективе больше, чем другие. Эти разные способы истолкования негативного опыта определяют, является ли саморефлексия полезной или вредной.
Ученые подозревали, что русские будут более отстраненны в самоанализе, чем американцы, — и именно это они и обнаружили. Как сообщается в режиме онлайн в журнале Психологическая наука , российские добровольцы не только меньше переживали при воспоминании о плохом опыте, но и размышляли о событии более здоровым образом, сохраняя большую психологическую дистанцию от эмоциональных подробностей. Они анализировали свои чувства, но с отстраненностью, и эта отстраненность защищала их от депрессии.
Так есть ли что-то в русской культуре — и американской культуре — что приводит к этим здоровым и нездоровым стилям потакания своим желаниям? Гроссманн и Кросс считают, что это связано с основной природой российского и американского обществ. Русские, как правило, более общительны, больше ориентированы на межличностную гармонию, и это позволяет им видеть свои личные потребности в более широком контексте, с точки зрения стороннего наблюдателя.