Название самой известной летописи древней руси: Самая известная летопись Древней Руси
Содержание
Фантастическая Арктика русских летописей — Общество
Торговля через «малое оконце» в скале. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
Проникновение русских людей на Север уже во времена Древней Руси – факт, известный всем ещё со времён школьного курса истории. Конкретика этого проникновения, однако, известна гораздо меньше – для Древнерусского государства Север – очень дальняя и малонаселённая периферия, поэтому письменных источников о нём очень немного. В отсутствие твёрдого знания неизбежно возникают фальсфикации, — например, вымышленные в ХХ веке истории об арктических плаваниях древнерусских мореходов. Но всё же: что говорит о Севере наш главный источник знаний о событиях древнерусской истории – русские летописи?
Сообщения летописей о событиях на Севере обычно очень кратки. Даже самого слова «Север» в привычном нам значении мы в летописи не найдём – «на полночь», «полуночный» — так скажет летописец о северном направлении, а слово «северяне» для него – это название одного из южнорусских славянских племён.
Для того, чтобы восстановить историю выхода Руси к арктическим побережьям, придётся внимательно изучать не только летописи, но и правовые памятники, и – особенно! – археологию. Эта сложнейшая работа, проделанная несколькими поколениями историков, лежит за пределами нашего рассказа – у нас в центре внимания будут именно летописные сюжеты о Севере. И всё-таки осветить в общих чертах исторический контекст, в котором складывалась летописная традиция о первопроходцах, нам необходимо.
Крайний Север Руси
Конечно, при словах «древнерусское освоение Севера» мы сразу вспоминаем Господин Великий Новгород. Именно новгородцы оказались первыми славянскими колонизаторами Европейского Севера и берегов Северного Ледовитого океана, именно в новгородских летописях мы и встретим больше всего известий о событиях, развернувшихся в этом суровом краю в XI–XV столетиях.
Что влекло на далёкий Север новгородцев? Прежде всего, это промысловые ресурсы, среди которых на первом месте оказываются пушнина и моржовая кость. Эти ценности добывались как русскими переселенцами, так (в большей мере) и аборигенами, которые затем платили пушниной дань новгородским воеводам. Дани свозилась в специально организованные погосты. Такие погосты в Заволочье (именно так именуется в древнерусских источниках обширная лесная страна, протянувшаяся от Белозерья на северо-восток до берегов Северного Ледовитого океана) упоминает Уставная грамота князя Святослава Ольговича, составленная в 1137 г. Главным богатством чуди были меха; кроме того, Грамота упоминает чаны для выварки соли. По-видимому, очень рано начала поступать с Севера и моржовая кость, изделия из которой обнаруживаются в Новгороде уже в слоях рубежа Х–XI вв.
А.М. Васнецов. Новгородский торг. 1909 г.
В XII веке новгородцы достигли бассейна Печоры и предприняли первые попытки обложить данью «югру» — угорские племена Северного Приуралья. Именно сюжеты, связанные с рейдами сборщиков дани (такие рейды могли быть как успешными, так и провальными) зачастую и попадали на страницы русских летописей.
Но не только новгородцы стремились к богатствам Заволочья, у них были серьёзные конкуренты. Исторически сложились два направления древнерусской колонизации Севера. Первый поток славян двигался в Заволочье из Новгорода, второй – с Верхней Волги, из Владимиро-Суздальской земли. Археологи фиксируют следы новгородского влияния на культуру местных финских племён в Подвинье, а суздальского – в междуречье Ваги и Сухоны.
Другим возможным конкурентом Новгорода на Севере была Волжская Булгария. Изделия булгарских мастеров встречаются на археологических памятниках Нижней Печоры и острова Вайгач. В летописи ничего не говорится о каких-либо столкновениях булгар и новгородцев в Заволочье, но нельзя исключать, что булгарские «данники» тоже предпринимали экспедиции в Предуралье, сражаясь при этом с древнерусскими воинами.
Интересно, что, хотя на страницах летописей и встречаются упоминания боёв между представителями различных «метрополий», о каких-либо боях с местными жителями Заволочья не говорится ничего. По-видимому, продвижение новгородцев по Европейскому Северу происходило относительно мирно. Для финских племён даннические и торговые отношения с Новгородом имели свою выгоду – в леса Заволочья (а позднее и в Приобье) попадали высококачественные изделия древнерусского городского ремесла, в том числе оружие.
Чаша-братина византийской работы, найденная в низовьях Оби. XII в. На чаше сохранилась надпись, выполненная в манере новгородских берестяных грамот [1].
«И соседят с Самоядью…» — рассказ Гюряты Роговича в «Повести временных лет»
Летопись нельзя читать как простое историческое повествование, излагающее некие факты. Под пером летописца реальное событие проходит очень сложную трансформацию (не говоря уже о том, что в летопись порой попадают и просто легендарные, вымышленные сюжеты). В идеале, чтобы совсем хорошо понимать летописца, мы должны полностью восстановить его круг чтения, тот набор книг, которыми он пользуется и которые при случае цитирует, выдавая эти цитаты, например, за прямую речь героев летописи. Ведь летописец обычно работает не с прямыми жизненными наблюдениями, а с другими летописями, хронографами (сочинениями по всеобщей истории), сборниками законов, житиями святых, и т.п.
Лаврентьевская летопись – одна из летописей, содержащих текст «Повести временных лет». 1377 г.
И всё же иногда у летописца есть прямые информаторы, о которых он прямо говорит – «мне рассказывал такой-то». Именно такого информатора мы и встречаем в одном из наиболее ранних и наиболее ярком летописном рассказе об освоении Севера русскими людьми. Этот рассказ мы находим в самой, пожалуй, известной из наших древнейших летописей – «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) – летописном своде, созданном в Киеве в начале XII в.
М.М. Антокольский. Нестор-летописец. 1890 г. Монаха Киево-Печерского монастыря Нестора нередко считают единоличным автором ПВЛ, на самом деле – он один из её редакторов, работавший над летописью на одном из этапов её создания.
ПВЛ – киевская летопись. Текст её дошёл до нас в составе нескольких более поздних летописей – Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивилловской и др. Северные, а тем более – арктические реалии от киевских дел очень далеки. Тем не менее, именно в ПВЛ мы находим интереснейшее, хотя и фантастическое, свидетельство о Севере. Эта заметка в литературе иногда называется громким именем «Сказание об Югре» [2], но в летописном тексте она никакого заголовка не имеет, более того – она вообще не вполне самостоятельная, а дана как своеобразная иллюстрация «к случаю».
Комментируя известие о сокрушительном набеге половцев на Русь, летописец соотносит степняков с «нечистыми» народами, будто бы заточёнными Александром Македонским в горах на краю света. В контексте этого рассказа он замечает (текст дан в переводе на современный язык. – М.С.): «Хочу сказать, что слышал прежде сих четырёх лет, как сказал мне Гюрята Рогович Новгородец…» — далее следует сам рассказ Гюряты. Это известие помещено в летописи под 1096 г., однако учёные-текстологи считают, что это известие появилось в ПВЛ не раньше 1114 года, следовательно, сама беседа Гюряты с летописцем состоялась около 1110 года.
Кто такой Гюрята Рогович? Наиболее вероятно, что это тот Гюрята (новгородские источники не упоминают его отчества), который в начале XII в. занимал в Новгороде высшую выборную должность посадника. При каких обстоятельствах происходил диалог знатного новгородца с киевлянином — неясно, но вот что, по словам летописца, поведал ему Гюрята (в переводе на современный язык. – М.С.):
«Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришёл отрок мой к ним, а оттуда пошёл в Югру. Югра же – это люди, а язык их непонятен, и соседят с Самоядью в северных странах. Югра же сказала отроку моему: «Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше, а началось это ещё три года назад; есть горы, заходят они к заливу морскому, высота у них как до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору, стремясь высечься из нее; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа; и если кто даст им нож ли или секиру, они взамен дают меха. Путь же до тех гор непроходим из-за пропастей, снега и леса, потому и не всегда доходим до них; идёт он и дальше на север». Я же сказал Гюряте: «Это люди, заключённые [в горах] Александром, царем Македонским», как говорит о них Мефодий Патарский…» [3]
Торговля через «малое оконце», прорубленное в скале. Миниатюра из Радзивилловской летописи, иллюстрирующая рассказ Гюряты Роговича. Правда, здесь к обмену на топор предлагаются не меха (летописная «скора»), а нечто в кубке (возможно, мёд, который среди «классических» древнерусских товаров нередко упоминается в связке с мехами).
В этом рассказе причудливо переплетаются реалистические и фантастические мотивы. К реалиям относятся, прежде всего, этнонимы – названия народов. Югра (здесь имеются в виду какие-то дальние родственники современных обских угров) в этом рассказе «соседят с Самоядью», т.е. новгородцы были знакомы и с самодийскими племенами – предками ненцев. А вот некие неведомые люди, живущие за непроходимыми горами и меняющие меха на железные изделия через маленькое оконце, прорубленное в скале, – это, конечно, легенда (причём отчасти книжная: летописец прямо связывает этот рассказ с «Откровением» Мефодия Патарского – переводным византийским сочинением о конце света). Но она вполне могла отражать реальную практику зарождавшихся в это время товарных отношений новгородцев и североуральских угров. В определённой степени реалистичным может быть и упоминание «гор, доходящих до залива морского» (в оригинале – «заидуче в луку моря»): Полярный Урал доходит почти до побережья морского залива – Байдарацкой губы.
Могли новгородцы посылать экспедиции за данью на Полярный Урал? – могли, и, как показывают другие летописные рассказы, посылали. Мог младший дружинник («отрок») возглавить такую экспедицию? – вполне. Верно и то, что для обмена на меха использовались железные изделия – это вообще универсальная меновая ценность при взаимодействии с архаическими народами вплоть до эпохи Великих географических открытий и далее.
А вот образ народов Севера для русских книжников ещё долго был отягощён набором фантастических представлений.
«Промежи собою друг друга едят…» — народы Севера в «Сказании о человецех незнаемых»
Интересно, что интерпретация «самоедов» как «тех, кто ест себя», в Древней Руси не прослеживается (не факт, что о них так не думали, но прямых свидетельств нет). Хотя одним из атрибутов «чужих» (например, тех же нечистых народов, заклёпанных Александром Македонским) нередко был каннибализм или поедание трупов. Эти представления отчасти обусловливались общими принципами архаичного мышления, для которого типично «расчеловечивание» иноплеменников именно через их пищевые обычаи, а отчасти – книжными влияниями из того же «Откровения» Мефодия Патарского. Памятник, который действительно рассказывает о каннибализме «самоеди», относится уже ко временам расцвета Московской Руси – к концу XV века. В строгом смысле, эта небольшая повесть не имеет отношения к летописанию, но она напрямую связана с «фантастической» древнерусской Арктикой, так что упустить её из внимания нельзя.
Итак, последняя четверть XV столетия. Полностью перехватив северные инициативы у покорённого Новгорода, Москва устремляется за Урал. Первый серьёзный шаг на Восток был сделан в 1472 г., когда русское войско под командованием князя Фёдора Пёстрого Стародубского покорило Великую Пермь. Пермские князья выступали союзниками Казанского ханства, подчинение пермяков одновременно наносило удар по Казани и открывало путь к дальнейшему освоению Урала и Югры. В 1483 г. был предпринят большой поход на Обь. Судовая рать под предводительством Ивана Салтыка и Фёдора Курбского нанесла поражение вогульскому князю Асыке. Были установлены полноценные даннические отношения с югорскими племенами, отдельные князья-манси побывали в Москве. В политическом закреплении Московской Руси на сибирских рубежах важную роль играла пермская епископская кафедра во главе с владыкой Филофеем.
Меновая торговля. Гравюра из книги Олафа Магнуса «История северных народов». 1555 г.
По-видимому, именно при кафедре Филофея непосредственно после событий 1483 г. было создано полуфантастическое описание зауральских (в том числе, и арктических) народов, известное в русской книжности под названием «О человецех незнаемых в восточной стране». Этот небольшой текст, составленный, вероятно, по расспросам пленных вогулов, повествует о диковинных людях и странах «за Югорьскою землёю» (сама эта земля уже была неплохо известна русским людям).
В рассказе «О человецех незнаемых…» тесно переплетены фантастические мотивы (восходящие к библейским текстам и средневековой учёности), точные этнографические наблюдения и даже фольклорные предания. Географический охват сказания широк – от моря (то есть Северного Ледовитого океана) до местностей «верх Оби реки», и почти все необычные народы, населяющие этот регион, объединяются общим названием «Самоедь», или «Самоядь», которое со времён «Повести временных лет» использовалось для обозначения ненцев.
Нравы самоедов в сказании «О человецех незнаемых…» описываются с множеством причудливых и пугающих деталей:
«На восточней стране, за Югорьскою землею, над морем, живуть люди Самоедь, зовомы малгонзеи. А ядь (пища. – М.С.) их мясо оленье да рыба да межи собою друг друга ядят. А гость к ним откуды приидет, и они дети свои закалают на гостей да тем кормят; а которой у них гость умрет, и они того снедают, а в землю не хоронят, а своих тако же. Сии ж людие не великии възрастом (ростом. – М.С.), плосковиды, носы малы, но резвы велми и стрелцы скоры и горазди. А яздят на оленех и на собаках; а платье носят соболие и оленье. А товар их соболи» [4].
При всех мрачных сентенциях о каннибализме самоедов эта заметка, с которой начинается сказание «О человецех незнаемых…», наименее фантастична. Термин «малгонзеи» может быть соотнесён с названием одного из родов энцев – «монкаси» (отсюда же немногим более позднее русское «Мангазея»), антропологические и этнографические сведения (исключая каннибализм и трупоедение – эти детали восходят, вероятно, к уже известному нам «Откровению Мефодия Патарского») вполне достоверны. Значительно больше вымысла в других описаниях «человеков незнаемых» — например, «линной самояди», которая часть года проводит в морской воде (потому что без воды в летние месяцы «тело трескается»), или немых людей, имеющих рот на темени.
Теперь обратимся к более реалистичным рассказам русских летописей о Севере.
Продолжение следует…
Автор: М.А. Савинов, кандидат истор. наук, научный сотрудник Арктического музейно-выставочного центра (Санкт-Петербург).
Примечания:
1. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987. С. 340.
2. Белов М.И. Арктическое мореплавание с древнейших времён до середины XIX века // История открытия и освоения Северного морского пути. Л., 1956. Т. 1. С. 27.
3. Лаврентьевская летопись. М., 1997. С. 234–235.
4. Плигузов А.И. Текст-кентавр о сибирских самоедах. М., 1993. С.84–85.
3. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись как основной список Повести временных лет
3. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись как основной список Повести временных лет. Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и
ВикиЧтение
Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и
Носовский Глеб Владимирович
Содержание
3. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись как основной список Повести временных лет
3.1. Происхождение основных списков летописи
В основу современной версии русской истории была положена первоначально только одна летопись — Радзивиловская. ОБ ЭТОМ ЧЕТКО ГОВОРЯТ САМИ ИСТОРИКИ, НАЗЫВАЯ РАДЗИВИЛОВСКИЙ СПИСОК — САМОЙ ДРЕВНЕЙ РУССКОЙ ЛЕТОПИСЬЮ [716], с. 3.
Обратимся к фундаментальному многотомному изданию: «Полное собрание русских летописей», ПСРЛ, Академия Наук СССР. В предисловии к 38 тому издания ПСРЛ историк Я.С. Лурье сообщает: «РАДЗИВИЛОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ — ДРЕВНЕЙШАЯ, ДОШЕДШАЯ ДО НАС» [716], с. 3.
Сразу отметим, что она представляет из себя обычную рукописную книгу с бумажными страницами и переплетом XVIII века. См. [716], [715], рис. 1.2. Это — не архаичный пергаментный свиток, с какими художники любят изображать русских летописцев. О Радзивиловской летописи известно следующее, [716], с. 3–4.
Рис. 1.2. Общий вид Радзивиловской летописи. Это — типичный вид книги XVII — начала XVIII века. Взято из [715]
• Имеющийся сегодня ее список считается древнейшим из дошедших до нас [716], с. 3. Он датируется якобы XV веком. Считается, что летопись описывает события русской истории от глубокой древности до якобы 1206 года. На этом годе она обрывается.
• Именно Радзивиловская летопись легла в основу принятой сегодня концепции истории Киевской Руси. Концепция возникла в XVIII веке.
• Радзивиловская летопись становится известной и входит в научный оборот с начала XVIII века. Сообщается следующее. «В 1713 году, проезжая через Кенигсберг, Петр заказал копию с Радзивиловской летописи, включающей миниатюры. По этой копии начал занятия русским летописанием В.Н. Татищев; М.В. Ломоносов также занимался русской летописью сначала по этой же копии. Сам оригинал был доставлен в Петербург, после того, как русские войска в семилетней войне взяли Кенигсберг, и в 1761 году передан в библиотеку Академии Наук» [716], с. 4.
• Лишь один из дошедших до нас списков этой летописи историки датируют XV веком. К нему, собственно, и относится название «Радзивиловская летопись».
• Существуют и другие ее списки. Однако все они датируются XVIII веком, то есть имеют якобы существенно более позднее происхождение. Историки считают их копиями Радзивиловского списка XV века.
В связи с этим сразу же отметим, что до нас почему-то не дошли промежуточные списки Радзивиловской летописи. Спрашивается, где же ее списки, сделанные в XVI–XVII веках?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
4. 1. Анализ Морозова «Повести временных лет»
4. 1. Анализ Морозова «Повести временных лет»
Н. А. Морозов в [124] проанализировал «Повесть временных лет», – см. Приложения 2, 3, 4 в конце нашей книги, – и показал, что: а) Существующие сегодня списки этой летописи датируются, – в последней их редакции, – XVIII веком. Таким
5. 5. С какой летописи была переписана Радзивиловская или Кенигсбергская рукопись?
5. 5. С какой летописи была переписана Радзивиловская или Кенигсбергская рукопись?
Сами историки утверждают, что Радзивиловская рукопись была копией с какого-то погибшего древнего оригинала. Причем, не только сам текст, но и миниатюры.
По единодушному мнению
1113 – Появление «Повести временных лет»
1113 – Появление «Повести временных лет»
Летописи в Киеве начали писать еще во времена Ольги и Святослава. При Ярославе в 1037—1039 гг. местом, где работоли хронисты-монахи, стал Софийский собор. Они брали старые летописи и сводили их в новую редакцию, которую дополняли своими
3. Радзивиловская (Кёнигсбергская) летопись как основной список знаменитой Повести временных лет
3. Радзивиловская (Кёнигсбергская) летопись как основной список знаменитой Повести временных лет
3.1. Происхождение основных списков
В основу современной версии древней русской истории была первоначально положена только одна летопись — Радзивиловская. РАДЗИВИЛОВСКИЙ
4.
8. Московско-Академический список Повести временных лет
4.8. Московско-Академический список Повести временных лет
Бесспорная связь следующего найденного списка Повести временных лет — так называемого Московско-Академического — с Радзивиловским списком, была отмечена академиком А.А. Шахматовым. Он писал: «Сходство их почти
3. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись как основной список Повести временных лет
3. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись как основной список Повести временных лет
3.1. Происхождение основных списков летописи
В основу современной версии русской истории была положена первоначально только одна летопись — Радзивиловская. ОБ ЭТОМ ЧЕТКО ГОВОРЯТ САМИ
4.8. Московско-академический список Повести временных лет
4.8. Московско-академический список Повести временных лет
Бесспорная связь следующего найденного списка Повести Временных Лет — так называемого Московско-Академического, — с Радзивиловским списком, отмечена академиком А. А. Шахматовым. Он писал: «Сходство их почти на
4.10. С какой летописи была переписана Радзивиловская или кенигсбергская рукопись?
4.10. С какой летописи была переписана Радзивиловская или кенигсбергская рукопись?
Сами историки утверждают, что Радзивиловская рукопись была копией с какого-то погибшего древнего оригинала. Причем, не только сам текст, но и миниатюры. «По единодушному мнению
Радзивиловская летопись
Радзивиловская летопись
Издания Радзивиловской рукописи
«Радзивиловская летопись, один из ВАЖНЕЙШИХ памятников летописания домонгольской эпохи. Радзивиловская летопись — ДРЕВНЕЙШАЯ, ДОШЕДШАЯ ДО НАС, — текст ее завершается первыми годами XIII века» [2],
Московско-Академический список Повести временных лет
Московско-Академический список Повести временных лет
Бесспорная связь следующего найденного списка Повести временных лет — так называемого «Московско-Академического», — с Радзивиловским списком, была отмечена академиком А. А. Шахматовым. Он писал: «Сходство их
I Фрагмент Повести временных лет{407}
I
Фрагмент Повести временных лет{407}
«Это Повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве первым начал княжить, и с коих пор известна Русская земля.Итак, начнем повесть сию. По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. И достался Симу Восток:
Этногеография Повести временных лет
Этногеография Повести временных лет
Во всяком случае с IX в. мы уже имеем этногеографию восточного славянства, которую приводит древнерусский летописец. Повесть временных лет сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях — древлянах,
Из «Повести временных лет». В переводе А. Г. Кузьмина по изданию «Се Повести временных лет» (Лаврентьевская летопись) (Арзамас, 1993)
Из «Повести временных лет». В переводе А. Г. Кузьмина по изданию «Се Повести временных лет» (Лаврентьевская летопись) (Арзамас, 1993)
По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. И достался Симу Восток… Хаму же достался Юг… чИафету же достались северные страны
Из «Повести временных лет»
Из «Повести временных лет»
Расселение славянСлавяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах. И еще сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, которая
Варяжское море в «Повести временных лет»
Варяжское море в «Повести временных лет»
Когда рассматривается путь из варяг в греки и «из греков по Днепру», обычно описывается только одна составляющая этого пути «по Днепру», которая худо-бедно подходит под современную географическую карту. Но вот вторая, морской
Рюрик и основание Руси
Цель обучения
- Понять ключевые аспекты прихода Рюрика к власти и основания Киевской Руси
Ключевые моменты
- Рюрик и его последователи, вероятно, родом из Скандинавии и были связаны с скандинавскими викингами.
- Первичная летопись — один из немногих доступных письменных документов, повествующих о том, как Рюрик пришел к власти.
- Местные вожди, скорее всего, пригласили Рюрика для наведения порядка в Приладожье около 862 г., положив начало мощному наследию варяжских вождей.
- Столица Киевской Руси переместилась из Новгорода в Киев после того, как преемник Рюрика Олег захватил этот южный город.
Термины
Первичная летопись
Текст, написанный в 12 веке и содержащий подробную историю прихода Рюрика к власти.
Варяги
Норвежские викинги, проложившие торговые пути по всей Евразии и со временем основавшие могущественную династию в России.
Династия Рюриковичей
Основатели Киевской Руси, остававшиеся у власти до 159 г.8 и установил первое воплощение единой России.
Рюрик (также пишется как Рюрик) был варяжским вождем, прибывшим в Приладожье на территории современной России в 862 году. Он построил поселение Хольмгард недалеко от Новгорода в 860-х годах и основал первую значительную династию в русской истории под названием династия Рюриковичей. Рюрик и его наследники также создали значительное географическое и политическое образование, известное как Киевская Русь, первое воплощение современной России. Правители Рюриковичи продолжали править Россией в 16 веке, и мифология, окружающая человека Рюрика, часто упоминается как официальное начало русской истории.
Личность мифического вождя Рюрика остается неясной и неизвестной. Его первоначальное место рождения, семейная история и титулы окутаны тайной с очень небольшим количеством исторических подсказок. Некоторые ученые XIX века пытались идентифицировать его как Рорика из Дорестада (торгового аванпоста эпохи викингов, расположенного в северной части современной Германии). Однако никаких конкретных доказательств, подтверждающих эту конкретную историю происхождения, не существует.
Страница из «Первой летописи» или «Повести временных лет». Этот редкий письменный документ был создан в XII веке и дает многообещающие сведения о прибытии Рюрика в Ладогу.
Продолжаются также споры о том, как Рюрик пришел к власти в Новгородской области. Тем не менее, некоторые подсказки доступны из первоначальных хроник P . Этот документ известен также как Повесть былого года rs и составлен в Киеве около 1113 года монахом Нестором. В нем рассказывается история Киевской Руси с 850 по 1110 год с различными обновлениями и правками, сделанными на протяжении XII века учеными монахами. Трудно отделить легенду от фактов, но этот документ дает наиболее многообещающие сведения о Рюрике. Первичная хроника утверждает, что варяги были группой викингов, скорее всего, из Швеции или северной Германии, которые контролировали торговые пути через северную Россию и связывали воедино различные культуры по всей Евразии.
Памятник, посвященный тысячелетию прихода Рюрика на Русь. Эта современная интерпретация Рюрика иллюстрирует его важное место в русской истории и знаниях.
Различные племенные группы, в том числе чудь, восточные славяне, мериасы, весы и кривичи, вдоль северных торговых путей возле Новгорода часто сотрудничали с вождями варяжской Руси. Но в конце 850-х годов они подняли восстание, согласно P Римари Хроника . Однако вскоре после этого восстания местные племена вблизи Новгородчины стали испытывать внутренние беспорядки и конфликты. Эти события побудили местных племенных вождей пригласить Рюрика и его варяжских вождей обратно в регион в 862 году, чтобы восстановить мир и порядок. Этот исторический момент известен как Приглашение варягов и обычно считается отправной точкой официальной российской истории.
По легенде, по призыву местных племенных вождей Рюрик вместе со своими братьями Трувором и Синеусом основал в Ладоге слободу Хольмгард. Предполагается, что это поселение находится на месте современного Новгорода. Однако новые археологические данные свидетельствуют о том, что Новгород не заселялся регулярно до 10 века, что наводит некоторых на мысль, что Хольмгард относится к меньшему поселению к юго-востоку от города. Основание Хольмгарда ознаменовало новую эру в русской истории, и трое братьев стали знаменитыми основателями первой русской правящей династии.
Киевская Русь в 1015 году. Расширение и смещение границ Киевской Руси становится очевидным при взгляде на эту карту, которая включает в себя два центра власти в Новгороде и Киеве.
Рюрик умер в 879 г., а его преемник Олег продолжил экспансию Варяжской Руси в 882 г., отняв у хасар южный город Киев и основав средневековое государство Киевская Русь. В этот момент столица официально переместилась в Киев. С этой сменой власти в Киевской Руси было две разные столицы: северная резиденция в Новгороде и южный центр в Киеве. По традиции Киевской Руси, наследник должен был наблюдать за северной частью Новгорода, в то время как правящий царь Руси оставался в Киеве. В течение следующих 100 лет местные племена консолидировались и объединились под властью династии Рюриковичей, хотя местные разногласия и культурные различия продолжали играть значительную роль в попытках поддерживать порядок под властью варягов.
Источники
2 Киевская Русь | Российские идентичности: исторический обзор
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicРусские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1919 гг. )45)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
ЦитироватьРазрешения
Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Riasanovsky, Nicholas V.,
‘2 Kievan Russia’
,
Russian Identities: A Historical Survey
(
New York,
2005;
online edn,
Oxford Academic
, 1 января 2010 г.
), https://doi. org/10.1093/acprof:oso/9780195156508.003.0003,
, по состоянию на 9 декабря 2022 г.
Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicРусские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1919 гг.)45)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации
Oxford AcademicРоссийские идентичности: исторический обзорСовременная история (1700–1945 гг.)История России и Восточной ЕвропыСоциальная и культурная историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
Эта глава начинается с обсуждения того, что Киевская Русь обычно изображается как играющая значительную роль в блестящем и славном начальном периоде русской истории. В нем рассказывается, что полное разрушение Киева монголами в 1240 году можно считать окончательным концом киевского периода. Это объясняет, что киевскую историю можно лучше понять как серию экстраординарных действий ряда способных князей, а остальное время посвящено в основном гражданским войнам. Обсуждается, что политическое развитие Киевского государства поддерживалось его богатой и разнообразной экономикой, а Киевское государство традиционно рассматривалось как торговое государство, основанное на водном пути от Балтийского моря до Константинополя. Отмечается, что Киевская Русь находится на территории Украины и что это время заслуживает всестороннего рассмотрения как очень впечатляющий начальный период довольно фрагментарной и трагической украинской истории. Он также исследует киевское христианство, литературу, архитектуру и искусство.
Ключевые слова:
Киевская Русь, Украина, Белоруссия, монголы, князья, торговое государство, христианство
Предмет
Русская и восточноевропейская историяНовая история (1700-1945)Социальная и культурная история
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.