Названия икон божьей матери: Иконы Божией Матери по алфавиту — Православный интернет-магазин «Зёрна» — Православный интернет-магазин «Зёрна»

Разное

Иконы Богородицы: почему их так много?

Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Богородицы, которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории — знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим. Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда. Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом. Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила —истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI — XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в. ) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III — IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества ( VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

Словарь «Правмира» — Икона

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Какими бывают иконы, посвященные Пресвятой Богородице, и как научиться разбираться в них?

21 сентября православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы. В традиции православной церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Девы Марии. К ней обращаются в скорбях: в болезнях, в нужде или в горе. В народной памяти сохранилось множество историй о том, как по горячим, искренним молитвам перед образом Богородицы молящиеся получали не только утешение, но и реальную, действенную помощь.

Богородичных икон множество. О четырех самых основных сюжетах иконографических изображений Божией Матери рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» искусствовед, заведующий кафедрой богословия Свято-Филаретовского института Александр Копировский.

Икона Рождество Божией Матери

Фото: Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея
Рождество Божьей Матери с избранными святыми (слева направо: великомученик Дмитрий Солунский, святой Николай, пророк Илия, великомученик Георгий), конец XIV века, Новгородский Север. Государственная Третьяковская Галерея

Общий принцип написания любого рождества – это поздравление родившей. «Традиция этой общепринятой схемы уходит корнями еще в дохристианскую иконографию, изображающую лежащую роженицу, которую все поздравляют и приносят ей дары», – говорит искусствовед. Схема одна, но она имеет множество вариантов. Например, эту не самую изящную новгородскую икону отличает, по словам Александра Копировского, довольно редкий сюжет. Святые на верхнем поле, которые как бы присутствуют при рождении Девы Марии, из очень разного времени: пророк Илия жил задолго до Рождества Богородицы, а все остальные святые – значительно позже того, как окончился ее земной путь. Во времени все сместилось.

Икона Рождества Богородицы больше не о Ней самой, а о родителях, прежде всего, о матери – святой Анне. На этой иконе она очень внушительная, властная, строгая, она как будто не испытывает страданий и боли после родов. В отличие от ее огромной фигуры, новорожденная Мария смотрится совсем маленькой, крохотной. Но сам факт Ее рождения для всего мира имеет огромное значение. Ведь это залог будущего спасения. Рождается Та, которая станет матерью Спасителя.

«Многие женщины в Иудее мечтали, что именно от них родится Искупитель. Особенно надеялись на это те, кто прямо или косвенно входил в число потомков царя Давида, – говорит богослов. – Дева Мария тоже входила в число потомков Давида. И этот контраст в иконе показан очень ярко: рождается не величественная царица, а рождается маленькое существо, и ее держит на руках повитуха. То есть Она рождается, как все».

Хотя, по словам искусствоведа, есть и такие иконы Рождества Богородицы, на которых Она уподобляется именно царице, которой приносят роскошные подарки много дев в дорогих одеждах. Иконы Рождества Богородицы могут быть на удивление разными, все зависит от выбранных акцентов. Например, может подчеркиваться, что это чудесное рождение, на которое родители не надеялись. Ведь родители Девы Марии Анна и Иоаким к тому времени были в очень преклонных летах. А есть иконы древние, конца XV века, где Анна даже кладет левую руку на лоно – будто ей еще больно, и она склоняет голову, не так величественно сидит, как здесь на иконе. Возможны совершенно разные акценты.

В иконографии Рождества самой Богородицы почти нет, Ее образ лишь чуть-чуть обозначен – и это уже залог всего будущего развития человечества, говорит Копировский.

Сюжеты богородичных икон

В иконографии великое множество разных икон, на которых изображается Царица Небесная. «Есть те, на которых Она изображается в сценах Нового Завета, – говорит Александр Копировский. – Ангел благовествует ей будущее рождение Иисуса Христа (Благовещение). Она изображена в сцене принесения младенца Христа в храм (Сретение). Она перед распятием. Или Она в сюжетах, связанных с торжеством от Ее икон или посмертных событий, например, Покрова Богородицы. Она и величественная, Она и скорбная, Она и мягкая – очень много икон Богородицы. Но самое большое разнообразие икон Богородицы, где Она вдвоем с Младенцем Христом».

По словам искусствоведа, вся иконография Божией Матери, где она изображена с Младенцем, развивается вокруг трех вариантов написания: либо Богородица и Младенец прижимаются друг к другу щеками, либо Она сидит прямо и царственно, либо Младенец изображен у нее в лоне, внутри, но как будто одновременно и перед Нею.

Икона Божьей Матери «Умиление»

Первый иконографический сюжет, когда младенец прижимается щекой к щеке Богородицы, получил название «Умиление». «Интересно, что умиление здесь – это не состояние Богородицы, которая умиляется, играя со своим Сыном, – говорит Александр Копировский. – «Умилися Спас» – значит «пожалел». Богородица в сцене умиления изображается не столько играющей с Младенцем, сколько молящейся Ему. Умиление здесь – жалость Сына, жалость до слез, к Матери в ответ на Ее молитву».

Александр Копировский: «На этой иконе Младенец хоть и маленький, но в особых одеждах, чаще всего в золотых – Он сам, как солнце. Мы видим здесь парадокс – Она царица, но у Нее на руках Царь, который превосходит всех, в том числе и Ее саму. И Он жалеет Богородицу, поскольку Она страдает за весь человеческий род, приносит Богу ходатайство от лица всего человечества».

Обычно этого не знают и потому смотрят на икону, как на обычную игру матери и ее младенца, но только немного условную, строгую, плоскостную, как это бывает в иконе. Хотя и эта ласковость, мягкость здесь тоже присутствует.

Фото: Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея
Икона Божьей Матери «Умиление» (Владимирская), начало XII в. Константинополь. Государственная Третьяковская Галерея

На иконе «Умиление» XII века трагический лик Богородицы, которая как бы видит будущие страдания своего Сына. Он сам изображен только начинающим жизнь, но уже как Царь в золотых одеждах. И Он, воцарившийся, снисходит к Ее просьбам. Здесь лик Младенца строгий, сияющий царственным светом.

А бывают иконы Богородицы, где Ее лик невероятно светлый, улыбающийся, с внутренней радостью. И лик Младенца такой же. Мы видим, как иконография позволяет делать разные содержательные оттенки.

Икона Божьей Матери «Одигитрия»

Фото: Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г., Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея
Икона Божьей Матери Одигитрия (Смоленская), 1482 г. , Дионисий, Москва. Государственная Третьяковская Галерея

Другой тип иконографии – Одигитрия. Это изображение, когда Богородица сидит прямо, как царица на троне, и Младенец сидит у Нее на руке тоже как на троне, лицом к нам. Одигитрия с греческого буквально переводится как путеводительница: ведущая в путь, помогающая в пути.

«Такой тип иконографии иллюстрирует икона конца XV века знаменитого русского иконописца Дионисия, – говорит Александр Копировский. – Дионисий написал ее в 1482 году на доске от более древней иконы, начала XIV века, которая пострадала в пожаре, причем воспроизвел точный размер утраченной иконы».

Александр Копировский: «В этом образе Дионисию удалась удивительная вещь: Младенец – царственный, но в то же время хрупкий и маленький, а Богородица – величественная, но в то же время ощущается, что она совсем юная девочка. Сверхзадача иконописца здесь была в том, чтобы и обозначить Ее величие, и показать особую духовную зрелость, и сохранить – легким намеком, символом – акцент на непередаваемой юной красоте. И Дионисий это сделал!»

Икона Божьей Матери «Оранта»

Последнее из трех самых распространенных изображений Богородицы с Младенцем, где Она изображена уже абсолютно царственно, при этом Она воздевает руки в молитве к Сыну. Икону еще называют Великая Панагия – это одно из ее греческих наименований. «Также этот тип иконографии называется Оранта, то есть «молящаяся», – говорит Александр Копировский. – Образ человека, молящегося таким образом – подняв вверх раскинутые руки – известен с древности. В нашей церкви этот жест сохранился у священников и у епископов, когда они на утренней молитве поднимают руки, произнося: «Слава Тебе, показавшему нам свет»..

Фото: Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея

Икона Божьей Матери Оранта или Великая Панагия («Знамение»), Начало XIII в., Ярославль. Государственная Третьяковская Галерея

Жест Богородицы очень торжественный и просительный одновременно. В нем Она являет себя, как Заступница – будто она что-то держит, воздевая руки. Можно вспомнить древнегреческих атлантов, «держащих небо на каменных руках». Кстати говоря, в греческой скульптуре есть и женщины, которые тоже как будто держат небо на себе – кариатиды – их использовали как колонны в некоторых храмах.

«Воздетые руки – это еще и сюжет Ветхого Завета, связанный с пророком Моисеем. Когда пророк Моисей приводит израильский народ в Землю обетованную, то враги не пускают Израиль на место, дарованное ему Богом. Тогда Моисей поднимает руки в молитве, и пока он держит руки – Израиль одолевает врага, как только он опускает руки – враги одолевают Израиль».

Младенец здесь изображен не на руках, а в круге сияния света, что символически означает, что Он внутри, в утробе Матери. Он еще как бы и не родился. Это условность иконы, которая позволяет очень о многом сказать коротко. На древней ярославской иконе начала XIII века Младенец царственным жестом благословляет Вас двумя руками как бы из чрева Богородицы.

Все три типа изображения Богородицы иконописцы пишут с разными акцентами, с большим числом вариантов: более мягкие, более строгие, более сильные, более яркие. И поэтому икон Богородицы у нас очень много. Богородичные иконы не столько дополняют разговор о Царице Небесной какими-то новыми апокрифическими подробностями, сколько являют собой попытку проникновения в Ее суть, в Ее образ, раскрывая его с разных сторон.

Иконы Богородицы-Алетейя

Нажмите здесь, чтобы запустить слайд-шоу

Нажмите «Запустить слайд-шоу» на изображении ниже, чтобы увидеть иллюстрированное руководство :

Запустить слайд-шоу

по существу идентичны.

Я был в местном музее икон по заданию и передо мной стояло висящее панно с десятью разными иконами Богородицы Марии, или Богородицы , как известны эти иконы, от греческого Богоносец . Конечно, на некоторых иконах голова Марии была наклонена влево, а не вправо. И некоторые блестели, в то время как другие были более тусклыми с возрастом. И, конечно, относительные пропорции Марии и Младенца Христа сильно различались.

Но с точки зрения фундаментальных черт все они выглядели одинаково: Мария была намного больше Христа, даже если Он был показан не в младенчестве, ее голова была склонена, и Христос всегда казался колыбелью в ее объятиях.

Прошло десять лет после моего вступления в Церковь, но мои рудиментарные протестантские инстинкты начали проявлять себя. Почему Мария всегда была больше Христа? Почему так много значков с изображением одного и того же? Мариан казалось, что это чересчур.

Конечно, я научился не доверять таким застарелым протестантским инстинктам. Поэтому вместо того, чтобы отворачиваться от икон Богородицы, я уделяю им больше внимания. И я начал понимать. Весь лик Марии был устроен таким образом, чтобы сосредоточить внимание на Христе, Который обычно был в центре внимания многих икон Богородицы, которые я видел.

Умение различать разные типы икон Богородицы — существует не менее пяти основных по стилю — помогло мне понять это. (Конечно, их гораздо больше. В одной таблице, которую я нашел, перечислено примерно 132 типа. Некоторые стили связаны с определенными местами.)

Одна икона действительно иллюстрирует, как Мария всегда ведет нас ко Христу. В этом стиле, также известном как Молитва Богородицы, руки Марии подняты в молитве, а не в материнских объятиях. На этих иконах Христос подвешен в центре, часто в кругу, рядом или над тем местом, где должно быть сердце Марии. В каком-то смысле это было похоже на икону внутри иконы.

В некоторых версиях этих икон положение рук Марии указывает не только на молитву, но и на акт откровения. Ее руки отведены назад, как будто для беспрепятственного обзора Христа.

Другие значки начали различаться. Одним из более простых типов является икона Одигитрия , что переводится как Та, которая указывает путь. На этом изображении Христос покоится сбоку от Марии, а ее свободная рука указывает на Него. Относительная величина Марии привлекает наше внимание только для того, чтобы оно могло быть сосредоточено на Христе.

Так и с другими типами икон Богородицы. В иконе Елеуса подчеркивается материнская любовь Марии ко Христу и Его ответная сыновняя привязанность к ней. Еще один распространенный тип изображает Марию на троне, а внутри нее восседает Христос.

Эти иконы подчеркивают фундаментальную истину: личность Марии не существует вне Христа. Она никогда не бывает матерью без Сына, королевой без Короля, указателем Пути без Пути, на который указывает Путь.

Это радикально отличает Марию от всех других божественных матерей древнего мира, чья личность была лишь слабо или случайно связана с их знаменитыми сыновьями. Трудно вспомнить любую материнскую фигуру из древнегреческого или римского мифа, где мать всегда изображается со своим сыном. Скорее, их легко представить без их сыновей. Их идентичность понятна как личности. (Я уже говорил об этом здесь.)

Для Марии это немыслимо: она всегда со Христом. Все ее существование ориентировано на Него.

И так же, созерцая эти иконы, мы призваны уподобиться Марии – обнять Христа, сделать Его центром всего нашего существования и позволить Ему царствовать над нашими сердцами.

( Примечание об источниках : я особенно благодарен этим онлайн-руководствам здесь, здесь и здесь за помощь в оценке различных стилей икон Богородицы. Я также полагался на них для подписей к слайд-шоу.)

Собор Писидийской иконы Божией Матери

Собор Писидийской иконы Божией Матери
(Праздник — 3 сентября)

Писидийская икона Божией Матери прославилась в граде Созосе чудесами но его происхождение неизвестно. Святитель Герман, патриарх Константинопольский († 730), упоминает в своих письмах о почитании икон, прочитанных на Седьмом Вселенском соборе, «икону Пресвятой Богородицы, находящуюся в Писидийском Созополе». Он сказал, что «миро текло из рук», и охарактеризовал икону как «древнюю». Он так сказал: «Самое замечательное то, что не встречается возражений и сомнений против того, что икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в Писидийском Созополе, изливала из руки Своей мироточивый поток. Об этом свидетельствуют многие чудо.»

Чудеса от иконы относятся к шестому веку. Об одном из чудес сообщил пресвитер Евстафий, современник патриарха Евтихия (память 6 апреля) и его биограф. В Амасее, недалеко от Созополиса, была некая супружеская пара, у которой все дети были мертворожденными. Скорбя о своем несчастье, они обратились за советом к Патриарху Евтихию. Святой Евтихий помолился и помазал их святым елеем от Креста Господня и от святой иконы Божией Матери со словами: «Именем Господа нашего Иисуса Христа». Прочитав эту краткую молитву, святой Евтихий на некоторое время погрузился в безмолвие; затем, как бы озаренный божественной благодатью, он сказал этим супругам: «Назовите ребенка вашего Петром, и он будет жить», — сказал он им. Пресвитер Евстафий, находившийся там в то же время, предложил святителю Евтихию вопрос: «А если родится девочка, как назовут ее?» Евтихий снова повторил: «Нет, пусть назовут его Петром, и он будет жить». Обрадованная пара, твердо надеясь на милость Божию, вернулась домой. В определенное время у них родился сын, как сказал святой Евтихий, и при крещении они назвали его Петром. Кроме него, у них родился еще один сын, которого они, по благословению Патриарха, назвали Иоанном. Дети росли здоровыми и благополучными, а родители, а с ними и все жители города, знавшие об этом чуде милосердия Божия, прославляли Бога.

Свидетелем этого был Елевсий, ученик святого Феодора Сикеота (память 22 апреля). Говоря о святом Феодоре, он пишет: «Тогда вошел он в честный храм Пресвятой Девы Марии, Богородицы, где течет богоданное миро, и простёр руки свои, и стал таким образом в образе крест, молился он и пристально смотрел на чудотворную «Икону с миром» напротив себя, и по божественному действию миро собралось в пузырь, а затем обильно пролилось на его глаза и помазало все его лицо, так что все, кто был свидетелем этого божественного свидетельства, сказал: «Воистину, он достойный раб Божий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts