Не угашайте духа: 1-е послание Фессалоникийцам 5:19 — 1Фес 5:19
Содержание
Толкования Священного Писания. Толкования на 1 Сол. 5:19
Содержание
Толкования на 1 Сол. 5:19
Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Афанасий Великий
Свт. Феофан Затворник
Прп. Ефрем Сирин
Прп. Макарий Великий
Прп. Аммон
Прп. Иустин (Попович)
Прп. Марк Подвижник
Прп. Нил Синайский
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блж. Феофилакт Болгарский
Филоксен Маббугский
Лопухин А.П.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Иоанн Златоуст
Духа не угашайте
Как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим 1:6) — то есть благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для знамений и всякого служения, потому что от нас зависит и погашать, и воспламенять ее. Поэтому и в другом месте он говорит: Духа не угашайте.
Гомилии на 2-е послание к Тимофею.
Поэтому Павел говорит теперь: Духа не угашайте, то есть дара, потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Подобно тому, как тот, кто нальет воды, или бросит земли на этот свет в светильнике, или, даже ничего такого не делая, только выльет из него масла, тушит свет — так бывает и с даром благодати.
Гомилии на 1-е послание к Фессалоникийцам.
Свт. Афанасий Великий
Духа не угашайте
К этому же увещевает нас блаженный Павел, так как он врученный нам дар благодати не желает видеть охлажденным, пища следующее: Духа не угашайте! Таким образом мы пребудем общниками Христа, если твердо удержим от начала до конца залог Духа; ибо апостол говорил: не угашайте Его! Не так, чтобы Святой Дух предаваем был во власть людей и мог что-либо потерпеть от них; но что те, которые выказывают себя в своих стремлениях злыми и неблагодарными, угашают Его; а также, как они, так и те, которые состарились в своих беззакониях, суть противники Святого Духа.
Праздничные послания.
Свт. Феофан Затворник
Духа не угашайте
С высоты духовной жизни нисходит теперь Апостол к самому ее источнику и роднику. Обычно живет человек в беспечности и нерадении о Богослужении и спасении. Зовущая ко спасению благодать пробуждает спящего грешника; он, внявши сему зову в чувствах покаяния, восходит до решимости посвятить прочую жизнь свою на дела Богоугодные и тем соделать свое спасение; это решение обнаруживается ревностию, которая становится мощною, когда сочетавается с нею Божия благодать, посредством Божественных таинств. С сей минуты христианин начинает духом гореть, то есть неослабно ревновать об исполнении всего, на что совесть указывает ему как на волю Божию. Сие горение духа можно поддерживать и усиливать, можно и погасить. Возгревается он паче всего делами любви к Богу и ближним, составляющей существо сего духа, верностию вообще всем заповедям Божиим с покоем совести, безжалостными к себе подвигами Душевно-телесными, молитвою и Богомыслием. Погашается отклонением внимания от Бога и дел Божиих, неумеренным озабочением себя делами житейскими, поблажками чувственным удовольствиям, плоти угодием в похоти, пристрастиями. Погасни сей дух, погаснет и жизнь христианская. Человек опять становится, как был, нерадивым и беспечным, и начинает жить, как живется, не заботясь крепко, на худое ли он попадает или на доброе. Предостерегая от сего пагубного шага, Апостол и внушает не угашать духа, то есть этого духа ревности, склоняясь на то, что противно ему, а, напротив, возгревать и питать его тем, что сродно ему. Что здесь святой Павел выразил так коротко, то в послании к Римлянам изъясняет в трех положениях: (будьте) тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12, 11). «Не только будьте тщательны, но неослабны; не только имейте дух, но пламенейте духом, то есть будьте усердны и ревностны» (Златоуст на это место послания к Римлянам). Гореть духом значит посему, всеусердно ревновать о том, чтобы угождать Господу, святую волю Его исполняя неопустительно, как делают рабы в отношении к господам, а не угашать духа — не угашать сей ревности. Святой Златоуст пространно рассуждает о сем горении духа. Приводим кратко слова его:
«Какая-то густая мгла, и мрак, и облак разлиты над всею землею. Указывая на это, Апостол говорил: бесте иногда тма (Еф. 5, 8). Нас окружает ночь, так сказать, безлунная, и мы среди этой ночи ходим. Бог же дал нам ясную лампаду. возжегши в душах наших благодать Святого Духа. Но, приняв сей свет, одни сделали его более ярким и ясным, как, например, Павел, как Петр, как все святые; а другие погасили, как пять дев, как те, которые потерпели кораблекрушение в вере, как коринфский блудник, как отпавшие галаты. Посему Павел говорит теперь: Духа не угашайте, то есть дара; потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Ибо подобно тому, как, когда кто-либо нальет воды, или бросит землю на свет в светильник, или, даже ничего такого не делая, когда только выльет из него масло, — потухает свет, так потухает и дар благодати. Если ты привнес земное, если ты предался заботам о текущих делах, то ты уже погасил дух. Погасает пламень и тогда, когда не достает елея, именно, когда не творим милостыни. Так как он сам пришел к тебе по милости Божией, то, когда не находит в тебе сего плода, отлетает от тебя. Ибо он не пребывает в душе немилостивой.—Итак, не будем угашать его. Всякое злое дело погашает сей свет: и злоречие, и обиды, и все подобное. Как бывает с огнем,— что все чуждое ему уничтожает его и все сродное с ним его усиливает,— так бывает и с этим светом».
Так обнаруживается общехристианский благодатный дух, за покаяние и веру нисходящий в душу каждого в таинстве крещения или возвращаемый в таинстве покаяния. Огнь ревности составляет существо его. Но направления он может принимать разные, смотря по лицам. У иного он весь обращается на самоисправление в строгих подвигах, у иного — преимущественно на Дела любви, у иного — на благоустроение христианского общества; у иного на распространение Евангельского учения проповедию, как, например, в Аполлосе, который горя духом, глаголаше и учаше известно, яже о Господе (Деян. 18, 25). Во всех сих направлениях не угашать духа значит не подавлять его требований, внушений и устремлений, а благоразумно удовлетворять им, обращая все во славу Божию, во спасение свое и братий о Господе.
Некоторые под духом здесь разумеют особенный дар воспринимать внезапные озарения ума, входить в созерцание Богооткровенных истин, известных ли уже, или новых, с неудержимым желанием сообщать эти озарения и внушения Духа другим в сильном и одушевленном слове. Не угашать такого духа значит не мешать ему обнаруживаться и действовать в себе и других, во благо Церкви. Но в таком случае — это будет то же, что: пророчествия не уничижайте. Как Апостол пишет уроки жизни в кратких положениях, так что каждое из них содержит свое особое правило, то нет повода в этих двух изречениях (стихи 19 — 20) видеть одну и ту же мысль. Скорее следует допустить, что святой Павел, сказав о хранении общехристианского благодатного духа сего,— духа жизни о Христе Иисусе,— напомнил и о духе пророческом, к которому не везде тогда относились как должно, помянул как бы мимоходом, не имея нужды много говорить о сем особом даре, ни о других благодатных дарах. Это тем удобнее принять, что тотчас за: пророчествия не уничижайте, следуют такие уроки, которыми определяется должное употребление общего благодатного духа жизни о Господе, в понуждении себя на всякое сознаваемое добро и в противлении всякому сознаваемому злу.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
Прп. Ефрем Сирин
Духа не угашайте
Духа не угашайте, то есть тех, кои говорят языками духа, не заставляйте молчать.
Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.
Прп. Макарий Великий
Духа не угашайте
Почему написано: «Духа не угашайте», когда он не угашаем и светоносен? Потому что ты, нерадея о Духе и не согласуясь с Ним своею волею, угасаешь для Духа. Подобным образом, Писание говорит: «не оскорбляйте Духа Святаго, Имже знаменастеся в день избавления» (Ефес. 4, 30). Видишь, в твоей состоит воле и в твоем самопроизволе, почитать Святого Духа, а не оскорблять Его. А я тебе сказываю, что и в совершенных христианах, которые пленены и упоены добрым, есть произвол; посему, испытанные тысячами зол, обращаются они к добру.
Собрание рукописей типа II. Беседа 27.
Прп. Аммон
Духа не угашайте
Ведь нерадивейшие [иноки] теплоты [в себе] не имеют, но следуют своим собственным желаниям и когда встречаются с вами, то ведут речь о [вещах] века сего. Такой беседой они гасят теплоту вашу и лишают вас ее, не позволяя вам добиться преуспеяния. Написано: Духа не угашайте. Гасится же он суетными речами и развлечением. Когда видите таковых [иноков], окажите им услугу и бегите от них, не вступая с ними в общение. Ибо они суть те, которые не позволяют человеку преуспеять во время жизни сей.
Послания.
Прп. Иустин (Попович)
Духа не угашайте
Христианином становится и христианином остается тот, кто исполняет свой дух Святым Духом посредством Таинства Крещения и других Таинств и добродетелей по мере своего усердия. Святый Дух вселяется в душу человека посредством Святых Даров. Эти Дары, как огонь, пожигают все злое и греховное и остаются негасимыми через другие Святые Таинства и добродетели.
Когда святая божественная любовь благодатью Святаго Духа наполнит сердце человека (см.: Рим. 5:5), то она разгорается с помощью молитвы, целомудрия, смиренномудрия и остальных святых добродетелей, с помощью Святого Причастия и Исповеди. Подобным образом и вера разжигается с помощью каждой евангельской добродетели. Светильник души горит непрестанно, если мы постоянно вливаем в него масло Святых Таинств и добродетелей; без этого масла светильник угасает, как угасли светильники неразумных дев (см.: Мф. 25:3–12), и душа становится ущербной во мраке греха и нераскаянности.
Когда в душе христианина угасают огни даров Святаго Духа, он остается в своем приземленном духе, в самолюбии и самоугодии, и не может принять помощи от Бога. Как человеческое тело сохраняет жизнь, питаясь извне, так и дух его для сохранения в духовной жизни должен принимать пищу от Духа Святаго. Эта пища есть дары Святаго Духа: вечная божественная жизнь, правда, истина, любовь, мудрость. И когда человеческий дух противопоставит лжи, неправде, греху и злу вечную истину Божию, правду, добродетель и добро, тогда первое исчезнет. Все светлое, исходящее от Святаго Духа, угашает нечистая жизнь: самолюбие, ненависть, вражда, сладострастие, сребролюбие, гордость, зависть и всякий грех. Леностью и грехолюбивой жизнью мы угашаем в себе веру, любовь, правду, истину, доброту, смиренномудрие и молитву. А угашая их, мы в действительности угашаем дары Духа Святаго и Самого Духа Святаго, обитающего в нас.
Поэтому не угашайте в себе Святаго Духа, поскольку вы таким образом угашаете единственный истинный Свет вашего духа, угашаете единственную божественную правду, любовь, истину, мудрость и жизнь вечную. А каков исход из такого состояния, человек? Твое тело становится сумасшедшим домом, хранящим безбожный и бездуховный дух. И такой дух делает тебя подобным диаволу, а жизнь превращает в ад. Ведь что такое ад? Это добровольное жительство без Бога и против Бога, без истины Божией и против нее, без правды, мудрости и любви Божией и против них. А что такое рай для духа человеческого? Это исполнение себя Духом Святым и жизнь в божественной истине, правде, любви и мудрости. Только так человеческий дух достигает божественного совершенства, жизни, исполненной любви и благодати Господа Иисуса Христа.
Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Прп. Марк Подвижник
Духа не угашайте
Научись из слов того же апостола: Духа не угашайте, и еще: не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30). Эти свидетельства мы привели не потому, чтобы всякого человека, крещеного и получившего благодать, по этому самому считали неизменным и уже более не требующим покаяния, но желая показать, что от крещения по дару Христову нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей. Но потом каждый, получив ее таинственно и не совершая заповеди по мере очищения, находится под действием греха, который не есть Адамов, но согрешившего.
Ответ недоумевающим о святом крещении.
Прп. Нил Синайский
Духа не угашайте
Никогда не должно пребывать в праздности и прекращать изучение Писания, молитву, духовные песнопения и светоносное, согласное с правдою, делание, чтобы, вознерадев о себе самих, при расслаблении нравов, не утратить нам теплоты благодати. Посему-то божественный Апостол повелевает, взывая: «духа не угашайте» (1 Сол. 5:19). Да и в ветхозаветном законе, как неоднократно ты слышал, предписано: «огнь на алтаре да горит на нем», – то есть, во владычественном души, – и «не угасает» (Лев. 6:12).
Письма на разные темы. Монаху Петру.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Духа не угашайте
Помни это, всякий христианин, особенно же священник и наставник детей. Особенно вам нужно всегда гореть духом при вашем высоком служении Богу и человечеству: как вы много сделаете для Бога, для людей и для себя, когда будете с верою и с любовию, с усердием, с горячностию и энергиею заниматься своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет ваше делание, когда вы станете заниматься вяло, лениво, с холодностию, без всякого усердия и энергии. Вы в великом ответе будете пред Богом и за себя, и за вверенных вашему попечению.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 19-20 Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте
Так как нынешняя жизнь есть ночь, то Бог дал нам ясный светильник, — Духа Святого. Но этот светильник одни сделали более ярким, как все святые; а другие погасили, как пять дев, которые оставили его без елея, как коринфский блудник, который влил в него нечистоту. Посему сказал: Духа не угашайте, то есть дара. Запирайте двери, то есть чувства, чтобы не вошел дух лукавства, и не погас бы светильник. Не приносите земных забот, и светильник останется неугасимым. Или и так можно понимать: были у них пророки Божии и лжепророки. Так как неизвестно было, что истинный Пророк, то они отвращались от всех. Поэтому апостол и говорит им: Духа, то есть дара в истинных пророках, не угашайте отвращением, как от лжепророков, и не презирайте пророчеств от Святого Духа.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Филоксен Маббугский
Духа не угашайте
То, что сказал Павел в ином месте: Духа не угашайте, — означает следующее: если вы опечалите Его грехом, то угасите в себе Его свет, при сиянии которого в вас вы приобретаете неизреченную силу, боретесь против начальств и власти, сражаетесь с духами злобы поднебесной (Еф 6:12) и отстраняетесь от мира со всеми его наслаждениями и горестями. Все это жар Духа соделывает в нас.
О вселении Святого Духа.
Лопухин А.П.
Духа не угашайте
«Духа не угашайте». Связь этого стиха с 20 ст. дает основание думать, что тут речь идет о возникшем среди Ф. отрицательном отношении к духовным дарованиям, о которых Ап. говорит в 1Кор.XII, и XIV гл. Реакция против них, м. б., поднялась потому, что они вносили известную долю беспорядка в собрания христиан.
Толковая Библия.
См. также Толкование на 1 Сол. 5:16
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Толкования Священного Писания. Толкования на 1 Сол. 5:19
Содержание
Толкования на 1 Сол. 5:19
Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Афанасий Великий
Свт. Феофан Затворник
Прп. Ефрем Сирин
Прп. Макарий Великий
Прп. Аммон
Прп. Иустин (Попович)
Прп. Марк Подвижник
Прп. Нил Синайский
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блж. Феофилакт Болгарский
Филоксен Маббугский
Лопухин А.П.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Иоанн Златоуст
Духа не угашайте
Как огонь требует дров, так и благодать — нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2 Тим 1:6) — то есть благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для знамений и всякого служения, потому что от нас зависит и погашать, и воспламенять ее. Поэтому и в другом месте он говорит: Духа не угашайте.
Гомилии на 2-е послание к Тимофею.
Поэтому Павел говорит теперь: Духа не угашайте, то есть дара, потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Подобно тому, как тот, кто нальет воды, или бросит земли на этот свет в светильнике, или, даже ничего такого не делая, только выльет из него масла, тушит свет — так бывает и с даром благодати.
Гомилии на 1-е послание к Фессалоникийцам.
Свт. Афанасий Великий
Духа не угашайте
К этому же увещевает нас блаженный Павел, так как он врученный нам дар благодати не желает видеть охлажденным, пища следующее: Духа не угашайте! Таким образом мы пребудем общниками Христа, если твердо удержим от начала до конца залог Духа; ибо апостол говорил: не угашайте Его! Не так, чтобы Святой Дух предаваем был во власть людей и мог что-либо потерпеть от них; но что те, которые выказывают себя в своих стремлениях злыми и неблагодарными, угашают Его; а также, как они, так и те, которые состарились в своих беззакониях, суть противники Святого Духа.
Праздничные послания.
Свт. Феофан Затворник
Духа не угашайте
С высоты духовной жизни нисходит теперь Апостол к самому ее источнику и роднику. Обычно живет человек в беспечности и нерадении о Богослужении и спасении. Зовущая ко спасению благодать пробуждает спящего грешника; он, внявши сему зову в чувствах покаяния, восходит до решимости посвятить прочую жизнь свою на дела Богоугодные и тем соделать свое спасение; это решение обнаруживается ревностию, которая становится мощною, когда сочетавается с нею Божия благодать, посредством Божественных таинств. С сей минуты христианин начинает духом гореть, то есть неослабно ревновать об исполнении всего, на что совесть указывает ему как на волю Божию. Сие горение духа можно поддерживать и усиливать, можно и погасить. Возгревается он паче всего делами любви к Богу и ближним, составляющей существо сего духа, верностию вообще всем заповедям Божиим с покоем совести, безжалостными к себе подвигами Душевно-телесными, молитвою и Богомыслием. Погашается отклонением внимания от Бога и дел Божиих, неумеренным озабочением себя делами житейскими, поблажками чувственным удовольствиям, плоти угодием в похоти, пристрастиями. Погасни сей дух, погаснет и жизнь христианская. Человек опять становится, как был, нерадивым и беспечным, и начинает жить, как живется, не заботясь крепко, на худое ли он попадает или на доброе. Предостерегая от сего пагубного шага, Апостол и внушает не угашать духа, то есть этого духа ревности, склоняясь на то, что противно ему, а, напротив, возгревать и питать его тем, что сродно ему. Что здесь святой Павел выразил так коротко, то в послании к Римлянам изъясняет в трех положениях: (будьте) тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12, 11). «Не только будьте тщательны, но неослабны; не только имейте дух, но пламенейте духом, то есть будьте усердны и ревностны» (Златоуст на это место послания к Римлянам). Гореть духом значит посему, всеусердно ревновать о том, чтобы угождать Господу, святую волю Его исполняя неопустительно, как делают рабы в отношении к господам, а не угашать духа — не угашать сей ревности. Святой Златоуст пространно рассуждает о сем горении духа. Приводим кратко слова его:
«Какая-то густая мгла, и мрак, и облак разлиты над всею землею. Указывая на это, Апостол говорил: бесте иногда тма (Еф. 5, 8). Нас окружает ночь, так сказать, безлунная, и мы среди этой ночи ходим. Бог же дал нам ясную лампаду. возжегши в душах наших благодать Святого Духа. Но, приняв сей свет, одни сделали его более ярким и ясным, как, например, Павел, как Петр, как все святые; а другие погасили, как пять дев, как те, которые потерпели кораблекрушение в вере, как коринфский блудник, как отпавшие галаты. Посему Павел говорит теперь: Духа не угашайте, то есть дара; потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Ибо подобно тому, как, когда кто-либо нальет воды, или бросит землю на свет в светильник, или, даже ничего такого не делая, когда только выльет из него масло, — потухает свет, так потухает и дар благодати. Если ты привнес земное, если ты предался заботам о текущих делах, то ты уже погасил дух. Погасает пламень и тогда, когда не достает елея, именно, когда не творим милостыни. Так как он сам пришел к тебе по милости Божией, то, когда не находит в тебе сего плода, отлетает от тебя. Ибо он не пребывает в душе немилостивой.—Итак, не будем угашать его. Всякое злое дело погашает сей свет: и злоречие, и обиды, и все подобное. Как бывает с огнем,— что все чуждое ему уничтожает его и все сродное с ним его усиливает,— так бывает и с этим светом».
Так обнаруживается общехристианский благодатный дух, за покаяние и веру нисходящий в душу каждого в таинстве крещения или возвращаемый в таинстве покаяния. Огнь ревности составляет существо его. Но направления он может принимать разные, смотря по лицам. У иного он весь обращается на самоисправление в строгих подвигах, у иного — преимущественно на Дела любви, у иного — на благоустроение христианского общества; у иного на распространение Евангельского учения проповедию, как, например, в Аполлосе, который горя духом, глаголаше и учаше известно, яже о Господе (Деян. 18, 25). Во всех сих направлениях не угашать духа значит не подавлять его требований, внушений и устремлений, а благоразумно удовлетворять им, обращая все во славу Божию, во спасение свое и братий о Господе.
Некоторые под духом здесь разумеют особенный дар воспринимать внезапные озарения ума, входить в созерцание Богооткровенных истин, известных ли уже, или новых, с неудержимым желанием сообщать эти озарения и внушения Духа другим в сильном и одушевленном слове. Не угашать такого духа значит не мешать ему обнаруживаться и действовать в себе и других, во благо Церкви. Но в таком случае — это будет то же, что: пророчествия не уничижайте. Как Апостол пишет уроки жизни в кратких положениях, так что каждое из них содержит свое особое правило, то нет повода в этих двух изречениях (стихи 19 — 20) видеть одну и ту же мысль. Скорее следует допустить, что святой Павел, сказав о хранении общехристианского благодатного духа сего,— духа жизни о Христе Иисусе,— напомнил и о духе пророческом, к которому не везде тогда относились как должно, помянул как бы мимоходом, не имея нужды много говорить о сем особом даре, ни о других благодатных дарах. Это тем удобнее принять, что тотчас за: пророчествия не уничижайте, следуют такие уроки, которыми определяется должное употребление общего благодатного духа жизни о Господе, в понуждении себя на всякое сознаваемое добро и в противлении всякому сознаваемому злу.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
Прп. Ефрем Сирин
Духа не угашайте
Духа не угашайте, то есть тех, кои говорят языками духа, не заставляйте молчать.
Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам.
Прп. Макарий Великий
Духа не угашайте
Почему написано: «Духа не угашайте», когда он не угашаем и светоносен? Потому что ты, нерадея о Духе и не согласуясь с Ним своею волею, угасаешь для Духа. Подобным образом, Писание говорит: «не оскорбляйте Духа Святаго, Имже знаменастеся в день избавления» (Ефес. 4, 30). Видишь, в твоей состоит воле и в твоем самопроизволе, почитать Святого Духа, а не оскорблять Его. А я тебе сказываю, что и в совершенных христианах, которые пленены и упоены добрым, есть произвол; посему, испытанные тысячами зол, обращаются они к добру.
Собрание рукописей типа II. Беседа 27.
Прп. Аммон
Духа не угашайте
Ведь нерадивейшие [иноки] теплоты [в себе] не имеют, но следуют своим собственным желаниям и когда встречаются с вами, то ведут речь о [вещах] века сего. Такой беседой они гасят теплоту вашу и лишают вас ее, не позволяя вам добиться преуспеяния. Написано: Духа не угашайте. Гасится же он суетными речами и развлечением. Когда видите таковых [иноков], окажите им услугу и бегите от них, не вступая с ними в общение. Ибо они суть те, которые не позволяют человеку преуспеять во время жизни сей.
Послания.
Прп. Иустин (Попович)
Духа не угашайте
Христианином становится и христианином остается тот, кто исполняет свой дух Святым Духом посредством Таинства Крещения и других Таинств и добродетелей по мере своего усердия. Святый Дух вселяется в душу человека посредством Святых Даров. Эти Дары, как огонь, пожигают все злое и греховное и остаются негасимыми через другие Святые Таинства и добродетели.
Когда святая божественная любовь благодатью Святаго Духа наполнит сердце человека (см.: Рим. 5:5), то она разгорается с помощью молитвы, целомудрия, смиренномудрия и остальных святых добродетелей, с помощью Святого Причастия и Исповеди. Подобным образом и вера разжигается с помощью каждой евангельской добродетели. Светильник души горит непрестанно, если мы постоянно вливаем в него масло Святых Таинств и добродетелей; без этого масла светильник угасает, как угасли светильники неразумных дев (см.: Мф. 25:3–12), и душа становится ущербной во мраке греха и нераскаянности.
Когда в душе христианина угасают огни даров Святаго Духа, он остается в своем приземленном духе, в самолюбии и самоугодии, и не может принять помощи от Бога. Как человеческое тело сохраняет жизнь, питаясь извне, так и дух его для сохранения в духовной жизни должен принимать пищу от Духа Святаго. Эта пища есть дары Святаго Духа: вечная божественная жизнь, правда, истина, любовь, мудрость. И когда человеческий дух противопоставит лжи, неправде, греху и злу вечную истину Божию, правду, добродетель и добро, тогда первое исчезнет. Все светлое, исходящее от Святаго Духа, угашает нечистая жизнь: самолюбие, ненависть, вражда, сладострастие, сребролюбие, гордость, зависть и всякий грех. Леностью и грехолюбивой жизнью мы угашаем в себе веру, любовь, правду, истину, доброту, смиренномудрие и молитву. А угашая их, мы в действительности угашаем дары Духа Святаго и Самого Духа Святаго, обитающего в нас.
Поэтому не угашайте в себе Святаго Духа, поскольку вы таким образом угашаете единственный истинный Свет вашего духа, угашаете единственную божественную правду, любовь, истину, мудрость и жизнь вечную. А каков исход из такого состояния, человек? Твое тело становится сумасшедшим домом, хранящим безбожный и бездуховный дух. И такой дух делает тебя подобным диаволу, а жизнь превращает в ад. Ведь что такое ад? Это добровольное жительство без Бога и против Бога, без истины Божией и против нее, без правды, мудрости и любви Божией и против них. А что такое рай для духа человеческого? Это исполнение себя Духом Святым и жизнь в божественной истине, правде, любви и мудрости. Только так человеческий дух достигает божественного совершенства, жизни, исполненной любви и благодати Господа Иисуса Христа.
Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Прп. Марк Подвижник
Духа не угашайте
Научись из слов того же апостола: Духа не угашайте, и еще: не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30). Эти свидетельства мы привели не потому, чтобы всякого человека, крещеного и получившего благодать, по этому самому считали неизменным и уже более не требующим покаяния, но желая показать, что от крещения по дару Христову нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей. Но потом каждый, получив ее таинственно и не совершая заповеди по мере очищения, находится под действием греха, который не есть Адамов, но согрешившего.
Ответ недоумевающим о святом крещении.
Прп. Нил Синайский
Духа не угашайте
Никогда не должно пребывать в праздности и прекращать изучение Писания, молитву, духовные песнопения и светоносное, согласное с правдою, делание, чтобы, вознерадев о себе самих, при расслаблении нравов, не утратить нам теплоты благодати. Посему-то божественный Апостол повелевает, взывая: «духа не угашайте» (1 Сол. 5:19). Да и в ветхозаветном законе, как неоднократно ты слышал, предписано: «огнь на алтаре да горит на нем», – то есть, во владычественном души, – и «не угасает» (Лев. 6:12).
Письма на разные темы. Монаху Петру.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Духа не угашайте
Помни это, всякий христианин, особенно же священник и наставник детей. Особенно вам нужно всегда гореть духом при вашем высоком служении Богу и человечеству: как вы много сделаете для Бога, для людей и для себя, когда будете с верою и с любовию, с усердием, с горячностию и энергиею заниматься своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет ваше делание, когда вы станете заниматься вяло, лениво, с холодностию, без всякого усердия и энергии. Вы в великом ответе будете пред Богом и за себя, и за вверенных вашему попечению.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Феофилакт Болгарский
Ст. 19-20 Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте
Так как нынешняя жизнь есть ночь, то Бог дал нам ясный светильник, — Духа Святого. Но этот светильник одни сделали более ярким, как все святые; а другие погасили, как пять дев, которые оставили его без елея, как коринфский блудник, который влил в него нечистоту. Посему сказал: Духа не угашайте, то есть дара. Запирайте двери, то есть чувства, чтобы не вошел дух лукавства, и не погас бы светильник. Не приносите земных забот, и светильник останется неугасимым. Или и так можно понимать: были у них пророки Божии и лжепророки. Так как неизвестно было, что истинный Пророк, то они отвращались от всех. Поэтому апостол и говорит им: Духа, то есть дара в истинных пророках, не угашайте отвращением, как от лжепророков, и не презирайте пророчеств от Святого Духа.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Филоксен Маббугский
Духа не угашайте
То, что сказал Павел в ином месте: Духа не угашайте, — означает следующее: если вы опечалите Его грехом, то угасите в себе Его свет, при сиянии которого в вас вы приобретаете неизреченную силу, боретесь против начальств и власти, сражаетесь с духами злобы поднебесной (Еф 6:12) и отстраняетесь от мира со всеми его наслаждениями и горестями. Все это жар Духа соделывает в нас.
О вселении Святого Духа.
Лопухин А.П.
Духа не угашайте
«Духа не угашайте». Связь этого стиха с 20 ст. дает основание думать, что тут речь идет о возникшем среди Ф. отрицательном отношении к духовным дарованиям, о которых Ап. говорит в 1Кор.XII, и XIV гл. Реакция против них, м. б., поднялась потому, что они вносили известную долю беспорядка в собрания христиан.
Толковая Библия.
См. также Толкование на 1 Сол. 5:16
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
1 Фессалоникийцам 5:19 Не угашайте Духа.
Комментарий Элликотта для англоязычных читателей
(19) Не угашайте Духа. Упоминание о молитве и благодарении (евхаристии), которыми подразумевается как публичное, так и личное богослужение, приводит св. Павла к упоминанию других части службы. Уныние и депрессия, противоядие от которых дается в 1 Фессалоникийцам 5:16-18, были таковы, что почти погасили тот огонь энтузиазма, который должен был вспыхнуть в молитвах, хвалах, благодарениях и «пророчествах». Под «Духом» здесь не следует понимать слишком резко, подразумевая Личность Святого Духа: Личность Святого Духа может быть огорчена (Ефесянам 4:30), изгнана (Псалом 50:11), забыта (1 Тимофею 4:14). , но (хотя Его действие на индивидуума может быть остановлено) Его никогда нельзя погасить. Это слово здесь снова (как и в 1 Фессалоникийцам 1:5) используется в том промежуточном смысле, который выражает воздействие личного действия Святого Духа на наш дух. Он возжигает в нас огонь (Матфея 3:11), то есть всепожирающий пыл и воодушевление любви к Богу и человеку; этот пыл можно приглушить, погасить, если не давать ему свободы и игры. Уныние (1 Фессалоникийцам 5:16), пренебрежение молитвой (1Фессалоникийцам 5:17), которая является самой подпиткой пламени, неудовлетворенность ответом, который Бог избирает дать на молитву (1Фессалоникийцам 5:18), в конце концов снизят нас. до состояния, в котором мы были до конфирмации (Римлянам 8:9).). Комп. Ecce Homo, с. 257 (3-е изд.): «Апостолы таким же образом осознали, что их вдохновение подвержено перерывам. Они считают возможным огорчать Божество, пребывающее в них, и всегда подавлять Его влияние. ни Христос ни на мгновение не предполагает, что, если Он совершит Свой побег, то можно обойтись без Него… Христианство есть энтузиазм, или оно ничто». . . .
Комментарий с кафедры
Стих 19. — Не угашайте Духа. Дух здесь рассматривается как пламя, которое можно погасить (Матфея 3:11). Сошествие Духа в Пятидесятницу было в виде разделяющихся языков, как бы огненных (Деяния 2:3). Под Духом здесь обычно понимаются чудесные дары Духа — говорение языками или пророчествование; и предполагается, что здесь апостол запрещает препятствовать или сдерживать использование этих даров. В следующем стихе упоминается дар пророчества. Но нет причины исключать обычные и еще более ценные дары Духа, такие как чистые помыслы, святые действия, благочестивые чувства, которые могут быть эффективно угашены беспечной или безнравственной жизнью. «Не угашайте Духа». Не делайте того, что противоречит его влиянию. Будьте начеку против греха, а не против работы Духа в душе. В этом смысле увещевание подобно тому, которое дал Павел в Послании к Ефесянам: «Не огорчайте Святого Духа Божия» (Ефесянам 4:30).
Параллельные комментарии …
Греческий
Не гасить
σβέννυτε (sbennyte)
Глагол – Настоящее Повелительное наклонение Действительный залог – 2-е лицо Множественное число
Strong’s 4570: (a) Я тушу, гаслю, (b) Я подавляю, препятствую. Продолжительная форма явно основного глагола; погасить.
the
Τὸ (To)
Артикль — Винительный Средний род Единственное число
Strong’s 3588: The, определенный артикль. Включая женский род he и средний род to во всех их вариантах; Определенный артикль; в.
Дух.
Πνεῦμα (Pneuma)
Существительное в винительном роде единственного числа
Strong’s 4151: Ветер, дыхание, дух.
Прыжки до предыдущего
FireLightQuenchspiritspirit’s
Скачки на следующий
FireLightQuenchSpiritspirit
Links
1 Фессалоникийцам 5:19 NIV
1 TheSalonians 5:19 NLT
100 1AIN 5 ASS 5:19 1. 100 5AINAINAINAINAINAINAINAINAINAINAINAINAINAINAIANS 5:19 1.15 1AILINAINIANS 5. Фессалоникийцам 5:19 KJV
1 Фессалоникийцам 5:19 BibleApps.com
1 Фессалоникийцам 5:19 Biblia Paralela
1 Фессалоникийцам 5:19 Китайская Библия
1 Фессалоникийцам 5:19 Французская Библия
1 Фессалоникийцам 5:19 Католическая Библия
НЗ Письма: 1 Фессалоникийцам 5:19 Не угашайте Духа (1 Фес.1 Фес.1ThiThiTh)
Семь способов угашения Духа
Если бы сам апостол Павел не предупредил нас об угашении Духа, кто бы из нас подумал, что это возможно (1 Фессалоникийцам 5:19– 22)? Предполагать, что всемогущий Дух Божий когда-либо может быть угашен и, таким образом, ограничен в том, что Он мог бы делать в нашей жизни и в жизни поместной церкви, значит идти по тонкому теологическому льду.
Павел говорит в 1 Фессалоникийцам 5, что Бог даровал христианам возможность либо ограничивать, либо освобождать то, что Дух делает в жизни поместной церкви. Дух приходит к нам как огонь, который либо раздувается до полного пламени и дает свободу исполнять свою волю, либо заливается и гаснет водой человеческого страха, контроля и ошибочной теологии.
«Бог дал нам силу и власть ограничивать или разрешать то, что Дух делает в поместной церкви».
Кто из нас останавливается, чтобы подумать о том, как мы непреднамеренно подавляем работу Духа в нашей жизни индивидуально и в наших церквях в целом? Вселяем ли мы, церковные лидеры, страх или мужество в сердца людей тем, как мы говорим, проповедуем и ведем? Приправляем ли мы наши проповеди и изучения Библии в малых группах, даже наши личные беседы, столь ужасными предупреждениями о харизматическом излишестве, что фактически подавляем работу Духа в их жизни? Или, выслушав нас и увидев, как мы ведем себя в христианском служении, находят ли они воодушевление, мужество и уверенность в том, чтобы выйти и пойти на риск, на который в противном случае они бы не пошли?
Очевидно, что Дух желает работать в вашей жизни и в вашей церкви. Используя метафору или аналогию Павла, Дух подобен огню, чье пламя мы стараемся не гасить и не тушить. Святой Дух хочет усилить тепло Своего присутствия среди нас, воспламенить наши сердца и наполнить нас теплом Своей внутренней силы. И увещевание Павла является предупреждением для всех нас, чтобы мы не стали частью современной бригады ведер, готовой оросить его деятельность водой законничества, страха и порочного богословия, которое без библейских оснований утверждает, что его дары прекратились. и был отозван.
1. Мы угашаем Святого Духа, когда решительно полагаемся на любой источник, кроме Святого Духа, во всем, что мы делаем в жизни и служении.
Любая попытка вызвать в воображении «надежду» помимо той силы, которая есть Дух (Римлянам 15:13), должна погасить его, как и любое усилие упорствовать в служении и оставаться терпеливым с радостью любыми другими средствами, кроме Духа. (Колоссянам 1:11). Любая попытка выполнять пастырское служение, кроме как через «Его энергию, которую Он сильно действует во мне» (Колоссянам 1:29). ) заключается в угашении Духа. Любая попытка решиться совершить какое-либо доброе дело веры с помощью «силы», отличной от Духа, должна угасить его (2 Фессалоникийцам 1:11).
2. Мы угашаем Дух всякий раз, когда умаляем его личность и говорим о нем, как если бы он был лишь абстрактной силой или источником божественной энергии.
Некоторые представляют себе Духа не более чем эфирной энергией, божественным эквивалентом электрического тока: воткните палец веры в гнездо его «помазающего присутствия», и вы испытаете духовный шок библейских масштабов. ! В результате любые разговоры о переживании Духа отвергаются как позорящие Его возвышенный статус Бога и неспособность принять Его власть над нами, а не нашу власть над Ним.
3. Мы угашаем Дух всякий раз, когда подавляем или запрещаем Его работу по передаче духовных даров и служению церкви через них.
Каждый дар Духа по-своему является «проявлением» самого Святого Духа (1 Коринфянам 12:7). Дух проявляется или явно проявляется среди нас всякий раз, когда используются дары. Духовные дары – это присутствие самого Духа, проявляющееся относительно ясно, даже драматически, в том, как мы совершаем служение.
«Духовные дары — это присутствие самого Духа, проявляющееся относительно ясно, даже драматично».
Значит ли это, что учение о цессационизме есть угашение Духа? Хотя я не верю, что цессационисты намеренно намеренно угашают Дух, я верю, что конечным следствием этой теологической позиции является угашение Духа.
Большинство цессационистов желают, чтобы Дух действовал так, как они считают библейски оправданным. Они просто не верят, что действие чудесных даров сегодня библейски оправдано. Таким образом, непреднамеренным практическим результатом цессационизма является угашение Духа. Посредством небиблейского и ошибочного богословия, которое ограничивает, тормозит и часто запрещает то, что Дух может и не может делать в нашей жизни индивидуально и в наших церквах в целом, Дух угашается.
4. Мы угашаем Дух всякий раз, когда создаем нерушимую и ханжескую структуру в наших совместных собраниях и богослужениях, а также в наших малых группах, которая не допускает спонтанности или особого водительства Духа.
Дважды — в Ефесянам 5:19 и Колоссянам 3:16 — Павел ссылается на «духовные песни», скорее всего, для того, чтобы провести различие между песнями, которые были сочинены ранее («псалмы» и «гимны»), и теми, которые возникают спонтанно. самим Духом. Я считаю, что лучшим объяснением того, что Павел имел в виду под «духовными песнями», являются неотрепетированные, незаписанные и импровизированные, возможно, короткие мелодии или припевы, восхваляющие красоту Христа. Они не подготавливаются заранее, но побуждаются Духом и, таким образом, уникальны и особенно соответствуют случаю или важности момента.
Могло ли быть так, что мы подавляем работу Духа, либо отрицая возможность того, что Он может действовать на нас спонтанно, как это, либо настолько жестко структурируя наши богослужения, что практически не допускается вмешательство Духа в нашу литургию?
Кроме того, мы читаем в 1 Коринфянам 14:29–31, что Дух вполне может открыть что-то человеку в то время, когда другой говорит. Эту спонтанность не следует презирать или презирать, но следует принять, как Павел советует говорящему «молчать» и давать другому возможность сообщить все, что дал ему знать Дух.
5. Мы угашаем Дух всякий раз, когда пренебрегаем пророческими высказываниями (1 Фессалоникийцам 5:20).
Как бы сильно люди ни злоупотребляли даром пророчества, пренебрегать пророческими высказываниями непокорно Писанию, другими словами, грех. Бог повелевает нам не относиться к пророчеству с пренебрежением, как если бы оно было неважным.
Вместо того чтобы угашать Святого Духа, презирая пророческие высказывания, Павел говорит нам в 1 Фессалоникийцам 5:21 «испытывать все», то есть исследовать или судить все пророчества. Павел не исправляет злоупотребление этим даром, приказывая не использовать его (как это делают многие сегодня). Его лекарство — это библейская проницательность и только «удержание хорошего» (1 Фессалоникийцам 5:21). Такое различение следует применять ко всем духовным дарам.
6. Мы угашаем Дух всякий раз, когда уменьшаем Его активность, которая предупреждает и пробуждает нас к славной и величественной истине о том, что мы на самом деле дети Божьи (Римлянам 8:15–16; Галатам 4:4–7).
В обоих этих текстах эмпирическая, ощутимая уверенность в том, что мы усыновлены детьми Божьими, является прямым результатом работы Святого Духа в наших сердцах. В какой бы степени мы ни уменьшали это эмпирическое измерение работы Духа, мы подавляем его. Насколько нам не удается привести людей к сознательному, чувственному осознанию их усыновления как детей Божиих, мы угашаем Дух.
7. Мы угашаем Дух каждый раз, когда подавляем, издаем законы или вселяем страх в сердца людей относительно законного переживания сердечных эмоций и привязанностей в поклонении.
Я нахожу поучительным, что Иисус, когда Он превозносил Отца, описывается как радующийся «в Духе Святом» (Луки 10:21). Привязанность к Богу, такая как радость, мир, любовь, рвение, желание и благоговейный страх, являются важным аспектом поклонения, возвеличивающего Христа. Как часто мы организуем наши корпоративные собрания и даем строгие указания относительно того, что является «правильным» во время поклонения, и тем самым непреднамеренно угашаем Дух в жизни людей?
«Как бы сильно некоторые ни злоупотребляли пророчеством, пренебрегать пророческими высказываниями непокорно Писанию».
Джон Пайпер выразился лучше всего: «Живая полнота Духа переливается в соответствующих выражениях, таких как пение и воспевание от сердца к Господу (Ефесянам 5:18–19).