Никитин валентин богослов: Никитин Валентин : Богослов.RU
Содержание
Валентин Никитин / Православие.Ru
Валентин Никитин / Православие.Ru
Рейтинг: 9.9|Голосов: 708
«Валя принимал жизнь как поэт, и как поэт он принял смерть»
Памяти Валентина Арсентьевича Никитина
«Человек поразительной веры, чистоты и искренности» – таким остался в памяти друзей православный поэт, богослов и публицист Валентин Арсентьевич Никитин.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 120
«Никогда в жизни мы не видели такого человека»
К 10-летию со дня кончины митрополита Питирима (Нечаева)
Владыку вспоминают архимандрит Тихон (Шевкунов), академик Е. Велихов, старший иподиакон и личный переводчик, внучатая племянница, ректор МИИТа, профессора МГУ, сотрудники издательского отдела Московской Патриархии и многие другие.
Рейтинг: 10|Голосов: 8
Во славу святости — светописью
Валентин Никитин
В чем секрет популярности книги наместника московского ставропигиального Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»? Почему ее не перестают спрашивать в церковных лавках, библиотеках и магазинах православной литературы? Причем, спрашивают самые разные люди – молодые и пожилые, образованные и не очень, не мыслящие своей жизни без православного храма – и заглядывающие в него раз в год…
Рейтинг: 9. 6|Голосов: 8
Культ и культура в формировании и сохранении межнационального согласия в России
Валентин Никитин
К сожалению, постсоветский период в истории России связан с попранием русской национальной культуры, с нарастанием русофобии, с ущемлением прав, унижением и дискриминацией русского народа. В эти годы слово «русский» заменялось на «российский», отрицалось право русского народа быть хозяином на своей земле. Огромную угрозу для национальной безопасности России представляет доктрина так называемого цивилизационного конфликта и якобы неразрешимых противоречий между православными и мусульманами. Враги России пытаются сделать ее главной мишенью для международного терроризма.
Рейтинг: 9.6|Голосов: 37
Издатель Божией милостью
Валентин Никитин
И в мрачный период атеистического лихолетья, и в так называемый период перестройки, и в последующий период кризиса державы Российской, и в годы духовного возрождения нашей страны владыка Питирим был и оставался издателем милостью Божией.
Рейтинг: 9.5|Голосов: 85
Жизненный путь митрополита Питирима: факты и даты
Валентин Никитин
В 1933 году протоиерей Владимир Нечаев вернулся из ссылки и тогда же вместе с сыном Костей навестил епископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого). «Мы зашли к нему в алтарь, – вспоминает митрополит Питирим, – а я в алтаре никогда раньше не бывал: отец не допускал туда детей, чтобы не охладевали, поэтому я, направляясь к владыке, прошел прямо перед престолом. Отец смутился, а владыка сказал: “Значит будет священником!”».
Светлой памяти Петра Паламарчука
Валентин Никитин
20 декабря 2005 г. писателю, историку, автору знаменитой иллюстрированной истории московских храмов «Сорок сороков» Петру Георгиевичу Паламарчуку (1955–1998) исполнилось бы пятьдесят лет. К этой дате Православие.Ru начинает публикацию серии работ этого замечательного автора, а 20 декабря в Сретенском монастыре в 9 ч 30 мин после Божественной литургии будет совершена панихида, на которую приглашаются все, кто помнит и любит Петра Паламарчука.
ПредыдущийСледующий
Валентин Никитин — поэт, литературовед, православный публицист
Поделиться:
14.12.2015
Поэт, литературовед, православный публицист, богослов, доктор философии. Член Союза писателей России, академик Российской академии естественных наук (РАЕН)
Хоть солнце согревает
всех и вся,
В народах распри,
всюду потрясенья!
Наверное антихрист родился
К неразберихе светопреставленья…
Восстали братья друг на друга!
срам!
Соседи на соседей ополчились!
На Рождество,
на Ураза-байрам
Сражаются! —
во зле ожесточились!
Вот и планет орбиты нетверды,
Грозят со звёзд
египетские казни…
И метеоров огненных следы
Всё ближе,
непредвиденно-опасны!
Вновь у Фемиды
бомбы на весах! -
Мир в огненном
военном переделе…
И в неизбывном горе и слезах
По детям траур
матери одели…
Снарядами изрыто пол-Земли,
Плуги ржавеют,
сироты без хлеба…
И отблески зловещие легли
К Армагеддону
от руин Алеппо!
…Пока не затворились небеса
И влагой облака не оскудели,
Пока не разомкнулись полюса,
Выталкивая нас
из колыбели;
Пока сады
приносят нам плоды
И плодоносят вспаханные земли,
Чтоб отвести знамение беды,
Услышь трубу,
заветам Бога внемли!
Помолимся! –
да сгинет страх конца,
Тогда и смерти страх
навек исчезнет!
И Аггел из созвездия Стрельца
Не выступит,
не выстрелит из бездны!
Мы в вере утвердимся,
озарясь
Надеждою,
согреемся любовью!
И Отчая ответит ипостась
Святым дыханьем -
на любовь сыновью!
***
Валентин Никитин
13 декабря 2015 г.
Поделиться:
Количество комментариев к элементу: 0
Короткая ссылка на новость: https://ivan4.ru/~kds4U
Возврат к списку
«Признать Христа в Его народе»
Итоговая декларация Христианского круглого стола восточно-православных священников и представителей культуры из Греции, Грузии, Италии, России и Украины, посетивших Иерусалим, 20-24 апреля 2007 г.
Для веками иудеи и христиане были как объединены, так и разделены отношением ко Христу. Святой Петр сказал: « Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса; которого вы предали и отреклись от него в присутствии Пилата, когда он решил отпустить его » (Деяния 3:13). Но если слова апостола «вы избавили» могли относиться только к толпе, кричавшей «Распни Его!», то ссылка на «Бога отцов наших, [который] прославил раба Своего Иисуса» навеки указывает на всех иудеев и все христиане. Он так же вечен, как Завет, заключенный на Синае. Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, Бог Моисея, Давида, Соломона, Бог Исайи, Иезекииля и Даниила, Бог Иуды Маккавея, Бог Анны Пророчицы и Симона Богоносца , был, есть и всегда будет Богом Израиля и Отцом Господа нашего Иисуса Христа. Идея преемственности особенно ярко передана в анафоре Литургии Василия Великого. Иисус был, есть и будет истинным сыном еврейского народа и истинным, единственным и глубочайшим откровением Отца, данным нам в Святом Духе.
На протяжении веков связи Иисуса с Его народом оставались в тени. Но именно слова «вы освободили» вышли на первый план и стали основой идеологии, презрения, отторжения, гетто, оседлости, ненависти, погромов и закончились Холокостом. . . Предлагаем поразмыслить, почему в памяти христиан запечатлелись яростные вопли людей, не ведающих о том, что они творят, а молитва о прощении Господня была утеряна, или почему не были услышаны слова святителя Петра. : « …И теперь, братья, я знаю, что вы сделали это по неведению, как и ваши правители. Но то, что Бог предвозвестил устами всех Своих пророков, что Христу надлежит пострадать, Он так и исполнил. » (Деяния 3:17-18)
Но даже после смерти шести миллионов человек антисемиты не чувствуют вины. Наоборот, антисемитизм растет в мусульманских и бывших коммунистических странах. Как тоталитарная идеология, антисемитизм находится в состоянии духовной одержимости, которая постоянно изобретает новых врагов под старыми масками. В любой форме это яд, отравляющий христианскую душу. И тот, кто в наши дни использует слово «еврей» как проклятие, лжет, называя себя христианином. Когда мы вспоминаем трагедию Холокоста, нас призывают открыть для себя нечто поистине евангельского масштаба: познать Христа, Который распинается со Своим народом. Холокост — очевидный знак, указывающий на антихристовую природу теологии замещения. Она должна привести нас к искуплению и поиску новых путей, в том числе богословских. Настало время назвать антисемитизм тяжким грехом против Бога и человека.
Что затуманивает наше зрение?
Мы поклоняемся Христу как Истинному Богу и Истинному Человеку. Мы знаем, что Божественное Слово, обращенное ко всем людям, впервые прозвучало на родном языке Иисуса, читавшего Завет, заложивший закон народа, к которому Он принадлежал. Но позиция отрицания настолько сильно затуманивала наше зрение, что мы не могли ни произнести, ни даже постичь столь очевидные вещи. Мы забыли, что Иисус, который изначально был послан только к заблудшим овцам Дома Израилева, исцелил и воскресил людей этого Дома, что он любил их и оплакивал их как Своих братьев и сестер. Эта любовь пронизывает все Евангелие — не есть ли выражение Его Истинной Человечности мы поклоняемся?
И это Истинное Человечество нашего Господа не может быть растворено в абстрактной универсальности. Христос Богочеловек, Новый Адам, принесший Себя в жертву за грехи мира, был и есть также Сын «Блаженных между женами» и Сын Своего народа во плоти. Все, что приносит нам новое знание о Христе, каким Он был в Своем земном пребывании, может только обогатить нашу веру.
Дары без покаяния
Слова св. Павла: « Ибо дары и призвание Божие непреложны » (Римлянам 11:29)), никогда не достигали сердец христиан во всей своей полноте. На смену им пришла так называемая «теология замещения», несостоятельность которой обнаружил Холокост. Конфликт двух израильтян не вытекает из Откровения и не запечатлевается навеки в христианском сознании. Новый Израиль не отменяет Изначальный. Чтобы познать тайну сосуществования двух израильтян, мы должны начать с молитвы о примирении.
Мы должны задуматься о том, что дары, полученные евреями, все еще остаются вне реальности нашего опыта. Наша вера должна помочь нам глубже понять иудаизм. Мы должны признать, что теологическая замена «теологии замещения» еще не предложена. Но мы возлагаем свои надежды на христианскую, а еще лучше, совместную молитву примирения. Примирение не означает богословского, литургического или конфессионального смешения. Вместо этого он приносит искупление, прощение и любовь.
Наше наследие
В духе этой любви мы должны пересмотреть собственное гимническое наследие (в частности, некоторые гимны Страстной седмицы). Мы должны убедиться, что все здесь в духе милосердия, которое « долготерпит, а милосердствует, милосердие не завидует, милосердие не превозносится, не гордится, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине » (1 Коринфянам 13:4-6)
Избавление от яда
Безразличие к распространению антисемитской литературы в церковных лавках православных общин и соборов; игнорирование и даже поощрение этой прискорбной деятельности – все это противоречит христианской этике. Мы ожидаем, что эта практика будет устранена.
Опыт мучеников
Христиане пережили невероятный опыт мученичества. В ходе этого опыта иногда очень трудно было отличить собственно мученичество за веру от страстотерпства, т. е. умирания не во имя Христа, а в духе Христовом, в духе безгласного» агнца на заклание » (Исайя 53:7). Разве этого Агнца нельзя увидеть во всех еврейских жертвах погромов и геноцидов?
Право на землю
Если мы хотим осознать многовековые страдания евреев, мы должны активно признать их право на свою землю и свою страну. Оглядываясь назад на свою собственную историю, христианская община не должна забывать, что они не смогли гарантировать безопасность евреев среди них. Поэтому долг всех людей доброй воли сегодня — способствовать миру и безопасности Государства Израиль. Паломникам в Святую Землю следует помнить, что эта Земля находится на территории государства с историей, восходящей к Библии. Нельзя не видеть знака Божия в возрождении этого государства спустя девятнадцать столетий после его разрушения. Это не означает поддержки какого-либо национализма и свидетельствует об уважении прав и достоинства всех людей, проживающих на Святой Земле.
Осуждение терроризма
Одним из важнейших условий необходимого диалога между христианами и мусульманами является требование безоговорочного осуждения террора во всех его формах со стороны мусульманских религиозных деятелей. Мы должны проявлять нулевую терпимость к террору, а также к его вдохновителям и поборникам.
Диалог с иудаизмом
На протяжении веков еврейские богословы игнорировали само существование Пророка из Галилеи. Во второй половине прошлого века ситуация окончательно изменилась. Помимо обращения христиан к иудейскому наследию, евреи также проявляли интерес к христианскому наследию, о чем свидетельствуют исследования и публикации еврейских ученых (Флюссер, Клаузнер, Шураки и др.). Конечно, для нас Иисус не просто историческая личность, не просто учитель, не просто пророк. Для нас нет Иисуса вне Святого Духа, дающего нам веру, вне Святой Троицы или вне Воскресения. Но даже такой интерес мы готовы встретить с пониманием и сочувствием. Особенно примечательна в этом контексте цифра 9.0007 Дабру Эмет (Евреи о христианах и христианстве) декларация, принятая раввинами и еврейскими учеными в 2000 г. , становится более бесспорным. Это не значит, что мы сразу откажемся от наших традиций и многовековых разногласий; скорее, он предлагает нам, оставаясь верными нашим традициям, снова и снова обращаться к таинству примирения в живом и благодатном чувстве Христа, несущего и спасающего человечество.
Мы призываем христиан, людей доброй воли присоединиться к нам в этой декларации.
- Фр. Владимир Зелинский, церковный писатель , ИТАЛИЯ
- о. Иннокентий (Павлов), кандидат философских наук, церковный историк и писатель , РОССИЯ
- Иеромонах о. Иосиф, Христианский писатель , ГРЕЦИЯ
- Валерий Кажая, журналист , РОССИЯ
- о. Каленике Капанадзе, географ , ГРУЗИЯ
- Александра Нежного, писатель , РОССИЯ
- Юлия Нежная (Ермоленко), журналист , РОССИЯ
- Валентин Никитин, филолог , академик РАЕН, РОССИЯ
- Епископ Иоанн Свиридов, главный редактор , Общественное радио Христианской Церкви, РОССИЯ
- Сергей Серов, искусствовед , Академия графического дизайна, РОССИЯ
- о. Шио (Габричидзе), Игумен , Георгиевский монастырь в Шавнабаде, ГРУЗИЯ
- Вадим Залевский, юрист , УКРАИНА
«Лаборатория» будущего России
22 декабря в Доме русской эмиграции имени Александра Солженицына состоялся вечер в честь журнала и его редактора, в память о Никите Струве. В ходе вечера состоялась презентация 205 -го -го номера старейшего православного журнала русской эмиграции, последнего номера, изданного при участии Никиты Алексеевича Струве. Струве был главным редактором журнала с 1955 до своей смерти 7 мая 2016 г. Дискуссии были посвящены прошлому, настоящему и будущему журнала.
Человек возрожденческого движения
Как писал Никита Алексеевич в 1973 г. движение, которое дало ему импульс и стимулировало его рост. Когда дверь в Россию была едва приоткрыта, принципы нашего движения оказались как никогда своевременными и нужными… Больше всего я имею в виду веру в абсолютную истину Христова откровения и его явления в Церкви. Движение видит в Церкви не только сокровищницу, не только нечто святое, но и творческую силу, призванную преобразовывать мир».
Именно эта вера сделала возможным традиционный подход Журнала к публикации литературных, богословских и общественно-политических материалов в одном журнале. «Нашему движению чужд христианский спиритуализм и подход, отделяющий «истину церковную от правды истории и жизни», — говорил Струве.
В колонках Стьюве от редактора можно различить что-то вроде «редакционной программы для Журнала», что и есть у Натальи Ликвинцевой, старшего научного сотрудника Дома русской эмиграции, нового секретаря редакции Журнала. Выполнено. Она рассмотрела основные тематические статьи журнала разных лет, в которых верность Никиты Алексеевича Церкви и Христову откровению трогательно сочетаются в его любви к России, с его «исповеданием ее нетленного лика – Божия видения ее». , которая остается, несмотря на ее промахи».
В 1969 году Никита Алексеевич писал: «Цель нашего журнала — свидетельствовать о настоящей России. Это не политическая цель, а духовно-нравственная. Глубокая реальность неотделима от фактической истины. Продолжать традицию православного богословия через раскрытие богатств русской культуры, всесторонне изучать религиозные и интеллектуальные течения Запада, уделять пристальное внимание и способствовать духовному обновлению России — вот, вкратце, геркулесовы задачи. которые стоят перед нашим журналом».
Фрагменты интервью с Никитой Струве
«Самая живая и лучшая часть эмиграции сознавала себя свидетелями России перед Западом, как называла его матушка Мария Скобцова, «лабораторией будущего России», ибо действовать можно было лишь в очень ограниченном пространстве и с практически нет ресурсов», — сказал Струве в одном из интервью. И в лице своего главного редактора, наследника «лучшей части эмиграции», журнал был именно такой «лабораторией будущего России».
Татьяна Викторова, проработавшая вместе с Никитой Струве секретарем редакции 17 лет, а ныне вступившая в должность главного редактора, поясняет, что все принципы журнала были тем, что Струве старательно пытался воплотить в жизнь: « Он был активистом. Для него поддержание связи с Русским христианским студенческим движением было продолжением того самого духа Пятидесятницы русской эмиграции, которая была в центре дискуссии на первом съезде РКСМ и о которой с такой просвещенной речью говорил о. Сергий Булгаков. и красноречивая манера… Для меня общение и общение в отношениях с ним было воплощением свободы в церкви. Я и видел, и чувствовал, до какой степени можно жить этой свободой и передавать ее другим. Уже позднее, живя в Париже, я понял, как трудно порой воплотить эту свободу – даже в якобы более свободной парижской обстановке.
Татьяна Викторова – новый главный редактор журнала Русское христианское движение
Эльфийское христианство
Целая группа людей поделилась своими воспоминаниями о Никите Струве, в том числе: профессор Свято-Филаретовского института Александр Копировский, Лев Мнухин, специалист по литературе и русской эмиграции, журналист Сергей Чапнин , искусствовед Ирина Языкова, поэт Дмитрий Строцев и другие гости. Публицист и обозреватель журнала «Наука и религия» Валентин Никитин прислал стихотворение, написанное по случаю 40 -й -й день после кончины Никиты Струве.
Приветствие участникам мероприятия направили ректор Свято-Филаретовского института священник Георгий Кочетков и поэтесса Ольга Седакова.
«Этот журнал — великий пример духа веры в нашей Церкви и в нашем народе… и свидетельство высочайшего качества христианской мысли и культуры», — сказал отец Георгий в своем обращении к собравшимся. «Журнал для нас навсегда связан с именем Никиты Струве, который и по сей день является его ангелом-хранителем. Не случайно Никита Струве посвятил всю свою жизнь служению Русской Церкви и Культуре, желая вывести их на мировую арену и сделать достоянием всех. Никита Алексеевич сделал все возможное, чтобы сохранить сверкающие белые украшения Русской Церкви, чтобы ничего не потерять из достижений русской культуры ХХ века. Это было поистине великое достижение – великий подвиг, – который никогда не должен быть забыт будущими поколениями, будь то в нашей стране или среди наследников эмиграции».
Ольга Седакова отметила непревзойденный уровень культуры и публикаций в Журнале, свободу и уровень ответственности написанного авторами и издателями: «С учетом многих обстоятельств сейчас только в Журнале столько тем можно обсуждать, и я имею в виду не злободневно-политические темы, а как раз наоборот – самые общие, самые глубокие темы для православия и для христианства. Богословские материалы более или менее исчезли из отечественных российских журналов. Тема, связанная с соотношением светской и церковной культуры, обсуждается на недопустимо примитивном уровне. Связь с современной европейской христианской мыслью — как католической, так и протестантской — просто остается неустановленной. Обо всем этом и многом другом можно писать в Журнале, учитывая его свободную и открытую позицию доброй воли, которую Журнал избрал для себя с самого начала».
Александр Копировский
«Конечно, знать такого уникального человека, как Никита Алексеевич, — это дар Божий, и от общения с ним хочется питаться, — сказал Александр Копировский. Тем не менее, каждым своим появлением и действием — быстрым, радостным, зажигательным, юмористическим и свободным — он разрушал наше представление о себе как о ком-то совершенно уникальном. Он никогда не подчеркивал дистанцию между собой и человеком, к которому относился, и давал каждому вдохновение подняться над собой».
Сергей Чапнин
«Никита Алексеевич был счастливым человеком: 20 й гр. Русская культура, культура эмиграции — вот круг его друзей», — сказал Сергей Чапнин. «Для него редактору журнала было невероятно легко. Сегодня редакторам трудно. Сегодня мы страдаем от скудости нашего языка – языка, на котором мы говорим о церкви последние 25 лет. И в чем-то надежда связана с языком эмиграции, потому что язык митрополита Антония и отца Александра Шмеменов не бедный язык».
Поэт и издатель наследия митрополита Антония Дмитрий Строцев назвал тех людей, которые открылись русскому читателю на страницах Журнала, «носителями эльфийского начала» в христианстве: «Есть какой-то гном- как принцип – тяжелый и подземный, и в то же время такой легкий и зовущий нас куда-то, куда-то, куда нам очень хочется идти. Митрополит Антоний, матушка Мария Скобцова – и все они удивительно похожи друг на друга! Бердаев, Булгаков — они все такие яркие — самые сильные из людей — хоть и оказались в поразительно стесненных условиях, но выделялись из своей среды и над ней… и начали думать о молодости и формировать новое христианство, которое вышло прямо из их катастрофически трагический опыт. И первое, о чем они подумали, была сама свобода».
Вспоминая, как в начале 1990-х Никита Струве привез в Россию целый вагон книг, Дмитрий Строцев задал вопрос: «Почему вместе с этим вагоном не ввезли опыт Движения? Может быть, сегодня стоит подумать, как этот опыт — такой невероятный и эльфийский — представлен не только в Журнале?»
Татьяна Викторова
В мыслях он был в России
«Никита Алексеевич уже был в больнице, и уже было очевидно, что ему требуется операция на сердце, через которую он вряд ли выживет», — вспоминала Татьяна Викторова последняя встреча с Никитой Струве. «Но когда я пришел к нему с распечаткой 205 -й выпуск , он был полон необычайного вдохновения. Мы запланировали выпуски 206 th и 207 th , а также рассказали о новых поездках в Россию и новых издательских проектах издательства «Русский Путь». В мыслях он был, как всегда, в России».
Струве до последних дней работал над основной темой номера 205 -го -го.