Николай 2 и балерина кшесинская: Матильда Кшесинская и Николай II. А что, собственно, между ними было? — Meduza

Разное

Матильда Кшесинская и Николай II. А что, собственно, между ними было? — Meduza

Матильда Кшесинская в балете «Эсмеральда»

Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

В середине апреля стали известны результаты экспертизы, которую депутат Наталья Поклонская заказала, чтобы уверить общественность в том, что фильм Алексея Учителя «Матильда» о взаимоотношениях балерины и Николая II, показывать нельзя. Эксперты на основании сценария и двух трейлеров решили, что фильм может оскорбить чувства православных, и прямо назвали сексуальные отношения между Николаем II и Матильдой Кшесинской «мифом». «Медуза» попросила историка, члена Вольного исторического общества и соведущего программы «Не так!» на радио «Эхо Москвы» Алексея Кузнецова рассказать, каковы на самом деле были отношения между императором и балериной.

Матильда Кшесинская родилась в артистической семье: ее родители служили в балетной труппе Императорского Мариинского театра. Они передали мастерство и преклонение перед сценой всем своим общим детям — старшая сестра Матильды Юлия и брат Иосиф также стали довольно известными артистами балета. В своих «Воспоминаниях», написанных в эмиграции в зрелом возрасте, Кшесинская писала о своем отце: «Он имел на сцене Мариинского театра неизменный успех у публики, а его исполнение мазурки считалось образцовым, так что его ставили выше знаменитого варшавского танцовщика Попеля».

По окончании Императорского театрального училища Матильда была принята в труппу Мариинского театра и с большим успехом выступала там до революции, в общей сложности 27 лет, что само по себе свидетельствует о ее таланте, успехе у публики и работоспособности: большинство артистов балета уходили на пенсию после 20 лет службы в театре. 

Знакомство Кшесинской с самым высокопоставленным из ее поклонников произошло 20 марта 1890 года, во время выпускного спектакля, на котором по традиции присутствовала императорская семья. По воспоминаниям балерины, в этот день Александр III протянул ей руку со словами: «Будьте украшением и славою нашего балета!» Чуть позже во время ужина он усадил юную артистку между собой и наследником и шутливо распорядился: «Смотрите только не флиртуйте слишком».

Чувство между Матильдой Кшесинской и Николаем Романовым вспыхнуло практически мгновенно: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон», — напишет она через много лет. Дневник самого Николая ни о чем таком, вроде бы, не упоминает: «Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками». Но любому, кто читал хотя бы несколько страниц дневника, который последний русский император вел всю сознательную жизнь (последняя запись датирована 30 июня 1918 года по старому стилю), известно, что Николай Александрович сильных эмоций в толстых дневниковых тетрадях предпочитал не проявлять. Это не значит, что у него их не было.

После первой встречи они несколько раз случайно виделись в Петербурге, затем он постоянно приходил к ней в антрактах во время спектаклей. Платоническая стадия их романа не спешила перетекать в страстную: наследник был занят на военных сборах, затем уехал в кругосветное путешествие, затем с родителями в Данию. Только через полтора года после знакомства они впервые встретились наедине.

Для того чтобы иметь возможность регулярно видеться со своим возлюбленным, Матильда открылась родителям и получила их разрешение на то, чтобы зажить отдельно от них. При этом отец прямо сказал ей то, что она и так понимала. «Хотя он умел владеть собой, я не могла не заметить, что в нем творится, и сразу же почувствовала, как он страдает. Он выслушал меня внимательно и лишь спросил, отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника и что в скором времени должна буду с ним расстаться. Я ответила, что отлично все сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, я хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю». 

Любила ли она его? Да, несомненно. Разумеется, не только как красивого молодого человека немного старше ее самой, воспитанного и неплохо образованного; кому не будет лестно, что за тобой ухаживает наследник престола второй по величине империи мира? Но вот дешевой корысти в их отношениях, пожалуй, не было: ее сценическая карьера и без этого складывалась превосходно, а подарки, которые дарил ей Николай, не шли ни в какое сравнение с тем, что некоторые ее однокашницы по училищу получали от богатых поклонников. Потом она войдет во вкус и будет пользоваться своим положением «любимой балерины Романовых» достаточно беззастенчиво, ведя себя в театре как капризный диктатор; но это будет позже, уже в ХХ веке.

К чести Николая, после помолвки с Алисой Гессенской они с Кшесинской перестали встречаться наедине. В прощальном письме он напишет уже бывшей подруге: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Кшесинская тоже довольно быстро завела новый роман, на этот раз с великим князем Сергеем Михайловичем, внуком Николая I (двоюродным дядей Николая II), при этом они вели фактически семейную жизнь.

Николай II и Александра Федоровна (Алиса Гессен-Дармштадская), апрель 1894 года

Фото: Eduard Unlenhuth / Wikimedia Commons

Через несколько лет она, не порывая с Сергеем, начнет встречаться с родным дядей императора Николая, великим князем Владимиром Александровичем, которого через какое-то время сменил его сын Андрей Владимирович — он был семью годами младше своей возлюбленной. «Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы все чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», — вспоминала Кшесинская через полвека. Уже в эмиграции в 1921 году Андрей женится на ней и проживет с ней всю свою жизнь, несмотря на то, что между супругами случались размолвки, вызванные ветреностью Кшесинской (одна из ее связей закончилась тем, что муж вызвал нарушителя семейного спокойствия на дуэль и там ранил).

Все это не секрет. Опубликованы дневники Николая II. Опубликованы воспоминания самой Кшесинской (как любые воспоминания, несомненно, весьма субъективные, но без очевидных натяжек и подтасовок в том, что касается фактической стороны событий). Опубликованы воспоминания ушедшего из-за конфликта с Кшесинской с поста директора императорских театров Сергея Михайловича Волконского и целого ряда других людей, бывших свидетелями, не всегда доброжелательными, достаточно бурной жизни балерины.

С этой точки зрения ничего, кроме недоумения не может вызвать та часть заказанного депутатом Поклонской экспертного заключения, где сам факт связи Николая и Матильды ставится под сомнение. Эксперты, среди которых почему-то нет ни одного историка, пишут так, что это вызывает вопросы об их квалификации, например: «Усиливает негативный образ персонажа „Николай II“ приписывание ему выбора в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской (на известных ее фотографиях четко видны: выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне схожей с мышью или крысой, несуразная фигура) в противопоставлении с объективно обладавшей яркой классической европейской женской красотой Александрой Федоровной».

Вообще пронизывающая всю эту, с позволения сказать, экспертизу мысль о том, что историческое лицо, канонизированное церковью, должно стать «особо охраняемым объектом», и любая не вполне восторженная интерпретация образа этого лица является оскорблением чувств верующих, чрезвычайно опасна, как с точки зрения конституционного принципа светскости, так и с точки зрения конституционной гарантии свободы художественного творчества.

Впрочем, вряд ли будет большой натяжкой предположить, что за всей этой идеей с экспертизой стоит влияние фигуры иного, нежели депутат Поклонская, калибра. Для этого достаточно сравнить текст экспертного заключения с декабрьским интервью епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) «Российской газете»: совпадение не просто идейное — текстуальное. И в данном случае не так важно, сама ли Поклонская восприняла слово пастыря как указание или ее надоумили.

Матильда Кшесинская и Николай II – история любви, личная жизнь, роман, отношения, исторические факты

Содержание

  • История знакомства
  • Отношения
  • Расставание
  • После романа с Николаем II

31 августа 2022-го исполнилось 150 лет со дня рождения Матильды Кшесинской. Балерина первой в России показала зрителям 32 фуэте, но вошла в историю не только из-за успехов на сцене. Танцовщицу считали любовью чуть ли не всей жизни императора Николая II. Хотя отличать правду и ложь в деталях романа спустя столетие сложно. История любви Матильды Кшесинской и Николая II, а также детали запретных отношений – в материале 24СМИ.

История знакомства

Докопаться до истины романтических отношений последнего императора оказалось не так-то просто. Как развивалась история любви, запротоколировано в дневниках Николая и Матильды. Она дает эмоциональную характеристику событиям, а будущий царь рассказывает скупо и по факту. А затем балерина в 1960-м, спустя более 60 лет после романа, публикует воспоминания и местами противоречит сама себе.

Версий о знакомстве Матильды и Николая несколько. Сходство в одном – знакомство произошло на выпускном вечере Императорского театрального училища. Матильда в дневниках утверждала, что попросила разрешения у Александра III пригласить цесаревича к себе за столик. А уже в мемуарах балерина написала, что наследник престола сам подсел во время ужина.

Судя по дневникам цесаревича, знакомство с выпускницей впечатление не произвело, ну или он воздержался от описания эмоций и ограничился сухим перечислением фактов: был, ужинал, балет понравился.

Embed from Getty ImagesМатильда Кшесинская

Почти три месяца молодые люди не виделись. И только ближе к середине июля Николай вновь явился на выступление Матильды. Балерина поглядывала на наследника престола. Стрелы Амура достигли цели. Николай в дневнике впервые упомянул Кшесинскую и отметил, что девушка ему нравится.

Между танцовщицей и цесаревичем зародилась симпатия. Балерина старалась как можно чаще попадаться на глаза будущему императору. Завести беседу Кшесинская не решалась, но смущенно улыбалась, чем очевидно подогревала интерес наследника престола.

На этом отношения вновь обрывались. Николай уехал в путешествие на Дальний Восток, затем в Европу. Разлука затянулась на два года. Цесаревич обратил внимание на Алису Гессен, которая в дальнейшем станет императрицей Александрой Федоровной. О Матильде в дневниках ни слова.

Отношения

В феврале 1892-го Николай вернулся в Россию и посетил Мариинский театр. Матильда вновь искала встречи и строила маршруты для прогулки так, чтобы пересечься с любимым. Цесаревич был не против таких сюрпризов. Уже спустя месяц состоялось приватное свидание.

Сблизиться помогла неприятность. Матильда приболела. Девушке провели операцию на глазу. Цесаревич решил навестить балерину и представился горничной гусаром Волковым. Кшесинская согласилась принять и вышла без корсета и с повязкой. В тот вечер Николай впервые назвал Матильду «Малей» и условился переписываться с девушкой.

После того вечера общение стало частым. Началась любовная переписка и встречи. Николай засиживался до утра, влюбленные перешли на «ты».

Девушка попросила благословения отца жить отдельно. Родитель уточнил у дочери, поняла ли она бесперспективность отношений с цесаревичем, и после утвердительного ответа разрешил наследнице покинуть родительский дом. При поддержке возлюбленного балерина сняла дом на Английском проспекте.

Историки высказали предположение, что царская семья оказалась в курсе увлечений наследника. Есть версия, согласно которой знакомство с Кшесинской – подготовленный экспромт. Якобы Александр III был озадачен флегматичностью наследника и подыскал ему балерину, не испорченную романами. Мария Федоровна также была в курсе амурных отношений сына. Ей доложили фрейлины.

Мешать роману Матильды Кшесинской и Николая II семья не стала. Мать доверяла Ники и была уверена, что на царствовании это не скажется. А отец списал все на грехи молодости. К тому же ситуация оказалась выгодна: так наследник отвлекся от мыслей об Алисе.

Исторические факты утверждают, что отношения между Матильдой и Николаем были платоническими. Об этом свидетельствуют дневники наследника престола. Однако балерина в записях намекала, что цесаревич не мог решиться на близость.

Позднее некоторые биографы разглядели за фразой «перо дрожало в руке» в дневнике Николая намек на интимные отношения балерины и наследника престола. Достоверных подробностей о личной жизни Матильды Кшесинской и Николая II нет.

В 2017-м всплыли любопытные детали. В государственных архивах РФ обнаружили мемуары Кшесинской, написанные в 1955-м. Судя по качеству оттисков, это копия воспоминаний. На 66-й странице обнаружили правку абзаца, в котором говорилось, что Матильда потеряла ребенка от Николая II, о чем сильно сожалела.

Правнук Кшесинской в 2017-м в своих рассуждениях зашел дальше и отметил, что интимные отношения между балериной и наследником были. А Николай даже хотел отказаться от престола.

Расставание

Еще весной 1892-го Николай в дневниках писал, что испытывал странные чувства сразу к двум женщинам – Матильде и Алисе. Позднее цесаревич показал записи балерине, чем заставил ревновать.

Николай был честен с избранницей и откровенно признался, что поддерживает отношения с Матильдой лишь до свадьбы. В отместку Кшесинская пыталась заставить ревновать наследника. Завершение романа происходило болезненно.

Embed from Getty ImagesНиколай II

Николай и Матильда продолжали общаться в переписке. Встречи танцовщица описывала подробно и красочно. Девушка не теряла надежды удержать любимого.

Охлаждение наступило после поездки цесаревича в Европу и Крым. Последняя встреча между влюбленными произошла в конце 1893-го. К тому времени болезнь отца наследника престола обострилась. Николай готовился к браку. В своей последней беседе с Матильдой будущий император признался, что эта любовь останется самым светлым моментом в жизни.

В 1894-м упоминания о Матильде Кшесинской в дневниках Николая II появляться перестали. Наедине они больше не виделись.

После романа с Николаем II

После расставания с Николаем II за Матильдой стали ухаживать сразу трое из династии Романовых. Перспективными женихами оказались великие князья Андрей Владимирович и Сергей Михайлович. В 1902-м у Матильды родился сын. Кто из князей отец ребенка – неизвестно.

Наследника сначала записали как Сергеевич. Поговаривали, что малыша хотели назвать Николаем, но затем Матильда решила, что это перебор, и дала имя Владимир.

Несколько лет Кшесинская металась между Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем, пользуясь благосклонностью каждого. Сергей Михайлович звал замуж, но балерина отказала, поскольку не испытывала чувств к князю. Мужчина принял ситуацию и ушел в сторону. Затем Сергея Михайловича расстреляли. После казни в руках князя обнаружили медальон с изображением Матильды.

В 1920-м Матильда переехала во Францию. Спустя год Кшесинская в возрасте 49 лет вышла замуж за Андрея Владимировича. Муж, несмотря на протесты родственников, записал ребенка на свою фамилию. Наследник стал Андреевичем.

В Париже балерина открыла собственную школу. В 1950-м танцовщица написала мемуары, которые опубликовали во Франции спустя 10 лет. Матильда скончалась 7 июня 1971-го, не дожив 1,5 месяца до столетия.

О Кшесинской в новом тысячелетии заговорили после выхода на экраны фильма Алексея Учителя «Матильда». Премьеру проекта сопровождал скандал. Сюжет фильма назвали излишне эротическим и настаивали на платонических отношениях между Матильдой Кшесинской и Николаем II. Об исторических фактах, правде и лжи в сюжете еще долго велись дискуссии.

Матильда | Apple TV (TM)

По мере обострения скандала с российскими фильмами «эксперты» злобно смотрят на любовницу последнего царя

Хотите избежать гнева цензора за оскорбление православных верующих? Не думайте, что последний русский царь предпочитал балерину с «крысиным» лицом «классической европейской» красоте своей царицы.

Это заключение поддержал российский законодатель, пытающийся отменить выпуск грядущего биографического фильма о любовной связи между будущим царем Николаем II и балериной-подростком.

Наталья Поклонская, бывший назначенный Москвой генеральный прокурор Крыма и нынешний член парламента, на этой неделе обострила свою борьбу, заявив, что она передала прокурорам анализ четырех «экспертов», которые осуждают фильм «Матильда» как гнусная клевета на Николая и православие.

Среди множества претензий к фильму, выдвинутых авторами доклада, есть то, что балерина в центре сюжета Матильда Кшесинская слишком некрасива для царя.

Фильм режиссера Алексея Учителя должен выйти в прокат в октябре, но уже вызвал возмущение среди консерваторов в России из-за трейлеров, в которых показаны горячие сцены между персонажами Николая и Кшесинской.

СМОТРЕТЬ: Трейлер Матильды (на русском, без субтитров)

Поклонская, член правящей партии президента Владимира Путина «Единая Россия», заявила, что фильм «высмеивает наших святых», ссылаясь на канонизацию Николая и его семьи как православных святых в 2000 году, через восемь десятилетий после того, как они были казнены большевики.

Она также заявила, что фильм «явно» разжигает религиозную ненависть, и попросила Генеральную прокуратуру России расследовать, не нарушает ли фильм спорный закон, разрешающий тюремное заключение лицам, осужденным за оскорбление чувств верующих.

«Совершенно домашняя»

Поклонская, которая попала под санкции США в 2014 году в связи с аннексией Россией Крыма от Украины, заявила, что представила анализ трейлеров и сценарий трех академиков в прокуратуру -Главный офис, и она разместила копию отчета в Интернете.

В 39-страничном документе делается вывод о том, что публичные показы фильма «совершенно неприемлемы», поскольку он утверждает, что он унижает «человеческое достоинство православных верующих» и «глубоко оскорбляет их религиозные чувства».

Среди многочисленных жалоб в отчете четыре автора говорят, что фильм изображает Николая тупицей, и критикуют выбор немецкого актера Ларса Айдингера на роль царя, ссылаясь на его предыдущую работу в фильме Питера Гринуэя 2012 года Гольциус и пеликан. Компания , которую они называют «порнографической».

Также говорят, что фильм увековечивает «миф» о «страстных романтических отношениях и (неоднократно завершившихся) сексуальных отношениях» между Кшесинской и Николаем, которые в 1894 женился на немецкой принцессе, ставшей императрицей Александрой.

Депутат Государственной Думы Наталья Поклонская на открытии часовни в честь царя Николая II и его семьи в Крыму в октябре 2016 года.

Авторы, все мужчины, претендующие на многолетнюю карьеру в научных кругах, кажется, сбиты с толку тем, что Николай мог завязать роман с Кшесинской, в какой-то момент скатившись к анализу ее внешности.

Пишут, что фильм формирует «негативный образ» царя тем, что его герой выбирает «совершенно невзрачную» женщину, уточняя эту оценку, говоря, что она основана на «классическом европейском и отчасти русском восприятии женской красоты». .»

Авторы пишут, что на старых фотографиях изображена Кшесинская, у которой отец поляк, с «торчащими кривыми зубами», «неуклюжей фигурой» и лицом, «похожим на мышь или крысу». Это, пишут они, «контрастирует с объективно классической, яркой европейской красотой» императрицы Александры.

На всякий случай в отчете добавляется, что выбор польской актрисы Михалины Ольшанской на роль Кшесинской не смягчает этой предполагаемой клеветы на Николая. Хотя у Ольшанской «удовлетворительная внешность», у зрителей царь будет ассоциироваться с настоящей Кшесинской, пишут авторы.

Отчет добрее к будущим зрителям фильма. Отметив, что анализ основан на трейлерах и копии сценария «Матильды», авторы на протяжении всего документа отмечают, что избегают раскрытия спойлеров.

«Истерическое сектантство»

Комментируя документ, Учитель, режиссер фильма, , сказал в интервью Current Time TV на этой неделе, что «есть что-то ужасно слабоумное и мракобесное, когда любовная история считается постыдной. »

«Как будто романтические отношения запрещены какой-то религией», — сказал он русскоязычной сети Радио Свобода в сотрудничестве с «Голосом Америки».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts