Николай 2 википедия биография семья: Николай II | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Разное

Николай II | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Николай II, старший сын императора Александра III, родился 6 мая 1868 года. Николай получил домашнее образование, но в рамках большого гимназического курса. Лучшие преподаватели подготовили специальные программы, объединяющие университетский курс государственного и экономического отделений юридического факультета. Параллельно он получил образование и по линии Генерального штаба. Все обучение продолжалось 13 лет. Он в совершенстве владел французским, немецким и английским языками.

Первые два года службы прошли у Николая в рядах Преображенского полка в должности младшего офицера. Отец был очень заинтересован в обучении сына, постоянно приглашал его к участию в заседаниях Государственного совета и Кабинета министров. В молодости он много путешествовал по стране и за рубежом.

14 ноября 1894 года он женился на немецкой принцессе Алисе, которая при переходе в православие приняла имя Александра Федоровна. Всего в семье Николая II было пятеро детей.

Восшествие на престол Николая II

20 октября 1894 года Александр III скончался после болезни. Коронация нового императора и его супруги состоялась только через два года, 14 мая 1896 года. Во время проведения коронации произошла чудовищная Ходынская трагедия. Плохая организация народных гуляний в честь коронации императора привела к давке, погибло 1379 человек, несколько сотен получили увечья. Возмущение в обществе было очень высоким. В связи с событиями на Ходынке народ прозвал Николая Кровавым.

Экономическая политика Николая II

В январе 1897 года была проведена денежная реформа, в результате установился золотой стандарт рубля.

В это время шло бурное развитие промышленности, и правительство активно этому способствовало. Были приняты специальные меры, направленные на поощрение развития промышленности и банковского дела, на ускорение индустриализации страны. Все эти реформы неразрывно связаны с именем министра финансов, а позднее премьер-министра С. Ю. Витте. Рост промышленности сопровождался появлением и обострением рабочего вопроса. На повестку выдвигаются вопросы улучшения условий труда и его оплаты.

С 1907 года уже новый премьер-министр П. А. Столыпин начал осуществлять аграрную реформу. Она должна была в короткие сроки обеспечить закрепление земель, прежде находившихся в коллективной собственности сельской общины, за крестьянами-собственниками.

Тем не менее именно при Николае II в империи сложились две революционные ситуации, от одной из которых (в 1917 году) она уже оправиться не смогла. 

Внешняя политика Николая II

Первым крупным внешнеполитическим событием, проверившим на прочность империю Николая II, стала Русско-японская война 1904–1905 годов. Поражение России в этой войне и последующее подавление революционных событий привели к падению авторитета императора в правящих и интеллигентских кругах.

Следующим трагическим событием стало участие России в Первой мировой войне. Несмотря на то что Николай II прилагал усилия для предотвращения войны, она началась. Оказалось, что и к этой войне Россия подошла неподготовленной. Многомиллионные жертвы, голод, разруха, политический кризис привели к тому, что 2 марта 1917 года Николай II отрекся от престола.

Последние дни императора

Март 1917 года в Петрограде ознаменовался усилением революционного движения и анархией. Временное правительство посчитало, что надо обезопасить жизнь бывшего императора и его семьи, и их отправили вглубь страны, в Тобольск.

В начале апреля 1918 года ВЦИК принимает решение о переводе Романовых в Москву для суда над ними. Первоначально их перевезли в Екатеринбург, но здесь они были расстреляны в доме Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

Биография императора Николая II Александровича

https://ria.ru/20131223/985834664.html

Биография императора Николая II Александровича

Биография императора Николая II Александровича — РИА Новости, 01.03.2020

Биография императора Николая II Александровича

Царствование Николая II проходило в обстановке нараставшего революционного движения и усложнения внешнеполитической ситуации (Русско-японская война 1904-1905 годов; Кровавое воскресенье; революция 1905-1907 годов; Первая мировая война; Февральская революция 1917 года).

2013-12-23T11:17

2013-12-23T11:17

2020-03-01T19:48

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/985834664.jpg?9376119591583081288

тюменская область

псковская область

москва

европа

весь мир

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2013

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

тюменская область, псковская область, москва, николай ii, александр iii, первая мировая война (1914-1918), русско-японская война (1904-1905), последний российский император: николай «кровавый» и николай «мученик», россия

Тюменская область, Псковская область, Москва, Европа, Весь мир, Николай II, Александр III, Первая мировая война (1914-1918), Русско-японская война (1904-1905), Последний российский император: Николай «Кровавый» и Николай «Мученик», Россия

Николай II (Николай Александрович Романов), старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, родился 18 мая (6 мая по старому стилю) 1868 года в Царском Селе (ныне город Пушкин Пушкинского района Петербурга).

Сразу же после рождения Николай был зачислен в списки нескольких гвардейских полков и назначен шефом 65-го пехотного московского полка. Детство будущего царя прошло в стенах Гатчинского дворца. Регулярные домашние занятия у Николая начались в восемь лет.

В декабре 1875 года он получил свое первое воинское звание — прапорщика, в 1880 году был произведен в подпоручики, через четыре года стал поручиком. В 1884 году Николай поступил на действительную военную службу, в июле 1887 года приступил к регулярной военной службе в Преображенском полку и был произведен в штабс-капитаны; в 1891 Николай получил звание капитана, а через год — полковника.

Для знакомства с государственными делами с мая 1889 года он начал присутствовать на заседаниях Государственного Совета и Комитета министров. В октябре 1890 года отправился в путешествие на Дальний Восток. За девять месяцев Николай посетил Грецию, Египет, Индию, Китай, Японию.

В апреле 1894 года состоялась помолвка будущего императора с принцессой Алисой Дармштадт-Гессенской, дочерью великого герцога Гессенского, внучкой английской королевы Виктории. После перехода в православие она приняла имя Александры Федоровны.

2 ноября (21 октября по старому стилю) 1894 года скончался Александр III. За несколько часов до кончины умирающий император обязал сына подписать Манифест о восшествии на престол.

Коронация Николая II состоялась 26 (14 по старому стилю) мая 1896 года. Тридцатого (18 по старому стилю) мая 1896 года во время празднества по случаю коронации Николая II в Москве на Ходынском поле произошла давка, в которой погибли более тысячи человек.

Царствование Николая II проходило в обстановке нараставшего революционного движения и усложнения внешнеполитической ситуации (Русско-японская война 1904-1905 годов; Кровавое воскресенье; революция 1905-1907 годов; Первая мировая война; Февральская революция 1917 года).

Под влиянием сильного общественного движения в пользу политических преобразований, 30 (17 по старому стилю) октября 1905 года Николай II подписал знаменитый манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»: народу даровались свободы слова, печати, личности, совести, собраний, союзов; в качестве законодательного органа создавалась Государственная Дума.

Праздники и будни Романовых: фотографии из жизни царской семьи

Переломным рубежом в судьбе Николая II стал 1914 год — начало Первой мировой войны. Первого августа (19 июля по старому стилю) 1914 года Германия объявила войну России. В августе 1915 года Николай II принял на себя военное командование (ранее эту должность исполнял великий князь Николай Николаевич). После царь большую часть времени проводил в ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве.

В конце февраля 1917 года в Петрограде начались волнения, которые переросли в массовые выступления против правительства и династии. Февральская революция застала Николая II в ставке в Могилеве. Получив известие о восстании в Петрограде, он решил не идти на уступки и силой навести порядок в городе, но когда выяснился масштаб беспорядков, отказался от этой мысли, опасаясь большого кровопролития.

В полночь 15 (2 по старому стилю) марта 1917 года в салон-вагоне императорского поезда, стоявшего на путях у железнодорожного вокзала Пскова, Николай II подписал акт отречения от престола, передав власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу, который корону не принял.

20 (7 по старому стилю) марта 1917 года Временное правительство издало приказ об аресте царя. Двадцать второго (9 по старому стилю) марта 1917 года Николай II и его семья были арестованы. Первые пять месяцев они находились под охраной в Царском Селе, в августе 1917 года их переправили в Тобольск, где Романовы провела восемь месяцев.

В начале 1918 года большевики заставили Николая снять погоны полковника (его последний воинский чин), это он воспринял как тяжелое оскорбление. В мае этого года царскую семью перевезли в Екатеринбург, где ее разместили в доме горного инженера Николая Ипатьева.

В ночь на 17 (4 по старому) июля 1918 года Николай II, царица, пятеро их детей: дочери — Ольга (1895), Татьяна (1897), Мария (1899) и Анастасия (1901), сын — цесаревич, наследник престола Алексей (1904) и несколько приближенных (всего 11 человек), были без суда и следствия расстреляны. Расстрел произошел в небольшой комнате в нижнем этаже дома, туда жертв завели под предлогом эвакуации. Самого царя застрелил из пистолета в упор комендант Ипатьевского дома Янкель Юровский. Тела убитых вывезли за город, облили керосином, пытались сжечь, а затем закопали.

В начале 1991 года в городскую прокуратуру было подано первое заявление об обнаружении под Екатеринбургом тел, имеющих признаки насильственной смерти. После многолетних исследований останков, обнаруженных под Екатеринбургом, специальная комиссия пришла к выводу, что они действительно являются останками девяти Николая II и его семьи.  В 1997 году в Петропавловском соборе Петербурга их торжественно захоронили.

В 2000 году Николай II и члены его семьи были канонизированы Русской Православной церковью.

1 октября 2008 года президиум Верховного суда Российской Федерации признал последнего русского царя Николая II и членов его семьи жертвами незаконных политических репрессий и реабилитировал их.

Николай Рерих биографический очерк

Ранние годы

Николай Рерих родился в Санкт-Петербурге, Россия, 9 октября 1874 года, первенец адвоката и нотариуса Константина Рериха и его жены Марии. Он вырос в комфортной среде русской семьи, состоящей из представителей крупного среднего класса, с преимуществами общения с писателями, художниками и учеными, которые часто приезжали в гости к Рерихам. Уже в раннем возрасте он проявлял любознательность и талант к разнообразным занятиям. Когда ему было девять лет, известный археолог приехал проводить исследования в этом районе и взял юного Рериха на раскопки местных курганов. Приключение по раскрытию тайн забытых эпох своими руками пробудило интерес к археологии, который продлится всю его жизнь. Благодаря другим контактам он заинтересовался коллекционированием доисторических артефактов, монет и минералов и построил собственный дендрарий для изучения растений и деревьев. Еще совсем молодым Рерих проявил особые способности к рисованию, а к шестнадцати годам начал подумывать о поступлении в Академию художеств и о карьере художника. Однако его отец не считал живопись подходящим призванием для ответственного члена общества и настаивал на том, чтобы его сын пошел по его стопам в изучении права. Компромисс был достигнут, и осенью 189 г.3 Николай поступил одновременно в Академию художеств и в Петербургский университет.

В 1895 году Рерих познакомился с выдающимся писателем, критиком и историком Владимиром Стасовым. Через него он познакомился со многими композиторами и художниками того времени — Мусоргским, Римским-Корсаковым, Стравинским и басом Федором Шаляпиным. На концертах в Придворной консерватории он впервые услышал произведения Глазунова, Лядова, Аренского, Вагнера, Скрябина, Прокофьева, у него развилось жадное увлечение музыкой. Особенно ему нравился Вагнер, а позже, во время своей карьеры театрального художника, он создал оформление для большинства опер этого композитора. Более того, к живописи Рериха уместно применить музыкальные термины и аналогии. Он часто связывал музыку с использованием цвета и цветовых гармоний и применял этот смысл в своих оперных проектах. Как писала Нина Селиванова в своей книге «Мир Рериха»: «Изначальная сила творчества Рериха состоит в мастерской и четкой симметрии и определенном ритме, подобно мелодии эпической песни».

«Первоначальная сила творчества Рериха состоит в мастерской и подчеркнутой симметрии и определенном ритме, подобно мелодии эпической песни».

В конце 1890-х годов произошел расцвет русского искусства, особенно в Санкт-Петербурге, где авангардисты формировали группы и союзы во главе с молодым Сергеем Дягилевым, который на год или два опередил Рериха в юридической школе и был в числе первых оценил его талант живописца и исследователя русского прошлого.

Одним из первых достижений Дягилева было создание вместе с княгиней Марией Тенишевой и другими журнала «Мир искусства». Этот журнал прожил относительно недолго, но имел большое влияние в российских художественных кругах. Журнал объявил себя врагом академиков, сентименталистов и реалистов. Он познакомил своих читателей, состоявших в основном из интеллигенции, с жизненно важными элементами русских художественных кругов, европейского постимпрессионизма и модернистского движения. Рерих способствовал этому и входил в состав его редколлегии. Другими русскими художниками, участвовавшими в работе, были Александр Бенуа и Леон Бакст, которые впоследствии стали соавторами Рериха на заре дягилевского «Русского балета».

Закончив университетскую диссертацию, Рерих планировал на год отправиться в Европу для посещения музеев, выставок, мастерских и салонов Парижа и Берлина. Перед отъездом он познакомился с Еленой, дочерью архитектора Шапошникова и племянницей композитора Мусоргского. Кажется, между ними сразу же возникло взаимное влечение, и вскоре они были помолвлены. По его возвращении из Европы состоялась их свадьба.

Елена Рерих была необычайно одаренной женщиной, талантливой пианисткой, автором многих книг, в том числе «Основ буддизма» и русского перевода Елены Блаватской Тайная Доктрина . Собранные ею письма в двух томах являются примером мудрости, духовной проницательности и простых советов, которыми она делилась со множеством корреспондентов — друзей, врагов и коллег.

Позже в Нью-Йорке Николай и Елена Рерихи основали Общество Агни Йоги, которое исповедовало живую этику, охватывающую и синтезирующую философии и религиозные учения всех веков.

Вдохновленный необходимостью обеспечить некоторый доход для своего нового хозяйства, Рерих подал заявление и получил должность секретаря Школы Общества поощрения художеств, став впоследствии ее главой, первой из многих должностей, которые Рерих займет. как учитель и представитель искусства.

Рерих решил перестроить Общество и спасти его от академической посредственности, в которой оно пребывало многие годы. Он ввел систему обучения искусству, которая кажется революционной даже по сегодняшним меркам: обучать всем искусствам — живописи, музыке, пению, танцам, театру и так называемым «промышленным искусствам», таким как керамика, роспись по фарфору, гончарное дело и механическое рисование — под одной крышей, и дать своим преподавателям полную свободу действий в разработке собственной учебной программы.

Перекрестное опыление искусств, которому способствовал Рерих, свидетельствовало о его склонности к гармонизации, сближению и нахождению соответствий между явными конфликтами или противоположностями во всех сферах жизни. Это было отличительной чертой его мышления, и это проявляется во всех дисциплинах, которые он исследовал. Он постоянно стремился разрушить разделение, и, действительно, даже в своем искусстве он бросил вызов категоризации и создал уникальную вселенную. В своих трудах по этике также видно, что он постоянно стремился связать этические проблемы с научным познанием окружающего мира.

Даром Рериха было то, что эти «связи» казались ему такими естественными и проявлялись во всех проявлениях жизни. И именно этот талант к синтезу, которым он восхищался в других и поощрял в юношестве, позволил ему соотнести субъективное с объективным, философское с научным, восточную мудрость с западным знанием и навести мосты понимания между такими кажущиеся противоречия. Он напомнил нам, что эти противоречия часто были результатом человеческого невежества и что расширение сознания, к которому каждый человек был обязан стремиться, в конечном итоге привело бы к признанию иллюзорности или относительности вещей. Как утверждает Гарабед Паэлян в своей книге «Николай Рерих»: Рерих «…узнал то, что другие люди игнорируют; воспринимал отношения между, казалось бы, изолированными явлениями и бессознательно ощущал присутствие неизвестного сокровища». Возможно, именно это «неведомое сокровище» в картинах Рериха говорит со зрителем, настроенным на этот скрытый смысл, и далее объясняет те трансцендентные чувства, которые некоторые испытывают через его полотна.

В 1902 году Рерихи отпраздновали рождение первого сына Георгия, а летом 1903 и 1904 годов отправились в длительное турне по сорока городам России. Цель Рериха состояла в том, чтобы противопоставить стили и исторический контекст русской архитектуры. Путешествие было открытием, потому что, куда бы они ни отправились, он мог найти остатки прошлого России — древние памятники, церкви, городские стены и замки. Он обнаружил, что во многих случаях ими пренебрегали на протяжении веков. Как археолог и историк искусства он осознавал, насколько важным ключом они являются для истории культуры России. Он решил привлечь внимание к ситуации и каким-то образом организовать их защиту и сохранение, и с этой целью написал серию из семидесяти пяти работ, изображающих строения. Опыт этого путешествия имел неизгладимый эффект, так как по возвращении в 19 г.04 года Рерих обнародовал план, который, как он надеялся, повсеместно обеспечит защиту таких культурных ценностей, план, воплощенный тридцать один год спустя в Пакте Рериха. Такого рода мышление не было распространено в те дни и предвосхищало то значение, которое сегодня большинство стран мира придают сохранению своего культурного наследия.

В 1904 году Рерих написал первую из своих картин на религиозные темы. В основном это были русские святые и легенды, в том числе «Послание к Тирону», «Огненная печь» и «Последний ангел» — сюжеты, к которым он возвращался с многочисленными вариантами в последующие годы. Сокровище ангелов было описано одним писателем: «Сонм ангелов в белых одеждах безмолвно стоит ряд за рядом, охраняя таинственное сокровище, с которым связаны судьбы мира. Это иссиня-черный камень с вырезанным в нем изображением распятия, сияющим изумрудными оттенками». Ангелы — это раннее изображение иерархических Учителей, которые населяли сердце рериховской веры в Великое Братство, наблюдая и направляя человечество в его вечном пути эволюции. «Камень», изображенный Рерихом, — это репрезентация образа, который в разных формах повторяется в его картинах и во всех его произведениях. Слово «клад» занимает видное место в названиях многих картин Рериха, как, например, «Сокровище горы» и «Спрятанный клад». Он явно имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые погребены под землей, но доступны тем, у кого есть желание их раскопать.

Тем временем поиски Рерихом археологических сокровищ продолжались. Каменный век особенно заинтриговал его, и он собрал большую коллекцию артефактов той эпохи. Его картины часто отражали этот интерес, как, например, «Три глефы», в которых предмет носит археологический характер и связан с древней легендой. Рерих писал о необычайном сходстве приемов и способов орнаментации каменного века в далеких друг от друга регионах земного шара. Сравнивая эти соответствия, он пришел к поучительным выводам об общности человеческого самовыражения и творчества.

top

Театральные годы

В 1906 году Сергей Дягилев организовал в Париже выставку русской живописи. Среди них шестнадцать произведений Николая Рериха. В следующем году Дягилев представил парижской публике Федора Шаляпина вместе с музыкой Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова, Скрябина, Глазунова, Стравинского и других. В 1909 он представил Шаляпина в «Иване Грозном» Римского-Корсакова с костюмами и декорациями, разработанными Рерихом. В «Половецких танцах» из «Князя Игоря» Бородина, также поставленных Рерихом, и в других балетах Дягилев представил труппу русских танцоров, впоследствии прославившуюся как «Русские балеты», в которую входили Павлова, Фокин и Нижинский. Проекты Рериха способствовали его репутации красноречивого изображения древних культур и их обычаев.

Дягилев был пионером в искусстве, в котором дизайнер сотрудничал как «автор». Таким образом, Александр Бенуа повлиял на создание балета «Петрушка», а Николай Рерих был инициатором и вместе с Игорем Стравинским соавтором балета «Весна священная», или «Весна священная».

Первоначально озаглавленный «Великая жертва: картина языческой России», мотив балета вырос из увлечения Рериха древностью и, как он писал в письме Дягилеву, «прекрасной космогонией земли и неба». В балете Рерих стремился выразить первобытные обряды древнего человека, приветствовавшего весну, животворящую, и приносившего жертву Ярило, богу Солнца. Это была история, не похожая ни на один балет до него. Партитура Стравинского и хореография Нижинского были столь же неожиданными и вызвали споры, которые продолжались долгие годы.

На открытии в Париже 29 мая 1913 года один из зрителей так описал сцену: «Ничто из того, что когда-либо было написано о битве при Священном Писании, не дает даже слабого представления о том, что на самом деле произошло. Казалось, театр сотрясло землетрясение. Оно вздрогнуло. Люди выкрикивали оскорбления, выли и свистели, заглушая музыку. Были шлепки и даже удары кулаками… балет был потрясающе красив».

Толкуя то, что можно было охарактеризовать как негативное, варварское поведение, Рерих позже писал: «Помню, как во время первого спектакля публика свистела и ревела так, что ничего даже не было слышно. Кто знает, может быть, в тот самый момент они внутренне ликовали и выражали это чувство, как самые первобытные народы. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченной примитивностью наших предков, для которых ритм, сакральный символ и утонченность жеста были великими и священными понятиями».

Sacre стал кульминацией сотрудничества Рериха с Дягилевым. Он признавал в импресарио истинного поборника русского искусства, а после смерти Дягилева в 1929 году писал: «Можно считать… заслуги Дягилева заслугой великой личности, но еще точнее было бы считать его подлинным представителем целого движения синтеза, вечно молодой представитель великого момента, когда современное искусство разрушило так много условностей и поверхностностей».

top

Тучи войны

В годы, непосредственно предшествовавшие Первой мировой войне, Рерих предчувствовал надвигающийся катаклизм, и его картины символически изображали ужасные масштабы конфликта, который, как он чувствовал, обрушивался на мир. Эти работы ознаменовали рождение Рериха-«пророка».

В «Битве в небесах» Рерих использовал яростный контраст света и тьмы, чтобы намекнуть на ужасные события, которые вскоре постигнут Россию и всю Европу.

К этому времени в его изображении как исторических, так и природных тем символизм и использование аллегории стали важными составляющими его творчества. Как писал один критик: «Он населил свой мир не участниками преходящих драм и комедий, а выразителями самых стойких представлений о правде жизни, тысячелетней борьбе добра и зла, триумфальном шествии светлого будущего для всех». ».

top

Путешествие к другим берегам

В 1915 году Рерих заболел пневмонией, и его врач отправил его на выздоровление с семьей в Сортавалу, Финляндия. Это был период больших волнений во всем мире, и не меньше в жизни семьи Рерихов. В картинах Рериха того периода, таких как «Карелия — вечное ожидание» и «Ожидающая женщина», холодная, суровая местность скал и необитаемых берегов севера как бы выражает чувство острой тоски. В «Ожидающей женщине» ее взгляд устремлен на горизонт, как будто она ждет какого-то признака возвращения давно ушедших путешественников.

К 1917 году в России бушевала революция и возвращаться туда было опасно. Семья начала планировать поездку в Индию, магнетизм которой в эти годы ощущался все сильнее. Это стало возможным в 1918 году, когда шведский предприниматель пригласил Рериха выставить свои картины в Стокгольме. Оттуда семья отправилась в Лондон, где сэр Томас Бичем пригласил Рериха для оформления новой постановки «Принца Игоря» для оперы Ковент-Гарден.

top

Америка

Тем временем Чикагский институт искусств направил приглашение приехать в Америку. Она была принята, и в 1920 году гастроли успешно открылись в галерее Кингор в Нью-Йорке. Помимо выставок более 400 картин там и во многих городах США, Рерих разработал декорации и костюмы для спектаклей «Снегурочка» и «Снегурочка». Тристан и Изольда для Чикагской оперной труппы. Во время своего путешествия по Америке Рерих написал серию в Нью-Мексико и серию «Океан» в Монхегане, штат Мэн, где семья провела лето. Он откликнулся на дух предприимчивости, который он нашел в Америке, и часто писал о положительном влиянии ее развивающихся технологий на мир. Семена были посеяны, и на жизни людей повлияли магнетизм и чувство миссии Рериха.

В 1921 году в Нью-Йорке он основал Мастер-институт объединенных искусств, в котором он планировал реализовать образовательные концепции, которые он включил в учебную программу в Санкт-Петербурге. Он привлек талантливую группу инструкторов. Среди них были Димс Тейлор, преподававший теорию музыки и композицию, Роберт Эдмунд Джонс и Ли Симонсон, преподававшие театральное искусство, и высококлассные инструкторы на курсах, которые включали все музыкальные инструменты, аспекты живописи и рисунка, дизайн и иллюстрацию, скульптуру, архитектуру, балет, драматургия, журналистика и языки, а лекции читали такие известные личности, как Джордж Беллоуз, Клод Брэгдон, Норман Бел Геддес и Старк Янг.

Институт Мастеров процветал, но не просуществовал до 1937 года. Пока страна находилась в тисках Великой депрессии, а семья Рерихов находилась в экспедиции на Дальний Восток, средства закончились, и события привели к полному краху организации. над созданием которого трудились Рерих и его сторонники.

Только в 1949 году под руководством Сины Фосдик, одного из членов учредительного совета и преподавателя Института, институт возродился как Музей Николая Рериха в коричневом камне на Западной 107-й улице, где он оставался до настоящее. Многие картины из оригинальной коллекции теперь можно увидеть там, а за прошедшие годы были добавлены основные работы, что сделало ее одной из самых полных коллекций работ художника в мире.

Во время пребывания в Америке Рерихи продолжали планировать путешествие в Индию. Ориентация на восточные духовные ценности отразилась во многом в творчестве Рериха того времени. Это видно в его серии «Океан»: три картины «Сам пришел», «Мост славы» и «Чудо» демонстрируют духовную силу, которая начала характеризовать его работы. В «Мосте Славы» преподобный Сергий Радонежский идет в созерцании перед голубым мостом, образованным северным сиянием, рериховской метафорой будущего духовного моста, который соединит небо и землю.

Между 1916 и 1919 годами Рерих написал сборник из 64 белых стихов, которые были опубликованы в Берлине на русском языке под названием «Цветы Мории», а затем опубликованы на английском языке как «Пламя в чаше». В них мы находим карту внутреннего путешествия Рериха и изложение его приверженности духовному поиску. Эти стихи вызывают в памяти некоторые образы, которые Рерих позже использовал в своих картинах, и в некотором роде помогают нам понять символы и значения, которые стоят за некоторыми из них.

В своем эссе «Цветы Мории: тема духовного паломничества в поэзии Николая Рериха» Ирина Кортен пишет: «В основе системы верований Рериха лежит индуистская концепция безначальной и бесконечной вселенной, которая проявляется в повторяющихся циклах творения. и растворение материальных форм, вызванное пульсацией божественной энергии. В человеческом плане это означает подъем и падение цивилизаций, а в плане индивидуальной жизни — перевоплощение души…» Как пишет поэт Рерих в поэме «О вечном»:

Брат, оставим
все быстро меняющееся.
Иначе мы не успеем
обратить свои мысли к тому
, что неизменно для всех.
К вечному.

В мае 1923 года Рерихи наконец отправились в Индию, где в этой нестареющей стране, среди снегов Гималайского хребта, они стремились обратить свои мысли к Вечному.

top

Индия

Рерихи высадились в Бомбее в декабре 1923 года и начали путешествие по культурным центрам и историческим местам, встречаясь по пути с индийскими учеными, учеными, художниками и писателями. К концу декабря они уже были в Сиккиме, на южных склонах Гималаев, и по скорости, с которой они добрались до гор, ясно, что именно Гималаи и были их интересом.

Они отправились в исследовательское путешествие, которое должно было привести их в Китайский Туркестан, Алтай, Монголию и Тибет. Это была экспедиция в неизведанные регионы, где планировалось изучить религии, языки, обычаи и культуру жителей.

Рерих написал об этой первой Центрально-Азиатской экспедиции в своей книге «Сердце Азии» и дает читателю яркое описание чудес земли и ее жителей. Однако изображения нигде не были такими яркими, как на примерно пятистах картинах, созданных в результате похода. В сериях «Канченджанга», «Сиккимский перевал», «Его страна», «Великий дух Гималаев» и «Знамена Востока» мы можем увидеть философские концепции и идеи, порождающие визуальные образы, и великолепие Северной Индии, создающее физическую обстановку.

В «Пути» фигура Христа прокладывает путь по извилистому пути через скалы и пики Гималаев, метафора опасных препятствий, с которыми сталкивается духовный путешественник. В картинах появляются восточные религиозные деятели и концепции, важными среди которых являются образы Господа Майтрейи — буддийского Мессии, Калки-Аватара Пуран, Ригдена Джапо Монголии или Белого Бурхана Алтая — все они описаны в легендах, связывающих их с Правителем Шамбалы, которому «суждено явиться на землю для окончательного уничтожения нечестивых, обновления творения и восстановления чистоты» (цит. по «Теософскому словарю» Е. П. Блаватской)

Путь временами был трудным. Рерих сообщает, что было пройдено тридцать пять горных перевалов высотой от четырнадцати до двадцати одной тысячи футов. Но это были вызовы, для которых он чувствовал себя рожденным, считая, что суровость гор помогает человеку обрести мужество и развить силу духа. И, несмотря на препятствия, где бы они ни были, укреплялась вера Рерихов в сущностную благость жизни и духовность человека. Рериховская серия «Знамена Востока», состоящая из девятнадцати картин, изображающих мировых религиозных учителей, Мухаммеда, Иисуса, Моисея, Конфуция и Будду, а также индийских и христианских святых и мудрецов, явилась свидетельством единства религиозных устремлений и общности корней человеческого мировоззрения. вера.

Противопоставлением этим темам в картине Рериха является образ Женщины и предназначенная ей роль в грядущей эпохе, и можно предположить, что то, что Елена Рерих писала подруге в 1937 году, отражает собственную точку зрения Николая: «…женщина должна осознайте, что она сама заключает в себе все силы, и в тот момент, когда она стряхнет с себя вековой гипноз своего, казалось бы, законного подчинения и умственной неполноценности и займется многообразным образованием, она создаст в сотрудничестве с человеком новый и лучший мир… Космос утверждает величие творческого начала женщины. Женщина есть олицетворение природы, и природа учит мужчину, а не человек природе. Поэтому пусть все женщины осознают величие своего происхождения и пусть они стремятся к знаниям». (опубликовано в «Письмах Елены Рерих» 1935-1939, вып. II)

Николай Рерих изобразил великие женские божества в таких картинах, как «Ведущая», «Мадонна Лаборис», «Мать Мира». Эта последняя концепция, эквивалентная Лакшми и Кали в Индии, является одним из самых вдохновляющих образов Рериха, переданным с величием в глубоких тонах синего и фиолетового. Вклад Елены Рерих в жизнь и творчество Николая невозможно переоценить. Их союз лучше всего можно описать как сотрудничество на протяжении всей жизни в областях взаимных усилий. Ее философия, заключающая в себе живую этику, разделялась Николаем и вдохновляла его в работе и жизни. В какой-то момент на закате их лет приближался юбилей, и он записал в своем дневнике: «Сорок лет — не меньше сорока. В таком дальнем плавании, встречая множество бурь и опасностей извне, мы вместе преодолели все препятствия. И препятствия превратились в возможности. Я посвятил свои книги Елене, моей жене, другу, попутчику, вдохновительнице! Каждая из этих концепций была испытана в огне жизни. И в Петербурге, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и во всей Азии мы работали, учились, расширяли свое сознание. Вместе мы творили, и недаром сказано, что произведение должно носить два имени — женское и мужское».

В конце своей основной экспедиции в 1928 году семья поселилась в долине Кулу на высоте 6500 футов в предгорьях Гималаев, откуда открывался великолепный вид на долину и окружающие горы. Здесь они основали свой дом и штаб-квартиру Гималайского научно-исследовательского института Урусвати, который был организован для изучения результатов их экспедиции и тех исследований, которые еще предстояли. Деятельность института включала ботанические и этнолингвистические исследования, изучение археологических памятников. Под руководством своего отца двое сыновей Рерихов, Георгий и Святослав, создали коллекцию лекарственных трав и провели обширные исследования в области ботаники и древней медицины, а также тибетской и китайской фармакопеи.

В следующем году, возвращаясь в Нью-Йорк на открытие нового помещения Музея Рериха, Рерих поднял вопрос, который был близок его сердцу на протяжении многих лет. Используя Красный Крест в качестве примера, он предложил договор о защите культурных ценностей во время войны и мира — предложение, которое он безуспешно пытался продвигать в 1914 году. Консультируясь с юристами, сведущими в международном праве, он разработал Пакт , и предложил вывесить флаг над всеми местами, находящимися под его защитой. Этот флаг он назвал Знаменем Мира. Дизайн баннера представляет собой три сферы, окруженные кругом пурпурного цвета на белом фоне. Из многих национальных и индивидуальных интерпретаций этого символа, пожалуй, наиболее обычными являются интерпретации Религии, Искусства и Науки как аспектов Культуры, которая представляет собой окружающий круг; или прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых в кругу Вечности. Символ можно увидеть на печати Тамерлана, в тибетских, кавказских и скандинавских украшениях, на византийских и римских артефактах. Им украшен образ Страсбургской Мадонны. Его можно увидеть во многих картинах Рериха, прежде всего в «Мадонне Орифламме», где Женщина изображена как носительница и защитница Знамени. В этом знаке и сопровождающем его девизе Pax Cultura символизируется видение человечества Рерихом. Как он писал: «Давайте объединимся — вы спросите, каким образом? Согласитесь со мной: проще всего создать общий и искренний язык. Возможно, в Красоте и Знании». Усилия Рериха обнародовать такой договор увенчались, наконец, 15, 19 апреля35, в подписании народами Америки — членами Панамериканского союза — Пакта Рериха в Белом доме в Вашингтоне. Этот договор все еще в силе. Многие люди, группы и ассоциации по всему миру продолжают пропагандировать Пакт, Знамя и лежащие в их основе принципы.

Именно в его гималайских картинах легче всего найти свидетельство той возвышенности духа и миссионерства, которые побуждали Рериха к решению задач, которые он перед собой ставил. В них можно увидеть смысл драмы, срочность сообщения, которое нужно отправить или получить, путешественника, которого нужно поприветствовать, миссию, которую необходимо выполнить, путь к путешествию. Высокие горы символизируют духовные цели, которые человечество должно ставить перед собой. Рерих призывает людей к своему духовному предназначению и напоминает им об их долге готовиться к Новой Эре, в которой Ригден Джапо соберет свое войско и под Знаменем Света победит воинство тьмы. Рерих-воин был уже вооружен и верхом; он стремился собрать свою армию для битвы и приказал, чтобы на их нагрудниках было написано слово «культура».

Стремление к утонченности и красоте было для Рериха священным. Он считал, что хотя земные храмы и артефакты могут погибнуть, но мысль, порождающая их, не умирает, а является частью вечного потока сознания — устремлений человека, питаемых его направленной волей и энергией мысли. Наконец, он считал, что мир на Земле является предпосылкой выживания планеты и продолжающегося процесса духовной эволюции, и увещевал своих ближних помочь достичь этого мира, объединившись на общем языке Красоты и Знания.

Николай Рерих скончался в Кулу 13 декабря 1947 года. Его тело кремировали, а прах захоронили на склоне, обращенном к горам, которые он любил и изображал во многих из своих почти семи тысяч работ.

вверх

Федор Достоевский | Биография, книги, философия и факты

Федор Достоевский

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
11 ноября 1821 г.
Москва
Россия
(День рождения через 3 дня)
Умер:
9 февраля 1881 г. (59 лет)
Санкт-Петербург
Россия
Известные работы:
«Сырая молодежь»
«Преступление и наказание»
«Не хлебом единым»
«Записки из подполья»
«Бедные люди»
«Братья Карамазовы»
«Дневник писателя»
«Двойник»
«Сон смешного человека»
«Картежник»
«Дом мертвецов»
«Идиот»
«Бесы»
Механизм/стиль:
реализм

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Фёдор Михайлович Достоевский , полностью Фёдор Михайлович Достоевский , Достоевский также пишется Достоевский , (род. 11 ноября [30 октября по старому стилю] 1821 г., Москва, Россия — умер 9 февраля [января по старому стилю] , 1881, Санкт-Петербург), русский писатель и новеллист, чье психологическое проникновение в самые темные тайники человеческого сердца вместе с его непревзойденными моментами озарения оказали огромное влияние на художественную литературу 20-го века.

Достоевский обычно считается одним из лучших когда-либо живших романистов. Его идеи глубоко сформировали литературный модернизм, экзистенциализм и различные школы психологии, теологии и литературной критики. Его работы часто называют пророческими, потому что он так точно предсказал, как поведут себя российские революционеры, если придут к власти. В свое время он также был известен своей деятельностью в качестве журналиста.

Основные работы и их характеристики

Достоевский наиболее известен своей новеллой Записки из подполья и четырьмя длинными романами: Преступление и наказание , Идиот , Одержимые (также более точно известный как Демоны и Дьяволы ) и Братья Карамазовы . Каждое из этих произведений славится своей психологической глубиной, и действительно, Достоевского принято считать одним из величайших психологов в истории литературы. Он специализировался на анализе патологических состояний ума, ведущих к безумию, убийству и самоубийству, а также на исследовании эмоций унижения, саморазрушения, тиранического господства и убийственной ярости. Эти основные работы также известны как великие «романы идей», посвященные вечным и своевременным проблемам философии и политики. Психология и философия тесно связаны в изображениях Достоевским интеллигентов, «чувствующих идеи» в глубине души. Наконец, эти романы открыли новые горизонты своими экспериментами в литературной форме.

Предыстория и молодость

Главные события жизни Достоевского — инсценировка казни, заключение в Сибири и эпилептические припадки — были настолько хорошо известны, что даже помимо творчества Достоевский в свое время добился большой известности. Действительно, он часто извлекал выгоду из своей легенды, опираясь на очень драматические случаи из своей жизни при создании своих величайших персонажей. Тем не менее, некоторые события в его жизни остались покрытыми тайной, а неосторожные домыслы, к сожалению, приобрели статус фактов.

Викторина «Британника»

Викторина «Литературная классика»

Кто написал Молл Фландерс? Кто главный герой в «Преступлении и наказании»? Снимите свою классику с книжных полок, чтобы пройти этот тест.

В отличие от многих других русских писателей первой половины XIX века, Достоевский родился не в помещичьей семье. Он часто подчеркивал разницу между своим прошлым и прошлым Льва Толстого или Ивана Тургенева и влияние этой разницы на его творчество. Во-первых, Достоевский всегда нуждался в деньгах и должен был торопить свои произведения с публикацией. Хотя он жаловался, что написание в срок помешало ему полностью реализовать свои литературные способности, в равной степени возможно, что его бешеный стиль сочинения придавал его романам энергию, которая осталась частью их привлекательности. Во-вторых, Достоевский часто отмечал, что в отличие от дворянских писателей, описывавших семейную жизнь своего сословия, сформированную «прекрасными формами» и устойчивыми традициями, он исследовал жизнь «случайных семей», «оскорбленных и униженных».

Отец Достоевского, отставной военный хирург, служил врачом Мариинской больницы для бедных в Москве, где лечил благотворительные дела, а также занимался частной практикой. Хотя отец Достоевского был преданным родителем, он был суровым, подозрительным и жестким человеком. Напротив, его мать, культурная женщина из купеческой семьи, была добра и снисходительна. Пожизненная привязанность Достоевского к религии началась со старомодного благочестия его семьи, столь отличного от модного дворянского скептицизма.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

В 1828 году отцу Достоевского удалось получить дворянский чин (реформы Петра I сделали возможным такое изменение статуса). Он купил имение в 1831 году, и так юный Федор проводил летние месяцы в деревне. До 1833 года Достоевский воспитывался дома, затем был отправлен в дневную школу, а затем в пансион. Мать Достоевского умерла в 1837 году. Примерно через 40 лет после смерти Достоевского выяснилось, что его отец, скоропостижно скончавшийся в 1839 году,, мог быть убит собственными крепостными; однако этот рассказ теперь рассматривается многими учеными как миф.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts