Никому не досаждать никого не осуждать и наше вам почтение: Никого не осуждать, никому не досаждать. Жизнь Амвросия Оптинского

Разное

Никого не осуждать, никому не досаждать. Жизнь Амвросия Оптинского

«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение!». Эти добрые слова нам известны в основном по фильму «Благословите женщину». На самом деле — это были любимые слова одного из самых известных старцев — батюшки Амвросия Оптинского. Старенький, больной, ему трудно было даже ходить. И к нему со всей России стремились сотни людей: спросить совета, получить благословение, попросить его молитв. Деятельность третьего оптинского старца, иеросхимонаха Амвросия, ознаменовала собой расцвет Оптиной пустыни и наиболее славную и светлую пору русского старчества.

Родился Александр Гренков в семье пономаря села Большая Липовица Тамбовской губернии, и был шестым ребенком. 23 ноября 1812 года, когда будущему преподобному пришло время появиться на свет, в доме его деда, сельского священника, собралось так много гостей, что роженицу пришлось перенести в баню. Позже батюшка Амвросий шутил: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

Наделенный большими способностями и любознательностью, Александр блестяще закончил Тамбовское Духовное училище, а затем и семинарию. Его товарищ по семинарии вспоминал: «Бывало, на последние деньги купишь свечку, твердишь-твердишь заданные уроки, а он и занимается мало, а придет в класс — станет наставнику отвечать точно как по-писанному, лучше всех».

Перед одаренным юношей открыты были двери Духовной академии. Но иной путь был уготован Александру: в последнем классе семинарии он тяжело заболел и, прося в молитвах Богородицу об исцелении, дал обет стать монахом.

Юноша выздоровел, но веселый и озорной нрав удерживали его от исполнения обета 4 года. Александр чувствовал угрызения совести, но не находил в себе сил оставить мир, «жался», по его же словам. Но однажды, отправившись в Троице-Сергиеву Лавру на богомолье, он заехал в Троекурово к известному затворнику о. Иллариону, который дал ему указание: «Иди в Оптину, ты там нужен». У мощей преподобного Сергия Александр укрепился в решении исполнить, наконец, свой обет. Приехав домой и опасаясь, что уговоры родных и друзей поколеблют его намерение, он тайно бежал в Оптину пустынь. Ласково принятый старцем Львом, вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, затем рукоположен в иеродьякона и, позднее, в иеромонаха.

Путь старца Амвросия был свободен от скорбных внешних обстоятельств: ему не приходилось, как его предшественникам и духовным руководителям старцам Льву и Макарию, бороться с косностью монахов и их представлениями о старчестве как о ереси. Но делание отца Амвросия  было сопряжено с тяжкими и непрерывными болезнями из-за крайней слабости его здоровья.

Несмотря на это, старец принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал, народ стекался к нему со всех концов страны.  Вставал он в четыре — пять утра, звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец предавался молитве и готовился к своему дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Так в течение более тридцати лет, изо дня в день, старец Амвросий совершал свой подвиг. На нем сбывались слова: «Сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9). Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости, чудотворения, известно множество случаев исцеления.

Старец Амвросий принимал у себя цвет русской интеллигенции того времени: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. С. Соловьев, К.Н.Леонтьев, А.К.Толстой, М.Н.Погодин, Н.М.Страхов  и многие другие искали в скиту смысл жизни. Литературным воплощением отца Амвросия стал старец Зосима из «Братьев Карамазовых». Л. Н. Толстой после беседы с о. Амвросием радостно сказал: «Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога». В. Розанов писал: «Благодеяние от него льется духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него… Самые принципиальные люди посещали его (о. Амвросия), и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело».

Изречения и афористические советы отца Амвросия разошлись в пословицы и поговорки и любовь к ним не становится меньше — в нескольких простых словах батюшка умел выразить всю сущность христианской жизни.

До отца Амвросия никто из старцев не открывал двери своей кельи женщине. Он же не только принимал множество женщин и был их духовным отцом, но и основал недалеко от Оптиной пустыни женский монастырь — Казанскую Шамординскую пустынь.

Как-то молясь Божией Матери о помощи монахиням и заступничестве, отец Амвросий увидел в небе Саму Богородицу. Образ врезался в память старца, и по его эскизу монах-иконописец Даниил написал икону «Спорительница хлебов»: над хлебными полями  Шамордино на облаке сидит Пречистая Дева с распростертыми в стороны руками.   Празднование иконы установлено на 15 октября, когда заканчивается уборочная страда и люди могут посвятить время молитве.

Именно в Шамордино старцу суждено было встретить свою кончину. 10 (23) октября 1891 года старец отошел ко Господу. Гроб с телом старца под моросившим осенним дождем был перенесен в Оптину пустынь, и ни одна из свеч, окружавших гроб,  не погасла. Он был погребен возле монастырской церкви рядом с наставником, отцом Макарием. Сейчас же мощи святого Амвросия почивают во Введенском соборе, а над ракой помещена икона святого. С этой иконой связано удивительное событие: когда после канонизации старца к его мощам приехала съемочная группа, готовившая программу для фестиваля киноискусств в Амстердаме, и оператор навел камеру на лик преподобного, икона замироточила. Это был первый случай, когда мироточение было заснято на кинопленку. Фильм имел большой успех: старец и после смерти заговорил с людьми.
На надгробии преподобного выгравированы слова апостола Павла, которые очень точно отражают подвиг великого старца: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22).

Амвросий Оптинский цитата: Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, …

—  Амвросий Оптинский

Взято из Wikiquote. Последнее обновление 5 ноября 2022 г.

Темы

мое, почтение

Амвросий Оптинский

33

священнослужитель Русской православной церкви, иеромонах 1812 — 1891

Похожие цитаты

„Я сопротивляюсь всем общепринятым убеждениям. Моя религия сводится к тому, чтобы быть непосредственным, жить в настоящем. Это старое клише, я знаю, но оно мое.“

—  Джек Николсон американский актёр 1937

„Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара.“

—  Борис Леонидович Пастернак, книга Доктор Живаго

Doctor Zhivago (1957)

„Предоставь всем другим людям те же права, которых ты добиваешься для себя, — вот мое учение.“

—  Томас Пейн англо-американский писатель, философ, публицист 1737 — 1809

Без источников

„Дитя родителям оказывает благодарность покорностию и почтением.

—  Екатерина II российская императрица 1729 — 1796

„Иногда возраст приходит без мудрости…
Своих мозгов никому не отдать,
С детства нас учат тактичности, скромности,
Старших всегда и во всем, уважать!

Это конечно разумно и правильно,
Это так важно в детей заложить,
Но я считаю и сердцем и разумом,
Мы уваженье должны заслужить.

И если старший до дрожи бессовестный,
То не стесняйтесь себя защищать.
К мудрым и добрым, всегда я с почтением,
Но не могу дураков уважать!“

—  Мария Ногаева

„Взаимное уважение возникает только тогда, когда проведены границы и к ним относятся с почтением.“

—  Вильгельм Швебель

„Когда ты говоришь о Господе или Его свойствах, делай это серьезно и с должным почтением.“

—  Джордж Вашингтон первый президент США 1732 — 1799

„Почтения почему-то заслуживают те, кто ни разу не был пойман за получением удовольствия.“

—  Томас Дьюар английский предприниматель, производитель виски, афорист 1864 — 1930

„Мое любимое место в Библии? Живи и дай жить другим. Знаю, в Библии этого нет, но это главный принцип, по которому стоит жить.“

—  Арета Франклин американская певица 1942 — 2018

„Пройдите, пожалуйста, в жопу. Примите уверения в нашем неизменном почтении 💋“

—  Михаил Владимирович Леонтьев российский тележурналист, публицист 1958

Источник: https://zona.media/news/2017/18/01/leontyev

„Православные христиане — как бы семейство, дети Иисуса Христа, а в добром семействе мать всегда в высоком почтении (Матерь Божия), равно как старшие братья пользуются уважением и почтением от младших, и эти последние подражают первым“

—  Иоанн Кронштадтский священник Русской Православной Церкви, митрофорный протоиерей, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный и … 1829 — 1908

Моя жизнь во Христе, 2:924

„Плохо, если власть испытывает свою силу на оскорблениях; плохо, если почтение приобретается ужасом: любовью гораздо скорее, чем страхом, добьешься ты того, чего хочешь. Ведь когда ты уйдешь, страх исчезнет, а любовь останется, и как он превращается в ненависть, так она превращается в почтение.

—  Гай Плиний Цецилий Секунд (Плиний Младший)

„Мое поколение не живет прошлым — живёт нормально. Вчера вывезли мебель из квартиры — её надо подреставрировать. А у подъезда стоит мой автомобиль, я за рулем и это тоже важно.“

—  Владимир Абрамович Этуш советский и российский актёр театра и кино, педагог. Народный артист РСФСР и СССР 1922 — 2019

2010 год

„Ее молоко — мое дерьмо,
Мое дерьмо — ее молоко.“

—  Курт Кобейн автор песен, музыкант и художник, более известный как вокалист и гитарист северо-американской альтернативной рок-группы… 1967 — 1994

Her milk is my shit<br>My shit is her milk

«Milk It»
Из песен

„Мужчины, которые относятся к женщинам с наибольшим почтением, редко пользуются у них наибольшим успехом.“

—  Джозеф Аддисон публицист, драматург, эстетик, политик и поэт 1672 — 1719

„Признание высокой ценности далёкого будущего – глубокое почтение к творениям людей прошлого.“

—  Зафар Мирзо 1972

„Божественное провидение, распоряжающееся всем на свете <…> даровало нам счастье присутствия того человека, <…> великого человека, коего не следует бояться с почтением именовать служителем и истинным философом Христа, оно даровало нам счастье присутствия магистра Абеляра.

—  Пётр Достопочтенный католический святой, монах-бенедиктинец, девятый аббат Клюни 1092 — 1156

Цитаты об Абеляре

„Я весь желанье, весь порыв, но для меня желанье не томительно — оно моя стихия, мое счастье, оно живет во мне вместе с уверенностью в успехе“

—  Александр Николаевич Скрябин русский композитор и пианист 1872 — 1915

дата и источник не установлены

„Я не знаю, каково мое призвание, но я хочу быть здесь по большей причине. Я изо всех сил стараюсь быть как величайшие люди, которые когда-либо жили.“

—  Уилл Смит американский актёр, продюсер и рэпер 1968

„Мое лучше, чем наше.“

—  Бенджамин Франклин американский политический деятель, дипломат, учёный, изобретатель, журналист, издатель, масон 1706 — 1790

Связанные темы

  • Мое
  • Почтение

Как перестать раздражаться: 12 вопросов

Есть ли в вашей жизни человек, который регулярно сводит вас с ума? Или человек, который продолжает причинять вам боль и, кажется, не готов измениться?

Вот несколько вопросов и библейских стихов, которые помогут вам отпустить гнев и полюбить, когда любить трудно.

Примечание: Эти вопросы и библейские стихи также можно найти в проекте «Обновление разума», «Я заслуживаю пончик» (и «Другая ложь, которая заставляет вас есть») и в приложении «Я заслуживаю пончик».

Гнев/раздражение Вопросы и стихи из Библии

  1. Почему ты злишься или раздражаешься? Быть конкретным.
  2. Вы удивлены поведением этого человека? Почему или почему нет?
  3. Почему тебя так беспокоит ее поведение?
  4. Как вы думаете, ее поведение беспокоит Бога? Почему или почему нет?
  5. Как вы думаете, этот человек готов к изменениям?
    1. Да: Если да, то как вы думаете, хочет ли Бог, чтобы вы с ней поговорили? Почему или почему нет? *
    2. No: Если нет, то что произойдет, если вы попытаетесь изменить ее?
  6. Как вы думаете, как Бог хочет, чтобы вы ответили этому человеку? **
  7. От чего бы вам пришлось отказаться, чтобы отреагировать так, как хочет от вас Бог?
  8. Достаточно ли вы любите Бога (или этого человека), чтобы пойти на эту жертву?
  9. Есть ли что-то, что вам нужно принять?
  10. Как вы думаете, что Бог хочет сделать для вас в разгар этой сложной ситуации?
  11. Вам нужно добавить некоторые границы к этим отношениям?
    • Если да, то какие границы вы могли бы установить? **
  12. За что можно благодарить Бога в этой ситуации? (Не забудьте указать, что вам нравится в этом человеке. )

* Примечание: Если вы думаете, что Бог хочет, чтобы вы поговорили с этим человеком, обязательно сначала обновите свой разум, чтобы ваше сердце наполнилось любовью и уважением к ней. У вас будет больше шансов связаться с ней, если она не почувствует угрозы от вашего гнева и/или осуждения.

** Примечание: Если вы находитесь в ситуации насилия или потенциального насилия, не пытайтесь справиться с этой ситуацией самостоятельно. Обратитесь за помощью, как только сможете.

Возможные вещи, которые вам нужно принять с гневом: что люди иногда причиняют вам боль, что вы не можете изменить людей, что вы не всегда можете иметь то, что хотите, и что жизнь часто бывает тяжелой и несправедливый.

Возможные вещи, в которых вам нужно исповедаться с гневом: осуждение, осуждение, попытка контролировать людей, которых Бог не хочет, чтобы вы контролировали, создание чего-то более важного, чем Бог хочет, чтобы вы это сделали, и причинение вреда другим своим гневом .

Библейские стихи

Матфея 5:43-44, 46 Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас. Ибо если вы любите любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

Матфея 18:21-22 Тогда Петр подошел к Иисусу и спросил: «Господи, сколько раз я должен прощать моего брата или сестру, которые согрешают против меня? До семи раз? Иисус ответил: «Говорю тебе не семь раз, а семьдесят семь раз».

Ефесянам 4:26-27 Гневайся и не согрешай; не позволяйте солнцу зайти во гневе вашем, и не давайте возможности диаволу.

Римлянам 12:18 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

Римлянам 15:1, 7 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных, а не только себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, в назидание ему. Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял нас во славу Божию.

1 Коринфянам 13:4-5 Любовь долготерпелива, добра и неревнива; любовь не хвастается и не зазнается, не поступает неприлично; он не ищет своего, не раздражается, не принимает во внимание причиненное зло.

1 Коринфянам 13:7 (Любовь) все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Колоссянам 3:12-14 Итак, как избранные Божии, святые и возлюбленные, облекитесь в сердце состраданием, благостью, смирением, кротостью и терпением; снисходя друг к другу и прощая друг другу, кто имеет жалобу на кого; как Господь простил вас, так и вы. Помимо всего этого положитесь на любовь, которая является совершенными узами единства.

Колоссянам 3:17 Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса, благодаря через Него Бога Отца.

1 Иоанна 3:16 Любовь мы узнаем из того, что Он положил Свою жизнь за нас; и мы должны отдать свою жизнь за братьев.

1 Петра 1:22 Так как вы в послушании истине очистили души ваши для искренней любви к братии, усердно любите друг друга от сердца.

1 Петра 3:8-9 Итак, будьте все согласны, отзывчивы, братолюбивы, добры и смиренны духом; не воздавать злом за зло или оскорблением за оскорбление, а вместо этого давать благословение; ибо вы были призваны именно для того, чтобы наследовать благословение.

Примечание: Когда вы молитесь через эти стихи, молитесь за человека, который вас беспокоит. Бог изменит ваше сердце, если вы будете молиться за него или за нее.

Дополнительные ресурсы

Если вы ищете книгу для более глубокого изучения, эти вопросы также можно найти в разделе 9.0003

Я заслужил пончик и Проект «Обновление разума» .

12 принципов, как не соглашаться с другими христианами: 9 баллов

Совести христиан удивительно схожи, поскольку у всех нас одно и то же Слово и один и тот же Дух. Но на грани совести Бог всегда предоставлял христианам удивительную степень свободы в личных сомнениях. Павел не приказывал более строгим христианам из Римлянам 14 следовать программе и начинать есть мясо, как разрешил Иисус. Он также не приказывал мясоедам прекратить свою плотоядную жизнь из опасения, что они могут расстроить вегетарианцев. Он ожидал, что они будут ладить, пока не вернется Иисус. (мы используем слабый и сильный в отношении веры или уверенности в своей совести для участия в определенной деятельности [ср. Рим. 14:22], а не в отношении силы или слабости спасительной веры.)

Но такова уж человеческая природа, что более строгая группа всегда испытывала искушение судить тех, кого они считали слишком свободными («И они называют себя Христиане!»), в то время как свободная группа смотрела свысока на тех, у кого были ненужные ограничения («эти бедные законники!»). К счастью, Павел осудил оба взгляда.

Но разобщенность — не единственная опасность. Высокомерие и чрезмерная самоуверенность сильных созрели для своего рода ереси «грей сколько хочешь», называемой антиномианством. Между тем, суждения более строгих верующих подталкивали их к законнической ереси жидовствующих.

Ни одно из этих четырех воззрений на разногласия совести не угодило Богу; на самом деле, двое из них были откровенно еретическими:

Сатана приготовил свой топор, чтобы воспользоваться этим естественным расколом. Что могло бы стать связующим звеном Павла, чтобы заполнить этот пробел и сплотить эти церкви посреди споров совести? Это будет клей христианской любви, сформулированный в Римлянам 14 и 1 Коринфянам 8–10. В приведенной ниже таблице показано тройственное решение любви Павла в растущем расколе, угрожавшем ранним церквам. Найдите время, чтобы внимательно рассмотреть решение Павла о любви, ведущей к единству:

Три центральных столбца взяты в основном из блестящего, вдохновленного Духом анализа Павла разногласий совести в Римлянам 14 и 15. В этих двух главах Павел предлагает 12 принципов, обеспечивающих уважение строгой совести слабых, в то время как по-прежнему допуская законные свободы сильных.

Вот они.

1. Приветствуйте несогласных с вами (Рим. 14:1–2).

«Что касается слабого в вере, то приветствуйте его, но не ссорьтесь из-за мнений [НИВ: «не ссорясь из-за спорных вопросов»]. Один человек считает, что может есть что угодно, а слабый человек ест только овощи».

К настоящему моменту вы, вероятно, уже поставили себя в ячейку «сильной совести» или «слабой совести». Но дело в том, что в большинстве вопросов вы, вероятно, и слабы, и сильны одновременно по сравнению с другими . Почти всегда есть люди слева и справа от вас по любому спорному вопросу. Это значит, что, в зависимости от ситуации, Бог будет призывать вас повиноваться увещеваниям Павла как к слабым, так и к сильным.

2. Те, у кого есть свобода совести, не должны смотреть свысока на тех, у кого ее нет (Рим. 14:3–4).

«Пусть тот, кто ест, не презирает [NIV: «относиться с презрением»] к тому, кто воздерживается, и пусть тот, кто воздерживается, не осуждает [т.е. осуждает] того, кто ест, ибо Бог приветствовал его. Кто ты такой, чтобы осуждать чужого раба? Он стоит или падает перед своим собственным хозяином. И он будет поддержан, ибо Господь силен поставить его».

Разве это не всегда соблазн сильных, смотреть свысока и презирать строгих «законников»? Павел осуждает такое отношение превосходства.

3. Те, чья совесть ограничивает их, не должны осуждать тех, кто имеет свободу (Рим. 14:3–4).

И не всегда ли это искушение людей с более слабой совестью в том или ином вопросе судить этих «антиномистов»?

Почему эти взгляды такие неправильные? Павел приводит две причины:

1. «Бог принял его» (14:3с). Вы святее Бога?

2. «Кто ты такой, чтобы осуждать чужого раба?» (14:4а). Вы не хозяин других верующих.

Мы не говорим, что проблемы третьего уровня не важны. О них можно говорить и даже проповедовать. О них можно писать в Твиттере и вести блог. Но, по крайней мере, при двух условиях: иметь правильный дух и правильные пропорции.

4. Каждый верующий должен быть полностью уверен в своей позиции в своей совести (Рим. 14:5).

«Один человек считает один день лучше другого, а другой считает все дни одинаково. Каждый должен быть полностью уверен в своем уме».

Первый великий принцип совести заключается в том, что Бог является единственным Господом совести. Этот пункт, однако, подводит нас ко второму по важности принципу совести: повинуйся ей! Бог дал вам совесть не для того, чтобы вы ее не слушались.

Это не значит, что ваша совесть всегда права. Мудро настроить свою совесть так, чтобы она лучше соответствовала воле Бога, поэтому в нашей книге есть целая глава, посвященная калибровке совести. Но это означает, что вы не можете продолжать грешить против своей совести и быть здоровым христианином. Вы должны быть полностью убеждены в своем нынешнем отношении к еде, питью, особым дням — или чему бы то ни было — и затем последовательно жить в соответствии с этим решением, пока Бог Своим Словом и Духом не поведет вас своим Словом и Духом, чтобы настроить вашу совесть.

Нет двух верующих с одинаковой совестью. Вот почему нам нужно Римлянам 14! Но истина, которая должна гореть во всех наших сердцах, состоит в том, что ни у одного христианина нет совести, полностью соответствующей Божьим стандартам. Ни один. Никто.

Вы должны уважать совесть других и не высмеивать чужие правила или свободы. Если у вас есть возможность, вы можете постепенно помочь им приучить свою совесть к большему согласию с Божьими нормами, но вы никогда не должны принуждать кого-либо грешить против своей совести.

5. Предполагать, что другие принимают пищу или воздерживаются от нее во славу Божью (Рим. 14:6–9).

«Тот, кто соблюдает день, соблюдает его в честь Господа. Кто ест, тот ест в честь Господа, потому что благодарит Бога, а кто воздерживается, тот воздерживается в честь Господа и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто из нас не умирает для себя».

Обратите внимание, насколько великодушен Пол к обеим сторонам. Он предполагает, что обе стороны пользуются своими свободами или ограничениями во славу Божью. Разве не было бы удивительно находиться в церкви, где все давали друг другу повод сомневаться в этих различиях, вместо того, чтобы придавать всему наихудший оттенок?

6. Не осуждайте друг друга в этих вопросах, потому что все мы когда-нибудь предстанем перед судом Божьим (Рим. 14:10–12).

«Почему ты осуждаешь своего брата? Или ты, что презираешь брата твоего? Ибо все мы предстанем перед судом Божьим; ибо написано: «Живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Тогда каждый из нас даст отчет за себя Богу».

Если бы мы больше думали о своем собственном положении перед судным престолом Бога, то с меньшей вероятностью стали бы осуждать сохристиан.

7. Ваша свобода есть мясо – это правильно, но не позволяйте своей свободе разрушить веру слабого брата или сестры (Рим. 14:13–15).

«Поэтому не будем больше осуждать друг друга, но решим никогда не класть ни преткновения, ни препятствия на пути брата. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего нечистого в себе самом, но нечисто для всякого, кто почитает это нечистым. Ибо если о том, что ты ешь, огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Что вы едите, не погубите того, за кого умер Христос».

У свободных и строгих христиан в церкви есть обязанности друг перед другом. Но вторая половина 14-й главы Послания к Римлянам возлагает большую часть ответственности на христиан с сильной совестью. Одной из очевидных причин является то, что они утверждают, что они сильны, поэтому Бог призывает их «сносить немощи немощных» (Рим. 15:1). Мало того, что из двух групп только сильные имеют выбор в делах третьего уровня, таких как мясо, святки, вино и т. д. Они могут либо приобщаться, либо воздерживаться, тогда как совесть строгих оставляет им только один выбор. Это большая привилегия для сильных иметь выбор в два раза больше, чем у слабых. Они должны мудро использовать этот дар, думая о том, как их выбор влияет на чувствительную совесть их братьев и сестер.

В этом принципе Павел демонстрирует проницательное понимание того, как работает совесть. Как мы уже говорили, один из двух великих принципов человеческой совести — «подчиняться ей». Привычка не повиноваться совести может поставить под угрозу свою вечную судьбу (1 Тим. 1:19). Эта истина приводит Павла к тому, что половину Послания к Римлянам 14 и половину 1 Коринфянам 8 посвящен принципу камня преткновения: христиане с сильной совестью не должны позволять своей свободе побуждать более слабого брата или сестру грешить против их совести.

Дело здесь не только в том, что ваша свобода может раздражать, раздражать или оскорблять вашего более слабого брата или сестру. Если брату или сестре просто не нравятся ваши свободы, это их проблема. Но если ваша практика свободы приводит вашего брата или сестру к греху против своей совести, тогда это становится вашей проблемой. Мы никогда не должны причинять духовный вред другим (см. также стихи 20–21).

Итак, как использование вами свободы может нанести духовный вред другим верующим? Павел здесь не совсем ясен, но Дуг Му в своем комментарии к Посланию к Римлянам предлагает «две основные возможности»:

[1] Наше участие в деятельности, которую другой верующий считает неправильной, может побудить этого другого верующего сделать то же самое. Тогда они будут грешить, потому что действуют «не по вере» (ст. 23). . . .

[2] Демонстративное пренебрежение свободой в конкретном вопросе может настолько глубоко оскорбить кого-либо, что он или она может вообще отвернуться от веры. (468)

Правда, мы никогда не должны позволять совести других определять нашу собственную совесть, так как самый важный принцип совести состоит в том, что Бог есть Господь совести. Но мы всегда должны учитывать совесть других, когда определяем свои действия.

8. Разногласия по поводу еды и питья не имеют значения в Царстве Божьем; главное назидать друг друга в праведности, мире и радости (Рим. 14:16–21).

«Поэтому пусть не говорят о том, что вы считаете добром, как о зле. Ибо Царство Божие состоит не в еде и питии, а в праведности, мире и радости во Святом Духе. Кто так служит Христу, тот угоден Богу и одобрен людьми. Итак, будем стремиться к тому, что способствует миру и взаимному созиданию. Не разрушай ради еды дела Божьи. Все действительно чисто, но грешно тому, кто ест другого, спотыкаясь. Хорошо не есть мяса, не пить вина и не делать ничего, что соблазнит брата твоего».

В рассуждениях Павла здесь и в 1 Коринфянам 8:8 есть что-то поразительное и поистине противоречащее здравому смыслу. Павел использует аргумент, который сильные хотят использовать в свою пользу — что то, что мы едим или пьем, не имеет значения для Бога, поэтому перестаньте придавать этому большое значение, — чтобы вместо этого наказать сильных. Так как пища и питие не предают нас Богу и не являются делами важными в Царствии Божием, то почему бы не воздержаться добровольно, если ваша свобода может повредить вере колеблющегося христианина? К счастью, мы редко сталкиваемся с этим решением, но мы должны быть готовы его принять.

Павел упоминает только «еду и питье» в стихе 17, но этот принцип распространяется и на многие другие спорные вопросы. Царство Божье не зависит от выбора школы, политических партий, музыкальных стилей и так далее. Опять же, мы не утверждаем, что вопросы третьего уровня не важны. У нас есть твердое мнение о них. Но это не то, о чем Царство Божье. Раскольническое разделение по этим менее важным вопросам не способствует «миру и взаимному созиданию» (Рим. 14:19).).

В то же время мы должны отметить, что допустимые разногласия совести , а не распространяются на вопросы первого уровня, которые являются центральными и существенными для христианства. Например, есть те, кто хочет настаивать на том, что нравственность гомосексуальной сексуальной активности является спорным вопросом, хотя Писание и 3500 лет толкования говорят, что это не так.

9. Если у вас есть свобода, не выставляйте ее напоказ; если ты строг, не жди, что другие будут такими же строгими, как ты (Рим. 14:22а).

«Вера, которую вы имеете, держите между собой и Богом».

Это предложение ясно показывает, что «вера» в Римлянам 14 – это уверенность совести. Мы совершенно определенно не должны держать свою веру в Евангелии при себе!

Не выставлять напоказ свое мнение в равной степени относится и к сильным, и к слабым. Для тех, у кого сильная совесть, у вас есть много свободы во Христе, но не выставляйте ее напоказ и не хвастайтесь так, чтобы другие могли согрешить. Будьте особенно внимательны, чтобы взращивать веру молодых людей и новообращенных.

Те из вас, у кого слабая совесть в определенной области, также обязаны не «контролировать» других, заставляя их принять ваши строгие стандарты. Вы должны оставить эти вопросы между собой и Богом.

10. Благословен человек, живущий по совести (Рим. 14:22б–23).

«Блажен тот, у кого нет оснований судить о себе за то, что он одобряет. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере. Ибо все, что не по вере, есть грех».

Бог дал нам дар совести, чтобы значительно увеличить нашу радость, когда мы слушаемся его предупреждений. Опять же, один из двух великих принципов совести — повиноваться ей. «Павел считает опасным для христиан пренебрегать своей совестью, потому что, если они приобретут привычку игнорировать голос совести, они могут игнорировать этот голос, даже когда совесть хорошо осведомлена и должным образом предупреждает их о чем-то положительном зле» ( Д. А. Карсон, Крест и христианское служение: изложение отрывков из 1 Коринфянам , 123).

11. Мы должны следовать примеру Христа, Который поставил других на первое место (Рим. 15:1–6).

«Мы, сильные, обязаны терпеть недостатки слабых, а не угождать себе. Пусть каждый из нас угождает своему ближнему во благо, для созидания его. Ибо Христос не Себе угождал, но как написано: «Злословия злословящих Тебя пали на меня».

Этот принцип не означает, что сильный должен соглашаться с положением слабого. Это даже не означает, что сильные никогда больше не смогут воспользоваться своими свободами. С другой стороны, это также не означает, что сильных только мириться с или терпеть или терпеть слабых. Для христианина «терпеть» слабости слабых означает, что вы с радостью помогаете им, воздерживаясь от всего, что может повредить их вере.

Римлянам 15:3 подчеркивает пример Христа. Мы даже не можем представить себе свободы и привилегии, которыми обладал Сын Божий на небесах. Быть Богом — значит быть полностью свободным. Но Христос «не угождал себе», а отказался от своих прав и свобод, чтобы стать слугой еврейской культуры, чтобы мы могли спастись от гнева. По сравнению с тем, что Христос претерпел на кресте, отказаться от такой свободы, как есть мясо, — это действительно пустяк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts