Нло с точки зрения христианства: Православие о внеземной жизни — Православный портал «Азбука веры»
Содержание
Если мы найдем инопланетян, что будет с религией?
- Брэндон Амброзино
- BBC Future
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty Images
Может показаться, что наличие жизни на других планетах несовместимо с верой в Бога. Однако, как пишет обозреватель BBC Future, многие богословы допускают возможность существования инопланетян.
В 2014 году Национальное управление США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) предоставило грант на сумму 1,1 миллиона долларов Центру богословских исследований (экуменическому научно-исследовательскому институту, расположенному в штате Нью-Джерси) — на изучение «общественных аспектов астробиологии».
Некоторых это привело в ярость. Фонд «Свобода от религии», выступающий за четкое разделение церквей и государства, потребовал от НАСА отозвать грант, пригрозив судом.
Представители фонда обосновали это требование своим беспокойством по поводу чересчур тесного взаимодействия государственных и религиозных организаций, но также дали понять, что считают выдачу гранта напрасной тратой денег.
«Ученым не следует заботиться о том, как развитие науки повлияет на убеждения, основанные на вере», — заявили они.
- Ого! Нам звонят инопланетяне! Что будем делать?
- Исчезнет ли когда-нибудь религия?
- Почему Бог не умер на Первой мировой войне?
- Наука и религия: можно ли положить конец вражде?
Впрочем, все доводы фонда могут рассыпаться в прах, если человечеству придется как-то реагировать на известие о том, что инопланетяне существуют.
Подобное открытие вызвало бы целый ряд вопросов, ответы на которые лежат за пределами науки.
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
К примеру, задумываясь о том, что такое жизнь, мы имеем дело с научным вопросом или богословским?
Темы происхождения жизни и будущего всего живого очень сложны, и исследовать их надо комплексно, в рамках сразу нескольких дисциплин.
То же относится и к реакции человечества на установление контакта с инопланетянами.
Это не просто праздное любопытство: сегодня многие ученые утверждают, что открытие жизни вне Земли — всего лишь вопрос времени.
Для таких уверенных заявлений есть сразу несколько поводов; главный из них обусловлен тем, с какой скоростью ученые стали открывать планеты вне Солнечной системы.
В 2000 году астрономам было известно около пятидесяти таких «экзопланет». К 2013 году их было уже 850, а планетарных систем — более 800.
По мнению Давида Вайнтрауба, доцента кафедры астрономии Университета Вандербильта (США) и автора книги «Религии и инопланетная жизнь» (Religions and Extraterrestrial Life), к 2045 году количество таких открытых планет может достичь миллиона.
«Есть все основания полагать, что вскоре количество известных экзопланет, как и количество звезд, станет бесчисленным», — пишет он.
Из обнаруженных на данный момент планет более двадцати сопоставимы по размеру с Землей и находятся в «пригодной для обитания» зоне на орбите звезды, в том числе и последняя из открытых планет — Проксима b, которая вращается вокруг Проксимы Центавра.
Чем пристальнее мы вглядываемся в космос, тем сильнее крепнет в нас уверенность в том, что не только наша планета пригодна для жизни.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Астрономы открывают все новые и новые планеты за пределами Солнечной системы, и некоторых это наводит на мысль о том, что на одной из них неизбежно будет найдена жизнь
За редким исключением все разговоры о поиске внеземного разума обычно ведутся в рамках точных или естественных наук. Но последствия этой деятельности простираются далеко за пределы биологии и физики, касаясь гуманитарных наук, философии и даже богословия.
Как отметил Карл Саган в своей книге «Космический вопрос» (The Cosmic Question), которую теперь можно найти разве что у букиниста, «освоение космоса напрямую связано с религиозными и философскими вопросами».
Нам придется решать, есть ли в нашей системе убеждений место для этих новых созданий, или же факт их существования способен в корне подорвать нашу веру.
Изучение этих вопросов можно назвать «экзобогословием» или «астробогословием» — эти понятия ввел почетный профессор богословия Тихоокеанской лютеранской богословской семинарии Тед Питерс, чтобы обозначить «рассуждения о богословском значении внеземной жизни».
Питерс, по его собственному признанию, был не первым и не единственным, кто употреблял эти термины — они были придуманы как минимум 300 лет назад и встречаются в трактате, опубликованном в 1714 году под названием «Астробогословие, или Демонстрация сущности и отличительных черт Бога с точки зрения небес» (Astro-theology, or a Demonstration of the Being and Attributes of God From a Survey of the Heavens).
Так ли мы уникальны?
Так какие же вопросы могут встать перед нами в случае обнаружения инопланетного разума?
Начнем с вопроса нашей уникальности, мучившего и богословов, и ученых.
Как объясняет в своей книге «Одни ли мы?» (Are We Alone?) Пол Дейвис, в основе поиска внеземной цивилизации лежат три принципа.
Первый — принцип единообразия природы, основанный на том, что физические процессы, происходящие на Земле, встречаются во всей Вселенной. Это означает, что процессы, результатом которых становится зарождение жизни, действуют аналогичным образом повсюду.
Второй — принцип изобилия, согласно которому всё, что возможно, когда-нибудь да произойдет.
С точки зрения поиска жизни на других планетах это означает, что в отсутствие препятствий к зарождению жизни эта самая жизнь обязательно появится, или, как выразился автор этого термина американский философ Артур Лавджой, «никакая подлинная потенция бытия не может остаться неисполнившейся».
По мнению Сагана, это связано с тем, что «зарождение жизни на пригодных для этого планетах, по-видимому, заложено в саму суть Вселенной».
Третий — принцип заурядности — гласит, что Земля не занимает какого-либо особенного места или положения во Вселенной. Это может оказаться главным камнем преткновения для основных авраамических религий, которые учат, что люди были созданы Богом специально и посему находятся в привилегированном положении по отношению к другим существам.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
В случае обнаружения инопланетян верующим будет трудно расстаться с мыслью об уникальности человечества
В некотором смысле современный научный мир построен на признании нашей заурядности, как отметил в своей книге «Религии и инопланетная жизнь» Давид Вайнтрауб:
«Когда в 1543 году от Рождества Христова Коперник заявил о том, что Земля вращается вокруг Солнца, последовавшая за тем интеллектуальная революция [. ..] вымела жалкие остатки аристотелевой геоцентричной модели Вселенной на свалку истории».
Теория Коперника, которая позже была признана революционной, положила начало процессу, по итогам которого ученые — такие как Дейвис — смогли прийти к выводу о том, что Земля — это «типичная планета, вращающаяся вокруг типичной звезды в типичной галактике».
Саган говорит об этом еще колоритнее: «Мы осознаем, что живем на незначительной планетке, вращающейся вокруг банальной звезды, затерянной в галактике в каком-то отдаленном уголке вселенной, в которой таких галактик больше, чем людей».
Но как верующим примирить это заявление со своим убеждением в том, что человек является венцом творения Бога?
Как люди могут полагать, что создатель любит их как собственных детей, если планета, которую они населяют, — лишь одна из миллиардов?
Обнаружение разумных существ на других планетах может произвести такую же революцию и в самосознании человека. Вызовет ли подобное открытие у верующих чувство собственной незначительности и, следовательно, сомнения в своей вере?
Я бы сказал, что это беспокойство надуманно. Для веры в то, что Бог взаимодействует с людьми и беспокоится о них, никогда не требовалось, чтобы Земля была в центре мироздания.
В псалмах, которые чтут и иудеи, и христиане, говорится, что Бог дал имена всем звездам (Псалом 147:4).
Как гласит Талмуд, Бог за ночь облетает 18 тысяч миров. Последователи ислама считают, что «то, что на небесах и на земле», принадлежит Аллаху (так написано в Коране) — то есть Его господство простирается далеко за пределы одной крошечной планеты.
В тех же текстах недвусмысленно говорится о том, что люди имеют для Бога особое значение, но Сам Он вполне способен выполнять сразу несколько дел одновременно.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Если понимать священные тексты не слишком буквально, в некоторых из них допускается возможность существования жизни на других планетах
Во-вторых, слово «особое» относится не только к неповторимым, уникальным, отдельно стоящим явлениям.
Как утверждает Питерс, если жизнь обнаружится где-нибудь еще, это никак не умалит Божью любовь к обитателям Земли, «как не умаляется любовь родителей к своему ребенку, если у него есть брат или сестра».
Если уж верить в Бога, зачем обязательно исходить из того, что Он способен любить лишь некоторых из Своих чад?
Откровение
Но упоминается ли возможность существования жизни вне Земли в самих религиозных текстах?
«Самую основу религии, — пишет католический священник и богослов Томас О’Мейра, — составляет утверждение определенного контакта внутри и одновременно вне человеческой природы».
Для иудеев, христиан и мусульман это предполагает наличие некоего откровения в письменной форме, хотя оно и обусловлено конкретными историческими обстоятельствами, в которых изначально передавалось из уст в уста.
Лучшие богословы признают связанные с этим ограничения, но некоторые склонны воспринимать тексты совершенно буквально, и тем, кто следует такой трактовке, обнаружение инопланетян может показаться угрозой для основ веры.
По мнению Вайнтрауба, трудности с принятием поиска жизни на других планетах могут испытывать члены Евангелической церкви, для которых основной источник вероучения — Евангелия (на самом деле единственным авторитетом в вопросах веры и практической жизни евангельские христиане—протестанты признают всю каноническую Библию, а не только Новый Завет — Ред.)
Еще во времена Реформации Мартин Лютер заявил, что для понимания Божьего замысла о спасении нужно «только Писание» (Sola Scriptura). Проповедник Билли Грэм в 1976 году заявил в интервью журналу National Enquirer, что, по его твердому убеждению, Бог создал жизнь и на других планетах «в далеком космосе».
Такие люди полагают, что все остальные письменные источники или выдвинутые идеи следует оценивать и судить в соответствии с Библией.
Если спросить одного из таких христиан, верит ли он в инопланетян, вероятно, первым делом он обратится к библейскому рассказу о сотворении мира. Не найдя там никаких подтверждений существованию жизни вне Земли, он, вслед за креационистом Джонатаном Сафарти, может прийти к выводу о том, что люди — единственные разумные существа во Вселенной.
«В Писании ясно подразумевается, что нигде больше нет разумной жизни», — написал Сафарти в своей статье, опубликованной в журнале «Новости науки и богословия» (Science and Theology News).
Может быть, христианин и способен принять факт существования инопланетной жизни, если он будет установлен, но для этого ему необходимо будет в корне пересмотреть свое понимание божественного откровения, смиренно признав неполноту своих познаний.
Кроме того, ему придется серьезно поразмыслить над понятием Боговоплощения — христианского догмата о том, что Бог присутствовал во всей полноте в жившем в первом веке нашей эры мужчине по имени Иисус Христос.
Христиане верят в то, что спасение возможно только через Христа и что все пути к Богу ведут через Него. Но какое значение это имеет для других цивилизаций, которые живут себе в далеких уголках Вселенной и ничего не знают о Христе?
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Верующие, возможно, усомнятся в том, что их религия и предписанные ею пути к спасению применимы к инопланетным существам
Томас Пейн рассмотрел этот вопрос в своем знаменитом трактате «Век разума», написанном в 1794 году, где обсуждается возможность существования множества миров.
По мнению Пейна, верить в бесконечное множество миров «значит делать христианскую религию одновременно мелкой и смешной и развеять ее, как пух по ветру».
Как он утверждает, одновременно утверждать и то, и другое невозможно. Не глупо ли полагать, что Бог должен «оставить заботу о всех остальных» в созданных им мирах и явиться умереть в этот? — задает вопрос Пейн.
С другой стороны, «следует ли нам предположить, что каждый из миров в бесконечном пространстве» также посещался Богом [для спасения его обитателей]?
Коротко говоря, если спасение в христианстве возможно только для тех существ, в мире которых имело место Боговоплощение, это означает, что Бог всю Свою жизнь только и делает, что посещает множество рассеянных в космическом пространстве миров и по-быстрому умирает там на кресте и воскресает.
Такое представление кажется Пейну абсурдным, и это одна из причин, по которым он отрицает христианство.
Но на эту проблему можно посмотреть и по-другому, о чем Пейн не подумал: возможно, вочеловечение Бога и Крестная жертва в истории Земли распространяются на всех существ во всей Вселенной.
Эту точку зрения выдвинул иезуитский священник и бывший директор Ватиканской обсерватории Джордж Койн, исследовавший данную проблему в своей книге «Многие миры: богословские аспекты новой Вселенной и инопланетной жизни» (Many Worlds: The New Universe, Extraterrestrial Life and the Theological Implications), опубликованной в 2010 году.
«Как бы Он мог, будучи Богом, оставить инопланетян во грехе? Бог выбрал совершенно особый способ спасения людей. Он послал к ним Сына Своего Единородного — Христа… Сделал ли Он это и ради инопланетян? В христианском богословии… глубоко укоренено понятие всеобщности Божьего спасения — понятие того, что в спасении так или иначе участвует вся тварь, даже неодушевленная».
Есть и еще одна возможность: само по себе спасение может быть исключительно земным явлением.
Богословие не заставляет нас верить в то, что первородный грех осквернил всю разумную жизнь по всей Вселенной. Возможно, люди — единственные испорченные создания.
Или, выражаясь религиозным языком, возможно, Земля — единственная планета, которой не повезло с первыми людьми — Адамом и Евой.
Кто сказал, что наши инопланетные братья и сестры нравственно несовершенны и нуждаются в духовном искуплении? Может быть, они уже достигли более высокой ступени духовного развития, чем мы?
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Многие вероисповедания предполагают исполнение определенных ритуалов, которые ассоциируются с духовным опытом
Как отмечает Дейвис, для духовного мышления живому существу необходимо самосознание и «достижение уровня развития разума, предполагающего способность оценивать последствия своих действий».
На Земле подобная степень когнитивного развития насчитывает в лучшем случае несколько миллионов лет.
Если где-либо еще во Вселенной есть живые существа, очень маловероятно, чтобы они находились точно на такой же ступени эволюции, что и мы.
А учитывая огромный срок существования Вселенной, возможно, по крайней мере, некоторые из внеземных цивилизаций древнее нашей, а значит, они продвинулись дальше по пути эволюции, чем мы.
Такие образом, как заключает ученый, «можно ожидать, что мы принадлежим к числу наименее развитых в духовном плане существ во Вселенной».
Если Дейвис прав, то вопреки таким популярным литературным произведениям, как фантастический роман Мэри Рассел «Птица малая», это не люди будут рассказывать своим инопланетным братьям и сестрам о Боге, а совсем наоборот.
Отметим, что эта возможность не отменяет права религий заявлять о получении божественного откровения.
Нет нужды воображать, будто Бог одинаково открывает одни и те же истины всем разумным обитателям Вселенной. Вполне возможно, что другие цивилизации познают Бога мириадами других способов, и все они перекликаются друг с другом.
Самобытность
Но как насчет разногласий между религиями? Как подобное открытие могло бы повлиять на самобытность отдельных вероисповеданий?
Своим рассказом «Таки у нас на Венере есть рабби!», опубликованном в 1974 году, писатель Филипп Класс, работавший под псевдонимом Уильям Тенн, приглашает иудеев и всех верующих задуматься над этим вопросом.
Действие рассказа происходит в будущем: еврейская община на планете Венера проводит первую в истории Вселенной Межзвездную неосионистскую конференцию. Среди присутствующих разумные инопланетяне бульбы, прилетевшие с далекой звезды Ригель.
Внешность бульб, покрытых серыми пятнами и щупальцами, приводит собравшихся евреев в недоумение. Они приходят к выводу, что бульбы никак не могут считаться людьми, а значит, не могут считаться евреями.
Для того чтобы решить, как поступить с необычными пришельцами, собирается раввинат. Его члены раздумывают над тем, что будет, если однажды человечество столкнется с существами, которые хотят быть евреями. «Следует ли сказать им, что они не вполне нам подходят?»
Раввины заключают, что это не очень хороший вариант, и дают евреям-венерианцам парадоксальный ответ: «есть евреи, и есть евреи. Бульбы принадлежат ко второй группе».
Дополнительный комизм повествованию придает изображение своего рода межплеменной вражды, которая, как приходится признать, присуща религии. Любое провозглашение самобытности способно разбить мир на группы: они и мы.
Но когда дело касается религии, это разделение часто приобретает космические масштабы: они и мы, и Бог на нашей стороне.
В этом всегда заключалась одна из главных проблем межкультурного взаимодействия, которое порой сводится к переговорам по поводу существующих границ вместо попыток устранить их.
Автор фото, Getty Images
Подпись к фото,
Для многих религиозных практик большое значение имеет понятие места — то есть система убеждений в них может строиться исключительно в рамках жизни на нашей планете
Возможно, эта проблема больше характерна для иудаизма и ислама, нежели для некоторых форм христианства, в котором повседневным ритуалам уделяется меньше внимания, чем в других религиях.
Взять хотя бы ислам, последователям которого предписано совершать определенные телесные практики в течение всего года.
В отличие от христианства, Основатель которого устранил необходимость присутствия в определенном месте для исповедания своей веры, ислам — религия, очень тесно связанная с местоположением.
Молитвы произносятся пять раз день, в определенное время, лицом к Мекке и сопровождаются определенными телодвижениями: поклонами и преклонением колен.
В определенное время необходимо соблюдать строгий пост, и всем мусульманам, кто может это сделать, необходимо совершить путешествие в Мекку.
В иудаизме тоже существуют посты и понятие паломничества (которое, правда, не является обязательным) — таглита — на Святую Землю. Впрочем, в современном иудаизме нет такой сильной привязки к местности, как в исламе, учитывая трагичную историю изгнания и рассеяния еврейского народа.
Что же потребуется от инопланетянина, чтобы считаться представителем земной религии? Что ему надо будет делать? Молиться пять раз в день?
А если у них планета вращается не так, как у нас, и дни там гораздо короче — все равно он будет обязан молиться так же часто, как мусульмане на Земле?
Придется ли ему принимать крещение? Причащаться? Сооружать кущу на Суккот?
Но ведь если мы воображаем, будто инопланетяне устроены физически примерно так же, как и мы, это вовсе не означает, что у них на самом деле есть материальное тело. Может, его и нет. Повлияет ли это на возможность их обращения в веру?
Эти мысли могут показаться просто легкомысленными экзобогословскими рассуждениями, но суть вопроса от этого не меняется: все наши самобытные религии приспособлены для планеты Земля.
И в этом нет ничего дурного (конечно, если мы не будем пытаться свести Вселенную к нашей конечной реальности).
Раввин Джереми Калманофски говорит об этом так: «Религия — это человеческая, общественная реакция на трансцендентность […] Свод норм иудаизма открывает нам прекрасный, проверенный временем путь к освящению своего ума, характера и тела, к облагораживанию человечества, к совершенствованию этого мира, к связыванию своей жизни с бесконечным Богом на нашей конечной Земле».
И к какому же выводу он приходит? «Я еврей. Бог — нет».
Теория этого раввина может помочь нам задуматься о своих ближних в открытом космосе и о своих ближних на нашей собственной планете.
Если религия представляет собой реакцию человека на божественное — даже если эту реакцию предлагает и пропагандирует сам Бог, — очевидно, что реакция будет различаться в зависимости от обстоятельств, в которых она формируется.
Если западные христиане смогут научиться уважать религиозные чувства пришельцев, имеющих благоволение и отвечающих Богу сообразно своим особенностям, может быть, они смогут применить те же принципы, учась жить в мире с мусульманами на Земле — и наоборот.
«В миллиарде солнечных систем, — пишет О’Мейра, — число форм, которые может принимать любовь, тварная и нетварная, будет неограниченным. Воплощения божественной жизни не будут противоречить друг другу или тварному миру».
Конец религии?
Если завтра утром мы вдруг узнаем, что человечество вступило в контакт с разумными инопланетянами, как на это отреагирует религия?
Некоторые полагают, что после подобного открытия мы вступим на путь, цель которого заключается в том, чтобы перерасти религию.
Как было установлено по итогам одного показательного исследования, проведенного Питерсом, число тех, кто полагает, что обнаружение внеземной жизни может положить конец земным религиям, среди неверующих вдвое выше, чем среди верующих (69% и 34%, соответственно).
Однако полагать, что религия слишком слаба, чтобы выжить в одном мире с пришельцами, было бы неверно с исторической точки зрения.
Как отмечает Питерс, подобное заявление построено на недооценке «степени адаптивности, которая уже имела место».
За несколькими заметными исключениями, среди которых можно назвать яростный фундаментализм и отношение к однополым бракам, религия часто демонстрировала способность без лишнего шума приспособиться к происходящим переменам.
И, безусловно, ее изобретательность и адаптивность свидетельствуют о том, что в религии есть нечто такое, что находит резонанс с самой основой человеческой души.
Как отмечает О’Мейра, некоторые аспекты религии придется скорректировать, но не отвергнуть полностью.
«Если бытие, откровение и благодать снисходят в другие миры, а не только на Землю, это немного изменяет христианское самосознание» (и, как можно добавить, любое религиозное самосознание).
Однако, как продолжает богослов, «для этого ничего не надо добавлять или убавлять — надо по-новому взглянуть на основы».
Во многих религиях принято верить в то, что Бог дал имена звездам. Таким ли уж преувеличением было бы полагать, что Он дал имена и их обитателям?
И, вполне возможно, все они по-разному называют и Самого Бога…
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.
Верит ли Церковь в инопланетян? Бог мог создать внеземной разум? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В «Фому» пришел вопрос: «Почему Церковь так негативно относится к НЛО? Разве Бог не мог создать жизни на других планетах?»
Всемогущество — одно из свойств Божьих. Оно означает, что Бог без каких-либо затруднений приводит в исполнение все Ему угодное. Для Него не существует никакого препятствия, и никакая внешняя сила не может препятствовать Его благой воле. При этом важно понимать, что всемогущество Божие — это не волюнтаристский произвол делать все что ни вздумается. Оно стоит в тесной связи с остальными свойствами Бога — благостью, любовью, милостью, правдой и т. д. Поэтому все, исходящее от Бога, не может быть греховным, пустым или бессмысленным.
Это положение хорошо разъясняет митрополит Макарий (Булгаков) в фундаментальном труде «Православно-догматическое богословие»: «Бог… не может умереть, не может вредить другому, не может ни отречься от Себя или лгать (2 Тим 2:13; Евр 6:18), ни вообще грешить и быть злым; но потому-то Он и всемогущ, что ничего подобного не может. Ибо если бы Он мог умереть или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым, это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет и что не противно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по Своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого».
Такое понимание всемогущества Божьего принципиально не противоречит гипотезе о существовании жизни на других планетах. Бог, несомненно, мог ее создать, если Ему так было угодно. Вопрос в другом: для чего нам непременно нужно знать об этом?
Фото Bruce Warrington on Unsplash
Представим, что где-то в галактике действительно существует некая неизвестная нам планета, населенная разумными существами. Какую пользу принесут нам попытки во что бы то ни стало выяснить это, как повлияют на нашу духовную жизнь, сделают нас добрее, исполнят сердца любовью и благодарностью Творцу? Пока подобные догадки имеют исключительно умозрительный характер и не находят подтверждения ни в Божественном Откровении, ни в современной науке. Несмотря на двухтысячелетнюю историю Церкви и научный прогресс, у нас до сих пор нет богословских или научных свидетельств инопланетной жизни и, соответственно, никаких надежных оснований утверждать, что инопланетяне существуют или посещают Землю. И даже если человек будет все дни проводить в размышлениях о том, есть инопланетяне или нет, это не поможет выяснить, так ли это на самом деле.
Церковь не против инопланетян, она всегда открыта к дискуссии. Церковь против праздного любопытства, которое отвлекает человека от главного и уводит в иллюзорные дали бесплодных размышлений.
Еще в XIX веке святитель Феофан Затворник в письме одному из своих корреспондентов, увлекшемуся темой инопланетян и возможными противоречиями между их существованием и христианским учением, писал, что данный вопрос «не выходит из области вероятных предположений». Не отрицая возможности внеземной жизни, он замечает: «Очень вероятно, что там есть жители, — но все только вероятно. Сказать “есть” не имеете права, пока не удостоверитесь делом, что есть. Правильнее выражаясь об этом, я говорю так: вероятно, есть; а может быть, и нету». Учитывая зыбкость и бездоказательность гипотезы об инопланетных существах, святитель подчеркивает бессмысленность занимать себя мысленными спекуляциями на этот счет: «Защищать истину против придумываемых вероятностей есть то же, что бороться с призраками. Вот почему Вы ни в одной богословской солидной книге не найдете опровержения своему возражению. Богословы не считали разумным делом опровергать мечты. <…> доведите до очевидности, что есть жители на телах небесных, тогда и начнем опровергать все возникающие из того возражения против святой веры нашей». То есть, другими словами, давайте будем решать проблемы по мере их появления.
|Читайте также:
Дети спрашивают об ангелах и бесах
Беда с инопланетянами, НЛО в другом: интерес к ним моментально принимает форму суррогатной религии, когда предполагаемым пришельцам отводится роль языческих божеств, таинственных, прекрасных, могущественных, непостижимо влекущих, у которых люди собираются искать помощи, спасения, ответа на все вопросы мироздания, так что человек, полный энтузиазма по поводу «могущественных гостей из Вселенной», погрешает против первой заповеди: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20:3). И к сожалению, очень часто интерес к НЛО, поиски контактов с «внеземным разумом» приводят человека в мир оккультного и делают его легкой добычей тех падших духов, от которых нас много раз предостерегает Писание.
Со всеми этими разговорами об НЛО, что должен думать христианин? – Baptist News Global
Когда старший пилот Дерек Тарр пролетал над Адриатическим морем в 1999 году, он внезапно понял, что за ним следует яркий свет.
«Мы вошли в поворот, и когда я оглядываюсь назад, это просто ярко-белый шар. Он подпрыгивал почти как супермяч — очень короткие, очень емкие, очень резкие движения, но чрезвычайно быстрые», — вспоминал он . «Толчки или колебания, которые он производил, определенно не были незначительными корректировками, вероятно, на несколько сотен футов, вверх, вниз, из стороны в сторону… В мгновение ока он просто… выстрелил прямо в небо. Самая быстрая вещь, которую я когда-либо видел».
Изображение необъяснимого объекта, сделанное Министерством обороны.
В недавнем выпуске «60 Minutes» пилоты ВМФ описали свидетельства из первых рук, очевидцев, видео и радаров о транспортных средствах, которые «могут развивать ускорение 600-700 G, которые могут летать со скоростью 13 000 миль в час, которые могут уклоняться от радаров, и что может летать и по воздуху, и по воде, и, возможно, по космосу. И (не имеют) никаких явных признаков движения, крыльев, управляющих поверхностей, и все же могут бросить вызов естественным эффектам земного притяжения».
После этого эпизода слухи об инопланетянах резко возросли.
Бывший президент Обама взвешенно сказал: «Что правда… так это то, что есть кадры и записи объектов в небе, о которых мы точно не знаем, что они собой представляют. Мы не можем объяснить, как они двигались, их траекторию… У них не было легко объяснимой закономерности».
Сенатор США Марко Рубио сказал: «В нашем воздушном пространстве что-то летает. Мы не знаем, что это такое. Нам нужно это выяснить. Я исхожу из того, что говорят им наши военные и их радары и их зрение. Нам действительно нужны веские доказательства, экстраординарные доказательства, потому что это было бы одним из самых экстраординарных утверждений, если бы оно было правдой».
Конечно, мы не знаем наверняка, прилетают ли эти НЛО из чужого мира. И хотя предстоящий отчет Конгресса, скорее всего, не будет ни подтверждать, ни отрицать существование инопланетян, доказательства того, что эти неопознанные объекты существуют и обладают возможностями, которые намного превосходят то, что высокопоставленные официальные лица США утверждают, что знают о современных технологиях, стали неоспоримыми.
Таким образом, христиане в очередной раз ведут разговоры о том, что будет означать для христианского богословия, если мы получим подтверждение инопланетной жизни за пределами земли. На этой неделе Обама даже предположил, что «появятся новые религии».
Перевернутый?
В то время как предположение об НЛО может быть довольно недавним явлением, научные и теологические выводы о жизни в другом месте — нет.
Когда люди начали понимать, что Земля представляет собой шар, человечеству пришлось рассмотреть возможность существования людей на другой стороне планеты. Они даже придумали название для таких гипотетических форм жизни, назвав их «антиподами».
Лактанций
В третьем веке советник Константина Лактанций размышлял: «Как обстоит дело с теми, кто воображает, что против наших шагов стоят антиподы? Они говорят что-нибудь по делу? Или найдется ли кто-нибудь столь глупый, чтобы поверить, что есть люди, чьи шаги выше головы? Или что вещи, которые для нас находятся в лежачем положении, вместе с ними висят в перевернутом направлении? Что посевы и деревья растут вниз? Что дождь, снег и град падают вверх на землю?»
Святой Августин больше беспокоился о богословских последствиях первородного греха. Он сказал: «Что касается басни о том, что существуют антиподы, то есть люди на противоположной стороне земли, где восходит солнце, когда садится над нами, люди, которые ходят ногами, противоположными нашим, то нет никаких оснований за то, что поверил. Те, кто утверждает это, не претендуют на обладание какой-либо достоверной информацией… . Ибо Писание, подтверждающее истинность своих исторических утверждений исполнением своих пророчеств, учит не лжи; и слишком абсурдно говорить, что какие-то люди могли отплыть с этой стороны и, пересекая бескрайние просторы океана, породили там расу людей, происходящих от этого единственного первого человека».
Множество миров?
Конечно, теперь мы знаем, что разумная жизнь действительно существует на другой стороне планеты. А как же на других планетах?
Тихо Браге
Астроном 16-го века Тихо Браге отказался рассматривать идею Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, потому что он подсчитал, что такая Вселенная будет иметь объем, по крайней мере, в 300 миллионов раз больше, чем он предполагал. Конечно, теперь мы знаем, что она бесконечно больше. Он спросил: «Почему Бог создал так много пустого пространства?»
Это привело астрофизика Пола Уоллеса к размышлению в своей книге «Любовь и квазары »: «Он сопротивлялся большей и незнакомой вселенной, потому что сопротивлялся более крупному и незнакомому Богу».
Изображение Джордано Бруно, сожженного на костре в XVII веке.
Однако в 17 веке Джордано Бруно был поэтом, который вообразил бесконечную вселенную, где звезды на самом деле были солнцами, вокруг которых вращались планеты, наполненные жизнью. Его любопытство и удивление побудили его исследовать слияние философии, математики, поэзии и теоретической космологии способами, которые побудили его отрицать вечные сознательные мучения, принять теологию всеобщего восстановления и задаться вопросом, насколько наши буквальные определения Бога были просто конечными. метафоры бесконечности. И за это его сожгли на костре.
Космос с центром на Земле?
Хотя современные консервативные евангелисты не сжигают людей на костре, они разделяют некоторые общие интересы с католицизмом 17-го века.
Ответы в Книге Бытия предупреждает, что «идея внеземной жизни в значительной степени проистекает из веры в эволюцию». Их теология спасения не оставляет им места для инопланетян, потому что «разумные инопланетяне не могут быть искуплены. Божий план искупления предназначен для людей: потомков Адама».
Диспенсационалисты, погрязшие в культуре «Оставленных», годами предупреждали, что средства массовой информации будут обвинять в Восторге инопланетян.
В своей книге «Систематическое богословие » Роберт Летэм говорит, что существование инопланетян «не будет угрозой для веры, поскольку все, что это повлечет за собой, — это то, что такая внеземная разумная жизнь будет иметь второстепенное значение для целей Бога в отношении человечества». Он говорит, что эти существа могут быть ангелами, падшими ангелами или живыми существами вокруг престола Бога, упомянутого в Откровении.
«Хотя библейское видение Божьего правления имеет космологический характер, оно также сосредоточено на земле».
Эти консервативные богословы правы. Несмотря на то, что библейское видение Божьего правления имеет космологический характер, оно также сосредоточено на земле. В Псалме 8 весь космос существует как иерархия от Бога наверху над небесами вниз через божественные существа и людей внизу, управляющих животными на земле.
В типичном евангельском евангельском рассказе о Сотворении, Падении, Искуплении и Восстановлении весь космос ощутил на себе последствия грехопадения Адама, включая самые дальние галактики. Это повествование подчинило бы все инопланетные миры человеческой евангельской истории.
Новая космолатрия?
Эллиот Нельсон признается в BioLogos: «Возможность инопланетной жизни… заставляет нас задаться вопросом, что значит быть созданным „по образу Божьему“». Он говорит: «Христианство космическое. Он делает смелые заявления о природе и будущем физической вселенной… и поэтому должен ответить на вызов современной космологии».
Таким образом, для Нельсона и БиоЛогос вызов — это «возможность честно столкнуться с явными противоречиями и конфликтами и извлечь из них уроки, а не сглаживать их, возможность переосмыслить то, что, как нам кажется, мы знаем, в погоне за более богатым и образное — и действительно более верное — видение истории христианства».
Илия Делио
Илия Делио, сестра-францисканка, преподающая в Университете Вилланова и являющаяся основателем Центра христогенеза, была мировым лидером в переосмыслении этой космологической истории, говоря: «Теология неразрывно связана с космологией».
Где был бы Бог в иерархической космологии? И как этот Бог будет относиться к существам ниже по иерархии? Конечно, Бог был бы наверху, как это отражено в Псалме 8. Это космология, с которой взаимодействовал Иисус. Он ниспроверг его, открыв Бога в нижней части иерархии, который восходит как царь на престол креста.
Но когда иерархия оказывается полностью иллюзией, как это влияет на наше понимание Бога и человеческой идентичности? Как меняется иерархия от Бога к человечеству, когда Земля становится космологически децентрированной?
Карл Саган назвал это религиозное повествование о землецентризме «земным шовинизмом».
Эндрю Берджесс говорит: «Пока кто-то думает о геоцентрической вселенной и земном божестве, история имеет определенное правдоподобие. Однако как только астрономия меняет теории, вся христианская история теряет единственную обстановку, в которой она имела бы смысл. Поскольку Солнечная система больше не является центром чего-либо, воображать, что происходящее здесь образует центр вселенской драмы, становится просто глупо».
Он ввел термин «экзохристология» для богословских бесед о том, как открытия в космосе могут повлиять на наше богословие Христа.
Полвека назад Дж. Эдгар Бернс предположил, что с развитием нашего понимания нашего отношения к космосу может возникнуть новая «космическая вера», которую он назвал «космолатрией». Будучи католиком, Бернс также беспокоился о том, что это будет означать для нашего понимания Христа. Поэтому он ввел термин «экзохристология» для богословских бесед о том, как открытия о космосе могут повлиять на наше богословие Христа.
Вселенский Христос?
Но почему наше понимание пространства может повлиять на наше богословие Иисуса? Хотя я понимаю желание христиан определить Христа строго в терминах божественности и физического тела Иисуса, реальность, которую мы находим в Писании, открывает наше понимание Христа за пределами простоты Его физического тела.
Колоссянам 1:15-20 говорит: «Им было создано все… . В нем все держится вместе… . Через Него примирить с Собою все, и земное, и небесное, умиротворяя Его кровью, пролитой на кресте». Здесь мы видим и вселенского Христа, в котором творится, держится, примиряется и расширяется весь космос, и кровоточащего Христа телесного.
В Послании к Ефесянам 1:10 сказано: «чтобы все на небе и на земле соединить во Христе». Хотя это отражает космологическую иерархию бытия под Христом, оно также вводит конвергенцию универсального единства во Христе.
Воплощение сходящейся любви
Какие бы различия у нас ни были, христианство в конце концов приходит к воплощению. Концепция экзохристологии становится проблематичной, если учесть возможность примирения чуждых миров из-за земного греха. Но что, если воплощение не было реакцией на грех?
Со времен Ансельма западное христианство представляет воплощение как пришествие Иисуса на землю как реакцию на грех, чтобы решить проблему.
Но для Питера Абеляра воплощение было не реакцией на грех, а излиянием любви, которое должно было случиться всегда, потому что Бог становится тем, что любит Бог. А Бог любит космос.
Францисканский взгляд на воплощение, который распространился через св. Бонавентура, Иоанна Скота и современных мистиков, таких как Илья Делио и Ричард Рор, — это то, что Делио называет «тайной упорядоченной любви», которая «отвязывает первопричину воплощения от греха». и провозглашает это делом любви».
Взгляд на воплощение как излияние любви, объединяющее весь космос во Всеобщего Христа, дает нам основу для созерцания бесконечной тайны с христианской точки зрения.
Освобождение земли
В своей книге Повторное очарование Земли Делио говорит: «Иисус… имел новое сознание взаимосвязи, новый способ видения других, сознание целого, в котором каждый человек бесконечно ценится… . Любовь освободила Иисуса в новом сознании целостности. Иисус жил на новом уровне существования, свободном от гнетущих сил мира и прошлого. Он видел всех существ, людей, птиц небесных и полевые лилии как часть себя».
«Когда мы думаем о небесах, наша поза должна измениться от «земного шовинизма» к смирению».
Наша задача сейчас — участвовать в освобождении всей земли через любовь. И если мы когда-нибудь обнаружим существование инопланетян, тогда мы начнем путь объединения наших историй вместе с их историями к сознанию целостности, привнесения единства во все вещи в божественной бесконечности, которая истекает кровью.
Но каждый человек должен быть бесконечно ценен. И чтобы каждый человек осознал полноту своей ценности, он должен сам находиться в процессе становления целым и частью целого.
Когда мы думаем о небесах, наша поза должна измениться от «земного шовинизма» к смирению. Если там есть инопланетяне, то наша Земля — всего лишь одна перспектива космоса. В некотором смысле наша земля становится одним человеком.
Человек Земли должен стать цельным. Чтобы это произошло, христиане должны двигаться в сторону богословия принятия, а не исключения. Мы должны двигаться к давней традиции теорий искупления, движимых любовью, и христианского мистицизма всеобщей относительности, где весь космос крещен любовью.
Теологии освобождения начинаются с точки зрения человека и продвигаются через любовь к паутине взаимоотношений.
Пока мы готовимся к возможному открытию инопланетян в будущем, давайте примем более крупного и незнакомого Бога, которого боялся Браге. Давайте мечтать о бесконечных мирах, как представлял себе Бруно. Давайте будем готовы пересмотреть наше богословие иерархии в свете относительного космоса, который, как мы теперь знаем, у нас есть. Давайте найдем красоту в моделях искупления Абеляра, св. Франциска, св. Бонавентуры и Скота. Давайте исследуем христианский мистицизм Делио и Рора. И давайте смиримся, чтобы стать цельными, следуя примеру богословов-освободителей, которые могут смоделировать для нас, как любовь может освободить землю от всех угнетающих сил к сознанию целостности, где каждая цивилизация со всей вселенной бесконечно ценится и погружена в любовь.
И если мы когда-нибудь сможем подтвердить существование инопланетных цивилизаций, то позвольте мне быть первым, кто предложит изменить наше название на Baptist News Universal.
Рик Пидкок
Рик Пидкок этим летом работает стипендиатом Клемонса в BNG. Он недавно окончил Северную баптистскую теологическую семинарию и живет в Гринвилле, Южная Каролина, со своей женой Рут Эллен и их пятью детьми. В большинстве случаев он сидит дома, но также является музыкантом и писателем.
Новый отчет правительства США об НЛО: христианская точка зрения
Впервые после проекта «Синяя книга» в 1969 году правительство США опубликовало новый отчет об НЛО. 25 июня 2021 года Управление директора национальной разведки опубликовало предварительную оценку недавних неопознанных воздушных явлений (НВП) 1 — нового термина для обозначения НЛО. Выяснилось ли в отчете что-то экстраординарное?
Отчет и его выводы
Пентагон учредил Целевую группу по неопознанным воздушным явлениям (UAPTF) в ответ на интерес Конгресса к широко разрекламированным видео из кабины пилотов ВМС США о странных воздушных явлениях во время нескольких операций в 2014 и 2015 годах. UAPTF проанализировал эти явления, среди прочего, и сообщил о своих выводах по 144 инцидентам за 17 лет с 2004 по 2021 год9.0005
Основные выводы этого исследования, скорее всего, не удовлетворят две основные группы, выступающие за правительственное расследование: тех, кто считает, что нас посещают НЛО и внеземные существа (ET), и тех, кто считает, что эти инциденты связаны с иностранной силой, которая угрожает национальная безопасность США. В отчете поясняется, что аналитики разведки не могут с какой-либо степенью уверенности подтвердить, что за этой недавней волной наблюдений стоит инопланетянин или иностранная держава, а именно Россия или Китай.
На самом деле аналитики с уверенностью могли классифицировать только одно событие, которое произошло в результате сдувания воздушного шара. В то время как проект «Синяя книга» оценил около 12 618 наблюдений и предоставил конкретные объяснения для всех, кроме 701 из них (около 94,4%), это исследование дает объяснения только менее чем 1%.
Недостатки отчета
Набор данных из 144 отчетов имеет несколько проблем. Во-первых, это неравномерные человеческие процедуры отчетности. ВМС США приняли единые процедуры отчетности только в 2019 году, а ВВС США приняли их на вооружение только в ноябре 2020 года. 80 из этих инцидентов включают в себя наблюдения пилотов и с нескольких датчиков, включая радарные и инфракрасные, но в отчете указывается, что эти датчики были разработаны для военных миссий и плохо подходят для полноценной захват УАП. Широкая изменчивость в отчетах и очень ограниченный набор данных не позволяют провести подробный анализ тенденций или закономерностей.
Кроме того, оценка указывает на то, что в отчетах может быть предвзятость наблюдателя. Все 144 отчета были получены от правительственных служащих США, в основном от пилотов ВМС США, и были сосредоточены вокруг военных полигонов и полигонов.
Исследование UAPTF указывает, что все UAP подпадают под одну из пяти широких категорий: «воздушные помехи, естественные атмосферные явления, USG [правительство США] или отраслевые программы развития, иностранные противоборствующие системы и универсальная «другая» корзина». Хотя эти пять категорий не указаны в исследовании, эти пять категорий являются оставшимися вероятными объяснениями, которые аналитики разведки учитывали в своей оценке после того, как отбросили все другие гипотезы, которые они считали гораздо менее вероятными, включая инопланетные самолеты.
Анализ дает несколько рекомендаций по улучшению этой предварительной оценки в будущем. Эти рекомендации включают в себя требование стандартизировать отчетность по всем органам государственной власти США, включая ВВС и Федеральное авиационное управление; расширить сбор данных о кластерных районах UAP, когда силы США отсутствуют, чтобы обеспечить «стандарт» активности UAP и ограничить систематическую ошибку при сборе данных; и запросить дополнительное финансирование исследований для дальнейшего изучения тем, изложенных в отчете.
Маловероятно и вероятно Объяснения
Если только одно из 144 можно классифицировать с какой-либо степенью уверенности, какие еще существуют объяснения? Оценка не исключает полностью многих объяснений, но предполагает, что не было найдено доказательств того, что Россия или Китай стояли за UAP. Есть несколько причин, поддерживающих это мнение.
Во-первых, бюджет России в разы меньше военного бюджета США, а военные реактивные двигатели Китая чреваты проблемами. 2 Кроме того, обе страны, вероятно, будут проводить секретные и продвинутые исследования в регионах, удаленных от посторонних глаз разведки США и военных тренировочных площадок США с самыми передовыми датчиками в мире.
Оценка также говорит, что она не может подтвердить так или иначе, что некоторые из явлений были передовыми военными или аэрокосмическими исследованиями США. Но маловероятно, что Управление директора национальной разведки опубликует исследование строго засекреченных программ (называемых программами специального доступа), даже если такие программы будут подтверждены. SAP — это отдельные программы, известные лишь очень ограниченному кругу людей.
Два наиболее вероятных объяснения остаются, если сохраняется предыдущая модель (более 94% с естественными объяснениями). Во-первых, эти явления могут иметь естественные объяснения. Они могут быть получены в результате передовых исследований в области беспилотных летательных аппаратов или радиоэлектронной борьбы. 3 Как указано в отчете, небо становится все более загроможденным дронами и другими летательными аппаратами, что делает военную подготовку все более и более сложной. Это может создать среду, в которой ранее незамеченные или редко наблюдаемые аномалии быстро приписывают НЛО или инопланетянам вместо того, чтобы изучать их в контексте технологии дронов. Или они могут быть еще не идентифицированными природными явлениями, которые Хью Росс, Кеннет Сэмплс и я подробно описываем в нашей книге 9.0049 Огни в небе и Зеленые человечки. 4
Во-вторых, явления могут быть сверхъестественными, как мы документируем в нашей книге. Мы утверждали, что небольшое количество остаточных феноменов НЛО (RUFO), которые нельзя объяснить иначе, могут быть демонической активностью, которая появляется перед людьми, открывшими двери в оккультизм. 5
Влияние на культуру и богословие
Этот новый разведывательный отчет вызвал еще больший интерес к феномену НЛО среди граждан США. Недавний опрос Pew Research Center показывает, что 65% американцев верят, что разумная жизнь существует на других планетах, причем молодые люди (76%) верят в это чаще, чем люди в возрасте 50 лет и старше (57%).
Что еще более драматично, недавний опрос American Worldview Inventory показывает, что миллениалы чаще обращаются к своим гороскопам, чем к Библии, для духовного руководства, еще больше открывая двери в оккультизм. Поскольку все мы можем знать кого-то, кто проявляет интерес к НЛО и инопланетянам, для христиан по-прежнему важно дать рациональное объяснение UAP и предложить духовно здоровую альтернативу вере в инопланетян.
Ключевые выводы этой оценки следующие:
- В отчете нет конкретных ответов на UAP.
- Наиболее вероятными объяснениями являются технологии дронов или передовые военные исследования, или
- Явления могут включать очень небольшой процент (менее 5%) RUFO, которые имеют рациональное христианское объяснение.
Мы должны продолжать готовиться к тому, чтобы «всегда быть готовыми» дать ответ на надежду, которая в нас (1 Петра 3:15), тем более, что все больше и больше людей преследуют духовные интересы помимо библейского христианства.