О чем молятся дмитрию солунскому: О чем молятся Димитрию Солунскому

Разное

О чем молятся Димитрию Солунскому

Развлечения

Святой Димитрий Солунский (русская икона, 1275–1300) / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

В четверг, 8 ноября, церковь чтит память святого великомученика Димитрия Солунского. «ВМ» узнала, как на Руси стали отмечать этот день и о чем молятся святому Димитрию.

Великомученик Димитрий родился в греческом городе Солунь. Он был сыном проконсула в Фессалонниках (ныне Салоники). Будучи тайными христианами, родители крестили его и воспитали по канонам своей веры. Право наследования перешло к Димитрию после смерти его отца. Димитрий не стал утаивать, что он христианин, и за это вскоре был арестован по приказу императора Максимиана Галерия, который ранее настойчиво просил будущего мученика отречься от Христа, но получил отказ. Дмитрия закололи копьями в темнице, а тело выбросили на съедение зверям, однако жители Солуни тайно похоронили великомученика.

В эпоху правления римского императора Константина Великого (324–337 год н. э.) над могилой Димитрия воздвигли храм, а спустя 100 лет христиане обрели нетленные мощи великомученика. При его гробе происходили чудеса и исцеления. А с VII века при раке святого Димитрия стало истекать миро, благовонное и чудесное, и в связи с этим мученика наименовали Мироточивым. Люди, которые использовали миро, исцелились от многих недугов.

Святой Димитрий Солунский (греческая икона, 1824) / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Как почитание cвятого Димитрия пришло на Русь

Когда славянские племена, предки нынешних сербов и болгар, стали принимать крещение, они очень близко восприняли историю Димитрия – защитника родного города, которого видели их предки. Появилась легенда, которая гласит, что Димитрий был славянином. Мол, первым текстом, который кириллицей записали Кирилл и Мефодий (тоже уроженцы Солуни), создавшие письменность для славян, был «Канон Димитрию Солунскому». Почитание святого воина пришло на Русь из балканских стран. Нестор-летописец даже приписывал незримую помощь cвятого мученика Вещему Олегу при осаде Константинополя.

Димитрий Солунский видится покровителем славянских воинов, которым еще предстоит обращение к Христу. Иногда Димитрия даже считают особым покровителем династии Рюриковичей.

Почитание великомученика продолжилось в Московской Руси. Так, в его честь князь Даниил в 1280 году построил в Москве первый каменный храм, на месте которого сегодня стоит Успенский собор Кремля, где также находится придел Димитрия Солунского.

Особенно великомученика почитал князь Дмитрий Донской, получивший свое имя в его честь. Перед Куликовской битвой он перевез икону, написанную на крышке гроба, из Владимира в Москву. После битвы князь установил Димитриевскую родительскую субботу – день памяти погибших воинов. Димитриевскую субботу принято отмечать перед днем почитания памяти святого. В этом году она приходится на 2 ноября.

Святой Димитрий Солунский (греческая икона, 1824) / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

Кстати, икону, которую перевез из Владимира в Москву князь Дмитрий Донской, сегодня может увидеть каждый в Третьяковской галерее.

О чем молятся Димитрию Солунскому

Святому мученику молятся об исцелении, облегчении тягот военной службы и о мужестве перед серьезными трудностями. Молитва перед иконой Димитрия Солунского помогает выстоять при наступлении интервентов и сохранить мир тем, кого войны не коснулись.

Православие Религия славяне

Великомученик Димитрий Солунский: житие, икона, молитва

Содержание статьи

  • 8 ноября — день памяти Великомученика Димитрия Солунского
  • Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому
    • Молитва первая
    • Молитва вторая
  • Читайте также

8 ноября — день памяти Великомученика Димитрия Солунского

Великомученик Димитрий Солунский родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий Солунский достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий Солунский — христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий Солунский раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий Солунский сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия Солунского в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.

Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Солунского Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить  голову.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

Читайте также — Два Деметрия и один Бог

При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку.

Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.

В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.

Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его.

Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Читайте также — Кто такие святые?

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия Солунского (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия Солунского. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем Отечестве.

По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».

Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.

Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.

Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому

Молитва первая

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию (или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вторая

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Читайте также

 

  • Что такое святость и зачем православному христианину читать «Жития Святых»
  • Что значит быть святым?

 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Почему мы молимся об умерших в Деметриевскую субботу?

Великомученик Димитрий Солунский

Дмитриевская родительская суббота — день особого поминовения усопших в Русской Православной Церкви. Это поминальная суббота перед днем ​​памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября).

Святой Димитрий родился в семье римского проконсула в греческом городе Фессалонике. Не достигнув совершеннолетия, Деметрий потерял отца, который тайно был христианином. После кончины отца император Галерий назначил юношу проконсулом Салоникской области. Правитель поручил Деметрию защищать землю от варваров и преследовать местных христиан. Вместо того, чтобы следовать указаниям императора, он стал открыто учить жителей города истинной вере.

Когда император узнал об этом, его гнев был безграничным. Он прибыл в Фессалонику, желая расправиться с непослушным слугой и его последователями. Димитрий готовился к мученической смерти. Раздав свое богатство бедным, он проводил дни в посте и молитве. По приказу правителя святителя бросили в темницу и жестоко истязали. Преподобный Димитрий принял мученическую кончину в 306 году.

Написанная икона великомученика Димитрия Солунского, изготовленная в нашем монастыре

Верующие тайно похоронили тело великомученика. Спустя сто лет его святые останки были найдены нетленными. Преподобный Димитрий получил свое имя Мироносица после того, как в VII веке из его ковчега стало чудесным образом источать благоухающее миро.

История установления Дмитриевской субботы

Особое поминовение усопших в Дмитриевскую субботу было установлено великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу над Мамаем на Куликовом поле 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, вернувшись с поля боя, посетил Троице-Сергиев монастырь.

Ранее преподобный Сергий Радонежский, игумен монастыря, благословил его на битву с неверными и дал ему двух иноков из числа его братии, Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Оба монаха пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симоновом монастыре.

Более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество на Куликовом поле, так и не вернулись домой. В Троицком монастыре прошла панихида по православным воинам, погибшим в Куликовской битве. С тех пор суббота перед 8 ноября (память святого Димитрия Солунского) стала на Руси днем ​​памяти не только воинов, положивших жизнь свою за веру и Отечество, но и всех ушедших православных христиан.

Димитриевскую родительскую субботу верующие проводят в посещении могил умерших родственников, на панихидах и литиях, в храмах и на кладбищах, на поминальных трапезах.

Важность поминовения усопших

Некоторые считают, что молитвы об усопших напрасны и что после смерти человека ничего нельзя изменить. В известной аграфе Спаситель говорит: «В чем Я тебя найду, в том и буду судить тебя». Сказав это, наша молитва за умерших по-прежнему является самой большой помощью, которую мы можем предложить тем, кого больше нет с нами. Отделившись от тела, душа теряет свободную волю и уже не может ни каяться в своих грехах, ни творить добрые дела. Бессмертным душам умерших не нужен ни гроб, ни надгробный памятник, ни тем более поминальный стол. В чем они действительно нуждаются, так это в постоянной молитве.

Святитель Иоанн Златоуст говорит, «Есть способ облегчить наказание умершего грешника. Если мы возносим частые молитвы и подаем за него милостыню, то, несмотря на недостоинство этого человека, Господь нас услышит». мы должны сделать все возможное, чтобы наши родные и близкие не остались без молитвы

Поминовение усопших включает в себя не только нашу личную домашнюю молитву, но и церковное поминовение, раздачу милостыни и добрые дела в память об усопшем 9.0007

Наш монастырь принимает онлайн молитвенные просьбы о вечной памяти .

Это значит, что представленные имена будут вспоминаться на Псалтири, читаться непрестанно день и ночь, пока существует наш монастырь.

Используйте эту ССЫЛКУ, чтобы отправить нам имена ваших близких, которых вы хотите включить в наш молитвенный список для вечной памяти. Мы будем молиться за них с любовью и верой.

Святой, славный Димитрий Мироточивый Солунский

Тропарь и кондак

Великомученик Димитрий (Деметрий) Мироточивый Солунский, сын римского проконсула в Салониках. Прошло три столетия, и римское язычество, духовно сокрушенное и побежденное множеством мучеников и исповедников Спасителя, усилило свои гонения. Родители святого Димитрия были тайными христианами, и он был крещен и воспитан в христианской вере в тайной церкви в отцовском доме.

К тому времени, когда Деметриос достиг зрелости и его отец умер, на престол взошел император Галерий Максимиан (305). Максимиан, уверенный в образовании Деметрия, а также в его административных и военных способностях, назначил его на должность отца проконсулом округа Салоники. Основными обязанностями молодого полководца были защита города от варваров и искоренение христианства. Политика императора в отношении христиан выражалась просто: «Предать смерти всякого, кто призывает имя Христово». Император не подозревал, что, назначив Димитрия, он предоставил ему возможность привести ко Христу многих людей.

Приняв назначение, Димитрий вернулся в Салоники, где исповедовался и прославлял Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того чтобы преследовать и казнить христиан, он стал открыто проповедовать христианскую веру жителям города и ниспровергать языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель его жития святой Симеон Метафраст (память 9 ноября) говорит, что благодаря своему учительскому усердию он стал «вторым апостолом Павлом» для Фессалоник, тем более что «апостол язычников» основал первую общину верующих в городе. (1 Фес. и 2 Фес.).

Святому Димитрию Господь предназначил также идти вслед за Павлом на путь мученичества. Когда Максимиан узнал, что новоназначенный проконсул был христианином и обратил в христианство многих римских подданных, гневу императора не было предела. Вернувшись из похода в район Черного моря, император решил провести свою армию через Салоники, решив истреблять христиан.

Узнав об этом, святой Димитрий приказал своему верному слуге Лупу раздать свое богатство бедным, сказав: «Раздай между ними мои земные богатства, ибо мы будем искать себе небесных богатств». Он стал молиться и поститься, готовясь к мученической кончине.

Придя в город, император призвал Деметрия, который смело исповедал себя христианином и обличил лживость и тщетность римского многобожия. Максимиан приказал бросить Деметрия в темницу. Ему явился Ангел, утешая и ободряя его.

Тем временем Император развлекался, устраивая игры в цирке. Его чемпионом был немец по имени Ляэос. Он призвал христиан сразиться с ним на платформе, построенной над перевернутыми копьями воинов-победителей. Храбрый христианин по имени Нестор пришел в темницу к святому Димитрию, своему наставнику в вере, прося у него благословения на борьбу с варваром. По благословению и молитвам святого Димитрия Нестор победил свирепого германца и швырнул его с помоста на копья воинов, как поступил бы язычник-убийца с христианином. Разгневанный полководец приказал казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал в темницу стражу для умерщвления святого Димитрия. На рассвете 26 октября 306 воинов явились в подземную тюрьму святого и пронзили его копьями. Его верный слуга, святой Люпус, подобрав пропитанную кровью одежду святого Димитрия, снял с пальца императорский перстень, символ его высокого положения, и окунул его в кровь. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Луп стал исцелять немощных. Император приказал своим солдатам арестовать и убить его.

Тело святого великомученика Димитрия было брошено на растерзание диким зверям, но христиане взяли его и тайно похоронили в земле.

В царствование святого Константина (306-337) над могилой святого Димитрия была построена церковь. Спустя сто лет, при строительстве величественного нового храма на старом месте, были обретены нетленные мощи святой мученицы. С седьмого века под гробом великомученика Димитрия находится чудотворный поток благоухающего миро, поэтому его называют Мироточивым.

Несколько раз почитатели святого чудотворца пытались перевезти его святые мощи или часть их в Константинополь. Святитель Димитрий неизменно давал понять, что никому не позволит унести даже часть своих мощей.

Интересно, что среди варваров, угрожавших римлянам, важное место занимали славяне, в частности поселившиеся на Фессалоникийском полуострове. Некоторые даже считают, что родители святого Димитрия были славянского происхождения. При наступлении на город славян-язычников неоднократно отталкивало явление грозного лучезарного юноши, ходившего по стенам и внушавшего ужас неприятельским воинам. Может быть, поэтому имя святителя Димитрия особенно почиталось у славянских народов после того, как они были просвещены Евангелием. С другой стороны, греки отвергают идею о том, что святой Димитрий был славянским святым.

Самые первые страницы Русской Первой Летописи по предназначению Божию связаны с именем святого великомученика Димитрия Солунского. Летопись повествует, что, когда Олег Мудрый угрожал грекам в Константинополе (907 г.), греки устрашились и сказали: «Это не Олег, а святой Димитрий, посланный на нас от Бога». Русские воины всегда считали, что находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старых русских казармах великомученик Димитрий всегда изображался русским. Так этот образ вошел в душу русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в России началось вскоре после Крещения Руси. К началу 1070-х годов был основан Димитриев монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Монастырь был построен сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, Димитрием в Крещении (+ 1078). Мозаичная икона преподобного Димитрия Солунского из собора Димитриева монастыря сохранилась до наших дней и находится в Третьяковской галерее.

В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Великогнездный (Димитрий в Крещении) «построил при своем дворе прекрасную церковь святого мученика Димитрия и дивно украсил ее иконами и фресками». Димитриевский собор также раскрывает убранство древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора находится и сейчас в Москве, в Третьяковской галерее. Она написана на деревяшке из могилы святого великомученика Димитрия, привезенной из Салоников во Владимир в 119 г.7.

Одно из самых ценных изображений святого, фреска на столпе Владимирского Успенского собора, написана святым иконописцем Андреем Рублевым (память 4 июля).

Семья святого Александра Невского (23 ноября также почитала святого Димитрия. Старшего сына святой Александр назвал в честь святого великомученика. Младший сын, князь Даниил Московский (память 4 марта), построил храм во имя святого Великомученика Димитрия в 1280-х годах Это был первый каменный храм в Московском Кремле, позже в 1326 году, при Иване Калите, он был снесен и на его месте был построен Успенский собор 9.0007

Память святителя Димитрия Солунского исторически связана на Руси с воинством, патриотизмом и обороной страны. Об этом свидетельствует изображение святого на иконах воином в плюмажных доспехах, с копьем и мечом в руке. Есть свиток (в более поздних изображениях), на котором написана молитва святителя Димитрия о спасении жителей Салоников: «Господи, не допусти погибнуть ни городу, ни людям. Если Ты спасешь город и народ, то и я спасусь вместе с ними. Если они погибнут, то и я погибну с ними».

В особом духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью о защите народа и Церкви великим князем Московским Димитрием Донским (память 19 мая) . «Сказание о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского, царя русского», написанное в 1393 году, уже почитает великого князя святым, как и другие древнерусские истории. Великий князь Димитрий был духовным сыном и учеником святителя Алексия, митрополита Московского (память 12 февраля), а также учеником и сподвижником других великих деятелей молитвы в Русской земле: преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (память 12 февраля). 11 февраля), святитель Феодор Ростовский (память 28 ноября). В счете указано:

Много заботился он [великий князь Димитрий] о храмах Божиих, и территорию Русской земли держал храбростью своей: многих врагов, восставших на нас, победил, и славный град свой Москву защитил дивными стены. …Земля Русская процветала в годы его царствования.

Со времени постройки белокаменного Кремля (1366 г.) великим князем Димитрием Москва называлась Белокаменной.

Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского, великий князь Димитрий, кроме своих блестящих военных побед, снискал и дальнейшую известность России. Он отразил натиск литовских войск Ольгерда, разгромил татарское войско Бегича на реке Воже (1378 г.), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы), установленный между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ называет его Димитрием Донским, стала первым русским народным подвигом, сплотившим духовную силу русского народа вокруг Москвы. Этому событию посвящена вдохновенная историческая поэма священника Софрония Ряземского «Задонщина» (1381 г.).

Князь Димитрий Донской очень почитал святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву святыню во Владимирском Димитриевском соборе: икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске с могилы святителя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Захват англии норманнами: Нормандское завоевание Англии: предпосылки, ход и последствия

Нормандское завоевание Англии: предпосылки, ход и последствияНормандское завоевание Англии – это процесс становления нормандского государства на территории Англии и разрушения англосаксонских королевств, который начался из

Разное

Для чего бог нам посылает испытания: Почему Бог допускает, чтобы мы проходили через испытания и бедствия?

Почему Бог допускает, чтобы мы проходили через испытания и бедствия?ВопросОтветОдной из самых сложный частей христианской жизни является тот факт, что став последователями Христа, мы не