О кресте животворящем кресте: КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ • Большая российская энциклопедия

Разное

Животворящий Крест

Животворящий Крест


05.04.2022
17:50
469
0

В седмицу четвертую Великого поста, Крестопоклонную, впервые в истории Владикавказской епархии правящий архиерей совершил молебен у средневекового аланского креста в окрестностях села Заманкул.

У каменного поклонного креста, который ученые датируют ХI – XIII вв., владыку Герасима встречали уважаемые старшие Заманкула, представители сельской администрации и верующие.

Епископ Владикавказский и Аланский Герасим возглавил молебен Честному Животворящему Кресту в сослужении клирика храма Рождества Пресвятой Богородицы иерея Игоря Кусова и ключаря кафедрального собора г. Владикавказа иерея Георгия Дзеранова.

По окончании молебна владыка обратился ко всем предстоящим со словами архипастырской проповеди, в которой напомнил, что поклонение Кресту на четвертой седмице Великого поста было установлено в древности для поддержания духовных сил верующих. Церковь, по словам архиерея, в этот период напоминает и о том, что Крест является главным орудием спасения христиан, символом не только искупительной жертвы Христа, но и Его Воскресения, открывшего путь в рай.

«Благодарю всех собравшихся за молитву. С первых дней христианства, как сказано у святых отцов, – крест является знаменем пререкаемым. Потому что для одних, как говорит апостол Павел, крест – это безумие и поклоняться Распятому на кресте – безумие. А для христиан, которые понимают силу Креста Господня – то великая слава, знамя нашей победы.

Мы хоть и не знаем точно, когда и по какой причине этот крест был здесь установлен, но сама практика установления крестов в самых разных местах говорит о том, что кресту предавалось особое значение. Потому что, взирая на Крест Господень, мы не просто какое-то перекрестье воспоминаем, мы воспоминаем, что это орудие, на котором пострадал Христос. На котором он искупил грехи и открыл возможность спасения, потому что до пришествия Христа в мир все люди без исключения, и праведники, и грешники, заключались в адских темницах. Именно крестом, как неким копьем, Христос разрушил врата ада», – сказал владыка Герасим.

По приглашению старших села Заманкул, правящий архиерей принял участие в трапезе, которая состоялась здесь же, у каменного креста, который в народе называется «Зылын Цырт».

Ближайшая к Заманкулу церковь находится в селе Батако, в шестнадцати километрах. Заманкульцы были тронуты приездом архиерея. Говорили о том, что в селе и у христиан, и у мусульман во все времена было уважительное отношение к древнему памятнику – кресту, высеченному из плиты ракушечника. Житель села Касполат Кудаков поблагодарил владыку Герасима за приезд и выразил надежду, что такие визиты станут доброй традицией.

Позже, беседуя с верующими и журналистами, владыка Герасим отметил, что «Зылын Цырт», как любой христианский памятник, имеет особое значение для всех жителей Осетии – Алании.

«Мы, говоря о присутствии веры христовой на древней аланской земле, прибегаем, прежде всего, к исторической памяти осетинского народа. Потому что уже в этом году празднуется 1100-летие Крещения Алании, а наверняка христиане присутствовали здесь и в более древние времена. Поэтому, все памятные кресты, как и крест, у которого мы сегодня молились, имеют особое значение, как напоминание о наших корнях. Надеюсь, сегодняшнее наше паломничество подвигнет многих жителей Алании приехать сюда, место это удивительное, здесь ощущается покой. Думаю, люди, которые за нами здесь побывают, тоже почувствуют этот покой и помолятся о многом», – сказал правящий архиерей.

Заманкульский Крест – памятник федерального значения, один из объектов истории, который находится в плане проведения реставрационных работ в рамках подготовки празднования 1100-летия Крещения Алании. Работы по благоустройству территории вокруг креста и укреплению памятника уже ведутся.

Копия Образа Животворящего Креста Господня Мужской монастырь Животворящего Креста Господня в с.Погост-Крест / Монастырский вестник

Образ Животворящего Креста Господня сейчас  находится в с. Годеново куда был перенесен из Никольского погоста после революции.

СКАЗАНИЕ О ЯВЛЕНИИ ЧЕСТНОГО ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ И СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА


Одиннадцатого сентября 1667 года боголюбивый окольничий московский князь Петр Лукич, узнав про чудотворный образ Животворящего Креста Господня и Чудотворца Николая,отправился поклониться им в Ростовский уезд на Никольский погост, «что на болоте». Добравшись до Никольского погоста, он вошел в церковь Николы Чудотворца, где находилось Распятие Господне. Взяв у служившего иерея благословение, князь стал расспрашивать о чудесах Животворящего Креста: каким образом он явился, в какое время и кто был тому свидетелем. Иерей же ему отвечал: «Я слышал от прежних иереев про чудеса, происходившие от Креста Господня, но это было в прежние времена, по произволению Божию. С тех пор, по нашим грехам, свидетельств письменных тому не сохранилось. Святая Божия церковь Николы Чудотворца сгорела полностью, а вместе с ней церковные книги и книга о чудесах Распятия Господня». Услышав это, опечалился князь Петр Лукич, но не успокоился и снова стал допытываться про чудеса Животворящего Креста, которых жаждала знать душа его.

Иерей же сказал: «Вряд ли вы что-либо узнаете». Услышав такой равнодушный ответ, вознегодовал князь: «Как же вы, священники, служите в церкви, а радения не имеете и не сохраняете святые предания! Об этих чудесах я слышал от посторонних людей, от прадедов моих и многих священников. Они рассказывали о том, как в Никольском погосте благодать Божия чудесно открылась, а вы своим забвением и небрежением такую великую благодать Божию оставляете. В прошлом я, многогрешный, был назначен генералом по личному указу великого Государя и отправился со своим полком в дальние страны, далеко за город Киев, оберегать границы русские от государевых неприятелей. Два года находился я в тех землях со своим полком, а в моем полку были люди всяких чинов, и они мне рассказали, как приходили поклониться в Никольский погост Животворящему Кресту и Николаю Чудотворцу, а также поведали мне о многих чудесах и исцелениях, исходящих от Животворящего Креста и чудотворца Николая. Узнав о дивных чудесах, я дал себе обет приехать в Ростовский уезд и помолиться Животворящему Кресту и чудотворцу Николаю, когда Бог и великий Государь изволят освободить меня от службы. И вот я, многогрешный, вместе со своей княгинею и домочадцами прошел долгий путь, претерпел в дороге множество трудностей, но добрался до образа Животворящего Креста Господня. И захотелось мне подробнее, во спасение своей души, из уст самого священника услышать рассказ о чудном явлении, чудесах и исцелениях, исходящих от великой святыни.

Скажи мне, иерей, хоть на память, что ты знаешь о чудесах?» Не многое припомнил священник. Далее, восхвалив Бога и великого угодника Николая, он совершил молебное пение у Животворящего Креста Господня и остальных икон. Потом благословил князя на поиски свидетельств чудес Животворящего Креста и Николая Чудотворца. Петр Лукич собрался в обратный путь, обещаясь в скором времени снова приехать ко образу Господню. Иерей же, проводив и благословив на прощание паломника, скорбел о словах, сказанных князем. Он вернулся в церковь, с кротостью помолился Кресту Господню и сразу отправился в Ростов. Там в монастыре царевича Петра жил игумен Исайя, который мог рассказать о чудесах Животворящего Креста, так как он был рожден и воспитан в Никольском погосте, где когда-то жили его дед и отец. Испросив благословение у преподобного игумена, иерей сказал: «Поведай мне, святой отец, откуда и как явился Животворящий Крест Господень в Никольском погосте?» — и рассказал историю и просьбу князя, который специально приехал издалека, чтобы узнать о чудесах Животворящего Креста. Тогда преподобный отец отвечал:

– Я, многогрешный игумен, слышал о явлении Животворящего Креста от своего отца священносхимонаха Игнатия и священносхимонаха Варлаама, которым это повествование было передано от их родителей.

Исстари неким пастухам, пасшим на поле скот близ того болота, где ныне находится Никольский погост, явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи, увидев такое преславное чудо, сначала очень испугались, но когда поняли, что это сила Божия явилась им и показала чудо, то решили приблизиться к тому месту, откуда исходил свет. Они сказали: «Пойдем и посмотрим, какое нам чудо являет Бог, увидим и проповедуем славу Божию». Оставив скотину в поле, пастухи отправились к болоту, над которым исходил неизреченный свет. Путь их был нелегок, потому что те места были совершенно непроходимые ни для человека, ни для скота. Им пришлось преодолеть и топи великие, и деревья высокие, и чащи густые. Наконец они добрались к неизглаголанному свету и увидели посреди него в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним — чудотворец великий Николай со Святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте. От страха пастухи на долго пали ниц, словно мертвые. Но когда Божественная сила укрепила их и они пришли в себя, то голос Божий, исходящий от Распятия, воззвал: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою».

Пастухи вняли гласу Божию и возвратились на поле к своему стаду. Придя же домой, они поведали о явлении Креста Господня и чудотворца Николы односельчанам, рассказав все как было по порядку: и как воззвал голос от Распятия Господня, и как Он повелел поставить церковь Божию на том месте, где явился Крест, и про исцеления и чудеса, исходящие от Распятия, и как они от страха и ужаса пали на землю, словно мертвые, на несколько часов. Молва о том чудесном явлении, происшедшем с пастухами, дошла до Ростова, и епископ, узнав о чуде явления Животворящего Креста Господня, возблагодарил Бога. Православные стали просить епископа и весь священнический чин о строительстве церкви Господней и чудотворца Николая на том самом месте на болоте, где было явление Животворящего Креста Господня и чудотворца Николы. Архирей, дав благословенную грамоту, повелел создать церковь Божию во имя святителя и чудотворца Николая с приделом происхождения Животворящего Креста Господня.

По благословении архиерейском, зодчие решили на указанном месте заложить церковь, но не могли это сделать, потому что место было непроходимое, и тогда заложили церковь рядом с болотом. В первый же день они воздвигли три венца церкви. В конце дня, утомившись от трудов, мастера уснули недалеко от своего строительства. Проснувшись на следующее утро, они пришли на прежнее место, но начатой накануне постройки там не нашли. Мастера были удивлены. Вдруг они заметили над болотом — именно там, где было чудное явление пастухам, — неизреченный свет. Они направились к пречудному свету и увидели основание церковное, стоящее прямо на болоте, и посреди основания второй раз явился Животворящий Крест. Они услышали голос, исходящий от него: «На сем месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися, и будут многа исцеления». В ту же ночь образовался посреди болота поток, который вынес, превратившись в реку, всю болотную воду с указанного места. И там образовался холм, на котором уже без трудностей, мастера смогли воздвигнуть храм Божий.

А чудный образ Животворящего Креста, явленный дважды, остался стоять посреди церкви. И была людям великая радость, как и до сегодняшнего дня. Всем приходящим с верою он дает по молитвам чудесные исцеления. Божиим Промыслом Пресвятой Крест явился на болоте так же, чудесно как и образ Пресвятой Богородицы, пришедший из Иверского царства на святую гору Афонскую. По окончании строительства святой церкви священники с приходскими людьми просили во граде Ростове у прежде помянутого епископа благословения на ее освящение. Архиерей, услышав о чудесном перенесении основания церкви, прибыл сам со священным собором к Распятию Господню, и, припав на землю пред Крестом, со слезами воскликнул: «Какую Тебе, Владыко, принесу хвалу от недостойных своих уст и которыя воздам Ти молитвы, яко сподобил мя еси недостойными устами пречистыя Твоя нозе лобызати?!» Сотворив молебен, архиерей повелел звонить во все колокола и поставить чудный образ Креста Господня в новосозданной церкви одесную царских врат. И было совершено освящение Божией церкви.

После этого с великою радостью он вернулся в Ростов на свой престол и не переставал прославлять чудеса Животворящего Креста и чудотворца Николу. По многим городам и весям пошла слава про чудеса Распятия Господня и исцеления, которые по сей день даются всем людям, с верою к нему притекающим. Архиерей благословил на первом месте, где сначала была заложена церковь, поставить часовню на погребение странников, которая стоит и до сего дня.

С тех времен прежние священнослужители записывали в книгу чудеса, происходящие от Животворящего Креста и чудотворца Николы. И долго бы простояла та святая церковь первозданная, построенная из прочных дубовых бревен, но Божиим произволением, по нашим прегрешениям, случился пожар, и церковь полностью сгорела. При пожаре священнослужители и миряне сначала стали спасать святые иконы: успели вынести из огня все местные иконы. Но когда они вошли в святую церковь, чтобы забрать образ Животворящего Креста, то не смогли святое Распятие сдвинуть с места: не изволил Животворящий Крест Господень быть изъят из церкви. Едва сами смогли они спастись, выбежав из охваченного огнем здания. Все святые книги и ризы церковные без остатка сгорели, и сгорела святая Божественная книга Животворящего Креста Господня со свидетельством чудес. Пожар охватил храм, поднялась сильная буря, и уже невозможно было отстоять от огня святую церковь. Люди в бессилии отступили от нее, издалека наблюдая за пожаром и молясь в сокрушении и с сердечным воплем: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш! О Животворящий Кресте Господень! Мы согрешихом, беззаконнии рабы Твои; не изволил Ты нам, грешным рабом Твоим, пречистый образ Креста Твоего вынести. И ныне, Владыко Господи Боже наш, кого призовем в помощь нашу, и кто нас спасет и помилует, и кто нас избавит от всяких напастей и бед, и уже нам, грешным, пречистого образа лица Твоего не видати…» Долго стеная, молились люди с горькими слезами. В великой печали разошлись они по домам.

В скором времени, когда пожар затих, пришло на пепелище множество народа. Люди стали искать в пепле уцелевшие церковные вещи из железа и меди. Разгребая пепел, они нашли в нем Пречудесный Крест Господень совершенно невредимым — огонь его даже не коснулся. В радости народ воскликнул: «О Пречестный и Живо-творящий Крест Господень! Которую мы хвалу, грешнии, принесем или которая благодарения или какия недостойнии воззовем песнословия пречистому имени Твоему, аще нас, сирых, не оставил еси, но сподобил еси нас, грешных, пречистый образ Твой паки видети». Священники же и служители этой церкви повелели звонить во все колокола, чтобы собрать весь народ возблагодарить Бога за такое преславное чудо. Иерей стал служить молебен. Было принесено множество больных, пришли люди, всякими скорбями одержимые. Повелел иерей написать имена всех скорбных, пришедших к пречистому образу Животворящего Креста. И подал всем Господь Бог исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, недужным здравие. Иерей освятил воду и поставил с подобающею честью Крест Господень в пречестном месте. Вскоре иерей вместе с приходскими людьми просил у архиерея благословения на возведение новой церкви. Архиерей повелел соорудить храм на прежнем месте. И когда построили и освятили новую церковь Николая Чудотворца, то сначала внесли в нее пречудный образ Святого Креста и поставили его одесную царских врат.

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии поставили тоже с правой стороны близ царских врат, а чудный образ Николы святителя и чудотворца — по левую сторону. И от тех пречудных образов всем с верою приходящим бывает великое просвещение и исцеление до сегодняшнего дня во славу Единосущной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

В 7018 (или 1510) году, при благословенном князе Василии Ивановиче (1505—1509), благоверных князьях Георгии и Димитрии, преосвященном митрополите Симоне (1494—1511), преосвященном архиепископе Ростовском Вассилиане II (1506—1515), священник Илия во граде Ростове повелел написать книгу паремейник (греч. — притча) некоему человеку Иоанну о чудесах Животворящего Креста и чудотворца Николая для новой церкви, которая воздвигнута на погорелом месте. В 7028 (1520) году княгиня Евдокия, жена князя Семена Ивановича Бельского, сшила золотом воздух для храма Распятия Господня и чудотворца Николы, а на нем вышила Спасов образ, Пресвятую Богородицу, Иоанна Предтечу и иных святых.

А в лето 7028 (1520) года Иов Васильевич Тетерин приложил к Животворящему Кресту и чудотворцу Николе Минеи месячные письменные, две пелены из зеленой тафты, два рубля денег, книгу Псалтырь следованную и книгу Четьи Исмарагд (драгоценный камень зеленого цвета), то есть Златоуст.

Преподобный игумен Исаиа, узнав от древних священников и святых отцов, живших там, это повествование, поведал его мне, а я, недостойный иерей, записал все в сию книгу и поныне вопрошаю повсюду и ищу, по своему недостоинству, во святых церквях и древних свитках свидетельства. И если я, недостойный иерей, обрету в каких- либо описаниях свидетельства о чудесах, то все вписываю в книгу во славу и честь Животворящему Кресту и чудотворцу Николе и в назидание всем православным, с верою приходящим, и на пользу их душам.

Воздвижение Животворящего Креста Господня

Этот праздник является днем ​​Строгого поста, аналогично другим крестовым поминовениям в течение года, таким как третье воскресенье Великого поста и первый день Успенского поста. Чтение Евангелия на Воздвижение Креста Господня очень похоже на чтение Евангелия во время вечерни в Великую Пятницу Страстной седмицы, в память Распятия Христова.

Давайте рассмотрим некоторые исторические предпосылки этого праздника, в котором участвуют император Константин (306–337 гг. н. э.) и его мать, императрица Елена.

Римская империя была реорганизована и разделена на Восточную и Западную при императоре Диоклетиане (284-305 гг. н.э.), который также преследовал христиан. Христианство было более терпимым в Западной Римской империи при Августе Максимиане и его Цезаре Констанции (+306 г. н.э.), чем в Восточной Римской империи. Сын Констанция, Константин, стал единоличным императором Западной Римской империи, вторгшись в Италию в 312 г. н.э. и победив тогдашнего западного соправителя Максенция в «битве у Мильвийского моста» под Римом, а также использовал Крест в качестве знака отличия для его войска. В семье императора Константина было некоторое христианское влияние.

Христианство было впервые легализовано и защищено от дальнейших преследований в 313 г. г. н.э. по Миланскому договору, подписанному императором Константином и императором Лицентием из Восточной Римской империи. В г. 324 г. н.э. г. император Константин победил императора Лицентия и стал единоличным правителем всей Римской империи. Подобно воссоединению всей Римской империи в военном и политическом отношении, император Константин (Великий) теперь чувствовал, что важно попытаться объединить различные духовные разделения внутри христианской веры, что также вызвало социальные проблемы. В то время христианская вера была глубоко разделена «арианской ересью», зародившейся в Александрии, Египте, одном из крупнейших городов Римской империи. Император Константин решил созвать собрание церковных деятелей, чтобы попытаться достичь своей цели. В 9 году0009 325 г. н.э. г., на котором присутствовало около 220 епископов (в основном греческих), был созван Первый Вселенский (что означает «Христианская Церковь в целом») Никейский Собор. Император Константин добился еще одного «большого успеха» на своем счету, когда почти все епископы продемонстрировали свое согласие, создав и подписав «Никейский символ веры», изложение христианских верований, которое мы повторяем и сегодня на каждой Божественной литургии.

Именно на фоне стремительных успехов мы находим мать императора Константина Елену, совершающую путешествие в Святую Землю в 326 г. н.э., в поисках подлинного Святого Креста, на котором почти триста лет назад был распят Христос. После долгих поисков были найдены три креста, и один из них исцелил больную женщину и оживил умершего, и таким образом был признан подлинным Святым Крестом Распятия Христова. Архиепископ Иерусалимский Макарий (Макарий) воздвиг (возвысил) Святой Крест для более заметного всеобщего обозрения. На месте Распятия и погребения Христа была построена огромная «Храм Гроба Господня», завершенный в 335 году н.э. и посвященный 30-летию царствования императора Константина.

Святой Крест оставался в Иерусалиме до 611 г. н.э., когда персидский царь Сырой захватил Иерусалим и отобрал его. В 628 г. н.э. император Ираклий заключил договор с персидским царем Сыроем, одним из результатов которого стало возвращение Святого Креста. Сам император Хараклий помог поднять его (возвысить) снова в Иерусалиме. Именно в это время (628 г. н.э.) для нашей Церкви был первоначально установлен этот праздник «Воздвижения (Воздвижения) Креста Господня».

Теперь уделим немного времени изучению духовного значения Креста.

Можно считать, что у каждого из нас есть свой «крест», который нужно нести в этой жизни. С более мирской точки зрения этот «крест» был бы уникальными обстоятельствами проблем и трудностей, с которыми нам приходится сталкиваться в нашей повседневной жизни. Для христианина конечная цель земной жизни — вечная жизнь с Богом, а «крест» — это символ страданий, которые должен претерпеть каждый из нас, чтобы повиноваться и следовать за Христом.

Христос говорит нам, что мы должны отделиться от греха: «Кто желает идти за Мною, пусть отвергнет себя, и возьмет свой крест, и следует за Мною. Ибо кто хочет спасти свою жизнь, тот потеряет ее, а кто потеряет свою жизнь ради Меня и Евангелия, тот спасет ее». (Мк. 8:34-35)

Сосредоточенность нашего ума на конечной цели позволяет нам лучше справляться с ежедневными трудностями, с которыми мы сталкиваемся. «В мире будете иметь скорбь;
но ободритесь, я победил мир». (Ин. 16:33)
«Если терпим, то с Ним и царствовать будем». (2 Тим. 2:12)
«Ибо думаю, что нынешние временные страдания недостойны
сравнения со славою, которая откроется нам». (Рим. 8:18)
«Поэтому я нахожу удовольствие в немощах, в упреках, в нуждах,
в гонениях, в притеснениях, за Христа». (2 Кор. 12:10)

Наконец, мы хотим обратиться к высшему духовному смыслу Распятия/Воздвижения Христа на Святом и Животворящем Кресте. Незадолго до Своего распятия Христос в молитве за Себя произнес такие слова: «Отец, час настал. Прославь Сына Твоего, чтобы и Сын Твой прославил Тебя». (Ин.17:1)

«Час», о котором здесь говорится, есть время Распятия и смерти Христа.
«Прославь» относится к «Воздвижению» Христа на Кресте, что представляет собой завершение дела Спасения, ради которого Он был послан в мир Отцом.
«Дело» Христа включает в себя все, от Его зачатия в утробе Марии до Его Вознесения и Вознесения на престол в Вечном Царстве. Это «завершение дела спасения» и является причиной того, что Святой Крест прославляется в Православной Церкви как «Живоносный».

В конце «Молитвы за всех» Христос сказал:
«Отец, Я желаю, чтобы и они, которых Ты дал Мне,
были со Мной, где Я, чтобы они могли видеть Мою славу
, которые Ты дал Мне; ибо Ты возлюбил Меня прежде
основания мира». (Ин. 17:24)

Пусть жизнь и Слово Христа и Его Святой и Животворящий Крест послужат для нас вдохновением на протяжении всей нашей жизни, дабы исполнились желания Христовы.

Пр. Вальтер Хвостик

» Воздвижение Животворящего Креста

ПОЛИТИКАМ ЧАСТО ОБВИНЯЮТСЯ в двуличии: они противоречат сами себе, когда того требует ситуация. Св. Павел, кажется, делает то же самое в своем учении об оправдании. Кажется, он противоречит сам себе, уча, как мы оправдываемся. Однажды он учит, что мы оправдываемся верой; в другом случае он призывает людей работать над своим спасением. Это двусмысленность или эти учения дополняют друг друга?

Вера превыше дел

В Послании к Галатам 2:16 святой Павел пишет: 90 067: «… узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа и не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть». Термин «творения Закона» относится к постановлениям, прописанным в Торе, которые были предметом споров между евреями I века, принадлежавшими к разным школам. Мнения кумранской школы стали известны в двадцатом веке с открытием свитков Мертвого моря. Один из этих документов, Некоторые соответствующие труды Торы , иллюстрирует огромную озабоченность многих евреев первого века этими предписаниями.

Когда Святой Павел говорит, что никто не оправдывается делами Закона, он, кажется, имеет в виду церемониальные правила, которые были так важны для современных евреев: законы о питании, соблюдение субботы и праздников, и особенно обрезание, которое считалось необходимым. за причисление человека к Народу Божию.

Во времена святого Павла большинство христиан были фактически евреями, принявшими Господа Иисуса как Мессию. Некоторые из них настаивали на необходимости обрезания, если язычник должен быть допущен в Церковь. Святой Павел выступил против них и указал ранее в Послании к Галатам, что его практика не была отвергнута даже в Иерусалиме.

В Галатам 2 он рассказывает о посещении Святого города с Варнавой и Титом: «По прошествии четырнадцати лет я опять ходил в Иерусалим с Варнавой, и взял с собою и Тита… Но и Тита, который был со мною, как Еллина, не принуждали обрезаться» (Галатам 2:1, 3). Святой Павел говорит, что первоверховные апостолы Петр, Иаков и Иоанн поддержали его обращение к язычникам и «желали только, чтобы мы помнили нищих, что и я усердствовал» (ст. 10).

Однако вопрос был далек от решения. Позднее Петр изменил свое мнение. «Теперь, когда Петр пришел в Антиохию, я противостал ему в лицо, потому что он был виноват; ибо прежде чем пришли некоторые люди от Иакова, он ел с язычниками; но когда они пришли, он удалился и отделился, опасаясь тех, которые были из обрезанных. Лицемерствовали с ним и прочие Иудеи, так что даже Варнава увлекся их лицемерием» (ст. 11-13).

Позиция Павла в конце концов поддержалась, когда этот вопрос обсуждался в Иерусалиме (см. Деяния 15). Затем апостолы отправили это письмо со своим решением: «Апостолы, старейшины и братия братьям из язычников в Антиохии, Сирии и Киликии: Приветствую вас. Так как мы слышали, что некоторые, вышедшие от нас, смущали вас словами, смущали ваши души, говоря: «Обрезывайтесь и соблюдайте закон», — которым мы не давали такой заповеди, — … это благоволило Святому Духу , а нам, чтобы не возлагать на вас большего бремени, чем эти необходимые вещи:  чтобы вы воздерживались от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. Если вы воздержитесь от этого, вы будете поступать хорошо. Прощай» (Деяния 15:23-29).

Таким образом, апостолы освободили язычников от соблюдения обрезания и большинства еврейских правил питания. Остальные запреты продолжали соблюдаться на Востоке веками, закрепленные в апостольских канонах. Это собрание, в основном сирийского происхождения, было признано обязательным на всем Востоке Трулльским собором седьмого века. Его шестьдесят третий канон, в частности, гласит: «Если какой епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо другой из священнического списка, будет есть мясо в крови души своей, или убитое зверем, или кто умер естественной смертью, пусть будет низложен. Ибо Закон запретил это».

Этот запрет основан на распространенном в античном мире представлении о том, что кровь несет в себе сущность души. Питаясь кровью животного, мы делаем частью себя страстную природу животного, подобно тому как мы причащаемся природе Христовой, принимая Евхаристию. В правильно забитом мясе не будет значительного количества крови, в отличие от других случаев, упомянутых в каноне.

Сам Павел продолжал соблюдать многие церемониальные действия Закона, но не видел ни в одном из них причину нашего оправдания. Он настаивал, что Христос — единственный путь к Богу, и только через веру в Него мы можем достичь единения с Отцом.

Призыв к работе

Представляется противоречивым, что тот же самый Павел, который был так непреклонен против оправдания делами Закона, позже сказал филиппийцам, : «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в моем присутствии, но теперь гораздо больше в мое отсутствие со страхом и трепетом совершайте свое спасение; ибо Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Филиппийцам 2:12-13).

Для св. Павла оправдание — это не разовое событие в жизни. Мы не просто произносим молитву или даем крестильные обеты один раз, и этого достаточно! Спасение или оправдание (если использовать термин св. Павла) приходит через веру, но вера — это процесс на всю жизнь!

Пожизненные христиане знают, что бывают периоды жизни, когда сильно духовное рвение, когда мы так горячи в своей вере, как только можно пожелать. Они также знают, что бывают периоды засухи — времена, когда мы можем задаться вопросом, верим ли мы вообще во что-то.

Существуют также степени осознания, которые должны углубляться по мере развития нашей христианской жизни. Святой Павел использует образ молока и твердой пищи, чтобы проиллюстрировать прогресс христианского понимания в нашей жизни: «Ибо, хотя к этому времени вы должны быть учителями, вам нужен кто-то, кто снова научит вас первым принципам оракулов Божьих; и вы стали нуждаться в молоке, а не в твердой пище. Ибо всякий, питающийся только молоком, неискусен в слове правды, ибо он младенец. Твердая же пища принадлежит совершеннолетним, то есть тем, которые ради употребления приучили свои чувства к различению добра и зла» (Евр. 5:12-14).

Процесс растущей проницательности позволяет нам все глубже усваивать праведность Христа по мере развития нашей жизни во Христе. По мере того, как мы делаем учения Писания более своими собственными посредством размышлений и усвоения, мы становимся более способными применять их на практике в своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts