О любви иоанн златоуст: О любви — святитель Иоанн Златоуст
Содержание
О любви — святитель Иоанн Златоуст
свт. Иоанн Златоуст (Spuria)
Скачать
epub
fb2
Прекрасно сказал Господь: «бремя Мое легко» (Мф..11:30). В самом деле, какое бремя или какой труд отпустить прегрешения брата – легкие и ничтожные – и тем приобрести прощение своих собственных грехов и скорое оправдание? Не сказал Господь: Я требую от тебя денег, или тельцов, или козлят, или поста, или бодрствования, – чтобы ты не стал отговариваться: этого у меня нет, – этого я не могу, – но что легко, доступно и просто, того именно Он требует, говоря: прости брату твоему согрешения его, и Я прощу тебе твои согрешения. Ты простишь небольшие долги, может быть, несколько оболов или хотя бы сто динариев, а Я прощу тебе тысячу талантов. И ты только простишь, ничего от себя не прибавив, а Я и грехи тебе прощу, и исцеление и царство тебе дарую. И самый дар твой Я тогда приму, когда ты примиришься с врагом твоим, когда не будешь питать против кого-либо вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, когда со всеми ты будешь иметь мир и любовь; тогда и молитва твоя будет приятна Мне, и на доме твоем будет почивать Мое благословение, и ты будешь блаженствовать. Если же с братом твоим ты не хочешь примириться, то, как себе от Меня ожидаешь прощения? Мои слова попираешь, а прощения требуешь? Я, Владыка, приказываю, и ты не обращаешь внимания, – как же ты, раб, осмеливаешься приносить Богу молитву ли, жертву ли, или начатки, имея на кого-либо вражду? Как ты отворачиваешь лицо твое от брата твоего, так и Бог отвращает очи Свои от дара твоего и от молитвы твоей; Бог есть любовь, а потому все, совершаемое без любви, Ему неугодно.
В самом деле, как может принять Бог от убийцы молитву, или дар, или начатки, или плоды, если он прежде не покается по надлежащему? Но ты, конечно, возразишь мне: я не убийца. Я же докажу тебе, что ты убийца, или вернее обличает тебя Иоанн Богослов, утверждающий: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин.3:15). Не будем же, братья мои возлюбленные, дорожить ничем, кроме любви, не будем ни о чем, кроме нее, заботиться; пусть никто не имеет вражды против другого, пусть никто не воздает за зло злом: «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26), но оставим должникам нашим все их прегрешения.
В самом деле, что за польза, дети, если кто всем обладает, а любви спасающей не имеет. Если кто устроит большой пир для царя и властей с возможно большей роскошью, чтобы ни в чем не было недостатка, а соли у него не окажется, – разве не расстроится вследствие этого весь пир? Конечно, расстроится, и, таким образом, устроитель пира и издержки понесет, и труды его пропадут даром, а сверх того осрамится перед званными на пир гостями. Так-то вот и здесь: что за польза трудиться на ветер? Без любви всякое дело и всякая заслуга нечисты и несовершенны; хранит ли кто девство, постится ли, бодрствует ли неусыпно, молится ли, питает ли нищих, приносит ли, как ему кажется, дары, или начатки, или плоды, строит ли церкви или другое что-либо делает, без любви все это ни во что вменяется в очах Божьих. Не жди в таком случае благоволения Божьего. Послушай, что говорит апостол: кто питает вражду на брата своего и, между тем, делает приношение Богу, – это все равно, как если бы он приносил в жертву собаку; приношение его не лучше платы блудницы (срв. Мф.5:23–24; Иса.66:3; Второзак.23:18). Не делай никогда ничего без любви, потому что любовь покрывает множество грехов.
О, каким благом мы пренебрегаем! О, каких благ и какой радости лишаемся, не утвердившись в любви! Ее не пожелав приобрести, Иуда удалился из лика апостолов, оставив свет истинный; возненавидев своего Учителя и своих братьев, он погрузился во тьму. Потому и верховный апостол Петр говорил о нем: «отпал Иуда, чтобы идти в свое место» (Деян. 1:25). С другой стороны, Иоанн Богослов говорит: «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» (1Ин.2:11). А если ты скажешь, что хотя брата своего я не люблю, но Бога люблю, Иоанн и тут обличает тебя в таких словах: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1Ин.4:20)? Итак, кто имеет любовь со всеми братьями, кто не питает вражды против кого-либо, кто исполняет заветы апостола: «солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26), тот любит Бога, тот ученик Его, сказавшего: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Очевидно отсюда, что ученики Христовы познаются по этому признаку – по истинной любви между собой. А кто ненавидит брата своего, тот хотя бы и думал про себя, что любит Христа, ложь есть и самого себя обманывает. Так и апостол Иоанн говорит, что «имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1Ин.4:21). В другом месте Господь сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим:.. возлюби ближнего твоего, как самого себя» и, чтобы показать силу любви, прибавил: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37, 39–40). Необыкновенное чудо! Кто имеет нелицемерную любовь, тот тем самым исполняет весь закон. «Итак, любовь есть исполнение закона» (Рим.13:10), как говорит апостол.
О, несравнимая сила любви! О, неизмеримая сила любви! Ничего нет ценнее любви – ни на небе, ни на земле. Потому-то апостол Павел, познав, что ничто не равняется с любовью, во все концы вселенной объявил в своих писаниях: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви» (Рим. 13:8) и душу друг за друга полагать. Вот эта любовь есть глава всех добродетелей, соль добродетелей; любовь – исполнение закона, любовь – верное спасение. Она некогда возобладала в сердце Авеля, она сделала Ноя кормчим, она содействовала патриархам, она спасла Моисея, она Давида сделала жилищем Святого Духа, она вдохновляла пророков, она укрепила Иова. И почему не сказать сильнее? Она Сына Божьего низвела с небес к нам на землю. По любви Бестелесный воплощается, Безначальный начинается, Сын Божий делается Сыном человеческим; любовью устраивается все дело спасения: упразднена смерть, низложен дьявол, Адам возвращен в рай, Ева стала свободной; любовь соединила ангелов и людей в единое стадо; любовь разрешила клятву, отверзла рай, прояснила жизнь, обещала царство небесное. Она, уловив рыбаков, сделала их ловцами людей, она воспламенила и укрепила мучеников, она населила пустыни, она наполнила горы и пещеры псалмопением, она ангелов и людей соединила в одно, она побудила мужей и жен идти путем узким и тесным. Но до каких, наконец, пор нам гоняться за неуловимым?
* * *
*
Творения приписываемые св. Иоанну Златоусту и отнесенные в издании Миня к разряду Spuria.
Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»
Иоанн Златоуст: Цитаты о любви (19 цитат)
„… со всем тщанием будем хранить любовь — матерь всех благ. Любовь же заключается не в пустых словах и не в простых приветствиях, но в явлении и совершении дел, например, в том, чтобы избавлять от бедности, помогать больным, освобождать от опасностей, покровительствовать находящимся в затруднениях, плакать с плачущими и радоваться с радующимися.“
— Иоанн Златоуст
Беседы на послание к Римлянам. Беседа седьмая к Римл. 3:9-19.
О любви
„Любовь есть глава, корень, источник и мать всех благ… без нее все прочее не приносит нам никакой пользы, она есть знак учеников Господа, отличительное свойство рабов Божиих, признак апостолов. По тому узнают все, — говорит Господь, — что вы мои ученики (Ин. 13, 35). Что же, скажи мне, значит по тому? По воскрешению ли мертвых, или по очищению прокаженных, или по изгнанию бесов? Нет, говорит Он и, умалчивая обо всем этом, присовокупляет: по тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Такие дела суть дары одной вышней благодати, а любовь есть добродетель, зависящая и от человеческого усердия. Человека доблестного обыкновенно отличают не столько дары, посылаемые свыше, сколько заслуги собственных трудов. Поэтому Христос и говорит, что его ученики узнаются не по знамениям, а по любви. Когда есть любовь, то стяжавший ее не имеет недостатка ни в какой части любомудрия,но обладает всецелой, всесовершенной и полной добродетелью, равно как без нее он лишается всех благ. Поэтому и Павел восхваляет и превозносит ее, или, вернее сказать, сколько бы он ни говорил, никогда не в состоянии вполне выразить ее достоинства.
Что может сравниться с той, которая заключает в себе пророков и весь закон и без которой ни вера, ни знание, ни ведение Тайн, ни само мученичество и ничто другое не может спасти того, кто достиг всего этого? Если, — говорит апостол, — отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в этом никакой пользы (1 Кор. 13, 3). И еще в другом месте объясняя, что любовь больше всего и есть глава всех благ, он сказал: хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше“
— Иоанн Златоуст
Против аномеев
О любви, О мужчинах, О вере, О законе
„Человеку бодрствующему, внимательному и имеющему пламенную любовь к Богу ничто никогда не может препятствовать беседовать с Господом… Где душа бодрствующая, там ум окрыляется и освобождается, так сказать, от уз тела, взлетает к предмету любви и, презирая землю и становясь выше всего видимого, стремится к Нему.“
— Иоанн Златоуст
Беседа 14. На слова Апостола: Знаем, что любящим Бога, все содействует ко благу (Римл. 8:28) о терпении и о том, сколько пользы от скорбей http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/14
О любви, О мужчинах, О Боге, О душе
„Дурной и коварный человек превратит любовь во вражду и смуту, если пристроится к друзьям. “
— Иоанн Златоуст
О любви, О мужчинах
„А почему, скажи мне, вожделенно богатство? Потому что оно для многих, зараженных этой жестокой болезнью, кажется драгоценнее и здоровья, и жизни, и народной похвалы, и доброго мнения, и отечества, и домашних, и друзей, и родных, и всего прочего. До самых облаков достигает пламя этого костра, и сушу и море объял огонь этой печи. Никто не тушит этого пламени, а раздувают все, как те, которые уже пленены, так и те которые еще не пленены, чтобы быть плененными. Каждый может видеть, как все: и мужчина и женщина, и раб и свободный, и богатый и бедный — каждый по своим силам день и ночь несут бремя, доставляющее великую пищу этому огню, бремя не дров и хвороста (не таков этот пламень), но душ и тел, неправды и беззакония. Именно этим обыкновенно поддерживается такой пламень. Богатые никогда не оставляют этой безумной страсти, хотя бы владели всей вселенной. И бедные стараются сравняться с ними, и какое-то неисцелимое соревнование, необузданное бешенство и неизлечимая болезнь объемлет души всех. Всякую другую любовь преодолела эта любовь и изгнала вон из души. Несмотря ни на дружбу, ни на родство, — что я говорю : дружбу и родство? — даже на жену и детей, любезнее которых ничего не может быть для мужей, но все брошено и попрано, потому что эта жестокая и бесчеловечная владычица, как жестокая госпожа, как свирепый варвар, как всенародная и жадная блудница, срамит, терзает и бесчисленным подвергает опасностям и мучениям тех, которые отдались ей в рабство.“
— Иоанн Златоуст
Беседы на разные места Св. Писания
Вариант: А почему, скажи мне, вожделенно богатство? Потому что оно для многих, зараженных этой жестокой болезнью, кажется драгоценнее и здоровья, и жизни, и народной похвалы, и доброго мнения, и отечества, и домашних, и друзей, и родных, и всего прочего. До самых облаков достигает пламя этого костра, и сушу и море объял огонь этой печи. Никто не тушит этого пламени, а раздувают все, как те, которые уже пленены, так и те которые еще не пленены, чтобы быть плененными. Каждый может видеть, как все: и мужчина и женщина, и раб и свободный, и богатый и бедный – каждый по своим силам день и ночь несут бремя, доставляющее великую пищу этому огню, бремя не дров и хвороста (не таков этот пламень), но душ и тел, неправды и беззакония. Именно этим обыкновенно поддерживается такой пламень. Богатые никогда не оставляют этой безумной страсти, хотя бы владели всей вселенной. И бедные стараются сравняться с ними, и какое-то неисцелимое соревнование, необузданное бешенство и неизлечимая болезнь объемлет души всех. Всякую другую любовь преодолела эта любовь и изгнала вон из души. Несмотря ни на дружбу, ни на родство, – что я говорю : дружбу и родство? – даже на жену и детей, любезнее которых ничего не может быть для мужей, но все брошено и попрано, потому что эта жестокая и бесчеловечная владычица, как жестокая госпожа, как свирепый варвар, как всенародная и жадная блудница, срамит, терзает и бесчисленным подвергает опасностям и мучениям тех, которые отдались ей в рабство.
О любви, О жизни, О женщинах, О дружбе
„Доказательство истинной любви состоит в том, чтобы любить любимых и враждовать с врагами.“
— Иоанн Златоуст
„Не говори мне, что такой-то восседает на колеснице, высоко поднимает брови и окружен толпой телохранителей… Нет, покажи мне отличие начальника не в этом, но в его состоянии по душе, то есть управляет ли он своими страстями, побеждает ли недуги [сердца] : например, обуздывает ли пристрастие к деньгам, укрощает ли ненасытимую любовь плотскую, не сохнет ли от зависти, не возмущается ли сильной страстью тщеславия, не боится ли и не трепещет ли бедности или неблагоприятной перемены, не умирает ли от этого страха. Такого покажи мне начальника: вот это — власть. Но если он, управляя людьми, сам раболепствует страстям, о таком я скажу, что это раб больше всех людей… А кто сбросил с себя эту власть, не увлекается злыми пожеланиями и не страшится, не трепещет безрассудно нищеты и бесславия и прочих неприятностей настоящей жизни, того, хоть он одет в рубище, сидит в тюрьме и закован в цепи, назову начальником, и свободным, и царственнее царей. Такая власть не покупается за деньги и не имеет завистников, ее не знают ни язык злоречивого, ни глаз зложелателя, ни ухищрения коварных, нет, живя как бы в неприступном убежище любомудриия, она всегда остается неодолимой и не уступает не только другим обстоятельствам, но и самой смерти. Это доказывают мученики: тела их разрушились и обратились в прах и пыль, но власть каждый день живет и действует: прогоняет демонов, искореняет недуги, возбуждает целые города и ведет сюда [в церковь] народ. Сила этой власти не только при жизни обладающих ею, но и по смерти такова, что не по принуждению, а по доброй воле и с охотой все идут сюда и нисколько не утомляются продолжительностью“
— Иоанн Златоуст
путешествия и службы
Беседа 31. О наслаждении будущими благами и ничтожестве настоящих http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_1/31
Беседы на разные места Св. Писания
О любви, О жизни, О смерти, О мужчинах
„Любовь есть глава, корень, источник и мать всех благ… без нее все прочее не приносит нам никакой пользы, она есть знак учеников Господа, отличительное свойство рабов Божиих, признак апостолов. По тому узнают все, – говорит Господь, – что вы мои ученики (Ин. 13, 35). Что же, скажи мне, значит по тому? По воскрешению ли мертвых, или по очищению прокаженных, или по изгнанию бесов? Нет, говорит Он и, умалчивая обо всем этом, присовокупляет: по тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Такие дела суть дары одной вышней благодати, а любовь есть добродетель, зависящая и от человеческого усердия. Человека доблестного обыкновенно отличают не столько дары, посылаемые свыше, сколько заслуги собственных трудов. Поэтому Христос и говорит, что его ученики узнаются не по знамениям, а по любви. Когда есть любовь, то стяжавший ее не имеет недостатка ни в какой части любомудрия,но обладает всецелой, всесовершенной и полной добродетелью, равно как без нее он лишается всех благ. Поэтому и Павел восхваляет и превозносит ее, или, вернее сказать, сколько бы он ни говорил, никогда не в состоянии вполне выразить ее достоинства. Что может сравниться с той, которая заключает в себе пророков и весь закон и без которой ни вера, ни знание, ни ведение Тайн, ни само мученичество и ничто другое не может спасти того, кто достиг всего этого? Если, – говорит апостол, – отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в этом никакой пользы (1 Кор. 13, 3). И еще в другом месте объясняя, что любовь больше всего и есть глава всех благ, он сказал: хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13, 8, 13).“
— Иоанн Златоуст
О любви, О мужчинах, О вере, О законе
„Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.“
— Иоанн Златоуст
Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа семьдесят девятая. Изъяснение 25:31 — 26:5.
О любви, О прощении
„… От целомудрия рождается любовь, а от любви — бесчисленное множество благ. Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех.“
— Иоанн Златоуст
О любви, О мужчинах
„Таково свойство любящих, — не скрывать любви в молчании, но обнаруживать её пред ближними и говорить, что они любят. Любовь по свойству своему пламенна, и душа не может терпеть, чтобы хранить её в молчании. <…> Пусть никто не говорит мне: как могу я любить Бога, Которого не вижу? И многих мы любим, не видя их, как например: отсутствующих друзей, детей, родителей, родственников и домашних, и то, что мы не видим их, нисколько не служит препятствием, но это самое особенно и воспламеняет любовь, усиливает привязанность.“
— Иоанн Златоуст
Беседы святого Иоанна Златоуста на Псалмы Давида. Беседа на псалом 41.
О любви, О Боге, О душе, О родителях
„Если случится в доме что-нибудь прискорбное по ее (жены) вине, то утешай ее, а не увеличивай скорби. Хотя бы ты лишился всего имущества, это не будет прискорбнее неприязни с сожительницей. Какую бы ты ни представил вину, ничто не будет несноснее раздора с женой. Поэтому пусть любовь к ней будет для тебя драгоценнее всего.“
— Иоанн Златоуст
Беседа 26 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/10_1/27
О любви, О доме, О вине
„Никакое слово недостаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она не земного, но небесного происхождения… даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать её, так как она беспрерывно исходит из великого разума Божия. “
— Иоанн Златоуст
О любви, Об ангелах, О совершенстве
„Такова искренняя любовь: она не уступает ни времени, ни месту, ни дальности расстояния, ни горькому положению обстоятельств.“
— Иоанн Златоуст
Из письма к епископу Елгавдию.
О любви, О расстоянии
„Любовь — своего рода жестокая и принудительная вещь, жесточе любого неотступного заимодавца. Не так те, наступая на шею, требуют денег от своих должников, как вы, наложивши на нас цепь любви, понуждаете расплачиваться с вами письмами, как ни часто уплачиваем мы свои обязательства. Впрочем, такова уже природа этого долга: сколько его платишь, столько вновь в него входишь. Поэтому, хотя вы часто получаете от нас письма, вы тем не менее не удовлетворяетесь. И эта ненасытность есть дело опять той же любви. Она подобна морю, которое, отовсюду принимая в себя бесчисленное множество рек, никогда не наполняется.“
— Иоанн Златоуст
Из письма к Касту, Валерию, Диофанту и Кириаку, пресвитерам антиохийским. Из Кукуза, в 405-м году.
О любви, О природе, О море, О реках
„Нет блага, которое не происходило бы от любви. Будем же укреплять любовь друг к другу, ибо любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Не нужно нам ни трудов, ни подвигов, если мы любим друг друга, это путь, который сам собой ведет к добродетели. Как на большой дороге: кто найдет ее начало, тот идет по ней, не нуждаясь в проводнике — так и в любви: улови только ее начало, и тогда она поведет и направит тебя. Любовь, — говорит апостол, — долготерпит, милосердствует, не мыслит зла“
— Иоанн Златоуст
1 Кор. 13, 4
Беседа 19 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_1/19
Толкование на Послание к Евреям
О любви, О законе, О пути, О зле
„Любовь к богатству превратила и ниспровергла все и истребила истинный страх Божий. Как тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей. И потому мы не печемся ни о спасении детей, ни о своем собственном, заботясь только о том, чтобы сделаться богатыми и оставить богатство своим наследникам, а они своим, и так далее, и таким образом мы только передаем свое имущество другим, а не обладаем им сами. “
— Иоанн Златоуст
Беседа 59 http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/7_2/59
Толкование на святого Матфея евангелиста
О любви, О мужчинах, О страхе, О душе
„А почему, скажи мне, вожделенно богатство? Потому что оно для многих, зараженных этой жестокой болезнью, кажется драгоценнее и здоровья, и жизни, и народной похвалы, и доброго мнения, и отечества, и домашних, и друзей, и родных, и всего прочего. До самых облаков достигает пламя этого костра, и сушу и море объял огонь этой печи. Никто не тушит этого пламени, а раздувают все, как те, которые уже пленены, так и те которые еще не пленены, чтобы быть плененными. Каждый может видеть, как все: и мужчина и женщина, и раб и свободный, и богатый и бедный — каждый по своим силам день и ночь несут бремя, доставляющее великую пищу этому огню, бремя не дров и хвороста (не таков этот пламень), но душ и тел, неправды и беззакония. Именно этим обыкновенно поддерживается такой пламень. Богатые никогда не оставляют этой безумной страсти, хотя бы владели всей вселенной. И бедные стараются сравняться с ними, и какое-то неисцелимое соревнование, необузданное бешенство и неизлечимая болезнь объемлет души всех. Всякую другую любовь преодолела эта любовь и изгнала вон из души. Несмотря ни на дружбу, ни на родство, — что я говорю : дружбу и родство?“
— Иоанн Златоуст
даже на жену и детей, любезнее которых ничего не может быть для мужей, но все брошено и попрано, потому что эта жестокая и бесчеловечная владычица, как жестокая госпожа, как свирепый варвар, как всенародная и жадная блудница, срамит, терзает и бесчисленным подвергает опасностям и мучениям тех, которые отдались ей в рабство.
Беседа 47. о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/3_2/47
Беседы на разные места Св. Писания
О любви, О жизни, О женщинах, О дружбе
„Любовь есть глава, корень, источник и мать всех благ… без нее все прочее не приносит нам никакой пользы, она есть знак учеников Господа, отличительное свойство рабов Божиих, признак апостолов. По тому узнают все, — говорит Господь, — что вы мои ученики (Ин. 13, 35). Что же, скажи мне, значит по тому? По воскрешению ли мертвых, или по очищению прокаженных, или по изгнанию бесов? Нет, говорит Он и, умалчивая обо всем этом, присовокупляет: по тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою.“
— Иоанн Златоуст
Такие дела суть дары одной вышней благодати, а любовь есть добродетель, зависящая и от человеческого усердия. Человека доблестного обыкновенно отличают не столько дары, посылаемые свыше, сколько заслуги собственных трудов. Поэтому Христос и говорит, что его ученики узнаются не по знамениям, а по любви. Когда есть любовь, то стяжавший ее не имеет недостатка ни в какой части любомудрия,но обладает всецелой, всесовершенной и полной добродетелью, равно как без нее он лишается всех благ. Поэтому и Павел восхваляет и превозносит ее, или, вернее сказать, сколько бы он ни говорил, никогда не в состоянии вполне выразить ее достоинства.
Против аномеев
О любви, О матери, О мертвых
Слово 77 на Евангелие от Иоанна (Златоуста)
Главная > Отцы Церкви > Слова на Евангелие от Иоанна (Златоуста) > Слово 77
Пожалуйста, помогите поддержать миссию Нового Адвента и получить полное содержание этого веб-сайта в виде мгновенной загрузки. Включает Католическую энциклопедию, Отцов Церкви, Summa, Библию и многое другое всего за 19,99 долларов США…
Иоанна 15:11-12
Сие сказал Я вам, да радость Моя пребудет в вас, и чтобы радость твоя была полной. Вот Моя заповедь, чтобы вы любили друг друга, как Я возлюбил вас.
1. Все хорошее получает свою награду, когда достигает своего надлежащего конца, но если оно обрывается на полпути, наступает кораблекрушение. И как судно с огромным бременем, если оно не войдет вовремя в гавань, а затонет посреди моря, не получит никакой пользы от продолжительности плавания, но тем больше усугубит бедствие, чем больше оно перенесло трудов. ; таковы и те души, которые отступают, приближаясь к концу своих трудов, и слабеют посреди борьбы. Поэтому Павел сказал, что слава, честь и мир должны встречать тех, кто идет своим путем с терпеливым постоянством в добром деле. То, что Христос теперь производит в случае с учениками. Римлянам 2:7 Ибо, так как Он принял их, и они возрадовались о Нем, то внезапное пришествие Страстей и Его печальные слова могли прервать их радость; поговорив с ними достаточно, чтобы успокоить их, Он добавляет: Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша исполнится
; то есть , чтобы вы не отделились от Меня, чтобы вы не сократили свой путь. Вы радовались обо Мне, и радовались весьма, но напало на вас уныние. Затем я убираю это, чтобы в конце концов пришла радость, показывая, что ваши нынешние обстоятельства являются подходящей причиной не для страдания, а для удовольствия. Я видел, как ты обиделся; Я не презирал тебя; Я не сказал: «Почему вы не остаетесь благородными?» Но Я сказал вам слова, которые утешили их. И поэтому я желаю всегда держать вас в той же любви. Вы слышали о царстве, вы радовались. Итак, дабы радость ваша была совершенна, Я сказал вам это.
Но вот заповедь, чтобы вы любили друг друга, как я возлюбил вас.
Видишь ли, что любовь Божия переплетается с нашей и связана как бы цепью? Поэтому иногда говорится, что есть две заповеди, иногда только одна. Ибо невозможно, чтобы человек, ухватившийся за первое, не владел бы и вторым. Ибо однажды Он сказал: На этом висят Закон и пророки
Матфея 22:40; а в другом: Все, что вы хотите, чтобы люди делали вам, то и вы поступайте с ними, ибо таковы Закон и Пророки.
Матфея 7:12 И, Любовь есть исполнение Закона.
Римлянам 13:10 Что Он и здесь говорит; ибо если пребывание исходит из любви, а любовь — из соблюдения заповедей, а заповедь состоит в том, чтобы мы любили друг друга, то и пребывание в Боге исходит из любви друг к другу. И Он не просто говорит о любви, но объявляет и манеру, Как Я возлюбил тебя.
Снова Он показывает, что самый Его уход был не по ненависти, а по любви. Так что за это надо скорее восхищаться Мною, ибо за тебя жизнь Мою полагаю.
Однако нигде Он не говорит об этом в этих словах, но в прежнем месте, описывая лучшего пастыря, а здесь увещевая их и показывая величие Своей любви и Самого, кто Он есть. Но для чего Он повсюду возвышает любовь? Потому что это знак учеников, это узы добродетели. По этой причине Павел говорит о нем такие великие вещи, как о том, что он был истинным учеником Христа и пережил это.
Иоанна 15:14-15
Вы Мои друзья — отныне Я не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его. Вы друзья Мои, ибо все, что Я слышал от Отца Моего, Я сказал вам.
Как же Он говорит, Я многое имею сказать вам, но вы не можете вместить их сейчас
? Иоанна 16:12 все
и слышание
Он не показывает ничего другого, кроме того, что Он не произнес ничего чуждого, но только то, что было от Отца. И так как говорить о секретах кажется самым сильным доказательством дружбы, вы,
Он говорит, удостоились даже этого общения.
Однако, когда Он говорит все,
Он имеет в виду, то, что они должны были услышать.
Затем Он приводит еще одно верное доказательство дружбы, не обычное. Какого рода это было?
Иоанна 15:16
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал.
То есть я наткнулся на вашу дружбу. И Он остался не здесь, а,
Я насадил тебя,
Он говорит, (то есть Я насадил тебя,
) что ты должен идти,
(Он до сих пор использует метафору виноградной лозы), то есть , что вы должны расширить себя
; и принеси плод, и пусть твой плод останется.
Теперь, если ваши плоды останутся, вы получите гораздо больше. Ибо Я не только возлюбил вас,
Он говорит: , но и оказал вам величайшую пользу, распространив ветви ваши по всему миру.
Видишь ли, сколькими способами Он проявляет Свою любовь? Рассказывая им тайное, прежде всего бежав навстречу их дружбе, даруя им величайшие блага, страдая за них то, что потом страдал Он. После этого Он показывает, что Он также постоянно пребывает с теми, кто будет приносить плод; ибо необходимо пользоваться Его помощью и таким образом приносить плоды.
Дабы, чего ни попросите у Отца во Имя Мое, Он дал вам.
Тем не менее, это часть человека, которого просят сделать то, о чем просят; а если спросят Отца, как это делает Сын? Это для того, чтобы вы могли узнать, что Сын не ниже Отца.
Иоанна 15:17
Сие заповедую вам, да любите друг друга.
То есть, Не для упрека говорю вам, что жизнь за вас полагаю, или что навстречу вам бежал, а для того, чтобы привести вас к дружбе.
Затем, так как гонения и оскорбления многих были тяжким и невыносимым делом и достаточно, чтобы смирить даже высокомерную душу, поэтому, сказав сначала десять тысяч вещей, Христос приступил к этому делу. Сперва успокоив их умы, Он таким образом переходит к этим пунктам, показывая, что и эти вещи были для их чрезвычайной пользы, как и другие. Ибо, как Он сказал им, что они должны не скорбеть, но радоваться, что Я иду к Отцу,
(так как Он сделал это не как предательство, а как великая любовь к ним), так и здесь Он показывает, что они должны радоваться, а не печалиться. И наблюдайте, как Он производит это. Он не сказал: Я знаю, что это тяжкое дело, но потерпите ради Меня, так как ради Меня и вы страдаете,
по этой причине еще не было достаточно, чтобы утешить их; а потому, пропуская это, Он выдвигает другое. И что это? Это то, что эта вещь будет верным доказательством их прежней добродетели. И, наоборот, тебе следовало бы горевать не потому, что тебя теперь ненавидят, а если бы тебя могли любить
; ибо это Он подразумевает, говоря:
Иоанна 15:19
Если бы вы были от мира, то мир любил бы своих.
Так что, если бы вы были любимы, было бы совершенно ясно, что вы проявили признаки зла. Затем, когда, сказав это первым, Он не достиг своей цели, Он снова продолжает речь.
Иоанна 15:20
Раб не больше господина своего. Если Меня преследовали, то будут преследовать и вас.
Он показал, что в этом они будут больше всего Его подражателями. Ибо пока Христос был во плоти, люди вели с Ним войну, но когда Он был перенесен, битва пришла к ним в следующем месте. Затем, так как из-за своей малочисленности они боялись столкнуться с нападением столь великого множества, Он возвышает их души, говоря им, что это была особая радость, что они ненавидели их; Ибо так ты разделишь Мои страдания. Итак, не смущайтесь, ибо вы не лучше меня,
как я уже говорил вам, Слуга не выше своего господина.
Тогда есть и третий источник утешения, что и Отец оскорбляется вместе с ними.
Иоанна 15:21
Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.
То есть оскорбляют и Его.
Кроме того, лишая других извинения и полагая также иным источником утешения, Он говорит:
Иоанна 15:22
Если бы Я не пришел и не говорил с ними, то не было бы на них греха.
Показывая, что они будут поступать несправедливо как против Него, так и против них. Зачем же Ты вверг нас в такие бедствия? Разве Ты не предвидел войны, ненависть?
Поэтому еще говорит:
Иоанна 15:23
Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.
Из этого также провозгласив заранее немалое наказание против них. Ибо, так как они постоянно притворялись, что гнали Его за Отца, то, чтобы лишить их этого оправдания, Он сказал эти слова. У них нет оправдания. Я дал им учение, выражающееся в словах, которое я добавил в делах, согласно закону Моисееву, который повелел всем людям повиноваться тому, кто говорит и делает такие вещи, когда он должен и вести к благочестию, и являть величайшие чудеса.
И Он говорил не просто о знамениях,
, но,
Иоанна 15:24
Чего не делал никто другой.
И они сами тому свидетели, говоря таким образом; Такого в Израиле еще не видели
Матфея 9:33; и, От начала мира разве не было слышно, чтобы кто открыл глаза слепорожденному
Иоанна 9:32; и материя Лазаря была того же рода, и все другие действия были такими же, и способ чудотворения новый, и все запредельное. Почему же тогда,
говорит один, преследуют и Тебя, и нас?
Потому что ты не от мира сего. Если бы вы были от мира, мир любил бы своих.
Иоанна 15:19 Сначала Он напоминает им о словах, которые Он сказал также Своим братьям Иоанна 7:7; но там Он говорил более в размышлении, чтобы не оскорбить их, а здесь, напротив, открыл все. А откуда видно, что именно за это нас ненавидят?
От того, что сделали со Мной. Ибо, скажи Мне, за какие из Моих слов или дел могли они ухватиться, чтобы не принять Меня?
Затем, поскольку дело было бы для нас поразительным, Он говорит причину; то есть их нечестие. И Он не остается и здесь, но вводит пророка Псалом 35:19; 69:4, показывая, как он провозглашал издревле и говорил, что,
Иоанна 15:25
Они возненавидели Меня напрасно.
3. Что делает и Пол. Ибо, когда многие недоумевали, почему иудеи не уверовали, он приводит пророков, предсказывающих это издревле и объясняющих причину; что их нечестие и гордыня были причиной их неверия. Ну что же; если Твоего слова не соблюдали, то и нашего не соблюдают; если Тебя гнали, то будут гнать и нас; если бы они видели знамения, каких не совершал никто другой; если бы они слышали такие слова, которых никто другой не говорил, и не получали бы никакой пользы; если они ненавидят Твоего Отца и Тебя с Ним, а потому,
говорит один, Ты послал нас к ним? Как после этого мы будем достойны веры? Кто из наших родственников прислушается к нам?
Чтобы их не смущали такие мысли, посмотрите, какое утешение он прибавляет.
Иоанна 15:26-27
Когда придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. И вы тоже будете свидетельствовать, потому что вы были со Мной от начала.
Он будет достоин веры, ибо Он есть Дух Истины.
По этой причине Он назвал Его не Святым Духом,
, а Духом Истины.
Но исходит от Отца,
показывает, что Он знает все точно, как и Христос говорит о Себе, что знаю, откуда пришел и куда иду
Иоанна 8:14, говоря в том же месте и об истине. Кого отправит.
Вот, уже не Отец один, но и Сын посылает. И вы тоже,
Он говорит, имеете право верить, кто был со Мной, кто не слышал от других.
Действительно, апостолы уверенно полагаются на это обстоятельство, говоря: Мы, которые ели и пили с Ним.
Деяния 10:41 И чтобы показать, что это было сказано не только для того, чтобы угодить, Дух свидетельствует о сказанных словах. Деяния 10:44
Иоанна 16:1
Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнялись.
То есть когда увидишь, что многие не верят, а с тобой плохо обращаются.
Иоанна 16:2
Изгонят вас из синагог.
(Ибо иудеи уже договорились, что всякий, исповедующий Христа, должен быть отлучен от синагог
Иоанна 9:22)
Да, наступает время, что всякий, кто убьет вас, будет думать, что он служит Богу.
Они будут добиваться вашего убийства, как действия благочестивого и угодного Богу.
Потом снова добавляет утешение,
Иоанна 16:3
И это будут делать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
Для вашего утешения достаточно того, что вы терпите это ради Меня и Отца.
Здесь Он напоминает им о блаженстве, о котором Он говорил в начале, Блаженны вы, когда люди будут поносить вас, и преследовать вас, и всячески неправедно злословить вас, ради Меня. Радуйтесь и веселитесь; ибо велика ваша награда на небесах.
Матфея 5:11-12
Иоанна 16:4
Сие сказал Я вам, чтобы, когда придет время, вы вспомнили.
Так что, судя по этим словам, остальные тоже считайте заслуживающими доверия. Ибо вы не сможете сказать, что я льстиво говорил вам только то, что вам угодно, или что слова эти были словами обмана; ибо тот, кто намеревался обмануть, не сказал бы вам заранее о делах, которые могут отвратить вас. Поэтому я уже сказал вам прежде, чтобы эти вещи не обрушились на вас неожиданно и не смутили вас; кроме того, по другой причине, чтобы вы не сказали, что я не знал заранее, что это будет. Вспомни тогда, что я сказал тебе.
И действительно, язычники всегда прикрывали свои гонения на них притворством их нечестия, изгоняя их как развратителей; но это не смущало учеников, которые заранее слышали и знали, за что они страдали. Причина того, что произошло, была достаточной, чтобы возбудить их мужество. Поэтому Он всюду обращается с этим, говоря: они не познали Меня
; и, ради Меня они сделают это
; и, ради имени Моего и ради Отца
; и, я пострадал первый
; и, не потому, что они осмеливаются на это.
4. О том и помышляем в искушениях наших, когда терпим что-либо от злых людей, взирая на Начала и Совершителя веры нашей
Евреям 12:2, и принимая во внимание, что это от злых людей, и что это ради добродетели и ради Него. Ибо если мы поразмыслим над этими вещами, все будет очень легко и терпимо. Ибо если страдающий за тех, кого он любит, даже гордится этим, то какое чувство ужаса будет у того, кто страдает ради Бога? Ибо если Он ради нас называет это постыдное Крестом, слава
Иоанна 13:31, тем более мы должны быть настроены таким образом. И если мы можем так презирать страдания, то тем более сможем презирать богатство и любостяжание. Итак, мы должны, когда собираемся переносить что-либо неприятное, думать не о трудах, а о венцах; ибо как купцы принимают во внимание не только море, но и прибыль, так и мы должны полагаться на небо и упование на Бога. И если увеличение покажется приятным, то подумай, что этого не хочет Христос, и оно тотчас покажется неприятным. И если тебе тягостно давать бедным, то не останавливайся в расчете на расход, но тотчас переноси мысли свои на урожай, который произойдёт от посева; и когда трудно презирать любовь чужой женщины, подумай о венце, который придет после борьбы, и ты легко вынесешь борьбу. Ибо если страх отвращает человека от недостойного, то тем более любовь Христова. Трудна добродетель; но давайте бросим вокруг нее величие обетования грядущего. Действительно, те, которые добродетельны, даже помимо этих обещаний, видят ее прекрасной в себе самой, и поэтому идут за нею и работают, потому что это угодно Богу, а не за плату; и они считают важным быть трезвыми не для того, чтобы их не наказали, а потому, что так повелел Бог. Но если кто слишком слаб для этого, пусть думает о наградах. Так поступим и в отношении милостыни, пожалеем ближних, не будем, умоляю, пренебрегать ими, когда погибаем от голода. Как может быть иначе, как не неприлично, чтобы мы сидели за столом, смеясь и веселясь, и когда мы слышим, как другие плачут, проходя по улице, даже не оборачивались на их крики, а сердились на них и позвони им обман
? Что ты имеешь в виду, мужик? Планирует ли кто-нибудь обман ради одной буханки хлеба?
Да,
говорит кто-то. Тогда в этом случае прежде всего пусть его пожалеют; в этом случае прежде всего пусть он избавится от своей нужды. Или, если давать не намерен, то и не оскорбляй; если не хочешь спасти обломки, не бросай их в залив. Ибо подумай, когда ты оттолкнешь приходящего к тебе бедняка, кем ты будешь, когда призовешь Бога. Какой мерой мерите, такой и вам будут мерить.
Матфея 7:2 Посмотрите, как он уходит, сокрушенный, согбенный, плачущий; кроме того, что его бедность получила еще и удар от вашей дерзости. Ибо если ты почитаешь нищенство проклятием, то подумай, какую бурю оно производит, прося, чтобы ничего не получить, а уйти оскорблённым. До каких пор мы будем, как дикие звери, и не познаем самой природы из-за жадности? Многие стонут при этих словах; но я желаю им не теперь, а всегда иметь это чувство сострадания. Подумайте, молю вас, о том дне, когда мы предстанем перед судилищем Христовым, когда будем просить милости, и Христос, выведя их вперед, скажет: Ради одного каравая, одного обола, такой великий порыв подняли вы в этих душах!
Что мы ответим? Какую защиту сделаем? Чтобы показать, что Он выведет их вперед, послушайте, что Он говорит; Поскольку ты не сделал этого ни одному из них, ты не сделал этого Мне.
Матфея 25:45 Они больше ничего не скажут нам, но Бог от их имени будет упрекать нас. Так как богач видел и Лазаря, и Лазарь ничего не сказал ему, но Авраам говорил за него; так будет и с бедняками, которых мы ныне презираем. Мы не увидим их протягивающими руки в жалком состоянии, а в покое; и мы возьмем в качестве наказания то состояние, которое было у них (и хотелось бы, чтобы это было только это состояние, а не другое, гораздо более тяжкое). Ибо и богач не желал насыщаться крошками там,
но опалялся и мучился резко, и сказал: Ты при жизни своей получил доброе, а также Лазарь злое.
Луки 16:25 Не будем же считать богатство великим; она поможет нам на пути к наказанию, если мы не будем внимательны, точно так же, как если мы будем внимательны, бедность также станет для нас дополнением к наслаждению и отдыху. Ибо мы и откладываем наши грехи, если с благодарностью переносим их, и обретаем великое дерзновение пред Богом.
5. Итак, не будем искать безопасности здесь, чтобы иметь безопасность там; но давайте примем труды, которые ради добродетели, и отсекем лишнее, и не будем искать ничего сверх того, что нам нужно, и будем тратить все свое имущество на тех, кто нуждается. Ибо какое у нас может быть оправдание, когда Бог обещает нам небо, а мы даже не дадим Ему хлеба? Когда Он действительно для тебя заставляет солнце восходить и обеспечивает все служение творения, а ты даже не даешь Ему одежды и не позволяешь Ему разделить с тобой кров? Но почему я говорю о солнце и луне? Он поставил перед вами Своё Тело, Он дал вам Свою Драгоценную Кровь; и ты даже не подносишь Ему своей чаши? Но сделал ли ты это хотя бы раз? Это не милосердие; пока, имея средства, ты не помогаешь, ты еще не исполнил всего долга. Таким образом, у дев, имевших светильники, было и масло, но не в избытке. Почему же ты должен был бы, даже если бы дал из своего, не быть таким скупым, но теперь, когда ты даешь то, что принадлежит твоему Господу, почему ты считаешь каждую мелочь? Хотите, я скажу вам причину этой бесчеловечности? Когда люди накапливают свое богатство благодаря жадности, они не спешат подавать милостыню; ибо тот, кто научился так приобретать, не знает, как расходовать. Ибо как может человек, подготовленный к грабежу, приспосабливаться к его противоположности? Кто берет у других, как сможет отдать свое другому? Собака, привыкшая питаться мясом, не может охранять стадо; поэтому пастухи убивают таких. Чтобы это не было нашей судьбой, давайте воздержимся от такого пира. Ибо и эти люди питаются плотью, когда навлекают смерть от голода. Разве ты не видишь, как Бог дал нам все общее? Если среди богатства Он попустил людям быть бедными, то это для утешения богатых, чтобы они могли, оказывая к ним милость, отложить свои грехи. Но ты и в этом был жесток и бесчеловечен; откуда видно, что если бы ты получил ту же власть в более значительных вещах, ты бы совершил десять тысяч убийств и лишил бы людей света и вообще жизни. Чтобы этого не произошло, необходимость пресекла ненасытность в таких делах.
Если тебе больно, когда ты это слышишь, тем более мне больно, когда я вижу, как это происходит. До каких пор ты будешь богат, а тот человек беден? До вечера, но не дальше; ибо так коротка жизнь, и все так близко к своему концу, и все отныне так стоит у дверей, что все следует считать лишь коротким часом. На что вам ломящиеся амбары, множество слуг и домработниц? Почему у тебя нет десяти тысяч возвещателей твоей милостыни? Хранилище не произносит ни слова, но навлечет на вас много разбойников; а кладовые бедняков вознесутся к Самому Богу, и нынешнюю жизнь твою сладят, и все грехи твои отложат, и славу от Бога стяжаешь, и от людей честь. Зачем же ты сам жалеешь о таких добрых вещах? Ибо бедным ты не сделаешь столько добра, как себе, когда принесешь им пользу. Вы исправите их нынешнее состояние; а для себя заранее сберегаешь славу и уверенность, которые будут после. И да обретем мы все это по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцом и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.
Об этой странице
Источник. Перевод Чарльза Мариотта. От никейских и постникейских отцов, первая серия, том. 14. Под редакцией Филипа Шаффа. (Буффало, Нью-Йорк: Издательство Christian Literature Publishing Co., 1889 г.) Отредактировано и отредактировано для Нового пришествия Кевином Найтом.
Контактная информация. Редактором New Advent является Кевин Найт. Мой адрес электронной почты — feedback732 по адресу newadvent.org. (Чтобы помочь в борьбе со спамом, этот адрес может время от времени меняться. ) К сожалению, я не могу отвечать на каждое письмо, но я очень ценю ваши отзывы — особенно уведомления об опечатках и неуместной рекламе.
Святой Иоанн Златоуст Говорит об Эросе и Агапе (Любви) в браке как о элементах, объединяющих сломленное человечество.
Skip to main content
- East Cobb, GA
- Woodstock-Towne Lake, GA
- Kennesaw, GA
- Roswell, GA
- Marietta, GA
- Acworth, GA
- Сэнди Спрингс, Джорджия
- Смирна-Вайнингс, Джорджия
- Холли Спрингс-Хикори Флэт, Джорджия
- Данвуди, Джорджия
- Джорджия
- Лучшие национальные новости
- Просмотреть все сообщества
Это сообщение было предоставлено участником сообщества. Мнения, высказанные здесь, принадлежат автору.
Новости соседей
Голос из раннего христианства указывает на брак между мужчиной и женщиной как на восстановление единства сломленного человечества.
Фр. Панайотис Папагеоргиу , сосед
|
Эрос и агапе (любовь) в браке ведут к совершенству людей.
В своем комментарии на Послание св. Павла к Ефесянам, которое он написал в 396-397 гг. н.э., св. Иоанн Златоуст говорит о браке как о возможности совершенства агапе (любви):[1] «Для Бога все вещи вторичны по отношению к агапе (любовь)»,[2] объясняет он. Вторя апостолу Павлу, он продолжает, что любовь в браке есть образ любви Христа к Церкви. Как Христос любит Церковь и жертвует Собою ради нее, так и муж должен любить свою жену и быть готовым даже отдать за нее свою жизнь. И как Церковь послушна Христу, не умаляясь и не умаляясь, так и жена должна быть послушна мужу ради мира, согласия и порядка, сохраняя, однако, равенство с ним. [3] эрос мужа для жены и наоборот есть « эрос , который пребывает в их природе». в душу человека. Эрос не является результатом грехопадения или просто плотским желанием. Этот эрос есть сила, которая объединяет сущность человека, делает ее единой и завершает ее. Ева была создана из сущности Адама.
В Адаме (или в каждом человеке) объединено силой eros другая часть человеческого рода, чтобы воссоздать и завершить человеческое существо в его единую сущность. Поскольку женщина была создана из мужчины, теперь они составляют две половины.[5] В этой тайне любви двое соединяются и становятся одним телом.[6] «Вновь узрите тайну агапе (любви)», — возвещает Златоуст. Если двое не станут одним, они не смогут произвести другое, создать множество. Что это значит?
Узнайте, что происходит в Северо-восточном Коббе, с бесплатными обновлениями в режиме реального времени от Patch.
«Что сила союза велика. Новаторская мудрость Божия с самого начала разделила единое на две противоположности, и желая показать, что и после разделения они все еще одно, Он не допустил, чтобы индивидуума было достаточно для рождения детей, потому что индивидуум не полнота Единого, но только половина Единого. . . Потому что женщина и мужчина не два антропои , а один антропос ». [7]
Тело приходит к своему собственному члену,[8] поясняет он ниже. «Они собираются вместе, и двое создают одно»[9].] Произведение этого союза не есть ни бездушный образ, ни образ кого-либо на земле, но образ Самого Бога и по Его подобию.[10] Соединение «удлиняет и смешивает тела обоих. Как, когда мирру кладут в масло, он превращает двоих в одно, так и здесь»[11]. Брак есть также смешение тел; вот почему существует союз.[12] Эрос и есть та сила, которая ведет к этому союзу. Велика сила эроса !
Узнайте, что происходит в Северо-восточном Коббе, с бесплатными обновлениями в режиме реального времени от Patch.
«Ничто так не объединяет нашу жизнь, как эрос между мужчиной и женщиной; ради этого эроса многие даже отдают свое оружие, многие отдают даже собственные души»[13]).[14]
Этот эрос , объясняет он, не может быть только в теле, но он есть и в душе. Тогда эрос остается сильным, «потому что это эрос красоты души, а не только тела». агапе , эрос и filia , сосуществуют в браке и совпадают. Вместе они укрепляют брачные узы, вместе они объединяют природу человека, так что разделение, вызванное грехопадением, может быть упразднено, и человек может снова стать единым целым. Вместе они превращают плотский союз человека в союз душ и, в свою очередь, делаются духовными. «Велика тайна брака!» — восклицает Златоуст. «Брак — это прообраз присутствия Христа».[16]
Приведенными выше словами св. Иоанн дважды отступил от своей первоначальной позиции, согласно которой брак предназначен только для контроля полового влечения и избегания греха. Сначала он перешел к позиции, что брак равен монашеской жизни и девственности, а теперь объясняет, что это средство, с помощью которого две части человеческой природы, разлученные грехопадением, могут снова соединиться в единстве и чтобы любовь между мужчиной и женщиной могла быть совершена по образу отношений Христа с Церковью.
Святитель Златоуст не останавливается на достигнутом, а делает еще один шаг в сторону от исходных позиций своей юности; он рассматривает брак как аскезу ответственности одного за другого. Советуя мужьям искать в жене не красоту тела, а красоту души, он призывает:
«Очистим совсем внутренние пятна. Давайте удалим внутренние морщины. Удалим несовершенства из души. Это та красота, которую хочет Бог. Давайте подготовим женщину, чтобы она казалась красивой перед Богом, а не перед нами».[17]
Брак становится духовным, когда мы жертвуем собой и стремимся к совершенству другого. Таким образом, брак перестает управляться страстью или соединением тел, но становится всецело духовным, потому что «душа соединена в невыразимых отношениях с Богом»[18]. Таким образом, телесный союз ведет в конце концов к духовному.
Более того, уже зрелый священник Иоанн видит в супружеском союзе возможность и средство для супругов не только личностно совершенствоваться, но и создавать в своем доме вместе с детьми «малую церковь»[19]. ] Преображенные своей любовью, которая была усовершенствована в их браке, они теперь могут двигаться дальше вовне, даже за пределы своих личных и семейных границ, и касаться также всех окружающих их людей, которые могут в этом нуждаться.
ПРИМЕЧАНИЯ. проповеди на 1 Кор должны быть от его пребывания в Антиохии, хотя мы не уверены в их точной дате (Quasten, Патрология , том. III, с. 445). Однако, судя по его позиции в отношении брака, они должны относиться ко второму периоду, когда он был священником. Панайотис Христу в своей « Патрологии» , том 4, 285, считает, что «эти проповеди определенно были произнесены в Антиохии в 395 году».
[3] Проповедь 20, 1, К Ефесянам, EPE 21, 197-199. См. также ЕПЕ 21, 4, 215. См. также Проповедь 34, 3 на 1 Коринфянам ЕПЕ 18А, 427-429, где св. Златоуст приравнял «желание» мужчины к жене с агапе (любовь). Желание мужчины (которое сильнее) служит цели подчинения мужчины своей жене, чтобы сохранить равенство двух. Кроме того, тот факт, что деторождение не зависит только от одного, помогает сохранить баланс между двумя полами. См. также «Об одном браке» 3, EPE 30, 67.
[4] Проповедь 20, 1, О Ефесянам, EPE 21, 194.
[5] Проповедь 12, 4, О Колоссянам, EPE 22, 345 ( Проповеди к Колоссянам были написаны в 39 г.9 в Константинополе, Quasten, Patrology, vol. III, 448).
[6] Проповедь 12, 4, О Колоссянам, EPE 22, 343
[7] Там же.
[8] Там же, 345.
[9] Там же, 343.
[10] Там же.
[11] Там же, 345
[12] Проповедь 19, 3, На 1 Коринфянам, EPE 18, 531
[13] Проповедь 20, 1, На Ефесянам, EPE 21, 195.
[14] См. Хризостом Баур, Иоанн Златоуст и его время , пер. М. Гонзага, Вестминстер, Мэриленд: The Newman Press, 1959; переиздание, 4 тт. Büchervertriebsanstalt, 1988, том первый, часть первая, 164.
[15] Проповедь 20, 2, О Ефесянам, EPE 21, 205. См. также Проповедь 56, 1 On Genesis, EPE 4, 411, где желание одного ибо другой — сила, которая поддерживает брак в целости.
[16] Проповедь 12, 5, О Колоссянам, EPE 22, 347: Своим присутствием на свадьбе Христос «преобразует влечение, слабое и холодное желание и сделает его духовным.