Общая характеристика мировоззрения древнерусского населения: Письменность, грамотность и образование. Берестяные грамоты в Древней Руси

Разное

Содержание

Письменность, грамотность и образование. Берестяные грамоты в Древней Руси

Похожие презентации:

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Наурыз Праздник

Русская культура во второй половине XIX века

British traditions and customs

Массовая культура

Русская национальная кухня

Традиции Узбекистана

Культура и искусство в 20-30-е гг. XX века. (11 класс)

Ренессанс. Эпоха возрождения

Культура и традиции Казахстана

1. Общая характеристика мировоззрения древнерусского населения: соотношение традиций и инноваций Письменность, грамотность и образование.

Общая характеристика мировоззрения древнерусского населения: соотношение традиций и инноваций
Письменность, грамотность и образование. Берестяные грамоты в Древней Руси
Работу выполнил
студентки ТвГ
математический факульте
15 г
Тверь 2017
План
Мировоззрение древнерусского населения
Традиции и инновации
Письменность в Древней Руси
Грамотность
Образование
Берестяные грамоты в Древней Руси
Актуальность данной работы обусловлена неослабевающим
интересом к эпохе становления государства у древних
восточных славян и зарождения русской культуры.
Целью исследования нашей темы является изучить с помощью
литературы из различных источников о культуре
древнерусского населения, их грамотности, письменности и о
изучение берестяных грамот.
Задачи, необходимые решить, построены следующим
образом:
Изучить рекомендованную литературу по теме «Культура Древней
Руси»;
Выяснить вопросы о появления и о развитии культуры на Руси;
Изучить берестяные грамоты.

4. Мировоззрение древнерусского населения Традиции и инновации

Язычество для славян – это образ жизни, это мировоззрение. На
нем базировалась вся жизнедеятельность.
Язычество было своеобразным объяснением всего
происходящего в мире.
Славяне видели себя частью природы, ее детьми. Поэтому и
отношение к ней было невероятно трепетным.
Одной из основных причин, почему язычество оттеснилось
другими религиями, стала неспособность его отвечать на
возникающие вопросы.
Важным аспектом в язычестве была вера людей в магию. Наши
предки четко понимали, что в мире есть некий баланс между
черным и белым.
Особое место в язычестве
занимал и культ предков.
Славяне очень уважали и чтили
усопших родственников.
На смену язычеству в 988 году пришло
христианство и другие религии. Но нельзя с
полной уверенностью сказать, что язычество
кануло в лету. Оно скорее отошло на второй
план.
Принятие христианства Древней Русью стало
значительным шагом в развитии
восточнославянской цивилизации.
«Ты раб Божий»
«Ты дитя Богов»
«Христианские проповедники среди язычников»
художник: Журов Максим Михайлович
Вместе с новой религией славяне восприняли от Византии
письменность, книжную культуру, навыки каменного
строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и
образы прикладного искусства.
Византия дала человечеству христианство как высший
религиозный закон и систему мировоззрения.
На протяжении веков культура и образование в России в
значительной мере строились по византийскому образцу
Христианизация повсеместно встречала сопротивление
населения.
Христианизация славян
Новая религия способствовала развитию и укреплению
государственности, расширению культурных связей с другими
христианскими странами, приобщению к культурному достоянию,
достоянию всего европейского мира.
Возникшая русская православная церковь в тот период сыграла
существенную роль в распространении письменности и
«книжности».
Религия стала играть роль идеологии, которой все должны были
придерживаться, отход от нее канонов сурово карался.
Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие
Традиция возникла и развивалась в
первобытной культуре, где определенный
набор символов и знаний передавался из
поколения в поколение и осваивался
всеми членами первобытного коллектива.
В то время как для рождения
цивилизаций как центров посреди
первобытной периферии потребовалось
нечто большее, а именно появление
культурных инноваций.
До 988г.
После 998г.
Материальная культура
Развитое земледелие,
ремесло, охота, торговля.
Деревянное строительство
(укрепления, дома, бани).
Производство орудий труда
и домашней утвари.
Каменное зодчество, строительство храмов,
монастырей.
Духовная культура
Развитая языческая
мифология.
Народный фольклор. Песни,
пляски, языческие праздники.
Принятие христианской концепции,
морали, единобожия.
Появление летописания, книг,
распространение образования, первые
школы при монастырях.
Появление иконописи, фресковой
живописи, мозаики, церковного пения.
Семейно-бытовой уклад
Допускались умыкание
невест, многожёнство,
кровная месть, высокий
социально-правовой статус
женщин.
Использовалось обычное
право.
Внедрение моногамного брака с
венчанием, брачным договором.
Подчинение жены мужу, повышение
ответственности мужчины за воспитание и
содержание детей.
Запрет кровной мести, регулирование
повседневных отношений посредством
распространения норм христианской
морали и использования
канонического(церковного) права в
законодательстве Древней Руси.

10. Письменность в Древней Руси

Кирилл (827 – 869) и его брат
Мефодий (815 – 855)
Кириллица
Даниил Антонович Авдусин известный советский археолог
Материалом для книг служил
пергамен (или пергамент)–
кожа особой выделки.
Для украшения рукописи
заглавия в средние века писали
особым, декоративным
шрифтом – вязью.
Средневековые рукописные
книги нарядно оформлялись.

13. Грамотность

была необходима не
только в церковном богослужении,
но также в торговле и хозяйственных
делах.
Надписи находят также на многих
ремесленных изделиях: шиферных
пряслицах, кувшинчиках, колодках и
прочем.
Многие добрые русичи, как только выучились «по письменному», стали сразу же писать на стенах
церквей.
Грамотеи, которые «на стенах режут», по «Уставу» князя Владимира подлежали церковному суду.
Несмотря на владычный суд, страстное желание оставить свою письменную память на храме не
угасало все средневековье и передалось нам.
Граффити в Храме Гроба Господня (Иерусалим) на входной двери (на кириллице)
Как только письменность проникла в достаточно широкие круги населения,
появилась необходимость в засекречивании написанного.

16. Образование

Грамотность была распространена в
основном лишь в городской среде. В
сельской местности, в дальних, глухих
местах население было почти сплошь
неграмотным.
С XI в. в богатых семьях стали учить
грамоте не только мальчиков, но и
девочек.
На Руси учебные заведения именовались
училищами: слово школа вошло в обиход начиная с
XIV века. Уже в первой половине XI века нам
известны дворцовая школа князя Владимира в
Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в
Новгороде в 1030 году.
первая в Европе школа для девочек, открытая
княжной Янкой при ею же основанном
первом на Руси женском монастыре.
Грамматика
Риторика
Астрономия
Искусства
Музыка
Диалектика
Геометрия
Арифметика

18.

Берестяные грамоты

Первая берестяная грамота была найдена
26 июля 1951 года во время
археологических раскопок на Дмитровской
улице в Новгороде
Жалоба прогнанной мужем жены
Дело о покупке краденой рабыни
2-я половина XI в., Новгород
Церковный текст: ключевые слова отпуста
(среди святых — Борис и Глеб)

21. Источники информации:

ОЛМА/С.В.Алексеев Д.М.Володихин, О.И.Елисеева, В.Б.Столов,В.А.Шестаков- М.:
История Отечества: Энциклопедия [Книга]. — Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2014.
Сотворчество Славяно – Арийских общин Расеи Мировоззрение древних славянязычников. [Журнал] // Журнал «Ведическая культура» . / ред. Глоба Игорь
Александрович. — Краснодар : Печатный орган общин Ведической Культуры России.,
Октябрь 2004 г.. — 6.
Ежедневный интернет-журнала «Культурология.Ру». Автор статьи: arov. Новгородские
берестяные грамоты — письма, пришедшие через 600 лет. [Электронный ресурс] // Вебсайт интернет-журнала «Культурология. Ру». — 13. 11. 2013 г. — 20 02 2017 г. Режим доступа :
http://www.kulturologia.ru/blogs/131113/19253/
Автор статьи Татьяна Понька. Информационное агенство «ИА REX» [Электронный
ресурс] = ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ // Веб-сайт корпорации «ИА
REX» / ред. Арамаисович Цатурян Саркис. — ООО Издательский Дом Модеста Колерова,
2009 г. — 20. 02. 2017 г. Режим доступа : http://www.iarex.ru/articles/52568.html
Древнерусские берестяные грамоты [Электронный ресурс]: База данных проекта.
«Birchbark Literacy from Medieval Rus: Сontents and Сontexts» / Режим доступа :
http://gramoty.ru/
Грамотность в Древней Руси [Электронный ресурс]: База данных проекта «SoftNews
Media Group All Rights Reserved. Powered by DataLife Engine » 2014 / Режим доступа :
http://istlit.ru/13758-gramotnost-v-drevney-rusi.html

22. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

English    
Русский
Правила

52. Древнерусская культура

  1. Древнерусская культура:
    общая характеристика.

Образование восточнославянской
(древнерусской) народности. «Великокняжеское
время» (Х–ХI вв.). Культура Киевской
Руси. Роль Киева в объединении русских
земель. Особенности репрезентации
великокняжеской власти и персоны
правителя. Принятие христианства, его
социально-политические, экономические
и культурные предпосылки. Соединение
византийских мировоззренческих
представлений и славянской языческой
культуры. Культура Владимирской Руси.
Влияние татаро-монгольского нашествия
на культурное развитие Руси. Свержение
монгольского ига, становление Московской
Руси и общерусской культуры. Место
древнерусской культуры в мировой
культуре.

Место
древнерусской культуры в мировой
культуре.

Первый
цивилизационный цикл в развитии русской
культуры связан с формированием
древнерусской народности и охватывает
период с момента выделения восточных
славян из единой славянской общности
в VIв. до времени заката Киевской Руси —
периода феодальной раздробленности в
концеXII—XIIIв. Начало эпохи Киевской Руси
принято относить либо к летописному
рассказу о призвании на княжение в
Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика,
Синеуса и Трувора, либо определять
временем киевского похода легендарного
вещего Олега в 882 г. Завершают период
Киевской Руси княжением в Киеве Ярослава
Мудрого (1019-1054 гг.) или доводят до времени
Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Таким
образом, хронологические рамки эпохи
Киевской Руси: серединаIXв. — началоXIIв.

Во
второй половине IXв. на территории
Восточной Европы в результате объединения
союзов славянских племен сложилось
Древнерусское государство со столицей
в городе Киеве. Культура Киевской Руси
— самая молодая в Европе.

Языческая
религия не способствовала созданию
единого государства, поэтому понадобилась
религия с единым абстрактным, лишенным
этнических признаков Богом. Эта религия
уравнивала прежние родоплеменные
традиции и утверждала принцип единения
людей исключительно по вероисповедальному
принципу.

Поэтому
в 988 г. князь Владимир официально принял
христианство.

Христианизация
Руси — это сложный длительный процесс,
в котором можно выделить три периода:

1.
Предфеодальный, когда христианство
начало проникать к славянам, жившим еще
в условиях патриархально-общинного
строя.

  1. Период
    становления и развития феодализма,
    когда вконце Xв. христианство стало
    государственной религией.

  2. Дальнейшего
    укрепления феодальных отношений, когда
    в XIIIв. была закончена христианизация
    Руси.

Для
Владимира Святого было очень важно,
чтобы Русь была независима от Византии,
несмотря на то, что православную церковь
возглавлял византийский патриарх и
император. Русь оставалась дружественным
по отношению к Византии, но суверенным
государством.

С
введением христианства создается особая
форма принятия княжеской власти — обряд
возведения на престол князя, соответствующий
византийскому обряду венчания на
царство. Если раньше князь просто
избирался и был главой племенного союза,
то теперь власть князя была освящена
Богом.

Если
раньше на Русь смотрели как на страну
варваров, то теперь русские люди стали
уважаемыми единоверцами. Они были
включены во вселенскую историю, и эта
реформа позволила устанавливать более
тесные экономические, политические,
социальные контакты с Европой.

Христианство
создавало основу для объединения
древнерусского общества, формирования
единого народа на основе общих духовных
и нравственных принципов. Церковь была
основным институтом культуры Древней
Руси.

Но
христианство не уничтожило язычество,
складывалось двоеверие, или
православно-языческий синкретизм.
Мифологическое мировоззрение продолжало
жить под покровом православных
христианских обрядов. На стенах храмов
эпохи «двоеверия» изображались не
только лики святых и Христа, но и
использовали языческую символику,
орнаментальные узоры — переплетения,
отголоски узелковой письменности
древних славян. Православие стало
вытеснять древнюю культуру и веру славян
не ранее XIв. — много позднее, чем у других
европейских народов.

Человек
Древней Руси ощущал себя в большом мире
ничтожной частицей, но не случайной: он
сам творение бога и участник мировой
истории.

Во
второй половине IXв. братья Кирилл и
Мефодий, прибывшие из Византии, создали
славянскую письменность на основе
греческого письма с добавлением
нескольких букв. Кириллица — логически
совершенная система; письма, быстро
распространилась на Руси (о чем
свидетельствуют новгородские берестяные
грамоты, относящиеся кXIв.).

С
принятием христианства культура
приобретает церковный характер, что
продолжается до Петровских времен.
Особенно ярко это проявилось в живописи.
Кроме икон были распространены фрески,
изображавшие святых и сцены из Священного
писания.

В
Киевской Руси сложились школы живописи,
архитектуры, литературные школы, начал
формироваться национальный эпос. Его
героями были Илья Муромец, Алеша Попович
и Добрыня Никитич, а также Микула
Селянинович, олицетворявший мощь и
упорство древнерусского крестьянина.

В
Древней Руси ведущую роль в литературном
процессе играла церковь.

В
древнерусской литературе киевского
периода оформились следующие жанры:
летопись, житие или повесть о святых,
их подвигах и жизни, слово (поучение).

Материалом
для письма служил пергамент — телячья
кожа особой выделки. Бумага вытесняет
пергамент только в XV—XVIв. Древнерусская
книга — это объемистая рукопись,
составленная из тетрадей, сшитых в
деревянный переплет, обтянутый тисненой
кожей или окованный золотом. Древнейшая
русская летопись «Повесть временных
лет» дошла до нас в рукописных копиях
не старшеXIVв., авторство «Повести»
приписывают монаху Киево-Печерской
лавры Нестору, создавшему ее около 1113
г.

От
Киевской Руси до нас дошли только
памятники церковной архитектуры: церкви,
монастыри. Одним из первых монастырей
был Киево-Печерский, основанный в
середине XIв. Явление пещерного
затворничества пришло на Русь вместе
с христианством, это явление христианской
духовной культуры — психия — путь
преображения человеческого духа через
аскетизм, молчальничество, уход от мира,
концентрацию на молитвах.

Каменное
строительство христианских храмов
началось сразу после принятия христианства:
в 989 г. — в Киеве построена Десятинная
церковь Успения Богородицы, Собор
киевской Софии возведен во времена
Ярослава Мудрого.

Духовным
образцом Киевской Руси считался идеал
святости. В славянском язычестве это
понятие было связано с избытком жизненных
сил, а в христианстве понятие святости
указывало на тесную связь земного
человека с богом. Человек, именуемый
святым, нес печать иного мира, воплощая
в мире земном духовно-нравственный
идеал христианства (таким святым в
описании Нестора был Феодосии Печерский).
На Руси было распространено именно
почитание святых, юродивых (люди,
добровольно отказавшиеся от удовольствий
мира и говорящие правду независимо от
звания).

Русское
православие ориентировало человека на
духовное преобразование, стимулировало
стремление к самосовершенствованию,
приближению к христианским идеалам.
Поэтому русский человек стремился не
к преобразованию внешнего мира, а к его
одухотворению. Таким образом, православие
не давало стимулов для социального и
общественного прогресса, для преобразования
реальной жизни личности.

Очень
распространены на Руси были былины,
притчи, а также летописания. Притчи
входили в состав сочинений для
проповедников, в произведения самих
проповедников христианства, они
повествовали о вечном. Одна сторона
притч — это то, что произошло, а другая
— это извечная борьба зла с добром, это
стремление Бога исправить людей,
наказывая их за грехи.

Русская
литература родилась в первой половине
XIв. в среде господствующего класса.
Русская культура средневековья была
элитарной.

Литература
на Руси взяла на себя роль объединителя
в сложившемся и укореняющемся двоеверии
и «двоекультурии», так как она глубоко
усвоила народную традицию и главную
задачу видела в просвещении, проповеди
святой жизни, введении русской культуры
в мировую христианскую культуру
доступными литературе средствами.
Наивысшего расцвета культура Киевской
Руси достигает в ХП-ХШ вв. Особенно много
для ее развития было сделано во время
правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.):
массовое обучение детей грамоте, развитие
школ в монастырях для подготовки
церковнослужителей и школ высшего типа
(давали знания по философии, риторике,
грамматике), создание библиотек, перевод
греческих книг на славянский язык,
создание русских рукописных книг с
миниатюрами, строительство многих
русских монастырей, формирование первого
свода законов Древнерусского государства
— «Русская Правда».

Киевская
Русь в домонгольское время превратилась
в страну высокоразвитой культуры. Уже
в XIIв. она достигла уровня передовых
стран Европы и насчитывала два столетия
своей государственности. Складывается
общность древнерусского народа,
вырабатываются литературный язык и
общая культура, национальное самоощущение
единства своего народа.

В
целом цивилизационное развитие Руси
киевского периода мало отличалось от
развития раннефеодальной Западной
Европы. Их сближали преобладающие
технологии материального производства,
городской характер культуры, общность
ценностных ориентации. Однако православный
характер русского христианства и его
тесные экономические, политические и
культурные связи с Византией определили
специфические особенности цивилизации
Древней Руси.

Смыслы и ценности русской культуры как основы менталитета народа, его национально-гражданского сознания и мировоззрения

Егорычев Александр Михайлович,
доктор философских наук, профессор,
Российский государственный социальный университет,
Россия

Главный научный сотрудник,
Институт демографических исследований РАН,
Москва, Россия

Русский народ прошел трудный, многотысячелетний путь своего рождения, становления и развития, создал великую русскую культуру, наполнил ее духовными смыслами и ценности, сформировали их национальный характер, выработали свою философию жизни.

Философия жизни русского человека предполагала социальную модель, где человек, природа и общество выступали как единое органическое целое, позволяющее не только выживать и удовлетворять всевозможные жизненные потребности, но и создавать условия для осознания своего истинного места в окружающем и созданном им социальном мире его можно рассматривать как органическое единство образов, идеалов, смыслов и ценностей, сложившихся в его массовом сознании на протяжении многих веков развития и становления российского общества и государства. Компоненты жизненной философии:

а) Философия как образ жизни русского народа. Он предполагает понимание сути и сути менталитета русского (российского) народа, его культуры, непосредственного исторического опыта его жизни, сложных мировоззренческих установок, смыслов и ценностей, определивших его выживание, становление и развитие на многие тысячелетия.

б) Отечественная философия как идеология российского государства и общества. Основные черты традиционной русской философии имеют современное идейное выражение и значение, поскольку историческая социальная память народа является участником идейного сознания русского народа, всего российского общества, формы и направления его жизни и развития.

в) Ценностями русской культуры и философии жизнеосуществления ее народа являются многотысячелетний опыт жизни людей, сложившаяся система отношений человека к природе, обществу, Вселенной, Богу, человеку этнические принципы реализации жизни, представления о добре и зле, справедливости, счастье, жизни и смерти.

В 1832 году было «официально» провозглашено – основы российского государственного устройства состоят из трех элементов: Православие, Самодержавие и Народность. Утвержденный «девиз» России явился непосредственным выражением русского самосознания, исторической ментальности русского народа, философии его жизненного воплощения, стал естественным направлением развития российского государства, общества и его народа.

Три исторических периода определяют эволюцию развития русской культуры (ее смыслов и ценностей), философии устройства жизни русского народа:

– Древняя Русь (время до РХ – IX век от РХ) – период характеризуется зарождением одной из важнейших ее ценностей у русского (русского) народа – «общины», которая является первой базовой основой организации жизни русского народа, выражающейся в его психических качествах (доброте, добровольчество, доброта, сострадание, милосердие, трудолюбие, взаимопомощь, терпение, жертвенность Через повседневное проявление указанных качеств русский человек проявлял свою духовность, формировал основы будущей сакральной ценности, вечной во времени и пространстве – «Святой Россия»

– Православная Русь-Россия (IX век от РХ – начало XXI века) – период характеризуется мощным духовным окормлением русского народа, что напрямую связано с деятельностью Русской Православной Церкви, которая несли духовное слово «любовь к ближнему», показывали пример безвозмездной помощи и духовной поддержки всем, кто в ней нуждался. Именно православие полностью оформило народное мировоззрение в принятие идеала «Святой Руси» — как символа единой России, земной и небесной. В результате этого сформировалось понятие «трезвость».

– Советская Россия (1917-1991 гг. ХХ в.) – период строительства социализма. Идеология социалистического общества также основывалась на принципах коммунизма, добровольчества и единства, выработанных всей историей Русского мира. Отрицая религию, Советская власть, тем не менее, закладывала основы формирования личности новых граждан страны на основе духовно-нравственных принципов воспитания, принципов братского единства, коллективного труда и добровольчества.

Верная любовь к своей Земле, уважение к старшему поколению, любовь к детям, семье, общине (обществу), уважение к традициям и нравам своего и других народов, православная вера являются непременным условием общественного развития и формирования Русский человек. Это условие было продиктовано главной исторической миссией русской цивилизации – сохранением нации и Российского государства.

Община – выступает сакральной смысловой и духовной основой, направляющей построение Русского мира, поддерживающей каждого человека в его жизненных ориентирах, организующей его для формирования справедливого общества (мира).  

Святая Русь есть Русская Земля, избранная Богом для спасения и просвещенная христианской верой, она не отличается географией, не государственностью и не этничностью, а, прежде всего, Православием. Собор — это свободное духовное единение русских людей как в церковной жизни, так и в мирском общении, их общение в братстве и любви.

Эл.0006

Чтобы бесплатно получать Обзор стран Балтийского региона, вы можете зарегистрироваться в списке рассылки.
Обзор выходит 4-6 раз в год.

Культура России. Ключевые понятия — Атлас культуры

  • Щедрость
  • Товарищество
  • Сила
  • Осторожность
  • Интеллект
  • Защита
  • Взаимозависимость
  • Блат

Российская Федерация является самой большой страной в мире, охватывающей 11 часовых поясов и множество различных географических зон. Огромная страна содержит в себе невероятное разнообразие людей, верований, ценностей и образов жизни. Эти различия особенно заметны между различными регионами и Россией. Большинство россиян проживает в развитых и промышленно развитых центрах, при этом, по оценкам, 74% населения проживает в городских районах или городах. 1 Однако в сельских городах и деревнях также проживает большое количество людей. Из-за огромных размеров страны и долгой и сложной истории любое краткое описание России рискует чрезмерно упростить культуру. Хотя последующие описания не претендуют на то, чтобы отражать каждого россиянина, существуют общие темы и принципы, которые способствуют ценностям, отношениям, убеждениям и доминирующему обществу. Вообще говоря, щедрость, стойкость и сила, как правило, являются общими чертами русского характера по всей стране.

Контекст текущих взглядов

Доминирующее и мощное положение России в мировой политике означает, что мнения о стране и ее людях часто формируются до того, как они столкнутся с ними. Для австралийцев русскую культуру обычно объясняют через призму Запада, который видит в ней противоборствующую силу. Такие описания обычно неверно понимают историю страны и мотивирующие факторы с российской точки зрения. Столкнувшись с этими предположениями жителей Запада, русские регулярно оказываются в ситуации, когда они преданно защищают свою страну, что в некоторой степени подтверждает представление о них как о воинственных людях. Взаимодействие с русскими, вероятно, будет более гладким, если вы потратите время на то, чтобы понять и оценить контекст с российской точки зрения. Лучше не критиковать Россию или президента Владимира Путина; в то время как русский может согласиться с некоторыми аспектами вашего аргумента, комментарии могут восприниматься как очередная иностранная критика и быть нежелательными.

Русские, как правило, имеют очень тесную эмоциональную связь со своей историей, поскольку их недавнее прошлое сыграло неотъемлемую роль в формировании их нации и общества сегодня. Чтобы понять русских людей, нужно понимать, что они фактически пережили две революции, две мировые войны и гражданскую войну в ХХ веке. В последние десятилетия они также пережили значительные социально-экономические и политические потрясения. Системный социально-экономический кризис 1990-х годов привел к обнищанию многих и повлиял на образ жизни людей, а также на их взгляды на будущее. Чувство меланхолии и ностальгии может стать заметным в разговорах, когда русские обсуждают прошлое (или неохотно говорят о нем).

Этническая идентичность и национальное единство

Огромные размеры России являются свидетельством необычайной истории завоеваний. Тем не менее, он также отражает проблемы, с которыми столкнулось его общество, чтобы должным образом обеспечить и объединить такую ​​разросшуюся и разнообразную группу людей. По данным переписи 2010 года, в пределах России проживает около 200 различных групп и национальностей. 2 Хотя большинство людей славяне, многие другие имеют тюркские и монгольские корни. Татары, украинцы, башкиры, чуваши и чеченцы являются одними из крупнейших меньшинств.

Многие представители меньшинств по-прежнему сохраняют свою самобытность и культурные традиции. Они могут говорить на языках или следовать религиям/обычаям, характерным для их народа. меньшинства также часто больше, демонстрируя сильную лояльность и гордость за свою группу. В некоторых случаях люди могут быть более лояльны к своей идентичности, чем к российской. Однако это обычно не относится к русским ( русских ), которые составляют большинство населения (77,7% по данным на 2010 г.). Как правило, они считают себя «100%» русскими ( россиянин ) и могут просто определить себя по региону своего рождения.

Национализм, солидарность и культурная идентичность, разделяемые столь разными русскими, очень сложны и обычно резюмируются метафорами. Иногда русские возвращаются к тому, чтобы просто оставить этот факт без объяснения, цитируя известного поэта, который сказал: «Умом Россию не понять… в нее можно только верить». 3 Другие могут относиться к идее и символике общей русской «души» ( душа ). Этим и объясняется душа как соединение сердца, ума и культуры, объединяющая точка, делающая русских единым «народом» ( narod ), несмотря на их различия.

Душу России обычно называют сострадательной и щедрой. Это также иногда связано с языком страны или наследием в литературе, танце, театре, музыке и философии, поскольку Россия имеет богатую историю вклада в искусство. Тем не менее, русские, возможно, имеют больше общего в своей коллективной истории и опыте побед и поражений. Говорят, что души людей открываются друг другу через совместное страдание и радость. Таким образом, страдания можно терпеть до тех пор, пока люди видят, что они разделяют их.

Первые впечатления и общение

Русские могут показаться довольно серьезными или суровыми при первой встрече с незнакомыми людьми. Обычно они улыбаются и мало проявляют эмоций на публике. В основном это связано с тем, что формальное поведение означает уважение, особенно при общении с незнакомцами или с теми, кто старше или имеет более высокий социальный статус. Таким образом, публичное поведение обычно сдержанно, а открытые жалобы или гнев встречаются редко. Люди также обычно прилагают значительные усилия к своему внешнему виду всякий раз, когда покидают уединение своего дома, представляя себя очень стильно каждый раз, когда у них может быть потенциальное взаимодействие.

После первого знакомства русские, скорее всего, станут более случайными. Они часто очень честны в своих мнениях и стремятся сделать их известными. Русские также могут быть довольно смелыми, обращаясь к другим, из-за чего они могут казаться иностранцам очень напористыми. Например, они могут попросить присоединиться к столу с незнакомыми людьми вместо того, чтобы обедать в одиночестве, дать совет тому, кто об этом не просил, или попросить об услуге. Русские склонны отдавать предпочтение людям, похожим на них.

Партикуляризм и правила

Россия — это общество, в котором личные отношения важнее правил, а личности ценятся за их уникальную личную значимость. Члены обществ имеют культурную тенденцию доверять всем, кого они знают, на основе знакомства. Между тем, они могут проявлять ограниченное доверие к незнакомцам, пока не сформируют личные отношения. Это означает, что русские часто имеют сильное принуждение пытаться установить личные отношения с незнакомцами, чтобы построить знакомство и, таким образом, доверие в любой социальной среде — будь то частная или профессиональная. Демонстрация товарищества и готовности нарушать правила для кого-то укрепляет доверие и укрепляет дружбу. Считается, что быть слишком холодным, совестливым или законопослушным — это «сухо» (9).0034 sukhovatv ) и быть совершенно сухим ( sukhar ) означает вообще не иметь человеческого прикосновения.

Поскольку личные отношения часто считаются более важными, чем правила, они иногда интерпретируются скорее как рекомендации, особенно когда необходимы исключения для друзей или семьи. Положения и планы имеют ограниченную силу в России. Хотя люди ценят правила и графики, реальность такова, что они могут не работать или могут быть изменены при непредсказуемых обстоятельствах. Это отношение отражено в поговорке о светофорах: «Зеленый цвет для всех. Красный для меня». Этот образ мышления рассматривает себя как «исключение» из правил; сигнал для всех остальных, чтобы остановиться, по-прежнему возможность идти. Он отражает внутригрупповой менталитет русской культуры, а также легкое пренебрежение к закону и порядку.

Взаимозависимость и «блат»

Семья и близкие друзья играют важную роль в жизни россиян, отражая природу культуры. Обширные социальные сети имеют решающее значение для достижения цели. Под обещание дружбы люди оказывают друг другу услуги, от старых школьных друзей до бывших соседей. Некоторые примеры включают помощь человеку в представлении, получении информации, доступе к полномочиям или перемещении по домену . Эта личная сеть известна как « blat 9».0035’ 4 – «благоприятный доступ». Долгосрочные личные отношения играют центральную роль в продвижении групповых интересов и перспектив отдельных лиц, создавая возможности, безопасность и способствуя социальной мобильности. Блат / одолжения также могут быть мотивированы социальной или финансовой выгодой, особенно когда человеку нужны личные связи, чтобы преодолеть бюрократию. Например, если родитель хочет, чтобы его ребенок поступил в хороший университет, и он знает кого-то из членов правления, он может попросить об одолжении «ради старой дружбы», а также сделать «подарок» этому человеку за его проблемы.

Хотя это и полезно, дружба в России преследуется не только ради того, что люди могут от нее получить; большинство из них глубоко личные, аутентичные и доверчивые. Преемственность этих дружеских отношений видна в том, что люди не ожидают немедленного взаимного одолжения. Вместо этого ответная услуга обычно оказывается в более позднее время (возможно, даже годы спустя), когда это действительно необходимо. На вопрос, хотят ли они что-то взамен, можно сказать: «Мы люди одного круга. Мы сведем счеты позже». В конечном счете, хотя это может происходить как в частном, так и в профессиональном контексте, динамика блата в социальных сетях носит очень личный характер.

Во многом это было вызвано необходимостью, так как нельзя всегда рассчитывать на поддержку правительства. Однако это также связано с давней ментальностью выживания в русской культуре. Эти обмены обычно происходят, потому что они жизненно важны или связаны с безнадежным делом. Степень, в которой люди полагаются друг на друга, значительно различается в зависимости от того, где они живут, их благосостояния и возраста. Как правило, изолированные деревни или города в сельской местности больше, поскольку они могут не иметь доступа к определенным положениям. В некоторых городах весь район может активно участвовать в коллективном решении повседневных проблем. Великодушие и дух товарищества остались сильными чертами русского характера даже после того, как страну охватил экономический кризис. Многие в трудных финансовых обстоятельствах по-прежнему будут стараться помочь окружающим тем, что они могут себе позволить, несмотря на то, что им придется больше думать о своих неотложных потребностях.

Статус и смирение

Власть в России сильно централизована, и существует большая разница в ресурсах между теми, кто обладает властью, и людьми, которые от них зависят. Эти различия во власти привели к усилению внимания к символам статуса. Таким образом, люди из более низкого социально-экономического уровня часто экономят на покупке предметов роскоши (таких как технологии, одежда или автомобили), чтобы продемонстрировать признаки успеха. Однако, несмотря на такое внимание к внешности, в обществе в целом нет очевидных классовых различий. Как правило, единственным социальным идентификатором, который может каким-то образом указать на богатство или статус человека, является его место рождения.

Скромность необходима для общения в России. Ожидается, что люди будут преуменьшать личные достижения, вклад и способности и говорить скромно (поскольку большинство выживает при скромном уровне жизни). Исключение составляют случаи, когда речь идет о собственном ребенке, и в этом случае социально уместно хвастаться успехами ребенка. Однако, как правило, люди проявляют смирение, чтобы избежать зависти или злорадства по отношению к тем, кто борется. Русские, оказавшиеся в счастливых обстоятельствах, обычно преуменьшают свое богатство или благополучие. Например, ответ на вопрос «Как дела?» может быть «нормальным» или «так себе», даже когда все в лучшем виде. Это также может помочь избежать негативных мнений в России, поскольку все еще существует культурная тенденция несколько возмущаться успехом других и, возможно, относиться к нему скептически. Иногда предполагается, что те, кто богат в одиночку, заработали свои деньги мошенническим путем.

Уязвимость и нестабильность

История и география России, похоже, подтверждают представление о том, что ее народ всегда находился в состоянии обороны, будь то из-за уязвимости перед лицом холода или вторжения. Например, в стране очень мало естественных защитных сооружений (например, горных хребтов), которые могли бы защитить ее от нападения. Это означает, что его история завоеваний и экспансий рассматривалась русским народом как необходимая защита от вторжения.

Постоянное чувство уязвимости и неуверенности сохраняется и из-за других политических ситуаций. С распадом Советского Союза в 1990-х годах в стране произошли полные системные потрясения, которые привели к обнищанию многих. Такие фундаментальные изменения, последовавшие за эпохой коммунизма (когда люди жили в последовательных и предсказуемых условиях всю свою жизнь), глубоко потрясли российское общество. Переход к конкурентной рыночной экономике для некоторых был очень сложным, особенно для жителей деревень и городов. Сегодня многие россияне, которые могут зарабатывать достаточно, чтобы удовлетворить свои потребности, по-прежнему чувствуют себя глубоко незащищенными и имеют сниженное чувство социальной мобильности. По данным Левада-центра, 65% россиян в возрасте от 18 до 24 лет не планируют свою жизнь дальше, чем на два года вперед (2016 г.). В 2015 году 46% респондентов опроса заявили, что не могут планировать свое будущее, потому что не знают, что с ними будет даже в ближайшие несколько месяцев. 5

Осознавая опасные ситуации, в которых русские исторически сталкивались, можно понять, почему культура так сильно избегает неопределенности. 6 Россияне очень ценят стабильность и безопасность. Как сказал Герт Хофстеде, «[они] чувствуют большую угрозу из-за неоднозначных ситуаций», и это отношение подтверждается их недавней историей. Людям более комфортно с гарантированной стабильностью, и они склонны подходить к ситуациям со скептицизмом и осторожностью, а не рисковать. В конечном счете, культура имеет тенденцию быть консервативной и особенно неохотно относится к изменениям.

Изменения с 1990-х годов

Русская культура традиционно скромна и инклюзивна; однако за последние 10 лет наблюдается заметный рост и . Это наиболее заметно в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Как правило, основное стремление россиян во всех демографических группах состоит в том, чтобы обеспечить стабильную работу и будущее, чтобы их дети были более преуспевающими и успешными, чем они сами.

Культурные сдвиги в сторону было легче принять образованному и урбанизированному населению, и многие люди наслаждаются новообретенным успехом в многочисленном среднем классе. У тех, кто вырос в постсоциалистический период, отношение часто отличается от взглядов россиян, живших в советское время. Этот разрыв между поколениями обычно проявляется в тенденции к оптимизму среди молодых поколений. Они часто больше надеются на будущее и гибко подходят к использованию иностранных подходов. Многие молодые люди становятся нетерпимыми к общественному консерватизму и национализму. Это контрастирует с некоторыми представителями старшего поколения, которые изо всех сил пытались приспособиться и в целом придерживались более пессимистичных и перспективных взглядов. Пережив время, когда государство отвечало за них и определяло их благополучие, они могут почувствовать снижение чувства контроля над своей жизнью и смириться с мыслью, что она не в их руках.

Наконец, важно понимать, что некоторые россияне могут рассматривать трудности, пережитые в 1990-е годы, как более опасные для общества, чем коммунистический режим. Советский Союз часто ассоциируется со стабильностью. Пожилые россияне могут испытывать ностальгию по более простым и предсказуемым временам, когда они были молоды, тогда как на более молодых россиян может влиять популярная национальная риторика, прославляющая коммунистическую эпоху и подчеркивающая победы России и статус мировой сверхдержавы того времени. В то время как каждая российская семья, вероятно, имеет свое личное мнение и истории о том, какой на самом деле была жизнь при коммунизме, эти личные анекдоты теперь сочетаются с их собственными рассказами о трудностях «переживания 99-х годов».0 с». Действительно, этот недавний опыт больше соответствует нынешним отношениям; для молодых россиян советские времена имеют мало контекста вне истории и личных историй их собственной семьи.

_________________________

1 Центральное разведывательное агентство, 2020

2 Центральное разведывательное агентство, 2020

3 Fyodor Tyatchev, 1866

4 «Blat».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы