Они любить умеют только мертвых: У нас любить умеют только мертвых
Содержание
«Они любить умеют только мертвых»
Прошлое занимает все больше места в сознании России, история становится главным актуальным событием. Министр культуры называет мразями тех, кто ставит под сомнение легенду о 28 панфиловцах, а в ответ на публикацию списков сотрудников НКВД 30-х годов «Мемориал» обвиняют в «репрессиях». А впереди 2017 год с его столетним юбилеем революции.
Любовь к погибшим принимает в России удивительные формы. В канун 9 мая реклама стрип-клубов украшается «георгиевскими» лентами и патриотическими символами, крошечных детей наряжают в военную форму, а задние стекла иномарок украшают символические изображения полового акта с надписью: «Можем повторить».
Весной, после появления законодательной инициативы наделить в России правом голоса погибших во время Великой Отечественной – через их родственников (т. н. «закон мертвецов») – культуролог и философ Михаил Эпштейн написал текст «Некрократия», в котором говорил об одержимости смертью, охватившей Россию, и даже ввел для нее (в другом своем тексте) термин «танатализация» (Танатос – олицетворение смерти в Древней Греции).
С этим трудно спорить. На главной площади страны по-прежнему кладбище, на главных телеканалах – радиоактивный пепел, а паблик «Русская смерть» насчитывает сотни тысяч подписчиков. Однако Радио Свобода в надежде на витализацию общественного сознания при приближении самого жизнеутверждающего и человечного из российских праздников – Нового года – решило выяснить у Михаила Эпштейна, не отступила ли «танатализация» от России:
С детства изучают науку умирать
– Это не то, что меняется в течение месяцев, и даже масштаб лет для такого процесса мал: он измеряется столетиями. В моей книге «Великая Совь», написанной еще в 1980-е годы, изображается северное племя, которое почитает сов, ведет полуночный образ жизни; там все обратно по отношению к странам полудня. У жителей Сови – зачарованное и даже любовное отношение к смерти, они видят в ней манящую глубину, они с детства изучают науку умирать. Их лозунг: «Будь солдатом, все равно умрешь», – так они мобилизуют своих воинов. У них чрезвычайно развито искусство активной археологии, то есть закапывается все живое, а потом, раскапывая это уже в виде мертвого, народ начинает ему поклоняться, что, конечно, перекликается с известной пушкинской фразой: «Они любить умеют только мертвых».
Смерть – праздник души
– То есть это инструмент исследования не современной России, а ее вековой истории?
– Да, но в последнее время танатализация идет по нарастающей: с каждым Днем победы все отчетливее его превращение в праздник смерти, праздник воинства, отдающего свою жизнь за то, чтобы потомки, в свою очередь, могли отдать жизнь за то же самое, за «верность заветам». Ради чего? Смерть ради смерти? Если в советское время прославлялся бой «ради жизни на земле», то сейчас война начинает выступать как самоцель, а смерть – как праздник души. Многое можно было бы сказать о российском танатосе. Петр Чаадаев подписывал свои философические письма «Некрополис», имея в виду родную Москву как «город смерти».
Возжаждал смертельной битвы
– Хочется относиться к слову как к чему-то ключевому, что гораздо глубже, чем дела, говорит о сути явлений. Но здесь есть какая-то фальшь. Я вспоминаю детские годы в Советском Союзе: все боялись ядерной войны, и страху смерти сопутствовала риторика бессмертия. Сейчас, кажется, страх смерти в России отсутствует, никто не боится ядерной войны. В каком-то смысле явление развернулось. Можно с помощью анализа языка выяснить, какие изменения произошли в России по сравнению с состоянием 30–40-летней давности?
– Язык становится все более агрессивным, нацеленным на проклятие и уничтожение, даже у первых лиц: от «мочить в сортире» до «дебилы, б…» Язык, прежде всего в своей матерной, бранной разновидности, включается в культ смерти. Вы сами заметили, что ядерная война – это уже не страшно. Если в позднесоветские годы популярна была песня на слова Евтушенко «Хотят ли русские войны», то теперь многие с радостью скажут: да, хотят войны, мы хотим войны. Вопрос в том, почему народ, в последние 15 лет вкусивший более-менее спокойной, зажиточной жизни, вдруг возжаждал смертельной битвы, в которой ему не выжить, как, впрочем, и другим народам, если речь идет о ядерной войне.
Победа ничего не принесет, нужна месть, чтобы другие не смели жить свободнее
Есть такой не слишком замечательный фильм «Сталинград» Федора Бондарчука, там один немецкий офицер произносит о русских: “Загадочный народ… Вы сражаетесь не ради победы, а ради мести”. К сегодняшнему военному психозу это относится больше, чем к Великой Отечественной, когда все-таки сражались в основном за победу. Это значило: если мы победим, то построим другой, высший порядок жизни. Была вера, что будущее в наших руках. А сейчас непонятно, для чего побеждать и что мы можем дать миру, даже его завоевав. Уже видно: когда побеждает Россия, в покоренных странах все приходит в упадок, в запустение. Всюду дух мертвящего гнета, все живое оказывается под подозрением. Выходит, победа ничего не принесет и никаких проблем не решит, а нужна месть, чтобы другие не смели жить ярче, свободнее нас. Смысл не в том, чтобы победить, а в том, чтобы погрузить во мрак весь этот праздничный, нарядный, богатый, жизнелюбивый и бесконечно чуждый западный мир. Мы готовы уйти в небытие, но при этом все равно заберем вас с собой, даже если вы разрушите нашу страну… Об этой системе автоматической мести «мертвая рука» любят говорить российские записные публицисты в зомбоящике. Труднообъяснимый комплекс нелюбви к жизни, недоверия к жизни, непонимания жизни.
Все растворяется в вонючей смертной жиже
– Россия продолжает быть Великой Совью?
– Я бы сказал, что это следующая стадия. У советского человека еще были наивные убеждения в правоте своей веры в будущее, в то, что мы построим, победим, воплотим мечты человечества. Сейчас это футуристическое, оптимистическое, конструктивное измерение советской утопии – пусть оно и было пропагандистским – вообще закрылось. Об этом другая моя, только что изданная книга «От совка к бобку. Политика на грани гротеска». «Бобок» – так называется рассказ Достоевского, где действие происходит на кладбище. Еще не совсем разложившиеся мертвецы рассказывают о своей жизни – о самом мерзком, чего они раньше стыдились. «Бобок» – бессмысленный звук, издаваемый обитателями кладбища, как будто лопается пузырь. Все растворяется в вонючей смертной жиже, люди духовно обнажаются, исчезает разница между одетым и голым. Это страшное состояние последних пузырей, оставляемых уходящими в топь, в небытие.
Лестница, ведущая к монументу «Родина-мать зовет!», на Мамаевом кургане, 2015 год
Не нужна кровавая хирургия, операции над обществом, достаточно повернуть хрусталик глаза, чтобы он не отличал факта от фикции
– Когда вы говорите, что люди готовы умереть, лишь бы отомстить, вам не кажется это преувеличением, не кажется, что как раз вот тут слова потеряли всякий смысл? Сейчас Мединский восхваляет фильм «28 панфиловцев» и подводит основу: важно то, что важно для национальной истории, а факты не важны. Не означает ли это, что из таких аргументы официально удален смысл, это использование красивых слов независимо от того, что стоит за ними. Не значит ли это, что они звучат в последний раз, что больше их нельзя будет произнести никогда, в следующий раз люди просто рассмеются. Таким образом, русский народ похоронит все свои скелеты, морок спадет, и это станет просто делом историков – помнить, что был такой миф.
– Да, происходит страшная девальвация слова и смысла. Это связано с развитием новейших технологий – сетевых, электронных, – и с постмодернистской тематикой: якобы нет оригинала, а есть только симулякр. Но из любой философии можно сделать оружие смерти, посмотрите, что сталось с марксизмом в России, а затем по ее почину – и в огромной части мира. Вот и постмодернизм – философия неистощимого многообразия стилей и культур – стала служить оправданию любой лжи и бреда. Конечно, никто из западных постмодернистов не предполагал, что эта теория окажется таким мощным пропагандистским оружием. И теперь легко будет вместо идеологии, которая настаивала на правоте определенных идей, построить некую видеологию, то есть царство видимостей, где даже уже не нужна кровавая хирургия, не нужны болезненные операции над обществом, достаточно просто повернуть хрусталик глаза, чтобы он не отличал факта от фикции. Симулякры вытеснили уважение к реальности. На самом деле постмодерн стремился к совершенно другому: он хотел создания такого общества, где к каждому субъекту, к каждой этнической или культурной группе применялась бы их собственная мера, где не было бы всеохватывающих и всеобязательных нарративов, где признавалась бы кардинальная разница между интеллектами, стилями, эпохами, где царил бы плюрализм, разнообразие живого. В России, где сначала резко отталкивались от постмодерна, обличали его как «западный плюрализм», вдруг необыкновенно ловко стали им пользоваться – но в совершенно других целях, не всеразличия, а всесмешения. Ах, если все симулякр, давайте откажемся от различия правды и лжи, от различия науки и пропаганды, истории и мифа.
Силы танатоса начинают одерживать верх над силами эроса
– Из того, что вы говорите, можно делать какие-то прогнозы на будущее? Вы говорите, что «Великая Совь» актуальна сейчас. Но она была написана в позднесоветское время, тогда в системе ничего живого не осталось, и она взяла и развалилась.
– Не хочу быть плохим пророком, то есть ошибиться. И боюсь быть хорошим пророком, то есть угадать. Если мы разложим историческую траекторию развития страны на составляющие, то увидим, что окончание 1980-х и 1990-е годы – это был период надежды. Казалось, что морок имеет свой конец: вот перевернется вся эта система, и мы окажемся на солнечной стороне истории, в здоровой стране, которая начнет заниматься не расширением своей внутренней пустоты на другие территории, а конструктивным, созидательным заполнением своих больших пробелов. Какая-то последняя надежда была еще жива. Но силы танатоса, пользуясь фрейдовской терминологией, начинают одерживать верх над силами эроса. Любовь к жизни так и не зародилась в масштабе всего общества – любовь к заполнению внутренней пустоты чем-то позитивным: городами, деревнями, дорогами, заводами, открытиями, изобретениями. Не случилось, не сработало. И только когда раздались воинственные кличи – “на Киев”, “на Европу”, “на Америку” и так далее, – тогда почувствовался какой-то эмоциональный заряд, интерес к тому, чтобы дальше расширять это пространство, внутри себя достаточно разреженное. Россия – одна из самых малонаселенных стран, а Сибирь – вообще наименее обитаемое место на Земле. И всюду, куда приходит это пространство, будь то Абхазия или Восточная Украина, занятые места оказываются столь же призрачными, выморочными! Ничто там не радуется жизни, все приходит в запустение. Так же было, когда Советский Союз раздвигал свои пределы на Запад, на Прибалтику, на Восточную Европу. Наверно, теперь уже обозначились последние границы возможной экспансии таких просторов, иначе они не вынесут центробежной тяги и сами взорвутся от разрывающей их пустоты. Это мое сугубо субъективное мнение, которое я никому не навязываю.
Государство упорно уничтожало своих подданных, питаясь их же энтузиазмом
– А я как раз пытаюсь выяснить ваше субъективное мнение. Когда мы обсуждаем 9 мая – это день поминовения миллионов людей, погибших во время войны, он естественным образом связан со смертью. Сейчас близится Новый год, для русского народа это настоящий народный праздник, люди радуются. И мне кажется, это пространство вполне наполняется жизнью. Так же, как и многие годы назад, когда вся страна смотрела «Иронию судьбы», ела салаты – это же вполне ощущение радости жизни. Вы не преувеличиваете тягу к смерти?
– Люди везде остаются людьми, у всех есть свои радости и надежды, своя частная, семейная, творческая, любовная жизнь, и слава Богу. Но существуют еще огромные геополитические тела, которые называются государствами, и у них своя судьба. Самое трагическое в том, что хорошие, одаренные люди оказываются вброшенными в государственное пространство, которое сводит на нет их дары и стремления, рассеивает их энергию. Неужели Россия обречена быть Рассеей, силой рассеяния, а не собирания творческой энергии? На протяжении последнего столетия государство упорно уничтожало своих подданных, питаясь их же энтузиазмом, их верой и надеждой, превращая все в труху, а их самих – в трупы. Вряд ли какое-либо другое государство уничтожило так много людей по всему миру, если учитывать его ответственность за создание коммунистических режимов в других странах. И вот морок, который, казалось, был навсегда развеян чудесной, мирной революцией конца 1980-х – начала 1990-х годов, опять навалился на страну, особенно в последние три года.
Сужение в «Новую Московию», азиатскую страну
Государство опять трубит в свою трубу, опять слышен топот этого «мамонтейшего мамонта», как описывает Замятин государство в пореволюционном рассказе «Пещера». Опять доисторические времена, опять архаика. Тогда – тотальный отказ от прошлого, «мы наш, мы новый мир построим». Сейчас – тотальный отказ от будущего, все лучшее в прошлом, туда обращена острейшая ностальгия, не только в XIX, XVIII веках, но и в допетровскую Русь: закрыть окно в Европу. Вместо чаемого географического расширения в «Новороссию» получается историческое сужение в «Новую Московию», азиатскую страну, отгородившуюся от мира, как в XVI–XVII вв. Появление этой «Новомосковии», то есть изоляция, автаркия – и есть проявление инстинкта смерти: страна забивается в свою историческую утробу. Такую «обратную» биологию общественного организма – стремление свернуться в эмбрион – глубоко раскрыл Платонов в «Котловане» и «Чевенгуре», а еще раньше – Гоголь в «Мертвых душах», Чехов в «Человеке в футляре». Это тема смерти, футлярности, пещерности, общей могилы. Народ копает котлован, чтобы себя в нем похоронить. Притом что люди – живые, теплые, но они упорно выбирают себе государство, которое становится их котлованом.
Военнослужащие на церемонии открытия мемориала о советских военнопленных
Три смерти, которые необходимо преодолеть России, чтобы выжить
– Это неутешительно.
– Радоваться, конечно, нечему, и не стоит устраивать плясок на могиле. Мне страшно, потому что это моя культура, мой язык, большая часть моей жизни, да и теперешняя жизнь, поскольку я не просто изучаю русскую культуру, я в ней нахожусь по своим интересам, мыслям, возможностям. Очень больно, когда люди – осколки этой культуры, разбросанные по всему миру, – пытаются ее спасти, а сама она под тяжестью государства идет ко дну. Об этом еще Мережковский замечательно писал: есть три смерти, которые необходимо преодолеть России, чтобы выжить. Это сила мертвого, механического, деспотического государства; косность омертвевшей церковной иерархии, ставшей частью государства и утратившей связь с жизнью духа; и власть тьмы, народного невежества, покорности, забитости, рабства. Крайне был пессимистический взгляд накануне революции 1917 года. Но у Мережковского все-таки прорывалась надежда на эсхатологическую революцию, на революцию духа. Кончилось все это октябрем 1917 года, Лениным и Сталиным.
Ненависть обращена практически на весь живой мир
– Если следовать теории Паперного о цикличности культур, сейчас время очень иерархичной культуры-2, и снова популярны имена именно тех, кто олицетворяет собой иерархические структуры: Петр Первый, Иван Грозный, да и Сталин, и прошлое является предметом деятельного интереса. Противоположная культура-1 устремлена в будущее, и сто лет назад футуристы, авангардисты, которые начинали культурную революцию, были убеждены, что именно она привела к революции социальной. Сейчас культура в России способна дать стране дыхание обновления?
– Хочется на это надеяться. Я высоко ценю русскую культуру прошедших десятилетий. С 60-х годов ХХ века она непрерывно рождает сильные, плодоносные явления, которые еще недооценены. Я бы сказал, что с «оттепели» начался какой-то новый золотой век в русской культуре. Но, к сожалению, новый культурный взрыв, как и тот взрыв, который был в начале ХХ века, то есть Серебряный век, – питается гниением общественного организма. Это энергия распада, завершения цивилизационного цикла. Блок ясно различал облик своей Музы: «Есть в напевах твоих сокровенных роковая о гибели весть». Вот такой парадокс этих культурных цветений. Если же говорить об авангардистах и их любви к будущему, то они либо сами оказались похоронены в результате революции, либо стали хоронить других. К сожалению, этот порыв в будущее обернулся новыми гекатомбами, новым нагромождением жертв и смертей. Там, где культура становится инструментом государственной политики, она сама мертвеет и превращается в идеологию, пропаганду. Культура на службе государства – это еще страшнее, чем простодушное бескультурье. И сейчас это видно на примере госпропаганды, в которой нет ни искорки светлой радости, никакого просвета в будущее. Единственное, что она может вызвать, – это панфобию, более всеобъемлющую и разрушительную, чем в советские годы, когда у ненависти был точечный адресат: то была классовая ненависть, партийная ненависть. А сейчас ненависть обращена практически на весь живой мир, на все страны, на все, что свободно дышит и развивается. Трудно представить, чтобы в огромной стране все в такой степени было зациклено на прошлом, на копании в гробах. Конечно, нужно хранить память о войне, о погибших, но при этом жить так, чтобы смысл их жизни восходил на новую ступень: готовить полеты на Марс, проводить эксперименты в физике и биологии, получать Нобелевские премии, прорываться к новым высотам технологий, рождать детей и воспитывать их в открытости будущему. В России крайне ослаблена эта составляющая больших цивилизационных дерзаний. Если мы отворачиваемся от будущего, будущее отворачивается от нас.
У нас любить умеют только мертвых. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
У нас любить умеют только мертвых. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
ВикиЧтение
Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
Серов Вадим Васильевич
Содержание
У нас любить умеют только мертвых
Первоисточник — трагедия «Борис Годунов» (1825) Л. С Пушкина (1799—1837), монолог царя Бориса (сцена «Царские палаты»):
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
Аналог фразы Умерщвляют живых, чтобы почтить мертвых.
МЕРТВЫЕ УМЕЮТ ХОДИТЬ
МЕРТВЫЕ УМЕЮТ ХОДИТЬ
Смешение африканских религий с европейским католицизмом сформировало на Гаити своеобразную спиритическую религию, так называемый культ вуду. Боги культа лоа наделяют жрецов особой силой, с помощью которой те способны оживлять мертвых и создавать
Как далеко умеют летать летучие драконы?
Как далеко умеют летать летучие драконы?
Летучий дракон (Draco Volans) – небольшая ящерица, обитающая в тропических лесах Филиппин, Малайзии, Индонезии и Южной Индии. Получила свое название за необычную для пресмыкающихся способность к планирующему полету. Способность эту
Умеют ли змеи летать?
Умеют ли змеи летать?
Конечно, «рожденный ползать летать не может». Однако в Южной Азии живут так называемые древесные, или летающие, змеи (Chrysopelea). Они предпочитают спускаться с деревьев (с высоты 15–20 метров), планируя по воздуху. Во время прыжка змея сплющивает тело в
Какие домики умеют строить осы?
Какие домики умеют строить осы?
Если вы думаете, что осы живут просто на улице, то ошибаетесь. Они живут в своих домиках, которые умеют строить не хуже, чем люди.Осы принадлежат к тому же семейству, что пчелы и муравьи, а вы знаете, что и те и другие – умелые архитекторы и
ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ
ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ
Ленинградская команда «Время любить» собралась при очень смешных обстоятельствах — молодым людям хотелось получать бесплатные билеты на рок-концерты Ленинградского рок-клуба, и для этого они объединились в команду (до этого музыканты часто играли вместе в
Умеют ли животные считать?
Умеют ли животные считать?
Возможно, вам приходилось видеть в цирке дрессированных тюленей, медведей, собак, умеющих решать простые арифметические задачи. Не правда ли, создается впечатление, будто эти животные умеют считать? Однако на самом деле это не так! Просто тюлень
Почему животные не умеют разговаривать?
Почему животные не умеют разговаривать?
Существует веская причина, из-за которой животные не умеют разговаривать «по-человечески», то есть выражать мысли при помощи слов. Большинство разумных действий, совершаемых животными, является результатом унаследованной ими
ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ
ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ
Одни из немногих исполнителей ритм-энд-блюза на музыкальной сцене Питера 80-х и начала 90-х, ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ собрались вместе осенью 1985 года, хотя пути будущих участников группы до этого не раз пересекались в группах второго эшелона, выступавших главным
Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит смотреть вместе в одном направлении
Любить — это не значит смотреть друг на друга. Любить — значит смотреть вместе в одном направлении
Из книги «Земля людей» («Terre des hommes», 1939) французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери (1900—1944). Перевод Норы
Как далеко умеют летать летучие драконы?
Как далеко умеют летать летучие драконы?
Летучий дракон (Draco Volans) – небольшая ящерица, обитающая в тропических лесах Филиппин, Малайзии, Индонезии и Южной Индии. Получила свое название за необычную для пресмыкающихся способность к планирующему полету. Способность эту
Умеют ли змеи летать?
Умеют ли змеи летать?
Конечно, «рожденный ползать летать не может». Однако в Южной Азии живут так называемые древесные, или летающие, змеи (Chrysopelea). Они предпочитают спускаться с деревьев (с высоты 15–20 метров), планируя по воздуху. Во время прыжка змея сплющивает тело в
ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМОЙ
ЛЮБИТЬ И БЫТЬ ЛЮБИМОЙ
В жизни есть лишь одно счастье — любить и быть любимой.
Жорж Санд
Я хочу быть любимой или быть понятой — что одно и то же.
Беттина Арним
Как мало им надо: только чтобы их любили. Как много им надо…
Хенрик Ягодзиньский
Женщина слабее всего, когда
Любить – значит…
Любить – значит…
Любить – видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители. ? Марина Цветаева, русская поэтессаЛюбить – значит вечно тревожиться о другом.? Марсель Ашар, французский драматург*Любить – значит говорить кому-то: ты никогда не умрешь.?
Любить и быть любимым
Любить и быть любимым
Сумма нашей жизни складывается из часов, в которые мы любили.? Вильгельм Буш, немецкий поэт и художник (XIX в.)*Тот, кто любил и был любим хотя бы один день, не вправе сетовать на судьбу.? Паоло Мантегацца, итальянский врач-сексолог и литератор (XIX в.)Тот, кто
Цитаты о том, как справиться с потерей любимого человека
Когда мы столкнулись со смертью наших матерей и отцов, нас переполняли эмоции. Наши друзья сказали такие добрые и вдохновляющие слова, которые действительно помогли нам взять под контроль свои эмоции.
На протяжении многих лет мы собирали цитаты, стихи и молитвы о потере любимого человека, чтобы предложить их другим. Мы хотим включить многие из них здесь для вашего использования.
Используете ли вы эту страницу, чтобы найти нужные слова соболезнования другим или читаете для собственного спокойствия, мы надеемся, что она принесет вам утешение. Вы не одиноки в своем путешествии. В какой-то момент мы все сталкиваемся с потерей близких.
Цитаты о потере любимого человека
«Когда кто-то, кого ты любишь, становится воспоминанием, воспоминание становится сокровищем».
– Неизвестно
«Когда ты скорбишь, снова загляни в свое сердце, и ты увидишь, что воистину ты плачешь о том, что было твоей радостью . »
– Халиль Джебран
«Неспособны умереть любимые. Ибо любовь — это бессмертие».
– Эмили Дикинсон
«Возможно, это не звезды, а скорее просветы на Небесах, через которые изливается и сияет на нас любовь наших потерянных, чтобы сообщить нам, что они счастливы».
– Неизвестно
«Хорошо сказал тот, кто сказал, что могилы — это следы ангелов».
– Генри Уодсворт Лонгфелло
«Мы должны принять боль и сжечь ее как топливо для нашего путешествия».
– Кендзи Миядзава
«Если люди, которых мы любим, украдены у нас, единственный способ сохранить их жизнь — никогда не переставать любить их».
– The Crow , сценарий Джеймса О’Барра, Дэвида Дж. Шоу и Джона Ширли, 1994 г.
«Древние египтяне верили, что после смерти им зададут два вопроса, и их ответы определят, смогут ли они продолжить свое путешествие в загробной жизни. Первый вопрос был: «Принесли ли вы радость?» Второй вопрос: «Нашли ли вы радость?»
– Лео Бускалья
«Любовь сильнее смерти, хотя она и не может остановить смерть, но как бы ни старалась смерть, она не может отделить людей от любви. Это также не может лишить нас воспоминаний. В конце концов, жизнь сильнее смерти».
– Неизвестно
«Жить приятно. Смерть мирная. Это сложный переход».
– Исаак Азимов
Потеря любимого Стихи
Жизнь вечна, а любовь бессмертна,
и смерть лишь горизонт;
и горизонт есть не что иное, как предел нашего зрения.
– Росситер Уортингтон Рэймонд
Если бы слезы могли построить лестницу,
А воспоминания – переулок,
Я бы поднялся прямо на небеса
И вернул бы тебя домой.
– Неизвестно
Наши земные потери всегда небесные приобретения
Хотя наши сердца болят и скорбят от человеческой боли
Факт остается прежним
Что небо обрело больше любви
Чтобы окропить сверху
– Антонио Талберт
Меня здесь нет
Не стой у моей могилы и плачь,
По мне меня нет, я не сплю.
Я тысяча дующих ветров.
Я алмазный блеск снега.
Я солнечный свет на созревшем зерне.
Я нежный осенний дождь.
Когда проснешься утром, тише.
Ибо я стремительный вздымающийся порыв
О тихих птицах в круговом полете.
Я мягкие звезды, сияющие ночью.
Не стой у моей могилы и не плачь.
Меня нет, я не умер.
– Песня/молитва о горе хопи
Кредо после утраты
Мне нужно поговорить о моей утрате.
Мне часто может понадобиться рассказать вам, что произошло –
или спросить вас, почему это произошло.
Каждый раз, когда я обсуждаю свою потерю, я помогаю себе
столкнуться с реальностью смерти моего любимого человека.
Мне нужно знать, что ты заботишься обо мне.
Мне нужно чувствовать твои прикосновения, твои объятия.
Мне нужно, чтобы ты просто был «со мной».
(И мне нужно быть с тобой.)
Мне нужно знать, что ты
веришь в меня и в мою способность пережить горе по-своему.
(И в свое время.)
Пожалуйста, не осуждайте меня сейчас —
и не думайте, что я веду себя странно.
Помни, я скорблю.
Возможно, я даже в шоке.
Я могу бояться. Я могу чувствовать глубокую ярость.
Я даже могу чувствовать себя виноватым. Но прежде всего мне было больно.
Я испытываю боль, не похожую ни на что, что я когда-либо чувствовал раньше.
Не беспокойтесь, если вы думаете, что я поправляюсь
, а потом вдруг кажется, что я откатываюсь назад.
Горе иногда заставляет меня вести себя так.
И, пожалуйста, не говорите мне, что вы «знаете, что я чувствую»,
или что мне пора жить дальше.
(Наверное, я уже говорю это себе.)
Мне сейчас нужно время погоревать и прийти в себя.
Больше всего спасибо за то, что ты мой друг.
Спасибо за терпение.
Спасибо за заботу.
Спасибо за помощь, за понимание.
Спасибо, что молитесь за меня.
И помните, в предстоящие дни или годы,
когда у вас может быть потеря — когда я буду вам нужен
так же, как я нуждался в вас — я пойму.
И тогда я приду и буду с тобой.
– Барбара Хиллз Лесстранг
Как долго продлится боль?
Как долго будет продолжаться боль?»
— спросил меня скорбящий с разбитым сердцем.
«Всю оставшуюся жизнь».
Я должен ответить правдиво.
Мы никогда не забываем.
Сколько бы лет ни прошло, мы помним.
Потеря близкого человека подобна серьезной операции.
Часть нас удалена,
и у нас останется шрам на всю оставшуюся жизнь.
Годы идут, мы справляемся.
Есть дела, люди, о которых нужно заботиться,
задач, которые требуют полного внимания. Но боль все еще там,
не далеко под поверхностью.
Мы видим знакомое лицо,
слышим эхо голоса,
увидеть фотографию в чьем-то альбоме,
увидеть пейзаж, который мы когда-то видели вместе,
и кажется, что в рану снова вонзился нож.
Но не так больно.
И с примесью радости.
Потому что воспоминание о счастливом времени — это еще не все горе,
оно приносит с собой счастье.
Как долго будет продолжаться боль?
Всю оставшуюся жизнь.
Но нужно помнить, что останется не только боль,
, но и благословенные воспоминания.
Слезы — доказательство жизни.
Чем больше любви, тем больше слез.
Если это так,
то как мы можем просить, чтобы боль прекратилась совсем.
Ибо тогда с ним ушла бы память о любви.
Боль горя — это цена, которую мы платим за любовь.
– Марта Уайт
Холм
Путешественник присел отдохнуть после путешествия на обочине дороги. Пока он отдыхал, мимо прошел еще один мужчина. Этот другой человек, как заметил путешественник, шел очень медленно и был наклонен вперед, выражение его лица было обеспокоенным, а в глазах отражалась боль.
«Что с тобой, приятель?» призвал мудрого, но простого человека. «Присоединяйтесь ко мне и отдохните, потому что ваша форма такова, что я вижу в вас потребность разделить бремя, которое вы несете».
Другой человек сел, некоторое время смотрел куда-то вдаль, а затем начал.
«Я потерял самого дорогого мне человека». Слезы навернулись на его глаза, когда он говорил, затем он ненадолго замолчал, прежде чем продолжить. «Я чувствую, что постоянно иду в гору и что ветер всегда против меня, мои ноги тяжелы, как глина, а в животе я ношу раскаленные угли. Я говорю себе сейчас, что я должен вернуться, чтобы облегчить эту боль. Если я спущусь обратно с холма, то, возможно, обнаружу, что все это неправда и что мой любимый человек будет ждать, чтобы поприветствовать меня».
Путешественник сидел, слушая рассказ другого человека, и ответил. — Ты не должен спускаться с холма. Вам нужно достичь вершины, потому что после этого вы обнаружите, что путь выровняется, ветер смягчится, ваши ноги станут легче, а раскаленные угли остынут. Если вы спуститесь с холма, ваша боль продлится, потому что путь к вашему исцелению лежит вперед и вверх по холму».
Когда путник встал, чтобы продолжить свой путь, он сказал другому человеку: «Тот, кого ты потерял, находится не у подножия холма, а всегда с тобой, потому что ты носишь его дух в своем сердце».
– Аноним
Ваш сострадательный друг
По этому взгляду, друг, я могу сказать, что тебе нужно поговорить
Так что давай, возьми меня за руку и пойдем прогуляемся.
Видишь ли, я не такой, как другие, я не буду уклоняться,
Потому что я хочу услышать, что ты скажешь.
Ваш ребенок умер, и вы должны быть услышаны
Но они не хотят слышать ни единого слова.
Вам говорят, что ваш ребенок «с Богом» и «крепись»…
Они говорят все «правильные» вещи, которые почему-то звучат неправильно.
Они просто болеют за тебя и пытаются сказать
Они отдали бы все, чтобы облегчить твою боль,
Но они борются с чувствами, которых не понимают
Так что прости их за то, что они не протягивают руку помощи.
Я пройду в твоих ботинках больше мили…
Я подожду, пока ты будешь плакать… и буду рад, если ты улыбнешься.
Я не буду тебя критиковать, осуждать или презирать
Я просто останусь и буду слушать, пока твоя ночь не превратится в утро.
Да, путь тяжелый и невыносимо долгий
И я знаю, что ты думаешь, что ты не такой уж сильный
Так что просто возьми меня за руку, потому что у меня есть свободное время…
И я знаю, как это больно, друг… потому что я был там.
Видите ли, я в долгу, вы можете помочь мне погасить,
Потому что недавно мне помогли так же
Когда я споткнулся и упал, через мир такой нереальный…
Так что поверьте, когда я говорю, что знаю, как вы Чувствовать.
Я не ищу ни похвалы, ни финансовой выгоды,
И уж точно не из тех, кто из боли извлекает радость,
Я просто сильное плечо, которое будет здесь до конца
Я буду твоим сострадательным другом
– Стив Ченнинг
70 Вдохновляющие цитаты Grateful Dead о музыке, любви и смерти (2022)
Эти цитаты Grateful Dead вдохновят вас вспомнить, что действительно важно, и прожить свою лучшую жизнь.
В 1960-х годах в Калифорнии появилась группа Grateful Dead, которая вскоре стала одной из самых знаковых рок-групп в истории музыки.
Группа была очень авангардной и смешивала в своем звучании смесь музыкальных жанров, включая электро-рок, джаз, блюз и фолк.
Группу возглавлял Джерри Гарсия, который использовал музыку, чтобы исцелить травматическое прошлое, которое он пережил в армии.
Гарсия сформировал группу, собрав группу музыкантов, с которыми он работал в музыкальном магазине Menlo Park.
Хотя у Grateful Dead была всего одна хитовая песня («Touch of Grey»), группа по-прежнему остается одной из самых известных рок-групп 60-х годов, известных до сих пор.
Посмотрите эти цитаты Grateful Dead, чтобы вдохновиться их текстами и словами.
Не забудьте также прочитать эти цитаты Честера Беннингтона от иконы альтернативного рока.
Если вам понравилась эта статья, мы предлагаем вам изучить нашу самую популярную статью с цитатами, список коротких вдохновляющих цитат для ежедневного ободрения.
Ознакомьтесь с другими вдохновляющими цитатами на нашей странице категорий мотивационных цитат.
Лучшее
Grateful Dead цитаты и тексты песен о любви
1. «Без любви во сне она никогда не сбудется» — Grateful Dead
2. «Любовь поможет тебе пройти через это». – Grateful Dead
3. «Эгоистичное сердце – беда, но глупое сердце еще хуже». – Grateful Dead
4. «Ничего не остается делать, кроме как улыбаться, улыбаться, улыбаться» – Grateful Dead
5. «Нет времени ненавидеть, едва есть время ждать». – Grateful Dead
6. «Делайте деньги там, где вас любит». – Grateful Dead
7. «Любовь подобна апрельскому дождю, от которого растет урожай». – Grateful Dead
Grateful Dead цитаты о смерти
8. «Трава не зеленее, вино не слаще по обе стороны холма». – Grateful Dead
9. «Если посадишь лед, соберешь ветер». – Grateful Dead
10. «Я лучше буду в могиле свободным человеком, чем буду жить марионеткой или рабом». – Grateful Dead
11. «Когда кажется, что ночь будет длиться вечно, и ничего не остается, как считать годы. Когда струны моей арфы оборвутся и вместо слез из моих глаз посыплются камни, я пойду один по черной мутной реке». – Grateful Dead
12. «Крысиный кот, алли, катайте кости, нужны деньги, чтобы накормить Джонсов. И политики, бросающие камни, поющие пепел, пепел, все падают». – Grateful Dead
Вдохновляющие цитаты Grateful Dead
13. «Повесьте трубку и посмотрите, что принесет завтра» – Grateful Dead
14. «Кто-то должен что-то сделать, и это просто невероятно жалко должны быть мы». – Джерри Гарсия
15. «Постоянно выбирать меньшее из двух зол — это все равно выбирать зло» — Джерри Гарсия
16. «Что хорошего в пролитии крови, от нее ничего не вырастет». – Grateful Dead
17. «Ну, это вроде как последнее великое американское приключение, понимаете, о чем я? Людям нужна небольшая опасность, немного неопределенности, небольшое приключение в их жизни, и наше общество осуждает это». – Фил Леш
18. «Прошли те времена, когда мы останавливались, чтобы решить, куда нам идти, мы просто катались». – Grateful Dead
19. «Люди всегда будут пытаться найти себя и свое место в мире». – Микки Харт
Wise Grateful Dead цитирует
20. «Следите за каждой картой, которую вы играете, и играйте медленно». – Grateful Dead
21. «Одни люди ищут ответы, другие ищут драк». – Grateful Dead
22. «Каждая серебряная подкладка имеет оттенок серого». – Grateful Dead
23. «Не собирай больше, чем тебе нужно, у тебя много чего растет, но продолжай следить за своими семенами». – Grateful Dead
24. «Не протягивай руку, чтобы поднять флаг на корабле дураков». — Grateful Dead
25. «Беда с тобой — это беда со мной, у меня два хороших глаза, но ты все равно не видишь». – Grateful Dead
26. «Поскольку выиграть стоит дорого, а проиграть – еще дороже, мы с вами обязательно потратим некоторое время на размышления о том, что выбрать». – Grateful Dead
27. «Даже слепой знает, когда светит солнце». – Grateful Dead
28. «Сохраняйте свою дневную работу, пока ваша ночная работа не окупится». – Grateful Dead
Grateful Dead цитаты о музыке
29. «Если вы запутались, просто послушайте музыку» – Grateful Dead
30. момент создания музыки всегда был важным фактором». – Фил Леш
31. «Теперь подумайте о Гарсии – все то дерьмо, которое он вытягивает из электрогитары. Говорят, что электрогитара — очень ограниченный инструмент». – Фил Леш
32. «Жизнь — это ритм» — Микки Харт
33. «Пусть будут песни, чтобы наполнить воздух» — Grateful Dead
34. «Нет ничего лучше музыки, чтобы облегчить душу и возвысить ее». – Микки Харт
35. «Я думал, что 60-е были самым захватывающим временем и самой жизненно важной музыкой, и тогда мы действительно были вместе, как один разум». – Микки Харт
36. «Нет ничего лучше музыки, чтобы облегчить душу и поднять ее». – Mickey Hart
37. «Grateful Dead придумали не мы, Grateful Dead придумала толпа. Мы просто стояли в очереди, чтобы посмотреть, что произойдет». – Джерри Гарсия
Еще цитаты Grateful Dead
38. Для меня отстойной частью шестидесятых была политическая часть, социальная часть. Настоящей частью была духовная часть». – Джерри Гарсия
39. «Стоять на Луне, и делать нечего. Прекрасный вид на небо, но я бы предпочел быть с тобой». – Grateful Dead
40. «Мы поем небольшую песню перед едой, небольшое благословение перед едой, и это действительно — мы благодарим Господа и Землю за пищу, которую мы едим, и это действительно приносит вам вместе глубоким образом» – Фил Леш
41. «Петь простой тур – это поистине поучительный опыт» – Фил Леш
42. «Выпью за твое здоровье, поделюсь своим богатством, беги свою жизнь, укради свою жену». – Благодарный мертвый
43. «Мы можем поделиться женщинами, мы можем поделиться вином. Мы можем поделиться тем, что у нас есть от тебя, потому что мы уже поделились всем моим». – Grateful Dead
44. «Ну, я не часто бываю прав, но я никогда не ошибался». – Grateful Dead
45. «Жить на красных, витамине С и кокаине». – Grateful Dead
46. «Если у вас есть ордер, думаю, вы придете». – Grateful Dead
47. «Плохо идешь по этой дороге» – The Grateful Dead
48. «Обувь на ту руку, которая подходит». — Grateful Dead
49. «Когда Бог на небесах, чего бы это ни стоило, подумал, что у него будет большая старая вечеринка, думал, что назовет ее планетой Земля. – Grateful Dead
50. «Может быть, я и отправлюсь в ад, детка, но, по крайней мере, я наслаждаюсь поездкой». – Grateful Dead
Grateful dead цитаты Джерри Гарсии
51. «Мы не полностью автономны». – Джерри Гарсия
52. «У меня есть все терпение в мире о сиренах. Для меня это не проект Grateful Dead, это проект «Я». – Джерри Гарсия
53. «Поэтому время от времени я получаю представление о сантехнике… они приходят так, как приходят». – Джерри Гарсия
54. Мы Дон Кихоты рок-н-ролла. Мы делаем то, что никому не интересно». – Джерри Гарсия
55. «Я не Бетховен!» – Джерри Гарсия
56. «Ты не узнаешь того, чего не хочешь знать». – Джерри Гарсия
57. «Каждый… может по-настоящему удивить меня в музыкальном плане». – Джерри Гарсия
58. «Это не то, чем мы манипулируем и контролируем». – Джерри Гарсия
59. «Когда люди долго играют вместе, музыка становится хорошей». – Джерри Гарсия
60. «Мы записываем все событие, а не только музыку… весь опыт». – Джерри Гарсия
Grateful Dead Quotes From Jerry Garcia and Others
61. «Я не знаю, о чем это говорит, все, что я знаю, это то, что мне это нравится». ― Джерри Гарсия
62. «Если гром не достанет тебя, то ударит молния». ― Джерри Гарсия
63. «Я переживу… я выживу». ― Роберт Хантер
64. «Его юмор, его идеалы, все его поведение… было похоже на революцию в сознании». ― Карлос Сантана
65. «Живи, ожидая худшего, надеясь на лучшее и живя ради будущего!» ― Джерри Гарсия
66. «Встречи могут быть очень веселыми или разочаровывающими». ― Боб Вейр
67. «Беги быстрее, прыгай выше, тянись дальше, и ты всегда будешь побеждать!» ― Джерри Гарсия
68. «Его гений заключался в том, что он мог привнести новые идеи в заданное музыкальное направление». ― Боб Вейр
69. «Одним из признаков того, что вы живы, является то, насколько сильно или мало вы испытываете боли». ― Джерри Гарсия
70. «Смерть приходит к вам независимо от того, что вы делаете в этой жизни…» ― Джерри Гарсия
Какая песня Grateful Dead ваша любимая?
Когда Джерри Гарсия впервые сформировал Grateful Dead, они назывались по-другому.