Описание троица ветхозаветная троица: Троица Ветхозаветная
Содержание
Троица Ветхозаветная
Троица Ветхозаветная
иконография сюжета
Троица ветхозаветная – один из знаменитых библейских сюжетов, расказывающий о посещение праведников Авраама и Сарры Христом в образе трех путников, трех ангелов, воплощавших его сущность. Ангелы представлены в образах безбородых юношей с нимбами над головой, облачённых в хитоны, внешне очень схожих между собой. Они сидят за столом, погрузившись в свои мысли, занятые тихой беседой или смотрящи на Авраама.
Непревзойденным шедевром древнерусской иконописи стала икона «Троица » Андрея Рублева, которая послужила образцом для нескольких поколений иконописцев. Кроме художественных достоинств икона обладала глубочайшим философским смыслом, воплощением главного догмата христианства. Три ангела, сидящие за столом, стали символом совершенства и гармонии. Из всего пышного убранства стола, и описания даров Аврамовых, здесь только евхаристическая чаша, как символ жертвенности. Она объединяет героев в одно композиционное целое, делает их единой неразрывной сущностью. Ничто не отвлекало стоящих у иконы великого иконописца от сокровенной молитвы. В своем роде Троица Рублева — это уникальное произведение, по сравнению с которым предыдущие изображения воспринимались как дань библейской традиции.
В XVI веке появляется много новых вариаций сюжета Троицы Ветхозаветной различных и по композиционному и по колористическому решению, имеющих целый ряд выразительных символов и атрибутов. Есть примеры, когда композиция вытянута по диагонали и теряет свою устойчивость. На примере икон XVII века можно заметить, что авторы большое внимание уделяют подробностям сюжета, деталям интерьера или убранства стола, за которым восседают ангелы, а также изображению второстепенных персонажей: Авраама, Сарры и их слуг, хлопочущих о достойности приема божиих посланников; часто здесь встречается сюжет, где они закалывают тельца. По сравнению с иконой Андрея Рублева повествование здесь более красноречиво и многословно.
Еще одним шедевром иконописи XVII века можно назвать «Троицу», написанную Симоном Ушаковым в 1671 году. В композиции иконы чувствуется влияние Рублёвской троицы. Однако, что касается трактовки сюжета, то он далек от строгих догматов предыдущего периода, здесь более отчетливо проявляются европейские традиции и более реалистическая манера письма. Он великолепно прописывает детали, создает архитектурный фон, большое значение уделяет натюрморту стола, за которым сидят ангелы. В иконах XIX века появляется большая свобода в выборе трактовок сюжета, близкого к европейской или же, наоборот, к древнерусской традиции. Если в более ранних иконах ангелы сидят строго по центру и связаны единым композиционным ритмом, то в более поздних изображениях композиция может быть смещена в ту или иную сторону. Авраам изображался, сидящим рядом с ангелами за столом, или у его подножья с дарами в руках. Его жена Сарра — находилась рядом, или выглядывала из-за занавески своей комнаты. Большое внимание здесь уделялось живописной выразительности иконы, а также эмоциональной характеристике образов, которые иногда даже приобретают портретные черты.
{advt}
Без иконы Ветхозаветной троицы невозможно представить себе ни один православный храм. Этот святой образ – один из самых почитаемых верующими. Иконография этого сюжета всегда представляет огромный интерес для исследований, коллекции музеев России пополняются теми редкими новыми уникальными произведениями, которые раскрывают реставраторы, изучают искусствоведы. Коллекционирование икон с давних времен было увлекательным делом любителей религиозного искусства. К числу частных собирателей икон присоединяются все новые и новые ценители старины.
Ветхозаветная Троица | это… Что такое Ветхозаветная Троица?
Ико́на Свято́й Тро́ицы — визуальное выражение христианского догмата о Святой Троице.
Содержание
|
Догматическое обоснование
Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов:
И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. (Быт.18:1-8) |
В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.
Гостеприимство Авраама (фреска в катакомбе на виа Латина, Рим, конец IV века)
В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.
Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.
Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением ІС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа.
thumb|Святая Троица. Фреска в капелле Богоматери собора монастыря Иоанна Богослова на о. Патмос. Конец XII века | Неизокефальное изображение ангелов. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. Феофан Грек. 1378 г. | Ангел с кресчатым нимбом. Икона из собрания ГТГ. 2-я пол. XVI в. |
«Троица» Андрея Рублёва
(Андрей Рублёв, ок. 1410 года)
Основная статья: Троица (икона Рублева)
Наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы». Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов или персонажей. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица». Во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублёва, ставшую образцом, разрушается гармония замысла.
Долгое время подлинная живопись Андрея Рублёва была полностью скрыта под слоем позднейшей записи (конец XIX века). Но даже и этого не было видно под сплошным драгоценным окладом. Лишь в 1904 году начато пробное удаление неистинного и наносного. На фотографиях представлено состояние иконы в момент начала реставрации (раскрыто плечо правого ангела и гора за ним) и после раскрытия.
Состояние на 1904 г. | Состояние на 1905 г. |
Другие трактовки Троицы в иконописи
Наряду с иконографической композицией Андрея Рублёва, создавшего отличный от традиционной иконографии «Гостеприимства Авраама» образ «Живоначальной Троицы», существует и т. н. «Новозаветная Троица» — изображение Троицы в постбытийной икономии. Выделяют два основных типа иконографии: «Сопрестолие» — изображение Бога-Отца в виде седовласого старца (Ветхого Деньми), Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном; и «Отечество», отличающееся тем, что Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, иконы Господа Саваофа, а также «Отечество» были запрещены.
Сопрестолие (Троица Новозаветная). Новгород. XVII в | Отечество (Троица Новозаветная). Новгород. XIV в |
Распятие в лоне Отчем. Австрия. XV в. Из собрания лондонской национальной галереи.
Для западноевропейской религиозной живописи характерна троичная композиция «Распятие в лоне Отчем», в которой Бог-Отец держит крест с распятым Богом-Сыном. Появление подобной схемы в поздней русской иконописи вызвало бурные споры сторонников и противников сложных аллегорических сюжетов.
Так как днём Святой Троицы в Православном календаре называют праздник, установленный в честь сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, то праздничной иконой этого дня будет также образ Сошествия Святого Духа. В чине освящения икон называется только четыре вида икон Троицы: в ангельском виде (то есть Ветхозаветная Троица) и праздники Богоявления, Сошествия Святого Духа на апостолов и Преображения Господня.
См. также
- Иконография Спасителя
- Иконография Богородицы
Литература
- Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ // Богословские труды. Т. 35. М., 1999
- Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5 — 6 декабря 2005 года / Отв. ред. Т. В. Чумакова. СПб.: Издательство «Лемма». 2005. 252 с ISBN 5-98709-013-X
- Григорий (Круг). Об изображении Святой Троицы. /Мысли об иконе/
- Б. В. Раушенбах. Предстоя Святей Троице (Передача троичного догмата в иконах).
Ссылки
- Решения Московского Стоглавого собора, касающиеся иконописи
Где Троица в Ветхом Завете?
Возникнув в горниле христологических и богословских споров в первые века существования церкви, христианское учение о Троице выражает тайну Божию, являющуюся сердцевиной всякого откровения. Философский состав и категории этих более поздних споров трансформировали библейский материал в очень разные идиомы и дискурсы, вдохновленные совершенно разными проблемами. В то время как они были заинтересованы в том, чтобы точно и полностью сформулировать материальную истину библейского учения о Троице, философские точки зрения, с которых они это делали, по большей части не были родными или, по крайней мере, типичными для самих Писаний.
Результатом является доктрина, говорящая о глубинных реальностях, которые часто находятся лишь в полутени по отношению к откровению самого Писания, в рамках которого лишь спорадически и косвенно возникают те философские вопросы о бытии, которые будут тренировать более поздние теологические умы. Хотя истина о Троице материально присутствует в Писании, для того, чтобы эта истина стала четкой доктринальной, требуется своего рода дискурс, который развивается в соответствии с другими — и в значительной степени внебиблейскими — принципами исследования.
”»>
«Когда христиане видят Христа и Троицу в Ветхом Завете, мы следуем примеру Нового Завета».
Более поздний философский дискурс, сыгравший повивальную бабку христианскому учению о Троице, никоим образом не является ни незаконным, ни неуместным, как предполагали некоторые мыслители-библеисты. Наоборот! Оно послужило более полному и последовательному раскрытию вечного, нетварного, живого Бога, существующего независимо от всего сотворенного. Следует отметить, что это продолжает работу по демифологизации, которая отличает Ветхий Завет от современной ему древней ближневосточной литературы, боги политеистических пантеонов которой были типично непостоянными, ущербными и ограниченными сексуальными существами с историями происхождения, концептуально и концептуально. метафизически заключен в изменчивой материальной сфере самого творения.
Открыто в творении и истории
Тем не менее, даже при такой демифологизации библейское свидетельство о Боге в подавляющем большинстве действует в рамках творения и истории. Не заключая Бога в тюрьму в его творении, Писание мало размышляет о его трансцендентном бытии в себе самом. Это особенно верно для Ветхого Завета, но также и для Нового, и это следует помнить, когда мы стремимся обнаружить Троицу в Ветхом Завете. Существует постоянная опасность превращения развитой философской доктрины о Троице в тексты, работающие в совершенно другом горизонте.
Например, христианские мыслители ранней церкви видели неясное свидетельство Троицы в слове «давайте» в Бытии 1:26. Однако гораздо более вероятно, что множественность, увиденная в этом тексте, относится, прежде всего, к Божественному Совету — монотеистической форме собрания богов, встречающейся в различных древних ближневосточных космологиях. Даже в книге Откровения это остается главным контекстом, в котором открывается Бог: не в своей вечной, невидимой, нетварной трансцендентности, а в разнообразных богоявлениях в тварном царстве небесного престола и собрания — престола, Агнца. , и семеричный Дух, окруженный четырьмя живыми существами, двадцатью четырьмя старцами, серафимами, херувимами, различными ангельскими служителями и искупленными людьми. Эти теофанические проявления раскрывают Бога, но не отождествляются непосредственно с Богом.
Сын и Дух
Более полное понимание тождества Христа и Троицы возникает лишь постепенно из размышлений над более сложной картиной царства и действий небес и их существ, что уже было в процессе к моменту Нового Завета, возбуждая интенсивные размышления в апокрифической, второканонической и другой еврейской литературе вокруг фигур или олицетворений, таких как Сын Человеческий, Архангел Михаил, Енох, Логос и Мудрость.
Ангел Господень
Например, несколько раз в Ветхом Завете мы видим теофанические явления Бога и встречи с Ангелом ЯХВЕ или Ангелом Божьим. Ангел ЯХВЕ — таинственная фигура, отличная от ЯХВЕ как его посланника, но, по-видимому, напрямую отождествляемая с ним в других моментах (Исход 23:20–22). Он говорит от первого лица как Бог (Бытие 16:10; 22:11–18; 31:11), и люди (Бытие 16:13; Судей 13:22) и сами Писания (Исход) обращаются к нему как к Богу. 3:2–4). В Бытие 18, например, Авраама и Сарру посещают трое мужчин, одним из которых, по-видимому, является сам ЯХВЕ (Бытие 18:1, 9).–22). В то время как двое мужчин, которых в следующей главе называют «ангелами», отправляются в Содом, ЯХВЕ остается говорить с Авраамом, предположительно в человеческом обличье, прежде чем «уйти своим путем» после завершения их разговора (Бытие 18:33). .
«Христианское учение о Троице выражает тайну Бога, которая является сердцевиной всякого откровения».
Евангелия представляют Христа в образе предсуществующего небесного существа, того, кто «пришел» — как и ангелы — с земной миссией. Его узнают демоны, и он называет себя «Сыном Человеческим». Его истинная божественная идентичность лишь постепенно проясняется, особенно по мере того, как евангелисты отождествляют Христа с предыдущими теофаническими явлениями Ветхого Завета: с такими видениями, как лестница Иакова (Ин. 1:51), явление Бога Моисею на Синае (Лк. 9).: 28–36; Иоанна 1:14–18), Ангел, выведший Израиль из Египта (Иуды 5; 1 Коринфянам 10:9–10), славное явление Исаии в храме (Иоанна 12:41) или Сын Человеческий, увиденный Даниил (Деяния 7:56). Когда Христос появляется на сцене, он появляется как фигура силуэта, который был активен в деле спасения и суда на протяжении всей истории Израиля, и, наконец, вышел на свет. Когда христиане видят Христа и Троицу в Ветхом Завете, мы следуем примеру Нового Завета.
Дух Господень
Таинственный способ, которым Ангел ЯХВЕ может говорить о Боге как в первом, так и в третьем лице, заставляет задуматься. То же самое можно сказать и о Духе Божьем, который отличается от Бога и отождествляется с ним, проявляясь в таких вещах, как облако Шекина. Ангел и Дух не просто индивидуально связаны с ЯХВЕ, но тесно связаны друг с другом. В Образах Духа Мередит Клайн наблюдает за разнообразными формами теофании, когда Ангел может появляться с явлениями Славы Духа или без них. Повторное обращение к таким текстам в свете откровения Нового Завета и более поздних христианских размышлений о учении о Троице не только помогает нам разобраться в Священных Писаниях, которые прежде были темными или завуалированными, но позволяет нам увидеть ветхозаветные аналогии с унижением и смертью Христа. прославление.
Несотворенное Божие Существо
Как мы видели, учение о Троице становится более ясным, когда различие между Творцом и творением применяется к сфере Божественного Совета и признаются такие фигуры, как Ангел ЯХВЕ и Святой Дух. как сам Бог. Однако небесное царство существует в пределах и явлениях самого творения; только тогда, когда горизонт творения отступает из поля зрения или когда Бог видится на фоне творения, тогда лучше видны Его нетварное бытие и Его самоотношения.
”»>
«Христос — не просто возвышенное небесное существо, но Он совершил работу самого творения как Бог».
Именно здесь, следуя указаниям Нового Завета, мы можем увидеть самые полные откровения Троицы в Ветхом Завете. Евангелие от Иоанна, прежде всего, представляет Христа как вечное и нетварное Слово творения, через Которого все было сотворено. В Колоссянам 1:15–20 Павел размышляет о различных значениях термина берешит («в начале»), с которого начинается Бытие и все Писание: Христос есть первенец, верховный, глава, начало. Христос не просто возвышенное небесное существо, но Он совершил работу самого творения как Бог. И авторы Нового Завета предлагают нам перечитать повествование о сотворении таким образом, чтобы понять его свободу действий.
Возможно, одной из самых отличительных черт таких отрывков является тщательное использование предложных, а не существенных различий между лицами Троицы — «от» Отца, «через» или «посредством» Сына, «в» Святом. Дух — представляя нам единое, но внутренне дифференцированное действие единого Бога в трех лицах. Поскольку все сотворенные силы исчезают из поля зрения, вместо того, чтобы просто видеть божественность трех отдельных агентов, мы видим единство единого триединого Бога в его неделимой деятельности.
Перечитывая творение
Принимая приглашение перечитывать творение в свете более развитого новозаветного учения о Троице, мы можем начать видеть более полное проявление зарождающейся в нем тройственности Творца. Фрэнсис Уотсон в Text, Church and World отмечает три неразрывно переплетенных модели творения, с которыми мы сталкиваемся в Бытие 1, каждая из которых раскрывает что-то как о самом Боге, так и о Его отношениях со своим творением.
Во-первых, Бог творит как трансцендентный говорящий, тот, кто посылает свое собственное Слово, чтобы создать вещи из ничего. Во-вторых, Бог творит как творец конкретной реальности, тот, чьими руками образовалась суша, кто держит все в порядке. В-третьих, Бог творит, давая жизнь, дыхание и силу своей внутренней силой. Из такой картины могут быть раскрыты дальнейшие детали повествования о сотворении в новом аспекте: Дух, парящий над первобытными водами, архетипический Образ Бога, в котором сотворено человечество, свет, впервые зарождающийся в творении, и многое другое.
Читателям-христианам не нужно напрягать зрение, чтобы увидеть здесь отблески Троицы.
Есть ли учение о Троице в Ветхом Завете?
Учение о Троице не было ясно сформулировано до тех пор, пока не был написан Новый Завет. Однако есть предвосхищения учения в Ветхом Завете.
Доктрина раскрыта неявно
Учение о Троице не раскрывается ясно в Ветхом Завете. Без учения Нового Завета мы не знали бы об этой истине. Хотя это прямо не упоминается, основу учения можно обнаружить при изучении Ветхого Завета.
Существительное во множественном числе используется с глаголом в единственном числе
Намек на учение о Троице можно найти в первом стихе Библии.
В начале Бог сотворил небо и землю (Бытие 1:1).
Еврейское слово для обозначения Бога — Элохим . Elohim — существительное во множественном числе, но здесь оно используется с глаголом в единственном числе bara . В остальной части Ветхого Завета, когда Элохим говорит об истинном Боге, оно всегда используется с глаголом в единственном числе. Вывод, который следует сделать, состоит в том, что в некотором смысле Бог существует одновременно в единственном и множественном числе. Учение о Троице утверждает, что в природе единого Бога есть три вечных лица.
Бог говорит: «Давайте»
Мы находим еще один намек на Троицу в Бытие 1.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми зверями полевыми земле и всем гадам, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:26).
Фраза «давайте» снова дает представление о множественности. Слово «нас» не может относиться к ангелам, потому что ангелы не творят.
Таким образом, в первой главе Библии мы имеем намек на Троицу во множественном числе Элохим с глаголом в единственном числе и с Богом, говорящим и говорящим: «Давайте».
Дополнительные ссылки на Бога, которого называют «мы»
Слова «давайте» используются в другом месте, когда Бог говорит в Бытии. После того, как Адам и Ева согрешили, библейские записи.
И сказал Господь Бог: вот, человек стал как один из нас, знающий добро и зло; и теперь он может протянуть руку свою и взять также от дерева жизни, и вкусить, и жить вечно (Бытие). 3:22).
На происшествии у Вавилонской башни мы читаем изречение Бога.
сойдем же и смешаем там язык их, так что один не поймет речи другого (Бытие 11:7).
Пророк Исаия записал слова Бога.
И услышал я голос Господа, говорящего: «Кого Мне послать, и кто пойдет для Нас?» Тогда я сказал: «Вот я. Пошли меня» (Исаия 6:8).
Другое множественное число имени Бога-Создателя
В Исаии есть еще один пример, где Бог встречается во втором множественном числе.
Ибо твой Творец — твой муж, Господь Саваоф — имя Его; Святой Израилев — ваш Искупитель, Бог всей земли, которого Он называет (Исаия 54:5).
Слово, переведенное как «Создатель», на иврите стоит во множественном числе. Следовательно, у нас есть второе еврейское слово во множественном числе, которое используется для обозначения Бога.
Самое ясное утверждение Ветхого Завета
В Ветхом Завете есть одно утверждение, которое дает довольно ясное указание на Троицу.
Подойди ко мне и выслушай это: «От первого возвещения я не говорил тайно; когда это бывает, я там». И ныне послал меня Вседержитель ГОСПОДЬ со Своим Духом. Так говорит ГОСПОДЬ – Искупитель твой, Святый Израилев: «Я ГОСПОДЬ, Бог твой, научающий тебя тому, что лучше для тебя, наставляющий тебя на путь, по которому должно тебе идти» (Исайя 48:16,17). .
В шестнадцатом стихе говорит Бог-Сын. Он отождествляет Отца [Владыку Господа] и Его Духа как пославших Его. В следующем стихе о Сыне ясно говорится как о Господе. Следовательно, эти стихи идентифицируют трех различных Личностей, которые являются Богом, не отрицая того факта, что есть только один Бог.
Есть разница между Господом на Небесах и Господом на Земле
В Ветхом Завете также проводится различие между Господом на небе и Господом на земле.
И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем горящую серу от Господа с неба. Таким образом, Он ниспроверг те города и всю равнину, включая всех живущих в городах, а также растительность на земле (Бытие 19:24).
Каждый член конкретно упоминается в Ветхом Завете
Кроме того, каждый член Троицы упоминается в Ветхом Завете.
Бог Отец
Есть отрывки из Ветхого Завета, которые относятся к Богу Отцу.
Ибо ты наш отец, хотя Авраам не знает нас, и Израиль не признает нас; Ты, Господи, отец наш; имя твое — Искупитель наш издревле (Исаия 63:16).
Малахи написал.
Разве у всех нас не один отец? Разве не один Бог создал нас? Почему же мы неверны друг другу, оскверняя завет наших предков? (Малахия 2:10).
Сын найден в Ветхом Завете
Сын упоминается в Ветхом Завете. Псалмопевец писал.
Престол Твой, Боже, пребудет во веки веков. Ваш царский скипетр — скипетр справедливости; ты любишь правду и ненавидишь зло. Посему помазал тебя Бог, Бог твой, елеем радости сверх сотоварищей твоих (Пс. 45:6,7).
Во втором псалме читаем.
Я поставил своего царя на Сион, мою святую гору. Расскажу о повелении Господа: Он сказал мне: Ты Сын Мой; сегодня Я родил Тебя (Пс. 2:6,7)
Позже в том же псалме сказано:
Поцелуй Сына, да не прогневается, и не погибнешь в пути, когда гнев Его возгорится лишь немного. Блаженны все уповающие на Него (Псалом 2:12)
В Книге Притчей сказано.
Кто поднялся на небо и спустился? Кто собрал ветер в ладонях своих? Кто завернул воды в свой плащ? Кто устроил все концы земли? Как его зовут и как зовут его сына? Скажи мне, если ты знаешь! (Притчи 30:4).
Мессия имеет божественные титулы
Божий Сын, Мессия описывается божественными титулами.
«Придут дни, — возвещает Господь, — когда Я восставлю Давиду Или из рода Давидова Отрасль праведную, Царя, Который воцарится мудро и будет поступать справедливо и праведно на земле» (Иеремия 23: 5,6).
писал Исайя.
Ибо у нас родился ребенок, нам дан сын, и власть будет на его плечах. И назовут его Чудный Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Исаия 9:6).
Ангел Господень
Ангел Господень имеет силу прощать грехи
«Вот, я посылаю перед тобой ангела, чтобы охранять тебя в пути и привести тебя к месту, которое Я приготовил. Внемли ему и слушай, что он говорит. Не восставай против него, он не простит твоего бунт, так как Мое имя в нем (Исход 23:20,21).
Святой Дух
Святой Дух, или «Дух Господень», также упоминается в Ветхом Завете. В Книге Бытия мы читаем.
Земля же была безвидна и пуста, тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водами (Бытие 1:2).
Исайя записал следующее.
И почиет на нем Дух Господень, Дух премудрости и разума, Дух совета и силы, Дух ведения и благочестия Господня, и он будет благоухать в страхе Господнем. Он не будет судить по тому, что видит своими глазами, и решать по тому, что слышит своими ушами (Исайя 11:2,3).
Исайя тоже писал.
Дух Вседержителя Господа на мне, потому что Господь помазал меня благовествовать нищим. Он послал Меня исцелить сокрушенных сердцем, возвестить пленным освобождение и узникам освобождение от тьмы (Исайя 61:1).
Позже Исайя писал.
Однако они восстали и огорчили его Святого Духа. Поэтому он повернулся и стал их врагом, и сам сражался с ними (Исайя 63:10).
Дух Божий отличается от Господа в истории, предшествовавшей Потопу.
И сказал Господь: «Не пребудет дух Мой в людях вечно, ибо они плоть; будут дни их сто двадцать лет» (Бытие 6:3).
Троица предвещается благословениями
Троица также предвосхищается тройным благословением в Числах 6:24-27.
Да благословит тебя Господь и сохранит тебя; Господь да воссияет над тобою лицем Своим и помилует тебя; Господь обратит к тебе лицо Свое и даст тебе мир. Так они напишут Мое имя на израильтянах, и Я благословлю их.
Славословие Исайи 6:3 также намекает на Троицу.
И они взывали друг к другу: Свят, Свят, Свят Господь Вседержитель; вся земля полна славы Его (Исаия 6:3).
Иаков трижды благословил Иосифа
Когда Иаков благословлял своего сына Иосифа, он трижды употребил имя Бога. Каждый раз имя Бога определялось по-разному.
Затем он благословил Иосифа и сказал: «Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, который был моим пастырем всю мою жизнь до сего дня, Ангел, который избавил меня от всякого зла, да благословит этих мальчиков. они будут называться моим именем и именами отцов моих Авраама и Исаака, и да умножатся они на земле (Бытие 48:15,16).
Хотя это не является окончательным, тройные благословения согласуются с доктриной Троицы.
Почему больше ничего не сказано?
Если учение о Троице верно, то почему мы не находим более явных упоминаний в Ветхом Завете? Часть ответа может заключаться в культуре, в которой был написан Ветхий Завет. Израиль был окружен народами, которые все были политеистами — они верили во многих богов. Израилю было важно осознать, что Бог Библии — единственный существующий Бог. Следовательно, подчеркивалось единство Бога. После того, как эта истина была твердо понята Израилем, Господь открыл дальнейшую истину о Своей основной природе – что Он есть Троица.
Сводка
Хотя в Ветхом Завете прямо не говорится о Троице, основа этого учения определенно находится там. Во-первых, это использование существительного во множественном числе для Бога Элохим , которое используется с глаголом в единственном числе. Это дает намёк на Троицу.