Оправдание верой и признание священного писания это ключевые положения: Католицизм и Реформаторство. Всеобщая история религий мира

Разное

Особенности догматики и организации католической церкви.

Обособление
католицизма в христианстве началось в
3-5 вв. в связи с углублением экономических,
политических, культурных различий между
западными и восточными частями Римской
империи, особенно после её раздела на
Западную Римскую и Восточную Римскую
в 395. Основной причиной разделения
общехристианской церкви на западную
(римско-католическую) и восточную
(восточно-кафолическую, или
греко-православную) являлось соперничество
между римскими папами и константинопольскими
патриархами за главенство в христианском
мире. Являясь разновидностью христианской
религии, католицизм признаёт её основные
догмы и обряды; в то же время он имеет
ряд особенностей в вероучении, культе,
организации. Организация католической
церкви отличается строгой централизацией,
монархическим и иерархическим характером.
По вероучению католицизма папа римский
(римский первосвященник) — видимый глава
церкви, преемник апостола Петра, истинный
наместник Христа на земле; его власть
выше власти Вселенских соборов.
Католическая церковь, в отличие от
протестантской, источником своего
вероучения признаёт не только «священное
писание», т. е. Библию, но и «Священное
Предание», или традицию. При этом в
«Священное Предание» Католицизм
включает помимо древней устной традиции,
постановлений первых 7 Вселенских
соборов (как то делает православие) и
решения последующих церковных соборов,
папские послания; это способствует
возвышению папства, а также позволяет
католической церкви более гибко
приспосабливаться к меняющимся
историческим условиям.В догмате
Католицизм о Троице «Святой Дух»
исходит не только от Бога-Отца (как в
«Символе веры», признаваемом
православием), но и от сына.Лишь в
Католицизме имеется догмат о чистилище
— промежуточном месте между адом и раем.
Католическая церковь, как и православная,
признаёт семь таинств, но в отправлении
их имеются некоторые различия. Культ в
католицизме характеризуется особенно
пышным театрализованным богослужением,
которое должно воздействовать на
воображение, чувства верующих. Кроме
пения, используется инструментальная
музыка (орган), храмы украшены скульптурами
и картинами. В католицизме четко
выделяются два основных течения: римский
католицизм и неримский католицизм.

Протестантизм
возник в XVI в., в эпоху Реформации По
словам Энгельса, Реформация была первой
решительной битвой в борьбе европейской
буржуазии против феодализма, первым
актом буржуазной революции в Европе.
Лютер выступил против претензий
католического духовенства контролировать
веру и совесть на правах посредника
между людьми и богом. Протестантизм (от
лат. protestans, родительный падеж protestantis —
публично доказывающий), одно из трёх
крупнейших направлений христианства
(наряду с католицизмом и православием).
Объединяет ряд самостоятельных церквей
и сект, несколько отличающихся друг от
друга культом и организацией, но связанных
общностью происхождения и догматики.
Одним из главных догматических положений,
отличающих Протестантизм от католицизма
и православия, является учение о
непосредственной «связи» человека
с богом. По теории протестантизма
«божественная благодать» даруется
человеку прямо богом, без посредничества
церкви, духовенства, а спасение человека
достигается только через его личную
веру: принцип «оправдания верой»
— в искупительную жертву Христа и по
воле Бога. Поэтому в протестантизме (за
исключением англиканства) нет
принципиального противопоставления
духовенства мирянам, и каждый верующий
в принципе имеет право по-своему толковать
и излагать «слово Божие» (принцип
«священства» всех верующих). Всё
это обосновывало отказ протестантов
от церковной организации типа католической
(отрицание характерной для католицизма
церковной иерархии и непризнание папы
римского как главы её). В соответствии
с протестантскими взглядами на отношение
человека к Богу и церкви религиозный
культ в протестантизме существенно
упрощён и удешевлен. В нём сохранены
лишь немногие религиозные праздники,
как правило, отсутствует поклонение
иконам и мощам, число таинств сведено
к двум (крещению и причащению), богослужение
состоит преимущественно из проповедей,
совместных молитв и пения псалмов.
Протестанты не признают святых, ангелов,
культа богородицы, отрицают представление
о чистилище, принятое в католической
церкви. Протестантское духовенство
избирается мирянами. В Протестантизме
нет монашества, нет безбрачия духовенства
(целибата).В своей реформе католицизма
протестантизм апеллировал к первоначальному
христианству. Источником вероучения
протестантизма считает Священное
Писание — Библию, которая переведена на
живые национальные языки. Они отвергли
католическое Священное предание как
людское измышление. Некоторые из течений
протестантизма имеют внутри себя дробные
подразделения. Такие подразделения
внутри баптизма и кальвинизма. Несколько
четко выраженных групп имеется в
пятидесятничестве. Кальвинизм Одно из
трех основных направлений протестантизма
(наряду с лютеранством и англиканством),
принявшее идеи Жана Кальвина. Для
кальвинизма особенно характерны:
признание только Священного Писания,
исключительное значение доктрины
предопределения, отрицание необходимости
помощи духовенства в спасении людей,
упрощение церковной обрядности.
Лютеранство Одно из трех основных
направлений протестантизма (англиканство
и кальвинизм) Лютеранство — крупнейшее
направление протестантизма. Основано
Мартином Лютером в XVI в. В лютеранстве
впервые сформулированы главные положения
протестантизма, но лютеранство воплотило
их в жизнь менее последовательно, чем
кальвинизм. Включает более сотни
различных церквей. Англиканство — одно
из основных направлений протестантизма,
в догматике которого сочетаются положения
протестантизма о спасении личной верой
и католицизма о спасающей силе церкви.
По культу и организационным принципам
англиканская церковь близка католической.
Так же известны квакеры, Меннонитство,
методизм, баптисты, адвентисты,
пятидесятники.

Ислам.

Ислам
переводе с арабского «покорность»,
«предание себя Богу»)является одной
из наиболее распространенных религий
мира .Возникновение мусульманской
религии связано с деятельностью пророка
Мухаммеда (ок. 570 — 632), одного из активных
мекканскйх ханифов. Мухаммед происходил
из племени курейшитов, рано осиротел,
был пастухом, затем женился на богатой
вдове и стал купцом в Мекке. Около 610 г.
он выступил с проповедаю монотеистической
религии, названной им исламом. В своих
выступлениях Мухаммед призывал к новой
вере, основанной на признании единого
бога Аллаха, говорило братстве верующих,
необходимости соблюдать простые нормы
морали, об ограничении ростовщичества,
оказании богатыми благотворительной
помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда
не встретили широкой поддержки среди
горожан, а мекканская знать отнеслась
к ним враждебно. Основные положения
вероучения ислама изложены в главной
«священной» книге -Коране. Мусульмане
считают Коран (ар. «куран» — чтение)
высшими наиболее полным из существующих
священных писаний. Мусуль-манское
духовенство учит, что Аллах передавал
Коран Мухаммеду че-рез ангела Джабраила
отдельными откровениями, главным образом
поночам, через видения. Основные идеи
проповеди: вместо двукратной молитвы
предложил пятикратную, которую можно
совершать в любом чистом месте. Соблюдение
поста, уплата очистительной милостыни
и совершение паломничества в Мекку.
Порицал скупность и не приветствовал
черезмерную щедрость, поощьрял
бережливость. ворам отсекали руку. Число
жен ограничевалось 4, а муж должен был
их содержать одинаково. Женщины были
включены в категорию наследников. Шариат
– мусульманский священный закон.
Мусульмане верят, что Коран — это
божественное руководство для человечества,
последнее Священное Писание, ниспосланное
Аллахом. Коран — несотворенное Слово
Господне, вечное свидетельство пророчества
и последнее небесное откровение, которое
подтвердило истинность всех предыдущих
священных Писаний, отменило провозглашенные
ими законы и утвердило последнее и самое
совершенное небесное законодательство.Мусульмане
считают Коран основным чудом Мухаммада,
доказательством его пророчества,
кульминацией серии божественных
посланий. Мусульмане верят, что передача
Корана была осуществлена через ангела
Джабраила. Коран служит основой
мусульманского законодательства, как
религиозного, так гражданского и
уголовного. Сунна второе после корана
вероучение ислама. в переводе с арабского
означает путь, дорога. В исламском
законодательстве под Сунной имеют ввиду
высказывания и действия пророка
Мухаммада, т. е. жизненный путь пророка
с того момента как он стал пророком, то
есть хадисы. Сунна является вторым
источником шариата после Корана. Сунниты
и шииты считают сунны столь же
боговдохновенными, как и Коран. Также
существует Сунна праведных халифов.
Основной составляющий элемент Сунны
–хадис. Сахабы – сподвижники и соратники
мухамеда.Основных догматов ислама 5 –
1.Единобожие.2. вера в божественную
справедливость.3.признание пророческой
миссии Мухаммеда и пророков живших до
него.4.вера в вескресенье, судный день
и потусторонний мир.5.учение об имамате
– фалифате. Суннизм — доминирующая ветвь
ислама. Сунниты — в буквальном смысле
этого слова — мусульмане, которые
руководствуются «сунной» — сводом
правил и устоев, основанных на примере
жизни пророка Мухаммеда, его поступках,
высказываниях в том виде, в каком они
переданы сподвижниками пророка. Суннизм
— доминирующая ветвь ислама. «Сунна»
объясняет священную книгу мусульман —
Коран — и дополняет ее. Потому традиционные
последователи ислама считают следование
«сунне» главным содержанием жизни
каждого истинного мусульманина. Причем
речь часто идет о буквальном восприятии
предписаний священной книги, без каких
либо модификаций. Шиитским религиозным
процессиям присущ драматизм. В отличие
от суннитов, у шиитов толкование
предписания пророка возможно. Правда,
только теми, кто имеет на это особое
право.Шииты представляют собой вторую
по значению и численности сторонников
ветвь ислама. Само слово в переводе
означает «приверженцы» или «партия
Али». Так называли себя сторонники
передачи власти в Арабском халифате
после смерти пророка Мухаммеда одному
из его родственников — Али бин Аби Талибу.
Они считали, что Али имеет священное
право быть халифом как ближайший
родственник и ученик пророка. Суфийское
учение сконцентрировано на человеке и
его отношениях с Богом, при этом особое
внимание уделяется путям познания Бога.
Путь взаимоотношений человека и Бога
представляется в суфизме следующим
образом: человек от Бога, человек с
Богом, человек для Бога, человек к Богу.На
пути достижения духовного совершенства
суфий должен пройти четыре ступени:
Соблюдение законов и предписаний ислама
– шариат; Следование по «правильному
пути» – тарикат; Достижение истины
– хакикат. На пути достижения истины
суфий проходит еще две стадии: любовь
и познание. В состоянии божественной
любви суфий способен видеть красоту
истины «глазом сердца».

Религиозная философия католицизма. Неотомизм — официальная философия католической церкви

Теоретическим фундаментом неотомизма является философско-теологическая система Фомы (Томмазо) Аквинского, члена монашеского ордена доминиканцев, получившего теологическое образование в Неапольском и Парижском университетах, святого католической церкви. Главной заслугой Фомы Аквинского перед католицизмом была адаптация философии Аристотеля для нужд католического вероучения. Он выполнил задачу рационализации религиозной веры и поиска для неё опоры в науке. Созданное им учение довольно быстро было признано официальной философией христианской религии западного образца. В 1879 году римский папа Леон XII в энциклике «Бессмертные отцы» отметил, что философско-теологическая система Фомы Аквинского лучше, чем иррационально окрашенная теология Аврелия Августина, способна противостоять тенденциям, угрожающим религии в XIX веке — материализму и позитивизму. Именно с этого времени и можно отсчитывать историю неотомизма как официальной философии современного католицизма. Это был не просто возврат к системе Ф. Аквинского. Упомянутая выше энциклика обозначила не только требование точного следования тезисам Аквината (а многие его тезисы были признаны не подлежащими сомнению), но и требование исследовать все проблемы современной жизни, изучать новые философские направления, использовать достижения частных наук, — и всё это для того, чтобы осовременить и обогатить идеологический фундамент католицизма.

Рассмотрим кратко основные положения неотомистской философии.

1. Примат веры над знанием. Основа этого учения — положение о гармоническом единстве веры и знания, согласно которому религиозная вера и рациональное познание не противоречат друг другу, не исключают, а дополняют друг друга. Это два пути, ведущие к одной и той же цели. Источник веры — Священное Писание, и истины, извлекаемые из этого источника, абсолютны и безусловны. Источник знания — разум. Но разум по природе своей — это свойство конечного существа, и потому он тоже конечен, ограничен. Существуют такие истины, которые недоступны человеческому разуму, лишь откровение раскрывает нам такие тайны бытия. Следовательно, вера и разум — неравноценные источники познания, и истины, получаемые с помощью веры, — выше истин разума. Вера расширяет границы разума; более того, вера — критерий истины. Таким образом, рациональное познание правомерно лишь настолько, насколько оно не противоречит религиозным догматам. Здесь мы, по существу, находимся в рамках фидеизма Августина, утверждавшего, что единственной дорогой, ведущей к истине, является вера. Справедливости ради отметим, что неотомистская философия осудила фидеизм ещё в XIX веке за недооценку человеческого разума. Но неотомисты ведут борьбу с рационализмом, осуждая его за неправомерную претензию признать разум верховным судьёй в вопросах истины и гордыню, поскольку, согласно рационализму, разум — это единственный проводник на пути к истине.

2.    Философия — служанка богословия. Это официальная догматическая формула, отражающая концепцию неотомизма, касающуюся взаимоотношения философии и религии. Неотомизм безоглядно придерживается положения, которое считает аксиомой; ничто не может быть истинным в философии, что признаётся ложным в теологии. По мнению Э. Жильсона, для того, чтобы служанка служила, она не должна быть уничтожена; служанка, конечно, не госпожа, но и она принадлежит к дому. В этом смысле философия католицизма — неотомизм — действительно находится под строжайшим контролем церкви, ей присущи крайний догматизм, авторитаризм, нетерпимость ко всему тому, что не согласуется с религиозными догматами. Эта философия во всех своих частях — онтологии, гносеологии, антропологии, этике и т. д. — теоцентрична, она направлена на утверждение и оправдание религии.

3.    Дуализм Бога и мира. Главным разделом философии неотомизма является онтология. Неотомисты различают то, что обладает бытием, чему присуще бытие (сущность, эссенцию), и то, что «есть» (существование, экзистенцию). Таким образом, противопоставляются абсолютное, вечное, сверхъестественное бытие Бога и бытие многообразных вещей, сотворённых Богом, конечных вещей, которые наделены бытием. По существу, в неотомизме онтология как бы должна быть разделена на две, отличные друг от друга, онтологии. Абсолютное, чистое, несотворённое бытие, бытие как таковое в неотомизме — это Бог, и он не может быть познан рациональным путём. Это положение неотомистской философии направлено против атеизма и пантеизма.

4.    Сущность и существование. Аристотелевская дихотомия сущности (эссенции) и существования (экзистенции) широко используется философией католицизма со времён Фомы Аквинского и до настоящего времени. В реально существующих вещах нет различия между сущностью и существованием. Здесь возможное мыслится как сущность, ещё не обладающая существованием. Стать существованием можно только будучи сотворённым. Но быть сотворённым, т. е. обладать сущностью, это значит быть ограниченным, конечным, т. е. не бытием как таковым, а конкретным, определённым бытием. Бытие в мире существенно отличается, по мнению неотомистов, от божественного бытия; в нём нет различия сущности и существования, поскольку нет ограничения бытия, здесь сущность и существование изначально тождественны.

5. Креационизм (творение из ничего). Принцип творения мира из ничего (Creatio ex nihilo) был сформулирован ещё Аврелием Августином (до разделения христианской церкви на католическую и православную). Этот принцип утверждает принципиальное различение и разграничение Бога и мира, Творца и его творения (и в теологии, и в религиозной философии). Августин утверждал, что акт творения мира из ничего Богом являлся единовременным, а шесть дней творения, о которых говорится в Священном Писании, — это аллегория, используемая для того, чтобы показать величие Бога.  Правда, далее Августин допускает логическое противоречие, говоря, что сначала Бог создал из ничего материю, а потом, придав ей форму согласно идеальным образцам, содержащимся в божественном разуме, создал многообразие вещей и тем самым создал весь мир. Католическая же онтология утверждает, что и материя, и мир не совечны Богу, критикует как противные христианству учения, согласно которым мир не имеет ни начала, ни причины, а все изменения в нём происходят как результат действия какой-то слепой силы и вследствие фатальной необходимости. Отсюда — враждебность материализму, детерминизму. Быть, согласно томистской философии, — это значит быть сотворённым Богом. Так понимается в этой философии единство мира.

6.    Томизм и объективный идеализм. Неотомизм не признаёт себя идеалистической философией, а позиционирует себя как реализм, так как признаёт объективную реальность и независимое от нашего сознания существование материи. Но существование материи не трактуется неотомистами ни как самодостаточное, ни как единственно существующее. Неотомизм близок к объективному идеализму, поскольку объективная действительность рассматривается им как вторичная по отношению к Богу.

7.    Познание Бога. С одной стороны, в неотомистской философии естественное (мир) противопоставляется сверхъестественному (Богу). А с другой — постулируется их единство как Творца и творения. Поэтому в неотомизме и выделяют два вида познания; познание Бога и познание мира. Объекты познания принципиально различны, отсюда делается вывод и о различии истин познания. Существуют недоступные разуму истины, они иррациональны, т. е. разум не может их постигнуть в силу ограниченности субъекта познания (человека) и в силу специфики объекта познания (Бога). Эти истины носят характер божественных, сверхъестественных, они могут быть исключительно предметом веры, но по существу своему они недоступны для науки, находятся вне пределов досягаемости частных наук и философии. Границей познания является естественный мир сотворённых вещей. То, что божественно, не только недоступно познанию с помощью частных наук и философии, но даже не может быть объектом критики, попыток осмысления, уяснения рациональным познанием. Не должны даже и предприниматься тщетные попытки познать сверхъестественное. Таким образом, любые догматы религии должны быть недоступны рациональному познанию. Однако, такая крайняя позиция может быть опасна и для самой теологии, которая признаётся неотомистами наукой наук. Чтобы выйти из этого затруднительного положения, была создана концепция «аналогии сущего», или «аналогии бытия». Главная задача философии — поиск доказательств и аргументов о существовании Бога. Мы можем познать Бога, как утверждают неотомисты, по аналогии с естественным бытием, а также благодаря откровению, Священному Писанию, исходящему от Бога. Бог освещает дорогу к познанию не всем людям, а только избранным, одухотворённым. Разуму закрыт доступ к познанию Бога, но на него возлагается обязанность доказательства того, что Бог есть. Эти доказательства, исходя из особенностей познания Бога, могут быть отысканы на основе миропознания; познание творений должно быть логическим основанием для познания Творца. Ещё Фома Аквинский сформулировал пять доказательств бытия Бога (или «пять дорог» к Богу), которые признаются и в неотомизме.

8. Материя и форма (гилеоморфизм). В решении вопроса о материи и форме неотомисты, как и Фома Аквинский, придерживаются взглядов Аристотеля, очищенных от элементов материализма. Форма первична, она есть созидающее творческое начало, а материя вторична, она есть своеобразный «строительный материал» (субстрат), в котором потенциально существуют возможные вещи. Форма — это то, благодаря чему вещь является тем, чем она является, то есть форма актуализирует потенцию, которая имеется в материи только как возможность вещи. Фома Аквинский, вслед за Аристотелем, называл субстанциями единичные вещи, сторонами которых являются материя и форма. В субстанциях выделяется то, что является основой их единства, — форма, и то, что является основой их множественности, — материя. Неотомисты отрицают субстанциальное понимание материи и формы, полагая, что только в сочетании друг с другом материя и форма образуют субстанцию.

9.    Наука, естествознание и неотомизм. Взаимоотношение неотомизма с частными науками и философией двояко. С одной стороны, неотомизм отрицает естественные закономерности, эволюционную теорию, толкует природу с позиции божественного происхождения и предназначения — и это не отдельные расхождения неотомизма с наукой, а коренная принципиальная несовместимость этих и других догм неотомизма с основными принципами естествознания, философскими и методологическими закономерностями, нормами и критериями научности. Наука ищет ответы на встающие перед ней вопросы в самих вещах, процессах, явлениях, которые являются объектами исследования, в их структуре, внутренне присущих им свойствах и т. п. Этот подход несовместим с позицией неотомистов, которые выступают против «диктатуры науки». Однако, с другой стороны, неотомисты пытаются использовать открытия естествознания для потребностей религии, интерпретируя их с позиций богословия, используя ещё не решённые наукой проблемы и испытываемые ею трудности для доказательства бытия Бога. Поэтому неотомистская философия стремится искать примирение с наукой, использовать её достижения для омоложения религиозной натурфилософии.

10.    Концепция человека в неотомизме, единство души и тела. Неотомизм придерживается и в наше время архаической позиции в учении о растительном и животном мире. С точки зрения неотомизма, растения и животные обладают душой, первые — вегетативной, вторые — чувствительной. Они не материальны и не духовны. Только человеку присуща мыслящая душа, проявлением которой является разум. Такая душа не присуща ни растениям, ни животным. Человек — это единство тела и души, но это не простое сочетание двух субстанций, а субстанциальное единство (одухотворённое тело и воплощённый от плоти дух). Каждая душа создаётся Богом индивидуально в момент рождения человека, она не существует до человека. Порождённое родителями тело и сотворённая Богом душа с момента рождения образуют субстанциальное единство человека. Каждая сотворённая Богом душа и конечна (поскольку она сотворена Богом перед рождением тела, т. е. имеет начало), и бесконечна, поскольку она бессмертна в соответствии с религиозным учением. Душа для тела является своеобразным двигателем и формой, которая актуализирует жизнь человека. Душа выше тела в иерархии живого, но ниже душ ангелов и Бога, поскольку душа человека соединена с телом человека, в то время как у ангелов имеется только душа и отсутствует материальная составляющая. Следовательно, человек в лестнице живых существ занимает промежуточное положение, обладая мыслящей (разумной) душой и материальным телом. Благодаря душе человек участвует в экзистенции чистых духовных существ и некоторым образом подобен Богу. Это подобие Богу придаёт человеку большое достоинство и самое высокое в реальном мире совершенство. Человек — существо самодостаточное для своих решений и действий. Никто не может вместо него мыслить и принимать решения о его деятельности и поведении. Он обладает свободной волей и пользуется этой свободой в выборе своих поступков, а поскольку он свободно выбирает варианты своих действий, то человек ответственен за свой выбор. Человек — это личность, обладающая душой, свободой воли, но, с другой стороны, человек имеет также тело, которое налагает на него ограничения и множество связей. Человек — существо и биологическое, и социальное.

11.    Познание. В неотомизме познание трактуется как одна из способностей нематериальной души. Разумное познание, согласно неотомизму, обратно пропорционально материальности. С точки зрения последовательного неотомизма познание — это постижение формой формы, его субъект — душа как форма тела; его объект — это тоже некоторая форма. Неотомисты различают три рода познания. Чувственное познание — низшая ступень познания. Это, собственно, ещё не познание, это постижение единичного. Этот низший род познания обусловлен несовершенством самого человека, тем, что он — не чистый дух, а дух, обременённый телом. Подлинным познанием является второй род познания — познание разумное, ибо это познание общего, преодолевающее ограниченность чувственного познания. Наконец, третьим родом познания является уже упомянутое нами познание по аналогии, которое относится к абсолютному бытию, исходя из того, что бытие Бога является необходимым. Хотя неосхоластика и неотомизм осуждают агностицизм и скептицизм, они и сами устанавливают границы познания. Их две: сверху и снизу. Нижнюю границу определяет несовершенство человеческого разума (связанное с тем, что душа человека едина с его телом). Именно материальное тело отягощает и затемняет познание. Чувства могут вводить разум в заблуждение, хотя сами и не могут быть ложными, так как истинными или ложными могут быть только суждения. Верхняя граница познания обусловлена не только возможностью злоупотребления разумом, но и его конечностью, ограниченностью, несовершенством. Естественный человеческий разум не является достаточным в качестве критерия истинности. Если кто говорит, что разум человека настолько независим, что вера не может им управлять, то да будет он предан анафеме — так было записано в Догматической конституции католической веры, которая была принята I Ватиканским собором. Над рациональным познанием возвышается вера, божественное откровение — верховный законодатель, устанавливающий нормы и критерии истины: разум подчинён вере.

12. Этика неотомизма. Мир создан во славу Бога, а не для благополучия и размножения человека. Сам по себе человек ничто. Он стоит перед выбором между посюсторонним и потусторонним благом, то есть между мирскими ценностями, ценностями его нации, общества, семьи и евангельскими ценностями. Цель нравственного человека — жить с глазами, устремлёнными в небеса. Ещё Августин сформулировал доктрину христианского оптимизма: всё, что сотворено Богом, есть Благо. Мир сотворён Богом, и Бог ответствен за своё творение, Бог является всемогущим, премудрым, вседобрым, благим. Но откуда же в мире несовершенство, зло, страдания? Вслед за отцами христианства неотомисты снимают с Бога ответственность за всё зло в мире. В религиозных учениях, предшествующих христианству, например, в манихействе, источником зла объявлялся Сатана, но католическая церковь не признаёт никакого начала, которое бы ограничило всемогущество Бога. Нельзя переложить эту ответственность и на человека, потому что его воля и душа — это персональный дар божий. Зло происходит из свободы воли человека. Нельзя упрекать Бога в том, что он даровал человеку свободную волю, просто не все люди могут разумно ею распорядиться. В этом католицизм отличается от протестантизма, в котором утверждается ответственность всего человечества за первородный грех Адама и Евы. Человечество, согласно неотомизму, само творит свои несчастья и ответственно за зло, существующее в мире. Признание неизбежности зла в мире после того, как ответственность за него снята неотомистами с Бога, — один из важнейших принципов неотомистской этики. Надежды на мир, лишённый зла, не только иллюзорны, но и богохульны, считают некоторые представители неотомизма. Для обоснования этого утверждения привлекается схоластический приём. Надо принимать мир таким, какой он есть. Надежды на мир без зла основаны на предположении, что мир мог бы быть устроен лучше, чем сотворил его создатель. Такое предположение, по мнению неотомистов, является просто кощунственным.

13. Социальная философия (философия истории) неотомизма. То, что было истинным по отношению к человеческой природе Каина и Авеля, будет истинным по отношению к природе последнего человека. Этот тезис в применении к философии истории означает отказ от понимания исторического процесса как закономерного процесса. Эта философия истории неотомизма антиисторична. В области философии истории неотомизма отчётливо прослеживается отрицание всякого детерминизма, допущение внутренней закономерности общественного развития, отказ от всякой возможности научного предвидения социальных явлений. Всё в мире заранее предустановленно Богом, а то, что человек принимает за законы истории, — это лишь внешняя оболочка, за которой стоит воля божья. История в восприятии неотомизма — это исключительно реализация божественного плана.

Рассмотрим далее учения религиозных мыслителей, которых относят к классикам религиозной философии католической церкви, то есть неотомизма.
 

Спасение только по вере или по вере плюс дела?

ГлавнаяМатериалыИндексСпасениеИстины спасения Спасение только верой

Вопрос

Ответ

Спасение только по вере или спасение по вере плюс дела? Это, пожалуй, самый важный вопрос во всем христианском богословии. Этот вопрос стал причиной Реформации, раскола между протестантизмом и католицизмом. Этот вопрос является ключевым отличием библейского христианства от большинства культов. Спасение только через веру или через веру плюс человеческие дела? Другими словами, спасен ли я, доверившись Иисусу, или я должен верить в Иисуса и, кроме того, делать определенные вещи?

Дела в дополнение к вере, необходимые для спасения, различаются в различных религиозных кругах. Многие группы указывают на водное крещение как на работу, которую необходимо добавить к вере для спасения: если вы не крещены, вы не спасены. Некоторые идут еще дальше: вас должен крестить правильный служитель, используя правильный метод, говоря правильные слова.

Другие предлагают соблюдать различные обряды, чтобы спастись, но формула всегда такова: вера + [заполните пробел] . Спасение дается через веру + получение мессы , вера + исповедь , вера + десятина , и т.д.

Многие отрывки из Библии учат, что спасение достигается только через веру, а не через веру плюс дела. Послание к Ефесянам 2:8–9, например, сформулировано ясно и недвусмысленно: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не делами, чтобы можно похвастаться». Большое значение имеет слово благодать , который относится к Божьим благословениям для недостойных. Сама идея благодати сводит на нет все попытки заслужить спасение. Павел приводит этот аргумент, когда учит об избрании Богом остатка Израиля: «Если по милости Божией, то не по их добрым делам. Ибо в таком случае Божья благодать не была бы тем, чем она является на самом деле, — бесплатной и незаслуженной» (Римлянам 11:6).

Другие отрывки, которые ясно учат спасению только через веру, включают Деяния 16:31; Римлянам 3:28; 4:5; 5:1; Галатам 2:16; 3:24; Ефесянам 1:13; и Филиппийцам 3:9.

Есть несколько библейских отрывков, которые, на первый взгляд, учат спасению через веру и дела. Одним из таких примеров является Иакова 2:24, где, по-видимому, говорится, что оправдание происходит по вере плюс дела: «Видите, что человек считается праведным по делам, а не по одной только вере». Эта очевидная проблема решается путем изучения всей аргументации Иакова в его послании. Иаков опровергает идею о том, что человек может иметь спасительную веру, не совершая никаких добрых дел (см. Иакова 2:17–18). Подлинная вера во Христа, говорит Иаков, приведет к изменению жизни и добрым делам (Иакова 2:20–26). Иаков не говорит, что оправдание происходит верой плюс дела, но что человек, который действительно оправдан верой, будет иметь в своей жизни добрые дела. Дела — это внешнее проявление подлинной веры во Христа (Иакова 2:14, 17, 20, 26) — и именно это внешнее проявление «оправдывает» верующего в глазах других людей.

Павел говорит, что те, у кого есть истинная вера в Иисуса Христа, будут «охотно делать добро» (Титу 2:14). Возвращаясь к Ефесянам 2, сразу после учения о том, что мы спасены верой, а не делами (Ефесянам 2:8–9), Павел говорит, что мы созданы «на добрые дела» (Ефесянам 2:10). Спасение приходит по благодати Божьей через веру, и эта вера проявляется в добрых делах. Дела следуют вере и являются ее доказательством.

Если мы собираемся сказать, что мы спасены делами, мы должны квалифицироваться , у которого работает. Нас не спасают наши собственные дела, какими бы достойными они ни были в наших глазах. Мы спасены исключительно работой Христа ради нас. Его смерть и Его воскресение — это дела, которые спасают нас. Мы принимаем нашего Спасителя верой (Иоанна 1:12).

Вернуться к:

Вопросы о спасении

Спасение только по вере или по вере плюс дела?

Подпишитесь на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Учение об оправдании – Евангельская коалиция

Введение

Благая весть об оправдании Богом грешников только по вере во Христа без добавления человеческих дел или церковного управления была библейской истиной, вновь открытой протестантскими реформаторами, и является одной из них. Отличительные черты евангельского протестантизма. Это драгоценное учение постоянно подвергается нападкам и искажается. Лютер подчеркивал пять solas («самостоятельно»), которые особенно важны для оправдания: только по благодати Божьей, только через нашу веру, только во Христа, только во славу Божью, и только Писание является высшим авторитетом для этой истины.

Бог – Абсолютный Стандарт

Чтобы оценить оправдание, важно начать с единого истинного и живого Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Этот триединый Бог является высшим нравственным стандартом. Даже фараон признал, что Господь праведен (Исход 9).:27; см. Пс. 119:137). Этот абсолютный стандарт того, что правильно, выражен в Моисеевом законе, особенно в том виде, в каком он резюмирован в Десяти заповедях и законе любви (Втор. 5:6-22; 6:1-9; Мф. 19:16-22; 22: 36-40; Рим 7:12; 13:8-9). Это также чудесным образом проявляется в характере и жизни Мессии Иисуса, Который, как и мы, был искушаем во всех отношениях, но остался без греха (Иоанна 14:9; Евр 4:15).

Люди — виновные, осужденные и беспомощные

Человеческие существа, созданные по образу Божьему и подотчетные Богу, далеко не соответствуют этому высшему стандарту праведности. Божья оценка состояния человека бесспорна: никто не является хорошим или праведным. Даже самые лучшие усилия людей рассматриваются как запачканная одежда (Пс. 53:1,3; Ис. 64:6; Рим. 3:9).-23). Закон Божий осуждает нас, и перед присутствием Христа мы можем только признать свою греховность (Луки 5:8). Никто не может стоять прямо перед Богом (Пс. 130:3). Как же тогда человек может быть прав перед Богом? Мы можем стараться сколько угодно, придумывать любые оправдания или жить в надежде, что Бог благосклонно отнесется к нашим добродетельным поступкам и не заметит зла, но все будет бесполезно.

Все человечество осуждено. Непослушание воле Божией влечет за собой смертный приговор. Праведный судья всей земли совершенно справедливо объявляет виновных грешников достойными вечного осуждения.

Дилемма. Как человек может быть прав перед Богом?

Иов задал своим друзьям вопрос: «Но как может человек быть прав перед Богом?» (Иов 9:2), и все же в притче о фарисее и мытаре Иисус ясно дал понять, что Бог может оправдать грешных людей (Луки 18:9-14).

Но как грешное человечество может когда-либо быть оправдано Богом, Который судит справедливо? Библия показывает, насколько неприемлемо для кого-либо оправдывать беззаконных, мятежных людей. «Тот, кто оправдывает нечестивого, и тот, кто осуждает праведного, одинаково мерзки пред Господом» (Притчи 17:15; см. 24:23-24). Сам Бог говорит: «Не оправдаю ли нечестивого?» (Исход 23:7) и призывает судей поступать справедливо, «оправдывая невинных и осуждая виновных» (Второзаконие 25:1). И все же Павел заявляет, что тот же самый Бог оправдывает нечестивых (Рим. 4:5). В оправдании грешников Бог делает то, что по-человечески невозможно. Он предусмотрел праведный способ объявлять грешников праведными в Его глазах, оставаясь скрупулезно честным и верным своему собственному праведному характеру (Рим. 1:16-17; 3:21-26).

Иисус Богочеловек – представитель и заместитель грешника

Благая весть Бога касается Его Сына, который стал человеком Иисусом Мессией во исполнение ветхозаветных обетований (Рим. 1:1-3). Он — Божий ответ на человеческое затруднительное положение. Сын принял человеческую природу, чтобы спасти людей, став представительным главой своего народа и их заместительной жертвой. Как Адам был первоначальным представителем человечества, и все соединились с ним в его грехе, осуждении и смерти (Деян. 17:26; Рим. 5:12-21; 1 Кор. 15:21-22), так и Христос как последний представитель тех, кто принадлежит ему, но, в отличие от Адама, он также является их заместителем. В результате послушной жизни, приведшей к искупительной смерти и воскресению, Иисус получил имя «Господь» (см. Ис. 45:21–25; Флп. 2:6–11), одержав победу над начальствами и властями (Кол. 2:15). Но у него также есть имя «Спаситель», как следует из его земного имени, Иисуса (Мф. 1:21; Ис. 45:15,21-22; Лк. 2:11; Деян. 5:31; Титу 2:13). Христиане не только исповедуют Иисуса Господом, но вместе с самарянами они свидетельствуют, что Он Спаситель мира (Ин. 4:42; см. 1Ин. 4:14). Оправдание грешников является одним из ключевых компонентов спасительной деятельности Бога во Христе.

Оправдание – центральная часть Благой Вести об Иисусе

Вопреки некоторым недавним учениям, оправдание лежит в самом сердце христианского послания, поскольку оно дает реальную надежду виновным, мятежным людям, которые не заслуживают ничего, кроме того, чтобы ниспал Божий гнев на них. Евангелие Божьей оправдывающей благодати провозглашает, что грешным людям, которые доверились Иисусу Христу, все их грехи прощены, они поставлены в правильное юридическое положение перед Богом и больше не подлежат осуждению. Необходимо выделить различные элементы этой евангельской истины.

  1. Библейское учение об оправдании — это «действие» Бога в смысле юридического заявления, судебного решения. Это не провозглашение того, что уже является реальностью из вечности прошлого или того, что будет истинным в будущем, но это фактическое решение Бога, которое происходит, когда человек верит. Таким образом, это заявление является не процессом или творческой работой Бога в верующих, которая делает их нравственно лучше, а вердиктом божественного судьи перед судным днем. Это не временное объявление, а раз и навсегда установленный здесь и сейчас указ, который не будет отменен, отозван или сделан постоянным в последний день.
  2. Этот судебный акт является милостивым приговором. Он показывает удивительную, незаслуженную доброту Бога (Титу 3:5-7). Те, кому Бог делает это законное заявление, не сделали ничего, чтобы заслужить или быть достойными этого, и поэтому им нечем хвалиться в себе (Рим. 3:24,27).
  3. Оправдание состоит из двух частей: «отпущение грехов и вменение Христовой праведности» (Кальвин, Институты 3.11.2). Это включает в себя прощение грехов (Рим. 4:6-8). Грех больше не засчитывается на счет верующего. Во-вторых, праведность зачисляется на счет верующего. Верующие не остаются в каком-то морально нейтральном состоянии. Им приписывают нравственную праведность Христа. Лютер называл это «чуждой праведностью», потому что это не было чем-то, что изначально принадлежало верующему. Оправдание связано не с изменением природы, а с праведным статусом, который является результатом того, что праведный характер Христа приписывается верующим (Бытие 15:6; Римлянам 4:1-5; 5:19).).
  4. Оправдание основано не на работе Духа по возрождению и обновлению, но полностью на личности и работе Христа. Он — Страдающий Слуга, о котором пророчествовал Исаия. Вина Божьего народа была переложена на него, и он заплатил цену, получив должное наказание, и праведность послушного Раба была передана им, так что они были признаны праведными (Ис. 53:5-6,11). Это чудесный обмен, который Лютер нашел таким драгоценным: Христос берет наши грехи и отдает нам Свою праведность. Бог может простить нечестивых на основании искупительной смерти Христа. (Рим. 3:24-26). Он понес наказание и произвел полное удовлетворение за грехи каждого верующего. Бог считал их грех принадлежащим Иисусу, Своему Сыну, Который был безгрешным, и на кресте претерпел ужасные последствия (1Пет.2:24). Бог сделал того, кто не знал греха, грехом для нас (2 Кор. 5:21а). Во-вторых, он может объявить нечестивых праведниками, потому что им дана Христова праведность. Это праведность от Бога, которая состоит в послушании Христа Отцу в жизни и смерти (2 Кор. 5:21б; Фил. 2:7-8; 3:9).). Как все человечество было сотворено грешником в Адаме, так и верующие во Христе сотворены праведниками (Рим. 5:18-19). Метафора одежды часто используется в Писании для обозначения того, что верующий стоит в праведности Христа (Быт. 3:21; Ис. 61:10; Мф. 22:11-14; Гал. 3:27; Отк. 7:9).
  5. Только через веру грешники оправдываются. Бог оправдывает того, кто верит в Иисуса (Рим. 3:26; 5:1). Эту веру не следует рассматривать как признание того, что мы уже были оправданы в вечности прошлого. И Павел, и Петр уверовали во Христа Иисуса, «чтобы оправдаться» (Гал. 2:16). Эту веру также нельзя рассматривать как веру в учение об оправдании. Вера — это доверие Иисусу, чья личность и дела открыты в Писании. Вера — это просто канал или пустая рука, принимающая дар Бога. Лютер описывает это как самоотверженное доверие. Не через веру и дела или через веру и нашу любовь мы оправдываемся, но только через веру. Оправдание не на основе нашей веры, а всегда через нашу веру или через нее. Когда Писание утверждает, что Авраам был оправдан верой, это не была его собственная вера, которая была основанием его оправдания (Бытие 15:6; Римлянам 4:3,13-24). Авраам поверил обетованию о Христе, Которого он видел и в Котором радовался (Иоанна 8:56). Эту веру не следует рассматривать как работу, которую мы делаем для того, чтобы Бог принял нас. Он не оправдывает нас, потому что видит в вере признак изменения нашего отношения. Объект веры, а именно Иисус Мессия, является основой оправдания.
  6. Оправдание никогда не должно рассматриваться без ссылки на союз верующего со Христом. Оправданный человек находится «во Христе» (Фил. 3:8-9). Союз со Христом занимает центральное место во всем спасении верующего от действенного призвания к прославлению, а оправдание является одним из важнейших элементов и никогда не должно быть изолировано от остальных (Рим. 8:30). Это не делает лишней истину о вменении Христовой праведности. Вменение Христовой праведности, а не союза со Христом, является основанием нашего оправдания.

Ответы на распространенные возражения

  1. Устарело. Юридический язык, касающийся оправдания, является библейским и вовсе не устарел. Люди постоянно кричат ​​о справедливости или предстают перед судьей в суде, где выносится обвинительный или оправдательный приговор.
  2. Это юридическая фикция. Оправдание нечестивых, верующих в Иисуса, не является юридической фикцией, ибо Христос своим совершенным послушанием и жертвой исполнил все требования закона, так что они считаются такими же праведниками, как и Христос.
  3. Поощряет беззаконие. Эта свобода оправдания никоим образом не поощряет беззаконную жизнь христианина. Именно здесь союз верующего со Христом так важен для тех, кто оправдан, посвящён Богу и имеет новые желания угождать Ему и служить Ему (Рим. 6; Гал. 5:13-26).
  4. Это противоречит учению Библии о суждении по делам. Для верующего нет будущего или окончательного оправдания, основанного на делах. Существует суд, основанный на делах, а дела верующих укажут на их оправданное положение во Христе по вере (Мф. 25:31-46). Подобно тому, как Христос был оправдан в смысле подтверждения своим воскресением, так и верующие во Христа будут подтверждены перед всеми при общем воскресении в последний день (Иоанна 5:28-29).; Рим 4:25; 1 Тим 3:16).
  5. Это противоречит учению Иакова о вере и делах. Когда Иаков подчеркивает, что мы оправдываемся не только верой, но и делами (Иакова 2:24), он стремится прояснить, что вера — это не просто принятие фактов, как это делают бесы. Вера без дел мертва. Вера, которая принимает Христа для оправдания, исходит из праведной жизни. В Библии есть несколько мест, где глагол «оправдать» имеет демонстративное, а не декларативное значение (Иер. 3:11; Иез. 16:51–52; Мф. 11:19).; Рим 3:4; и т.д.). Авраам и Раав, например, были оправданы или признаны праведными своими делами (Иакова 2:19-26). Нас объявляют праведными не наши добрые дела, но добрые дела, которые Бог дает верующим, демонстрируют их праведное положение во Христе (Еф. 2:8-10; Титу 2:11-14; Отк. 14:13).

Результаты и последствия для верующих

  1. У нас есть мир с Богом (Рим. 5:1). Отношения, нарушенные грехом, восстанавливаются.
  2. Существует твердая и определенная надежда на будущее за пределами нынешнего мирового порядка (Рим. 5:2).
  3. Уверенность основана, во-первых, не на чувствах, а на той истине, что как верующие мы праведны перед Богом через послушание и кровь Христа (Рим. 8:30).
  4. Мы приняты в Божью семью (Рим. 8:15; Гал. 4:5).
  5. Мы принадлежим к единому ковенантному сообществу. Поскольку язычникам не нужно становиться евреями, чтобы присоединиться к группе (Гал. 3:29), членство в церкви открыто для всех, кто уповает только на Христа для принятия Богом.
  6. Это освобождающее послание для тех, кто отягощен бременем вины и отчаяния из-за своего греховного состояния (Мф. 11:28). Когда возникают сомнения и страхи и выдвигаются обвинения, христианин может помнить: «Бог оправдывает. Кого осудить?» (Рим. 8:33-34).
  7. Мы счастливы знать, что нам не нужно стремиться к одобрению и принятию.
  8. Это библейское учение воздает всю славу Богу и оставляет оправданного грешника потерянным в удивлении, любви и хвале (Ис. 45:24-25; 54:17; 61:10; 1 Кор. 1:30-31).
Дополнительная литература

Общие

  • Джеймс Бьюкенен, Доктрина оправдания, [1867] (Эдинбург: The Banner of Truth Trust, 1997). Это издание включает прекрасное введение Дж. И. Пэкера. Доступно онлайн здесь.
  • Джон Кальвин, Институты христианской религии . Под редакцией Джона Т. Макнила (Филадельфия: The Westminster Press, 1960), особенно Книга 3, главы XI-XVIII.
  • Филип Х. Ивсон, Великий обмен: оправдание только верой в свете недавней мысли (Бромли, Кент: Day One Publications, 1996).
  • Филип Х. Ивсон, «Оправдание и евангельское христианство: историческая проблема» (загрузка в формате PDF)
  • Чарльз Ходж, Вера (бесплатная электронная книга)
  • Стивен Лоусон, «Оправдание только верой» (видео)
  • Мартин Ллойд-Джонс, Послание к римлянам: изложение глав 3:20-4:25 Искупление и оправдание (Лондон: The Banner of Truth Trust, 1970).
  • Скотт Олифинт (редактор), Оправданный во Христе. Божий план для нас в оправдании (Fearn, Ross-shire: Mentor Imprint by Christian Focus Publications, 2007).
  • Джон Оуэн, Доктрина оправдания верой (бесплатная загрузка электронной книги)
  • Дж. И. Пакер, Sola Fide: реформатская доктрина оправдания (бесплатная загрузка электронной книги).
  • Джон Пайпер, причислен к праведникам во Христе (Лестер: Inter-Varsity Press, 2002).
  • Джон Пайпер, «Сердце Евангелия: праведность от Бога, которая зависит от веры» (видео)
  • Майкл Ривз, «Противоречит ли Джеймс Павлу и реформаторам?» (короткое видео)
  • Роберт Трейл, Подтвержденное оправдание, [1692] (Эдинбург: Знамя Истины, 2002).
  • Джеймс Уайт, «Бог, который оправдывает» (видео)

Новые перспективы и Н.Т. Райт

  • Уильям Б. Баркли с Лигоном Дунканом, Ясность Евангелия: бросая вызов новому взгляду на Пола (Дарлингтон: EP Books, 2010).
  • Д. А. Карсон, «Новый взгляд на Пола» (аудиолекции, часть 1, часть 2, часть 3)
  • Джон Пайпер, Будущее оправдания. Ответ Н. Т. Райту (Ноттингем: Inter-Varsity Press, 2008).
  • Корнелис П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts