Определение исповедь: что это? Как исповедоваться и называть грехи
Содержание
Исповедь | это… Что такое Исповедь?
У этого термина существуют и другие значения, см. Исповедь (значения).
Таинство покаяния (Никола Пуссен, 2-я треть XVII в. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург)
И́споведь — в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и в исламе) один из обрядов (в православии и католичестве — таинство) покаяния, заключающийся в признании в совершённом грехе. Для совершения исповеди обязательно раскаяние и намерение в дальнейшем не грешить.
Архиепископ Фессалоникийский Симеон о покаянии пишет следующее[1]:
|
Содержание
|
В Библии
Понятие исповеди часто встречается как в Пятикнижии, так и в других книгах Библии. В Пятикнижии акт исповеди всегда предшествует обряду повинного жертвоприношения, и без него недействительны ни раскаяние, ни жертва.[2] Библия предписывает: «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис.5:6, 7)
Библия не предписывает определённую форму исповеди, а содержащиеся в ней формулировки признания в грехах, как правило, отличаются предельной краткостью. Таковы исповедь Каина (Быт.4:13), Моисея (Исх.32:31), Ахана (Нав.7:20), Давида (2Цар.12:13). Исповедь многословна лишь когда ей придаётся поэтическая или молитвенная форма: Пс.38, 51; Езд.9:6–11, 15; Неем.1:6, 7; –35.[2]
Жизнь христианина Христианский портал | |
· | |
Христианин Христианские добродетели | |
Христианское богословие |
В христианстве
В православии и католицизме исповедь в таинстве покаяния являет собой признание верующим грехов перед священником, который, в данном случае, будучи только свидетелем, от имени Иисуса Христа специальными разрешительными словами отпускает грехи всем искренне раскаявшимся. [3]
По вере Церкви, покаявшийся получает прощение грехов от самого Господа. Власть отпускать грехи, согласно церковному вероучению, была дана Иисусом Христом своим ученикам (а через них и Церкви): «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22-23).
Исповедь — неотъемлемая часть жизни христианина. В православии и католицизме входит в число таинств.
Важность покаяния
Иисус Христос и Иоанн Креститель — оба начинают свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17,Мф.3:2). Царь Давид убеждён, что одна жертва нужна Богу: глубокое покаяние, «сердце смиренное» и «дух сокрушен» (Пс.50:19). В притчах «О мытаре и фарисее» (Лк.18:9), «О блудном сыне» (Лк.15:11) и др., Христос подчёркивает, спасение даётся только кающемуся. Евангелия благовествуют, что Бог прощает любой грех, если человек имеет покаянное чувство (первым в рай вошёл благоразумный разбойник (Лк.23:33-43)). Любая молитва угодна Богу только при наличии покаянного чувства и благоговения[4]. Все Святые Отцы говорят о чрезвычайной важности покаяния в жизни человека. Прп Марк Подвижник утверждает: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает непокаявшегося [… ]. Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию […]. Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться. […]. И для великих, и для малых покаяние остаётся несовершенным до самого смертного часа».
Сущность покаяния
Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») букв. «после ума», означает «перемена ума», «перемена мыслей»[5]. Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11). Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк. 15:11-24): живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод, «пришед в себя», решается вернуться к Отцу.
Покаяние подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога, это перенесение центра жизни на Святую Троицу. Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется прежде всего в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину. Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему — положительно и реально. Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения. […] это активное, положительное состояние, заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении».
Исторические формы исповеди
В раннехристианских общинах практиковалась публичная исповедь, когда кающийся открывал свои грехи перед всей церковью, а все присутствующие христиане молились за кающегося, и считали его грехи своими. Отлучённые от причастия кающиеся не допускались в храм, а стояли вместе с оглашаемыми в притворе, откуда должны были выйти перед началом литургии верных. В IV веке святитель Василий Великий ввёл тайные епитимии для соблудивших жён, которых могли убить их разгневанные мужья (в ранней Византийской империи женщины были фактически бесправными, и за их убийство мужья не несли почти никакого наказания). Тайную исповедь стали требовать и государственные (императорские) чиновники. Но ещё в требнике XV века можно было встретить традицию, когда священник возлагал руку кающегося на свою шею и брал на себя все грехи исповедующегося. После преобразований императора Петра I, ориентировавшегося на европейские нормы, была внедрена католическая тайноразрешительная молитва, в которой священник лишь произносил слова: «Аз иерей (имя рек), властью, данной мне от Бога прощаю и разрешаю от всех грехов…», — священники не имели права разглашать грехи кающихся. На рубеже XIX—XX веков святой праведный Иоанн Кронштадтский популяризировал общую исповедь.
Подготовка к исповеди
Кающемуся, прежде всего, необходимо простить всех, кто, так или иначе, причинил обиды и огорчения ему самому (Мф.6:14-15), а также попросить прощения за нечаянно или преднамеренно причинённые обиды. При подготовке к исповеди кающемуся желательно поститься, воздерживаться и дополнительно молиться. Христианину рекомендуется духовно подготовиться к таинству исповеди: читать покаянные молитвы, духовные книги и размышлять о своей греховности и благости Бога. Нужно покаянным взглядом окинуть свою жизнь и свою душу, проанализировать свои поступки, помышления и желания с точки зрения заповедей Божьих (лучше даже записать свои грехи, чтобы не упустить чего-либо во время совершения таинства).
Православный обряд исповедания грехов
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
К исповеди призываются все люди, достигшие 7-летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи.
Исповедоваться можно в любое время и в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время (в особых случаях, например, для исповеди больного на дому, нужно индивидуально договориться со священнослужителем). Исповедующийся человек должен быть крещёным членом Православной церкви, сознательно верующим (признающим все основы православного вероучения и сознающим себя чадом Православной Церкви) и раскаивающимся в своих грехах. Законным тайносовершителем может быть только православный священник или архиерей. Священник обязан хранить тайну исповеди, то есть он не может никому пересказать то, что услышал на исповеди.
«Таинство исповеди.» Слева православный священник. От исповедовавшегося отходит бес. Над ним ангел-хранитель держит венец. Над ангелом — Дух Святый в виде белого голубя
В храме священник исповедует перед аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие. Пришедшие на исповедь становятся на некотором расстоянии от аналоя (чтобы не мешать и не слышать чужой исповеди). Когда настаёт их очередь — подходят к аналою. Обычно священник покрывает голову кающегося епитрахилью, молится, спрашивает, как зовут исповедующегося и что он желает исповедать пред Богом, но иногда епитрахиль надевается на голову кающегося только во время чтения священником разрешительной молитвы. Это не должно смущать верующего, в каждом храме существуют свои небольшие особенности богослужения.
Кающийся должен перечислить свои грехи. Таинство не может свершиться без искреннего покаяния в своих проступках. Следует признаться в наиболее свойственных страстях (например: маловерие, сребролюбие, гневливость) и в тех конкретных грехах, которые кающийся видит за собой, особенно тех, которые наиболее тяготят его совесть. Если исповедующийся медлит или запамятовал грехи, то священник может задавать наводящие вопросы. Кающийся должен избегать повторения грехов.
Смертные грехи — те, которые особенно сильно поражают духовный организм, глубоко ранят человека, делают его душу «мёртвой». Следствие смертного греха — «окамененное нечувствие», убийство чувства Бога, неспособность к молитве, к переживанию Бога, к покаянию.[6] Самым тяжёлым и опасным считается любой нераскаянный грех и наиболее повторяющийся грех. Затем следуют грехи, повлекшие тяжкие последствия: убийство по злобе или умыслу (в том числе аборт живого плода и самоубийство), разврат, отречение от Бога (хула на Святого Духа), хищения, и проч.
Выслушав исповедь, священник как свидетель и ходатай пред Богом, задаёт, если считает нужным вопросы, и говорит наставления (может назначить и какую-нибудь епитимию), затем молится о прощении грехов кающегося и, когда видит искреннее раскаяние и стремление к исправлению, читает разрешительную молитву. Хотя само прощение грехов совершается не в момент чтения разрешительной молитвы, а по всей совокупности чинопоследования исповеди. При этом, и на это часто указывают Святые Отцы, при сознательном утаивании грехов или отсутствии искреннего раскаяния перед Богом Таинство исповеди не совершается, даже если священник и прочитал разрешительную молитву.
За совершение исповеди взимать деньги запрещено. Человек может исповедоваться только по своей воле. Священнику запрещено принуждать человека к исповеди.
В традициях Русской, и ряда других поместных Православных церквей исповедь мирян (наряду с говением) обязательна перед Таинством причащения, но, например, в Сербской православной церкви прихожане причащаются каждую неделю, а исповедуются по желанию. Исповедь священнослужителей перед литургией и причастием не является обязательной[7] и существует как местная традиция.[8] Поощряется также исповедь перед венчанием, рукоположением, монашеским постригом, перед предстоящей тяжёлой и опасной хирургической операцией и, вообще, перед всяким важным делом. Исповедаться необходимо и перед крещением, что является благочестивым обычаем и не является таинством (в таинствах могут участвовать только крещёные), поэтому епитрахиль на голову не возлагается и разрешительная молитва не читается.[9][10]
Каждому православному рекомендуется иметь своего духовника — священника (желательно со своего прихода), преимущественно у которого бы постоянно и исповедовался бы этот христианин, и который бы управлял его духовным ростом. Насельники некоторых монастырей ежедневно открывают духовному отцу не только содеянные грехи, но и свои помыслы. Откровение помыслов было всеобщей практикой в первоначальном монашестве, и является лучшим средством в борьбе со страстями.[11] Кроме исповеди у священника, христианам предлагается постоянно повторять про себя покаянную молитву Иисусову, или более краткую молитву мытаря «Боже, милостив буди мне грешному», или просто «Господи помилуй!».[12] С помощью глубокого покаяния исихасты (иноки-подвижники) созерцали нетварный Фаворский свет.
В православии нет единого мнения о том, как прощаются грехи. Некоторые[кто?] настаивают на том, что если священник прочитал над кающимся разрешительную молитву, то грехи уже отпустились (во всяком случае, в это все призываются твёрдо верить). Другие возражают, что Бог не зависит от обрядодействий, совершаемых священником, и может не только не принять небрежно совершённое таинство, но и покарать за такое кощунство. Касательно непосредственно исповеди, известно, что многие подвижники благочестия до конца своей жизни (то есть, многократно) каялись в одном и том же отягчающем их душу грехе. Чем искреннее покаяние, тем полнее прощение и благодатное мздовоздаяние от Бога. Например, по православному преданию, апостол Пётр каждую ночь вскакивал во время пения петухов и с молитвой горько оплакивал своё троекратное отречение от Христа, совершённое им во дворе дома первосвященника Каиафы, и лично уже ему прощённое явившимся воскресшим Христом. Так же, преподобная Мария Египетская после своего покаяния ещё много лет в пустыни молилась о прощении прежних грехов.
Кроме того, некоторые считают, что если человек не исправляется, а вновь повторяет тот грех, в котором он уже покаялся, то этот грех значительно усугубляется.
Католический обряд исповедания грехов
Принятие исповеди грекокатолическим священнослужителем
Исповедь строго обязательна для всех католиков раз в год (даже если нет тяжких грехов), а также в случае тяжёлого греха (имея на совести тяжёлый грех до исповеди нельзя приступать к причастию). Многие священники рекомендуют исповедоваться раз в месяц или даже чаще, если есть такая потребность. Перед таинством крещения взрослых исповедь не проводится, так как считается, что крещение смывает все грехи, совершённые до него.
Для того, чтобы исповедь была действительной необходимо выполнение следующих условий:
- Испытание совести.
- Искреннее сокрушение о грехах.
- Твёрдое намерение больше не грешить.
- Искренняя исповедь перед священником.
- Удовлетворение за грехи Богу и ближнему (прежде всего исполнение наложенной епитимьи и посильное возмещение ущерба, причинённого людям).
Порядок исповеди такой же, как в православии.
Исповедание грехов обычно происходит в специальной кабине, называемой исповедальней или конфессионалом (возможна исповедь и вне конфессионала). Конфессионал сконструирован таким образом, чтобы священник имел возможность слышать исповедь, но не имел возможности видеть лицо исповедующегося (окошко исповедальни затянуто материей).
Принятие исповеди латинским священнослужителем в исповедальне
Исповедь в Евангелическо-лютеранской Церкви
Евангелическо-лютеранская Церковь учит, что исповедь состоит из двух частей: исповедания грехов и отпущения грехов:
Во-первых мы признаём свои грехи. Во-вторых мы принимаем отпущение грехов. (Краткий Катехизис, V, 1)
Отпущение грехов, произносимое обычно пастором или проповедником, исходит от самого Бога. Прощение грехов даётся даром, по милости Божьей, в лютеранской церкви не накладывается епитимья. Прощение грехов зависит только от милосердия Бога и веры в искупительную жертву Иисуса Христа, дарующую прощение и спасение. Во время исповеди не требуется перечисление всех грехов, XXV артикул Аугсбургского вероисповедания указывает, что человек не в состоянии вспомнить и перечислить все свои грехи (ссылаясь на Псалом 18:12).
Практикуется как частная, так и общая исповедь. Частная исповедь — исповедание грехов наедине с пастором или проповедником. Общее исповедание грехов происходит во время богослужения и во многих лютеранских церквях является его неотъемлемой частью (как, например, в Евангелическо-лютеранской Церкви в России, Украине, Казахстане и Средней Азии). К Святому Причастию допускаются только те верующие, которые исповедовали свои грехи (поэтому на богослужении со Святым Причастием общая исповедь присутствует непременно), при этом необходимость исповеди и покаяния не зависит от тяжести совершённого греха, так как лютеранская теология учит, что любой грех является тяжким грехом.
Тайна исповеди и Закон о недонесении о преступлении
До конца V века, согласно А. Ф. Кони, в Христианской церкви допускалась как исповедь пред пресвитером, так и всенародная, в храме; с начала же VI века единственной принятой формой исповеди, сопряжённой с соблюдением молчания обо всём при ней открытом, является тайная исповедь. [3]
Католическая церковь, исходя из мнения Фомы Аквинского и других учёных-богословов, установила «печать молчания», запрещая священникам говорить кому бы то ни было об услышанном во время исповеди. Нарушение этого правила, согласно 21-ой статье 4-го Латеранского Собора, грозило пожизненным заключением в монастыре «строжайшего» ордена. Булла Папы Климента VIII 26 мая 1594 года говорит о такой же ответственности открывшего тайну исповеди.
В православии тайна исповеди тоже соблюдалась строго. Номоканон при требнике 1662 года, запрещает открывать тайну исповеди и грозит виновному самым тяжким наказанием.
Однако безусловность тайны исповеди была нарушена во времена царствования Петра I. «Духовным Регламентом» того времени, предусматривалось в трёх пунктах «прибавлений о правилах причта церковного» жестокое наказание за открытие тайны исповеди, в других же трёх пунктах разрешалось разглашать тайны исповеди по отношению к тем, кто, «вымыслив или притворно учинив, разгласят ложное чудо», и к умыслившим государственное преступление, если они, «объявляя намеряемое зло, покажут себя, что не раскаиваются, но ставят себе в истину и намерения своего не отлагая, не яко грех исповедуют»[13].
Согласно Полному православному богословскому энциклопедическому словарю:
«Ныне всё сказанное на исповеди сохраняется в тайне, за исключением таких случаев, когда сокрытие грозит опасностью монарху, императорскому дому или государству»[14].
Ст. 19 УК РСФСР определяла рассматриваемый вид прикосновенности как недонесение о достоверно известном готовящемся или совершенном преступлении и устанавливала, что недонесение о преступлениях влечет ответственность лишь в случаях, специально предусмотренных законом.
Современное российское законодательство охраняет тайну исповеди. В соответствии с ч. 7 ст. 3 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» «тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди».[15] Это правило конкретизируется в процессуальном законодательстве: так, согласно п. 4 ч. 3 ст. 56 УПК РФ священнослужитель не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; аналогичное правило действует и в гражданском процессе (п. 3 ч. 3 ст. 69 ГПК РФ).
В иудаизме
Основная статья: Исповедь в иудаизме
В иудаизме термин носит название виддуй (ивр. וִדּוּי). В современном значении впервые появляется в Мишне.[16] Опираясь на библейское предписание «мужчина или женщина, совершившие какой-либо грех… пусть исповедаются в грехе своём» (Чис.5:6, 7), еврейская Галаха заключает, что несоблюдение любой заповеди должно быть искуплено исповедью и раскаянием.[17]
Формула исповеди, произносившаяся первосвященником в ходе храмовой службы в Йом-Киппур (День Искупления) за себя, свою семью, коэнов и весь народ, сформулирована очень кратко и состоит всего из двух предложений. В первом (собственно исповедь) перечислены три разновидности грехов: извращение [Закона], преступление [его] и прегрешение; во втором испрашивается прощение Бога за них. [18] Формулы личной исповеди, читаемые на богослужении в Йом-Киппур[19], очевидно, сложились уже после разрушения Храма и были призваны заменить исповедь, читавшуюся первосвященником.
В исламе
Покаяние в исламе может называться «тауба». Похожим (но не идентичным) понятием в исламе может при определённых допущениях считаться мольба о прощении (поиск прощения Бога — Аллаха), которая называется «истигфар»[20][21]. Некоторые трактуют истигфар как произнесение слов просьбы о прощении. Покаяние в грехах осуществляется Богу, а не человеку, кроме принесения (просьбы) прощения жертве греха.
См. также
- Епитимия
Примечания
- ↑ Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. Блаженный Симеон Солунский. стр.6. Изд-во Оранта. 2010.
- ↑ 1 2 Исповедь — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ 1 2 Исповедь // Энциклопедия «Религия»
- ↑ Святитель Феофан Затворник. УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ
- ↑ Метанойя как изменение духовного опыта
- ↑ Профессор МДАиС А. И. Осипов, «В чем логика выбора из огромного числа грехов семи смертных», аудиозапись на официальном сайте А. И. Осипова
- ↑ Таинство Покаяния. Сайт «Азбука Веры»
- ↑ ДIАКОННИКЪ • Просмотр темы — исповедь священнослужителей
- ↑ Нужно ли исповедаться перед крещением?
- ↑ Последование Святого Крещения/прот. Владимир Воробьев Лекции о церковных таиствах
- ↑ Откровение помыслов/Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси
- ↑ Игнатий Брянчанинов [Слово о молитве Иисусовой http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book&id=201]
- ↑ Цит. по: Тайна исповеди // Энциклопедия «Религия»
- ↑ Тайна исповеди // Полный православный богословский энциклопедический словарь (CD-версия: «Богословская энциклопедия». — М.: Directmedia Publishing. — 2005. — С. 8760.
- ↑ Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
- ↑ Мишна, Биккурим 2:2; Меггила 2:5
- ↑ Сифри Чис. 2, 3; Маймонид, Мишне Тора, Законы раскаяния 1:1
- ↑ Мишна, Иома 3:8; 4:2; 6:2
- ↑ Иерусалимский Талмуд Иома 8:9, 45в; Вавилонский Талмуд, Иома 87б; Мидраш Вайикра Раба 3:3
- ↑ Истигфар
- ↑ Различие между Тауба и Истигфар
Ссылки
- Исповедь // Энциклопедия «Религия»
- Тайна исповеди // Энциклопедия «Религия»
- Исповедь — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Исповедь: О чём нужно помнить, готовясь к исповеди, статья православного священника на сайте Православие и мир.
- Исповедь: Православная церковь об исповеди: что говорить, как готовиться, как складывался чин исповеди на сайте Православие и мир.
- Таинство покаяния
- Про таинство покаяния на сайте католического прихода св. Екатерины
- Статьи о Таинстве покаяния на сайте Азбука веры
- Валентин Свенцицкий, прот. Шесть чтений о таинстве покаяния в его истории
«Авторская исповедь»: к истории названия и жанра
Балакшина Ю. В. к.ф.н., доцент РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) / 2009
Из предисловия к первому изданию «Авторской исповеди» в томе «Сочинения Гоголя, найденные после его смерти» (1855 г.) известно, что этот текст был найден в уцелевших от сожжения бумагах покойного писателя и озаглавлен С. П. Шевыревым при подготовке его к публикации. Шевырев, выбирая название для гоголевского текста, не стал пускать вход бесплодную фантазию и ограничился жанровым определением «исповедь», подчеркнув специфику найденной «исповеди» дефиницией «авторская». Вопрос о жанровой природе текста оказался изначально связан с проблемой его наименования.
Однако история текста «Авторской исповеди» показывает, что от момента написания до момента печатной канонизации в 1855 году и жанр, и название, и даже статус «Авторской исповеди» как самостоятельного текста постоянно менялись. На основании как ранее известных гоголеведению, так и впервые привлекаемых к этому сюжету документов нам представляется возможным выделить в истории существования текста «Авторской исповеди» пять периодов, напрямую связанных с жанровой идентификацией этого текста.
Первый период — прижизненный. Текст, написанный Гоголем в 1847 г., в его письмах получил наименование «повести моего писательства» (письмо П. А. Плетневу от 29 мая (10 июня) 1847 г. ) или «книжечки», что подчеркивало контрастное единство нового текста с «книгой» «Выбранных мест». В самом тексте «Авторской исповеди» также неоднократно звучало жанровое определение «повесть»: «повесть моего авторства», «чистосердечная повесть», что дало основание П. В. Михеду говорить о художественной природе этого гоголевского произведения1.
Гоголь отказался от издания своей «повести», однако не уничтожил ее. Публичная жизнь будущей «Авторской исповеди» началась только после смерти ее создателя в 1852 г. Второй период в истории этого текста связан с его существованием в «материнском лоне» «Выбранных мест». Действительно, в списках бумаг Гоголя, составленных сразу после его смерти А. П. Толстым и С. П. Шевыревым, как будто не фигурирует документ, который может быть идентифицирован как будущая «Авторская исповедь». Этот факт позволил П. Г. Паламарчуку высказать предположение, что «рукопись еще до кончины Гоголя была передана им одному из друзей — возможно, тому же Шевыреву2». Мы полагаем, что рукопись, не имевшая заглавия, при беглом осмотре не была опознана как самостоятельный текст и попала в описях в раздел «Выбранные места из переписки с друзьями» как «предисловие» (А. П. Толстой) или «новые прибавления к ним» (С. П. Шевырев)3.
На третьей стадии пристальное изучение, так называемых, «прибавлений» к «Переписке с друзьями» приводит Шевырева к необходимости выделить будущую «Авторскую исповедь» из разрозненных рукописей как самостоятельное явление. Первым документом, свидетельствующим о появлении на свет сокрытого до времени произведения Гоголя, становится письмо С. П. Шевырева редактору «Журнала МНП» К. С. Сербиновичу от 10 июня 1852 года. Шевырев, оправдываясь в неприсылке продолжения педагогических чтений, сообщает: «В это же самое время выздоровления и экзаменов, свободные часы должен я был посвятить разбору бумаг, оставшихся после покойного Н. В. Гоголя. Нашлись: весьма замечательная его внутренняя автобиография, как автора, дополнение к его „Переписке с друзьями“; размышления о Божественной литургии, теплые, живые, умилительные, обнаруживающие его христианский дух и его преданность Церкви и Государю, пять черновых тетрадей 2-го тома „Мертвых душ“, забытые им вероятно, печальный остаток, уцелевший нечаянно от аутодафе»4.
Таким образом, период обретения текстовой самостоятельности связан с именем и жанром «внутренней автобиографии». Под этим именем «Авторская исповедь» фигурировала в литературных кругах до ноября — декабря 1852 г., до того момента, когда Шевырев, отчаявшись получить разрешение на официальную публикацию, решился санкционировать ее распространение в списках5. Так, неизвестный автор в своем письме из Москвы в Петербург от 6 ноября 1852 г., сообщает: «Из сочинений Гоголя уцелело: три неполных черновые главы второго тома „Мертвых душ“, его автобиография и объяснение литургии <…> О Биографии ничего обстоятельно неизвестно. Кажется, однако ж, что это-то „Прощальная повесть“, о которой он упоминает в „Переписке с друзьями“ <…> От Елагина я узнал, что Автобиография Гоголя находится у Шевырева. Он не дает никому списывать»6.
Четвертый этап в судьбе «Авторской исповеди» связан с ее распространением в списках, которое началось, по-видимому, в начале 1853 года. В подавляющем большинстве списков новое произведение Гоголя уже имело название «Авторская исповедь». Письмо К. С. Аксакова племяннику Гоголя Н. П. Трушковскому, обнаруженное нами в рукописном отделе Института литературы АН Украины им. Т. Шевченко, позволяет пролить свет на роль семейства Аксаковых в присвоении тексту Гоголя именно этого наименования. В письме, датируемом нами июнем-июлем 1855 года, Константин Аксаков сообщает Николаю Трушковскому ответы своего отца на ряд вопросов, касающихся издания сочинений Гоголя, найденных после его смерти. Обсуждается название тома в целом, возможная цена на него, наличие виньетки при 2-ом томе «Мертвых душ», содержание вступления к тому и т. д. Под пятым пунктом в списке обсуждаемых вопросов значится: «Название Авторская Исповедь, — оставить. Нужно сделать примечание, что эта рукопись найдена без названия; но в одном из писем Гоголь к О. М. (отцу Матвею), которое содержит в себе мысли, заключающиеся в этой рукописи, Гоголь сам называет эти мысли: исповедью в писательстве»7.
В контексте этого письма по-иному звучит и упоминание «авторской исповеди» в письме С. Т. Аксакова С. П. Шевыреву от 19 ноября 1852 года, где данное словосочетание написано со строчной буквы и без кавычек: «Благодарю вас, почтеннейший Степан Петрович, за сообщение мне авторской исповеди Гоголя. Вы сами можете себе представить, что я чувствовал, когда слушал ее!8». Возможно, именно С. Т. Аксаков предложил жанровое определение нового гоголевского текста, ставшее его заглавием.
Подчеркнем, что для Аксаковых «исповедь» — это в первую очередь, жанр церковный, связанный с событийным оформлением таинства покаяния или с исповеданием веры. Неслучайно выбор заглавия в письме К. С. Аксакова мотивируется через сходство «Авторской исповеди» с письмом Гоголя к о. Матфею Константиновскому от 12 января (н. с. ) 1848 г., как бы моделирующим форму церковной исповеди. Гоголь называет о. Матфея «самим Богом данный мне исповедник»; воспринимает его слово не как частное, человеческое, а как данное Богом: «Я верю, что вы молились обо мне и просили у Бога вразумления сказать мне то, что для меня нужно…». Сразу после «исповеди писательства» в письме следует перечисление традиционных аскетических грехов («бездна себялюбия», «неуменье пожертвовать земным небесному», «гордость», «малодушие, суеверия, боязнь») и резюме: «И вот вам моя исповедь уже не в писательстве»9. Вероятно, неслучайно и в заглавии ряда списков определение «авторская» отсутствует, и текст Гоголя фигурирует просто как «исповедь».
Последняя, пятая, стадия в истории текста «Авторской исповеди» связана с его публикацией в томе «Сочинения Гоголя, найденные после его смерти» (цензурное разрешение получено 26 июля 1855 года). Заглавие «Авторская исповедь» закрепляется за текстом, но Трушковский со ссылкой на Шевырева предлагает существенно иную, чем Аксаковы, мотивировку этого заглавия. В предисловии к тому об «Авторской исповеди» говорится: «Последняя не имела названия, но как сам Автор несколько раз говорил о ней, что это чистосердечная моя повесть, повесть моего Авторства, то С. П. Шевырев и решился ее назвать „Авторскою Исповедью“». Используя жанровые определения самого Гоголя, Шевырев подчеркивает, что «Авторская исповедь» не столько церковный, сколько литературно-публицистический и философский жанр, связанный с самоописанием и публичным обнаружением своей авторской ипостаси.
Таким образом, мы наблюдаем процесс эволюции жанрового статуса «Авторской исповеди», включающий пять жанровых определений: «повесть», часть «Выбранных мест…» («межтекстовое единство»), автобиография, исповедь как церковный и исповедь как литературный жанр. Нам представляется, что жанровый статус «Авторской исповеди» напрямую связан с той формой, которую на разных этапах существования текста обретает контакт между автором и аудиторией.
На первой стадии, когда Гоголь называет свой текст «повестью», он стремится, как справедливо пишет Михед, «дать целостную легенду своего авторства»10, построить так свой образ, чтобы убедить читателя в своем праве на тон и содержание «Выбранных мест». Однако, отказываясь от публикации своей «книжечки», Гоголь, тем самым, отказывается от задачи смоделировать читательское восприятие своего авторского и человеческого «я» («оправдаться перед светом») и позволяет выявиться в тексте иным смысловым и жанровым тенденциям.
Неудивительно, что первые читатели «Авторской исповеди», ближайшие друзья Гоголя А. П. Толстой и С. П. Шевырев, увидели во вновь найденном тексте часть «Выбранных мест из переписки с друзьями»: название этой книги фигурировало в первом же предложении неозаглавленной рукописи: «Все согласны в том, что еще ни одна книга не произвела столько разнообразных толков, как Выбранные места из переписки с друзьями»11. Вероятно, друзья Гоголя отреагировали не только на внешнюю форму найденного текста, но и на склонность позднего Гоголя дописывать, переписывать, комментировать собственные тексты (вспомним две редакции «Портрета», пояснения к «Ревизора» и т. д. ). Это напрямую выразил А. П. Толстой, описывая уцелевшие от сожжения бумаги в письме С. П. Апраксиной: «Множество писем и Предисловие, одним словом, новое издание, пересмотренное и дополненное, Переписки с друзьями». Интересно, что интуиция друзей Гоголя коррелирует с попытками современных литературоведов осмыслить «Выбранные места» и «Авторскую исповедь» как некую «уникальную межтекстовую целостность». П. В. Михед называет эти два текста «дилогией»12; С. А. Гончаров — «Книгой творений Гоголя, прообраз которой можно обнаружить в средневековой культуре»13.
Следующий этап в истории «Авторской исповеди», когда образованная Россия узнала об этом тексте, но еще не узнала самого текста, характеризуется жанровым определением «внутренняя автобиография». Автобиография, как отмечает М. М. Бахтин, является той «ближайшей трансгредиентной формой, в которой я могу объективировать себя самого и свою жизнь художественно»14. Однако степень художественности автобиографии значительно меньше, чем, например, повести. С другой стороны, существует глубокое историческое различие между «самоотчетом-исповедью», образец которой Бахтин находил у блаж. Августина, и автобиографией, как жанром, возникшим только в раннем Возрождении. Задача автобиографии — выделить, осмыслить, описать собственную индивидуальность в историческом пространстве-времени. Тогда как в самоотчете-исповеди «биографическое целое жизни со всеми событиями не довлеет себе и не является ценностью»15. Исповедь свершается перед лицом Бога; автобиография пишется для современников и потомков.
После смерти Гоголя «Авторская исповедь» ожидается читателями и осознается Шевыревым как текст, подводящий итоги всей жизни писателя, выстраивающий его целостный образ, но исходя уже не из конкретной ситуации, сложившейся вокруг «Выбранных мест», а из контекста всей прожитой жизни художника и человека. Завершенная жизнь сложилась как целое и требует биографического осмысления и оформления. Отсюда трансформация «повести» в «автобиографию».
Читательская рецепция текста «Авторской исповеди», связанная с ее распространением в списках, привносит иное жанровое определение — «исповедь». Характерна реакция на этот текст старшего Аксакова: «Я нашел в ней полный ответ на каждое слово моих укорительных писем… но прошедшего не воротишь»16. Слишком живо, слишком больно, чтобы воспринять текст сугубо эстетически. Ощущение боли, источником которой вольно или невольно оказывался каждый, не подавший «руку изнемогшему духом»17, передавалось, видимо, не только ближайшим друзьям Гоголя. Об этом свидетельствует характер многих списков, в которых встречаются подчеркивания, дополнения, смысловые описки и ошибки. О восприятии текста не как художественной, а, скорее, как экзистенциальной реальности говорит, например, запись в дневнике А. В. Никитенко, который услышал «Авторскую исповедь» в чтении кн. Д. А. Оболенского: «В „Исповеди“ Гоголя господствует религиозное настроение, не исключающее, однако, других чувств: оно и благородно и скромно»18. В пределе «Авторская исповедь» Гоголя воспринималась как поступок, «который, — по выражению Бахтина, — мы не должны ни воспроизводить, ни художественно созерцать, но на который должны реагировать своим ответным поступком». И единственным ответом на поступок исповеди может быть молитва о прощении и отпущении грехов исповедующегося.
Безусловно, что эффект живого прикосновения к страдающей и безвременно угасшей жизни, который возникал в ситуации переписывания рукописи, с увеличением временной дистанции и появлением печатного текста должен был угаснуть. Возможно, мотивируя наименование «Авторской исповеди» изнутри литературного, а не религиозного ряда, Шевырев имел в виду сугубо практические соображения (например, не желание раздражать почитателей Гоголя упоминанием имени о. Матфея), однако он весьма точно отразил процесс постепенной эстетизации исповеди Гоголя в читательском сознании. В конечном итоге, «Исповедь» опять стала синонимом «повести», литературным жанром, провоцирующим читателя на эстетическое восприятие и (или) литературоведческий анализ.
Таким образом, история жанровой идентификации «Авторской исповеди» продемонстрировала внутреннюю сложность гоголевского текста, рожденного в диалоге церковной и светской культур, возникшего на грани покаянного самоотчета перед Богом, автобиографического выстраивания собственного образа в глазах читателей и попытки проникнуть в мистический смысл собственной судьбы. В заключении отметим, что и на настоящем этапе читательское восприятие «Авторской исповеди» располагается в поле динамичного напряжения между двумя полюсами: полного доверия и человеческого сочувствия и отстраненного аналитического восприятия текста как эстетически самоценной повествовательной игры.
Примечания
1. Михед П. В. Место «Авторской исповеди» в творческой судьбе Гоголя // Гоголевский сборник. СПб., 1994. С. 154-158
2. Паламарчук П. Г. Список уцелевших от сожжения рукописей Гоголя // Гоголь: история и современность. М., 1985. С. 488.
3. Там же. С. 489, 490.
4. РО ИРЛИ «Пушкинский дом». Ф. 46. Ед. хр. 15. Л. 9об. −10.
5. См. об этом:Балакшина Ю. В. С. П. Шевырев, Аксаковы и история распространения «Авторской исповеди» в списках // Восьмые Гоголевские чтения. Н. В. Гоголь и его литературное окружение. М., 2009. С. 92-98.
6. Гоголь в неизданной переписке современников // Литературное Наследство. Т. 58. М., 1952. С. 768.
7. РО Института литературы АН Украины им. Т. Шевченко. Ф. 17. Ед. хр. 128.
8. РО РНБ. Ф. 850. Д. 108. Л. 18-19.
9. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 14. С. 39-41
10. Михед П. В. Указ. соч. С. 155.
11. Гоголь Н. В. Авторская исповедь // Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. М., 1952. Т. 8. С. 432.
12. Михед П. В. указ. соч. С. 155.
13. Гончаров С. А. Творчество Н. В. Гоголя и традиции учительной культуры. СПб., 1992. С. 131.
14. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 171.
15. Там же. С. 168
16. РО РНБ. Ф. 850. Оп. 1. Д. 108. Л. 18-19.
17. Гоголь Н. В. Авторская исповедь. С. 467.
18. Никитенко А. В. Дневник в 3-х т. Т. 1. М. -Л., 1955. С. 362.
Определение и значение исповеди — Merriam-Webster
исповедь
kən-ˈfe-shən
1
а
: акт признания
специально
: раскрытие своих грехов в таинстве примирения
б
: сеанс исповеди грехов
исповедоваться
2
: заявление о признании: например,
а
: письменное или устное признание вины лицом, обвиняемым в совершении преступления
б
: Формальное заявление о религиозных убеждениях : Creed
Аугсбург признание из лютеранской церкви
3
: Организованный религиозный орган с общим Creed
Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе
Примеры предложений
Она пошла в полицейский участок и сделала полное признание .
Я должен сделать признание : я никогда не делал этого раньше.
Священник выслушает исповедей сегодня после мессы.
Я не ходил на исповедь уже три года.
Недавние примеры в Интернете
Большое признание Вильгельма , несомненно, является его первым важным шагом к тому, чтобы стать королем на его условиях.
— Хантер Ингрэм, 9 лет.0045 Разнообразие , 1 ноября 2022 г.
Во время суда Дюк сказал, что его признание было ложью.
— Алексис Стивенс, ajc , 3 июня 2022 г.
Адвокаты Бахены Риверы утверждали, что его признание было ложным и полученным по принуждению, а их клиент дал неожиданные показания на суде, используя другую версию.
— CBS News , 30 августа 2021 г.
Ее правдивая история, Чарльз признание в неверности в документальном фильме Джонатана Димблби и бомбическая панорама Дианы в специальном выпуске BBC.
— Элизабет Холмс, Town & Country , 8 ноября 2022 г.
Беззаботная жизнь и семейная динамика Ольги постепенно начинают меняться после того, как ее бабушка, очень богатый адвокат, делает неожиданное признание на смертном одре.
—Кристофер Вурлиас, Variety , 6 ноября 2022 г.
Затем друг-адвокат выступил вперед и дал показания о признании бывшего прокурора на слушании, но чиновники все равно привлекли его к ответственности за нарушение закона об обязательной отчетности.
— Мэтт Гамильтон, Los Angeles Times , 28 октября 2022 г.
Как признал здесь Девятый округ, дело штата против г-на Гейбла было испорчено «значительными следственными нарушениями», и суд первой инстанции неконституционно исключил дело другого человека.0045 признание в том же преступлении.
— oregonlive , 28 октября 2022 г.
Действительно ли Эми носила прослушку, чтобы получить признание Чарльза ?
— Патрик Райан, USA TODAY , 27 октября 2022 г.
Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «признание». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
Среднеанглийское исповедь, заимствовано из англо-французского исповедь, заимствовано из латыни confiōn-,confiō, из confiteor, confitērī «признавать (факт, истинность утверждения или обвинения)» + -tiōn-, -tiō, суффикс словесного действия — подробнее в признаться
Первое известное использование
14 век, в значении, определенном в смысле 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование исповеди было
в 14 веке
Посмотреть другие слова из того же века
исповедь веры
признание
конфессиональный
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Признание.
» Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/confession. По состоянию на 14 декабря 2022 г.
Копия цитирования
Детское определение
признание
существительное
исповедь
kən-ˈfesh-ən
1
а
: акт признания
особенно
: рассказ о своих грехах священнику
б
: собрание для исповедания грехов
перейти на признание
2
: заявление о признании вины
вор подписал признание
3
: официальное заявление о религиозных убеждениях : вероисповедание
Юридическое определение
3 исповедание
существительное
признание
1
: признание
2
: признание факта или утверждения истинным или доказанным
особенно
: письменное или устное заявление обвиняемой стороны о признании вины стороны (как признание в совершении преступления)
сравнить признание, заявление против интереса к заявлению, самообвинение
Примечание:
Суды расходятся во мнениях относительно того, как признание устанавливает вину обвиняемого; например, в некоторых юрисдикциях признание должно установить все необходимые элементы преступления. Чтобы быть допустимым в качестве доказательства, признание должно быть добровольным. Признание вины считается судебным признанием.
Еще от Merriam-Webster о признании
Английский язык: Перевод исповеди для говорящих на испанском языке
Britannica English: Перевод исповеди для говорящих на арабском языке
Britannica.com: Энциклопедическая статья о исповеди
Последнее обновление:
— Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
волнистый
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Тест на часто путаемые слова
- Я пошел в магазин ______, чтобы купить поздравительную открытку.
- канцелярские товары
стационарный
Проверьте свои знания и, возможно, узнаете что-нибудь по ходу дела.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Ежедневное задание для любителей кроссвордов.
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Признание Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Похожие материалы
- Примеры
- Британский
- Культурный
Показывает уровень сложности слова.
[ kuhn-fesh-uhn ]
/ kənˈfɛʃ ən /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: исповедь / исповеди на Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
существительное
подтверждение; признание; прием: признание в некомпетентности.
признание или раскрытие греха или греховности, особенно священнику для получения отпущения грехов.
то, в чем признается.
официальное, обычно письменное признание вины лицом, обвиняемым в совершении преступления.
Также называется исповеданием веры. формальное исповедание веры и принятие доктрин, как до принятия в члены церкви.
гробница мученика или исповедника или связанный с ней жертвенник или святыня.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение исповеди
13:50–14:00; <Латинское конфессион- (основа конфессио), эквивалентно конфессии- (см. конфессия) + -iōn—ion; заменяя среднеанглийское confioun<англо-французское
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ исповедь
pre · исповедь · существительное
Слова рядом с исповедью
совещание, conferva, исповедоваться, исповедник, по признанию, исповедь, конфессиональный, конфессионализм, конфессиональный, конфессиональное телевидение, конфессиональная
Dictionary.com Полный текст
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Слова, относящиеся к признанию
признание, допущение, утверждение, уступка, раскрытие, провозглашение, откровение, заявление, история, подтверждение, допущение, согласие, признание, декларация , разглашение, перечисление, разоблачение, повествование, профессия, публикация
Как использовать признание в приговоре
В своем признании в суде Инь Хунчжан сказал, что упомянул Инь Вэйдуну в 2002 году, что он хотел купить машину, нарисовав Денежный подарок в размере 15 200 долларов от руководителя.
По мере того, как Китай приближается к разработке вакцины от коронавируса, облако взяточничества нависло над производителем лекарств Sinovac|Eva Dou|4 декабря 2020 г.|Washington Post
Вскоре появилась схема, когда атипичная пневмония вымогала у гражданских лиц или задерживала их и пытала, чтобы они дали признания.
Правительство Нигерии пообещало положить конец SARS и реформировать полицию. Это не первый раз, когда они дают это обещание|Эндрю Р. Чоу|28 октября 2020 г.|Time
Не вводите информацию так, как будто это своего рода признание.
Как вы объясните пробел в своем резюме на рынке труда COVID?|Кристин Гилл|25 сентября 2020 г.|Fortune
Продукт эпохи жесткой борьбы с преступностью 1980-х и 1990-х годов, она медленно реагировала к ошеломляющей серии ложных признаний и неправомерных приговоров.
Поскольку Трамп призывает к закону и порядку, может ли главный прокурор Чикаго опровергнуть обвинение в том, что она мягко относится к преступности?|Мик Дамке|4 сентября 2020 г. |ProPublica признание в своем настоящем блоге.
Поддельный блог учащегося колледжа, созданный искусственным интеллектом, обманул десятки тысяч людей. Вот как он это сделал.|Карен Хао|14 августа 2020 г.|MIT Technology Review
За пределами Ирана «признание» Риги казалось еще одним в давней традиции заявлений, полученных от тамошних заключенных.
Опасная тайная война между Ираном и Пакистаном, финансируемая наркотиками|Умар Фарук|29 декабря 2014|DAILY BEAST
В своем признании он сообщил детали, которые должны были быть известны только убийце.
Как система правосудия США обманывает заключенных-инвалидов|Элизабет Пиччиуто|16 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
Его уверенность в том, что офицеры действительно нашли его отпечатки пальцев на месте происшествия, по-видимому, способствовала его ложному признанию.
Как система правосудия США обманывает заключенных-инвалидов|Элизабет Пиччиуто|16 декабря 2014|DAILY BEAST
И это признание, по словам полиции, было только началом.
Признание серийного убийцы из Индианы было только началом|Майкл Дейли|21 октября 2014 г.|DAILY BEAST
Он подписал письменное признание через час и 45 минут.
Миф о пятом Центральном парке|Эдвард Конлон|19 октября 2014|DAILY BEAST
Это было по случаю смерти в этом городе человека от ножевых ранений, который громко умолял о признании.
Филиппинские острова, 1493-1898, том XX, 1621-1624|Разное
Вас попытаются заставить признаться; и хотя вы непорочны, вы подвергнетесь жесточайшим испытаниям беззакония.
The Pastor’s Fire-side Vol. 3 из 4|Джейн Портер
Рассказ вывел его из апатии и физического истощения, признание стряхнуло с его ума скованность.
Предки|Гертруда Атертон
И всегда оставался бы вопрос, если бы высшая честь не требовала признания.
Предки|Гертруда Атертон
Была ли угроза скорого прибытия Тони сделать ее признание — и его увольнение — наконец неизбежными?
The Wave | Algernon Blackwood
Британские определения словаря для признания
признание
/ (kənˈfɛʃən) /
существительные
.