Основные летописи: Летопись, список, извод — Гуманитарный институт имени П.А.Столыпина
Содержание
Летопись, список, извод — Гуманитарный институт имени П.А.Столыпина
Трепетное отношение к старине привело к тому, что всё написанное на пергаменте считалось сакральным словом – летопись.
С годами эта таинственность рассеивалась и приходило любопытство: что есть что. Чем отличаются летописи, например, от извода, а списки от протографа? Есть ли между ними разница или нет? Так вот, разница есть, и существенная. Об этом стоит помнить, когда приходится цитировать. Итак:
ПРОТОГРАФ — летопись в первозданном виде. Сразу оговоримся: настоящей летописи – протографа – у нас нет ни одной! Все, что имеется, – это более поздние их повторения, «списки».
ЛЕТОПИСЬ – историческое произведение, в котором повествование ведётся по годам, каждая новая статья (так было принято) начинается словами: «В лето такое-то…»
ЛЕТОПИСЕЦ – то же, что и летопись, например, Радзивиловская летопись начинается словами: «Сия книга – летописецъ». Как правило, летописец излагает события более сжато, особенно про давно прошедшие года, этакий конспект по истории для подготовки к экзамену.
ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД – сведение в единое повествование разных летописных документов, всевозможных актов, житийных произведений, разного рода поучений. Большинство дошедшего до нас представляет собой именно летописные своды. Конечно, писались они не по свежим следам и обязательно несут на себе отпечаток мнения автора-составителя. Иногда столь заметный, что с трудом удается понять, где же то, что он переписывал, а где его собственный вымысел (не всегда верный).
ЛЕТОПИСНЫЙ СПИСОК – это одинаковые летописные тексты, переписанные в разное время и разными людьми в разных местах. То есть одна и та же летопись была множество раз переписана и от того, кто это делал, часто зависит текст списка. Например, Ипатьевская летопись известна в восьми списках, и все они заметно отличаются друг от дружки.
ЛЕТОПИСНЫЙ ИЗВОД – это редакционная версия какого-либо текста. Вот уж где фантазии раздолье! Например, Новгородская первая и Софийские старшего и младшего извода существенно отличаются и по языку, и по стилю изложения.
Если еще учесть, что мы не в состоянии без перевода прочитать текст даже при четко прорисованных буквах, поскольку не знаем старославянского языка, то на все эти переписки и приписки накладывается еще и личностный подход современных переводчиков.
Надо учитывать еще вот что. Дошедшие до нас летописи довольно «молоды»: знаменитая «Повесть временных лет» писана около 1113 года, «Остромирово Евангелие» чуть пораньше – в 1057 году, «Русская Правда» – в 1282-м. И все не в оригинале, а более поздних списках, где те, кто переписывал, чуть-чуть, но добавлял свое (или пропускал неугодное). Главное, что о событиях IX–X веков писалось не просто со слов, а с давнишних воспоминаний или чужих записей. То есть тоже не беспристрастно. Не хочется винить летописцев в нечестности, но любой человек видит прежде всего то, что хочет видеть. Расставленные акценты – вещь очень важная, особенно когда касаются неизвестных или спорных фактов.
Вот такой это исторический документ – летопись!
Русские летописи: особенности и проблемы изучения
Библиографическое описание:
Щукина, Т. В. Русские летописи: особенности и проблемы изучения / Т. В. Щукина, А. Н. Михайлова, Л. А. Севостьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 2 (106). — С. 940-943. — URL: https://moluch.ru/archive/106/25037/ (дата обращения: 03.12.2022).
В данной статье рассмотрены письменные исторические источники Руси, в частности, летописи. Изучены способы сбора и хранения, дополнения рукописей и факторы влияния на их содержание. Также обращено внимание на связь религии и первых летописцев-монахов, а также методы изучения рукописей, акцент сделан на методе Шахматова. Дается сравнительный анализ летописных текстов в области и объективности достоверности.
Ключевые слова: исторический письменный источник, достоверность, объективность, летописи, авторство.
В разные эпохи человек, в большей или меньшей степени, старался зафиксировать свои знания об окружающем мире. Эти попытки имели разные формы в зависимости от степени развития общества и уровня исторических знаний. Одним из важнейших исторических источников, обладающим многосторонним источниковедческим потенциалом, является летопись.
По В. О. Ключевскому, исторические источники представляют собой определенную категорию памятников [3, с. 92]. И действительно, в них отражается угасшая жизнь и целых обществ, и отдельных личностей. Благодаря тем или иным сведениям дополняется история, дошедшие в той или другой форме сведение являют собой остатки жизни в прошлом. Также считается, что исторические источники содержат информацию о реальных явлениях в общественной жизни и человеческой деятельности, которые происходили в предыдущие столетия.
Изучению исторических источников и их видов посвящена целая наука, которая называется «источниковедение». Действительно, объём информации, изучаемый при поиске исторических источников, огромен. Прежде всего, это этнографические источники, вещественные и письменные, разные фоно- и фотодокументы. Соответственно, и подход к разным источникам тоже совершенно разный. Например, работа с историческими источниками вещественного вида осуществляется в рамках такой науки, как археология. К этой категории относятся предметы обихода, украшения, клады, захоронения и прочее. Археология также затрагивает и различные документы. Анализируя исторический источник, можно восстановить тот или другой период прошлого, понять, что происходило много веков назад.
Прежде всего, это была письменность. Особое внимание уделяется письменным источникам, так как они являются фундаментом исторических исследований.Виды письменных источников могут быть разделены на две большие группы: памятники актового характера и памятники литературного. К первой группе принадлежат все грамоты или акты в широком смысле этого слова, законодательные памятники, письма, юридические документы и т. д. Ко второй — летописи, хроники, хронографы, жития, мемуары, памфлеты и т. д.
Мы уже указывали, что одним из важнейших исторических источников можно считать летописи. Именно эти исторические памятники имеют наибольшую историческую ценность и по праву считаются главными документами прошлого. Они были хорошо структурированы, содержательны и довольно детальны. Первые летописцы, появившиеся на Руси, смогли собрать информацию о прошлом за несколько столетий. В итоге ими была воссоздана предыдущая хронология событий, очень важная и ценная, в которой содержались сведения о военных походах, датах основания городов, договорах. В произведениях даны реальные характеристики князьям, было рассказано о расселении племён. Много знаний летописцы брали из фольклора: предания, песни, легенды, сказки, которые являлись великой неписаной историей Древней Руси.
У древнерусских летописцев-историков существовала любопытная форма повествования, ибо, как правило, наиболее точно писали тогда, когда являлись современниками тех или других событий, а в плане прошлых лет обыкновенно брали выдержки других авторов, таким образом, заменяя и дополняя друг друга.. Именно поэтому русский письменный исторический источник, по сути, завершения не имеет. И последние записи того или иного автора всегда были «изюминкой» — он переставал руководствоваться прошлым — он писал о настоящем со своей точки зрения, чтобы его мнение использовал следующий историк, как свидетельство прошлого.
Немаловажное значение для летописцев имели различные исторические документы, например, послания, договоры, жития святых и прочее. После сбора материала летописец уже начинал «конструировать» хронологию, соединять год с годом, избегать повторений, указывать все даты — это был гигантский труд, кропотливый и усердный. Но в то же время, автор мог какие-то события не включить в летопись, исходя из своей личной точки зрения, оставить под какой-то датой и её описанием свой, личный комментарий, но не мог придумать чего-то нового. И только когда прошлое «заканчивалось», летописец начинал повествовать о настоящем.
Летописям придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: «Поучение» Владимира Мономаха, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др.
С наибольшей полнотой летопись рассказывает о крупных политических событиях, касавшихся светских и духовных феодалов. Войны между князьями, постановления епископов и митрополитов, княжеские съезды, события в княжеских семьях (смерти, рождения, браки и т. д.) занимают внимание летописца. На основании летописей можно составить почти полные биографии выдающихся князей и проследить их семейные связи.
Также в летописях можно было найти указания на внешний вид княжеского дворца, но в них не было даже краткого упоминания о внешнем виде жилища смердов и закупов. Относительно более часто говорится о городском населении, но только в связи с политическими событиями. Внутренняя жизнь города почти не интересует летописца. Горожане появляются на страницах летописи лишь при рассказах о восстаниях в городе, при сообщениях об участии их в смене князей или в феодальных войнах.
Религиозный элемент играл большую роль в изложении событий в летописных сводах, так как творцами летописи большей частью были монахи. Также можно отметить, что духовенство играло исключительную роль при окончательной обработке летописных сводов, в состав которых вошли отдельные сказания и записи, составленные не духовными, а светскими лицами [6, с. 496].
Следует обратить внимание на различные летописные школы
В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком и Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе. Галицко-волынское летописание в XII в. сосредоточивается при дворах галицко-волынских князей и епископов. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из «Повести временных лет», продолженной в основном киевскими известиями, (дата окончания 1200), и Галицко-Волынской летописи (1289–92 гг.) [1, с. 392].
Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается «Повестью временных лет», продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305, а также Летописец Переяславля-Суздальского (изд. 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков. Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах [2, с. 95].
XV век ознаменовался новыми явлениями в летописании. Политика московских великих князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. О первом московском общерусском своде дают представление Троицкая летопись XV в. (погибла при пожаре 1812) и Симеоновская летопись в списке XVI в.
Троицкая летопись кончается 1409. Для составления ее были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. Происхождение и политическая направленность этой летописи подчеркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов.
В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово «летопись» продолжает употребляться по традиции для произведений, слабо напоминающих летописи (Новый летописец, Летопись о многих мятежах» и др.).
Затрагивая такую проблему, как методы изучения летописей, стоит отметить, что довольно серьезные трудности вызывает определение летописания как особого вида исторических источников. В первую очередь это связано со сложным составлением летописей. Они, являясь сводами предшествующих текстов, могут включать хроникальные записи событий за год (т. н. погодные записи), документы (договоры, частные и публичные акты), самостоятельные литературные произведения (различные «повести», сказания) или их фрагменты, записи фольклорного материала. Изучая данную проблему, мы можем обратиться к работам А. А. Шахматова, заложившего основы современного летописеведения. Он считает, что каждый летописный свод принято рассматривать как самостоятельное цельное литературное произведение, имеющее свой замысел, структуру, идейную направленность.
Метод Шахматова получил развитие в трудах М. Д. Приселкова, усилившего его историческую сторону. Значительный вклад в изучение русской Летописи внесли последователи Шахматова — Н. Ф. Лавров, А. Н. Насонов, Летописи В. Черепнин, Д. С. Лихачев, С. В. Бахрушин, А. И. Андреев, М. Н. Тихомиров, Н. К. Никольский, В. М. Истрин и др. Изучение истории летописания составляет один из самых сложных разделов источниковедения и филологической науки [5, с. 43].
Также стоит отметить, что при работе с летописными материалами следует помнить о неточности и условности научной терминологии. Это связано с отсутствием четких границ и сложностью истории летописных текстов, с текучестью летописных текстов, допускающих постепенные переходы от текста к тексту без видимых градаций памятников и редакций. Уточнение летописеведческой терминологии — одна из насущных задач летописного источниковедения[4, с. 367].
Однако одним из самых сложных в летописеведении является понятие авторства. Само представление об авторе (или составителе, или редакторе) летописного текста оказывается в значительной степени условным. Каждый из них, прежде чем приступить к описанию событий и процессов сначала переписывал один или несколько предшествующих летописных сводов, бывших в его распоряжении. Для автора летописи критерием достоверности его личных впечатлений было их соответствие коллективному опыту общества. В этом отношении сама форма летописных сводов оказывалась идеальным воплощением особого исторического сознания их авторов [7, с. 374].
Возвращаясь к методу изучения летописания А. А. Шахматова, отметим, что данный метод имеет недостаток, которыйзаключается в том, что критический анализ источника фактически сводится к изучению истории его текста. За пределами интересов исследователя, как указывал Л. В. Черепнин, остается большой комплекс проблем, связанных с историей значений и смыслов, бытовавших в период создания того или иного летописного свода. Соответственно зачастую игнорируется та образная система, которую использовал летописец и которую хорошо понимали его читатели. Результатом такого подхода становится некритическое восприятие информации, заключенной в подлинном, с точки зрения историка, тексте летописной статьи. Тем самым проблема достоверности текста подменяется проблемой его подлинности [8].
В тоже время, несмотря на ряд сложностей в интерпретации летописи следует признать, что изучение памятника прошлого как летопись, предполагает установление его основным источником освещении политической, экономической, культурной и социальной составляющей истории Киевской Руси.
Литература:
1. Ипатьевская летопись: [Текст] / под ред.А. А. Шахматова. — 2-е изд. — М.: СПб., 1962. — 392 с.
2. Источниковедение: учеб. пособие / И. Н. Данилевский, [и др.].. — М.: Российский гос. гуманитарный ун-т, Ин-т «Открытое общество», 2005. — 95 с.
3. Ключевский, В. О. Курс русской истории [Текст] / В. О. Ключевский. Сочинения: В 9т. — М.: Изд-во СПБ, 1987. — 230 с.
4. Лихачев, Д. С. Текстология: на материале русской литературы Х-ХVII вв. [Текст] / Д. С. Лихачев. — 2-е изд., перераб. и доп. Л., 1983. — 367 с.
5. Медушевская, О. М. Теоретические проблемы источниковедения [Текст] / О. М. Медушевская. — М.: Изд-во МГИАИ, 2005.– 43 с.
6. Тихомиров, М. Н. Источниковедение истории СССР с древнейших времен до конца XVIII вв. [Текст] / М. Н. Тихомиров. Вып. 1. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. — 496 с.
7. Шахматов, А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. Текст] / А. А. Шахматов. — М.: Академия наук СССР, 1938. — 374 с.
8. Черепнин, Л. В. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. [Электронный ресурс] / Л. В. Черепнин // Вопросы истории — 1971. № 5. — Режим доступа: http://rex-history.ru/. — (Дата обращения: 10.11.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): летопись, источник, летописец, текст, автор, летописание, летописный свод, памятник, свод, троицкая летопись.
Книга Первых Паралипоменон Обзор
Кто написал книгу?
«Летописец», как ученые давно называют автора этой книги, анонимен. Еврейская традиция предполагает, что Ездра мог написать 1-ю и 2-ю Паралипоменон, которые, подобно Самуилу и Царям, изначально составляли одно произведение. Но ничто в тексте не дает однозначного указания на составителя материала.
Несколько указаний в книге показывают, что автор полагался на различные исходные материалы — «анналы», «книги» и «записи», — которые цитируются как надежные исторические документы. «Кем бы ни был автор, он был дотошным историком, который тщательно использовал официальные и неофициальные документы». 1
Где мы?
Временные рамки, описанные в 1 Паралипоменон, отражают части 2 Царств и 1 Царств. Летописец сосредоточился на царствовании Давида в 1 Паралипоменон, включая и опуская различные события, записанные в других библейских историях, так что его документ зафиксировал те события, важные для его цели. Например, в 1 Паралипоменон не упоминается о прелюбодеянии Давида с Вирсавией (2 Цар. 11), факт, который был хорошо известен еще до того, как летописец начал свою работу, и поэтому не стоил повторяться.
Хроники, скорее всего, были написаны во времена Ездры или Неемии, когда евреи были рассеяны по всей Персии, а некоторые вернулись в Израиль. Археологические данные подтверждают это предположение. «Фрагменты настоящего манускрипта Хроник, найденные в Кумране, позволяют почти наверняка датировать его персидским периодом (538–333 гг. до н. э.)». 2
Почему Первая Паралипоменон так важна?
Читатели обратят внимание на обширное место, посвященное генеалогии. Почему эти семейные списки так распространены в Хрониках? Ученые говорят, что генеалогия служит многим целям, среди них
Чтобы продемонстрировать законность притязаний лица или семьи на определенную роль или ранг. . . сохранить чистоту избранного народа и/или его священства. . . подтвердить преемственность народа Божьего, несмотря на изгнание из Земли Обетованной. 3
Помимо семейной истории, в 1 Паралипоменон перечислены священники, левиты, армии, храмовые служители и другие руководители различных министерств.
В Хрониках история Израиля рассказывается с точки зрения жрецов. Большое внимание летописец уделял правильному поклонению Яхве и соблюдению постановлений Его Закона. Автор включил решения Давида о надлежащем способе перемещения ковчега завета (1 Паралипоменон 13, 15–16) и подробное описание его возвращения в Иерусалим. Летописец даже выделил один из псалмов Давида (16:8–36). Мы читаем историю о том, как Давид купил гумно Орнана Иевусея, которое он затем обозначил как место для будущего храма (21:15–30). Хотя Давид хотел построить храм, Бог открыл ему, что сын Давида Соломон будет иметь эту честь (17:1–14).
Что за идея?
Зачем нам книги 1–2 Паралипоменон, когда у нас уже есть история 2 Царств и 1–2 Царств? Точно так же, как Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна предлагают разные взгляды на жизнь Иисуса, книги Паралипоменон представляют историю Израиля с целью, отличной от других исторических книг. Книги 2 Царств и 1–2 Царств раскрывают монархии Израиля и Иудеи, в частности грехи народов, которые привели к изгнанию. Но книги Паралипоменон, написанные после времени изгнания, сосредоточены на тех элементах истории, над которыми Бог хотел, чтобы вернувшиеся евреи размышляли: послушание, которое приводит к Божьему благословению, приоритет храма и священства и безоговорочные обещания дом Давида.
Молитва Давида в 1 Паралипоменон 29:10–19 резюмирует темы, которые летописец хотел передать: слава Богу, благодарность за то, что он даровал семье Давида руководство нацией, и желание, чтобы потомки Давида продолжали посвящать себя Богу. Оставаться верным Богу принесет благословение.
Когда книга была написана, потомки Давида уже не правили Израилем как монархи. Но летописец хотел, чтобы люди помнили царскую родословную Давида, поскольку Бог обещал, что будущий правитель произойдёт из этой линии. После семидесятилетнего изгнания в Вавилон еврейская политическая и социальная власть принадлежала скорее религиозным, чем политическим правителям. Рассказ об истории Израиля через призму священников и царей должен был подготовить людей к будущему Мессии.
Как это применить?
Прочтите величественную молитву Давида в 1 Паралипоменон 29. Подумайте о своем духовном наследии. Хотели бы вы показать своим детям такую же благочестивую силу и характер, как он? Какие шаги вам нужно предпринять, чтобы правдиво повторить позицию Давида в стихе 11: «Твоё, Господи, величие и сила, и слава, и величие, и великолепие, ибо всё, что на небе и на земле, Твое» ( НИВ)?
Зная, что Он испытывает сердце и благоволит к непорочности (1 Паралипоменон 29:17), просите Духа ежедневно наполнять вас и направлять ваши шаги, чтобы будущие поколения могли быть благословлены.
- Юджин Х. Меррилл, «1 Паралипоменон», в The Bible Knowledge Commentary: Old Testament , ed. Джон Ф. Уолворд и Рой Б. Цук (Уитон, Иллинойс: Victor Books, 1985), 589.
- Ларри Ричардс, The Bible Reader’s Companion (Уитон, Иллинойс: Victor Books, 1991), электронное издание, доступ через цифровую библиотечную систему Libronix.
- Ричардс, Напарник для чтения Библии .
Хроники: не просто повторение
Как Бог смотрел на историю Израиля?
по
Команда Библейского Проекта
5 лет назад
Итак, друзья, пришло время обсудить те две книги Библии, которых вы, возможно, избегали. Или, может быть, вы никогда не замечали, что они вообще были в Библии: книги 1 и 2 Паралипоменон.
Я признаю, что начинать любую книгу с девяти глав генеалогий (см. 1 Паралипоменон 1–9) — не лучший способ привлечь внимание современного читателя. Однако, как только вы поймете, что 1-2 Паралипоменон являются произведением литературного гения, который находится в диалоге с остальной частью Ветхого Завета, вы начнете рассматривать эти книги как одну из многих жемчужин Библии.
Новая линза
История начинается с первой страницы Библии: первое слово 1 Паралипоменон — «Адам». Оттуда Летописец сплел всю историю семьи Авраама, ведущую к Давиду и далее, в серию тщательно организованных генеалогий.
Для древних израильских читателей эти генеалогии были не просто семейными линиями, а сокращенным способом пересказа историй всех этих персонажей в аннотированной форме. Эти имена вызвали бы целые воспоминания о более ранних библейских историях. Генеалогии должны были активировать все виды ментальных связей и коллективных историй, глубоко укоренившихся в еврейской культуре. После прочтения генеалогий читатели приходят к очень краткой истории царствования Саула и его падения как царя (1 Паралипоменон 10). Затем мы быстро переходим к царю Давиду (1 Паралипоменон 11-29).), в котором пересказываются истории из 2 Царств. Возможно, вы даже оцените эти генеалогии. Они представляют собой введение в пересказ всей истории Израиля, в котором основное внимание уделяется будущей надежде мессианского царя, подобного Давиду, который восстановит храм и Царство Бога над народами.
Книга Паралипоменон, составленная как единое литературное произведение, была написана анонимным автором, проживающим в Иерусалиме более чем через 200 лет после возвращения из изгнания. Посмотрите на генеалогию в 1 Паралипоменон 3:1-24; это займет у вас шесть поколений после возвращения из изгнания, которое произошло в 530-х годах до нашей эры. Исследователи Библии называют этого автора «Летописцем», и это довольно крутое название!
Первая и Вторая Паралипоменон в значительной степени являются пересказом истории, которую вы читали в книгах 1-2 Царств и 1-2 Царств. Вот почему книги часто упускают из виду, поскольку читатели считают, что это просто повторение того, что они уже прочитали. Но эта книга намного, намного больше! Летописец жил в то время, когда еврейский народ давно переселился в Иерусалим после возвращения из вавилонского плена. Все было в порядке (прочтите Ездру-Неемию или Малахию, чтобы окунуться в повседневную жизнь того периода), но росло осознание того, что древние заветные обетования Бога Аврааму, Моисею и Давиду, которые были подтверждены пророками, еще не исполнились. сбыться. Они ждали мессианского царя Исаии, который восстановит храм и пригласит все народы в Божье Царство (см. Исаии главы 2, 9)., 11 и 60 для обзора). Но где был этот новый Давид?
Перекроить историю
Одной из главных целей «Летописца» было перекроить истории прошлого Израиля, чтобы возродить надежду на будущее. У него было перед собой большинство книг Ветхого Завета (если вы обратите внимание, он заимствовал материал из Торы, Книги Иисуса Навина, Исаии, Иеремии, Псалмов, Притчей и многих других!), и он пересказывает истории Давида и Цари Израиля превращаются в модели и портреты будущего царя, на которого они надеются. Книга Паралипоменон вроде как Ридерз Дайджест Ветхого Завета. Этот автор размышляет над Священным Писанием и предлагает интерпретацию прошлого Израиля, которая подчеркивает их надежду на будущее. Эти книги были созданы для того, чтобы поддерживать надежды и молитвы народа Божьего, ожидающего исполнения Богом своих древних обещаний.
Сопротивляйтесь желанию пропустить эту часть, потому что вы уже читали версию во 2 Царств. Поверхностное прочтение этих книг просто не даст читателям представления о гениальности Летописца в редактировании и компиляции своей работы. Вы должны пойти глубже и сравнить рассказы в Паралипоменонах с его источниками, особенно 2 Царств. Если вы внимательно сравните, то найдете всевозможные истории о Давиде во 2 Царств, которые Летописец пропустил, и всевозможные новые истории, которые Летописец включил. И каков результат?
В 1-2 Царств мы видим восхождение Давида как неудачника, который побеждает великана Голиафа, перехитряет своих противников и объединяет людей. Давид представлен как царь по сердцу Бога, который воспевает Ему хвалу, устраивает безумные танцы для Господа, не обращая внимания на собственное достоинство, и является во всех отношениях честным человеком и царем. Ну, за исключением его прелюбодейного скандала, который привел к убийству (см. 2 Цар. 11-12). Ах да, и рассказы о его склонных к убийствам, помешанных на сексе детях, которые совершают гнусные акты жестокого обращения и убийства (см. 2 Цар. 13–20). Если поразмыслить, то история Давида показывает нам царя смешанного типа. Первая и Вторая Царств представляют нам портрет Давида, который постоянно бежал от могущественных противников, таких как Саул (1 Цар. 21-26) и его собственный сын Авессалом (2 Цар. 15-18), решив спрятаться в горах Иудейских. пустыня. Мы также увидели слабость характера Давида, когда он приказал своему преемнику убить как своих политических противников, так и тех, кто создавал больше напряженности, чем хотелось бы, в бурные годы борьбы Давида (3 Царств 1:2).
Это наша первая подсказка. Почти все эти истории в 1-2 Царств, изображающие Давида слабым и морально ущербным, отсутствуют в Паралипоменонах. Как будто Летописец намеренно решил не добавлять беспорядочного материала. Что вызывает вопрос: Почему?
Давайте исключим одну из возможных интерпретаций: что Летописец обеляет историю Давида и отрицает, что Давид был несовершенным человеком. Он прекрасно знает, что любой может прочитать версию истории Дэвида, которая изображает его как смесь добра и зла.
Великий Летописец
Летописец занимается чем-то другим. Он использует все лучшие моменты в истории Давида и создает «литературный портрет» «большего, чем Давид». Летописец также читал и размышлял над книгами Исайи и Иеремии, которые указывали на «нового Давида». То есть будущий царь из рода Давида, который станет правителем, до которого израильская монархия так и не дожила. Даже исторический Давид не был идеальным царем, но он был хорошим началом. Достаточно хорошо, что Летописец адаптирует прошлый портрет Давида, чтобы он стал образом будущего, долгожданного Давида, которого Израиль все еще ждал после изгнания.
Таким образом, Летописец выступает в роли первого комментария к Ветхому Завету. Он предлагает нам пророческое толкование истории Израиля, которое призвано направить внимание читателя вперед к надежде на грядущего царя, который восстановит порядок и будет преследовать Господа, как когда-то Давид, по крайней мере в основном. Другими словами, 1-2 Паралипоменон — это «пророческое произведение». То есть они представляют точку зрения Бога на прошлое Израиля и заявляют, что изгнание и разочарование — это не конец истории. Этот автор предлагает ту же пророческую надежду, которую мы находим в книгах Исайи, Иеремии и остальных пророков.
Но Летописец занимается не только тем, что опускает материал из более ранних историй о Давиде и его потомках. Он же добавляет к ним. У него был доступ ко всем традициям и архивным материалам, в которых рассказывались истории о Давиде и израильских царях, которых вы не найдете во 2-й книге Царств до 2-й Царств. Только в истории Давида в Паралипоменонах есть семь глав нового материала, которые работают над дальнейшим описанием Давида как идеального царя (1 Паралипоменон 15–16, 22–29). Например, мы обнаруживаем, что, хотя Давид и не руководил строительством храма, он начал процессы планирования и обеспечения ресурсами строительства. Его даже изображают как «нового Моисея». Летописец сообщает нам, что он получил чертежи иерусалимского храма как «образец», показанный ему Богом (см. 1 Паралипоменон 28:11-12), точно так же, как Моисею был показан «образец» для строительства скинии в пустыне ( см. Исход 25:9, 25:40).
Это использование Давида как образа будущей надежды распространяется на портрет Соломона, представленный в Паралипоменонах (см. 2 Паралипоменон 1-9). Летописец содержит больше историй о неудачах Соломона, чем о Давиде. Однако он также добавил новый материал к истории Соломона, чтобы сделать его фигурой будущей надежды для тех, кто жил спустя столетия после возвращения из изгнания. Возьмем, к примеру, совершенно новую часть благословения храма Соломона, представленную в Паралипоменонах:
Если Я заключу небеса, чтобы не было дождя, или если Я повелю саранче пожрать землю, или если Я пошлю моровую язву на народ Мой, и народ Мой, именуемый именем Моим, смирится, и помолится, и взыщет лица Моего, и обратится от злых путей своих, и тогда Я услышу с неба, прощу грех их и исцелю землю их. Теперь Мои глаза будут открыты, а Мои уши прислушаются к молитве, возносимой в этом месте. На данный момент Я выбрал и освятил этот дом, чтобы Мое имя могло быть там вечно, и Мои глаза и Мое сердце всегда будут там.
2 Паралипоменон 7:13-16
Летописец по-новому излагает старый материал таким образом, чтобы он был более убедителен для аудитории в период после изгнания. Таким образом, эти слова Соломона выходят за рамки времени, возвращая читателей к завету и вселяя в них надежду на День милости Господа. Таким образом,
Паралипоменон функционирует как комментарий к Еврейским Писаниям и как самостоятельное богословское утверждение. Итак, что это значит для нас?
Не конец истории Израиля
Книга Паралипоменон — это путешествие по всему Ветхому Завету, которое ясно показывает, что история еще не окончена. Мы рассмотрели лишь несколько примеров и деталей. Каждая страница наполнена новыми свидетельствами будущего пророческого угла 1-2 Паралипоменон.