Основные причины крещения руси: Причины Крещения Руси

Разное

Причины Крещения Руси

Содержание статьи

1. Мнения ученых о причинах Крещения Киевской Руси

2. Причины Крещения

3. Почему Православие?

Более тысячи лет тому назад в истории нашей страны случилось важное событие, определившее дальнейшее развитие страны – Киевская Русь приняла Крещение. У современного человека возникает множество вопросов на эту тему, но первый всегда будет звучать одинаково – зачем Князь Владимир это сделал?

Что такое «Крещение Руси»?

Замечание 1

Под этим термином следует понимать введение киевским князем Владимиром Святославичем (будущий Святой Равноапостольный князь Владимир I Святой) на территории Древнерусского государства в качестве государственной религии христианства византийского обряда или Православия. Официальная историография считает датой Крещения – 988 год, хотя отдельные источники указывают и на 990 и 991 год.

Мнения ученых о причинах Крещения Киевской Руси

Русские историки называет несколько причин, которые сподвигли Владимира принять новую религию в качестве государственной.

По мнению русского историка Н.М. Карамзина, основной причиной, по которой Владимир принял христианство, было стремление князя к просвещению населения. Для государственных нужд нужны были люди, умевшие читать, писать и считать, этими знаниями обладали люди церковного звания.

Другого мнения придерживается С. Ф. Платонов. Он считал, что главной причиной, по которой князь принял христианство была – экономика. Для дальнейшего государственного развития было необходимо введение общих экономических механизмов способных обеспечить развитие всех регионов страны. Для человеческого общества, эпохи средних веков, христианская религия и торговля являлись важными элементами жизни. Оставаясь языческим государством Древняя Русь могла остаться в политической и экономической изоляции, христианские народы не хотели вести дел с язычниками.

Причины Крещения

Современные ученые придерживаются комплексного взгляда на причины Крещения Древнерусского государства. Считается что принятия единой государственной религии обусловлено следующими причинами.

Внешнеполитическая причина.

Киевская Русь второй половины X века огромное государство на востоке Европы, но вот политический весь державы невелик. И вся причина в религии. Русь – языческая держава, а европейские страны приняли христианство в качестве государственной религии. Получается, что языческая Русь – государство второго сорта, общение с которым возможно только по очень ограниченным вопросам, а ее государь не равен европейским королям и князьям.

Владимира не устраивало такое положение, ему хотелось равного почета и уважения. Устранить эту проблему можно было приняв христианство. Приняв единую религию Владимир получил бы возможность породниться с каким-либо могущественным императорским домом Европы.

Внутриполитическая причина.

Положение князя Владимира в качестве государи Руси было очень шатким.

Во-первых – это происхождение. По некоторым сведениям, его матерью была рабыня и соответственно он, по нормам того времени, то же был рабом и рассчитывать на княжеский стол не мог в принципе.

Во-вторых – процесс восшествия на престол. Владимир, младший из сыновей Святослава, воссел на престол после смерти Ярополка. Считают, что князь Владимир был причастен к убийству брата. В глазах европейской и местной элиты он был незаконнорожденным, не имеющим права наследования и узурпатором трона. Для придания политического веса своей фигуре князю надо было совершить что-то способное изменить мнение общества о нем. Этим чем-то и было принятие христианства по Православному обряду, которое утверждало безоговорочное подчинение власти императора.

Управленческая причина.

К моменту принятия Православного христианства, как единой государственной религии, Древнерусское государство существовало чуть более 100 лет. По историческим меркам это очень небольшой возраст. Население страны представляло собой сочетание совершенно разных по происхождению групп и народностей – различные славянские племена, финно-угорские племена. Представители балтийский и скандинавских народов на севере, тюрки на юге, чудь и литва на западе. Управлять таким конгломератом народов очень и очень тяжело. Была необходима общая идея способная выступать в роли инструмента управления. На примере Византии Владимир видел, что религия смогла бы выполнить функцию инструмента государственного управления разрозненным населением и на территории его княжества.

Почему Православие?

Почему Владимир выбрал именно христианство по греческому или византийскому обряду?

Существует красивая легенда о послах различных религий, которые пытались склонить князя к принятию свой веры. Согласно легенде последней каплей, сподвигшей Владимира, принять Православие были восторженные отклики его послов на церковную службу в Константинополе, в храме Святой Софии. Но это легенда.

Что говорит История по этому вопросу?

Исторические факты подтверждают, что князь действительно присматривался к различным видам религий и контактировал с представителями конфессий. Выбор в пользу православного христианства от Византии был обусловлен следующими причинами:

  • Византия – самое могущественное государство того времени, диктовавшая свое мнение всему миру. Приняв религию и женившись на принцессе Анне Багрянородной, Владимир повышал престиж России в глазах европейских монархов;
  • влияние византийских священников на русское общество было огромным и существовало уже много лет. Бабка Владимира, Святая Ольга приняла крещение от византийского императора, в стране уже существовала христианская община и принятие христианства в качестве государственной религии было делом времени;
  • Византийская империя сама была заинтересована в том, чтобы Русь приняла Православие и именно от нее. Таким образом Империя устраняла военную угрозу с севера и включала огромное государство и огромное количество населения в орбиту своего влияния.

Существует мнение, что Владимир и не рассматривал других видов религий, кроме Православия, поскольку влияние Византии и ее культуры было огромно.

Причины крещения Руси – кратко о предпосылках

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1645.

4.5

Средняя оценка: 4. 5

Всего получено оценок: 1645.

Крещение Руси по византийскому образцу предопределило развитие культуры и историю России на долгие века вперед. В основе судьбоносного решения князя Владимира лежали глубокие причины.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.

Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.

Древняя Русь накануне крещения

К концу X века Киевская Русь представляла собой типичное полуфеодальное государство. Власть киевского князя еще была недостаточно прочной и удерживалась исключительно с помощью военной силы.

Язычество начинало препятствовать дальнейшему объединению страны. Сильные соседи Древней Руси уже определились с выбором общегосударственной религии:

Рис. 1. Карта.

Проблема выбора веры

Соседние государства стремились вовлечь Киевскую Русь в сферу собственных интересов:

  • Уже в IX веке на Руси появляются византийские и римские миссионеры, активно проповедующие христианство.
  • В 985 г. Владимир совершил удачный военный поход на волжских болгар. После установления договорных отношений болгарские послы пытались обратить русского князя в ислам.
  • В летописях содержатся сведения о попытках хазар обратить Владимира в иудаизм.

Согласно легенде, в исламе Владимиру не понравился отказ от алкоголя: “На Руси есть веселие питие”.

Причины крещения Руси

Главной предпосылкой крещения Руси стало увеличение числа христиан среди славян. В 944 г. был заключен мирный договор между князем Игорем и Византией. В документе упоминаются “русские христиане” и те, “которые приняли крещение”.

Огромное значение имело крещение княгини Ольги в 957 г. в Константинополе.

Рис. 2. “Святая Ольга” Эскиз к мозаике Н. К. Рериха. 1915 г.

Кратко о причинах крещения Руси говорят следующие потребности Древнерусского государства:

  • необходимость введения общегосударственной идеологии;
  • повышение авторитета Киевской Руси и ее выделение среди языческих “варварских” племен;
  • установление более тесных и прочных контактов с христианскими государствами.

“Византийский выбор”

Владимиру предстояло сделать выбор между Римом и Константинополем. Официальное разделение двух ветвей христианства на православие и католичество произошло в 1054 г., но уже в X веке между ними наметились существенные расхождения.

Таблица “Различия православия и католичества”

Православие

Католичество

Обрядность

Причащение хлебом и вином для всех верующих.

Причащение облатками (кружок из теста, наподобие вафли). Вином причащается только духовенство.

Язык богослужения

Любой местный язык.

Только латынь.

Отношения церкви и государства

Церковь подчинена светской власти.

Папа Римский – не только религиозный, но и политический глава католического мира.

Владимир не желал подчиняться папе Римскому и вводить латынь на славянских землях. К тому же, уже в IX веке византийские проповедники Кирилл и Мефодий начали переводить богослужебные книги на славянский язык.

Рис. 3. Картина К. В. Лебедева.

В “Повести временных лет” содержится легенда о том, что еще в I веке славян посетил апостол Андрей и познакомил их с христианством.

Что мы узнали?

Крещение Руси не было личным желанием князя Владимира. Этому событию предшествовал долгий процесс распространения христианства среди славян. Принятие православия стало закономерным этапом развития Древнерусского государства.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.


  • Даниил Новиков

    5/5

  • Владислав Гринь

    5/5

  • Злата Волова

    5/5

  • Илья Перцев

    5/5

  • Кира Кравченко

    1/5

  • Екатерина Пентегова

    5/5

  • Константин Костин

    4/5

  • Жанетта Аушева

    5/5

  • Анна Котова

    5/5

Оценка доклада

4. 5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 1645.


А какая ваша оценка?

Владимир Путин Интервью для документального фильма «Второе крещение Руси»

Владимир Путин
Фото пресс-службы Президента

Источник: Кремль

Владимир Путин дал интервью создателям документального фильма Второе Крещение Руси, , который был показан на телеканале Россия 1 22 июля. В фильме подробно представлены основные этапы восстановления церковной жизни в России с 19 века.88 года, когда страна отметила 1000   годовщины Крещения Руси, до наших дней.

* * *

ВОПРОС:  Мы до сих пор помним времена, когда вы могли разрушить свои карьерные перспективы, если крестили вашего ребенка и об этом узнали. Проблемы могли возникнуть и в вузе, не говоря уже о ситуации 1920-30-х годов, когда репрессиям подверглись как священнослужители, так и миряне. Какие уроки, по вашему мнению, мы должны извлечь из тех лет гонений на церковь?

ВЛАДИМИР ПУТИН:  Я тоже ощутил влияние тех времен. Моя мать крестила меня и держала это в секрете от моего отца, который был членом коммунистической партии. Он не был никаким партийным работником, просто работал на заводе, но был каким-то низовым парторгом в своем заводском цеху. Так или иначе, моя мать, якобы не дав ему узнать, крестила меня, делала это тайно, и поэтому моя семья тоже чувствовала стеснение тех времен.

Я думаю, что урок, который нужно усвоить, довольно прост. Во все самые критические моменты нашей истории наш народ обращается к своим корням, к своим нравственным устоям и религиозным ценностям. Все мы знаем, как, когда началась Великая Отечественная война, первым, кто объявил о начале войны советскому народу, был Молотов, обратившийся к нации со словом «граждане». Но когда Сталин затем обратился к нации, несмотря на свою жесткую, если не сказать, жестокую позицию по отношению к церкви, он выбрал совсем другую форму обращения: «Братья и сестры». Выбор адреса имел огромное значение. Это были не просто слова, а обращение к сердцам и душам людей, к их истории и корням, чтобы донести всю грандиозность и трагизм происходящих событий, поднять людей, мобилизовать их на то, чтобы подняться на защиту своей Родины. Так было всегда, когда страна сталкивалась с трудностями и лишениями, даже в годы государственного атеизма, потому что русский народ не мог выжить без этих нравственных основ.

ВОПРОС:  25 лет, прошедшие с празднования 1000  летия Крещения Руси, церковные деятели и люди, причастные к церковной жизни, называют «вторым крещением Руси». Отношения между церковью и государством действительно претерпели за это время изменения и обрели новое содержание. Считаете ли вы справедливым говорить о «втором крещении Руси» и видите ли вы доказательства, оправдывающие эти слова?

ВЛАДИМИР ПУТИН:  Я не хочу спорить с теми, кто говорит о втором крещении Руси, но лично я бы не сказал, что это самый подходящий способ описать то, что произошло за это время. Я бы скорее сказал, что мы стали свидетелями возвращения к нашим корням, и вопрос, который, конечно же, возникает, заключается в том, почему это произошло. Наше поколение помнит Моральный кодекс строителей коммунизма. По сути, это была просто упрощенная версия религиозных принципов, разделяемых практически всеми традиционными религиями мира.

Но когда исчез даже этот упрощенный моральный кодекс, люди оказались в огромном морально-духовном вакууме, и единственный способ его заполнить – вернуться к подлинным, истинным ценностям. Эти ценности неизбежно носили религиозный характер.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди стали обращаться к своим корням, к вере и духовным ценностям. Это был естественный процесс возрождения русского народа. Делали они это спонтанно, без понука извне, ни со стороны властей, ни со стороны церкви. В то время церковь едва ли была в состоянии кого-либо подтолкнуть. Оно было в плачевном состоянии. В материальном отношении советская власть ограбила его, пожалуй, основательнее, чем кого бы то ни было, но в организационном и духовном отношении оно тоже находилось в очень тяжелом положении. Это было стихийное движение самих людей вернуться к своим корням.

Вопрос: г -н президент, вы встретились с столичным Лавром, главой русской православной церкви за границей. Это была ваша инициатива или его просьба? Что привело к этой встрече и стала ли она поворотным моментом в воссоединении церкви?

ВЛАДИМИР ПУТИН:  Это была скорее моя инициатива, но, к моему удивлению, Русская Православная Церковь Заграницей и сам митрополит Лавр отреагировали с поддержкой и пониманием. Говорю, это было к моему удивлению, потому что отношения между Русской Православной Церковью Заграницей и советскими властями по понятным причинам всегда были, мягко говоря, натянутыми, и я был тогда немного удивлен тем, с какой готовностью они откликнулись на мои инициативу, но после первой встречи, если не ошибаюсь, в Нью-Йорке, я сразу понял, почему они так реагируют.

Я понял, что Предстоятели Русской Православной Церкви Заграницей были настоящими русскими людьми. Они могут жить далеко от своей родины, но ее интересы они хранят в своем сердце. Они поняли, что пришло время воссоединить всю русскую нацию, собрать воедино все народы России, все многообразие этносов, объединенных православной верой. Как вы, возможно, знаете, паспорта, выдаваемые во времена Российской империи, не классифицировали людей по этническому признаку, но указывали их религиозную веру.

Предстоятели Русской Православной Церкви Заграницей, люди, познавшие в жизни немало испытаний и невзгод, столкнувшиеся с большими испытаниями и невзгодами, очевидно, пришли к выводу, что настал момент воссоединиться. Ведь Русская Православная Церковь сыграла уникальную роль в истории нашего народа и страны. По существу, именно после принятия православия в качестве религии русская нация начала складываться как единая нация и приступила к строительству централизованного Российского государства.

В основе русской нации и централизованного Российского государства лежат одни и те же духовные ценности, объединяющие всю ту часть Европы, которую ныне разделяют Россия, Украина и Белоруссия. Это наше общее духовно-нравственное и ценностное пространство, и это играет очень большую роль в сплочении людей. Естественно, сама Русская Православная Церковь в России и Русская Православная Церковь Заграницей почувствовали это сердцем и стали сближаться. Задача властей здесь была просто поддерживать этот процесс.

ВОПРОС:  В разговоре с митрополитом Лавром Вы сказали: «Хочу очень твердо и четко заявить, что власть никогда не будет вмешиваться в церковные дела». Вы были очень убедительны. Вы упомянули об объединяющей роли Русской Православной Церкви Заграницей. После распада Советского Союза и появления новых стран в Центральной и Восточной Азии, в Казахстане Православная Церковь сегодня играет еще более объединяющую роль, объединяя людей на всем постсоветском пространстве.

ВЛАДИМИР ПУТИН:  Есть много разных областей, где церковь и государство могут работать вместе. Прежде всего, это обучение нашей молодежи нравственным и духовным ценностям, поддержка семьи как института, воспитание детей, поддержка тех, кто нуждается в особой помощи и содействии. Я говорю не только о больных или инвалидах, но и о людях в тюрьмах, например. Им тоже нужна моральная поддержка. Церковь является естественным партнером государственных органов в таких областях.

У церкви есть и еще одна очень важная роль внутри самой России – создание условий для межконфессионального и межнационального мира и согласия. В этом отношении значение церкви выходит за рамки сегодняшней Российской Федерации, потому что она также помогает нам строить хорошие отношения с людьми в других странах, прежде всего, конечно, на постсоветском пространстве. Я уже упоминал об общих исторических нравственных и духовных корнях, которые мы разделяем с народами Украины и Беларуси. По сути, у нас есть общая церковь, общий духовный источник и общая судьба. Что касается других стран СНГ и их народов, то и здесь церковь может сыграть очень конструктивную и позитивную роль.

[подписаться2]

РОССИЯ Настоящая революция произошла с Крещением Руси, говорит Кирилл

Впервые за несколько месяцев Патриарх Московский отслужил обедню в Храме Христа Спасителя. Большевистская революция стремилась стереть христианскую «революцию». «Мы с сострадательной улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились», — сказал он. Эрдогана просят уважать собор Святой Софии. Строится много новых церквей для солдат и полицейских. Националисты предложили отмечать «День России» 28 июля, а не 12 июня, как сейчас.

Москва (AsiaNews) – Во вторник Россия отпраздновала Крещение Киевской (Киевской) Руси князем Владимиром Великим. Празднования были очень приглушенными из-за пандемии коронавируса; однако Московский патриарх Кирилл (Гундяев) возглавил Божественную литургию в московском храме Христа Спасителя, который открылся впервые после Пасхи.

Патриарх передал наилучшие пожелания всем православным в России и Украине, в частности Президенту Владимиру Путину, который носит то же имя, что и крестивший князь. Праздник Крещения приходится на день, посвященный памяти Владимира Киевского (Киевского), скончавшегося 28 июля 1015 года, а крещение народа в Днепре произошло 1 августа 9.88 г. н.э.

Слова патриарха сильно повлияли на все общественное мнение, даже если он использовал типичную советскую риторику. «Говоря сегодняшним языком, — сказал Кирилл, — Крещение Руси было, несомненно, революционным событием. По своим последствиям она не может сравниться ни с одной из последующих революций, так как Крещение коренным образом изменило жизнь народа, его культуру и систему ценностей».

Сравнивая это событие с большевистской революцией, он добавил: «Мы знаем, как самая грозная из революций в нашей стране начала ХХ века пыталась изменить эту систему ценностей и разрушить православную веру. Но в 21 веке в этом перестроенном соборе мы с жалостливой улыбкой вспоминаем мечты революционеров, ведь они ничего не добились».

Патриарх призвал россиян оставаться верными давнему выбору князя во имя крови православных мучеников прошлого века и любить «нашу Родину, наш народ, наших правителей и наше воинство», верных дару вера получена.

По словам Кирилла, Князь умел глубоко раскаяться в своих прошлых жестокостях как языческий монарх, «в отличие от нацистских лидеров в Нюрнберге, которые вообще не раскаялись», и сегодня повод для нового коллективного покаяния для всей Советское прошлое, чтобы «новое начало» в жизни русского народа было передано будущим поколениям.

На днях Патриарх и другие представители Русской Православной Церкви призвали президента Турции Реджепа Эрдогана уважать христианскую преданность великой церкви Святой Софии в Константинополе (Стамбул). Около 950 года нашей эры бабушка князя Владимира, святая Ольга, была крещена в соборе, что стало первым прямым контактом Киевской Руси с Византийской империей.

Перед обращением 988 года, как повествует древняя Летопись преподобного Нестора, посланцы Владимира прибыли в Константинополь, после посещения иудеев, мусульман и католиков, и были восхищены торжественностью патриаршей литургии Святой Софии.

«Мы не знали, где находимся, на небе или на земле [. . .] Мы не можем забыть эту красоту, так как каждый человек, если он съест что-нибудь сладкое, не возьмет потом горького; так и мы не можем оставаться без него», — писал летописец через несколько лет после Крещения.

Православное националистическое движение «40 на 40» предложило отмечать 28 июля как «День России» вместо 12 июня, когда президент Борис Ельцин утвердил новую Конституцию Российской Федерации в 1991.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts