Основы мировоззрения средневекового: Мировоззрение средневекового человека — урок. История, 6 класс.
Содержание
Основные черты средневекового мировоззрения
Средневековое
мышление воспринимало мир в виде
рационально не оформленного, не
представленного в строгих понятиях
опыта. Основной интерес к явлениям
природы состоял в поиске иллюстраций
к истинам морали и религии. Любые
проблемы, в том числе и естественнонаучные,
обсуждались с помощью толкования текстов
Священного писания. Природа больше не
воспринималась как нечто самостоятельное,
несущее в себе свою цель и свой закон,
как это было в античности. Она создана
Богом для блага человека. Бог всемогущ,
и способен в любой момент нарушить
естественный ход природных процессов
во имя своих целей. Сталкиваясь с
необычными, поражающими воображение
явлениями природы, человек воспринимал
их как чудо, как промысел Божий,
непостижимый для человеческого ума,
слишком ограниченного в своих возможностях.
По-разному относились
античные и средневековые мыслители к
чудесным, необычным явлениям в мире.
Если Аристотель удивлялся какому-либо
природному феномену, то затем он начинал
искать ему объяснение, так как был
убежден в возможности узнать что-либо
о вещи с полной определенностью. Напротив,
Августин Блаженный, считая, что наши
знания всегда будут ограничены, признавал
чудо — волю творца, не противную природе,
ибо самое большое чудо из всех чудес —
это мир, сотворенный Господом.
Очень
важным для средневекового мышления был
догмат о сотворении мира Богом из ничего,
что прямо противоречит античному
миропониманию. Из этого догмата следует
такая характеристика мышления, как
телеологизм
— истолкование
явлений действительности как существующих
по промыслу Божию для и во имя исполнения
заранее предусмотренных целей. Природа
более не обладает самостоятельностью,
не имеет безусловного бытия, сама для
себя недостаточна. Так, вода и земля
служат растениям, которые в силу этого
более благородны и занимают в иерархии
ценностей более высокие места. Растения
в свою очередь служат скоту. А весь мир
служит человеку, созданному по образу
и подобию Божьему, чтобы он был господином
этого мира. Так в сознание человека
проникает очень важная идея, которая
никогда не возникла бы в античности:
раз человек является господином этого
мира, значит, он имеет право переделывать
этот мир так, как это нужно ему. Таким
образом, именно христианское мировоззрение
посеяло зерна нового понимания природы,
позволившего уйти от созерцательного
отношения к ней античности и прийти к
экспериментальной науке Нового времени,
поставившей целью практическое
преобразование мира. Правда, это новое
отношение к природе стало сказываться
на развитии естествознания не ранее
XIV
в. Потребовалось тысячелетие, чтобы
идея, зароненная в умы людей, созрела и
принесла практические плоды.
А пока, в эпоху
раннего Средневековья, наука о природе
утратила то значение, которое она имела
в античности. Коль скоро природа утратила
свой статус безусловной реальности, то
и наука о природе потеряла свое прежнее
значение и стала рассматриваться либо
символически, либо в аспекте своей
практической полезности. Ибо безусловной
реальностью для христианства является
только Бог, а изучение его творения
имело смысл только с точки зрения
постижения его могущества и мудрости,
но не имело прямой связи ни с познанием
Бога, ни с главным делом человека —
спасением души. Это, естественно, не
благоприятствовало развитию науки.
Естественнонаучный
интерес ослабевает еще и потому, что
природа, будучи с господствующей точки
зрения несамостоятельной, не дает
возможности познать последние причины
и основания своего собственного
существования: они не могут быть открыты
человеку на земле. Только после смерти
Бог откроет святым основания своих
творений, их роль в едином божественном
замысле.
Будучи
сотворенной, всякая вещь — от пылинки
до природы в целом — лишалась своей
независимости. Ее существование,
определяемое неким верховным планом,
не могло не быть символичным: оно лишь
воспроизводило, воплощало, олицетворяло
скрытую за ним фундаментальную сущность,
несовершенным прототипом и дубликатом
которой оно являлось. Отсюда формируется
характерная черта средневекового
сознания — моральный
символизм. Отсюда
появляется интерес к естественным
явлениям, который ведет не к гипотезам
и научным обобщениям, а делает их
символами моральных и религиозных
ценностей. Так, Луна была образом Церкви,
отражающей божественный свет, ветер —
образом духа и т.д.
Корни морального
символизма, то есть представлений о
том, что все исполнено высшим смыслом,
уходят в известное новозаветное
изречение: «В начале было Слово, и Слово
было у Бога, и Слово было Бог». Слово
здесь — орудие творения, онтологическая
стихия, бытие в самом полном смысле
этого слова, обладающее безусловной
реальностью. Но, переданное человеку
Слово стало и универсальным орудием
постижения творения, средством приобщения
и реконструкции божественных творческих
актов. Поэтому процесс познания вещи
заключался в исследовании понятия, ее
выражающего, что определило сугубо
книжный, текстовой характер познавательной
деятельности. Поскольку же наиболее
представительными текстами, к тому же
освященными непогрешимым божественным
авторитетом, выступали тексты Священного
писания, идеалом и инструментом познания
представлялась экзегетика — искусство
истолкования писания.
Новый
взгляд на мир и человека позволил сделать
выдающиеся открытия и создать новые
теории, ставшие прологом научной
революции, в ходе которой оформилось
классическое естествознание. Так были
сделаны открытия Николая Коперника и
Джордано Бруно, давшие миру гелиоцентризм
и идею бесконечности Вселенной. Это
пока еще были, скорее, гениальные догадки,
требовавшие как естественнонаучного,
так и философского обоснования. Именно
эта проблема станет ключевой в ходе
научной революции XVI-XVII
вв., создавшей современную науку.
Основные черты средневекового мировоззрения — педагогикару
Основные черты средневекового мировоззрения |
Средневековое мышление воспринимало мир в виде По-разному относились античные и средневековые Очень важным для средневековья был догмат о Будучи сотворенной, всякая вещь — от пылинки до Наверх Представление о науке в эпоху Средневековья |
Средневековое мировоззрение — Мягкая обложка — Уильям Р. Кук; Рональд Б. Херцман
Вы здесь:
>Домашняя страница
>История
>Курсы всемирной истории
>Хронологические курсы
> Средневековая история
> Средневековое мировоззрение
Запрос копии для проверки инструктором
Введение
Третье издание
Уильям Р. Кук и Рональд Б. Херцман
Дата публикации — ноябрь 2011 г.
ISBN: 97801945373660003
432 страницы
Мягкая обложка
6-1/8 х 9-1/4 дюйма
В наличии
Увлекательное знакомство с людьми, местами и идеями, сформировавшими интеллектуальный мир Средневековья
- Описание
- Информация о книге ▼
- Содержание
Описание
Средневековое мировоззрение , третье издание, представляет предпосылки средневекового общества в систематической форме, объединяя краткие, самодостаточные отрывки из основных текстов и тщательно подписанные фотографии в повествование о средневековом мире и его основах. .
Текст разделен на пять частей. Рассматривая как классические, так и библейские предшественники средневековья и заканчивая поздней античностью, первая часть включает подробное обсуждение монументальной фигуры святого Августина. Вторая часть посвящена Средиземноморью, включая Византию и ислам, и заканчивается распадом Римской империи на Западе. Часть третья посвящена раннему Средневековью, расширяя повествование от конца Западной империи до
Ренессанс связан с правлением Карла Великого. Часть четвертая исследует Средневековье, следя за развитием церкви, политики, философии и теологии, а также искусства с двенадцатого по четырнадцатый век. Часть пятая, эпилог, прослеживает переход от Средневековья к эпохе Возрождения, уделяя основное внимание четырнадцатому веку, но также предвкушая пятнадцатый век и последующие годы.
Третье издание содержит две совершенно новые главы: главу 5 о Византии и главу 6 об исламе. Программа The Medieval World View позволяет решать сложные вопросы с большой ясностью и легкостью и идеально подходит для курсов средневековой истории, литературы или истории искусства.
- Об авторе(ах)
- Предыдущая дата публикации
- отзывов
Об авторе (авторах)
Уильям Р. Кук — заслуженный профессор истории Государственного университета Нью-Йорка в Дженесео.
Рональд Б. Херцман — почетный профессор английского языка в Университете штата Нью-Йорк в Дженезео.
Дата(ы) предыдущей публикации
июль 2003 г.
январь 1983 г.
Рецензии
«Кук и Герцман — мой любимый учебник для использования в классе… Я не могу придумать лучшего текста для своих учеников» для обзора христианской мысли от Павла до нищенствующего движения. Я использую книгу почти на каждом курсе, который я преподаю ». — Валери Рэмсейер, Колледж Уэллсли.
«Великая сила средневекового мировоззрения заключается в его обтекаемом сосредоточении на интеллектуальном наследии Средневековья». — Кертис Грюнлер, Колледж Хоуп.
Содержание
- Благодарности
Предисловие
Введение
Хронология
ЧАСТЬ 1: ОСНОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Библия
2. Классическое наследие
3. Раннее христианство
4. Святой Августин
5 WARTMEAN 5 WARTMEAN
9205: THE
5. Византия
6. Ислам
7. Запад после падения римской власти
ЧАСТЬ 3: РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
8. Западное монашество
9. Первый средневековый синтез: каролингский мир и его распад3
10. Церковь, государство и общество до Возрождения
Примечания
Библиография
Алфавитный указатель
Лекция 24Средневековый взгляд на мир |
По большей части, можно сказать, что великие мыслители живут двумя жизнями. Их первая жизнь происходит, когда они заняты работой в своем земном саду. Но есть и вторая жизнь, с которой начинается момент, когда их жизнь прекращается и продолжается до тех пор, пока остаются их идеи и представления. мощный. В истории западной интеллектуальной традиции — традиции, достигающей вернемся к досократическим философам Ионии — всегда были великие мыслители которые пытались объяснить природу и объем человеческого знания. К концу 18 века немецкий философ-идеалист Не может быть никаких сомнений в том, что все наши знания начинаются с опыта. Это, конечно, кредо эмпирика. Джон Локк (1632-1704) был Одним из первых эмпириков был Аристотель
Теперь вернемся к Канту. «Хотя все наши знания начинаются с опыта», Это был «Немой Бык» из Роккасекки, как звали СВЯТОГО ФОМА АКВИНСКОГО (1225–1274), который к концу Аквинский признал это и искал примирения. Но вместо того, чтобы объединить два К концу 12 века появились признаки повсеместного пробуждения и прогресса По всей Северной Европе и Англии крестьяне были освобождены от трудовых повинностей и В районах, где обычно собирались крестьяне, деревни стали городами, а города стали Экономические факторы возобновления урбанизации повлияли на все порядки европейского общества. Правящие приказы тоже быстро менялись. Дворяне были людьми, которые пожинали Многие представители знати по всей Европе стремились к утонченности жизни. Экономический В 12-м и 13-м веках произошло что-то вроде возрождения искусства и литературы. Помимо идей, заложенных в этих классических авторах, основной вклад Это Странствующие Ученые или Голиарды использовали народное Рост народной литературы быстрее всего происходил в тех местах, где В то время как эти события происходили в Европе и Англии, новое учреждение |