Открытие храма в селе большая лука: «В селе Большая Лука Пензенской области восстановлен храм Михаила Архангела» в блоге «Культура, Спорт, Общество»
Содержание
В Вадинском районе после реставрации открыт один из крупнейших храмов в регионе
Главная › Все новости › В Вадинском районе после реставрации открыт один из крупнейших храмов в регионе
30 сентября 2017 12:17
Один из крупнейших сельских храмов в Пензенской области открыт после реставрации в Вадинском районе. Всего лишь за два года вернули былую красоту Михайло-Архангельской церкви в Большой Луке.
Искушенный в церковной архитектуре Пензенской области человек заметит главную изюминку храма в Большой Луке — он похож как родной брат на Успенский кафедральный собор Пензы. Это впечатление не обманчиво: у двух церквей с такой разной судьбой общий автор — архитектор Александр Старжинский, и строились они в одно и то же время. Внес ли изменения в проект сам зодчий или они произошли уже после его смерти в процессе строительства — неизвестно.
По местной легенде, пензенский архиерей, когда фабрикант Казеев пригласил его приехать в Большую Луку, согласился приехать только в том случае, если тот построит здесь достойный архипастырского служения и крупного села храм. Казеев дал слово и его сдержал — за 11 лет, с 1904 по 1915 год, в Казеевке была построена церковь во имя Михаила Архангела.
В наше время история повторилась. На великое освящение храма приехал не только правящий архиерей, но и губернатор, и другие представители власти. Два года назад, посоветовавшись со своими земляками, восстановление храма начал уроженец этих мест Александр Черницов.
«Когда был организован субботник, пришли под 100 человек, начали своими руками убирать грязь, мусор, тогда никаких сомнений не осталось, что храм здесь нужен», — подчеркнул ктитор Михайло-Архангельского храма села Большая Лука Александр Черницов.
Храм восстановлен максимально бережно. Прихожане вновь могут увидеть уникальные росписи эпохи русского модерна, в стиле Нестерова и Васнецова. А главное — для того, чтобы побывать на службе, им не нужно преодолевать многокилометровый путь.
«Им теперь не нужно будет думать в различные времена года, как доехать до ближайшего храма, как посетить священнослужителя, так как с сегодняшнего дня службы будут совершаться регулярно», — сказал епископ Сердобский и Спасский Митрофан.
Рядом с восстановленным храмом открыли выставку детских рисунков. На одном из них — очень реалистичное изображение того состояния, в котором находилась церковь всего пару лет назад.
«В память о них этот прекрасный храм восстановлен. В надежде на то, что история будет сохраняться, что здесь будут жить люди, приходить в эту церковь», — подчеркнул губернатор Пензенской области Иван Белозерцев.
После службы представители светской и духовной власти возложили цветы на могилу храмоздателей фабрикантов Казеевых. Губернатор выразил уверенность в том, что места, связанные со знаменитым купеческим родом, могут стать основой нового туристического маршрута.
Если вы нашли ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter или нажмите здесь.
РПЦ
прислать новость
нашли ошибку
Епископ Искитимский Лука: Нужно всего себя отдать на служение Богу и людям
Искитимская епархия очень молода — ей всего лишь около полутора лет, но за это время сделано многое. Что за человек возглавляет эту епархию? Чем он живёт и что считает важным? Об этом — наш разговор с епископом Искитимским Лукой.
— Владыка, Вы родились в верующей семье или пришли к вере в студенческие годы?
— Родители мои, хотя и крещеные в Православии, в 70-80 гг. ХХ века были маловерующими, невоцерковленными. Мама иногда ходила в церковь по большим праздникам или в родительские дни, ставила свечи, молилась за здравие и за упокой сродников, но в таинствах не участвовала. Отец был воцерковлен еще меньше, но Бога никогда не отрицал.
Луч света во тьме
Крестили меня в младенчестве в день пророка Илии 2 августа 1971 г. в Никольском храме г. Солнечногорска. Примечательно, что храм этот никогда не закрывался. Дедушек в живых я никого не застал, а вот бабушки были верующими, особенно мама моего отца — р. Б. Анастасия. Она и водила меня в детстве в храм на Причастие, а когда исполнилось 7 лет, то и на исповедь.
Остались яркие детские воспоминания о посещении храма. Изображенные на иконах святые мне казались живыми, к которым можно было прямо обратиться и попросить о чем-нибудь. А когда в храме совершалась Божественная литургия, то на душе было так радостно и спокойно, что я не знал где нахожусь — на небе или на земле. Но шли годы, и чем взрослее я становился, тем реже стал посещать храм, а потом и вовсе перестал ходить. Сказывалось атеистическое воспитание в школе — веру высмеивали, «наука доказала, что Бога нет», что верить в Него могут только старые, темные и неграмотные люди.
Впервые во взрослом состоянии я задумался о вере и бытии Бога в армии. Там я первый раз самостоятельно прочитал Святое Евангелие, для меня это было как луч света во тьме. Сразу возникли вопросы: почему это скрывали? Что в этом плохого? После демобилизации первым делом я купил себе крестик, потом мама подарила Закон Божий, и так постепенно началось мое воцерковление.
Желание «иной» жизни
Во время учебы в институте я параллельно изучал Священное Писание, Церковную историю, Закон Божий, стал участвовать в церковных таинствах. Ко времени окончания института созрело непреодолимое желание послужить Богу в монашеском чине. После принятия мною монашества и родители мои воцерковились. Сейчас они глубоко верующие люди.
— В 1997 году Вы закончили институт электронной техники, получили диплом инженера «Управление и информатика в технических системах». Вероятно, в перспективе была неплохая карьера, но Вы сразу же, в мае 1997 уехали в Новосибирскую область и приняли постриг в монастыре Михаила Архангела. Что предопределило такой выбор? Колебались ли? Пытался ли кто-то из близких отговорить Вас?
— Да, перспективы были неплохие, но к этому времени мне очень скучно стало заниматься электроникой. Как я уже сказал, созрело желание стать монахом. Пришло внутреннее убеждение, что жизнь в миру не для меня, что нужно всего себя отдать на служение Богу и людям. А где, как не в монастыре, удобнее исполнить эти главные заповеди: любить Бога и людей? Поэтому колебаний не было, хотелось только получше подготовиться к монашеской жизни, и желание «иной» жизни всё более и более возрастало.
Близкие мне люди — родители и крестные — видели это стремление, и по-человечески им трудно было допустить мысль о расставании, поэтому они предлагали все взвесить, не принимать поспешных решений и, если возможно, то остаться в миру.
— Почему поехали в такую даль? До этого были духовные связи с монастырем или просто хотелось, чтобы не было соблазнов съездить домой? Или Вы считаете, что монаху лучше быть вдали от цивилизации?
— Принять монашеский постриг, дать обеты Богу — ответственный шаг, поэтому одного желания мало, нужно еще благословение опытных в духовной жизни отцов. На Никольском приходе были люди, которые поддерживали связь с духовниками Троице-Сергиевой Лавры, и по их совету для решения этого главного вопроса своей жизни я поехал в Лавру и получил благословение постригаться в новооткрытом Михаило-Архангельском монастыре Новосибирской области.
Настоятель Никольского храма, хотя и не сразу, но тоже благословил принимать монашество и ехать в Сибирь, и родители благословили, хотя для них это был тяжелый шаг. Они очень переживали, но потом положились на волю Божию. Что касается расстояния от дома, то, конечно, лучше монаху находиться подальше от места своей мирской жизни, чтобы быть свободным от старых привязанностей.
Монашество по своей сути есть другой, отличный от мира образ жизни, и в идеале подвизаться монаху нужно вдали от цивилизации, от больших городов. Но если обитель находится в городе, все равно там соблюдается свой устав, максимально ограничивающий насельников от лишнего общения с миром. Сейчас многие монастыри активно занимаются миссионерской деятельностью, но и там все происходит по послушанию: занимаются миссией иеромонахи, уже укрепившиеся в духовной жизни.
Сибирское монашество
— В 1998 году Вас назначили помощником благочинного монастыря. Вам было 27 лет. В 1999 Вас назначили настоятелем подворья монастыря в селе Красный Яр. Были ли на этих послушаниях трудности, связанные с тем, что приходилось руководить людьми, которые старше Вас и монашество приняли раньше? Что удалось сделать на подворье за 4 года?
— Трудности были совершенно другого рода: монастырь стал создаваться в 1996 г., официальный статус получил в 1997 г., поэтому большинство послушников были очень молодого возраста — 20 лет, полные энергии, и необходимо было эту энергию направить в нужное русло. Старшие по постригу были старшими и по должности.
Наместником монастыря тогда был игумен Артемий (ныне епископ Петропавловский и Камчатский), он и организовывал жизнь обители: и духовную, и материальную. Под его руководством шли работы и на подворьях. В селе Красный Яр за 4 года удалось построить храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, но самое главное — создать православную общину, благо, что в этом селе много верующих.
До революции там был свой храм, который строили всем селом, этот момент особенно остался в памяти красноярцев, а нынешние прихожане — это их внуки и правнуки. Сейчас это подворье относится к Новосибирской епархии, там развитая приходская жизнь, есть воскресная школа, свой клирос из прихожан.
— В 2002 году Вас назначили благочинным подворья в Новосибирске. Вы участвовали в строительстве Троице-Владимирского собора. На подворье в Красном Яре Вы тоже участвовали в строительстве храмов. Пригодились ли Вам в то время опыт работы на электромеханическом заводе в 1988–1989 и знания, полученные в институте?
— В жизни каждого человека всё происходит по Промыслу Божиему, только нужно этот Промысл разглядеть и понять. Господь постепенно подготавливает каждого из нас к тем проблемам, с которыми придется столкнуться в дальнейшей жизни. Конечно же, работа на заводе дала практический навык для занятия стройкой. А учеба в институте помогла усвоить системный подход к решению возникающих задач и освоить принципы организационной работы.
— В 2010 году Вас назначили сначала и. о. наместника, а потом и наместником Покровского монастыря в селе Завьялово. Монастырь входит в Искитимскую епархию. Расскажите, пожалуйста, о монастыре.
— Монастырь небольшой. Монашествующих 10 человек, а всего, вместе с послушниками и трудниками, 30 человек. Расположен в 65 километрах от г. Искитима, рядом с Обским морем и на краю села Завьялово на речке Каракан. Сразу за речкой — сосновый бор. Места красивые, живописные. Но самое главное — люди: простые, искренние.
В селе много верующих, которые в праздничные дни молятся в двух храмах — в монастырском храме Св. Троицы, который располагается в цоколе старинного купеческого дома, и в Покровском храме, который находится в центре села. Это около трех километров от самого монастыря. Обитель духовно окормляет несколько подворий на территории Искитимского и Ордынского районов. Теперь одно из них — Никольский кафедральный собор города Искитима.
Монастырь молодой, в 2012 г. исполнилось всего 15 лет со дня основания. Первым наместником монастыря был игумен Николай (ныне епископ Салехардский и Ново-Уренгойский), который под руководством сначала епископа Сергия (Соколова), ныне покойного, а затем Владыки Тихона много потрудился для созидания монастыря и фактически основал его.
Кроме строек и хозяйственных работ монастырь много занимается миссионерской деятельностью, окормляет детские дома и интернаты. Есть воскресная школа. На сегодняшний день это главный монастырь Искитимской епархии, в котором я — священноархимандрит, а наместник монастыря — игумен Захария (Пономаренко), бывший эконом обители.
— С 1994 года в Завьялово действует детский православный оздоровительный лагерь, в котором за лето отдыхает 700–800 детей, то есть за смену не менее двухсот. Как братия участвует в работе лагеря? Дают ли возможность старшеклассникам, отдыхающим в лагере, потрудиться в монастыре?
— Детский православный оздоровительный лагерь окормляет Александро-Невский собор г. Новосибирска, он относится к Новосибирской епархии, но священство Завьяловского монастыря также помогает им, чаще всего — наместник. На лето в Завьялово приезжают отдыхать воспитанники детских домов из Новосибирска с воспитателями, их духовным окормлением и занимается монастырь.
Первый год жизни епархии
— Что удалось сделать за год существования епархии?
— За первый год существования епархии была создана структура управления, сформирован Епархиальный совет, благочиния. Созданы и начали работу епархиальные профильные отделы: образования и катехизации, молодежный, социальный, миссионерский и другие. Создан сайт, где отражаются основные события и мероприятия, которые проходят в Искитимской епархии. Начал работу телефон доверия.
Каждым из отделов проведено множество мероприятий: круглые столы, выставки, конференции, диспуты, встречи и т. д., причем во всех семи районах епархии. Открыто несколько новых приходов в каждом благочинии. Оживилась жизнь в монастырях — приняли постриг двое насельников Покровской обители. Рукоположено двое священников, один из них несет свое служение в Никольском кафедральном соборе, другой — в монастыре. Совершено три Великих освящения храмов. Возросло количество сестер милосердия, несущих труды в Искитимской больнице.
Богослужения в Никольском кафедральном соборе стали совершаться каждый день, утром и вечером. Несколько священнослужителей и мирян поступили на заочное отделение Новосибирской семинарии, мне приходится там преподавать курс предмета «Аскетика» уже третий учебный год. Дел много, не все задуманное удается осуществить. Но в целом можно сказать, что церковная жизнь активизировалась, больше людей стало приходить к Богу, все силы направлены на решение главной задачи — на спасение людей.
Людям нужны храмы
— Каковы планы на будущее?
— Планов много, особо отмечу несколько направлений. Планируется создание новых приходов как в селах, так и в городах. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил задачу строительства храмов в шаговой доступности для жителей, и это действительно востребовано временем.
Такая необходимость возникла не на пустом месте, инициатива идет снизу. Уже сейчас поступает множество обращений со всей Искитимской епархии с просьбой открыть в селе храм или хотя бы часовню, люди нуждаются в молитве, в духовном окормлении. Люди верят, что с открытием храма будет налаживаться и жизнь села. Они видят, что там, где есть храм и есть православная община, ситуация меняется к лучшему.
Здесь есть две проблемы: нехватка священников и неимение достаточных финансов для строительства. Вторую проблему мы пытаемся решать на месте, привлекая людей, ранее проживавших в этих селах, но позднее переехавших в города, занявшихся бизнесом и имеющих возможность пожертвовать средства на возрождение своего родного села. Главное, что общее дело — строительство храма — объединяет людей, сплачивает, и образуется православная община.
С нехваткой священнослужителей сложнее. Мы видим два пути решения этой проблемы. Во-первых, сейчас всю территорию делим на округа, которые приписываются к определенному храму. Священство из этих храмов окормляет все селения, входящие в округ. Но этого недостаточно, так как в некоторых районах всего один священник, а селений порядка сорока — пятидесяти. Поэтому, во-вторых, планируются и уже сейчас совершаются миссионерские поездки по отдаленным селениям из соответствующего профильного отдела епархии. Для пополнения штата священнослужителей планируется создание богословских курсов, из числа слушателей которых и будут отбираться кандидаты на рукоположение.
Душа тянется к прекрасному
Важное направление работы — развитие каждого из отделов епархии.
Также планируем проведение мероприятий культурно-просветительского характера, приуроченных к празднованию памятных дат. Например, таких, как празднование 1025-летия Крещения Руси.
— 19 октября состоялся первый епархиальный осенний бал. Чья это инициатива? Насколько, по-вашему, важно возрождение таких светских культурных традиций?
— Это была инициатива руководителя епархиального отдела по культуре Е. В. Чековой, а также нескольких священнослужителей Искитимской епархии. Поддержал нас и отдел образования г. Искитима. Дело в том, что в Искитиме молодежным отделом администрации уже давно проводятся подобные мероприятия, но там направление совсем другое, зачастую это просто дискотека. Нам же хотелось создать проект, который стал бы альтернативой современной масс-культуре, который призван показать молодежи красоту классического и народного искусства.
Душа по природе христианка, она тянется к прекрасному независимо от того, верующий человек или нет, так как в человеке есть дух, который непостижимым образом созерцает красоту Горнего мира и увлекает в своем стремлении душу человека. Тогда человек начинает здесь, на земле, искать подобие такой красоты, а народное и классическое искусство создавалось под влиянием христианской культуры, оно во многом есть ее отражение.
Людям просто нужна отдушина от повседневной безвкусицы, обезличивания, которые агрессивно навязывают многие средства массовой информации. Поэтому епархиальный осенний бал стал событием для горожан, особенно молодежи, которая ищет идеалы прекрасного, возвышенного. Осенний бал был призван показать эту красоту, уважительное целомудренное отношение друг к другу. Через воспитание таких чувств душа человеческая облагораживается, люди начинают понимать, что они — образ Божий. Это поможет им обрести веру. Можно сказать, что подобные мероприятия — это детоводитель ко Христу.
Жизнь епархиальных проектов
— В декабре в рамках молодежного клуба «Встреча» состоялся диспут «Православие и молодежные субкультуры: за и против». Ваше отношение к молодежным субкультурам? Благодатная ли это почва для миссионерства?
— Нужно понимать, что к молодежным субкультурам относятся совершенно разные направления, зачастую прямо противоположные. Но их объединяет неприятие формализма, существующего положения в обществе. Сталкиваясь с негативными явлениями, молодой человек начинает искать пути их преодоления, но, к сожалению, часто пытается найти их вдали от Церкви. Так образуются автономные от общества группы. Но душа все равно мятется, и человек продолжает поиск ответов на вечные вопросы.
В этом есть положительный момент: по крайней мере, человек не равнодушный, не теплохладный. А мы помним из Откровения св. Иоанна Богослова, что Господь отвергает теплохладных. В этом смысле молодежь из субкультур — это такое общество, которое, возможно, быстрее услышит проповедь Евангелия, чем простой обыватель.
— Расскажите, пожалуйста, о епархиальном телефоне доверия, о православном казачьем военно-патриотическом клубе «Родина». Планируете ли новые молодежные, образовательные, социальные проекты?
Православный епархиальный телефон доверия был организован почти сразу после открытия Искитимской епархии. Особенно много для этого постарался руководитель социального отдела иерей Артемий Шумбасов. Бывает, что людям нужно просто выговориться, поделиться с кем-нибудь своими проблемами и переживаниями или просто спросить совета в трудной жизненной ситуации. Вот здесь и приходит на помощь телефон доверия — можно просто позвонить и получить ответ на интересующий вопрос, встретить сочувствие. На телефоне по очереди дежурят священнослужители, юристы, православные психологи.
Что касается военно-патриотического клуба «Родина», то сейчас это не просто клуб, а целое объединение клубов всей Искитимской епархии. В самом г. Искитиме находится самое крупное отделение. Недавно были приняты в его ряды около 60 новых казачат.
Ребята в клубах занимаются спортивным многоборьем, совершают походы, соревнуются в стрельбе из пневматики, участвуют в Крестных ходах, ездят в паломнические поездки, интересуются краеведением. А самое главное — получают духовное и патриотическое воспитание: изучают историю православного воинства, историю России без отрыва от истории Православной Церкви. Растут настоящими патриотами, многосторонне развитыми людьми.
Руководитель клуба Василий Ефтеевич Баженов прививает воспитанникам любовь к своей Родине, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, терпение, умение преодолевать трудности.