Отличие крест православный и католический: Чем отличается православный крест от католического?
Содержание
Чем отличается православный крест от католического?
14 апреля 2020 г.
Самый частый вопрос, который так же часто остается без ответа: «Чем отличается католический крестик от православного?» Нерелигиозный человек вряд ли поймет разницу: зачастую такие крестики очень похожи внешне, да и носятся одинаково. Но не всё так сложно, как может показаться. Чтобы научиться их различать, не обязательно углубляться в религиозные знания. Достаточно знать всего 5 важных деталей!
Если вдруг вас спросят, чем отличается православный крест от католического, вы наверняка начнете вспоминать обрядовые и догматические различия двух крупнейших ветвей христианства. А различий имеется немало и первое основное — форма крестика.
1. Форма
В современном христианстве наиболее распространенные: четырехугольный, шести; — восьмиконечный крест. Первый относится к западной традиции. В православии выбор побольше. Тут крестообразные подвесы могут быть всех трех форм.
Крест с шестью концами имеет две горизонтальные перекладины, а с восемью – еще косую нижнюю. Нижняя олицетворяет греховность человека, которая тянет его вниз, а верхняя — его очищение покаянием. Католический крестик внешне более прост, в нем нет лишних деталей. Как правило, это четырехугольная форма.
2. Надписи
Для православия не так важна форма креста как то, что на нем написано/изображено. Внимательно изучив надписи на женском крестике, можно с полной уверенностью сказать, к какому течению христианства принадлежит изделие.
Табличка с надписью, закрепленной над головой Христа, присутствует на обоих крестах. И даже надпись на ней, которая, по идее, должна описывать проступок Иисуса, одна и та же. Понтий Пилат, осуждая Сына Бога, так и не нашел действительной вины его, и табличка гласит: «Иисус из Назарета Царь Иудейский».
Самый простой способ определить, какой перед вами крестик, это посмотреть на надписи на православных/католических нательных крестах.
До сих пор эта надпись инициальной аббревиатурой гравируется на нательных крестах. На православных по-славянски I.Н.Ц.I., на католических по-латыни INRI. И еще, на православных крестах с обратной стороны может быть выгравировано выражение «Спаси и сохрани», на католических ничего подобного нет.
3. Изображение
Одно из самых дискуссионных отличий — изображение облика Христа. На католическом нательном кресте Иисус показан страдающим: с ранами и струящейся кровью, в терновом венце, с поникшей головой и закрытыми глазами. Его ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены. Так он должен напоминать христианам о том, какую цену заплатил за спасение людей.
На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно.
Распятие у католиков выступает над поверхностью, а у православных имеет плоский вид.
4. Расположение Христа
Если присмотреться к фигуре Христа, то можно заметить еще одну немаловажную деталь. На православном распятии каждая его нога пригвождена по отдельности, а у католиков — скрещены вместе.
5. Количество гвоздей
Если ноги Спасителя пригвождены к столбу двумя гвоздями — крест православный. У католической церкви принципиально иное мнение и своя святыня — три гвоздя, хранящиеся в Ватикане. Соответственно, на католическом распятии ноги Иисуса наложены одна на другую и прибиты лишь одним гвоздем.
Чем отличаются католические кресты от православных?
Из всех христиан почитанием креста больше всего известны православные и католики. Все знают, что католический и православный крест отличаются друг от друга, в чем же разница?
Католический крест
Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.
Фото: madeheart.com
Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни «Иисус Назорей Царь Иудейский» — INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени «преступлению» Спасителя не нашел Понтий Пилат.
Католический крест: отличие от православного
Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует «мерило праведное». На одной чаше весов — грехи, на другой — добрые и праведные поступки людей.
Фото: bolshoyvopros.ru
Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский» в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.
На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».
Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.
Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.
Католический и православный крест – разница существенна?
Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.
И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские).
Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
Различия между православными и неправославными крестами
Различия между православными и неправославными крестами
Кресты признаны повсеместно символом христианства
Православные кресты отличаются по смыслу от неправославных крестов крест
Символы на протяжении всей истории использовались по разным причинам. Для одних это объединяющая сила для идентификации, а для других — художественное изображение их идеологии или набора убеждений. Крест веками считался символом христианства.
В 2006 году Центр церковной коммуникации провел исследование церковной символики. Вопрос звучал так: «Какой символ чаще всего используется в церковных логотипах?» Крест победил с подавляющим перевесом в 57%. Казалось бы, мир и, возможно, даже сами христиане утратили связь с наследием и значением изобразительного символа креста.
В христианстве есть три основные категории крестов: православные кресты, католические кресты и современные кресты. Из них самыми древними являются православные кресты, относящиеся ко времени Византийской империи. Восточно-православный крест (также известный как русский православный крест и византийский крест) напоминает стандартный латинский крест с двумя дополнительными боковыми балками. Верхняя боковая балка короче по длине, а нижняя боковая балка расположена под наклоном. Еще один традиционный православный крест, который восходит к 14 веку, — Крест Святого Николая. Это греко-романский крест, который можно назвать одним из лучших образцов религиозного средневекового искусства. Крест находится в центре круга и расположен на широком восьмиугольном основании. На одной стороне креста изображение распятого Христа с Мадонной, св. Иоанном и черепом. Череп относится к Адаму. С другой стороны — воскресший Христос в окружении четырех евангелистов. Это указывает на победоносного Христа, а четыре евангелиста представляют распространение христианства. Одним из самых фотографируемых православных крестов является Патриарший крест, который находится на вершине собора Василия Блаженного, расположенного на Красной площади в Москве. Патриарший крест отличается от восточно-православного тем, что у него нет нижней наклонной балки.
Двумя основными крестами, которые традиционно используются католической церковью, помимо латинского креста, являются Папский крест и Крест Святого Петра. Папский крест является официальным символом Папы. У него есть три боковых полосы, которые представляют власть Папы; Церковь, мир и небо. Крест Святого Петра представляет собой перевернутый крест, изображающий, как был распят Святой Пестер. Этот крест традиционно помещают на папский престол и папские гробницы.
Из всех трех категорий «Современный крест» обладал наибольшей художественной свободой. Обычно он основан на латинском кресте, хотя он был преобразован в различные форматы. Голгофский крест — это латинский крест с тремя ступенями в основании. Ступени символизируют веру, надежду и любовь. Многочисленные другие кресты были изобретены для художественной ценности. Есть кресты из гвоздей, кресты с голубем, кресты с лилиями. Доступны буквально сотни тысяч современных крестов.
Трудность с символами заключается в том, что каждое изображение представляет что-то свое для каждого человека. Для Православной Церкви гордость древних византийских крестов и глубокое значение каждого символа — больше, чем просто картинка. Это история их веры и наследия. Для сердца католика Папский крест является высшей видимой честью главы их церкви, и поэтому современные кресты почитаются в сердцах многих христиан во всем мире. Парадоксально, что такая икона христианской веры, представляющая смерть Христа, считается чрезмерно используемой. Крест был задуман с намерением прославить Христа. Эта искра эмоций – то, что нужно христианскому сообществу в целом, чтобы соединиться с символическим образом креста, который передается будущим поколениям, независимо от того, кто его украшает.
Источники:
1. «Опрос церковных символов от 24 июля 2006 г.». (2004-2009). Церковный маркетинг отстой. Получено 21 мая 2009 г. из Центра церковной коммуникации
http://www.churchmarketingsucks.com/archives/2006/07/church_symbols.html
2. «Восточный православный крест». Сейяку. Получено 21 мая 2009 г. с Seiyaku
http://www.seiyaku.com
3. «Патриарший крест». Сейяку. Получено 21 мая 2009 г. с Seiyaku
http://www.seiyaku.com
4. Abiuso, Salvatore, Palmiro Di Maria. (1999). Крест Святого Николая. Получено 21 мая 2009 г.
Из банка сельского хозяйства и ремесел Гамбатеса
http://roangelo. net/gambatesa/#CROSS-OF-ST-NICHOLAS
Почему католики и православные «крестятся» по-разному?
Почему католики и православные «крестятся» по-разному?
11 июля 2016 г.
Ричард Остлинг
ВОПРОС ГЕЙЛ:
Почему православные и римо-католики не крестятся одинаково?
ОТВЕТ РЕЛИГИОЗНИКА:
Католические и православные прихожане совершают «крестное знамение» перед личной молитвой, при входе в церковь, в различные моменты богослужения и в других случаях. Священники совершают знак не только во время таинств, но и используют его для благословения людей или предметов. Не говоря уже о привычном зрелище суеверных спортсменов, делающих это перед штрафными или пенальти.
В последнее время коммунистические лидеры в Китае напали на сотни церквей, чтобы снести внешние кресты, которые считались слишком выдающимися, что демонстрирует, насколько мощным символ всегда был и остается.
Подумайте на мгновение, насколько все это замечательно. До зарождения христианства крест был ужасающим напоминанием об имперской власти Рима и об унижении и унижении, ожидавших смутьянов. Как мы видим в Новом Завете, христиане сразу превратили его в эмблему Божьей любви и самопожертвования в Иисусе Христе, ведущих к спасению и духовному торжеству.
Гейл относится к тому факту, что римские католики делают знак, касаясь по очереди лба, груди, левого плеча и правого плеча. Те англиканцы и протестанты, которые соблюдают этот обычай, делают то же самое. Восточно-православные, а также юрисдикции «восточного обряда» в католицизме касаются правого плеча раньше левого. Парень не нашел для этого полностью согласованной причины, но вот кое-что из того, что нам известно:
Христиане делали «маленький крест» большим или указательным пальцем на лбу по крайней мере во 2 веке. Популярность этой религиозной практики упоминается в начале 3-го века Тертуллианом в «De Corona Militis», глава 3: «. . . во всех обычных действиях повседневной жизни мы чертим знак на лбу». Более крупный «знак креста», о котором спрашивает Гейл, появился позже.
Что касается архитектуры и дизайна, то Второй Никейский собор (787 г. н.э.), последний вселенский собор, признанный как православными, так и католиками, объявил, что наряду с иконами «образ честнаго и животворящего креста» является « выставляться в святых храмах Божиих, на священных сосудах и облачениях, стенах и панелях, в домах и на улицах».
Движение справа налево, до сих пор используемое в Православии, было «универсальным для всей Церкви примерно до XII века», — пишет католический священник Вирджинии Уильям Сондерс. По сей день католические священники и прихожане всегда делают знак правой рукой, даже если они левши. Одно из объяснений этого предпочтения состоит в том, что Иисус изобразил разделение добрых овец справа от злых козлов слева на Страшном суде (Матфея 25:33).
Папа Римский Иннокентий III, живший в 13 веке, указал, что сдвиг начинает происходить. Он сказал, что справа налево означает, что вера простирается от евреев (справа) до язычников (слева). Но, продолжил он, другие меняют порядок, потому что христианин переходит от «страдания» (слева) к «славе» (справа) «точно так же, как Христос перешел от смерти к жизни». В позднесредневековом объяснении говорится, что Иисус пострадал за нас (слева), а затем вознесся на небеса (предпочтительно справа). Богословы предлагали и другие версии.
Случайный наблюдатель может задаться вопросом, какая разница? Ответ на сайте www.orthodox.net характеризует позицию Православия по многим вопросам: «У нас нет полномочий выбирать волей-неволей, каким частям христианского Предания мы хотим следовать. Отцы наши и бесчисленные святые крестились справа налево», как показано на древних иконах. Более того, «правая сторона много раз благоговейно упоминается в Писании и наших священных гимнах».
Другим аспектом этой традиции является форма руки. Ортодоксы соединяют большой палец и первые два пальца вместе, образуя точку, а оставшиеся два пальца прижимают к ладони. Три представляют, что один Бог существует в трех лицах Отца, Сына и Святого Духа. Верующие обычно взывают к этим именам Троицы либо вслух, либо мысленно, когда совершают знак. Для православных два пальца представляют две природы в Иисусе Христе, божественную и человеческую. На Западе по какой-то причине это в значительной степени изменилось на использование полной руки.
Специфика крестения была одним из аспектов пагубного раскола в великой Православной Церкви России. Патриарх 17-го века Никон приказал провести различные реформы в литургии, основанные на практике Греции. Одним из изменений было принятие трех пальцев при совершении знамения, тогда как русские до этого использовали два пальца для обозначения двух природ Христа.
Миллионы отвергли изменения и ушли в раскол как «старообрядцы» или «раскольники», особенно в отдаленных районах северной и восточной России. Несогласные были отлучены церковью и яростно преследовались царским государством. У старообрядцев не хватало епископов для рукоположения в священники; некоторые в конце концов возвысили своих собственных иерархов, в то время как другие сформировали «бессвященническую» ветвь.