Отличие науки от религии: Наука и религия: можно ли положить конец вражде?
Содержание
Наука и религия: можно ли положить конец вражде?
- Кэролайн Уайат
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,
Для многих наука и вера не являются взаимоисключающими понятиями
Новый британский проект, целью которого стало примирение религии и науки, вряд ли положит конец долгим и подчас ожесточенным дебатам об их взаимоотношениях. Однако он позволит объединить семинаристов и ученых-христиан в вопросах изучения современной науки.
На проект, поддержанный Церковью Англии, выделено более 700 тысяч фунтов (около 1,05 млн долларов). Он является частью трехлетней программы Даремского университета и ставит своей целью углубить взаимодействие между наукой и верующими-христианами.
Будущие священники и другие участники проекта получат доступ к ресурсам современной науки. Кроме того в рамках программы будет изучаться отношение к науке среди иерархов церкви.
Финансирует программу благотворительный фонд Templeton World Charity Foundation, который предлагает отправлять заявки на получение гранта до 10 тысяч фунтов всем ученым-прихожанам, желающим способствовать развитию более глубокого понимания взаимоотношений между верой и наукой.
Среди сегодняшнего научного сообщества нет единого отношения к вопросу веры.
Так, одни современные ученые выступают с атеистических позиций и крайне отрицательно относятся к религии. Например, популяризатор материалистической картины мира Ричард Докинз, известный своей многолетней борьбой с религией, в своей книге «Бог как иллюзия» называет веру не заслуживающей доверия и даже бредовой.
Автор фото, Thinkstock
Подпись к фото,
Модель, согласно которой наука выставляется противником религии, не объясняет всех сложных взаимоотношений между двумя этими сферами
Другие же не считают науку и веру взаимоисключающими понятиями. В их числе один из кураторов программы, преподобный Дэвид Уилкинсон — профессор-астрофизик на кафедре теологии и религии Даремского университета.
«Слишком часто христианские лидеры считали науку угрозой или боялись обращаться к ней», — сетует он.
Битва идей
Профессор Уилкинсон стал священником методистской церкви после обучения и работы в области теоретической астрофизики; его специализация – изучение происхождения Вселенной.
«Многие вопросы, которые вера и наука ставили друг другу, приносили значительные плоды», — замечает он.
«Люди внутри и вне церкви убеждены, что у науки и религии непростые отношения, но упрощенная модель, согласно которой наука выставляется противником религии, не объясняет очень интересных взаимоотношений, исторически сложившихся между этими сферами», — добавляет священник-ученый.
«Сегодня космологи обнаруживают, что некоторые вопросы выходят за рамки науки, — например, откуда у нас берется чувство благоговейного трепета», — объясняет он.
Сама по себе идея о борьбе между наукой и религией уходит корнями в средневековье, ко временам преследования Галилея католической церковью за его утверждения о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Потребовались сотни лет, чтобы церковь признала, что Галилей был прав.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,
Церковь признала свою неправоту в споре с Галилеем лишь сотни лет спустя
Но подлинный конфликт между наукой и религией начал пылать с конца XIX века. Он оказался удивительно стойким, до сих пор вызывая оживленные в споры на телевидении, радио и в интернете.
Многие говорят, что наука имеет дело с фактами, в то время как религия – с верой, хотя сегодня есть множество и тех, кто утверждает, что есть области, в которых интересы религии и науки пересекаются. К ним относится, например, вопрос о том, благодаря кому или чему возникла и существует Вселенная.
Нередко эти интересы перерастают во взаимную вражду, вырастающую, например, из не утихающих споров между верующими и атеистами на тему креационизма или
разумного замысла.
Упрощенные определения
«Старое определение, что наука имеет дело с фактами, а религия – с верой, является слишком упрощенным, — говорит профессор Уилкинсон. — Наука включает в себя доказательства, но также включает в себя и навыки формулирования суждений и оценки доказательств».
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«В конце концов, у вас есть только ограниченный набор доказательств, с помощью которых вы можете обосновать свою теорию, и вам приходится верить им, что не слишком далеко от положения верующего-христианина», — убежден Уилкинсон.
«Речь не о слепой вере, и на самом деле не слишком хороша та религия, что основывается лишь на слепой вере, — считает преподобный Дэвид Уилкинсон. — Христианство должно быть открыто для интерпретаций его суждений о мире и опыте».
По его убеждению, наука и религия отнюдь не исключают друг друга.
Он цитирует книгу физика Пола Дэвиса «Космический джекпот», где говорится, что Земля, как кровать в сказке про Машу и трех медведей оказалась идеально приспособлена для жизни по целому ряду удивительных и независящих друг от друга параметров.
«У меня был такой момент, когда я остановился и подумал: вот это да! Я был поражен красотой и изяществом самой Вселенной, а также красотой и простотой законов физики, которые лежат в основе Вселенной», — говорит профессор Уилкинсон.
Это чувство изумления разделяет и католический священник, специалист в области физики элементарных частиц Эндрю Пинзент, работающий в лаборатории ЦЕРНа, а также возглавляющий Центр науки и религии имени Иэна Рэмси в Оксфордском университете.
Отец Эндрю Пинзент уверен, что сегодня — чрезвычайно многообещающее время для изучения науки и религии.
В то же время он опасается, что старая «парадигма конфликта» также переживает свое второе рождение, и она формирует образ мышления для многих людей — особенно из числа тех, кто слабо разбирается как в науке, так и в религии.
Подпись к фото,
Ричард Докинз известен своей многолетней борьбой против религии
Ученый-священник приветствует открытие доступа к научным знаниям для служителей церкви.
«Многие священники уже прошли значительную научную подготовку, — утверждает он. – Когда я готовился к роли католического священнослужителя в Риме, то 10% семинаристов в моем колледже имели высшее научное и медицинское образование. При этом в среднем по Великобритании такое образование у менее чем 1,5% населения».
«Более того, две важнейшие теории современной науки – генетика и теория «Большого взрыва» – были разработаны священниками», — добавляет он.
По словам Пинзента, его, как специалиста в области физики элементарных частиц, всегда поражали открытия восхитительных форм и симметрии в природе, математики, лежащей в основе всего, а также невероятных особенностей света.
«Эти открытия сами по себе не могут быть использованы для формального доказательства существования Бога, но они порождают чувство прекрасного, для которого вполне естественным является религиозный отклик», — замечает он.
Рост взаимопонимания
Другие ученые соглашаются, что давняя идея войны между наукой и религией является устаревшей и неверной концепцией, хотя они не считают науку и религию естественными союзниками.
Автор фото, Thinkstock
Подпись к фото,
Дарвиновская теория возникновения жизни и человека на протяжении многих лет вызывает ожесточенные споры между сторонниками эволюции и «разумного замысла»
Джеймс Уильямс, специалист по преподаванию естественных наук в Университете Сассекса говорит: «Проблемы, как правило, возникают в кругах людей, которые пытаются совместить науку и религию или же норовят использовать религию, чтобы подвергать сомнению науку».
«В этом заключается неправильное понимание природы науки, — говорит он. — Наука имеет дело с естественным, а религия — со сверхъестественным».
«Наука ищет объяснения природным явлениям, в то время как религия пытается понять смысл жизни».
«На мой взгляд, наука и религия не могут быть интегрированы, то есть наука не может ответить на многие вопросы, которые поднимает религия и, аналогично, религия не может ответить на научные вопросы», — замечает Уильямс.
Существует ли конфликт науки и религии / Наука / Независимая газета
В основе религии – вера. Физиологически в строении мозга человека локализованы две полусферы – чувственная и разумная.
Коллаж «НейроАдам». Источник: neurosuegeon.com
В отличие от западного общества, где взаимоотношения науки и Церкви давно устоялись, наше общество находится в переходном состоянии. В обществе еще не сложились доминирующие ценности. Одна из конфликтных линий, как показали недавние дискуссии, – антагонизм, возбуждаемый как со стороны деятелей Церкви, так и со стороны ученых.
На самом деле для антагонизма, если он не провоцируется необоснованными амбициями, оснований нет. Хочу высказать несколько соображений в этой связи.
Не быть в изоляции
Религия и наука относятся к разным сферам человеческой психики. Наука рождена потребностью человека в знании. Религия рождена потребностью человека в надежде. В основе научного метода – сомнение. В основе религии – вера. Физиологически в строении мозга человека локализованы две полусферы – чувственная и разумная. Для жизнедеятельности человека важны и логика, и вера. Обе опоры необходимы. В социальном устройстве первая воплощена в науке, вторая – в религии. Со стороны науки неэтично подступаться к религии с критикой, основанной на научных аргументах, так же как религии не следует браться за обсуждение законов материального мира.
Жорж Леметр говорил: «Философия и теология, когда их удерживают в изоляции от научной мысли, превращаются либо в отсталую, погруженную в саму себя систему, либо становятся опасной идеологией». Замечательно сказано. Напомню, что аббат Леметр, крупный ученый теолог и космолог, президент Папской академии наук в Ватикане. «Не быть в изоляции» в данном случае как раз и означает воспринимать доказанные границы научного понимания мира и отсюда – тонко чувствовать изменяющуюся границу между верой и наукой.
Считается, что коренное различие между научным и религиозным миропониманием состоит в том, что научное утверждение требует доказательств, а религиозное принимается на веру. Нужно заметить, однако, что в основе всех фундаментальных наук лежат принятые на веру утверждения – аксиомы.
Всем известны аксиомы евклидовой геометрии. Закон Кулона – тоже аксиоматическое обобщение наблюдений. Если его дополнить одним из законов, охватывающих магнитные явления, приняв его за аксиому, то, основываясь на них, можно логически вывести всю теоретическую электродинамику. Закон сохранения энергии также не из чего не выводим. Мы в него верим. Второй закон термодинамики, утверждающий, что развитие любой изолированной системы всегда ведет к деградации и установлению наиболее примитивного равновесного состояния, – это также аксиоматическое утверждение, не выводимое в рамках термодинамики.
Главное свойство научных аксиом в отличие от религиозных верований в том, что выводы, предсказанные на их основе, отвечают наблюдениям и эти наблюдения воспроизводимы. Но на вопрос, почему имеет место данная аксиома, нам нечего ответить, кроме того, что «так устроен мир». С равным правом можно сказать: «Так устроил Бог». Существуют явления, несводимые – или которые мы не умеем сводить, – к установленным в науке законам. Например, почему известные нам физические константы имеют именно эти значения, а не иные? Что означает конечность или бесконечность Вселенной? В ответах на эти вопросы у науки нет преимущества перед религией.
Наука не может претендовать на истину там, где она не может предложить свойственные ей доказательные и проверяемые утверждения. Она лишь расширяет область знания, все дальше раздвигая горизонт, за которым еще возможны гипотезы и верования. С каждым шагом она завоевывает право в очередной раз сказать: «Я в этой гипотезе больше не нуждаюсь».
Сомнения в существующем
Немецкий богослов, кардинал Николай Кузанский (1401–1464) задолго до Коперника и Галилея высказал в своем трактате «Апология ученого незнания» представления об относительности движения и нецентральном положении Земли. «Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого не замечаем, воспринимая движение только в сопоставлении с чем-то неподвижным┘ каждому, будь он на Земле, на Солнце или другой звезде, всегда будет казаться, что он как бы в неподвижном центре, а все остальное движется┘ мир будет как бы иметь всюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде».
Принцип «всюду и нигде» не чужд науке, не чужд современной физике. Это один из основополагающих принципов квантовой физики. Именно таково состояние электрона в атоме. С известной вероятностью он присутствует всюду в атоме и нигде определенно. Он одновременно волна и частица.
Надо признать, что религия никогда не противилась распространению знания, не противилась обучению. Но она, увы, преследовала творцов нового знания, а наука – это не просто знание, это – производство знания. Чтобы произвести новое знание, нужно усомниться в существующем. И тут наука и религия расходятся, как расходятся сомнение и вера.
Религия сродни искусству. Высокое искусство взросло на религиозной почве. Ранние шедевры живописи и архитектуры вдохновлялись религией и возникали под покровительством Церкви. В отличие от науки религия и искусство относятся к одной и той же чувственной сфере.
Наука также совместима с религией, как и с искусством. Глядя на сцену в театре, мы переживаем чувства героев, мы можем плакать и сострадать, хотя мы понимаем, что это всего лишь вымысел. Но если человек, пришедший в театр, будет твердить про себя, что то, что он видит, лишь выдумка и неправда, ему нечего делать в театре и нечего делать в церкви.
Чувственность и логика
В демократическом обществе наука и религия должны сосуществовать как сосуществуют в человеке чувственность и логика. В реальной жизни такое сосуществование не бывает гладким. Институты науки и образования – с одной стороны и Церковь – с другой, погружены в конкретную социально-общественную среду. Власть эксплуатирует в своих интересах и Церковь, и науку, отдавая предпочтение той или другой в зависимости от текущих целей государства и его политического устройства. История доказывает, что перекосы эти никогда не бывают продуктивны. Воинствующая Церковь так же опасна для общества, как циничное безбожие.
В этой связи нельзя не сказать о развернувшейся у нас дискуссии по поводу возможного введения в школе уроков богословия. Речь идет, конечно, об уроках богословия, в какой бы форме это ни преподносилось, например, как «Основы православной культуры» или как-то иначе.
Школа должна давать знание. Знание добывается наукой, а не верой. Поэтому преподаваться должно только научное знание.
Один из религиозно настроенных телеведущих задал с дискуссионным запалом вопрос – «Почему школа не уважает моего сына?», имея в виду, что сыну в школе преподают биологию в рамках эволюционного учения, а не религиозного толкования. Школа выполняет свою общественную функцию. Уважать в данном случае нужно школу. В школу и университет люди приходят за знанием. В церковь – укрепить надежды. Другое дело, что научные положения, даже те, которые преподаются в школе, могут оказаться неточными или ошибочными. Но альтернативой ошибочному научному положению может быть только другое, более обоснованное научное положение, а не религиозное суждение.
Преподавание религии – это преподавание идеологии. Преподавание религиозного миропонимания как альтернативы научному знанию как раз есть та опасная идеология, о которой говорил Жорж Леметр.
Преподавание истории религии и сведения об институтах Церкви как форме общественного сознания, а в некоторые периоды – движущей силе исторических событий, должно находить место в курсах истории. Соответствующие главы должны быть написаны и преподаваться историками, а не теологами. Тогда это будет раздел знания, а не религиозная идеология. В такой же степени в историческом экскурсе может присутствовать объективное повествование о коммунистическом мировоззрении. Или иных общественных верованиях.
Религиозная идеология к тому же не единообразна. Разные конфессии – это разные идеологии. В дореволюционной России православие было государственной религией. Государь призван был равно заботиться о всех своих подданных, но государственную службу могли нести лишь православные. Граждане указывали не национальность, а вероисповедание. Инородец неправославного вероисповедания лишен был некоторых прав и освобожден от определенных обязанностей, в частности, воинской повинности. Но он приобретал всю сумму гражданских прав и обязанностей независимо от национальности, если принимал православие.
В православном государстве законны и уместны были священники в армии, преподавание Закона Божьего в школе, публичное появление государственных чиновников при отправлении церковных обрядов и проч. Вернуться к православному государству, так же как к монархии, в сегодняшней России невозможно. Поэтому акции, вполне естественные в православном государстве, неуместны в России, какая она есть сегодня. Пренебречь этим – значит нанести ущерб российской государственности и единству российского общества.
Справедливый баланс
Для того чтобы избежать антагонизма науки и религии, нужно прежде всего понять и принять, что нет религиозного и научного типа мышления. Есть научное мышление и религиозные чувства.
Человеческая психика, как и все созданное эволюцией, несовершенна. Страхи и вера имманентно присущи ей. Суеверие – одна из форм проявления их. В Бога тоже многие «верят» на всякий случай. Это свойство психики непобедимо. Оно присуще в той или иной степени всем. Некоторым умам, возможно, в исчезающе малой степени. Некоторым – в значительной. Иногда – по невежеству. Иногда – вследствие глубоких размышлений. Во многих случаях религиозность есть выражение согласия с этическими и нравственными нормами вероучения, признание исторической роли религии в формировании цивилизации.
По этой причине религиозность и существование Церкви как института религии есть признак демократического общественного устройства, уважающего индивидуальность и признающего отсюда свободу и права личности. Отклонение в сторону государственного атеизма, равно как и в сторону государственного клерикализма, недемократично.
Свобода слова допускает любые суждения о личности, об устройстве общества и миропонимании, если они не оскорбляют ничье достоинство и не являются клеветническими и заведомо ложными. Поэтому воинственно настроенный атеист может вести антирелигиозную пропаганду, а воинствующий клерикал высказывать антинаучные суждения. Задача же демократического государства и просвещенного общества, терпимо относясь к крайностям, удерживать справедливый баланс между разумом и чувствами.
В чем разница между наукой и религией? – ReviseSociology
Наука эмпирична, открыта, развивается и объективна, а религия наоборот?
Содержание
В чем разница между наукой и религией? Этот пост посвящен четырем областям различия между ними:
- Эмпирическое против сверхъестественного
- Открытые и закрытые системы верований
- Эволюция против абсолютного знания
- Объективность против субъективности
Прежде чем читать этот пост, вы можете освежить свои знания о том, каковы ключевые особенности науки, прочитав этот пост: Является ли социология наукой?
Наука ограничивается эмпирическим, религия занимается сверхъестественным
Наука имеет тенденцию интересоваться естественным или физическим миром – тем, что можно наблюдать и измерять. Если это нельзя наблюдать или измерить эмпирически, то это ненаучно.
Научные знания получают главным образом с помощью экспериментального метода: формулируется гипотеза, а затем проводятся эксперименты для ее проверки. В экспериментах используются стандартизированные процедуры сбора данных, чтобы другие ученые могли точно так же повторить тот же самый эксперимент, проверить данные и проверить результаты на себе.
Религия, напротив, имеет тенденцию интересоваться духовным миром, многие аспекты которого не всегда поддаются наблюдению и измерению с научной точки зрения. Например, во многих религиях знание исходит в конечном счете от Бога, а вера в существование Бога не может быть проверена эмпирически. Вера в Бога – это вопрос веры.
Любые заявления о знаниях, сделанные религиями, которые не поддаются проверке эмпирическими наблюдениями, не могут считаться «научными».
«Открытые» стихи «закрытые системы убеждений»
Наука — это «открытая система убеждений» — данные, собранные учеными, открыты для проверки другими. Таким образом, результаты исследований могут подвергаться критике.
Согласно Попперу, процесс критического изучения учеными результатов других ученых является фундаментальным для научного метода. Он утверждал, что ученые должны пытаться «фальсифицировать» уже существующие гипотезы, намеренно разрабатывая эксперименты для их опровержения. Именно этот процесс обеспечивает достоверность научных знаний: их способность выдерживать критический анализ коллег.
Религии, напротив, склонны к «закрытым системам верований» — религиозное знание обычно считается священным, и его следует принимать как есть, а не оспаривать.
Эволюция систем знаний против абсолютных
Научные знания накапливаются…. он развивается в процессе изучения учеными, критики и улучшения экспериментальной работы предыдущих ученых.
Религиозные системы верований, по крайней мере основанные на религиозных текстах или идее абсолютной истины, не подвержены изменениям или развитию. Те, кто бросает вызов таким религиозным системам убеждений, вполне могут подвергнуться санкциям.
Объективность и свобода ценностей против субъективности
Субъективные, личные чувства должны быть исключены из научного процесса. На научные знания не должны влиять личные мнения или предубеждения исследователей, которые проводят эксперименты, предоставляющие данные для получения научных знаний.
Напротив, знание во многих религиозных традициях зависит от личной веры и личного духовного опыта. Многие религиозные переживания, например молитва, носят сугубо личный характер и не предназначены для повторения другими.
Оценки
В этом посте эффективно рассматривается аргумент о том, что наука и религия различны и, следовательно, возможно, несовместимы. Пожалуйста, смотрите этот пост для некоторых аргументов и доказательств альтернативной точки зрения: что системы научных убеждений совместимы с системами религиозных убеждений.
Указатели
Этот пост был написан в первую очередь для студентов, изучающих социологию A-level (экзаменационная комиссия AQA), и является одной из наиболее сложных тем, изучаемых в рамках модуля «Убеждения в обществе».
Пожалуйста, нажмите здесь, чтобы вернуться на домашнюю страницу – ReviseSociology.com
Источники
Четыре вышеприведенных различия – это различия между религией и наукой, отмеченные Диксоном (2008) в «Науке и религии: очень краткое введение».
Автор Карл ТомпсонОпубликовано Рубрики РелигияМетки вера, эмпирический, знание, объективность, субъективность, сверхъестественное
Наука и религия: примиримые различия
Главная → Наука и религия: примиримые разногласия
Люди самых разных вероисповеданий и уровней научных знаний не видят противоречий между наукой и религией.
На фоне громких протестов небольшого числа религиозных групп по поводу преподавания таких научных концепций, как эволюция и Большой взрыв, в государственных школах, а также столь же громких заявлений нескольких ученых с личными антирелигиозными взглядами иногда может показаться, что наука и религия находятся в состоянии войны. Новостные агентства предлагают множество сообщений о заседаниях школьного совета, сессиях Конгресса и воскресных проповедях, на которых ученые и религиозные лидеры бросают друг другу нападки. Но насколько репрезентативны такие конфликты? Не очень. Внимание, уделяемое таким столкновениям, затушевывает гораздо более многочисленные случаи гармоничного и даже синергетического сосуществования науки и религии.
На самом деле, люди самых разных вероисповеданий и разного уровня научных знаний не видят никакого противоречия между наукой и религией. Многие просто признают, что эти два института имеют дело с разными сферами человеческого опыта. Наука исследует мир природы, а религия имеет дело с духовным и сверхъестественным — следовательно, они могут дополнять друг друга. Многие религиозные организации выступили с заявлениями, в которых заявляют, что не должно быть никакого конфликта между религиозной верой и научным взглядом на эволюцию. 1
Фото предоставлено Национальным институтом здравоохранения.
Более того, вопреки стереотипу, вовсе не обязательно быть атеистом, чтобы стать ученым. Опрос ученых из ведущих исследовательских университетов, проведенный в 2005 году, показал, что более 48% из них имеют религиозную принадлежность и более 75% считают, что религии передают важные истины. 2 Некоторые ученые, такие как Фрэнсис Коллинз, бывший директор Национального исследовательского института генома человека, и Джордж Койн, астроном и священник, открыто заявляли о том, что они получают удовлетворение, глядя на мир как через призму науки, так и через призму личной веры. .
Это не означает, что наука и религия никогда не вступают в конфликт. Хотя они обычно имеют дело с разными сферами (природной и духовной), возникают разногласия по поводу того, где проходят границы между этими сферами при решении вопросов на их стыке.