Падение византии: Упадок Византии — урок. История, 6 класс.

Разное

Византия и крестоносцы; Падение Византии

Опубликовано — ср, 04/17/2019 — 17:35

 

Васильев Александр Александрович

Москва: ЛомоносовЪ, 2016. — 247 с.

ISBN 978-5-91678-340-7

 

В книгу вошли две работы выдающегося русского и впоследствии американского византиниста академика Александра Васильева — «Византия и крестоносцы» (1923) и «Падение Византии» (1925). Острый и непредвзятый взгляд, четкий анализ причин развернувшихся событий, обширное привлечение источников — вот отличительные черты его книг. Мы видим, как Византийскую империю постепенно разъедают внутренние противоречия, как ее теснят с запала латиняне во главе с Венецией и с востока — турки, как, наконец, крестоносцы, забыв об Гробе Господнем, поворачивают Четвертый крестовый поход на Константинополь— блестящий город, не знавший себе равных в Европе, овладевают им и на разграбленном пепелите утверждают свое государство. Спустя пятьдесят лет Византийская империя возродилась, по силы ее были подорваны. К 1453 году вся она ужалась до размеров своей столицы, и тогда настал заключительный акт великой исторической драмы — штурм города султаном Мехмедом II и гибель последнего византийского императора Константина XI в рукопашной схватке… Гак завершилась тысячелетняя история Византии.


Книга доступна:

  • в фонде открытого доступа: 63.3(0)4 (История Византии (04 в.-1453 г.)).

Содержание:

Византия и крестоносцы.
Эпоха Комнинов (1081—1185) и Ангелов (1185—1204)

Предисловие 
Характеристика императоров из дома Комнинов 
Алексей I и внешняя политика до Первого крестового похода
Борьба империи с турками и печенегами 
Первый крестовый поход и Византия 
Внешняя политика при Иоанне II 
Внешняя политика Мануила I и Второй крестовый поход
Последние два Комнина. Алексей II и Андроник I 
Характеристика императоров из дома Ангелов 
Образование Второго Болгарского царства 
Третий крестовый поход и Византия 
Генрих VI и его восточные планы 
Четвертый крестовый поход и Византия
Церковь при Комнинах и Ангелах 
Внутреннее управление 
Просвещение, наука, литература и искусство

Приложение

Македонская династия 
Династия Дук 
Династия Комнинов 
Династия Ангелов

Падение Византии.
Эпоха Палеологов (1261—1451)

Предисловие 
Общее положение империи 
Внешняя политика Михаила VIII 
Внешняя политика Византии в царствование Андроников
Политика Византии во второй половине XIV века 
Мануил II (1391—1425) и турки 
Иоанн VIII (1425—1448) и турецкая угроза 
Константин XI (1449—1453) и взятие Константинополя турками

Приложение
Династии Палеологов и Кантакузинов

Примечания


Основная рубрика: История > Распад государств, История > Международные отношения. Внешняя политика > Войны > Крестовые походы (1096-1270) > Четвертый крестовый поход (1202-1204) > Взятие Константинополя крестоносцами (1204)

Географическая подрубрика: Византия (Восточная Римская империя, Византийская империя)

Хронологическая подрубрика: Средние века

 

 

Византия: удивительная жизнь средневековой империи

 

История крестовых походов

Теги

новое поступление

исторические науки

ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Военная история ]— Рансимен С.

Падение Константинополя в 1453 году

Предисловие

Вторник 29 мая 1453 г. является одной из важнейших дат мировой истории. В этот день сквозь пролом в стене турецкие воины ворвались в Константинополь, и Византийская империя прекратила свое существование. С ее гибелью завершился огромный период развития человеческого общества и в жизни многих народов как Азии, так и Европы наступил крутой перелом, обусловленный характером турецкого владычества.

Разумеется, падение Константинополя нельзя рассматривать как реальную грань между двумя эпохами. Еще за сто лет до захвата византийской столицы, позволившего туркам окончательно утвердиться в Европе, они уже появились на Европейском континенте и обосновались там достаточно прочно. Во времена, предшествовавшие захвату Константинополя, Византийская империя являла собой очень небольшое государство, власть которого распространялась только на столицу с предместьями да на часть территории Греции с островами. Византию XIII-XV вв. можно назвать империей лишь условно. Правители отдельных ее областей часто зависели от императора лишь номинально. Наконец, и после падения Константинополя власть турок распространялась не на всю территорию бывшей империи.

В то же время основанный в 330 г. Константинополь на протяжения всего периода своего существования в качестве византийской столицы воспринимался как символ империи. Принципы византийской государственности с наибольшей полнотой воплотились именно здесь. Константинополь длительное время был крупнейшим экономическим и культурным центром страны, и только В XIV-XV вв. у него появились соперники, а столица стала приходить в упадок. Таким образом, захват Константинополя означал для современников гибель империи.

Книга известного английского византиниста Стивена Рансимена последовательно подводит читателя к событиям, завершившимся падением Константинополя. Общая характеристика византийского государства и общества и очерк появления на исторической арене турок-османов уступают у него место все более и более детальному рассказу об осаде и взятии города. Под пером историка воскресает великая историческая трагедия, где много действующих сил, и каждое из них либо приближает развязку, либо бессильно ее предотвратить. Дряхлость и слабость византийского государства, всего общественного организма начали выявляться уже в XIII — XIV вв. Прекрасный знаток византийской истории, С. Рансимен на конкретных фактах рисует этот процесс, а выразительные детали, которые он подбирает очень умело, позволяют читателю воочию представить жизнь византийцев накануне гибели.

Если слабость Византии обнаружилась не сразу и агонизирующая империя держалась еще в первой половине XV в., то и сила турок обнаружилась в полной мере только в это же время. В книге С. Рансимена многие страницы посвящены истории турок. Тем не менее общая характеристика ее позволит читателю легче ориентироваться в событиях и лучше понять, кому проиграли византийцы историческую битву.

Согласно османскому преданию, основателем государства турок-османов был вождь туркменского (огузского) племени кайы Эртогрул-бей. Признав себя Вассалом султана Алаэддина Кейкубада I, правителя основанного сельджуками в Малой Азии Конийского султаната, Эртогрул получил от него для своего племени пограничные с византийской территорией земли в районе Караджадага. Подобная практика характерна для сельджукских правителей, всячески стремившихся избавить оседлое земледельческое население своих владений от соседства с племенами кочевников.

Уже Эртогрул начал расширять свою территорию; этот процесс продолжался и при его преемниках. После смерти Эртогрула власть перешла но канонам кочевого племенного быта к его младшему сыну Осману. Убив своею дядю Дюндар-бея, Осман утвердился во власти и получил от сельджукского султана титул уджбея (пограничного бея). В обязанности уджбеев входила охрана вверенных им пограничных территорий. В 1299 г. султан Алаэддии Кейкубад III вынужден был в результате восстания покинуть свою столицу Конию, и Осман потерял сюзерена. Ему пришлось признать верховную власть монгольской династии Хулагуидов, которой подчинялось сельджукское государство в Малой Азии, и отсылать ежегодно в столицу Хулагуидов часть собранной им со своих подданных дани.

Осман, давший название Османской династии, очень скоро приступил к широкой завоевательной политике. В течение короткого времени ему удалось захватить ряд византийских городов и укреплений. В 1291 г. он овладел Mелангией (Караджахисаром) и стал считать себя независимым правителем, о чем свидетельствует тот факт, что в пятничной молитве называлось его имя.

В османском бейлике, как и в других анатолийских княжествах, в правление Османа еще в значительной мере господствовали социальные отношения, характерные для кочевого родо-племенного быта. Власть Османа в качестве главы племени была основана на поддержке племенной верхушки. Все военные захваты осуществлялись родо-племенными военными формированиями. В аграрные отношения захваченных византийских территорий с оседлым земледельческим населением вносились элементы кочевого, пастушеского хозяйства. Административное управление в османском бейлике было вверено мусульманским духовным судьям — кадиям, а также, по-видимому, наместникам бея, в обязанности которых входил сбор дани с подвластного населения, как сельского, так и городского.

Росту авторитета власти Османа во многом способствовало установление прочных связей с местными дервишскими орденами (мевлеви, бекташи), а также религиозно-цеховым братством ахиев, пользовавшимся значительным влиянием в ремесленных слоях городов. Вообще, в непосредственном окружении Османа, а затем и его преемников, было много представителей мусульманской религии, сыгравших большую роль в формировании государственных институтов османского государства. Поддержка духовенства имела существенное значение не только в упрочении верховной власти первых османских правителей, но также и в обосновании политики захвата, освящавшейся исламом как «борьба за веру».

В 1326 г., уже при правителе Орхане (1304–1362) турки-османы захватили богатейший торговый город Бурсу, один из важных пунктов транзитной караванной торговли между Востоком и Западом. Очень скоро ими были взяты два других византийских города — Никея (Изник) и Никомидия (Измид). Захваченные у византийцев земли раздавались военачальникам и особо отличившимся воинам в качестве тимаров — условных владений, получаемых за несение военной службы. Прототипом этой системы является, по — видимому, византийский институт пронии. Постепенно система тимаров стала основой социально-экономического и военно-административного устройства османского государства, хорошо подходившей к развивавшейся централизации государственного управления.

При Орхане была предпринята важная военная реформа, получившая свое дальнейшее развитие при его сыне Мураде I (1362–1389): созданы пехотное войско и конница (йайа и мюселлем), набор в которые проводился среди земледельческого тюркского населения османского княжества. Предание гласит, что желающих вступить в войско йайа было столь много, что кадий производил запись за взятку. Солдаты обоих видов войск были обязаны участвовать в крупных военных кампаниях, получая за это поденное жалованье, а в мирное время — заниматься земледелием в своих хозяйствах, приобретая за свою службу налоговые льготы. При султане Мураде I армия была дополненена крестьянским пехотным ополчением азебов, набиравшимся из числа крестьян-христиан, а также ставших знаменитым впоследствии пехотным корпусом янычар, подчиненным лично султану. Вначале янычары набирались из числа военнопленных юношей-христиан, которых принуждали принять ислам, а затем, в первой половине XV в., — из сыновей христианских подданных османского султана, которых стали набирать регулярно согласно учрежденному закону девширме. Тогда же было создано конное войско сипахиев, подчиненных лично султану и получавших, как и янычары, жалованье из казны. Янычары и сипахии были известны вместе как придворное султанское войско капыкулу. Позже к нему были присоединены особые воинские подразделения пушкарей, оружейников и другие вспомогательные части. Все эти войска были уже независимы от родо — племенной военной организации и значительно увеличивали реальную политическую силу верховного правителя.

Как уже говорилось, значительную роль в формировании османской государственности сыграло духовенство. Мусульманские богословы — улемы — были наиболее образованной частью придворных; они же становились кадиями и исполняли административные и судебные функции на местах от имени центральной власти. Из этих же лиц первоначально формировался и центральный аппарат власти, возглавляемый везирами. За свою службу они получали земельные наделы, называвшиеся служебными вакфами (просуществовали до середины XV в.).

При Орхане везиры не принимали участия в обсуждении военных вопросов: это была компетенция самого Орхана и его приближенных-военачальников. Только при правителе Мураде I с дальнейшим развитием форм государственности у османов везиры обрели право голоса и в военных делах. При последующих османских султанах получил развитие и центральный аппарат власти. В состав султанского совета входили уже не его придворные и военачальники, а высшие представители дифференцировавшейся центральной власти: великий везир, кадиаскеры, дефтердары, нишаиджибаши.

Военные успехи османского бейлика вывели его на передний край политической борьбы, происходившей в данном регионе между Византией, балканскими государствами, Венецией и Генуей. Очень часто соперничающие стороны стремились заручиться военной поддержкой османов, тем самым в конечном счете облегчая ширившуюся экспансию последних. По-видимому, свое растущее политическое и военное значение скоро осознали и сами османские правители, которые стали именовать себя султанами. По некоторым сведениям, султан Баязид I (1389–1402) отправил письмо египетскому халифу с просьбой признать его титул султана, а Мехмед I (1413–1421) начал посылать деньги в Мекку, ибо положение мусульманского правителя во многом зависело от его отношения к религии, от признания его власти в священном городе мусульман.

Значительная роль в процессе постепенного складывания османского государства принадлежала системе тимаров. Земельные наделы или же иные источники доходов (тимары и зеаметы.) широко раздавались султаном Мурадом I особо отличившимся в походах солдатам и военачальникам в качестве условных держаний. Жаловались, собственно, не земли, считавшиеся достоянием казны, а доходы с них (тимарами назывались владения, приносившие доход от 3 тыс. или даже от 1 тыс. до 20 тыс. акче в год{*{*1}}, а зеаметами — от 20 тыс. до 100 тыс. ). Система тимаров к периоду правления завоевателя Константинополя, султана Мехмеда II (1451– 1481), являлась прочной основой аграрного строя османского государства.

Верховное право предоставления тимаров принадлежало султану, однако к середине XV в. тимары жаловались также лицами, возглавлявшими провинциальную администрацию, — анатолийским и румелийским бейлербеями, а позднее и некоторыми другими высшими сановниками.

Владельцы земельных наделов (помимо тимаров и зеаметов существовали также и хассы — крупные владения с доходом свыше 100 тыс. акче, предоставлявшиеся важным государственным сановникам) получали свои доходы за счет налогов с крестьян; главным из этих налогов был ашар — десятина. Юридически крестьяне были свободны, однако на деле целый ряд ограничений и штрафов, взимавшихся владельцем тимара за уход с земли, отказ обрабатывать ее и т.п., так или иначе прикреплял крестьян к земле, ограничивал их свободу.

Практически санджакбеи и бейлербеи являлись государственными чиновниками и часто смещались с должности, теряя при этом свои владения. Тимариоты же при условии добросовестного исполнения военных обязанностей могли владеть предоставленными им тимарами из поколения в поколение, передавая их по наследству сыновьям, также обязанным нести военную службу султану. Именно тимариоты составляли основную массу конного войска сипахиев и участвовали наряду с другими войсками в осаде и взятии Константинополя. Излишне говорить, что тимариотская масса, своими корнями связанная с традициями кочевого племенного быта и совершенно чуждая какой-либо экономической деятельности, в этот период весь смысл своего существования усматривала в войне. Война сулила богатую добычу и возможность проявить мусульманскую воинскую доблесть.

Учреждение и развитие системы тимаров в конечном счете, безусловно, способствовали феодализации османского государства, хотя в нем еще весьма сильны были остатки родо-племенной системы, накладывавшей свой отпечаток на жизнь османского общества первой половины XV в. Власть султана по-прежнему в значительной степени зависела от поддержки племенной аристократия, особенно в пограничных местностях. Пограничные земли в османском государстве передавались чаще всего племенным вождям, которые вместе со своими воинами — акынджи (букв. «налетчики») — охраняли границы государства и совершали набеги на соседние чужие территории.

Значение этих элементов в османской общественной структуре длительное время сохранялось по целому ряду причин. После разгрома Тимуром войска султана Баязида I в 1402 г. османское государство оказалось фактически раздробленным; между сыновьями Баязида долго шла борьба за власть. В этих условиях успех претендента в значительной мере зависел от поддержки племенной верхушки, способной оказывать военную помощь той или иной соперничающей стороне. В этот период истории османского государства централизованная система управления фактически утратила силу, а войско капыкулу было низведено до уровня простых телохранителей султана.

В конечном счете победа в междоусобице досталась после более чем десятилетней борьбы сыну Баязида Мехмеду I (1413–1421), которому постепенно удалась восстановить прежние границы государства и даже несколько расширить их. Однако победа Мехмеда, в достижении которой сыграла свою роль поддержка Византии, далеко не всем казалась бесспорной. Византия умело использовала разногласия внутри Османской династии; в качестве платы за оказанную помощь Мехмед возвратил византийцам некоторые из захваченных у них земель, а также на время отказался от активной завоевательной политики в Европе.

Военная верхушка, заинтересованная в новых завоеваниях и добыче, часто вступала в конфликт с султаном. С особенной силой этот конфликт сказался в последние годы правления Мехмеда I и продолжался при его преемнике — султане Мураде II (1421–1451). Во главе недовольных, значительную часть которых составляли недавно осевшие на землю в Румелии (европейской части турецкой державы) туркменские племена, встал шейх Бедреддин Симави, который в свое время поддерживал другого сына Баязида — Мусу.

Подобные волнения и междоусобицы сильно ослабили политическое значение османского государства, восстанавливать которое с большим трудом пришлось Мураду II. В напряженной борьбе за власть и, кроме того, за сохранение позиций на европейском континенте Мурад в конечном счете вышел победителем.

Успехам Мурада II способствовала последовательно проводившаяся султаном политика централизации государства, упрочения его политического единства, укрепления системы тимаров, восстановления былого значения султанского войска капыкулу, повышения боеспособности армии (к середине XV в. турки уже располагали сильной артиллерией). Военная сила крепнувшего государства Мурада II с особенной наглядностью была продемонстрирована в битве при Варне (1444 г.), решившей, по сути, также и участь Константинополя. И когда в 1451 г. на престол вступил его сын Мехмед II, османское государство обладало уже достаточной военной силой и внутренними резервами, чтобы овладеть последним, что, по существу, еще оставалось от Византийской империи, — ее столицей Константинополем. Солидный военный опыт, который был приобретен османскими правителями в процессе полуторавековой завоевательной политики в Европе и Азии, был полностью реализован при осаде города, захват которого значительно повышал в глазах мусульманского мира авторитет турецкого государства.

Такова была сила, которая нанесла последний удар древней византийской цивилизации.

В книге С. Рансимена затронуты многие аспекты византийской истории; наибольшее внимание, однако, автор уделяет отношениям Византии с внешним миром, с Западом и с турками. Автор не ставил своей задачей глубоко раскрыть причины, обусловившие внутренний распад, общий упадок в последний период существования государства ромеев. Рансимена интересуют конкретные, непосредственные причины поражения — явления, которые сделали гибель Византии под ударами турок неотвратимой. Как уже говорилось, этот круг проблем подан автором интересно и занимательно.

Книга основана на первоисточниках. Автор проделал огромную работу по анализу и систематизации данных. Им учтена и использована также большая специальная литература — как по византинистике, так и по туркологии. Разумеется, можно было бы сделать немало замечаний по отдельным положениям автора. Нельзя не обратить внимание и на то, что дореволюционная русская литература предмета использована очень мало, а достижения советской византинистики совершенно не учтены.

Труд С. Рансимена адресован не только узкому специалисту, но и широкому читателю; это не только научное исследование, но и образный рассказ. Читатель погружается в атмосферу эпохи, он оказывается сопричастен великой трагедии, разыгрывающейся на его глазах. Вряд ли нужно доказывать, что для народов поверженной Византийской империи турецкое завоевание было действительно трагедией. Эмоциональная окраска, которая особенно заметна в заключительных главах, заставляет читателя заново пережить события более чем пятивековой давности. В этом — одно из достоинств книги, которая рекомендуется читателю как образное повествование с широким охватом событий, принадлежащих мировой истории.

Перевод содержит полный текст книги, вышедшей за рубежом в нескольких изданиях. Целиком сохранен также аппарат — в том виде, в каком он был подготовлен автором. В список литературы внесены некоторые изменения и уточнения (хотя, к сожалению, все библиографические данные проверить не удалось). Ссылки на источники и литературу частично даны в сокращении, однако таким образом, чтобы читатель без труда нашел полное описание их в списке литературы.

И.Е. Петросян и К.Н. Юзбашян

Мехмед II | Биография, Завоеватель, Достижения, Пушка и История

Год рождения:
30 марта 1432 г.
Эдирне
Турция
Умер:
3 мая 1481 г. (49 лет)
недалеко от Стамбула
Турция
Должность/Офис:
султан (1451-1481), Османская империя
султан (1444-1446), Османская империя
Роль в:
Падение Константинополя
Осада Константинополя

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Каковы были достижения Мехмеда II?

Мехмед Завоеватель расширил Османскую империю, возглавив осаду Константинополя в 1453 году и расширив границы империи до Балкан. Эта экспансия на запад через сердце бывшей Восточной Римской империи привела его к тому, что он объявил себя Кайзер-и Ром (римский Цезарь).

Как Мехмед II пришел к власти?

Мехмед II дважды вступал на престол. В первом случае, в возрасте 12 лет, его отец, Мурад II, отрекся от престола в его пользу в соответствии с мирным договором. Когда договор был нарушен, великий визирь и янычары вернули Мурада на престол. Мехмед снова взошел на трон после смерти его отца в 1451 году.

Каковы были цели Мехмеда II?

У Мехмеда II было много амбициозных целей, хотя при жизни они были достигнуты лишь частично. Он стремился расширить империю на запад до Италии, стремился восстановить Константинополь как великую столицу и намеревался унифицировать закон и порядок во всей империи. Эти последние две цели были достигнуты при Сулеймане Великолепном.

Какое наследие оставил Мехмед II?

Мехмед Завоеватель захватил Константинополь и расширил Османскую империю до западной Анатолии и Балкан, которые позже стали сердцем империи. Однако его экспансия дорого обошлась империи, что вызвало недовольство. Его сыну и преемнику Баязиду II пришлось заручиться поддержкой недовольных придворных чиновников и янычар.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Мехмед II , имя Фатих Султан Мехмед (турецкий: Султан Мехмед Завоеватель) , (родился 30 марта 1432, Адрианополь, Фракия, Османская империя — умер 3 мая 1481, Хункарчайры, недалеко от Малтепе, недалеко от Константинополя) , османский султан с 1444 по 1446 и с 1451 по 1481 годы. Великий военачальник, он захватил Константинополь и завоевал территории в Анатолии и на Балканах, которые составляли центр Османской империи в течение следующих четырех столетий.

Ранние годы и первое царствование

Мехмед был четвертым сыном Мурада II от Хюмы Хатун, порабощенной девушки из гарема Мурада. В возрасте 12 лет его отправили, как того требовала традиция, в Манису (Магнезия) с двумя его воспитателями. В том же году отец посадил его на трон в Эдирне и отрекся от престола. Во время своего первого правления (август 1444 г. — май 1446 г.) Мехмеду пришлось столкнуться с серьезными внешними и внутренними кризисами. Король Венгрии, папа римский, Византийская империя и Венеция — все стремились воспользоваться восхождением ребенка на османский престол — преуспели в организации крестового похода. Эдирне был ареной ожесточенного соперничества между могущественным великим визирем Чандарлы Халилом, с одной стороны, и визирями Заганосом и Шихабеддином, с другой, которые утверждали, что защищают права ребенка-султана. В сентябре 1444 года армия крестоносцев переправилась через Дунай. В Эдирне эта новость спровоцировала бойню христианской секты хуруфи и вызвала атмосферу паники и поджогов. Когда крестоносцы осадили Варну, отец правящего султана был вынужден вернуться из отставки в Бурсе и возглавить армию. Османская победа под Варной при Мураде II (10 ноября 1444 г.) положила конец кризисам. Мехмед II, оставшийся в Эдирне, сохранил трон, и после битвы его отец удалился в Манису. Затем Заганос и Шихабеддин начали подстрекать ребенка-султана к захвату Константинополя, но Чандарли спровоцировал восстание янычар и призвал Мурада II вернуться в Эдирне, чтобы восстановить трон (май 1446 г.). Мехмеда снова отправили в Манису с Заганосом и Шихабеддином, недавно назначенными его наставниками. Там Мехмед продолжал считать себя законным султаном.

Второе восшествие на престол в 1451 году

После смерти отца Мехмед во второй раз взошел на престол в Эдирне (18 февраля 1451 года). Его ум был наполнен идеей взятия Константинополя. Европа и Византия, помня о его прежнем царствовании, тогда мало заботились о его планах. Его власть также не была прочно установлена ​​в империи. Но он не заставил себя долго ждать, продемонстрировав свою величие, сурово наказав янычар, посмевших угрожать ему за задержку обычного дара воцарения. И все же он укрепил эту военную организацию, которой суждено было стать орудием его будущих завоеваний. Он уделял самое пристальное внимание всем необходимым дипломатическим и военным приготовлениям для захвата Константинополя. Чтобы сохранить нейтралитет Венеции и Венгрии, он подписал выгодные для них мирные договоры. 1452 год он провел в основном на строительстве крепости Богазкесен (позже Румели Хисари) для контроля над Босфором, на строительстве флота из 31 галеры и на отливке новых пушек большого калибра. Он сделал венгерскому мастеру-оружейнику Урбану отливку ружей, размеры которых еще не были известны даже в Европе. Между тем великий визирь Чандарлы выступил против этого предприятия и во время осады Константинополя (6 апреля — 29 мая, 1453), противоположные взгляды были озвучены на двух военных советах, созванных в критические моменты. Заганос категорически отверг предложение снять осаду. Ему дали задание подготовить последний большой штурм. Сам главнокомандующий Мехмед II в день атаки лично руководил действиями против бреши, пробитой в городской стене его пушкой. На следующий день после взятия города Чандарлы был арестован и вскоре после этого казнен в Эдирне. Его заменил Заганос, ставший тестем Мехмеда. Мехмеду пришлось согласиться на трехдневный разграбление города, но до вечера первого дня после его захвата он отменил свой приказ. Войдя в город во главе процессии, он направился прямо к собору Святой Софии и превратил его в мечеть. Впоследствии он учредил благотворительные фонды и ежегодно выделял 14 000 золотых дукатов на содержание и обслуживание мечети.

Одной из задач, на которую возложил свое сердце Мехмед II, было восстановление города, ныне именуемого в народе Стамбулом, как достойной столицы всемирной империи. Чтобы поощрить возвращение бежавших греков и генуэзцев из Галаты (торгового квартала города), он вернул их дома и предоставил им гарантии безопасности. Чтобы вновь заселить город, он депортировал мусульманские и христианские группы в Анатолию и на Балканы и заставил их поселиться в Константинополе. Он восстановил Греческий православный патриархат (6 января 1454 г.) и установил в городе великого еврейского раввина и армянского апостольского (православного) патриарха. Кроме того, он основал и призвал своих визирей основать ряд мусульманских учреждений и коммерческих предприятий в основных районах Константинополя. Из этих ядер быстро развивался мегаполис. По обследованию, проведенному в 1478 г., в Константинополе и соседней Галате было тогда 16 324 двора и 3,927 магазинов. Пятьдесят лет спустя Константинополь стал крупнейшим городом Европы.

Падение Константинополя | Западная цивилизация

Цель обучения

  • Описать политическую ситуацию, приведшую к турецкому завоеванию Византийской империи

Ключевые точки

  • Восстановленная Византийская империя была окружена врагами. Болгарское царство и Сербское царство завоевали многие византийские земли, а турки вообще захватили Малую Азию.
  • Анатолия постепенно превратилась из византийской христианской земли в исламскую страну, где господствовали турки. В конечном итоге она станет Османской империей.
  • Запад окажет востоку помощь против турок только в том случае, если восток перейдет из православного в католическое христианство. Это вызвало беспорядки среди восточно-православного населения, которое ненавидело западных католиков за разграбление Константинополя.
  • Тем временем османы разгромили большую часть империи, за исключением Константинополя.
  • Восток в конце концов капитулировал и принял католицизм, но было слишком поздно. 29 мая 1453 года Константинополь пал перед турками-османами, и Византийской империи пришел конец. Константинополь был преобразован в исламский город Стамбул.

Термины

Османская империя

Большая империя, начавшаяся как турецкий султанат, с центром в современной Турции; основанная в конце 13 века, она просуществовала до конца Первой мировой войны. Эта империя также победила Константинополь и Византийскую империю в 1453 году н.э.

Мехмед II

Османский султан, в возрасте 21 года завоевавший Константинополь и положивший конец Восточной Римской империи.

Восстановленная Византийская империя оказалась в окружении врагов. Болгарское царство, восставшее против византийцев веками ранее, теперь сравнялось с ним по силе. На западных Балканах возникла новая империя, Сербская империя, завоевавшая многие византийские земли. Еще более опасным для византийцев было то, что турки снова совершали набеги на византийские земли, и Малая Азия была захвачена. Поскольку система фем ушла в прошлое, императорам приходилось полагаться на иностранных наемников для снабжения войск, но эти наемные солдаты не всегда были надежными. Анатолия постепенно превратилась из византийской христианской земли в исламскую страну, где доминировали турки.

Долгое время турки в Анатолии были разделены на лоскутное одеяло из небольших исламских государств. Однако один правитель, Осман I, построил могущественное королевство, которое вскоре поглотило все остальные и образовало Османскую империю.

Через столетие после смерти Османа I османское владычество начало распространяться на восточное Средиземноморье и Балканы. Сын Османа, Орхан, захватил город Бурса в 1324 году и сделал его новой столицей Османского государства. Падение Бурсы означало потерю Византией контроля над северо-западной Анатолией. Важный город Салоники был захвачен венецианцами в 1387 г. Османская победа в Косово в 1389 г.фактически ознаменовал конец сербской власти в регионе, проложив путь османской экспансии в Европу. Битва при Никополе в 1396 году, широко известная как последний крупномасштабный крестовый поход средневековья, не смогла остановить наступление победоносных турок-османов. С расширением турецкого владычества на Балканы стратегическое завоевание Константинополя стало важнейшей задачей.

Империя контролировала почти все бывшие византийские земли вокруг города, но византийцы временно почувствовали облегчение, когда Тимур вторгся в Анатолию в битве при Анкаре в 1402 году. Он взял султана Баязида I в плен. Пленение Баязида I привело турок в беспорядок. Государство впало в гражданскую войну, которая длилась с 1402 по 1413 год, когда сыновья Баязида боролись за престолонаследие. Это закончилось, когда Мехмед I стал султаном и восстановил власть Османской империи.

Когда в 1451 году на престол взошел внук Мехмеда I, Мехмед II (также известный как Мехмед Завоеватель), он посвятил себя укреплению османского флота и готовился к взятию Константинополя.

Против всех этих врагов византийцы могли только смотреть на запад в поисках помощи. Папа, однако, продолжал подчеркивать, что помощь придет только в том случае, если византийцы примут католицизм латинской церкви. В то время как византийские императоры были готовы сделать это, чтобы спасти свою империю, население ненавидело католиков за разграбление Константинополя, и поэтому попытки примириться с католической церковью привели только к беспорядкам. Дальнейшие богословские разногласия разожгли озлобление между православными и католиками.

В то время как гражданская война и религиозные споры занимали византийцев, османы медленно приближались к империи. Они перешли в Европу и присоединили к себе большую часть земель вокруг Константинополя. К 1400 г. н.э. Византийская империя была немногим больше, чем город-государство Константинополь. Было ясно, что единственный способ получить общеевропейскую помощь в борьбе с османами — это примириться с католической церковью.

Это было неприемлемо для большинства византийцев. В то время была популярна поговорка: «Лучше турецкий тюрбан, чем папская тиара». Другими словами, православные византийцы считали, что лучше находиться под властью турок-мусульман, чем идти против своих религиозных убеждений и уступать католической церкви. Тем не менее императоры понимали, что Византия скоро падет без помощи запада.

В 1439 году н.э. император Иоанн VIII Палеолог и наиболее важные византийские епископы достигли соглашения с католической церковью на Флорентийском соборе, на котором они приняли католическое христианство. Однако когда епископы вернулись в Византийскую империю, они оказались под атакой своих прихожан. Их согласие присоединиться к католической церкви было крайне непопулярным.

Расцвет Османской империи. Границы Византийской и Османской империй в восточном Средиземноморье незадолго до падения Константинополя в 1453 году н. э.

К этому времени Константинополь был малонаселенным и полуразрушенным. Население города сократилось настолько сильно, что теперь он представлял собой не более чем скопление деревень, разделенных полями. 2 апреля 1453 г. османская армия во главе с 21-летним султаном Мехмедом II осадила город силами 80 000 человек. Несмотря на отчаянную, последнюю оборону города со стороны значительно превосходящих по численности христианских сил (7000 человек, 2000 из которых были посланы Римом), Константинополь наконец пал перед османами после двухмесячной осады 29 мая., 1453. Последнего византийского императора Константина XI Палеолога в последний раз видели сбросившим свои императорские регалии и бросившимся в рукопашный бой после того, как стены города были взяты.

На третий день завоевания Мехмед II приказал прекратить все грабежи и отправил свои войска обратно за городские стены. Византийский историк Георгий Сфранцес, очевидец падения Константинополя, так описывал действия султана:

На третий день после падения нашего города султан отпраздновал свою победу большим радостным торжеством. Он издал прокламацию: граждане всех возрастов, которым удалось избежать обнаружения, должны покинуть свои укрытия по всему городу и выйти на открытое пространство, так как они должны оставаться на свободе и не задавать вопросов. Далее он объявил о возвращении домов и имущества тем, кто покинул наш город до осады, если они вернутся домой, с ними будут обращаться согласно их рангу и религии, как будто ничего не изменилось.

Захват Константинополя (и двух других отколовшихся от Византии территорий вскоре после этого) ознаменовал конец Римской империи, имперского государства, просуществовавшего почти 1500 лет. Османское завоевание Константинополя также нанесло огромный удар по христианскому миру, поскольку после этого исламские османские армии не сдерживались, чтобы продвигаться в Европу без противника в тылу. После завоевания султан Мехмед II перенес столицу Османской империи из Эдирне в Константинополь. Константинополь превратился в исламский город: собор Святой Софии стал мечетью, а сам город со временем стал называться Стамбулом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы