Патристика и патрология: Патрология и патристика. Краткое введение — А.А. Столяров
Содержание
X. ПАТРОЛОГИЯ И ПАТРИСТИКА . Русская богословская наука в её историческом развитии и новейшем состоянии
Церковно-исторические монографии, посвященные тем или другим выдающимся мужам, обыкновенно не ограничиваются их деятельностью, но всегда обозревают литературные труды и часто с равной тщательностью анализируют доктринальные воззрения, иногда же подобные задачи разрешаются в специальных исследованиях, какова, например, книга епископа Бориса (Плотникова) по истории христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности или речь проф. Н. И. Сагарды о древнецерковной богословской науке на греческом Востоке в период расцвета (IV–V вв.). В этих случаях церковно-исторические работы прямо переходят в область патрологии, где русское богословие имеет много ценных трудов, достойных общенаучного признания и применения.
По ним ясно, что русское богословие одинаково интересовалось и исторической деятельностью, и доктринальной мыслью патристических авторитетов.
Но по первой стороне они входят в компетенцию церковно-исторических разысканий, а потому для установления собственно патроло-гического изучения необходимо принципиальное решение основной проблемы о церковно-историческом значении «Отцов Церкви» в самом их существе. Здесь прежде всего бесспорно, что понятие «отечества», как такового, заключает в себе главнейшую идею преемственной передачи церковного достояния по духовному восприятию для хранения, развития и обогащения в последовательном прогрессе христианской жизни. Это аналогично обыкновенному наследованию от родителей детьми, однако с тем глубочайшим различием, что в этом случае вторые могут не просто увеличить полученное, а еще превосходить качественно по самой материальной ценности своих исправлений и добавлений. В патристической традиционности есть нечто кардинальное, что является безусловным и принудительным, и лишь мерой соответствия ему определяется достоинство индивидуального участия в общем движении. Этим началом служит идущее от Христа и апостолов Предание в раскрытии Писаний — Предание священное, допускающее не изменение или улучшение, но только согласное с ним истолкование и плодотворное применение к интеллектуально-жизненным потребностям каждой взятой современности.
По этому принципиальному пониманию выходит, что церковно-литературное «отечество» бывает по преимуществу общецерковным голосом, где частные мелодии своей совокупностью должны помогать гармонии целого, воплощать всю полноту и выражать все оттенки непрерывной традиционно-вдохновенной музыки. Отсюда с неизбежностью вытекает дальше, что тут всякое уклонение устраняется из ряда, косвенно подкрепляя его незыблемую солидарность, всё же персональное получает исторически обусловленный характер личного комментария и собственного построения. Посему в патристическом преемстве наиболее важен доктринальный элемент со стороны постепенного раскрытия христианской истины в глубину и широту, когда всякий «Отец» обязателен по несомненному догматическому свидетельству, авторитетен по своему проникновенно-церковному изъяснению и субъективен по личному разумению.
Значит, отеческое вероучительное созерцание представляет догматически-доктринальное руководство по своему традиционному содержанию, регулирующее свободу богословского творчества и способствующее ему в формальном постижении христианского благовестия.
Этот взгляд достаточно аргументирован уже у архим. Порфирия (Попова) в трактате об авторитете св. Отцов Церкви. Вполне сходно смотрел на этот вопрос и проф. Ал. П. Лебедев, хотя прямо отмечал историческую временность частных отеческих мнений, полагая, что православие должно быть чуждо сомнительной архаичности и санкционирует в науке, «например, критику церковных преданий, критику действий исторических лиц, стоящих высоко в мнении Церкви, критику сочинений, уважаемых в практике церковной, но о происхождении которых могут быть неодинаковые суждения (вроде сочинений, приписываемых Дионисию Ареопагиту)». Таково и поныне господствующее воззрение русского богословия. Лишь в самое недавнее время проф. М. М. Тареевым, провозглашающим «слово Божие единым началом Богословия», слишком категорически заявлено, что «принцип «отечества» не имеет в существе дела никакого основания»: «проводимый сверху, он есть принцип провинциального католичества, проводимый снизу, он есть принцип замаскированного протестанства; всегда он принцип произвола» и «грозит самому существованию богословия, как науки и философии», а «святоотеческое учение есть сплошной гностицизм», «существенно связанный с аскетизмом», и оба они — «заклятые враги русского гения», который только в борьбе с ними «идет от преодоления гностико-аскетического богословия к расцвету духовного типа религиозной мысли».
Должно констатировать, что, не согласные с идеей и практикой обсуждаемого предмета, эти концепции лишены жизненных корней в общем научно-богословском достоянии, вытекают из субъективистических настроений автора и совсем не могут привиться в русской богословской науке, ибо грозят самому ее бытию и прогрессу анархическим верховенством безбрежного индивидуализма, без прочного фундамента и систематического объединения.
Данное суждение лишь с крайней резкостью подчеркивает историческую условность отеческого Предания и возвращает нас к другому принципиальному вопросу: о значении в нем чисто исторического элемента в личности и деятельности тех или иных церковно-отеческих писателей. Колебанием касательно взаимоотношения этих двух факторов всецело определялось положение и развитие научно-патрологических занятий в России.
Если здесь вся церковная история считалась вспомогательной для теоретических дисциплин, как конкретное подтверждение и фактическое оправдание их, то тем менее могла претендовать на собственную самостоятельность патрология, бывшая только ингредиентной частью целого, подбиравшая и классифицировавшая для тех же целей авторитетные святоотеческие мнения.
Посему она долго совсем поглощалась в церковно-исторических недрах, где отличалась в общем течении разве своей доктринальной традиционностью. Натурально, что обособление начало совершаться во имя последней и покоилось на утрированной мысли об исключительной важности церковного Предания, которое должно восполнять недостаточность Писания и освещать его с новых сторон. По этим тенденциозно-католичествующим побуждениям при обер-прокуроре Св. Синода графе Н. А. Протасове была введена (в 1840 г.) в русских Духовных Семинариях патристика под именем «историко-богословского учения об Отцах Церкви», а затем естественно проникла и в Академии, подготовлявшие семинарских преподавателей. Об академической постановке этого дела на первых порах достаточно говорят, например, соображения петербургского бакалавра (1841–1848 гг.) И. И. Лобовикова. По нему, «в кругу богословских наук Патристика явилась вследствие сознания богословов, что не довольно им объяснения и защищения христианских догматов, (не довольно) основательно знать Св.
Писание, но еще нужно столь же основательно знать Св. Предание, представители коего суть св. Отцы Церкви». Очевидно, «это вспомогательная наука об Отцах Церкви, как свидетелях и изъяснителях Свящ. Предания, а через Предание — и Свящ. Писания». Ради этого «анализ сочинений Отцов должен пополниться и вместе увенчаться синтезом (сводом) их учения. В нем — ближайшая цель Патристики, лучшая награда трудов, которых стоят исследования относительно жизни и писаний Отцов, — очищенный плод, какого ожидает богослов от патролога, и, наконец, торжество Православия: потому что здесь собраны и представлены будут в ясном свете самые лучшие свидетельства Церкви на исповедоваемые нами догматы». Теоретический элемент рисуется тут главнейшим предметом, а догматический интерес служит движущим стимулом и конечной целью патрологического изучения. В своем одностороннем логическом развитии это направление грозило подорвать независимость патристических знаний и должно было отнимать у них объективно-самобытную научность, если даже «синтез» граничил у И.
И. Лобовикова с утилитарно-иллюстрирующим «сбором замечательнейших пунктов учения» известного церковного писателя. Но русское богословие счастливо избежало этой опасной крайности и пошло по более широкому пути. В 1859 году архиепископ Филарет (Гумилевский) выпустил трехтомный труд свой под знаменательным заглавием «Историческое учение об Отцах Церкви». Вопреки И. И. Лобовикову он думал, что «поставлять догматическое учение такою же особою частью Патристики, каково исследование сочинений или жизни, значит не понимать своего предмета. Отцы Церкви столько же заботились для Церкви о чистоте веры, сколько и о благочестии, предлагая последнее иногда в наставлениях истории, — а для веры и благочестия ревностно занимались объяснением Св. Писания. Потому та Патристика, которая обращает исключительное внимание на догматическое учение Отцов, теряя из вида и толкования Писания, и наставления в благочестии, извращает собою понятие об Отцах Церкви, выставляет их не в их точном виде. С другой стороны, после обзора содержания догматических сочинений предлагать отдельно догматическое учение Отца значит или то, что уличают сами себя в неверном показании содержания сочинений, или повторяют одно и то же наперекор правильному рассуждению о деле… Пусть догматическое учение Отцов займет собою внимание более, чем какой-нибудь предмет исторический; но оно не должно исключать собою другие предметы отеческих сочинений или занимать столько же места, сколько жизнь Отца Церкви».
Сам преосвящ. Филарет рассуждал, что «историческое учение об Отцах Церкви предлагает сведения о тех преемниках апостольского звания, которые — по дарованиям богопросвещенного ума — могли и — по благодатной чистоте души — хотели предложить и предложили в писаниях своих христианское учение».
Подобное воззрение было тогда некоторой новостью, и критика твердила, что «учение об Отцах есть учение о Предании», почему выражалось, что «патрология вовсе не должна заниматься обозрением тех сочинений, где Отцы Церкви являются обыкновенными учеными, философами, знатоками естественных наук и пр.». Наоборот, архиеп. Филарету представлялось, что «это смахивает на недобросовестный папизм», если «критик решается показать Отца Церкви в таком виде, как ему угодно, а не в том, каким был Отец Церкви на самом деле». Ведь «Отцы Церкви держались Предания, где было нужно, точно так же, как благоговейно описывали деяния Церкви и частных лиц. Но они же размышляли о слове Божием, о предметах веры, о правилах жизни, они спорили и ораторствовали, философствовали и были филологами и при этом даже ошибались; потому говорить, что учение об Отцах Церкви то же, что учение о Предании, значит не понимать Отцов Церкви или, намеренно закрыв глаза для предмета, толковать о нем по своему произволу.
Если хотите, можете извлекать из учения Отцов Церкви учение Предания, но это будет особая работа, но не учение об Отцах».
Преосвящ. Филарет справедливо оградил всесторонность освещения в патрологических исследованиях и основательно защитил для них строго историческое рассмотрение, при котором всё получает для себя фактическую мотивировку, непосредственный смысл и подлинную ценность по генезису, содержанию и влиянию. Но при этом историческая конкретность могла поглощать внимание настолько, что индивидуально-частное, хотя бы и характерное, способно было заслонить то, почему именно и собственно некоторые церковные писатели являются «Отцами», восприявшими и передающими унаследованное христианское разумение в его последовательном раскрытии. Иначе была бы обычная история литературы, только фиксированная в специальной области. К этому выводу и подходил близко, например, проф. К. И. Скворцов, провозглашавший, что «Патристика должна представить Отца, как писателя». К сему присоединилось колебание насчет объема патрологической науки.
Преосвящ. Филарет простирал ее на всю православную область, внося в свой обзор некоторые славяно-русские церковные авторитеты (свв. Кирилл и Мефодий, Климент Величский, митр. Иларион, прп. Феодосии Печерский, митр. Иоанн, прп. Нестор, Кирилл Туровский), а проф. К. И. Скворцов привлекал и рассмотрение апокрифических евангелий.
Всеми этими неясностями и недоразумениями затрагивались сами устои патрологии, лишавшейся незыблемых опор для своего научного бытия. Отсюда получилось, что еще в конце 60-х годов XIX столетия С.-Петербургская Духовная Академия «находила возможным, без ущерба для полноты богословского образования, совершенно исключить из круга преподававшихся наук патрологию, пастырское богословие и гомилетику», как Московская Академия считала для первой «излишним преподавание», ибо «всё содержание ее входит частью в церковную историю, частью в исторический отдел догматического богословия и церковного красноречия». Однако эта дисциплина удержалась в академическом обучении сначала под именем «Патристики» (по уставу 1869 г.
— на богословском отделении, по уставу 1884 г. — в числе общеобязательных предметов), которую (по уставу 1910 г.) сменила «патрология» с сохранением общеобязательности для всех студентов и даже при двух преподавателях. Положение этой отрасли возвышалось до такой степени, что некоторые (г. Н. Л.) относили к основным богословским наукам только две — о Свящ. Писании и об Отцах и учителях Церкви.
Тем не менее, и отсюда бесспорно, что данный вопрос не получил окончательного решения и нуждается в принципиальных комментариях. «По существу своему, полнота Божественной истины хранится в Церкви, созидаемой Отцом чрез Сына в Духе Святом. Эта истина сообщается человечеству в Откровении, которое закрепляется в слове Писания и разъясняется из неиссякаемого источника подлинного церковного Предания. Второе неразрывно от первого фактически и должно занять место наряду с ним при научном познании. Так при библиологии обязательна патрология с подробным изучением соответственных памятников… Его задача заключается вовсе не в одном чисто литературном обозрении сохранившихся документов, а, главнее всего, в том, чтобы отчетливо проследить непрерывное развитие, взаимную преемственность и внутреннее согласие в ходе исторического раскрытия церковного Предания.
С этой точки зрения индивидуальная оригинальность того или иного патристического автора лишается обычной ценности, иногда получая характер даже случайного уклонения от нормы, и наоборот, вся сила сосредоточивается на принципиальном тождестве морально-догматического учения с библейско-христианскими первоосновами. По своему замыслу патрологическое изыскание должно быть устремлено на догматическую стихию в ее солидарном, хотя бы и многообразном, освещении, в конечном же итоге оно обязано сводиться к догматическому объединению и завершаться последним. Ясно, что патрологическое изучение может иметь полную важность лишь при неотлучной связи с патристикой».
Это мнение (проф. Н. Н. Глубоковского в книге о духовной школе) не требует доктринальной исключительности, а только устанавливает ее идейную ценность в самих патрологических работах, которые при научном обосновании непременно должны быть историко-литературными. Поэтому проф. Н. И. Сагарда, различая и координируя патрологический и патристический элементы, прямо констатирует, что «патрология по своей формальной стороне — историческая наука и должна подчиняться общим законам исторического исследования, исторически-научного понимания и изложения своего предмета»; «патристика же, как систематическое изложение заключающихся в патристической литературе богословских истин, несомненно полезна для возможно точного и глубокого понимания православного учения», но «может развиваться только на почве патрологии, из которой она и черпает готовый, всесторонне обработанный материал».
Принципиально совпадает с изложенным и проф. К. Д. Попов, утверждая, что «эта наука названа патрологией не потому, что она обязывалась говорить об одних только Отцах Церкви, она обнимает всех древних церковных писателей, а потому, что св. Отцы — носители, свидетели, истолкователи и защитники откровенной истины в таком виде, в каком она сохранилась в Церкви, составляют главнейший и существеннейший элемент ее — патрологии… По методу исследования она есть наука историческая; в то же время она есть и наука богословская, так как она изучает содержащееся в отеческих творениях учение, в котором находит подтверждение того, что Церковь сохранила неизменным вверенное ей апостолами учение».
На этих основных предпосылках базировался и проф. Д. В. Гусев в (посмертно издававшемся) курсе чтений по патрологии, полагая, что последняя «должна исторически представить постепенное внутреннее раскрытие христианской истины в произведениях древних церковных писателей, чтобы показать путем изучения этих писателей, каким образом христианская догма, христианская мораль и христианская практика достигли своего полного и всестороннего развития, в каком они существуют и теперь в православной христианской Церкви»; посему и в патрологии двоякий интерес — исторический, как истории древней церковной литературы, параллельной со светской, и догматический, где она, наряду с теоретическим изложением в догматике, дает историческое раскрытие (формирование) христианской вероучительной системы, следя за этим у всех церковных авторов и отмечая у каждого из них по преимуществу характерное для него и отличное от других (но, конечно, положительное, а не собственно сепаратное или даже сепаратическое).
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
ОСНОВНАЯ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Легеев М., свящ. Патрология. Период Древней Церкви: с хрестоматией. М., 2015.
- Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. — М., 2001. — 448 с.
- Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М.: МДА, 2007. — 287 с.
- Сагарда Н. И., Сагарда А. И. Патрология. — М.: Воскресение, 2004. — 1216 с.
- Столяров А. Патрология и патристика (краткое введение). — М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2004, 158 c.
- Фокин А. Латинская патрология. Том 1. Период первый: Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). — М., 2005. — 368 с.
- Христианство: Энциклопедич.словарь/ Редкол.С.С.Аверинцев и др. — М., 1993-1995.Т.1-3.
- Православная энциклопедия. М., 2000 — наст.
время.
Дополнительная литература
- Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви: Репринт.изд.В 4 т. — М.,1994.
- Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. — М.: Ладомир, 1995.
- Гарнак А. История догматов / Сокр. пер. с нем. // Общая история европейской культуры. — Т.6. — СПб., б.г.
- Жильсон, Этьен. Философия в средние века. М.: Республика, 2010. — 680 с.
- Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV в. — Смоленск, 2002.
- Карсавин Л.П. Св. отцы и учителя Церкви (раскрытие Православия в их творениях) / Предисл. и коммент. С.В. Мосоловой. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 176 с.
- Касьян М. Патристика. Труды отцов Церкви и патрологические исследования. Антология. М.: Христианская библиотека, 2007. — 440 с.
- Ковальский Я.В. Папы и папство. — М., 1991.
- Лебедев А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV до XX в. / Под ред.
М.А.Морозова. — СПб.: Алетейя, 2000. — 476 с. - Лега В. П. Философия Плотина и Патристика: Взгляд с точки зрения современной православной апологетики. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2002. — 124 с.
- Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. — М.: Мысль, 1979 (3-е изд. — 2013). — 431 с.
- Попов И. В. Труды по патрологии. Т. 1-2. Сергиев Посад, 2004, 2006.
- Поснов М.Э. История христианской церкви (до разделения церквей — 1054 г.).
— Киев: «Путь к истине», 1991. — 614 с. (репринт издания: Брюссель, 1964). - Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. В 5-ти тт. – М., 2011-2014.
- Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. М.: Алетейя, 2001. — 242 с.
- Скурат К. Воспоминания и труды по патрологии (I-V века). Яхрома, 2006. – 568 с.
- Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов.
— T.I: Тринитарный вопрос. — Сергиев Посад, 1906. — 662,11 с. - Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. — М., 1992.
- Флоровский Г. В. Восточные отцы V — VIII веков. — М., 1992.
- Фокин А. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014. – 784 с.
- Шмонин Д. В. Введение в средневековую философию. Патристика. СПбГУ: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2008. — 145 с.
- Quasten J. Patrology. V.1-4. — Westminster, Md.: Christian Classics, Inc., 1984-1988. v. 1. The beginnings of patristic literature. v. 2. The ante-Nicene literature after Irenaeus. v. 3. The golden age of Greek patristic literature from the Council of Nicaea to the Council of Chalcedon. v. 4. The golden age of Latin patristic literature from the Council of Nicea to the Council of Chalcedon.
Раннехристианские тексты – NAPS – Североамериканское патристическое общество
Patrologia Graeca (изд.
Migne)
- http://graeca.patristica.net/
- http://www.documentacatholicaomnia.eu/a_1010_Conspectus_Omnium_Rerum_Alphabeticus_Littera_A.html
- http://classicsindex.wikispaces.com/migne_PG
Patrologia Latina (изд. Migne)
- http://latina.patristica.net/
- http://www.documentacatholicaomnia.eu/a_1010_Conspectus_Omnium_Rerum_Alphabeticus_Littera_A.html
Другое
- Athanasius Werke
Веб-сайт, управляемый членами группы, ответственной за текущую публикацию берлинского издания корпуса Афанасия ( Athanasius Werke ). Он предоставляет информацию об этом проекте и библиографию стипендий Афанасия, начиная с 1997 года. - The Patristics Master List (Monachos.net)
Аналогичный ресурс, но включающий большое количество текстов, размещенных локально. Ухоженный и очень полезный. - Institut des Sources Chrétiennes
«Institut des Sources Chrétiennes» (Центр исследования христианских источников) был присоединен к CNRS (Французский национальный центр научных исследований) в ответ на особые потребности, связанные с научными исследованиями и работами, связанными с изучением и редактированием исторических источников.
христианские тексты. Эта исследовательская группа состоит из нескольких ученых, которые собирают и анализируют исследования, подготовленные сетью французских и иностранных партнеров. - Отцы ранней церкви (Роджер Пирс)
Веб-библиотека переводов раннехристианских и позднеантичных языческих авторов, не защищенных авторскими правами, которых больше нигде не найти. Автор сайта (см. также его Тертуллианский веб-сайт) проделывает исключительную работу с форматированием и включает предисловия к тому, примечания, а также дополнительные материалы для избранных авторов. Также приводятся ссылки на шрифты, необходимые для отображения цитат из текстов на нелатинском языке оригинала. Образцовый ресурс. Сайт-зеркало находится здесь. - Справочник по средневековью в Интернете
Три основных раздела Справочника: (1) страница «Избранные источники», на которой в хронологическом и тематическом порядке представлена подборка первичных и вторичных текстов, предназначенных для использования студентами; (2) страница полнотекстовых источников, на которой все архивные первичные тексты сгруппированы по типу и периоду; и (3) страница «Жития святых», посвященная агиографическим текстам и ресурсам.
Главная страница также содержит полезные дополнительные материалы и индексы (см. выше). - Ранние отцы церкви (Колледж Кальвина)
Архив, содержащий все тома (без указателей) доникейских отцов (ANF) и никейских и постникейских отцов (NPNF) в формате с возможностью поиска. Все работы можно свободно просматривать в Интернете, бесплатно скачивать в виде текстовых файлов или скачивать в формате pdf за плату. - Новое пришествие: Отцы Церкви
В этом архиве также есть электронные тексты ANF и NPNF, согласно отцам ранней церкви (Колледж Кальвина), но расположенные в алфавитном порядке по авторам. - Патристическая библиотека EWTN
Еще один сайт, с которого можно загрузить ANF и NPNF. Предварительные примечания указывают на то, что EWTN исправил тексты; они могут быть более точными, чем размещенные на других сайтах. - Corpus Scriptorum Latinorum
Веб-сайт Forum Romanum предоставляет онлайн-список латинской литературы, как текстов, так и переводов, а также включает авторов-патристов.
- Латинская библиотека: христианская латынь
Онлайн-версии различных христианских латинских текстов, от Тертуллиана до Фомы Кемпийского. - Bibliotheca Augustana: Bibliotheca Latina
Интернет-библиотека латинской литературы в хронологическом порядке. См. эту страницу для алфавитного списка авторов. - Библиотека св. Пахомия
Этот сайт начинался как отредактированная версия страницы документов The Ecole Initiative (см. выше), но со временем превратился в «Первый проект живой энциклопедии православного христианства». - Путеводитель по документам ранней церкви (ICLnet)
Обновленная версия справочника UPenn по раннехристианским текстам, главным образом в архивах UPenn и других связанных ресурсах. Тексты UPenn доступны для поиска. - Интернет-теологические ресурсы: история церкви и историческое богословие
Содержит аннотированный список ссылок, расположенных в хронологическом и тематическом порядке, на тексты, охватывающие историю христианства.
Хотя количество раннехристианских текстов невелико и вполне стандартно, большой аннотированный список ссылок на интернет-ресурсы по церковной истории и историческому богословию очень полезен. - Интернет-теологические ресурсы: Монастырские исследования
Очень полезная страница, содержащая тексты в английском и испанском переводах, некоторые из которых явно уникальны, а также ряд интересных фотографий монастырей. Опять же, аннотированные ссылки на интернет-ресурсы по монашеству очень полезны. - Исторические документы Церкви
Стандартный список ссылок как на небольшое количество раннехристианских текстов, так и на сайты с более полными коллекциями. Уникальной, однако, является восхитительная HTML-версия Athanasius, On the Incarnation . - Онлайн-книги
Это система поиска онлайн-книг, поддерживаемая Пенсильванским университетом. - Указатель имен для EOMIA
Указатель имен для Ecclesiae Occidentalis Monumenta Iuris Antiquissima , изд.
К.Х. Тернер (Оксфорд, 1899–1939), составленный Филипом Р. Амидоном. - EDENDA
Интернет-база данных незавершенных изданий латинских святоотеческих авторов, созданная редакторами CSEL. Жизненно важная первая остановка для любого ученого, рассматривающего издание латинского текста.
Патрология – Коптская церковь – Коптская православная – Коптская православная епархия юга США
- Коптская православная
- Коптская церковь
- Его Высочество Папа Тавадрос II
- Коптская православная церковь
- Коптские посты и праздники
- Серия «Доктрина и богословие»
- Епархия
- О епархии
- Епископ Юссеф
- Вспомогательные епископы
- Епархиальные священники
- Епархиальные церкви
- Епархиальные приложения
- Епархиальный книжный магазин
- Епархиальные события
- Пожертвования
- Аббатство Святой Марии и Святого Моисея
- Книжный магазин Св.
Моисея - Монастырь Св. Марии и Св. Демианы
- Книжный магазин Св. Демьяны
- Св. Мария и Св. Феба Посвященные сестры
- Ретритный центр Святого Стефана
- Епархиальное издательство
- Пресса аббатства Св. Марии и Св. Моисея
- Могучие Ангелы
- Могучие чемпионы
- Могучие стрелы
- Епархиальные программы
- Служение Архангела Рафаила
- Институт гимнов Асафа
- Мужские трусы BRAVE
- Программа семейного служения
- НАДЕЖДА: Социальные службы
- Программа LEAD
- OCCM: Министерство кампуса
- Добрачный
- Слуги/Хранители
- СМС информирование о психическом здоровье
- Министерство особых нужд
- Академия Святого Климента
- Фестиваль Святого Марка
- Медицинское общество Святой Верены
- Министерство ресурсов Сент-Верены
- Программа наставничества
- Духовная семинария
- Теологическая семинария, Нэшвилл
- Теологическая академия
- ТНКОК
- Триумфальная христианская церковь
- Ресурсы
- Арабский уголок
- Аудио
- Изучение Библии
- Коптский ридер
- Детский уголок
- Дьяконы
- Евангелизм и апологетика
- Евангелизационные брошюры
- Интересные факты
- Литература
- Пигори Продакшнс
- Уголок священников
- Вопросы и ответы
- Рекомендуемое чтение
- Святые Исследования
- Слуги-проводники
- Учебная программа воскресной школы
- Учебная программа воскресной школы — Особые потребности
- Молодежный уголок
- Ссылки
- Коптская церковь
- Его Высочество Папа Тавадрос II
- Коптская православная церковь
- Коптские посты и праздники
- Серия «Доктрина и богословие»
Следите за нами в Интернете
Подпишитесь на рассылку епархии
Подпишитесь, чтобы получать сообщения от Его Преосвященства и напоминания о мероприятиях или обновлять информацию.![]()
Поскольку мы верим, что Коптская Православная Церковь является Святым и Священным Телом Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, мы также верим, что существует прямая и прочная связь между Отцами нашей Коптской Церкви, нашими святыми Апостолами и Господом Иисусом Христом. Сам.
Таким образом, Вера, поданная Господом нашим Иисусом Христом святым Апостолам Своим, была той же верой, подаренной их святым преемникам, которые сохранили ее и преподнесли в неизменном виде своим детям во всех поколениях коптского христианства. Без апостольских отцов и тех святых отцов, которые шли по их стопам, у нас не было бы тех благословений «подлинной и неизменной веры», которые мы имеем сегодня.
Все файлы доступны в Adobe Portable
Формат (PDF). Вам понадобится Акробат
Reader 4.0 или выше для просмотра файлов.
- Исследования по патрологии I: доникейские, никейские и постникейские отцы
- Исследования по патрологии II: доникейские, никейские и постникейские отцы
- Исследования по патрологии III
- Исследования по патрологии IV: апостольские отцы
- Исследования по патрологии V: Письмо святого Климента
- Исследования по патрологии VI: Св.


время.
М.А.Морозова. — СПб.: Алетейя, 2000. — 476 с.
— T.I: Тринитарный вопрос. — Сергиев Посад, 1906. — 662,11 с.
христианские тексты. Эта исследовательская группа состоит из нескольких ученых, которые собирают и анализируют исследования, подготовленные сетью французских и иностранных партнеров.
Главная страница также содержит полезные дополнительные материалы и индексы (см. выше).
Хотя количество раннехристианских текстов невелико и вполне стандартно, большой аннотированный список ссылок на интернет-ресурсы по церковной истории и историческому богословию очень полезен.
К.Х. Тернер (Оксфорд, 1899–1939), составленный Филипом Р. Амидоном.
Моисея