Первый урок в православной воскресной школе: Как обыграть первый урок в воскресной школе?
Содержание
Как обыграть первый урок в воскресной школе?
Дорогие друзья, братья и сестры! Начало учебного года — это старт образовательного процесса в воскресной школе. При этом не так важно, когда именно начинает работу конкретная школа: в сентябре или в начале октября. То, как именно обыграно начало учебного года также имеет немаловажное значение. Сегодня мы предложим Вам вариант конкретного сценария, как можно оформить вступительное мероприятие запоминающимся, информативным и непродолжительным по времени.
Итак, дайте знать своим учащимся как минимум за две недели о назначенной дате, времени и месте проведения мероприятия перед началом учебного года.
Затем мы предлагаем разделить событие на три части:
— молебен перед началом учебного года,
— общее собрание всех учащихся школы,
— вводные уроки в классах с педагогами.
Первая часть — молебен перед началом учебного года.
Всякое доброе дело христианин начинает с молитвы, поэтому молебен об учащихся станет лучшей отправной точкой нового школьного года. Особенно важным для детей этот этап получится, если адаптировать молебное чинопоследование так, чтобы вместо хора его могли спеть сами учащиеся дети. Воскреска предлагает Вам рассчитать продолжительность это богослужения так, чтобы она не превысила десяти минут. Это позволит сохранить детям сфокуссированность молитвенного внимания до конца службы.
Вторая часть — общее собрание всех учащихся школы.
Это отличный момент, чтобы обсудить все вопросы и сделать все объявления, касающиеся Вашей воскресной школы в целом. Сюда входит: назидательное слово духовника школы, объявление учебного распоядка и дисциплинарных требований, рассказ о самой школе и прочее. Именно в этой части дайте почувствовать собравшимся уровень и фирменный стиль Вашей школы. При наличии установите мультимедийный проектор и спроецируйте приветственный слайд с логотипом школы. Отобразите несколько фотографий прошлого учебного года, чтобы показать, что в Вашей школе действительно интересно и будет также интересно в предстоящем учебном году. Общее собрание — это прекрасная возможность для родителей задать интересующие их вопросы по работе школы. Мы рекомендуем не затягивать эту часть дольше получаса.
Третья часть — вводные уроки в классах с педагогами.
Это тоже очень важный этап. Вводный урок в отличие от общего собрания позволит учащимся более тесно познакомиться с педагогом, который в дальнейшем будет вести у них занятия. На вводном уроке в младших группах можно оформить знакомство учащихся с педагогом и друг с другом в виде игры. В средних, старших, молодежных и взрослых группах можно в виде общего плана или инфографики сделать презентацию той учебной программы, которая будет преподаваться в предстоящем году. На эту часть также можно отвести около получаса.
Как видим, столь насыщенное и информативное мероприятие можно уложить фактически в один час, причем из-за постоянной смены деятельности и физического местоположения учащиеся не успеют утомиться. Чтобы настроить ребят на серьезный лад учебы в воскресной школе, Воскреска не рекомендует делать на вступительном мероприятии сладкий стол или чаепитие.
Пусть в предстоящем учебном году с Божией помощью Ваша воскресная школа будет совершенна до мелочей!
По материалам: https://voskreska.org/voskresnaya-shkola/3137-kak-obygrat-pervyj-urok-v-…
Как правильно построить урок в воскресной школе
Оглавление
- Вступление
- 1. Цель и главная мысль урока
- 2. Структура урока
- Подготовка класса и приветствие
- Молитва в начале урока
- Прославление
- Повторение прошлого урока
- Вступление к библейской истории
- Библейская история
- Применение
- Закрепление
- Золотой стих
- Завершающая молитва
Как правильно построить урок в воскресной школе? Опытом делится Наталья Тарасова, учитель воскресной школы в церкви “Преображение”, г. Орел.
“У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат. ”
Вступление
У вашего занятия с детьми должны быть цель, ОДНА главная мысль и четкая структура. К сожалению, иногда уроки в воскресной школе похожи на салат. Песня об одном, молитва о другом, история сама по себе, а поделка вообще не на библейскую тему. В итоге дети просто проводят время, причем не всегда интересно и радостно. Воскресная школа — это не место отдыха для детей от проповеди, не возможность развлечь их или развить их творческие способности. Цель детского служения — помочь детям ЗНАТЬ, ЛЮБИТЬ И СЛУШАТЬСЯ БОГА.
Итак, для начала определитесь с программой. Вы можете использовать готовые программы, а можете прописать необходимые темы сами. Даже если я пользуюсь готовой программой, то урок прописываю для себя заново. Ставлю свою цель, определяю одну главную мысль и далее уже строю урок так, как мне кажется правильным. Часто он совсем не похож на исходный, данный в пособии.
1. Цель и главная мысль урока
У вас есть тема, к примеру, “Заблудшая овечка” (Лк. 15:3-7) Во-первых, определите для себя ОДНУ главную мысль. В этой библейской истории, можно найти множество истин — главных мыслей, которые вы хотели бы донести детям. Но есть золотое правило: “ОДИН УРОК — ОДНА ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ”.
Поэтому определите для себя ее сразу и запишите. Как же ее выбрать? Взять ту, которая в пособии прописана? Ту, которая на ваш взгляд наиболее важна? По каким критериям выбирать главную мысль урока:
1. Ваша главная мысль должна отвечать на потребности ваших детей. Вы знаете свою группу учеников. Если это дети неверующие, значит их основная потребность в отношениях со Христом. Если дети ваши уже покаялись, то для них в той же истории главная мысль может быть другая.
2. Доверьтесь Святому Духу. Вы не можете знать все, а Бог может. Исходя из главной мысли, определите для себя цель урока:
1. Что дети должны узнать (1 факт, 1 истина, касающаяся лично каждого ребенка)
2. Как они должны ответить на эту истину?
И далее весь урок у вас строится для достижения конкретной цели.
2. Структура урока
Подготовка класса и приветствие
Библейский урок у вас начинается задолго до того, как вы встанете перед детьми и призовете их к молитве. Конечно, учитель должен прийти заранее в класс и приготовить место. Посмотреть, достаточно ли стульев, света, протерта ли пыль в классе. Приготовить, расставить, разложить, повесить, все необходимые пособия. И вы встречаете каждого ребенка, уделяете внимание каждому. Это очень важный момент. Дети приходят и видят, что их ждут, им рады.
Молитва в начале урока
Как правило, молится учитель. В начале урока можно узнать о нуждах и благодарностях. Не забывайте записывать молитвенные нужды, а потом уточнять, как ответил Бог, что произошло, что изменилось. Будьте внимательны к проблемам и нуждам детей. Цените их желание молиться с вами и просить у Бога помощи.
Прославление
Поете ли вы с детьми? Для меня, немузыкального человека, это самая трудная часть. Поэтому я привлекаю себе в помощь поющих подростков, они готовят песни по темам уроков, и они проводят музыкальную часть. Песни должны соответствовать возрасту детей, теме урока, обстановке в классе. Если вы поете перед Библейской историей, не стоит петь те песни, которые очень шумные, заводят детей, отвлекают от урока. Песни могут быть прекрасным повторением. Больше всего я люблю те песни, которые повторяют Библейскую историю, или Золотые стихи, положенные на музыку.
Повторение прошлого урока
“Повторение — мать учения”. И это действительно так. КАЖДЫЙ урок у вас должно быть повторение прошлых истин. Через 4–5 уроков мы проводим повторение пройденного, т.е. повторяем весь блок, прежде чем перейти к новому блоку историй. Конечно, повторение должно быть в игровой форме, особенно у малышей. Познавательно и интересно — так должен проходить у вас весь урок, и повторение в том числе.
Методов множество — командные игры, задания, ребусы, головоломки. Используйте и современные технологии, благо ноутбуки и планшеты есть у многих.
Вступление к библейской истории
Вступление — это крючок, на который вы цепляете внимание детей. Поэтому оно очень важно. Вступление должно соответствовать вашей главной мысли, возрасту детей, быть понятным, коротким и ярким. Ни в коем случае не говорите : “А сейчас я вам расскажу, как Бог за шесть дней сотворил мир”. В общем-то, после этой фразы урок можно и заканчивать. Дети потеряют интерес. Ваша задача — зародить в них ожидание и нетерпение.
Что может служить вступлением:
— короткая жизненная история
— фокус
— игра
— мозговой штурм
— предметный урок
— ролик
— опрос
— исторические факты
— факты из СМИ
— примеры из жизни
— опыты
Иногда библейская история может начинаться не со вступления, а сразу. Но начало должно быть неожиданным и ярким: восклицание, или прямая речь героя, звуки.
Важное правило: вступление — всего лишь мостик к библейской истории. Поэтому если вы хотите провести какую-то игру, рассказать историю, показать ролик и т.д., которые по вашему мнению подходят к главной мысли, помогут достичь цели, но они занимают более 3‑х минут, лучше отложите их для закрепления или повторения.
Библейская история
Даже если вы рассказываете знакомую историю, которую неоднократно читали, слышали, и, может быть, даже рассказывали, заново прочтите текст в Библии. Рассуждайте над ним. Ответьте на вопросы: Кто? (действующие герои) Что происходит? (факты, события) Где? (место, географическое положение) Когда? (время дня, хронологическая последовательность). Прочтите комментарии.
Далее я рекомендую вам прописать историю. В зависимости от определенной главной истины и цели урока одна и та же библейская история будет звучать по-разному. Ваша главная мысль должна красной нитью проходить через весь урок, и через библейскую историю. Поэтому она должна быть очень короткой и понятной. Ее можно повторять неоднократно: “Иисус хочет, чтобы дети общались с Ним, поэтому Он сказал ученикам… Но так как Иисус хочет общаться с тобой, ты можешь молиться Ему всегда. Он не бывает занят.” и т.д. (Главная мысль “Иисус хочет иметь общение с детьми”).
Библейская история должна иметь четкую структуру:
– Вступление
— Основное изложение истины, ведущее к кульминации
— Кульминация (она только одна, и после нее повествование плавно нисходит на нет и следует вывод. Иногда педагогу трудно остановиться, и после кульминации он снова и снова нагнетает события, возвращается к истории. Это ошибка. Вы потеряете внимание детей, угаснет их интерес и не сможете достичь цели).
— Завершение
— Вывод и применение
В Библейской истории должна быть прямая речь героя. в общем-то лучше большую часть ее рассказывать от первого лица (героя), вставляя пояснения — речь автора. Пропустите историю через сердце, представьте, что чувствовал главный герой, что должны почувствовать дети? И тогда она оживет. Но не увлекайтесь, чтобы не сказать лишнее.
Применение
К каждому уроку вам нужно продумывать практическое применение. Когда вы определяете цель, то продумываете, как дети должны ответить на ту Библейскую истину, которую узнают. Библейская история должна произвести какие-то изменения в жизни ребенка, изменения в отношениях с Богом, с ближними, научить ребенка новому, помочь справиться с жизненными ситуациями. Практическое применение — это метод, который помогает ребенку любить и слушаться Бога. В зависимости от возраста детей, вашей цели вы выбираете метод, который поможет указать ребенку правильный путь.
Что может быть практическим применением:
1. Молитва:
После того как вы открыли детям новую истину о Боге и отношениях с Ним, можно попросить детей помолиться вместе на уроке, просить их молиться о чем-то конкретном в течение недели.
а. Молитва — благодарность.
б. Молитва — ходатайство за других.
в. Молитва — прославление.
г. Молитва покаяния (если ребенок готов к такой молитве).
д. Молитва — просьба о личной помощи.
2. Практическое домашнее задание:
а. Рассказать о Христе одному человеку в течение недели.
б. Позвать друга в церковь.
в. Конкретная помощь ближним (родителям, друзьям и т.д.)
г. Записать свои мысли.
д. Чтение Библии и размышления.
е. Регулярная молитва и т.д.
3. Совместная деятельность с детьми:
а. Участие в служении в церкви.
б. Участие в уборке, субботнике и т.д.
в. Поход, экскурсия (с целью научиться чему-то, практиковать какие-то моменты в жизни)
г. Посещение больных, интернатов и т.д.
4. Учить взаимоотношениям с Богом.
Практическое применение должно быть конкретным, т.е. чтобы чему-то научиться, ребенок должен или сразу после урока что-то сделать, или в течение недели.
Если мы учим детей отношениям со Христом — доверять Ему, слушаться, надеяться на Него, то встает вопрос — как быть, как учить детей тому, на что требуется вся жизнь.
— Попросите рассказать в какой ситуации Бог помог, ответил на молитву, защитил и т.д. Наверняка у кого то из детей похожая ситуация была в жизни.
— Проиграйте возможные ситуации с детьми, или обсудите их.
а. Если ты остался дома один, и тебе страшно, как ты думаешь, как ты можешь поступить? (помолиться)
б. Если ты поступил плохо, и не можешь быть радостным, общаться с родителями, что нужно делать?
в. Если твой друг обидел тебя, но он попросил прощения, как ты можешь поступить?
и т.д.
На самом деле возможностей практического применения истины в жизни множество. Поставьте перед собой задачу — не просто рассказывать библейскую историю, а учить детей применять Слово в жизни. Призовите на помощь Дух Святой, Он будет руководить вами во время подготовки.
Закрепление
Для закрепления можно использовать разные методы, очень часто нельзя разделить закрепление и практическое применение. Все части урока направлены на достижение вашей цели. Поэтому и закрепление, и применение могут взаимодополнять друг друга или быть одним целым.
— игра
— просмотр клипов, видео, роликов
— прослушивание аудио файлов
— беседа по малым группам, со всей группой детей
— практические действия
— чтение Библии
— жизненные истории, факты, статьи СМИ и т.д.
— вкусняшка по теме
— поделка
— совместная поделка
— вопрос-ответ
Золотой стих
Это обязательная часть урока. В каждом уроке у вас должен быть один стих из Библии, соответствующий главной мысли и цели. Слово Божие — это и закрепление вашей истины, и применение, потому что оно меняет жизни, реально действует в сердцах людей.
Завершающая молитва
Во время молитвы важно проговорить еще раз ту главную мысль, которая была у вас на уроке. Попросить Бога помочь ее применять в жизни.
Молитва должна быть конкретной, четкой, целенаправленной. Используйте простые слова, не вдавайтесь в многословие.
Автор: Наталья Тарасова, учитель воскресной школы в церкви “Преображение”, г. Орел.
Учебный план Православной воскресной школы доктора Пэта
Цели:
- Дети должны знать, что Бог создал мир.
- Дети должны уметь рассказывать историю Сотворения.
- Дети должны знать, что мы тоже должны любить и заботиться о них
Божье творение
Возможный план урока:
- Открыть с молитвой.
- Прочитайте историю сотворения в Библии для начинающих, стр. 7–13, или в «Читании Библии для детей», стр. 17–20. В конце попросите детей назвать некоторые вещи, созданные Богом.
- История создания (создавайте смайлики для детей, чтобы они не отставали от своей линии):
Учитель: Однажды, на заре наших прекрасных дней, Бог заставил свет и тьму пойти разными путями. и вечер и утро были самым первым днем. & Бог сказал:
Дети (припев): «Это хорошо!»
Учитель: На следующий же день Бог сотворил небо, покрасил его в синий цвет и поставил высоко. И сказал Бог:
Дети (припев): «Это хорошо!»
Учитель: На третье светлое утро Бог огляделся и удалил воду с высокой сухой земли. И Он назвал воду великими морями и раскрасил землю травой и деревьями. И сказал Бог:
Дети (припев): «Это хорошо!»
Учитель: Затем Бог свернул огненный шар и назвал его солнцем; луну Он создал для ее серебряного света, а звезды Он заставил мерцать ночью. И сказал Бог:
Дети (припев): «Это хорошо!»
Учитель: В пятый день Бог работал над небесными птицами, над летающими существами, над глубоководными рыбами и над морскими существами, которые ползают. И сказал Бог:
Дети (припев): «Это хорошо!»
Учитель: Утром номер шесть у Бога был план, чтобы сделать всех животных, которые живут на земле. От таких высоких слонов до таких маленьких дюймовых червей, Бог создал их всех! И сказал Бог:
Дети (припев): «Это хорошо!»
Учитель: Потом Бог огляделся и Свое творение благословил, а затем в День 7, Он хорошо отдохнул. И сказал Бог:
Дети (припев): «Это хорошо!»
- Накорми слона Верные/неверные вопросы:
Верно ложное
На 1 ST , Бог сделал свет и темный на 1 -й день, Бог создал животных.
В последний день Бог создал животных. Бог не заботился о растениях.
Бог создал солнце, луну и звезды. Бог создал автомобили.
- Это первый урок нового года; первый день нового литургического года обозначен как день экологического сознания. Даже самые маленькие дети могут делать маленькие шаги, чтобы заботиться о прекрасном мире, который дал нам Бог. Предложите детям подумать, как их семья может заботиться о Божьем мире. Выбрасывают ли они мусор на улицу, чтобы сделать мир грязным? Они перерабатывают в своих домах?
- Сделать мобиль «Да будет Свет»
Заранее вырежьте луну и звезды из белой и
желтой бумаги. Согните вешалку для пальто
до круглой формы и завяжите.
Используйте ленту на узлах, чтобы они не соскальзывали.
7. Альтернативный вариант поделки: Ночник звездной вселенной – Возьмите прозрачный пластиковый стаканчик. Дайте каждому ребенку кусок фольги, достаточно большой, чтобы полностью закрыть чашку. Попросите детей проткнуть зубочисткой несколько отверстий в фольге, чтобы получились узоры, похожие на созвездия. Оберните чашку фольгой. Поместите крошечную электрическую свечу в чашку. Когда темно, свет будет сиять через отверстия, образуя танцующие звезды на стенах, и служить ночником. Напомните детям, что Бог создал свет!
- Завершите молитвой. Обязательно поблагодарите Бога за Его прекрасный мир и попросите Его помочь нам любить его так, как любит Он.
| Учебный план
Православной супервоскресной школы доктора Пэта
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Этот файл предоставляется в качестве ресурса для директоров церковных школ. Не стесняйтесь вставлять свои даты и своих учителей.
Учителя:
Расписание занятий:
Учитель | Урок/занятие |
СОЗДАНИЕ
Цели:
АДАМ И ЕВА И ПАДЕНИЕ
Задачи:
1. Учащиеся должны определить Адама и Еву, Святых Праотцев.
2. Учащиеся должны уметь рассказать историю Падения.
3. Учащиеся должны назвать Сатану, змею, Люцифера, падшего ангела.
НОА
Задачи:
- Учащиеся должны уметь идентифицировать трех сыновей Ноя по именам.
- Учащиеся должны определить Великий потоп и его значение.
- Студенты должны знать, что Бог означает для радуги.
Возможный план урока:
ВАВИЛЕНСКАЯ БАШНЯ
Задачи:
- Учащиеся должны уметь определить Вавилонскую башню и рассказать ее историю.
- Студенты должны определить происхождение многих языков, которые мы знаем сегодня.
Возможный план урока:
- Открыть с молитвой.
АВРААМ
Цели:
- Учащиеся должны уметь рассказать историю Авраама.
- Студенты должны назвать Авраама отцом еврейского народа, избранным Богом.
Возможный план урока:
- Открыть с молитвой.
ISAAC
Задачи:
- Учащиеся должны уметь рассказать историю Исаака – его рождение, жертвоприношение на горе и женитьбу.
- Учащиеся должны определить Исаака как сына Авраама, а Ревекку как его жену.
- ЯКОБ
Цели:
- ДЖОЗЕФ #1
Цели:
- Учащиеся должны назвать Иосифа и его братьев 12 детьми Израиля.