Пестов современная практика православного благочестия: Современная практика православного благочестия. Том I — профессор Николай Евграфович Пестов
Содержание
Современная практика православного благочестия. Том I — профессор Николай Евграфович Пестов
профессор Николай Евграфович Пестов
Скачать
epub
fb2
Том II
Аудио
Часть первая. Основы христианской веры
Предисловие
Глава 1
Цель жизни христианской и путь спасения
Ошибочные мнения о путях спасения и цели жизни
Источник всякой жизни – Пресвятая Троица
Глава 2. Бог и богопознание
Глава 3. Богообщение
Глава 4. Сын Божий – Господь наш Иисус Христос
Глава 5. Святой Дух
Глава 6. Царство Божие и вечная жизнь
Глава 7. Торжествующая Церковь
Грани жизни и соприкосновение бессмертной души человеческой с вечностью. Смерть тела
Глава 8. Три периода жизни человеческой души
Глава 9. Целесообразность смерти тела
Глава 10. Царство Небесное (рай)
Отрыв человека от источника жизни – Бога, соприкосновение его с космосом темных сил и последствия этого
Глава 11. Сатана и темные силы
Глава 12. Смерть души
Глава 13. Ад. «Тьма внешняя». «Огонь и мука вечная»
Часть вторая. Душа человеческая
Предисловие
Элементы души
Глава 1 Душа и тело
Глава 2. Ум и разум
Глава 3. Мысли
Глава 4. Сердце (душевное)
Глава 5. Воля человеческая
Глава 6. Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью
Отклонение человека от образа и подобия Божия. Болезни души
Глава 7. Грех, рабство души и глубина падения
Глава 8. Страсти
Глава 9. Пристрастие
Глава 10. Искушения
Глава 11. Болезни воли, гипнотизм и одержимость
Глава 12. Прелесть
Преображение «внешнего» и «душевного» человека во «внутреннего» и «духовного»
Глава 13. Зарождение «внутреннего», «духовного» человека
Глава 14. Рост «внутреннего», «духовного» человека
Глава 15. Особенности «внутреннего», «духовного» человека
Глава 16. Внутреннее око и внутренний слух «духовного» человека
Глава 17. Различие «внешнего» и «внутреннего» человека
Законы роста души человека
Глава 18. Влияние среды: передача чувств и подражание
Глава 19. Привычки
Глава 20. От внешнего к внутреннему
Глава 21. Законченность
К свойствам и способностям души
Глава 22. Слышание Божиего голоса – совесть
Глава 23. Сновидения
Глава 24. Слезы, плач и умиление
Глава 25. Созерцание и постижение невидимого
Глава 26. Восприятие имен и образов
Глава 27. Постижение и отображение красоты души
Глава 28. Особые способности и возможности у человека
Часть третья. Раскрытие сокровищ и красот души
Предисловие
Вера и надежда
Глава 1. Вера христианская
Глава 2. Высшие ступени веры христианской
Глава 3. Надежда
Собранность и мысли христианина
Глава 4. Страх господень
Глава 5. Преодоление боязливости и мужество
Глава 6. Память смертная
Глава 7. Трезвение – духовное бодрствование
Глава 8. Ревность о спасении
Опасности для христианина
Глава 9. Опасность теплохладности
Глава 10. Пребывание во внешнем христианстве и фарисейство
Добродетель терпения
Глава 11. Причины скорбей
Глава 12. Скорби праведников
Глава 13. Самопроизвольные страдания
Глава 14. Целесообразность скорбей
Глава 15. ВОСПРИЯТИЕ СКОРБЕЙ ХРИСТИАНИНОМ
Послушание
Глава 16. Послушание и его значение
Глава 17. Выбор духовного отца и рассудительность в послушании
Усвоение высшего разума
Глава 18. «Богонаучение» по Святым Отцам
Глава 19. Постижение воли Божией
Глава 20. Рассудительность
Смирение
Глава 21. Нищета духа
Глава 22. Сущность смирения
Глава 23. Признаки смирения
Глава 24. Смиренномудрие и пути к приобретению смирения
Глава 25. Смирение святых
Глава 26. Кротость
Глава 27. Смиреннословие
Глава 28. Отсутствие смирения – гордость
Милосердие
Глава 29. Притча «о неверном управителе»
Глава 30. Милосердие внешнее и сердечное
Глава 31. Пути к милосердию и значение его
Глава 32. Формы милосердия и рассудительность в нем
Любовь Христова
Глава 33. Любовь и полнота единения
Глава 34. Любовь Христова и любовь к ближним по плоти и к себе
Глава 35. Сущность и признаки Христовой Любви
Глава 36. Любовь Христова у святых
Глава 37. Пути к стяжанию Христовой Любви и рассудительность в ней
Глава 38. Великодушие и всепрощение
Глава 39. Благость и любовь к врагам
Мир души
Глава 40. Корни мира и пути к нему
Глава 41. Миротворчество
Глава 42. Ступени совершенствования и девять заповедей блаженства
Часть четвертая. Пути к Отчему дому
Предисловие
Молитва
Глава 1. Значение молитвы
Глава 2. Внешняя обстановка и подготовка для молитвы
Глава 3. Собранность и внимательность в молитве
Глава 4. Длительность молитвы
Глава 5. Внутренняя подготовка к молитве
Глава 6. Ступени в молитве
Глава 7. Периоды в молитве
Глава 8. Содержание молитвы
Глава 9. Молитва за ближних и усопших
Глава 10. Молитва благодарения
Глава 11. Молитвы евангельские
Глава 12. Псалом пятидесятый
Источник: Современная практика православного благочестия : в 2 т. / Н. Е. Пестов. — Москва : Православ. братство св. апостола Иоанна Богослова, 2018.
Николай Пестов ★ Современная практика православного благочестия читать книгу онлайн бесплатно
1234567…279
Николай Евграфович Пестов
Современная практика православного благочестия
Том первый
Часть первая
Основы христианской веры
Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Ин. 15,11
Предисловие
Я сказал: вы боги.
Ин. 10, 34; Пс. 81, 6
Прежде создания мира мы задуманы как полнота совершенства.
Схиархимандрит Софроний
Вникай в себя.
1 Тим. 4, 16
Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью?
Если под радостью понимать наиболее полное удовлетворение своих обычных житейских потребностей, то будет ли это совместимо с высоким предназначением человека и его идеальными запросами?
Мы знаем о семейных радостях, радостях и в искусстве, о радостях юной любви, радостях творчества, эстетических радостях, о радости научного постижения мироздания.
Все эти радости законны, но они несовершенны: беды, горести и болезни наполняют всякую жизнь, и время, занимаемое ими, обычно намного превосходит часы, исполненные земной радости.
Как пишет царь и пророк Давид: «дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89, 10).
А затем, в конце быстротекущей жизни, всех подстерегает смерть. Жизнь же есть только короткое мгновение перед величием вечности. Вот почему счастливейший с точки зрения мира и мудрейший из сынов человеческих царь Соломон пишет в конце своей жизни: «Суета сует, суета сует — все суета. Что пользы человеку от всех трудов его?..» (Еккл. 1, 2–3).
Таков законный пессимизм ветхозаветного человечества. Как должны быть счастливы мы, что живем уже в другое — новозаветное время, время царствования в мире Сына Божия — Богочеловека, Искупителя и Спасителя человечества Иисуса Христа.
Он «победил мир» (Ин. 16, 33) и победил смерть. Ему «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28, 18), и с момента Его воскресения Им основано Царство вечной жизни, света и истины.
В это новое Царство Он зовет всех и готов принять в него даже самых тяжелых грешников, лишь бы только они проявили полноту раскаяния и смирения (Лк. 15, 1-32). Вспомним, что в это Царство Им первым был введен покаявшийся разбойник.
Своим «друзьям» (Ин. 15, 15) Он обещает уже не просто радость, а «совершенную радость» (Ин. 15, 11), при приобщении к которой человек «не будет жаждать вовек», которая уподобится «воде, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).
Как найти к ней дорогу? На этот вопрос отвечают Евангелие и многовековой опыт Церкви Христовой.
Однако многие, прочитав Евангелие, не пошли за Христом, так как вместе с истинной жизнью истинной Церкви — действительных учеников Христа — история человечества знает и позорные дела других людей, которые также называли себя христианами, но на деле они распинали Христа своими грехами и преступлениями против человечества и в корне извращали учение Христово.
Это затемняет понимание Христа и определение верного пути как к Нему, так и к «совершенной радости». Кроме того, всякое новое поколение имеет свои особенности жизни, свою новую историческую обстановку, переживает новые этапы в развитии мышления, языка и цивилизации, что также затрудняет понимание истины, так как все прежнее кажется многим устаревшим, отжившим и уже более не нужным.
Следует указать, что с течением времени видоизменился с внешней стороны и характер путей, ведущих в Царство Христово. Особый путь был у первой христианской Иерусалимской Церкви, у которой все «было общее» (Деян. 4, 32). Затем, для первых веков нашей эры характерен путь исповедания и мученичества за Христа.
Позднее наиболее верным и прямым путем явилось преимущественно поступление в монастыри и подвиги иноков.
Мы живем в особую эпоху — эпоху заката духовной культуры человечества, когда ясно обозначился период «отступления» (2 Фес. 2, 3) и стало стушевываться значение монастырей. Отсюда возникает вопрос о современных путях в Царство Божие.
При этом надо говорить, опять-таки с внешней стороны, не о пути, а о путях, поскольку очевидно, что социальное, национальное положение, возраст и другие особенности положения каждого человека в миру, а также особые у каждого склонности и таланты диктуют для каждого и особенности его «пути спасения», понимая под этим церковным термином путь ко Христу и в Его Царство, который по существу один: «Я есмь путь…» — сказал Христос (Ин. 14, 6).
Читать дальше
1234567…279
О том, как относиться к другим
Всех людей, которых мы встречаем на протяжении жизни, можно разделить на несколько групп. Наша жизнь в первую очередь зависит от близких нам людей, с которыми мы живем, а также от тех, с кем находимся в постоянном контакте. Людей объединяет Провидение. Эта возможность дана нам для того, чтобы мы приобрели «заслуги» для входа в Царство Небесное, используя свои таланты, силы и время, данные нам Богом.
Прежде всего, мы должны поставить своим главным жизненным правилом Евангельскую Заповедь (Мф. , гл. 20, 26): «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам служителем», то есть всегда служить ближнему наилучшим образом.
Не все христиане достаточно сильны духовно, чтобы оказать духовную помощь своим ближним, донести до них истину, привести их к вере и укрепить их духовное счастье. Такую задачу способны выполнить только иноческие старцы, пастыри, наставники в вере и духовно зрелые христиане. Поэтому христиане, которые действительно могут помочь своим ближним духовно, не должны этого не делать. Они должны делать все, что в их силах, чтобы помочь менее воодушевленным, сбитым с толку, огорченным, заблудшим и слабым в своей вере и надежде.
Старец Алексей Мечев говорил о том, как нужно относиться к ближним: «Люди, которые рядом с тобой — вот над чем надо трудиться. Это ваше поле, ваш участок, данный вам Богом для возделывания. К душе человека нужно подходить бережно, как к хрупкому распустившемуся цветку. Вы должны утешать, оберегать и оберегать их от любых бед. Вы должны жить его или ее жизнью, полностью забыв о себе. Лучшее из возможного должно быть сделано для ваших соседей. Вы всегда должны иметь в виду только одно – не беспокоить их и не ранить их чувства. Вы должны постоянно искать лучший способ успокоить, успокоить и успокоить их. Ни в коем случае нельзя использовать резкие слова. Все должно быть сделано деликатно и с любовью».
Мы должны помогать друг другу, то есть, когда вы видите, что человек испытывает трудности и огорчен, подойдите к нему, возьмите его проблемы на свои плечи, облегчите его судьбу и помогите ему, чем можете. Выслушивая нуждающихся, мы принимаем их проблемы к сведению. Как говорится, беда разделенная — беда половинчатая. Поступая таким образом, вы входите в чужой мир и, живя их жизнью, можете отказаться от самого себя и напрочь забыть о себе. О том же пишет святитель Иоанн Кронштадтский: «Всемерно береги свое сердце, относись с сердечной искренностью и состраданием к людям в их счастье и печали, ограждай себя от таких чувств, как равнодушие и холодность к чужим горестям, бедам, болезням, нуждах, потому что именно сострадание помогает человеку вырасти добрым любящим христианином. С легкостью прощайте людям их долги перед вами и будьте при этом так же веселы, как добрый сын, когда ему выпадает случай исполнить волю своего любимого отца».
Это основные законы нашего сосуществования и отклонение от них есть нарушение заповеди о любви. Вот почему строгость, суровость, недружелюбие, человеконенавистничество, жестокость есть не что иное, как пороки сердца, и их надо лечить. В связи с этим апостол Павел дает следующее наставление римлянам: «Будьте братолюбивы друг к другу в любви, чтите друг друга выше себя; никогда не ослабевайте в усердии, но сохраняйте духовную горячность» (Римлянам, 12, 10). Святитель Феофан Затворник учит, что во всем, как бы мелко оно ни было, надо остерегаться причинять ближнему беду. «Всегда старайтесь писать разборчиво», — советует он.
Бог высоко ценит и щедро вознаграждает духовные подвиги тех, кто отрекся от мира и живет в пустыне, затворе и уединении. Совсем иные требования Божии к тем, кто живет среди других людей и находится с ними в постоянном контакте. Здесь, прежде всего, наш Господь ценит взаимную любовь, мир и гармонию в их отношениях.
Те, кто способен на такие дела, в первую очередь должны поощрять и поддерживать жизнерадостность и радость ближних, укрепляя их в мужестве и вере. «Утешите, укрепите и успокойте как можно больше людей всеми возможными способами», — таков совет старейшин. При этом можно прибегнуть к невинным шуткам, смешным историям и анекдотам с моралью.
Старец Амвросий Оптинский всегда был весел и весел. Он любил пошутить, поговорить в стишках и всячески старался поддерживать в своих духовных чадах хорошее настроение и жизнерадостность. Так же поступил и святой преподобный Серафим Саровский. Одна из дивеевских сестер, которую он наставлял, вспоминает, как он спрашивал ее: «Вы, преподобная матушка, вместе с сестрами завтракаете?». «Нет, не знаю, батюшка», — говорил я.
– А почему бы и нет, преподобная матушка? Это неправильно, мой дорогой. Если ты не голоден, не ешь, но все же сядь за стол с другими монахинями. Только представьте, как они приходят уставшие и расстроенные, а когда увидят, что вы сидите рядом с ними такой ласковой, веселой, веселой, они воспрянут духом, развеселятся и насладятся едой. Вы знаете, что чувство веселья не есть грех, так как такое чувство отгоняет усталость, а, как известно, уныние, худшее чувство из всех, вызывается усталостью и тащит за собой другие отрицательные чувства.
Я тоже был весел, когда пел в хоре после прихода в монастырь, преподобная матушка. Я помню, как мои братья-монахи выглядели и чувствовали себя подавленными. В таком настроении их пение было не так хорошо, как обычно. Некоторые из моих братьев-монахов вообще не появлялись. Так я развлекал их, и их усталость исчезала. В церкви нехорошо говорить о худом или делать что-либо худое, но доброе любовное веселое слово, сказанное, чтобы все мы были веселы, не унывали пред ликом Божиим, вовсе не грешно, преподобная мати».
Отец Александр Ельчанинов дал указание: «Будь прост и весел. Христианин не должен выглядеть угрюмым и унылым, демонстрируя исхудавшее, изможденное выражение лица, вызванное их подвигами, как живой упрек другим людям.
В жизни нас часто окружают неподходящие по духу люди. Означает ли это, что мы должны попытаться изолировать себя от них. Не должны ли мы попытаться понять их интересы, разделить их горести, помочь им всеми возможными способами? Конечно, это не так. Епископ Тавросский Михаил пишет: «Хотя мы и не от мира сего, это не значит, что мы должны сторониться людей, с которыми нас свела сама жизнь. Мы не должны искать других людей, которые отвечали бы нашим идеальным требованиям. Да, мы должны держаться подальше от всего плохого в наших сердцах и в сердцах других людей. Наш долг – постоянно и решительно бороться со злом.
Но именно это зло, которое люди несут внутри, разделяет их и порождает вражду среди них. Стоя в стороне – христиане покидают этот стихийный мир, мир, где люди враги друг другу. Они уходят из него в другой мир, в котором люди могут стать друзьями и братьями. Но этот последний мир здесь, это тот же мир с теми же людьми, а не мир фантазий и несбыточных мечтаний».
Сказано в Евангелии (Мф. 10, 16): «Будьте хитры, как змеи, и просты, как голуби». Простота не имеет ничего общего с глупостью и ограниченностью. Простой человек — хороший человек, с ним легко говорить и его понимают. Его речь остроумна, правдива и слушание такого человека не требует дополнительного напряжения ума собеседника, чтобы угадать, что скрывается за его словами.
Тогда как обычно бывает в светской беседе, во время которой наш разум автоматически напрягается, пытаясь подсознательно угадать, что человек имеет в виду под только что сказанными словами, что скрывается в сердце и разуме человека за этими словами.
Как говорил старец Парфений Киевский: «Дух Святой почивает в простых сердцах. Внутренняя простота должна отражаться в нашей речи и внешнем виде. Не старайтесь казаться и выглядеть благоговейно, не опускайте глаза вниз и не говорите лицемерно-мягким голосом. В противном случае, даже если бы ты принял такой вид с добрым намерением, благодать Божия все равно оставила бы тебя». Итак, простота – главная черта характера христианина, проявляющаяся в его отношениях с ближними и являющаяся результатом присутствия в его душе Святого Духа.
Простота сердца обычно идет рука об руку с неумением осуждать ближнего. Сочетание этих двух заслуг с нищетой духа ведет ко спасению. О монахе Павле, жившем рядом с его монашеской келией, преподобный Серафим Саровский говорил следующее: «Брат Павел обязан легко войти в Царствие Божие благодаря простоте своего сердца: он никогда никому не порицает и не завидует, единственное, что он занят борьбой со своими грехами и достижением смирения».
При недостатке простоты человек склонен испытывать беспочвенные подозрения к людям. Это качество очень греховно, тем более что ложь, которая здесь присутствует, идет рука об руку с недружелюбием, а последнее есть грех против любви. Как это работает? – В своем воображении мы строим различные предположения, приписывая нашим ближним злые чувства и намерения, тем самым очерняя их в своей душе. На самом деле происходит то, что чернеет наша собственная душа от чувства вражды, которое мы испытываем к ближнему.
Общаясь с соседями, мы всегда рискуем столкнуться или создать непонимание, ссоры и упреки. Для таких случаев авва Дорофей предлагает золотое правило брать на себя вину и не обвинять других. Никогда нельзя ни с кем противоречить или спорить, или пытаться оправдаться перед ближними. Вот почему сначала следует научиться смиряться, признавать свои ошибки и искренне просить у ближнего прощения. Старец Амвросий Оптинский писал: «Только кажется, что самооправдание облегчает дело, а на самом деле оно только вносит мрак и смятение в вашу душу».
Пытаться справиться в одиночку во всех возможных ситуациях — очень хорошая привычка. В этом случае вам не нужно будет требовать или требовать помощи от соседей. При этом вы тоже не будете им в тягость. Кроме того, если для этого нет веской причины, вы не должны каким-либо образом обременять своего соседа просьбами или доставлять ему неприятности. Святые и подвижники рассуждали, что нет нужды просить человека об одолжении, так как Сам Бог, если нужно, расположит сердце ближнего пожелать и оказать эту помощь.
При этом простота в общении с людьми не означает, что не нужно быть осторожным и проявлять осторожность и рассудительность. Мы живем в мире, который евангелист св. Иоанн (1 Ин. 5, 19) характеризует как «весь мир находится во власти лукавого». Очень часто мы можем видеть вокруг себя ложь и мошенничество. По этой причине, в то время как добродетельным, искренним, простодушным людям следует доверять, мы должны быть очень осторожны, имея дело с людьми, которые слишком привязаны к этому миру и служат злу.
Н . Е . Пестов . Современный Практика из O православный благочестие 1 9. М., 2002.
Перевод с русского Жанны Меньшиковой
Под редакцией Алексея Аксенова
Наша благочестивая христианская жизнь | Православная церковь Святых Апостолов
Дорогие братья и сестры во Христе,
Начало нового церковного года – это возможность попросить Бога увеличить наше благочестие. Что это значит? Это значит сделать нашу веру активной. Это означает почтительный поклон и крестное знамение. Это значит произносить наши ежедневные молитвы. Это означает поклонение иконам. Это означает соблюдение церковных праздников и постов. Это значит осознанно посещать службы Церкви. Это значит участвовать в святых таинствах Покаяния, Исповеди и Причащения. Это означает регулярное чтение Священного Писания. Это значит действовать милосердно и сострадательно по отношению к другим. Короче говоря, это означает жить так, чтобы прийти к вездесущему осознанию Бога.
Именно через нормальное православное благочестие мы духовно развиваемся в Теле Христовом. Помните, что первая заповедь – любить Бога всем сердцем, душой, разумом и силой. Деяния христианского благочестия — это установленные способы как любить Бога, так и показывать, что мы любим Бога. Эти акты любви к Богу были установлены с незапамятных времен в Церкви в ответ на Божью любовь к Своему народу, Церкви.
Некоторые жалуются, что активная христианская вера содержит так много правил. С таким же успехом можно жаловаться на количество элементов в периодической таблице или на количество звезд на небе. Прожитая человеческая жизнь, несомненно, не менее многослойна, чем любое другое сложное явление. Мы видим, обоняем, слышим, пробуем на вкус, осязаем и действуем в соответствии с предоставленной информацией, но мы не воспринимаем сложность самих себя как сложную. Наш организм так устроен, что наше функционирование происходит плавно, без какого-либо чувства связи или ступеней.
Модель благочестивой жизни параллельна этой сложности. Ко многим нашим действиям мы добавляем острое осознание Бога. Мы просыпаемся; мы молимся. Мы едим; сначала мы благословляем пищу. Мы идем спать; мы делаем крестное знамение сначала над нашей кроватью. Возмущение многочисленными проявлениями христианского благочестия показывает стремление к минималистскому подходу к духовной жизни, который не требует нашего внимания или позволяет нам иногда забывать о Боге, особенно если такое воспоминание несовместимо с тем, что мы можем хотеть делать. . Мы должны подвергать сомнению образец деятельности, который позволяет нам забыть Бога, а не подвергать сомнению образец деятельности, который этого не делает. Как только мы вплетаем этот благочестивый образ действий в свою жизнь, мы обнаруживаем, что он становится таким же естественным, как и все другие «дополнения», о которых мы больше не думаем, например, купание и чистка зубов. Благочестивая жизнь может стать функционально такой же текучей, как и наша естественная жизнь. Однако, как и в случае с другими «дополнениями», мы должны постоянно практиковаться.
Некоторые жалуются, что установление благочестивого образца действий подавляет спонтанность в нашем ответе Богу. Верно и обратное. Обусловливая себя через христианское благочестие, мы взращиваем духовную почву, на которой нам придет в голову вообще отвечать Богу. И через христианское благочестие мы защищены от «спонтанных» влияний, которые увлекли бы нас от Него.
Некоторые жалуются, что в разных местах все делается по-разному.