Петр андреевич стрельцов отец арсений: Старец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич), Православные старцы XX века
Содержание
Старец Арсений (Стрельцов Пётр Андреевич), Православные старцы XX века
(1894–1975)
Пётр Стрельцов родился в Москве в 1894 году. В 1911 году он окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916 году Пётр успешно окончил университет.
Многочисленные исследования и монографии Пeтра по истории русской древней культуры были хорошо известны среди искусствоведов. В 1917 году Пётр, с шестнадцати лет мечтавший о монашестве, был принят послушником в Оптину Пустынь.
Из воспоминаний старца Арсения:
– Я прожил долгую жизнь, две трети которой окружали меня люди, несущие божественную радость и свет. Первой была моя мама Мария Александровна, человек одаренный, мудрый, проникнутый глубочайшей верой в Бога… Именно моя мать заложила в мою душу зерна веры, взрастила их, и я вошел в жизнь, стоя на твердом основании, с которого ничто не могло меня столкнуть. Я был третьим ребенком в семье… Мама, когда я родился, дала обещание Господу вложить в меня веру, правдивость и любовь к людям, и она воспитала меня так. В шестнадцать лет, увлекаясь древнерусским искусством, уже мечтал о монашестве. Потом была Оптина Пустынь… Два года прожил в Оптиной Пустыни под руководством старца о. Нектария и старца о. Анатолия.
В монастыре, находясь в послушании у старцев, нельзя иметь своей воли, а должно поступать так, как говорит духовный наставник, вне зависимости от того, нравится это или не нравится… Принятием воли старца послушник совершенствуется, отсекается от помыслов, грехов, живет волей старца, имеющего благодать от Господа, знающего его душу, знающего, что ему духовно необходимо для достижения монашеского совершенства… Были искушения, попускаемые Господом. Приходя к старцу, хотел все рассказать. Но он уже все знал. И по характеру твоего отношения к совершившемуся, определял уровень твоего духовного совершенства или падения, и поучал воспринимать случившееся с молитвой как волю Господню.
Твое мнение, полученное унижение, обида во внимание не принимались, принималась только смиренность перед Богом и понимание: ты настолько еще несовершенен, что происшедшее есть результат твоей греховности, и является справедливым. Старец в монастыре – твой отец, наставник, руководитель во всем, своей воли у тебя нет, есть полное отречение от твоего суетного “я”… По благословению о. Нектария и о. Анатолия в сане иеромонаха был послан служить “в мир”, в приходскую церковь… Не знаю, кто говорил обо мне Святейшему Патриарху Тихону, но меня пригласили к нему, он принял, разрешил служить в приходском храме, где настоятелем был протоиерей Павел. Патриарх минут десять говорил со мной, благословил и сказал пророческие слова о моем иерейском пути… Находясь в ссылках, лагерях, выводимый на расстрелы, избиваемый на допросах и почти умирающий на морозных этапах, верил словам великого святителя земли Русской – Патриарха Тихона, что исполнятся его предначертательные слова, и вновь приду к моим духовным детям. Верил дерзновенно, ибо это были слова Патриарха. (Специальное разрешение св. Патриарха Тихона понадобилось в связи с тем, что служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось.)
Я, малоопытный иеромонах Арсений, пришел к настоятелю храма о. Павлу… Отец Павел сказал: “ Вот что, батенька, все, что монастырское, при тебе останется, но для службы в городе буду тебя переучивать. Не обижайся, образованием ты силен, но я служу иереем более тридцати пяти лет, все, что знаю, тебе передам”.
Знал ли о. Павел Господнее произволение? Был он арестован и в Архангельской области умер в ссылке от голода через шесть лет после этого разговора…
И вот я, иеромонах Арсений, ощутил духом, увидел два пути, разных, но ведущих к одной цели. И задумался, просил Господа указать, какой духовной дорогой идти, какую выбрать. Долго раздумывал, молился, умоляя Господа помочь сделать правильный выбор, поехал в Оптину пустынь получить совет от старцев. Прожил три дня, о. Анатолий выслушал и сказал:
“Благословляю! Милость Господа да будет с тобой. Дерзай!” Благословение старца Анатолия было для меня путеводной звездой. Моя мысль была в том, чтобы научить человека беспредельно верить в Бога и любить ближнего своего. Считал и считаю, что вера Христова зиждется на двух заповедях о любви ко Господу и ближним. ..
Встреча с архиепископом Иларионом была необыкновенным, чудесным проявлением милости Господа ко мне, незначительному священнику, начавшему служение в небольшом московском храме… Все, о чем думал и мечтал, дерзновенно высказал перед владыкой Иларионом. Внимательно выслушав меня, владыка Иларион стал так говорить со мной, словно он знал всю мою жизнь… Встал, повернулся к иконам и произнес: “Помолимся”. Прочел молитвы, сел, я остался стоять. “Вы хотите соединить два направления в одно: Оптинское и то, что живет в наших приходах, у вашего настоятеля о. Павла?” – “Да”, – ответил я. “Вы хотите вложить любовь ко Господу, как сказано в заповедях, и любовь к ближнему, как к самому себе, и этим создать в душе человека сопротивляемость грехам, гонениям, смущению, безбожию, падениям. Встреча наша произошла по произволению Божию и необходима для нас обоих. Я, епископ Иларион, благословляю Вас идти по избранному пути, соединив два пути в одном. О разговоре нашем доложу Святейшему Патриарху. Благословляю, идите избранной дорогой. Господь сохранит Вас во всех бедах и напастях”.
В жизни человека чудо не может быть случайным, оно определяется степенью его духовности, необходимостью влияния на его внутренний мир. Такое чудо подал мне Господь через владыку Илариона, и я пошел по этой дороге, постоянно помня полученное благословение.
Возвратившись в свой храм, я отслужил благодарственный молебен, все рассказал о. Павлу, и он сказал мне: “Если владыка Иларион благословил тебя, иди этим путем, Владыка – человек глубокой духовности. Мне, старику, переучиваться негоже, но тебе помогу”.
С этого дня я начал служение в храме, руководствуясь принятым решением. Каждый день служил раннюю обедню, стараясь сделать все понятным и ясным для прихожан, вводя их как бы в круг участников службы. Отец Павел стал ко мне исповедников посылать. Организовал вечером беседы, поучения…
В начале 1921 г. о. Арсений стал вторым священником, а в конце 1921 г., после ареста отца Павла, стал настоятелем храма. За восемь лет служения он собрал в своем храме значительную общину, для которой стал любимым пастырем и духовником. В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме. В 1931 г. – был арестован вторично и сослан в Вологодскую область на пять лет. После освобождения старец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях, но служить в храмах было запрещено. Старец тайно окормлял свою духовную общину. В 1939 г. был арестован опять и сослан в Сибирь, затем – на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. – был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. его перевели в лагерь усиленного режима, а в 1942 г. – в лагерь особого режима, без права переписки.
Однажды в лагере старец Арсений вступился за студента Алексея, с которым намеривался расправиться уголовник. По доносу уголовника старец Арсений и Алексий были вынуждены провести двое суток без еды и воды в карцере.
Из воспоминаний о. Алексея:
– Пол, стены лежака были сплошь обиты листовым железом. Сама камера была шириной не более трёх четвертей метра, длиной два метра. Мороз на улице тридцать градусов. Ветер, дышать трудно… При таком морозе в этот карцер не посылали, при пяти-шести градусах, бывало, только на сутки. Живыми оставались лишь те, кто 24 часа прыгал на одном месте…
Привели в карцер, втолкнули. Упали оба, разбились, кто обо что…
Пробовал прыгать на одном месте, но это не согревало. Сопротивляться холоду было бессмысленно…
– Замёрзнем, о. Арсений… Что Вы молчите?
– Молюсь Богу, Алексей… одни мы с тобой, Алёша. Двое суток никто не придёт. Будем молиться. Первый раз допустил Господь молиться в лагере в полный голос. Будем молиться, а там воля Господня…
Отец Арсений замолк, и вдруг я услышал отчётливо слова и понял – это молитва. .. Бабка когда-то крестила. Семья неверующая… Я – комсомолец, студент. Какая могла быть здесь вера? Сквозь оцепенение, сознание наступающей смерти, боль от побоев и холода сперва смутно, но через несколько мгновений отчётливо стали доходить до меня слова:
– Господи Боже! Помилуй нас грешных. Многомилостиве и Всемилостиве Боже наш,
Господи Иисусе Христе, многие ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех по неизреченной Твоей милости спаси и помилуй нас и отведи от лютые смерти, ибо веруем в Тя, яко Ты еси Бог наш и Создатель наш…
Молитва охватывала душу спокойствием, уводила от леденящего сердца страх…
Я стал повторять:
– Дано будет Отцом Моим Небесным, ибо, где двое или трое собраны во Имя Моё, там и я среди них…
Вдруг наступил момент, когда карцер, холод, оцепенение тела, боль от побоев, страх исчезли. Голос о. Арсения наполнял карцер… Всё кругом изменилось, преобразилось…
Карцер раздвинулся, полоса лунного света исчезла, было светло, ярко горел свет, и о. Арсений, одетый в сверкающие белые одежды, воздев руки вверх, громко молился…
Я увидел, что ему помогали ещё два человека, и эти двое тоже были в сверкающих одеждах и горели необъяснимым белым светом… Было тепло, дышалось легко, ощущение радости жило в душе…
Били по дверному засову… Отец Арсений ещё молился. Двое в светлых одеждах благословили нас и медленно вышли. Ослепительный свет постепенно исчезал, наконец, карцер стал тёмным и по-прежнему холодным и мрачным.
Кто-то из лагерной администрации говорил за дверью:
– Это недопустимо, могут сообщить в Москву… Мороженные трупы – это не современно…
– Живы? – с удивлением спросил начальник лагеря.
– Как вы тут прожили двое суток? Выходи…
Войдя в камеру и внимательно осмотрев её, врач спросил:
– Чем согревались?
И о. Арсений ответил:
– Верой в Бога и молитвой.
– Фанатики. Быстро в барак, раздражённо крикнул кто-то…
Я слышал спор, возникший между пришедшими. Последняя фраза была: “Поразительно! Необычайный случай, они должны были прожить при таком морозе не более четырёх часов…
Барак встретил нас, как воскресших из мёртвых… Я после карцера переродился.
(После освобождения из лагеря Алёша посвятил себя служению Господу, а после смерти старца стал духовным отцом для его осиротевших духовных чад)
Из воспоминаний Даниила Матвеевича (геолога, попавшего в лагерь по ложному доносу):
– Три, четыре сосны свалили, стали валить пятую. Подпилили, подрубили всё как надо, определили, куда упадет, крикнули, чтобы отошли. Последний подпил и подруб сделали и ждем, когда упадет. Подул ветер, дерево стало падать не туда, куда рассчитывали, а на нас. Бросился в сторону и зацепился за старый пень, упал; вижу – придавит меня, а о. Арсений стоит, не бежит. Кричу: “Беги!” Мне-то уже конец… Понял, погибаю. Комель сосны взвился над моей головой. Отец Арсений, перекрестившись, толкнул его руками в сторону. Ветки сосны еще ломались от падения, но комель лежал в двух метрах от меня. Я встал верующим человеком, увидевшим чудо, настоящее чудо. Увидел Бога и без оглядки пошел за о. Арсением. И вспомнил до мельчайших подробностей то, чему учила мать. Так я обрел Бога. Чудо было настолько явным, что все, находившиеся около падения дерева, удивлялись, как мог человек оттолкнуть дерево весом в несколько тонн. Кто-то из зеков, помню, перекрестился.
Из воспоминаний старца Арсения:
– Лагерь физически был непосилен и страшен, но многочисленные встречи и исповеди заключенных открывали мне, иерею, неизмеримо высокую духовность людей…
Человека, приходившего с огромным горем, просившего молитв и духовной помощи, я принимал, молился с ним и воспринимал его горе, как свое, и вместе с ним переживал и страдал. Я как бы соединялся с ним в его страданиях, и если человек уходил после исповеди успокоенный, понявший, что во всем воля Господа, – я бывал духовно счастлив и после исповеди усердно молился об исповедниках…
Ранее я прочел много хороших духовных книг об исповеди. .. Это вошло в мою душу и сознание непреложной истиной, я руководствовался этим при общении со своими духовными детьми, а также заимствовал опыт иереев, стоявших в духовном отношении намного выше меня и обогащенных долгим служением в Церкви…
Весной 1958 г. старец Арсений был освобожден из лагеря особого режима. Последние семнадцать лет своей земной жизни, старец провел в г. Ростове Великом, он поселился у вдовы погибшего в лагере духовного сына Надежды Петровны. В её маленьком доме он тайно служил, окормлял своих духовных чад.
Из воспоминаний Анастасии Владимировны Корсаковой:
– Отец Арсений, положив руку на мою голову, сказал: “Анастасия Владимировна! Я не осуждаю. Мне Господь дал пройти пять ступеней духовного постижения жизненного пути. Первая ступень была постижением веры, дали мне это моя мать Мария Александровна и великие Оптинские старцы о. Нектарий и о. Анатолий, у них я научился молиться, любить людей. На вторую ступень дали мне подняться Патриарх Московский и всея России Тихон в краткой беседе и архиепископ Иларион (Троицкий). Третью ступень показал простой сельский священник о. Иларион – тезка архиепископа Илариона. Четвертой был лагерь особо строгого режима (мы называли его “смертным”), где общение с самыми разными лагерниками открывало и духовно прекрасные души людей, и самые страшные души, охваченные неизмеримой злобой, соединенные с темными силами. И пятая ступень – мое пастырское служение и общение с вами, моими духовными детьми. Это научило меня никогда не осуждать никого, ибо сказано в одной из молитв: “Несть человек, иже жив будет, и не согрешит”.
Помните, вся наша вера утверждается на любви к Богу, ко Пресвятой Богородице, на почитании святых, и это мы выражаем в постоянных молитвах, а также в безотказной любви к людям, в помощи им. Всем и всегда говорю евангельскими словами: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим и ближнего своего, как самого себя.
Разве Вы одиноки? В Вашей квартире находятся иконы: Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Вашей святой Анастасии Узорешительницы, Ангела Хранителя, Архангела Михаила, вероятно, есть и другие. Если чувство тоски и одиночества охватит душу, подойдите и помолитесь, тогда темные силы исчезнут.
Каждый день читайте одну главу Евангелия. В четырех Евангелиях 89 глав, за год прочтете весь круг четыре раза. С малых лет я читаю Евангелие по одной главе в день, пятьдесят лет – иеромонах и почти ежедневно совершаю служение, и каждый раз нахожу в читаемой главе новое и богодухновенное. Будьте с людьми, помогайте им, кем бы они ни были – сослуживцы, знакомые, родные, – всем помогайте, и окружающие поймут, что такое христианин и придут к Церкви, к Богу”.
Повторю старую и много раз кем-то сказанную фразу: душа моя “навсегда легла в ладони” старца о. Арсения… Отец Арсений для людей был источником, из которого любовь изливалась неисчерпаемым потоком, и жаждущий мог подойти, зачерпнуть эту любовь горстью руки, выпить и передохнуть от жизненных тягот и грехов или, наполнив до краев взятый сосуд, унести его и пить дома, постепенно расходуя полученное.
Встречаясь с ним, всегда уходила от него напитанная любовью, с наставлениями, советами и помощью, но первая встреча с ним в 1971 году послужила основой моего духовного перерождения.
Из воспоминаний Киры Бахмат:
– Сколько людей за эти семнадцать лет перебывало у него – не счесть. Более половины приезжавших были бывшие “лагерники” и вновь пришедшие, приведенные кем-нибудь из бывших братьев и сестер или “лагерниками”.
Приходилось встречаться с замечательными людьми, полными такой внутренней духовности, что я чувствовала себя недостойной общения с ними. Вспоминаются: иеросхимонах Серафим, о. Евгений Богородский, о. Кирилл, монахини Иоанна и Евдокия, Александра Федоровна Берг, Елизавета Александровна, схимонахиня Ирина, иеромонах Филипп, о. Алексий. Каждая встреча с этими людьми всегда была радостью и наполняла душу духовным теплом…
В доме Надежды Петровны постоянно находилось не менее четырех-пяти человек, приезжавших на один-два дня, иногда в выходные дни приезжало до двенадцати человек. Отцу Арсению было необходимо переговорить с приехавшими, побеседовать, поисповедовать и причастить, а на это требовались время и силы. Он очень уставал, сердце часто сдавало, и он вынужден был ложиться на диван и принимать приехавших лежа. .. Уставший и больной батюшка вынужден был принимать даже ночью…
Расскажу теперь о поистине чудесном, что совершалось по молитвам о. Арсения. Внучка Марины Петровны – Таня, которой было двадцать пять лет, заболела: в области желудка и печени возникли боли. Ее положили на обследование, сделали рентген, гастроскопию и обнаружили опухоль. Решили делать операцию по удалению части желудка. Положили Таню в самую лучшую хирургическую клинику, разрезали брюшную полость и обнаружили огромную опухоль желудка, поражение поджелудочной железы и метастазы даже на печени. Операцию делать было бессмысленно, зашили брюшину и больной ничего не сказали. Все родные были в безысходном горе – оставалась трехлетняя дочка… Я и Марина поехали к о. Арсению, Таня была его духовной дочерью с 1959 года. Приехали и рассказали обо всем батюшке…
– Завтра поедем к ней, – сказал он…
Приехали прямо на квартиру к Марине, бабушке Тани. Таня лежала, постанывая от боли. Войдя в комнату, о. Арсений прочел несколько молитв, благословил Таню и, на удивление собравшихся, сказал: “Таня! Таня! Такая молодая и заболела раком, разрезали и зашили, Господь милостив, будем молиться о Его милости и помощи Пресвятой Богородицы”. Попросил зажечь перед иконами лампадки, надел подрясник, епитрахиль, опустился около кровати на колени, попросив нас выйти. Не выходил из комнаты четыре часа, исповедовал, соборовал и причастил Таню. Прожил три дня, каждый день по несколько часов молился около больной, потом – со всеми нами о здоровье Татьяны, на четвертый день уехал домой в Ростов.
Прошло полтора месяца, Таня давно встала. Обследовали несколько раз – опухоли исчезли… Произошло Господне чудо по молитве о. Арсения, устремленной к Богу и Пресвятой Богородице. Большое, настоящее чудо.
Таких исцелений было много, приведу еще два примера. Муж Алевтины Кирилл Петрович, в прошлом заядлый курильщик, при прохождении на предприятии обязательной флюорографии узнал, что на левом легком обнаружена онкологическая опухоль. Вопрос об операции резко осложнялся: Кириллу Петровичу было 55 лет, сердце работало отвратительно, была аритмия, ишемическая болезнь сердца, и когда-то был мощный инфаркт. На консилиуме решили операцию не делать, вероятность смерти на операционном столе была стопроцентной. Кирилл Петрович все понял, но спокойно отнесся к случившемуся. Видя, что выздороветь ему невозможно, поехал к отцу Арсению на исповедь. Батюшка, увидев Кирилла Петровича, сказал: “Господь милостив, все обойдется, проживете у нас два дня, и будем молить Господа и Пресвятую Богородицу помиловать и исцелить вас”. Два дня все мы собирались и молились почти беспрерывно, о. Арсений и Кирилл молились даже ночью, конечно, батюшка исповедовал и соборовал Кирилла.
Явившись в диспансер на обследование онкологов, Кирилл удивил врачей тем, что опухоль рассосалась, объяснить происшедшее не смогли. Это было чудо, которое произошло по молитве праведника, понятное только верующим людям.
Третье исцеление произошло с дочерью Марии Федоровны – Евгенией, у нее к тридцати годам резко обострился диабет, никакие новейшие препараты не помогали, инсулин не снижал сахара в крови. Евгения начала быстро слепнуть, возрастала слабость. Врачи предрекали быструю смерть. Помню, собрались мы в комнате о. Арсения, и он попросил всех молиться о Евгении. Сам о. Арсений, встав на колени, молился со слезами на глазах и не вставал более трех часов. Плакал о. Арсений очень редко, а сейчас, читая молитвы, буквально заливался слезами и даже временами не мог произносить слов. В этот день приехал о. Андрей, он, также стоя на коленях, умолял Пресвятую Богородицу исцелить рабу Божию Евгению…
Прошло два месяца, зрение возвратилось, сахар в крови пришел в норму, Евгения полностью выздоровела и через два года родила совершенно здорового сына без каких-либо осложнений. Вымолил о. Арсений больную Евгению у Господа и Пресвятой Богородицы.
Многим десяткам, а может быть и сотням людей, пришедшим к о. Арсению после 1958 г., дал он веру, многих направил своей молитвой к Богу, к познанию Церкви. Сейчас старые члены общины двадцатых годов и те, кто пришел после 1958 г., встречаются, как самые родные люди, объединенные в одно целое наставлениями, поучениями и любовью о. Арсения. Он всех нас любил, мы все – его духовные дети. Батюшки теперь нет с нами, но в своих несчастьях и бедах мы спешим помочь друг другу, ибо этому учил он нас.
Каждый из нас, еще живущий на земле, просит молитв батюшки перед Господом и Пресвятой Богородицей. Вечная, вечная память тебе, наш старец и духовный отец иеромонах Арсений!
Упокой, Господи, душу старца Арсения, и его молитвами спаси нас!
– Я – иеромонах, моя обязанность, по благословению старцев, помогать людям, нести им успокоение, любовь, учить молиться и любить ближних своих и Господа всем сердцем своим, всем разумением своим. Верю в Отца и Сына и Святаго Духа – нераздельную Троицу. Моя вера точно соответствует великим словам “Символа Веры”, утвержденным Вселенскими Соборами, мне заповедано никогда не вступать в богословские споры, и я считаю их ненужными…
Я принял послушание служить людям, и то, что буду говорить о молитве, исходит только из канонов Церкви и моего иерейского опыта, накопленного годами в общении с духовными детьми и приходящими ко мне людьми…
Молитва многообразна и у каждого человека исходит из сердца (души) по-своему, в зависимости от внутреннего устроения, духовного опыта, умения настроить себя на молитву, от созерцательности молящегося. .. Все учителя Церкви писали о значении молитвы для верующего… Мне представляется самым главным при совершении молитвы: духовная собранность, душевная искренность, отрешение от житейской суеты, соблазнов и погружение в молитвенное состояние. Только тогда душа в своем молении может устремиться к Богу, но не каждому человеку это доступно в одинаковой степени.
Молитвы ко Господу Богу условно можно подразделить на три вида:
1. Просительная молитва, когда молящийся просит Бога оказать помощь, избавить от бед и несчастий, помочь близким, исцелить от болезней, утешить в скорби, дать хлеб насущный, простить грехи или когда он молится за умерших…
2. Благодарственная молитва – возносящая благодарность за оказанную человеку помощь в делах его, за исполнение наших просьб, ранее излагавшихся в просительных молитвах, за то, что Господь милует и дает жизнь… Благодарственная молитва, устремленная к Богу, Пресвятой Богородице и святым, и устремленная не единожды, а много раз, является возвращением человеком его долга Господу за исполнение просимого ранее в просительной молитве.
3. Прославляющая Бога молитва – это высшее моление к Богу, Творцу неба и земли, это восхваление Господа за все и вся. За скорби и беды, за спасение и избавление, за то, что живем, за радости и горе… Господь – наш Творец, все исходит от Него, Он создал нас и дает нам возможность своей благочестивой жизнью на земле спасти свою душу и по Его милости войти в Царствие Божие. Это великое моление совершенной души, и каждый из нас, постигнув всю силу благодарственной молитвы, может войти в круг прославляющей молитвы.
Прославляющая Господа молитва всегда звучит в храме, и особенно во время самой великой церковной службы – литургии.
Скажу несколько слов о том, как следует молиться. Отрешиться от окружающего тебя мира и войти в слова и дух молитвы без долгого молитвенного опыта многим бывает трудно… Чтобы преодолеть это, необходимо чаще и больше молиться, обязательно, первое время вслух, если есть возможность…
– Все евангельские слова боговдохновенны, но с особым чувством я воспринимаю слова, сказанные Спасителем: “Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них” (Мф. 18, 20). Есть прекрасная, глубоко проникновенная молитва, созданная, по-видимому, в XVI веке, но никогда не включавшаяся ни в один молитвослов и называемая в народе “Молитва по соглашению”… Как правило, при каких-то бедах, несчастьях несколько православных христиан договариваются читать ее одновременно и просить Господа о выздоровлении больного, о милости к падшему, о спасении воина, заключенного. Молящиеся могут находиться в разных городах, домах, но читают молитву все в одно и то же время утром, днем или вечером. Многие знают эту молитву, но я прочту ее: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты рекл еси пречистыми устами Твоими, егда двое или трое на земли согласятся просить о всяком деле, дано будет Отцем Моим Небесным, ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них.
Непреложны словеса Твои, Господи, человеколюбие Твое беспредельно, милосердию Твоему нет конца. Мы, рабы Твои (следует назвать имена одновременно молящихся), согласно молимся о рабах (упоминаются люди или события, о которых молятся), помоги, Господи, все дела наши, совершаемые в сегодняшний, завтрашний и во все дни, о Тебе Самом совершити, но обаче, не как мы хотим, а как Ты. Да будет воля Твоя, Господи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь” (Мф. 18, 19–21).
Стрельцов Пётр Андреевич (Старец Арсений)
- Информация о материале
-
Автор: Денис Стрельцов -
Категория: Известные Стрельцовы -
Создано: 21 ноября 2021 -
Просмотров: 12767
Рейтинг: 5 / 5
Пожалуйста, оцените
Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5
Очередная статья из серии «Известные Стрельцовы» посвящена старцу Арсению, в миру Стрельцов Петр Андреевич, иеромонаху, с трудной судьбой, прошедшему через все перепетии XX века нашей истории, через лагеря и ссылки, тем не менее не сломавшемуся и сохранившему силу духа и веру в бога. Отцу Арсению посвящена книга с одноименным названием, которая является своеобразным сборником литературно обработанных свидетельств людей, знавших отца Арсения лично или прошедших с ним через ссылки и лагеря в разные периоды времени. Эта книга стала довольно известной в 90-е годы прошлого столетия в нашей стране. Позднее она была переведена и издана на английском и греческом языках. Выдержала не одно издание и даже сейчас будоражит некоторые умы.
|
Родился Пётр Андреевич Стрельцов в 1894 году в Москве. Учился в гимназии, после окончания которой в 1911 году поступил в Московский Императорский Университет на историко-филологический факультет. Из университета выпустился в 1916 году. В этом же году заболел эндокардитом, которым проболел более 8 месяцев. И, приблизительно в это же время Пётр Андреевич Стрельцов пишет свои первые работы по древнему русскому зодчеству, которым увлекался еще с детства.
Одновременно Пётр Андреевич Стрельцов переживает сложный период духовных исканий и в результате, в начале 1917 года осуществляет свою детскую мечту — уезжает в Оптину пустынь, где становится послушником двух старцев – Анатолия и Нектария. Позднее он принимает монашеский постриг под именем Арсения, после которого был рукоположен в иеромонаха. В 1919 году отца Арсения определяют третьим священником в один из Московских храмов. Так как служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось, для перевода отца Арсения в Москву понадобилось специальное разрешение святого Патриарха Тихона. В начале 1921 года отец Арсений становится уже вторым священником в храме, а после перевода в другой храм и последовавшего за ним ареста в конце 1921 г. настоятеля храма отца Павла, настоятелем становится уже отец Арсений, служивший в этой должности до конца 1927 года.
В конце декабря 1927 года отца Арсения первый раз арестовывают и высылают в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений возвращается в подмосковье (за пределами стокилометровой зоны) и служит в одном из подмосковных храмов до 1931 года. В 1931 году происходит второй арест, после которого отец Арсений повторно отправляется в ссылку, на этот раз в Вологодскую область и уже на пять лет. Несмотря на постоянно создаваемые советской властью трудности, отец Арсений всё это время продолжает свою деятельность православного священника. Службы в храмах в это время уже были официально запрещены, поэтому отец Арсений продолжает службы дома в условиях серьезной конспирации. Несколько раз тайно приезжал в Москву, встречался с владыкой Афанасием (Сахаровым), просил за нескольких своих учеников рукоположить в священнический сан, на что получил согласие. В 1939 году состоялся новый арест и ссылка в Сибирь. После Сибири была ссылка на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в селе Троицком Архангельской области. В мае 1940 года происходит уже четвертый по счету арест и заключение в Уральский лагерь, после которого в марте 1941 года отца Арсения переводят в лагерь усиленного режима с очень суровыми условиями для жизни и без права переписки. А в 1942 г. отец Арсений попадает уже в лагерь особого режима из которого был освобожден только весной 1958 года.
После освобождения из лагеря отец Арсений поселился в городе Ростов Великий, где и прожил до самой своей смерти в 1975 году. Там же, на кладбище он и был похоронен. Позже могила отца Арсения была утеряна и в настоящее время её местонахождение неизвестно. В 1991 году в Ростове Великом у входа на старое городское кладбище был установлен гранитный памятник в память о преподобном старце иеромонахе Арсении.
А теперь об альтернативной точке зрения на старца Арсения. Позднее, на некоторых православных форумах, главным образом зарубежных, я обнаружил интересное обсуждение книги «Отец Арсений» и вообще личности Петра Андреевича Стрельцова, существование которого многие ставят под сомнение. Существует точка зрения, что сам по себе образ отца Арсения выдуманный и собирательный, а книга «Отец Арсений» вообще была проектом, рожденным в недрах могущественного когда то КГБ. Некоторые основания так считать действительно имеются, хотя многие аргументы в пользу этой версии весьма сомнительны. Действительно есть много вопросов и к утерянной могиле Арсения, и к очевидцам из книги. А самое главное — отсутствуют какие либо фотографии старца, и это несмотря на то, что его многие знали и у него было много прихожан. К тому же его совершенно не помнят старожилы Ростова, а в архивах МГУ не сохранилось никакой информации о выпускнике 1916 года Стрельцове Петре Андреевиче. Не знаю, как обстояли дела на самом деле и где находится истина в этом вопросе. Возможно те, кто с сомнением относится к отцу Арсению, и правы, но скорее всего истина, как всегда, где то посередине. И вполне возможно, что вместе с реальными воспоминаниями очевидцев в книгу закрались и выдуманные истории. Или истории со временем «приукрасились» новыми не существовавшими в действительности подробностями. Не берусь утверждать однозначно. Ибо не суди и не судим будешь. Поэтому предлагаю самостоятельно ознакомиться с этой неоднозначной книгой, которая даже если и является выдуманной, тем не менее оказала сильное влияние на многих людей и очень многих из них укрепила в православной христианской вере. Книга будоражит человеческие умы, а значит как минимум достойна прочтения. А уж выдуманные ли там истории или нет — решайте сами.
Вообще же вопросы, поднимаемые главным образом на эмигрантских православных сайтах, очень серьезные — это вопросы взаимоотношений официального представителя Русской Православной церкви (РПЦ) в лице Московской патриархии и представительства РПЦ за рубежом (РПЦЗ), которые очень непросты. Как выясняется, у РПЦЗ много претензий к современной РПЦ, которая является преемницей еще советской православной церкви. Отсюда и большой скептицизм по отношению ко многим святым и старцам, появившихся в советские времена. Но об этих противоречиях подробнее поговорим в следующей статье.
Дополнительно по теме:
Название: Отец Арсений
Аннотация:
Немногочисленные жизнеописания подвижников и мучеников XX века хотя и являют торжество любви над злом и смертью, столь характерное для древних житий святых мучеников, но редко в такой степени, как книга «Отец Арсений», принадлежащая неизвестному составителю. «Отец Арсений» – это сборник литературно обработанных свидетельств очевидцев о жизни современного святого-преподобного, исповедника – их духовного отца, также их рассказы о своей жизни. Еще в самиздатской машинописи замечательная книга широко распространилась и произвела сильнейшее воздействие на большой круг читателей. Она явила образ святого нашего времени, внутренне тождественный православной святости всех времен, но имеющего неповторимые черты подвижника нового времени. В новом издании впервые печатается пятая часть «Возлюби ближнего своего», переданная издателям после выхода в свет предыдущих изданий.
Скачать книгу «Отец Арсений» (в форматах TXT, FB2, RTF, HTML)
|
Эта же книга на Литрес:
Киностудия «Покров» в 2011 году выпустила довольно интересный документальный фильм «Отец Арсений», посвященный одноименной книге. Фильм рассказывает о книге «Отец Арсений», а также о том, как собирались рассказы и повести, об их подлинности и литературной составляющей. Посмотреть данный фильм вы можете прямо на нашем сайте:
Добавить комментарий
Помню….
Отец Арсений – иерей, узник
Аподосис Рождества Богородицы.
Память о видении и умалчивании Захарии
Св. Андроник из Атрои , в Вифинии (9 в.)
Св. Даниил Тасосский , монах (843)
9003 в Италии ( епископ) Автономный ).
Мученик Юлиан Галатский и с ним сорок мучеников (4 в.).
Священномученик Досифей Тбилисский , Грузия (1795)
Память 12 сентября
Помню….
Отец Арсений – иерей, заключенный
З через пять-шесть месяцев я уже стал о. Духовная дочь Арсения, родственница Надежды Петровны. Один случай, произошедший в то время, особенно повлиял на меня.
У нас с мужем был хороший друг Николай. Его арестовали одновременно с моим мужем Полом; против него было возбуждено такое же дело. Он был освобожден в 1955 лет, реабилитирован; все его права были восстановлены. Работал в Харькове, где занимал важный пост в экономике. Однажды он был по делам в Москве и решил зайти ко мне в гости. Мы не виделись со времен лагерей, хотя и переписывались.
Он прибыл. Я стал расспрашивать его о Павле, о жизни в лагере; Я рассказал ему о себе, почему я живу здесь, в этом маленьком городке; Я плакал над своими детьми. Николай рассказал мне о себе, конечно, о своем аресте, лагере; он вспомнил допросы, доносившие на него по сфабрикованному делу. Он стал расспрашивать меня о дочери, говорил о жене, а потом вдруг спросил, смеясь:
«Надежда, ты не вышла замуж? Когда я снимал пальто, я увидел мужскую шляпу и пальто, висевшие в прихожей. Чьи они?»
Я довольно резко ответила, но потом спохватилась и сказала, что со мной живет комендант, вернее, близкий знакомый, который был в лагерях с моим мужем в последний год его жизни. Наверное, машинально Николас спросил: «Кто?» Я ему говорю: «Священник Стрельцов Петр Андреевич. Вы не могли знать его, так как последние четыре года вы находились в другом лагере, чем Павел».
Николай буквально подпрыгнул. «Отец Арсений! Здесь?! Где он?»
Он без стука ворвался в комнату отца Арсения, и я услышал, как он воскликнул: «Отец Арсений! Отец Арсений!»
Я последовал за Николаем в комнату и увидел, как он обнял отца Арсения и, что меня очень поразило, заплакал. Еще больше я удивился, услышав, как он сказал:
«Господи! Как я рада тебя видеть. Я наводил справки о тебе, пытался найти тебя через знакомых, но безуспешно. Ради Бога благослови меня», — и он подошел за благословением.
Сели и забыли обо мне. Я вышел из комнаты, чтобы заварить чай. Я был в состоянии растерянности. Что случилось с моим Полом и с Николаем? Почему они оба, можно сказать, потеряли голову от отца Арсения? Я принес чай, но ни отец Арсений, ни Николай к нему не притронулись.
Ближе к ночи появился Николай. Пока я был один, я думал. Отец Арсений был хорошим, добрым человеком, но как же это Николай, коммунист, просил у него благословения. Я не мог этого понять. Я не знал, о чем они говорили часами, и только через несколько лет Николай сказал мне, что у него была исповедь.
Николай ушел другим человеком, посветлее как-то. Сначала он молчал, а потом практически всю ночь говорил об о. Арсний. В начале меня это раздражало. Ко мне приходит мужчина; он не видел меня целую вечность, и вдруг он уходит.
***
О ф курс, пт. Арсений был хорошим человеком, но поступать так по отношению ко мне, женщине, столько натерпевшейся…, мне казалось бестактным и неправильным. Он мог бы Поговорить с о. Арсений позже. Я не скрывал досады.
«Слушай, Николас. Я сам вижу, что Петр Андреевич хороший человек, но почему вы так поступаете с ним? Ты просишь его благословения, оставь меня и бросься на него; ведь мы не виделись много лет!»
Николай удивленно посмотрел на меня и начал говорить. Он говорил долго, очень долго, и я увидел Петра Андреича, о. Арсений, совсем в другом свете. Я помню его историю.
«Лагеря, Надя! они показали мне другую сторону жизни: мнения, людей, идеи, события, мое прошлое и настоящее., я стал ценить их иначе, чем раньше. Вы сами были в лагерях, знаете ли. На свободе человек добрый, надежный, отзывчивый, бесценный, и ему доверяешь. Но того же человека отправляют в лагерь, и сразу видно, что он хам, доносчик, предатель, подонок. Он продаст свою мать и отца. Мы с вами видели таких людей и из-за них просидели много лет в лагерях, потеряли своих близких.
«Но этот человек, Надя! Он спас сотни людей от смерти и пыток. Как? Через доброе слово, через его заботу, помощь. Вы знаете, как много значила в лагере внутренняя, моральная поддержка. Это означало все, кроме еды. В лагерях нас тянуло к своим: партийный человек к партийному, интеллигент к интеллигенту, колхозник к колхознику, вор к ворюге, мерзавец к мерзавцу. А если кто и помогал, то только свои. Даже это было редко; по большей части люди предавали друг друга. Но он, о. Арсений, всем помогал, у него не было людей «своих» или чужих; для него они были просто людьми, нуждающимися в помощи.
«Итак, он нашел Пола и меня. Мы были на грани отчаяния; мы хотели сбежать — это было равносильно смерти. Мы никому ни слова не сказали, и тут, накануне нашего отлета с транзита, он подошел к нам и заговорил. Мы смотрели на него ошеломленно. Как он узнал? Мы были растеряны, испуганы. Он говорил ласково, убедительно пытаясь нас разубедить. Мы успокоились.
Когда в казарме я узнал, что он священник, у меня сложилось к нему негативное отношение; кроме того, он выглядел довольно невзрачно.
«Я прожила с ним в бараке около года, и он стал для меня и для Павла путеводной звездой. Изучи его повнимательнее, Надя, и ты тоже пойдешь к нему за благословением.
Рассказ Николая произвел на меня сильное впечатление. Я должен был, как я уже сказал, очень привязаться к о. Арсений. Просто уход Николая от меня к нему огорчил меня Я помню встречу Сазикова и Абросиму у о. Арсения; Я помню их встречу с Алексеем. Это была встреча людей, которых объединяло больше, чем дружба; даже любящие друг друга братья вряд ли встретились бы так.
Сазиков и Абросимов буквально закидали сына Алексея Петра игрушками и всякой всячиной…
Люди приходили и уходили, писали и получали ответы и уносили с собой спокойствие, веру, надежду на лучшее и частичку о. Душа Арсения. Я часто замечал, что о. Сам Арсений, общаясь со своими духовными чадами и друзьями, получил от них что-то новое, а приезда многих он ждал с нетерпением.
«Каждый человек, с которым вы общаетесь, обогащает вас; он приносит тебе частичку света и радости, а если и приносит свое горе, то и здесь ты найдешь волю Божию и, видя, как вместе с тобой человек преодолевает свое горе, ты рад за него.
«Но среди моих духовных чад есть такие, которые обновляют меня каждый раз, когда я их вижу. Они для меня свет и радость!»
Мне часто приходилось молиться с отцом Арсением. Стоим в комнате, в полумраке, лампады освещают иконы. И о. Арсений будет служить. Он читал отчетливо, ясно, и чувствовалось, что он полностью ушел в молитву. Он молился так, что и вы, только что приехавшие, только что сошедшие с поезда, еще не оправившиеся от дороги и суеты городской суеты, постепенно последовали за ним. Забыв о том, что тебя окружает, и видя перед глазами только иконы Божией Матери, ты проникаешь в слова молитвы, и где-то внутри тебя возгорается радость приобщения к той великой тайне служения Господу.
На коленях, о. Арсений читает про себя молитвы священника; наступает тишина, и ты начинаешь в этот момент молить Господа о милости к тебе, о прощении твоих грехов, о даровании и исполнении твоих просьб. Комнаты не существует, как и никого, стоящего рядом с вами; вы стоите в церкви; горят лампады, лики Владимирской и Казанской Божией Матери смотрят вниз с икон , , как бы обнимая вас своим всепрощающим милосердием. И о. Арсений ведет вас к согревающему и просвещающему свету молитвы.
Молиться рядом с отцом Арсением всегда было большой радостью для всех нас.
***
…Петр Андреевич стоял в углу перед иконой Божией Матери; тускло горела бдительная лампада; он молился вслух.
«Милостивейшая Моя Царица Небесная, надежда моя, Богородица, защитница сирот и странников, покровительница обиженных, спасение погибающих и утешение всех скорбящих, видишь ты мою беду, ты видишь мою печаль и печаль . Помоги мне беспомощному, укрепи меня страждущего. Ты знаешь мою боль и скорбь мою; избавь меня от них; протяни на меня руку Твою, ибо на кого мне надеяться; Ты один мой защитник и ходатай перед Господом, ибо безмерно согрешил я и виновен? перед тобою и моим соседом. О Матерь, будь моей заступницей и помощницей, сохрани и спаси меня, отгони от меня всякую скорбь, тоску и уныние. Помоги мне, о Мать Господа моего!»
Глава из рукописной жизни Самиздата «Арсени»
Аполититикион рождества Theotokos
Четвертый тон
Y , наш рождение, OTOTOKOS, принесенный в течение всего мира. Ты воссиял солнцем правды, Христе Боже наш. Освободив нас от проклятия, Он дал нам Свои благословения. Отменив смерть, Он даровал нам вечную жизнь.
В Апостихе, Просомия. Тон 8.
Куплет: T богатые люди умолят твой лик.
R радуйся, общество смертных; радуйся, храм Господень; радуйся, святая гора; радуйся, божественная трапеза; радуйся, светильник весь исполненный света; радуйся, славою православных почитаемая; радуйся, Марие, Матерь Христа Бога; радуйся, всенепорочная; радуйся, престол огненный; радуйся, скиния; радуйся, кусте огнем неистребимый; радуйся, надежда всех.
О Богородица, Богородица , радоваться; О Мария, благодатная, Господь с Тобой. Благословенна ты среди женщин, и благословен плод чрева твоего, ибо ты родила Спасителя душ наших.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Категории: АНГЛИЙСКИЙ, православный, Молитвы | Постоянная ссылка.
Только взгляните на Владимирскую икону Божией Матери. Посмотрите в Ее глаза, и вы прочтете такую силу духа, такую веру в милосердие Божие и такую надежду на спасение».
Отец Арсений, Священник, Арестованный, Духовник
Глупый Священник
Отец Арсений , 1893-1973: Священник, Заключенный, Духовник
L Жизнь и работа в лагере были ужасны и бесчеловечны; каждый день приближал к смерти только одного. Зная это, многие из заключенных не желали умирать духовно и стремились вести внутреннюю борьбу за свою жизнь и свой дух. Эти заключенные говорили о науке, жизни или религии, иногда читали лекции об искусстве или научных исследованиях, обсуждали книги, прочитанные до ареста, читали стихи или рассказывали о своей жизни до лагеря.
На фоне жестокости, грубости, насилия и сознания грядущей, неминуемой смерти, голода, крайнего истощения и постоянного присутствия преступников это было поистине замечательно. Заключенные часто пытались найти друг в друге поддержку, которая сделала бы их жизнь сносной.
В зависимости от характера последней волны арестов в этот лагерь прибывали разные люди – инженеры, солдаты, священнослужители, ученые, художники, фермеры, писатели, агрономы, врачи – и образовывались подгруппы заключенных со схожими интересами естественно. Все были забиты и измотаны, но видно было, что никто не хочет забыть свое прошлое, свою профессию. Дебаты между группами были очень горячими — люди становились страстями, видели только свою сторону в вопросе и спорили так, как будто от этого зависела их жизнь.
Ни в одном из этих обсуждений отец Арсений не участвовал. Он не присоединялся ни к какой группе и не пытался защищать точку зрения. Когда начиналась дискуссия, отец Арсений просто ложился отдыхать и молился на нарах. Интеллигенция в бараке свысока смотрела на отца Арсения. «Просто глупый священник, необразованный. Он добрый, отзывчивый, но некультурный. Вот почему он верит в Бога; ему нечем больше жить».
Таково было мнение большинства заключенных.
Часто после переклички и запирания казармы на ночь собиралась группа из десяти-двенадцати писателей, искусствоведов и художников. Обсуждение всегда было жарким. На этот раз темой стало древнерусское искусство и зодчество. Один из заключенных, высокий мужчина, сохранивший элегантность и осанку даже в лагере, говорил на эту тему с большой уверенностью. Окружающие его слушали с большим интересом. Этот высокий и импозантный мужчина был на удивление хорошо осведомлен и очень уверен в себе; он говорил очень убедительно. Пока он говорил, отец Арсений случайно проходил мимо.
Оратор, который на самом деле был профессором искусствоведения, снисходительно обращался к отцу Арсению. «Скажи нам, дорогой отец, что ты очень благочестив и из духовенства; может быть, вы могли бы рассказать нам, как вы понимаете влияние православия на древнерусское искусство и архитектуру. Как вы думаете, есть ли такое влияние?» Он говорил и улыбался. Люди вокруг него засмеялись. Авсеников, сидевший рядом, тоже улыбался.
Такой вопрос к отцу Арсению показался абсурдным. Одни жалели его, другие хотели посмеяться. Все понимали, что такой простой священник, как отец Арсений, не может ответить на такой философский вопрос. Так как он ничего не знал, вопрос имел целью унизить его — отец Арсений как раз проходил мимо. Но он остановился, заметил ухмыляющиеся лица и ответил: «Я отвечу, как только закончу свою работу», и пошел дальше.
«Он не дурак, он избежал наказания!» — пробормотал кто-то.
— Да, русское духовенство всегда было некультурным, — поддакнул другой. Через десять минут отец Арсений вернулся к говорившей группе и, перебив оратора, сказал: «Я закончил свою работу. Не могли бы вы повторить свой вопрос?»
Профессор посмотрел на отца Арсения так, как посмотрел бы на глупого студента, и медленно сказал: «Вопрос, отец, простой, но интересный: как вы, представитель русского духовенства, понимаете влияние Православия на древнерусское изобразительное искусство и зодчество? Возможно, вы слышали о художественных сокровищах Суздаля, Ростова, Переславля, Ферапонотовского монастыря. Возможно, вы видели репродукции икон Владимирской Божией Матери и Троицы Рублева. Поэтому, пожалуйста, объясните нам, какую связь вы видите?»
Вопрос был от профессора; все понимали это и думали, что не следовало спрашивать об этом у простого, но доброго попа. Было ясно, думали они, что он не может ответить; это можно было увидеть, просто взглянув на его лицо.
Отец Арсений выпрямился, вид его как-то изменился, он посмотрел на профессора и сказал: «Есть много разных теорий о связи православия с изобразительным искусством. Об этом писали многие, в том числе и вы, профессор. Вы много говорили и писали об этом. Однако я чувствую, что многие из ваших теорий и утверждений запутаны, неверны и придуманы просто для того, чтобы удовлетворить ваших читателей или цензоров. То, что вы только что говорили, гораздо ближе к истине, чем то, что вы говорили в своих книгах.
«Вы считаете, что русское изобразительное искусство выросло из светской основы, — вы почти полностью отрицаете влияние православия. Вы пишете, что на искусство и архитектуру влияют только экономические и социальные факторы, а не духовная основа русского народа и благотворное влияние христианства. Мое мнение противоположно вашему. Я считаю, что православие оказало решающее влияние на русскую культуру с десятого по восемнадцатый век. В Х веке русское духовенство нашло и приняло культуру Византии и принесло ее домой, чтобы воздействовать на всю Россию. Они принесли русскому народу книги, иконы, макеты греческих церквей, жития. Это влияние сформировало русскую культуру.
«Вы упомянули Владимирскую икону Божией Матери. Не пришла ли эта икона, как и многие другие ранние иконы, к нам из православной Византии? И не были ли эти иконы той основой, на которой позже расцвела русская иконопись и искусство?
«Каждая русская икона неразрывно связана с душой христианского иконописца, верующего, который приходит к иконе как к духовному, символическому изображению Христа, Его Матери или Его святых. Русский народ подходит к иконам не как к идолам, а как к духовному образу того, к кому обращается его душа в скорбной и радостной молитве. Русский иконописец создает свои иконы с молитвой и постом, и понятно, что говорится, что руку иконописца держит ангел Божий.
«Русский иконописец никогда не подписывает свою работу, потому что считает, что не его рука, а его душа создала икону с благословения Божия, а вы как будто видите только социально-экономические факторы.
«Посмотрите на западную Мадонну и на древнюю русскую икону; вы увидите разницу. В наших иконах чувствуется дух веры, печать православия; на западных картинах вы видите даму, женщину: духовную да, но полную земной красоты. Вы не чувствуете силы благодати Божией; это всего лишь женщина. Вы только взгляните на Владимирскую Божию Матерь. Взгляните в Ее глаза и вы прочтете такую силу духа, такую веру в милосердие Божие и такую надежду на спасение ».
Отец Арсений говорил четко и выразительно. Даже его физическое поведение изменилось. Он рассказал об известных иконах и объяснил каждую из них, тем самым раскрыв душу древнерусской иконописи. Затем он стал говорить об архитектуре, приводя примеры суздальской, владимирской и московской, и показывал ее связь с православием.
Отец Арсений закончил свой ответ так: «В построении церквей русские заставили камень воспевать славу Божию: заставили камни учить о Боге и славить Бога».
Отец Арсений говорил около полутора часов, а окружающие слушали в гробовой тишине. Профессор потерял свою полунасмешливую улыбку и как будто съёжился.
«Извините, — спросил он, — откуда вы все это знаете? Вы знаете изобразительное искусство, архитектуру и даже мои собственные книги? Где ты учился? Я думал, ты священник.
«Надо знать и любить свою Родину. Необходимо, чтобы даже «глупые попы», как вы их называете, понимали душу русского искусства и, будучи пастырями душ, должны были показывать своей пастве правду, как она есть на самом деле. Потому что такие, как вы, профессор, прикрывают умопомрачительными теориями и ложью самое святое и драгоценное в человеке. Искажение создается для личной выгоды и для удовлетворения текущих политических взглядов и директив».
Профессор вообще сменил курс и спросил: «Кто вы? Какая у тебя фамилия?»
«В миру я был Петр Андреевич Стрельцов, теперь я отец Арсений, заключенный, как и вы, в этом «особом лагере».
Вздрогнув, профессор с трудом заговорил. «Петр Андреевич, прошу прощения. Простите меня. Никогда бы не подумал, что разговариваю с известным искусствоведом, автором многих книг и статей, учителем многих, известным профессором, ныне священником, и задаю ему такой глупый вопрос. Несколько лет о вас ничего не было слышно. Никто не знал, где ты; только ваши книги и ваши статьи продолжали выражать ваши мысли. Как получилось, что ты, такой известный эксперт, стал священником?
“ Я стал священником Арсением, потому что во всем вижу и чувствую присутствие Божие.
Став отцом Арсением, я как никогда понял, что простой священник должен знать очень многое. И пока мы говорим о «простых попах», вы лучше всех знаете, что они были той силой, которая сделала Россию такой, какой она была в XIV и XV веках, и помогла русскому народу свергнуть татар. К сожалению, правда, что в шестнадцатом и семнадцатом веках нравственность среди русского духовенства была на низком уровне, и лишь несколько редких «огонеков» освещали небосклон русской церкви. До этого священство было движущей силой нашей страны».
С тем ушел отец Арсений, а все слышавшие его, в том числе и Авенков, молча стояли в благоговении и изумлении. «Ну вот, друзья мои, — сказал кто-то. — Это был наш простак-священник. Каждый молча отправился на свою койку.
Авсеньков заметил, что с этого времени интеллигенция в бараке стала иначе смотреть на отца Арсения. Казалось, что для многих понятия Бога, науки и «интеллигенции» становятся все более близкими. Авсенков был убежденным коммунистом, почти фанатично верившим в марксистскую идеологию. В первый год своего пребывания в лагере он жил одиночкой; затем он начал разговаривать с некоторыми из других заключенных и понял, что большинство его старых друзей, тоже коммунистов, теперь надеялись только на возвращение к старым временам, когда их жизнь была комфортной. Они не хотели бороться с несправедливым правлением Сталина. Авсенкову не нравилось такое отношение, и он перестал с ними разговаривать. Он оглянулся на свою жизнь и понял, что он действительно уже давно потерял весь свой идеализм; эти идеи были заменены повторением шаблонных «истин» и подчинением приказам. Он потерял контакт с человечеством; лекции и газетные статьи заменили живых людей.
В общении с другими заключенными Авсенков видел настоящую, неискусственную жизнь. Его привлекало в отце Арсении его редкое отношение к другим и его постоянная готовность всем помочь с истинной добротой. Интеллектуальные качества отца Арсения полностью его покорили. Его безграничная вера в Бога и его непрестанная молитва сначала оттолкнули Авсенкова, но в то же время странно привлекли его. Ему всегда было хорошо, когда он был с отцом Арсением. Все трудности, печаль, гнетущая атмосфера лагеря становились сносными в его присутствии. Почему? Он не мог понять.
Иван Александрович Сазиков, один из больных заключенных, за которыми ухаживал отец Арсений, был, как узнали, гнусным преступником. Он любил власть, был суровым человеком, хорошо знал сообщество лагерных уголовников и вскоре подчинил себе их всех. Все они подчинялись ему. Его слово было законом; заключенные все боялись его — но он не любил вмешиваться в казарменные дела, предпочитая оставаться в стороне.
В течение нескольких месяцев после того, как отец Арсений вылечил его, Сазиков не хотел находиться рядом с ним и делал вид, что даже не знает его. Но случилось так, что Сазиков повредил ногу и должен был лежать на нарах дня четыре или пять; рана заразилась, началась гангрена, и он боялся, что ногу придется ампутировать. Медики не заставляли его идти на работу, но лучше ему не становилось. Отец Арсений еще раз терпеливо выхаживал его, кормил, и при его поддержке Сазиков, наконец, поправился.
Сазиков пытался дать отцу Арсению денег за это, но отец Арсений с улыбкой ответил: «Я вам не за деньги помогаю, я делаю это для вас, человека — для себя».
Потеплели чувства Сазикова к отцу Арсению; он рассказал отцу Арсению о своей жизни, а однажды сказал: «Я вообще не доверяю людям. Священникам я верю еще меньше. Но вам, Петр Андреевич, я верю. Я знаю, что ты не повернешься ко мне спиной. Ты живешь в своем Боге, делаешь добро не себе во благо, а ради других. Моя мать была такой. » Он сказал это и ушел.
Эту историю рассказали Авсенков и Сазиков. Это подтвердил ряд других заключенных, интернированных в то время в том же бараке.
Отец Арсений, 1893-1973: Священник, Арестант, Духовник : Бытие рассказов, составленных рабом Божьим Александром о своем духовнике. Издательство Свято-Владимирской семинарии (1998). Вера Бутенева
Святые мученики Галактион и Эпистема. Их физическая любовь сменилась духовной любовью, такой сильной, как смерть.
https://iconandlight.wordpress.com/2018/11/04/saints-martyrs-galaction-and-episteme-their-physical-love-was-replaced-by-spiritual-love-a-love-as- крепкая как смерть/
Тропарь — Глас 4
О Владычица, Государыня и Владычица, / защити всех, кто в опасности и беде, / или немощен от многих грехов, / и которые предстоят святой Твоей Иконе / молясь со слезами, смирением, покаянием и непобедимым упованием, / освободи их от всякого зла, / даруй им благодать, в которой они нуждаются. / И всех нас спаси, Дево Богородица, / ибо Ты божественное прибежище тех, кто следует за Тобою!
Аполитикион иконы Божией Матери Владимирской
Глас четвертый
T днесь славный град Москва возвеселится, яко луче солнца чудотворную Твою икону, Владычице; и, как ныне к нему прибегаем, молим Тебя и взываем: Пречудная Владычица Богородица, моли Христа Бога нашего, воплотившегося от Тебя, да сохранится невредимым от всех нападений врага, и чтобы наши души спаслись, ибо Он милостив.
О Богородица и Дева, радуйся, Благодатная Мария; Господь с тобой. Благословенна ты среди женщин, и благословен плод чрева твоего; ибо ты родила Спасителя душ наших.
M упование — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святой: Троица Святая, слава Тебе.
A Все надежду мою возлагаю на Тебя, Богородица: сохрани меня под покровом Твоим.
Нравится:
Нравится Загрузка.