Почему бог один а религий много: Почему Бог один, а религий так много?

Разное

Почему Бог допускает существование разных религий? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 19 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Если христианство — истинная религия, то почему в мире столько разных верований? Разве Бог не может сделать так, чтобы все религиозные заблуждения и ошибки были исправлены и все стали православными?

Важная оговорка в начале

Бог может все. Но не всеми Своими возможностями Он желает пользоваться. Он мог бы, если бы захотел, искоренить все религиозные предрассудки и заблуждения, но это значило бы проявить насилие над свободой человека, пренебречь тем религиозным выбором, который сделала часть людей. А свобода, способность совершать свободный выбор — это то, чем Бог дорожит в человеке едва ли не выше всего.

Это если совсем коротко. А прежде чем пускаться в серьезный разговор по сути заданной темы, нужно сделать важную оговорку.

Слишком часто этот вопрос «почему в мире столько разных религий?» и другие подобные вопросы задают не с целью выяснить истину, а ровным счетом наоборот — из желания отмахнуться от всякого серьезного разговора. Слишком часто за этим вопросом подразумевается другой: а с чего вы взяли, что христианство — это истина? С чего вообще вы решили, будто в мире есть истинная вера? Ведь вон их сколько — разных вер, и приверженцы каждой с пеной у рта убеждают вас, будто только их вера спасительна. Так, может быть, стоит успокоиться и признать, что нет никакой окончательной истины и каждый волен верить, как и во что ему вздумается?.. (О том, что на самом деле вовсе не безразлично, во что верить, читайте здесь.)

Такая позиция сегодня очень распространена. Ее адепты любят называть себя агностиками, но это не совсем точно. В отличие от агностиков, путем долгих трудов и размышлений пришедших к выводу о невозможности для человека получить точное знание о духовном мире (с чем, кстати, христиане скорее согласны: Бог в Своем существе непознаваем), эти люди заранее отказываются и от трудов, и от размышлений. «Раз религий так много, значит, истины нет, и раздумывать не о чем», — вот их нехитрая логика. Всякий читавший Евангелие узнает за этой логикой ироничную усмешку Понтия Пилата, который, завершая допрос Иисуса Христа, бросил в воздух: Что есть истина? — и, не дожидаясь ответа (вопрос был чисто риторический), развернулся к Спасителю спиной и отправился беседовать с обвинявшими Его первосвященниками и народом (Ин 18: 38).

Если кто-то приступает к чтению этой статьи, желая лишний раз убедить себя, что «истины нет», то не стоит тратить время. А тем, кто готов разбираться по сути, стоит дочитать статью до самого конца.

Бог дорожит свободой человека… Как это понять?

Создавая человека, Бог творил его по Своему образу и подобию. И это предполагает наличие у человека в том числе свободы воли.

Отменить свободу человека, «запрограммировать» его, скажем, на то, чтобы поступать исключительно по совести, значило бы сделать его уже не человеком, а каким-то другим существом. По сути — превратить в зомби. В фильмах ужасов зомби, как правило, страшные и чрезвычайно агрессивные. Но при известном воображении ничто не мешает представить себе и исключительно милого и симпатичного зомби, который всем улыбается, уступает место в метро и вообще в социальном плане безупречен. Но если такое поведение — результат «программирования», то перед нами биоробот, а не человек. Человек принципиально, по самой своей природе свободен.

И множество религий, которые исповедуют разные люди в разных концах света, — это тоже одно из следствий человеческой свободы.

Точнее — свободы, помноженной на грех.

При чем тут грех?

Первозданные люди, Адам и Ева, жили в теснейшем единстве со своим Творцом, Которого могли видеть непосредственно, лицом к лицу, и с Которым могли свободно беседовать. Но это единство было разрушено после того, как Ева, вступив в разговор с сатаной, явившемся в виде змея, поверила клевете на Бога и попробовала плод от древа познания добра и зла. Нарушив таким образом заповедь, данную Богом, она тут же сделала соучастником своего преступления и Адама — предложила запретный плод и ему, и Адам тоже соблазнился легкой возможностью стать как боги, знающие добро и зло (Быт 3: 5), которую посулил древний искуситель.

Это знание добра и зла оказалось не отвлеченным, существующим только на уровне ума, а — опытным. Вкусив плод познания, первые люди на личном опыте поняли, что такое зло: разрыв связи с Богом, Источником жизни, и изгнание в мир, подчиненный законам материи и биологической борьбы за существование, в мир взаимной вражды, тяжелого труда, изнурительных болезней. В мир, где каждого в конце концов ожидает неизбежная смерть. Осознали они, и что такое добро, которого они только что лишились, — вечная жизнь в единстве с Богом.

Грех — это и есть разлад с Творцом, потеря доверительных отношений, контакта с Богом, и как следствие — утрата всяких ориентиров.

Именно это и случилось с людьми, изгнанными из рая. Оторвавшись от Бога и потеряв возможность постоянно лицезреть Его перед собой, они стали мало-помалу забывать, каков Он. Образ Бога в их сознании стал с течением лет трансформироваться. Люди стали представлять себе Бога то как предельно далекую от них грозную силу; то как подобное человеку, хотя и очень могущественное, существо, которое может любить и помогать, а может гневаться и даже мстить непокорным ему созданиям. Кто-то решил, что богов вообще множество и они могут обитать в камнях, деревьях, реках и озерах, в телах животных и даже в изваяниях, созданных человеческими руками. По мере того, как умирали первые люди, знавшие Бога лично, и их ближайшие потомки, слышавшие рассказы отцов, память о Боге все больше истончалась, разрушалась и все чаще подменялась фантазиями, которые могли принимать самые причудливые формы.

Так, с точки зрения христиан, и появилось разнообразие религий, то есть способов восстановить связь с духовным миром. Ведь само слово «религия» чаще всего возводят к латинскому religare, которое как раз и значит «воссоединять, восстанавливать связь».

Поиск Бога в падшем мире напоминал попытки слепых людей выяснить, что такое слон. Они ощупывали его с разных сторон и выдвигали разные версии того, на что похоже это животное. Те, кто потрогали его хобот, говорили, что слон похож на огромного удава. Другие, ухватившись за слоновью ногу, уверяли, что он как ствол дерева. Третьи, ощупав складки на животе слона, утверждали, что он мягкий и нежный. Некоторым не посчастливилось: они были раздавлены тяжелой слоновьей поступью и, умирая, кричали, что слон — страшное и опасное для человека чудовище.

Каков слон на самом деле, никто из них описать не смог.

Тем более сложной для падшего человека задачей оказалось разобраться, каков Бог. Ведь Бог есть дух (Ин 4:24), и духовно ослепшие люди, конечно, не могли не ошибаться в своих попытках «нащупать» Его.

Разве Бог не мог подсказать заблудившимся людям, где истина?

Именно это Он и сделал, причем с величайшими тактом и любовью. Он не стал искусственным образом вкладывать в человеческие головы единственно верное знание о Себе (хотя много раз возвещал истину через пророков — и кто имел уши слышать, тот слышал). Не стал блокировать все источники ложной информации. Он поступил по отношению к нам, людям, гораздо более благородно и уважительно — Сам стал человеком и явил истину в Своем Лице.

Господь не захотел делать нас жертвами Своего всемогущества. Он предпочел Сам стать Жертвой и лично показать нам выход из того тупика, в который мы забрели. Для этого Он пошел на мученическую смерть и воскрес, а затем заповедовал ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19). Именно так: всем народам — и знавшим Единого Бога, и впавшим в идолопоклонство — надлежало услышать проповедь о Христе Спасителе. И после этого свободно решить, креститься ли им во Христа — или оставаться в своей вере.

При этом и Христос, и Его ученики, апостолы, подчеркивали: они пришли не научить чему-то абсолютно новому, не нарушить издавна известный закон, но исполнить его (ср. : Мф 5:17). То есть — наполнить смыслом, прояснить, указать конечную цель, ради которой этот закон был дан. Открыть глаза слепцам.

Так христианство дало людям новое знание о Боге? Или наоборот, напомнило им хорошо забытое старое?

Новым в Евангелии было одно — сам Спаситель. Люди увидели, как вырваться из замкнутого круга, в который их загнал грех; как победить неизбежное следствие греха — смерть: нужно креститься во Христа и во всем держаться Его заповедей. Это никак не отменяло того Откровения, которое с древних пор бережно хранили праведники, имевшие опыт личных встреч с Богом. Того Откровения, которое со временем было собрано и зафиксировано в книгах, названных Священным Писанием Ветхого Завета. Это дополняло и объясняло Ветхий Завет.

Триумф Илии. Доменико Фетти

Первоначально Бог заключал личные заветы, иначе — договоры или союзы, с отдельными праведными людьми, так называемыми патриархами: Ноем, Авраамом, Исааком, Иаковом, Иосифом… Затем Он открылся целому народу — древним евреям, или израильтянам, и заключил с ними завет. Они должны были исполнять закон Божий, данный им через Моисея (в основе этого закона лежали десять заповедей), а Бог обещал им мир и безопасность.

Но не только это обещал Бог Своему народу. На протяжении долгой истории Израиля в нем периодически появлялись пророки — люди Божии, изрекавшие волю Господню, и они говорили: придет время, и в израильском народе родится Мессия (Помазанник, по-гречески — Христос), который спасет всех верных Богу людей от греха и его следствия — смерти. Придет день, когда Сам Бог явится судить все народы, тогда мертвые воскреснут, а затем наступит Царство Божие, в которое войдут все сохранившие верность Богу. Вот что говорил об этом Сам Господь устами пророка Иеремии: Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер 31:33–34).

Все ветхозаветные пророчества о Мессии исполнились с Рождеством Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Человеческого. Господь Иисус прожил на земле 33 года; оставил людям несравненное по красоте и мудрости учение о спасении через любовь к Богу и ближнему; собрал общину учеников, на основе которой образовалась христианская Церковь; умер распятым на Кресте, искупив грехи всех людей; а затем воскрес и вознесся к Богу Отцу, пообещав отныне во все дни пребывать со Своей Церковью и послав христианам Духа Святого для наставления их в вере и святости.

Христиане убеждены, что их вера истинная, потому что они ежедневно сталкиваются с действием Божиим, совершающимся в Его Церкви. И прежде всего — в таинствах, особых священнодействиях, когда человек при содействии священника обращается к Богу за конкретной помощью и получает невидимый, но ясно ощутимый благодатный дар, существенным образом меняющий его жизнь.

Но эта вера на чем-то основывается, кроме Библии?

Есть много исторических свидетельств, что вначале люди веровали в Единого Бога, и лишь впоследствии эта вера уступила место языческим (иначе говоря, народным, местным) религиозным культам.

В Единого Бога — Творца всего существующего веровали, скажем, египтяне: они называли Его Атум, а впоследствии — Ра и лишь позднее стали ассоциировать Его с богом солнца, верховным божеством египетского пантеона.

Единобожие долго сохранялось и у индийцев: все их многочисленные божества, в том числе Шива, Вишну и Рама, считались поначалу лишь проявлениями Единого Бога (в священных индуистских текстах Его называют разными именами, например, Праджапати).

Во второй половине I тысячелетия до Р. Х. вера древних израильтян уже была широко известна по всему миру, вызывала большой интерес и имела множество последователей. Достаточно сказать, что в конце III века до Р. Х. книги Ветхого Завета были переведены на международный язык того времени — греческий и не где-нибудь в Израиле, а в египетской Александрии по поручению местного царя. Так родился самый известный и авторитетный перевод Ветхого Завета — Септуагинта («перевод 70-ти толковников»), выдержки из которого присутствуют в том числе и в Евангелии.

Фрагмент Септуагинты на папирусе

Ну а само христианство имеет великое множество независимых свидетельств в пользу своей истинности. Тут и археологические находки, подтверждающие многие факты, описанные в Евангелии. И знаменитая Туринская плащаница, изображение на которой по сей день приводит ученых в изумление, а христиане считают его отпечатком лика Господа Иисуса Христа. И поразительный феномен Четвероевангелия: составляющие его четыре книги написаны разными авторами, разным стилем, с разными смысловыми акцентами и даже с некоторыми различиями в деталях, но все они явно рассказывают одну и ту же историю о Человеке, Который определенно был больше, чем просто человеком. И убедительно оспорить историчность этого рассказа до сих пор никому не удалось.

Но возможно, самым поразительным «доказательством» истинности христианства (если уж использовать слово «доказательство») является сама история Церкви, которая начиналась и почти триста лет продолжалась в условиях жесточайших гонений со стороны императорского Рима; наталкивалась на самые разнообразные препятствия, которые чинили Церкви то правители государств, то еретики и иноверцы; знала расколы и предательства… Однако, несмотря на все это, Церковь не просто устояла, а невиданными темпами росла и расширялась! За две тысячи лет христианство стало самой массовой религией на Земле (на конец 2005 года в мире было более 2 млрд христиан, около 32 % всего населения планеты). А год Рождества Христова и поныне является общепринятой точкой отсчета летоисчисления.

И это при том, что христианство опирается на факты, совершенно невероятные и неприемлемые для рационально мыслящего сознания! Что безграничный и всемогущий Бог стал человеком. Что Он был зачат Девой без участия мужа, наитием Духа Святого. Что бессмертный Творец всего мира был убит озлобленными людьми. Что на третий день Он воскрес из мертвых, а потом вознесся к Богу Отцу — не только духом, но и телом. Для иудеев соблазн, а для еллинов (греков. — Прим. ред.) безумие — так описывал «трезвый» взгляд внешнего мира на ключевые догматы христианской веры апостол Павел (1 Кор 1:23). И тем не менее эти «безумные» догматы привлекли к себе столько верующих сердец, сколько ни одна другая религия!

И что же, одни только христиане обладают монополией на истинное знание о Боге?

Вряд ли тут уместно говорить о монополии. Во-первых, потому, что недостаточно просто знать о Боге. Гораздо важнее — знать Бога: иметь страх Божий (то есть благоговейно почитать Бога и ценить отношения с Ним выше всего остального), поддерживать живую связь с Ним, честно стараться жить по Его заповедям. В Библии все это называется — ходить пред Богом. Такую заповедь давал Сам Господь еще ветхозаветному праотцу Аврааму, когда вступал с ним в личный завет: Ходи предо Мною и будь непорочен (Быт 17:1). У христиан есть много причин быть уверенными, что их знание о Боге гораздо более полное и точное, чем у представителей других религий. Но как знать, не выяснится ли на Страшном суде, что какой-нибудь богобоязненный мусульманин или ревностный даосист на деле знает Бога гораздо лучше, чем теплохладный православный, для которого его вера — это не живые отношения с Живым Богом, а всего лишь благочестивая традиция, унаследованная от бабушек и дедушек…

Во-вторых, истинное знание о Боге не дает человеку никаких дополнительных прав, зато налагает на него много новых обязательств. Человек, знающий истину о Боге, обязан и жить на высоте своей веры. Он не имеет права давать неверующим или иноверцам повод для соблазна, для критических высказываний в адрес христиан: вот они, мол, какие, эти православные.

И в-третьих, во всех крупных религиях, охватывающих значительную часть населения земного шара, есть крупицы (а иногда и значительные элементы) истинного знания о Боге. Иудеи и мусульмане как представители авраамических религий (к которым относится и христианство) знают, что Бог Един, и с уважением относятся к Его заповедям, данным еще в ветхозаветные времена. Приверженцев индуизма — третьей религии в мире по количеству последователей — роднит с христианами мысль о соединении с Божеством как цели всей человеческой жизни. Буддистам принадлежат совершенно согласные с христианским мировоззрением наблюдения о том, что мир в его нынешнем состоянии погружен в страдание (о том же свидетельствует и апостол Павел: вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим 8:22)) и что состояние окружающего мира в огромной мере определяется духовным состоянием самого человека.

Но христианство — повторим это еще раз — говорит о возможности спасения и о том, что есть Спаситель, Который не просто ищет возможности избавить нас от страдания, но уже искупил наши грехи Своей крестной смертью, уже обещал нам воскресение и жизнь вечную как дар. Нам остается лишь со страхом и трепетом совершать свое спасение (ср.: Флп 2:12), то есть всеми силами стараться жить по Евангелию и доверять Богу, чтобы суметь принять этот дар.

Дело, таким образом, не в какой-то выдуманной «монополии» христиан на знание истины, а в том, чтобы все верное и истинное, известное человеку о Боге, претворить в жизнь, сделать для себя ориентиром.

Многие святые отцы высказывали еще такую мысль: на Страшном суде с каждого из нас будет спрошено не за то, чего мы не знали и потому не сделали, а за то, что знали, но проигнорировали.

Но почему бы Богу не сделать всех христианами?

Мы уже сказали, что свобода — это едва ли не главная отличительная характеристика человека. Есть вещи, которые человека невозможно заставить сделать насильно, если он сам не захочет. И прежде всего это касается веры и любви. Невозможно поверить по принуждению, невозможно полюбить по приказу. И вера, и любовь требуют от человека внутреннего, сердечного согласия, рождаются из внутренней потребности человеческой души.

Такое сходство между верой и любовью не случайно. Сам Бог есть любовь, говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин 4:16). Мы уже упомянули о том, как важно знать Бога — важнее, чем даже знать о Боге. Но невозможно знать Бога, не полюбив Его. Ведь первая и наибольшая заповедь христианства так и звучит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф 22:37–38). А полюбить можно только свободно.

Знаменитый московский проповедник и духовник протоиерей Димитрий Смирнов (ⱡ 2020) часто предлагал своим прихожанам такое рассуждение: давайте представим, что завтра на землю с неба спустится огненный херувим ростом с девятиэтажный дом, сгонит людей из квартир на площадь и громовым голосом прикажет: а ну-ка, все немедленно на колени, кланяйтесь Богу и кайтесь в своих грехах! Что, все люди сразу станут верующими? Конечно, все перепугаются до полусмерти и сделают все в точности, как им прикажут. Но любви к Богу в них от этого не появится, в сердце будет только страх и паника.

Христос начинал Свою проповедь словами: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк 1:14), но никого не принуждал к этому насильно, потому что уверовать в Евангелие и в Самого Христа можно, только полюбив их. Осознав, что никого лучше и прекраснее Христа во всей истории мира никогда не бывало и не было написано о человеке ничего точнее Евангелия.

Христос. Образ из Уганды

Христос первым проявляет любовь к человеку, делает шаг навстречу, добровольно идет на страшную казнь в надежде, что и человек не останется безответным, поймет, что отдать Свою Божественную жизнь за других — это и есть последняя, самая высокая правда, единственная правда, достойная Самого Бога. Тогда человек и станет христианином. И именно поэтому «сделать всех христианами» чудесным образом попросту невозможно. Для этого человека пришлось бы превратить в какое-то другое существо, безвольное и неспособное ни к вере, ни к любви. Но Бог творил именно человека и любит нас такими, какими сотворил.

И еще одно важное соображение, о котором писали многие святые отцы. Человек относится всерьез только к тому, к чему пришел самостоятельно, что тщательно обдумал, что выстрадал, как говорит преподобный Исаак Сирин, «с болезнию сердечною». Только это человек ценит, а «легко полученное скоро и утрачивается». Вспомните, например, как относятся подростки к деньгам, которые получают от родителей на мелкие расходы. Они тратят их, не задумываясь, на что угодно — на игры, на кино, на мороженое, на чипсы, особенно если родители готовы подбрасывать «копеечку» регулярно и не задают лишних вопросов. И только когда человек начинает зарабатывать деньги сам, он узнает им цену.

Так же и с верой. Князь Владимир, прежде чем крестить Русь, вначале пытался насадить по всей стране единообразный языческий культ; после организовал в Киеве большой диспут между представителями разных религий; а потом еще разослал собственных послов по другим странам, чтобы те посмотрели и рассказали ему, как на самом деле живут те, кто присылал к нему своих красноречивых проповедников. Его выбор в пользу христианства был тщательно продуманным и выстраданным лично (неоправданно затянув с крещением, он ослеп — и прозрел, только когда вышел из купели). Потому и русский народ воспринял христианство всерьез, и мученики за веру появились уже в первом поколении по смерти Владимира.

Как замечательно написал сто лет назад русский религиозный мыслитель и православный священник Александр Ельчанинов, «суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилии и выборе. Вера — путь к Богу, опыт, который всегда удается».

Ну а все-таки — почему христианство? Религий же много

Этот вопрос неизбежно следует за вопросом о разнообразии верований. Ответу на него можно посвятить не только статью, но и книгу, и даже множество книг. Но тут мы снова возвращаемся к словам преподобного Исаака Сирина: ценится и хранится только «приобретенное с болезнию сердечною».

Нет смысла рассчитывать, что кто-то разложит тебе все «по полочкам». Человек должен сам сделать свой выбор. И выбор этот делается не за день и не за год, а всей жизнью.

Можно углубиться в изучение любого вероисповедания, но нужно быть готовым к тому, что это потребует большого труда и усердия. Прочесть книги, почитаемые в соответствующей религиозной традиции Священным Писанием; познакомиться с толкованиями на эти книги; внимательно изучить вероучение; узнать живую традицию веры — то, как она преломляется в реальной жизни людей, как влияет на их жизненный строй и уклад; разобраться в богослужебной, обрядовой стороне… Все это потребует многих лет. И все равно узнать веру по-настоящему невозможно до тех пор, пока сам не начнешь жить в соответствии с ней — стараться исполнять установления, делать дела, которые предписываются верой. Так же невозможно почувствовать себя своим в чужом городе, пока ходишь только экскурсионными маршрутами с гидом и не решаешься прокатиться в метро или на автобусе самостоятельно.

Наша жизнь не бесконечна, мы не успеем «попробовать» и христианство, и все остальное, ну разве что совсем «по верхам», не касаясь сути, как те самые «туристы». В действительности постижение веры — любой! — требует большой самоотдачи и длится всю жизнь. Хотим ли мы посвятить жизнь изучению религии, которую исповедуют на другом конце земли? Бог не запрещает нам этого. Но вот вопрос: зачем? В нашем распоряжении, буквально на расстоянии вытянутой руки, сокровище православного христианства. Сокровище это, правда, скрытое (ср.: Мф 13:44) — многие не обращают на него внимания, отмахиваются, словно христианство — это что-то «само собой разумеющееся» и давно набившее оскомину. Но знают ли они христианство на самом деле? Исследовали ли хотя бы малую толику христианского наследия? Как объясняют себе эти люди тот неподдельный интерес и уважение, с которым относятся к христианской традиции даже очень далекие от христианских корней народы — алеуты, китайцы, индийцы? Чем обосновывают нежелание обратиться к той традиции, которая (в отличие от многих других) легко доступна и на нашем родном языке? Почему не хотят зайти в храм (храмы сейчас, слава Богу, открыты), прислушаться к словам молитв, вглядеться без предубеждения в глаза верующих?

У нас прямо под ногами — клад: и Священное Писание, и святоотеческие творения, и просто хорошая христианская литература, и общение с подлинными, искренними христианами; и этот клад многие из нас еще даже и не пытались раскапывать! Конечно, раскапывать это богатство намного труднее, чем рассуждать о «множестве религий». Зато и радость, которую доставляет этот труд, не сравнима ни с чем.

Почему существует много религий? / Православие.Ru

Вопрос:

Мы знаем, что только истинная религия – христианство была создана Самим Богом. Кем были созданы другие религии – обычными людьми, жаждавшими славы и власти, или сатаной, желавшим любыми путями увести людей от истинной веры Христовой? Почему Господь позволил некоторым из них так распространиться, что они считаются «мировыми религиями» наряду с христианством?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Религия есть союз человека с Богом. Этот союз предполагает не только устремленность человека к своему Творцу, но и живое, реальное воздействие Бога на личность человека. Этого нет там, где нет истинного познания Бога, т.е. в религиях, которые принято называть естественными, потому что происхождение их связано с проявлением естественных человеческих сил (разума, воли и чувств). Все они являются выражением субъективного стремления человека к Богу, которое не привело к подлинному Богообщению (в смысле союза человека с Богом). Возникает подмена: сверхъестественные воздействия на человека демонических сил принимаются за Божественную благодать. Это хорошо наблюдается в различных видах восточного оккультизма и в харизматических сектах.

Первая неистинная массовая религия в истории человечества – язычество. Грехопадение повредило человеческую природу. Своим пренебрежением Божественной заповеди человек отдалился от Источника Жизни. Оставшись после падения при своих естественных, и притом испорченных, силах, люди неизбежно стали создавать искаженные образы сверхъестественного. Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила (Прем. Сол.13:1-2).

Происхождение буддизма связано с поверьями и легендами. Основателем его считается Сиддхартха Гаутама. Однажды ночью, сидя под деревом и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достигает «просветления». С этого момента он становится Буддой – Просветленным. Исторических сведений об основателе его нет. Жизнеописания Сиддхартхи Гаутамы (Будды) составлялись несколько столетий спустя после его смерти. Сведения древних источников являются весьма противоречивыми. Согласно южной (палийской) традиции он жил в 623-544 до н. э. Поэтому в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Северная (махаянская) традиция датирует нирвану от 420 до 290 до н.э. Однако большинство школ принимают 380 до н. э. Мнения западных исследователей разделяются. Существуют две датировки: долгая — 483 (+ 3) г. до н. э. и короткая — 380 (+ 30) г. до н. э. При такой противоречивости данных нельзя всерьез говорить о Божественном происхождении этой религии.

Из трех мировых религий ислам является самой поздней. В отличие от буддизма о происхождении его рассказывается достаточно определенно. Мухаммед спал в пещере на склоне горы Хира. В ночь 24-го числа месяца рамадана 610 года ему  явился некто в человеческом облике. Это событие считается началом ислама. Рассказ о нем приводится по сунне: «К нему явился ангел и сказал: «Читай!» – на что он ответил: «Я не умею читать!». Пророк сказал: «Тогда он взял и сжал меня так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я снова сказал: «Я не умею читать!» Тогда он сжал меня во второй раз так, что я опять напрягся до предела, а потом отпустил меня и сказал: «Читай!» – и я в третий раз сказал ему в ответ: «Я не умею читать!» И он сжал меня в третий раз, а затем отпустил, сказав: «Читай!» Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший…» (Аль-Джами ас-Сахих). Мухаммед ночами и днями пребывал в состоянии мучительной  неуверенности и тревоги. Явившийся на горе Хира приходил по ночам к нему в дом. Мухаммеда не оставляла тревога. Не сказав ни единого слова, этот некто покидал спальню. Жена его Хадиджа уговорила Мухаммеда разбудить ее, когда загадочный посетитель придет вновь. Когда в следующий приход ночного гостя, Мухаммед разбудил Хадиджу, она предложила мужу сесть у её  левого бедра и спросила: продолжает ли он видеть гостя (сама она не видела). Мухаммед подтвердил. – Тогда обойди вокруг постели и сядь у моего правого бедра, – попросила Хадиджа и вновь спросила, видит ли его. Мухаммед подтвердил, что видит. Тогда незаметно для Мухаммеда Хадиджа обнажила себя, и ночной гость исчез. Жена стала уверять, что приходил ангел, а не дьявол, который не удалился бы, видя её наготу. Удивляет, как легко и, мягко говоря, наивно, решился вопрос, который в духовном плане является вопросом жизни или смерти. Прежде всего, ангел существо бесплотное и для его взора нет вещественных преград: он может видеть и через одежды. Одежды прикрывают наготу только от человеческих глаз. Да и само тело человеческое не является чем-то порочным. Оно есть творение Божие. Греховна человеческая похоть и плотское вожделение, а не тело. В раю прародители были наги и не стыдились (Быт.2:25). Природа ангела неповрежденная. Им чужды человеческие страсти. А если это был демон, то он легко мог прибегнуть к хитрости. Зная каким способом его испытывают, специально мог удалиться, чтобы его приняли за ангела.

При определении подлинности откровения важны не только обстоятельства, при которых оно было дано, но и содержание учение и личность создателя новой религии.

— Иисус Христос дал людям всесовершенный пример целомудрия. Святые же отцы, восприняв нравственный дух Евангелия,  всегда смотрели на девство как на трудный, но высокий духовный подвиг. Мохаммед же имел много жен. «Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать… Пророк женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сиддика в Мекке, когда ей было семь лет. А стал жить с ней в Медине, когда ей исполнилось девять или десять лет. Аиша была единственной девственницей, на которой женился Пророк …» (Ибн Хишам. Жизнеописания пророка Мухаммада). Мухаммед взял себе Зейнаб, жену своего приемного сына Зеида, заставив последнего развестись.

— Иисус Христос даже распинавших Его на Кресте простил. Своим ученикам Он заповедал: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф.5:44-45). По учению Мухаммеда: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы» (Коран. 47:4).

— Иисус Христос учит: Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам  (Лк.12:29-31). О Мухаммеде читаем: «Услышав о том, что Абу Суфьян возвращается из Сирии, Пророк призвал мусульман напасть на них, говоря: «Вот караван курайшитов. В нем – их богатства. Нападайте на них, и, может, с помощью Аллаха они вам достанутся!» В другой раз: «Потом Посланник Аллаха разделил имущество Бану Курайза, их женщин и детей среди мусульман. В этот день были определены доли всадников и пеших воинов, а также была выделена пятая часть добычи. Всаднику полагалось три доли: лошади – две доли, а всаднику – одна; пешему воину – одна доля. Во время осады Бану Курайза было тридцать шесть всадников. Это была первая добыча, разделенная на доли и выделенная из нее пятая часть. На основании этого обычая продолжался раздел добычи и в дальнейшем во время походов. Потом Пророк послал Саада ибн Зайда аль-Ансари из Бану Абд аль-Ашхаль с пленниками из Бану Курайза в Неджд и обменял их там на коней и оружие. Пророк выбрал для себя из пленниц Райхану бинт Амр – одну из женщин Бану Амр ибн Курайза. Она находилась у Посланника Аллаха до его кончины, была его собственностью» (Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада).

— Иисус Христос сам себя отдал в Жертву за спасение людей и добровольно пошел на мучительнейшую смерть на Кресте. О Мухаммеде читаем: «Ибн Исхак передал: «Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубил им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами. Среди них был враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени – всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восьмисот до девятисот человек».

Можно продолжить сравнение двух религий, но приведенного уже достаточно, чтобы увидеть разницу между Божественным и человеческим.

Почему Господь позволил некоторым из религий так распространиться? Потому, что Бог дал человеку свободу воли и не отнимает её, если даже человек заблуждается. Ведь и атеизм и неверие тоже распространились в мире и составляют как бы мировую псевдорелигию, основанную на вере в абсолютность материи. Почему? Потому что человек свободен, и насильственно заставить его верить и спасаться невозможно.

24 декабря 2005 г.

Почему так много религий? Все ли религии ведут к Богу?

Вопрос

Ответ

Существование столь многих религий и утверждение, что все религии безоговорочно ведут к Богу, сбивает с толку многих, искренне ищущих истину о Боге, и конечным результатом иногда является некоторое отчаяние в достижении абсолюта. правда по теме. Или они заканчивают тем, что принимают универсалистское утверждение о том, что все религии ведут к Богу. Конечно, скептики также указывают на существование стольких религий как на доказательство того, что либо вы не можете знать Бога, либо что Бога просто не существует.

Послание к Римлянам 1:19-21 содержит библейское объяснение того, почему существует так много религий. Истина Божья видна и известна каждому человеку, потому что Бог сотворил ее такой. Вместо того, чтобы принять истину о Боге и подчиниться ей, большинство людей отвергают ее и ищут свой собственный способ понять Бога. Это ведет не к просветлению о Боге, а к тщетности мышления. Вот где мы находим основу «многих религий».

Многие люди не хотят верить в Бога, который требует праведности и нравственности, поэтому они изобретают Бога, который не предъявляет таких требований. Многие люди не хотят верить в Бога, который объявляет невозможным для людей зарабатывать себе путь на небеса. Поэтому они изобретают Бога, который принимает людей на небеса, если они выполнили определенные шаги, следовали определенным правилам и/или подчинялись определенным законам, по крайней мере, в меру своих возможностей. Многие люди не хотят отношений с Богом, который суверенен и всемогущ. Поэтому они представляют Бога скорее мистической силой, чем личным и суверенным правителем.

Существование стольких религий не является аргументом против существования Бога или аргументом в пользу того, что истина о Боге неясна. Скорее, существование такого количества религий свидетельствует об отказе человечества от единого истинного Бога. Человечество заменило Его богами, которые им больше по душе. Это опасное предприятие. Желание воссоздать Бога по нашему собственному образу исходит из греховной природы внутри нас — природы, которая в конечном итоге «пожнет погибель» (Галатам 6:7-8).

Все ли религии ведут к Богу? Нет. Все люди — религиозные или нет — когда-нибудь предстанут перед Богом (Евреям 9:27), но не религиозная принадлежность определяет вашу вечную судьбу. Только вера в Иисуса Христа спасет. «У кого есть Сын, у того есть жизнь; кто не имеет Сына Божия, не имеет жизни» (1 Иоанна 5:12). Это так просто. Только христианство — вера в смерть и воскресение Иисуса Христа — ведет к Божьему прощению и вечной жизни. Никто не приходит к Отцу, кроме как через Сына (Иоанна 14:6). Это имеет значение, во что вы верите. Решение принять истину об Иисусе Христе очень важно. Вечность — это ужасно долгое время, чтобы ошибаться.

Вернуться к:

Вопросы о культах и ​​религиях

Почему существует так много религий? Все ли религии ведут к Богу?

При всем многообразии религий, как мне узнать, какая из них правильная?

Ответ

Несомненно, количество различных религий в мире затрудняет определение правильной. Во-первых, давайте рассмотрим некоторые мысли по этому вопросу в целом, а затем посмотрим, как можно подойти к этой теме таким образом, чтобы действительно прийти к правильному заключению о Боге. Проблема различных ответов на конкретный вопрос не уникальна для темы религии. Например, вы можете усадить 100 студентов-математиков и дать им решить сложную задачу, и вполне вероятно, что многие ответят неправильно. Но значит ли это, что правильного ответа не существует? Нисколько. Тем, кто дает неправильный ответ, просто нужно показать их ошибку и знать методы, необходимые для получения правильного ответа.

Как мы приходим к истине о Боге? Мы используем систематическую методологию, предназначенную для отделения правды от заблуждения с помощью различных тестов на истинность, а конечным результатом является набор правильных выводов. Можете ли вы представить, к каким конечным результатам пришел бы ученый, если бы он пошел в лабораторию и просто начал смешивать вещи без какой-либо логики или причины? Или если врач просто начал лечить пациента случайными лекарствами в надежде вылечить его? Ни ученый, ни врач не придерживаются такого подхода; вместо этого они используют систематические методы, которые являются методичными, логичными, доказательными и доказали, что дают правильный конечный результат.

В таком случае, почему теология — изучение Бога — должна быть другой? Зачем верить, что к нему можно подходить бессистемно и недисциплинированно, и все равно получать правильные выводы? К сожалению, многие придерживаются такого подхода, и это одна из причин, по которой существует так много религий. Тем не менее, теперь мы возвращаемся к вопросу о том, как прийти к правдивым выводам о Боге. Какой системный подход следует использовать? Во-первых, нам нужно создать основу для проверки различных утверждений об истине, а затем нам нужна дорожная карта, которой нужно следовать, чтобы прийти к правильному выводу. Вот хороший фреймворк для использования:

1. Логическая непротиворечивость — утверждения системы убеждений должны логически согласовываться друг с другом и никоим образом не противоречить друг другу. Например, конечной целью буддизма является избавление от всех желаний. Однако нужно иметь желание избавиться от всех желаний, что является противоречивым и нелогичным принципом.

2. Эмпирическая адекватность — есть ли доказательства в поддержку системы убеждений (являются ли доказательства рациональными, внешне доказательными и т. д.)? Естественно, желать доказательства важных утверждений, чтобы их можно было проверить, является правильным. Например, мормоны учат, что Иисус посетил Северную Америку. Тем не менее, нет абсолютно никаких доказательств, археологических или иных, подтверждающих такое утверждение.

3. Экзистенциальная значимость — система верований должна обращаться к большим вопросам жизни, описанным ниже, а учения должны точно отражаться в мире, в котором мы живем. Христианство, например, дает хорошие ответы на важные жизненные вопросы, но иногда ставится под сомнение из-за своего заявления о всеблагом и могущественном Боге, который существует рядом с миром, наполненным самым настоящим злом. Критики утверждают, что такая вещь нарушает критерии экзистенциальной релевантности, хотя для решения этой проблемы было дано много хороших ответов.

Приведенная выше схема, примененная к теме религии, поможет привести человека к правильному взгляду на Бога и ответит на четыре больших вопроса жизни:

1. Происхождение – откуда мы пришли?
2. Этика – как нам жить?
3. Смысл – какова цель жизни?
4. Судьба – куда движется человечество?

Но как применить эту схему в поисках Бога? Пошаговый подход «вопрос-ответ» — одна из лучших тактик. Если сузить список возможных вопросов, получится следующее:

1. Существует ли абсолютная истина?
2. Смешиваются ли разум и религия?
3. Существует ли Бог?
4. Можно ли познать Бога?
5. Является ли Иисус Богом?
6. Заботится ли обо мне Бог?

Сначала нам нужно узнать, существует ли абсолютная истина. Если это не так, то мы действительно не можем быть ни в чем уверены (духовном или нет), и мы в конечном итоге оказываемся либо агностиками, неуверенными в том, можем ли мы действительно что-либо знать, либо плюралистами, принимающими каждую позицию, потому что мы не уверены, какую, если любой, правильно.

Абсолютная истина определяется как то, что соответствует реальности, что соответствует своему объекту, рассказывая его таким, какой он есть. Некоторые говорят, что абсолютной истины не существует, но такая позиция обречена на провал. Например, релятивист говорит: «Всякая истина относительна», однако следует спросить: является ли это утверждение абсолютно верным? Если так, то абсолютная истина существует; если нет, то зачем считать? Постмодернизм не утверждает истины, но утверждает по крайней мере одну абсолютную истину: постмодернизм истинен. В конце концов абсолютная истина становится неоспоримой.

Далее, абсолютная истина естественно узка и исключает свою противоположность. Два плюс два равно четырем, и другого ответа быть не может. Этот момент становится критическим по мере сравнения различных систем верований и мировоззрений. Если в одной системе убеждений есть компоненты, истинность которых доказана, то любая конкурирующая система убеждений с противоположными утверждениями должна быть ложной. Кроме того, мы должны помнить, что абсолютная истина не зависит от искренности и желания. Как бы искренне кто ни принимал ложь, это все равно ложь. И никакое желание в мире не может сделать что-то истинным из ложного.

Ответ на первый вопрос заключается в том, что абсолютная истина существует. В этом случае агностицизм, постмодернизм, релятивизм и скептицизм — все это ложные позиции.

Это подводит нас к следующему вопросу о том, можно ли использовать разум/логику в вопросах религии. Некоторые говорят, что это невозможно, но почему бы и нет? Правда в том, что логика жизненно важна при рассмотрении духовных утверждений, потому что она помогает нам понять, почему одни утверждения должны быть исключены, а другие приняты. Логика абсолютно критична в демонтаже плюрализма (который говорит, что все утверждения об истине, даже те, которые противоречат друг другу, равны и действительны).

Например, ислам и иудаизм утверждают, что Иисус не Бог, тогда как христианство утверждает, что Он есть. Одним из основных законов логики является закон непротиворечия, согласно которому нечто не может быть одновременно и «А» и «не-А» в одном и том же смысле. Применение этого закона к этим утверждениям иудаизма, ислама и христианства означает, что одно утверждение верно, а другое ошибочно. Иисус не может быть одновременно Богом и не Богом. При правильном использовании логика является мощным оружием против плюрализма, поскольку она ясно демонстрирует, что противоположные утверждения об истине не могут быть истинными одновременно. Это понимание опрокидывает всю установку «верно для вас, но не для меня».

Логика также рассеивает всю аналогию «все дороги ведут на вершину горы», которую используют плюралисты. Логика показывает, что каждая система верований имеет свой собственный набор признаков, указывающих в конце концов на совершенно разные места. Логика показывает, что правильная иллюстрация поиска духовной истины больше похожа на лабиринт — один путь ведет к истине, а все другие ведут в тупик. Все религии могут иметь некоторое внешнее сходство, но они существенно различаются по своим основным доктринам.

Вывод таков, что вы можете использовать разум и логику в вопросах религии. В таком случае плюрализм (вера в то, что все утверждения об истине одинаково верны и обоснованы) исключается, потому что нелогично и противоречиво полагать, что оба диаметрально противоположные утверждения об истине могут быть правильными.

Далее следует большой вопрос: существует ли Бог? Атеисты и натуралисты (не принимающие ничего за пределами этого физического мира и вселенной) говорят «нет». Хотя по этому вопросу были написаны тома и на протяжении всей истории бушевали дебаты, на самом деле на него нетрудно ответить. Чтобы уделить ему должное внимание, вы должны сначала задать этот вопрос: почему у нас есть что-то, а не вообще ничего? Другими словами, как вы и все, что вас окружает, попали сюда? Аргумент в пользу Бога можно представить очень просто:

Что-то существует.
Вы не получаете что-то из ничего.
Следовательно, существует необходимое и вечное Существо.

Вы не можете отрицать свое существование, потому что вы должны существовать, чтобы отрицать свое собственное существование (что обречено на провал), поэтому первая предпосылка выше верна. Никто никогда не демонстрировал, что что-то может произойти из ничего, если только они не переопределяют, что такое «ничто», так что вторая предпосылка звучит правдоподобно. Отсюда естественно следует вывод — вечное Существо ответственно за все сущее.

Эту позицию не отрицает ни один мыслящий атеист; они просто заявляют, что вселенная и есть это вечное бытие. Однако проблема с такой позицией заключается в том, что все научные данные указывают на то, что у Вселенной было начало («большой взрыв»). А все, что имеет начало, должно иметь и причину; следовательно, вселенная имела причину и не вечна. Поскольку единственными двумя источниками вечности являются вечная вселенная (отрицаемая всеми современными эмпирическими данными) или вечный Творец, единственный логический вывод состоит в том, что Бог существует. Утвердительный ответ на вопрос о существовании Бога исключает атеизм как действительную систему убеждений.

Этот вывод ничего не говорит о том, какой Бог существует, но, как это ни удивительно, он делает одну важную вещь — исключает все пантеистические религии. Все пантеистические мировоззрения говорят, что вселенная есть Бог и вечна. И это утверждение ложно. Таким образом, индуизм, буддизм, джайнизм и все другие пантеистические религии исключаются как действительные системы убеждений.

Далее мы узнаем кое-что интересное об этом Боге, создавшем вселенную. Он:

• Сверхъестественный по своей природе (поскольку Он существует вне Своего творения)
• Невероятно мощный (сотворил все, что известно)
• Вечный (самосуществующий, поскольку Он существует вне времени и пространства)
• Вездесущий (Он создал пространство и не ограничен им)
• Вечный и неизменный (Он создал время)
• Нематериальный (потому что Он превосходит пространство)
• Личное (безличное не может создать личность)
• Необходимое (поскольку все остальное зависит от Него)
• Бесконечное и единственное (поскольку у вас не может быть двух бесконечных)
• Разнообразен, но имеет единство (поскольку всякая множественность подразумевает первичную сингулярность)
• Интеллектуальный (в высшей степени, чтобы все создать)
• Целеустремленный (так как Он сознательно создал все)
• Нравственный (никакой нравственный закон не может существовать без законодателя)
• Забота (иначе не было бы дано никаких моральных законов)

Это Существо обладает характеристиками, очень похожими на Бога иудаизма, ислама и христианства, которые, что достаточно интересно, являются единственными основными религиями, оставшимися после того, как атеизм и пантеизм были уничтожены. Заметьте также, что теперь дан ответ на один из главных вопросов жизни (происхождение): мы знаем, откуда мы пришли.

Отсюда возникает следующий вопрос: можем ли мы познать Бога? В этот момент потребность в религии сменяется чем-то более важным — потребностью в откровении. Если человечество должно хорошо познать этого Бога, то от Бога зависит открыть Себя Своему творению. Иудаизм, ислам и христианство заявляют, что у них есть книга, являющаяся Божьим откровением человеку, но вопрос в том, какая из них (если таковая имеется) на самом деле истинна? Отбросив в сторону мелкие разногласия, две основные области спора: 1) Новый Завет Библии 2) личность Иисуса Христа. И ислам, и иудаизм заявляют, что Новый Завет Библии не соответствует действительности в том, что в нем утверждается, и оба отрицают, что Иисус есть воплощение Бога, в то время как христианство утверждает, что оба верны.

На планете нет веры, которая могла бы сравниться с горами свидетельств, существующих в пользу христианства. От огромного количества древних рукописей до очень ранней датировки документов, написанных при жизни очевидцев (некоторые всего через 15 лет после смерти Христа), до множества свидетельств (девять авторов в 27 книгах Нового Завета). , к археологическим свидетельствам — ни одно из которых никогда не противоречило ни одному утверждению Нового Завета — к тому факту, что апостолы шли на смерть, заявляя, что видели Иисуса в действии и что Он воскрес из мертвых, христианство устанавливает bar с точки зрения предоставления доказательств в поддержку своих утверждений. Историческая достоверность Нового Завета — то, что он передает правдивое описание реальных событий в том виде, в каком они происходили, — является единственным правильным выводом, к которому можно прийти после изучения всех свидетельств.

Когда дело доходит до Иисуса, в Нем обнаруживается очень любопытная вещь — Он утверждал, что является Богом во плоти. Собственные слова Иисуса (например, «Прежде чем родился Авраам, Я ЕСМЬ»), Его действия (например, прощение грехов, принятие поклонения), Его безгрешная и чудесная жизнь (которую Он использовал для доказательства Своих утверждений об истине, а не противоположных утверждений) и Его воскресение, все поддерживают Его заявления о том, что он Бог. Авторы Нового Завета снова и снова подтверждают этот факт в своих трудах.

Итак, если Иисус — Бог, то то, что Он говорит, должно быть правдой. И если Иисус сказал, что Библия безошибочна и истинна во всем, что в ней говорится (что Он и сделал), это должно означать, что Библия истинна в том, что она провозглашает. Как мы уже узнали, два конкурирующих утверждения об истине не могут быть оба верными. Таким образом, все в исламском Коране или писаниях иудаизма, которые противоречат Библии, не может быть правдой. На самом деле, и ислам, и иудаизм терпят неудачу, поскольку оба они говорят, что Иисус не является воплощением Бога, в то время как факты говорят об обратном. И поскольку мы действительно можем познать Бога (потому что Он явил Себя в Своем написанном Слове и во Христе), все формы агностицизма опровергнуты. Наконец, дается ответ на еще один важный вопрос жизни — вопрос этики, — поскольку Библия содержит четкие инструкции о том, как должно жить человечество.

Эта же Библия провозглашает, что Бог глубоко заботится о человечестве и желает, чтобы все знали Его близко. На самом деле, Он так заботится о том, чтобы стать человеком, чтобы показать Своему творению, какой Он есть. Есть много людей, которые стремились стать Богом, но только один Бог стремился стать человеком, чтобы спасти тех, кого Он глубоко любит, от вечности, отделенной от Него. Этот факт демонстрирует экзистенциальную значимость христианства, а также отвечает на два последних больших вопроса жизни — смысл и судьбу. Каждый человек был создан Богом для определенной цели, и у каждого есть своя судьба, которая его ожидает — либо вечная жизнь с Богом, либо вечное отделение от Него. Этот вывод (и смысл того, что Бог стал человеком во Христе) также опровергает деизм, который говорит, что Бога не интересуют дела человечества.

В конце концов, мы видим, что можно найти абсолютную истину о Боге и успешно пройти лабиринт мировоззрения, проверяя различные утверждения об истине и систематически отбрасывая ложь, чтобы осталась только истина. Использование тестов на логическую непротиворечивость, эмпирическую адекватность и экзистенциальную релевантность в сочетании с постановкой правильных вопросов дает правдивые и разумные выводы о религии и Боге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts