Почему человек не может сопротивляться злу: Не противься злу
Содержание
«А Я говорю вам не противься злому…» – Нагорная проповедь, А.Г. Долженко
Продолжая сравнение Ветхозаветных правил с принципами Новозаветной морали, Иисус Христос провозгласил в Нагорной проповеди:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф. 5,38–42).
Приведенные слова Иисуса Христа являются одним из самых трудных мест в Евангелии, и в течении всего существования христианства во всех его направлениях и конфессиях породили огромное количество противоречивых толкований, очень часто взаимоисключающих друг друга. У многих людей, искренне желающих понять философию христианства, возникало недоумение по поводу того, что как можно не противиться злому, и как в таком случае можно защитить себя от злодеев, если злу нельзя сопротивляться. Многие люди удивлялись по поводу того, зачем вместо защиты нужно подставлять под удар другую щеку. Зачем нужно отдавать кому-то не только свою рубашку, но и верхнюю одежду. С кем-то идти два поприща. Зачем просящему давать и от желающего занять не отворачиваться?
Одни люди не могли понять эти слова и ясно разобраться в их сути, потому что эти советы казались странными и неясными. Другие люди давали этим словам сбивчивые толкования, которые не приближали к истине. И таких толкований было большинство. Однако в этих прекрасных словах Иисуса Христа, глубоких по смыслу и ясных по изложению, как всегда истина высказана правдиво и мудро.
«Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Иоан.6:63). Но для правильного понимания этих слов нужно знать особенности жизни, обычаи и культуру еврейского народа, примеры из которых очень часто использовал Иисус Христос для изложения Своих истин. В вышеприведенном отрывке из Библии содержится несколько заповедей Иисуса Христа. Рассмотрим каждую из них в отдельности с учетом этнической культуры евреев.
В древнееврейском государстве существовал закон, позволяющий евреям совершать месть.
«Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб» (Лев.24:19–20). Но месть у древних евреев была разрешена Моисеем после судебного приговора, санкционированного гражданским законом. Без суда никто из людей не имел право карать за обиду, применяя месть. Эти правила были отражены в Законе Божьем, данном через Моисея еврейскому народу.
«Не говори: «я отплачу за зло«» (Притч.20:22). «Не говори: «как он поступил со мной так и я поступлю с ним»» (Притч. 24:29). Более того, Ветхозаветный Закон призывал евреев к милосердию и проявлению заботы даже к врагам.
«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется» (Притч.24:17). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 25:21–22) за твои добрые дела добром. Эту фразу нужно понимать так: Господь видит, что твой враг тебе делает зло, а ты за это врагу делаешь добро в виде того, что его кормишь и поишь. Поэтому Господь каждому воздаст по заслугам. А именно: врагу твоему за зло карающим воздаянием. А тебе за твои добрые дела – добром.
Когда ты к своему врагу, несмотря на его зло к тебе, относишься хорошо, утоляешь его голод и жажду, а значит прощаешь его, то этим ты собираешь на голову врага твоего горящие уголья, потому что своим милосердием к врагу и добрыми поступками контрастнее оттеняешь (выделяешь) злые дела своего врага, наглядно показывая суть зла, исходящего от твоего врага во всей его безобразности и омерзительности. И это зло, сделанное твоим врагом на фоне твоих благодеяний, как горящие уголья во тьме ночи, воспылает на голове твоего врага. Это происходит потому, что злые дела, совершенные человеком, превращаются по воле Божьей как бы в горящие угли на его голове, которые огнем праведного воздаяния Божия обжигают голову злодея. Какой выразительно-яркий и запоминающийся образ карающего воздаяния Божьего, порицающий зло, запечатлен в Библии. Ведь по ветхозаветной морали в Высшем плане карает злодея только Бог, а в земной жизни судить злодея и выносить ему приговор должен был гражданский суд, который как представитель власти действовал по воле Божьей. Так как
«нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим.13:1). Но несмотря на это, евреи все равно допускали самосуд.
Чтобы прекратить произвол самосуда Моисей вводит закон, по которому ограждались от мщения люди, совершившие неумышленное убийство. С этой целью убийца, до совершения над ним гражданского суда и вынесения приговора, укрывался в специально отведенных для этого городах. В города эти
«мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя [за кровь], чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд» (Чис.35:11–12). Такое правило существовало в еврейской среде после вступления евреев в землю обетованную. В более поздние времена начал действовать закон, по которому в этих городах мог спрятаться человек, совершивший как умышленное, так и непреднамеренное убийство. И города эти должны были
«служить убежищем всякому убийце … дабы мститель за кровь в горячности сердца своего не погнался за убийцею … и не убил его, между тем как он не подлежит осуждению на смерть» (Втор.19:3–6). Но этот же закон предписывал старейшинам города взять убийцу из его убежища и за совершение преднамеренного убийства
«предать его в руки мстителя за кровь, чтобы он умер» (Втор.19:12).
Но наряду с этим, в ветхозаветной морали порицалась месть и рекомендовалась любовь к ближнему.
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Понимая буквально смысл этого закона, евреи ближними считали только сынов своего народа. А всякого не еврея воспринимали как врага, делая ложный вывод из этого закона о том, что всех не евреев нужно ненавидеть. Хотя в ветхозаветной морали непосредственного закона о ненависти к врагам, или не евреям, не было. Евреи также очень часто не исполняли закон о любви к ближнему, грубо нарушая его тем, что мстили друг другу, даже по решению суда. Несмотря на то, что евреи, по закону Моисея, не имели право чинить месть над своим обидчиком без гражданского суда, они все равно, из-за своего жестокосердия, беспощадно мстили своим врагам.
Месть без суда издавна стала применяться в еврейской среде как древний обычай. И предписания, предназначенные для судей, евреи широко применяли в виде самосуда над обидчиком.
«Отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх.21:23–25). Чтобы прекратить широко распространившийся в еврейской среде обычай самосудной мести, Моисей своими законами предписывает осуществлять месть только после гражданского (общественного) суда. Но потакая жестокосердию евреев, разрешает передать обидчика не в руки палача, а в руки мстителя
«и предать его в руки мстителя за кровь» (Втор. 19:12). В особенности это касалось мести за убийство.
Более того, при осуществлении мести, узаконенной гражданским судом или без суда, евреи имели обыкновение своему обидчику воздавать гораздо большим количеством страданий, чем тот этого заслуживал. Чтобы прекратить произвол мстителя и чрезмерность мести и жестокости, Моисей в своем законе, повторенном в трех его книгах Исход, Левит, Второзаконие, предписывал мстителю, получившему по суду в свое распоряжение обидчика, причинять ему только такой вред, какой совершил обидчик, но не сверх того.
«Душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу. [Какой кто сделает вред ближнему своему, тем должно отплатить ему.]» (Втор.19:21). Как видим, закон Моисея месть не отменял, но сдерживал жестокость и произвол мстителей, требуя чтобы месть осуществлялась только после гражданского суда и чтобы месть была справедливой, то есть чтобы мстивший не воздавал более положенного обидчику. Вот такая картина нравов царила в еврейском государстве до проповеднической деятельности Иисуса Христа.
Прийдя в мир людей, Иисус Христос основал Свое учение прежде всего на всепрощающей, безграничной любви ко всему миру, распространяя эту любовь не только на ближних и любящих нас, но и на ненавидящих нас врагов наших.
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф.5:44). Наряду с этим Иисус Христос обусловил то, что попасть в Царство Небесное могут не все люди, а лишь те, которые станут кроткими (нищими духом), плачущими о своих и чужих грехах (раскаявшимися), правдивыми, милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами. То есть такие люди, которые проявят иную, более высшую праведность чем фарисеи.
Как видим по учению Христову, кротость, миротворчество, милосердие, чистота сердца и всепрощающая любовь последователей Иисуса Христа абсолютно несовместимы с ненавистью, местью, злопамятством. Вот поэтому Иисус Христос и провозгласил в Нагорной проповеди слова:
«не противься злому». И с тех давних пор до наших дней эти слова превратились в объект непримиримых споров, так как люди понимают это высказывание по разному.
Давайте разберемся, действительно ли в этих словах рекомендуется не противиться злу, и всегда ли нужно подставлять под удар другую щеку. Эти слова нужно понимать так. У обычных людей столкновение со злом, как правило, вызывает активную агрессию, раздражительность, враждебность, месть в адрес злодея. Рекомендуя всепрощающую любовь даже к врагам, причиняющим зло, Иисус Христос не может допустить мести и причинения вреда в ответ злодею. Поэтому и провозглашает «не противься злому», то есть не воздавай злом за зло, не мсти, не проявляй враждебности и агрессии, воздержись от ответного зла даже к врагам.
Слово «противиться» обозначает «оказывать противодействие» (С.И. Ожегов, Словарь русского языка, издание 22-е, страница 622). А слово «противодействовать» означает «оказывать противодействие препятствие» (то же издание страница 623). Иначе слово «противиться» обозначает действовать против, вопреки, наперекор, то есть отвечать противным действием, противничать, чинить препоны, преграды. А Иисус Христос всем Своим учением проповедуя покорность, кротость, милосердие, призывает не создавать никому противные действия, то есть не противодействовать, не преграждать никому путь. То есть не делать преграды даже врагам. Поэтому Спаситель и советует не противиться злому: человеку, фактору, ситуации. То есть не проявлять агрессии, враждебности, мести ко злу, а воспринимать вред, исходящий от зла, со спокойствием, достоинством и мудростью.
Так Иисус Христос рекомендует вести себя человеку при столкновении со злом. Но это вовсе не означает, что Спаситель заставляет подчиняться злу и не вести борьбу с ним. Наоборот, Спаситель призывает бороться со злом и учит побеждать зло, но не методами агрессии и насилия, то есть не оружием зла, а добром. Поэтому Апостол Павел говорит:
«Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12:17–18). Но наряду с этим Апостол Павел, разъясняя учение Христа, пишет:
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21).
Не противиться злу Христос также рекомендует и для того, чтобы человек ответил на вред, причиненный ему злодеем, не агрессией, а милосердием, лаской, то есть добром, и таким образом сделал первый шаг к примирению. А зло, сделанное в ответ обидчику, приводит к новому, еще большему злу, и обостряет отношения между людьми. Прекратить обмениваться ответными злыми действиями враги смогут лишь тогда, когда один из них вместо злого, сделает первый благоразумный добрый поступок, который приведет враждующих людей к примирению. А началом примирения и является непротивление злому, о котором говорит Христос. Так из первого шага добра, в виде непротивления злу, то есть в виде не допущения противных действий, сделанных наперекор враждебной стороне, может возникнуть и постепенно развиться примирение враждующих сторон и дальнейшая дружба, помощь, взаимовыручка и сотрудничество между ними.
Таким образом, поступок непротивления злу, при встрече с врагом или злодеем, представляет собой разумную тактику поведения и мудрую дипломатическую систему, которая является залогом того, что из врага можно сделать друга. Метод не ответного зла, доброго отношения к людям в виде терпеливого проявления к ним заботы и ласки, соединенного с разъяснением того, что нельзя делать зло, широко применяется во всех педагогических и психологических системах мира для того, чтобы перевоспитать злодея или грешника и превратить его в добропорядочного человека и хорошего члена общества. И таким образом без агрессии и вражды победить в душе человеческой зло и заменить его добром.
Слова Спасителя о непротивлении злому человеку применимы также и в том случае жизни, когда один человек причинил вред другому человеку, в одной ситуации сознательно, как враг. В другой ситуации не специально, не умышленно, случайно навредив кому-либо. В этом случае человек, которому навредили, должен не противиться злому, то есть не проявлять агрессию и противодействие в первой ситуации, для того, чтобы из врага сделать друга. Во второй ситуации, для того, чтобы не обострять отношения и из случайного вредителя, своим ответным злом не создать врага. Если бы человек, не являясь злодеем, неосознанно причинил кому-либо нечаянное зло, то в этой ситуации такой человек хотел, чтобы его поняли и ему не мстили, и помогли бы исправить случайно совершенное им неумышленное зло. Поэтому в этой ситуации к такому человеку и нужно не применять агрессию в ответ на его неумышленное, нечаянное зло и не противодействовать, а не противиться его случайному злому поступку и помочь ликвидировать дурные последствия этого случайного зла.
Не противиться злу нужно также и для того, чтобы исполнить такие слова Спасителя.
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф.7:12). То есть если человек не будет проявлять агрессию на зло, а ответит добром, то в том случае, когда этот человек сам случайно совершит непреднамеренное зло, то и ему не будут мстить за это и отвечать враждой, а ответят взаимопониманием и доброжелательностью. Доказательством правоты этого объяснения являются поступки Самого Иисуса Христа, которые всегда будут для нас ярким примером для наследования.
«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос страдал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21). Так, например, в тот момент, когда разгневанные евреи взяли камни чтобы побить Спасителя, Он не стал мириться с этим злом, но победил зло добром, которое выразилось не в агрессии, а в мирных словах увещевания. В ответ на злобу евреев Спаситель сказал:
«Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Иоан.10:31–32). Кроткий вопрос, основанный на обезоруживающей правде, прозвучал из уст Спасителя, и разбудив очерствевшую совесть евреев, защитил Иисуса Христа от побоища.
Таким образом, не противностью, не агрессией, а кротостью и правдой Иисус Христос отстранил от Себя опасность и победил зло доброй речью. В другом случае, когда Спасителя допрашивал первосвященник Анна
«один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?» (Иоан.18:22). В этой ситуации Иисус Христос не подставил второй щеки, не смирился со злом, а защитил Себя кротким вопросом, основанным на обезоруживающей правоте и без агрессии и вражды победил зло. Иисус сказал ударившему его служителю:
«Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан.18:23). И пристыженный служитель не поднял больше на Спасителя руки. Известен ещё один случай, когда после проповеди Спасителя в Назаретской синагоге евреи
«исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лук.4:28–29). То в этом случае Спаситель не дал осуществиться злу по отношению к Себе, но и не противодействовал разгневанным евреям ответным гневом, агрессией или насилием, но опять мирно ликвидировал зло, победив зло добром. В этом случае Спаситель мирно ушел от разгневанных евреев, не причинив никому из них вреда.
«Но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лук.4:30).
В другой ситуации, во время посещения Иерусалимского храма Спаситель также не дает восторжествовать злу.
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. » (Матф.21:12–13). Сделал это Иисус Христос потому, чтобы очистить храм от осквернения, так как торговцы Святое место – храм, превратили в место торговли, и в доме Божьем, где нужно молиться, активно, как на базаре, вели торговлю: меняли деньги, продавали скот и птицу. Очищая храм от кощунства евреев, Иисус сказал торговцам:
«Написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Так как торговцы, несмотря на настоятельные уговоры Иисуса, добровольно уходить из храма не хотели, то Спаситель, в качестве вынужденной меры, опрокинул их столы и скамьи, но не причинил никому телесного вреда. Как видим в этом случае Иисус Христос не дает восторжествовать злу в виде осквернения храма торговлей, но напугав упрямых и бессовестных торговцев тем, что после опрокидывания столов и скамеек могут последовать более решительные действия с Его стороны, Спаситель очищает храм от осквернения торговлей, при этом никому не причинив вреда, и победив зло добром, а не агрессией и враждой.
Как видим из поступков Иисуса Христа, Спаситель не подчинялся злу, но противодействуя ему особым, неагрессивным способом, побеждал зло добром, не только словом, но и делом. Поэтому слова Спасителя
«не противиться злому» нужно понимать не как призыв покорности злу, не как подчинение злу и примирение со злом, но как наилучшую, самую правильную и рациональную форму поведения человека во время встречи со злом.
Если бы слова Иисуса Христа о непротивлении злу понимались как беспрекословное подчинение злодейству, то не было бы в Библии таких слов, ясно указывающих на то, что зло нужно побеждать.
«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). В Библии также говорится о том, что мудрый человек не приветствует зло и не подчиняется ему, а
«мудрый боится и удаляется от зла» (Притч.14:16). И поскольку Господь является воплощением Света, Разума и Добра, а противостоящий Богу символом тьмы, греха и зла, то человек, любящий Господа, ненавидит зло.
«Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10).
Итак, из всего вышесказанного, совет не противиться злу нужно понимать не как призыв подчинения злу и согласия со злом (так как в другом месте Библии призывается бороться со злом и побеждать его добром), а как особую форму наиболее правильного поведения человека при встрече со злом. Этот особый способ поведения при столкновении со злом состоит в том, чтобы не проявлять противность (то есть не противиться) и противодействие, связанные с враждой и местью в адрес зла. А отвечая добром на зло, постараться не допустить нового проявления зла, которое может возникнуть в ответ на ваше противодействие злу злом. Доказательством правоты этой мысли и есть такие поясняющие слова.
«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1Фес.5:15).
Не отвечая на причиненное ему зло, человек достигает осуществления сразу двух задач: 1 сдерживаясь от гнева, сам не участвует в ответном зле, а благодаря этому зла на свете будет меньше; 2 озадачив злодея тем, что не отвечает враждебностью на причиненное ему зло, человек тем самым не допускает новой вспышки зла, которая может последовать со стороны злодея на враждебное действие за предыдущий злой поступок. Поэтому в Писании рекомендуется:
«уклоняйтесь от зла и делайте добро, ищите мира и стремитесь к нему» (1Пет.3:11). Способ поведения, связанный с уклонением от зла, угоден Богу, потому что позволяет делать добро, а это является соблюдением заповедей Божьих. А человек
«соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» (Еккл.8:5), потому что ему помогает и его защищает Бог.
Как видим совет Спасителя о непротивлении злу, в том смысле чтобы не причинять вреда в ответ злодею, и есть разумным богоугодным поступком, приносящим человеку защиту от зла. Учитывая это правило, в Библии и дается такое поучение.
«Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» (1Пет.3:9–10). Вот поэтому Спаситель и советует не противиться злому (в смысле не проявлять противность, враждебность, агрессию) в ответ злодею.
Не противиться злу при встрече с ним, то есть не отвечать на зло противностью, ответной агрессией нужно также и потому чтобы исполнить Божью заповедь о прощении врагов.
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф.6:14–15). Не противиться злому в том смысле, чтобы не допускать ответного зла, нужно также и для того чтобы исполнить заповедь Господа о любви к ближнему своему.
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18). Согласно этой заповеди человек не должен вредить ближнему своему, даже если ближний является злодеем. Но благодаря совершению добрых поступков, человек должен перевоспитать злодея и сделать из него добродетельного человека. То есть вернуть в лоно Господне заблудившуюся душу. В этом и будет состоять в данной ситуации любовь к ближнему.
Не противиться злому в том смысле, чтобы не отвечать злом на зло, нужно также и для того, чтобы не нарушить заповедь Божью о воздаянии. В Библии говорится о том, что Господь
«воздаст каждому по делам его» (Матф.16:27) и
«Который воздаст каждому по делам его» (Рим.2:6). То есть если человек на вред, причиненный врагом, ответит враждой и местью, то этим совершит в адрес врага своего зло. А за совершенное зло, причиненное даже врагу, Господь накажет, так как
«воздаст человеку по делам его» (Притч.24:12). Поэтому, учитывая наличие в жизни закона воздаяния Божьего за дела, человек не должен противиться злу в том смысле, чтобы не допускать агрессии, вражды и мести к злодеям, но должен побеждать зло добром.
Не противиться злу, в смысле не отвечая злом на зло, нужно также и для того, чтобы соблюсти заповедь Божью, согласно которой Бог Сам воздает злодею за зло.
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Господь накажет злодея лучше, чем обиженный человек, потому что любой человек в сравнении с Богом слаб, а Господь Всемогущ. И от гнева Божьего не спрячется никто, так как Господь Всеведущ. Господь накажет злодея в тот момент, когда это будет нужнее всего, потому что Господь Всезнающ. Господь накажет злодея в полной мере, так как Бог Справедлив. Но наряду с этим человек по воле Божьей в пределах своих возможностей тоже может бороться со злом и защищаться от зла, но побеждать зло только добром.
Итак, из всего вышесказанного видно, что в словах Спасителя о непротивлении злу не говорится о подчинении злодеям, о приветствии, признании и поощрении зла. А говорится об особом способе поведения, которого человек должен придерживаться при встрече со злом. Суть этого способа поведения, как уже говорилось, состоит в том, что зло нужно воспринимать мудро, с достоинством и спокойствием, без нервов и истерик, без раздражения и противности в адрес зла. А главное, ни в коем случае нельзя делать ответное зло, так как это приведет к воздаянию за совершенное вами зло, к обострению вражды между противодействующими сторонами, и в итоге к увеличению в мире зла. Но нужно не подчиняясь и не противясь злу, побеждать зло добром. Для этого Спаситель, Иисус Христос, дает нам целый ряд примеров из Своей жизни, в которых побеждает зло при помощи добра. Для этой цели дается много мудрых поучений и разумных советов в Библии.
«Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры» (1Пет.3:8). И тогда
«кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (1Пет.3:13).
Спаситель приводит конкретные примеры того, как можно победить зло добром. Он советует выполнять просимое доброе дело сверх меры, больше в два раза требуемого. В этих примерах Спаситель показывает раскаявшегося человека, готового исправить свою вину и пострадать во искупление греха в двойной степени. Например, подставить не только одну щеку, но и вторую. Отдать не только одну рубашку, но и одежду. Идти не одно поприще, а два. Однако эти слова Иисуса Христа нуждаются в отдельном рассмотрении и пояснении.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАНИЯХ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ СИЛОЙ В ТЕОРИИ И.
А. ИЛЬИНА
Коршун Т.C.
Аспирантка кафедры философии Национальной металлургической академии Украины, г.Днепропетровск, Украина
К ВОПРОСУ О ПРАВОВЫХ ОСНОВАНИЯХ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ СИЛОЙ В ТЕОРИИ И.А. ИЛЬИНА
АннотацияВ статье анализируются правовые аспекты проблемы допустимости легального сопротивления злу силой в философии права И.А. Ильина. Подчеркивается ключевая роль права для формирования духовной личности, способной оказывать действенное сопротивление злу.Ключевые слова: непротивление, сопротивление злу, право, государство, правосознание
Korshun T.S.
ON THE QUESTION OF THE LEGAL BASIS OF RESISTANCE TO EVIL BY FORCE IN I.A.ILYIN THEORY
This article analyzes the legal aspects of the legal admissibility of resistance to evil by force in the I. A. Ilyin philosophy of law. Emphasizes the key role of the right to form a spiritual person, capable to provide effective resistance to evil.
Key words: non-resistance, resistance to evil, law, state, legal conscience
Основным отличием права от других социальных норм выступает возможность принудительного исполнения юридических требований, из чего можно сделать вывод, что принуждение является неотъемлемой чертой права как такового. Право, следовательно, всегда содержит в себе элементы силового, властного характера, а правосознание во многом основано на осознании допустимости применения силы в случае нарушения требований правовых норм. Именно в контексте исследования проблем философии права И.А. Ильин вступает в полемику с учением Л.Н. Толстого о непротивлении злу силой.
Наиболее полно позиция Л.Н. Толстого раскрыта в работе «В чем моя вера», «Три притчи» [5, 6], хотя отдельные положения его морального учения представлены во многих публицистических и литературных произведениях писателя. Идеи Л.Толстого вызвали широкое обсуждение в среде русской интеллигенции, оказали значительное влияние на развитие философской и политической доктрины непротивления. Многие русские философы оценивали концепцию непротивления зла насилием Л.Н. Толстого, важно отметить работы Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, В.Ф. Булгакова. Целостный анализ идей о непротивлении представлен в работе И.А. Ильина «О сопротивлении злу силой», которую американский исследователь П.Робинсон оценивает как одну из наиболее значительных в сфере правомерности правового принуждения [7, с.151].
Работа И.А. Ильина вызвала широкое обсуждение: Н.А.Бердяев, Н.Вакар, З. Гиппиус, В. Даватц, Л. Добронравов, М. Кольцов, Е.Кускова, Д. Пасманик, Н. Рыбинский, Ф.О. Стогов, П. Струве, В. Чернов выступили с оценкой проблемы допустимости сопротивления злу насилием и анализом аргументов, изложенных Л.Н. Толстым и И.А. Ильиным. Теорию допустимости сопротивления злу И.А. Ильина критиковали с позиций ее несовместимости с христианскими постулатами (Н. Бердяев, Н.Вакар, Л.Добронравов, В.Зеньковский), обвиняли И.А. Ильина в политической подоплеке указанной теории (З.Гиппиус, Д.Пасманник, Е.Кускова), в призыве к неконтролиуемому насилию (З.Гиппиус, В.Чернов). С другой стороны, митрополит Антоний указывает не только на соответствие выводов И.А. Ильина православным догматам, но и на необходимость практического применения принципов, подчеркнутых И.А. Ильиным, для защиты православной веры. О. Антоний указывает, что И.А. Ильин «глубоко и всесторонее понимает христианское учение о степенях совершенства и смотрит правде в глаза без замалчивания» [2, с. 648]. Другим положительным аспектом теории И.А. Ильина о.Антоний называет раскрытие «обязанности члена человеческого общества защищать учреждение, коим охраняется не только его благополучие, но и самая возможность существования на земле» [2, с. 647].
Обширную оценку в литературе получили религиозные и политические идеи доктрины о сопротивлении злу силой, исследователи с различных сторон анализируют основные нравственные противоречия теорий Л. Н. Толстого и И.А. Ильина. Вместе с тем, недостаточно внимания уделяется правовым аспектам применения насилия в целях сопротивления злу. И Л.Н. Толстой, и И.А Ильин обращаются к анализу правовых аспектов проблемы, для И.А. Ильина именно правовой анализ составляет ядро аргументации о допустимости сопротивления злу насилием. Целью данной статьи выступает уточнение позиции И.А. Ильина относительно проблемы сопротивления злу в контексте его представлений о праве.
Л.Н. Толстой исходит из того понимания учения Христа, «в котором проповедуется любовь, смирение, унижение, самоотвержение и возмездие добром за зло» [5, с.306]. Основой идей Л.Н. Толстого о непротивлении становится стих 39 главы V Евангелия от Матфея: «Вы слышали, что сказано древним: око за око, зуб за зуб. А я вам говорю: не противьтесь злу». Именно этот тезис Л.Н. Толстой воспринимает буквально, отрицая необходимость введения дополнительных условий для его реализации. В «Трех притчах» Л.Н. Толстой пишет, что «по учению Христа вся жизнь человека есть борьба со злом, противление злу разумом и любовью, но что из всех средств противления злу Христос исключает одно неразумное средство противления злу насилием, состоящее в том, чтобы бороться со злом злом же» [6, с. 59]. Более того, поскольку «главное содержание учения Христа есть учение о жизни людей: как надо жить людям между собою» [5, с.340], основное содержание евангельской заповеди, по мнению Л.Н. Толстого, направлено против государственно организованного насилия в форме права, системы наказаний, судопроизводства. «В положении о непротивлении злу Христос говорит не только, что выйдет непосредственно для каждого от непротивления злу, но он, в противоположение той основы, которою жило при нем по Моисею, по римскому праву и теперь по разным кодексам живет человечество, ставит положение непротивления злу, которое, по его учению, должно быть основой жизни людей вместе и должно избавить человечество от зла, наносимого им самому себе. Он говорит: вы думаете, что ваши законы исправляют зло, — они только увеличивают его. Один есть путь пресечения зла — делание добра за зло всем без всякого различия. Вы тысячи лет пробовали ту основу, попробуйте мою – обратную» [5, с.328]. Такая позиция Л.Н. Толстого позволяет характеризовать ее как разновидность анархизма, и именно это положение вызывает острую критику со стороны представителей православной церкви, философов права, российской интеллигенции. Особое значение имеет критика анархических взглядов Л.Н. Толстого И.А. Ильиным.
Для обсуждения проблемы сопротивления злу насилием важным является определение сущности насилия. Заметим, что Л.Н. Толстой безоговорочно называет любое насилие злом, поскольку насилие – это навязывание другому человеку чуждой ему воли, подчинение его воли своей, в то время как любовь – это подчинение своей воли другой. И.А. Ильин считает недопустимым отождествление насилия и любого применением силы. Ключевым фактором в разграничении этих понятий становится духовность. «Добро и зло в действительности не равноценны и не равноправны; и точно так же не равноценны и не равноправны их живые носители, осуществители и слуги. Называть того, кто пресекает злодейство, «насильником» можно только от слепоты или от лицемерия; осуждать «наравне» казнь злодея и убиение праведного мученика можно только от лицемерия или от слепоты» [1, с.126]. Ни физическое, ни психическое принуждение само по себе И.А. Ильин не считает злом. Для вынесения подобного «приговора» необходимо оценивать нравственную сторону поступков, намерения и цели человека, совершающего поступки. Насилием И.А. Ильин называет физическое воздействие на другого человека против eго воли, и считает применение силы духовно верным и общественно допустимым в том случае, когда другой человек не в состоянии самостоятельно справиться с душевными порывами, что приводит к катастрофическим, непоправимым последствиям. «Прав тот, кто оттолкнет от пропасти зазевавшегося путника; кто вырвет пузырек с ядом у ожесточившегося самоубийцы; кто вовремя ударит по руке прицеливающегося революционера; кто в последнюю минуту собьет с ног поджигателя; кто выгонит из храма кощунствующих бесстыдников; кто бросится с оружием на толпу солдат, насилующих девочку; кто свяжет невменяемого и укротит одержимого злодея» [1, с.75-76]. Применение силы в данном случае будет не насилием или заставлением, а утверждением в себе духовного начала и «волевым призывом к нему в другом, обнаруживающем свою несостоятельность» [1, с. 76], наставлением на путь истины и духовности, призывом к мобилизации внутренних сил в борьбе со злым, разрушительными началом в себе. Разница между насильником и человеком, применяющим силу во имя духа, (И.А. Ильин использует термин «понудитель») заключается в цели их действий. Насильник использует жертву как средство для удовлетворения личного интереса. Понудитель же не воспринимает человека как средство, он признает его автономность и духовное достоинство, его право самостоятельно принимать решения о своей жизни и судьбе. Насилие И.А. Ильин считает злом только в том случае, когда внешнее принуждение соединяется с намерением насильника подчинить другого человека своей воле ради преследования личного интереса.
Совершенно другие цели преследует воспитание, а также организованное принуждение в виде государственной власти и правовых норм. Задачей воспитания правосознания является укрепление способности духовного самообязывания личности. «Воспитываемый — и ребенок, и взрослый — остается при всех условиях самоуправляющимся, автономным центром (личностью, субъектом права, гражданином), волеизъявление и почин которого не могут быть заменены ничем внешним. И задача этого воздействия на его автономную волю состоит в том, чтобы побудить его самого к необходимому и духовно верному автономному самопринуждению» [1, с.63]. Человек часто склонен избегать необходимых духовных усилий, поэтому целью воспитания является побуждение к концентрации сил в противостоянии лени и злому началу в душе. «Психическое давление извне понуждает его или сначала совершить эти усилия, постигнуть во внутреннем опыте законы справедливости и взаимности, строящие здоровое общежитие, и тогда свободно совершить необходимые поступки, или же сначала подвергнуть себя самопринуждению и потом разобраться в том, что с ним произошло» [1, с.63]. Психическое принуждение, имеющее своей целью воспитание духовной личности, чаще всего происходит в семье, носит частный характер. И в этом случае оно безразлично для правового регулирования и не является непосредственным предметом правосознания.
Интересно, что Л.Н. Толстой не выступает против психического принуждения, наоборот, именно возможность психологического влияния на насильника служит основным аргументом против необходимости применения насилия для борьбы со злом. Психологическое насилие, следовательно, выступает наиболее действенным методом борьбы со злом. Однако отрицание права Л.Н. Толстым является, в то же время, отрицанием мощного психологического влияния правовых норм на субъектов права. Психологическое влияние права объясняется тем, что право, в отличие от нравственности, обладает свойством применять силу, «принудительный характер закона становится необходимостью» [4, с.409]. И.А. Ильин, наделяя право духовным статусом, считает возможность легального принуждения естественным признаком правопорядка, не противоречащим духовной природе личности и ее автономии.
Правовые нормы, принятые органами государственной власти, создаются ради воспитания в людях наилучших качеств, демонстрации верного направления для «саморуководства и самовоспитания». Право в своей основе пользуется элементами психического принуждения, которое заключается в признании авторитета юридических норм, в общественном мнении, и в угрозе физического принуждения за неисполнение требований права. Но это психическое принуждение имеет целью развитие духовного потенциала граждан, а потому не является насилием. «В основной своей идее и в своем нормальном действии правовой закон есть формула зрелого правосознания, закрепленная мыслью, выдвинутая волею и идущая на помощь незрелому, но воспитывающему себя правосознанию; при этом именно волевой элемент закона представляет собою начало психического понуждения. Правовой закон отнюдь не насилует человека, не попирает его достоинства и не отменяет его духовного самоуправления: напротив, он только и живет, только и действует, только и совершенствуется от свободного личного приятия и самовменения» [1, с.64]. Тот же аргумент о необходимости воспитания посредством правовых норм использует В.В. Розанов, вступая в полемику с Л.Н. Толстым: «есть, однако, между нами слабейшие, в которых демоническое властнее, Божеская искра вот-вот погаснет. Их без призора оставить — безжалостно; нужно поддерживать в них этот гаснущий огонь. И именно потому, что он гаснет — они не внимают более слову; их не влечет та сила, которая для лучших достаточна. Эта крупинка железа так мала, что ее не влечет магнит, и она носится ветром туда и сюда. Дурно ли поставить для нее преграды в этом движении; ограничить в идее и слове (закон) для нее свободу? И, наконец, в самую эмоцию движений, во внутренний порыв — примешать ограничивающий и смущающий страх? вот идея наказаний, вот оправдание суда. Влеку ли я к добру, отталкиваю ли от зла, я равно творю благое» [3, с.17].
Следовательно, принуждение не может считаться адекватным способом преодоления зла, его задача – в уменьшении негативных последствий проявлений злой воли и препятствовании его распространению. Только убедившись в неэффективности всех остальных средств воздействия, можно принимать решение о мерах физического воздействия. Физическое принуждение является крайней мерой, исключительным этапом в сопротивлении злу, а потому применимым только в отдельных случаях. Согласно И.Ильну, физическое принуждение необходимо потому, что в человеке может зарождаться зло, и не каждый может в течение жизни бороться с ним и выигрывать каждую из внутренних битв. Но даже в случае необходимости применения физического принуждения, следует постоянно проявлять заботу о его воздействии на духовный мир человека, помнить о конечной цели борьбы со злом – помочь насильнику в познании духовно истинного пути развития. Сопротивление злу иногда самим своим фактом может заставить преступника задуматься и осознать неправильность своих поступков, нежелательность их последствий. Организованное государственное принуждение выполняет и еще одну функцию – приучение к общественной жизни.
По мнению И.А. Ильина, право призвано содействовать мирному сосуществованию и исключению насилия из жизни. Но в случае необходимости, право использует силу для гарантирования исполнения своих требований. И.А. Ильин с сожалением вынужден констатировать, что «право и правопорядок необходимы как своего рода «намордник» для своекорыстной злой воли и для хищного инстинкта. И этот своекорыстный инстинкт каждый должен усмотреть в себе самом и сказать о самом себе: «да, и для меня необходимо положительное право». Общественному животному необходимо представление о строгом пределе допустимого и недопустимого, дабы не впасть в борьбу всех со всеми, и мысль эта стара и неизбежна как мир» [1, с.183-184]. Основная проблема заключается в том, что пресечение зла при помощи физического воздействия не приводит автоматически к победе над ним. При этом заставление может остаться единственной формой борьбы со злом. Право, являясь средством физического принуждения, вместе с тем выступает необходимым условием духовного развития личности. Право предназначено для разрешения конфликтов в обществе, устранения насилия, и парадокс здесь заключается в установлении монополии права применять силу. Право служит целям организации мирного существования в обществе и защиты основных потребностей человека, используя принуждение в качестве одного из основных средств обеспечения этой задачи. Убежденность в возможности применения силы в случае нарушения правовых норм всегда будет одной из важнейших сторон правосознания. И несмотря на то, что страх наказания сам по себе никогда не может гарантировать общественный порядок, его значение заключается в установлении неприкословного авторитета государственной власти и права. В известном смысле, пожалуй все представители философии права противостоят отрицанию Л.Н. Толстым необходимости существования права и государства.
Оценка И.А. Ильиным допустимости внешнего принуждения является неотъемлемой частью его учения о правосознании и философии права в целом. Общество не может существовать без принуждения потому, что человек может быть заражен духовной злобой, внешние проявления которой ставят под угрозу материальные и духовные ценности отдельного человека и общества в целом. И.А. Ильин допускает целесообразность использования принуждения отдельно взятым человеком, способным принять вызов на борьбу со злом. При этом он подчеркивает, что при помощи права, осуществляющего организованное принуждение, можно достичь значительно большего эффекта и в кратчайшие сроки оградить общество от воздействия злой воли. Следовательно, человек со здоровым правосознанием, осознающий ценность права и следующий аксиомам правосознания, не может стать на позиции анархизма и отрицать необходимость правового принуждения в деле сопротивления злу.
Литература
- Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10т. Т. 5 /Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. Т. Лисицы.— М.: Русская книга, 1996.— С. 31-210
- Митрополит Антоний О книге И.Ильина // И.А. Ильин: Pro et contra. СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. — С. 644-649
- Розанов В.В. Еще о гр.Л.Н.Толстом и его учении о несопротивлении злу // Розанов Василий Васильевич. Собрание сочинений. О писательстве и писателях / Под общ. ред. А. Н. Николюкина.— М.: Республика, 1995.— С.11-19
- Соловьев В.С. Оправдание добра // Собрание сочинений Владимiра Сергеевича Соловьева с тремя портретами и автографом. Под редакцией и съ примечанiями С. М. Соловьева и Э.Л. Радлова. Второе издание. — СПб.: Книгоиздательское Товарищество «Просвещение», В 10 т. – Т.8. – С.3-516
- Толстой Л.Н. В чем моя вера // Толстой, Лев Николаевич. Полное собрание сочинений. Том 23. Произведения 1879-1884 / Л.Н. Толстой; издание осуществляется под наблюдением Государственной редакционной комиссии ; подготовка текста и комментарии H. H. Гусева. — М.: РГБ, 2006. — С.304-465
- Толстой Л.Н.Три притчи // ТолстойЛ.Н. Полное собрание сочинений. Т.31 / Л.Н. Толстой; издание осуществляется под наблюдением Государственной редакционной комиссии ; подготовка текста и комментарии H.H. Гусева. — М.: РГБ, 2006. – С.57-68
- Robinson Paul. On Resistance to Evil by Force: Ivan Il’in and the Necessity of War // Journal of Military Ethics, 1502-7589, Volume 2, Issue 2, 2003, Pages 145 – 159
Каково библейское решение проблемы зла?
Ответ
В широком смысле «проблема зла» — это кажущееся противоречие между всемогущим, вселюбящим Богом и человеческим опытом страданий и зла в мире. Критики утверждают, что существование зла является доказательством того, что библейский всемогущий и всеблагой Бог не может существовать. Поскольку «плохие вещи случаются с хорошими людьми», говорят критики, Бог либо не существует, либо менее хорош, либо менее силен, чем предполагает Писание.
Несмотря на мнение некоторых критиков, так называемая «проблема зла» не остается без внимания в Библии. Писание не только касается проблемы зла, но и предлагает несколько ее решений. Глядя на честный библейский вопрос о зле, Божий ответ на зло и библейское решение зла, можно решить эту проблему, практически не используя ничего, кроме Божьего Слова. Конечно, этот вопрос также связан с богословием и философией. Есть несколько способов прийти к возможным решениям, и ни один из них не является полностью полным сам по себе.
Согласно Библии, опыт зла — это то, что Бог понимает и признает. Готовность Бога предоставить нам свободу делать собственный выбор также допускает возможность морального зла. Моральное зло ведет к физическому злу. Тем не менее, Бог всегда действовал, чтобы смягчить удары зла и страданий, наносимые человечеству. Он также предоставил единственное средство исправить всех ошибок. Однажды Божий план победить и уничтожить зло будет полностью осуществлен.
Писание признает «проблему зла»
Многие из 66 отдельных книг Библии открыто выражают то, что мы сейчас назвали бы «проблемой зла». В некоторых случаях эти выражения являются лишь прямым обвинением Бога в ответ на страдания, которые видели или испытали писатели.
Вся книга Иова, например, представляет собой обсуждение причин, по которым человечество испытывает страдания, даже если кажется, что мы их не заслуживаем. Кроме того, Писание предлагает множество других примечательных отрывков, которые ясно отражают проблему зла:
Аввакум 1:2–4, «Доколе, Господи, мне звать на помощь, а Ты не слушаешь? Или восклицают вам: «Насилие!», а вы не спасаете? Почему ты заставляешь меня смотреть на несправедливость? Почему вы терпите проступки? Разрушение и насилие предо мною; есть раздоры, и конфликты изобилуют. Поэтому закон парализован, и справедливость никогда не восторжествует. Нечестивый подшивает праведного, так что справедливость извращается».
Екклесиаст 4:1–3, «Вновь взглянул я и увидел все угнетения, какие делаются под солнцем: увидел слезы угнетенных, а утешителя у них нет; сила была на стороне их угнетателей — и у них нет утешителя. И я заявил, что мертвые, которые уже умерли, счастливее живых, которые еще живы. Но лучше обоих тот, кто никогда не рождался, кто не видел зла, которое делается под солнцем».
Псалом 10:1, «Что, Господи, ты стоишь вдали? Почему ты прячешься в бедственное время?»
Псалом 22:1–2, «Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил меня? Почему ты так далека от спасения меня, так далека от моих криков тоски? Боже мой, я кричу днем, но Ты не отвечаешь, ночью, но я не нахожу покоя».
Псалом 83:1–2, «Боже, не молчи; не оставайся глухим, не оставайся в стороне, Боже. Смотри, как рычат твои враги, как твои враги поднимают головы».
Иоанна 16:2–4, «Вас выгонят из синагоги; на самом деле наступает время, когда каждый, кто убивает вас, будет думать, что он предлагает услугу Богу. Они будут делать такие вещи, потому что они не знали Отца или меня. Я сказал тебе это, чтобы, когда придет их время, ты помнил, что я предупреждал тебя о них».
Римлянам 8:36, «Как написано: «За вас мы идем на смерть весь день; нас считают овцами, которых нужно заколоть».
Откровение 6:9–10, «Когда он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души тех, которые были убиты за слово Божье и свидетельство, которое они поддерживали. Они воззвали громким голосом: «Доколе, Владыко Господи, святой и истинный, пока Ты не будешь судить жителей земли и не отомстишь за нашу кровь?»
Эти отрывки показывают личное, глубокое осознание реальности зла. Писание не представляет зло как абстракцию или отдаленную идею. Настоящие люди, записавшие слова Библии, болезненно осознавали существование зла и страданий. И они были готовы выразить свои чувства Богу, особенно когда чувствовали, что Он действует не в соответствии с их ожиданиями.
Примечательно, однако, что эти же авторы также признают и верят в то, что Божья благость когда-нибудь исправит эти ошибки.
Писание формулирует «проблему зла»
Библия ясно дает понять, что зло — это то, что Бог не планировал и не создавал. Скорее моральное зло является необходимой возможностью. Если мы действительно свободны, то мы свободны выбирать что-то помимо воли Божией, то есть мы можем выбирать моральное зло. Писание указывает, что за неповиновение воле Бога есть последствия — личные, общественные, физические и духовные.
Бытие 1:31, «Увидел Бог все, что Он создал, и хорошо весьма».
Бытие 2:16–17, «И заповедал Господь Бог человеку: „От всякого дерева в саду ты будешь есть; но не ешь от дерева познания добра и зла, ибо когда ты вкусишь от него, то непременно умрешь».
Бытие 3:17–19, жене твоей и ел плод с дерева, о котором Я заповедал тебе: не ешь от него, проклята земля из-за тебя; в тяжких трудах будешь питаться от него во все дни жизни твоей. Он произрастит для вас тернии и волчцы, и вы будете питаться полевыми растениями. В поте лица твоего будешь есть пищу твою, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься».
Притчи 14:34, «Праведность возвышает народ, а грех осуждает всякий народ».
Притчи 19:3, «Глупость человека ведет к его гибели, но сердце его негодует на Господа».
Матфея 5:3–11, «Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. . . . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда люди оскорбляют вас, преследуют вас и ложно говорят о вас всякое зло из-за меня».
Иоанна 9:1–3, «Проходя, он увидел человека, слепого от рождения. Его ученики спросили Его: «Учитель, кто согрешил, этот человек или его родители, что он родился слепым?» «Ни этот человек, ни его родители не согрешили, — сказал Иисус, — но это произошло для того, чтобы явились дела Божии». в Нем».
Римлянам 1:18–28, «Гнев Божий открывается с неба на всякое безбожие и лукавство людей, подавляющих истину нечестием своим, ибо что можно знать о Боге ясно им, потому что Бог явил им это. Ибо от сотворения мира невидимые качества Божии, Его вечная сила и Божественная природа, явлены ясно, будучи поняты из сотворенного, так что люди не имеют оправдания. Ибо хотя они и познали Бога, но не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили Его, но мысли их суетились, и омрачилось несмысленное их сердце. . . . Как они не посчитали нужным хранить познание о Боге, так предал их Бог развращенному уму, чтобы они делали то, чего не должно делать».
Римлянам 3:23, «Потому что все согрешили и лишены славы Божией».
Римлянам 5:12, «Итак, как через одного человека грех вошел в мир, а через грех — смерть, так и смерть пришла ко всем людям, потому что все согрешили».
Евреям 2:2–3, «Поскольку весть, произнесенная через ангелов, была обязательной, и всякое нарушение и непослушание получили свое справедливое наказание, как же нам избежать, если мы пренебрежем столь великим спасением?»
В совокупности Писание показывает нам, что физические пороки — болезни, голод, войны и смерть — являются результатом нравственного зла. А моральное зло — это то, за что все люди несут ответственность на личном и общественном уровне. Иногда мы страдаем из-за собственных грехов. В других случаях мы страдаем из-за грехов других. В некоторых ситуациях мы страдаем от простой причинно-следственной связи. И иногда мы страдаем с особой целью, чтобы принести надежду или помощь — или предупреждение — другим (см. 2 Коринфянам 1:4).
Библия «обрамляет» проблему зла, помещая ее в надлежащий контекст. «Зло» бессмысленно, если его не с чем сравнивать. Для сравнения, у нас есть первоначальное творение Бога, названное «весьма хорошим» (Бытие 1:31). У нас есть эталон добра в Самом Боге. И у нас есть объяснение различным причинам зла и страданий.
Точно так же мы видим, что этот физический мир — это еще не все. Мы созданы не только для этой смертной жизни. Мы можем испытывать физическую борьбу, такую как «плач» и «гонение» (Матфея 5:4, 11), в то же время стремясь к большему, более постоянному состоянию «блаженства».
Конечно, четко определить, что такое зло и почему мы с ним сталкиваемся, — это не то же самое, что решить проблему зла. Однако даже определение зла в контексте христианского богословия показывает, что наш опыт зла и страданий не является несовместимым с существованием Бога. Это доказательство усиливается тем, что Библия выходит за рамки точного описания зла и раскрывает действия Бога по его устранению.
Писание выступает против «проблемы зла»
Писание показывает, что Бог не создавал зла и не способствовал ему; скорее, он описывает действия Бога в борьбе с ним. Бог ограничивает влияние зла, предупреждает нас об опасностях зла, действует, чтобы остановить распространение зла, дает нам спасение от зла и, в конце концов, навсегда победит зло.
Бытие 3:21, «Господь Бог сделал кожаные одежды для Адама и его жены и одел их».
Бытие 4:10–15, «Господь сказал: „Что ты сделал? Слушать! Кровь твоего брата вопиет ко мне из земли. Теперь ты проклят и изгнан из земли, отверзшей уста свои, чтобы принять кровь брата твоего из рук твоих. Когда вы будете обрабатывать землю, она больше не будет приносить вам урожай. Ты будешь беспокойным скитальцем на земле». Каин сказал Господу: «Мое наказание больше, чем я могу вынести. Сегодня ты изгоняешь меня из земли, и я скроюсь от лица твоего; Я буду беспокойным скитальцем на земле, и всякий, кто найдет меня, убьет меня». Но Господь сказал ему: «Не так; всякий, кто убьет Каина, отомстит семь раз».
Бытие 6:5–8, «Господь увидел, как велико развращение рода человеческого на земле, и что все мысли и помышления сердца человеческого были во все время только зло. Господь пожалел, что создал людей на земле, и его сердце глубоко смутилось. Тогда Господь сказал: «Я сотру с лица земли род человеческий, которого Я создал, а с ним зверей, птиц и тварей, передвигающихся по земле, ибо Я сожалею о том, что Я создал их». Ной обрел благоволение в глазах Господа».
Бытие 7:1–4, «Тогда Господь сказал Ною: „Войди в ковчег ты и все твое семейство, потому что Я нашел тебя праведным в этом поколении. . . . Через семь дней Я буду посылать дождь на землю сорок дней и сорок ночей и сотру с лица земли всякую душу живую, которую Я создал».
Второзаконие 9:5, «Это не из-за праведности твоей или непорочности твоей ты идешь овладеть землей их; но за нечестие этих народов Господь, Бог твой, изгонит их от лица твоего, чтобы исполнить то, что Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову».
Второзаконие 30:15–18, «Смотрите, я предлагаю вам сегодня жизнь и процветание, смерть и разрушение. Ибо я повелеваю тебе сегодня любить Господа, Бога твоего, ходить в послушании Ему и соблюдать Его заповеди, постановления и законы; тогда будешь жить и размножаться, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею. Но если ваше сердце отвратится и вы не будете послушны, и если вы будете склоняться к другим богам и поклоняться им, я заявляю вам в этот день, что вы непременно будете уничтожены. Недолго ты проживешь в земле, которую ты переходишь через Иордан, чтобы войти и овладеть ею».
Иона 3:6–10, «Когда предупреждение Ионы дошло до царя Ниневии, он встал со своего трона, снял царские одежды, покрылся вретищем и сел в прах. Вот воззвание, которое он издал в Ниневии: «По указу царя и вельмож его: не позволяйте людям и скоту, стаду или мелкому скоту вкушать что-либо; не позволяйте им есть или пить. Но пусть люди и звери покроются мешковиной. Пусть все срочно призывают Бога. Пусть они откажутся от своих злых путей и своего насилия. Кто знает? Бог еще может смягчиться и с состраданием отвернуться от Своего яростного гнева, чтобы мы не погибли». Когда Бог увидел, что они сделали и как они обратились от своих злых путей, Он смягчился и не навел на них разрушения, которым угрожал».
Матфея 10:28, «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить. Наоборот, бойтесь Того, Кто может и душу и тело погубить в аду».
Матфея 23:37, «Иерусалим, Иерусалим, ты, убивающий пророков и побивающий камнями посланных к тебе, как часто Я желал собрать детей твоих вместе, как курица собирает цыплят своих под крылья, а ты не готовы.»
1 Коринфянам 6:9–11, «Или не знаете, что беззаконники Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни клеветники, ни хищники Царства Божия не наследуют. И это то, чем были некоторые из вас. Но вы омылись, освятились, оправдались именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога нашего».
Колоссянам 1:13, «Ибо Он избавил нас от власти тьмы и ввел нас в Царство возлюбленного Сына».
2 Фессалоникийцам 2:7, «Ибо тайная сила беззакония уже в действии; но тот, кто сейчас удерживает его, будет продолжать делать это, пока его не уберут с дороги».
2 Петра 2:9, «Знает Господь, как благочестивых избавить от искушений, а неправедных удержать для наказания в день суда».
Откровение 19:11, «Я увидел открытое небо, и там передо мной был белый конь, на котором всадник называется Верный и Истинный. По справедливости он судит и ведет войну».
Откровение 20:11–15, «И увидел я большой белый престол и Сидящего на нем. . . . Я видел мертвых, больших и малых, стоящих перед престолом, и книги были раскрыты. . . . Мертвых судили в соответствии с тем, что они сделали, как записано в книгах. . . . Каждый человек был судим в соответствии с тем, что он сделал. Затем смерть и ад были брошены в огненное озеро. Озеро огненное — вторая смерть. Всякий, чье имя не было записано в книге жизни, был брошен в озеро огненное».
Откровение 21:1–5, «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали. . . . Я услышал громкий голос от престола, говорящий: «Смотрите! Божье жилище сейчас среди людей, и Он будет обитать с ними. Они будут его народом, и сам Бог будет с ними и будет их Богом. Он сотрет каждую слезу с их глаз. Не будет более ни смерти, ни скорби, ни вопля, ни боли, потому что прежний порядок вещей прошел». Сидящий на престоле сказал: «Я творю все новое!» И сказал: «Запиши это: ибо слова сии верны и истинны».
Библия объясняет, что Бог действовал, чтобы ограничить воздействие зла. Он дал нам четкие указания избегать зла. Бог также сделал духовную силу доступной для тех, кто хочет освободиться от власти зла. И с самого начала Бог привел в действие план, чтобы исправить все ошибки и положить конец нашему опыту зла и страданий (см. Бытие 3:15).
Писание решает «проблему зла»
Существование зла часто представляется огромной проблемой для тех, кто верит в Бога, в основном из-за различных ложных дихотомий. Предполагается, что Бог должен отвергать все зло, иначе Он Сам является злом. Бог должен немедленно наказать всех злодеев и никогда не беспокоить невиновных, иначе предполагается, что Он не всемогущ. На самом деле эти предположения упускают из виду реальные средства, с помощью которых Писание решает проблему зла.
Как мы видели, Библия признает зло, правильно описывает его и показывает, как Бог противостоит ему. Однако наиболее важно то, что Писание объясняет, как существование христианского Бога побеждает проблему зла.
Матфея 16:21, «С того времени Иисус начал объяснять ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и законоучителей, и что он должен быть убит и на третий день воскреснуть».
Марка 10:45, «Ибо и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».
Луки 22:19–20, «И, взяв хлеб, возблагодарил, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, отданное за вас; сие творите в Мое воспоминание. Так же и после вечери, взяв чашу, сказал: сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается’»
Иоанна 14:6 , «Иисус ответил: Я есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, кроме как через меня».
Иоанна 19:16–18, «Наконец Пилат предал его им на распятие. Итак, солдаты взяли на себя ответственность за Иисуса. Неся свой крест, он вышел к месту Черепа (которое по-арамейски называется Голгофой). Там распяли его и с ним двух других, по одному с каждой стороны, а Иисуса посредине».
Иоанна 19:30, «Иисус сказал: „Совершилось“. С этими словами он склонил голову и испустил дух».
Иоанна 20:19–20, «Вечером того первого дня недели, когда ученики были вместе, когда двери были заперты от страха перед иудейскими начальниками, пришел Иисус, стал среди них и сказал: Мир вам!» Сказав это, он показал им свои руки и бок. Ученики обрадовались, когда увидели Господа».
Иоанна 20:30–31, «Иисус совершил много других чудес в присутствии Своих учеников, которые не записаны в этой книге. Но это написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Мессия, Сын Божий, и чтобы, поверив, вы могли иметь жизнь во имя Его».
2 Коринфянам 5:1, «Ибо знаем, что если земная хижина, в которой мы живем, разрушится, то мы имеем от Бога жилище, вечный дом на небесах, нерукотворенный созидаемый».
Евреям 4:15, «Ибо у нас нет первосвященника, который не может сочувствовать нашим немощам, но у нас есть тот, кто, как и мы, был искушаем во всем, но не согрешил».
1 Иоанна 3:1, «Смотрите, какую великую любовь излил на нас Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими!»
Колоссянам 1:21–22, «Некогда вы были отчуждены от Бога и были врагами в мыслях ваших из-за вашего злого поведения. Но ныне он примирил вас телесным телом Христа через смерть, чтобы представить вас святыми в его глазах, непорочными и непорочными».
Вместо того, чтобы создать нас аморальными роботами, или обречь человечество на наши грехи, или простить наши грехи, оставив их неразрешенными, Бог избрал единственный способ решить проблему. Он создал нас со свободой выбора наших действий, а затем простил нам прощение. Прощение – это христианский ответ на проблему зла.
Прощение отличается от осуждения — оно освобождает осужденного от наказания. Прощение также отличается от оправдания зла — оно признает, что неправильное нельзя исправить. Основа нашего прощения, крест, представляет собой пересечение совершенного нравственного характера, любви и всемогущества Бога. Поскольку Он решил взять наше наказание на Себя, все страдания и зло могут быть преодолены. Согласно Библии, зло, с которым мы сталкиваемся в этой жизни, уже побеждено, и каждый имеет доступ к этой победе.
Иоанна 3:16–21, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо Бог послал Сына Своего в мир не для осуждения мира, а для того, чтобы через Него спасти мир. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Вот приговор: свет пришел в мир, но люди возлюбили тьму вместо света, потому что дела их были злы. Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету из страха, что дела их будут разоблачены. а кто живет по истине, тот идет к свету, чтобы ясно было видно, что, что они сделали, то было сделано в очах Божиих».
Иоанна 16:33, «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В этом мире у тебя будут проблемы. Но мужайтесь! Я победил мир».
В целом, как и предполагалось, Библия описывает зло как нечто, допущенное Богом, но никогда не попустительствующее ради нашей свободной воли. На протяжении всей истории Бог предпринимал шаги, чтобы ограничить влияние зла. И, самое главное, Сам Бог взял на Себя последствия нашего греха, поэтому каждому человеку доступны прощение и спасение. В результате со всем грехом, злом и страданиями когда-нибудь будет покончено. Помимо философских или богословских аспектов этого вопроса, Писание само по себе имеет большое значение для нейтрализации силы «проблемы зла».
Когда христианину разрешено гражданское неповиновение?
Ответ
Императором Рима с 54 по 68 год нашей эры был Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, также известный как Нерон. Император не был известен как моральный и этический человек, если не сказать больше. В 64 году нашей эры произошел великий римский пожар, в поджоге которого заподозрили самого Нерона. В своих трудах римский сенатор и историк Тацит записал: «Чтобы избавиться от молвы [о том, что он устроил пожар], Нерон закрепил вину и предал самые изощренные пытки ненавидимому за свои мерзости классу, называемому христианами христианами». население» ( Анналы , XV).
Именно в царствование Нерона апостол Павел написал свое послание к римлянам. Хотя можно было бы ожидать, что он побудит христиан в Риме восстать против своего деспотического правителя, в главе 13 вместо этого мы находим следующее:
«Каждый человек должен подчиняться властям. Ибо нет власти не от Бога, а существующие от Бога установлены. Поэтому противящийся власти противится установлению Божию; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо правители являются причиной страха не за хорошее поведение, а за зло. Вы хотите не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от того же; ибо это служитель Божий вам во благо. Но если делаешь зло, бойся; ибо не даром носит меч; ибо это служитель Божий, отмститель, наводящий гнев на делающего зло. Поэтому нужно быть в подчинении не только от гнева, но и по совести. Ибо из-за этого вы и подати платите, ибо правители суть рабы Божии, посвящающие себя тому самому делу. Воздайте всем, что им причитается: налог, кому налог; обычай к кому обычай; страх перед кем бояться; честь кому честь» (Римлянам 13:1–7).
Даже во время правления безжалостного и безбожного императора Павел, писавший под вдохновением Святого Духа, призывает своих читателей подчиняться правительству. Более того, он заявляет, что не существует другой власти, кроме установленной Богом, и что правители служат Богу на своем политическом посту.
Петр пишет почти то же самое в одном из своих двух новозаветных посланий:
«Повинуйтесь ради Господа всякому человеческому установлению, будь то царь, как имеющий власть, или правители, посланные им для наказания злодеев и похвалы творящих добро. Ибо такова воля Божья, чтобы, поступая правильно, вы могли заставить замолчать невежество глупых людей. Поступайте как свободные люди и не пользуйтесь своей свободой для прикрытия зла, но пользуйтесь ею как рабы Божии. Всех людей почитай, братство люби, Бога бойся, царя чти» (1 Петра 2:13–17).
Учения Павла и Петра вызвали немало вопросов у христиан, касающихся гражданского неповиновения. Имеют ли Павел и Петр в виду, что христиане всегда должны подчиняться всем приказам правительства, независимо от того, что от них требуется?
Краткий обзор различных взглядов на гражданское неповиновение
Есть как минимум три общих позиции по вопросу гражданского неповиновения. Анархистская точка зрения гласит, что человек может принять решение о неповиновении правительству, когда ему захочется и когда он чувствует, что это имеет для него личное право. Такая позиция не имеет никакой библейской поддержки, о чем свидетельствуют писания Павла в Римлянам 13.
Экстремист-патриот говорит, что человек всегда должен следовать и подчиняться своей стране, что бы ни приказывали. Как будет показано через мгновение, эта точка зрения также не имеет библейской поддержки. Более того, она не поддерживается в истории народов. Например, во время Нюрнбергского процесса адвокаты нацистских военных преступников пытались использовать для защиты аргумент, что их клиенты лишь выполняли прямые приказы правительства и, следовательно, не могли нести ответственность за свои действия. Однако один из судей отмел их аргумент простым вопросом: «Но господа, разве нет закона выше наших законов?»
Позиция, которую отстаивает Писание, — это позиция библейского подчинения, при которой христианину разрешается действовать в порядке гражданского неповиновения правительству, если оно повелевает злу, так что оно требует от христианина действий, противоречащих ясному учения и требования Слова Божьего.
Гражданское неповиновение — примеры из Писания
В Исходе 1 египетский фараон дал четкое указание двум еврейским акушеркам убить всех еврейских младенцев мужского пола. Крайний патриот выполнил бы приказ правительства, но Библия говорит, что повивальные бабки ослушались фараона и «боялись Бога, и не сделали так, как повелел им царь Египетский, и оставили мальчиков в живых» (Исход 1:17). Далее в Библии говорится, что повивальные бабки солгали фараону о том, почему они оставляют детей в живых; тем не менее, даже несмотря на то, что они лгали и не слушались своего правительства, «Бог был добр к повивальным бабкам, и народ умножился и сделался весьма сильным. Так как повивальные бабки боялись Бога, Он устроил им домы» (Исход 1:20–21).
В книге Иисуса Навина 2 Раав напрямую не подчинилась приказу царя Иерихона выдать израильских шпионов, которые вошли в город, чтобы собрать сведения для битвы. Вместо этого она спустила их по веревке, чтобы они могли сбежать. Несмотря на то, что Раав получила четкий приказ от высшего правительственного чиновника, она сопротивлялась приказу и была искуплена от разрушения города, когда Иисус Навин и израильская армия разрушили его.
В книге 1 Царств записан приказ царя Саула во время военной кампании, который никто не мог есть, пока Саул не выиграл битву с филистимлянами. Однако сын Саула Ионафан, который не слышал приказа, ел мед, чтобы освежиться после тяжелой битвы, которую вело войско. Когда Саул узнал об этом, он приказал своему сыну умереть. Однако народ сопротивлялся Саулу и его приказу и спас Ионафана от казни (1 Царств 14:45).
Другой пример гражданского неповиновения в соответствии с библейской покорностью можно найти в 3 Царств 18. В этой главе кратко рассказывается о человеке по имени Авдия, который «сильно боялся Господа». Когда царица Иезавель убивала Божьих пророков, Авдия взял сотню из них и спрятал их от нее, чтобы они могли жить. Такой акт явно противоречил воле правящей власти.
В 2 Kings записано единственное явно одобренное восстание против правящего правительственного чиновника. Гофолия, мать Охозии, начала истреблять царское потомство дома Иуды. Однако Иоас, сын Охозии, был взят дочерью царя и спрятан от Гофолии, чтобы сохранить родословную. Шесть лет спустя Иодай собрал вокруг себя людей, провозгласил царем Иоаса и казнил Гофолию.
Даниэль записывает несколько примеров гражданского неповиновения. Первый находится в главе 3, где Седрах, Мисах и Авденаго отказались поклониться золотому идолу в неповиновении приказу царя Навуходоносора. Второй находится в главе 6, где Даниил бросает вызов указу царя Дария не молиться никому, кроме царя. В обоих случаях Бог спас Свой народ от наложенной смертной казни, тем самым показывая, что Он одобряет их действия.
В Новом Завете в книге Деяний записано гражданское неповиновение Петра и Иоанна властям, находившимся у власти в то время. После того, как Петр исцелил хромого от рождения, Петра и Иоанна арестовали за проповедь об Иисусе и посадили в тюрьму. Религиозные авторитеты были полны решимости помешать им учить об Иисусе; однако Петр сказал: «Правильно ли пред Богом слушать вас больше, чем Бога, вам судить; ибо мы не можем перестать говорить о том, что видели и слышали» (Деяния 4:19).–20). Позже правители снова обратились к апостолам и напомнили им об их заповеди не учить об Иисусе, но Петр ответил: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5:29).
Последний пример гражданского неповиновения можно найти в книге Откровения, где антихрист приказывает всем, кто будет жить в последние времена, поклоняться своему образу. Но апостол Иоанн, написавший Откровение, утверждает, что те, кто станет христианами в то время, ослушаются антихриста и его правительства и откажутся поклоняться образу (Откровение 13:15), точно так же, как товарищи Даниила нарушили указ Навуходоносора поклоняться его идолу.
Гражданское неповиновение — заключение
Какие выводы можно сделать из приведенных выше библейских примеров? Принципы гражданского неповиновения христианина можно резюмировать следующим образом:
• Христиане должны сопротивляться правительству, которое повелевает или принуждает ко злу, и должны работать ненасильственно в рамках законов страны, чтобы изменить правительство, которое допускает зло.