Поединок пересвета с челубеем на куликовом поле описание: Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)
Содержание
Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова описание
- Сочинения
- По картинам
- Другие
- Авилов — Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле)
Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.
Картина изображает поединок перед началом битвы на Куликовом поле, когда по традиции, происходил поединок двух лучших воинов той и другой стороны. Исход его, по тогдашним воззрениям, предвещал победу или поражение той или другой армии. Вследствие этого, результат схватки серьезно поднимал или ронял боевой дух.
Полотно Авилова показывает заключительный момент поединка русского и татарского воинов. Александр Пересвет, по преданию монах Троице-Сергиевой лавры, которого благословил принять участие в битве Сергий Радонежский, и Челубей насмерть пронзают друг друга копьями. Поражение татарского воина (хотя оба погибли, но русского конь довез до расположения своих войск, а его противник упал) подчеркнуто начавшимся сползанием с седла Челубеем и слетающим с его головы махалаем.
Фигуры всадников занимают центральное место картины, подчеркивая символизм происходящего. Довольно большие размеры полотна (около 2 х 5 метров) еще больше подчеркивают эффект. Художник изобразил более подробно лицо Пересвета, расположив Челубея спиной к зрителю. На нем видна крайняя ненависть к врагу, но лица не играют центральной роли в картине. Целью живописца было показать образы русского и иноземного захватчика и драматизм схватки.
Больше внимания явно уделено оружию обоих противников, развивающимся на ветру гривам коней, стоящих на дыбах, чьи морды и оскаленные зубы придают сцене более ожесточенный характер.
Цветовая гамма, использованная для изображения облачения Пересвета и Челубея, выполнена довольно разнообразна. Художник использовал возможности, даваемые масляными красками для усиления эффекта и привлечения внимания к центру полотна. Серые кольчуги, черные кони, темного цвета оружие сочетаются с красными и золотистыми щитами и попонами всадников. Выбор красок дополнительно приковывает взгляд к поединку. Серое небо и однообразно зеленая трава также способствуют достижению поставленной художником цели.
На заднем плане, справа и слева изображены русская и татарская рати, наблюдающие за происходящим. Но они не играют ключевой роли в композиции картины и создают фон, необходимый для полотна, изображающего историческую батальную сцену.
Картина органично совмещает историческую достоверность изображенной батальной сцены с выражением патриотических чувств.
Пересвет
Александр Пересвет происходил из боярского рода. Он был одним из лучших воинов своего времени.
Незадолго до поединка на Куликовом поле Пересвет был пострижен в монахи (Великую схиму) преподобным Сергием Радонежским.
Великая схима – является высшей ступенью монашеского посвящения.
Принятие Великой схимы Пересветом, означало его отказ от мира.
Принявший Великую схиму монах, как бы умирает для мира и принимает на себя великий Ангельский образ, становясь схимонахом, или схимником.
Также от Сергия Радонежского оба инока, Пересвет и Осляби получили благословение на битву и монашеское облачение (схимы расшитые крестами).
На Куликово поле Пересвет и Осляби вышли вместе…
На бой с Челубеем пошел Пересвет.
Сочинение по картине Поединок Пересвета с Челубеем
Поединок Пересвета с Челубеем был написан как раз в то время, когда началась Великая Отечественная война. Она полностью наполнена тем самым духом патриотизма, которого так не хватает. Каждый человек старался сделать хоть что-нибудь для своей страны для того чтобы защитить ее и не дать врагам захватить ее.
Все происходит перед битвой на Куликовом поле. И для этой битвы были отобраны по одному воину с каждой территории. Каждая сторона надеялась, что именно их воин принесет им победу, и они смогут потом захватить территорию своего врага. Кроме этого если их воин победит, то они будут чувствовать себя намного увереннее и сильнее, чем их враги. Да к тому же их потом будут бояться.
Авилов хотел показать на этой картине практически завершающий этап в схватке. Вот только в итоге-то победа не досталась никому, а все, потому что враги ранят в раз друг друга и ни один из них даже не ожидал такого исхода. Рядом с татарским воином оказался его верный помощник, который на протяжении долгого времени выручал и всячески помогал ему, а также оберегал от смерти. Вот только сейчас этого не удалось сделать. Но у него есть еще один шанс, если он вовремя доставит его в расположение, то может быть, другие воины помогут ему и поэтому скорым шагом он поскакал.
Всадники находятся прямо на середине холста, и это значит, что они являются центральными фигурами. А поскольку полотно занимает большое расстояние, то благодаря этому эффекты становятся ярче и четче. Художнику удалось изобразить не только крупным планом Пересвета, а вот его враг закрыт от глаз смотрящих, потому что находится к ним спиной. Кроме этого здесь показана вся ненависть одного врага к другому и их попытка сделать все для того чтобы в этой войне победа досталась только ему, а не кому-то другому.
Их лица жестоки и каждому из них поскорее хочется покончить со своим врагом, но пока этого не удается сделать. Копья развиваются на ветру.
Обратите внимание, как художнику удалось изобразить цвета на этой картине, они выполнены в разнообразном виде. Он использовал масляные краски для того чтобы еще раз подчеркнуть всю трагичность картины, а также для того чтобы привлечь внимание окружающих именно к своей картине.
Челубей
Челубей (в некоторых источниках Чалабай или Темир-Мирза) был не просто богатырем и опытным воином из войска темника Мамая, не знавшим поражений и победившим более чем в 300 боях.
Челубей был тибетским монахом, практиковавшим древнее тибетское боевое искусство Маг-Цзал.
Мало того, Челубей достиг высшего уровня в воинской практике Маг-Цзал — статуса «Бессмертного», а также владел боевой магией — «Бон-По».
Тибетцы называли таких воинов ДАБДОБ и считали, что они избраны духами.
Боевая магия «Бон-По», которой владел Челубей, позволяла многократно увеличить эффективность боевых приемов путем магических заклинаний силы духов потустороннего мира.
В результате такой воин-маг впускал в себя «Звериную силу», превращаясь в единое с духом существо, чем-то среднем между человеком и демоном.
«Звериная сила» давала невероятные для человека возможности, силу и неуязвимость в бою.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим.
Воины-маги, такого уровня, которого достиг Челубей, были большой редкостью и особым явлением в магической практике Тибета.
Челубей должен был духовно сломить русских еще до поединка. Поэтому именно он был выставлен на бой против русского воина.
Михаил Авилов.
Михаил Иванович Авилов (1882-1954) – художник-баталист, живописец, всю жизнь посвятивший военной тематике, автор известной картины о гражданской войне «Взятие станции Касторная». Он прошел хорошую школу: работал с Ф. А. Рубо, автором грандиозных панорам «Бородинская битва», «Оборона Севастополя», «Штурм аула Ахульго». Известно, что художники-баталисты – реалисты из реалистов: если кантик на погоне персонажа лилового цвета, то не дай бог баталисту изобразить его синим – коллеги заклюют до смерти! Более других к баталистам применимо ядовитое высказывание Пикассо, обращенное ко всем художникам социалистического реализма: зачем, мол, вам надписывать на тюбиках: «жженка», «киноварь», надо писать просто: «краска для лица», «краска для мундира» и т. д. и все же в достоверности изображения униформы, оружия, а главное, в искусстве композиции, в своеобразном стоп-кадре «Остановись, сраженье!» есть своя прелесть, тем более что сам эпизод сражения, изображенный на полотне, порой мог быть весьма далек от исторической реальности. Так произошло с картиной Авилова, которая не менее чем полстолетия красуется во всех учебниках по истории России.
О Куликовской битве 1380 года – одном из ключевых сражений русской истории – сохранилось довольно много исторических свидетельств: столь памятным для русского сознания оказалась битва на Куликовом поле. После полутораста лет монголо-татарского ига Русь в 1380 году сумела собрать объединенное войско и в открытом бою победить своего злейшего врага. Современникам Дмитрия Донского и нескольким поколениям их потомков победа эта придавала силы, была очевидным свидетельством превосходства «честного креста» над «басурманами». Великое значение победы на поле Куликовом не затмили даже последовавшие после нее печальные события: сожжение Москвы ханом Тохтамышем в 1382 году и иго Золотой Орды еще на долгие 100 лет. Вот и сюжет картины строится на одном из легендарных известий о том, что перед Куликовской битвой великий князь Дмитрий Иванович ездил в Троицкий монастырь и получил благословение Сергия Радонежского. По просьбе князя преподобный, как бы сейчас сказали, «прикомандировал» к нему двух монахов, когда-то имевших в миру славу опытных воинов, — Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Сергий отпустил монахов с одним условием: вместо золоченых доспехов они возложат на себя монашеское облачение с нашитым на него крестом. Так Пересвет и выехал на поединок с татарским богатырем Челубеем перед стоявшими лицом к лицу враждебными армиями. Соперники съехались, пронзили друг друга копьями – и тут же замертво рухнули наземь. Погибшего Пересвета, а также убитого в сражении его товарища Ослябю похоронили в московском Симоновом монастыре.
Михаил Иванович Авилов не был первым, кто обратился к этому сюжету. На картине В. М. Васнецова (1914) мы также видим мчащихся навстречу друг другу всадников, невольно обращая внимание на развевающуюся на ветру рясу монаха-воина, чего советский художник, конечно, позволить себе не мог по идеологическим соображениям – его Пересвет изображен в кольчуге, так сказать, в ослушание пославшего его Сергия…
Но суть не в этих важных деталях, а в самой истории поединка, который едва ли мог состояться. Дело в том, что в летописях, в Житии Сергия Радонежского, в «Задонщине» — исторических произведениях, по времени наиболее близких к 1380 году, нет никаких сведений об этом поединке перед битвой, хотя Пересвет и Ослябя среди участников сражения упоминаются. И только в «Сказании о Мамаевом побоище», не раньше конца XVI века, то есть по времени, отстоящем от Куликовской битвы не менее чем на столетие, возникает эта героическая история.
Причем в сказании она дается в гиперболизированном виде: «…выеде злой печенег <�…>, подобен бо древнему Голиаду (Голиафу. – Е. А.): пяти сажен высота его, а три сажени ширина его». «Какой еще такой ‘печенег’?» — удивится читатель, убежденный с детских лет, что Пересвету противостоял татарин Челубей (в других списках «Сказания» — Темир-мурза, Таврул). А дело в том, что на автора «Сказания», по-видимому, оказало влияние красочное описание подвига молодого кожемяки (кожевника) времен Владимира Красное Солнышко, содержавшееся в летописи. Как известно, этот могучий юноша вышел перед битвой против «превеликого зело и страшного» печенега-поединщика и, не мудрствуя лукаво, поднял соперника над землей (как Зевс Антея) и задушил его в своих железных объятьях («удави печенега в руку до смерть»). Прибегнув к такой реминисценции, неизвестный нам автор «Сказания о Мамаевом побоище» возвеличивал подвиг, совершенный русским воином на Непрядве. По этой же причине автор «Сказания» не смог обойтись и без знаковой для подобного исторического момента встречи Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Ивановича. Между тем об этом свидании ранние источники также молчат, что не случайно: известие о приходе на Русь Мамая было получено в Москве внезапно, и великому князю пришлось спешно собирать войска для похода за Оку, чтобы не дать монголо-татарам прорваться к Москве. Времени на поездку в Троицкий монастырь уже не было, и встреча Сергия Радонежского и князя Дмитрия вряд ли могла состояться. Более правдоподобна версия, согласно которой благословение от преподобного князь Дмитрий получил во время похода от посланного Сергием монаха Пересвета.
К тому же автор «Сказания» присочинил и участие в сражении новгородских полков, ибо был убежден, что на это сражение собралась вся Русская земля. На самом деле новгородцы в битве не участвовали. И здесь автор опять невольно списывает с древней летописи слова, которые во времена Московского великого княжества уже звучали анахронизмом: «…совокупя всю русь и словены». А ведь так писали в седые времена варягов! Встречаются в «Сказании» и другие «нестыковки». Но речь не идет о фальсификации или подлоге, ибо «Сказание» — художественное произведение русской древности, сочиненное неизвестным автором по всем законам жанра сказания.
Резонен вопрос: а что же было на самом деле? Как считает исследователь А. Л. Никитин, реально существовавший Александр Пересвет, брянский боярин, привез великому князю Дмитрию Ивановичу, стоявшему в одном переходе от Непрядвы, послание от преподобного Сергия с благословением на ратный подвиг, а также просфору. Сам же Пересвет участвовал в сражении и погиб, возможно, одним из первых, ибо находился в переводовом полку, в первом ряду воинов. Ослябя же, его родственник, также участвовал в сражении, но остался в живых. Так что поединка, изображенного Авиловым, не было. Наиболее соответствует действительности запись в летописи о начале сражения, когда оба войска сошлись в краткой (всего на три часа!), но смертельной схватке: «И ту исполчишася обои и устремишася на бой и соступишася обои, и бысть на долже часе брань крепка зело и сеча зла…»
Е. Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка.». Санкт-Петербург, «Арка». 2013 год.
* * *
ХУДОЖНИКИ. АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Поединок
Пред началом битвы два самых сильных воина от каждой стороны должны были сразиться между собой.
Это был ритуальный поединок, результат которого расценивался обеими сторонами как знамение, предсказывающее исход битвы.
На поле боя вышли два воина, два монаха…
Схимник Александр Пересвет и «бессметный» воин-маг Челубей…
Поединок предполагал бой на копьях верхом на лошадях.
Оба воина были одеты в доспехи и готовились к сражению.
Однако, вопреки логики, перед началом поединка Александр Пересвет откладывает в сторону щит, снимает с себя доспехи и остается лишь в монашеском облачении (схиме расшитой крестами), подаренной ему преподобным Сергием Радонежским.
Пересвет берет в руки копье, садится на коня и едет навстречу Челубею…
Краткое описание картины
Все действия, описанные на полотне, происходят на огромной поляне, часть которой покрыта зеленой, сочной травой, а другая половина — вытоптана или выжжена. По берегу голубой широкой реки выстроилась русская армия в полной боевой готовности. По другую сторону картины как противопоставление, представлено столь же огромное ордынское войско.
В центре полотна изображены два сильных и могучих воина. Один из них русский богатырь, другой — татаро-монгольский воин, который восседает на гнедом скакуне. Художник представил бой в тот момент, когда всадники сошлись в бою и одним ударом сбили друг друга с разгоряченных коней.
Фоном всего сражения выступает небесный свод. Он представлен в довольно интересных переходах — прозрачные голубые оттенки над ордынскими войсками и хмурые, желто-серые цвета над армией русичей. Последнее словно предрекает врагам недобрые моменты и серьезные потери.
Секрет Челубея
Мастер конных поединков, Челубей не знал поражений еще и потому, что его копье было на метр длиннее обычного.
В поединке с ним ни один противник не мог нанести ему удар, так как более длинное копье Челубея выбивало противника из седла.
Знал ли об этом Пересвет. Неизвестно. Но именно отсутствие доспех позволило ему нанести смертельный удар непобедимому Челубею.
Всадники разъехались и разогнав коней, начали сближаться.
Богатыри ринулись на встречу друг другу, как две молнии…
А когда ударились копьями, как сказано в летописи «едва земля не преломилась под ними».
Копье Челубея на большой скорости прошло сквозь мягкие ткани тела Пересвета, не успев вышибить его из седла и тогда он смог приблизится к противнику и нанести ему удар.
Удар копья Пересвета пришелся в щит Челубея, пробил щит насквозь и поразил его насмерть.
Челубей, получил смертельную рану и рухнул на землю, головой к ордынским войскам.
Несмотря на пробитую копьем грудь, Пересвет остался сидеть в седле и сумел доскакать до русского войска.
Гибель «бессмертного» и непобедимого воина-мага на глазах войска Золотой Орды, вызвало замешательство.
В воздухе витал вопрос:
Кто это русский, сумевший противостоять сильнейшему из всех воинов.
Был нарушен привычный ход вещей.
У воинов Орды пошатнулась вера и появился страх.
Жертвенный подвиг Пересвета вдохновил русских воинов, которые ринулись в бой.
И первым среди них был Андрей Ослябя.
Победа русских войск в Куликовской битве стала важным шагом на пути к восстановлению единства Руси и будущему свержению ига Золотой Орды.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Их память совершается 7 (20) сентября.
С большим уважением к памяти Пересвета относятся в Китае и на Тибете.
Так в одном из тибетских монастырей имя русского воина-монаха Пересвета записано в особой священной книге, где фиксируются важнейшие духовные события.
Поединок Пересвета и его победа над бессмертным ДАБДОБОМ занесена туда как событие, вышедшее за рамки обычного хода вещей.
Описание 2
Навеянная былинным эпосом, картина «Поединок Пересвета с Челубеем» стала одной из работ, прославивших советского художника М.И.Авилова. Написанная в 1943г. она возвеличивает славную национальную старину, подвиг родного народа и его бессмертных героев.
3 сентября 1380г. князь Дмитрий Иванович направил 150-тысячное войско к Дону. Оно состояло не только из дружинников, но и из простых крестьян и ремесленников – всех, кто мог держать оружие в руках. Среди них был инок-монах – Александр Пересвет, могучий богатырь и великий мастер рукопашного боя.
Поблизости находилось вражеское войско во главе с Мамаем. Дмитрий, собрав военный совет, принял решение сражаться за православную веру.
Ордынские пешие шли сплошной стеной: ряд в ряд, плечо к плечу. Когда первый их ряд замедлял ход, следующий за ним – налагал на плечи: копья задних были длиннее передних.
Русское войско шло в светящихся доспехах, с крепкими бронзовыми дубравами и флагами. Бесчисленный торжественный строй поверг в ужас противника.
Воинственные полки укоротили шаг и замерли друг против друга на расстоянии. Из гущи ордынцев, раздвинув пехоту, выехал всадник. Это был ордынский богатырь Челубей, славившийся своей непобедимостью. Тяжелый и тучный, он гневно высмеивал русских. Русская сторона оскорблено молчала. Ответить по достоинству за всех вызвался инок Александр Пересвет. Он был велик, красив и статен, но фигура ордынца была крупнее его. Медленно выехав из покачнувшихся рядов, оглянувшись, он выровнял на ходу копье и пустился на врага. Ордынец – к нему навстречу…
На картине изображен момент легендарной схватки двух могучих воинов – Пересвета и Челубея. Главные герои, восседающие на конях и встретившиеся на бешеном скаку, занимают центральный план картины. Фигура Пересвета – слева, она развернута к зрителю. Его сильный взгляд из-под шлема направлен на противника. Лица Челубея не видно. Копье русского воина пронзает щит татарина, и разит противника насмерть. С выбитого из седла ордынца слетает красный малахай. Кони, ставшие под воинами на дыбы, кажется, вот-вот ударятся друг о друга. Их морды оскалены, а глаза – полны ужаса. В столкновение русский богатырь стал победителем, однако его ранение тоже оказалось смертельным. На полотне не показано, но известно, что конь Пересвета вернулся к русскому войску с телом героя, не выбитого из седла.
На заднем плане картины по обе стороны – русский и ордынский полки. Выбранная палитра красок ярко передает настроения в войсках. Используя тона приглушенные в изображении русской рати, автор показывает твердость духа и спокойную величавость. Впереди войска – глава, Дмитрий Донской. Под ним – белый конь.
Правая сторона – ордынцы, показана ярко. Неуверенные и нетерпеливые, их одолевает страх и беспокойство. В поединке они угадывают исход всего сражения на Куликовском поле.
Работая над картиной во время ожесточенных сражений советских войск с немецко-фашистскими захватчиками, Авилов находит и устанавливает связь между прошлым и будущим страны, чем поддерживает боевой дух армии. За эту работу в 1946г. художник был удостоен награды – Сталинской премии I степени.
В настоящее время полотно хранится в Государственном Русском музее г.Санкт-Петербург.
Описание композиции
На холсте Авилов рассказывает об одном эпизоде перед началом Донского побоища между русскими и татарскими войсками в 1380 г, а именно: о поединке богатыря-русича Пересвета с великаном-печенегом Мурзой Челубеем. Их бой определял — кто пойдет в наступление первым, а значит понесет наибольшие потери и скорее всего проиграет все сражение. Справа и слева от центра композиции художник изобразил, в ожидании начала битвы, стояние полков армии Дмитрия Донского и ордынского войска Мамая. Психологическое состояние воинов противоборствующих сторон передается игрой красок, четкостью линий построенных полков. Так, серая цветовая гамма левой части картины и четкий строй ратников — говорит об уверенности в победе и спокойствии русичей. Нестройные ряды татар, их яркие одежды — демонстрируют неуверенность, беспокойство по поводу исхода поединка.
Поединок Пересвета с Челубеем — Независимая Окружная Газета
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина Михаила Авилова
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле — самая известная картина советского художника Михаила Авилова. Публика впервые увидела её в 1943 году. На полотне изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем, предшествовавший Куликовской битве. Эта картина стала классикой батально-исторического жанра в русской живописи.
Монументальное историческое полотно было написано Авиловым в годы Великой Отечественной войны, в период событий, связанных с обороной Сталинграда и сражениями на Курской дуге. Идея сюжета у художника появилась задолго до этого. Ещё в 1917 году Авилов выставлял на суд зрителя свою картину «Выезд татарина Чели-Бея на единоборство с Пересветом». Однако тогда художник остался не удовлетворён своей работой.
На момент начала Великой Отечественной войны Михаилу Авилову было почти шестьдесят лет. Однако художник решительно отправился в военкомат. Конечно, его развернули, указав на то, что его долг как художника не бороться с оружием в руках, а поддерживать патриотический дух советских солдат посредством своего таланта.
Осенью 1942 года из эвакуации художник приехал в Москву, родной Ленинград был ещё скован кольцом блокады. В столице ему выделили просторную мастерскую, и в декабре он приступил к напряженной работе над ставшей впоследствии широко известной картиной. Над созданием полотна он трудился с огромным вдохновением и тщательностью. Чтобы сделать изображение исторически достоверным, Авилов истратил немало бумаги на эскизы и зарисовки оружия и костюмов, хранившихся в Центральном Историческом музее. Знаменитое монументальное полотно он писал шесть месяцев.
Битва поединщиков
По сложившимся ещё в древности законам, битва сильнейших воинов перед боем назначалась только при возникновении сложной или неопределённой ситуации. Древние легенды указывают, что сражение двух воинов в поле зрения противников могло заменить молномасштабное сражение войск. Проигравшая сторона отступала. Возможно, это лишь легенда и в реальности битва начиналась независимо от исхода схватки. Но в любом случае она имела очень важное психологическое значение для бойцов.
Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для развития событий.
Как же сложилась ситуация в соотношении противоборствующих сил перед Куликовским сражением? Оказывается, русское и татарское войска были примерно равными по силе, имели почти одинаковое количество воинов. Это было известно обоим армиям и не вызывало у них желания атаковать первыми, рискуя быстро потерять значительную часть своего войска. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия противоположной стороны.
У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения. Они ждали войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами. Для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок.
Мурза Челубей
От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы. В верховых сражениях он использовал копьё на метр длиннее обычного, что позволяло убивать противника ещё до столкновения. Источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком и ранее он уже более 300 раз побеждал соперников в поединках на копьях. Люди Мамая наняли его специально для подобных поединков.
Челубей (в некоторых источниках Чалабай, Челибей, Темир-Мирза либо Таврул) был не просто опытным воином и богатырем. Это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по.
В результате он достиг вершин посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приёмов боя беспредельно возрастает за счёт привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов).
В результате человек впускает в себя «силу зверя» или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти тела не сможет освободиться от посмертных объятий сил тьмы.
Согласно древним источникам, Челубей отошёл от войска на белом коне, облачённый в серые одежды.
Александр Пересвет
Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.
Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.
В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.
Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета.
По благославению Сергия Радонежского
Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Дмитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми. Имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси и благословение такого человека должно было вселить надежды в воинов.
Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были, как мы знаем, Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму.
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского. Там впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Теперь это — исторический экспонат, который хранится в кладовой Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. К слову, это скорее костыль для раненого человека, нежели дорожный посох ходока.
Если это действительно так, то Пересвет на самом деле мог не погибнуть в поединке. Был тяжело ранен и некоторое время опирался на яблоневую палку. Хоть такое предположение маловероятно, оно остается одной из неразгаданных исторических загадок. Пересвета похоронили в старом Симоновом монастыре в Москве.
Поединок богатырей
По версии, изложенной в учебниках истории СССР, после первого же столкновения копья поединщиков переломались, после чего оба рухнули на землю и скончались. Существует и другая версия поединка, единственная, существовавшая в дореволюционной России.
Александр Пересвет пошёл в бой, вопреки логике поединка, сняв с себя доспехи и оставшись в одной Великой схиме. Это монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды. Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла. Тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит и вывалился из седла, значит, поединок им был проигран. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле и смог сам доехать до строя русского войска.
В «Сказании о Мамаевом побоище. Основная редакция» так описывается поединок Пересвета с Челубеем: «…Выехал злой печенег из большого войска татарского, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!.. И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он был схимою по велению игумена Сергия… Печенег устремился навстречу ему… И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».
Однако в более ранней «Задонщине» Пересвет всё-таки вернулся к своим. Согласно этой версии, он был тяжело ранен.
Сразу после схватки поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.
Воины Пересвет и Ослябя
После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби, также погибшем в бою, было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянном) в «каменной палатке». Но по другим сведениям, Ослябя в Куликовской битве не погиб, и упоминания о нём встречаются в летописи за значительно более поздние годы.
По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х годах.
Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения. Пересвет и Ослябя причислены Русской православной церковью к лику святых.
Публикация по теме: Три царевны подземного царства были написаны по заказу мецената Саввы Мамонтова
Елена Сурикова
Фото: открытые источники
М. И. Авилов «Дуэль на Куликовом поле»: описание картины
Картина написана художником в годы Великой Отечественной войны (в 1943 году). Этот год трагичен и переломен для нашей страны. Дуэль между Пересветом и Челубеем также сыграла важную роль в исходе Куликовской битвы. Этот бой укрепил дух русских полков. В бою погибли оба воина, но победу одержал наш герой. Пересвет смог загнать уцелевших на коне русским войскам в тыл. А Челубей после мощного удара копьем упал с коня и остался лежать, истекая кровью.
Картина «Поединок на Куликовом поле» находится в Государственном Русском музее, которую вы можете видеть на фото выше.
О художнике
М. И. Авилов – народный художник РСФСР, имеет множество наград, его картины участвовали в выставках в Академии Художеств Общества. А. И. Куинджи. Самая известная картина, которую написал художник Авилов, называется «Поединок на Куликовом поле». Картина принесла живописцу огромный успех, благодаря ей он стал лауреатом Сталинской премии I степени.
Авила преподавал в институте. И. Е. Репина (Академия художеств в Санкт-Петербурге, в то время — Ленинградская), создавал плакаты и иллюстрации к русской классической литературе.
Каждая картина этого художника наполнена особой атмосферой. Авилов работал в военном жанре (батальные сцены), в основном изображал на своих картинах значимые исторические события России и Советского Союза (в годы гражданской войны). Вдохновение для своих картин художник черпал из своего настоящего, и теперь, в наше время, эти картины используют в качестве иллюстраций к книгам по истории.
Рекомендовано
LP — женщина или мужчина, и это важно?
Те, кто хоть раз удосужился ознакомиться с творчеством волшебной певицы LP, были безвозвратно влюблены в ее удивительную харизму, раскрепощенность и увлекательную игру на популярном ныне инструменте укулеле. Ее настоящие поклонники перестали удивляться…
Песня «Гибралтар-Лабрадор». Смыслы и образы
Песня «Гибралтар-Лабрадор» Вячеслава Бутусова стала известна широкой публике в 1997. Она стала частью саундтрека известного фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Сегодня ее слушает второе поколение поклонников русского рока. В…
Юэн МакГрегор: фильмография, биография актера
Зрители любят фильмы с участием неординарных актеров. Таким в глазах многих был Юэн МакГрегор. Его фильмография насчитывает более шестидесяти работ, причем разноплановых и многогранных. Эван с одинаковым успехом вникает в образы богатых и…
Художник Авилов, «Поединок на Куликовом поле»: описание картины
На картине мы с первого взгляда узнаем легендарного русского богатыря Пересвета (художник изображён слева). Он одет в обмундирование русского солдата: блестящая каска-солнце, русская рубаха, а поверх нее кольчуга с металлическими пластинами, вмонтированными в качестве дополнительной защиты. Но это не спасет героя. Пересвет погибнет вместе со своим врагом Челубеем. Мы также можем видеть, что русский солдат носит сандалии и кожаные сапоги. Это говорит нам о том, что Пересвет – богатый человек или дворянский род.
Что еще изображал Авилов? «Поединок на Куликовом поле» (картина) — это, по нашему мнению, и отрицательный персонаж «Повести» — татарский воин Челубей. Художник подробно изобразил все зло (для нас это татаро-монгольское иго) в одном лике воина-татарина. Картину этого воина мы видим справа. Красная шапка на его бритой голове уже говорит нам о том, что это не русский солдат, а татарин, наш враг. Обе фигуры (Пересвета и Челубея) запечатлены в центре полотна. Они динамичные, большие, и все это выгодно их выделяет. Талантливый художник — М. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины представлено в нашей статье) — исторически значимое произведение.
Ступени
В центре картины у Пересвета острие, у Челубея контрудар. Оружие обоих воинов врезалось в щиты, но пробивало их и вонзалось в тело, пробивая кольчугу. Злой конь встал на дыбы. Красная шапка слетает с головы Челубея. Вот-вот упадет сам. Раненый Пересвет продолжает оставаться на коне. Замечательное произведение создал М. Авилов – «Поединок на Куликовом поле». Картина, которую мы несем, поражает своей реалистичностью.
Фон
Краски, которыми художник нарисовал персонажей картин, более яркие и насыщенные, чем фон. Описание отряда татар выглядит так: Полка с правой стороны Челубея, и они выражают беспокойство. Татары уже предсказывают исход матча. Он явно не в их пользу. Воин, который находится ближе к нам, не может стоять на месте и спокойно наблюдать, он внимательно следит за всем, что происходит в матче. И вот, видя, как копье пронзает Челубея, он с тревогой продвигается вперед.
Русская армия менее чем взволнована. Наши солдаты уверены в силе передержки, но не меньше их беспокоит исход боя. Чтобы подробно все изобразил Авила. «Поединок на Куликовом поле» — картина (описание еще не окончено), которая никого не может оставить равнодушным.
Впереди на белом коне сидит князь Дмитрий Донской. Наши солдаты изображены на заднем плане и маленькими фигурками, поэтому невозможно рассмотреть эмоции на их лицах.
Подарил Т. Авилову дуэль на Куликовом поле. Описание мероприятия, посвященного живописи, позволит вам больше узнать о Куликовской битве. Бой между Пересветом и Челубеем известен большинству людей, во многом благодаря художнице М. И. Авиловой.
Примечания
Мы должны гордиться тем, что создал эту картину наш художник — М. И. Авилов. «Поединок на Куликовом поле» (описание картины относится к далеким событиям) — потрясающая работа.
Художник изобразил на своей легендарной картине историческое событие России. Делая подробное описание, мы невольно начинаем углубляться в историю и пытаемся рассказать о картине, которую написал Авилов, — «Поединок на Куликовом поле». Описание картины могло бы заполнить главу в учебнике истории.
Заключение
Мы рассмотрели произведение, созданное М. И. Авиловым — «Поединок на Куликовом поле». Описание этого узора расширяет знания о нашей стране, ее героях и их подвигах. Во всей красе здесь представлены духи Русский народ,свергший иго монголов.Одно мощное копье решает судьбу всей Руси.Теперь не будет больше угнетения,простые люди будут продолжать мирную жизнь,не опасаясь,что в любой момент могут нагрянуть татарские воины и уничтожить их семьи Богатырь Пересвет в бою с Челубеем погибает, но оставляет вечную память.
На фото выше изображен памятник, посвященный Куликовской битве.