Покаянный канон совмещенный слушать онлайн: Молитвы ко Святому Причащению — Православное аудио
Содержание
Молитвы ко Святому Причащению — Православное аудио
Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого Тела и Крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни.
Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на Тайной Вечери (Мф.26:26–29, Мк.14:22–25, Лк.22:19–21).
Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его: то не будете иметь в себе жизни (Ин.6:53).
Желающие приступить к Таинству Св. Причащения, должны приготовиться к этому постом и молитвою и очистить свою совесть от грехов Таинством покаяния.
Ядущий Мою плоть, и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и пребывает во Мне и Я в нем, сказал Господь (Ин.6:54, 56).
См. также: раздел Таинство Причащения * Текст Последования ко Святому Причащению.
Хор братии Валаамского монастыря под упр. иеродиакона Германа (Рябцева):
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
60:40
1. Последование ко святому Причащению
60:40
* * *
Читает епископ Амвросий (Ермаков):
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
42:19
- mp3″ data-rand-id=»0″>
2. Последование ко Святому Причащению
58:50
1. Три канона совмещенные: ко Господу нашему Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю
42:19
* * *
Читает Николай Бульчук:
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
13:22
1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
13:22
ru/audio/audio1/Molitvy-i-bogosluzhenija/ko_svyatomy_prichacheniyu/prichastie/02-bulchuk_kanon_molebnyy_ko_presvyatoy_bogorodice.mp3″ data-rand-id=»0″>3. Канон Ангелу–Хранителю
11:12
2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице
14:32
* * *
Читает протоиерей Артемий Владимиров:
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
20:06
1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
20:06
ru/audio/audio1/Molitvy-i-bogosluzhenija/ko_svyatomy_prichacheniyu/prichastie/06-kanon-bogorodice-protoierej-artemij-vladimirov.mp3″ data-rand-id=»1″>3. Канон Ангелу–Хранителю
14:40
2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице
20:05
* * *
Читает иеродиакон Пахомий (Брусков):
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
29:19
1. Каноны Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю
29:19
ru/audio/audio1/Molitvy-i-bogosluzhenija/ko_svyatomy_prichacheniyu/prichastie/09-akafist-iisusu-sladchajshemu-bruskov.mp3″ data-rand-id=»3″>3. Последование ко Святому Причащению
41:05
4. Благодарственные молитвы по Святом Причащении
07:35
2. Акафист Иисусу Сладчайшему
15:24
* * *
Неизвестный исполнитель. В записи использованы песнопения в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры:
mp3″/>
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
12:48
1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
12:48
2. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
13:23
3. Канон молебный ко Пресвятой Богородице
14:32
mp3″ data-rand-id=»3″>5. Последование ко Святому Причащению
44:37
6. Три канона совмещенные: ко Господу нашему Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю.
42:11
7. Правило ко Святому Причастию Господа Бога нашего Иисуса Христа
46:34
mp3″ data-rand-id=»6″>
4. Канон Ангелу Хранителю
11:36
8. Благодарственные молитвы по святому Причащению
08:38
* * *
На русском языке. Читает Денис Гаврилов:
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
46:03
1. Последование ко святому Причащению
46:03
2. Благодарственные молитвы после Св. Причащения (Литургия Иоанна Златоуста)
09:08
mp3″ data-rand-id=»3″>4. Благодарственные молитвы после Св. Причащения (Литургия Преждеосвященных Даров)
09:02
3. Благодарственные молитвы после Св. Причащения (Литургия Василия Великого)
09:00
* * *
Читает Светлана Копылова:
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
12:13
1. Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу
12:13
ru/audio/audio1/Molitvy-i-bogosluzhenija/ko_svyatomy_prichacheniyu/prichastie/25-kanon-ko-presvjatoj-bogorodice-kopylova.mp3″ data-rand-id=»0″>3. Канон Ангелу–Хранителю
11:08
4. Три канона совмещенные: ко Господу нашему Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю.
34:26
5. Последование ко Св. Причащению
18:29
ru/audio/audio1/Molitvy-i-bogosluzhenija/ko_svyatomy_prichacheniyu/prichastie/29-molitvy-ko-svjatomu-prichashheniju-kopylova.mp3″ data-rand-id=»6″>7. Благодарственные молитвы после Св. Причащения
07:13
2. Канон молебный ко Пресвятой Богородице
18:04
6. Молитвы ко Св. Причащению
19:10
* * *
* * *
Акафисты:
x0,8×0,9x1x1,1×1,2×1,3×1,4×1,5×1,75×2
–:–
30:17
1. Акафист ко Святому Причащению
30:17
ru/audio/audio1/Molitvy-i-bogosluzhenija/akafist/akafist_blagodarstvennyj_po_svjatom_prichashhenii.mp3″ data-rand-id=»1″>
2. Акафист благодарственный по Святом Причащении
33:55
Акафист ко Святому Причащению. Текст
Акафист благодарственный по Святом Причащении. Текст
- 2.2 млн. 42
-
237 -
- Причащение
Три канона: Покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю
- Предстоятель
- Биография Патриарха Кирилла Патриархия
- Наместник
- История монастыря
- Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь
- Оптинские старцы
- Общая страница Наследие Обретение мощей
- Новомученики и исповедники
- Жития Статьи, документы
- Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
- 3D-экскурсия
- Монастырь Скит
- Храмы
- Паломникам
- Автобус в Оптину Проживание паломников Экскурсии по монастырю План монастыря и скита
- Проповеди
- Молитвослов
- Библиотека
- Книги, статьи Ноты Исповедный листок
- Публикации
- Аудиогалерея
- Аудио-трансляция Аудиокниги Песнопения Проповеди Молитвы
- Видеогалерея
- Фотогалерея
- Пожертвования
- Сделать пожертвование Реквизиты монастыря
- Поиск по сайту
Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству
Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте
Официальный сайт Шамординского монастыря
Есть слепота и глухота телесная – трудно переносить их, но духовная глухота и слепота гораздо ужаснее. Да избавит нас от этого Господь.
преп. Варсонофий
Если кто-то, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, таковой вскоре заблудит от пути правого. Почему и должны мы со слезами молить Господа Бога, чтобы даровал нам наставника или наставницу незаблудную, ибо по гнилости недугов нужен и врач или лекарка опытная и благоискусная. Потому и должно хворому искать не столько обильную и покойную больницу, сколько врача искусного.
преп. Антоний
Отцы не тогда только бывают отцы, когда детей по голове гладят и балуют, но и тогда именуются отцы, когда вразумляют и наказуют чад.
преп. Антоний
Могу ли я сделать признание по телефону?
В: Мой вопрос о Таинстве Исповеди по телефону. Я всегда учил, что таинство исповеди требует физического присутствия. Я хотел посмотреть конкретное требование и то, как церковь описывает «физическое присутствие», но теперь я не могу найти ничего официального на этот счет.
Мне интересно, есть ли у вас какое-то объяснение или вы могли бы указать мне на что-то авторитетное, что предотвратило бы совершение Таинства Исповеди по телефону или с помощью программного обеспечения для видеоконференций. – Отец Б.
A: В нынешних обстоятельствах, конечно, это большой вопрос, поскольку и хорошие священники, и верующие католики во всем мире изо всех сил пытаются найти способы совершать таинства, одновременно имея дело с неконституционными гражданскими ограничениями на их свободу, и канонически незаконные «отмены» их прав многими епископами. Немало отважных священнослужителей нашли умные, творческие способы достучаться до верующих-мирян, чтобы принести им мессу и таинства, как это с благодарностью признал сам Папа Франциск в своем обращении к Ангелусу от 15 марта (см. также «Письмо Папы Франциска к священникам Рим, о служении во время пандемии»).
Но при этом, конечно, очень важно, чтобы эти хитроумные и творческие средства не привели к недействительным таинствам! Никому не выгодно, если обычные правила отправления таинств извращены настолько, что их совершение не имеет духовного эффекта.
Что касается таинства Покаяния, эта потенциальная проблема имеет прямое отношение к вопросу отца Б., поэтому он и задал ее. Если вы не можете попасть в церковь или (как вариант) если к вам не может попасть священник, можно ли исповедоваться по телефону или через Интернет? Другими словами, необходимо ли для действительности таинства, чтобы священник и кающийся физически находились вместе в одном и том же месте?
Если вы будете листать Кодекс канонического права в поисках ответа, вы будете разочарованы, потому что в разделе, посвященном Покаянию (cc. 959-997), нет канонов, в которых конкретно упоминается эта тема. Точно так же и чин Покаяния в богослужебных книгах ничего прямо об этом не говорит, так или иначе. Это не должно удивлять; видеоконференция — относительно новое изобретение, а действующий Кодекс канонического права был обнародован еще в 1983. Мы не должны ожидать, что код решит такие вопросы, как этот, за десятилетия до того, как они были подняты!
Тем не менее, есть некоторые здравые, незапамятные богословские принципы, которые можно применить здесь — и, как мы увидим, есть также пара документов Ватикана, дающих некоторое руководство по новой реальности нашего кибермира, которые полностью согласие. Для начала напомним себе, что именно таинство есть .
Американские читатели, которые достаточно взрослые, чтобы узнать свою католическую веру в детстве от Балтиморский катехизис , возможно, все еще помнит краткое определение термина таинство: «Таинство — это внешний знак, установленный Христом для дарования благодати» (вопрос 136). Здесь уместно утверждение, что таинство является «внешним знаком», то есть имеет внешний и физический компонент, а не является только внутренним, духовным движением. В отношении такого таинства, как крещение, внешний и физический характер его совершения очевиден для всех нас: правильное намерение и правильная форма слов необходимы, но недостаточны без надлежащей физической материи, потому что вы просто не можете избежать употребления воды и омовение крестящегося (подробнее об этом см. «Почему этот метод крещения недопустим?» и «Почему этот метод крещения недействителен?»). Точно так же священник не может освятить Евхаристию, если у него нет под рукой опресноков и вина (подробнее обсуждается в «Евхаристия и действительность таинств, часть I» и «часть II»).
Вероятно, поэтому во время хаоса этой вирусной пандемии мы не слышим, как католики задаются вопросом, можно ли крестить детей через Интернет или проводить мессу по телеконференции — за исключением этого сбивающего с толку богослова из Австрии, который типа вызывает возможность того, что мы можем поставить хлеб и вино рядом с экраном телевизора или компьютера и совершить освящение через слова священника, произнесенные в другом месте. (К счастью, эта идея была быстро отвергнута остальной Церковью, как и должно быть.) Для нас достаточно очевидно, что, поскольку таинства, подобные этим, связаны с осязаемой материей, нет никакого способа уважительно совершать их в эфире или в Интернете. .
Но когда дело доходит до таинства, такого как Покаяние, которое не требует ни воды, ни миропомазания, ни хлеба и вина, вопрос обычно кажется многим из нас более туманным. Для обоснованности священник «просто» должен произнести правильные слова отпущения грехов (обращенные в «Действительна ли моя исповедь, если священник изменит слова отпущения грехов?») над кающимся, который искренне сожалеет о своих грехах. Так почему же священник и кающийся не могли сделать это по скайпу?
В 2002 году Папский совет Ватикана по социальным коммуникациям издал документ под названием Церковь и Интернет , в котором дается общий обзор преимуществ для Церкви от использования современных средств связи с учетом их теологических ограничений. Среди прочего в нем говорится следующее:
[В]иртуальная реальность киберпространства не может заменить реальное межличностное сообщество, воплощенную реальность таинств и литургии или непосредственное и прямое провозглашение Евангелия…. (I.5)
Виртуальная реальность не заменит Реального Присутствия Христа в Евхаристии, сакраментальной реальности других таинств и совместного богослужения в человеческом сообществе из плоти и крови. В Интернете нет таинств; и даже религиозный опыт, возможный там по милости Божией, недостаточен, если не считать реального взаимодействия с другими верующими. (I.9)
Точно так же отец Томас Вейнанди, O.F.M. Кэп, член Международной теологической комиссии Ватикана, недавно объяснил, что «физическое присутствие абсолютно необходимо для действительности совершения таинства». Он добавил:
Причина, по которой я говорю это, заключается в том, что таинство — это действие Христа, совершаемое служителем, и для того, чтобы это действие имело место, священник и кающийся должны находиться в общении друг с другом, в физическом теле. способ.
Вы не можете крестить того, кто на самом деле не присутствует, вы не можете участвовать в жертвоприношении Мессы — священник не может совершать Евхаристию — без физического присутствия….
Таинства проистекают из Воплощения, и поэтому должно быть телесное присутствие того, кто совершает таинство, и того, кто принимает таинство. Они вместе совершают причастие.
Воплощение устанавливает основу для сакраментального порядка. Таинства по самой своей природе являются воплощенными знаками, которые воздействуют на то, что они символизируют, и символизируют то, что они воздействуют, и человек должен быть частью этого знака и реальности, чтобы участвовать в таинстве.
Если вам интересно, не из ниоткуда ли современный богослов, такой как отец Вейнанди, вытащил это теологическое объяснение, помните, что Церковь столкнулась бы с тем же фундаментальным вопросом в конце 1800-х годов, с изобретением телефона. Подумайте об этом: у нас есть телефоны уже более века, и Церковь никогда, никогда не указывала, что можно исповедоваться по телефону, и это несмотря на очевидные трудности, связанные с отправкой священников-миссионеров в отдаленные регионы. мир, где духовенства мало, но есть телефонные линии. Можно было бы разумно ожидать, что если бы Церковь с теологической точки зрения была согласна с этой идеей, она бы давно это сказала. Дело в том, что личное общение священника и кающегося является неотъемлемой частью исповеди, , даже если теологи и канонисты не удосужились прямо указать это раньше.
И, кстати, сам отец Б. обнаружил старое (1906 г.) издание, предназначенное для практического использования приходскими священниками, в котором прямо затрагивался именно этот вопрос. Более века назад приходское духовенство подняло вопрос о законности исповедального отпущения грехов по телефону, что побудило тогдашних редакторов The Homiletic Monthly (предшественника Homiletic and Pastoral Review , журнал для католического духовенства в США, который издается до сих пор) для исследования и представления богословски правильного ответа. Среди прочего, их анализ показал, что
Это общение [по телефону] не устраняет дистанцию, а также не делает присутствующих друг для друга, находящихся, де-факто , на расстоянии, ибо самое большее всего лишь действенное средство общения между отсутствующими людьми. Это не новое учение, ибо если мы спросим об общем мнении благоразумных людей по этому поводу, то получим тот же вердикт — что телефон не создает присутствия, а является лишь средством связи с отсутствующим человеком. Таким образом, из простого факта общения двух лиц не следует, что они присутствуют друг перед другом, как это легко увидеть в случае общения через посланника или… посредством письма… Телефон не обеспечивает морального присутствия.
Какой же связи требует Таинство Покаяния между материей и формой? Какое присутствие требуется между кающимся, подающим дело, и исповедником, произносящим слова формы? … Для ответа на этот вопрос мы должны обратиться к богословам и практике Церкви.
Богословы всегда учили, что кающийся должен предстать перед исповедником, как преступник перед судьей. Они всегда требовали для действительности отпущения грехов, чтобы кающийся явился к исповеднику, чтобы слова формы, произносимые обычным образом, падали на кающегося таким же образом. Этого всегда требовала и Церковь, как мы видим из ее практики, всегда добивалась. Такова идея Христа, который требует этого присутствия для действительности отпущения грехов. Но это присутствие, конечно, достигается не по телефону, как признают все богословы, и никакая необходимость, какой бы великой она ни была, не может обеспечить ее… ( Казуист, Сборник случаев морального и пастырского богословия: Том 1, стр. 95-98).
Итак, у нас есть письменные указания на то, что в прошлых поколениях таинство Покаяния требовало для действительности того, чтобы священник и кающийся физически присутствовали в одном и том же месте. Теперь перенесемся на несколько недель назад, когда Апостольская тюрьма здесь, в Риме, выпустила «Записку о таинстве примирения в нынешней чрезвычайной ситуации, связанной с коронавирусом». В этом документе конкретно рассматривается проблема охвата инфицированных вирусом католиков, которые могут выздоравливать в инфекционных отделениях больниц, администрация которых выступает против того, чтобы священник входил для исповеди пациентов.
В записке обсуждается возможность, при определенных, тщательно оговоренных условиях, общего отпущения грехов — в тех случаях, когда несколько пациентов в одной палате могут быть тяжело больны/умереть одновременно. (См. «Исповедь и общее отпущение грехов», чтобы узнать больше об этой неправильно понятой теме.) Нам важно полное отсутствие каких-либо упоминаний о католиках, исповедующихся перед священником по телефону или через Интернет, что ясно указывает на то, что это не вариант.
Стоит отметить, что в примечании упоминается, что такое священник мог бы сделать , если бы он предоставил общее отпущение грехов нескольким людям в больнице. Он может стоять,
…например, [у] входа в больничные палаты, где находятся зараженные верующие, которым грозит смерть, используя, насколько это возможно, и с необходимыми предосторожностями средства усиления голоса, чтобы отпущение грехов можно услышать.
Приравниваются ли «средства усиления голоса» к телефону или подключению к Интернету? Нисколько. Представьте себе больничную палату с несколькими койками, возможно, в соседних комнатах, и священник (которому персонал больницы не разрешает приближаться ближе, чем к входной двери) хочет дать общее отпущение грехов каждому католическому пациенту с вирусом. Возможно, он мог бы использовать какой-нибудь мегафон или микрофон, чтобы его могли слышать все, даже те, кто находится в комнатах, которые находятся дальше от того места, где он стоит.
Обратите внимание, что в этом сценарии, описанном Апостольской тюрьмой, священник физически присутствует в том же месте, что и тяжелобольные кающиеся; просто некоторым из них может быть трудно его услышать. Особенно это касается пациентов с вирусом, поскольку огромный процент из них — пожилые люди, а значит, даже в обычных обстоятельствах у них может быть нарушение слуха. Здесь мы видим, что, не обсуждая это конкретно, заявление пенитенциарного учреждения ясно дает понять, что физическое присутствие необходимо для действительного отпущения грехов, а телефонные линии или другие высокотехнологичные средства связи не могут быть использованы.
К сожалению, епископ Райнхольд Нанн из епархии Каравели, Перу, очевидно, не проконсультировался с богословами, прежде чем публично заявить 15 марта 2020 года: «Я разрешаю священникам выслушивать исповеди по телефону». С канонистами он, очевидно, заранее не сверился: как обсуждалось в «Кто решает, что составляет действительное таинство?» Канон 841 говорит нам, что только высшая власть Церкви может утверждать или определять требования к действительности таинства. Должно быть ясно, что у епархиального архиерея есть абсолютно № полномочия «давать разрешение» на изменение управления таинством Покаяния, чтобы сделать его недействительным. После того, как 19 марта нота пенитенциарного учреждения была обнародована, епископ Нанн на следующий день поспешно выступил с опровержением, заявив: «В указе не упоминается исповедь по телефону, поэтому эта возможность аннулируется». Но можно только удивляться, сколько клириков и верующих уже пытались совершить таинство Покаяния по телефону и были сбиты с толку архиерейским разворотом, в котором изначально не должно было быть необходимости.
Технологии могут быть прекрасной вещью, позволяя нам легче, чем когда-либо, связываться с другими людьми, живущими в отдаленных местах. Но, как мы только что видели, когда дело доходит до совершения таинств, физическая близость является ключевым компонентом! По-своему, таинства представляют собой непосредственную встречу со Христом через служение католического священнослужителя, и телефонная линия или подключение к Интернету просто не позволяют этого сделать.
Почему Google скрывает сообщения на этом сайте в результатах поиска? Для получения дополнительной информации нажмите здесь.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Эта запись была размещена в Исповедь, Таинства и помечена как каноническое право, католицизм, исповедь, покаяние, телефон, таинство, телефон, действительный. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Почему мы не можем признаться в увеличении | Доминик М. Ланжевен, OP
Если вы застряли дома или умираете в больнице с коронавирусом, можете ли вы набрать священника-исповедника для сакраментального прощения? 1-800-КОНФЕСС? Или вы можете принять таинство покаяния через Zoom или Skype?
Нет. Не получится.
Многие подходили к этому вопросу с точки зрения канонического права, а именно того, что закон разрешает или не разрешает (или должен разрешать). Но мы также должны подходить к этому вопросу с точки зрения сакраментального богословия, на котором должно основываться каноническое право. Хотя кризис COVID-19 кажется нам новым, сакраментальные вопросы — нет. Покаянная практика Церкви прошла через подобные, даже худшие испытания. Магистериум и богословы уже рассмотрели возможности, связанные с такими средствами, как исповедь по телефону или через Интернет, и отвергли их — по веским теологическим причинам.
Как сказано в Катехизисе Католической Церкви , «Таинства являются действенными знаками благодати». Как знаки, таинства являются физическими. Ими движут духовные принципы и цели, но это обряды, включающие физически проявленные слова, жесты и вещи. Вот как Христос учредил таинства и как Церковь должна жить ими.
Таинство покаяния по своему значению и последствиям может быть описано как беседа. Цель причастия — простить серьезный грех после крещения, чтобы мы вернулись к дружескому и семейному общению с Богом и Церковью. Этот разговор сам по себе вызван разговором. Церемония таинства покаяния в основном включает в себя обсуждение между двумя людьми. Кающийся исповедуется священнику в своей скорби по отдельным прошлым грехам, обещает выполнить работу удовлетворительно и просит прощения. Священник-исповедник поручает удовлетворительное дело и разрешает кающемуся, совершенствуя его в благодати. Здесь священник действует в образе Кристи .
В отличие от большинства других таинств, неодушевленный физический объект не нужен. Есть просто разговор. Некоторые средневековые представления о покаянии возлагали таинство исключительно на священника-исповедника или кающегося. Святой Фома Аквинский пояснил, что оба человека играют важную сакраментальную роль. Трентский собор подтвердил это понимание. Таинство можно было бы назвать «сослужением» кающегося и священника. Таинственный обряд включает в себя четыре конкретных действия: раскаяние кающегося, исповедь и удовлетворение, а также отпущение грехов священником. Это не монолог, а диалог.
Этот спасительный разговор не может происходить с помощью электронных средств, потому что таинство покаяния требует как совместного физического присутствия, так и живого, межличностного действия кающегося и священника-исповедника. Условия для полноценного, естественного, человеческого разговора должны существовать.
В начале XVII века Магистериум учил, что кающийся не может «таинственно исповедоваться в грехах отсутствующему исповеднику письмом или через посланника» или «получать отпущение грехов от того же самого отсутствующего исповедника» (9).0023 ДХ 1994; см. также 1995 г.). Проблема заключалась не в письменном признании; такое признание было с готовностью разрешено св. Фомой Аквинским и другими богословами. Проблема также заключалась не в исповеди через другого человека; исповедь возможна, например, с переводчиком. Проблема заключалась в одновременном присутствии и действии, так что исповедь и отпущение грехов были частью единого физического совместного разговора.
Время имеет решающее значение. Учитывая возможные взлеты и падения нравственной жизни, кающийся должен уметь исповедоваться настоящее печаль о прошлом , теперь отвергнутом, действия. И священник-исповедник должен отпускать грехи в настоящем. Иногда это требование описывается как «моральное присутствие». Но эта межличностная внимательность требует физической близости.
Теологи на протяжении веков подробно описывали физические условия, необходимые для истинного, живого разговора, подходящего для таинства покаяния. Как правило, они учили, что кающийся и священник-исповедник могут находиться на расстоянии до пятидесяти футов друг от друга — примерно как длина большой комнаты. За пределами этого расстояния празднование таинства теоретически возможно, но сомнительно. Если бы кающийся был, скажем, в 500 футах от него, произошла ли бы настоящая человеческая встреча, настоящий разговор, личное присутствие со священником, чтобы поговорить о личных, смущающих вопросах греха?
Сомнительно. Возможно, с акустическим мегафоном, передающим человеческий голос естественными звуковыми волнами, может состояться настоящий разговор. Но сакраментальная структура телесности может выйти за ее пределы. Таинство требует истинно человеческого присутствия и беседы, что влечет за собой естественный, человеческий масштаб.
Исключительное использование электронных устройств с целью покаяния на больших расстояниях уже более ста лет широко осуждается сакраментальными и моральными теологами и канонистами. Это потому, что это нарушает принципы физического присутствия и совместного действия. Когда звуковые волны воспроизводятся электрическим громкоговорителем — даже маленьким, вроде телефона, — возникает разрыв между электрическим производством и человеческим агентом. Громкоговоритель не является частью человеческого тела, как голосовые связки или руки. Громкоговоритель — это искусственный инструмент общения. Он принципиально не отличается от других форм связи, которые работают на больших расстояниях, таких как дымовые сигналы, письма и телеграфы. Громкоговоритель просто быстрее и точнее. Тот факт, что звуки громкоговорителя могут быть идеально записаны и воспроизведены, доказывает, что это не человек.
Если в исповеди кающегося используются исключительно искусственные средства без какого-либо естественного знака, выражающего сокрушение священнику-исповеднику, или если в отпущении грехов священник использует исключительно искусственные средства, то мы, конечно, не обладаем телесностью и актуальностью, необходимыми для сакраментального значения. Это не исключает, например, усиления слухового аппарата (который помогает, но не заменяет естественное общение). Это просто означает, что должны существовать условия для физического разговора и что естественные органы и чувства должны быть задействованы в сакраментальном значении.
Покаяние с помощью электронных средств также поставит под угрозу право кающихся на личное признание, защищенное печатью признания. Агентство национальной безопасности показало, что оно может — и часто делает — записывать все телефонные разговоры в стране. Правительство и некоторые компании также часто имеют «черный ход» доступа к так называемым безопасным средствам связи, таким как Skype. Следует ли в таких ситуациях совершать таинство покаяния? Это правда, что кающиеся могут отказаться от своего права на исповедь наедине, например, в переполненной больничной палате. Но было бы опрометчиво думать об изобретении электронной формы исповеди, когда мы знаем, что другие подслушивают.0005
Даже при всеобщем отпущении грехов — отпущении грехов одновременно нескольким лицам без предварительной целостной исповеди из-за крайней нехватки времени — церковный чин говорит, что «кающиеся, желающие получить отпущение грехов… . . указать на это каким-либо знаком», например, преклонив колени или склонив голову, и произнеся акт раскаяния. Как учил Тридентский собор: «Если кто-нибудь… . . говорит, что исповедь кающегося не требуется для того, чтобы священник мог отпустить ему грехи, да будет анафема» (9).0023 DH 1709).
Нельзя отрицать, что структура таинств ограничивает их применимость. Это позор сакраментальной специфики, сродни частности Воплощения: Бог избрал подходящих, чтобы предложить определенные средства спасения определенным людям в определенных местах и в определенные времена. А как насчет других лиц? У них есть другие, хотя, возможно, и худшие средства спасения. Действительно, Бог «хочет, чтобы все люди спаслись» (1 Тим. 2:4).
Дело против электронного покаяния может показаться отрицательным. Но дело обстоит наоборот. Требования к покаянию уважают и сохраняют личное и социальное измерение спасения, таинства и причастных агентов. Вина человека за прошлое и его раскаяние в настоящем подчеркиваются, когда он может сказать служителю Божию и Церкви: «Прости я , Отец , за я согрешил. . . . За эти грехи я искренне сожалею. Тот же персонализм применим, когда священник, орудие Христа, отвечает: « я прощаю вас ».
Действительно, кризис COVID-19 напоминает нам о нашем личном существовании и об условиях христианского общения.