Политика юстиниана 1: Внутренняя политика Юстиниана

Разное

Содержание

Внутренняя политика Юстиниана

Содержание

  • 1 Законодательная деятельность
  • 2 Административная реформа
  • 3 Религиозная политика
  • 4 Экономическая жизнь
  • 5 Юстиниановская цивилизация
  • 6 Преемники Юстиниана

Законодательная деятельность

Юстиниан стремился вернуть империи, возрожденной им, как он полагал, надолго, порядок, процветание и хорошее управление, присущие ей в лучшие дни Рима. Принятые меры могут быть сведены к двум основным областям: законодательной деятельности и административной реформе.

Рим стал основоположником юридической науки. Благодаря ей государство обрело порядок и единство, а император — основу своей абсолютной власти. Юстиниан оценил значимость этого наследия, ту роль, которую оно еще могло играть, и осознал необходимость его сохранить. Законодательная деятельность Юстиниана — успешная благодаря правильному видению задачи и до- статочной воле для ее полного решения, а также умению найти людей, способных воплотить идеи правителя в жизнь, — самая известная и действительно самая замечательная часть его деяний. То, что позднее назвали Corpus juris civilis («Свод гражданского права»), состоит из четырех частей: собственно «Кодекса Юстиниана», то есть свода всех императорских установлений, начиная с Адриана и до 534 г.; «Дигест», или «Пандект» — сборника сочинений знаменитых юристов и краткого изложения всей римской юриспруденции; «Институций» — практического учебника права для студентов, и, наконец, «Новелл» —154 законов, принятых Юстинианом после 534 г. Интересно заметить, что «Кодекс», «Пандекты» и «Институции» написаны на латинском языке, в то время как большая часть «Новелл» на греческом, чтобы, по словам самого Юстиниана, их могли прочесть все — признание, которое, должно быть, многого стоило в устах императора, не любившего эллинизма и неохотно использовавшего греческий язык.

Невозможно переоценить значение всего сделанного в этой области, прежде всего, для Византии, усвоившей самое важное из того, что составляло цивилизационное наследие Рима. Но также оно непреходяще и для истории человечества, ведь в XII в. юстинианов-ский свод, часто применявшийся в том виде, как был записан, и до сих пор являющийся основой гражданского права, вернул Западу знание о принципах жизни общества и деятельности государства. В то время благодаря мудрой хранительнице, коей была Византия, «римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир» (И. Покровский, цитируемый А. Васильевым).

Административная реформа

В узком смысле административная реформа Юстиниана сводится к двум указам 535 г., в которых император дал своим чиновникам общие наставления. В широком смысле — это весь комплекс мер, предпринятых Юстинианом для улучшения внутренней жизни страны.

Страшный мятеж, вспыхнувший в Константинополе в 532 г. и известный под именем «Ника» (греческое слово, означающее «победа» или «побеждай», которое выкрикивали восставшие), наглядно свидетельствовал о необходимости реформ, о том, что произвол чиновников и политика императора в целом переполнили чашу терпения народа. Издревле люди в каждом византийском городе разделялись на группировки — «димы», самыми многочисленными из которых были «синие» и «зеленые», но теперь они представляли собой нечто вроде политических партий. И те и другие собрались на ипподроме, единственном месте, где возможно было выразить общественное мнение. Впрочем, это не выходило за рамки установившегося обычая: когда император желал говорить с народом, он делал это в цирке с высоты своей ложи; историки донесли до нас некоторые весьма любопытные диалоги между глашатаями императора и бунтовщиками. Мятеж, начавшись в цирке, охватил весь город. В течение шести дней мятежники грабили и жгли все что попадалось под руку. Обещания отправить в отставку Трибониана и Иоанна Каппадокийского — двух министров, особо ненавидимых из-за жестокости управления, оказалось недостаточным, чтобы успокоить восставших. Велизарию пришлось прибегнуть к силе — он запер мятежников на ипподроме и учинил страшную резню, во время которой погибло по меньшей мере 30 тыс. человек. Кровавая расправа притушила мятеж, но Юстиниан усвоил урок.

Две новеллы 535 г., дополненные в последующие годы особыми указами, касались реформы бюрократической машины. Такие меры, как ликвидация бесполезных постов, отмена системы продажи наследственных должностей, увеличение жалованья, обязательная присяга для вступающих в должность, учреждение должностей специальных представителей, или «юстинианцев», наделенных полномочиями гражданской и военной власти, должны были сделать чиновников более независимыми от тех, кем они управляли, и более зависимыми от императора.

Юстиниан добавил к этому настойчивые призывы к правому суду (он реформировал одновременно и судебное управление), к справедливости, честности, доброжелательности. Другая серия мер, возможно, еще более существенна, поскольку с ее помощью Юстиниан пытался устранить злоупотребления крупных землевладельцев. Он чувствовал, что в среде земельной знати, кичившейся своими привилегиями и независимой от центральной власти, скрываются его противники. Направляя удар против них, он карал не только самых опасных врагов среднего класса, но и самых плохих налогоплательщиков, что в целом защищало благополучие всего государства. Юстиниан был прав, преследуя недобросовестных чиновников и мятежных вельмож. Но чем обернулись его усилия? Полной неудачей, основным виновником которой стал он сам, вынужденный нарушать собственные законы и давать пример плохого управления из-за постоянной и возрастающей потребности в деньгах. Расходы Юстиниана на войну и особенно на строительство были огромны. Едва в одном указе он принимал сторону задушенного налогами люда, как в следующем уже отдавал своим уполномоченным приказ любыми способами собрать как можно больше золота. Юстиниан продавал должности, вводил новые налоги, уменьшал вес монет. Он сделал чиновников лично ответственными за сбор налогов, что развязало руки для бесчинств, еще недавно сурово осуждаемых. Чиновник вновь превращался в безжалостного и бесчестного «мытаря», а налогоплательщики, дабы избежать этого бедствия, пополняли клиентуру крупных вельмож, могущество которых император пытался ослабить.

Религиозная политика

Стремясь к возрождению Римской империи, Юстиниан, естественно, нуждался в согласии с папством. Это было заметно еще в начале правления Юстина, когда тот в 518 г. — под влиянием Юстиниана — примирился с Римом, положил конец расколу Акакия* и, приняв условия папы, вычеркнул из диптихов имена патриарха и его преемников, а также Зенона и Анастасия — двух императоров, склонявшихся к монофисит-ству. В первые два года своего правления (527 и 528) Юстиниан издал крайне суровые указы, которые в определенном смысле поставили еретиков вне закона, а в 529 г. приказал закрыть Афинскую академию, последнее прибежище язычества. Победы на Западе сопровождались преследованиями ариан и многочисленными проявлениями почтительного отношения к папству.

Однако Феодора, в отличие от императора, вовсе не была ослеплена миражом Запада. Она понимала, что империя остается прежде всего восточной и что ее силу составляют восточные провинции. А они (Египет и Сирия — самые богатые из них) были решительно на стороне монофиситов. Из политических соображений, как, впрочем, и по убеждению, Феодора всю свою жизнь выступала защитницей монофиситов. Под ее влиянием Юстиниан проводил политику терпимости по отношению к ним, принял их представителей в Константинополе и позволил в 535 г. взойти на патриарший трон епископу Анфиму, разделявшему их взгляды. Ответ папы Агапита не заставил себя ждать: он сместил Анфима, принудил Константинопольский собор предать монофиситов анафеме (536) и добился от Юстиниана исполнения этих решений. Страшные преследования обрушились на монофиситов повсюду, вплоть до Египта.

Феодора взяла реванш. Несмотря на расправы и жесточайшие меры ересь не исчезла, ее вдохновители
находились в Константинополе, и даже жили во дворце императрицы. Благодаря пылкой пропаганде,
на которую император закрывал глаза, разогнанные общины вновь распространились по всему
Востоку. В 543 г., пытаясь скомпрометировать Халкидонский собор, Юстиниан пошел даже на то, что
заставил так называемый «Собор о трех главах» заклеймить принятые им определения. Чтобы получить на это согласие папы Вигилия, император велел похитить его из Рима и привезти в
Константинополь, где просьбами и угрозами добился заявления, подтверждающего решения «Собора о
трех главах».

Казалось, монофиситы одержали окончательную победу, но в 548 г. Феодора скончалась. Бурный протест Запада против слабости, проявленной папой, не оставил тому иного выхода, кроме как отозвать свое заявление. Юстиниан, еще раз прибегнув к насилию, заставил новый собор подтвердить постановление «Собора о трех главах» и, также силой, принудить исполнять эти решения, но добился лишь того, что вызвал раскол на Западе между своими сторонниками и теми, кто не мог примириться с его позицией. К тому же он не удовлетворил требования монофиситов на Востоке. Поражение было полным, и снова его главной причиной стала западная политика императора. Именно из-за нее Юстиниану не хватило сил противостоять врагу, нападавшему с Востока. Именно из-за этой политики, истощавшей финансы страны, провалилась административная реформа. И опять же из-за нее была утрачена последняя возможность прийти на христианском Востоке к религиозному единству, огромная потребность в котором возникнет столетие спустя — перед лицом арабского нашествия.

Экономическая жизнь

Скажу о ней кратко, отметив лишь некоторые новые аспекты. Один из самых существенных, не только экономических, но и социальных, факторов того времени — широкое развитие монашества, которому благоволили, как бы соревнуясь друг с другом, Юстиниан и Феодора, искренне восхищавшиеся отшельниками Египта и Палестины. С монашеством связаны многие характерные черты Византийского государства, в том числе и подрывавшие его основы. Монахи вели себя слишком свободно, занимали слишком большое место в политической жизни страны вплоть до императорского двора. Они были слишком многочисленны и тем самым сокращали количество рекрутов для воинской впоследствии стали говорить о самих этих деятелях как «трех главах», что не совсем верно, так как осужден в итоге был лишь Феодор, а в случае Феодорита и Ивы осуждению подверглись лишь некоторые их сочинения службы.

Особую опасность представляли пожертвования в пользу монастырей — целые состояния, почти никогда не облагаемые налогом. Земли также переходили в руки монахов, и наряду с крупными земельными господскими владениями возникла новая категория привилегированной собственности. Размах строительства и то значение, которое придавалось этому виду деятельности, — это еще одна характерная черта юстини-ановской экономики, особенно в первые годы его правления: по всей империи возводятся дороги, мосты, оборонительные сооружения, акведуки, церкви. Временами, ценой огромных расходов, процветание казалось достигнутым, но затем финансовые невзгоды останавливали этот взлет и налоги вновь всей своей тяжестью обрушивались на население.

Что до крупной торговли, то она удивительно активно шла в нескольких привилегированных центрах (таких, как Константинополь), через которые осуществлялся товарообмен между Востоком и Западом. Но торговые отношения с Дальним Востоком превратились в большую проблему — речь идет о товарах из Индии и Китая (прежде всего, о шелке). Их доставляли по суше до Согдианы либо по морю до Цейлона, где они поступали в распоряжение персов, и те везли их к византийской границе. Юстиниан, в надежде избавиться от дорогостоящего и обременительного персидского посредника, искал обходной путь к северу от Персии через Каспийское и Черное моря, но безуспешно. Он попытался обойти Персию с юга, поручив христианским жителям Йемена и Абиссинии добраться непосредственно до Индии и Китая, но и здесь его ждало разочарование — империя так и не сумела избавиться от экономической зависимости от Персии.

Юстиниановская цивилизация

Но одна лишь законодательная деятельность свидетельствует потомству в пользу императора, прозванного «великим»? Не будем забывать, что Юстиниан действительно обладал истинно императорским чувством величия и его воздействие на эпоху было достаточно глубоким, чтобы цивилизация VI в. , одна из самых блестящих в истории Византии, справедливо носила имя «юстиниановской». Могучая личность императора, его деятельность находят отражение не только в любых проявлениях духовной жизни, но и в разбросанных по всей два примера.

В Равенне следует отметить церкви Сан-Витале (Св. Виталия) и Св. Аполлинария, поражающие прекраснейшими мозаиками VI в. Так, в великолепных мозаичных композициях Сан-Витале, изображающих императора и императрицу среди высших придворных, живо предстают все величие и весь блеск императорского двора при Юстиниане. В Константинополе было много творений эпохи Юстиниана, но лишь одно сохранилось в почти первозданном виде: речь идет о символе всего его царствования — Св. Софии. Первая базилика, построенная Константином, была разрушена в 532 г. во время восстания «Ника». Восстанавливая ее, Юстиниан решил придать новой церкви небывалые размеры и величие и превратить ее в кафедральный собор всей империи. Приглашенные им из Малой Азии архитекторы Анфимий Траллийский и Исидор Милетский возвели церковь на фундаменте базилики, венчал ее купол диаметром почти 31 метр, поднятый над землей на 50 метров.

Император выделил огромные средства на украшения, скульптуры, мозаики, мощение полов и облицовку стен мрамором. Рассказывали, что в день торжественного открытия — 25 декабря 537 г., ознаменовавший апогей его царствования, Юстиниан, войдя в новую церковь, воскликнул, намекая на великий Иерусалимский храм: «Я победил тебя, Соломон!» В средние века Св. Софию стали называть Великой церковью, что выделяло ее среди всех остальных. Она — действительно шедевр и в то же время синтез искусства империи, которое оформилось в VI в., гармонично соединив элементы, заимствованные у Рима, Греции, Востока, христианства. Хотя Юстиниан часто поступал неверно и в определенном смысле все его царствование являло собой большую ошибку для судеб империи, надо признать, что ему все же было присуще величие. Начало собственно византийской цивилизации следует датировать временем Юстиниана.

Преемники Юстиниана

Юстиниан скончался в 565 г. Годы его правления, которому всегда не доставало денег, были столь тяжкими, усталость и нищета столь великими, что смерть императора народ воспринял с облегчением. Последующий период, во время которого на троне один за другим сменились Юстин II (565-578), Тиверий (578-582), Маврикий (582-602) и Фока (602-610), со всей очевидностью обнажил все то, что
было искусственного и чрезмерного в деятельности Юстиниана. Во внешней политике Византия отказалась от западной ориентации. Почти всю Италию завоевали лангобарды. Оставленному на произвол судьбы Риму оставалось рассчитывать только на энергию папы Григория Великого. Ради спасения того, что еще возможно было спасти, Маврикий создал в Италии экзархат с центром в Равенне, а в Африке — Карфагенский экзархат, где вся гражданская и военная власть была сосредоточена в руках одного лица, экзарха.

На Востоке возобновились конфликты на персидской и дунайской границах. Персидская война, катастрофическая для империи при Юстиниане, завершилась при Маврикии выгодным для Византии договором, но при Фоке сражения развернулись вновь. Отряды славян, объединившись с аварами, племенем, по всей видимости, тюркского происхождения, постоянно нарушали дунайскую границу. Славянам не удавалось взять Фессалонику, но они опустошили страну и дошли до Пелопоннеса. Кто-то из них, безусловно, осел в этих местах, что дало основание для знаменитой и крайне преувеличенной теории Фалльмерайера, согласно которой вся Греция в конце VI — начале VII в. была «славянизирована».

Внутренняя политика по-прежнему была сосредоточена на финансовых проблемах, которые так и не решил ни один император. К тому же после смерти Юстиниана резко усилилось противодействие императорскому абсолютизму — и в Константинополе, где заговорщики сеяли смуту, и в провинции, где волновалась земельная знать. В религиозной жизни внезапно обострились противоречия между папой Григорием Великим и патриархом Константинополя, спровоцированные притязаниями патриарха Иоанна Постника на титул вселенского патриарха. Все это закончилось скандальным царствованием Фоки, младшего офицера, получившего трон благодаря поддержке восставшего народа и армии. Фока правил как кровавый и бездарный тиран: персидская армия без помех дошла до Константинополя. Когда в 610 г. небольшой флот под командованием сына карфагенского экзарха Ираклия бросил якорь у стен столицы, народ, вознесший Фоку на трон, предал его смерти и провозгласил императором Ираклия.

Юстиниан Великий. Внутренняя политика — Академия журнала «Фома»

Михаил Ведешкин, кандидат исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

 

Самой яркой страницей истории VI века для Византийской империи, безусловно, стала правление императора Юстиниана, исключительно долгое и наполненное событиями как внутренней, так и внешней истории.

Юстиниан происходил из фракийских крестьян. Семья его была неблагородной, первым человеком, который стал заметен на политическом небосклоне Византийской империи из этой фамилии был его дядюшка Юстин. Этот престарелый воин, не умевший читать и писать, в 518 году, после смерти императора Анастасия, довольно ловко распорядился выделенными ему средствами и смог занять престол. Понятное дело, что человек, не имевший должного образования и навыков для управления империей, сразу же приближает к себе своего ближайшего родственника. По сути, Юстиниан становится соправителем своего дядюшки.

В 527 году, когда престарелый Юстин умирает, Юстиниан официально вступает на престол Восточной Римской империи в качестве единственного императора и правит очень долго – до 565 года. Этот император был необычайно трудолюбив, въедлив и вместе с тем жесток, завистлив и даже параноидален.

Под стать этому противоречивому правителю была его супруга – Феодора. Происхождение ее было самое незавидное: отец ее был распорядителем звериных травель в константинопольском цирке. После его ранней смерти девушке пришлось выбрать позорное ремесло танцовщицы и куртизанки, для того чтобы пропитать себя. Однако природный ум, обаяние, красота и коварство Феодоры довольно скоро позволили ей забросить это занятие и заняться поисками богатых патронов. Последним в ряду таких покровителей и стал тогда еще наследник престола – Юстиниан.

Брак этих двух незаурядных людей продолжался не очень долго, однако император и императрица истинно правили сообща. Юстиниан всегда опирался на мнение своей супруги, в то время как Феодора почти во всем поддерживала Юстиниана.

Одним из главных принципов политики Юстиниана было поддержание единства империи. Это единство можно было обеспечить только составлением рычагов, которые смогут направлять эту империю в нужном направлении. И подобным рычагом для Юстиниана становится законодательство. В самом начале своего правления Юстиниан приказывает квестору Требониану провести великий пересмотр всего римского права. Пройдет три года, и на свет появится первая редакция свода гражданского права. Это была не первая попытка как-то кодифицировать, упорядочить римские правовые отношения, юридическую сферу. Подобные акции предпринимались в конце III – начале IV века, потом небезуспешно в середине V века императором Феодосием, который составляет «Кодекс Феодосия», но кодификация Юстиниана превосходит все.

Кодификация состояла, во-первых, из «Кодекса Юстиниана», то есть свода римских законов, начиная с IV и до VI века, во-вторых из «Институций», то есть наставлений будущим составителям права. По сути, «Институции» были вступлением молодых юристов в профессиональную деятельность. И, наконец, из «Дигест» – выдержек из латиноязычных юристов, которые бы помогали решать различные спорные и сложные вопросы гражданского права.

Помимо наведения порядка в законодательстве, Юстиниан всячески пытался нормализировать систему управления империей. Боролся с коррупцией, правда, очень неудачно. В дальнейшем эта борьба с ветряными мельницами закончилась безусловным поражением императора. Он даже официально узаконил тарифы на занятие всех высших государственных и церковных должностей, которые стали открыто продаваться.

Юстиниан пытался навести порядок в налоговой сфере. Здесь ему помогал его ближайший сподвижник Иоанн Каппадокиец, долгое время занимавший пост префекта претория Востока. Поначалу Иоанн Каппадокиец снижает налоги, но в дальнейшем огромные траты Юстиниана на его церковную политику, строительные проекты и не в последнюю очередь на его завоевания на западе и войны на востоке приводят к тому, что казне начинает не хватать денег. Налоговый гнет начинает возрастать. В итоге правление Юстиниана становится периодом, когда налоги будут взимать даже в прямом смысле за воздух, об этом напоминает Прокопий Кесарийский.

 

Юстиниан I и Феодора I | Христианская история

Есть два великих дара, которые Бог в Своей человеколюбии ниспослал свыше: священство и императорское достоинство»
—Юстиниан I

решил даровать миру сейчас, с помощью Всемогущего Бога», — заявил честолюбивый Юстиниан I со своей женой Феодорой. Римскую империю — в юридическом, военном, архитектурном отношении — и снова объединить ее в славное королевство. И в значительной степени ему это удалось.0004

Фермер и артист

Юстиниан родился Флавием Петером Саббатием, сыном фермера, чей бездетный дядя собирался стать императором Юстином I. Юстиниан был призван в столицу в подростковом возрасте и получил самое лучшее образование. Он стал членом ближайшего окружения Джастина, взял себе другое имя и стал самым влиятельным советником Джастина.

Юстиниан был дотошным, терпеливым и по натуре замкнутым. Он также мог проявлять настойчивость, поддерживая долгосрочные планы, несмотря на серьезные неудачи, хотя в опасности он нервничал. Он так мало нуждался в отдыхе, что подданные называли его «императором, который никогда не спит».

Хронология

440

Лев Великий рукоположен во епископа Рима

445

Эдикт Валентиниана укрепляет главенство Рима

451

Халкидонский собор

483

Юстиниан I и Феодора I род.

565

Юстиниан I и Феодора I умирают

590

Григорий Великий избран папой

Когда Юстиниан был коронован в 527 году, он назначил соправителем свою молодую жену Феодору. Она была на 15 лет моложе его и почти во всем была его противоположностью. Она была общительной, остроумной, в высшей степени уверенной в себе и никогда не теряла голову в кризисных ситуациях. Он обожал ее, и она была его самым главным советником.

Она пришла к короне из канавы. Ее родители были артистами, низшими слоями свободного общества. Ее отец умер, когда она была ребенком, и она вышла на сцену, чтобы зарабатывать на жизнь. Большинство актрис также были проститутками, и слухи на этот счет преследовали ее всю жизнь.

Когда она стала христианкой, она отдала свою прежнюю жизнь за прядение шерсти. В 522 году она встретила Юстиниана, который был так очарован ею, что изменил закон, чтобы актрисы могли выходить замуж за представителей высшего общества. В следующем году он женился на ней.

Церковь и государство

Юстин жаждал воссоединить империю отчасти из-за своей философии церкви и государства. «Есть два великих дара, которые Бог в Своей человеколюбии ниспослал свыше: священство и императорское достоинство», — писал он. «Первый служит божественным вещам, а второй направляет и управляет человеческими делами; однако оба происходят из одного и того же источника и украшают жизнь человечества».

Если и церковь, и государство будут хорошо выполнять свои обязанности, «возникнет всеобщая гармония». Именно в погоне за этой общей гармонией Юстиниан направил свои усилия.

В 533 году Юстиниан послал свои войска, чтобы отвоевать Африку у ослабленных вандалов. Он заключил мирный договор со своими персидскими соперниками на востоке и завоевал одно арабское или славянское царство за другим. В 535 году он вторгся в Италию и 25 лет сражался с готами, пока они не были изгнаны, а полуостров практически не разрушен. К концу своего правления Юстиниан почти восстановил границы Римской империи на ее высоте, но ценой опустевшей казны.

В 528 году Юстиниан учредил три имперские юридические школы и назначил комиссию по реорганизации правовой системы. Он создал то, что стало известно как Кодекс Юстиниана — Corpus Juris Civilis — часть авторитетного положения римского права, которое постепенно было принято во всей Западной Европе.

В Кодексе было много откровенно христианского. «Правильно, что те, кто не поклоняется Богу должным образом, также должны быть лишены мирских преимуществ», — сказал Юстиниан, поэтому законы усложнили жизнь еретикам и неверующим. Он также закрыл знаменитый университет в Афинах, центр языческой мысли, и преследовал еретиков-монтанистов.

Но к верующим он был благосклонен. Он упростил освобождение рабов-христиан, дал больше законных прав женщинам и детям, усложнил развод и сократил количество преступлений, караемых смертной казнью.

Неудовлетворительный компромисс

Тем не менее, Юстиниан стремился объединить свою империю в религиозных вопросах. Самым неприятным для Юстиниана было разделение между ортодоксальными христианами и монофизитами. Православные верующие, чтившие выводы Халкидонского собора, говорили, что Иисус имел две природы в одном лице. Монофизиты говорили, что у Иисуса была одна природа, его божественность поглотила его человечность, как «капля вина в океане». Юстиниан считал спор недоразумением и хотел примирить стороны.

Но на кону стояло нечто большее, чем теология. Монофизиты с центром в Египте контролировали регионы империи, экспортирующие зерно. А еще была возлюбленная Юстиниана Феодора: монофизитка.

В 544 г. Юстиниан опубликовал трактат, известный как «Три главы», в котором пытался найти почву для компромисса, но это никого не удовлетворило. Даже после того, как он навязал свои взгляды через церковный собор, Второй Константинопольский собор (553 г.), вопросы остались нерешенными.

Великий строитель

За время своего 38-летнего правления Юстиниан возвел великолепные здания по всей империи — 25 базилик только в Константинополе, включая Санкту Софию («Святая Мудрость»), жемчужину византийской архитектуры.

Когда Юстиниан умер, Средиземное море снова стало имперским озером. Но империя так и не была по-настоящему объединена и начала распадаться в течение двух лет. Тем не менее правление Юстиниана и Феодоры считается величайшим в византийской истории.

5 Идеологический конфликт в царствование Юстиниана I | Социальный конфликт в эпоху Юстиниана: его природа, управление и посредничество

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСоциальный конфликт в эпоху Юстиниана: его природа, управление и посредничествоДревняя история (неклассическая, до 500 г. н.э.)Классическая историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСоциальный конфликт в эпоху Юстиниана: его природа, управление и посредничествоДревняя история (неклассическая, до 500 г. н.э.)Классическая историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск


  • Иконка Цитировать

    Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться

    • Твиттер
    • Подробнее

Процитируйте

Белл, Питер Н. ,

«5 Идеологический конфликт в правление Юстиниана I»

,

Социальный конфликт в эпоху Юстиниана: его природа, управление и посредничество

(

4 Оксфорд ,

2013;

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 23 мая 2013 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199567331.003.0005,

, по состоянию на 2 декабря 2022 г.

Выберите формат
Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСоциальный конфликт в эпоху Юстиниана: его природа, управление и посредничествоДревняя история (неклассическая, до 500 г. н.э.)Классическая историяКнигиЖурналы
Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации

Oxford AcademicСоциальный конфликт в эпоху Юстиниана: его природа, управление и посредничествоДревняя история (неклассическая, до 500 г. н.э.)Классическая историяКнигиЖурналы
Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе рассматриваются системные идеологические проблемы, затрагивавшие Римскую империю. Раздел 1 начинается с обсуждения значения термина «идеология». В разделе 2 рассматриваются свидетельства идеологической преемственности, конфликтов и изменений, а также крайней культурной сложности. В разделе 3 исследуется удивительное постоянство «язычества». Раздел 4 посвящен консолидации христианства, рассматриваемого как «гегемонистская идеология» империи, «не оставляющая места для инакомыслия».

Ключевые слова:
Римская империя, идеология, язычество, христианство

Предмет

Классическая историяДревняя история (неклассическая, до 500 г. н.э.)

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Вход через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы